Троицкая Сергиева лавра: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Свято-Троицкая Сергиева лавра в Сергиевом Посаде

На сегодняшний день Сергиева лавра играет роль одного из самых значимых духовных центров России. За историю своего существования она подарила русскому народу многих святых подвижников, которые ныне почитаются в лике святых.

История создания обители

Возникновение монастыря связывают с именем Сергия Радонежского. По преданию, два брата, Варфоломей и Стефан, в 1337 году устроили неподалеку от Радонежа свои кельи и построили небольшую церковь. Освятили её в честь Пресвятой Троицы. Спустя некоторое время Стефан ушел в Богоявленский монастырь. Варфоломей же продолжал жить в полном одиночестве на прежнем месте.

Вскоре рядом с кельей Варфоломея, который принял в постриге имя Сергий, начали появляться другие кельи. Кто-то приходил, чтобы получить напутствие от старца, а кто-то становился монахом. Когда количество хижин достигло двенадцати, их огородили забором с воротами. Это стало началом становления Свято-Троицкой лавры.

Статьи о преподобном Сергии:

Первым игуменом избрали Митрофана. Свои обязанности он исполнял до 1344 года. После него настоятелем стал сам Сергий Радонежский. Следует отметить, что святитель очень ревностно относился к соблюдению порядка богослужений в обители, хотя на тот момент постоянного батюшки при церкви не было. За время игуменства Сергия Радонежского был построен храм из дерева. Средства на это пожертвовал архимандрит Симон. Кельи монахов также обновили.

Особенно тяжёлое время наступило, когда на русские земли начали совершаться набеги войска Золотой Орды. Кочевники дотла жгли и уничтожали всё на своём пути. Как-то накануне важного сражения войска русичей с монголо-татарами, князь Дмитрий высказал просьбу преподобному Сергию молиться о благополучном исходе битвы. Старец стоял в молитве всё время, пока шли бои. А всё происходящее он мог видеть, так как был наделён по милости Божией даром прозорливости.

Окончил свой земной путь преподобный Сергий Радонежский в 1392 году. Вопросами монастыря после него стал заниматься святитель Никон. Через пятнадцать лет после смерти святого на долю обители выпало тяжёлое испытание. Отряды татар во время очередного набега сожгли все постройки. Предстояло восстанавливать их заново.

Обретение мощей святого

В 1422 году случилось важное событие в жизни братии — обретение мощей святого Сергия Радонежского. В честь этого началось строительство нового храма. На территории лавры появился величественный Троицкий собор из камня, где и были положены мощи святителя. Росписью стен занимался известный иконописец того времени, Андрей Рублёв. К сожалению, в первозданном виде его творения не дошли до наших дней. Многое было отреставрировано. Некоторые фрагменты росписи и вовсе восстанавливались заново.

Монахи, со свойственной им бережливостью, много лет собирали библиотеку из рукописных и печатных книг. Многие подвижники, принявшие в стенах лавры постриг, впоследствии основали на русских землях сотни монастырей. В период с 1608 по 1610 годы обитель попала в осаду польско-литовских захватчиков. Этот исторический эпизод очень ярко продемонстрировал мужество и преданность вере братии. Тридцатитысячное войско не смогло осуществить свой план захвата. Лавра выстояла. Сам Сергий Радонежский являлся инокам в это сложное время, тем самым показывая, что Господь не оставит в беде истинно верующих рабов своих.

Кстати, именоваться Лаврой монастырь стал с 1744 года. Историки относят период особого благоденствия обители к годам настоятельства митрополита Московского Платона. На протяжении XVIII-XIX веков рядом с Сергиевой лаврой появились другие монастыри и скиты. Они находились в тесной духовной и административной связи со Свято-Троицкой обителью. Оттуда вышли многие почитаемые старцы.

С 1814 года на территории монастыря начала действовать Московская духовная академия. Её основали ещё в 1685 году. Перевод состоялся ввиду пожара в 1812 году, который охватил город во время войны с французами. Академию разместили в Царских чертогах. Так назывались помещения, построенные в своё время для приёма государей. Например, известно, что в лавре скрывался от заговорщиков и бунтовщиков царь Пётр I. Именно для таких случаев и были предусмотрены эти палаты.

В послереволюционное время большевики закрыли монастырь. Многие вещи конфисковали, мощи святых были грубо осквернены. Историки сообщают, что их просто выбросили в мусорную яму. Когда дело дошло до раки с мощами преподобного Сергия Радонежского, народ взбунтовался и не дал надругаться над святыней. Тем не менее здания комплекса лавры переоборудовали под музей, часть построек отдали под жильё и прочие государственные учреждения.

Возрождение монастыря началось только в 1946 году. Сегодня лавра — это оплот веры для православных в России и постсоветских стран-соседей.

Чудеса лавры

Свято-Троицкая Сергиева лавра видела немало чудес за сотни лет своего существования. Самыми известными стали явления Сергия Радонежского.

Впервые он пришёл в сновидении своему приемнику Никону и велел уйти в безопасное место вместе с монахами. Это случилось в 1408 году, как раз когда монастырь сожгли до основания. Второй случай связан с Кузьмой Мининым. Святой трижды явился ему в 1611 году и сказал о необходимости собирать войско, чтобы отправиться в поход и освободить Москву.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Челябинске: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Архитектура и постройки лавры

Поскольку монастырский комплекс формировался в течение семисот лет, на его примере можно отследить эволюцию зодческих традиций разного времени. Вход в лавру осуществляется через главные ворота. Над ними возвышается Надвратная Красная башня с бойницами. Ворота оформлены фресками, иллюстрирующими сюжеты из жизни Сергия Радонежского.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи выдержана в стиле московского барокко и очень украшает вход во двор обители. Особенно интересен в плане архитектуры собор в честь святого Сергия Радонежского, поскольку его возведение относится к 1422 году. Древнейшее сооружение, демонстрирующее традиции зодчества XV века.

Основные храмы Троице-Сергиевой лавры

Во дворе монастыря находится множество храмов, возведённых в разное время. Надвратный храм конца XVII века в честь Рождества Иоанна Предтечи встречает паломников на входе. Дальше взору открывается Духовский храм и Троицкий собор. Трапезный храм в стиле нарышкинского барокко находится чуть левее и радует глаз своим праздничным ярким видом.

Незабываемое впечатление производит Успенский собор. Он был построен в 1559-1585 годах и является самым большим среди всех храмов лавры. Именно здесь изначально покоились мощи преподобного Сергия. Оформлением собора занимались выдающиеся мастера того времени — Симон Ушаков и Дмитрий Григорьев.

Интересно! Пройдя за Троицкий собор, можно увидеть самую высокую в стране колокольню.

Рядом стоит надкладезная часовня и чаша с крестом под сенью. Также в ансамбль входит церковь Смоленской иконы Богородицы. Храм построен в стиле барокко и поражает своей торжественной красотой.

Деятельность прихода

В лавре организовываются многочисленные экскурсии. Братия с радостью принимает помощь от волонтеров и трудников в пользу монастыря. При монастыре действует трапезная. Здесь организован оздоровительный центр, в котором ведут приём больных иеромонах Моисей и монах Мелитон. В центре продаются сборы лечебных трав, которые можно приобрести и через сеть Интернет.

Работа паломнического центра направлена на решение организационных моментов, связанных с прибытием гостей. Также через него ведётся миссионерская работа в детских приютах, местах лишения свободы и больничных учреждениях.

Помощь больным и одержимым при лавре

В монастырь часто приезжают люди, которые по заключению медиков являются душевнобольными. В православной среде такие недуги именуют бесноватостью и порчей. В храмах проводится отчитка одержимого. Для этого используют специальные молитвы, которые известны ещё с IV века. Во время обряда происходят довольно жуткие вещи. Человек, одержимый бесом, издаёт странные звуки, тело извивается в неестественных позах. Присутствовать при этом обычным неискушенным людям не рекомендуется. Есть вероятность самим подхватить демоническую сущность.

Самым опытным экзорцистом в городе считается отец Герман (Чесноков). Именно к нему стараются попасть те, кто отчаялся вернуться к нормальной жизни ввиду своей одержимости.

Святыни и престольные праздники

Самой почитаемой реликвией в Свято-Троицкой лавре являются мощи её основателя святого Сергия Радонежского. Также здесь находятся иконы Богоматери — Тихвинская и Черниговская. Верующие могут приложиться к мощам преподобных Максима Грека и Антония Радонежского.

Ценность представляет чтимая икона святого Николая, находящаяся в храме преподобного Сергия.

Важно! С особым благоговением отмечаются в лавре День Святой Троицы и Успение Пресвятой Богородицы.

Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место. Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни.

Богослужение в монастыре

Верующие могут приходить в лавру каждый день, двери обители открыты с 5:00 до 21:00. В большие праздники и дни памяти преподобного Сергия Радонежского монастырь работает в круглосуточном режиме. Расписание в храмах лавры отличается и его можно уточнить на официальном сайте монастыря.

Ориентировочное расписание служб следующее:

  • в Успенском соборе ранняя Литургия проходит в 6:45, а поздняя — в 9:30. Вечерняя служба — в 16:45. С 17:00 начинается всенощное бдение;
  • в Троицком соборе каждое утро с 5:30 до 6:30 совершается братский молебен над мощами преподобного Сергия и полунощница. Средняя Литургия — в 6:30.

Как добраться

Город Сергиев-Посад находится в Московской области. С Ярославского вокзала отправляются каждые полчаса электрички в нужном направлении. В Сергиев-Посаде, выйдя на вокзале, можно дойти до лавры пешком. Если же пешая прогулка не вызывает энтузиазма, можно проехать одну остановку на маршрутке и выйти у стен монастыря.

Помимо электричек, до города курсируют автобусы. От ВДНХ можно уехать, начиная с половины седьмого утра и до одиннадцати вечера. Актуальное расписание следует уточнить на месте. Из Сергиев-Посада также нетрудно уехать обратно. Автобусы отправляются с самого раннего утра и до девяти вечера.

На своём автомобиле из Москвы необходимо выезжать по Ярославскому шоссе. Поворот на Сергиев Посад — через 45 километров. Уже на въезде в город будет виден комплекс лавры.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра — визитная карточка, основное значимое место Сергиева Посада. Именно она дала начало становлению города и стала гордостью русского православия. С момента основания и во все последующие времена этот монастырь был и остается одним из главных притягательных духовных и культурных центров. Обойти, осмыслить и оценить все строения Лавры, а их более 50-ти, невозможно за одно-два посещения.

Читайте также:
Храмы в Сочи: православные церкви и монастыри города, адреса

Монастырь всегда реконструировался, переделывался и обновлялся. Жизнедеятельность в нем ни на минуту не останавливалась и не замирала, и, наверное, ни одно здание не сохранило своего первозданного образа. В Лавру ведут несколько дорог, основными воротами являются Святые Врата с церковью Рождества Иоанна Крестителя, постройки XVII века.

Ежегодно тысячи верующих совершают паломничество в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть святыни монастыря, познакомиться с его историей и архитектурой, принять участие в богослужениях.

Расписание богослужений в Троице-Сергиевой лавре

Службы в храмах Троице-Сергиевой лавры проходят ежедневно.

Трапезный храм: в будни ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 8:30, вечерня — в 16:45.

Успенский собор: в воскресенье и праздничные дни ранняя литургия в 5:30, поздняя — в 8:30; всенощное бдение в 17:00.

Троицкий собор: утренние службы в 5:30 и 6:30, в воскресенье и праздники — с 5:30, молебны преподобному Сергию по расписанию.

Также богослужения регулярно проводятся и в других храмах лавры: в Предтеченской церкви, храме Св. апостолов Петра и Павла.

Основное расписание служб в Троице-Сергиевой лавре — на этой странице официального сайта.

Храмы и соборы Троице-Сергиевой лавры

Главный соборный храм Лавры и древнейшее сооружение на территории комплекса — Троицкий собор, построен в XV веке на месте древнего храма, стоявшего над местом упокоения Сергия Радонежского. Троицкий Собор является одним из немногих, построенных в стиле раннего московского зодчества из белого камня. Изначально внутреннее убранство храма, его росписи были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Однако фрески, созданные ими, утрачены для наших поколений. Храм строился в 1422—1423 гг.

Крупнейшее здание монастыря — Собор Успения Божией Матери. Он построен в XVI веке и символизирует покорение и присоединение Астрахани и Казани. C конца XVI — начала XVII веков стал местом усыпальницы митрополитов Москвы. Доступен для посещения в часы служб, утром и вечером. В остальное время закрыт.

Успенский кладезь с часовней — храм второй половины XVII века, построен у юго-западного угла Успенского собора над обнаруженным святым источником.

Построенная в XV веке церковь во имя Святого Духа, сошедшего на апостолов. В середине XVII века с северной стороны к стене церкви был сооружен придел над прахом Максима Грека — знаменитого философа и писателя.

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (XVI век) построена в честь сподвижника и ученика преподобного Сергия. Она стоит на месте его захоронения. Позже дополнительно была пристроена палатка погребения св. Серапиона Новгородского. Она так и называется — Серапионова палатка.

Предтеченский храм у восточной стены обители (конец XVII века) — надвратная церковь, в которой регулярно проходят службы. Пятиглавие храма восстановлено в 1974 году.

Единственный шатровый храм Лавры — церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, располагается в западной части монастыря.

Трапезная церковь. Выстроена в XVIII веке в честь основателя Лавры святого Сергия.

Михеевский храм (XVIII век). Построен вплотную к Трапезной церкви в память о посещении святого места Пресвятой Богородицей. Сергию Радонежскому и его келейнику, преподобному Михею, было дано видение Божией Матери в сопровождении двух апостолов. Они были оповещены о процветании монастыря, когда их не станет. Во имя этого чудесного события построен сей храм. В нем находятся мощи св. Михея.

Смоленская церковь построена в XVIII веке в честь чудесного исцеления псаломщика, который страдал болезнью рук. Исцеление ему дала икона Богоматери Смоленской, которая была установлена на фасаде поварни монастыря. На этом месте был возведен храм, а икона стала считаться чудотворной и была помещена в иконостас.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры высотой 88 метров возведена в 1770 году, замыкает ансамбль Соборной площади лавры с северной стороны.

Другие постройки и достопримечательности Троице-Сергиевой лавры

Трапезная палата XII века. Изначально в ней размещались трапезные — большая и малая. Большая предназначалась для особых приемов, а в малой обедали обитатели монастыря.

Покои для царской семьи — «Царские чертоги» (XVII век). Здесь останавливался на отдых царь со свитой. Здание находится в ведении Духовной академии.

Построенное в XVII веке здание резиденции митрополитов. В настоящее время здесь находится резиденция патриархов.

Онлайн-карта Троице-Сергиевой лавры

Подворья Троице-Сергиевой лавры

Ближайшее к Лавре подворье находится — Пятницкое — в нескольких шагах от монастырского комплекса, в него входят древнейшие в городе храмы за пределами лавры — храм Параскевы Пятницы и Введенская церковь. В Сергиевом Посаде статус подворья Лавры имеют также Спасо-Вифанский монастырь, Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, Всехсвятское подворье.

Читайте также:
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Большинство представительств лавры располагается в малых населенных пунктах Сергиево-Посадского района: подворья имеются в селах Благовещение, Деулино, Радонеж, поселках Богородское и Лоза, городе Пересвет.

Действующие подворья монастыря за пределами Сергиево-Посадского района:

  • Троице-Сергиев Варницкий монастырь (поселок Варницы, Ярославская область)
  • Владимирское подворье (село Тучково, Владимирская область),
  • Подворье «Куликово Поле» (село Иваново, Тульская область),
  • Свято-Успенский женский скит-подворье (пос. Епифань, Тульская область),
  • Черниговское подворье (город Геленджик).

Подробно о подворьях и скитах, контакты храмов — на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры.

Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве

Московское подворье создано еще при жизни Сергия Радонежского. С этой обителью оказались связаны важнейшие события российской истории XVI–XIX веков: в монастыре крестил своего сына великий князь Василий III, к обители приходили на покаяние горожане, признавшие Лжедмитрия. Сейчас самая почитаемая святыня Московского Троицкого подворья — икона Божией Матери «Достойно есть».

Как добраться до Троице-Сергиевой лавры из Москвы

Из Москвы можно доехать на электричке с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (1 час или 1 час 20–30 минут в пути).

Кроме того, от различных станций метро до Сергиева Посада курсируют рейсовые автобусы. В пути — от 1 часа 20 минут в зависимости от пробок.

Троице-Сергиева лавра: видео

Колокольня Ивана Великого

Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля

Колокольня Ивана Великого (колокольня «Иван Великий»), украшающая Соборную площадь Московского Кремля, – доминанта средневекового архитектурного комплекса. Помимо самой трехъярусной башни, ансамбль включает в себя Успенскую звонницу и Филаретову пристройку. Колокольня возводилась в 1505-1508 годах по замыслу зодчего из Италии Бона Фрязина. В 1600 году, получив дополнительный ярус звона, колокольня превратилась в самое высокое здание Москвы. Это белоснежное 81-метровое сооружение не утрачивало своих позиций до 1883 года, когда был построен храм Христа Спасителя.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Колокольня Ивана Великого

Основные моменты

Колокольня Ивана Великого возводилась в самое интересное и продуктивное для средневековой архитектуры Москвы время – в эпохи правления Ивана III, Василия III, Ивана Грозного, Бориса Годунова. Тогда каноны русского зодчества были обогащены и усложнены итальянскими архитекторами, приглашенными на Русь. Своей высотой, изящным силуэтом и умеренным декором колокольня напоминает итальянские кампанилы, но Бон Фрязин создал не четырехгранную конструкцию, характерную для подобных сооружений на его родине, а восьмигранную, отдавая дань русской зодческой традиции.

Монументальное башнеобразное сооружение, имеющее чуть выраженную коническую форму, удивляет легкостью и стройностью. Этими качествами башня обязана композиционному построению своих объемов – каждый следующий ярус-восьмигранник меньше предыдущего в диаметре и высоте. Толщина стен первого яруса колокольни – 5 м, а второго – уже 2,5 м. Ярусы завершаются галереями, где помещаются колокола – замечательные памятники отечественного литейного искусства XVI-XVIII веков. На постаменте перед колокольней красуется Царь-колокол.

Из 33 колоколов, входящих в коллекцию Музеев Московского Кремля, 22 размещены на ярусах колокольни Ивана Великого, в проемах прилегающих к ней Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Эти здания, построенные в XVI-XVII столетиях, подверглись серьезным разрушениям при отступлении наполеоновских солдат из Москвы. Их сегодняшний облик с элементами классицизма и неоготики – результат восстановительных работ, начавшихся после изгнания французов из России.

История колокольни Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого возвышается на самом видном месте Боровицкого холма – там, где с 1329 года стояла небольшая церковь. Это был первый известный нам храм из камня «иже под колоколы» в Москве. Его построили по волеизъявлению князя Ивана Калиты и посвятили тезоименитому святому московского правителя – Иоанну Лествичнику, философу, богослову из Византии.

В конце XV – начале XVI столетия осуществлялась масштабная реконструкция Кремля, инициированная князем Московским Иваном III Великим. К работам были привлечены итальянские зодчие, инженеры, знакомые с архитектурой и искусством эпохи Возрождения. Они появились в Москве после женитьбы Ивана III на племяннице последнего императора Византии Софье Палеолог, воспитывавшейся в Риме. В 1505 году, ознаменовавшемся кончиной князя, церковь Иоанна Лествичника была снесена, и к востоку от нее начали возводить восьмигранную колокольню по образцу итальянской башни-кампанилы. Автором проекта выступил зодчий по прозвищу Бон Фрязин, предположительно, выходец из северной Италии.

Двухъярусная колокольня высотой в 60 м и внутристенными лестницами была достроена в 1508 году. В первом ее ярусе разместилась новая церковь Иоанна Лествичника. Выше сконструировали промежуточный этаж, над которым была устроена нижняя площадка звона. Второй, более узкий, ярус, представлял собой стройный постамент для опоры следующего уровня звонов. Площадки для колоколов были украшены арочными проемами.

Колокольня Ивана Великого стала доминирующим сооружением ансамбля, включившего в себя три собора – Успенский, Архангельский и Благовещенский, у которых не было собственных звонниц. Использовалась она и как наблюдательный пункт: со второго яруса было удобно отслеживать очаги возникновения пожаров и вовремя замечать приближение неприятеля к городу. Окрестности обозревались отсюда на 25-30 км.

В 1532 году зодчий из Италии Петрок Малый приступил к возведению к северу от колокольни церкви Воскресения с площадкой, на которой можно было бы разместить дополнительные колокола. Известно, что к исходу XVII столетия она уже не использовалась как место поклонения, а служила звонницей, получившей имя «Успенская».

Читайте также:
Череповецкая епархия: храмы и монастыри, паломническая служба, история

В эпоху царствования Бориса Годунова над двухъярусной колокольней Ивана Великого выросла надстройка, послужившая барабаном для золоченой главы. Так, эта архитектурная жемчужина достигла актуальной высоты. Автором проекта третьего яруса предположительно является отечественный зодчий Федор Конь. Завершение строительства башни датируется 1600 годом.

Гармоничный комплекс колокольни сложился к последнему десятилетию XVII века. В ту пору частью его уже стала и Филаретова пристройка с шатровым завершением. Возведенная по рекомендации патриарха Филарета, изначально она служила еще одной звонницей для размещения большого колокола.

Филаретова пристройка и Успенская звонница были взорваны французами в 1812 г. Здания воссоздали к 1819 году, но не в строго аутентичном облике. Самой же колокольне, заминированной отступавшими захватчиками, удалось уцелеть, но не чудесным образом, а благодаря уникальной прочности несущих конструкций. Этот факт подтвердил предположения тех историков, которые считали, что зодчему Бону Фрязину были известны секреты военной инженерии.

Существует популярная, но не подтвержденная история о злоключениях купольного креста колокольни Ивана Великого во время пребывания в Москве французов. Тогда в башне размещались канцелярия оккупантов и оптический телеграф. Незадолго до исторического пожара Наполеон распорядился снять крест. Говорили, так он хотел продемонстрировать, что Москва пала, или же просто перепутал колокольню с Благовещенским собором, о котором шла молва, будто его венчает крест из цельного золота. Когда мародеры взобрались на кровлю купола, их атаковала стая ворон. Отбиваясь от птиц, солдаты упустили крест, который спускали на веревке, и тот рухнул на землю. Обломки продемонстрировали, что крест был всего лишь позолоченным. По свидетельству одного из москвичей, среди незадачливых «альпинистов» оказались двое горожан. Они якобы были расстреляны чуть ли не самим Наполеоном, презиравшим предателей.

После революции богослужения в храме Иоанна Лествичника прекратились, а колокольный звон был запрещен в Москве в 1918 году. Благовест колокольни Ивана Великого нарушил молчание лишь 1992 г., в Светлое Воскресение Христово. В 2000-х была проведена реставрация исторического сооружения, после чего здесь разместились разноплановые экспозиции Музея истории Московского Кремля.

Видео: Внутри колокольни

Что посмотреть

Колокольня Ивана Великого считалась важной туристической достопримечательностью еще в дореволюционной Москве. В первых путеводителях по городу, которые начали издаваться в конце XVIII столетия, путешественникам рекомендовалось непременно увидеть эту «достопамятность» и подняться под ее купол. Экскурсоводами в то время выступали звонари, которых всегда можно было найти возле Царь-колокола. Александр Пушкин, чье детство протекало в Москве, часто поднимался на колокольню вместе со своим дядькой Тимофеем Козловым. А Михаил Лермонтов утверждал, что тот, кто не побывал на вершине Ивана Великого, «не имеет понятия о Москве».

Сегодня подняться на колокольню можно в составе экскурсии, в хорошую погоду. Зимой она закрыта для посещения, а весной и осенью подъем разрешается при отсутствии дождя и ветра. Наверх ведут 137 ступеней, преодолеть потребуется всего лишь 25 м. Смотровая площадка, откуда можно запечатлеть чудесные панорамы, расположена в первом ярусе звонов, на уровне, соответствующем примерно 1/3 высоты здания. В этой локации находится 6 мощных колоколов с «низкими» голосами, в том числе «Медведь» (7223 кг) и «Лебедь» (7371 кг), впервые отлитые в XVI веке и перелитые по прошествии двух столетий мастером Семеном Можжухиным.

На следующем ярусе расположились колокола поменьше – от 820 до 3280 кг. Среди них – старейшие из сохранившихся в Кремле: «Корсунский», перелитый из более древнего звона в 1559 году, а также «Немчин» 1550 года, с изящным растительным орнаментом и надписью на старонемецком языке, вероятно, являвшийся военным трофеем. В последнем ярусе разместились самые миниатюрные колокола – от 164 кг.

Тройку крупнейших представителей «Ивановской колокольной фамилии» можно увидеть в проемах Филаретовой пристройки и Успенской звонницы. Великопостный (или Семисотный, Вседневный) колокол, отлитый в 1704 г. и расположенный в пристройке, отличает богатая пластическая разработка рельефных орнаментов в барочной стилистике, горельефы херувимов. Он весит 13 071 кг.

Безусловным лидером трио гигантов выглядит Успенский колокол (65 320 кг). Некоторые другие его наименования – «Воскресный», «Праздничный», «Большой». Отлитый в 1817 г. из колокола, датировавшегося 1760 годом, он искусно декорирован горельефными портретами императора Александра I и членов его семьи. Успенский колокол висит в центральном проеме одноименной звонницы. По соседству с ним красуется Реут (либо Ревун), изготовленный в 1622 году Андреем Чоховым – умельцем, отлившим Царь-пушку.

На нижнем уровне звонницы разместился выставочный зал Музеев Московского Кремля, где любопытно осмотреть раритеты из кремлевского собрания. Хорошо организованное внутреннее пространство Успенской звонницы позволяет проводить здесь и передвижные выставки, представляющие коллекции различных отечественных и зарубежных музеев.

В самой колокольне Ивана Великого, в нижнем ярусе, также работает музей. Его экспозиция посвящена истории зодческого ансамбля Кремля. Тут можно увидеть аутентичные фрагменты белокаменного декора не дошедших до нас кремлевских построек, сведения о которых хранят древние летописи.

Читайте также:
Спасо-Евфимиев монастырь: история и адрес, описание, праздники и святыни, схема

Практическая информация

Целиком осмотреть достопримечательности Соборной площади можно в составе экскурсии. В программу входит, в том числе, посещение двух музеев, расположенных в колокольне Ивана Великого и в Успенской звоннице. Стоимость полного билета – 500 рублей. Льготным категориям населения предоставляются скидки.

Заплатив 350 рублей, туристы могут подняться на колокольню и познакомиться с музейной экспозицией, расположенной на первом ярусе. Ежедневно, кроме четверга, проводится шесть 45-минутных сеансов. Летом и до 30 сентября организуется дополнительный, седьмой, сеанс. Максимальное число экскурсантов – 10 человек, дети до 14 лет не допускаются.

Стоит учесть: если вдруг пойдет дождь, то даже при наличии билета попасть внутрь колокольни будет невозможно. Билеты продаются в Александровском саду, у Кутафьей башни. Чтобы приобрести их, лучше подойти к кассам пораньше – к 09:00-09:30.

Как добраться

Ближайшие к колокольне Ивана Великого станции метрополитена – «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина», «Арбатская», «Театральная», «Площадь революции», «Охотный ряд».

Также можно доехать на автобусе № м5 или 158 до остановки общественного транспорта «Красная площадь».

Колокольня Ивана Великого в Москве

Колокольня Ивана Великого — своеобразный архитектурный центр Кремля, объединяющий другие строения в единое целое. Ансамбль из высокой колокольни, храма и Филаретовской пристройки издавна считается одним из главных символов Москвы. Иванов столп воспринимается как воин-богатырь, стоящий на защите родной земли.

История строительства

Колокольня Ивана Великого была названа в честь Святого Иоанна Лествичника. Известность в народе он приобрел благодаря своей богоугодной жизни — почти 40 лет Святой прожил отшельником, полностью посвятив себя молитвам и служению Богу. Весь свой духовный опыт праведник завещал будущим поколениям в труде под названием «Лествица».

Важно знать! Иоанн Лествичник — византийский богослов, автор трактата «Лествица», основоположник учения о духовном возрождении.

Храм в его честь был основан при Иване Калите. Перед походом на Псков, Иван Данилович дал обет Святому построить новый храм, если эта кампания будет успешной. Удача сопутствовала московскому князю, и он исполнил свое обещание. Новая церковь имела форму восьмиугольника и была построена в рекордно короткие сроки — на ее возведение ушло всего три месяца.

Она простояла 170 лет, затем на месте ветхого храма была воздвигнута колокольня. Ее высота составляла 60 метров, у подножья колокольни был построен новый храм. Придя к власти, Борис Годунов решил увеличить высоту постройки. Он хотел возвеличить свою династию, оставить значимый след в истории и архитектурном облике столицы.

Другие православные храмы Москвы:

Кроме того, в те времена в столице свирепствовал голод. Стройка давала дополнительные рабочие места, отвлекала людей от внутригосударственных проблем. В период царствования Годунова колокольня выросла на 21 метр и достигла 81 метра в высоту. Под куполом колокольни располагались три ряда надписей с титулами Бориса Годунова и его сына.

В народе отреставрированную колокольню называли «Годунов столп». После прихода к власти династии Романовых, запись заклеили. Очистили ее уже во время правления Петра I.

Строительство Успенской звонницы

Возле колокольни в XVI веке была построена Успенская звонница. Изначально итальянский архитектор Петрок Малой воздвиг храм Рождества Христова рядом с Ивановым столпом, но позже храм был реконструирован в звонницу для больших колоколов.

Самый большой колокол носит название Успенский, поэтому и звонница была названа в его честь. Ранее сторожа и звонари жили прямо в здании звонницы, на первом этаже. Сейчас там располагается один из кремлевских музеев.

В храме Рождества Христова хранились мощи Николая Чудотворца и чудотворная икона святителя Николая. Во время реконструкции Святыни вывезли из храма, их местонахождение неизвестно до сих пор.

Интересно знать! Несмотря на то, что храм Рождества Христова был реконструирован, а чудотворная икона исчезла, обычай приходить к звоннице для благословения перед свадьбой сохранился до сих пор.

Как гласит легенда, один обедневший горожанин выдал замуж трех дочерей, обратившись за помощью к Николаю Чудотворцу. Святой Николай даровал по узелку с золотом каждой девушке в виде приданого. С тех пор многие новобрачные посещают Успенскую звонницу, чтобы брак был крепким.

Филаретовская пристройка

Рядом с Успенской звонницей располагается Филаретовская пристройка. Она была основана патриархом Филаретом после того, как он вернулся из польского плена. Во времена Отечественной войны 1812 года, звонница и пристройка были взорваны.

Оба строения были восстановлены в ходе реставрационных работ в 1815 году.

Кремль во время войны 1812 года

Французская оккупация Москвы длилась чуть больше месяца. Город был разграблен, многие исторические достопримечательности были уничтожены пожаром. Французы не берегли русские Святыни: в храмах они устраивали конюшни и армейские казармы, переплавляли золотую и серебряную церковную утварь.

После освобождения Москвы, соборы Кремля закрыли для посещения, чтобы горожане не видели последствий бесчинств армии Наполеона. Легенды гласили, что крест на колокольне Ивана Великого выполнен из чистого золота. Император приказал снять крест с колокольни и забрать его в Париж.

Читайте также:
Успенский собор во Владимире: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

Во время демонтажа оборвались веревки, крест упал и разбился на части. Оказалось, что он просто был покрыт позолоченными листами меди. Новый крест был выполнен по такой же технологии и установлен на колокольне в 1813 году.

Покидая Москву, Наполеон приказал взорвать Кремль, в том числе и знаменитую колокольню. «Иван Великий» при взрыве не пострадал, но пристройки были разрушены. К 1819 году первоначальный вид Кремля был восстановлен.

Архитекторы

В разные времена над постройкой, ремонтом и реконструкцией колокольни трудились разные люди, поэтому нельзя сказать, что это величественное строение — плод труда одного архитектора.

  • При воздвижении колокольни на месте старого храма строительством руководил Бон Фрязин;
  • Петрок Малой достроил звонницу с северной стороны колокольни;
  • Русский зодчий Федор Конь руководил строительством верхнего яруса «Ивана Великого» при Борисе Годунове;
  • Восстановлением разрушенных построек после войны 1812 года занимались Доменико Жилярди и Константин Тон.

Архитектура

Цокольный этаж колокольни выполнен из белого камня. За ним следует кладка из кирпича, скрепленного для надежности металлическими связками. Нижние этажи колокольни представляют собой единый монолит и объединяются с фундаментом. Его стены достигают 5 метров в ширину.

Стены верхнего яруса намного тоньше. Массивная нижняя часть и утонченная верхняя символизирует стремление здания ввысь, зрительно делает его еще более величественным.

Колокола

Ивановская колокольня служит всем соборам кремля, так как у них нет собственных звонниц. Именно с нее начинается колокольный звон во всей Москве.

Интересно знать! Митрополит Платон в 18 веке издал указ, согласно которому колокольный звон в столице должен был начинаться с удара самого большого колокола, после чего он плавно разливался по городу, наполняясь переливами других колоколов. Так звучание получалось особенно красивым и торжественным.

Центральный ярус

  • Самый большой колокол — Успенский, он весит свыше 60 тонн. Он был отлит в 1819 году, заменяя колокол, разбитый при подрыве Иванова столпа во время нашествия Наполеона. На колоколе изображены лики Христа и Богородицы, присутствуют изображения членов царской семьи. Внизу на колоколе находится памятная надпись в честь освободительной борьбы 1812 года. Колокол звонит только в исключительных случаях.

Нижний ярус

  • Новгородский колокол был вывезен Иваном Грозным из покоренного Новгорода;
  • Колокол Лебедь обладает резким, высоким звучанием;
  • Колокол Медведь, напротив, издает низкий, ревущий звук;
  • Кроме того, в колокольне еще есть Слободской, Ростовский и Трехсотпудовый колокола.

Средний ярус

В среднем ярусе колокольни находятся:

  • Мариинский колокол с изображением Марии Египетской;
  • Даниловский колокол с ликом князя Даниила Московского;
  • 8 колоколов, изготовление которых датируется XVI веком.

Верхний ярус

Верхний ярус представлен несколькими легкими колоколами XVII века.

Интересные факты о колокольне Ивана Великого

  • Некоторое время в Москве существовал запрет на строительство зданий выше «Ивана Великого»;
  • В XVI-XVII веках у колокольни провозглашали царские указы. С тех времен пришло к нам выражение: «Кричать на всю ивановскую»;

Колокольня в наши дни

Сегодня «Иван Великий» не только выполняет свою прямую функцию, но и служит музеем. Здесь организуются выставки музея «Московский Кремль», где посетителям с помощью видеоряда показывают этапы постройки и реконструкции колокольни и соборов Кремля, наглядно демонстрируют изменение внешнего облика сердца столицы. В музее собраны старинные артефакты, рассказывающие об истории Кремля.

На верхнем этаже колокольни располагается смотровая площадка. Чтобы попасть туда, туристам приходится преодолевать длинную лестницу в 329 ступеней.

Чтобы посетить музеи и воочию увидеть древнюю колокольню и другие сооружения, посетителям следует отправляться на Соборную площадь московского Кремля.

Станции метро, расположенные рядом с Кремлем:

  • Площадь Революции — Арбатско-Покровская, или «синяя» ветка;
  • Театральная — Замоскворецкая, или «зеленая» ветка;
  • Александровский сад — Филевская, или «голубая» ветка;
  • Охотный ряд — Сокольническая, или «красная» ветка.

Посетить музей и своими глазами увидеть знаменитую колокольню может каждый желающий. Музей «Московский Кремль» работает ежедневно с 9.00 до 18.00, кроме четверга. Стоимость билета — 750 рублей.

Течение времени не щадит никого. Люди умирают, ветшают старые здания. Но Иван Великий стал исключением из правил — он пережил несколько войн, враги неоднократно пытались заставить умолкнуть его колокола. Величественная постройка выстояла под напором времени и неприятелей, и служит людям по сей день.

История и архитектура колокольни Ивана Великого в Москве: интересные факты

Колокольня Ивана Великого занимает особое место в списке шедевров мирового и русского зодчества и считается одним из главных украшений Москвы.

Ее история полна мистических тайн, которые исследователи не могут разгадать и по сей день.

  1. История колокольни
  2. Церковь Иоанна Лествичника
  3. Возведение и основание колокольни
  4. Историческая судьба
  5. Успенская звонница и Филаретовская пристройка
  6. Послевоенная реставрация
  7. Современное положение
  8. Месторасположение сооружения
  9. Как добраться
  10. Действующие колокола
  11. Архитектурный ансамбль сооружения
  12. Возможности посещения колокольни
  13. Значение здания
  14. Видео о прошлом и настоящем колокольни
Читайте также:
Храм Алексия Московского: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

История колокольни

История Ивановского столпа напрямую связана со становлением российского государства.

Церковь Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Лествичник был византийским богословом, автором учения о духовном возрождении и трактата «Лествица». Именно в честь этого святого по приказу московского князя Ивана Калиты в 1329 году была воздвигнута церковь.

Есть версия, что храм построили согласно обету, который дал Калита перед походом московской дружины на Псков. Удача сопутствовала Ивану Даниловичу, и он сдержал обет.

Так всего за три месяца появилась церковь Иоанна Лествичника . Она имела форму восьмиугольника с полуколоннами по углам.

Внутреннее крестообразное пространство храма Иоанна Лествичника без учета помещения алтаря имело небольшие размеры — всего пять на пять метров.

Церковь Иоанна Лествичника в Московском кремле простояла более 170 лет, была разобрана в 1505 году, но заняла свое место в истории как первая известная исследователям каменная церковь под звоном, первая столпообразная церковь-колокольня и первый храм, построенный между двумя соборами.

Возведение и основание колокольни

Храм Ивана Великого не испытывал недостатка в талантливых архитекторах. Поэтому ответить на вопрос, кто его построил, достаточно сложно.

Когда в начале шестнадцатого века старый храм был демонтирован, на восточной стороне возвели новую церковь. В честь кого она названа? Имя храму дал Иван III.

Строительством руководил итальянский зодчий Бон Фрязин. Свой шедевр он завершил в 1508 году.

Постройка не имела аналогов по прочности благодаря уникальному фундаменту и революционным по тем временам способам строительства.

Автором следующего проекта, изменившего облик храма в 1540 году, был также итальянец — Петрок Малой. Им была построена прямоугольная звонница на северной стороне здания.

В 1600 году при Борисе Годунове теперь уже русский зодчий Федор Конь надстроил третий ярус колокольни. В ысота колокольни Ивана Великого в Москве — 81 метр.

Существует столичная легенда о запрете на строительство колоколен выше звонницы Ивана III. До 1860 года, когда был возведен Храм Христа Спасителя, колокольня оставалась самым высоким зданием Москвы.

Историческая судьба

Храму довелось пройти через множество испытаний.

Смутные времена, нашествия чужеземных завоевателей и политические амбиции отечественных атеистов не раз ставили под угрозу само существования столпа Ивана III:

  1. Лжедмитрий собирался устроить там костел для польских подданных Марины Мнишек.
  2. Наполеон приказал взорвать Кремль. Это решение стало роковым. Взрывы превратили в руины Успенскую звонницу и Филаретову пристройку, сорвали крест с купола колокольни, привели к образованию трещины на третьем ярусе. Однако сама колокольня выстояла. Уже 12 декабря 1813 года вновь запели звоны столпа Ивана III, приглашая москвичей на церковную службу.
  3. Есть легенда, повествующая о том, что в 1950-е или 1960-е годы кто-то попытался нарушить запрет на звон колоколов, после чего их языки приковали.
  4. Советские вожди заставили звонницу умолкнуть на семьдесят пять лет.

Лишь на Пасху 1992 года колокола зазвучали вновь.

Успенская звонница и Филаретовская пристройка

В 1624 году зодчий Огурцов создал Филаретову пристройку, названную в честь патриарха Филарета.

Архитектором шатра пристройки стал англичанин Талер, работавший в годы правления Алексея Михайловича.

К концу XVII века звонница стала одним из символов Москвы.

С колокольни открывался великолепный вид на прилегающею местность, а приближение войск неприятеля можно было увидеть за 30 (!) километров.

Здание Успенской звонарни, пристроенное к северной грани колокольни, было возведено в 1815 году на фундаменте разрушенной в 1812 году старой постройки ХVI века.

Эти сооружения стали неотъемлемой частью колокольни.

Послевоенная реставрация

Масштабным реконструкциям колокольни всегда что-то мешало: войны и послевоенные разрухи, недостаток финансовых средств, споры архитекторов. Тем не менее, Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французами, были вновь отстроены в 1819 году.

Первая серьезная реставрация прошла в 2005 году.

Мастера произвели полное переоборудование и приспособили древнее сооружения к музейной эксплуатации, а фасады и наружные интерьеры колокольни подготовили к музейному показу.

Современное положение

В наши дни архитектурный объект используется как по своему прямому назначению, так и в качестве музейной экспозиции.

Сегодня на первом этаже Успенской звонницы организуются выставки музея «Московский Кремль», других российских и зарубежных музейных собраний.

Для полноты картины посетителям демонстрируют видеопроекцию реконструкции собора, используя для этого беленые стены колокольни.

Периодически все проекции выключаются, остается только подсветка, и посетители получают возможность осмотреть сохранившиеся интерьеры колокольни.

Условно этот музей можно разделить на три экспозиции: сама колокольня или ее части, выделенные светом, сохранившиеся фрагменты кремлевских построек и виртуальные экспонаты.

На верхнем ярусе колокольни открыта смотровая площадка.

Посетители могут подняться на нее в теплое время года, преодолев путь в 329 ступеней.

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Читайте также:
Никольский собор в Оренбурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

Действующие колокола

Изготовленные русскими и иностранными мастерами, колокола располагаются на всех трех ярусах колокольни.

Самые массивные и басовитые — на галерее первого яруса, а легкие и мелодичные — наверху:

  1. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действуют три колокола.
  2. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — Успенский. Он украшен портретами императора Александра I и его семейства, изображениями Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, митрополитов Петра и Алексия и композицией «Успение Божией Матери». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,3 метра, составляет 1,75 тонны, а сам колокол весит около 65 тонн 320 килограммов. Успенский колокол считается лучшим по тону и звуку.
  3. Колокол Ревун массой 32 тонны 760 кг изготовлен по указу царя Михаила Романова в 1622 году мастером Андреем Чоховым, автором Царь-пушки.
  4. Великопостный, или Семисотный колокол весит 13 тонн 71 кг и расположен на Филаретовой пристройке.
  5. Древнейший из колоколов — Медведь. Он назван так за мощный голос и низкое звучание.
  6. Колокол Лебедь получил название за звон, похожий на лебединый крик.
  7. Новгородский колокол впервые отлит при Иване IV для Софийского собора Новгорода. Затем был перевезен в Москву. Рядом находятся колокола Широкий, Слободской и Ростовский.
  8. На втором ярусе звонницы расположены Корсунский колокол, Немчин Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый и Второй безымянный колокола.
  9. Третий ярус образуют колокола меньшего размера.

Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.

Возможности посещения колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В музее, расположенном внутри Успенской звонницы, собраны старинные артефакты, иллюстрирующие архитектурную историю Кремля.

В этой коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек.

В выставочном зале размещаются передвижные экспозиции.

Стоимость билета в 2018 году — 250 рублей.

Значение здания

Время не щадит никого и ничего. Уходят люди. Ветшают и разрушаются здания. Трескаются и утрачивают чистоту звука колокола.

Однако столп Ивана Великого стал исключением из правила.

Его колокола не раз пытались заставить умолкнуть, а саму церковь разрушали.

Она выстояла под напором времени и человеческой ненависти, став объектом поклонения для детей и взрослых.

И сегодня во время служб в кремлевских соборах разносятся над Москвой голоса этих колоколов, которые, словно люди, имеют собственные имена. Гордо возвышается над мирской суетой златоглавый храм, доказывая всем нам, что истинное искусство неотделимо от веры, а вместе они способны творить чудеса.

Видео о прошлом и настоящем колокольни

В этом видео вы можете ознакомиться с прошлым и настоящим знаменитого объекта.

Колокольня Ивана Великого

В самом центре Москвы на Соборной площади московского Кремля возвышается церковь-колокольня из белого кирпича Святого Ивана III Великого, объединившая всё многообразие древних храмов Кремля в общий архитектурный ансамбль. В ансамбль входят столп колокольни Иван Великий, Успенская звонница и Филаретова пристройка.

В настоящий момент колокольня Ивана Великого является музеем истории московского Кремля. На первом этаже Успенской звонницы расположен выставочный зал, в котором идет демонстрация памятников искусства не только Кремля, но и самых разных музеев со всего света. В качестве экспонатов посетителям представлены панорама Москвы, ряд фрагментов белокаменного зодчества XIV века и множество других редкостей.

Читайте также:
Храм Татианы мученицы при МГУ: история и адрес, описание, святыни и праздники

Год и век создания

Данный храм — очень древний памятник архитектуры, его история насчитывает более чем 500 лет. Первые сведения о существовании в сакральной топографии столицы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника историки относят к 1329 году. В летописях указано, что именно тогда была заложена каменная церковь, а затем освящена. Святыню относили к типу «иже под колоколы» из-за расположения яруса звонницы над самим помещением.

Весь храм был возведен в течение трех месяцев, из-за этого предполагают, что церковь имела малые размеры. Считается, что она стала первым московским храмом, освященным во имя преподобного.

В 1346 году храм расписали, а спустя 129 лет в него перенесли несколько саркофагов с мощами святителей из второго Успенского собора, который на тот момент разобрали. Позже храм тоже был разобран, а весной 1505 года было начато строительство новой святыни, продлившееся три года. Постройку новой церкви приурочили к кончине князя Ивана III, полностью ее завершили к 1508 году.

Колокольня Ивана Великого в Москве на google-панораме:

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

Высота колокольни Ивана Великого

Сразу после возведения новой церкви в 1508 году горожане были поражены размерами новой святыни — такие высокие каменные храмы не возводились ни в Москве, ни во всей Руси. В самой высокой точке храм достигал в высоту 81 м.

Святыня сразу же стала выразителем могущества и силы столицы. Белокаменный «столп славы» огромных размеров, возвышающийся своей сияющей золотом главой над кремлевским холмом, сообщал всем подъезжающим к городу о величии Москвы.

Вид с колокольни Ивана Великого

В настоящее время с колокольни открывается удивительный вид на исторический центр столицы. Несколько веков назад, в отсутствии плотной застройки, с верхней точки колокольни можно было рассмотреть территорию на 30 м вперед, что позволяло использовать святыню в качестве ключевого дозорного пункта города. Есть сведения о том, что путь наверх, состоящий из 429 ступеней, в свое время преодолели Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

Иван Великий

Ансамбль, ошибочно называемый колокольней

С этим местом связано сразу две топонимических ошибки. Во-первых, это не колокольня, а ансамбль из колокольни, церкви и Филаретовской пристройки. Во-вторых, правильное название звонницы — Иван Великий. Она служила и дозорной вышкой, и пожарной каланчей, и украшением столицы. И некоторое время в Москве даже был запрет на строительство зданий выше Ивана Великого.

Колокольню «Иван Великий» строили постепенно. В 1329 году Иван Калита в честь рождения сына заложил церковь Иоанна Лествичника «под колоколами».

Затем в 1505 архитектор Бон Фрязин построил на месте обветшавшей церкви восьмигранную колокольню по типу итальянской кампанилы. Она предназначалась одновременно для трех соборов (Успенского, Архангельского и Благовещенского), так как у них не было своих звонниц. Колокольня Ивана Великого с церковью Иоанна Лествичника стала самой высокой частью ансамбля. Но тогда она была на ярус ниже, чем сейчас. Лишь через столетие, при Борисе Годунове, высота Ивана Великого достигла 81 метра.

Читайте также:
Священник Андрей Ткачев: биография протоиерея, что почитать и посмотреть, известные проповеди и лекции

Тогда под куполом появилась надпись: Изволением святыя Троицы, повелением великого господаря и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого господаря царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий Храм совершен и позлащен во второе лето господарства их . Лжедмитрий I ее уничтожил, но при Петре I надпись восстановили.

До строительства храма Христа Спасителя Иван Великий оставался самым высоким зданием в Москве. Колокольня неизменно удивляла иностранных гостей.

В XVI-XVII веках к Ивановской колокольне пристроили Успенскую церковь-звонницу, а в 1624 году — Филаретовскую пристройку с шатровым завершением.

На колокольне Иван Великий 22 колокола весом от 123 кг до 7 тонн — такой «роскошью» не может похвастаться ни одна московская церковь.

Колокола распределяются по ярусам. Большинство из них имеет собственные имена — Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин, Реут, Вседневный, Воскресный, Семисотенный. А в центре звонницы размещается самый главный и самый большой в России Успенский колокол, весом 65,5 тонны. Весь комплект называют «Ивановской колокольной фамилией».

Звук колокола зависел не только от массы, но и от состава. Секрет сплава знал далеко не каждый мастер, и чаще всего пропорции меди, серебра и золота в сплаве устанавливали по наитию. Московские колокольные заводы в XIX веке были лучшими в России и получали заказы даже из-за границы. Большинство заводов находилось на Балканах — за Сухаревой башней (современные Балканские переулки).

Распускаемый при отливке колокола слух должен был отвлечь внимание недоброжелателей от колокола. Хозяева колокольных заводов верили в это, поэтому платили хороший гонорар изобретателям слухов. Если получался хороший колокол, слух опровергали: это на таком-то заводе колокол лили — звонкий получился. Если была неудача, в выдумке не признавались. Так появлялись легенды.

Один из «колокольных» рассказов гласил, что в церкви на Покровке венчал священник жениха с невестой. А когда повел их вокруг аналоя, с голов сорвались брачные венцы и опустились на кресты на главах церкви и колокольни. Оказалось, что жених и невеста — родные брат и сестра. Их разлучили в детстве, и, когда они случайно встретились, приняли родственное влечение за любовь. Но провидение остановило беззаконный брак.
Люди со всей Москвы съезжались на Покровку. Действительно, купола церкви Воскресения украшают золоченые венцы. Но никому в голову не приходило, что венцы украшают церковь уже почти 100 лет, а размеры их так велики, что самые рослые новобрачные могут разместиться в венце, как в беседке. Позже в Москве появилась легенда, что венцы на церкви Воскресения поставила императрица Елизавета после тайного венчания с Разумовским.

А однажды вся Москва обсуждала происшествие накануне Николина дня 19 декабря. В тот день у генерал-губернатора был бал, но в разгар танцев ударил колокол на Иване Великом. В тот же миг в зале погасли люстры и канделябры, лопнули струны на музыкальных инструментах, выпали стекла из окон, и повеяло леденящим холодом. Гости бросились к дверям, но они не открывались. Наутро в бальной зале нашли трупы замерзших и раздавленных. Погиб и сам хозяин дома — генерал-губернатор. И хотя газеты объявили, что генерал-губернатор жив, слухи о замерзших еще долго ходили по городу.

Московская полиция иногда добиралась до источника слухов. У заводчиков брали подписки не распускать слухи при отливке колоколов, но они продолжали придумывать новые нелепости. А в словаре Даля появилась поговорка Лить колокола — сочинять и распускать вздорные вести .

Колокольный звон в Кремле запретили в 1918 году. Лишь один раз, в 1921, этот запрет нарушили.

Затем Иван Великий замолк на 71 год, и только в 1992 на Христово Воскресение с главной московской колокольни раздался благовест. Тогда звонили лишь 5 колоколов второго яруса («Корсунский», «Немчин» и три зазвонных колокола). На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии.

Известно, что Иван Великий в старой Москве был еще и главной дозорной сигнальной башней. Оттуда хорошо просматривались окрестности города на расстоянии 30-40 км. Сейчас в колокольне музей, а на вершине — смотровая площадка. Но придется преодолеть 329 ступеней, что не всем под силу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: