Церковь Ильи Пророка в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

Ярославль, церковь Ильи Пророка: история, описание, фото

Множество уникальных достопримечательностей может показать своим гостям красивейший город Золотого кольца, старинный исконно русский Ярославль. Церковь Ильи Пророка входит в число немногих сохранивших свой первозданный внешний вид, хотя с момента ее основания прошло без малого четыре века. Эта церковь интересна историей своего создания, архитектурой, а более всего внутренним убранством и росписями, которые делают ее жемчужиной российского церковного зодчества и живописи.

Месторасположение

Практически в центре города возведена церковь Ильи Пророка (Ярославль). Адрес у нее такой: площадь Советская, дом №7. Доехать сюда с ж. д. вокзала можно на маршрутке №99. До 1918-го года площадь Советская именовалась Ильинской, так как здесь располагалась Ильинская церковь.

Начиная с 1878 года городские власти начали проводить реконструкцию Ярославля. В этот период были спрямлены или убраны небольшие кривые улочки и тупики, в результате чего церковь получилась в самом центре бывшей торговой площади, переименованной в Ильинскую. Теперь от нее расходились, подобно лучам, несколько городских улиц. В настоящий момент это улицы Кирова, Советская и Нахимсона.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль), история ее создателей

Раньше люди верили в Бога искренне, всей душой. Те, кому позволяли средства, почитали за высшее благо часть своих сбережений отдать на строительство храмов Господних. Так, в 17-м веке братья Скрипины Вонифатий и Аникей (Иоаникей), перебравшиеся в Ярославль из Новгорода после того, как его захватил Иван Грозный, возвели церковь Ильи Пророка, как они говорили, для спасения своих душ и душ родителей.

Скрипины были весьма состоятельными купцами. Они занимались перепродажей пушнины и драгоценных каменьев, скупая товар у сибирских старателей и охотников за копейки. Этот бизнес приносил огромные прибыли. Кроме того, они торговали церковной утварью. Скрипины, как и все очень богатые люди, пользовались большим уважением. Иоаникей несколько лет был земским старостой, даже имел престижный и важный чин гостя государева. Жили братья в одном дворе, все дела вели сообща. По странному стечению обстоятельств умерли они тоже примерно в одно время – Иоаникей в 1660 году, а Вонифатий в 1661-м. Наследников после себя братья Скрипины не оставили, но благодаря созданной их стараниями великолепной церкви память о них пережила века.

Место для строительства церкви

В мае 1647 года Скрипины начали возведение храма, название которому дали не случайно. В Ярославле очень почитался пророк Илья. К нему нужно было обращаться только с чистой душой, иначе он ни в чем не помогал. Считается, что, именно когда отмечался день этого святого (2 августа), был заложен Ярославль.

Церковь Ильи Пророка братья решили возвести в своем дворе, там, где в прежние годы были две деревянные церквушки. Одна – во имя Ильи Пророка, была неотапливаемой (как говорили, холодной), другая – Покрова Богоматери – отапливаемой (или теплой). Все горожане, и очень религиозные Скрипины в том числе, верили, что это место святое, потому что в 1612 году, когда по улице проносили икону Спаса, прозрел слепой, лишь только шествие поравнялось с тем местом, где стояла холодная церковь Ильи Пророка. Жили Скрипины в центральной части Ярославля, на улице Пробойной, возле торговой площади, позже ставшей Ильинской.

История строительства

Целых три года строилась церковь Ильи Пророка в Ярославле. 17 век характерен тем, что для возведения храмов уже брали не дерево, а более прочный и долговечный кирпич. Этот материал использовали и Скрипины, благодаря чему церковь Ильи Пророка уцелела после великого пожара 1658 года, опустошившего пол-Ярославля. Кирпич клали красный и сначала его не белили, но сейчас обязательно покрывают белой краской.

Сперва церковь состояла из пятиглавого храма Ильи Пророка, окруженного двухъярусной галереей, и двух приделов – теплого Покровского, где шли службы, и покровителей семейного очага Самона, Авива и Гурия. В подклете этого придела была семейная усыпальница Скрипиных, здесь похоронены братья Иоаникей и Вонифатий, его жена Иулита, пережившая мужа на 21 год, третий брат Иван Скрипин и его сын Илларион.

Всей душой желая облагодетельствовать свой любимый Ярославль, церковь Ильи Пророка Скрипины возводили, не жалея ни средств, ни сил. Братья сами руководили строительными работами, поставляли всю необходимую утварь, включая парчовые ткани, иконы, колокола, которые они вылили на собственные деньги. Иулита нашла для церкви художников. Она пригласила известных в те времена живописцев Силу Савина, Дмитрия Семенова, Гурия Никитина, Федора Игнатьева.

Почему возвели третий придел

Когда строительство церкви подходило к концу, патриарх Иосиф, получивший разрешение царя – батюшки Алексея Михайловича – подарил братьям Скрипиным частицу ризы Христа. Эта бесценная реликвия, несомненно, сделала более значимым небольшой по тем временам городок Ярославль. Церковь Ильи Пророка благодаря драгоценному подарку приняла такой внешний вид, которым все мы можем сейчас любоваться.

Ризу Христа в 1625 году вручил патриарху Филарету посол грузинского шаха Аббаса. Она считалась священной и хранилась в Москве в Успенском соборе. В 17-м веке было принято отделять от нее небольшие фрагменты и посылать в дар особо отличившимся людям. Позже эта практика была запрещена. Для братьев Скрипиных стало величайшим событием в их жизни получение фрагмента ризы. Они специально для хранения реликвии достроили третий придел, который назвали Ризоположенческим.

Читайте также:
Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Церковь Ильи Пророка (Ярославль): описание

Эта церковь возведена по византийскому образцу храмового строительства. В плане она имеет вид креста, внутри установлены 4 столба-опоры, соединенные подпружными арками. Столбы делят храм на несколько нефов, пересечение которых определяет, где располагать купола. Они всегда открыты внутрь залов и находятся на специальных круглых основаниях, именуемых световыми (то есть с окошками) барабанами, украшенными кокошниками. В храме Ильи Пророка, возведенном в крестово-купольном стиле, купола были заменены на луковки, символизирующие пламя свечи. Всего их пять – один высокий в центре и четыре чуть пониже по бокам. Это символизирует Иисуса Христа с четырьмя евангелистами. Цвет луковиц зеленый. Это тоже имеет значение и говорит о том, что храм посвящается Святой Троице. Луковки, как и все покрытие церкви, выполнены из железа.

Галереи окружают храм с трех сторон. С каждой имеется по очень красивому крыльцу на арках. Крыльцо с западной стороны является центральным входом в храм.

Здание церкви Ильи Пророка стоит на так называемом подклете, представляющим собой подвал, где хранят церковную утварь.

Колокольня

С северо-западной стороны к храму примыкает колокольня. Благодаря тому, что в 17-м веке строилась церковь Ильи Пророка (Ярославль), стиль для возведения ее колокольни и Ризоположенческого придела мастера использовали шатровый. В 18-м веке строительство церквей в этом стиле было запрещено как не соответствующее церковным канонам.

Дизайн колокольни прост и строг, без лишних деталей. Снаружи можно видеть ребра (лопатки) в местах установки опор. Всего их 8, поэтому тип здания называют восьмерик. Стены колокольни завершает один ярус звона, имеющий 8 окошек. Каждое окружено арочными проемами. Над этим ярусом расположено два ряда «слухов» – специальных отверстий для лучшего резонанса звона. «Слухи» представляют собой оконца, украшенные наличниками. Венчает белоснежный шатер зеленая луковка с крестом.

Ризоположенческий придел

Эта часть церкви имеет форму куба, с каждой стороны которого сделаны окошки с наличниками, а по углам красивые кокошники. Сверху куба построен восьмерик, также украшенный окошками с наличниками. На нем возведен изящный шатер, все восемь граней которого имеют параллельные выступы, придающие ему особую архитектурную легкость.

Внутри стены придела украшены многочисленными росписями, повествующими об истории драгоценной реликвии – Ризы Христа, фрагмент которой здесь хранится. Кроме росписей, во всех приделах и в храме имеются роскошные паникадила, самое большое весом около 170 кг, а меньшие весом почти 80 кг каждое.

Внутренний интерьер

Безмерно восхищают своим великолепием фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. В центральном зале они выполнены в 6 ярусов. Самый нижний – орнаментальный, но и он сказочно красив. Во втором ярусе можно видеть сцены из жизни ученика пророка Ильи, святого Елисея. Особенно выделяются фрески, где изображена жатва, рождение младенца, который практически сразу умер, а святой Елисей его воскресил. Третий ярус посвящен житию и славным делам (врачеванию, помощи, общению с народом) самого пророка Ильи. В четвертом ярусе можно созерцать сцены из жития апостолов, также занимающихся богоугодными делами. Два последних яруса художники посвятили сценам из Евангелия.

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле создавались на протяжении нескольких десятилетий. Так, росписи галерей были завершены к 1716 году. Здесь также много бытовых сцен с участием святых, помогающих простым людям. Все художественные работы сохранены в первозданном виде. На протяжении столетий они лишь слегка реставрировались. Особенно часто это приходилось делать в теплом Покровском приделе из-за разницы температур внутри и снаружи здания.

Кроме фресок, интерьер внутри церкви необычайно украшает и дополняет резьба по дереву, окаймляющая царские врата, использующаяся для создания иконостасов и надпрестольной сени. Рассказывая о церкви Ильи Пророка, нельзя не упомянуть и мастера-живописца Федора Зубова, который писал здесь многие образы святых после пожара 1658 года.

Иконостасы

Пять великолепно выполненных иконостасов имеет церковь Ильи Пророка (Ярославль). Фото демонстрирует, как выглядит центральный. Он включает более 100 икон, созданных в разное время и расположенных в несколько ярусов. Сначала этот иконостас имел вид 4 брусьев, покрытых серебристой краской и украшенных цветочным орнаментом. На брусьях располагались иконы. Примерно в 1696 году мастер Илья Якимов по предписанию духовенства сделал новый иконостас, которым мы любуемся до сих пор. Его стиль – московское борокко. Здесь имеется шесть ярусов с выступающими резными карнизами. Колонки между иконами также резные. Они выполнены из дерева, но так искусно, что кажется, будто настоящие виноградные лозы вьются и тянутся вверх. В центральный иконостас помещены иконы, которые передали церкви братья Скрипины. Они имели богатые оклады, инкрустированные жемчугами и драгоценными каменьями.

Иконостас, расположенный в приделе Варлаама Хутынского, намного проще, без красивой резьбы на царских вратах и колоннах, ограждающих иконы.

Иконостас в Покровском приделе сначала сооружался по такому же принципу, как и центральный, то есть был на брусьях (тябловый). В дальнейшем его переделали на барочный. То же касается и иконостаса в приделе Самона, Авивы и Гурия.

Второе рождение

В момент основания были не только чудесные внутренние, но и наружные росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, украшавшие ее фасады. Сейчас эта роспись утрачена, остались лишь некоторые элементы. Скрипины завещали свои земли и торговые места на содержание возведенной ими церкви, но все их имущество отошло городским властям. Денег на храм выделялось очень мало, поэтому он постепенно разрушался. В 1896 году меценат и большой ценитель искусства И. А. Вахромеев, получив разрешение Синода, на личные деньги взялся восстанавливать церковь Ильи Пророка. Вокруг нее соорудили решетку, сделанную по проекту академика Павлинова, поменяли металл на крыше и главах, вставили новые окна, оштукатурили и покрасили наружные стены и выполнили еще ряд работ. Завершили реставрацию в 1904 году.

Читайте также:
Московская епархия: духовенство, указы, храмы и монастыри, приходы

После революции в храме хотели сделать музей, потом склад, потом собрались и вовсе ее снести. Спасли церковь, рискуя своими жизнями, сотрудники сектора архитектуры и работники музея в Ярославле Н. В. Кузнецов, Н. Н. Померанцев и П. Д. Барановский. Перед войной в здании церкви открыли атеистический музей. С 1945-го по 1955 годы здесь хранились музейные фонды. Восстанавливать церковь Ильи Пророка после всех пережитых ею бед начали с 1956 года. Сейчас она работает все дни недели (кроме среды) с 9 утра до 7 вечера.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Первый храм Ярославля — церковь Ильи Пророка. С одной стороны — это часть Ярославского музея-заповедника, памятник архитектуры, доступный для туристов. С другой — действующая церковь в составе Ярославской епархии, в которой проводят богослужения.

Церковь Ильи Пророка находится в центре Ярославля, Кировском районе. Площадь, на которой она стоит, стала называться Советской с 1918 года. Ранее, на протяжении нескольких веков, она была Ильинской — по названию храма. Когда-то на его месте стояли две деревянные церкви, а в середине 1600-х тут возвели одну большую каменную.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле — с непростой судьбой. В ее истории были пожар, разорение, антирелигиозный музей. Сейчас это один из самых узнаваемых символов города, сокровищница древнерусского искусства, которая входит в зону, охраняемую ЮНЕСКО.

Участники круизов «ВодоходЪ» могут не только осмотреть церковь, но и узнать обо всех ее тайнах и чудесах от опытных экскурсоводов.

Адрес: Ярославль, Советская площадь, 7

Координаты: 57.626807, 39.894501

Режим работы: ежедневно, ​9:00-19:30 (перерыв 12:00-13:00)

Круизы по святым местам

История

Сначала это была деревянная церковь — ровесница самого Ярославля. По преданию, князь Ярослав Мудрый победил медведя в день Ильи Пророка, поэтому и храм построил в честь этого святого. Однако та церковь до нашего времени не дошла.

В 1647-1650 годах на ее месте, а также на месте расположенного рядом храма Покрова Богоматери возвели каменный храм. Деньги на строительство дали богатейшие купцы того времени, переселившиеся в Ярославль из Великого Новгорода — братья Скрипины, Иоанникий (Аникей) и Вонифатий. Есть версия, что таким образом они хотели оставить память о своей фамилии: наследников у купцов не было.

К завершению строительства патриарх Иосиф одарил Скрипиных частицей ризы Господней, до этого хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля. В честь получения святыни был сооружен Ризоположенский придел.

Интересные факты

  • Знаете, что общего у Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, парижского Пантеона, костела Святых Иоаннов в Вильнюсе и у церкви Ильи Пророка в Ярославле? Везде есть или был маятник Фуко! Под купол ярославской церкви его повесили в конце 1930-х годов, когда в храме, куда ранее перенесли мощи ярославских святых, открыли антирелигиозный музей.

Росписи, покрывающие стены храма, насчитывают 970 сюжетов.
Фото: Николай БЕЛАВИН, commons.wikimedia.org

  • 970 сюжетов насчитывает уникальная роспись, которая покрывает храм полностью. И это мы еще не посчитали орнаменты, которые украшают нижние части стен, подоконники и скамьи.
  • Упоминание об Ильинской церкви — той деревянной, которая была еще до каменного храма, встречается еще в повести «О чуде от иконы Спаса в 1612 году». Там есть история о том, что некий слепой, когда святую икону несли мимо церкви пророка Ильи, прозрел «обеими очами яко никогда же сея болезни имев».
  • Первоначально церковь Ильи Пророка в Ярославле стояла на территории усадьбы Скрипиных. И только когда больше ста лет спустя город начали реконструировать, она оказалась в центре площади, замкнув на себе несколько улиц.
  • Частица ризы Господней, подаренная купцам, более 80 лет считалась утраченной. И только в начале 21 века ее обнаружили в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.

Что посмотреть в церкви

Церковь Ильи Пророка в Ярославле славится художественным убранством. Здесь полностью сохранились подлинные росписи 17 века. Шесть ярусов центрального храма в 1680-м всего за три месяца расписала артель из 15 живописцев. Темы росписей — евангельские события, деяния апостолов, житие и деяния пророка Ильи и его ученика пророка Елисея. Самая знаменитая фреска, которая упоминается везде, где речь идет о Ярославле, — «Жатва».

Попробуйте найти среди огромных образов святых на столпах храма святого мученика Вонифатия и преподобного Иоанникия Великого – святых купцов-создателей храма в вечном за них молении.

Золоченый иконостас чуть младше фресок. Большая часть икон нижнего яруса приписывается выдающемуся иконописцу 17 века Федору Зубову.

В церкви находятся царское и патриаршее моленные места 17 века. Друг от друга они отличаются убранством — у царского места шатер украшен ажурными кокошниками, а у патриаршего — цилиндриками и луковичными главками.

Протоиерей Вадим Леонов

Вадим Леонов — протоиерей Русской православной церкви. Его биография сообщает нам о том, что родился Вадим 27 декабря 1996 года.

Читайте также:
Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Родился в городе Свердловске Ворошиловградской области в хорошей православной семье.

В 1993 году он закончил обучение в Будапештском техническом университете, а после в Московском Станкоинструментальном институте.

После в 1993 году он поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1996 г.

После он поступил в Московскую духовную академию, ее обучение окончил в июле 2000 года. В ней защитил свою кандидатскую работу по теме: «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа».

После в 1996 году он рукоположен в сан диакона. А уже 12 октября 1997 года его рукоположили в сан священника.

Начиная с августа 2000 года, он служит штатным священником храма святых благоверных мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино города Москвы. Служит в нем по январь 2003 г.

Храм святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино работает в настоящее время. Богослужения проходят в нем ежедневно. Именно в нем штатным священником служил Вадим Леонов

После указа Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вадима назначили штатным священником храма святой великомученицы Екатерина на Всполье.

31 марта 2010 года Вадима Леонова возвели в сан протоиерея. А с ноября 2010 года он назначен штатным клириком Патриарших приходов в Зарядье.

В своем интервью протоиерей Вадим Леонов отвечает на вопросы о том, что значат для него понятия священство и пастырство

Протоиерей Вадим Леонов дает свои ответы на вопросы в различных интервью.

В одном из недавнишних интервью батюшка рассказывает о том, что есть такое священство, пастырство и духовничество, и какой смысл в этих понятиях.

Также сообщает о том, можно ли переходить от одного духовного наставника к другому.

О том, в чем же различие таких понятий как священство, пастырство, духовничество, батюшка говорит, о таких довольно сложных понятий лучше спрашивать у тех священников, которые служат уже около 50 лет. Потому что только более взрослый и опытный человек сможет расшифровать.

Но он все же комментирует, какое представление у него соотносятся с этими понятиями. Он говорит о том, что священство, а также пастырство и духовничество понимается порой как одно и то же.

Эти слова конечно взаимосвязаны, но не настолько, чтобы считать их одинаковыми. Он рассказывает о каждом из этих понятий. Пастырство — это одно из сильных проявлений дара священства, это говорит о том, что священник получает в таинстве некую благодатную силу и власть, чтобы помогать людям, восходить к Господу.

Священство — это дар, который подается конкретному избранному человеку с помощью совершения над ним церковного таинства.

А духовничество — по сравнению с предыдущими это еще более узкое понятие. Оно способно просвещать и врачевать души людей от греха при помощи благодати Божией.

И все-таки каждый священник после того как получил хиротонию, должен как бы все три эти составляющие реализовать в себе. Потому что если человек получил дар от Бога, то его нужно реализовать для помощи к людям. Но учиться этому придется, возможно, всю жизнь.

Протоиерей Вадим Леонов считает, что каждый молодой священник не торопиться стать духовником кого-либо, чтобы не навредить. А цель духовника помочь воссоединить человека с Богом

Батюшка поясняет, что значит духовник для священнослужителя, а также, что без него священник будет обречен на скорби:

«…Это и духовный фундамент, и спасательный круг, и наставник, и сомолитвенник, и добрый советчик, источник множества благ, которые невозможно перечислить.

Без духовника молодой священнослужитель обречен претерпеть множество скорбей.

Представьте, что некоторому человеку, который ранее только издалека видел лед, дали коньки, клюшку и выпустили как игрока хоккейной команды.

Что с ним будет через 20 минут игры? Хорошо, если обойдутся только вызовом «Скорой помощи».

И в духовной жизни молодого священнослужителя без духовника травм будет много».

О том, можно ли менять духовника или нет, Вадим Леонов говорит, что если вы от своего духовника не получаете необходимую пользу и поддержку, то перейти можно. То естественно, что такие переходы должны происходить крайне редко.

А если уж и решили переходить, то старого духовника не стоит обижать, с ним нужно постараться сохранить добрые человеческие отношения.

В другом интервью, что батюшки спрашивают, какие сферы научных интересов его самого интересуют, на что батюшка дает ответ, что больше всего его всегда интересовало догматическое богословие. Но он не считает богословские науки в традиционном понимании слова.

Также разговор идет о том, что на смену православной психологии должна прийти советская, возможно ли тогда опасность излишнего увлечения студентами семинарии.

«Это вполне реальная опасность. Один из моих бывших сокурсников по учебе в Московской духовной академии так увлекся психологией, что это вытеснило у него изучение всех богословских предметов.

После окончания учебы в академии он поступил в гуманитарный ВУЗ и начал обучаться на психолога. Насколько я знаю, в церковную среду он больше не вернулся…»

Лекции протоиерея Вадима Леонова — стали довольно популярными

Сейчас очень популярны стали лекции Вадима Леонова. Лекции записаны в видеозаписи. Каждая лекция посвящена очень тяжелым и сложным вопросам. Разберем о чем некоторые из этих лекций.

Читайте также:
Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Например, лекция № 17 называется «Образ Божий в человеке». Данная лекция посвящена православному учению о сути богообразности человека, а также о проявлении образа Божия в человеке.

Рассматриваются такие понятия как личность, свобода. Эту лекцию можно просмотреть в видеозаписи.

На лекции собираются очень много верующих, чтобы послушать слова священника. После лекций отец Вадим отвечает на все вопросы собравшихся.

Лекция №12 называется «Творение мира» и посвящена она православному учению о творении мира, а также нехристианским космогониям.

После обсуждения темы отец Вадим отвечает на вопросы всех собравшихся. Эту лекцию можно посмотреть и прослушать в видеозаписи.

Лекция № 22 «Кто такой Иисус Христос?». Лекция посвящена учению о том, кто такой Иисус Христос и почему именно он совершенный Бог и человек.

Как в Нем соединились Божественная и человеческая природы. Лекцию можно посмотреть в видеозаписи.

Все лекции отца Вадима можно просмотреть на специальном канале в сети YouTube.

Вадимом Леоновым также написаны книги — одна из самых известных «Основы православной антропологии»

Отец Вадим написал несколько книг. Одна из самых известных — «Основы православной антропологии».

В книге рассматривается базовый спектр антропологических тем и дается богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия. Задумав книгу как учебник по православной антропологии, отец Вадим написал ее так, чтобы она стала понятна и полезна любому читателю.

Православная антропология — это учение о человеке, основанное на Священном Писании и Священном Предании

Таким образом, данная работа обращена как к богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам богословских учебных заведений, так и ко всем, кто хотел бы приблизиться к тайнам бытия человека и воспользоваться божественным Откровением для преображения своей души.

О своей книге отец Вадим отвечает в одном из интервью. Антропологию только начали вводить в учебный план духовной семинарии.

Основу книги составляет записи из Священного Писания — Божественного Откровения

У батюшки спрашивают, на основе чего написана его знаменитая книга. Он же отвечает, что основа идет, конечно же, от священного Писания:

«Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же — Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, которые Духом Святым изрекали истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum.

Обобщая, можно сказать, что мы черпаем антропологические знания из Священного Предания Православной Церкви. А Священное Предание — это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение».

А также батюшка отвечает, стоит ли молодым священникам изучать данный курс и в чем его актуальность:

«Каждый пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему также нужно знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему.

А также понимать, что по этому пути он ведет человека. Главное чтоб этот путь был верным.

При этом должен знать человека таким, каким его Бог создал, а именно чистым, идеальным, и в том состоянии, в котором он находится, — со своими грехами и страстями.

Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, и как ему изменится к лучшему, скорее всего не сможет изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого.

Именно поэтому изучать христианскую антропологию не только нужно, а также необходимо для пастырского служения.

О цели антропологии отец Вадим говорит, что она слишком простая, но важная. Необходимо системно изложить о богооткровенном учении, о природе, о личности самого существования.

К сожалению, эта цель не достигнута, потому что во многих святоотеческих сочинениях знание о человеке представлено совсем бессистемно.

Люди, которые совсем не имеют богословское образование, при чтении богословской литературы будет очень тяжело составить целостное представление о том, кто и что есть человек, к чему и зачем он предназначен, как он может стать лучше, чем есть сейчас».

Протоиерей Вадим Леонов

Нравится:

Исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии.

Передачи

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 12 ноября 2021 г. О телеканале

Поддержите «Союз»! Обращение священника Ильи Сазонова

12 ноября 2021 г. Лекции профессора А.И.Осипова (Москва)

А.И. Осипов. Что такое православие? Часть 2

12 ноября 2021 г. «Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым

«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Гнев-человекоубийца. Часть 5

12 ноября 2021 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

«Путь к храму» (Новосибирск). 12 ноября

12 ноября 2021 г. «Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко

Благая часть. 12 ноября

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Читайте также:
Успенский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

О священстве, пастырстве и духовничестве

Беседа с протоиерем Вадимом Леоновым

Что есть священство, пастырство, духовничество, в чем смысл и отличие этих понятий? Как выбрать духовника? Можно ли переходить от одного духовного наставника к другому? Что такое младостарчество, отчего оно возникло, является ли для Церкви проблемой? На эти и другие вопросы мы попросили ответить преподавателя Сретенской духовной семинарии протоиерея Вадима Леонова.

Протоиерей Вадим Леонов

– Отец Вадим, вы уже много лет преподаете в Сретенской семинарии, готовите будущих священнослужителей. Скажите, пожалуйста, что есть священство, пастырство, духовничество, в чем смысл и отличие этих понятий?

– Мне кажется, что этот вопрос вы должны бы задать священнику, который лет 50 прослужил у Престола Божия. Он бы вам ответил, черпая из своего богатого духовного опыта, которого у меня пока нет.

– И, тем не менее, у вас уже сложилось представление о том, как соотносятся эти понятия?

– Немного сложилось. Указанные вами слова не являются формальными терминами со строго определенным содержанием, поэтому многие авторы употребляют их по-своему, наполняют их своим смыслом. На первый взгляд кажется, что вроде бы все говорят об одном и том же, а вслушаешься – и оказывается, что каждый о своем. Очень часто священство, пастырство и духовничество понимаются как одно и то же. Несомненно, что эти слова взаимосвязаны, но полностью их отождествлять, мне думается, не стоит. Священство – это благодатный сверхъестественный дар, который подается конкретному избранному человеку посредством совершения над ним особого церковного таинства. Пастырство – это одно из проявлений дара священства, то есть священник получает в таинстве благодатную силу и власть помогать людям восходить к Богу. А духовничество – это еще более узкое понятие: способность просвещать и врачевать души людей от греха с помощью благодати Божией. Обобщая, можно сказать, что каждый священник с момента хиротонии уже обладает полнотой даров для того, чтобы реализовать себя и как священника, и как пастыря, и как духовника, но в реальности все выходит иначе: дар Божий человек получил, а что с ним делать и как его правильно использовать – этому приходится учиться всю оставшуюся жизнь. Поэтому, естественно, молодые священники не торопятся быть духовниками, чтобы хотя бы не навредить. Наша цель – помочь воссоединению человека с Богом. А Бог Сам знает, как и чем уврачевать страждущую душу.

– Были подобные обязанности у ветхозаветного священства?

– Нет, конечно. Ветхозаветные священники в подавляющем большинстве своем были требоисполнителями. После возвращения из вавилонского плена Ездра и Неемия пытались побудить их стать учителями и наставниками народа, но к этому мало кто прислушался. Поэтому ко времени пришествия в мир Спасителя в иудейском обществе независимо друг от друга существовал класс учителей (раввинов) и класс священников, которые часто враждовали между собой.

– Служение духовника может проходить каждый рукоположенный священник или есть какие-то ограничения?

– У каждого священника есть для этого возможности, но в действительности, чтобы быть духовником, недостаточно только дара священства, необходим и большой личный опыт победы над своими грехами и страстями, и обязательно твердая вера и прочная укорененность в православной духовной традиции, то есть духовный опыт многих поколений, который передается от опытных духовников ученикам неформально, в реальной жизни и общении, через послушание. Возможно даже, что духовником может стать человек, не имеющий священного сана. Прекрасный пример этого из недавней истории – блаженно почивший старец Паисий Святогорец, духовно окормлявший сотни людей мирских и монахов, но не имевший священного сана.

– Что такое духовник для священнослужителя?

– Это и духовный фундамент, и спасательный круг, и наставник, и сомолитвенник, и добрый советчик, источник множества благ, которые невозможно перечислить. Без духовника молодой священнослужитель обречен претерпеть множество скорбей. Представьте, что некоторому человеку, который ранее только издалека видел лед, дали коньки, клюшку и выпустили как игрока хоккейной команды. Что с ним будет через 20 минут игры? Хорошо, если обойдутся только вызовом «Скорой помощи». И в духовной жизни молодого священнослужителя без духовника травм будет много.

Читайте также:
Троицкая Сергиева лавра: история и адрес монастыря, храмы и постройки

– Какие советы о выборе духовника вы могли бы дать?

– Не ищите старцев: они уже все «заняты», их плотно обступили духовные чада так, что сквозь их «братство кольца» вы, скорее всего, не прорветесь. Не пытайтесь стать чадом замечательных, но уже известных священников: они страшно перегружены. Не бегайте за тридевять земель – это бессмысленно. Ваш духовник где-то рядом. Найдите священника, который любит Бога, Церковь и для которого духовное важнее, чем земное. Если такой священник с любовью, но без человекоугодия (это важно!) отнесется к вам, то этого вполне достаточно.

– Можно ли менять духовника? Как при этом никого не обидеть?

– Этот вопрос, когда я еще был семинаристом, задавали известному духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Кириллу (Павлову), и он твердо и однозначно ответил, что можно перейти к другому духовнику, если от общения с прежним вы не получаете пользу. Конечно, такой переход – это событие, которое должно происходить в исключительных случаях. Цветок, который все время пересаживают из одной клумбы в другую, скорее всего, завянет. Чтобы не обидеть прежнего духовника, не нужно представлять свой переход как демонстрацию протеста и с этого момента делать вид, что «я этого священника не знаю и знать не хочу». Постарайтесь сохранить с ним добрые человеческие отношения.

– Как глубоко духовник может влиять на жизнь человека? Что духовник делать не имеет права?

– Возможности очень большие, и рамки этих отношений формируются обеими сторонами. Другими словами, влияние духовника возможно в той мере, насколько захочет он сам и насколько позволит ему его духовное чадо. В определенных случаях степень воздействия может быть очень сильной, поэтому быть духовником – это предельно ответственное церковное служение. В святоотеческих творениях есть много наставлений о том, каким должен быть духовный наставник, однако четкого перечисления прав и обязанностей духовника я не встречал. Мне очень нравится замечательное «Слово особенное к пастырю» преподобного Иоанна Лествичника, которое, мне кажется, каждому священнику надо перечитывать регулярно. Однозначно, что духовник в каждом пришедшем к нему человеке должен видеть уникальную богообразную личность и своими наставлениями не может подавлять его сознание и свободу.

– Нужно ли идти за духовным советом к старцам?

– Традиция старчества была прервана в советское время, поэтому лучше говорить об опытных духовниках. В переломные моменты жизни, особенно если они связаны с духовными проблемами человека, наставление такого духовника бывает очень полезным, но при условии, что человек имеет доверие и готов осуществить данный ему совет.

Исповедь. Фото: Православие.Ru

– Есть ли в современной России старцы?

– Замечательно на этот вопрос ответил духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов): «Старики есть, а старцы – не знаю».

– Что такое младостарчество? Отчего оно возникло, является ли для Церкви проблемой?

– Младостарчество – это болезнь роста молодого священника, который воображает себе, что у него есть то, чего он пока не имеет, пытается действовать как духоносный наставник, не обладая соответствующими дарами и способностями. Младостарчество возникает от самомнения и легко находит место в сердце священника, если он имеет некоторую ревность о духовной жизни, но не имеет опытного наставника над собой. Такая проблема существует, но чтобы ее решать, необходимо видеть и противоположную крайность – теплохладность и безразличие к священнослужению. Когда священник под предлогом своей неопытности и необразованности уклоняется от усердного служения и, по сути, занимается только собой – это беда. Об этой опасности грозно предупреждал пророк Иезекииль: «Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих!» (Иез. 34: 2). Молодому священнику нужно пройти между этими двумя крайностями. Для этого и нужен наставник.

– Встречи с какими людьми сильно повлияли на ваш жизненный путь?

– Мне кажется, что каждая встреча, даже мимолетная – где-нибудь в метро или на улице, имеет свой смысл и воздействие, которые нами чаще всего не осознаются. В моей жизни было много встреч с различными людьми, и за все это я благодарю Господа, но я не могу выделить какую-то одну из них, которая сразу перевернула мою жизнь, кроме первой встречи с Богом. Когда я был еще студентом светского вуза и пытался разобраться с религиозными вопросами самостоятельно, мне пришла в голову мысль провести духовный эксперимент. Я подумал, что если Бог есть и Он Вездесущий, Всеведущий и Всемогущий, как о Нем пишут, то я обращусь к Нему лично, и пусть Он мне ответит, тогда и исчезнут все мои сомнения. И я сказал Ему: «Господи, если Ты есть, то дай мне об этом знать, и я буду служить Тебе». После этой молитвы в моей жизни стали происходить события, в результате которых я стал священником.

– Какое самое главное качество для священника?

Читайте также:
Мужской монастырь святого Лазаря в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

– Кто для вас является образцом пастырства?

– Господь наш Иисус Христос.

– А какие книги помогают вам в пастырском служении?

– Евангелие и Служебник.

Протоиерей Вадим Леонов. Фото: МДА

– Отец Вадим, какие основные качества должны быть у будущей жены священнослужителя? К чему должна быть готова будущая матушка?

– Быть матушкой – это особый вид духовного подвига. Она должна быть готова стать помощницей мужа, смириться с тем, что муж-священник одной ей не принадлежит. Уметь управляться с детьми и домом. Распрощаться с девическими мечтами еще перед венчанием и пойти не туда, куда хочется, а куда поведет Господь мужа-священника. Проще говоря, она должна быть святой.

– Какие «подводные камни» встречаются в молодых семьях, и как их преодолеть?

– Главный камень – это эгоизм. Эгоизм убивает любовь, порождает ссоры и бессмысленные семейные «разборки». Семейный эгоизм лечится общим семейным деланием – и духовным (семейная молитва, исповедь у одного духовника, дела милосердия, совершаемые вместе), и душевным (совместное воспитание детей, чтение книг, общение с родственниками и друзьями), и телесным (заботы о доме, отдых и др.). При этом каждый член семьи должен соответствовать божественному предназначению. Муж – глава семьи, он несет ответственность за всё происходящее в ней и решает ее проблемы; жена – помощница мужа, а дети – помощники и отца, и матери.

– Какие проблемы в приходской жизни являются, на ваш взгляд, первостепенными?

– Мне кажется, что главная проблема на современном приходе – личностная. Может быть, это наследие советских времен, но большинство людей с опаской входят в храм, прячут друг от друга свое лицо, пытаются скрыться за искусственными масками даже от Бога, а мы, священники, не всегда стремимся всмотреться в лица наших прихожан и помочь им раскрыться в самых лучших их качествах. В большинстве случаев не надо быть каким-то духоносным старцем, а просто отнестись к человеку по-человечески, объяснить ему путь к Богу, немного помочь, и тогда на наших глазах происходит чудо преображения человеческой души. Это так удивительно, и для этого так мало надо! Просто понять, что прихожане – это не группа индивидов, пришедшая на молитву, а конкретные личности со своими именами, судьбами и жаждой Бога, и отнестись к ним как родным.

blagogon_ru

  • Add to friends
  • RSS

Журнал “Благодатный Огонь”

Кандидат богословия, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов прокомментировал корреспонденту портала «Православие.Ru» Анастасии Рахлиной проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» .

«Хорошо, что церковное священноначалие решило упорядочить приходскую практику, – заявил о. Вадим. – Но надо признать, что поначалу ожидания были самые разные. В ходе церковных дискуссий высказывались столь радикальные предложения, что новость о подготовке такого документа воспринималась с волнением. Когда же текст “Проекта…” стал доступен, то лично я обрадовался. Авторы, тщательно изучив церковно-исторический опыт, за основу взяли традицию во многом уже господствующую в жизни Русской Православной Церкви и проверенную временем. В “Проекте документа…” четко указывается на необходимость таинства покаяния перед причащением, ясно говорится о необходимости евхаристического поста, говения и молитвенной подготовки. Разъясняются случаи, когда от этих требований можно отступать. Конечно, невозможно в таком общем руководстве прописать все жизненные ситуации, но главное сделано – даны ориентиры, которые помогут пастырям принять правильное решение в различных обстоятельствах», – заметил о.Вадим.

Касаясь частоты причащения для мирян, протоиерей Вадим Леонов отметил: «В “Проекте документа…” указывается, что существуют различные традиции частоты причащения Святых Христовых Таин, но при этом невозможна внешняя регламентация. Необходим индивидуальный подход, где вопрос о причащении решается, исходя из исповеди мирянина и благословения его духовника. Это, на мой взгляд, мудрое решение. Часто в интернет-пространстве предлагалась идея ввести некую универсальную норму или набор норм, определяющих количество причащений христианина. Как мне кажется, ни к чему хорошему это не приведет. Как известно из истории нашей Церкви, подобное нормирование провоцирует формальное отношение к величайшему таинству Церкви. Конечно, целью каждого христианина является полнота жизни во Христе, а значит – и регулярное причащение Святых Тела и Крови Господних. По мере воцерковления оно, естественно, становится всё более частым и осмысленным, но до этого надо дорасти – нельзя просто предписать людям причащаться с такой-то периодичностью».

Отец Вадим привел такой эпизод: «Помню, как на одном приходе, где принято было всем вместе причащаться на каждой Литургии, на таинстве исповеди выяснилось, что одна из прихожанок имеет недавно совершенные смертные грехи. Когда ей было сказано о невозможности приступить к Святой Чаше и об опасности причаститься “во осуждение…”, прихожанка огорчилась: “Что же обо мне подумают мои друзья и знакомые, если я не подойду к Чаше вместе со всеми?” Не хотелось бы, чтобы следование норме и общественному мнению стало важнее искреннего стремления ко Христу и духовного делания».

В отношении взаимосвязи таинств покаяния и причащения пастырь заметил, что «горячие головы предлагали разорвать эту связь и предоставить каждому самостоятельно решать, когда исповедоваться и когда причащаться. Традиция Русской Церкви, где принято исповедоваться перед причастием, выставлялась как какой-то анахронизм, а в пример приводилась практика Элладской Церкви. Часто тема подавалась так, будто бы уже весь православный мир давно не исповедуется перед причастием, а только чада Русской Церкви остаются такими темными и чуждыми “евхаристического сознания”. Очень рад, что создатели “Проекта документа…” не увлеклись этой идеей. Взаимосвязь таинств покаяния и причащения очевидна для людей, которые понимают их духовный смысл».

Читайте также:
Храм Андрея Критского: описание и адрес церкви, история, праздники и святыни, как добраться

«Наверное, многие, особенно жившие в советский период, помнят плакат в столовой “Мойте руки перед едой”, – напоминает о. Вадим. – Можно пуститься в теоретические рассуждения о том, что мытье рук и принятие пищи – два независимых физиологических процесса, но реальность человеческой жизни такова, что если вы не выстроите эти процессы последовательно и взаимосвязанно, то рискуете заболеть. Нечто подобное мы имеем и в отношении исповеди и причастия. Как можно приходить на встречу с Богом, не очистив душу в таинстве покаяния? Этот же призыв звучит и в проповеди апостола Павла: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор. 11:28–30). Разве можно найти что-либо еще более соответствующее “испытанию себя”, чем исповедь у духовника?», – задает вопрос о.Вадим.

Что касается различия практик в Поместных Церквах, – заметил о. Вадим Леонов, – то серьезно ошибаются те, кто думает, что будто бы только в Русской Церкви обязательно исповедуются перед причастием. Но даже если бы это было так, следовало бы принять во внимание, что Русская Церковь – это более половины всего православного мира, а значит, ее практика, как минимум, заслуживает бережного и уважительного отношения».

«Мне довелось общаться с клириками Грузинской и Болгарской Церквей, – заявил о. Вадим, – и выяснилось, что такой же принцип связи таинств является для них нормой. На таком же подходе к таинствам настаивают авторитетные румынские духовники (архимандрит Клеопа (Илие), архимандрит Иустин (Пырву), иеромонах Дионисий (Игнат) и др.)», – напомнил пастырь.

Отец Вадим отметил также, что «в Элладской Церкви также осознают необходимость исповеди перед причастием, но делают это несколько иначе, чем в России: если человек редко причащается, то он должен обязательно поисповедоваться; если же он регулярно посещает своего духовника, то исповедь непосредственно перед причастием не требуется».

При этом о.Вадим обратил внимание на то, что «на святой горе Афон паломники, желающие причаститься, обязаны пройти исповедь. О традициях других Поместных Церквей можно было бы провести специальное исследование, но уже и то, что известно, явно не соответствует мифу о какой-то особенной практике в России. Ясно просматривается общий принцип: там, где планка духовной жизни поднята достаточно высоко, взаимосвязь исповеди и причастия соблюдается строго».

По мнению пастыря, «таинство покаяния – живая нить, которая соединяет верующего не только с Богом, но и со священником. Таинство покаяния – это уникальная возможность для пастыря оказать личную помощь страждущей душе. Все иные формы встреч священника с прихожанами (беседы, совместные чаепития, паломничества, проповеди и т.д.) не имеют такой личной глубины и значимости». При этом протоиерей Вадим Леонов подчеркнул, что «если исповедь перейдет в разряд необязательных таинств, то наши приходы будут духовно обезглавлены, а священники превратятся в требоисполнителей и церковных функционеров».

Касаясь негативных последствий снижения требований при подготовке к таинству Причащения о.Вадим Леонов привел опыт Католической церкви: «Печальные последствия отчуждения этих таинств можно наблюдать в жизни католиков. На II Ватиканском соборе были понижены евхаристические требования, в частности теперь католикам не нужно исповедоваться перед причащением. Существует предписание исповедоваться, когда человек совершил смертные грехи или же один раз в год. В результате исповедь стала исчезать, и проблема эта стоит столь остро, что в марте 2011 года Бенедикт XVI был вынужден, как сообщалось в католических СМИ, открыто высказать “озабоченность в связи с растущим в Католической церкви пренебрежением к таинству покаяния”».

Отец Вадим признает, что «в определенных ситуациях, что специально оговаривается в “Проекте документа…”, возможно отступление от общих норм, но за правило должна быть принята именно обязательность исповеди перед причастием».

По мнению о. Вадима, «документе должно быть более четко прописано значение духовного руководства в вопросах подготовки к Причащению Святых Таин. В жизни многих людей часто возникают обстоятельства, когда необходимы послабления, но решать этот вопрос должны священники, а не миряне на основе своих субъективных представлений о христианстве, почерпнутых неизвестно из каких источников. Здесь недопустимо самочиние, так же как в медицине неприемлемо самолечение. В “Проекте документа…” говорится о духовниках, но несколько расплывчато. Позиции мирянина и священника не соотнесены. Думаю, должно быть ясно сказано, что особенности личного применения церковных норм необходимо согласовывать со священником-духовником».

Что касается часто задаваемого вопроса: почему миряне постятся, а священники – нет? – протоиерей Вадим Леонов отвечает: «Так говорить – не корректно. Все священнослужители готовятся к служению Литургии, но вопрос о постной пище предоставлен их собственной воле. Священники, имея опыт и знания, должны сами себя ограничивать, учитывая личные обстоятельства и приходские условия, и соблюдать определенные правила подготовки для служения Евхаристии. Я знаю священников, которые перед службой постятся, но не буду отрицать, что большинство священнослужителей накануне Литургии, если нет многодневного поста, среды или пятницы, вкушают скоромную пищу. Но, повторюсь, это не значит, что они вообще не готовятся. Тем не менее основания для соблазна существуют, и необходимо в этом документе или в другом, адресованном священнослужителям, согласовать эти практики. Потому что, действительно, никуда не годится, если благочестивые миряне постятся три дня и более, а священнослужитель, который их исповедует, этого не делает. Получается, что мы связываем бремена неудобоносимые, которые сами не трогаем».

Читайте также:
Череповецкая епархия: храмы и монастыри, паломническая служба, история

«Столь открытое и искреннее обсуждение данной темы – добрый знак в жизни нашей Церкви. Дай Бог, чтобы и другие церковные вопросы решались в таком же ключе», – заключил протоиерей Вадим Леонов.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
    • Конференции и семинары
    • Рождественские чтения
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Протоиерей Вадим Леонов: «Преподавать христианскую антропологию надо и в светских вузах»

В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга кандидата богословия, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии». На сегодняшний день это единственное пособие по данному предмету. Но труд, рассматривающий базовый спектр антропологических тем и дающий богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия, важен и для светской науки, накопившей немало некорректных, а зачастую и глубоко ложных теорий и гипотез, касающихся феномена человека. В интервью порталу Православие.ru протоиерей Вадим Леонов, преподающий в магистратуре Сретенской духовной семинарии курс православной антропологии, рассказал об этом предмете, введенном в учебный план в текущем году.

― Отец Вадим, в чем, на ваш взгляд, актуальность изучения христианской антропологии будущими пастырями?

― Пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему крайне необходимо знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему, но также знать и того, кого он ведет к Богу, ― человека. При этом знать человека и таким, каким его Бог создал, то есть чистым, идеальным, и в том реальном состоянии, в котором он находится, ― греховным, поврежденным страстями. Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, каким образом человек изменяется к лучшему; пастырь, который не знает духовных механизмов деградации человека, ― неспособен реально изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого. Поэтому изучение христианской антропологии крайне необходимо для пастырского служения. В качестве подтверждения этого положения укажу на книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это письма владыки Феофана своему духовному чаду, где святитель последовательно излагает путь духовной жизни. Первые 22 письма ― это, по сути, краткий курс христианской антропологии. И только потом святитель объясняет своему чаду, как надо бороться со страстями, что такое молитва, как усваивать добродетели. И это правильно. Я считаю, что и современные пастыри именно таким образом должны подготавливаться к своей будущей деятельности.

― Какую цель ставит перед собой христианская антропология?

― Эта богословская дисциплина сформировалась в середине XX века. Она выделилась, прежде всего, из догматического богословия, отчасти пересекается с аскетикой, патрологией, агиологией, нравственным богословием. И цель у нее простая, но очень важная ― системно изложить церковное богооткровенное учение о человеке, его природе, личности и способе существования. Эта цель пока еще не достигнута, потому что сокровенное знание о человеке представлено во множестве сочинений, но ― бессистемно. И людям, имеющим богословское образование, с большим трудом при чтении даже святоотеческой литературы удается составить целостное представление о том, кто есть человек, к чему он предназначен, как он может стать лучше.

― Какие источники вы используете, преподавая курс?

― Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же ― Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, которые Духом Святым изрекали истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum. Обобщая, можно сказать, что мы черпаем антропологические знания из Священного Предания Православной Церкви. А Священное Предание ― это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение.

Читайте также:
Деревянные церкви: деревянные храмы России, список, описание

― Не могли бы вы назвать наиболее удачные, на ваш взгляд, труды современных исследователей антропологии.

― К сожалению, с публикацией работ по христианской антропологии пока еще не так хорошо обстоят дела, но, тем не менее, действительно, уже есть ряд весьма примечательных и важных работ. Прежде всего, это работа архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы», изданная в середине XX века и сначала защищенная как магистерская диссертация, а затем распространенная отдельной книгой. Затем я бы выделил некоторые работы современных авторов вне России: преподобного Иустина (Поповича), Жана-Клода Ларше, Панайотиса Мневаса, Георгия Мандзаридиса, архимандрита Иерофея (Влахоса). Мне кажется, они заслуживают внимания, большинство из них переведены на русский язык и доступны современному читателю. Я считаю, что труды этих авторов нужно обязательно изучить тому, кто серьезно интересуется христианской антропологией.

― Какая антропологическая проблема является наиболее актуальной для современного человека?

― Если говорить о современном человечестве, то, мне кажется, первейшая ― это так называемая гуманитарная, нравственная проблема. Дело в том, что современное человечество в своем развитии не учитывает нравственное основание своего бытия, нравственные законы существования. Физические, физиологические ― да, их активно изучают различные сферы наук. И они учитываются, но результат все равно отрицательный: люди гибнут, болезней становится больше. Экологические, духовно-нравственные проблемы только возрастают. Это говорит о том, что настоящая сфера изучения человека не соответствует его реальному потенциалу и внутренним запросам. Вот здесь-то как раз христианская антропология и могла бы сказать свое веское слово, объяснив, что человек ― это существо, достойное высокой почести и уважения только тогда, когда он, человек, имеет единство с Богом. Только тогда он способен реализовать свой внутренний величайший потенциал. Если же этого единства нет, то он обречен на бледное и ущербное существование, которое, по сути, является человекообразным, но не человеческим. Это и есть проблема: человек не понимает сути своего предназначения, смысла своего бытия. Вспомните, как пророк Давид говорит: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Человек, будучи в чести, этого не понимает и уподобляется животным ― это и есть антропологическая проблема, которая существовала как во времена пророка Давида, так и в наши дни.

― В чем отличие светской антропологии от христианской?

― Светская антропология возникла в европейской науке в XVIII веке в эпоху философов-энциклопедистов, и она сразу же разделилась на два направления. Одно пытается охватить человека во всех аспектах его бытия, быть некой целостной наукой о человеке, учитывающей и его психологию, и физиологию, и духовные запросы. Эта антропология в некоторой степени развивается на Западе ― в Западной Европе, в США ― и по сей день. Другое направление светской антропологии сформировалось в начале XX века и активно развивалось на территории СССР и Восточной Европы как этнология, то есть исследование человека только в плане морфологии (структуры его физиологии), сопоставительного анализа различных народов. Это направление, на мой взгляд, уже почти что изжило себя. Здесь человек воспринимается лишь во внешнем аспекте бытия.

― А как вы относитесь к перспективе преподавания христианской антропологии в светских вузах? Был ли у вас подобный опыт?

― Мне пока не приходилось преподавать христианскую антропологию в светских вузах, но я часто встречаюсь со светскими людьми на богословских курсах, где они изучают, в том числе, христианскую антропологию ― и с огромным интересом. Более того, я преподаю светским слушателям и догматическое богословие, и христианскую антропологию, и вижу, что именно разделы христианской антропологии для них самые интересные. И мне кажется, что как раз это богословское направление наиболее востребовано в светской среде, потому что человек, даже приходя в Церковь, прежде всего, пытается понять самого себя, ответить на вопрос: кто я есть? И именно в связи с внутренними проблемами пытается понять, кто есть для него Бог. Да, человек эгоистично рассматривает Бога как некое такое «средство» для познания себя, для решения своих проблем. Христианская антропология как раз может выровнять, исправить это представление и от правильных рассуждений о человеке привести к богопознанию и преображению.

― Каковы перспективы преподавания и развития христианской антропологии?

― Преподавать христианскую антропологию как некую такую, я бы даже сказал, просветительскую дисциплину, на мой взгляд, необходимо и полезно было бы в светских вузах. Другое дело, что при развитии христианской антропологии как богословской дисциплины требуется, конечно, прежде всего, богословская школа, потому что для этого необходима и высокая степень воцерковленности, и опыт богословских знаний, которые у людей светских в светских вузах отсутствуют или недостаточны. Поэтому давайте разделим эти два направления ― преподавание и развитие христианской антропологии: преподавать можно везде, а развивать нужно именно в богословских школах.

Беседовал Иаков Матросов

Православие.ru/Патриархия.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: