Церковь Иверской Божией Матери в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Город под микроскопом: чем уникален новый Храм Иверской иконы Божией Матери в Ижевске?

Черепица из Вены, мозаика из Ливана и лучшие мастера страны.

В Ижевске рядом с ТЦ «Радуга» 12 февраля открылся новый храм Иверской иконы Божьей матери. Мероприятие это настолько долгожданное и значимое для верующих города, что на полное освящение даже пригласили Патриарха Кирилла. Московский патриархат включит Ижевск в планы визитов, когда храм и территорию возле него полностью благоустроят.

Чем интересна Иверская икона Божьей матери?

В девятом веке вдова, жившая около города Никеи, чтобы спасти святыню от иконоборцев, опустила ее в море. Через два века монахи Иверского монастыря на Афоне (святое место – полуостров с двадцатью монастырями) увидели ее в море, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец принес ее в обитель, но утром она оказалась у ворот. И так несколько раз. Так стало понятно, что икона призвана защищать монастырь снаружи.

Именно эта история и сам монастырь впечатлили ижевчанина Виктора Хорошавцева (акционер группы компаний «АСПЭК»), и появилась идея построить в Ижевске храм Иверской иконы Божьей матери.

Подальше от центра

Стройку затеяли в 2008 году. Протоиереем нового храма стал 42-летний Алексей Спасский, до этого служивший диаконом в Александро-Невском соборе и настоятелем в храмах Шаркана и Якшур-Бодьи.

Сначала храм хотели строить около Ледового дворца, но проблемы с оформлением бумаг заставили пересмотреть локацию. Так в 2009 году строительство храма началось около ТЦ «Радуга», что, собственно, даже лучше.

– Большая часть нынешних храмов города сосредоточена в центральной части. А их же строят для людей. Поэтому я считаю, что нынешнее место идеально подходит, – рассказал настоятель храма Алексей Спасский.

Спроектировал храм Петр Анисифоров, который известен как архитектор многих церквей по всей стране. Храм напоминает архитектурой Свято-Михайловский собор и даже должен был быть сделан из красного кирпича. Чтобы избежать сравнений, пришлось изменить цвета – взяли белый и голубой кирпич из белгородской глины.

Площадь храма составляет около 500 квадратных метров, что рассчитано примерно на 400 прихожан. Площадь всего комплекса – 1,5 га.

Самое лучшее со всего мира

Очень многое для нового храма привезли из других стран. Это, конечно сделало проект дороже, но, как сказал настоятель: «Нас по нему будут судить не современники, а потомки. Кризисы приходят и уходят, а Храм будет стоять».

Итак, в нем 4 купола, 10 крестов и 13 колоколов. Каждый из куполов уникальный и делался прямо на площадке в Ижевске. Они обтянуты не железом, а австрийским алюминием – он не окисляется, хорошо выглядит и защищает купола от внешнего воздействия.

Особое внимание заслуживает черепица. Ее также привезли из Австрии. Там, в Вене когда-то был русский собор, который в советское время практически разрушился. Не так давно его решили восстановить и специально для этого на местном заводе запустили линию производства лемеха (небольшие деревянные пластины для кровли, но в ижевском храме глиняные). Эту черепицу использовали и для Храма Иверской иконы.

Также в основном зале храма, прямо на куполе, есть мозаика из золотой смальты, которую делали ливанские мастера. Они собирали ее у себя на родине и в виде рулонов привозили в Ижевск.

Кстати, распятие для храма вырезал мастер из Малой Пурги.

Особенные мастера

Чтобы расписать храм, мастеров искали по всей России. В итоге выбрали тех же, что работали над иконостасом в Храме Христа Спасителя в Москве. 20 человек из мастерской Дмитрия Трофимова «Царьград» перед началом работы должны были поститься и очиститься.

– Необходимо обладать православно-христианской совестью, чтобы писать лик, – отметил Алексей Спасский.

Есть рекомендации относительно росписи: входную группу обычно расписывают сюжетами из Ветхого Завета, основной зал – Новый Завет, алтарь – Райские сюжеты, воскрешение Христа. Так как на полу нельзя изображать кресты и священные символы, то в основном зале изображен полуостров Афон с Иверским монастырем в центре и девятнадцатью другими вокруг.

А еще в июле 2015 года строящийся храм в честь Иверской иконы Божией матери украсили иконой ручной работы. Ее вес – 1,5 тонны, а площадь – четыре квадратных метра. Расположили икону Божией матери напротив колокольни. Она встречает прихожан и символизирует благополучие. Чтобы поднять это творение, рабочим пришлось вызывать кран. Над иконой в течение четырех месяцев трудился художник Александр Сарычев.

Риза, купели и необычная люстра

В основном зале также разместится икона Иверской Божией матери. Интересно, что прихожане сами сделают для нее ризу – металлическую накладку на икону, оставляющую открытым только изображение лица и рук.

– Часто в Храм приносят жертвенное золото. Есть традиция вешать его непосредственно на иконы. Вы можете часто такое увидеть, когда на цепочке висят колечки, сережки и прочее. Но мы решили это золото переплавить и сделать ризу для иконы, – говорит настоятель.

В нижних помещениях есть купель для крещения. Причем она подходит для купания с головой, предусмотрены мужские и женские раздевалки.

Интересна люстра, которая здесь дает основной свет.

– Мы не могли повесить сюда большую люстру, так как потолок низкий и люди бы просто задевали ее головой. Поэтому придумали такой интересный ход. Теперь она напоминает небо, желтое солнце и голубя, – рассказал настоятель.

Ижевск. Церковь Иверской иконы Божией Матери.

При церкви действует воскресная школа с домовой церковью Пантелеимона Целителя

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

В Ижевске строится храм в честь Иверской иконы Божией Матери Это инициатива мецената и благотворителя строительства храма – Виктора Геннадьевича Хорошавцева, при участии которого были восстановлены и построены многие храмы в Удмуртии. Виктор Геннадьевич неоднократно посещал Афон, история Иверской иконы Божией Матери затронула его, и он просил Митрополита Николая о благословении на то, чтобы новый храм был в честь этой иконы. Основа храма – круг. Сам храм – шатровый. Архитектура храма в чем-то напоминает Свято-Михайловский Собор Ижевска. Высота храма – 50 метров до креста. В храме будет два престола. Верхний храм будет в честь Иверской иконы Божией Матери и нижний – в честь Богоявления». Стены храма будут отделаны кирпичом теплого белого молочного цвета.

Читайте также:
Серафимо-Саровский монастырь в Воронеже: история и адрес монастыря, храмы и постройки

В начале строительства храм закладывался одноэтажным. Потом было принято решение храм приподнять, для того чтобы храм среди однообразных 9- этажных домов доминировал в архитектуре. А поднятие храма позволило спроектировать нижний крестильный храм. Крестильный храм подразумевает более домашнюю обстановку, где крещаемым можно будет спокойно переодеться. Таинство крещения будет совершаться с чином полного погружения в воду, для этого сооружается купель в виде креста. Вода в купели будет с подогревом, и проходить специальную фильтрацию. Храм будет оборудован подогревом полов. Это очень актуально, когда зимой в храме бывает очень жарко, а ноги у верующих в холоде. Вместо лавок у стен в храме будут оборудованы стасидии, специальные стулья, на которых можно сидеть, или стоять и опираться на поручни. Подобные стулья можно видеть в Троицком храме Троице-Сергиевой Лавры. Такие стулья предназначены для престарелых и немощных людей. В отдельном помещении будет расположена церковная лавка, где верующие смогут приобрести литературу, иконы, церковную утварь. В самом храме будут только свечи и будут приниматься церковные записки.

С сайта www.udmeparhia.ru

17 октября 2009 г. заложен крест в основание будущего храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Закладку камня совершили митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко), благочинный Ижевского округа митрофорный протоиерей Виктор Костенков, настоятель прихода протоиерей Алексий Спасский. Строительные работы начались в 2010 г. и продолжались до 2014 г.

25 февраля 2013 г., в день празднования Иверской иконы Божией Матери, в Ижевске на территории строящегося храма в честь Иверской иконы Божией Матери освящены купольные кресты. Чин освящения возглавил благочинный Ижевского округа Ижевской и Удмуртской Епархии, митрофорный протоиерей Виктор Костенков. Благочинному сослужили настоятели городских и сельских храмов Удмуртии, а также настоятель строящегося храма Иверской иконы Божией Матери протоиерей Алексий Спасский.

7 апреля 2014 г., в великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось очень важное и радостное событие — освящение колоколов храма Иверской иконы Божией Матери.

22 апреля 2014 г., во вторник Светлой седмицы, и день празднования Иверской иконы Божией Матери, Высокопреосвященнейший Николай Митрополит Ижевский и Удмуртский совершил малое освящение крестильного храма в честь иконы Божией Матери «Иверская» г. Ижевска. и возглавил первую Божественную литургию святителя Иоанна Златоустого в новоосвященном храме.

12 февраля 2017 г. состоялось открытие и малое освящение храма Иверской иконы Божией Матери. Малое освящение храма и первую Божественную литургию совершили митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, епископ Глазовский и Игринский Виктор и епископ Сарапульский и Можгинский Антоний в сослужении клириков Удмуртской митрополии. В богослужении принял участие также гость со Святой Горы Афон насельник русского Пантелеимонова монастыря, начальник келии Благовещения Пресвятой Богородицы иеромонах Илия (Ромашов). За первым богослужением молились прихожане храма и благотворители, участники строительства и руководство города, а так же верующие со всей республики.

Бог поругаем не бывает

О Новоспасском монастыре в годы советской власти

Тридцать лет назад, в декабре 1990 года московский Новоспасский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось возрождение обители с семивековой историей, обители, которая, трижды поменяв свое место в столице, последние пять столетий нерушимо стояла на Крутицком холме, на берегу Москвы-реки, и выдержала нападения врагов, последствия секулярной реформы Екатерины II, разрушения, произведенные войсками Наполеона… Новоспасский выстоял и в страшные десятилетия ХХ века, прямо по евангельскому завету: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28). «Тело» монастыря, его многочисленные материальные памятники советская власть уничтожала последовательно и беспощадно; только война, по-видимому, помешала сравнять обитель с землей. Но Дух Божий продолжал обитать и в оскверненной святыне, и доныне Господь очевидным образом помогает восстановлению ее былой красоты и величия.

Мы хотим поделиться с читателями любопытными воспоминаниями очевидца, который в непосредственной реальности наблюдал существование поруганной обители на протяжении нескольких десятилетий. Об увиденном в детстве и в пору молодости рассказывает И.Р. Тихомиров, когда-то житель «Кировского городка», устроенного на территории монастыря и находившегося в ведении НКВД. Мы нашли эти воспоминания среди давних публикаций журнала «Новоспасский монастырь». Их автор близко к сердцу принял воскрешение обители и, по некоторым свидетельствам, был ее прихожанином.

Родители мои родились в Москве в конце прошлого века. Когда они поженились, своего жилья у них не оказалось. Мать в то время работала секретарем-машинисткой в Наркомате юстиции (Наркомюсте), в ведении которого находились так называемые «трудовые колонии». Одна из таких «колоний» располагалась в бывшем Новоспасском монастыре в Москве. И когда матери в 1927 году предложили «казенную квартиру» (две малюсеньких комнаты) в этом бывшем монастыре, родители с радостью согласились.

«Трудовая колония» на самом деле была мужской тюрьмой. Крепкие и высокие монастырские стены в темное время освещались фонарями, укрепленными на кронштейнах. Охрана днем ходила вдоль стен, а ночью часовые размещались на стенах и ходили вдоль бойниц. Все это я хорошо помню, хотя и был очень мал. Жили мы на втором этаже так называемого второго корпуса, что примыкает с юга к Никольской церкви. На первом этаже была тюремная поликлиника и жили вохровцы.

Читайте также:
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес, описание, святыни

В то время главные ворота монастыря, что под колокольней, были закрыты, а для проезда служили другие – юго-западные; там же у ворот была и проходная. Этот кирпичный домик и сейчас существует. Через него был сквозной проход по пропускам на улицу. Всех живущих на территории «трудовой колонии» охрана хорошо знала и пропускала так. А вот для того, чтобы попасть к нам в гости, нужно было заранее заказывать пропуск и встречать лично.

Нужно сказать, что в то время (начало 30-х годов) только начали разрушать чудесный некрополь монастыря. Тщательно отремонтированный, видимо, к трехсотлетию дома Романовых, монастырь все еще сохранял свое величие. Часы на колокольне исправно ходили. И, хотя основные колокола были сняты, колокола звона регулярно отбивали четверти и часы. Все население округи сверяло свои часы с монастырскими. Больших домов тогда поблизости не было, и часы на колокольне были видны издалека.

Стены монастыря снаружи были побелены и расписаны крупными изображениями ангелов и святых. Вохровцами ко дням революционных праздников поверх росписей вывешивались красные звезды, которые освещали изнутри лампочками, и красные транспаранты. Такое кощунственное смешение.

Вскоре на наших глазах началось разрушение памятников некрополя. С раннего утра над всей территорией монастыря стоял грохот от ударов кувалд по граниту. Несколько надгробий было вывезено в Донской монастырь. Большинство же памятников заключенные разбивали при помощи зубил и кувалд. Обломками надгробий мостили территорию монастыря и часть площади перед ним. Также было уничтожено кладбище, находившееся с наружной, северо-восточной стороны монастыря. Окна первых этажей бывших монастырских келий закрыли металлическими решетками.

Заключенные работали в различных мастерских. Так, в бывшем настоятельском корпусе делали пуговицы, в других помещениях шили постельное белье, имелись механические и столярные мастерские. Среди заключенных были настоящие мастера – золотые руки, художники, которые занимались всякими поделками. Свободному населению общение с заключенными было запрещено.

Были ли побеги заключенных? Были, но редко. Существовало предание, что одному удалось убежать каким-то тайным подземным ходом. А один побег я видел. В те годы за оградой монастыря стояли два бревенчатых двухэтажных домика. На чердаке одного их этих домов и скрывался убежавший. Когда его обнаружили, он выскочил на крышу дома, и я видел, как его там били, а потом надели наручники.

Над входом в усыпальницу Романовых прежде находился мозаичный образ Спаса Нерукотворного, о котором упоминается в туристическом справочнике по Москве за 1904 год. Этот образ закрыли фанерным щитом с изображением дымящихся заводских труб и лозунгом: «Дома культуры вместо монастырей!» Вряд ли бы сохранился этот ценный образ до нашего времени, если бы не ретивые пропагандисты новой жизни. После войны, в 50-е годы, фанерный щит свалился. Перед праздником Пасхи местные бабушки, подставив лестницу, отмывали открывшуюся красоту.

Над входом в усыпальницу долго сохранялась надпись «столовая». Говорили, что в усыпальнице пытались устроить столовую для заключенных. Но сделали ее в Покровской церкви, для чего в апсиде храма был проделан вход с улицы. Летом, в хорошую погоду, заключенные обедали прямо во дворе. Ставились в ряд столы на козлах, лавки, рассаживалась шумная публика.

Был у заключенных и свой клуб. Он помещался в бывшей Никольской церкви. Сценой служила алтарная часть, а в зале стояли ряды скамеек. Приезжали в праздники артисты. Выступала в клубе знаменитая Лидия Русланова. В дни революционных праздников играл свой самодеятельный духовой оркестр из заключенных.

В начале 30-х годов под колокольней, вместо прохода, был устроен продовольственный магазин, или, как тогда говорили, «кооператив». Со стороны двора проход был заложен кирпичом, в помещении проведено электричество. В стенах были пробиты проходы в подсобные помещения. Просуществовал магазин до отмены продовольственных карточек в 1935 году.

На площади перед монастырем был колхозный рынок, называвшийся Спасским. Он сгорел при первой же бомбежке немцами Москвы в июле 1941 года. До революции на этой площади у монастыря в престольный праздник накрывались столы, святили яблоки и мед. Яблоки из монастырского сада раздавали населению бесплатно. Монастырский сад находился за малыми южными воротами, в так называемом хозяйственном дворе. Яблони росли и по берегу пруда и даже на крутых склонах. Было много сирени, акации. Пруд был чистый, водилась рыба. Во времена колонии на берега пруда не пускали. После ликвидации тюрьмы на южной части монастырского холма явно просматривался засыпанный ров. Тогда не могли знать, что это такое. Теперь выяснилось, что это захоронение расстрелянных в тридцатые годы.

«Трудовая колония» перестала существовать в 1935 году. Вохровцы, оставшиеся жить на прежнем месте, перешли на работу в Таганскую тюрьму, благо она была рядом. Видно, работы там прибавилось, и кадры были нужны.

Начался следующий этап разорения святыни. Освободившиеся помещения пустовали недолго. Территорию передали в ведение хозяйственного управления НКВД. Началось бурное заселение бывшего монастыря. В это время, видимо, значительно увеличилась численность московской милиции, и срочно требовалось жилье. Заселили все помещения, которые недавно освободились от заключенных. Кроме милиционеров и их семей, жилье отводилось обслуживающему персоналу и рабочим хозяйственного управления городской милиции. Кроме того, было устроено несколько общежитий в бывших церквях. Даже проход под колокольней был превращен в двухэтажное общежитие. Непонятно, как получали прописку в то строгое время, но селились буквально везде. На колокольне под арками, предназначенными для помещения колоколов, построили две хибары – жили! Даже кур завели. Жили в крепостных башнях, и даже в часовне у собора жила целая семья из четырех человек.

В это время доламывали все, что не успели сломать прежние хозяева. Часы с колокольни сняли и увезли, часовые колокола сняли и покололи прямо на месте. Очень хорошо помню, как увозили обломки этих колоколов. Их грузили на подводы, солнце освещало сколы, и блестели серебряные крупинки. Во время погрузки где-то на колокольне был найден запрестольный, видимо, золотой, крест. Нашедший показывал его своим товарищам, крест блестел золотом на солнце.

Читайте также:
Церковь Ильи Пророка в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

Помещения Преображенского собора занял архив НКВД Московской области. Это в какой-то мере спасло здание от разрушения. Следили, чтобы не текла крыша и были целыми стекла. Вход в архив охранялся милицией. А остальное… В усыпальнице Романовых сделали склад Мосмолока. В бывшем Никольском храме устроили склад конфискованной мебели. А конфисковывали в то время лихо. Каждый день по нескольку грузовиков привозили мебель и сгружали, сгружали. Иногда из шкафов и письменных столов вываливались чудом уцелевшие книги, школьные тетради… Склад был забит до отказа, во много ярусов. Иногда кое-что и увозили куда-то… В подклете церкви сделали картофелехранилище.

Дальше еще страшнее. Решили на территории монастыря сделать ямы для гашения извести. Были вырыты две огромные ямы. Первая яма – в углу северо-восточной башни. Вскрыто приблизительно два ряда по 10 могил в каждом. Могилы (склепы) были уничтожены, останки захороненных выброшены и валялись около Никольской церкви; вторая яма была между восточной стеной и часовней княжны Таракановой (монахини Досифеи). Вскрыт один ряд могил, примерно 10 захоронений. Кстати, тогда часовня княжны Таракановой стояла не на том месте, где сейчас, Это, вероятно, горе-реставраторы ее подвинули. Она находилась дальше от стены и севернее. Останки захороненных из этих могил были свалены в ту же кучу у Никольской церкви. Во время «трудовой колонии» надгробие княжны Таракановой еще было в приличном состоянии (но крест уже был сломан). Вход закрывался железными дверцами с раздвижной решеткой, в окнах цветные витражи, блестел позолоченный купол. Теперь все разорено. Со временем уничтожались и другие отдельные могилы – то грузовик в склеп провалится, то траншею нужно прокопать.

В 1939 году решили подготовить монастырь к взрыву. Население обещали переселить. Часть наиболее ценных фресок из собора передали в Третьяковскую галерею. Фреска «Крещение княгини Ольги» сейчас находится в запасниках церкви Троицы в Никитниках.

Начали разрушать монастырские стены. Сначала принялись за западную часть со стороны пруда. Одна бригада рабочих ломами отбивала у стен целые кирпичные блоки, а другая лебедкой, установленной у самой воды, стаскивала эти блоки вниз. До войны успели уничтожить стену между северо-западной и средней башнями и верх стены от средней до юго-западной башни. В начале войны были уничтожены все навершия. В подклете собора, в усыпальнице, было оборудовано бомбоубежище. Когда немцы подходили к Москве, жителям было предписано покинуть монастырь, так как собирались в нем сделать опорный оборонительный пункт, но дело кончилось только тем, что был вырыт ДОТ возле стены со стороны площади.

В середине октября 1941 года, когда в Москве началась паника, не уехавшие в эвакуацию жители решили устроить себе тайное укрытие от немцев. Искали таинственный подземный ход, который, по слухам, начинался под колокольней. Копали женщины и подростки под последним маршем лестницы. Работа длилась два дня. Откопали еще целый марш каменных ступеней, которые уперлись в стену. На этом работа кончилась.

После войны в Знаменской церкви решили устроить санпропускник (по-русски: душевую с вошебойкой) для существовавшей еще тогда Таганской тюрьмы. Когда рыли под церковью в северо-восточном углу траншею для подведения воды, обнаружили захоронение. Останки хорошо сохранились, и мумифицированный труп женщины в монашеской одежде несколько дней валялся у траншеи, пока его не выкинули в помойную кучу возле средней западной башни. После ликвидации Таганской тюрьмы санпропускник переделали под вытрезвитель. Туда свозили пьяных со всей округи. А в северном крыле монашеских корпусов сделали городскую гауптвахту для проштрафившихся милиционеров.

После смерти «великого зодчего коммунизма» склад конфискованных вещей в Никольской церкви ликвидировали. Разместили там цеха скульптурного комбината – благо потолки высокие. На территории были построены огромные сараи, в которых рабочие воплощали в бетоне, гипсе, металле идеи художников. Готовые монументы теснились в монастырском дворе.

В шестидесятые годы в монастыре начались реставрационные работы. Жителей стали постепенно переселять, выселили и скульптурный комбинат. Всю территорию передали реставраторам. Из Преображенского собора вывезли архив, но здание, не переданное реставраторам, осталось без хозяина. Протекала крыша, ветшали стены. Окончательно разграбили усыпальницу, находившуюся под собором.

В братских корпусах были восстановлены своды, заложенные и растесанные поздними владельцами окна и двери, удалены позднейшие пристройки. Отреставрирована колокольня, но без часов и надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского.

До начала реставрационных работ вход в настоятельский корпус украшал чугунный портик из 12 чугунных узорчатых колонн, с балконом, украшенный цветным витражом. Уничтожен и второй вход в Преображенский собор с северной стороны. Он состоял из двух лестничных маршей с крытой застекленной галерей. Ступени – из крупных гранитных плит. Все это реставраторы убрали, как более поздние пристройки.

Имеющиеся сейчас надгробия на территории монастыря – это просто выставка из найденных в земле памятников, они не соответствуют местам захоронений. Конечно, восстановить некрополь полностью невозможно, но обозначить план захоронений можно было бы, сделав ограждения, газоны, пешеходные дорожки.

Праздником для всех людей, любящих русскую историю, уважающих предков, верующих в Бога, было известие о том, что Новоспасский монастырь передали Православной Церкви. Дай Бог силы законным хозяевам восстановить эту Святую Обитель.

Фото: Владимир Ходаков, Новоспасский монастырь,
а также из открытых источников в Интернете

Новоспасский монастырь в Москве на Пролетарке

Новоспасский монастырь в Москве — история

Новоспасский монастырь в Москве, посвященный Спасителю, стал первой иноческой обителью столицы. Он был основан в 13 веке князем Даниилом на небольшом холмe в месте слияния реки Худенец с Москвой-рекой, там где сегодня находится Даниловская обитель. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасскую обитель в Кремль. Во время нашествия татарского хана Тахтомыша она была разграблена и сожжена, а ее настоятель архим. Симеон был убит. В конце 15 века обитель была переведена на Крутицкий холм, в Васильевский стан на берег Москвы-реки.

Читайте также:
Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

По своему новому местоположению обитель получила название Спаса на Новом, то есть Новоспасский монастырь. На старом же месте в Кремле оставлен Преображенский храм, известный так же под именем Спаса на Бору. При Иоанне Грозном обитель стала важнейшим оборонительным пунктом, отражающим нападения врагов на город. Во времена царя Михаила Федоровича Романова с 1640 по 1642 годы в обители деревянная ограда была заменена каменной с бойницами. Строятся жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери — родовой святыни бояр Романовых. Сооружается шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович начал строить Преображенский собор и Покровский храм. В 1647 году сюда был принесен чудесный нерукотворный образ Христа Спасителя, которому стали преклоняться цари. Образ исчез с приходом большевиков. В 17-ом веке здесь были заточены преступники и еретики. К последним был причислен и преподобный Дионисий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры, которого в обители морили голодом и дымом. С почтением относился к обители Петр Первый. Хотя в то время шла война со Швецией и лишние колокола были перелиты в пушки, для Спасской обители был вылит большой колокол. Царь Феодор Алексеевич раздавал здесь милостыню. Посещали обитель царевна София и Иоанн Алексеевич. После Петровских времен обитель приходит в упадок. Пострадала она от московских пожаров, а при Екатерине II лишилась своих поместий. Во время войны с Наполеоном была разрушена. Солдаты хотели взорвать ее, но чудом ей удалось уцелеть.

В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества обители и Новоспасский монастырь в Москве стал образцом для других обителей. В начале 20 века это был центр религиозно-нравстенного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости. По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены.

В 1918 году обитель была закрыта. Ее территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть некрополя. В храмах разместились архив НКВД Московской области, склады и овощехранилище. В планах было взорвать обитель. Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов. 4 декабря 1990 года обитель была возвращена Патриархии. Обитель стала восстанавливаться.

Настоятели, наместники

  • Иоанн I (1330 — 1346)
  • Петр (1346 — 1353)
  • Иоанн II (Непейца) (1353 — 1374)
  • Михаил (Митяй) (1375 — 1377)
  • Симеон (1382 — 1382)
  • Сергий I (1389 — 1389)
  • Игнатий (1389 — 1404)
  • Феодосий (1404 — 1404)
  • Матфей (1404 — 1404)
  • Иларион (1406 — 1406)
  • Савва (1410 — 1410)
  • Трифон (1453 — 1462)
  • Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
  • Герман (1474 — 1474)
  • Елисей (1483 — 1488)
  • Афанасий I (Щедрый) (1496 — 1515)
  • Савва (1526 — 1530)
  • Феодосий (1539 — 1542)
  • Нифонт I (Кормилицын) (1543 — 1554)
  • Никифор (1554 — 1558)
  • Галактион (1558 — 1565)
  • Антоний (1565 — 1568)
  • Вассиан II (1569 — 1575)
  • Свт. Иов (1575 — 1581)
  • Иоаким (1581 — 1589)
  • Сергий II (1589 — 1589)
  • Сильвестр (1589 — 1598)
  • Закхей (1598 — 1599)
  • Сергий III (1599 — 1606)
  • Евфимий I (1610 — 1613)
  • Иосиф I (1613 — 1619)
  • Нифонт II (1623 — 1623)
  • Лаврентий I (1627 — 1629)
  • Митрофан (1629 — 1629)
  • Тихон I (1630 — 1631)
  • Иосиф II (1631 — 1637)
  • Лаврентий II (1638 — 1638)
  • Иона (1639 — 1645)
  • Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
  • Никон II (1649 — 1654)
  • Питирим (1654 — 1655)
  • Сергий IV (1656 — 1656)
  • Иосиф III (1658 — 1663)
  • Прохор (1663 — 1664)
  • Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
  • Нифонт III (1674 — 1697)
  • Макарий I (1674 — 1681)
  • Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
  • Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 — 1692)
  • Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
  • Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
  • Исаия (1697 — 23 июля 1699)
  • Иларион I (1699 — 1701)
  • Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
  • Иоасаф II (1702 — 1710)
  • Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
  • Моисей (1711 — 1714)
  • Арсений (1715 — 1716)
  • Сергий V (1716 — 1720)
  • Иерофей (Прилуцкий) (1721 — 1728)
  • Евфимий II (Коллети), Грек (1728 — 1730)
  • Феофил (1730 — 1732)
  • Иларион II (1733 — 1735)
  • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
  • Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
  • Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
  • Мисаил (Чирский) (1749 — 17 августа 1764 [1])
  • Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 [2])
  • Симон (Лагов) (1764 — 1769)
  • Иоанн III (Черепанов) (1770 — 1778)
  • Иоасаф III (Маслов) (1779 — 1785)
  • Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
  • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
  • Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
  • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
  • Иакинф (Карпинский) (1797 — 1798)
  • Варлаам (Головин) (1799 — 1811)
  • Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
  • Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
  • Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
  • Поликарп (Гойтанников) (1824 — 1834)
  • Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
  • Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
  • Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
  • Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
  • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
  • Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
  • Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
  • Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
  • Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
  • сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
  • Евфимий III (Елиев) (1914 — 1918)
  • Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
  • Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
  • сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
  • сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
  • Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
  • Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
  • Иоанн (Руденко) (14 июля 2021 — 26 февраля 2019)
  • Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)
Читайте также:
Казанский монастырь в Вышнем Волочеке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Храмы Новоспасского монастыря в Москве

Первоначально храм и другие строения были деревянными. В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645–1647 гг. над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я.К. Черкасского в северо-западной части обители возвели больничную Никольскую церковь. На входе в обитель мы видим монастырскую колокольню, строительство которой началось в 1759 году при императрице Елизавете Петровне. Ее высота всего на три метра меньше колокольни Ивана Великого. Архитектором строительства является Иван Жеребцов. В первом ее ярусе находятся парадные входные ворота. Во втором ярусе — храм Преподобного Сергия Радонежского.

Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673–1675 гг. Храм освящали 3 раза. Впервые — по завершению строительства — в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз — в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на месте церкви начала XVII века по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В.И. Баженова. Знаменская церковь стала усыпальницей графов Шереметевых. В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева. В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых — преподобного Романа Сладкопевца.

Островок спасения

На территории Новоспасского монастыря – 6 соборов, колокольня, башни и часовни, братский корпус и хозяйственный двор.

Общественное значение


Здесь проводятся симпозиумы, создано издательство, выпускающее религиозную и учебно-просветительскую литературу. Каждый номер журнала освещает нравственную тему: мужество и свобода, справедливость и любовь, победа, терпение и борьба.
Наставлению в православной христианской вере подчинена работа монастырского сайта, воскресной школы и молодежного объединения. В воскресной школе, работающей 20 лет, 7 возрастных групп. Здесь воспитывают сердца детей, стремятся воспитать христианина – доброго, милосердного, отзывчивого, участливого.

В основу работы молодежного объединения «Молодая Русь» положены инициативы ее участников, главное желание которых – стремление быть вместе с православными сверстниками. Мероприятия носят открытый характер, присоединиться к ним может каждый желающий.

В монастыре ежегодно проходит благотворительная Рождественская ярмарка и действуют два гуманитарных пункта сбора и выдачи одежды и обуви для малоимущих и бездомных. Систематически ведется работа по оказанию помощи алкозависимым и наркозависимым.

При монастыре открыта церковно-певческая школа для мальчиков. Знаменитый Новоспасский мужской хор – визитная карточка монастыря. Поклонники называют хор голосом русского монашества.

Монастырский сад

Территория монастыря очень ухоженная. Династия Романовых стремилась к тому, чтобы в монастыре росли розы. За последние 20 лет в Новоспасской обители создан прекрасный сад, в котором работают только 2 садовника. Мощные стены создали здесь уникальный микроклимат: 600 кустов выращиваемых в саду роз подобраны так, что цветут с ранней весны до поздней осени. Цветники украшают крокусы и тюльпаны, жасмин и магнолии. Редкий бело-розовый сорт сирени источает тонкий аромат.

Яблони, вишни, черная рябина ломятся под тяжестью плодов. Удивляют в саду абрикосы, персики и виноградные лозы, поспевающие к празднику Спаса. Фруктовая плантация высажена на месте уничтоженного в советское время некрополя. В специальном вольере живут белки.

Монашеский труд

Большинство братии монастыря – москвичи. Древняя обитель живет привычным монастырским распорядком, в котором соединена молитва и труд. Монахи молятся за весь мир. Каждый день и час насельника построен на послушании, которые поставлены выше поста и молитвы.

На территории монастыря работают ювелирная, столярная и ткацкая мастерские. Ткани, изготовленные здесь, украшают театры страны. Трапезная «Паломник» и продуктовая лавка при трапезной поражают изобилием. Здесь сборы трав, многочисленные сорта масел, пряники и шоколад, мед и конфеты из сухофруктов. Популярностью пользуется бездрожжевой хлеб по монастырскому рецепту. Выпеченные за ночь буханки раскупают утром еще теплыми.

В Новоспасском монастыре ежедневно совершаются богослужения, на которые собираются сотни прихожан, туристов и паломников. В обитель приходят поклониться чудотворным иконам, прикоснуться к древним святыням. Люди несут сюда болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. Приходящий с искренней верой и нуждой в помощи получает ее в виде облегчения и укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления.

Читайте также:
Храм Иоанна Кронштадтского в Казани: описание и адрес храма, расписание богослужений, престольные праздники и мощи

Здесь хочется верить в справедливость мироустройства, отбросить досаду и горькую иронию, остановиться на миг среди суеты и вдохнуть полной грудью, даже всплакнуть. Хочется улыбнуться цветам, пушистым елочкам, чистенькой кошке – ведь это обитель победившего добра и мира, островок, отгороженный высокими стенами от шумного города.

Захоронения Новоспасского монастыря в Москве

Почти со времени своего основания обитель становится местом погребения представителей знатных боярских родов, преимущественно Романовых. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Здесь погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин и его сыновья. Мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова) также нашла здесь покой. В стенах обители похоронены 4 родных брата Патриарха Филарета. Трое из них, пострадавшие при Годунове, скончались в ссылке и были перезахоронены в обители. Здесь также похоронен их отец Никита Романович Юрьев и дочь Михаила Феодоровича, а также другие представители этого рода. Последним здесь был похоронен великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, сын Императора-освободителя Александра II и дядя императора Николая II. Он погиб в 1905 году от рук террориста Ивана Каляева. Останки князя были торжественно перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 году из Кремля. И здесь установлен ему памятный крест, созданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова.

После Октябрьской революции усыпальница была разорена. Восстановили ее в конце 20 века. Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, совершали «царские выходы» в обитель, чтобы поклониться отеческим гробам.

Богослужения в Новоспасском монастыре в Москве

Сегодня в обители действуют три храма, два из которых — Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца были освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно в них совершается уставное богослужение. Полунощница в 7 час., Литургия в 8 час.; вечерня и утреня в 17 час., по воскресным и праздничным дням — Литургия в 9 час., накануне всенощное бдение. Новоспасский монастырь в Москве в воскресные и праздничные дни собирает многочисленных прихожан и паломников, полюбивших обитель и ее святыни.

Как доехать до святой православной обители

Один из самых удобных вариантов — доехать на метро. Выходите на станции Пролетарская и идете по 3-му Крутицкому переулку в направлении Новоспасского шоссе. Высокую колокольню собора можно увидеть издалека.

Точный адрес Новоспасского монастыря — Россия, город Москва, Крестьянская площадь, 10.

Здесь можно заказать молебен, молебен с акафистом, записку для литургии, провести соборование, сорокоуст, панихиду. Также на территории комплекса действует учебно-методический центр, воскресная школа, центр реабилитации, издание, библиотека, православный молодежный журнал.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Новоспасской обители:

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

На сегодняшний день московский Новоспасский монастырь является духовным центром города и открыт для посещения верующими и туристами. Но были в его истории и сложные времена. Обитель подвергалась вражеским набегам и разорению в период советской власти.

История и судьба монастыря в ХХ веке

Считается, что основателем монастыря является князь Даниил, сын прославленного Александра Невского. В 1330 году обитель перенесли на Боровицкий холм, поближе к Кремлю. Так решил уже преемник князя Даниила, Иван Калита. В свою очередь, Иоанн III переместил монастырь на Крутицкий холм, после чего обитель и получила своё название Новоспасской.

  • Все монастырские постройки изначально были деревянными. В 1491 году царствующий тогда Иоанн III начал возведение каменного собора в честь Преображения Господня. Также с этого момента монастырь становится родовой усыпальницей Романовых. Когда на престол сел Михаил Романов, несколько поколений его предков уже покоились на территории Новоспасского монастыря. В связи с этим, обители на протяжении всех веков царствования династии уделялось особое внимание, а 17 век историки считают временем расцвета монастыря.
  • с 1640 по 1642 г. обитель обнесли каменной стеной. К тому времени деревянный частокол сильно обветшал и не выполнял свою функцию защитного сооружения в должной мере. Закончилось и возведение Преображенского собора. Во времена Отечественной войны с французскими захватчиками обитель сильно пострадала и была сожжена почти дотла. На её восстановление ушло больше тридцати лет.
  • Вплоть до революции Новоспасский монастырь посещали представители царской семьи. Так, в 1913 году сюда приезжал император Николай II. Визит был связан с трёхсотлетием правления династии Романовых. По этому случаю во дворе монастыря возвели красивую часовню.
  • С приходом большевиков обитель закрыли одной из первых в Москве. На территории Новоспасского монастыря организовали трудовой лагерь для врагов народа и уголовников. Также здесь действовала женская тюрьма. За стенами некогда святого места начали проводить пытки и расстрелы. Сегодня там, где осуждённых лишали жизни, обустроен Итальянский дворик в память о трагических событиях революционной эпохи.
  • Некоторые помещения стали использовать в качестве овощехранилища. Келейные корпуса переделывали под квартиры. Сотрудники НКВД хранили конфискованную мебель и архивную документацию. Перед войной планировалось полностью снести монастырское кладбище и обветшавшие постройки. Но вторжение германских войск не дало этим планам воплотиться в жизнь.

При Хрущёве здания начали реставрировать. Но финансирование оказалось настолько скудным, что работы растянулись на два десятка лет. После распада Советского Союза, монастырь вернули Русской православной церкви. От меценатов стали поступать многочисленные пожертвования. Территорию обители облагородили, храмы отстроили. Богослужения ведутся регулярно и верующие имеют возможность помолиться у чудотворных икон, а туристы осмотреть архитектурные достопримечательности.

Читайте также:
Воскресенский собор в Тутаеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Описание архитектуры

Основной достопримечательностью всего монастырского ансамбля является, конечно же, Преображенский собор, построенный при царе Михаиле Федоровиче. По размерам он уступает разве что Успенскому кафедральному собору. Росписью стен занимался мастер из Костромы, Гурий Никитин, приглашенный специально для этого в столицу. Многие из росписей сохранились до нашего времени.

Интересно! Во времена наполеоновских сражений французы пытались переоборудовать здание собора под конюшни. Лошадей хотели завести в галерею Преображенского собора по чугунной лестнице, но животные отказались подниматься.

Рядом стоит Знаменская церковь, которая также стала усыпальницей для представителей русской знати. С XVIII по XIX век во дворе монастыря сформировался некрополь, включающий в себя многочисленные захоронения аристократов того времени. Есть утверждения, что именно в Новоспасском монастыре окончила свой земной путь княжна Тараканова.

На территории обители расположились настоятельские палаты, монашеские кельи, трапезная, Покровская церковь, колокольня (78 м) и музей.

Современное состояние

Сейчас обитель полностью действующая и открыта для посещения с утра до вечера. Монахи живут по строгому уставу. Сюда могут приезжать паломники и просто туристы.

Внимание! Гостям необходимо придерживаться общих правил при нахождении на территории монастыря. Одежда должна быть закрытая, скромная. Снимать не разрешается настоятеля, братию и внутреннее помещение храмов. Не все здания открыты для свободного посещения посторонними.

Двор монастыря не очень большой. За ним тщательно ухаживают. В тёплое время года здесь много цветов и зелени, кругом растут плодовые деревья и виноградники.

Деятельность прихода

Обитель занимается помощью онкологическому диспансеру, проводит занятия в Центре реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Здесь функционирует воскресная школа, учебно-методический центр. Новоспасский монастырь стал штаб-квартирой для молодёжного движения «Молодая Русь».

Другие монастыри Москвы:

В ведении обители работает издание, которое выпускает православный журнал для молодых людей «Наследник» и «Православную юношескую газету» для детей подросткового возраста.

Святыни

В монастыре покоятся мощи великомученика Димитрия Солунского. Ковчег был перевезен из Греции в 2015 году. Событие приурочили к семидесятилетию победы над фашистами.

Здесь находится список с иконы Богоматери «Всецарица», оригинал которой хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, и копия иконы Нерукотворного Образа Спасителя, сделанная с чудотворной иконы XIX века.

К святыням обители относится и пояс святого Иоанна Кронштадтского.

Престольные праздники

К особо почитаемым праздникам в Новоспасском монастыре относятся Преображение Господне — 19 августа и Покров Святой Богородицы — 14 октября.

Кроме того, отмечаются следующие даты:

  • празднование дня иконы Богородицы «Знамение» (10 декабря);
  • празднование дня иконы Богородицы «Всецарица» (31 августа);
  • День памяти князя Сергея Александровича, брата царя Николая II, убитого террористом в 1905 году;
  • дни памяти святых царственных страстотерпцев (16-17 июля);
  • День памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (18 июля);
  • День памяти епископа Орловского Макария, бывшего настоятелем монастыря в 1909-1914 гг. (4 сентября);
  • День памяти священномученика Павлина (3 ноября);
  • празднование иконы Богородицы «Смоленская» (10 августа).

Как добраться

Монастырь находится на левом берегу Москвы-реки. До него можно добраться на метро. Выходить нужно на станциях «Пролетарская» или «Крестьянская застава». В шестистах метрах от станций и расположен монастырский комплекс.

В летнее время по реке курсируют паромы, на которых тоже можно доплыть до обители. Причал, на котором следует выйти, называется «Новоспасский мост».

Неподалёку от монастыря останавливаются трамваи № 35 и 38. Доехать на автобусе также можно по маршрутам № 156, 184, 901.

Расписание богослужений

Утренние службы начинаются в 8 часов. Вечерние богослужения отправляются начиная с 17 часов. В праздничные дни и по воскресеньям Литургия служится с 7 и 9 часов утра. Всенощное бдение совершается с 17:00.

Все желающие попасть на службу могут уточнить расписание по телефону у дежурного: +7 495 676 95 70.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь — это место, пропитанное историей русского народа. Здесь царит особая атмосфера. Переоценить значение культурного наследия обители невозможно. Именно поэтому монастырь ежегодно посещает много людей. Кто-то, чтобы приложиться к святыням и попросить о помощи, а кто-то — чтобы поближе познакомиться с историей династии Романовых.

МОСКОВСКИЙ НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

Московский Новоспасский монастырь

Монастырь во имя Всемилостивого Спаса в Москве, “Спас на Новом”, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Монастырь во имя Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов монастырь. Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новоcпасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (+ 1543 г.), отец патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, + 1586 г.), мать царя Михаила Федоровича Ксения Иоанновна Романова (вел.государыня инокиня Марфа, + 1631 г.) и его дочь царевна Ирина Михайловна (+ 1679 г.), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский) (+ 1885 г.) и Петр (Екатериновский) (+ 1889 г.).

Московский Новоспасский монастырь, 1912 г.

В монастыре перезахоронена инокиня Досифея (+ 1810 г.), погребенная на территории, монастыря по завещанию. Духоносная московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал вел.кн. Сергей Александрович (+ 1905 г.), дядя св.страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы вел.кн. Елизаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссоданный по хранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в 20 веке.

Настоятельский корпус выстроен патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII века. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII веке.

В бытность Патриарха Никона, архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Обширный некрополь был уничтожен. В его стенах был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г. монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г. в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

Монастырь возвращен Русской Православной Церкви в декабре 1990 г.. Богослужение возобновлено в марте 1991 г., с середины 1992 г. совершается ежедневно. Возродилась монашеская жизнь.

При монастыре действуют: Воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь». Монастырь выпускает периодическое издание для подростков «Православная юношеская газета». Работает филиал сектора заочного обучения Московской духовной семинарии. На территории монастыря проводит занятия Центр по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Издается православный молодежный журнал «Наследник». Имеется библиотека.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)
  • Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архит. С.У. Соловьев, воссоздан в 1995—2002 гг.).
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.).
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев патриарха Филарета (1795 г., архит. Е.С. Назаров).
  • Храм свт. Николая, бывший больничный, братский (1652 г.). С 1911 по 1918 гг. существовал придел мч. Петра Авессаломита (храм восстанавливается).
  • Храм прп. Сергия Радонежского устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архит. И. Жеребцов (храм восстанавливается).
Московский Новоспасский монастырь, план-схема

План монастыря

  1. Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архит. Я. Бухвостов.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век).
  3. Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых. Архит. Е. С. Назаров.
  4. Храм Святителя Николая чудотворца (XVIII век).
  5. Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
  6. Часовня (начало XX века).
  7. Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
  8. Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век). Архит. И. Жеребцов.
  9. Крепостные стены монастыря (XVII век). Архит. Ф. Конь.
  10. Юго-восточная башня (XVII век).
  11. Юго-западная башня (XVII век).
  12. Западная башня (XVII век).
  13. Северо-западная башня (XVII век).
  14. Северо-восточная башня (XVII век).
  15. Настоятельский корпус (XVII век).
  16. Братский корпус (XVII век).
  17. Иконная лавка (конец XVIII века)
  18. Свечная мастерская (конец XX века)
  19. Хозяйственный двор.

Святыни

Два мощевика с частицами свв.мощей вселенских и других святых, чтимая икона Смоленской Божией Матери, вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича (XVI в.); икона Божией Матери «Всецарица» — список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на св.горе Афон. Написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.; икона Нерукотворенного Образа Спасителя (19 век) — список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре. Иконы святых с частицами святых мощей.

Богослужение

Ежедневно — часы и Литургия в 8.00; вечерня и утреня в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00. Ежедневно (за исключением седмичных дней Великого Поста), по окончанию Литургии молебен Божией Матери перед иконой «Всецарица», по воскресным дням — водосвятный молебен.

Монастырь имеет подворье с действующим храмом Архистратига Михаила (адрес: 143397, Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20. 913-76-62).

Настоятели, наместники

  • Иоанн I (1330 – 1346)
  • Петр (1346 – 1353)
  • Иоанн II (Непейца) (1353 – 1374)
  • Михаил (Митяй) (1375 – 1377)
  • Симеон (1382 – 1382)
  • Сергий I (1389 – 1389)
  • Игнатий (1389 – 1404)
  • Феодосий (1404 – 1404)
  • Матфей (1404 – 1404)
  • Иларион (1406 – 1406)
  • Савва (1410 – 1410)
  • Трифон (1453 – 1462)
  • Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 – 1468)
  • Герман (1474 – 1474)
  • Елисей (1483 – 1488)
  • Афанасий I (Щедрый) (1496 – 1515)
  • Савва (1526 – 1530)
  • Феодосий (1539 – 1542)
  • Нифонт I (Кормилицын) (1543 – 1554)
  • Никифор (1554 – 1558)
  • Галактион (1558 – 1565)
  • Антоний (1565 – 1568)
  • Вассиан II (1569 – 1575)
  • Свт. Иов (1575 – 1581)
  • Иоаким (1581 – 1589)
  • Сергий II (1589 – 1589)
  • Сильвестр (1589 – 1598)
  • Закхей (1598 – 1599)
  • Сергий III (1599 – 1606)
  • Евфимий I (1610 – 1613)
  • Иосиф I (1613 – 1619)
  • Нифонт II (1623 – 1623)
  • Лаврентий I (1627 – 1629)
  • Митрофан (1629 – 1629)
  • Тихон I (1630 – 1631)
  • Иосиф II (1631 – 1637)
  • Лаврентий II (1638 – 1638)
  • Иона (1639 – 1645)
  • Никон I (Минич или Минов) (1646 – 1649)
  • Никон II (1649 – 1654)
  • Питирим (1654 – 1655)
  • Сергий IV (1656 – 1656)
  • Иосиф III (1658 – 1663)
  • Прохор (1663 – 1664)
  • Иосиф IV (22 декабря 1664 – 9 августа 1674)
  • Нифонт III (1674 – 1697)
  • Макарий I (1674 – 1681)
  • Гавриил I (Кичигин) (1681 – 1684)
  • Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 – 1692)
  • Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 – 21 апреля 1695)
  • Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 – 17 мая 1697)
  • Исаия (1697 – 23 июля 1699)
  • Иларион I (1699 – 1701)
  • Иларион II (Властелинский) (1701 – 1702)
  • Иоасаф II (1702 – 1710)
  • Досифей (Глебов) (1710 – 1711)
  • Моисей (1711 – 1714)
  • Арсений (1715 – 1716)
  • Сергий V (1716 – 1720)
  • Иерофей (Прилуцкий) (1721 – 1728)
  • Евфимий II (Коллети), Грек (1728 – 1730)
  • Феофил (1730 – 1732)
  • Иларион II (1733 – 1735)
  • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 – 1738)
  • Антоний (Илляшевич) (1739 – 1748)
  • Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 – 1749)
  • Мисаил (Чирский) (1749 – 17 августа 1764 [1])
  • Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля – 6 августа 1758 [2])
  • Симон (Лагов) (1764 – 1769)
  • Иоанн III (Черепанов) (1770 – 1778)
  • Иоасаф III (Маслов) (1779 – 1785)
  • Павел (Пономарев) (14 января 1786 – 1794)
  • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 – 1795)
  • Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 – 1796)
  • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 – 1797)
  • Иакинф (Карпинский) (1797 – 1798)
  • Варлаам (Головин) (1799 – 1811)
  • Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 – 1812)
  • Амвросий II (Орнатский) (1812 – 1816)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 – 1819)
  • Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 – 1824)
  • Поликарп (Гойтанников) (1824 – 1834)
  • Аполлос (Алексеевский) (1834 – 1851)
  • Агапит I (Вознесенский) (1851 – 1852)
  • Агапит II (Введенский) (август 1852 – 28 мая 1877)
  • Порфирий (Успенский) (1878 – 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
  • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 – 27 мая 1889) еп. б. Томский
  • Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 – ?) еп. б. Владикавказский
  • Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 – 29 января 1894) еп. б. Смоленский
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 – 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
  • Климент (Стояновский) (1898 – 1906)
  • Борис (Шипулин) (1906 – 1909)
  • сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 – 1914)
  • Евфимий III (Елиев) (1914 – 1918)
  • Кирилл (Соколов) (конец 1917 – 1920)
  • Палладий (Добронравов) (1919 – 1922)
  • сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 – 1921)
  • сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 – 1922)
  • Алексий (Фролов) (март 1991 – 22 марта 2011) архиеп. Костромской
  • Савва (Михеев) (22 марта 2011 – 14 июля 2018)
  • Иоанн (Руденко) (14 июля 2018 – 26 февраля 2019)
  • Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)

Использованные материалы

  • http://www.patriarchia.ru/db/text/262286.html
  • http://www.spasnanovom.ru/guide
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – СПб., 1877. с. 142-146.

[1] В 1758 году назначен во епископа Воронежского, но отказался.

[2] 17 апреля назначен, но не был, а 6 августа хиротонисан во епископа Воронежского

Новоспасский мужской монастырь (Москва)

Мiръ Россия Москва Новоспасский мужской монастырь (Москва)

Новоспа́сский монасты́рь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в Москве за Таганкой, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки. Известен своей тесной связью с родом Романовых. Архитектурный ансамбль сформировался в XVII—XVIII веках.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Архитектура
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при великом князе Иване Калите.

Первый каменный собор Спаса Преображения построен был в 1494 году. Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти рода Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон.

Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Памятники монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря. В 1925 году территорию монастыря занимал Второй женский исправдом. Монастырское кладбище снесено в 1927—1930 гг.

С 1935 г. территорией монастыря ведало хозяйственное управление НКВД. Все монастырские постройки были переобрудованы для хозяйственных нужд или под жильё. Выселение жильцов началось в 1960 году. В 1968 году было принято решение организовать на базе монастыря «музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР».

Восстановительные работы затянулись на многие годы. В соборе планировалось открыть Музей истории реставрации. Большой реставрационный центр на территории монастыря существовал с 1985 до конца 1990 года, когда решено было вернуть монастырь московской патриархии.

Современное состояние [ править ]

Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. В июле того же года создан мужской хор Новоспасского монастыря.

В 1995 году сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича, убитого за 90 лет до этого террористом Иваном Каляевым. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова, — точная копия памятника, существовавшего в Кремле.

В феврале 2014 года патриарх Кирилл освятил 16-тонный «Романовский» колокол, который был отлит взамен уничтоженного в XX веке исторического колокола.

5 февраля 2015 года в монастырь были принесены из Греции мощи святого великомученика Димитрия Солунского — нетленная десница. Принесение ковчега с мощами святого посвящено 70-летию победы над фашизмом: на Руси память святого Димитрия Солунского с древнейших времён связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Архитектура [ править ]

  • Огромный для своего времени шестистолпный Преображенский собор; строился в 1645—1649 гг. иждивением царя Михаила Феодоровича; для росписи из Костромы был приглашён Гурий Никитин.
  • Покровская церковь с трапезной (1670-е годы)
  • Стены и башни монастыря 1640—1642 гг. постройки.
  • Братские кельи с Никольской церковью.
  • Настоятельские палаты рубежа XVII и XVIII вв.
  • Колокольня высотой 78 метров, одна из самых высоких в дореволюционной Москве, построена в 1759—1785 гг. на месте древней звонницы, устроенной в 1622 году патриархом Филаретом.
  • Знаменская церковь (1791—1795 гг., архитектор Е. Назаров).
  • Усыпальница Романовых. В подвальной части Спасо-Преображенского собора находится ряд могил, среди которых — погребения бояр Захарьиных-Романовых.
  • Некрополь.

В подклете Спасо-Преображенского собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых, их родственники князья Ситцкие, а также Черкасские, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие, Нарышкины и другие представители высшей знати допетровского времени. Шедевром мемориальной скульптуры считался памятник на могиле В. Д. Новосильцева, выполненный по проекту В. И. Демут-Малиновского.

Стоящая рядом Знаменская церковь — родовая усыпальница графов Шереметевых, князей Куракиных и Лобановых-Ростовских. В 1742 г. в подклете ранее стоявшего на этом месте храма в присутствии императрицы Елизаветы был захоронен государственный канцлер А. М. Черкасский.

В пределах монастырских стен в XVIII-XIX веках сформировался некрополь с большим числом аристократических захоронений. Здесь были похоронены художник Ф. А. Рокотов, городской голова Н. А. Алексеев, историк П. П. Бекетов, театрал И. А. Гагарин, декабрист П. П. Титов.

Исторический интерес представляла могила иерея Петра Веньяминова, который не выдал сокровища монастыря солдатам наполеоновской армии и был убит французами. На его надгробии была выбита эпитафия: «Здесь скромно погребён служитель алтаря, герой, вкусивший смерть — за веру, за царя». Встречаются также утверждения, что именно на территории Новоспасского монастыря нашла последнее пристанище инокиня Досифея, бывшая княжна Тараканова.

В конце 1920-х годов, как и другие дворянские некрополи, кладбище Новоспасского монастыря было подвергнуто разгрому. Наиболее ценные с художественной точки зрения памятники были перевезены в Донской монастырь; некоторые из них позднее сдали в металлолом. Небольшое число сохранившихся надгробий сейчас выставлено на обозрение в монастырском дворе.

  • Музей Новоспасского монастыря

Музей Новоспасского монастыря был создан к 20-летию возрождения обители. Был торжественно открыт 19 августа 2011 года. Музей располагается на месте усыпальницы.

Святыни [ править ]

  • Пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского
  • Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица»

Престольные праздники [ править ]

10 декабря – празднование иконы Божией Матери «Знамение» – престольный праздник Знаменского храма. В настоящий момент в этой церкви ведутся ремонтно-реставрационные работы. Богослужения в храме не совершаются.

31 августа в Новоспасском монастыре торжественно совершается празднование в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Ее почитаемый образ с 1995 года находится в Новоспасском монастыре, располагается в галерее Спасо-Преображенского собора.

17 февраля – день памяти Великого князя Сергея Александровича. В этот день в 1905 году Великий князь был убит от рук террориста. Останки Великого князя Сергея Александровича в 1997 году были перезахоронены в Новоспасском монастыре в усыпальнице бояр Романовых. 17 февраля по традиции у могилы Великого князя совершается панихида.

16 июля – 17 июля – особые дни для Новоспасского монастыря. В этот день Русская Православная Церковь совершает память святых царственных страстотерпцев. Накануне в обители устраивается Романовский вечер, посвященный династии Романовых. Издавна Новоспасский монастырь считался царским. С XV века в обители совершались захоронения бояр Романовых. Трижды Новоспасский монастырь посещал царь-страстотерпец Николай II. В Новоспасском монастыре для всеобщего посещения открыт так называемый Итальянский дворик, где в советские годы производились расстрелы.

18 июля – день памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Не раз Великая княгиня посещала Новоспасскую обитель. В монастыре пребывает ее святая икона с частицей мощей и частицей гроба.

4 сентября – день памяти священномученика Макария (Гневушева), епископа Орловского. В 1909-1914 годы он являлся настоятелем Новоспасского монастыря.

3 ноября – день памяти священномученика Павлина, архиепископа Могилевского. Священномученик Павлин (Крошечкин) принял монашеский постриг в стенах Новоспасского монастыря.

10 августа Русская Православная Церковь совершает празднование иконы Божией Матери Смоленская. В Новоспасском монастыре пребывает почитаемый образ Смоленской иконы Божией Матери, дар инокини Марфы.

Как добраться [ править ]

Адрес: 115172, г. Москва, Крестьянская пл. 10, м.”Крестьянская застава”

Паломнику [ править ]

Экскурсионная Служба Новоспасского монастыря

Сотрудниками экскурсионной службы проводятся экскурсии на следующие темы:

• Обзор архитектурного ансамбля монастыря.

• Обзор архитектурного ансамбля с посещением Преображенского Собора и Усыпальницы бояр Романовых.

• Обзор экспозиции Музея Новоспасского монастыря.

• Экскурсия по древним стенам.

Экскурсионная Служба Новоспасского монастыря работает ежедневно с 10.00 до 16.00.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: