Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе (Москва)

Москворецкое благочиние Московской городской епархии

История

Первая церковная постройка на месте нынешнего здания известна с 1491 г. Каменный храм был построен по благословению Патриарха Иоакима в 1683 г.

В 1805 г. на средства прихожан построен новый храм в стиле ампир, в 1847 г. сооружена трапезная с трехъярусной колокольней. В 1951-1984 гг. настоятелем храма был известный московский проповедник и духовник прот. Всеволод Шпиллер. Храм не закрывался, сохранил древние облачения и колокола.

Крестильный храм построен на средства прихода и освящен в 1991 г.

Престолы

Главный — перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бари; приделы — преподобного Сергия Радонежского и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Престол крестильного храма — в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Святыни

  • чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» из храма свт. Николая в Пупышах (XVIII в.)
  • Иверская икона Божией Матери
  • чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших»;
  • храмовая икона свт. Николая с житием (1-я пол. XVII в.)
  • чтимая икона прп. Андрея Рублева
  • в иконостасе Сергиевского придела на южной двери — икона «Святитель Алексий, возлагающий крест на прп. Сергия»

Приписные храмы

  • крестильный храм святого равноапостольного великого князя Владимира
  • храм Живоначальной Троицы в Вишняках (Пятницкая ул., 51, стр. 4)
  • храм святых отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. (Лихов пер., 6, стр. 1)
  • домовый храм Свято-Петровской школы в честь священномученика Петра Крутицкого
  • храм-часовня святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, на территории студенческого городка ПСТГУ

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечерня и утреня в 17.00, в четверг — канон с акафистом иконе Божией Матери «Утоли моя печали» и водосвятие; по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7.00 и 9.30, накануне — всенощное бдение в 17.00.

В крестильном храме имеется баптистерий для Крещения взрослых, проводятся огласительные беседы.

Внебогослужебная деятельность

При храме действуют воскресная школа и Свято-Петровская школа. В одной ограде с храмом расположено административное здание Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, действует благотворительная столовая для студентов института и малообеспеченных прихожан.

Ежегодно проводится летний лагерь для детей из многодетных семей.

Храм Николы в Кузнецах

Первый храм Николая чудотворца построили в Кузнецкой слободе в начале XVII века

Историки считают, что храм Николы в Кузнецах был построен в XVII веке. Переселившиеся на левый берег реки Москвы кузнецы организовали Кузнецкую слободу. Люди они были не бедные, хоть и считались низкого сословия. На пожертвования они возвели Николо-Кузнецкий храм. Это была небольшая деревянная церковь. Примерный год строительства — 1625 от Рождества Христова.

Патриарх Иоаким благословил решение о возведении кирпичной церкви Николы, вместо деревянной

Шло время, слобода разрасталась, кузнецы активно занимались промыслом и вели торговлю. Когда поселение выросло до двухсот дворов, благословением Иоакима патриарха Московского, в 1681 году, началось строительство кирпичного храма взамен обветшавшей деревянной церкви.

Обновленный храм имел один придел и трапезную, рядом была пристроена колокольня. За два года возвели пятикупольное сооружение с кокошниками в несколько ярусов. Окна сделали только в центральном барабане храма, пристройки же были сплошные, глухие.

Каменный храм Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, выстроенный по проекту одного из учеников М.Ф. Казакова в XIX веке и доживший до наших дней

В начале XIX столетия возводится ныне действующий каменный храм Николы в Кузнецах

160 лет служил верой и правдой Николо-Кузнецкий храм, пока, в начале XIX века, духовенство не приняло решение обновить здание.

Одни историки утверждают, что архитектором современного храма Святителя Николая выступил сам Матвей Казаков. Тот самый архитектор, который, во времена правления Екатерины, спланировал и обновил центральную часть Москвы в палладианском стиле раннего классицизма.

Другие настаивают, что строительство производилось по проекту одного из учеников Матвея Федоровича.

Читайте также:
Монастыри Армении: действующие мужские и женские, описания и история

Вскоре была построена трапезная о двух приделах и большая, в три яруса, колокольня, а в 1895 году полностью обновлен главный иконостас.

Трехъярусная колокольня храма, выстроенная с каменным зданием в 1842 году. У кирпичной предшественницы было всего 2 яруса

Примечательно, что в лихие годы революций, войн и даже в Советский период, храм Николы в Кузнецах оказался в числе немногих уцелевших и действующих духовных заведений. Люди поговаривали даже что во время правления большевиков, в этой церкви работал дальний родственник Владимира Ильича Ленина.

В 1992 году Николо-Кузнецкий храм стал главным для Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, расположенного рядом с церковью. А в 2013 году патриарх Московский Кирилл произвел освящение главного и Сергиевского приделов.

В храме Николая Чудотворца есть крестильный дом, православный университет и гимназия

Храм Николая Чудотворца находится в ЦАО Москвы, в районе Замоскворечье.

Главный его придел освящен в честь Николая Мирликийского Чудотворца, южный — преподобного Сергия Радонежского. Северный придел был устроен во имя Священномученика Василия Амасийского, а после введения в храм иконы Пресвятой Богородицы, переосвящен в ее честь. Однако день памяти святого Василия остался престольным праздником прихода.

Митрополит Московский Кирилл в 2013 году освятил главный придел и придел преподобного Сергия Радонежского в храме Николая Мирликийского Чудотворца в Замоскворечье

Храм одноглавый с множеством окон, что делает его светлым и уютным, несмотря на строгость архитектурных форм и барельефов.

На территории построен крестильный дом с большой мраморной купелью и освящен в честь Равноапостольного Князя Владимира. Здесь проводятся обряды крещения и просветительские беседы.

Ансамбль дополняют большая колокольня, часовня Святителя Тихона, здание Православного Гуманитарного Университета, и Традиционная Свято-Петровская гимназия.

Служители храма Святителя Николая ведут воскресную школу, организуют паломничества

При церкви организована бесплатная воскресная школа как для детей, так и для взрослых, где каждый желающий может обучаться Слову Божиему, хоровому пению, постигать Библию,

Юноши и девушки от 13 до 25 лет участвуют в занятиях молодежного хора при воскресной школе Николо — Кузнецкого храма

В летнее время работает выездной православный лагерь «Богослово», участники которого, в основном дети и подростки из малоимущих семей не только духовно просвещаются, но и активно отдыхают на свежем воздухе.

Организовываются паломнические поездки по святым местам.

Работает и православная Свято-Петровская традиционная гимназия, где наряду с Богословием преподаются и общеобразовательные дисциплины. По окончании, учащиеся получают аттестаты государственного образца.

Существует и так называемая семейная церковь, где обучают родителей семейным ценностям, обыгрывая разные мирские ситуации, с библейской точки зрения.

Организована и успешно развивается социальная помощь малоимущим и многодетным семьям. Работает группа помощи в чрезвычайных ситуациях.

Перечень святынь храма Николы возглавляет икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»

Список иконы Божией Матери был передан церковью Николы в Садовниках во время Октябрьской революции. Немало чудес происходило, от исцеления болезней до избавления от искушений благодаря ей. Престольный праздник в честь чудотворной иконы проводят 25 января и 7 февраля.

Цветами и лампадами украшенная икона «Утоли моя печали» во время престольного праздника в Николо — Кузнецком храме в Москве

Еще одна из почитаемых святынь — икона Пресвятой Божией Матери «Взыскание погибших». По некоторым данным, именно перед этой иконой, Михаил Юрьевич Лермонтов сочинил стихотворение «Молитва странника». Престольную память иконы в храме Святителя Николая в Кузнецах празднуют 18 февраля.

Великое количество чудес свершается благодаря иконе Николая Мирликийского Угодника и его житию, представляющими не менее важную святыню храма в Кузнецкой слободе. Почитают икону трижды в год: 6 декабря, 22 мая и 11 августа. В эти дни проводятся праздничные мероприятия.

Следующая немаловажная святыня, чей престол празднуется 26 февраля, 6 мая и 26 октября, список Иверской Божией Матери. Матушка оберегает домашний очаг и ходатайствует о нуждах православных перед Сыном своим, Господом нашим. Оригинал иконы находится в мужском монастыре на Афоне, куда ни разу не ступала женская нога.

Отмечается так – же икона Святителя Алексия, возлагающего крест на преподобного Сергия.

Внутреннее убранство храма идеально гармонирует с архитектурой раннего классицизма

Храм Николы в Кузнецах имеет свой официальный сайт, на котором каждый желающий может, прочесть новости и другую полезную информацию

Службы в храме проводятся ежедневно.

В будние дни в 8:00 — обедня

В воскресенья и праздники обедня возглашается в 7:00 и 9:00

Вечерняя Литургия по будням и праздникам в 17:00

Каждый четверг проводится акафист Богородице и освящается вода

Более подробное расписание Богослужений еженедельно публикуется на сайте храма.

Действующий настоятель храма Николая Чудотворца — протоиерей Владимир (Воробьёв).

В классы воскресной школы, и на огласительные беседы можно записаться по телефону: 8 (495) 951-61-41, или непосредственно в храме за свечным ящиком.

Читайте также:
Зачатьевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Николо-Кузнецкий храм располагается в Москве, по улице Новокузнецкая, дом 23Б. Ближайшие станции метро в шаговой доступности: Павелецкая, Третьяковская и Новокузнецкая.

Крестобогородская церковь в Ярославле

Ярославль — древний исторический город, его появление датируется 862 годом. Поэтому здесь сохранилось множество памятных мест, свидетельствующих о прошедших временах. Речь пойдет о Крестобогородской церкви в Ярославле, которая имеет древнюю и современную историю, насыщенную богатыми событиями.

История основания

Есть в г. Ярославле район Кресты. Расположен он на том месте, где в 1655 году митрополит Иона Сысоевич при въезде в город со стороны Ростова. на Поклонной горе, установил трехметровый крест. Сделал он это в честь победы над моровой язвой, шествующей в то время по всей Руси.

С чудотворной иконой Смоленской Божьей Матери был совершен крестный ход. Совместными молитвами духовенства и народа во главе с митрополитом Ионой город был спасен от гнева Божьего, — чума обошла его стороной.

По прошествии немного времени здесь была сооружена часовня, а затем и церковь Положения Ризы Божьей Матери. Рядом со святым местом возникла деревня, которая стала называться, как и церковь, — Богородской или сокращенно Кресты. Спасский монастырь, расположенный неподалеку, снабжал новый храм всей необходимой служебной утварью.

Православные храмы Ярославля:

Первая церковь, выстроенная в 1677 году, была деревянной. Спустя почти сто лет, а точнее, в 1760 году, было начато строительство нового каменного храма. Средства на его возведение были пожертвованы владельцем мануфактурной фабрики, а также колокольного завода, Д. М. Затрапезновым. Главный престол церкви освятили в честь Положения Ризы Божьей Матери, а зимний — св. Николая Чудотворца (впоследствии митрополита Московского Филиппа).

В середине прошлого столетия это место стало частью города. Была проведено расширение Московского проспекта, из-за чего снесли ряд построек. То же самое планировалось проделать и с церковью Ризоположения. Однако верующим невероятными усилиями удалось предотвратить это и сохранить храм.

Современное состояние

С конца двадцатого века в течение двух десятилетий на территории храма широко проводились реставрационные работы. Было сделано:

  • проведена отопительная система;
  • обновлены полы;
  • пристроена паперть к зимнему храму;
  • восстановлена роспись храма (художник Ю. И. Афринов);
  • водружен 200-пудовый колокол и многое другое.

Описание храма и святыни

Крестобогородский храм — это небольшая одноглавая церковь, совершенно непримечательная снаружи, имеет три придела. Не прекращала свою деятельность во все время советской власти.

В храме можно увидеть икону Антония Римлянина. История ее появления такова. Архиепископ Антоний, возглавлявший Ярославскую епархию, в 1806 году каждый день приходил к Кресту, чтобы просить о спасении от мучившей его болезненной тучности. В память об этом и был поставлен в церкви образ вышеупомянутого святого. Сам Владыка Антоний в 1811 году в благодарность за полученное исцеление выделил средства на постройку зимней церкви Животворящего Креста Господня.

Православные обители Ярославля:

В 1817 году для церкви был сделан новый иконостас, жертвенник и престол. Работы были выполнены знаменитыми ярославскими резчиками Столаревыми, отцом и сыном. Чуть позже, в 1825 году, под руководством протоиерея А. Смирнова, который и сам являлся хорошим художником, выполнена роспись храма и приделов.

Наиболее почитаемая святыня храма — Крест митрополита Ионы, по сторонам которого иконы с предстоящей Богородицей, Иоанном Богословом, Марией Магдалиной, Лонгином Сотником. Их происхождение датируется более поздними сроками, предположительно 1760 годом.

Есть святыни, которые были обретены в современное время. К ним можно отнести «Положение ризы Богоматери во Влахерне» с частицей святого хитона Богородицы.

Деятельность прихода

На территории Крестобогородского храма действует церковно-просветительский центр. В его проекты входит:

  • детская воскресная школа;
  • курсы катехизации;
  • просветительские беседы, подготавливающие к осознанному принятию Причастия;
  • сотрудничество с общественными организациями;
  • многое другое.

Цель этой деятельности — приобщение верующих к полноценной церковной жизни.

Престольные праздники и богослужения

15 июля празднуется Ризоположение. Хитон, принадлежавший когда-то Богородице, из поколения в поколение бережно передавался и хранился на Святой Земле. Святая Риза источала из себя множество чудес и не раз спасала тот город, в котором хранилась.

Впервые святыня была обнаружена во времена императора Льва Македонянина. Находилась она в небольшом селении близ Назарета у одной престарелой еврейки. Паломники, остановившиеся у нее на ночлег, удивились тому, что в доме горит столько свечей и фимиама. На неотступные просьбы рассказать, что за святыня находится здесь, женщина нехотя открыла им свою тайну. Хитон был сразу же перевезен в Константинополь во Влахернский храм.

Храм открыт ежедневно, проводятся регулярно службы. По праздникам служатся две литургии, ранняя и поздняя. Церковь очень посещаема верующими и паломниками. Это один действующий храм в районе, поэтому народу сюда стекается, как правило, много.

Как добраться

Храм расположен почти у самого въезда в Ярославль, в конце Московского проспекта, дом 161. К нему можно добраться:

  • маршруткой — №№ 157т, 104, 76, 75, 73, 71, 47, 36;
  • троллейбусом — № 9;
  • автобусом — №№ 41а, 33.
Читайте также:
Храм Евфросинии Московской: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

Транспорта до церкви ходит много, так что добраться, как правило, очень легко.

Крестобогородская церковь (Ярославль)

Крестобогородская церковь (Церковь Ризоположения в Крестах) — православная церковь в Ярославле, находящаяся на Московском проспекте, в микрорайоне Кресты.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

В середине XVII века к городу подступало страшное бедствие Средневековья — эпидемия чумы. Чтобы спасти жителей города, ярославское духовенство направилось к южной границе Ярославля, где молитвами пыталось остановить болезнь. Неизлечимая болезнь отступила.

В 1655 году ростовский митрополит Иона Сысоевич поставил «у врат града Ярославля, для его сохранения», трёхметровый крест (Распятие с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником) в память об избавлении города от неизлечимой болезни.

Место это с древних времён носило название Поклонная гора, здесь находилась самая высокая точка при въезде в Ярославль. Как писал этнограф, фольклорист и археолог Николай[уточнить], «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов».

Позже на этом месте была построена деревянная часовня. В 1677 году рядом с часовней крестьянами Спасского монастыря была построена и освящена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Возле неё в конце столетия возникли два села. Потом они объединились в крупную деревню, названную Крестобогородской (или просто Кресты). Позже в обиходе ярославцы так же стали называть церковь.

В 1760 году (по другим данным, в 1738 — возможно, это год начала строительства) на средства богатейшего ярославского купца Дмитрия Затрапезнова была построена ныне существующая каменная Крестобогородская церковь. Главный престол в летнем храме был посвящён Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии переименован во имя Филиппа, митрополита Московского. Часовня, в которой находился крест 1655 года, в 1760 года также стала каменной — она примкнула к северному фасаду летнего храма. В 1817 году к часовне с востока пристроили алтарь, а с запада — трапезную, и она была превращена в третий придел храма, освящённый в честь Животворящего Креста.

В советское время Крестобогородская церковь никогда не была закрыта, и в ней продолжались богослужения. В 1989—1994 годах на средства прихода и областного бюджета церковь была отреставрирована, с запада к храму во всю его ширину пристроена паперть.

Современное состояние [ править ]

Церковно-просветительский центр

Территория прихода Крестобогородского храма довольно обширна, в нее входят два окраинных спальных района города Ярославля. Большое количество верующих посещает храмовые богослужения, а также получает духовные наставления у приходских священнослужителей.

В сложившейся ситуации отрыва наших сограждан от духовных традиций русского народа, вследствие атеистической пропаганды во времена безбожной власти, представляется необходимой просветительская деятельность на православных приходах.

В сложившейся ситуации отрыва наших сограждан от духовных традиций русского народа, вследствие атеистической пропаганды во времена безбожной власти, представляется необходимой просветительская деятельность на православных приходах.

Здание, в котором ныне располагается церковно-просветительский центр, было построено во второй половине XIX века для церковно-приходской школы. После отнятия его у Церкви советской властью в здании располагалась юношеская библиотека. В середине 90-х годов XX столетия здание было возвращено законному владельцу – местному православному приходу.

Протоиерей Владимир Пчелкин, имевший замысел об открытии церковно-просветительского центра, осознавая недостаток помещений в переданном здании, принял решение о его реконструкции. На протяжении более десяти лет под неусыпным взором настоятеля продолжались строительные работы. Были сооружены пристройки к историческому зданию и мансардный этаж.

Протоиерей Владимир, будучи искренним пастырем и духовным отцом для прихожан, радел об их возрастании во Христе. Он положил многие труды для открытия церковно-просветительского центра. Господь не судил ему увидеть при земной жизни увенчание успехом его стараний. Любимый многими пастырь отошел ко Господу в сентябре 2009 года, за год до освящения центра.

Труды по благоустройству здания продолжил новый настоятель храма иерей Александр Пчелкин, который еще, будучи помощником настоятеля, работал над этим проектом.

Церковно-просветительский центр Крестобогородского храма был открыт 3 октября 2010 года. Освящение здания и молебен перед началом занятий совершил Высокопреосвященнейший Кирилл Архиепископ Ярославский и Ростовский в день празднования 355-летия поставления Животворящего Креста на Поклонной горе города Ярославля и 250-летия освящения каменного Крестобогородского храма.

В рамках центра осуществляется ряд проектов. В их числе церковно-приходская школа для детей, курсы катехизации, ознакомительные беседы перед Таинством Святого Крещения, а также сотрудничество с общественными организациями. Целью деятельности церковно-просветительского центра является вовлечение детей и юношества, прихожан храма и жителей города к полнокровной и благодатной церковной жизни.

Читайте также:
Высоко-Петровский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Перед Таинством Святого Крещения с родителями младенца, или сознательным взрослым ребенком или взрослым человеком проводятся две обязательные ознакомительные беседы, имеющие целью подготовку к осознанному принятию таинства. В беседах участвуют желающие принять Крещение взрослые и подростки с 14 лет, а также родители и восприемники (крестные) детей. Беседы проводятся по вторникам и четвергам (по выбору слушателей) в 18.30 и непосредственно перед совершением Крещения, которое совершается по пятницам, субботам и воскресеньям. Предварительную беседу проводит катехизатор, а перед совершением Таинства – совершающий его священник.

Курсы катехизации

Курсы были открыты в октябре 2010 года. Их цель – духовное просвещение сотрудников и прихожан храма, получение ими знаний по основным предметам церковной науки. Срок обучения – 2 года.

Читаются лекции по следующим дисциплинам:

Катехизис это наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для его правильного служения Богу и спасения души. Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25). Курс катехизиса представляет собой основные положения богословия Православной Церкви.

Христианская этика является раскрытием православного вероучения касательно нравственности, аскетического духовного делания в личной и общественной жизни христианина. Объясняются такие основополагающие моменты духовной жизни как соблюдение заповедей, молитва, пост, стяжание добродетелей, борьба с искушениями и страстями, взаимоотношение в семье и обществе.Христианская этика является раскрытием православного вероучения касательно нравственности, аскетического духовного делания в личной и общественной жизни христианина. Объясняются такие основополагающие моменты духовной жизни как соблюдение заповедей, молитва, пост, стяжание добродетелей, борьба с искушениями и страстями, взаимоотношение в семье и обществе.

История Церкви раскрывает исторический путь Церкви Христовой с первых веков ее существования до наших дней. В курс входит Общая церковная история, история Православных поместных Церквей и Русской Православной Церкви.

Литургическое предание – предмет, включающий в себя изучение православного богослужения и его истории. Цель предмета – осознанное участие в богослужении.

Ветхий завет – изучение книг Ветхого Завета Священного Писания.

Новый завет – изучение книг Нового Завета Священного Писания.

Церковно-приходская школа

Школа открыта в октябре 2010 года. Цель школы – приобщение к полнокровной церковной жизни детей и юношества.

Закон Божий. В рамках предмета раскрываются православное вероучение, традиции и праздники Православной Церкви. Так же изучается Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Музыкальные занятия имеют целью приобщение учеников к традиции богослужебного пения. Разучиваются детские песни христианского и светского содержания, проводятся занятия по вокалу.

Святыни [ править ]

  • Животворящий Крест Господень

История церкви Ризоположения теснейшим образом связана с ее главной святыней – Крестом Господним, водруженным митрополитом Ростовским Ионой в 1655 г. на Поклонной горе близ Ярославля в память об избавлении города от страшного бедствия — моровой язвы 1654 г.

Моровая язва, очевидно бубонная чума, бушевала в центральной России в 1654 году. Многие жители городов и весей погибли от этой болезни. Она надвигалась к границам Ярославля с московской стороны. Благочестивые горожане и жители пригородов стали усердно взывать к Господу о помощи. Они совершали крестные ходы вокруг ярославских пределов. Вседержитель внял молитвам. Моровая язва не вошла в город, хотя многие окрестности от нее сильно пострадали. В благодарность Богу о чудесном избавлении и в напоминание о нем грядущим поколениям по сложившейся традиции был поставлен поклонный крест.

  • Икона Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене, Мати» (Оплакивание Христа)

Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета».

Эта икона участвовала в Богослужении только один раз в год, на Страстную седмицу, ее выкладывали на аналой чаще всего в Cтрастную пятницу. Это образ стойкости Христа перед уготованными Ему муками. Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»

  • Икона Митрополита Филиппа Московского

Митрополит Филипп II (в миру — Фёдор Степанович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением опричных злодейств царя Ивана Грозного.

До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

Читайте также:
Монастыри Греции: православные действующие мужские и женские, описания и история

В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 октября (по юлианскому календарю).

Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги Варвары. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.

По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 4, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена.

  • Икона Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Божия Матерь перед блаженным успением подарила одну из Своих одежд (ризу) благочестивой девице-еврейке и завещала ей перед кончиной передать также девице. С того времени честная Риза Пресвятой Богородицы хранилась в роду этой девицы, передаваясь из поколения в поколение.

Во времена византийского императора Льва I Великого (457—474) и святого Геннадия, Патриарха Константинопольского (+471; память 3 августа), приближенные императора братья Галвин и Кандид обнаружили честную Ризу в доме престарелой еврейки.

Братья, совершая паломничество в Святую Землю, посетили Назарет и остановились на ночлег в небольшом селении рядом с городом. В доме, где они ночевали, паломники обратили внимание на зажженные свечи и исходивший фимиам. Хозяйка объяснила им, что хранит великую святыню, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Вскоре ковчег со святыней был перевезен в Константинополь.

Во Влахерне (предместье Константинополя на берегу моря, у корабельной пристани) был воздвигнут новый храм в честь Божией Матери. 2 июля 458 года святитель Геннадий торжественно перенес честную Ризу во Влахернский храм и положил ее в новом ковчеге на престоле.

18 июня 860 года русский флот Киевского князя Аскольда осадил Константинополь с моря. Святой Патриарх Фотий (+891; память 6 февраля) призвал паству слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Божией Матери. Опасаясь поругания святынь, хранившихся в прибрежном Влахернском храме, все их, в том числе и Ризу Богоматери, перенесли в Константинополь. Честная Риза была с крестным ходом обнесена вокруг города. С упованием на заступничество Божией Матери край Ризы погрузили в воды Босфора, а затем святую Ризу положили в храме Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью усмирила воинственность русских воинов. 25 июня был заключен мирный договор. 2 июля чудотворную Ризу Божией Матери вновь положили во Влахернском храме.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Крестобогородский храм расположен в самом конце Московского проспекта, фактически на въезде в Ярославль со стороны Москвы.

Адрес: Россия, г. Ярославль, Московский проспект 161

  • автобусом — 33, 41а
  • троллейбусом — 9
  • маршрутное такси — 36, 47, 71, 73, 75, 76, 104, 157т

Телефоны для справок:

  • (4852) 44-84-25 — настоятель иерей Александр Пчелкин,
  • (4852) 44-01-99 — канцелярия;
  • (4852) 44-32-23 — свечной ящик

Крестобогородский храм

История села Крестобогородского началась в 1655 году, когда ростовский митрополит Иона Сысоевич водрузил здесь, «у врат града Ярославля, для его сохранения», крест в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 году. Место это, с древних времен носившее название Поклонная гора, — высшая географическая точка при въезде в Ярославль, и, как писал Н. Г. Первухин, «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов». Выбор владыки не был случаен, продолжает Нил Григорьевич, «ибо для золотого века допетровской Руси красота и религия были нераздельны и прекрасное венчалось крестом»

Крест владыки Ионы находился сначала в деревянной часовне, рядом с которой поселились несколько семей из деревень Ильцино, Михайловское и из прихода церкви Николы в Меленках. В 1677 году вблизи от часовни крестьянами Спасского монастыря была построена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Эти земли принадлежали Спасскому монастырю, который оснастил новый храм богослужебными книгами, иконами, утварью. Из монастыря были принесены иконы Смоленской Богоматери и Положения Ризы Богоматери, из Николо-Мельницкой церкви — икона Николая Чудотворца (они и ныне находятся в храме). В честь креста и Богородичного образа село получило название Крестобогородского, или Крест.

Читайте также:
Казанский монастырь в Ярославле: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

В 1760 году прихожане на свои средства соорудили стена в стену с часовней каменную церковь, весь материал на ее строительство пожертвовал владелец Ярославской Малой мануфактуры Дмитрий Максимович Затрапезнов. Главный престол в летнем храме посвятили Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии он был переименован во имя Филиппа, митрополита Московского (возможно, в память о том, что в 1652 году через эту местность будущий Патриарх Никон сопровождал мощи святителя из Соловецкого монастыря в Москву). Освящал новую церковь 3 декабря митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) — в храме бережно хранится антиминс от святителя.

В 1762 году священник деревянной церкви села Сидоркова Ярославского уезда обратился к преосвященному за благословением на строительство деревянного храма взамен сгоревшего в прошлом году. Владыка ответил, что вскоре после подачи прошения явился в духовное ведомство церковный староста означенной церкви, крестьянин Иван Алексеев. Он сказал, что договорился «с священником и приходскими людьми, чтоб имеющуюся в селе Богородском [что у Креста] излишнюю деревянную церковь (вместо коей в том селе Богородском построена вновь каменная церковь, а та деревянная по прошению того села Богородского священника с приходскими людьми совсем упразднена и ничего в ней кроме одних стен нет), взять им в то село Сидорково за надлежащую плату». Митрополит Арсений распорядился разобрать деревянный Крестобогодский храм и перевезти его в указанное село. (Церковь простояла на новом месте недолго — в 1788 году была заменена каменной.) Данный документ дает нам дополнительные сведения — каменный храм в селе Крест был возведен не на месте деревянного, а рядом с ним.

В 1806 году архиепископ Ярославский Антоний, страдавший тучностью, каждый день ходил к кресту молиться; в память о его ежедневной молитве в церкви была поставлена икона Антония Римлянина, дошедшая до наших дней. В благодарность за избавление от болезни владыка благословил и отчасти профинансировал строительство в 1811 году вместо часовни у северного фасада здания теплой церкви Животворящего Креста Господня.

В 1817 известный ярославский резчик Гаврила Столарев с сыном Кузьмой сделал для нового храма иконостас, престол и жертвенник. В заключенном с ними договоре имелось замечание: «чтоб в каждом месте для иконы были бы деки к написанию изображениев, кроме Спасителевой и Богоматери икон, кои должны быть подле царских врат» (сообщено А.И.Шемякиным). Росписи главного храма и приделов выполнены после 1825 года под наблюдением местного священника Андрея Смирнова, который и сам являлся хорошим художником. В 1831 он преподнес императору Николаю I написанное им на стекле изображение креста Ионы Сысоевича, за что ему были пожалованы золотые, украшенные драгоценными камнями часы.

Главная святыня храма — «натуральной» величины живописный крест митрополита Ионы, по сторонам от которого — иконы с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоаном Богословом и Логином Сотником (по мнению искусствоведа Т. Е. Казакевич, исполнение боковых икон можно отнести к 1760 году — времени окончания строительства зимнего храма). На кресте надпись: «Да не найдут к тому сюда на люди его [града Ярославля] паки тлетворных ветров беды и да будет сие святое изображение от нас Богу, Всевышнему Отцу светов, во благодарение и во славу Господа нашего Иисуса Христа, яко силою Животворящего Креста сего, заступлением Пресвятой Богородицы и молитв ради св. чудотворцев Феодора и чад его), Давида и Константина, и Василия и Константина, скоро тогда в стране нашей смертоносная язва утишися и преста и елие благоденство и тишина наста». Поток «благочестивых граждан» к чтимой святыне был настолько велик, что возникла необходимость его отрегулировать. В одном из номеров Ярославских Епархиальных Ведомостей за 1884 помещено объявление местного священника Валентина Орлова, в котором богомольцы приглашались в Крестобогородский храм на литургию по пятницам в утренние часы, а в летнее время — ежедневно с пяти до восьми часов вечера «вход ко Кресту Господню может быть отверзт для приходящих поклонников без малейшего замедления».

В 1989-1994 годах на средства прихода и областного бюджета святыня отреставрирована под руководством А. Н. Клячиной и В. И. Васина. В нижнюю часть креста, восстановленную в ходе работ, в настоящее время вставлено множество современного изготовления ковчежцев с частицами мощей святых.

Из святынь, обретенных в последние годы, можно указать выполненную недавно для главного иконостаса икону «Положение ризы Богоматери во Влахерне» с частицей ризы Богоматери. Незадолго до ухода на покой митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд) вложил в Ризоположенскую церковь свой серебряный напрестольный крест.

Читайте также:
Храм Песчанской Божией Матери в Измайлово: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

На Поклонной горе ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского устроило первый привал перед походом на Москву, здесь собирались богомольцы в праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонную неделю. До Крестобогородского села горожане с крестным ходом каждый год провожали чудотворные ростовские иконы Богоматери Владимирской и Тихвинской.

Жители Ярославля в утреннее и вечернее время, чаще летом, приходили в селение Крест любоваться восхитительным видом — отсюда хорошо просматривались 35 деревень и 13 сел. Как отмечал один из любителей прекрасного, «особенно красивым кажется отсюда Ярославль в начале дня; при утреннем солнечном свете он блистал яркими огнями от множества позлащенных глав. Удивительный пейзаж никого не оставлял равнодушным и создавал особое настроение. И кажется, совсем не случайно на одном из местных колоколов была отлита надпись: «услышав призывной звук, раздающийся в круге небесном, спешите во храм, но с неожесточенными сердцами».

Благодаря географическому положению села Крест, находившегося на Московской дороге при въезде в Ярославль, храм посещали не только обычные паломники и туристы, но и первые духовные и светские лица страны как прошлого, так и современности.

Крестобогородская церковь входит в число пяти храмов Ярославля, в которых не прекращалось богослужение все годы советской власти. Но в ее истории был период, когда над ней нависла реальная угроза закрытия. На заседании исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся, проходившего 15 июня 1966 года было принято решение «Об организации въезда в город Ярославль в районе с. Крест» (напомним, что тогда в этой части города велось активное строительство поселка при Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем заводе). Этим решением одобрялся снос Крестобогородской церкви, которая мешала устройству автомобильной дороги. Но Министерство культуры РСФСР отклонило представление облисполкома в связи с тем, что включает «данное здание в число памятников, подлежащих охране государством, а религиозное общество является активным и церковь поддерживает масса верующих». Возможно, свою роль сыграло письмо в министерство, написанное известным искусствоведом Верой Григорьевной Брюсовой в защиту церкви от сноса.

Недаром в циркуляре министерства говорилось о приходской общине, а это были преимущественно немолодые, много пережившие женщины. Возглавляемые старостой, Екатериной Васильевной Шишаковой (позднее она приняла постриг с именем Евгения), они в короткий срок собрали сотни подписей, пытались пробиться в кабинеты высоких должностных лиц как в Ярославле, так и в Москве. Отстаивая свой храм, прихожане писали письма в разные инстанции. В одном из таких посланий говорилось: «Мы, люди нашего поколения, прожили нелегкую жизнь. Большинство из нас отдавали себя Родине без остатка в тяжелые годы, большинство из нас прежде времени потеряли здоровье. А сколько среди нас матерей, которые отдали Родине своих детей, а жен и сестер, которые потеряли в войну своих мужей и братьев, воспоминание и скорбь о которых только и смягчается во время пребывания нашего в храме».

Не желая мириться с существованием действующей церкви на главном въезде в город, областные власти в 1968 году предложили другое решение — выпрямить дорогу так, чтобы храм остался в стороне и устроить в нем музей («со всем культовым имуществом»), а приход перевести в церковь Параскевы Пятницы на Тутовой горе. Но община н с этим была несогласна: «Пятницкий храм на протяжении десятков лет используется под склад. Внутри ничего нет, что относится к храму: стенная живопись изуродована и забелена известью, колокольня разрушена, купола снесены, находится она на расстоянии 7 или 8 км от нашего храма». Это был, пожалуй, один из самых драматичных периодов борьбы за церковь: советские власти оказывали давление не только на прихожан, но и на митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна. Сохранилось письмо владыки, в котором он убеждал приходской совет прекратить сопротивление и согласиться на предложение властей: «взять новый храм необходимо, в противном случае богослужения в общине прекратятся; Ярославль потеряет одну церковь, и грех этой утраты будет лежать на старосте церкви и ее исполнительном органе».

Когда уже велась подготовительная работа к началу реставрации Пятнице-Туговской церкви, в Москве было принято постановление о продолжении богослужений в Крестобогородском храме (определенная роль в таком разрешении конфликта принадлежала, по его собственному признанию, Александру Николаевичу Яковлеву, а также Вере Григорьевне Брюсовой).

Сейчас, спустя несколько десятилетий, можно утверждать, что только благодаря невероятным усилиям приходской общины, твердости духа простых русских женщин мы обязаны спасению этой церкви.

Ризоположенский храм находится в ведении Русской Православной Церкви. Последние два десятилетия в нем осуществляются реставрационные, строительные, восстановительные работы: по инициативе и при активном участии настоятеля, митрофорного протоиерея Владимира Пчелкина сделаны новые полы и отопление, к зимнему храму пристроена паперть, внутри он заново расписан московским художником Юрием Ильичем Африным. В 2008 году на приходскую колокольню был поднят 200-пудовый колокол — один из самых больших из современных в Ярославле.

Читайте также:
Тверская епархия: священники, монастыри и храмы, духовенство и указы

Священномученик Димитрий Смирнов.

В революционное время в Крестовоздвиженском храме служил протоиерей Димитрий Смирнов, причисленный к лику новомучеников и исповедников.

Он родился в семье священника Троицкой церкви Норского посада. Образование получил в Ярославской духовной семинарии, после окончания которой занимал должность преподавателя в училище при Норской прядильной мануфактуре. Здесь он встретился со своей будущей супругой, бедной девушкой, работавшей на фабрике с двенадцати лет – Елизаветой Яковлевной Чирковой. Родителей, поначалу противившихся такому браку из сословных соображений, Димитрий смог убедить дать благословение.

В 1894 году Димитрий был рукоположен в священный сан и назначен настоятелем храма села Пестово Ярославского уезда. На месте своего служения отец Димитрий положил много сил в устроении Пестовской школы, где был заведующим и учителем, доведя ее состояние до одной из образцовых в губернии. В 1902 году был назначен на место своего отца в Троицкую церковь Норского посада. Здесь бтюшка снова соединял пастырскую деятельность с учительской. Особым деянием отца Димитрия было строительство приписной к его приходу церкви святителя Николая Чудотворца в деревне Курилово, начатое еще его отцом. Здесь же он заведовал и церковно-приходской школой.

В 1915 году отец Димитрий переведен в Крестовоздвиженский храм города Ярославля. С 1918 года являлся личным секретарем митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела. В время проведения кампании по изъятию церковных ценностей в апреле 1922 годабатюшка был арестован. Комиссия по изъятию обнаружила утаенную старостой драгоценную ризу с чтимой иконы великомученика Димитрия. Настоятеля и еще нескольких человек арестовали. Отец Димитрий был осужден на три года тюремного заключения. Впоследствии срок был сокращен наполовину.

В 1927 году последовал новый арест за «распространение в частных беседах, на собраниях и с церковного амвона провокационных слухов в связи с китайской революцией и разрывом дипломатических отношений с Англией». За недостаточностью компрометирующего материала дело было закрыто.

В 1930 году отец Димитрий получил пять лет концлагеря по обвинению в помощи ссыльным священнослужителям, причастность к чему он отрицал. Срок отбывал на лесоповале в Вятской области, а затем в Каргополе.

После освобождения в 1934 году бтюшка не имел права жительства в больших городах. Вместе с супругой проживал в Некаузском районе, в селе Брагино под Ярославлем, наконец в селе Хопылево, близ родины адмирала Федора Ушакова, где ими был куплен дом. Здесь немолодой уже и изнуренный ссылкой священнослужитель занимался частным хозяйством, разводил кур.

В 1938 году отец Димитрий был обвинен в антисоветской деятельности, как участник группы священнослужителей Феодоровского собора, и снова арестован. Приговором была ссылка в Казахстан. Тм он был снова заключен в тюрьму. Семье сообщили, что он скончался в тюрьме 26 июня 1940 года.

Протоиерей Димитрий Александрович Смирнов причислен к лику святых Русской православной Церкви 17 июля 2001 года решением Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Празднование его памяти совершается: 13 (26) июня — в день праведной кончины.

Духовенство:

Протодиакон Николай Мальцев

Телефоны: (4852) 44-84-25 — настоятель иерей Александр Пчелкин,
(4852) 44-95-90 — канцелярия;
(4852) 44-32-23 — свечной ящик

Крестобогородский храм г. Ярославля

Официальный приходской сайт

Крестобогородский храм г. Ярославля

Контактная информация

  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Престольные праздники:
    • Ризоположения – Июль 15 [по н.с.]
    • митр. Ионы Московского – Апрель 13 [по н.с.] (день преставления), Июнь 9 [по н.с.] (перенесение мощей), Июнь 28 [по н.с.]
  • Святыни: лавная святыня храма — «натуральной» величины живописный крест митрополита Ионы, по сторонам от которого — иконы с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоаном Богословом и Логином Сотником. На кресте надпись: «Да не найдут к тому сюда на люди его [града Ярославля] паки тлетворных ветров беды и да будет сие святое изображение от нас Богу, Всевышнему Отцу светов, во благодарение и во славу Господа нашего Иисуса Христа, яко силою Животворящего Креста сего, заступлением Пресвятой Богородицы и молитв ради св. чудотворцев Феодора и чад его), Давида и Константина, и Василия и Константина, скоро тогда в стране нашей смертоносная язва утишися и преста и елие благоденство и тишина наста».
    В нижнюю часть креста, восстановленную в ходе работ в 1994 г., в настоящее время вставлено множество современного изготовления ковчежцев с частицами мощей святых.
  • Краткая историческая справка: История села Крестобогородского началась в 1655 году, когда ростовский митрополит Иона Сысоевич водрузил здесь, «у врат града Ярославля, для его сохранения», крест в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 году. Место это, с древних времен носившее название Поклонная гора, — высшая географическая точка при въезде в Ярославль, и, как писал Н. Г. Первухин, «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов». Выбор владыки не был случаен, продолжает Нил Григорьевич, «ибо для золотого века допетровской Руси красота и религия были нераздельны и прекрасное венчалось крестом»

    Крест владыки Ионы находился сначала в деревянной часовне, рядом с которой поселились несколько семей из деревень Ильцино, Михайловское и из прихода церкви Николы в Меленках. В 1677 году вблизи от часовни крестьянами Спасского монастыря была построена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Эти земли принадлежали Спасскому монастырю, который оснастил новый храм богослужебными книгами, иконами, утварью. Из монастыря были принесены иконы Смоленской Богоматери и Положения Ризы Богоматери, из Николо-Мельницкой церкви — икона Николая Чудотворца (они и ныне находятся в храме). В честь креста и Богородичного образа село получило название Крестобогородского, или Крест.

    В 1760 году прихожане на свои средства соорудили стена в стену с часовней каменную церковь, весь материал на ее строительство пожертвовал владелец Ярославской Малой мануфактуры Дмитрий Максимович Затрапезнов. Главный престол в летнем храме посвятили Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии он был переименован во имя Филиппа, митрополита Московского (возможно, в память о том, что в 1652 году через эту местность будущий Патриарх Никон сопровождал мощи святителя из Соловецкого монастыря в Москву). Освящал новую церковь 3 декабря митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) — в храме бережно хранится антиминс от святителя.

    В 1762 году священник деревянной церкви села Сидоркова Ярославского уезда обратился к преосвященному за благословением на строительство деревянного храма взамен сгоревшего в прошлом году. Владыка ответил, что вскоре после подачи прошения явился в духовное ведомство церковный староста означенной церкви, крестьянин Иван Алексеев. Он сказал, что договорился «с священником и приходскими людьми, чтоб имеющуюся в селе Богородском [что у Креста] излишнюю деревянную церковь (вместо коей в том селе Богородском построена вновь каменная церковь, а та деревянная по прошению того села Богородского священника с приходскими людьми совсем упразднена и ничего в ней кроме одних стен нет), взять им в то село Сидорково за надлежащую плату». Митрополит Арсений распорядился разобрать деревянный Крестобогодский храм и перевезти его в указанное село. (Церковь простояла на новом месте недолго — в 1788 году была заменена каменной.) Данный документ дает нам дополнительные сведения — каменный храм в селе Крест был возведен не на месте деревянного, а рядом с ним.

    В 1806 году архиепископ Ярославский Антоний, страдавший тучностью, каждый день ходил к кресту молиться; в память о его ежедневной молитве в церкви была поставлена икона Антония Римлянина, дошедшая до наших дней. В благодарность за избавление от болезни владыка благословил и отчасти профинансировал строительство в 1811 году вместо часовни у северного фасада здания теплой церкви Животворящего Креста Господня.

    Храм никогда не закрывался. Последние два десятилетия в нем осуществляются реставрационные, строительные, восстановительные работы: по инициативе и при активном участии настоятеля, митрофорного протоиерея Владимира Пчелкина(+ 2009) сделаны новые полы и отопление, к зимнему храму пристроена паперть, внутри он заново расписан московским художником Юрием Ильичем Африным. В 2008 году на приходскую колокольню был поднят 200-пудовый колокол — один из самых больших из современных в Ярославле.

Крестобогородская церковь в Ярославле: рассмотрим по полочкам

В городе Ярославле на территории Московского проспекта, рядом с парком Нефтяников, расположилась церковь под названием Крестобогородская, также ее называют церковью Ризоположения в Крестах.

История основания

Есть в г. Ярославле район Кресты. Расположен он на том месте, где в 1655 году митрополит Иона Сысоевич при въезде в город со стороны Ростова. на Поклонной горе, установил трехметровый крест. Сделал он это в честь победы над моровой язвой, шествующей в то время по всей Руси.

Крестобогородский храм (церковь Ризоположения) в Ярославле

С чудотворной иконой Смоленской Божьей Матери был совершен крестный ход. Совместными молитвами духовенства и народа во главе с митрополитом Ионой город был спасен от гнева Божьего, — чума обошла его стороной.

По прошествии немного времени здесь была сооружена часовня, а затем и церковь Положения Ризы Божьей Матери. Рядом со святым местом возникла деревня, которая стала называться, как и церковь, — Богородской или сокращенно Кресты. Спасский монастырь, расположенный неподалеку, снабжал новый храм всей необходимой служебной утварью.

Первая церковь, выстроенная в 1677 году, была деревянной. Спустя почти сто лет, а точнее, в 1760 году, было начато строительство нового каменного храма. Средства на его возведение были пожертвованы владельцем мануфактурной фабрики, а также колокольного завода, Д. М. Затрапезновым. Главный престол церкви освятили в честь Положения Ризы Божьей Матери, а зимний — св. Николая Чудотворца (впоследствии митрополита Московского Филиппа).

В середине прошлого столетия это место стало частью города. Была проведено расширение Московского проспекта, из-за чего снесли ряд построек. То же самое планировалось проделать и с церковью Ризоположения. Однако верующим невероятными усилиями удалось предотвратить это и сохранить храм.

Внутреннее убранство

Росписи, существующие в храме, были выполнены в 20-годах 18 века, руководителем которых был священник Андрей Смирнов. Резчик Гавриил Столярев выполнял для храма престол, иконостас и жертвенник. Конечно ж, по истечении многих лет все износилось, но здесь довольно часто проводят реставрационные работы и ремонты.

Начиная с 1988 по 1995 год, церковь отреставрировали за деньги, которые выделил областной бюджет. Его нижняя часть обзавелась углублением, где находятся частицы мощей некоторых святых и по это время. Главная святыня церкви – это крест Ионы Сысовича во всю величину, по каждую сторону от него расположили несколько икон, в числе которых есть иконы Богоматери, Марии Магдалины, Иоана Богослова, Логина Сотника.

Во владениях церкви находится огромное количество икон и образов святых. Среди самых почитаемых стоит отметить наличие:

— Животворящего Креста Господнего;

— Иконы Пресвятой Богородицы, оплакивающей Христа;

— Икона, на которой изображен Митрополит Филипп Московский;

— Иконы Положения честной ризы Пресвятой Богородице во Влахерне.

Современное состояние

С конца двадцатого века в течение двух десятилетий на территории храма широко проводились реставрационные работы. Было сделано:

  • проведена отопительная система;
  • обновлены полы;
  • пристроена паперть к зимнему храму;
  • восстановлена роспись храма (художник Ю. И. Афринов);
  • водружен 200-пудовый колокол и многое другое.

Внутреннее убранство церкви РизоположенияИнтересно! Из-за географического положения в храме часто бывают не только туристы и паломники, но и первые лица страны, как духовные, так и светские.

Святыни

Главная святыня храма — трёхметровый живописный крест митрополита Ионы, по сторонам от которого — иконы с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоаном Богословом и Лонгином Сотником (по мнению искусствоведа Татьяны Казакевич, исполнение боковых икон можно отнести к 1760 году — времени окончания строительства зимнего храма)

Из святынь, обретённых в последние годы, можно назвать выполненную для главного иконостаса икону «Положение ризы Богоматери во Влахерне» с частицей ризы Богоматери.

Храм сегодня

В нынешнее время церковь Ризоположения в Крестах введена к правлению Русской Православной Церкви. На протяжении прошедших 20 лет в ней были проведены работы по строительству, восстановлению кое-каких объектов, а также их реставрации, все было сделано по указу митрофорна протиаирея Владимира Пчелкина. Благодаря его активному участию церковь обзавелась новым полом и отопительной системой, пристройкой паперти в зимнем храме, а также новыми росписями художника Юрия Африна.

Около 8 лет назад в колоколню привезли большой колокол в 20 пудов, который в нынешний момент считается самым огромным среди всех остальных, находящихся в Ярославле.

Адрес: Московский просп., 161

Деятельность прихода

На территории Крестобогородского храма действует церковно-просветительский центр. В его проекты входит:

  • детская воскресная школа;
  • курсы катехизации;
  • просветительские беседы, подготавливающие к осознанному принятию Причастия;
  • сотрудничество с общественными организациями;
  • многое другое.

Цель этой деятельности — приобщение верующих к полноценной церковной жизни.

Престольные праздники и богослужения

15 июля празднуется Ризоположение. Хитон, принадлежавший когда-то Богородице, из поколения в поколение бережно передавался и хранился на Святой Земле. Святая Риза источала из себя множество чудес и не раз спасала тот город, в котором хранилась.

Впервые святыня была обнаружена во времена императора Льва Македонянина. Находилась она в небольшом селении близ Назарета у одной престарелой еврейки. Паломники, остановившиеся у нее на ночлег, удивились тому, что в доме горит столько свечей и фимиама. На неотступные просьбы рассказать, что за святыня находится здесь, женщина нехотя открыла им свою тайну. Хитон был сразу же перевезен в Константинополь во Влахернский храм.

Богослужение в Крестобогородском храме

Храм открыт ежедневно, проводятся регулярно службы. По праздникам служатся две литургии, ранняя и поздняя. Церковь очень посещаема верующими и паломниками. Это один действующий храм в районе, поэтому народу сюда стекается, как правило, много.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: