Троицкий собор в Пскове: история и адрес, святыни и иконы

Свято-Троицкий собор в Пскове — рассмотрим подробно

«Дом Святой Троицы», так называют православные верующие Псков, город, с давних времен охраняемый Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. Хранитель древних храмов и традиций, Псков привлекает туристов и паломников красотой архитектурных древних сооружений и духовными святыня. Из святых храмов Пскова после богослужений на битву с вражескими завоевателями уходили защитники отечества, в храмовых усыпальницах почивают псковские князья и архиереи.

Свято-Троицкий собор — древняя святыня псковского края, берущая свое историческое начало с 957 года, храм, заложенный святой Ольгой, охраняемый Александром Невским, сохранивший и в 21 столетии святые мощи князей и святителей.

Храмы-предшественники

Активное формирование города Пскова началось в начале X века на пересечении двух рек Псковы и Великой. Место строительства храма, который должен был стать центром поселения, выбрала урождённая здесь великая княгиня Ольга, посетив псковскую землю в 957 году. Как гласит летопись, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место — именно поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице.

Вид из-за Псковы: стена Крома, Свято-Троицкий кафедральный собор и колокольня (фото 1972 г.)

Изначальный Троицкий собор был деревянным и сгорел в результате пожара. В 1138 году по распоряжению Всеволода-Гавриила его возобновили: по церковному преданию, в камне, по исследованиям Н. Н. Воронина, П. А. Раппопорта и Ю. П. Спегальского — в дереве, а каменный собор был построен в конце 1180-х — начале 1190-х годов). Каменный собор строили предположительно смоленские строители, — в те времена местная школа зодчества ещё не сложилась. В 1242 году перед началом Ледового побоища в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский — в субботу 5 апреля на Чудском озере он сразился с немецкими захватчиками, «овы изби, овы извязав, поведе босы по леду». Здесь молился брат Александра Невского, в будущем Великий князь владимирский Ярослав Ярославич. Литовский князь Довмонт принял в соборе Святое крещение с именем Тимофей, здесь он не раз молился перед битвами о даровании победы псковскому воинству, сюда же приходил, чтобы совершить благодарственный молебен после очередного сражения.

В 1365 году, после обрушения сводов, храм перестроили ещё раз, тоже в камне, но на сей раз возведение осуществляли псковские зодчие во главе с мастером Кириллом, при этом основным строительным материалом стал местный известняк. Постройка была приурочена к освобождению Пскова от новгородской зависимости в 1348 году, являясь одновременно и своеобразным мемориальным сооружением. Здание включало два придела и три главы, стены были расписаны фресками, широко использовались приёмы деревянного зодчества. Мастер старался как можно больше абстрагироваться от близких ему новгородских традиций, так как главной задачей при проектировании было — показать псковскую свободу и самостоятельность.

В 1609 году в результате пожара, охватившего весь город, в соборе все сгорело, кроме гробницы святого князя Довмонта-Тимофея и мощей святого князя Всеволода-Гавриила.

История собора

Троицкий кафедральный собор Пскова — один из древнейших храмов России, он был был основан в Х веке еще до строительства Софийского собора в Великом Новгороде. Но строение, которое мы видим сегодня — четвертое по счету.

Все предыдущие здания были разрушены по разным причинам, но каждый раз храм восстанавливали:

  • первая постройка: Х век — первая половина XII века;
  • вторая постройка: 1138 — 1363 годы;
  • третья постройка: 1365 — 1609 годы;
  • четвертая постройка: 1699 год — по настоящее время.

Первая постройка

Храм был построен в Х веке по велению княгини Ольги. Для строительства она выбрала место на укрепленной частоколами и земляными валами возвышенности между реками Великой и Псковой. В первой половине XII века деревянное здание было полностью уничтожено пожаром, не сохранилось ни его описаний, ни изображений.

Вторая постройка

Второй собор построили из камня, и, по преданию, в 1138 году его заложил князь Всеволод Мстиславич, внук Владимира Мономаха.

Накануне знаменитого Ледового побоища 1242 года здесь молился Александр Невский, положив начало традиции проводить молебны в псковском храме о даровании победы русскому воинству.

Здесь же принял православное крещение литовский князь Довмонт, чей меч в течение долгих лет вручали всем всходившим на псковский престол в качестве символа власти. Тогда княжеский меч хранился в соборном алтаре, а сегодня его можно увидеть в городском музее.

В средние века собор имел двухэтажный притвор, обращенный фасадом к Вечевой площади, на которой собиралось вече, решавшее важнейшие вопросы жизни города. В самом притворе проводились заседания Государственного Совета, слушались дела светского суда. В соборе хранилась казна, государственная печать, архивные грамоты и договоры. Также в этих стенах монахи вели летопись. В подклете хоронили первосвященников, князей и членов княжеского рода.

Храм простоял до 1363 года, когда обрушился его свод. Всего через 2 года, в 1365 году, на его прежнем основании заложили новый собор, третий.

Третья постройка

Третьему зданию удалось простоять почти 250 лет. Его архитектура существенно отличалась от предыдущих: изображения храмов сохранились на старинных иконах — на них видно, что третий храм был трехглавым, в то время как второй имел только одну главу.

Во время великого пожара 1609 года здание выгорело практически полностью, сохранились только мощи князя Всеволода Мстиславича и гробница князя Довмонта. На начало XVII века пришлось тяжелое для России Смутное время, когда страна была истерзана польско-литовской интервенцией и внутренними раздорами. Русская земля была разорена, средств на реставрацию храма не было, поэтому его только обновили, а в 1682 году на месте святыни началось строительство нового здания.

Четвертая постройка

Строительство четвертого собора, сохранившегося до наших дней, длилось около 17 лет, и было завершено в 1699 году. Новое здание на порядок превосходило своих предшественников, достигая 78 метров в высоту. Это была очень масштабное строение, его можно было увидеть из любого уголка города.

Читайте также:
Соловецкий мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Через несколько десятилетий после постройки, здание дало неравномерную усадку, чтобы его сохранить, открытые галереи пришлось заложить кирпичом.

В 1770 году для укрепления строения вокруг четверика возвели контрфорсы. Наружные стены здания были отштукатурены, и святыня приняла вид, знакомый нам сегодня.

С приходом советской власти храм был отдан раскольнической «Живой церкви». В разгар антицерковной кампании в 1935 году главный собор Пскова был закрыт, внутри создали антирелигиозный музей. Многие древние святыни передали городскому музею-заповеднику, где их можно увидеть и в наше время.

Второй собор

После пожара было принято решение построить второй храм из камня. В 1138 году его заложил внук киевского князя Владимира Мономаха — новгородский князь Всеволод Мстиславович, который почитается Церковью, как Святой Всеволод Псковский. Известно, что построили новый собор приглашенные в Псков смоленские зодчие. В те времена в городе еще не было собственных строителей, а псковская архитектурная школа сложилась позднее.

Вид собора с противоположной стороны реки Великая

Второй храм стал местом, где перед началом знаменитого Ледового побоища молился князь Александр Невский (1242 г.). Эту традицию переняли и другие правители. Псков занимал пограничное положение и часто находился в центре военных конфликтов, поэтому молебны о даровании победы псковскому воинству стали проводить в храме регулярно.

В главном соборе Пскова произошел переход в православную веру литовского князя Довмонта, который при крещении взял имя Тимофей. Позже меч князя хранили в соборном алтаре. Его, как символ власти, вручали всем восходившим на Псковский престол правителям. А сегодня эту историческую реликвию можно увидеть в городском музее-заповеднике.

В Средние века перед храмом располагалась Вечевая площадь, где проходили основные события общественной жизни древнего Пскова и собиралось вече, решавшее судьбы горожан. Здесь призывали на псковский престол князей и избирали посадников. Рядом стоял княжеский двор, в котором жили правители города. В подклете храма хоронили князей, членов их семей, а также первосвященников.

Вид на собор со стороны Довмонтовой башни

В это время Свято-Троицкий собор имел особый двухэтажный притвор – Сени. Фасад красивых Сеней смотрел на Вечевую площадь с южной стороны соборного здания. В притворе проходили заседания государственного Совета, а также работал светский суд. В соборе вели летопись, хранили казну, государственную печать и ларь с архивными грамотами и договорами.

Троицкий собор в центре духовной и мирской жизни Пскова

Со времен Всеволода Мстиславича Троицкий храм играл важнейшую роль в жизни складывавшейся Псковской республики, с 1136 года, то есть со времени распада Киевской Руси, лишь номинально зависевшей от Новгорода. Рядом с храмом собиралось вече, на соборной колокольне висел вечевой колокол, в соборе хранились важнейшие документы республики и ее казна, здесь же присягали на верность Пскову псковские князья… Наконец, с 1192 года, когда в Троицкий собор перенесли мощи святого князя Всеволода (Гавриила), храм служил княжеской усыпальницей.

Все крупные исторические события в Пскове так или иначе были связаны с Троицким собором. Известно, что в нем в 1242 году, после победы в Ледовом побоище, молился Александр Невский. А в 1265 году здесь принял крещение с именем Тимофей беглец из Литвы князь Довмонт, чье долгое княжение в Пскове явилось важнейшей эпохой, утвердившей псковскую государственность и обозначившей начало возвышения Псковской республики.

Современное состояние

В 21 столетии богослужения в Свято-Троицком соборе проходят в четырех приделах:

  • Троицком;
  • Казанском;
  • Александро-Невском;
  • Серафимовском.

Первые три располагаются на верхнем ярусе.

Внутреннее убранство собора

Церковь Серафима Саровского, иконостас к которой в 1988 году расписал знаменитый современный иконописец Зинон, находится на первом этаже. Подняться с крыльца на второй ярус можно по широкой лестнице.

Архитектурные особенности и интерьеры

Белоснежный собор построен в русско-византийском стиле. Его основу составляет шестистолпный четверик, имеющий форму удлиненного по вертикали куба. Столпы опираются на подпружные арки. Наверху храма возвышаются пять массивных глав. Любопытно, что они стоят не посредине, а ближе к восточной части собора. По христианской традиции пятиглавье посвящено Иисусу Христу и четырем Евангелистам. Центральная глава собора сверкает позолотой, а другие главы покрашены в серый цвет.

К соборному зданию примыкают два придела и закрытая галерея, соединенная с притвором. Нижний ярус, скорее всего, служил подклетом старого собора. С 1903 года в нем находится церковь, освященная в честь Серафима Саровского, а за ее алтарем расположена древняя усыпальница. Чтобы попасть на верхний ярус, нужно подняться по крыльцу и широкой лестнице.

Вид собора со стороны Великих ворот

Неподалеку от собора стоит белая колокольня с часами. Она появилась позже собора (XVIII век). Высокое здание венчает остроконечный шпиль. Колокольню построили в традициях классицизма, но, несмотря на это, она составляет с храмом гармоничный архитектурный ансамбль.

Внутри собора нет настенных росписей — они сгорели во время пожара в XVII веке. Однако, интерьеры храма украшает огромный иконостас с позолоченной резьбой. В соборе можно увидеть большую современную икону «Собор Псковский Святых», на которой изображены христианские подвижники Псковских земель во главе с княгиней Ольгой.

Третий Троицкий собор

В 1363 году обрушились своды Всеволодова собора, и, разобрав стены, на старом фундаменте к 1367 году возвели новый каменный храм, простоявший до конца XVII века. Новый Троицкий собор удался — одноглавая церковь, которую окружали многочисленные пристройки; они превращали храм в «пирамиду», безудержно устремленную к небу. Собор насчитывал — вместе с главным, Троицким, — семь престолов; это был действительно «собор», храмовый комплекс, в котором воплотилась идея охраняемого Святой Троицей сильного Псковского государства, каковым оно являлось в XV столетии, в эпоху своего расцвета.

Храм довольно сильно перестраивался на протяжении своей истории, однако его основа оставалась неизменной.

Увы, тот Троицкий собор стал свидетелем не только небывалой мощи Пскова, но и его пусть и мирного, но трагического конца. В 1510 году республика была присоединена к Москве, Великий князь Московский Василий III прислал указ ликвидировать вече и покориться московским наместникам, и псковичи покорились. Вскоре уже сам Василий III молился в Троицком соборе.

Читайте также:
Казанский монастырь в Тамбове: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Молился в Троицком соборе и его сын, Иван Грозный, — в 1570 году. Залив кровью Новгород, он намеревался сделать то же самое в Пскове, и лишь разговор государя с блаженным Николаем Псковским, предложившим тому кусок сырого мяса и тем самым обвинившим Грозного в «людоедстве», спас город — укор святого образумил Ивана IV.

В эпоху русской Смуты, в 1609 году, во время гражданских столкновений, в Пскове разразился страшный пожар. Троицкий собор оказался сильно поврежден. Он, впрочем, простоял еще несколько десятилетий, но было ясно, что дни его сочтены.

Административное значение

В древние времена перед Троицким собором находилась вечевая площадь — центр общественной жизни Пскова, здесь избирались посадники, призывались князья. В алтаре Троицкого собора хранился меч святого Довмонта-Тимофея (в настоящее время выставлен в Псковском музее-заповеднике), который вручался как благословение всем призываемым на псковский престол князьям. Именем Святой Троицы заключались союзные договоры о сотрудничестве и помощи между русскими княжествами, и скреплённые «крестным целованием» — клятвой на кресте, все грамоты хранились внутри. Подклет Троицкого собора стал местом погребения князей и священства, а впоследствии и псковских архиереев. В частности, здесь похоронен юродивый Никола Салос, который в 1570 году единолично спас город от карательного похода Ивана Грозного. При соборе велось летописание, хранился архив и казна.

В 1935 году собор закрыли, организовав в нём антирелигиозный музей. Возобновление работы храма началось во время немецкой оккупации 1941—1944 годов и с тех пор уже не приостанавливалось.

Четвёртый собор

Новый, четвертый по счету, Троицкий собор, уже ни одной чертой не напоминавший о классической псковской архитектуре, начали строить на старом же фундаменте в 1682 году в полном соответствии со сложившейся к тому времени московской архитектурной традицией.

Строительство шло трудно и долго. Освятили новый Троицкий собор только в 1699 году. Высоко вознесшись стройным пятиглавым телом над огромным в то время городом, Троицкий собор по-прежнему неистово устремлялся в небо, четко обозначая духовную вертикаль тогдашней русской жизни.

Галерея

Троицкий собор ночью

Вид с вечевой площади

Аэрофотосъёмка, вид сверху

Аэрофотосъёмка, вид со стороны реки Великой

Вид с реки Великой на закате

Видео о внутреннем убранстве храма

В этом видео вы можете познакомиться с внутренним убранством и общими видами Троицкого собора.

Троицкий собор

Обычно, когда я еду смотреть очередную древнерусскую крепость, она ассоциируется у меня, в первую очередь, со стенами и башнями. Внутренние постройки я чаще всего воспринимаю как отдельные объекты, особенно если речь идет о церквях. Впрочем, из всех правил есть исключения, и одним из них стал псковски й Свято-Троицкий Со бор. Псков в этом смысле вообще уникален, поскольку его храмы — это нечто большее, чем просто культовые сооружения.

Помимо того, что они поддерживали боевой дух псковичей во время осад, на некоторые из них возлагались и административные функции — в особенности, на Троицкий Кафедральный Собор. Псков до XVI века был торговой республикой, и на Вечевой площади прямо перед храмом избирали князей и принимали другие важные для горожан решения.

Религия средневекового Пскова

Несмотря на то, что в средние века религиозные и культурные разногласия стояли куда более остро, чем в наше время, когда речь заходила о торговле, все они зачастую отходили на второй план. Вот почему средневековые порты и просто торговые города во все времена были очагами веротерпимости и культурного обмена между народами.

В этом смысле Псков меня немало удивил: являясь для остальной Руси, по сути, окном в Европу, этот город до начала XVI века оставался независимым, обособленным, и чужаков псковичи не очень-то жаловали. Достаточно сказать, что все сделки с иностранными купцами совершались за пределами Псковской крепости, проникать за стены которой заморским гостям запрещалось под страхом смерти. Разумеется, ни о каких католических или лютеранских костелах на территории старого Пскова и речи не шло. Напротив, по концентрации православных храмов на квадратный километр город, пожалуй, не уступает Суздалю.

Внешне главный собор Пскова показался мне более изящным, чем другие местные церкви, отличающиеся грубым исполнением. Дело все в том, что, по сравнению с остальными храмами Пскова, эта церковь в своем нынешнем виде была построена только в конце XVII века.

История Троицкого Собора

Первую церковь на месте нынешнего храма по преданию приказала заложить в X век е еще княгиня Ольга, которая сама была родом из этих мест. Этот факт примечателен хотя бы потому, что тогда христианство еще не было на Руси официальной религией, так что можно со всей уверенностью утверждать, что речь идет об одной из первых, если не о самой первой русской христианской церкви.

Первый храм был деревянным, а каменных соборов, включая ныне существу ющий, в разное время на этом месте стояло целых три. Первый был построен в XII веке по приказу великого князя Всеволода-Гавриила, будущего псковского святого, чьи мощи и сегодня покоятся в стенах Троицкого собора. В 1363 году церковь обрушилась, и на ее месте возвели новый каменный храм, который простоял уже более трех столетий, но в 1609 году серьезно пострадал от пожара, и в 1682 году было решено построить собор в том виде, в котором мы можем его наблюдать сейчас.

Окончилось строительство только в 1699 году, а в конце XVIII века для укрепления конструкции были пристроены открытые боковые галереи.

Как добраться до Троицкого собора

Находится храм на территории Псковского Кремля или, как его еще называют, Крома. Оказавшись за крепостными воротами, трудно не узнать Троицкий собор, который является не только главной, но и единственной церковью в стенах кремля.

Читайте также:
Марфо-Мариинская обитель: история и адрес, сестры, праздники, как добраться

Чтобы добраться до Псковского Крома пешком или на автомобиле, ориентиром должен служить Ольгинский мост через реку Великую. Кром находится на правом берегу реки и, если стать к воде спиной, он окажется слева от моста. Адрес Троицкого собора — улица Кремль, 2/1.

От железнодорожного вокзала Пскова до Кремля ходят автобусы. В этом случае вам необходимо доехать до остановки Площадь Ленина, вам подойдут те, которые следуют по маршрутам № 1, 5, 8, 11, 14, 15 и 17. Стоимость одной поездки составляет 20 рублей. Подробнее о том, как попасть в Кром, читайте здесь.

При этом важно помнить, что сама территория Кремля является пешеходной зоной, и въезд какого-либо транспорта туда не допускается.

Условия посещения Троицкого собора

Вход на территорию и в сам собор свободный. Надо, однако, помнить, что храм этот действующий, а значит, следует соблюдать соответствующий дресс-код. Фотографировать внутри можно только без вспышки.

Кроме того, рядом с входом в Кремль находится небольшое экскурсионное агентство, где можно без предварительной записи заказать экскурсию. Я рекомендую это сделать, особенно с учетом того, что для мини-группы стоимость часовой прогулки по Кремлю с посещением собора составит всего 600 рублей.

Сам собор открыт для посещения ежедневно с 08.00 до 20.00.

Регулярно проходят богослужения:

  • литургия — 09.00, понедельник-суббота,
  • ранняя литургия — 07.30, воскресенье,
  • поздняя литургия — 09.30, воскресенье,
  • вечернее богослужение — 17.00, каждый день.

О службах, приуроченных к церковным праздникам и другим значимым событиям, можно узнать на официальном сайте Псковского Епархиального Управления.

Иконы Троицкого собора Пскова

Когда я, поднявшись по крутой лестнице, попал внутрь храма, то сразу обратил внимание, что внушительный иконостас установлен на фоне голых стен. Настенные фрески были утрачены во время уже упомянутого пожара XVII века, но находящиеся в соборе иконы сполна компенсируют их отсутствие, являясь визитной карточкой храма. Достаточно сказать, что даже если вбить в поисковике «Троицкий собор Псков» , икон остас окажется если не в первом, то во втором десятке тематических изображений.

Что до самих икон, то на меня, как на человека не религиозного, самое сильное впечатление произвело современное полотн о «Собор Псковских Святых», где изображены все канонизированные уроженцы псковской земли, начиная с княгини Ольги.

У меня в голове не очень увязываются столь большое число святых и вольный дух псковичей, местами граничащий с жестокостью.

Кроме того, я поначалу немало удивился, увидев над одной из икон треугольник с глазом посередине, который часто называют масонским. На самом деле, масоны позаимствовали его как раз из иконографии, а глаз есть не что иное, как Всевидящее око господне. Что касается треугольника, то это как раз символ Троицы, так что в Троицком соборе он особенно уместен.

Из остальных икон популярны образы Чирской и Псково-Покровской Божьей Матери, написанные в XVI веке, мироточивая икона святого Пантелеймона (XVI-XVIII вв) и другие.

Реликвии Троицкого Собора

Помимо богатого иконостаса, в соборе покоятся мощи сразу нескольких псковских святых. В частности, по запросу «Троицкий собор Псков мощи» вы легко сможете найти фото богато украшенной раки упомянутого выше князя Всеволода-Гавриил а.

Кроме него, а также укрывшегося во Пскове литовского князя Довмонта, принявшего в крещении имя Тимофей, в стенах собора нашлось место и святым менее знатного происхождения. Так в Троицком Соборе упокоился игумен Иоасаф, основавший в XIII веке под Псковом Снетогорский монастырь. В 1299 году он погиб во время атаки на Псков ливонских рыцарей и с тех пор почитается, как мученик. Еще один святой, юродивый Никола Салос, жил уже в XVI веке и знаменит тем, что не побоялся обвинить в жестокости набожного Ивана IV Грозного, чем предотвратил массовые казни псковичей.

Пара слов напоследок

Любая крепость – это, в первую очередь, памятник оборонного зодчества. Однако при этом надо помнить, что в средние века люди искренне полагали, что заступничество высших сил может оказать в сражении не меньшую помощь, чем стены и башни. Именно поэтому в каждой крепости, будь то древнерусский кремль или западноевропейская цитадель, неизменно присутствовал хотя бы один собор или просто церковь.

Если же речь заходит про Псков, Кремль, Троицкий собор и стены Окольного города я в равной степени воспринимаю как часть единой системы укреплений, обеспечивавшей псковичам и физическую, и духовную защиту. Церковь Святой Троицы является полноправной визитной карточкой города и ни один альбом, посвященный красотам псковской земли, не обходится без фото Троицкого Собора. Псков — это то место, где религия испокон веков воспринималась не как система запретов, а как основа вольного духа псковичей.

Архангельский собор Московского Кремля

Белокаменное величественное здание Архангельского собора, расположенное на Соборной площади столичного Кремля, завораживает своей торжественностью. Это же чувство, но с оттенком сумрака и печали, наполняет усыпальницу московских князей и царей изнутри.

История

История Архангельской церкви тесно связана с процессом становления и развития Российского государства. Он стал символом объединения русских земель и появления в них единого правителя.

Первые постройки

Существует мнение, что первый храм, освящённый в честь архангела Михаила, появился на территории Кремля в середине XIII века при Михаиле Храбром. Это было деревянное здание. Сведения о его внешнем виде не сохранились.

Читайте также похожие статьи:

Через 90 лет на этом месте по приказу Ивана Калиты была возведена каменная церковь. Новое здание соорудили в благодарность за избавление русских земель от голода, возникшего в результате неурожая ржи. По другой версии московский князь благодарил Господа за помощь во время эпидемии чумы. Храм возвели и освятили летом 1333 года. На этот момент двадцатиметровое здание являлось самым высоким на территории Кремля.

Читайте также:
Нижегородская епархия: паломнический центр и архиерейский хор, монастыри и храмы, священники

Специалисты считают, что большая скорость строительства объясняется небольшими размерами постройки, которая имела всего один купол. Позже к зданию пристроили два придела в честь Симеона Столпника и Андрея Критского, которые являлись небесными покровителями его основателя. В конце XIV века над его внутренними росписями работала артель художников, которыми руководил известный иконописец Феофан Грек.

Важно! С самого начала своего существования Архангельская церковь стала усыпальницей великих князей и царей, правивших Московским государством до начала XVIII века. Первыми здесь были погребены Иван Калита с сыновьями — Симеоном и Андреем.

Строительство современного собора

Современное здание появилось в начале XVI века. В небольшой церкви Ивана Калиты было уже довольно тесно, и для совершения новых погребений требовалось новое помещение. В 1505 году из старого здания извлекли все погребения и приступили к его разбору. Князь Иван III, решившийся на возведение новой усыпальницы, умер осенью этого же года и был погребен во вновь возведённом здании.

Основателем храма, который сегодня является украшением архитектурного ансамбля Кремля, считается Василий III. Через три года после начала его правления московский Архангельский собор был освящён.

Строительными работами руководил итальянский архитектор Алевиз Новый. Этим объясняется органичное сочетание русской традиционной крестово-купольной постройки с характерными для итальянской архитектуры декоративными элементами.

Первоначально в храме существовало два придела:

  • центральный в честь архистратига Михаила;
  • западный в честь святого мученика Акилы, расположенный на двухъярусной княжеской паперти.

На протяжении XVI века здание дополнилось ещё несколькими пристройками. К ним относятся:

  • южный придел Иоанна Предтечи;
  • северный придел мученика Уара;
  • престол Покрова Божьей Матери.

Стены белокаменного здания изнутри покрыты многочисленными росписями. Они много раз реставрировались и обновлялись. Первоначальные изображения сохранились только у погребения царя Ивана IV Грозного.

Интересно! Придел в честь мученика Уара был переименован именем царевича Дмитрия, родившегося и похороненного в день поминовения святого мужа.

Дореволюционный период

С конца XVI до середины XVIII века при соборе существовала титулярная епархия, в обязанности главы которой входили поминальные службы по правителям, погребенным на его территории. С 1743 года до освящения храма Христа Спасителя Архангельский собор являлся центром Московской епархии. В конце XVIII века его настоятелем был известный богослов Пётр Алексеев.

Во время войны 1812 года в алтаре церкви французы поместили походную кухню, а в основном помещении находился продуктовый склад. Были осквернены иконы, которые использовали в качестве лавок и спальных мест. Отступая, французские солдаты похитили все церковные ценности и оклады с икон. В начале февраля 1813 года провели повторное освящение обновлённого собора по большому чину.

Другие соборы в Москве:

В конце XIX века усыпальницу российских князей и царей передали в ведомство светской придворной власти.

XX век

В 1913 году к празднованию 300-я царского дома Романовых Архангельский собор отреставрировали и обновили интерьер. Богослужения в стенах древней церкви прекратились в 1918 году. В это же время её объявили достоянием молодого советского государства.

Вплоть до начала Великой Отечественной войны в храме велись подготовительные работы для открытия в нём музейной экспозиции. После окончания военных действий значительной реставрации требовали Фасады здания. Музеи на территории Кремля открылись летом 1955 года.

В 1991 году с благословения патриарха московского и всея Руси Алексия II богослужения в Архангельской храме Московского кремля возобновились.

Архитектура и интерьер

Белокаменный храм привлекает множество паломников, туристов и любителей русской истории. Его внешний вид, интерьерные решения и некрополь — часть великого исторического наследия Руси.

Внешний вид

В основе классического пятиглавого и пятиапсидного здания стоят шесть столбов. Стены храма возведены из кирпича, отделаны белым камнем и прорезаны узкими окнами. В их украшении использовались детали характерные для венецианской архитектуры эпохи Возрождения. К ним относятся:

  • многопрофильные карнизы;
  • полуколонны с растительными капителями;
  • закомары, оформленные в форме раковин;
  • сочетание одного большого и трёх маленьких круглых окон в центральной закомаре западного фасада.

Пятиглавие смещено в сторону апсид. Центральный позолоченный луковичный купол окружён четырьмя шлемовидными серебряными главами. Динамики внешнему виду постройки придают барабаны, диаметр которых имеет разную величину. Они прорезаны узкими окнами.

Интерьер

Интерьер собора резко контрастирует с его внешним видом. Стены и потолок храма покрыты росписью. Следы первой росписи XVI века сохранились в диаконной части храма. Сохранившийся до наших дней был изготовлен в конце XVII века. Он имеет три уровня, разделённых небольшими карнизами.

Это деление повторяется и на стенах здания. Основными сюжетами настенных росписей являются:

  • сюжеты из легенд, связанных с архангелом Михаилом;
  • картины, посвящённые борьбе русских воинов с неприятелями;
  • условные портретные изображения князей и царей.

За многовековую историю интерьер храма несколько раз обновлялся и реставрировался.

Усыпальница

На сегодняшний день в храме архангела Михаила, расположенном в московском кремле, располагаются 46 великокняжеских и царских погребений. Кроме правителей Московского государства на территории усыпальницы нашли своё последнее пристанище поместные князья, относящиеся к правящей династии.

Женщин княжеского рода и царицы хоронили в Вознесенском монастыре. После его закрытия и сноса в 1929 году их погребения перенесли в подвал Архангельского храма.

Чтобы легко ориентироваться среди множества захоронений необходимо знать их схему. У центральных столбов размещены погребения царей из рода Романовых. Вдоль стен находятся могилы князей Рюриковичей. Исключение составляют следующие захоронения:

  1. Гробницы царя Ивана Грозного и его сыновей расположены в алтарной части здания.
  2. В центральной части храма располагается рака с мощами царевича Дмитрия.
  3. В северной части собора у стены находится ковчег с мощами святого мученика Михаила Черниговского.

Интересно! Единственным императором, погребенным в Архангельском соборе, стал Пётр II, умерший в Москве. Его могила находится в центральном проходе напротив раки с мощами царевича Дмитрия.

Современность

Архангельский собор входит в экспозицию музея-заповедника «Московский Кремль». Он открыт каждый день кроме четверга с 9.00 до 18.00. Богослужения проводятся в престольные праздники и дни поминовения погребенных здесь людей.

Читайте также:
Церковь Новомучеников и Исповедников российских в Строгино: история и адрес храма, расписание богослужений

Престольные праздники и реликвии

Престольные праздники отмечаются в следующие дни:

  • 8 ноября — освящение собора архангела Михаила;
  • 1 октября — праздник Покров Пресвятой Богородицы;
  • 7 июля — Рождество Иоанна Предтечи;
  • 19 октября — день памяти мученика Уара.

В соборе хранится множество реликвий, среди которых:

  1. Икона архангела Михаила с деяниями.
  2. Чудотворный образ Богоматери «Благодатное небо».
  3. Мощи благоверного князя Дмитрия Донского.
  4. Чудотворные останки Царевича Дмитрия.
  5. Мощи князя Михаила Черниговского и его боярина Фёдора.
  6. Мощи Святой Ефросинии Московской.

Как добраться

Архангельский собор находится на Соборной площади московского Кремля. Наиболее простой способ добраться до нужного места — воспользоваться общественным транспортом.

Попасть на территорию Кремля можно через Кутафью и Боровицкую башни. В непосредственной близости от них находятся три станции метрополитена:

  • Александровской сад (голубая ветка);
  • Библиотека имени Ленина (красная ветка);
  • Боровицкая (серая ветка).

Пройдя через Александровский сад, в кассе необходимо купить билет, позволяющий пройти на территорию сердца российской столицы. По единому билету можно посетить не только Архангельский храм, но и увидеть интерьеры других строений, расположенных на Соборной площади.

Внимание! В дни проведения мероприятий в Кремле или на Красной площади вход на их территорию посетителей ограничен. Узнать актуальную информацию можно на официальном сайте музейно-исторического комплекса.

Архангельский собор является частью исторического ансамбля московского Кремля. Богослужения в нём проходят всего несколько раз в году, но ознакомиться с его историей и осмотреть интерьеры можно ежедневно, так как он — часть музейного кремлёвского комплекса.

Архангельский собор Московского Кремля: часы работы, адрес, история создания и фото

Архангельский собор – это один из тех столичных храмов, краткое описание которых не позволит получить полное представление об их великолепии и богатой истории. Первая церковь – тогда еще деревянная – была возведена на этом месте еще в середине XIII века и носила она имя Архистратига Михаила, а вот каменное сооружение появилось почти на столетие позже. Долгое время именно этот собор был самым высоким кремлевским сооружением, а также стал усыпальницей московских князей и их ближайших родственников. В советские времена здесь открыли музей; сохранил подобный статус он и сегодня; богослужения в храме проводятся достаточно редко.

Где находится Архангельский собор

  • Расположен этот храм в столице, на Соборной площади Кремля.
  • Телефон: 69-53-776; код – 495.
  • Телефоны музея: 69-54-146, 69-70-349. Звонить можно в любой день до 17.00 (с 9.00).

Как добраться до собора

  1. Сделать это можно на такси или собственном автомобиле.
  2. Также достаточно удобно добираться до собора на метро. Для этого необходимо доехать до одной из ближайших станций – Библиотеки имени Ленина, Боровицкой, Александровского сада.

Посещение храма

  • На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
  • Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
  • Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.

История Архангельского собора московского Кремля

История создания Архангельского собора московского Кремля полна тайн и загадок. Точно неизвестно, когда именно была построена деревянная церковь – предшественница нынешнего храма. По одной из версий возвели ее при князе Михаиле – брате Александра Невского. А вот каменным строение стало уже в период Ивана Калиты.

  1. На момент возведения церковь была самой высокой в кремлевском ансамбле и достигала двадцати метров.
    Перестроили храм в самом начале XVI века, поскольку предыдущее строение обветшало. Сделал это итальянский архитектор Алевиз Новый.
  2. В допетровские времена здесь была усыпальница русских царей: московских и некоторых удельных князей хоронили именно в Архангельском соборе. Здесь могилы Ивана Грозного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Федора Ивановича. Впрочем, туристы могут увидеть только место, где похоронен Иван Грозный, остальные захоронения находятся в храмовом приделе. Здесь нашли последний приют и женщины из рода Рюриковичей, Романовых. Общее их количество – 54. Прекратили эту традицию во времена Петра Великого.
  3. Во время наполеоновской войны храм сильно пострадал, но позже ему вернули красоту. Следующей темной страницей в истории собора стала революция: при обстреле Кремля храм повредили, а позже здесь прекратили богослужения.
  4. Музейный статус строение получило лишь в пятидесятых годах, а в 70-80-х провели реставрацию. Верующим храм вернули в девяностых годах; тогда же здесь прошло первое богослужение.

Архитектура и культурные достопримечательности Архангельского собора

Описывая архитектурные особенности Архангельского собора московского Кремля, следует подчеркнуть, что построен он в традиционном для русского зодчества стиле с элементами венецианского строительства. При этом архитектор впервые в истории интерпретировал строение кремлевского Успенского храма.

  • Основой строения является прямоугольник, в западной части которого – четыре придела. Здание выполнено из кирпича. У него пять глав, которые смещены к востоку и расставлены асимметрично. При этом барабаны куполов различаются по диаметру. Благодаря такому приему создается впечатление простора и особой легкости строения.
  • Венецианская архитектурная традиция прослеживается в ордере из двух ярусов, который размещен на фасадах, а также в полукруглых фронтонах, ордерных пилястрах, многопрофильных карнизах. Такая ордерная декорация была впервые использована для декора внутреннего пространства храма.
  • Очень интересно и само убранство храма внутри. Поскольку Архангел Михаил, которому и посвящен собор, у христиан считается проводником душ умерших, а также покровителем князей и витязей, которые проявили чудеса героизма на военном поприще, атмосфера в храме отличается торжественностью, но при этом несколько сумрачная. Ученые сходятся во мнении, что первоначальный вариант строения не был украшен изнутри росписью, а появилась она в середине XVI века, о чем свидетельствуют фрески, сохранившиеся в предалтарной части с южной стороны.
  • Нынешняя роспись датируется XVII веком, причем прорись делали лишь четыре иконописца, а вот росписью занималось более девяти десятков мастеров. Поскольку в некрополе Архангельского собора покоится немало царей и князей, их символические портреты также размещены на стенах. Здесь есть как библейские сюжеты, повествующие о жизни Архангела Михаила, так и легендарные, посвященные борьбе князей с захватчиками.
    Изначальный иконостас, который соорудили при возведении Архангельского собора московского Кремля, сгорел в середине XVI века, но через сто лет резчики царя создали новый. Большинство образов, размещенных в иконостасе, выполнены в этот же период. Особого внимания заслуживает икона, изображающая Архангела Михаила. Она датируется XIV-XV веками. Некоторые исследователи называют ее лучшим образцом русской иконописной школы.
  • Что касается усыпальницы, первоначальное расположение захоронений неизвестно – после разбора храма в 1505 году их расставили по-новому: с южной стороны разместили великих князей, с запада – удельных, а возле северной стены – опальных. Через полтора века достроили еще один придел, где также сделали царскую усыпальницу – именно здесь похоронены Иван Грозный, Александр Невский.

Архангельский собор

Архангельский собор Московского Кремля

Архангельский собор или собор Святого Архистратига Михаила – православный храм и одна из старейших церквей Соборной площади Московского Кремля. Пятиглавое, величественное сооружение известно в христианском мире как место последнего упокоения представителей княжеской династии Рюриковичей, в том числе и основателя собора – Ивана Калиты.

Сэкономь на путешествии!

История Архангельского собора

По утверждению летописных источников, Архангельский собор был заложен в 1333 году Иваном Калитой. Согласно одной из версий, скромная каменная постройка возводилась в благодарность высшим силам за избавление Руси от голода в неурожайный год, однако получившееся в итоге сооружение настолько понравилось великому князю, что он завещал себя похоронить в его стенах.

С легкой руки правителя Архангельский собор почти на 180 лет стал родовой усыпальницей, куда стали свозить почивших представителей правящей верхушки. За относительно короткий срок многочисленные гробницы княжеской родни настолько заполонили внутреннее пространство церкви, что уже при Иване III здание пришлось разобрать, чтобы возвести на его месте более массивное и вместительное сооружение.

Интересный факт: часть внутренней росписи первого Архангельского собора была выполнена легендарным иконописцем Феофаном Греком.

Строительство нового собора доверили итальянскому зодчему Алевизу Новому, который презентовал свое архитектурное детище в 1508 году. Правда, сам Иван III к тому времени успел покинуть «земную обитель», поэтому принимать работу пришлось его сыну – Василию III. Менее чем через полтора столетия Архангельский собор вновь изменил свой облик: старинная настенная роспись стала осыпаться, угрожая полностью исчезнуть. По приказу царя Алексея Михайловича остатки фресок сбили, предварительно сделав копии оригинальных рисунков, но сами реставрационные работы затянулись. В итоге закончить роспись храма удалось лишь к 1666 году.

В 1733 году церковь сильно пострадала при Троицком пожаре, и целых два года в ней шли восстановительные работы. Впоследствии храмовый ансамбль лишился своих галерей, а центральный купол Архангельского собора, имевший ранее шлемовидную форму, превратился в «луковицу».

После взятия Москвы Наполеоном французы изрядно наследили в храме, устроив в его алтаре походную кухню. А при отступлении бравые гвардейцы прихватили с собой драгоценные оклады, снятые с икон. В результате из всех церквей Соборной площади, пострадавших от французского нашествия, Архангельский собор приводили в порядок первым.

В 1918 году храм объявили культурным памятником, закрыв его на реконструкцию, которая затянулась до 50-х годов прошлого столетия. Кстати, несмотря на то, что доступ в церковные помещения открылся сразу же после войны, первое богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля было проведено лишь в 1991 году.

Архитектура

Архитектурный стиль Архангельского собора можно назвать типичным для православных крестово-купольных храмов домонгольского периода. В шестистолпном пятиапсидном сооружении тесно переплелись мотивы итальянского Возрождения и архитектурные традиции Византии. Так, например, западный фасад собора, благодаря арочным окнам, напоминает экстерьер венецианских дворцов. Из традиционно русских украшений можно назвать закомары (ниши), расположенные по периметру верхней части фасада. Правда, Алевиз Новый и здесь умудрился оставить свой «автограф», придав закомарам форму морских раковин, что не совсем обычно для храмового зодчества того времени.

Стены здания разбиты на так называемые прясла (порталы). Разделяющие участки стены пилястры (декоративные колонны) увенчаны акротериями, декорированными затейливым растительным орнаментом. Если верить исследователям, каждая из пилястр имеет собственный оригинальный рисунок, который больше нигде не повторяется.

Первоначально Архангельский собор был выкрашен в красный цвет, с которым эффектно контрастировали белые барельефы. Сегодня стены храма имеют однородный белый оттенок.

Интерьеры

Внутренние помещения собора довольно тесные, так как большую площадь в них занимают водруженные на постаменты столпы, разграничивающие сооружение на нефы и гробницы. Оригинальные фрески, украшавшие церковь в эпоху Ивана III, не сохранились, поэтому сегодня прихожане могут наблюдать на стенах лишь их искусные копии, впрочем, тоже довольно древние. Всего над созданием единого настенного полотна трудились 92 художника, которых тщательно отбирал знаменитый иконописец XVII века, автор Спаса Нерукотворного, – Симон Ушаков.

Живописные сюжеты в храме располагаются в два яруса. Верхнюю, подкупольную часть Архангельского собора занимают изображения пророков и небесных сил, церковные своды украшают эпизоды из жизни Спасителя, чуть ниже расположились изображения апостолов, воинов-мучеников и святого покровителя храма – архангела Михаила.

Одна из главных православных святынь собора – четырёхъярусный иконостас. Авторы практически всех размещенных на нем образов неизвестны, и лишь икона «Распятие» сохранила имя своего создателя, которым оказался ученик Симона Ушакова – Михаил Милютин. Еще одна святыня и гордость храма – икона «Михаил Архангел с житием». По легенде, это изображение создавалось по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии.

Усыпальница Архангельского собора

Во внутренних помещениях Архангельского собора находится 45 надгробий, под которыми покоятся останки 56 представителей княжеского рода. Кстати, именно в усыпальнице этого храма в свое время был погребен сын Ивана Грозного, убитый своим вспыльчивым родителем, а также его малолетний брат – царевич Дмитрий, дважды чудесным образом «воскресавший» в период Смуты. Нашли здесь свой приют и некоторые представители династии Романовых, в частности: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам же «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где в дальнейшем стали хоронить всех представителей царствующей фамилии.

У северной стены Архангельского собора находится рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного православной церковью к лику святых за отказ подчиниться воле золотоордынского хана Батыя и зверски за это убитого. Одно время в храме размещалась гробница Бориса Годунова, но в период Смуты останки бывшего самодержца перенесли в Варсонофьевский монастырь.

Как добраться

Сегодня Архангельский собор Московского Кремля носит статус музея, и богослужения в нем проводятся лишь дважды в год: на престольный праздник и Радоницу. Попасть в один из старейших храмов столицы можно с организованной экскурсией, включающей осмотр основных достопримечательностей Соборной площади. Добираться сюда удобно на метро (станции «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая»), либо на автобусе (маршруты № 144, М1, М2, М3, М6, Н1, Н2).

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Московский Кремль: Архангельский собор

История

Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в.

В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей.

В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня.

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени.

Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери.

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского. Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой. До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1929 г. в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых, в 2008 г. в придел мч. Уара были перенесены мощи прп. Евфросинии Московской.

Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 г., т.к. во время захвата французами Москвы в алтаре храма была устроена походная кухня и склад провианта.

В 1744-1883 гг., до постройки Храма Христа Спасителя, Архангельский собор был кафедральным собором московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы.

В 1917 г. собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 г. закрыт.

Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. В 1955 г. в Архангельском соборе был открыт музей. В 1970-х годах осуществили реставрацию внешних стен собора, реставрация иконостаса была произведена в 1979-1980 гг.

В 1991 г. в соборе возобновились богослужения. 28 мая 1991 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил богослужение над мощами св. блгв. князя Димитрия, в 1988 г. причисленного к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви.

Храм не действующий, богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля совершаются редко: в престольные праздники, дни поминовения усопших, праздники святых, чьи мощи покоятся в соборе.

Престолы

Главный престол освящен в честь Архангела Михаила, приделы — в честь Покрова Божией Матери, Иоанна Предтечи и мученика Уара.

Святыни храма

Мощи блгв. кн. Димитрия Донского, св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора, св. блгв. царевича Димитрия, прп. Евфросинии Московской. Икона Михаила Архангела с житием, чудотворная икона Божией Матери «Благодатное небо» (другое название образа «Что Тя наречем», «Благодатная»).

МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Московский Архангельский собор

Московский собор в честь Архангела Михаила в Кремле, храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади». Ныне храм-музей (богослужения совершаются нерегулярно).

Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что первая деревянная церковь в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем, который, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. По преданию это была вторая церковь в Москве.

Первый каменный Архангельский собор

Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя арх. Михаила в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Храм был построен за одно лето 1333 года, 20 сентября Архангельский собор освятил митрополит Феогност. Для сравнения — новый Архангельский собор архитектора Алевиза, строившийся в конце XV века при несравненно лучших условиях и возможностях, воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии первоначального Архангельского собора.

Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. В 1344/45-1346/47 гг., при вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из русских иконописцев, старшими в которой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками.

Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского. Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе.

В 1471 году в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения словущего. История строительства этих приделов связана с большим походом на Новгород, начатым в конце мая и закончившимся в июле. 14 июля четырехтысячное войско москвичей разгромило сорокатысячное новгородское войско у реки Шелони. В честь этой победы великий князь Иван III обещал поставить у Архангельского собора в Москве придел Акилы-апостола, а воеводы — Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый-Стародубский (по другим сведениям — Федор Палецкий) — придел Воскресения. Летопись ничего не говорит о самом строительстве этих церквей-приделов, однако, комментируя обещание, добавляет «еже и бысть», тем самым, подтверждая исполнение обета. Очевидно, построены они были в том же 1471 году сразу по возвращении войска из похода. Тем более, что построены они были явно из дерева. Подтверждением этому служит сообщение летописи о сильном пожаре 1475 года в Кремле («внутри града») во время которого 11 каменных церквей обгорело и 12 деревянных сгорело, а у Архангельского собора для спасения здания от огня «разметаша» (разобрали) 2 деревянных «застенка» (придела) — Воскресения и Акилы Святого.

Разборка в 1475 году приделов не привела к их полному исчезновению. Видимо уже вскоре они были восстановлены, а уже 8 сентября 1481 года происходит закладка у здания одноименных каменных приделов, которые, вероятно из-за осеннего времени, были возведены в следующем 1482 году и освящены соответственно 13 и 27 октября. Можно предполагать, что они были возведены на месте прежних, но никаких данных для установления точного их местоположения нет. К тому же упоминания о приделах Воскресения и Акилы-апостола в соборе Алевиза Нового встречаются лишь с XVII века, да и то не ясно где они располагались.

Второй Архангельский собор

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг., собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора – «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от которого в наст. время сохранился подвал.

Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Новый, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль. Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиорованти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением, в основном, полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма. Это вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки. Затесненность внутреннего пространства усугубляется здесь тем, что сложенные из кирпича столпы имеют высокие постаменты, увеличивающие их сечение. При традиционности конструктивно-планировочного решения собор был украшен элементами светской ренессансной архитектуры.

В западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной абсиды и мч. Уара у северной пристроены в середине XVI в. Обе эти придельные церкви одноглавые, с особыми входами со стороны площади. Придел св. мч. Уара был переименован по имени св. мученика царевича Димитрия, погребенного в соборе и родившегося в день памяти св. Уара в 1583 г.

Здание построено из белого камня, высота основного объема 21 метр.

В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям. Поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.

Наиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI-XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой или на холстах (среди них портреты Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича). Изображение великого князя Василия III, донатора собора, представлено на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси.

Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от которого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне орнаментальную роспись сер. XVI в. Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Большая часть икон написана в 1680-1681 гг. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым и М. Милютиным. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались.

С конца XVI по середину XVIII века в соборе находилась кафедра титулярной Архангельской епархии

Архангельский собор пострадал во время Отечественной войны 1812 года – во время захвата французами Москвы в алтаре была устроена походная кухня для Наполеона и склад провианта. После войны были произведены серьезная реставрация и поновление иконостаса. В 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми (одновременно была изготовлена и резьба царских врат).

В 1917 году собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 году закрыт.

В 1920-х годах разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию западного входа в собор, а также кирпичный портик у северного портала.

В 1930-1934 годах был реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования.

В 1946 г. под рук. П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на зап. фасаде. Собор был обмерен (А. И. Власюк).

Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. (под рук. В. Н. Крыловой), реставрация иконостаса – в 1979-1980 гг.

С 1955 года в Архангельском соборе работает музей.

В 1960-х годах продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время которых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток.

В 1970-х гг. была сделана внешняя реставрация собора.

С 28 мая 1991 г. в соборе возобновились богослужения.

Усыпальница собора

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Так же в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи св. мчч. князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.

До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.

Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). На серебряной раке надгробия — чеканное изображение царевича.

В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки.

Святыни храма

  • Мощи блгв. князя Димитрия Донского;
  • Мощи св. князя Михаила Всеволодовича Черниговского;
  • Мощи св. блгв. царевича Димитрия.
  • Икона “Михаил Архангел с житием”

Настоятели собора

  • Иоанн (упом. в 1439),
  • Иоанн (упом. в 1454-1463),
  • Михаил (упом. в 1507),
  • Иуда (упом. в 1518-1519),
  • Симеон (упом. в 1542-1550),
  • Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
  • Евстафий (упом. в 1564-1565),
  • Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
  • Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
  • Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
  • Димитрий (упом. в 1599-1608),
  • Иоанн (упом. в 1613-1630),
  • Григорий (упом. в 1634-1643),
  • Никифор Матвеев (упом. 1645 – ок. 1657),
  • Кодрат (упом. в 1658-1672),
  • Феодор (упом. в 1675-1691),
  • Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
  • Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
  • Иоанн Семенов (ок. 1738 – 1741) [1],
  • Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
  • Иоанн Комаровский (упом. в 1749 – 1771),
  • Петр Алексеев (1771-1801),
  • Димитрий Лавровский (1801-1811),
  • Алексий Шумилин (1811-1813),
  • Иаков Никольский (1813-1816),
  • Герасим Попов (1816-1818),
  • Иоанн Русинов (1818),
  • Василий Кутневич (1818-1833),
  • Арсений Тяжёлов (1833-1855),
  • Петр Покровский (1855-1871),
  • Михаил Богословский (1871-1880),
  • Александр Невский (1888-1892),
  • Валентин Амфитеатров (1892-1901),
  • Павел Извеков (1905-1909),
  • Димитрий Лавров (1910-1914),
  • Николай Извеков (1915-1918)

Видео

Документальный фильм Дмитрия Лавриненко “Тайны Архангельского собора”

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. [Библиогр.];
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. [Библиогр.];
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

Использованные материалы

  • “Архангельский собор Московского Кремля”, страница официального сайта РПЦ
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/138918.html
  • А. В. Маштафаров. Архангельский собор. Православная энциклопедия, т. 3, с. 489-495 (материал использован частично)
    • http://www.pravenc.ru/text/76446.html

[1] Переписные книги Города Москвы 1737-1745 г. Переписная книга II команды: Тверская часть. М. 1881. стб. 5.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: