Церковь Христа Спасителя в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя — это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма — 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Информация о работе храма

Храм Христа Спасителя открыт с 10.00 до 17.00 (в понедельник с 13.00),
Преображен­ская церковь — с 8.00 до примерно 19.30 (­когда Богослужения совершаются в Храме Христа Спасителя, Преображенская церковь закрыта).

На весь летний период рядовые богослужения совершаются в храме-часовне «Державной» иконы Божией Матери.

Полиелейные богослужения совершаются в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.

В воскресные дни и Великие праздники Божественные литургии совершаются в Храме Христа Спасителя.

Всенощные бдения под воскресенье совершаются в Храме Христа Спасителя.

В будние дни богослужения совершаются в Преображенской церкви.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вынос Ризы Господней для поклонения совершается за Богослужением в последние субботу и воскресенье каждого месяца.

Читайте также:

Храм Христа Спасителя в Москве

Огромный храм на берегу Москва-реки был построен по проекту архитектора Константина Тона в ознаменование победы в войне 1812 года. Возводили собор 44 года и закончили к 1883-му. Через полвека его разрушили…

В 1990-х Храм Христа Спасителя в Москве воссоздали в том же русско-византийском стиле, но уже по проекту Алексея Денисова, Зураба Церетели и Михаила Посохина.

Храм Христа Спасителя – самое большое культовое сооружение в России. Он вмещает до 10 000 человек. Высота одного только купола с крестом 35 метров, а всего храма – 103 метра, что на полтора метра больше, чем Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

В храме три престола: главный, в честь Рождества Христова, и два боковых – во имя Николая Чудотворца и Святого Князя Александра Невского. Настоятелем Храма Христа Спасителя – Кафедрального собора Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Собор привлекает и паломников, и обычных туристов. Расписание богослужений на конкретные дни можно узнать на официальном сайте.

Читайте также:
Сыктывкарская епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15

Координаты: 55.744622, 37.605580

Режим работы: 10:00-17:00 (вт.-вскр.), 13:00-17:00 (пн.)

Официальный сайт: new.xxc.ru

История

Первоначально Храм Христа Спасителя планировали возвести на Воробьевых горах. Автор этого проекта Константин Витберг выиграл конкурс почти у сорока именитых претендентов, среди которых были Джакомо Кваренги и Василий Стасов. Ради создания храма Витберг даже принял православие.

Строительство на Воробьевых горах шло с 1817 по 1825 год. Почему прекратили? Официально — из-за неподходящих ненадежных почв, а также из-за обнаружившихся финансовых и организационных проблем. Если бы эта идея осуществилась, облик столицы сейчас был совсем другим.

Однако в 1839 году, при императоре Николае I, был заложен Храм Христа Спасителя на Волхонке. Архитектором император назначил Константина Тона. Росписи храма выполняли известнейшие художники: Суриков, Крамской, Верещагин.

Разрушили храм в 1939 году ради того, чтобы построить на его месте Дворец Советов. Планам помешала война. А потом от идеи и вовсе отказались. В 1960 году на месте собора появился открытый бассейн “Москва”. Многие жители и те, кто бывал в Москве до начала 1990-х, хорошо его помнят.

Воссозданный Храм Христа Спасителя освятили 19 августа 2000 года.

Сейчас он похож на первоначальный, но не является его точной копией. Собор построен из железобетона и кирпича, отделан мрамором, цоколь и лестницы выполнены из красного гранита. В оригинале отделка была из мрамора, лабрадора и кварцита, храм украшали мозаичные работы.

Что посмотреть

Главные святыни храма: Частица Ризы Иисуса Христа, мощи основателя храма, митрополита Московского Филарета (Дроздова), частицы мощей апостола Андрея Первозванного, святителя Иоанна Златоуста, святого Петра, митрополита Московского, святого Ионы, митрополита Московского, святого благоверного князя Александра Невского, чудотворный образ Владимирской Божией Матери и чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери. Размахом и блеском поражают росписи, они занимают площадь 22 тысячи квадратных метров. Почти половина из них — сусальное золото. Также в храме находятся шесть подлинников художника Верещагина.

Туристов привлекают четыре смотровые площадки на высоте около 40 метров. Они расположены между колокольнями и соединены между собой. Отсюда видна вся столичная красота: Кремль, Поклонная гора, парк имени Горького, мосты через Москва-реку, памятник Петру Первому… Попасть на площадки можно только в составе группы и в сопровождении гида. Экскурсия по Храму Христа Спасителя длится два часа, полчаса из которых отдается под смотровые площадки.

В храме есть музей, рассказывающий об истории его строительства и воссоздания. Он расположен в галерее Преображенской церкви. Там же — Патриарший музей церковного искусства и постоянная выставка, посвященная наградной системе Русской православной церкви.

В храме предлагают тематические экскурсии: «История иконописи», «История Вселенской и Русской Церкви», «История Храма Христа Спасителя», «Притчи и Чудеса Господни”, «Отечественная война 1812 года», «Колокола и Звоны».

Храм Христа Спасителя в разное время года

Для посещения храма время года значения не имеет. Верующие обратят внимание на религиозные праздники: Рождество, Крещение, Пасху.

Архимандрит Амвросий Юрасов

Во время советских гонений на Православную Церковь и упадка в духовной жизни общества поддержать истинную Веру и сохранить её ценности смогли люди, несущие свет Господа в своей душе. Одним из таких подвижников является архимандрит Амвросий Юрасов (в миру Александр Игнатьевич).

Его церковная и общественная деятельность способствует возрождению в России христианской культуры и норм православной морали.

Биография

Личность отца Амвросия Юрасова сформировалась под действием враждебной церкви советской реальности. Несмотря на испытания, он сохранил приверженность православию и популяризировал его среди советских граждан.

Детство

Будущий подвижник Веры родился в 1938 г. в маленьком селе Огни, расположенном в Алтайском крае. Родители Александра, несмотря на жестокие антирелигиозные гонения, были искренне верующими набожными людьми. Его отец погиб на фронте в сентябре 1940 г.

Мать в одиночку воспитывала Сашу, а также его брата и сестру. После окончания 8 классов Александр пошёл работать на шахту, затем была служба в рядах вооружённых сил, где выносливый молодой человек увлекся боксом. После возвращения из армии он вернулся на шахту.

К юноше из религиозной семьи приставили опытных комсомольцев, которые пытались очернить заставить отказаться от своей веры. Но Александр лишь укрепился в своих взглядах и принял решение посвятить свою жизнь служению Господу.

Церковная деятельность

В 1965 г. молодой отправился в Москву для поступления в духовную семинарию. Через 3 года он стал послушником Троице-Сергиевой лавры. В декабре 1968 г. Александр принял монашеский постриг с именем Амвросий. В мае следующего года произошло рукоположение инока в иеромонахи.

Читайте также:
Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

С 1970 по 1975 гг. отец Амвросий проходил обучение в Московской духовной академии, расположенной в подмосковном городе Загорске. По окончании обучения он получил степень кандидата богословия, защитив свою первую научную работу «Баптизм в России: история и разбор вероучения».

В 1976 г. архимандрит Наум благословил своего ученика на переход в Почаевскую лавру. До 1981 г. он являлся игуменом обители. В начале 80-х гг. возникла угроза закрытия монастыря и преследования её братии. По совету отца Наума игумен Амвросий удалился на Кавказ. В течение 2 лет он путешествовал по приходам Кавказа и Центральной Азии.

В 1983 г. отец Амвросий Юрасов был принят главой Ивановской и Кинешемской епархии Амвросием Щуровым. Первым его приходом стало маленькое село Жарки. Несмотря на то, что приход состоял всего из 5 дворов, паства подвижника состояла из множества прихожан, которые приезжали из окрестных селений и столицы.

Верующие люди, приезжающие к проповеднику из Москвы, получили у него благословение на создание православного общества «Радонеж». Позднее на его основе образовались следующие структуры:

  • радиостанция;
  • газета;
  • телевизионный канал;
  • православная классическая гимназия;
  • официальный интернет ресурс.

Через два года иеромонаха перевели в приходскую церковь Рождества Христова, расположенную на окраине села Палех. В это время в древнем селении начал возрождаться иконописный промысел.

В декабре 1986 г. Амвросий получил сан архимандрита и должность настоятеля ивановского Преображенского храма.

Основание женского Введенского монастыря

В центре Иванова в начале XX в. силами горожан был возведён большой собор, освящённый в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В 30-е гг. церковь закрыли, а здание передали в распоряжение городского архива.

В конце 80-х гг. отец Амвросий собрал вокруг себя 20 активистов, организовавших религиозную общину. Её члены стремились к возвращению главного городского собора в распоряжение верующих людей. Но мирные бюрократические меры не способствовали разрешению этого вопроса.

Тогда в конце 1989 г. четыре женщины поставили у крыльца храма палатку и объявили голодовку. Действия своих духовных дочерей поддержал отец Амвросий и глава Ивановской кафедры.

Несмотря на противодействие властей и пропаганду, развернувшуюся в средствах массовой информации против батюшки и верующих людей, здание храма передали религиозной общине.

Настоятелем Введенского храма назначили архимандрита Амвросия. На основе общины, выступающей за возвращение святыни в лоно Русской Православной Церкви, в 1991 г. с благословения Патриарха Алексия II был организован Введенский женский монастырь.

К концу 90-х гг. его территория была благоустроена, сформировался красивый архитектурный ансамбль, состоящий из здания храма, колокольни, келейных корпусов и хозяйственных построек. Руководил этой деятельностью основатель монастыря архимандрит Амвросий. С 2006 г. он выполняет роль монастырского духовника.

Общественная деятельность

Помимо духовной деятельности отец Амвросий занимается активным социальным служением. В ней можно выделить следующие направления:

  1. Участие в работе отделов православного общества «Радонеж». Батюшка принимает участие в эфире телевизионных передач и радио эфирах. Также проповедник участвует в конференциях и встречах, организуемых представителями «Радонеж».
  2. Сёстры Введенского монастыря и их духовник посещают заключённых, содержащихся в колониях и изоляторах Ивановской области. При содействии архимандрита возводятся тюремные храмы и организуются молельные комнаты. Помощь и поддержку люди получают и после освобождения из заключения.
  3. При Введенском приходе организована работа по помощи людям, потерявшим жильё, оставшимся без попечения родителей и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
  4. Архимандрит Амвросий возглавляет комиссию по канонизации при Ивановской епархии.

Писательская деятельность

Первые литературные произведения были созданы Амвросием Юрасовым в конце 70-х гг. прошлого столетия. Первая книга «Яко с нами Бог» была издана в 1976 г. в Бельгии.

К настоящему времени священник написал 10 религиозных произведений, в которых в доступной и простой манере рассказывает об основах христианской религии, православных традициях и нравственных проблемах, стоящих перед современным человеком.

Где находится старец Амвросий

Архимандрит Амвросий Юрасов пребывает в Введенском монастыре г. Иваново. На проповедь и беседу к подвижнику приезжают люди изо всех уголков России и других православных стран. Некоторые почитают его как прозорливого старца. Смиренный слуга Господа это отрицает, призывая приезжать к нему за советом и добрым словом, а не ждать чудес. Несмотря на занятость и преклонный возраст, батюшка старается принять всех людей, приезжающих к нему.

Архимандрит Амвросий Юрасов — один из современных подвижников православной Веры, способствующий её возрождению в сердцах русских людей. Его деятельность открыла дорогу к храму и к Господу, для многих советских и российских граждан, ищущих духовную опору в нестабильной современной жизни.

Читайте также:
Церковь Живоначальной Троицы в Останкино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

АМВРОСИЙ (ЮРАСОВ)

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Амвросий (Юрасов) (1938 – 2020), архимандрит, основатель и духовник Ивановского Введенского женского монастыря, настоятель Ивановского Вознесенского храма, начальник тюремной миссии и председатель комиссии по канонизации святых Иваново-Вознесенской епархии, духовник Православного общества и радиостанции “Радонеж”, президент Межрегионального Общественного Фонда содействия духовному и нравственному просвещению “Вознесение”

В миру Юрасов Александр Игнатьевич [1], родился 8 сентября 1938 года в селе Огни Алтайского края в многодетной крестьянской семье. Его родители были людьми верующими. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны в сентябре 1941 года. Мама прожила долгую жизнь, перед смертью приняла великую схиму с наречением имени Евстолия, скончалась 23 апреля 1980 года, постриг совершил её сын – отец Амвросий (Юрасов). У него также были сестра и брат [2].

Александр Игнатьевич работал на шахте, потом – армия, спорт, усиленные занятия боксом. Как ни странно, именно атеисты, которые были прикреплены к верующему юноше, натолкнули на мысль о поступлении в семинарию.

8 октября 1968 года был зачислен послушником Троицы-Сергиевой лавры.

6 декабря 1968 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Амвросия Медиоланского в Троице-Сергиевой лавре.

19 декабря 1968 года был рукоположен в сан иеродиакона в Троице-Сергиевой лавре.

21 мая 1969 года был рукоположен в сан иеромонаха в Троице-Сергиевой лавре.

В 1970 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Баптизм в России: история и разбор вероучения».

В 1976 году был переведён в Почаевскую лавру.

Возведён в сан игумена в Почаевской лавре.

Пять лет был в числе Почаевской братии, когда власти стали грозиться закрыть лавру, а братию выселить, по благословению духовника ушёл на время в Кавказские горы.

В августе 1983 года был принят в Ивановскую епархию. Первый приход – село Жарки, маленькое отдаленное село – всего пять домиков, но именно там и зародился «Радонеж» – духовные чада из Москвы проводили в Жарках немало времени, они были полны сил и желания послужить Господу и получили благословение на создание в Москве радиостанции и православной гимназии.

Потом было село Красное, близ Палеха, духовное окормление палехских иконописцев; затем – служение в сане архимандрита в Преображенском кафедральном соборе в городе Иваново.

Архимандрит Амвросий Юрасов

В центре города Иваново стояла Введенская церковь долгие годы использовавшаяся в качестве государственного архива. Верующие с болью смотрели на это, но сделать ничего не могли. Архимандрит Амвросий взял благословение у владыки попытаться вернуть храм. Долгие хождения по инстанциям, письма, обращения, – ничего не помогало. Тогда было принято решение о голодовке: 16 дней 4 женщины – члены православной общины Введенской церкви не принимали пищи. Голодовка в Иваново привлекла внимание всего мира, это было незнакомое явление для России; в те годы только таким исключительным способом можно было вернуть храм.

Был назначен настоятелем отвоёванной Введенской церкви. Не более года возвращённая церковь была приходской, собралась небольшая община из числа духовных чад архимандрита Амвросия, она и положила начало женской обители. 27 марта 1991 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II был подписан указ об основании Свято-Введенского женского монастыря города Иваново.

С 1991 по 2006 год являлся руководителем и строителем монастыря, фактическим его настоятелем, а в 2006 году был официально назначен духовником монастыря [3].

Был избран президентом Межрегионального Общественного Фонда содействия духовному и нравственному просвещению “Вознесение” [4].

В начале 2006 года был назначен настоятелем строящегося Вознесенского храма на площади у железнодорожного вокзала города Иваново [5]. При этом продолжил служение в качестве начальника епархиальной тюремной миссии, председателя епархиальной комиссии по канонизации святых, духовника Православного общества и радиостанции “Радонеж”.

С 2011 года являлся членом Союза писателей.

Скончался 7 мая 2020 года [6]. В течение нескольких дней архимандрит Амвросий находился в городской больнице № 4 с двусторонней пневмонией и подозрением на заражение коронавирусом. Утром 7 мая отец Амвросий причастился. Затем он был переведен в реанимационное отделение, где через два часа скончался.

Награды

  • медаль свт. Василия Кинешемского (2006, за труды по канонизации Ивановских святых)
  • орден прп. Серафима Саровского II ст. (2018, “Во внимание к усердным многолетним трудам на благо Святой Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения”) [7]

Сочинения

Ивановский Введенский монастырь выпустил 10 книг архимандрита Амвросия:

  1. Яко с нами Бог
  2. Православие и Протестантизм
  3. Исповедь: В помощь кающимся
  4. Слово утешения
  5. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
  6. Во дни поста
  7. О вере и спасении. Вопросы и ответы
  8. Призвание
  9. Монастырь
  10. Господи, благослови

В книгах о. Амвросия встречаются странные мнения. Так, например, ратуя за необходимость мужчинам носить бороду, он пишет: “Есть такое дерево – лиственница, у нее вместо листьев иголочки. Такие же иголочки есть и у елей, сосен. Через них на землю сходит энергия. И у мужчин борода нужна для стока энергии. ” [8].

Использованные материалы

  • Информация сайта Свято-Введенского монастыря:
    • http://diakonissa.ru/content/view/72/91/
  • Анонс: 8 сентября – 75 архимандриту Амвросию (Юрасову), сайт Свято-Введенского монастыря:
    • http://diakonissa.blogspot.ru/2013/09/8-75.html

[3] Протокол заседания Епархиального совета от 10 февраля 2006 года – http://ivepar.ru/documents/protocol/1426022008/

[4] Архимандрит Амвросий (Юрасов) назначен настоятелем строящегося в Иванове собора Вознесения Господня, а также продолжит духовное окормление Свято-Введенского женского монастыря – http://radonezh.ru/news/3431.html

[7] “Патриаршая награда”, страница официального сайта Введенского женского монастыря г. Иваново (20 июня 2018), http://diakonissa.blogspot.com/2018/06/blog-post_20.html .

[8] О вере и спасении. Вопросы и ответы, с. 208.

Отошел ко Господу архимандрит Амвросий (Юрасов)

Биография

Личность отца Амвросия Юрасова сформировалась под действием враждебной церкви советской реальности. Несмотря на испытания, он сохранил приверженность православию и популяризировал его среди советских граждан.


Архимандрит Амвросий Юрасов

Детство

Будущий подвижник Веры родился в 1938 г. в маленьком селе Огни, расположенном в Алтайском крае. Родители Александра, несмотря на жестокие антирелигиозные гонения, были искренне верующими набожными людьми. Его отец погиб на фронте в сентябре 1940 г.

Мать в одиночку воспитывала Сашу, а также его брата и сестру. После окончания 8 классов Александр пошёл работать на шахту, затем была служба в рядах вооружённых сил, где выносливый молодой человек увлекся боксом. После возвращения из армии он вернулся на шахту.

К юноше из религиозной семьи приставили опытных комсомольцев, которые пытались очернить заставить отказаться от своей веры. Но Александр лишь укрепился в своих взглядах и принял решение посвятить свою жизнь служению Господу.

Церковная деятельность

В 1965 г. молодой отправился в Москву для поступления в духовную семинарию. Через 3 года он стал послушником Троице-Сергиевой лавры. В декабре 1968 г. Александр принял монашеский постриг с именем Амвросий. В мае следующего года произошло рукоположение инока в иеромонахи.

С 1970 по 1975 гг. отец Амвросий проходил обучение в Московской духовной академии, расположенной в подмосковном городе Загорске. По окончании обучения он получил степень кандидата богословия, защитив свою первую научную работу «Баптизм в России: история и разбор вероучения».

В 1976 г. архимандрит Наум благословил своего ученика на переход в Почаевскую лавру. До 1981 г. он являлся игуменом обители. В начале 80-х гг. возникла угроза закрытия монастыря и преследования её братии. По совету отца Наума игумен Амвросий удалился на Кавказ. В течение 2 лет он путешествовал по приходам Кавказа и Центральной Азии.

В 1983 г. отец Амвросий Юрасов был принят главой Ивановской и Кинешемской епархии Амвросием Щуровым. Первым его приходом стало маленькое село Жарки. Несмотря на то, что приход состоял всего из 5 дворов, паства подвижника состояла из множества прихожан, которые приезжали из окрестных селений и столицы.


Архимандрит Амвросий учавствует в радиобеседах «Радонежа»

Верующие люди, приезжающие к проповеднику из Москвы, получили у него благословение на создание православного общества «Радонеж». Позднее на его основе образовались следующие структуры:

  • радиостанция;
  • газета;
  • телевизионный канал;
  • православная классическая гимназия;
  • официальный интернет ресурс.

Через два года иеромонаха перевели в приходскую церковь Рождества Христова, расположенную на окраине села Палех. В это время в древнем селении начал возрождаться иконописный промысел.

В декабре 1986 г. Амвросий получил сан архимандрита и должность настоятеля ивановского Преображенского храма.

Основание женского Введенского монастыря

В центре Иванова в начале XX в. силами горожан был возведён большой собор, освящённый в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В 30-е гг. церковь закрыли, а здание передали в распоряжение городского архива.

В конце 80-х гг. отец Амвросий собрал вокруг себя 20 активистов, организовавших религиозную общину. Её члены стремились к возвращению главного городского собора в распоряжение верующих людей. Но мирные бюрократические меры не способствовали разрешению этого вопроса.

Тогда в конце 1989 г. четыре женщины поставили у крыльца храма палатку и объявили голодовку. Действия своих духовных дочерей поддержал отец Амвросий и глава Ивановской кафедры.

Несмотря на противодействие властей и пропаганду, развернувшуюся в средствах массовой информации против батюшки и верующих людей, здание храма передали религиозной общине.


Отец Амвросий на богослужении в Введенском монастыре

Настоятелем Введенского храма назначили архимандрита Амвросия. На основе общины, выступающей за возвращение святыни в лоно Русской Православной Церкви, в 1991 г. с благословения Патриарха Алексия II был организован Введенский женский монастырь.

К концу 90-х гг. его территория была благоустроена, сформировался красивый архитектурный ансамбль, состоящий из здания храма, колокольни, келейных корпусов и хозяйственных построек. Руководил этой деятельностью основатель монастыря архимандрит Амвросий. С 2006 г. он выполняет роль монастырского духовника.

Значение имени Амвросий

В это трудно поверить, но пик популярности имени Амвросий в России за последние сто лет приходится на 1998 год. Нет, это вовсе не значит, что шестнадцать лет назад каждого второго новорожденного мальчика называли Амвросием. Скорее пропорция была обратной: как минимум двум мальчикам из десяти тысяч новорожденных родители давали имя Амвросий. Ранее не удавалось зафиксировать даже такого числа. Вообще, имя Амвросий в нашей стране никогда не входило даже в тридцатку популярных мужских имен. Другое дело европейские страны. Практически в любом из европейских языков мы его обнаруживаем. У англичан оно звучит как Эмброуз, у немцев — Амбросиус, у испанцев — Амбросио, у итальянцев — Амброджо, а в уменьшительной форме и вовсе Джотто, у венгров — Амбруш, у поляков — Амброджий. В Европе это имя имеет еще и женский вариант: Амбруазин — у французов и Амброси — у испанцев. Краткое обращение Эм — это уменьшительная форма английского варианта Эмброузин. в России же имя Амвросий прочно стоит особняком в ряду мужских и сугубо церковных имен, распространенных среди священства. Это имя чаще принимали монахи при пострижении и редко его давали детям по святцам.

Впрочем, статистические данные указывают, что и вы тридцатые годы XX века, и в военные сороковые, и в шестидесятые, то и дело в нашей стране появлялись мальчики, в метриках которых значилось: Амвросий.

Имя Амвросий имеет греческое происхождение. Созвучие имени с «пищей богов» у древних греков здесь вовсе не случайно. И амброзия (амбросия) «ἀμβροσία», дарящая вечную молодость богам-олимпийцам, и Амвросий «Ἀμβρόσιος» — слова однокоренные, различающиеся в лингвистическом отношении лишь по роду. «Ἀμβρόσιος» значит «бессмертный, неумирающий».

Безусловно, самым известным святым с именем Амвросий является епископ Амвросий Медиоланский. Церковь вспоминает его 20 декабря. Другим святым, носившем имя Амвросий был преподобный Амвросий Оптинский, перенесение честных мощей которого церковь празднует 10 июля.

Общественная деятельность

Помимо духовной деятельности отец Амвросий занимается активным социальным служением. В ней можно выделить следующие направления:

  1. Участие в работе отделов православного общества «Радонеж». Батюшка принимает участие в эфире телевизионных передач и радио эфирах. Также проповедник участвует в конференциях и встречах, организуемых представителями «Радонеж».
  2. Сёстры Введенского монастыря и их духовник посещают заключённых, содержащихся в колониях и изоляторах Ивановской области. При содействии архимандрита возводятся тюремные храмы и организуются молельные комнаты. Помощь и поддержку люди получают и после освобождения из заключения.
  3. При Введенском приходе организована работа по помощи людям, потерявшим жильё, оставшимся без попечения родителей и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
  4. Архимандрит Амвросий возглавляет комиссию по канонизации при Ивановской епархии.

Советы игуменьям и духовникам

– Батюшка, Вы исповедуете 44 года — какие вы можете дать советы игуменьям, которых только что поставили управлять монастырями и духовникам, которых поставили окормлять женские монастыри?

– Для игуменьи что самое главное? Она не должна себя считать госпожой, будто она получила какую-то особенную власть. Власть вся — в руках Божьих. И чем больше человек получает власть духовную, тем более он должен быть смиренным и считать себя хуже всех.

Вспоминаю матушку Варвару, игуменью Пюхтицкого монастыря. Я однажды наблюдал, как она обращается со всеми. Сестры подходят к ней — она спокойно разговаривает с ними, дает им послушания. Приезжают паломники, подходят к ней и просят благословить или что-то привезли ей в подарок — она поговорит с ними, утешит. Спокойно, ровно говорила со всеми. Своей духовной жизнью она передавала этот дух всем — и сестрам своим, и паломникам. Слава Богу, она прожила 81 год.

Духовник, если он сам уже прошел монастырскую жизнь, на исповеди пусть выслушает все, всю ту боль, которую сестра говорит. Если помыслы просто поведала или какие-то совершила делом, то не надо тот час взыскивать: «Как ты это смела? Это нельзя делать!» Надо с любовью принять и простить. Если она попросит дать наставление — значит, надо дать и подсказать, как оправиться от греха. Если она часто впадает в осуждение, то надо сказать ей, что по кельям не надо ходить, потому что будет от этого пустословие, а следом обязательно придет осуждение. Если она пришла к сестре помолиться, или поговорить, утешиться — это разрешается. А без дела ходить из кельи в келью — не нужно.

Начало духовной жизни, сказано святыми отцами, – если человек увидит в своей душе бездну грехов. Видеть себя самым грешным человеком и считать себя хуже всякой твари — это нормальное состояние. Когда в тщеславии человек, в гордыне находится — это опасный путь. На себя не нужно надеяться, а только на Бога.

– Говорят, что при духовнике и игуменье может быть ошибочное двоевластие в монастыре. Какими должны быть правильные взаимоотношения?

– Если монастырь духовник создал и он собрал всех сестер, сам монастырь построил, то, конечно, матушка должна подчиняться духовнику и без его ведома не должна ничего делать. Тогда будет все нормально. А если она власть «перехватит» от батюшки и решит, что она одна в монастыре хозяйка, то уже все, беда. Надо сохранять это послушание до самой смерти.

– А если духовник не основатель, а просто назначен?

– Если назначен, то серьезные вопросы нужно решать вместе. Но бывает и так, что игуменья одна, а батюшек могут посылать несколько.

Я знаю, в одном монастыре молодые батюшки приходят в костюмчике, переоделись в рясу, вышли, матушек поисповедовали на службе, народ поисповедовали, служба кончилась — сняли рясу, надели костюмы и пошли. Поэтому, конечно, должно быть рассуждение.

Взаимопонимание духовника и игуменьи необходимо, чтобы не было конфликта среди сестер в монастыре.

– Гораздо легче собрать монастырь, чем удержать его потом. Есть такие монастыри, из которых бегут, а есть такие, в которые стремятся прийти. Почему?

– Если в монастыре создать солдафонскую жизнь и жить «по букве», то люди не смогут удержаться там. Приходит послушница из мира — она не должна сразу попадать под требования, которые были для древнего монашества, потому что она их сразу не потянет.

Как говорят некоторые буквоеды: пришла послушница — должна только в келье сидеть и только на службу ходить, послушание вести, ни с кем не беседовать, не общаться. Такого не может быть, потому что пришла — послушница, и она должна познакомиться со всеми — это ее сестры. Сестры общаются, узнают друг друга — они становятся родными.

Весь монастырь — это родные по духу сестры, это родная семья. Если вдруг пришлось уехать, то эта послушница уже страдает, хочет вернуться назад — скучает по монастырю.

– Батюшка, одни говорят, что в женском монастыре духовниками должны быть из «белого» духовенства – женатые священники, а другие говорят, что – нет, должны быть монахи духовниками, поскольку монах монаха лучше поймет. И на Священном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. решили: «В женских монастырях для мантейных монахинь духовник назначается из монашествующих…»

– К нам пришли некоторые послушницы из других монастырей. Одна, из монастыря, где батюшка из белого духовенства, рассказала, что поделилась однажды с ним переживаниями: «Батюшка, у меня пришли помыслы нечистые, грязные». Он, вместо того чтобы успокоить ее, начал: «А зачем ты пришла в монастырь? Иди в мир, найди мужчину и будь спокойна».

И другая тоже рассказывала — каялась в помыслах блудных, а священник не понимает, не может понять, говорит ей: «Вот интересно, я с матушкой прожил 30 лет — помыслов таких нет. А они в монастыре живут, и какие-то помыслы приходят блудные».

Конечно, за неимением духовника, в крайних случаях, можно и мирского священника пригласить в духовники, если больше некого, но если есть духовник-монах и это устраивает монастырь — пусть он живет в монастыре.

Во всем нужно иметь рассуждения. Буквоедство — это плохо. Недаром святые отцы говорят: «Лучше согрешить в милости, нежели в строгости». Это тоже надо знать.

– Должен ли духовник пересказывать игуменье, как живут ее сестры — их грехи?

– Взять любого духовника, который живет в монастыре, — тайну исповеди он должен сохранять. Грехи сестер игуменье открывать не надо.

– Как быть с исповедью помыслов, если духовник бывает в обители редко или его нет совсем?

– Если сестре пришли помыслы и нет духовника, она может сказать матушке, но матушка должна это принять как откровение помыслов.

А то бывает так — игуменье открыли помысел, к примеру: «Вот матушка, на тебя помыслы пришли, что ты очень гордая и очень дерзкая». Она это приняла, а через несколько дней отсылает эту сестру на подворье. Это болезнь души игуменьи.

Наоборот, надо за откровение человека больше полюбить. Помыслы ведь от врага! Так можно всех разогнать. Наоборот, надо покрыть ее любовью, дать шоколадку, или варенья, меду, хорошенько утешить человека.

– Что если игуменья показывает перед сестрами свое неуважение к духовнику.

– Надо ей покаяться в этом, чтобы не брала много власти на себя.

Писательская деятельность

Первые литературные произведения были созданы Амвросием Юрасовым в конце 70-х гг. прошлого столетия. Первая книга «Яко с нами Бог» была издана в 1976 г. в Бельгии.


Книга А. Юрасова «Яко с нами Бог»

К настоящему времени священник написал 10 религиозных произведений, в которых в доступной и простой манере рассказывает об основах христианской религии, православных традициях и нравственных проблемах, стоящих перед современным человеком.

Архимандрит Амвросий (Юрасов). Биография и общественная деятельность

В городе Иваново, в самом его центре, стоит большая старинная церковь из красного кирпича, окруженная множественными затейливыми постройками. Сегодня там находится женский Введенский монастырь, а когда-то, в годы советской власти, сей чудный храм был приспособлен под Государственный архив.

По тем временам казалось немыслимым делом — вернуть собор под крыло Русской православной церкви. Верующие люди писали в разные инстанции — все было бесполезно. Чудо свершилось, когда за дело взялся архимандрит Амвросий (Юрасов).

История обретения Введенского храма — это одна из ярких и одновременно трагических страниц в непростой жизни священника, и в нашей статье мы осветим подробнее это событие. А еще расскажем о биографии отца Амвросия, о его неутомимой проповеднической и просветительской деятельности во имя прославления и торжества Веры православной.

Амвросий (Юрасов): биография

Родился будущий батюшка в Алтайском крае, в с. Огни в 1938 г. в небогатой многодетной крестьянской семье. Родители были людьми очень верующими, они смогли с малых лет привить сыну горячую любовь к Богу. Отец мальчика погиб на войне в 1941 г., а матушке Господь даровал жизнь долгую. Незадолго до своей смерти она приняла Великую схиму. Батюшка Амвросий с детства знал голод, видел гонения на православие. Став старше, он поступил рабочим на шахту, потом была служба в армии, занятия спортом.

Юношу окружали атеисты. Казалось бы, в такой среде трудно было сохранить веру, тем не менее молодой человек поступил в Московскую духовную семинарию и благополучно окончил ее, получив степень кандидата богословия. С 1965 г. по 1975 г. батюшка служит в Троице-Сергиевой Лавре, где впоследствии принимает монашеский постриг и рукополагается в иеромонахи.

В 1976 г. о. Амвросий был переведен в Почаевскую лавру и возведен в сан игумена. Там он пробыл 5 лет и все эти годы занимался тихим смиренным служением Богу: исповедовал монастырскую братию, проповедовал и проводил экскурсии для посетителей. Но времена настали тяжелые: власти грозились закрыть Лавру, а монахов выселить. По благословению своего духовника игумен Амвросий (Юрасов) скрывается от гонений в Кавказских горах, где несет молитвенный и отшельнический образ жизни.

Биография

Личность отца Амвросия Юрасова сформировалась под действием враждебной церкви советской реальности. Несмотря на испытания, он сохранил приверженность православию и популяризировал его среди советских граждан.


Архимандрит Амвросий Юрасов

Детство

Будущий подвижник Веры родился в 1938 г. в маленьком селе Огни, расположенном в Алтайском крае. Родители Александра, несмотря на жестокие антирелигиозные гонения, были искренне верующими набожными людьми. Его отец погиб на фронте в сентябре 1940 г.

Мать в одиночку воспитывала Сашу, а также его брата и сестру. После окончания 8 классов Александр пошёл работать на шахту, затем была служба в рядах вооружённых сил, где выносливый молодой человек увлекся боксом. После возвращения из армии он вернулся на шахту.

К юноше из религиозной семьи приставили опытных комсомольцев, которые пытались очернить заставить отказаться от своей веры. Но Александр лишь укрепился в своих взглядах и принял решение посвятить свою жизнь служению Господу.

Церковная деятельность

В 1965 г. молодой отправился в Москву для поступления в духовную семинарию. Через 3 года он стал послушником Троице-Сергиевой лавры. В декабре 1968 г. Александр принял монашеский постриг с именем Амвросий. В мае следующего года произошло рукоположение инока в иеромонахи.

С 1970 по 1975 гг. отец Амвросий проходил обучение в Московской духовной академии, расположенной в подмосковном городе Загорске. По окончании обучения он получил степень кандидата богословия, защитив свою первую научную работу «Баптизм в России: история и разбор вероучения».

В 1976 г. архимандрит Наум благословил своего ученика на переход в Почаевскую лавру. До 1981 г. он являлся игуменом обители. В начале 80-х гг. возникла угроза закрытия монастыря и преследования её братии. По совету отца Наума игумен Амвросий удалился на Кавказ. В течение 2 лет он путешествовал по приходам Кавказа и Центральной Азии.

В 1983 г. отец Амвросий Юрасов был принят главой Ивановской и Кинешемской епархии Амвросием Щуровым. Первым его приходом стало маленькое село Жарки. Несмотря на то, что приход состоял всего из 5 дворов, паства подвижника состояла из множества прихожан, которые приезжали из окрестных селений и столицы.


Архимандрит Амвросий учавствует в радиобеседах «Радонежа»

Верующие люди, приезжающие к проповеднику из Москвы, получили у него благословение на создание православного общества «Радонеж». Позднее на его основе образовались следующие структуры:

  • радиостанция;
  • газета;
  • телевизионный канал;
  • православная классическая гимназия;
  • официальный интернет ресурс.

Через два года иеромонаха перевели в приходскую церковь Рождества Христова, расположенную на окраине села Палех. В это время в древнем селении начал возрождаться иконописный промысел.

В декабре 1986 г. Амвросий получил сан архимандрита и должность настоятеля ивановского Преображенского храма.

Основание женского Введенского монастыря

В центре Иванова в начале XX в. силами горожан был возведён большой собор, освящённый в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В 30-е гг. церковь закрыли, а здание передали в распоряжение городского архива.

В конце 80-х гг. отец Амвросий собрал вокруг себя 20 активистов, организовавших религиозную общину. Её члены стремились к возвращению главного городского собора в распоряжение верующих людей. Но мирные бюрократические меры не способствовали разрешению этого вопроса.

Тогда в конце 1989 г. четыре женщины поставили у крыльца храма палатку и объявили голодовку. Действия своих духовных дочерей поддержал отец Амвросий и глава Ивановской кафедры.

Несмотря на противодействие властей и пропаганду, развернувшуюся в средствах массовой информации против батюшки и верующих людей, здание храма передали религиозной общине.


Отец Амвросий на богослужении в Введенском монастыре

Настоятелем Введенского храма назначили архимандрита Амвросия. На основе общины, выступающей за возвращение святыни в лоно Русской Православной Церкви, в 1991 г. с благословения Патриарха Алексия II был организован Введенский женский монастырь.

К концу 90-х гг. его территория была благоустроена, сформировался красивый архитектурный ансамбль, состоящий из здания храма, колокольни, келейных корпусов и хозяйственных построек. Руководил этой деятельностью основатель монастыря архимандрит Амвросий. С 2006 г. он выполняет роль монастырского духовника.

Основание Свято-Введенского женского монастыря в Иваново

В 1983 году отец Амвросий был зачислен в Ивановскую епархию. Первым его приходом стало отдаленное от центра село Жарки, где было всего-то пять домов, потом батюшка нес службу в селе Красное близ знаменитого Палеха. И вот настало время, когда его возвели в почетный сан архимандрита и приписали к новому месту служения: Преображенскому кафедральному собору в г. Иваново.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) быстро завоевал любовь у прихожан, которых даже в областном центре было в общем-то немного, ведь в стране царило безбожие. Но все-таки вокруг батюшки сплотился круг истинно верующих людей. Вместе они решили отвоевать у безбожников «Красную церковь» (народное название Свято-Введенского собора).

Вначале батюшка и его прихожане взялись за дело мирно: писали, ходили с просьбами к представителям властей, но вскоре поняли, что все это бесполезно. Другой бы на месте о. Амвросия отступился, отчаялся, но он решил идти до конца.

Однажды утром удивленные жители Иванова увидели возле «Красной церкви» палатку и четверых сидящих рядом женщин в монашеском одеянии. Это были духовные чада батюшки Амвросия, которых он благословил на голодовку в знак протеста против произвола властей. Для того времени это был беспрецедентный шаг! Весь город гудел, газеты и радио обливали отца Амвросия грязью, храм был оцеплен милицейскими кордонами. Со всех концов города к церкви стекался народ, чтобы посмотреть на мужественных женщин. Акция протеста продолжалась долгих 16 дней и привлекла внимание мирового сообщества.

В конце концов Красная церковь была возвращена Ивановской епархии, а архимандрит Амвросий (Юрасов) стал настоятелем нового церковного прихода. 27 марта 1991 года, по благословению патриарха Алексия здесь был основан Свято-Введенский женский монастырь. Отец Амвросий стал его духовным руководителем и наставником. Со временем обитель разрослась, число сестер выросло до полутора сотен. Батюшка Амвросий и по сей день руководит этим монастырем.

«На исповедь к архм.Амвросию»

Дорогие друзья! Приглашаем вас в Иваново в Введенский монастырь на исповедь а архимандриту Амвросию(Юрасову). Обитель сия основана в 1991 году архимандритом Амвросием (Юрасовым). Церковь в честь Введения Богородицы, составляющая основную часть монастыря — памятник архитектуры начала XX века. Построена на средства городского головы Иваново-Вознесенска П.Н. Дербенева и его братьев по проекту архитектора П.Бегена. В этом храме в 1918 году служил Патриарх Тихон. Долгие годы в храме располагался архив КГБ. Внутри все было переделано — в Никольском приделе устроен туалет, возведены перекрытия, сняты кресты. 16 дней голодали 4 женщины — чада архимандрита Амвросия Юрасова, члены православной монашеской общины. Благодаря им храм был передан Русской Православной Церкви. 27 марта 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ об учреждении Свято-Введенского женского монастыря. Основатель и духовник монастыря: архимандрит Амвросий (Юрасов). Настоятельница: игумения Мария (Перепеча) В Введенском храме монастыря покоятся мощи новомучеников Российских — свщм.Владимира (Введенского) и блж. Алексия (Елнатского), частицы 168 древних святых, ряса св.прав. Иоанна Кронштадтского. Монастырь отличается активной социальной и миссионерской деятельностью. Архимандрит Амвросий (Юрасов) — духовник православной радиостанции «Радонеж». Сестры монастыря участвуют в работе Епархиальной Тюремной миссии — посещают колонии. Трудятся в епархиальной комиссии по канонизации святых. В монастыре работает Православный Телефон доверия. Монахини поддерживают инвалидов, малоимущих, бездомных, безнадзорных детей, детей-сирот, наркозависимых, ВИЧ-положительных, заключенных, освободившихся, проводят благотворительные обеды.

ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ: 1 день.7-00 Отправление из Москвы Прибытие в Свято Введенский Островной монастырь.Поклонение его святыням. Посещение храма Покрова Пресвятой Богородицы города Покрова (по возможности). Прибытие в Введенский монастырь г.Иваново.Трапеза. Размещение в гостинице. Участие в вечернем богослужении.Исповедь у архимандрита Амвросия. 2 день.Участие в Божественной Литургии. Трапеза. Выселение из гостиницы. Посещение святого источника в честь иконы Божьей Матери «Боголюбская» Прибытие в Москву ориентировочно в 22 часа.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) – основатель Свято-Введенского женского монастыря г.Иваново – второй по величине в России женской обители, более 20 лет руководит духовной жизнью насельниц монастыря, 44 года служит Господу в священном сане.

Известный проповедник и православный писатель, духовник православного общества «Радонеж», председатель Епархиальной Комиссии по канонизации святых, начальник Епархиальной Тюремной миссии, главный редактор газеты «Слово утешения», духовник Центрального аппарата совета ветеранов МВД.

Общественная деятельность батюшки

Сегодня сестры и священнослужители монастыря ведут широкую общественную деятельность: посещают наркоцентры и тюрьмы, издают религиозную литературу, выступают на православной радиостанции «Радонеж», кормят бездомных людей, инвалидов и сирот, работают на городском «Телефоне доверия». И всеми этими трудами с терпением и любовью руководит отец Амвросий (Юрасов).

Проповеди батюшки столь популярны, что послушать их приезжают паломники со всех концов России. И хотя Отец и является чрезвычайно занятым человеком, но находит все-таки время, чтобы принять и выслушать людей, помочь советом, дать утешение.

«Однажды мы вошли в храм как братья». Памяти архимандрита Амвросия (Юрасова)

«Никто не поверит в Бога, если не встретит на своем пути человека, в чьих глазах увидит отблеск вечности… Не только глазами, но каким-то проникновением сердца и ума» — замечательные слова митрополита Сурожского Антония Блума. Этот отблеск горнего света не перепутать с симпатией человеческой, с влюбленностью. Он зажигает сердце присутствием чего-то иного, не от земли взятого, как горели сердца учеников, шедших с Господом в Эммаус.

Таким светом озарила меня первая встреча с архимандритом Амвросием. Как будто после долгого странствия попал на Родину, в семью, вернулся домой и услышал голос отца. Не то, чтобы мы о многом разговаривали или что-то подолгу обсуждали, нет, но появилась внутренняя глубокая связь, как будто в одном воинстве стоим плечом к плечу, когда единство не столько от близости друг друга, но единство одного взгляда, общего направления судьбы. Когда мы были у старицы Алипии под Киевом, ныне прославленной в лике святых, помню она благословила нас с отцом Амвросием одним общим широким крестным знамением, а потом — маленьким крестом каждого раздельно.

Хотя я с детства и знал немного богослужения, мама водила на с сестренкой совсем еще маленьких в открывшиеся после войны храмы. Но по-настоящему высоту благоговейного отношения к священному — облачению, книге, богослужению — я пережил, находясь в Алтаре с отцом Амвросием. Он вроде бы и не делал никогда особых наставлений, замечаний, но все, кто попадали в алтарь, молодые ребята — семинаристы или маститые батюшки, как-то по-особенному в присутствии отца Амвросия подтягивались и душой, и телом. Его внутренняя собранность порождала и воспитывала в нас благоговейное переживание святости места.

В селе Красном Ивановской области батюшка пригласил меня расписывать Алтарь. За Престолом, довольно высоко, над окном, была глубокая ниша, где мы решили написать образ Нерукотворного Спаса. Поверхность стены была изогнутой и, чтобы верно передать пропорции Лика, необходимо было постоянно спускаться вниз, отходить на расстояние и снова забираться с кистью и палитрой наверх, чтобы подправлять образ.

Расписывал я во время вечерних богослужений. Отец Амвросий служил и предложил мне подсказывать, как подправлять образ снизу. Так мы и писали сообща: батюшка корректировал снизу, глядя от Престола, я писал по его слову сверху.

Вскоре образ был завершен. Подошла суббота. Всенощное бдение. Я подаю батюшке кадило (для меня было особой честью находится в молитвенном предстоянии рядом с архимандритом Амвросием, именно здесь остро переживалось, что мы единое воинство — небесное и земное — на службе у Господа). Батюшка произнес возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной Троице…». Я невольно посмотрел наверх. Образ ожил. Меня словно коснулось некоторое движение, движение глаз Живого Господа. Сердце охватил страх, я почувствовал ватность в ногах, готовность непроизвольно опуститься на колени. Отец Амвросий строго взглянул на меня. Я понял, что он тоже это увидел. В груди прозвучало: «Надо стоять»! Я ощутил явно поддержку его духа, его силы. Запомнилось.

Через несколько лет батюшка спросил меня в доверительной беседе: «Чтобы ты хотел для себя? Какой жизни?» Я высказал свое сокровенное: «Хочу быть как ты». И когда в следующий раз мы вошли на служение в храм, я ощутил, что мы вошли не как отец и сын, а как братья. Каждая беседа, каждая встреча с батюшкой была значительной именно этим незримым присутствием духовного мира, в котором нечто совершается, строится, но лишь вершина айсберга видна нам и понятна в нашей земной жизни.

Я привык работать с кистью, поэтому мне ближе объясняться образами. Если крупным мазком обозначить образ нашего духовника, я бы определил так — всецелое полагание своей жизни на Промысл Божий. В Церкви это называется упованием, в этом слове слышится и полнота преданности и напоенность благодатью. Думаю, подобное в своей жизни хоть ненадолго переживал каждый: когда в напряженные минуты ты словно затихаешь, отстраняешься от круговерти ежедневных забот и прислушиваешься. «Не моя воля, но Твоя, Господи, да будет!»

Батюшка болел давно: воспаление легких, инсульт, перенесенный на ногах…Он говорил: «А ведь верно в Псалтири сказано — дние лет наших 70, аще в силах 80 лет, и множае их труд и болезнь. Труд в смысле — претерпевание постепенного угасания человеческой телесной природы». В нем всегда было спокойное ожидание встречи со Христом, то, ради чего батюшка Амвросий жил всю сознательную жизнь.

Имя Господа всегда было на устах его. Многие отмечали, что как только батюшка произносит имя Иисуса Христа на проповеди — призывая начинать день с молитвы, и в продолжении всех наших дел держать мысленно молитву, и во время наших нескончаемых бесед сердцем предстоять пред Господом — в этот момент душа слушающих сама восхищается и уста произносят Имя Господа вслед за священником.

Живое Имя — всем сердцем, всем умом, кротко, незатейливо. Пусть это сохраняется в душе недолго, молитва уходит. Но это касание с пульсом молитвы другого, как попадание в единый тон Жизни, которая соединяет весь мир — людей, животных, универсум — в единое благодарение Богу.

Батюшка говорил порой: «Уже наверное за 20–30 лет устали слушать от меня одно и тоже — не держитесь за обиду, не осуждайте, умейте прощать, радуйтесь друг другу, молитесь за Литургией — выше этого ничего нет». Вот сейчас бы еще раз услышать от тебя, дорогой батюшка, слова утешения, помолиться с тобой в Алтаре, увидеть твои глаза собранные и добрые. Но ты и есть рядом… Помню, как часто ты напоминал себе и нам слова Господа: «…в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин.16.32).

Разве могло быть иначе? Человек, который так искренно любил Господа, Его Пречистую Матерь, ушел к ним в дни, когда Церковь Христова празднует Светлое Воскресение Христово, в дни Пятидесятницы. Христос Воскресе, дорогой наш батюшка!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: