Тобольская епархия: церкви и монастыри, приходы и духовенство

Тобольская и Тюменская епархия РПЦ // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

Новости ogirk.ru
  • Выходные в Иркутской области будут снежными
  • В Иркутской области начали готовиться к VII чемпионату «Молодые профессионалы»
  • О поддержке молодых специалистов на селе рассказали в Иркутске
  • В Приангарье начали подготовку к VII региональному чемпионату «Молодые профессионалы»
  • Представители двух министерств провели «Открытый диалог с молодежью» в Иркутске

ТОБОЛЬСКАЯ И ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Включает Тюменскую область, Ханты-Мансий­ский и Ямало-Ненецкий автономный округ . В ней 5 благочиний (с центрами в Тобольске, Тюмени, Ишиме, Ханты- Мансийске, Салехарде ), 4 действующих монастыря, 194 прихода и 148 священнослужителей. Правящий архиерей — архиепископ Димитрий (Капалин).

Учреждена в 1620: выделена из состава Вологодской с наименованием Сибирская и Тобольская, во главе ее поставлен архиерей в сане архиепископа. Первым эту кафедру занял Киприан (Старорусенков) и пробыл на ней до 1624. Перед ним встали труднейшие задачи ут­верждения и распространения православия на огромной территории, увеличивавшейся с каждым годом по мере присоединения новых «землиц». Для решения этих задач требовалось строить церкви, которые нуждались в иконах, церковной утвари, книгах, духовенстве. Привлечь в Сибирь духовенство было нечем, поэтому его направляли туда в приказном порядке (нередко архиерей сталкивался с попытками бегства духовных лиц, рассматривавших свое назначение в Сибирь как незаслуженную ссылку). Главе епархии приходилось учреждать новые монастыри как оплоты православия в крае (см. Монастыри Русской Православной Церкви в Сибири ) и наводить порядок в старых: подчас иноки и монахини жили в одной обители, что приводило к нарушению благочиния; принявшие монашество свободно проживали вне монастырских стен в мирских поселениях и т. п. Длительное существование русское населения Сибири вдали от центра епархиального управления привело к тому, что решения по многим делам, относящимся к сфере церковного суда, выносили предста­вители светской власти. Архиепископы Сибирские и Тобольские долгое время поневоле вступали в конф­ликты с воеводской администрацией, отстаивая свои права в этой области. Киприан и его преемники – Макарий (Кучин; 1624—35), Нектарий (Теляшин; 1635—40), Герасим (Кремлев; 1640—50), Симеон (1651—64) и другие — успешно добивались земельных пожалований монастырям и архиерейскому дому, приобретали земли иными путями, успешно развивали церковное хозяйство, обеспечивая экономическую независимость: воеводы нередко задерживали положенные церкви государственные выплаты, бывало — и отказывали в них. Конфликты со светской администрацией, а то и с русским населением провоцировались во многом тем, что сибиряки в лице собственной церковной главы получили контрольный орган, который царским наказом наделялся большими полномочи­ями — мог вмешиваться в любое государственное дело на территории Сибири и обличать перед центральной властью любые злоупотребления (см. Русская Православная Церковь ).

В царских наказах и грамотах одной из главных задач сибирских архипастырей провозглашалось миссионерство, распространение православия среди местных народов. Весь XVII в. основными принципами миссии объявлялись отказ от форсирования христианизации аборигенов и защита церковью прав желающих креститься и новокрещеных (от препятствий крещению, насильственные «похолопления», ограбления и эксплуатации служилыми людьми).

В 1668 Тобольская епархия, как одна из крупнейших в России, получила ранг митрополии; первым сибирским митропо­литом стал Корнилий (1664—78). Павел (1678—91), второй митрополит, положил начало каменному строителству в Сибири: из камня возведены кафедральный Софийский собор, Знаменская церковь на Абалаке, Преображенская церковь в Знаменском монастыре, архиерейский дом в Тобольске и другие.

Тобольские митрополиты развернули борьбу со старо­обрядчеством, широко распространявшимся в Сибири. В XVII в. особенную известность на этом поприще приобрел Игнатий (Римский-Корсаков ; 1692—99). Ему пришлось принимать меры в связи с массовыми само­сожжениями староверов, в которых подчас участвовали и прихожане официальной Православной церкви.

Петровские реформы многое изменили в церковной жизни Си­бири, как и России в целом. Большинство сибирских церквей снимается с государственного довольствия; так называемая государева руга отныне выдается только причтам небольшого числа главных городских соборов и тех церквей, которые впервые строятся в селениях новокрещеных (позже, при пере­стройках и возобновлении после пожаров, эти церкви также, как правило, переводились на содержание при­хожан). Резко ограничивается рост монастырей. Царь подыскивает подходящую замену удаленному на покой слишком независимому митрополиту Игнатию, осмелившемуся отлучить от Церкви царских родственников — тобольских воевод Нарышкиных.

Новый глава сибирской епархии должен был решить не­простую задачу: поставить миссионерское дело так, чтобы резко ускорить обращение аборигенов в православие. Предполагалось, что широкую проповедь развернет в Сибири духовенство, надлежащим образом подготов­ленное в школах, которые следовало для этого учредить в епархии. Кандидатов на сибирскую кафедру Петр I стал подыскивать среди известного своей образованностью украинского православного духовенства. Возведенный в сан митрополита Сибирского и Тобольского священник Димитрий (Туптало) , хотя и считался им с марта 1701 по январь 1702, к месту своего назначения не выехал по болезни и занятости составлением нового свода житий святых. Реально выполнение поставленных царем задач легло на митрополита Филофея (Лещинского ; 1702—11, 1715—20). Он лично осуществлял миссионерские поездки к сибирским уграм, по­ложив начало массовой христианизации; учредил церковную школу, где обучались и дети новокрещеных. При нем осуществлялись театральные постановки на библейские темы, строились церкви, в том числе каменные; его ходатайством возвращено государственное содержание некоторым не имевшим ис­точников дохода сибирским церквам и монастырям. Митрополит Филофей попытался получить в свою огромную епархию викарного епископа, должность которого была учреждена в 1706. Викарным епископом Иркутским и Нерчинским назначен Варлаам (Коссовский; 1706—14), в Сибири, однако, почти не живший. Митрополит Филофей в 1709 принял схиму с именем Феодор и просил отпустить его по обету и болезни на покой. Но управлять епархией ему пришлось до приезда в 1711 своего преемника, святителя Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского и всея Сибири, который продолжил его начинания. Когда святитель Иоанн (Максимович) в 1715 умер, митрополит- схимник Феодор еще на 5 лет вернулся к многочисленным епархиальным заботам. Его преемники, митрополиты Тобольские и Сибирские святители Антоний (Стаховский ; 1721—40), Арсений (Мацеевич ; 1741—42), Антоний (Нарожницкий ; 1742—48), Сильвестр (Гловатский ; 1749—55), свт. Павел (Конюскевич ; 1758—68), как и он, принадлежали к когорте ученого украинского мона­шества и продолжили все направления деятельности своего предшественника.

В 1727 из состава Тобольской и Сибирской епар­хии была выделена самостоятельная Иркутская епископия с территориями Иркутского, Селенгинского, Удинского, Нерчинского уездов. В 1731 к Иркутской епархии отошли Якутский и Илимский уезды, а также Селенгинский монастырь. Эти меры существенно облегчили тобольским архиереям церковное управление. Школа при архиерейском доме в 1740-е гг. преобразована в семинарию, которая с конца 1750-х гг. обрела свои высшие классы до богословия включительно; тогда же учреждена сеть начальных церковных учебных заведений на местах с преподаванием латыни. Ускоренными темпами развивалось церковное строительство, с середины века особенно поощря­лось каменное. Миссионерская работа велась жесткими методами: по всей территории епархии искоренялось старообряд­чество. В 1760-е гг. тобольский митрополит для этих целей даже создал, вопреки закону, собственную военную команду, не без оснований считая, что светское ведомство саботирует его карательные меры, которые не раз провоцировали масштабные акции протеста в виде самосожжений. Массовыми стали жалобы и на насильственное крещение. Конфликты тобольских архиереев с губернатором и другими чиновниками государственного и заводского управления не прекращались до конца 1760-х гг. Два последних митрополита были удалены из епархии в результате недовольства центральной светской и духовной власти их деятельностью. После секуляризации церковных земель Екатерина II прекращает практику массового назначения на архиерейские кафедры украинского монашества, привер­женного идее сильной самостоятельной Церкви. В ходе церковной реформы Тобольская кафедра понижается в ранге с митрополии до епископии.

Читайте также:
Троицкий монастырь в Муроме: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

Долгое управление Тобольской епархией свт. Варлаама (Петрова ; 1768—1802, с 1792 — архиепископа) не отличалось конфликтами с гражданской властью. Его сози­дательная деятельность на ниве церковного управления простиралась на устройство новых приходов в быстро колонизуемом крае, восстановление и поддержание православия у обских угров, участие в организации миссий вне епархии, усовершенствование церковной школьной системы. В 1799 в связи с общеимперским приведением границ епархий в соответствие с границами губерний территории Тобольской епархии 2-й раз за столетие существенно уменьшилась: более 200 ее приходов отошло к вновь учрежденной Екатеринбургской епархии, еще 37 — к новой Орен­бургской и Уфимской. Годом ранее часть приходов Енисейского края отошла к Иркутской епархии, а в 1824 вся территория Енисейской губернии в церковном отношении передана иркутским архиереям. В 1834 еще одна самостоятельная епархия, Томская (в нее вошли и приходы Енисейской губернии), выделена из состава Тобольской, которая окончательно потеряла статус главной епархии Сибири.

В XIX — начало ХХ в. Тобольской епархией управляли архиепископы Антоний (Знаменский; 1803—06), Амвро­сий (Келембет; 1806—22), Амвросий (Рождественский- Вещезеров; 1823—25), Евгений (Казанцев; 1826—31), Павел (Морев-Павлов; 1831), Афанасий (Протопопов; 1832—42), епископ Владимир (Алявдин; 1843—45), архи­епископы Георгий (Ящуржинский; 1845—52), Евлампий (Пятницкий; 1852—56), епископ Феогност (Лебедев; 1856—62, с 8 апреля 1862 — архиепископ), архиепископ Варлаам (Успен­ский; 1862—72), епископы Ефрем (Рязанов; 1872—74 — как епископ Березовский, викарий архиерея Тобольско­го; 1874—80 — как епископ Тобольский и Сибирский), Василий (Левитов; 1880—85), Авраамий (Летницкий;1885-89), Иустин (Полянский; 1889-93), Агафангел (Преображенский; 1893-97), Антоний (Каржавин; 1897-1910), Евсевий (Гроздов; 1910-12), Алексий (Молчанов; 1912-13). К 1912 в епархии насчитывалось 439 церквей и 404 часовни, численность духовенства дости­гала 1 004 человек (из них 574 священнослужителя), при храмах имелось 309 библиотек. В Тобольской епархии дейст­вовало 253 церковно-приходских попечительства, 8 двух- и 368 одноклассных школ, в которых училось 13 528 человек. В епархии было 3 мужских монастыря с 56 насельниками, 4 женских – с 491 насельницей; при монастырях работали 3 больницы и 1 богадельня.

Революционные события в России сыграли роковую роль и в истории старейшей сибирской епархии. Прежде всего они повлияли на перемещения архиереев. После Февральской революции со своих кафедр, как сторонники прежнего режима, были удалены несколько иерархов, в том числе в марте 1917 архиепископ Тобольский Варнава (Накропин; 1913-17). На его место Свят. Синод назначил архиепископа Гермогена (Долганова ; 1917-18), который до этого за резкую оппозицию светской и синодальной власти, анафематствование (церковное проклятие) Г. Распутина и других, отбывал ссылку под жандармским надзором в Грод­ненской епархии. В качестве тобольского архиерея Гермоген сразу вступил в конфликт с новой властью, усилившийся после Октябрьской революции. В апреле 1918 он был обвинен в монархическом заговоре и арестован за установление связей с царской семьей и т. п., а в конце июня зверски убит.

В дальнейшем РПЦ в этом регионе подверглась такому же разгрому, как и в России в целом. В 1919 состоялся последний выпуск старейшей в Сибири То­больской семинарии, после чего она была закрыта. Как и везде, закрывались храмы и монастыри, преследовалось духовенство, смещались архиереи. В 1924 окончательно упразднено Берёзовское викариатство ; в попытках сохранить остатки церковного управления в том же году откры­то Курганское викарианство (упразднено в 1934). До 1937 епархией управляли епископы Тобольские и Сибирские Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1918-22, временно упр.), Николай (Покровский; 1922-25), Назарий (Блинов; 1925-28, 1934), Артемий (Ильинский; 1930-37), Алек­сий (Кузнецов; 1934), Борис (Шипулин; 1934-35), после чего епархия переименована в Тобольскую и Тю­менскую. Епархия пострадала и от церковного раскола: на ее территории 10 лет существовала одноименная обновленческая епархия, которой управляли Михаил (Николаев; 1922-23), Александр (Филиппов, 1923-1924, временно упр.), Даниил (Громовенко; 1924-25), Петр (Виноградов; 1926-27), Андрей (Смирнов; 1927-28), Николай (Русанов; 1928), Сергий (Озерецковский; 1928-32). В 1937 епархия была упразднена, ее приходы с 1947 управлялись преосвя­щенным Омско-Тюменской кафедры.

С конца 1980-х гг. в связи с прекращением гонений на РПЦ и ее начавшимся возрождением произошли изменения и на территории бывшей Тобольской и Сибирской епархии. В 1989 началась передача РПЦ Абалакского Знаменского монастыря , осенью того же года воссоздана Тобольская духовная семинария, а 26 января 1990 возрож­дена сама епархия с названием Тобольская и Тюмен­ская (всего с 18 приходами). Ее епископом и одновременно ректором семинарии в 1990 назначен бывший инспектор Московской духовной семинарии Димитрий (Капалин) (с 1999 – архиепископ). В первые же годы удалось добиться возвращения ряда храмов, в том числе при поддержке Патриарха Алексия II – зданий Тобольского кремля. Патриарх во время 3 своих посещений освятил новые храмы в Надыме и Когалыме, благословил проведение в возрож­денной епархии региональной конференции «Сибирь молодая, православная», ставшей затем традиционной. В епархии, кроме семинарии, имеющей 3 отделения (в т. ч. регентское и иконописное) и насчитывающей более 200 учащихся, действуют духовное училище, 12 православных гимназий, несколько десятков воскресных школ.

В епархии восстановлены старые монастыри: Абалакский Знаменский мужской под Тобольском, Тюменский Свято-Троицкий мужской, Иоанно-Предтечев Введенский Междугорный женский (основан в 1653 как мужской, в 1864 обращен в женский), в 2003 учрежден новый Тюменский Свято-Ильинский монастырь женский.

Лит.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Б. м., б. г.; Буцинский П.Н. Открытие Тобольской епар­хии и первый тобольский архиепископ Киприан. Харьков, 1891; Он же. Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625— 1650 гг.). Харьков, 1991; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2; Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1994; Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. Кн. 9; Сулоцкий А.И. Сочинения: В 3 т. Тюмень, 2000-2001.

Тобольская епархия: церкви и монастыри, приходы и духовенство

Патриаршество — новая тема на портале «Богослов.Ru»
20 ноября этого года исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Читать дальше

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Ливнах: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы

Церковные архивы Тобольской епархии XVII в. еще только ждут своего исследователя, так как пока нет обобщающих трудов монографического характера. Отдельные статьи и исследования затрагивающие интересующую нас тематику, к сожалению не дают нам ясного представления о системе церковных архивов в Сибири, и о их сегодняшней судьбе.

Наша статья не претендует на полный ответ, мы скорее всего попытались весьма кратко и в общих словах сделать срез системы церковных архивов времени архиерейства митрополита Игнатия (1693 – 1700).

Наиболее ценными для нашей работы оказались публикации грамот митрополита Игнатия[1].

Прежде чем говорить о самих архивах, необходимо в вкратце обрисовать систему епархиального управления. Сибирский архипастырь управлял своей епархией с помощью архиерейского приказа. «В его ведении находилось: обслуживание архиерейского хозяйства, создание необходимых условий для главы епархии, организация выезда архиерея, ведение делопроизводства, деловая переписка с церквями и монастырями, подготовка бумаг и решений на утверждение главе епархии, рассмотрение ставленнических и судебных дел. В архиерейский приказ стекались все необходимые сведения, отчеты и донесения»[2]. По всем наиболее важным делам митрополит должен был писать в Москву, причем и царю и патриарху. Например, для совершения поездки по епархии требовалось одобрения и обоих ветвей власти[3]. Грамоты, которые посылались патриарху до нас не дошли, а вот Сибирский приказ сохранил отписки многих сибирских митрополитов. Документы, рассылаемые в нижестоящие инстанции, т. е. в монастыри, центры десятин, и отдельные церкви составлялись дьяками часто уже по готовому шаблону, лишь по указанию митрополита, и скреплялись их подписью. Иногда в исключительных случаях митрополит сам писал грамоты. Штат был не большим. Воевода церковный, два дьяка, казначей и еще несколько не значительных должностей[4].

В Сибирской митрополии сложилась особая система управления приходами. Административно-территориально епархия делилась на три разряда: Тобольский, Верхотурский и Енисейский. Обычно, во главе них находились настоятели крупнейших монастырей, а к обеспечению деятельности разрядов привлекались иеромонахи и монашествующие[5]. По сути, они дублировали функции архиерейского приказа, переписывая и рассылая поступившие распоряжения заказчикам. К концу XVII века их роль вообще практически сошла на нет. В начале следующего столетия они вообще были упразднены[6].

Разряды делились на десятины. Надо заметить что к концу XVII по сути десятины стали главной административной единицей, по крайней мере судя по грамотам все сношения с конкретными приходами ведутся в основном посредством десятильников.

Существовало так же параллельное деление на заказы, во главе которых стояли обычно заказчики. Они назначались обычно из настоятелей монастырей. Территориально заказы могли совпадать с десятинами, но могли и разниться. В обязанность заказчика вменялось наблюдение за церковным благочинием, и в случае каких либо нарушений сообщал в Тобольск[7].

Во главе десятины стоял десятильник (другое название десятинник), который обычно назначался из архиерейских служилых людей (детей боярских). В его компетенции находились финансово-административные дела. В необъятной Тобольской епархии эти светские архиерейские чиновники получили особую власть, которую Тобольск за своей отдаленность контролировать не мог. Круг обязанностей десятильника состоял в сборе разного рода церковных налогов, их учете и отсылке в столицу Сибири, контроль за нравственностью населения, сообщении о неурядицах, а также приведение в исполнение инструкций и наказаний по указу митрополита. Они также иногда имели небольшие воинские команды[8]. Большие злоупотребления детей боярских, назначаемых на эти должности, привела к замене их лицами духовного сана в 1697 – 1698 гг.[9]

Вся эта система не могла существовать без архивов. Самый большой и очень интересный архив существовал в архиерейском приказе. Возник сразу после возникновения новой кафедры и содержал, вероятно, много документов[10]. Какие документы там могли храниться? Во-первых, это конечно указы и грамоты царей и патриархов, а также царские жалованные грамоты. Во-вторых, разного рода челобитные и отписки, поступившие с мест. Затем Тобольский архиерейский дом вел судные дела, они тоже должны были отлагаться здесь. Переписка софийского дома с тобольским воеводой, а также с воеводами других городов также, скорее всего, сохранялась в архивах. Мы не знаем, имел ли архив особое помещение или документы хранились в сундуках, прямо на рабочем месте. Известно точно, что он хранился отдельно от библиотеки.[11] Из митрополичьих грамот этого периода видно, что финансовыми делами занимался казначей имевший видимо особое помещение (в документах упоминается «казенный приказ»), и вероятно имел свой архив, состоящий в основном из различного рода учетных документов. Например, десятильники должны были присылать время от времени книги приходные и расходные.

Подтверждение того, что документы сохранялись в архиве, мы можем найти в митрополичьих грамотах этого периода. Например, про раскольников митрополит пишет следующее: «. отсылать на Софейский двор и чинить им великого государя указ безо всякой пощады по правилом святых и по указным статьям и грамотам, каковы о том в прошлых годех в Тобольск посланы»[12]. То, что архив не дошел до нас объясняется просто: в 1701 году случился страшный пожар. Часть документов сохранилась в составе фонда Сибирского приказа, в основном это списки с документов, которые посылались для отчетности в Москву[13]. Софийский дом располагал так же обширной библиотекой – 238 книг[14]. Архив Тобольского архиерейского дома более позднего периода частично сохранился, часть его храниться в РГАДА[15]. Существовала так же практика составлять копийные книги и отсылать их в Москву. Так в начале 90-х годов были опубликованы копии документов тобольского архиерейского архива за 1620 – 1626 г.[16] Вероятно, хранились документы и в келейной казне митрополита, точно известно, что там хранились денежные расписки, могли храниться и другие рукописи.[17] Келейная казна включала и личную библиотеку, например у митр. Игнатия было 75 книг[18]. Созданием документов посылаемых царю и патриарху руководил обычно сам митрополит. Патриарший архив, к сожалению, не сохранил переписки с Тобольском. В Москве делами Тобольской митрополии со стороны царя заведовал Сибирский приказ, в котором в частности отложились многочисленные отписки и челобитные Сибирских архипастырей и других лиц, писавших в столицу нас, интересующую нас тематику[19]. Там все документы одного дела подшивались, вместе со списками царских решений подклеивались в один столбец (дело). Документы, которые пересылались воеводам и в нижестоящие церковные организации чаще всего составлялись в архиерейском Приказе лишь по «указу митрополита» и пересылались по назначению. И там они могли храниться в архиве местной церкви или чаще монастыря. Так распоряжаясь сделать опись в Иркутском Вознесенском монастыре митр. Игнатий пишет: «. и все подлежащие алтарю святому и церкви служебные вещи, и книги и ризы и колокола и великих государей жалованные грамоты, и на всякия угодья данныя письма и крепости и наши архиерейские и прежних архиереев указные грамоты и всякие писменные указы»[20]. Наиболее интересные местные архивы сосредотачивались в центре заказов и десятин. Например, назначая иеромонаха Григория Тушина на место десятильника Ивана Маслова в 1698 г. митрополит велит принять у прежнего десятильника «. и книги приходные и расходные денежному сбору и о всяких делех указные грамоты и памяти и духовные и розыскные и судные дела вершенные и не вершенные ево Иванова и прежде бывших десятинников сиденья», а также сделать «счетный список» и прислать в Тобольск[21]. Некоторые такие архивы сохранились, и грамоты сибирских архиереев обнаруженные в них, были опубликованы архим. Мелетием (Якимовым) и в «актах исторических». В частности в XIX веке были доступны архивы Троицкого Селенгинского, Посольского и Троицкого Усть-Киренского, а также Якутского Спасского монастырей[22]. Иркутский епархиальный архив сохранял в 19 веке некоторые документы бывших, до утверждения здесь кафедры, десятильников[23]. К сожалению, судьба всех этих документов в двадцатом веке не известна. Известно, однако, что архив Троицкого Усть-Киренского монастыря за интересующий нас период сохранился в составе Государственного архива Иркутской области (ГАИО. Ф. 482)[24], а архив Троицкого Селенгинского мужского монастыря в Национальном архиве республики Бурятия (НАРБ. Ф. 316)[25]. Часть документов перечисленных монастырей и Софийского архиерейского дома отложилась в фонде коллегии экономии (РГАДА. Ф. 281), в связи с секуляризацией церковных земель. Основную часть комплекса составляют подлинные крепостные акты и др. документы на земельные владения.[26]

Читайте также:
Покровский собор в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сохранились также архивы Успенского Далматовского[27] и Тобольского Знаменского[28] мужских монастырей.

Таким образом, рассмотрев систему ведомственных архивов в Тобольской епархии в конце XVII века, мы видим, что положение дел в архивах соответствовало общему положению архивного дела в России XVII века. Мы видим, что хотя и документы видимо, хранились в отдельных ларях, но подчас они перечисляются вместе с прочими материальными ценностями. Важно отметить, что в то время было понимание необходимости сохранять важные документы, не только как документ, дающий некие льготы, земли или деньги, но просто по той причине, что рукопись сама по себе воспринималась как некая ценность.

[1] Древние церковные грамоты Восточно – Сибирского края (1653 – 1726) и сведения о Даурской миссии. Собранные миссионером архим. Мелетием. Казань, 1875. С. 42 – 113; Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссиею. СПб., 1842. Т. V: 1676 – 1700. № 243, 247, 248, 290 (Далее – АИ.).

[2] Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале ХХ веков. Иркутск, 2006. Ч. I. С. 26.

[3] См. например: Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 214. Оп. 3. Ст. 1058. Л. 15, 15 об. Опубл. в прил. к работе: Никулин И.А. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский: жизнь и творчество. Дипломная работа. Машинопись. Екатеринбург, 2007. С. 118-119.

[4] Состав приказа выведен нами по грамотам митрополита Игнатия.

[5] Дулов А.В., Санников А.П. Указ. соч. С. 26.

[9] Подробнее об этом см.: Покровский Н.Н. Сибирское дело о десятильниках// Покровский Н.Н. Российская власть и общество: XVII – XVIII вв. Новосибирск, 2005. С. 375 – 413. О замене и о системе десятин в Восточной Сибири см.: Покровский И. Русския епархии в XVI – XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического изследования. В 2-х тт. Казань, 1897. Т. I (XVI – XVII вв.). С. 529 – 530.

[10] Для полного представления о том, каким мог быть архив, смотри описание сохранившегося архива Великоустюжского архиерейского дома. См.: Российский государственный архив древних актов (далее РГАДА). Путеводитель. В 4-х тт. М., 1997. Т. 3. Ч. 2. С. 722 – 725.

[11] См. От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки Российской провинции XVI – XVIII веков. Екатеринбург, 1994. С. 88.

[12] Древние церковные грамоты. С. 101.

[13] Так сохранилась опись библиотеки 1701 г. См.: От Вятки до Тобольска. С. 88.

[14] От Вятки до Тобольска. С. 88.

[15] РГАДА. Путеводитель. В 4-х тт. М., 1997. Т. 3. Ч. 2.С. 731 – 732.

[16] Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994. С. 135 – 232.

[17] Оглоблин Н. Н. Библиотека сибирского митрополита Игнатия, 1700 г. // Библиограф – 1892. №8 – 9. Отд. 1. С. 286 – 291.

[18] Для сравнения: у патриарха Иоакима было 52 книги, у патриарха Никона 156, а у Епифания Славеницкого 72. См.: Луппов С. П. Книга в России в XVII веке. Л., 1970. С. 138 – 139.

[19] См.: РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Обзор документов фонда см.: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768). Ч. 1 – 4. М., 1895 – 1901.

[20] Древние церковные грамоты. С. 57.

[22] Преосвященный Мелетий епископ Якутский и Вилюйский (биографический очерк)/ сост. А. А. Хвостов. СПб., 1894. С. 14, 25; Древние церковные грамоты. С. 42 – 113. См. также: АИ. Т. V. № 243, 290.

[23] АИ. Т. V. № 247, 248.

[24] Согласно указателю: История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России: Аннотир. справ.-указ. М., 1993. С. 260.

[25] Согласно указателю: История Русской Православной Церкви в документах. С. 16 – 17.

[26] РГАДА. Путеводитель. В 4-х тт. М., 1997. Т. 4. С. 28.

Читайте также:
Иоанн Шаховской: житие архиепископа, труды и книги, стихи

[27] Согласно указателю История Русской Православной Церкви в документах. С. 316 хранится в Государственного архиве Курганской области (ГАКО. Филиал в г. Шадринске. Ф.224).

[28] Согласно указателю История Русской Православной Церкви в документах. С. 593 хранится в Государственном архиве Тюменской области (ГАТО. Филиал в г. Тобольске. Ф. 70).

Казачий храм иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле в Москве

В 2017 году, по благословению Патриарха началась постройка новой московской церкви, храма браза Богоматери «Отрада и Утешение» на Каховке.

Более знаменитым считается так называемый «казачий» храм той же Иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на Ходынке. Ведь эта церковь, как самая «контрреволюционная», была национализирована Советской властью одной из первых, а её реставрация, начавшаяся в 90-х, была завершена еще при патриархе Алексии II.

История храма и его достопримечательности

Церковь возводилась в 1906-1909 гг., под девизом «в благодарность за усилия по сбережению покоя мирных жителей в печальные дни декабрьских событий».

Другие православные храмы Москвы:

На сайте храма до сих пор можно видеть девиз из Писания: «тем, кто положит душу свою за други своя».

Важно! Храм планировался как духовный православный центр памяти, скорби и тех, кто защищал невинных. Храм образа Богоматери «Отрада и Утешение» на Ходынке являлся первым и единственным духовным памятником правительственной победы над первой русской революцией 1905 года.

Недаром его начали строить в 1906 году при казармах наиболее отличившихся в подавлении мятежа (который, как теперь широко известно, спонсировали в том числе и старообрядцы) частей ─ Первой Гренадерской бригады и Четвертого Донского Казачьего полка.

Любопытно архитектурное решение здания, найденное православным зодчим Владимиром Адамовичем. Уже зная о назначении храма, так и о том, какой именно иконе его собираются посвятить, архитектор, как и многие православные русские, неоднократно бывавший на Афоне, решил возводить церковь не в современном ему, а в ранневизантийском стиле: в подражание знаменитым зданиям монастырей этого чистого и древнего источника нашей веры.

В итоге здание вышло приземистым, опирающимся на массивные пилоны, небольшим на вид, но способным вместить около пятисот прихожан одновременно. На Афоне в Греции часто можно увидеть похожие строения, воздвигнутые в IX–XII в.в.

До революции церковь стала знаменита не только из-за посвящения защитникам отечества 1905 года. Её украсили лучшие работы православных живописцев:

  • иконостас с плащаницей, вышитой монахинями по эскизам В.М. Васнецова;
  • икона работы В. М. Васнецова;
  • иконы известного тогда иконописца и христианского живописца В.П. Гурьянова;
  • красочно оформленный мартиролог жертв революционеров в 1905-1906 гг. на стенах главного храма;
  • присланный с Афона список чудотворной иконы X века «Отрада и Утешение».

С величайшим трудом все эти художественнее произведения были реставрированы к 2000 году. Сохранилась в основном и «древневизантийская» кладка стен.

А вот уникальные звонницы и «золотые главы» церкви пришлось восстанавливать заново полностью. Но реставраторы ориентировались на сохранившие фото храма начала XX века, так как эскизов В. Адамовича не сохранилось.

Православные кладбища Москвы:

Знаменитая церковь на Ходынке была одной из первых церквей, национализированных Советской властью не только как «помещение для культа», но и из-за явной антиреволюционной направленности Храма. В конце 80-х уникальную постройку и вовсе хотели снести.

Но уже с 1990-го года, когда она была вновь передана государством Московскому Патриархату, в церкви велись восстановительные работы. Как за счет РПЦ, так и на добровольные пожертвования. Причем больше других потрудился сегодняшний епископ Красногорский, настоятель церкви в 1996-2002 годах игумен Иринарх.

Наиболее знаменитые священнослужители храма

В историю русского православия навсегда вошла трагическая и до сих пор несколько спорная фигура иеромонаха Иеракса (И.М. Бочарова). После того как этот последователь старца Зосимы в 44 года лишился своей церкви, прихожане храма не только вспоминали его с теплотой, но и ходатайствовали перед Патриархом Тихоном о его награждении золотым нагрудным крестом.

Иеромонах Иеракс не принял декларации митрополита (позже — патриарха) Сергия Страгородского и в 30-х годах перешел на подпольное положение. В 1943 году был арестован и отправлен в ГУЛАГ, где, впрочем, ему были созданы особые условия, как и знаменитому епископу Ковровскому, владыке Афанасию. Оба вышли из ГУЛАГа живыми и впоследствии жили в домах для бывших политзаключенных.

На заметку! О. Иеракс-Бочаров был осужден за подпольную антисоветскую деятельность и за «профашистские настроения», в 1943 году, когда отношение Сталина и его окружения к церкви начало меняться в лучшую сторону. Но именно в том году бывший митрополит Сергий, «декларацию» которого иеромонах в 1927 году подверг резкой обструкции, становится русским Патриархом. Так что неясно, по чьей инициативе состоялся арест.

Храм «Отрада и Утешение» сегодня

Сегодня церковь «на Ходынке» снова притягивает верующих и любопытных туристов, являясь одной из уникальных московских достопримечательностей.

Храм полностью отреставрирован и является тем, чем и задумывался более столетия назад: духовным центром русской скорби о невинных. Внешне церковь тоже привлекает взгляды из-за необычного архитектурного стиля и новых звонниц. Недаром она включена в список «сорока сороков», наиболее интересных церквей Москвы.

Как добраться

Храм расположен возле Боткинской больницы, на улице Поликарпова, 16. Добираться очень удобно и без личного авто, навигатор которого всегда подскажет, как ехать.

Церковь «Отрады и Утешения» располагается в Хорошевском районе, в треугольнике между станциями метро «ЦСКА», «Беговая» и «Динамо». Удобнее всего будет пройти на улицу Поликарпова от Беговой, хотя и от других станций эта прогулка по Москве займет у вас 10-15 минут.

Внимание! Главное, не спутать этот знаменитый храм с новой церковью на митрополичьем подворье, посвященной той же иконе. В этом случае, вместо центра Москвы, вы рискуете оказаться в Юго-Западном районе и долго искать перекресток улиц Каховской и Зюзина.

Текущая деятельность

Почетным настоятелем «Отрады и Утешения», как и приписанной к больнице Боткина церкви Космы и Дамиана является Покровский Л.Н., митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Самой же церковью руководят:

  • настоятель Иоанн Кудрявцев;
  • протоиереи Димитрий Шумов (высшее художественное образование), Сергий Рождественский (высшее техническое) и Владимир Купарев.

Им помогают два иерея и два совсем молодых диакона.

История храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле

История и современное состояние

Победа над революцией 1905 г. – это именно та причина, по которой было решено воздвигнуть Казачий храм во имя богородичной иконы «Отрада и утешение». Он строился три года и был освящен в 1909 г. Изначально церковь задумывалась как духовный центр памяти всех тех, кто отдал свою жизнь за мирный народ, поэтому заложена она была при казармах первой Гренадерской бригады, а также четвертого Донского Казачьего полка. Строительные работы спонсировались государством при участии старообрядческой общины.

Читайте также:
Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Здание воздвигалось по проекту известного архитектора Владимира Дмитриевича Адамовича. Зодчий взял за основу ранневизантийский стиль, в котором были построены древние афонские святыни, датируемые IX-XII столетиями. Таким образом, храм получился компактным, но довольно вместительным – одновременно здесь могло находиться почти пять сотен человек.

После революции 1917 года Казачий храм на Ходынке был первым, который национализировала большевистская власть. Из-за контрреволюционной позиции святыню и вовсе предлагали снести, однако, к счастью, уникальное здание осталось нетронутым.

Вплоть до 1990 г. в церкви иконы Богородицы «Отрада и утешение» не велось никаких реставрационных работ. Восстановление началось только после передачи православной постройки под управление Московского патриархата. Ремонт осуществлялся за счет средств РПЦ, приходских пожертвований, а также спонсорской помощи епископа Красногорского Иринарха.

На текущий момент реставрация Казачьего храма завершена. До первоначального вида восстановлены практически все элементы здания, кроме колоколов и куполов. Последние пришлось отливать с нуля, ориентируясь лишь на фотографии начала ХХ столетия. Так, сегодня церковь на Ходынском поле продолжает выполнять функции православного центра памяти, а также принимать паломников и туристов со всех уголков страны.

Внутреннее убранство храма

На возведение церкви во имя богородичного образа «Отрада и утешение» были брошены самые лучшие мастера царской России. К сожалению, после печальных событий 1917 г. многие шедевры пострадали, однако современным реставраторам все же удалось вернуть им былую красоту.

Помимо древневизантийской кладки храмовых стен, внутреннее убранство Казачьего храма украшают:

  • святые лики кисти Виктора Михайловича Васнецова;
  • иконы авторства Василия Павловича Гурьянова;
  • плащаница для церковного иконостаса, вышитая по эскизам Васнецова;
  • афонская копия чудотворного образа «Отрада и утешение», датируемая Х столетием;
  • искусно декорированный мартиролог с именами погибших от рук революционеров за годы восстания.

Внутреннее убранство храма

Знаменитые священнослужители

Самой значимой фигурой для Казачьего храма является бывший настоятель, иеромонах Иеракс (в миру Иван Матвеевич Бочаров). Его жизнь с самого детства была связана с Церковью, так как мальчик рано потерял родителей. Воспитываясь монахами воронежской Задонской обители, он получил прекрасное духовное и музыкальное образование. В 1915 г. юноша принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре, а спустя три года уже получил сан иеродиакона.

В 1919 г. Иеракс стал иеромонахом и отправился служить московскому храму «Всех скорбящих Радость» при Лефортовской военной больнице. Через два года его перевели в Казачью церковь на Ходынском поле, где он провел почти 10 лет.

После того как 16 июля 1927 г. митрополит Сергий Страгородский издал «Декларацию», Бочаров перестал упоминать его имя во время церковных служб, а вскоре и вовсе ушел в подполье. Прячась от советских властей, он основался у своей духовной дочери, продолжая справлять богослужения в домовой церкви.

Будучи соратником епископа Афанасия (в миру Сергея Григорьевича Сахарова), 6 ноября 1943 г. Иеракс был арестован за антисоветскую пропаганду. Вместе с ним под стражу заключили самого Сахарова, Нину Трапани (духовную дочь Бочарова), монахиню Сусанну и протоиерея Петра Шипкова.

До 50-х годов ХХ столетия гонимый иеромонах отбывал ссылку в Кемеровской области, а после освобождения стал постояльцем мордовского дома инвалидов. К концу жизни он перебрался во Владимир, где прожил до 1959 г.

Видео «Храм иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле»

В этом видео показано, как совершается крестный ход вокруг храмового комплекса.

Текущая деятельность

Сегодня Казачьим храмом фактически руководит четыре человека:

  • Иоанн Кудрявцев (настоятель);
  • протоиереи: Владимир Купарев, Дмитрий Шумов, Сергий Рождественский.

Почетным настоятелем храма во имя иконы Божьей Матери «Отрада и утешение» является митрополит Кирилл. Под его ведомством также находится церковь Боткинской больницы, освященная в честь «Космы и Дамиана».

Несмотря на небольшой приход, церковь регулярно проводит богослужения, а также участвует во многих социальных проектах.

Икона Богородицы «Отрада и утешение»

Воскресная школа

При Казачьем храме открыта и успешно функционирует воскресная школа для всех желающих. Здесь читают катехизис, изучают Священное Писание, преподают основы богословия. Также церковь предлагает своим прихожанам различные секции, в том числе спортивные. Талантливые дети могут брать уроки вокала или учиться играть на музыкальных инструментах, а взрослые – посещать курсы иностранных языков.

Для тех, кому не с кем оставить ребенка на время посещения церкви, предоставляется свободный доступ к детской игровой комнате. Пока родители учатся или присутствуют на богослужении, за детьми приглядывает квалифицированная нянечка.

Очень часто ученики воскресной школы вместе со священниками устраивают пикники или уличные спортивные игры.

Благотворительность

Казачий храм очень активно участвует в социальной жизни Москвы, стараясь помочь как можно большему количеству нуждающихся. Регулярно приход проводит благотворительные мероприятия, направленные на улучшение качества жизни малоимущих слоев населения. Так, перед началом учебного года проходит акция «Собери ребенка в школу», чтобы обеспечить многодетным семьям и матерям-одиночкам необходимый школьный набор.

Также за счет благотворительных пожертвований проводятся ремонтные работы самой церкви, открываются православные лавки, приобретается богослужебная утварь. Благодаря безвозмездным взносам от прихожан реставрируются приписные храмы, в частности, церковь при Боткинской больнице. За эти же средства ей были дарованы три новые иконы и восстановлены киоты.

Церковь регулярно проводит богослужения

Адрес и как добраться

Найти церковь во имя богородичного лика «Отрада и утешение» на Ходынке довольно легко. Находится она по адресу: г. Москва, ул. Поликарпова-16, вблизи больницы имени С. П. Боткина. Добраться туда можно с помощью метро, выйдя на любой из трех станций: «Динамо», «ЦСКА» или «Беговая», а затем прогулявшись пешком около четверти часа. Также очень удобен вариант такси, водитель которого доставит вас непосредственно к самой святыне.

Стоит отметить, что в Москве планируется возведение еще одной церкви «Отрада и утешение», которая будет находиться на Ярославском шоссе.

Казачий храм является очень значимой исторической памяткой для современной России, поскольку напоминает нам о событиях 1905 г. Несмотря на сравнительно молодой возраст, он несет невероятную культурную ценность для нашей страны.

Читайте также:
Тихон Шевкунов: биография архимандрита, книги и публикации, здоровье, где сейчас служит

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Расписание богослужений в храме Отрада и Утешение на Каховке

Мiръ Россия Москва Храм иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле (Москва)

Идёт загрузка карты…

Храм иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле

— православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

История

В начале XX века для 1-й гренадёрской артиллерийской графа Брюса бригады и 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка у Ходынского поля были построены Николаевские казармы. По проекту при казармах церковь не предусматривалась, и её строительство шло на деньги действительного статского советника И. А. Колесникова. Автором проекта стал архитектор В. Д. Адамович. Церковь была заложена 29 апреля 1907 года. Освятил храм 5 апреля 1909 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Владимир в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

Храм закрыт в 1922 году, в здании размещают общежитие, а затем строительный цех . Со здания снесены главы, разрушена звонница, частично разобрана ограда. Здание храма стояло в планах на снос в связи с реконструкцией Боткинской больницы. Однако, благодаря стараниям главного врача больницы И. П. Кузина, в феврале 1990 года здание храма передаётся Фрунзенским райсоветом Русской православной церкви. Освобождение здания от производственного оборудования состоялось только 5 января 1991 года, в том же году храм был освящён, а восстановление продлилось до 1996 года. Наиболее весомый вклад в восстановление храма сделал его настоятель игумен Иринарх (Грезин), который в 2002 году стал епископом Пермским и Соликамским, ныне епископ Красногорский, викарий Московской епархии.



Церковь на Ходынском поле

В Москве расположена еще одна православная церковь, построенная в честь чудотворного образа Божией Матери «Отрада и утешение». Ее история насчитывает более одного столетия.
Церковь была возведена в начале XX века на участке земли, отведенном на территории Ходынского поля рядом с казармами. Освящена она была в присутствии княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Важно! История иконы Скоропослушница: каково ее значение и в чем она помогает.

Позже при участии благоверной княгини в стенах обители был создан орден милосердия, который помогал всем страждущим и неимущим людям преодолеть тяжелый жизненный период и обрести веру в Господа. Однако при советской власти церковь два раза была на грани сноса. Но по милости Бога она уцелела и сегодня принимает в своих стенах многочисленных верующих людей, которые желают вознести молитву к Господу.

Важно! Храм на Ходынском поле расположен по адресу город Москва, улица Поликарпова, 16. Добраться до него можно на метро, до церкви 15 минут ходьбы от станции Беговой.

Деятельность прихода

Воскресная школа «Отрада»

При храме действует воскресная школа для детей.

для справок: 8-926-265-25-06 (Нина)

Молодежное движение

По благословению о.Иоанна, каждый четверг в 18.00 молодежная группа собирается в Крестильном храме и поет акафист преподобномученице Великой Княгине Елизавете, после молодежь пьет чай, общается, смотрит кино.

Страница молодежной группы в соцсети

Сестричество

Сестричество храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» осуществляет социальное служение на приходе.

«Клуб трезвости»

В храме Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле каждую неделю, примерно в 18.30 (после вечернего Богослужения), совершается «Молебное пение о страждущих недугом пьянства и наркомании» с чтением акафиста пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»для всех страждущих и тех, чьи близкие страдают от алкогольной и наркотической зависимостей.

Для уточнения конкретного дня, в который будет совершаться молебен, Вы можете посмотреть информацию на странице » Расписание Богослужений » или обратиться по телефону храма

Катехизация

  • Для готовящихся к Таинству Крещения необходимо обратиться к катехизатору по телефону:

Хохлов Сергей Вячеславович – 8 (903) 675-70-74; Елисеева Елена Васильевна — 8 (926) 078-18-31

  • Беседы с катехизатором проходят в «Консультативном центре» (здание находится на территории храма 3-й подъезд)

Ср, Чт, Пт: 18.00-20.00; Сб, Вс: 12.00-14.00

  • Беседа со священником для готовящихся к Таинству Крещения проходит в храме с 14.00 до 15.00

Общая информация

Икона Богоматери «Отрада и утешение» является нерукотворным образом, явленным в Ватопедском монастыре на Афоне. Изначально это была обычная икона Богородицы с младенцем Христом на руках. Однажды в час опасности для монастыря она ожила, чтобы предупредить монахов о грозящей им беде.
После этой вести фигуры Богородицы и Иисуса Христа застыла уже в другом положении. Этот образ пользуется великими почестями во всем христианском мире. Он является поистине чудодейственным. Образ защищает верующих от различных несчастий, природных катаклизмов, врагов и болезней. День почитания иконы – 21 января.

Интересно! Что означает икона Троеручница.

Храм Отрада и утешение в Москве на улице Каховка посвящен чудотворному образу Богородицы. Святой образ Богоматери для этой обители был написан и освящен непосредственно на оригинале в Ватопедском монастыре. Он является точной копией Ватопедской Богоматери. Написанный на Афоне свиток был торжественно внесен в храм 7 ноября 2020 г. С этих пор прийти и поклониться святому образу и испросить у него защиты может каждый верующий человек.

На сегодняшний день храм Отрады и утешения представляет собой небольшое деревянное здание, возведенное в 2014 г. На ближайшее время на его месте запланировано строительство большого кирпичного храма.

Церковь нуждается в финансовых средствах от благодетелей, которые помогут завершить строительные работы и облагородить это святое место.

Это интересно! Как доехать до Среднеуральского женского монастыря.

При храме действует воскресная школа, которая начала свою работу в 2014 году по благословению настоятеля этой обители Александра Мелина. Проходить здесь обучение могут дети в возрасте от 3 до 16 лет. На занятиях ученики воскресной школы изучают:

  • Закон Божий,
  • хоровое церковное пение,
  • историю православной России,
  • рукоделие.

В святой обители на Каховке работает социальная служба, а также проводятся различные общественные мероприятия, такие как велопробеги, праздничные концерты, фестивали, празднования масленицы, Рождества Христова и Пасхи, открытые уроки и просмотры фильмов на богословскую тематику.

  • Официальный сайт храма: otrada-nam.ru.
  • Часы работы: ежедневно с 08:00 до 19:00.
  • Как добраться до церкви: храм расположен на пересечении улиц Каховка и Азовская. Он находится в шаговой доступности от станции метро «Каховская».

Обратите внимание! Реквизиты для пожертвований указаны на официальном сайте церкви. Как сказано в Священных Писаниях: «Тот, кто жертвует, обретает вдвойне».

Трагедия Ходынского поля

Следует отметить, что выбор места для будущего храма был весьма смелым, поскольку среди москвичей Ходынское поле пользовалось дурной славой. Ещё свежа была память о трагедии, разыгравшейся 30 мая 1896 года, в день проведения на нём народных гуляний в честь коронации государя Николая II.

Читайте также:
Александро-Свирский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

За несколько дней до торжеств было объявлено, что во время праздника намечена раздача сувениров и бесплатных угощений. Это соответствовало действительности, поскольку правительством Москвы было заготовлено для этого случая 400 тыс. кульков, в каждом из которых находилась эмалированная кружка с императорским вензелем и некоторое количество сладостей и орехов. Народная молва прибавила к этому и якобы приготовленные монеты.

Ещё с вечера 29 мая на поле стала собираться толпа охотников за дармовщинкой, и к утру она достигла невероятных размеров. Когда же открылись специально построенные для раздачи сувениров ларьки, народ ринулся к ним с таким неистовством, что в образовавшейся давке 1379 человек погибли, а ещё 900 получили тяжёлые увечья.

Закладка храма

Разумеется, дозволение на столь благочестивое начинание было получено незамедлительно, а после составления проекта, над которым потрудился известный в то время московский архитектор Владимир Адамович (его фото представлено ниже), была совершена закладка будущего храма.

Торжественной церемонии, происходившей 29 апреля 1907 года, в день рождения невинно убиенного великого князя, предшествовал крестный ход от стен Кремля до места закладки храма. По свидетельству московских газет того времени, участие в шествии приняли несколько тысяч человек.

Русская Православная ЦерковьФинансово-хозяйственное управление

Департамент городского имущества города Москвы издал распоряжение от 20.09.2016 №26758 о передаче в собственность Местной религиозной организации Православному приходу храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) выявленного объекта культурного наследия «Храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» у Николаевских казарм на Ходынском поле, 1907-1909 гг., арх. В.Д. Адамович», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Поликарпова, д. 16.

Настоятель – протоиерей Иоанн Кудрявцев. Священник окормляет насельников Боткинской больницы. Те, кто может ходить, сами с удовольствием идут в храм, чтобы принять участие в богослужении и разделить радость общей молитвы. Если больной не может встать, отец-настоятель сам приходит к недужному — поисповедовать и причастить страдальца Святых Христовых Таин.

История

2 декабря 1906 года к новому московскому генерал-губернатору и командующему войсками Московского округа С.К. Гершельману вошел с прошением почетный член Русского монархического собрания в Москве, действительный статский советник И.А.Колесников.

В нем он написал: «Вполне признавая те необычайные усилия, какие понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни на пользу мирных ее жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я, уроженец Тихого Дона, возымел намерение соорудить за свой собственный счет и под моим личным наблюдением Храм для казаков 1-го Донского казачьего генераллисимуса князя Суворова полка и 1-й Гренадерской графа Брюса бригады, в месте их расположения на Ходынском поле, на следующих условиях: 1) Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой «Отрады и утешения». Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве «отраду» за понесенные ими труды и «утешение» в случае постигающего их горя. 2) Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича, своею смертию от руки злодея революционера запечатлевшего свою преданность Царю и Родине».

Торжественная закладка храма была совершена при огромном стечении народа в день рождения князя 29 апреля 1907 года и началась с величественного Крестного хода из Кремля.

Храм свободно вмещал 500 человек и был богато украшен. Здесь находились уникальный мраморный двухъярусный иконостас с золотой отделкой и плащаница, вышитая шелками и золотом инокинями московского Алексеевского монастыря по особому рисунку В. М. Васнецова, и икона «Тайная вечеря» его же кисти. Остальные иконы выполнены московским иконописцем В. П. Гурьяновым. По внутренним стенам располагались громадные мемориальные доски из белого мрамора с именами должностных лиц, убитых по политическим мотивам в 1904-1907 годах, включая неправославных, то есть всех «убиенных крамольниками жертв по 73 губерниям, областям, городам и воинским частям, в количестве 1845 человек». Эти доски как бы соединяла надпись на средней арке: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

Торжественное освящение храма совершилось 5 апреля 1909 года.

Впоследствии при участии Великой княгини Елизаветы Федоровны при храме была организована Община сестер милосердия.

5 февраля 1924 года храм закрыли. Под снос пошли все пять глав церкви и звонница. Сначала на территории храма помещалось общежитие, затем склад и строительный цех . Из окружающей современной застройки здание выделяли только остатки красно-белой кладки, подражавшей византийским традициям. Храм еще раз чудом уцелел от сноса в конце 1980-х, когда на его месте запланировали площадку для разворота машин, подъезжающих к моргу Боткинской больницы. Однако главный врач больницы предложил вернуть его Церкви с тем, чтобы воссоздать здесь первую в СССР больничную церковь.

Восстановление храма началось только в 1990 году. 5 января 1991 года церковь вернули верующим.

Более полное наименование храма звучит как: «Храм-Памятник русской скорби в честь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и утешение», на Ходынском поле в Москве в память Великого князя Сергея Александровича и всех верных долгу и присяге царских слуг, павших за Царя и Отечество от руки злодеев-революционеров крамолою 1905 года при I гренадерской графа Брюса артиллерийской бригаде в Николаевских казармах».

Подробности на сайте храма.

Возрождение святыни

Однако власти удовлетворили лишь первую часть ходатайства И. П. Кузина и не тронули здание, просьбу же о передаче его церкви отклонили, поскольку в тот период это было неосуществимо по идеологическим причинам. Лишь десять лет спустя, когда в связи с перестройкой обозначился иной подход к вопросам религии, бывший храм был передан Русской православной церкви и вошёл во Всехсвятское благочиние, охватывающее Северный административный округ столицы.

Церковь при Боткинской больнице

Храм иконы Богоматери «Отрада и утешение» на Ходынском поле расположен рядом с Боткинской больницей. Благодаря такому месторасположению пациенты и родственники могут посетить святое место, чтобы получить утешение в болезни, помолиться и испросить у Бога исцеления.
Эта святая церковь расположена недалеко от станции метро Беговая. Добраться до нее можно не только на метро, но и на рейсовых автобусах.

Читайте также:
Вятская епархия: священники и приходы, монастыри и храмы

В стенах обители совершаются церковные таинства крещения, причастия, исповеди, венчания, соборования и священства. При необходимости, если человек не может самостоятельно прийти в церковь, священник может приехать к нему домой или в больницу для совершения таинства.

Познавательно! Для чего заказывают молебен и что это такое.

При Боткинской больнице также расположен еще один храм, освященный в 1911 году в честь святых Асийских бессребреников Космы и Дамиана. Изначально его использовали для проведения таинства отпевания. Сегодня эта небольшая церковь приписана к храму иконы Богородицы «Отрада и утешение». Здесь священнослужители проводят службы, читают молитвы о болящих и акафист Богородице «Всецарице». Церковь можно посетить в любое время, чтобы поставить свечку, вознести хвалу и благодарность Богу.

Подведем итоги

Православный храм на пересечении улиц Каховка и Азовская был построен сравнительно недавно – в 2014 г. Его возвели в честь чудотворной иконы Богородицы «Отрада и утешения». В стенах этого святого места хранится точная копия иконы Ватопедского монастыря. К ней может обратиться любой верующий человек, чтобы получить защиту от недругов, грозящей опасности и тяжелой болезни. В Москве на Ходынском поле расположена еще одна церковь, освященная в честь Ватопедской Богоматери. Она находится на улице Поликарпова недалеко от Боткинской больницы.

Храм иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле (Москва)

Храм иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле — православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность прихода
    • 2.1 Воскресная школа “Отрада”
    • 2.2 Молодежное движение
    • 2.3 Сестричество
    • 2.4 “Клуб трезвости”
    • 2.5 Катехизация
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

В начале XX века для 1-й гренадёрской артиллерийской графа Брюса бригады и 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка у Ходынского поля были построены Николаевские казармы. По проекту при казармах церковь не предусматривалась, и её строительство шло на деньги действительного статского советника И. А. Колесникова. Автором проекта стал архитектор В. Д. Адамович. Церковь была заложена 29 апреля 1907 года. Освятил храм 5 апреля 1909 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Владимир в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

Храм закрыт в 1922 году, в здании размещают общежитие, а затем строительный цех завода «Знамя труда». Со здания снесены главы, разрушена звонница, частично разобрана ограда. Здание храма стояло в планах на снос в связи с реконструкцией Боткинской больницы. Однако, благодаря стараниям главного врача больницы И. П. Кузина, в феврале 1990 года здание храма передаётся Фрунзенским райсоветом Русской православной церкви. Освобождение здания от производственного оборудования состоялось только 5 января 1991 года, в том же году храм был освящён, а восстановление продлилось до 1996 года. Наиболее весомый вклад в восстановление храма сделал его настоятель игумен Иринарх (Грезин), который в 2002 году стал епископом Пермским и Соликамским, ныне епископ Красногорский, викарий Московской епархии.

Деятельность прихода [ править ]

Воскресная школа “Отрада” [ править ]

При храме действует воскресная школа для детей.

Телефон для справок: 8-926-265-25-06 (Нина)

Молодежное движение [ править ]

По благословению о.Иоанна, каждый четверг в 18.00 молодежная группа собирается в Крестильном храме и поет акафист преподобномученице Великой Княгине Елизавете, после молодежь пьет чай, общается, смотрит кино.

Сестричество [ править ]

Сестричество храма иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” осуществляет социальное служение на приходе.

“Клуб трезвости” [ править ]

В храме Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле каждую неделю, примерно в 18.30 (после вечернего Богослужения), совершается “Молебное пение о страждущих недугом пьянства и наркомании” с чтением акафиста пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»для всех страждущих и тех, чьи близкие страдают от алкогольной и наркотической зависимостей.

Для уточнения конкретного дня, в который будет совершаться молебен, Вы можете посмотреть информацию на странице ” Расписание Богослужений ” или обратиться по телефону храма: (495)945-37-46

Катехизация [ править ]

  • Для готовящихся к Таинству Крещения необходимо обратиться к катехизатору по телефону:

Хохлов Сергей Вячеславович – 8 (903) 675-70-74; Елисеева Елена Васильевна – 8 (926) 078-18-31

  • Беседы с катехизатором проходят в «Консультативном центре» (здание находится на территории храма 3-й подъезд)

Ср, Чт, Пт: 18.00-20.00; Сб, Вс: 12.00-14.00

  • Беседа со священником для готовящихся к Таинству Крещения проходит в храме с 14.00 до 15.00

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 125284, г. Москва, ул. Поликарпова, дом 16

Телефоны: +7 (495) 945-37-46; +7 (985) 241-40-52 (дежурный священник); +7 (495) 946-10-45 (телефон дежурного по храму для звонков в ночное время)

Храм Отрада и Утешение на Ходынском поле, Москва. Расписание богослужени

Пространство, вокруг которого много столетий формируется духовная жизнь народа, – это храм. Это то место, куда идут люди, когда им трудно и, наоборот, когда радостно. На восточной окраине Ходынского поля в Москве расположен один из них – Храм Отрада и Утешение. Он имеет непростую историю.

Храм Отрада и Утешение на Ходынском поле сегодня

Расположился этот культурно-духовный православный центр в Москве в доме 16 по улице Поликарпова. Он имеет несколько названий: Храм иконы Божьей Матери «Отрада и утешение» (или Отрадская церковь); еще его называют Ватопедской церковью. В народе встречается и такое название – «Казачий» храм на Ходынке. Он является Храмом-памятником Русской Скорби.

Изначально он создавался как центр скорби русских верующих людей о невинно убиенных. Его возвели в честь московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, который пал от руки террориста Каляева. Церковь закладывалась в символическую дату – в день 50-летия князя после панихиды у его могилы.

Название Ватопедская церковь получила в связи с тем, что Ватопедская икона Божьей Матери имела давнее название «Отрада и утешение», поэтому храм стал символом скорби и утешением для тех, кто потерял своих близких в смутные годы начала ХХ века.

Церковь, считавшаяся когда-то самой контрреволюционной, сегодня стала одним из центров духовной жизни верующих и одним из самых любимых культурных пространств Москвы. На его базе час то проходят разные религиозные мероприятия, куда с удовольствием идут прихожане.

Читайте также:
Валериан Кречетов: как попасть на прием к священнику, биография, исповеди и беседы

Здание интересно своим архитектурным решением. Это образец культуры русского народа и уникальная достопримечательность Москвы, что привлекает внимание многочисленных туристов. Сегодня он входит в список самых величественных храмов Москвы «Сорок сороков».

Внешне здание выглядит довольно приземистым, небольшим, но на самом деле в его стенах могут одновременно находиться около 500 верующих.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Отрада и Утешение на Ходынском поле спроектировал архитектор В. Адамович. Стиль, в котором был возведен храм, называют византийским, автор подражал балканским церквям. По своему внешнему виду и количеству вертикальных окон в куполе (их 12) храм напоминает церковь Двенадцати апостолов, построенную в Салониках (Греция) еще в начале XIV в.

Церковь Двенадцати апостолов, Салоники (Греция)

В. Адамович несколько раз посещал Афон, откуда вынес идею спроектировать храм в стиле ранней Византии, отличавшемся от современных ему течений.

Основной корпус поддерживают расположенные по бокам 4 внушительные опоры (пилона), сделанные из кирпича красного и желтого цвета, на которых расположились малые главки. На фасаде – полосатая кладка. Это также особенность византийского стиля.

В западной части постройки над входом расположена искусно отделанная звонница.

Подготовкой иконостаса, а также разработкой внутреннего и внешнего декора занимался архитектор В. Гурьянов – иконописец и реставратор. К работе был подключен также архитектор В. Маят – соавтор В. Адамовича во многих архитектурных проектах.

В 2000-е годы иконостас храма пополнился новыми работами, выполненными в мастерской, основанной Т. Трубниковой.

История строительства

Появление этой церкви стало возможным благодаря действительному статскому советнику И. А. Колесникову, который много сделал для ее строительства. Он выступил с прошением к московскому генерал-губернатору С. Гершельману разрешить построить этот храм на свои средства.

Идея названия также принадлежит ему. По словам И. А. Колесникова, этот центр религиозной жизни должен был помогать солдатам и казакам в молитве получать отраду, а в тяжелую минуту своей жизни – утешение.

Храм Отрада и Утешение на Ходынском поле строился в течение 3 лет, после чего состоялось его освящение (5 апреля 1909 г.), которое провел митрополит Крутицкий и Коломенский Владимир. На торжественную церемонию была приглашена княгиня Елизавета Федоровна.

Ходынское поле в начале ХХ века было местом размещения казарм для казаков 4 Донского казачьего полка и первой Гренадерской бригады. Эти части в наибольшей степени приняли участие в подавлении мятежа 1905 г.

Построенный на этом месте храм стал символом русской скорби по погибшим казакам и солдатам, которые были верны присяге и подавляли народные волнения во время первой русской революции.

Свои непосредственные функции он выполнял 12 лет, после чего ему пришлось немало претерпеть, прежде чем он снова стал центром духовной жизни. 1922 год стал для всей страны годом начала борьбы с церковью, в этот период активно изымались церковные ценности и закрывались храмы.

Эта участь постигла и Ватопедскую церковь, которая вскоре подверглась разрушению: пострадали звонница и все 5 куполов. Местами ограда из кирпича, которая была продолжением архитектурного замысла, была уничтожена. Проемы, образовавшиеся в ней, закрыли тяжелыми плитами из бетона.

Постройка стала использоваться для хозяйственных нужд страны.

В ней в разное время размещались:

  • армейский клуб;
  • рабочее общежитие от машиностроительного завода «Знамя труда»;
  • склад, где хранились скобяные изделия;
  • цех одного из строительных заводов.

1980 год стал решающим в судьбе храма. Местные власти выступили с инициативой построить на его месте площадку для автомобилей. Такое решение было принято в связи с запланированной реконструкцией больницы имени Боткина, которая находилась поблизости от церкви. Автомобильная площадка была необходима для подъезда машин к моргу.

Неравнодушие к такой ситуации проявил главный врач этой больницы И. Кузин. Он обратился к городским властям с просьбой сохранить здание старой церкви и вернуть его функции. Это здание должно было стать первой в стране больничной церковью.

О смелости такого поступка могут судить те, кто помнит это сложное время, когда атеизм был частью коммунистической идеологии. В результате варварских действий большинство церквей были разрушены, а их святыни разворованы.

Благодаря мужеству И. Кузина, осмелившегося тогда заявить о важности сохранения духовной святыни, москвичи получили отреставрированное здание, начавшее свою вторую жизнь и ставшее образцом зодчества религиозных зданий начала прошлого столетия.

Власти частично удовлетворили ходатайство главного врача – не стали разрушать здание храма. Но передавать его во владение церкви пока не спешили – слишком сильно было влияние идеологии.

Однако через 10 лет, во времена перестройки, когда отношение к религии поменялось, было решено передать это старое здание Русской православной церкви. В 1990 году оно стало частью Всехсвятского благочиннического округа, объединявшего все церкви Северного административного округа столицы.

Сотрудники больницы поддержали своего руководителя в его стремлении возродить святыню, к этому присоединилась и Патриархия. В результате было решено назначить настоятелем храма «Отрада и Утешение» молодого игумена Иринарха, бывшего сотрудником Отдела внешних церковных сношений.

Все производственное оборудование, которое находилось в стенах здания, было вывезено в начале января 1991 г. Тогда же состоялось освящение храма. 5 января 1991 г. стало важной датой для всех верующих христиан, поскольку в этот день церковь на законных основаниях была им возвращена.

Храм Отрада и Утешение на Ходынском поле был восстановлен только через 5 лет, в 1996 г. Кроме участия РПЦ, в деле реставрации церкви большую роль сыграли добровольные пожертвования. Большую сумму внес на это благое дело игумен Иринарх (сейчас епископ Красногорский) – настоятель этой церкви в период с 1996 по 2002 гг.

Внутреннее убранство

Внутри на стенах храма размещены доски из белого мрамора, на которых написаны имена людей, имеющих отношение к власти, осужденных и убитых по политическим мотивам в течение 1904 – 1907 гг. на всей территории страны. Количество жертв насчитывает 1850 человек.

Этот мартиролог поражает всех входящих и показывает, каких больших масштабов достиг коммунистический террор, процветавший на территории всей страны в то тяжелое время.

Внимание всех приходящих в храм привлекает иконостас, отделанный золотом и имеющий 2 яруса. Иконостас был сделан из мрамора, его украшает тонкая резьба и золочение, окаймляющее иконы.

Лепнина и колонны здания изготовлены из материала, имитирующего камень. Звонница, расположенная на западной стороне храма, имеет 3 арки. В здании много колонн и арок, что создает ощущение свободного пространства, а карнизы украшают красивые узоры в византийском стиле.

Читайте также:
Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Святыни и мощи храма

Одна из святынь, которую стремятся увидеть верующие, – это Плащаница. Она вышита вручную монахинями Ново-Алексеевского монастыря, повторяя рисунок известного художника В. Васнецова. В работе было использовано мастерство шитья золотыми и шелковыми нитями.

В храме хранится еще несколько уникальных вещей:

  • картина В. Васнецова с изображением Тайной вечери;
  • иконы, автором которых является живописец и иконописец В. Гурьянов;
  • список чудотворной иконы «Отрада и Утешение», который был привезен из Афона и датируется Х веком.

Все эти святыни с большим трудом были реставрированы и возвращены храму в 2000 г. Большая часть кладки стен была сохранена в первоначальном виде и выдержана в древнем византийском стиле.

А звонницы и купола были полностью восстановлены. Поскольку с течением времени эскизы архитектора В. Адамовича были утрачены, реставраторы брали за основу фотографии храма начала ХХ в.

Духовенство, наставники

Среди всех существовавших священнослужителей этого храма особым уважением пользовался иеромонах Иеракс (в миру И. Бочаров). О его трагической судьбе, как и о его личности, много спорят до сих пор представители православия.

В июле 1927 г. была напечатана Декларация митрополита Сергия Страгородского, в которой было написано о важности лояльного отношения церкви к Советской власти. Иеромонах Иеракс, как и многие другие, не принял этого послания и был лишен прихода.

В 30-х годах он подпольно проводил службы и в наказание в 1943 г. был арестован и сослан в ГУЛАГ. Кто стоял за этим, остается загадкой, ведь в это время отношение властей к церкви поменялось в лучшую сторону. Об этом человеке прихожане церкви вспоминают с большим человеческим теплом.

В церкви правят службу настоятель (И. Кудрявцев), 2 протоиерея (С. Рождественский и Д. Шумов), 2 иерея и 2 диакона. У храма «Отрада и Утешение» есть почетный настоятель. Это Л. Покровский – митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

Приход и хор храма

Храм Отрада и Утешение ежедневно посещают несколько десятков взрослых и детей, а в праздники сюда приезжает много гостей. Посещение церкви на Ходынском поле входит также в туристическую программу.

В храме регулярно проходят концерты камерного молодежного хора. Руководители хора – Кирилл Трухачев и Серафим Кудрявцев. Народный хор этого храма выступает перед прихожанами в дни церковных праздников, иногда в храме звучат религиозные песнопения в исполнении народного церковного хора и учеников воскресной школы.

Здесь любой желающий может научиться петь в хоровой студии под руководством профессионалов.

Социальная работа, повседневная жизнь

Необычность храма состоит в том, что он представляет собой дом для прихожан, где никто после службы не спешит домой. Верующие занимаются в группах по интересам: здесь есть театральная студия и спортивные секции, а любители музыки могут научиться играть на музыкальных инструментах.

Воскресная школа

При храме действует воскресная школа для детей разных возрастных групп:

  • 5 – 6 лет;
  • 7 – 9 лет;
  • от 10 лет.

Воскресная школа в Храме Отрада и Утешение на Ходынском поле

Занятия проводятся по специальной программе для воскресных школ «Вертоград», разработанной на основе учебника (автор – Серафим Слободский). В нем содержатся не только богословские темы, но и сведения, касающиеся естественных наук и русской культуры.

Кроме работы с учебниками дети выполняют практические задания, рисуют, делают аппликации.

Престольные праздники

К престольным дням, отмечаемым прихожанами, относится 3 февраля. В этот день проводится Праздничная Божественная литургия, на которую собираются прихожане и многочисленные гости. Неизменными и почетными гостями всегда являются казаки.

Расписание богослужений, режим работы

Двери церкви открыты для прихожан ежедневно.

Расписание обычное для православных церквей:

День Время работы
Понедельник – пятница 7.30 – 19.00
Суббота 7.30 – 19.30
Воскресенье 6.30 – 19.00

Божественная литургия проводится в каждую субботу, воскресенье и по праздникам (начало в 8.30). Вечерняя служба накануне начинается в 17 часов.

Расписание богослужений регулярно публикуется на сайте храма и обновляется ежемесячно.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

Храм Отрада и Утешение на Ходынском поле является образцом архитектуры и духовной культуры. Это первый и единственный храм, считающийся памятником победы над русской революцией в 1905 г.

Больница им. С.Боткина

В окрестностях расположены клиническая больница им. С.Боткина, центр крови им. О. Гаврилова, ветеринарный центр. Немного дальше – Институт кино и телевидения.

Информация для паломников

Узнать, как работает храм, в какое время проходят богослужения, кто именно их проводит можно по телефону. У церкви есть свой сайт, где размещена вся необходимая информация.

Работники храма позаботились о том, чтобы прихожане со слабым зрением могли быть информированы о последних новостях, связанных с работой «Отрады и Утешения». На сайте действует версия для слабовидящих.

Храм имеет собственную страницу в Инстаграм, а его прихожане активно общаются на форуме.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Дорогу к храму во имя иконы Божьей Матери «Отрада и утешение» найти несложно. Он находится по адресу: Москва, ул. Поликарпова, 16. Сюда можно доехать на метро до одной из станций: Динамо, Беговая или ЦСКА. От станции до самого храма нужно еще прогуляться около 15 мин.

Ближе всех к нему находится станция Беговая. Сюда удобно приезжать на такси, которое привезет пассажиров прямо к воротам храма. Среди другого городского транспорта сюда ходят автобусы, троллейбусы и маршрутные такси. Остановка недалеко, в нескольких минутах ходьбы.

Об этом центре духовной жизни знают все, кто когда-либо посещал больницу имени С. П. Боткина, которая находится совсем недалеко от храма.

В 2017 году храм Отрада и Утешение приобрел официальный статус – казачий. Ежегодно 24 января во многих странах считается днем поминовения казаков, погибших во времена репрессий в период расказачивания, по этому случаю в церкви на Ходынском поле совершается панихида. В этот день Храм-памятник Русской Скорби объединяет всех, кто неравнодушен к истории страны.

Видео о храме

Крестный ход в храме Отрада и Утешение на Ходынском поле:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: