Церковь Архангела Михаила в Смоленске: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений

Церковь Михаила Архангела Смоленск (Свирская)

Содержание:

Церковь Михаила Архангела в Смоленске (Свирская) была возведена при князе Давиде Ростиславиче, впоследствии не раз перестраивалась и ремонтировалась. Документированы ремонты конца XVII века, 1785 года, а также 1820,1836 и 1851 годов.

К концу XIX века в Свирской церкви имелось четыре престола (во имя Михаила Архангела, свв. Алексия, человека Божия, Александра Невского, Бориса и Глеба). С архитектурной точки зрения, храм относится к башнеобразным, имеет крестово-купольное устройство, шесть столпов, три алтарные апсиды, одну главу.

Уникальность храма Михаила Архангела заключается в его композиционном решении. В основе здания лежит традиционная крестово-купольная структура, но на смену могучему (и в силу этого как бы «приземленному») кубу приходит особая устремленность ввысь.

Пытаясь преодолеть статичность, древний зодчий использует простой и действенный прием: основной объем храма, довольно высокий,он окружает с трех сторон высокими же, геометрически-четкими притворами. Им вторят равновысокие боковые апсиды алтарной части — тоже прямоугольные снаружи. Между ними вздымается мощная центральная апсида, полукруглая в плане. Башнеобразный объем венчает стройный, компактный барабан.

Общую композицию церкви Михаила Архангела поддерживают детали — например, угловые пучковые лопатки, заостряющие внимание на вертикальном членении стен. Прежде, при постройке, фасады храма имели трехлопастные завершения, что тоже дополнительно «разрабатывало» высотную тему.

Церковь Михаила Архангела один из трёх домонгольских православных храмов Смоленска.

Михайло-Архангельской церкви Смоленска

Архитектурные формы XII века хорошо сохранились внутри Михайло-Архангельской церкви Смоленска, а утраченные элементы легко «домысливаются» —так, сняв позднюю штукатурку в северном и южном притворах, реставраторы обнаружили на торцевых стенах следы срубленных коробовых сводов, членивших притворы (как и западный) на два яруса.

Интерьер Михайло-Архангельской церкви Смоленска

В верхнем ярусе притворов помещались в древности хоры, связанные между собой проходом, проложенным в толще стены (подобный проход сохранился, кстати, в новгородской церкви св. Параскевы Пятницы). Впоследствии хоры заняли западную часть основного объема, и элементы конструкций, связанных со старинными хорами, оказались не нужны. Проходы в стенах, ослаблявшие их прочность, заложили. Со временем хоры в притворах планируется восстановить.

Доверяя древним письменным источникам, мы должны предполагать, что убранство церкви в конце XII — начале XIII веков представляло собой нечто потрясающее. И, конечно, важнейшую его часть составляли фрески. К настоящему времени от них остались лишь незначительные фрагменты, так как при очередной росписи церкви в XVIII веке старая штукатурка была сбита. Лишь кое-где реставраторам удалось раскрыть следы растительного орнамента и тому подобные элементы.

Росписи, кстати, украшали не только интерьер Свирско-го храма, но и его наружные стены, о чем говорит наличие киотов над входами. Неизвестно, что было изображено в них, но над одним из киотов (южным) виден как бы контур орнаментальной ленты.

Естественно, иконостас и прочие дореволюционные элементы убранства в храме также не сохранились. После того как Михайло-Архангельская церковь была передана епархии (в 1990 году), началось постепенное восстановление интерьеров —увы, не во всем безупречное с научной точки зрения (в частности, в окна барабана не установили вентиляционные клапаны, на чем настаивали реставраторы). Тем не менее есть и несомненные удачи. Так, в 1999 году был окончен белокаменный резной иконостас, образцом для которого послужил иконостас московской Пименовской церкви в Новых Воротниках, выполненный в 1897 году по проекту Федора Шехтеля.

Церковь Михаила Архангела Смоленск богослужения контакты как добраться расположение на карте

Ныне Свирский храм освящен в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (празднование 8/21 ноября).

Читайте также:
Гатчинская епархия: игумен Фотий и священники, церкви и храмы, монастыри

Богослужения в Свирской церкви Смоленска:

Литургия совершается в воскресные и праздничные дни. Накануне — всенощное бдение. Каждую субботу в 16:15 читается акафист Божией Матери перед образом Ее «Неупиваемая Чаша» (перед этой иконой молятся об избавлении от недуга пьянства).

Контакты церкви Михаила Архангела смоленска:

  • Адрес: 214015, Россия, г. Смоленск, ул. Парковая, д. 2а
  • Телефон: +7 (4812) 38-08-65.
  • Официальный сайт Смоленской епархии: www.smoleparh.ru

Как добраться самостоятельно:

Через Смоленск проходит трасса М-1, связывающая его с Москвой и продолжающаяся на запад до белорусской границы, а также А-141 (Орел — Брянск — Смоленск — Рудня). Железнодорожный транспорт соединяет город со многими другими крупными населенными пунктами. Так что добраться до самого Смоленска не составит труда.

Что касается маршрутов внутригородского общественного транспорта, то лучше всего воспользоваться автобусами №№4 и 8, имеющими остановку рядом с храмом Михаила Архангела. Или пройтись от центра пешком — через Лопатинский сад.

Храм. св. архангела михаила. смоленск

Свирская церковь – один из трёх уцелевших смоленских памятников домонгольского периода и, пожалуй, самый оригинальный. Данный архитектурный тип, романский, достаточно редкий для наших православный храмов
Стены сложены из плинфы, как в Византии, но отличаются пилястрами со сложным профилем – это уникальная смоленская архитектура. Устремленный вверх свод и узкие стрельчатые окна .Один из трёх самых старых храмов Смоленска в хорошем состоянии. Особенно хорошо, что акустические.
Смоленск оказался богат на храмы 12 века. Храм Архангела Михаил -один из трёх. Он расположен на высоком месте и отсюда отличный вид. Снаружи храм выглядит согласно возрасту и легкая реставрация ему бы не помешала. Изнутри лаконичен и красив строгой краснотой. На стенах есть сохранившиеся следы древней росписи.
Церьрковь Архангела Михаила (Свирская) была построена в 1191-94 года и находится в Смоленске на улице Парковой. Она является одной из трех церквей домонгольского периода, сохранившихся в городе. Была удивлена величием этой церкви.
и Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель. Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором.
Расположожена недалеко от места, где был убит один из первых русских святых князь Глеб Владимирович. Построена в византийском стиле. Стоит на пригорке, смотрится величественно как издали, так и вблизи. Дейстаующая. Есть интересные иконы. Любителям старинной архитектуры очень советую посетить.
Церковь построена по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180—1197 годы. Входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Летопись сообщает о её богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». До закрытия в первой половине XX века в церкви находилась белокаменная гробница князя Давида. Некоторое время при церкви существовал монастырь.

ого княжеского двора. Летопись сообщает о её богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». До закрытия в первой половине XX века в церкви находилась белокаменная гробница князя Давида. Некоторое время при церкви существовал монастырь.

Читайте также:
Церковь Новомучеников и Исповедников российских в Строгино: история и адрес храма, расписание богослужений

В 1611 году православный приход был обращён в католический. Для православного богослужения восстановлен в первом десятилетии XVIII века при митрополите Сильвестре (Крайском).В 1733 году к церкви был пристроен теплый придел.

В конце XIX века внутри имелось четыре престола: главный — в честь Архангела Михаила; придельные: во имя Алексия — человека божия, благоверного князя Александра Невского (переименованный в память императора Александра Первого из придела преподобного Александра Свирского) и мучеников Бориса и Глеба. Ежегодно 24 июля к месту убиения князя Глеба (на

При Хлебникове, по благословению епископа Парфения, в 1775—1785 годах были построены каменные: колокольня, ограда и, в юго-западном углу церковного участка, одноэтажный дом. В последнем, на средства Хлебникова, обучались бедные и бесприютные мальчики.Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.

После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового. Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад.Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков.В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Только через покаяние можно что-то изменить в себе

Протоиерей Александр Каратеев

Знаменский храм села Осино-Гай

Протоиерей Александр Каратеев – один из старейших клириков Уваровской епархии. В этом году ему исполняется 75 лет. Так сложилась жизнь, что уже 34 года он настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение» села Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области. Он известен тем, что в начале ХХ века в нем служил родной дед героя Советского союза Зои Космодемьянской — священник Петр Космодемьянский. А семь лет назад отца Александра благословили на послушание епархиального духовника. Редакция поздравляет отца Александра с юбилеем и желает духовных сил и благодати Божией в его служении. Накануне своего Дня рождения отец Александр согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.

Дед Зои Космодемьянской

– Ваше Преподобие, что Вам известно о служившем в Знаменском храме дедушке Зои Космодемьянской? Какова на самом деле причина его смерти, кто его убил – белые или красные? Действительно ли он поддерживал выступления против большевистской власти?

Читайте также:
Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

– Когда я приехал служить в Осино-Гай, мне посчастливилось застать людей, которые помнили священника Петра Космодемьянского. Одна из них, монахиня Александра (в миру Антонина Михайловна Епихина), была прихожанкой нашего храма. Мать ее стала свидетелем тех событий. Антонина Михайловна с детства ходила в церковь и даже претерпела за свою веру от власти: ее хотели посадить в тюрьму. Не помню, какие причины для этого нашли, но милостью Божией обошлось. Хотя ей пришлось какое-то время прятаться. А отца ее за то, что он был причастен к Церкви, расстреляли. Мать монахини Александры рассказывала: отца Петра односельчане предупреждали, что за его резкие выступления в защиту сохранения нравственной чистоты и преданности Церкви с ним могут расправиться. А он говорил: «Какой я буду пастырь, если я буду бояться!». В 20-е годы прошлого века у нас тут поднялось народное восстание, теперь его называют Антоновщиной, и в Васильевке, что здесь неподалеку, крестьяне тоже взбунтовались. Из Кирсанова через наше село Осиновые Гаи шел отряд для подавления этого бунта.

Люди из этого отряда заехали к отцу Александру и предупредили, что на обратном пути заберут его. Так они и поступили. Отец Петр спрятался на чердаке. Первый солдат поискал его там, спустился и сказал, что нет никого. А второй, видно неверующим бы, его там обнаружил. Как мне рассказали, красные батюшку сильно избили. Среди людей говорили, что у него хотели лошадь отобрать. Но по дальнейшим событиям понятно, что это не так. Они его бросили на телегу, с его же лошадью, и кружили тут по округе. Скорее всего, они просто заблудились, ночь была осенняя. И километрах в десяти отсюда есть Сосулинский пруд, там его тело и сбросили в воду. И это были представители красных, это точно. А лошадь с человеком из деревни отправили назад. Может быть, лошадь и послужила поводом, но причина была в другом. Только весной следующего года под Троицу его нашли пастухи. И представьте, он всю зиму пробыл в этом пруду, не раньше конца весны его обнаружили, но тело его сохранилось в нормальном состоянии, как говорили, «совсем не испортилось». Жители вспоминали, что всю зиму в стороне Сосулинского пруда видели световой столб.

«А что, война?»

– Ваше преподобие, судя по биографии, у Вас несколько рабочих профессий (см. справку), и ничто Вас не связывало с Церковью. Между тем, Вы поступили в Ленинградскую духовную семинарию и приняли сан в годы торжества атеизма. Что определило Ваш выбор? Почему стабильности и материальному благополучию обычного советского человека Вы предпочли полную неизвестности жизнь священника?

– Это не совсем так. Дело в том, что родители у меня были верующие, и я ходил в храм вместе с ними. Меня просто тянуло в церковь. А в 25 лет я осознанно пришел к тому, чтобы стать священником. Подумывал о монастыре, чтобы принять монашество, но меня не благословили. Я получил благословение на поступление в Ленинградскую духовную семинарию. Ее ректором был тогда нынешний митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси). Во время учебы я был диаконом при храме Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Потом вернулся в г. Рассказово Тамбовской области, на свою малую Родину и служил там в Иоанно-Богословском храме.

Читайте также:
Свято-Димитриевское училище сестер милосердия: условия и адрес

Протоиерей Александр Каратеев в своем храме

– Служа на приходе в советское время, Вы испытывали на себе притеснения со стороны власти?

-Так как я избрал путь одинокого человека, то бояться мне было нечего. Однажды, еще в Ленинграде, во время вечерней службы ко мне подошла одна наша прихожанка и сказала, что за мной следит какой-то человек. После службы, когда я вышел из храма, он меня окликнул, попросил предъявить документы. А я в ответ его спрашиваю: «А что, война?». И стали мы с ним беседовать. Церковь от станции километрах в двух расположена. Так вот мы дошли до станции, вернулись назад, и снова до станции – расстались друзьями. Он – комсомольский работник, борец с Церковью, а сам ничего не знает о Православии. Долго мы с ним разговаривали. Конечно, у этих людей было отношение к нам, людям религиозным, непростое. А здесь, когда уже в Тамбовскую область вернулся, сначала служил в Богоявленском храме села Советское Сосновского района. Угроз от власти особых там не было. Тогда людей верующих было много. И от них тоже много зависело – закроют их храм или нет. Если власти более-менее лояльно к верующим относились, то храмы оставались действующими. В них даже проводились какие-то реставрационные работы. Такая обстановка сложилась и здесь в селе Осино-Гай. Здесь я никогда не сталкивался ни с какими притеснениями.

-Какой грех, на Ваш взгляд, сегодня самый распространенный?

-Думаю, это поголовное увлечение телевизором и интернетом. Хотя, наверно, телевизор даже страшнее – он всегда включен. Он страшнейший враг нашей веры. Я уже столько раз наблюдал: приеду к кому-нибудь домой, мы беседуем, а нет-нет да и поглядываю в телевизор. Конечно, я слабый человек. А как вернусь домой – молиться не могу! Сил нет, мысли блуждают. Так и у всех. Поймите меня правильно, я ничего не говорю про православные каналы, которые хоть что-то доброе пытаются донести до людей. Но все же наши мысли телевизор занимает сильно. И все там идет подряд и без разбору. Под включённый телевизор дети подрастают и с малолетства уже знают, какую программу и как им найти. Я не смотрю телевизор, у меня его нет. Я не знаю, о чем говорить с теми, кто смотрит. Наверное, поэтому его смотрят все – чтобы друг друга понимать, обсуждать события, о которых с экрана говорили. А как эту тягу преодолеть? Думаю, только молитвой.

– Есть какие-то критерии, чтобы мирянину понять, что он ведет правильную духовную жизнь? Можно ли успокоиться и считать себя благочестивым человеком, если ты выполняешь все предписания: соблюдаешь молитвенное правило, постишься, исповедуешься, причащаешься, жертвуешь на храм и т. д.?

-Ни в коем случае! Не знаю, какие тут могут быть критерии, но успокоиться невозможно. Как святые отцы пишут, чем больше человек познает Бога, тем больше он видит в себе недостатков. Поэтому если человек на правильном пути, то первым у него должно быть ощущение своего недостоинства, когда человек понимает, что он ничего из себя не представляет. Только одно покаяние должно быть внутри нас, которого очень не хватает. Вот, например, женщины идут в церковь – платки надевают. Да разве это важно? Это, конечно, послушание, но не это главное. Скромность должна быть на первом месте, должен быть нравственный внутренний мир. Главное не внешность, а то, что внутри. Только через покаяние можно что-то изменить в себе.

Читайте также:
Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

С любовью все преодолеть можно

– Если сравнить прихожан 1990-х, 2000-х годов и современных, чем отличаются с духовной точки зрения эти три поколения?

-Мне хочется сказать про то поколение, которое было еще тогда, когда я ходил в храм как прихожанин. Много тогда бабушек в храмах было. И ведь идти трудно, старенькие, больные, а они все равно идут. А как трепетно тогда относились ко времени поста! Важно было людям это. В 90-х годах порыв был. Люди потянулись в храмы, молодежь начала на богослужения ходить. А потом как-то меньше людей стало, может, мы плохо, духовенство, сработали, не открыли пришедшим всех ценностей Православной веры. Теперь с открытием воскресных школ снова молодые люди в Церковь приходят. Правда, в глубинке и людей становится все меньше. У нас в Осино-Гай люди почти всегда жили с храмом, может, поэтому для них без храма и жизни нет. А если упущено что, например, в Софьино, то там и на богослужение мало людей приходят. Сказывается то, что долго там господствовал атеизм. А село-то побольше, чем Осино-Гай, а в храме народу меньше. Сегодня по сравнению с 80-ми годами в обществе ценности сильно изменились. И в 90-е было только начало таких перемен, когда всё безнравственное стало открыто наполнять нашу жизнь, а то, что сейчас все можно – разрушает истинные духовные ценности.

И эти поколения отличаются, хоть и в храм ходят и детей крестят, причащаются. А на исповеди не могут найти в себе искреннее раскаяние. Некоторые вообще потеряли память. Подойдут на исповеди и забудут, о чем хотели рассказать. Но если человек раскаивается, то выгоняет из себя плохое. И чем больше будет смирения в покаянии, тем быстрее происходит излечение души.

-Каковы главные качества, которыми должен обладать современный священник, чтобы завоевать доверие и уважение прихожан и стать для них настоящим пастырем? Открытость, дружелюбие, внешние данные, готовность выслушать и помочь или что-то еще?

– Это очень сложно. И правильного совета тут, пожалуй, не дашь. Надо только одно помнить: молитвы нет – значит, нет духа. А те качества, которые вы перечисляете, заключены в слове любовь. С любовью все преодолеть можно.

– Каких ошибок надо избегать молодым пастырям, которые только вступили на путь священства? Приведите, пожалуйста, пример из своей практики.

– Я могу посоветовать только молиться больше. И меньше увлекаться мыслями всем внешним. Телевизор лучше выкинуть, и все остальное современное тоже не должно отвлекать ум от молитвы.

– Если бы молодой священник спросил, как научиться правильно исповедовать, что бы Вы ему ответили?

– Принимая исповедь от человека, мы должны к нему испытывать чувства как к брату или к сестре, с любовью относиться и не осуждать. Нужно про себя всегда помнить, что я хуже этого человека. Человек нашел в себе силы принести покаяние. А я, даже если у меня машина есть, не всегда соизволю поехать исповедаться. А исповедь – это как для тела баня, которая омывает всю нечистоту. Я, как священник знаю больше, чем мирянин. Я учился, знаю много и больше, должен сделать больше для очищения своего. Человек, пришедший на исповедь, знает мало, а делает больше. Нужно помнить, что этот человек, помимо молитвы, должен еще и обеспечивать свою семью, а нас-то люди обеспечивают.

Читайте также:
Церковь Знамение на Рижской: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

– Какие проблемы в исполнении своего пастырского служения сегодня встречаются чаще всего у молодых священников?

– На мой взгляд, сегодня проблема одна – гордыня и неуступчивость. Как ни горько и ни больно это говорить, но это так. Нужно помнить, что любовь христианская – это жертва, то есть в того, кого ты любишь, ты вкладываешь самого себя. Когда в брак вступают будущие молодые священники, то они должны помнить, что надо супругу поддерживать, помогать. Если бы мы так жили, то проблем никаких не было бы. А если делить власть в семье, то беда будет.

Могила священника Петра Космодемьянского за Знаменским храмом

– Что для Вас самое трудное как для епархиального духовника?

– Трудно быть достойным этого. Раз мне доверили такое важно дело, то я должен быть примером для других. А я простой сельский священник, какой из меня пример?

– Есть ли точные данные, в каком году во время войны была закрыта ваша Знаменская церковь? А когда открыта вновь, при каких обстоятельствах это произошло?

– Официально Знаменский храм не закрывался никогда. Но в 1937 году богослужения в нем прекратились, священников арестовали. Устроили в церкви зерновой склад. В 1946 году в храме снова зазвучали молитвы. Надо сказать, что храм пострадал за эти годы, ни одной иконы не осталось. Все, что сегодня здесь есть – привезены из других храмов и вновь написанные. Да и облицовка наружная пострадала, наличники были сорваны. Крыша текла. В 1976 году была попытка забрать храм и устроить в нем музей Героя Советского Союза Зои Космодемьянской – внучки священника Петра Космодемьянского. Но жители узнали о том, что храм хотят забрать, и не допустили этого. Правда, власти местные тогда, я думаю, навстречу им пошли.

– Какие евангельские слова Вы чаще всего вспоминаете, и чем они близки вам?

– «Любите друг друга» – что может быть еще лучше? А без заповедей блаженства, как день прожить? А вообще, какую страницу Евангелия ни возьми – все на них близко и дорого. Евангелие – это колодец, бездонный колодец духовной мудрости!

Протоиерей Александр Каратеев
Беседовала Марина Краснова

15 августа 2019 г.

Протоиерей Александр Каратеев родился 16 августа 1944 года в городе Рассказово Тамбовской области в семье рабочих. Трудовую деятельность Александр Гаврилович Каратеев начал в 1961 году с освоения профессии сапожного мастера. Затем, в разные годы, трудился трактористом-машинистом, разнорабочим, машинистом катка, красильщиком, маляром-высотником, столяром. За добросовестный труд в 1974 году получил благодарность. В 1982 году закончил Ленинградскую Духовную семинарию и был переведён из Ленинградской епархии в Тамбовскую, в Иоанно-Богословскую церковь города Рассказово. Рукоположен в священника в 1984 г. С 1985 г. настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение» села Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области. Один из старейших клириков Уваровской епархии.

Читайте также:
Вознесенский собор в Новочеркасске: история и описание, адрес, праздники и святыни

Знаменский храм построен в 1870 году, закрыт в годы Великой Отечественной войны. С 1906 года до своей кончины в 1918 г. настоятелем Знаменской церкви был родной дед героя Советского союза Зои Космодемьянской – священник Петр Космодемьянский. Могила пастыря находится за алтарем храма.

Уваровская епархия

Священный Синод в 2012 году пересмотрел административно-территориальное деление Русской Православной Церкви. В результате этого появилось большое количество новых епархий и митрополий. Обусловлено это было большими территориями Российской Федерации — достаточно сложно управлять и эффективно достигать атеистического населения священнослужителям на больших расстояниях и создание небольших самостоятельных епархий позволит решить эту проблему.

Уваровская епархия была создана 26 декабря 2012 года Указом Священного Синода Русской Православной Церкви. Она относится к Тамбовской митрополии и подчиняется правящему архиерею.

История

Территория, которая сегодня относится к Уваровской епархии изначально входила в состав Тамбовской, основанной в 1682 году приказом царя Федора Алексеевича. Однако ее вскоре закрыли и ее приходы переходили к Рязанской, Воронежской и даже Московской епархиям.

В 1758 году решением императрицы Елизаветы Петровны вновь была возрождена Тамбовская епархия, границы которой вскоре совпали с территориальными приделами Тамбовской губернии.

Годы революции крайне тяжело отразились на приходах — большевики уничтожили большую часть из них, разграбили храмы, репрессировали священников и монахов и запретили оставшимся христианам собираться на богослужения. Литургии возобновили только во время Второй Мировой войны.

Рост христианского населения продолжался несмотря на множественные репрессии и в 1992 году с распадом СССР и началом свободы вероисповедания он усилился. Это привело к резкому увеличению количества прихожан в местных храмах и основанию новых храмов и приходов.

Деятельность

Несмотря на относительную молодость епархии ее духовенство активно трудится на Ниве Божьей и стремится восстановить все дореволюционные приходы, параллельно с этим основать новые. На сегодняшний день вся Уваровская епархия делится на 8 отдельных благочиний, среди которых:

  • Уваровское;
  • Жердевское;
  • Кирсановское;
  • Инжавинское;
  • Мучкапское;
  • Гавриловское;
  • Ржаксинское;
  • Уметское.

Они охватывают северные районы Тамбовской области, при этом административный центр епархии располагается в городе Уварово, там же находятся и все отделы, которые отвечают за работу приходов и взаимодействие с обществом и государством. Среди них отделы:

  • миссионерского служения;
  • взаимодействия с вооруженными силами;
  • социального служения;
  • взаимодействия с правоохранительными органами;
  • тюремного служения;
  • религиозного образования и катехизации.

Все о деятельности отделов, а также новости епархии можно прочитать на ее официальном сайте, где размещаются координаты паломнического центра, календарь предстоящих событий и прочая полезная информация. Архиерей Игнатий (Румянцев) носит титул Уваровского и Кирсановского.

Храмы и монастыри

Паломнический центр епархии помогает организовывать групповые и индивидуальные туры по области — так туристы могут осмотреть местные достопримечательности и получить пищу для духовных размышлений. Главным храмом, который стоит посетить, является кафедральный собор епархии — Христорождественский храм в городе Уварово.

Посетить действующие монастыри паломникам не удастся, поскольку в крае пока не восстановили ни один. Ранее тут находилось три обители:

  1. Кирсановская Тихвинская женская — основана была в 1850-х гг. На территории располагалась каменная трапезная с приделами и храм прп. Онуфрия и Петра Афонских. К 1917 году тут проживало более 500 насельниц, но с приходом большевиков они были изгнаны, а территория отошла под склады. В 2009 году обитель передали Тамбовской митрополии и в настоящее время она восстанавливается.
  2. Носовская Преображенская мужская — была основана в 1908 году и прекратила свою деятельность в годы революции. Сегодня тут восстановлен только монастырский храм Серафима Саровского, где проводят богослужения для местного населения. Постепенно восстанавливают монашеские келии, которые в скором времени смогут принять послушников.
  3. Оржевская Александро-Невская — была основана в 1890 году и прекратила свою деятельность в 1917 году, когда количество насельников достигло 60 человек. В настоящее время полностью разрушена.
Читайте также:
Тамбовская митрополия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Несмотря на относительную молодость и небольшой размер, Уваровская епархия горячо служит Господу и местному населению. Тут действуют несколько воскресных школ для детей и взрослых, осуществляется благотворительная помощь населению, принимаются паломники — это говорит о горячей вере, которая живет в сердцах местных христиан.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Православная Москва
  • Россия
  • Украина
  • Белоруссия
  • Молдова
  • Балтия
  • Зарубежная Европа
  • Америка и Австралия
  • Азия и Африка
  • РПЦЗ
  • Японская Церковь
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Старообрядчество
  • Межрелигиозные отношения

Главные новости

В Ташкенте состоялось заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
В день памяти отцов VII Вселенского Собора Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и возглавил торжества по случаю прославления в лике святых архимандрита Геннадия (Парфентьева)

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Отошел ко Господу клирик Уваровской епархии иерей Владимир Авсеенко

2 ноября 2021 года, на 65-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался настоятель Космодамиановского храма села Козьмодемьяновка Гавриловского района Тамбовской области иерей Владимир Авсеенко, сообщает Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции со ссылкой на сайт Уваровской епархии.

Отпевание состоится в Космодамиановском храме 4 ноября в 11.00 по окончании Божественной литургии.

Отец Владимир родился 19 июня 1957 г. в д. Черни Краснопольского района Могилевской области.

В 1974 г. окончил среднюю школу, в 1977 г. — Рыльское авиационное техническое училище гражданской авиации.

По окончании в 2001 г. Тамбовского духовного училища поступил в Тамбовскую духовную семинарию, которую окончил в 2006 г.

17 декабря 2000 г. был рукоположен в сан диакона, 14 ноября 2001 г. — в сан пресвитера. Хиротонии возглавил архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан).

С 17 декабря 2000 г. по 10 июля 2001 г. — штатный клирик Спасо-Преображенского собора г. Тамбова.

11 июля 2001 г. — 31 декабря 2001 г. — штатный клирик Покровского собора города Тамбова.

С 1 января 2002 г. по 29 июня 2005 г. исполнял послушание настоятеля Александро-Невского храма города Жердевка.

С 30 июля 2005 г. по 25.11.2013 г. — настоятель Космодамиановского храма села Козьмодемьяновка.

С 25 ноября 2013 г. по 8 апреля 2014 г. исполнял послушание настоятеля Александро-Невского храма рабочего поселка Мучкапский Тамбовской области.

С 8 апреля 2014 г. по 1 января 2021 г. нес послушание настоятеля Михаило-Архангельского храма села 2-е Пересыпкино Гавриловского района.

С 2 января 2021 г. по 10 октября 2021 г. — настоятель храма в честь Знаменской иконы Божией Матери села Осино-Гай Гавриловского района.

11 октября 2021 г. назначен настоятелем Космодамиановского храма села Козьмодемьяновка.

В 2009 г. удостоен правом ношения камилавки, в 2011 г. — наперстного креста, в 2020 г. — правом ношения палицы.

Удивительные дела творятся в Московской епархии

О митрополите Ювеналии

Читайте также:
Николай Агафонов: биография протоиерея, книги и рассказы, труды

Удивительные дела творятся в Московской епархии, возглавляемой митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым), которому в этом году исполняется 84 года. Лютует митрополит Ювеналий еще больше, чем в начале своего служения на Крутицкой кафедре и даже больше, чем во времена Алексия II. Запрещает священников по любому поводу, достаточно рапорта благочинного, что – то не поделившего со своим настоятелем или клириком – и приговор выносится немедленно.

На сегодняшний день в Московской епархии 165 запрещенных в служении священников при общем количестве клириков 1554, то есть больше, чем каждый десятый священник! Заштатных также немало – 113 клириков из которых только 17 по достижению 75-летнего возраста, при этом в Московской городской епархии при 1685 клириках количество запрещенных священников составляет настолько ничтожный процент, что и говорить об этом не стоит.

В чем же дело, может быть в Московской (областной) епархии собирается такой клир, что только постоянные репрессии могут удержать в повиновении вверенных митрополиту Ювеналию, руководящему своей епархией из Домодедовской больницы, священников, постоянно нарушающих свою присягу и апостольские правила? Однако в постоянных переводах, запретах, прошениях за штат прослеживается главная тенденция митрополита Ювеналия, надо полагать, прямо распространяемая им своим благочинным – это замена маститых, уважаемых пастырей – настоятелей храмов молодыми выпускниками Коломенской семинарии и переведенными из других епархий.

Чем же не угодили митрополиту Ювеналию те священники, которые организуют приходскую жизнь, ведут постоянную православную миссию? Тем, что они являются поборниками православия, недопуская модернистских тенденций, прямо связанных с католической и экуменической позицией самого митрополита Ювеналия, в Церковь. Молодые птенцы гнезда епископа Зарайского Константина или ПСТГУ В.Воробьева, насквозь пронизанные учением Оригена и необходимостью внедрения модернизма в РПЦ, готовы не просто исполнять любую прихоть благочинного и правящего архиерея, но зачастую идут дальше, прямо уклоняясь в католическую ересь.

Что же остается запрещенным и заштатным священникам, многие из которых имеют большие семьи? Уклоняться в свой личный раскол – уходить в другие церкви, включая ПЦУ, пополнять ряды старообрядцев или даже трансформироваться в секту. Так, бездумно заменяя опытных пастырей, много потрудившихся на ниве православной веры, на безбородых юнцов, наносится колоссальный урон Церкви, когда духовные чада запрещенного/заштатного/пониженного в должности, переведенного в отдаленное место священника, расходятся кто куда, но большинство просто покидает Церковь, кляня ее священноначалие и совращая других больше никогда не посещать Дом Божий.

Именно поэтому год от года уменьшается количество прихожан, не заказываются требы, не отпеваются покойники и не кладутся венцы на головы венчаемых в браке. Надо срочно менять эту прискорбную ситуацию, иначе оскудеет Церковь без людей, закроются храмы, и мы получим нынешнюю Европу без Иисуса Христа, с закрытыми и разрушаемыми храмами, с убиранием распятий из больниц, школ и государственных учреждений, с запретом ношения нательных крестиков и заменой христианских праздников на светские вечеринки в кругу однополой «семьи».

Читайте также:
Успенский собор во Владимире: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

Главная причина – деньги ИМХО. Богатая епархия, население не бедное ( в большинстве своем). Храмов не так много для такой территории и численности народа. Желающих служить немало. Пять семинарий( в посаде в коломне в угреше, сретенская и перервинская в москве), МДА, два богословских вуза ( пстгу и рос прав университет) православная аспирантура в новоспасском и. тд Знаю что был богословский факультет в одном из коммерческих вузов. Большие ежегодные выпуски.

Представьте масштаб! Переизбыток кадров, в отличии от большинства других епархий. “Пробиться” очень и очень сложно. Ехать в соседние области никто не хочет ( там финансово все намного хуже). Вот и происходит то что происходит, места покупаются и продаются + родственники, дети самих священнослужителей по блату. Отсюда и частые переводы с места на место для освобождения места под того кто занес и частые запрещения (храмов мало, желающих стать у алтаря много). Чего церемониться, когда взамен ушедшего 10 желающих занять его место стоит?

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ, ТАМБОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ, УВАРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

ВТОРОЙ МОНАШЕСКИЙ ПОСТРИГ В УВАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ

13 ноября в Христорождественском кафедральном соборе г. Уварово по окончании вечернего богослужения епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил монашеский постриг выпускника Тамбовской духовной семинарии Николая Григорова. В Уваровской епархии это уже второй монашеский постриг.

При пострижении правящий архиерей нарек монаха именем Кирилл в честь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, великого проповедника Православной веры. Владыка Игнатий напутствовал отца Кирилла в монашеском служении и поздравил с принятием пострига: «Монашеский постриг – это отречение от мира, от его интересов. Если Божия благодать содействует призванному, то он достойно несет обеты, которые дает при пострижении: послушание, воздержание и целомудрие. Монахи являются для мирян примером чистоты, смирения, кротости. И дай Бог, чтобы всегда так было на Русской православной земле, а в нашей епархии это был не последний постриг. Желаю в нынешнее трудное время хранить веру православную, бороться с грехом и помогать ближним».

Новопостриженного монаха Кирилла также поздравили с совершенным Таинством священнослужители Уваровской епархии: иеромонах Питирим (Сухов), иеромонах Тихон (Зубакин), благочинный Уваровского благочиния Священник Андрей Шабанов, священник Иоанн Дудышев, настоятель Александро-Невского храма р.п. Мучкап священник Андрей Саврасов, диакон Сергий Клейменов и прихожане.

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Google
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Печать

Добавить комментарий Отменить ответ

ИКОНА ДНЯ

Православный календарь

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).

Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).

Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).

Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: