Троицкий собор в Саратове: история и описание, адрес, праздники и святыни

Свято-Троицкий кафедральный собор (Саратов)

Свя́то-Тро́ицкий собо́р – самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ города. Находится на Музейной площади в Волжском районе города Саратова.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.

В 1964 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный.

В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг.

Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик.

Современное состояние [ править ]

При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Любительский хор
  • Школа звонарей
  • Социальное служение

Волонтерская служба «Добро» — координатор службы Уфимцева Екатерина, телефон: 8 986 985 7356

  • Молодежное общество
  • Воскресная школа для взрослых
  • Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
  • Музей Свято-Троицкого собора

Желающим посетить музей Свято-Троицкого собора просьба обращаться по телефону: 89042445101 (Воронихина Ирина Васильевна).

Святыни [ править ]

  • Икона Спаса Нерукотворного
  • Казанская икона Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери

  • Икона Божией Матери «Августовская»
  • Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
  • Икона святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских
  • Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона
  • Икона святителя Николая Чудотворца
  • Икона преподобного Серафима Саровского
  • Икона святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского
  • Икона святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского
  • Иверская икона Божьей Матери, привезенная со св. горы Афон
  • Мощевик с частицей мощей и иконой священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского
  • Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 410031 г. Саратов, ул. Московская, 6

Свято-Троицкий собор (Саратов): исторические факты, описание, отзывы

Свято-Троицкий собор в Саратове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры
    в Россию

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

История создания

Историки не сохранила точной даты появления первой церкви Святой Троицы в Саратове. Предполагают, что впервые церковь была заложена на левом берегу Волги параллельно с основанием крепостных сооружений в 1615 году, ибо в исторических документах 1621 года найдено упоминание о ней.


Свято-Троицкий собор в Саратове

В 1674 году город «перебрался» на правобережную половину, где был возведен новый Троицкий храм, который сгорел через несколько лет.

По благословению митрополита Савватия на правом берегу Волги возводится новая деревянная церковь в 1685 году.

История

Саратов был возведен первоначально как крепость в конце шестнадцатого столетия московскими стрельцами. Изначально строение церкви в Саратове было деревянной конструкции, которое полностью сгорело в конце семнадцатого столетия. Существует предположение, что зодчим был крепостной графа Голицына. На его месте православные христиане решили построить строение из камня, которое без существенных потерь простояло до двадцатого столетия.

Стихии причиняли ущерб собору, появились трещины и его хотели разобрать. Но купец Устинов на собственные средства отремонтировал здание, укрепил стены контрфорсами и соединил колокольню и собор в единое целое. До этого строение колокольни находилось отдельно. После этого храм еще несколько раз страдал от пожаров. В начале девятнадцатого столетия его восстановили.

Читайте также:
Иверский монастырь на Валдае: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, как проехать и добраться

Лучшая статья для Вас, переходите: Кафедральный Свято-Екатерининский собор

В тридцатые годы прошлого века здание передали краеведческому музею. В начале Великой отечественной войны здание передали общине верующих, в конце сороковых годов оно вернулось в лоно православной церкви.

Долгое время на колокольне находилась пожарная вышка, а в конце восьмидесятых годов храм приобрел четыре колокола, которые огласили свой звон на весь город. Только 2007 году начались ремонтные и реставрационные работы. Отреставрировали и позолотили купола и кресты, провели ремонт верхней части колокольни, отреставрировали кирпичную кладку, восстановили декор, осуществили штукатурные работы, нанесли грунтовка и покраску.

Время восстановления и обновления

8 октября настоятелем собора иеромонахом Борисом была произнесена первая проповедь после открытия святыни. Троицкому собору возвращается статус кафедрального, переданного в 1826 году Вознесенскому храму.

До середины 20 века церковные стены не были расписаны, все изменилось после посещения Троицкого собора 22 июня 1949 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Первым, который благословил роспись храма.

Протоиереем Иоанном Цветковым, настоятелем храма, были привлечены палехские иконописцы, сделавшие росписи в Троицком Соборе.

В 1972 году ленинградский архитектор Д.Бабенков руководил реставрацией куполов, их покрытии медью и позолотили.

Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году проходили в обновленных храмовых постройках, Свято — Троицкий собор принимал гостей из зарубежья.

В начале лета 1993 год при посещении саратовской святыни Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было совершено богослужение.


Богослужение в храме Святой Троицы

К началу 21 столетия храмовые здания нуждались в серьезном ремонте, уклон колокольни представлял опасность для жизни прихожан. Было принято решение начать реконструкцию, на время которой статус кафедрального храма передали собору Сошествия святого Духа.

Архитектура

Троицкий собор построен в духе нарышкинского барочного стиля. Это строение корабельного вида: полукруглое, с алтарным выступом. В центре Восьмерик, устремляется ввысь, как бы ведет за собой четверик, роскошь и грациозность вида растет с высотой.

За несколько лет было проведено полное восстановление фасадов и возвращен его исторический внешний вид. Заново были оформлены детали храмового украшения: обрамления, перекладины, были покрыты позолотой купола. Внесена новая цветовая композиция, заменена кровля и выступающие стороны парадного фасада перекладин и контрфорсов собора на медный материал. Полностью заменены галерейные узоры, восстановлено мозаичное напольное покрытие и сооружена новая ограда.

Лучшая статья для Вас, переходите: Богоявленский собор в Елохове

Три года проводился капремонт внутреннего помещения, его расширили за счет углубления пола. Изображения шестидесятых годов двадцатого столетия не представляли ценностей и были удалены. Иконописцами Палехской мастерской были расписаны стены. Росписи на сводах, стенах, оконных проемах выполненные в духе семнадцатого века, позволили приблизить строение к архитектурному стилю и придают собору неописуемую красоту.

Масштабная реконструкция

Благодаря покровительству Высокопреосвященнейшего митрополита Саратовского и Вольского Лонгину в начале третьего тысячелетия началось масштабное восстановление Свято-Троицкого собора в Саратове.

10 декабря 2006 года состоялось освящение нижней церкви Успения Божьей Матери, ремонтными работами в ней руководил настоятель храма игумен Пахомий (Брусков) ныне преосвященнейший Пахомий, епископ Покровский и Николаевский.


Иконостас верхнего храма Троицкого собора

Строители-реставраторы под руководством М.Фунта к октябрю 2014 года закончили все ремонтные работы и в верхнем храме.

Установление вентиляции, отопления, замена потолочных перекрытий требовало полного снятия штукатурки, поэтому рабочие физически не могли сохранить палехские росписи, новая роспись храмов переняла преемственность стиля древнего оформления.

Важно! 24 октября 2014 Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал при освящении отреставрированного Свято-Троицкого Собора, которому вернули статус кафедрального.

В подарок обновленному собору от Святейшего Патриарха Кирилла была передана икона Покрова Божьей Матери и дарохранительница.

Особенности посещения собора


Восхитительные позолоченные купола православной достопримечательности Саратова блестят под солнечными лучами, а колокольный звон отсюда доносится до всех уголков областного центра. Интересно, что это единственная церковь города, где установлены оригинальные механические часы с боем. Сегодня тут обнаруживается множество старинных икон, открыли музей, представляющий огромную историческую ценность для города. Коллекции древних произведений, демонстрирующиеся здесь, собирались годами. Их привозили из всех храмов Саратовской области, люди приносили сюда картины из собственных частных собраний. Таким образом, в кафедральном Свято-Троицком соборе удалось собрать богатейшую экспозицию разнообразнейших ликов и образов святых. Храм известен среди паломников и туристов восхитительным хором. Все праздничные богослужения в нем не обходятся без великолепного голоса его певчих. У них есть музыкальное образование. На службы в честь больших праздников сюда съезжаются верующие из многих российских городов, чтобы услышать прекрасные голоса исполнителей церковного хора.

Святыни Храма


Одной из главных причин, почему стоит посетить Саратовский кафедральный собор, является наличие в нем икон Казанской Богоматери, Николая Чудотворца, Святых апостолов Петра и Павла, Христа Спасителя, а также мощей Феодосия Черниговского. Тут же представлена экспозиция литых крестов. Они были украшены всевозможными узорами и предназначались для ношения на груди или для церковных обрядов. В коллекциях собраны и литые из меди иконы. Предметы духовного искусства из металлопластика довольно редкие и долгое время не представляли никакой ценности. Большое множество вещей было найдено при реставрации Свято-Троицкого собора, все они сегодня хранятся в его стенах. В музее выставлены коллекции книг церковной литературы. Уникальным шедевром является Евангелие 1791 г. Раритет выполнен на деревянных дощечках, украшенных узорами, и оформлен в металлический позолоченный оклад. Здесь также имеются рукописные нотные тетради с песнопениями для церковного хора. Посетив музейный комплекс, можно с головой окунуться в богатую историю духовного искусства. В храме имеется роскошная библиотека для прихожан, где каждый желающий может выбрать себе литературу по душе. Тут хранятся сочинения современных авторов на библейскую тематику, книги русских писателей и поэтов, встречаются детские произведения, сочинения митрополитов и местных священнослужителей.

Читайте также:
Ставропольская и Невинномысская Епархия: история и положение, описание и современное положение

Древнейший Свято-Троицкий кафедральный собор в Саратове постоянно привлекает паломников и верующих со всех уголков России. Они приезжают сюда поклониться многочисленным святыням, имеющимся тут во множестве. Туристам, предпочитающим старинные памятники архитектуры, он приглянется уникальным стилем исполнения. Церковь окружает восхитительный сад с небольшим прудом, где можно увидеть маленьких плавающих рыбок. Посещение этого храма оставит неизгладимое впечатление на каждого, кто тут побывал.

Современное состояние

Восстановленный изнутри и снаружи Троицкий собор ныне является духовной святыней, в окормлении у которой находится весь город.

Социальная работа воцерковленных христиан во главе со священниками включает:

  • обучение в воскресной школе детей и взрослых;
  • возможность участвовать в любительском хоре;
  • оказание благотворительной помощи нуждающимся и больным;
  • занятия по обучению звонарей.

Все желающие христиане могут присоединиться к волонтерской , здесь открыт музей.

Святыни

Самой древней достопримечательностью собора Троицы в Саратове является святой образ Спаса Нерукотворного, его еще называют Стрелецким Заступником или Троицким Спасом.

Главная святыня города является его хранительницей. Икона нерукотворного Спаса от дня основания собора находится в стенах храма. Около великой святыни всегда людно, пронзительный взгляд Спасителя не оставляет ни одну душу равнодушной, приходит покаяние, очищение и особая благодать.


Храмовая икона Святой Троицы в Саратовском соборе

Паломники и прихожане приносят свои молитвы к иконам Богородицы:

  • Казанской;
  • Иверской;
  • Августовской.

Святые образа святителей Иннокентия, Василия великого, Спиридона Тримифунтского, Никола чудотворца, Серафима Саровского и многие другие по сей час дарят молитвенникам чудеса исцеления и ответы на волнующие проблемы. Всегда людно у ковчега с мощами святых праведников, Божьих угодников.

Интересно! Нижняя Успенская церковь является хранительницей мощевика с 132 частями святых мощей. Афонская братия передала саратовской православной жемчужине несколько святых образов Богородицы, среди них «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Иверская». Икона целителя Пантелеимона также была привезена со святой горы Афон.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Древние церкви привлекают внимание не столько своей архитектурой, как особой духовной атмосферой присутствия Божия в святом месте.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке — древняя православная церковь Московской епархии, известная более, как Воскресенская или Воскресения Словущего на Успенском вражке.

История постройки

Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.

Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.

Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.

Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.

Возведение каменной церкви

Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.

Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.

В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.

Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.

К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:

  • Елисеевский;
  • Мученицы Параскевы;
  • Никольский.

Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.

В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.

Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.

В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.

Период разрушений

Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.

Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.

На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.

Читайте также:
Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.

Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:

  • зависимости от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • потери веры и уверенности в жизни;
  • разладов в семье;
  • исцеления от неизлечимых болезней.

Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.

Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.

Как добраться

Найти храм Воскресения Словущего можно по адресу: Москва, Брюсов переулок, д.15/2.

Быстрее всего добраться до святыни можно на метро, доехав до станций «Охотный ряд», «Тверская», «Пушкинская», откуда за несколько минут можно дойти пешком.

По вопросам крещения, венчания, отпевания и другим ежедневно принимает консультант с 12.00 до 18.00. Расписание богослужений, которые проводятся каждый день, следует уточнять на церковном сайте или по телефону.

Брюсов переулок в Москве, Храм Воскресения Словущего и его святыни.

История постройки

Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.


Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.

Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.

Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.

Возведение каменной церкви

Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.

Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.

В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.

Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.


Богослужение в Московском храме Воскресения Словущего

К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:

  • Елисеевский;
  • Мученицы Параскевы;
  • Никольский.

Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.

В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.

Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.

В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.

Период разрушений

Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.

Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.

На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Еще одна церковь в самом центре города, в шаге от Тверской улицы — храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Наверное, это один из самых знаменитых храмов Москвы, и вот по каким причинам.

Храм с частицей мощей Спиридона Тримифунтского

Для многих верующих храм в Брюсовом переулке — это прежде всего место, где можно поклониться образу и частице мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

Народ полон суеверий, и одно из них гласит: святитель Спиридон помогает в квартирных вопросах.

Это такое немного обмирщенное знание о великом святом, который действительно считается заступником сирых и убогих, и помогает в действительно безвыходных ситуациях.

Отчасти, именно из-за мощей святителя Спиридона Тримифунтского эта церковь в Брюсовом переулке полна народу — и в будни, и в выходные, во время служб и без них. Храм даже иногда по незнанию называют храмом Спиридона Тримифунтского в Брюсовом. Представляете?

Храм, который не закрывался в советское время

Храм в Брюсовом переулке — один из немногих, который оставался открытым в советские времена. Википедия пишет, что за него «просили» актеры и музыканты, что жили неподалеку.

Поэтому для тех, кто ходил в советское время в Церковь, это место, — Брюсов переулок и небольшой храм в нем, — дороги, как память.

Читайте также:
Храм Григория Неокесарийского: история и адрес, описание, святыни

Храм рядом с Тверской улицей

Храм Воскресения Словущего расположен в удивительно тихом для центра города месте. Еще 100 метров — и будет Тверская улица с толпой туристов и легионом машин. Но по самому Брюсовому переулку, — мимо храма, — автомобили ездят редко, а на площади перед входом в церковь — еще реже.

Это вообще удивительное свойство городов, когда в шаге от центральных улиц оказываешься вдруг в противоположном мире — неспешном и тихом. В данном случае: видишь ту Москву, которой не только восхищаешься или гордишься, но которую любишь.

Храм Воскресения Словущего: как добраться

Ближе всего до этой церкви дойти будет от метро «Охотный Ряд»: это пять минут пешком.

(Чуть дольше, если идти от Пушкинской площади и станций «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская».)

Если идти от метро «Охотный ряд», то — по левой стороне Тверской улицы из центра. Вскоре — после Телеграфа и «Макдональдса» — в сталинском доме будет гигантская арка. Нужно в нее: это и есть Брюсов переулок.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.


Внутри Воскресенского храма

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Колокольня

Репрессии советского периода всё же не обошли стороной и эту старинную московскую церковь. Но выразились они лишь в том, что с её колокольни были изъяты и уничтожены уникальные исторические колокола. На протяжении нескольких десятков лет колокольня храма выполняла исключительно декоративную функцию. Вновь услышать колокольный звон жителям Брюсова переулка суждено было только 18 февраля 2008 года, в этот день был вновь освящён, главный колокол Храма Воскресения «Архангел Михаил». Теперь в этом старинном уголке Москвы можно слышать колокольный звон по всем каноническим православным праздникам.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.

Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:

  • зависимости от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • потери веры и уверенности в жизни;
  • разладов в семье;
  • исцеления от неизлечимых болезней.

Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.


Чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского

Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.

Примечания

  1. 1234
    Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки / Вострышев М. И. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — С. 69. — ISBN 978-5-699-33874-0.
  2. 12345678910
    Городской реестр недвижимого культурного наследия города Москвы. Официальный сайт Комитета по культурному наследию города Москвы. Проверено 3 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  3. Эрдели Ксения Александровна (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 9 марта 2020. Архивировано 4 марта 2020 года.
  4. Федоровский Фёдор Фёдорович (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 13 марта 2015. Архивировано 4 марта 2020 года.
  5. Ханаева Евгения Никандровна. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 11 марта 2020. (недоступная ссылка)
  6. Брюсов пер. 7
  7. «В гости к гениям»: Путеводитель. — М.: Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, 2013. — С. 84—85. — 132 с. (недоступная ссылка)
  8. 123Трофимов В. Г.
    Москва. Путеводитель по районам. 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1976. — 456 с. — С. 112.
  9. Литовцева Нина Николаевна (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 5 июля 2020. Архивировано 6 июля 2020 года.
  10. Гельцер Екатерина Васильевна (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 22 марта 2015. Архивировано 6 июля 2020 года.
  11. Годунов Александр Борисович (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 22 марта 2015. Архивировано 6 июля 2020 года.
  12. Никас Сафронов: «Дом моей мечты» (недоступная ссылка)
  13. Москва, Брюсов переулок, 17 // Сайт «Последний адрес».
  14. Брюсов переулок. Путешествия по Москве. Исторические улицы.
  15. Малинин Н. С.
    Архитектура Москвы. 1989—2009: Путеводитель. — М.: Улей, 2009. — С. 349. — 400 с. — ISBN 978-5-91529-017-3.
  16. Брюсов переулок 6
  17. Брюсов пер. 8
  18. Зак Яков Израилевич (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 19 марта 2015. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  19. Известия, 7 ноября 2008, «Накоротке с вождями»
  20. Достопримечательности Москвы
  21. Самое главное о Музее-квартире Вс. Э. Мейерхольда
  22. К 85-летию со дня рождения Ростроповича в Москве появился памятник маэстро

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Читайте также:
Церковь святых Николая и Александры в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Расписание богослужений

В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня

) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.

Храм Воскресения Словущего в Москве. Адрес, расписание богослужений, как доехать, фото

Храм с необычным не совсем понятным названием Воскресения Словущего принадлежит к числу старинных церквей столицы, где чувствуется особенная духовная атмосфера и ощущается присутствие в святом столетиями намоленном месте.

Храм Воскресения Словущего сегодня

Храм Воскресения Словущего в городе Москва носит свое название в честь празднования события возведения знаменитого на весь православный мир иерусалимского храма Святого Гроба Господня Святым императором Константином Великим в середине IV столетия, воздвигнутого на реальном историческом месте распятия и погребения Иисуса Христа.

Долгое время это место величайших страданий было осквернено языческим капищем, пока Святой императрицей Еленой не был обретен Крест Господень, после чего здесь был воздвигнут и освящен храм Христова Воскресения в Иерусалиме, который стал символом возрождения или обновления главной христианской святыни и духовной жизни всей церковной общины.

В память об этом событии во всем христианском мире воздвигаются церкви, где торжественно празднуется престольный праздник чином пасхального богослужения.

В столице есть несколько таких храмов, один из которых находится в Успенском вражке, то есть на месте глубокого оврага. Рядом была деревянная церковь Успения Божьей матери, от которой и пошло название местности в этой части Белого города и древнего оврага.

В XVI столетии это урочище было засыпано, а на его месте возник переулок, который впоследствии получил название в честь вельможи Якова Брюса, генерал-губернатора екатерининской эпохи.

В XVII веке при храме были выстроены несколько монастырских келий для нищих стариц.

В XVIII столетии храму активно покровительствовал московский князь Гагарин, на чьи средства была отремонтирована кровля и обновление церкви. В 71 году страшная эпидемия чумы в городе привела к смерти всех священников храма, а еще через 2 года произошел сильный пожар, после которого обители пришлось довольно долго восстанавливаться.

Примечательно, что храм никогда не закрывался со дня своего основания. Наоборот, церкви передавались святыни и иконы из закрывающихся в окрестности храмов и соборов. В годы советского безбожия с церкви были сняты колокола, которые вернули на звонницу только в 90-е годы.

Здесь более 4 десятков лет прослужил Волоколамский митрополит Питирим, который стал духовником московской творческой элиты. На его проповеди и торжественные богослужения стекалось множество деятелей искусства, художников, писателей и ученых.

Сегодня историческое здание недалеко от Кремля признано памятником архитектуры государственного значения.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Воскресения Словущего построен в типичной архитектурной традиции XVII века посадских церквей в виде бесстолпного одноглавого четверика. От первоначальной задумки 5-главого белокаменного храма в современном строении остался только небольшой 2-светный четверик и 3-частная апсида.

Стены здания оформлены полукруглыми нишами с декоративными закомарами, строгим узорчатым карнизом и колончатым поясом с крупными кокошниками, угловыми пилястрами с полуколоннами. Трапезную с 3 полукруглыми приделами украшают на углах боковых фасадов рустованные ризалиты, пилястры, портики и фронтоны.

Общие пропорции здания классического стиля и ритмичный незаурядный рисунок окон говорит об опытности зодчего, имя которого история не сохранила до наших дней. Оконные проемы церкви декорированы очень скромными наличниками, цилиндрический барабан глухой на сплошном поясе с колоннами без окон, украшен аркатурой.

Колокольня храма с просторным 4-гранным 2-ым ярусом и маленькой главкой в современном виде была перестроена в конце XIX столетия взамен ротонды со шпилем стиля барокко, что было вызвано необходимостью размещения подаренного 327 пудового колокола. К нижнему ярусу пристроены с обеих сторон небольшие сторожки.

На оштукатуренных и выкрашенных в красноватые оттенки с белой отделкой стенах храма есть образы Святых, которые регулярно украшают живыми цветами и ставят свечи. Ограда и ворота обители сохранились в неизменном виде с конца позапрошлого столетия.

История строительства

Самые первые упоминания о Воскресенской еще деревянной церкви на Успенском вражке относят к середине XVI столетия

Страшный пожар первой половины XVII века привел к уничтожению всех построек в этой местности. Поэтому вскоре началось строительство каменной церкви, освященной в 1634 году по прошению храмового священника и настоятеля Матфея патриарху Иоасафу.

Читайте также:
Киевский Софийский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

К тому моменту в церкви было 3 престола:

  1. В честь пророка Елисея, освящен в память возвращения из польского плена патриарха Филарета, отца царя Михаила.
  2. Придел в честь Святого Николая Чудотворца.
  3. Престол Параскевы мученицы.

В неизменном виде здание церкви простояло более 2 столетий, а затем в начале XIX века перестроили звонницу и трапезную часть храма, а чуть позже расширили оконные проемы, которые отштукатурили килевидными обрамлениями в старорусском стиле.

К концу позапрошлого века архитектором Александром Мейснером были перестроены верхние этажи колокольни псевдоклассической формы под подаренный храму колокол большего размера, что можно видеть в современном здании. В 30-е годы прошлого столетия были сняты все колокола, но храм продолжал свою работу, благодаря заступничеству известных деятелей культуры и искусства.

В середине века, а затем в 80-е годы проводились ремонтно-реставрационные работы. А в марте прошлого года были завершены восстановление стеновых фресок и орнаментов на сводах, также отреставрировали медальоны над оконными проемами.

Внутреннее убранство

Высота внутреннего пространства храма равняется 15 м. Интерьер неоднократно поновлялся, сохраняя основную композицию.

Стены и свод с лепными украшениями и орнаментом расписаны масляными фресками. В ходе реставрационных работ были обнаружены старинные росписи в четверике и алтарной части, скрытые от глаз слоем краски. Фреску с изображением события снятия Господа с креста удалось полностью восстановить. Частично восстановлены остальные фрагменты утраченной живописи.

Стены Храма Воскресения Словущего в Москве украшают красивейшие росписи

Помещение освещается 2 рядами окон. Старинные иконы искусно оформлены резными ризами и киотами. Резной белый с золотом главный иконостас соответствует стилю конца позапрошлого века. Иконостас бокового Никольского придела сборный, выполнен в период конца XVII начала XIX веков.

Святыни и мощи храма

В богато украшенном киоте в левой части храма можно увидеть старинный Богородичный образ Взыскания погибших в богатой серебряной ризе с множеством пожертвованных украшений и драгоценностей получившими чудесную помощь.

Божья Матерь изображена на этой иконе с непокрытой головой, что символизирует отданный ею покров для спасения грешников. Сюда ежедневно приходит огромное количество паломников и просителей.

По древнему преданию эту икону сохранил благочестивый прихожанин Христорождественской церкви, вдовец, постоянно молящийся о благополучии своих дочерей. Во сне ему было повеление отдать икону в храм, что он незамедлительно исполнил.

Позже церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, а чудотворный образ брошен и расколот. Художники реставраторы смогли восстановить святую икону, которая была перенесена из Палашинского храма в 30-х годах прошлого века.

Стоит обратить внимание на расположенный в главной части храма в богатой резной ризе редкий чудотворный образ Спиридон Тримифунтского, справа от иконы Спасителя. В центре иконы имеется маленький ковчег, который открывает частицу святых мощей.

Имеется в левом приделе церкви древнейшая Можайская икона XVI века с изображением святого архиепископа Николая Мир Ликийских с частицей чудотворных мощей. Почитаемые святыни XVII-XVIII столетия с образами пророков Елисея и Илии с житием можно увидеть в правом пределе.

Древняя икона XVII века с изображением Иустина Философа установлена в иконостасе Никольского придела.Имеется в храме почитаемый образ Анны Кашинской с частицами ее святых мощей.

В главном престоле между окнами находятся почитаемые изображения Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Великого князя Владимира и княгини Ольги, выполненные знаменитым мастером церковной росписи Нестеровым.

Духовенство, наставники

Сегодня председателем Приходского совета и настоятелем храма является митрофорный протоиерей Николай Балашов, назначенный в 2012 году. Также в церкви служат штатными священниками иереи: Алексей Харламов и Павел Карев, а дьяконами являются Николай Пянзин и Дмитрий Богута.

В свое время в этом храме служили такие известные личности как:

  • Артемий Владимиров;
  • Владимир Ригин;
  • Сергей Круглов;
  • Владимир Романов;
  • Геннадий Огрызков;
  • Борис Цепенников;
  • Виталий Боровой;
  • Николай Поспелов;
  • Владимир Елховский;
  • Андрей Ткачев.

Приход и хор храма

После воскресной литургии прихожане храма собираются на совместное чаепитие в приходском доме, где обсуждают насущные проблемы жизни прихода, выслушивают отчеты о проведенных конкретных делах милосердия нуждающимся и помощи пожилым людям, планируют организацию культурной программы проведения ближайших праздничных мероприятий.

При храме работают постоянные курсы изучения церковнославянского языка для всех желающих, проводятся занятия по фотографии, организуются лекции и встречи с интересными гостями, концерты классической музыки.

По субботам и воскресеньям проходят еженедельные встречи членов киноклуб, где организуется совместный просмотр и обсуждение различных православных и документальных фильмов. Проводятся встречи молодежного литературного клуба, где читаются произведения классической литературы.

В дни памяти служителей и известных прихожан служат панихиды, а также проводятся встречи на приходе с чаепитием и просмотром документальных хроник и фильмов. При храме организован хор, где желающие изучают церковные песнопения и распевы.

К праздничным датам проводятся концерты и выступления в музыкальной гостиной, где воспитанники воскресной школы демонстрируют свои успехи и таланты родителям и прихожанам.

Социальная работа, повседневная жизнь

При храме постоянно находится дежурный священник, которому можно лично или по телефону горячей линии задать интересующие вопросы, попросить совета и заказать требы.

Сотрудниками и добровольцам прихода регулярно обновляется свежая и актуальная информация на страницах храма в социальных сетях:

  • www_instagram_com/hram_vslov/;
  • http_//vk_com/hram_vslov;
  • https_//www_facebook_com/hramvslov/.

При храмовом складе проводится сбор вещей и продуктов для нуждающихся и многодетных семей. Кроме того добровольцы прихода и члены молодежного клуба в рамках церковного социального служения регулярно готовят обеды, а потом кормят на Курском вокзале всех нуждающихся.

По понедельникам и пятницам проводятся встречи членов группы анонимных алкоголиков, где оказывается поддержка людям в трудной жизненной ситуации и членам их семей.

Воскресная школа

При храме с 1989 года работает воскресная школа, которая сегодня принимает всех желающих взрослых и детей. Регулярные познавательные занятия проходят на неделе и по выходным дням, которые начинаются в 14-30 и в 17 ч. На занятиях проводятся чтения, изучение и толкование Писания, книг Нового и Ветхого завета.

Читайте также:
Церковь Знамение на Рижской: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Кроме этого проходят празднования религиозных событий и фестивали, организуются экскурсии и поездки по святыням Москвы и области, посещения выставок и музеев, проводятся концерты и ставятся спектакли.

Воспитанники детской школы принимают активное участие в творческих встречах центрального благочиния других храмов. Они показывают литературно-музыкальные и театральные композиции, выступают на вокальных конкурсах и балах.

Престольные праздники

Храм Воскресения Словущего отмечает свой главный престольный праздник 26 сентября, когда проходят торжественные богослужения по особому чину с пасхальным крестным ходом и колокольным звоном.

Память пророка Елисея совершается 27 июня.

Торжественные богослужения проходят также в дни празднования памяти Святели и угодника божия Николая, которые отмечаются в православной церкви несколько раз в году: 19 декабря, 22 мая и 11 августа.

Расписание служб, режим работы

В храме Воскресения Словущего проходят регулярные церковные богослужения по следующему расписанию:

День недели Вид богослужения Время начала
С понедельника по пятницу Часы, исповедь 8-40 ч.
Литургия 9 ч.
Вечерня и утреня 18 ч.
Суббота Часы, исповедь, литургия 8-40 ч.
Всенощное бдение 18 ч.
Воскресенье, праздничные дни Часы, исповедь 6-40 и 9-40 ч.
Ранняя литургия 7 ч.
Поздняя литургия 10 ч.
Вечерня, по окончании молебен с чтением акафиста Богородице перед иконой Взыскания погибших и водосвятие 18 ч.

Каждый вторник в 18 ч. читается акафист Святому епископу Спиридону Тримифутскому. По четвергам проходит служба с водосвятием Святому угоднику божьему Николаю, которая начинается сразу после вечерни.

Каждую пятницу служится молебен с акафистом Господу Иисусу сладчайшему. Накануне всех церковных праздников вечером совершается Всенощное Бдение.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

В начале прошлого века именно перед этой иконой Взыскания погибших, но в другой церкви, было проведено венчание Сергея Эфрона с поэтом Мариной Цветаевой.

Храм в таком знаменательном квартале рядом с театрами и Консерваторией всегда посещали представители творческой интеллигенции:

  • певец Иван Козловский;
  • актер Иннокентий Смоктуновский;
  • известные оперные певцы братья Пироговы;
  • театральный режиссер Константин Станиславский;
  • артист Сергей Мигай;
  • певица оперы Антонина Нежданова;
  • солистка Мария Максакова.

В храме в свое время было совершено отпевание таких известных деятелей культуры: режиссера Сергея Бондарчука, актеров Олега Борисова и Евгения Евстигнеева, телеведущего Влада Листьева.

Информация для паломников

Храм Воскресения Словущего открыт для посещения всем желающим с 7 до 20 ч. в будние дни недели, а по воскресеньям и праздничным дням с 6-30 ч. Имеется собственный сайт в интернете http_//vslov_ru/, где всегда можно узнать актуальное расписание богослужений.

Также можно связаться с сотрудниками храма по электронной почте: vslovushego@yandex_ru или по телефонам:

  • дежурного священника +7-915-218-71-99;
  • старосты +7-903-532-22-87;
  • +7-495-629-66-16.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Расположен этот старинный храм в самом центре исторической части столицы между улицами Большая Никитская и Тверская в Брюсовом переулке, строение №15/2.

Доехать на общественном транспорте метрополитена можно до станций: Пушкинской, Тверской или Охотного ряда, а дальше необходимо выйти в сторону улицы Тверская и совсем немного пройти пешком. Ориентиром служит здание Министерства наук.

Прямо напротив входа в церковь установлен памятник Мстиславу Ростроповичу, виолончелисту, пианисту и дирижеру с мировым именем. Авторами бронзового памятника в одноименном сквере Брюсова переулка, недалеко от места проживания народного артиста с женой Галиной Вишневской, стали скульптор А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский.

Рядом с храмом в Леонтьевском переулке 4 находится дом музей Станиславского, а в Брюсовом переулке 12 расположен филиал музея-квартиры Мейерхольда. Также недалеко, на Тверской улице 13, заседает правительство Москвы.

На большой Никитской улице дом 2 можно посетить научно-исследовательский зоологический музей МГУ имени Ломоносова, а на Моховой 11 расположен Государственный геологический музей имени Вернадского. В непосредственной близости от здания церкви также находится Консерватория имени Чайковского и театр Маяковского, Дом художника и Дом композиторов.

В незаметном храме Воскресения Словущего царит тишина, умиротворение и спокойствие, которые особенно поражают всех входящий сюда и попадающих в совершенно другой мир Старой Москвы из суеты шумной современной столичной жизни.

Видео о храме

Видео-обзор храма Воскресения Словущего:

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва)

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке — православный храм в историческом центре Москвы. Посвящён празднику Воскресения Словущего. Относится к Центральному благочинию Московской городской епархии.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Главная христианская Святыня, главный христианский храм — это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был «обновлен», т.е. возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе — на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, «обновлением» поруганной святыни.

С того времени и поныне Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие, а наш храм построен в память о нем. У этого праздника есть одна очень интересная особенность — в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Представляете, как необычно выглядит пасхальный Крестный ход, который ведут священники в красных пасхальных облачениях с пасхальными трисвешниками в руках, на фоне осенней листвы! Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.

Читайте также:
Священник Андрей Ткачев: биография протоиерея, что почитать и посмотреть, известные проповеди и лекции

Многовековая (начиная с XVII века) история храма увлекательна, таинственна и, конечно же, промыслительна. Уцелевший в советский период храм, не только не был закрыт, но и не прекращал своего молитвенного служения в очень тяжелые для всего русского народа годы, неся возложенную на него Промыслом Божиим духовную миссию – окормлять православных людей, объединённых под омофором Русской Православной Церкви, утешать в земных скорбях и помогать найти дорогу на Небо.

Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма всегда были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры. В советское время в нашем храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актеров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, выдающихся певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссера и актера Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, советскую оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Петровну Максакову и многих других всемирно известных деятелей культуры и искусства, которые вошли в историю нашего храма и во многом, благодаря которым в тяжелое для Церкви советское время храм не был закрыт.

В каждый воскресный и праздничный день храм Воскресения Словущего был переполнен молящимися, а в пасхальную ночь все примыкающие к нему улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами. Имеются данные о том, что на Пасху 15/16 апреля 1944 года в нашем храме было 2500 человек!

На протяжении четырех десятилетий в храме Воскресения Словущего служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

В службах, которые совершал владыка Питирим, тогда архиепископ Волоколамский, раскрывалась глубокая любовь владыки к Богу и Церкви — любовь, которую он унаследовал от своего отца-священника, от своего духовного отца преподобного Севастиана Карагандинского и от своего наставника Святейшего Патриарха Алексия I.

Служение владыки Питирима было всегда торжественным, величественным и в то же время глубоко молитвенным. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы митрополита Питирима. Многие становились его духовными чадами. Здесь же он возглавлял отпевание многих выдающихся деятелей русской культуры: Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и многих других.

Современное состояние [ править ]

Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актёры и режиссёры. В советское время в храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актёров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссёра и актёра Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Максакову и многих других деятелей культуры и искусства, во многом благодаря которым в тяжёлое для Церкви советское время храм не был закрыт.

В настоящее время при храме существуют: детская и взрослая воскресные школы, курсы фотографии, курсы изучения церковнославянского языка и прочее.

Описание [ править ]

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого посадского храма XVII века. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — все архитектурные детали его убранства. Только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений говорит, что строил храм незаурядный и опытный зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 годах. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами.

Раскрытие старой (белокаменной) стены храма сделано реставраторами на южной стене храма.

Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 м) освещён двумя ярусами окон. Стены и своды покрыты масляной росписью, неоднократно поновлявшейся, но в основе своей сохраняющей композиции, восходящие, по-видимому, к последней трети XIX века. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870—1880 годов. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX века.

Святыни [ править ]

  • Икона Божией Матери «Взыскание погибших» (написана, очевидно, в XVIII веке и до начала XIX века являлась семейной святыней одной московской семьи; перенесена из снесенного в 1930 годах Храма Рождества Христова в Палашах.
  • К редким московским святыням относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного). Перед ним тоже всегда можно встретить богомольцев. Святителя Спиридона, жившего на Кипре в IV веке, почитают помощником бедных и обездоленных, надеждой лишенных крова. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. Акафист святителю Спиридону совершается по вечерам во вторник.
  • Древнейшая икона храма – образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он также содержит частицу святых мощей милостивого угодника Божия Николая, архиепископа Мир Ликийских (Николая Чудотворца).
  • Из других особо чтимых святынь можно отметить образ св. пророка Божия Елисея и образ св. Илии-пророка с житийными клеймами – древние иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела.
Читайте также:
Ферапонтов монастырь: история и адрес монастыря, фрески

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Брюсов пер., 15/2, Москва, 125009

Проезд: станция метро “Охотный ряд”, «Пушкинская», «Тверская», далее пешком

По вопросам, связанным с расписанием богослужений и по общим вопросам обращайтесь по телефону: +7 (495) 629-6616

По вопросам веры и подготовки к таинствам (крещения, венчания и проч.) приходской консультант Сергей Иванович ежедневно с 12 до 18 часов в храме или по телефону: +7(916) 325-3644

По вопросам оказания материальной помощи, а также желающим пожертвовать вещи для нуждающихся звонить в Социальную службу: +7 (909) 922-2096 (номер также доступен в программах Viber и WhatsApp)

Телефон дежурного священника: +7 (915) 218-7199

Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе: адрес, расписание богослужений, святыни

На месте, где сегодня стоит храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, раньше размещался Данилов монастырь, один из самых древних в Москве, время основания которого уходит в 1270-80-е годы.

В 1330 году Данилов монастырь по указу Ивана Калиты перенесли в Кремль, а на старом месте осталось лишь забытое кладбище.

История[ | ]

Находится на первоначальном месте Данилова монастыря, перенесенного в XVI веке на новое место. Современное здание в стиле «ампир» построено в 1832—1837 годах по проекту архитектора Ф. М. Шестакова. Храм был закрыт в 1933 году, в здании был размещен производственный цех. Богослужения возобновлены в 1989 году[1].

В мае 1989 года после частичной реставрации в храме был освящен Никольский придел. С этого времени в храме стали проводиться регулярные богослужения. К 1998 году храм был полностью восстановлен.

Великое освящение храма было совершено Святейшим Патриархом Алексием II 14 августа 1998 года в праздник происхождения честных древ Животворящего Креста Господня[2].

Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе

Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе

находится рядом с Даниловым монастырем, одной из древнейших обителей Москвы, основанной самим князем Даниилом Московским в 13 веке. И стоит он именно на том самом месте, где когда-то и начинался монастырь, который в 1330 был переведен Иваном Калитой в Кремль.

От прежнего места обители осталось лишь старое кладбище, которое постепенно приходило в запустение. А ведь возможно именно на нем и был похоронен князь Даниил (место захоронения, к сожалению, не установлено). По крайней мере, бытует легенда о чудесном явлении Даниила во сне своему потомку Ивану Грозному с укоризной, после чего основанный Даниилом монастырь снова вернулся на старое место, правда, немного севернее. На старом же кладбище первоначального Данилова монастыря продолжала стоять небольшая Воскресенская церквушка. В 1699 г. ее перестроили в кирпиче на средства Федора Васильева.

В 1832-1837 гг. один из старейших суконных фабрикантов Иван Назарович Рыбников, почетный московский гражданин, пожертвовал на возведение нового каменного храма в Даниловской слободе крупную сумму денег, благодаря этому и был построен новый храм Воскресения Словущего в стиле «поздний ампир».

Мозаика на стене храма

В четырехстолпном храме с одним куполом-ротондой было устроено сразу четыре престола – во имя св. Пророка Илии, св. ап. Петра и Павла, свт. Иоанна Златоустого и Николая Чудотворца. Трехъярусная колокольня дополняет архитектурную композицию храма. Вероятно, за строительство именно этой церкви в 1888 г. Иван Назарович был награжден орденом св. Анны 2-й степени с Императорскою короной.

Иконостас главного храма (1998 г., сусальное золото)

В 1933 г. храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе

был закрыт, а в здании храма размещен производственный цех.

Баптистерий (крестильня для взрослых)

В 1986 г., когда Данилов монастырь уже был частично отреставрирован, в здании Воскресенского храма по-прежнему располагалась зонтичная фабрика. Только после длительных переговоров руководство фабрики разрешило начать внешнюю реставрацию здания и даже позволило водрузить кресты.

Мозаика на стене храма

В следующем году завод освободил помещения храма, а официально их вернули Православной Церкви в 1988 г. В мае 1989 г. в храме был освящен по малому чину придел Николая Чудотворца.


Полное восстановление храма завершилось лишь к 1998 г., и 14 августа Святейший Патриарх Алексий II освятил его Великим чином.

Сегодня в нем как и в прежние времена освящены 5 приделов, главный – во имя Воскресения Словущего и четыре второстепенных – свт. Иоанна Златоустого, свт. Николая, апп. Петра и Павла, прор. Илии.

Архитектура[ | ]

Храм построен в стиле позднего ампира. Обладает симметричной осевой композицией. К крупному четырёхстолпному четверику храма, завершённому купольной световой ротондой, с востока примыкает плоская прямоугольная в плане апсида, с запада — большая трапезная (престолы: Петра и Павла, Ильи Пророка, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца) и высокая трёх-ярусная колокольня. Укрупнённому объёму четверика храма на его боковых фасадах соответствуют монументальные шестиколонные ионические портики «в антах». Характерный для ампира мотив прямоугольного проёма, вписанного в арочную нишу, использован в оформлении окон апсиды и трапезной, а также главного входа с западного фасада колокольни.

Из истории храма

По преданию, на кладбище этом был похоронен первый князь Москвы — Даниил Александрович. Однажды ночью образ покойного явился Ивану Грозному, после чего тот приказал монастырь восстановить.

В 1560 году Данилов монастырь отстроили заново, правда, не на старом месте, а в пятистах метрах от него.

Читайте также:
Московский Донской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

На бывшем месте монастыря, у древнего кладбища оставалась деревянная церквушка, на месте которой, позднее, в 1699 году, вырос кирпичный храм, ставший предшественником ныне существующего.

В 1832 году церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе перестроили. Средства предоставил И.Н. Рыбников.

В основу архитектуры храма был положен известный в то время стиль «ампир».

Композиция — осевая симметричная. Четверик завершен купольной ротондой. С восточной стороны к храму примыкает плоская прямоугольная апсида, с западной — трапезная.

Главный престол церкви — во имя Воскресения Словущего. Кроме этого при храме существуют также 4 придела: святых Павла и Петра, Илии, Иоанна Златоуста и святого Николая.

К западной части храма в Даниловской слободе также примыкает колокольня в 3 яруса.

Окна в трапезной и в апсидах выполнены в виде прямоугольного проема, вырезанного в арочной нише. В этом же стиле сделан главный вход в колокольню.

Архитектура

Храм построен в стиле позднего ампира. Обладает симметричной осевой композицией. К крупному четырёхстолпному четверику храма, завершённому купольной световой ротондой, с востока примыкает плоская прямоугольная в плане апсида, с запада — большая трапезная (престолы: Петра и Павла, Ильи Пророка, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца) и высокая трёх-ярусная колокольня. Укрупнённому объёму четверика храма на его боковых фасадах соответствуют монументальные шестиколонные ионические портики «в антах». Характерный для ампира мотив прямоугольного проёма, вписанного в арочную нишу, использован в оформлении окон апсиды и трапезной, а также главного входа с западного фасада колокольни.

Закрытие

В 1917 году храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе действовал, сюда же вместе с монашками Даниловского монастыря была перенесена и рака с мощами святителя Даниила Московского. Храм не трогали до 1930 года, потом его все же закрыли, всю церковную утварь разграбили, а святые мощи святого князя бесследно пропали. Интерьер и главы с крестами церкви были практически полностью уничтожены. Само здание было отдано под производственные учреждения, где дольше всего проработало Московское объединение по производству зонтов.

Новые испытания

Ныне существующий Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе отстроили уже к 1837 году. Средства на его возведение выделил владелец Даниловской мануфактуры И. Н. Рыбников по проекту Ф. М. Шестакова.

Стиль строения определяет поздний ампир, в котором преобладает симметричная осевая композиция. Основная часть построек выполнена в виде массивных кубов. Северная и южная сторона храма украшена шестиколонными ионическими портиками и куполом с высокой световой ротондой. К западу расположена трапезная, а над главным входом возвышается трехъярусная колокольня.

Кроме трех пределов, в трапезную был добавлен четвертый – в честь святого Иоанна Златоуста. Летом 1845 года здесь была открыта женская богодельня, состоящая из 12 монахинь, и церковно-приходская школа.

История

Находится на первоначальном месте Данилова монастыря, перенесенного в XVI веке на новое место. Современное здание в стиле «ампир» построено в 1832—1837 годах по проекту архитектора Ф. М. Шестакова. Храм был закрыт в 1933 году, в здании был размещен производственный цех. Богослужения возобновлены в 1989 году[1].

В мае 1989 года после частичной реставрации в храме был освящен малым чином Никольский придел. С этого времени в храме стали проводиться регулярные богослужения. К 1998 году храм был полностью восстановлен.

Великое освящение храма было совершено Святейшим Патриархом Алексием II 14 августа 1998 года в праздник происхождения честных древ Животворящего Креста Господня[2].

Обновление церкви

В 1699 году средства на строительство нового храма выделил состоятельный прихожанин Васильев Федор. В 1722 году главный престол в честь святого мужа Даниила Столпника уже не значился, так как его освятили во славу возрождения храма Воскресения Господня в Иерусалиме святыми Константином и Еленой в 355 году. Отсюда произошло и его название – Воскресение Словущего, которое содержит в себе идею торжества возрождения святых мест, почитаемых православными христианами. Остальные три предела были освящены в честь почитаемого древнееврейского пророка святого Илии, апостолов-евангелистов Петра и Павла, святого Николая Угодника.

Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе: адрес, святыни и престольные праздники

Адрес обители в Москве: Переулок Средний Старо-Даниловский, 3, стр. 1.

Престольные праздники отмечаемые в храме:

  • 26 сентября – Воскресение Словущего;
  • 27 сентября – представление Иоанна Златоуста перед Господом, а 26 ноября – день его рождения;
  • 9 февраля – перемещение мощей Иоанна Златоуста;
  • 12 февраля – день Собора Вселенских учителей и святителей;
  • 22 мая – день перенесение святых мощей Николая Угодника, а 19 декабря – день его светлой памяти.

Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе святыни свои бережно хранит и постоянно чествует. Среди главных: иконы Божией Матери именуемые: «Нечаянная радость», «Казанская», «Знамение», а также иконы святого целителя Пантелеимона и святого Иоанна Русского.

Время перемен

Однако через много десятков лет наступили и благоприятные времена для Даниловского монастыря, который в 1985 году был, наконец-то, возвращен Русской Патриархии, правда, некоторое время он еще оставался в управлении фабрики. Формально Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе стал действовать лишь в 1989 году после освящения придела в честь святителя Николая Угодника. Благодаря заботам настоятеля храма протоиерея Геннадия Бороздина, в 1998 году была полностью закончена реконструкция и реставрация церкви, ей был возвращен исторический облик, воссоздан ампирный иконостас и обновлены росписи.

В середине августа 1998 года освящал храм Патриарх Руси Алексий II. В память об этих торжественных событиях он подарил великолепную икону святого Питирима Тамбовского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: