Томская епархия: священники, храмы и монастыри, паломническая служба и отделы

Духовенство Томской епархии РПЦ

1834-1917 гг.

Модератор раздела
канд. ист. наук

Кемеровская область
Сообщений: 14739
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6494

В 1620 году была создана Тобольская епархия, и в неё в том числе территория нынешней Томской епархии.

Учреждение самостоятельной кафедры было повторено (или подтверждено) 22 апреля 1832 года и только в 1834 году в Томск назначается первый епископ, что положило начало практическому существованию епархии. Первому епископу Агапиту (Вознесенскому), был вручен в Чернигове жезл святителя Феодосия Черниговского и эта святыня впоследствии предавалась от одного епископа к другому, став символом Томской епархии.

Модератор раздела
канд. ист. наук

Кемеровская область
Сообщений: 14739
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6494

Модератор раздела
канд. ист. наук

Кемеровская область
Сообщений: 14739
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6494

Приходское духовенство Томской епархии в 1914 г. // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Вып. 1. – Кемерово,1996.

Характеристика приходов Томской епархии в начале ХХ в. // Из истории освоения юга Западной Сибири русским населением в XVII – начале XX вв. – Кемерово, 1997. – С. 3-11.

ПРИХОДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ЮГЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ XX ВВ
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 1998. http://dlib.rsl.ru/01000082454

Из истории прихода г. Мариинска // Ученые записки факультета истории и международных отношений: [сборник научных статей] / Кемеровский государственный университет. Факультет истории и международных отношений. – Кемерово: Б/и, 2001. – [Вып. 1] : Памяти Зинаиды Георгиевны Карпенко / [Отв. ред. Волчек В.А.]. – 2001. – С. 11-22: табл.

МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ // Проблемы истории, историографии и источниковедения России, XIII-XX вв.: материалы конференции, посвященной памяти проф. А.А. Говоркова (22-23 апр. 2002 г.); редкол.: А.Н. Жеравина и др. – Томск, 2003. – С. 146-148.

Кемеровская и новокузнецкая епархия Русской православной церкви. – Новосибирск: ООО ИД «Вояж», 2003. (в соавторстве).

Из истории прихода Сосновского острога // Разыскания: историко- краеведческий альманах/ Деп. культуры и нац. политики Кемер. обл., ГУК “Кемер. обл. краевед. музей”. – Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, : АРФ, 1990. – Вып. 6 : [75 лет Кемеровскому краеведческому музею/ Сост.: Л.Ф. Кузнецова]. – Кемерово: Кузбасс. – Кемерово: Кузбасс, 2004. – С. 142-147: табл.

Благочиние как церковный округ // Проблемы истории управления Сибирью конца XVI – начала XX века: Сборник статей / Кол.авт. Кемеровский государственный университет; Отв. ред. Владимир Алексеевич Волчек. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 3-8, табл.

Деятельность церковно-приходских попечительств в Томской губернии: (на примере Мариинска) // Общество и власть: Кузбасс в составе Томской губернии (1804-1925 гг.): материалы научной конференции, посвященной 200-летию со дня образования Томской губернии / [Редкол.: В.А. Сергиенко (пред.) и др.]. – Кемерово: Б/и, 2004. – С. 42-45.

Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII-начале XX века / А.М. Адаменко ; Арх. упр. Кемер. обл., Кемер. гос. ун-т. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. – 190, [1] с.

Восстановление истории священно-церковнослужителей Томской епархии (на примере семьи Ильинских) // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: Мат-лы IV Всероссийских научных чтений. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – С.139-142.

Восстановление забытых имен пастырей (на примере причта Петропавловской церкви рудника «Салаир») // Сибирь в истории России (к 100-летию Зинаиды Георгиевны Карпенко). Мат-лы региональной научной конференции. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – С. 27-31.

Русская православная церковь юга Западной Сибири (XIX-XX вв.): исторические очерки/ [Устьянцева О.Н., Адаменко А.М., Гизей Ю.Ю. и др.; редкол.: В.А. Волчек и др.]; ГОУ ВПО “Кемер. гос. ун-т”, Рос. об-ние исследователей религии (Кемер. отд-ние), Лаб. истории Юж. Сибири. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 319 с.: ил., портр.; 21 cm . – Авт. указаны на 319-й с. – Библиогр.: с. 275-295.

Церковные метрические книги : справочник по документам ГУКО “Государственный архив Кемеровской области” / Арх. упр. Кемер. обл., Гос. арх. Кемер. обл., Кемер. гос. ун-т; [сост. А.М. Адаменко]. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2009. – 86, [1] с.

КЕМЕРОВСКАЯ И НОВОКУЗНЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ // Историческая энциклопедия Сибири. – Новосибирск, 2009. – С. 53-54. (в соавторстве с: Овчинников В.А.)

Изучение истории прихода Русской Православной Церкви // Православная церковь и современное российское общество: опыт и перспективы взаимодействия: материалы X Иоанновских образовательных чтений, 23-24 сентября 2008 года / [отв. ред. Г.Н. Миненко]. – Кемерово: Изд-во Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО), 2009. – С. 42-48.

ДИНАСТИИ ДУХОВЕНСТВА НА СЛУЖБЕ В ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕМЬИ ПОЛИВАНОВЫХ)
В сборнике: Ученые записки факультета истории и международных отношений: Сборник научных статей памяти доктора исторических наук, профессора Ю.В. Галактионова. – Кемерово, 2010. – С. 161-168.

ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВ НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ // Вестник Томского государственного университета. История. – 2011. – № 3. – С. 34-37. http://rus.neicon.ru:8080/xmlui/handle/123456789/2397 либо http://cyberleninka.ru/article. oy-eparhii

ИЗ ИСТОРИИ ПРИХОДОВ ГОРОДА ТАЙГИ // Историко-культурное наследие Кузбасса (из истории населенных пунктов Кемеровской области) / Под ред. Л.Т. Зауэрвайн, В.А. Волчек, А.М. Адаменко, Ю.Ю. Гизей. – Кемерово, 2012. – С. 102-110.

Модератор раздела
канд. ист. наук

Кемеровская область
Сообщений: 14739
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6494

Православное информационное агентство «Русская линия»

Сегодня мы вспоминаем духовного лидера читинских монархистов митрополита Мефодия (Герасимова), скончавшегося в Харбине в 1931 г. Он родился 22 февраля 1856 г. в семье священника Томской губернии и в миру звался Маврикием Львовичем. Долгое время, в том числе и в годы смуты 1905-06 гг., был епископом Забайкальским и Нерчинским, поддерживая словом и делом местных монархистов. К 1917 г. возглавлял оренбургскую кафедру. В 1919 г. вместе с казаками атамана Дутова ушел из Оренбурга, затем эмигрировал в Харбин, где десять лет возглавлял местную кафедру.

Читайте также:
Свято-Иоанновский женский монастырь на Карповке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Узнать больше можно при помощи Яндекс’а.


Митрополит Харбинский и Маньчжурский Мефодий (Герасимов).

Митрополит Мефодий, в миру Маврикий Львович Герасимов, родился в семье священника 22 февраля 1856 в с. Елбанское Барнаульского уезда Томской губернии. Окончил Томскую духовную семинарию (1878) и Казанскую духовную академию со званием действительного студента (1882).

С 23 декабря 1882 служил в Алтайской духовной миссии. 26 сентября 1885 г. принял монашеский постриг, 10 ноября был рукоположен в иеродиаконы, а 22 декабря того же года – в иеромонаха. Был назначен заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем. В январе 1892 г. после предоставления кандидатского сочинения, удостоен степени кандидата богословия Казанской духовной академии.16 мая 1893 возведен в сан архимандрита. 16 июля того же года возглавил Алтайскую духовную миссию. С 2 июня 1894 г. – архиерей, епископ Бийский, викарий Томской епархии (1894-98), епископ Забайкальский и Нерчинский(1898-1912), епископ Томский и Алтайский (1912-14).

. 28 марта 1931 скончался в Харбине.

Источник: Боже В.С. Митрополит Мефодий (Герасимов): челябинские страницы биографии // Материалы IV региональной научной конференции, посвященной 80-летию Уральской и 70-летию Челябинской областей. 15-16 января 2004 г. – Челябинск, 2004. – С. 60-67. URL: http://chelhistory.ru/pages-view-6.html

Модератор раздела
канд. ист. наук

Кемеровская область
Сообщений: 14739
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6494

Блог Игоря Курляндского

Записки историка советской эпохи

Архиепископ Харьковский Иннокентий (Летяев) (1881-1937).


Архиепископы: Иннокентий (Летяев) (слева) и Иннокентий (Ястребов).

В миру Иннокентий Иванович Летяев родился 7 июля 1881 г. в г. Бийске Алтайской губернии в семье священника.

«в 1936 г., работая харьковским архиепископом, за свою контрреволюционную деятельность был разоблачен и осужден на пять лет исправительных трудовых лагерей.»

Расстрелян 14 декабря 1937 г. в Мариинском ИТЛ (Кемеровская обл.).

В 1958 г. владыка по «делу» 1937 г. был реабилитирован решением Президиума Кемеровского суда, а в 1989 г. реабилитирован Прокуратурой Харьковской области по «делу» 1936 г. http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/. 0hfe8ctmY* .

22 июня 1993 года определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Иннокентий (Летяев) был прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%. %FF%E5%E2) Между тем, по правилам синодальной комиссии, канонизация Иннокентия (Летяева) невозможна: на последнем следствии по своему делу он оговорил и себя и других, а также выразил желание отречься от своего священного сана.

Модератор раздела
канд. ист. наук

Кемеровская область
Сообщений: 14739
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6494

Модератор раздела
канд. ист. наук

Кемеровская область
Сообщений: 14739
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6494


Не узнал активного сотрудника Противораскольнического Братства св. Димитрия Ростовского.

С другой стороны, он был епископом не Томским, но — Барнаульским.

Готовой информации о нём у меня нет, а искать в ближайшие две недели не могу.

У В.А. Овчинникова о нём — по пять-шесть строчек в каждой из публикаций, со ссылкой на открытый источник (“За Христа пострадавшие. “):

1) Настоятели, настоятельницы и монашествующие монастырей и женских общин Томской епархии (1834-1917 гг.): Биографический справочник: учебное пособие для вузов по специальности “История”. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – С. 16;
2) Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири (конец XIX – начало XXI вв.): Расцвет. Ликвидация. Возрождение. Часть II. – Кемерово, 2011. – С. 509.

Модератор раздела
канд. ист. наук

Кемеровская область
Сообщений: 14739
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 6494

Василий Полковников

Пасха на Зыряновском руднике

В эти последние дни Великого Поста решусь предложить вашему вниманию две главы из мемуаров моего прадеда Василия Дмитриевича Полковникова, которые он писал при советской власти в 50-е годы XX века. Место действия – Зыряновский рудник Алтайского края (ныне это территория Северного Казахстана). Время действия – 90-е годы XIX века. Здесь автор вспоминает свои детские впечатления об исповеди, описывает местного заводского священника отца Акиндина и начальника Бийского катехизаторского училища архимандрита Никона (Бессонова). Эти мемуары изданы совсем семейным тиражом в 30 экземпляров. Для детей и внуков, чтобы помнили кого поминать за упокой. Но есть в них весьма любопытные детали, что делает их интересными и для круга, выходящего за пределы нашей семьи.

сибирь
Сообщений: 490
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 273

Расписание паломнических поездок

Телефоны паломнического центра:
299-64-25, 286-50-15

Ответственный за поездки:
протоиерей Владимир Бобров

4 сентября – Поездка на Святой источник станции ЛОЖОК.
в 8.00 от собора Св. А. Невского. Купание в Святом Источнике. Посещение храма в честь Новомучеников Российских на источнике и Преображенского кафедрального собора г. Бердска.

17 – 18 – 19 сентября – АЛТАЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Чемал, о.Патмос, Майма, Горноалтайск, г.Бийск.
Выезд в 8.00 от собора св. А. Невского. По прибытию – размещение на базе отдыха «Благодать» (чемальский район). Посещение храмов. Божественная Литургия (есть возможность причаститься Святых Христовых Таин для говеющих и подготовившихся к этому Таинству).

Читайте также:
Церковь святого Илии в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, святые и настоятели

25 сентября – 4 октября – АБХАЗИЯ.
Перелет Новосибирск – Сочи. Переезд в Абхазию. Размещение в пансионате «Айтар», расположенном на берегу моря. В программе: Команы. Место преставления святителя Иоанна Златоуста. Божественная Литургия в день его памяти(27 сентября). Подьем в гору и спуск к месту третьего обретения главы Иоанна Предтечи Крестителя Господня. Новый Афон. Пицунда. Лыхны. Гагры. Сухум. Паломничество по православным монастырям и храмам абхазской земли. Богослужения. Экскурсионный выезд на Озеро Рица. Группу возглавляет священник.

2 октября – НОВЫЙ МАРШРУТ! г. ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ. Монастыри и храмы города.
Выезд в 7.00 от собора св. А.Невского. Серафимо-Покровский женский монастырь. Иверский мужской монастырь. Церковь Новомучеников и Исповедников Российских и другие храмы города. Паломники посетят могилу местночтимого святого – старца Сергия (Евстигнеева), прославленного многими чудесами.

9 – 10 ОКТЯБРЯ – Поездка в МОГОЧИНО. Никольский женский монастырь.
Выезд в 7.00 от собора св. А. Невского. Всенощное бдение и Божественная Литургия (есть возможность причаститься Св. Христовых Таин для говеющих и подготовившихся к этому Таинству). Соборование (таинство для болящих).

26 октября (вторник) – Поездка в ОРДЫНСК. День памяти священномучеников Николая и Иннокентия Новосибирских. Божественная Литургия в храме святителя и чудотворца Николая.
Выезд в 7.00 от собора св. Александра Невского. Божественная Литургия в храме, где совершал свое служение священномученик Николай Новосибирский. Епархиальный праздник Карасукской и Ордынской епархии. Трапеза. Посещение выставки, где представлены вещи, принадлежавшие священномученикам Николаю и Иннокентию.

6 ноября – Поездка в Колывань. Покровский Александро-Невский женский монастырь.
Выезд в 7.30 от собора св. А. Невского. Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших. Божественная Литургия, по окончании – панихида по усопшим. По пути в Колывань – заезд в поселок Кудряшовский, храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

13 ноября – Паломническая поездка в г. ТОМСК к мощам св. праведного Феодора Томского.
Выезд в 7.00 от собора св. А. Невского. Чтение акафиста у раки с мощами св. Феодора Томского. Посещение храмов г. Томска.

21 ноября -(воскресенье)–МОЧИЩЕ – ПАШИНО. Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил
Выезд в 12.00 от собора св. А. Невского. Первым пунктом паломнической поездки будет храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» на ул. Учительская, молебен, помазание св. елеем, затем храм на станции Мочище. Поклонение Чудотворной иконе Божией Матери “Иверская”, помазание освященным елеем, затем выезд в Пашино. Прибытие в храм, молебен, елеопомазание, поклонение святыням храма, история храма.

4 декабря – Михайло-Архангельский мужской монастырь с. Козиха.
Выезд в 7.00 от собора св. А. Невского. Поездка в день двунадесятого праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы. Божественная Литургия (есть возможность причаститься Святых Христовых Таин для говеющих и подготовившихся к этому Таинству). Знакомство с монастырем.

18 – 19 декабря – Поездка в МОГОЧИНО. Никольский женский монастырь.
Поездка на день памяти святителя и чудотворца Николая. Престольный праздник обители. Выезд в 7.00 от собора св. А. Невского. Поездка во дни Рождественского Поста. Всенощное бдение и Божественная Литургия (есть возможность причаститься Св. Христовых Таин для говеющих и подготовившихся к этому Таинству). Соборование (таинство для болящих).

31 декабря – 1 – 2 января 2022г – АЧАИРСКИЙ КРЕСТОВЫЙ женский МОНАСТЫРЬ. Теплый святой источник.
Выезд в 7.00 от собора св. А. Невского. Прибытие в монастырь (Омская область). Размещение в паломнической гостинице. Купание в Св. источнике. Знакомство с Ачаирским монастырем. Богослужения. (есть возможность причаститься Св. Христовых Таин для говеющих и подготовившихся к этому Таинству). Посещение храмов г. Омска. Поклонение мощам святителя Сильвестра Омского.

1 – 10 января 2022г – ДИВЕЕВО. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Ж/Д переезд в Арзамас. Переезд в Дивеево. Благоустроенное размещение. В паломнической программе: Знакомство с Дивеевским монастырем, поклонение мощам преподобного Серафима Саровского, Канавка Божией Матери, купание в святых источниках. Рождественский Сочельник и встреча РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в монастыре.

3 – 5 января 2022 г – АЛТАЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Чемал, о.Патмос, Майма, Горноалтайск, Бийск.

6 – 7 января 2022г – Встреча РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в Могочино. Никольский женский монастырь.

19 января 2022г.– КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Поездка на Святой источник станции ЛОЖОК.

Дополнительную информацию можно узнать по телефонам паломнического центра:

  • 286-50-15,
  • 299-64-25

Ответственный за поездки протоиерей Владимир Бобров.

Убедительная просьба: в многодневные поездки записываться заблаговременно!

История Троице-Сергиевой лавры

Троице-Сергиева Лавра основана одним из самых почитаемых на Руси святым — Сергием Радонежским. История обители связана со многими важными событиями Русского государства: Куликовская битва, тяжелый период монголо-татарского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, — все эти страницы истории не прошли мимо монастыря.

Российские правители чтили Троице-Сергиеву лавру, приезжали сюда на богомолье и оказывали помощь монастырю. У стен Успенского собора похоронен царь Борис Годунов и члены его семьи — царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения, в монашестве Ольга.

Троице-Сергиева Лавра — это действующий мужской монастырь, расположен недалеко от Москвы, посетить его можно за однодневную поездку или во время тура по Золотому кольцу.

Основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Читайте также:
Благовещенский собор в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так началась история Троице-Сергиевой Лавры.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте — на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Возведение каменных храмов в XV веке

В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, Троице-Сергиева лавра была украшена новыми каменными постройками.

Троицкий собор

На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.

Троицкий собор — это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422–1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время.

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5–7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV–XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиева лавра, расположенная на подступах к Москве, стала важной крепостью, призванной защитить столицу.

История новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Читайте также:
Троицкий храм Королева: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен — шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559–1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635–1638 годах
    • с юга — трёхэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI–XVII веков
  • В 1686–1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692–1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Начался период испытаний в истории Троице-Сергиевой лавры.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Период правления Петра Первого

В конце XVII — начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

Читайте также:
Ростовский Борисоглебский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

Открытие духовной семинарии

В XVIII веке Троице-Сергиева обитель была богата и имела большие земельные владения. О высоком авторитете обители говорит тот факт, что в 1742 году на ее территории была открыта Духовная семинария, а позже здесь разместилась Московская Духовная академия. В 1744 году указом Елизаветы обители

Советское время

В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещениях Троице-Сергиевой Лавры был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.

Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.

Троице-Сергиева Лавра — одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV–XIX веков. С 1993 года здания обители находятся под охраной Юнеско.

Свято Троице-Сергиева Лавра

Вряд ли среди русских монастырей можно найти хотя бы один более известный, чем Троице-Сергиева Лавра, расположенная примерно в 80 км от Москвы, в городе Сергиев Посад, который с 1920 по 1992 года назывался Загорском.

История Сергиевой Лавры кратко

Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.

Цари и бояре частенько покидали свои роскошные дворцы и совершали пешее паломничество в Троицкий монастырь. Среди них был «ужасный и великий» Иван Грозный и Петр Первый и многие другие. Самая известная сторожевая башня называется «утичьей». Когда Петр Великий во время борьбы за власть со своей сестрой Софьей тайно находился в монастыре, он стрелял отсюда уток.

В 1920 году монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться, многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Архитектурно-исторический вид Лавры, создаваемый в течение 15-19 веков, охраняется и нашим государством и ЮНЕСКО. Хотя кроме Лавры в Сергиевом Посаде есть и другие памятники, достойные созерцания и восхищения, но Лавра остается сердцем и основным ядром притяжения посетителей города.

Комплекс архитектурных строений Лавры расположен на довольно большой территории, обнесенной мощными кирпичными стенами, длина которых составляет 1,5 км. Высота же их доходит до 14 метров, ширина – до шести.

Здания, строившиеся здесь в течение целых четырех столетий, неоднократно видоизменялись: они разрушались и восстанавливались, менялся внешний облик их отдельных частей. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры, приведенный реставраторами к общему знаменателю – восхищает туристов своей монументальностью, красотой и гармоничной соразмерностью.

Троицкий собор

Древнейший объект монастыря, который обязательно надо посетить – это Троицкий собор, сооруженный в самом начале 15 века при Никоне, продолжателе дела святого Сергия. До того времени здесь стояла деревянная церковка обители, которую соорудил сам Сергий, и в которой он впоследствии и был похоронен. Собираясь созидать каменный собор, открыли могилу Преподобного и обрели его мощи, которые не подверглись тлению. Впоследствии эти святые мощи были перемещены в богатую раку, прикоснуться к которой сегодня стремятся многочисленные верующие.

Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой и тремя апсидами храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.

Внешний вид храма скромен и лаконичен, а все его богатство – росписи и украшения сосредоточены внутри. Иконостас в пять ярусов для Троицкой церкви расписывал сам Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным. Специально для него была создана знаменитая рублевская «Святая троица», являющаяся на сегодня величайшим произведением православной иконописи и хранящаяся в Третьяковской галерее.

Время было безжалостно к внутренней росписи храма и, кроме иконостаса, почти вся она была уничтожена. Основная святыня храма – рака с мощами Преподобного Сергия.

Церковь Преподобного Никона Радоженского

Если посмотреть на юг от Троицкого собора, то перед вами предстанет, возведенная в начале 17 века, Церковь преподобного Никона Радонежского. Под основанием церкви находится захоронение продолжателя дела Сергия. Архитектурно храм являет с Троицким собором как бы единое целое. Внутри он оформлен фресками.

Читайте также:
Тихорецкая епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Церковь Сошествия Святого Духа

Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, можно увидеть в направлении на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.

Успенский собор

Успенский Собор – одно из значимых сооружений Лавры, начал строиться при Иване Грозном в 1559 году, после одержанных побед над Казанью и Астраханью, а окончание строительных работ пришлось на время правления Федора Иоанновича, т.е. спустя целых 26 лет. Храм, являющийся самым крупным на территории Лавры, превышает по габаритам московский Успенский собор, повторяя при этом его архитектурные формы. Для украшения строгих наружных стен храма использовался характерный элемент владимиро-суздальского зодчества – аркатурно-колончатый пояс.

Внутреннее убранство – богато и величественно. Оформление фресками за 3 месяца выполнила артель иконописцев, состоящая всего из 35 человек. Свод поддерживается прямоугольными пилонами, характерными для русских храмов. На пилонах – изображения святых в полный рост. Считается, что оформление Царских врат иконостаса, где изображены Святая Богородица и четыре евангелиста, выполнено Симоном Ушаковым. Основная святыня собора – первая рака Преподобного Сергия, которая была сооружена просто из дерева.

Западнее Успенского собора – усыпальница членов семьи и самого Бориса Годунова в виде низенького сооружения из белого камня.

Надкладезная часовня

Эта небольшая и аккуратная часовня, в которой бьет целительный источник, находится около Успенского собора. Сооружение часовни напоминает игрушечный четырёхъярусный храм, для декорирования которого использована цветная роспись и каменная резьба.

На фоне белокаменных стен монументального Успенского собора красно-белая часовня выглядит очень легкой и нарядной.

Больничная церковь

Это церковное сооружение с палатами сооружено во имя преподобных Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря). Об этом нам напоминает шатровый купол храма, повторяющий такой же купол Соловецкого Преображенского собора. Наличие множественного декора делают внешний вид церкви и палат нарядными, что является отличительной чертой архитектуры 17 века.

Здесь доживали свою жизнь старые и больные монахи, а также тяжелораненые и искалеченные во время боев с польскими захватчиками. Позже церковь стала домовым храмом Наместника. В бывших больничных палатах ныне расположены библиотека, наместнические покои и Соборная палата.

Трапезная церковь

Грандиозная Трапезная церковь во имя Преподобного Сергия была сооружена к 300-летию его смерти при Петре Первом во второй половине 17 века. Это прекрасный образец модного тогда стиля русского барокко или, как его еще называли, «нарышкинского».

Такого нарядного внешнего оформления церковных строений в допетровской Руси еще не было. Внутренний интерьер также изобилует роскошной лепниной и росписью, выполненной, правда, только в 19 веке.

Храм занимает восточную часть здания, а западная его часть – это очень представительный трапезный зал, в котором после богослужений проходили торжественные обеды для царей и приближенных к ним лиц во время их паломничества в монастырь.

Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери

Также во второй половине 17 века возводятся Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери – здание из двух этажей для размещения знатных лиц на время их пребывания в Лавре.

В декоре здания использован белый камень и полихромные изразцы. По своим формам и шахматной раскраске оно повторяет Трапезную церковь, и создает вместе с ней законченную композицию. Позднее это здание было занято Духовной академией.

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи

Вместе с Трапезной церковью и Царскими Чертогами, и с такими же элементами декора, возводится надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижняя часть Предтеченского храма – это въездные, так называемые, Святые врата. Над аркой находится Красная башня с пятью многогранными купольными главками в стиле барокко, очень небольшими по размеру.

Церковь явления Пресвятой Богородицы

Во времена правления Анны Иоанновны перед Трапезной церковью в 30-е годы 18 века была сооружена Церковь явления Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Дело в том, что Преподобный часто молился о спасении созданной им обители. Иногда молитвы его были обращены к Пресвятой Деве Марии, которая однажды и явилась праведному старцу, обещая не оставлять своим вниманием этого святого места. Свидетелем этого чудесного явления был преподобный Михей, чьи мощи теперь покоятся под церковью и дают ей второе название – Михеевская.

Это самая маленькая церковь Лавры. Небольшие ее размеры и скромный внешний вид оттеняют праздничность расположенной сзади Трапезной церкви.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии

Эта очень оригинальная церковь расположена позади колокольни. Она воздвигнута вместо бывшей поварни, стену которой ранее украшала эта чудотворная икона. Согласно легенде, одному увечному монастырскому псаломщику с иссохшими руками, было видение этой иконы, после которого наступило исцеление. О произошедшем чуде доложили Анне Иоанновне, и она приказала поварню преобразовать в церковь чудодейственной иконы. Но это сооружение простояло недолго, а существующее сейчас, построено была уже позже – в середине 18 века – графом А.Г.Разумовским (арх. Д.В. Ухтомский).

Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко и очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.

Читайте также:
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Колокольня

В начале 40-х годов 18 века, при Елизавете Петровне, началось возведение величественной колокольни (арх. Д.В. Ухтомский), которая знаменита своей высотой (почти 90 метров) и красотой.

Она выше колокольни Ивана Великого, что стоит в Московском Кремле. Ранее эта колокольня имела более 40 колоколов, среди которых выделялся «Царь-колокол» – он был самым тяжелым из действующих колоколов (67 тонн). Его голос слышали даже в Мытищах. После революции «Царь-колокол», в числе многих других, был уничтожен большевиками. От первоначальной звонницы время уберегло до сегодняшнего дня только тринадцать колоколов, а всего их насчитывается более 30, среди которых новый «Царь-колокол», воссозданный на литейном заводе Петербурга в начале 21 века (более 70 тонн).

На центральной площади, именуемой Соборной, вы можете подойти к обелиску с солнечными часами и овальными досками, стороны которых заполнены текстами, рассказывающими о роли Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в событиях истории нашей страны, и еще раз с ними ознакомиться.

Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

История монастыря

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

Святыни обители

  • В Троицком соборе: святые мощи преподобного Сергия.
  • Серапионова палата (находится в в приделе Троицкого собора): здесь покоятся останки главных настоятелей Троице-Сергиевой Лавры — святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  • Две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.
  • Образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу.

Храмы и часовни

  1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
  3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
  4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
  5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
  6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
  11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.
Читайте также:
Церковь Феодора Тирона в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Паломнику

как добраться

Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.

2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР


ТРОИЦКИЙ СОБОР

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30


ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 07.00
Литургия – 06.20 07.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20


ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ

(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.20 07.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20


ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение 17.00
Литургия 07.40
Таинство соборования 12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

трапезные

Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.

контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45

Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)

Читайте также:
Храм Покрова Богородицы в Измайлово: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться


СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ

Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Схема проезда

Интересные факты

  • 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем». В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
  • 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
  • 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
  • Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.

Храмы и соборы Лавры

Колокольня (1741 – 1770)

Троицкий собор (1422-23 гг.)

Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)

Успенский собор (1585)

Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637)

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.)

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. )

Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.)

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753)

Меню раздела

  • Троицкий собор (1422-23 гг.)
  • Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)
  • Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. )
  • Успенский собор (1585)
  • Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637)
  • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)
  • Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.)
  • Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.)
  • Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753)
  • Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)
  • Колокольня (1741 – 1770)

Богослужения

13 ноября 2021 г. (31 октября ст. ст.)
( Поста нет.)

ID] => 191 [IBLOCK_ID] => 28 [

IBLOCK_ID] => 28 [NAME] => Храмы и соборы Лавры [

NAME] => Храмы и соборы Лавры [DESCRIPTION] => [

DESCRIPTION] => [SECTION_PAGE_URL] => /about_lavra/khramy-i-sobory-lavry/ [

SECTION_PAGE_URL] => /about_lavra/khramy-i-sobory-lavry/ [SORT] => 100 [

SORT] => 100 [DETAIL_PICTURE] => [

DETAIL_PICTURE] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [

DESCRIPTION_TYPE] => text [CODE] => khramy-i-sobory-lavry [

CODE] => khramy-i-sobory-lavry [EXTERNAL_ID] => [

EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_TYPE_ID] => information [

IBLOCK_TYPE_ID] => information [IBLOCK_CODE] => about_lavra [

IBLOCK_CODE] => about_lavra [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [

IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [GLOBAL_ACTIVE] => Y [

GLOBAL_ACTIVE] => Y [UF_SECTION_INDEX] => 0 [

UF_SECTION_INDEX] => 0 [UF_PREVIEW_PHOTO] => [

Троице-Сергиева Лавра

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра – расположенный в Сергиевом Посаде крупнейший в стране православный мужской монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху. В основанной почти 7 столетий назад обители в настоящее время проживает около 200 монахов. Комплекс монастырских храмов, в 1993 году вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV-XVIII вв., открыт для паломников и туристов.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Троице-Сергиева Лавра

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.

Читайте также:
Храм Владимирской Божией Матери: история и описание, адрес, праздники и святыни

Панорама Троице-Сергиевой Лавры Троицкий собор

Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры

На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.

Троицкий собор

В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Успенский собор

По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.

Малые церкви и другие сооружения

Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.

Троице-Сергиева Лавра с высоты Белокаменные стены Лавры Усыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями

Информация для туристов

Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.

Правила поведения в Лавре

Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Где остановиться

Лавре принадлежит несколько недорогих гостиниц для паломников на территории Сергиева Посада. Гостиница «Вознесенская» с 4-8-местными номерами и удобствами на этаже открыта в 10 минутах ходьбы к юго-востоку от Лавры в заметном издалека ярко-красном здании на одноименной улице. Поток желающих поселиться в этом хостеле всего за 300-350 рублей в сутки всегда велик, поэтому места бронируют минимум за месяц. Примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Лавры, на проспекте Красной Армии, расположена гостиница «Старая Монастырская», построенная почти 200 лет назад на живописном берегу Белого пруда. Это классический отель со всеми удобствами с номерами от эконом-класса до люксов. В обоих корпусах можно полноценно пообедать, утолить легкий голод свежей монастырской выпечкой можно в кафе прямо в Лавре, во время экскурсий.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Религиозные службы

Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: