Церковь Николая Угодника в Хамовниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Все о церкви Николая Чудотворца в Хамовниках: от начала строительства до современности

История храма

В XVII столетии в окрестностях Новодевичьего монастыря в Хамовничьей слободе было сконцентрировано производство тканей. Мастера выполняли государственные заказы и получали заработную плату из казны. Ткачи, будучи, как и весь русский народ, верующими людьми, в своей работе взывали о помощи к святителю Николаю Чудотворцу. Со временем было решено о сборе средств в честь св. Николы Угодника. К тому же святитель, хотя и не имел при своей земной жизни никакого отношения к России, является особо почитаемым святым у русского народа.


Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Считается, что первый вариант деревянного храма был возведен приблизительно в 1625 году. Уже через 30 лет, в 1657 году, было принято решение о постройке храма из камня – это более надежное сооружение, менее подверженное возгоранию. Новые каменные стены возвели несколько поодаль от деревянной церкви. Именно этот храм стал называться церковью Николая Чудотворца в Хамовниках.

Изначально было возведено основное здание храма, затем достроили трапезную и колокольню. Когда в 1812 году в город вошла армия Наполеона, Москву охватили пожары. Не обошла стороной беда и храм в Хамовниках. Он был поврежден и внутри, и снаружи. К восстановительным работам приступили после отступления французов. Реконструкция длилась до 1849 года.

Кроме восстановления прежнего вида стен, храм дополнили украшениями, создали прекрасную настенную роспись. Уже в 1896 году были проведены первые реставрационные работы, установлены металлические ограждения.

После революции 1917 года в России установилась власть, выжигающая из сознания народа веру. Разорялись православные святыни, рушились храмы и монастыри. Глобальный план по изменениям в черте Москвы предусматривал уничтожение многочисленных древних храмов, даже несмотря на их историческую ценность. Но милостью Божией этот жуткий план не коснулся стен храма св. Николая. Более того, его не закрывали во времена советской власти, а в 1949 и 1972 гг. там проводились реставрационные работы. Во время последней реставрации была восстановлена керамика и цветовое оформление фасада.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках на фото


Храм имеет очень оригинальный и причудливый внешний вид.


Так выглядит главный вход в Храм Николая Чудотворца.


Фрагмент иконостаса Храма Николая Чудотворца.


Храм Николая Чудотворца в Хамовниках в ночное время выглядит восхитительно.

Архитектура и достопримечательности обители

На первый взгляд храм выглядит так, словно он сошел с иллюстраций русских сказок. Обитель представляет собой сочетание московского барокко и замысловатых украшений от ярославских мастеров. Стены возведены из кирпича и белого камня. Белая штукатурка красиво контрастирует с яркими зелеными акцентами на углах и сводах.

Попасть в основное помещение можно, пройдя под колокольней. Окна церкви низкие, поэтому нет ощущения пространства от высоты потолков. Стены украшены богатой, очень красивой росписью. Она видна везде, за исключением карнизов и местами под иконами.

Храм расписывали в XIX веке по единому канону.

Кроме росписи, особого внимания заслуживает лепнина. Она отличается оригинальными узорами. Также с помощью лепнины выполнены сюжеты из Евангелия и Ветхого Завета, изображения серафимов. Над алтарем помещен центральный элемент композиции – изображение Святой Троицы. Фигуры и используемые пейзажи очень реалистичны и просты. Иконостас храма четырехъярусный, украшен богатой позолотой.

Церковь представляет собой комплекс, в который входят:

  • пятиглавый храм;
  • трапезная;
  • шатровая колокольня;
  • восьмиугольная колокольня.


Внутреннее убранство Божьего храма

Основные храмовые святыни

Одной из основных святынь обители является чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Споручница Грешных». Она находится в храме уже более 170 лет. История возникновения этого образа до сих пор не имеет полной ясности. Предполагается, что икона была создана как прообраз одной из фраз из акафиста, читаемого перед иконой «Утоли моя печали». Долгое время данная икона никак не выделялась из ряда иных образов Пречистой.

В 1840-х гг. супруга купца Почепина попросила отслужить перед иконой молебен о здравии – у нее сильно болел сын. Мальчик страдал от припадков, но ему никто не мог помочь. Сразу по завершении богослужения все увидели чудо – ребенок получил исцеление. Этот случай быстро стал известен в народе. Об иконе говорили, а сам образ в храме занял почетное место. К нему приходило множество больных, просящих у Богородицы исцеления.

Людская молва сделала икону широко известной. В тех же 1840-х гг. ее купил некий полковник Бонческу. Ему первому довелось увидеть, что образ меняется: он блестит, а во время молитвы от него идут отблески и появляется ароматное миро. Люди, пользующиеся маслянистыми капельками, получали исцеление. В храм св. Николая в Хамовниках икона попала в 1848 году, когда полковник передал ее туда в дар. В обители она была помещена на аналое. По ночам от нее исходило необыкновенное свечение, подобное мерцанию звезд. Это чудо воочию видело множество людей.

В то же время не прекращалось мироточение. Одному дьякону было дано послушание собирать чудесные капли. Миро передавалось больным, в большом количестве приходящим в храм. Сохранились свидетельства об исцелении даже холеры и припадков. Приход храма приложил усилия, чтобы один из приделов церкви освятили в честь образа «Споручница грешных» в 1872 г. С чудотворной иконы сделано множество списков, их распространили по многим уголкам страны. Не имея возможности спорить с истиной, чудеса, происходящие от образа, подтверждают даже иноверцы.

Кроме этого, в храме находятся такие святыни:

  • образ св. Алексия (XVII в.);
  • Смоленская икона Пресвятой Богородицы (XVII в.);
  • икона мч. Иоанна Воина (XVIII в.).


Икона Божией Матери «Споручница грешных»


Икона свт. Алексия


Икона мч. Иоанна Воина

В чем помогает Святитель Николай

Николай Чудотворец – особо чтимый на Руси святой. Случаев его помощи по молитвам верующих известно множество. Часть из них сохранилась в летописях, много чудес происходит в наши дни. К святителю прибегают за помощью в таких нуждах:

  • отправляясь в путешествие;
  • при поиске работы;
  • в нужде (но нельзя просить изобилия, денег);
  • в болезнях;
  • в сложных жизненных ситуациях;
  • в борьбе с грехами и страстями.


Богослужения в храме проводятся ежедневно
Не стоит причислять святому помощь только в определенных делах. Прося помощи у святых, мы веруем и надеемся на милость Господа, и ходатайство перед Ним Его святых за нас грешных.

Удивительный храм св. Николая Мирликийского в Хамовниках – это уникальный памятник истории и культуры, одна из жемчужин русского православия. Милостью Божией эта обитель сохранилась до наших дней, несмотря на сложные времена, войны и революцию. Сейчас его может посетить каждый желающий православный христианин, отправившись в Москве по адресу: ул. Льва Толстого, д. 2.

Читайте также:
Храм Покрова Богородицы в Покровском-Стрешневе: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Николая святителя в Хамовниках, храм

Центрального Благочиния
13 сентября, 2018

Приход храма святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Хамовниках.

Адрес: 119021, Москва, ул. Льва Толстого, д. 2. Эл. почта: Сайт храма: www.nikola-khamovniki.ru Телефон/факс: /426-69-52

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма святителя Чудотворца Николая в Хамовниках известен с ХIV века.

Современное здание было построено в 1679 году.

Главный придел в честь святителя Николая Мирликийского. Правый придел святителя Алексия Московского. Левый придел иконы Божией Матери «Споручница грешных».

В 1812 году храм был осквернен и разграблен, но после оставление Москвы французами, богослужения возобновились.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Образ Божией Матери «Споручница грешных», Ковчег с мощами святителя Николая Мирликийского подаренный Его Святейшеством Патриархом КИРИЛЛОМ в 2010 году. Так же в храме много чтимых икон и большей мощевик в главном приделе храма.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Ежедневно: в будни и субботу литургия в 8:00, вечернее богослужение в 17:00, в воскресные и двунадесятые праздники, а так же в родительские субботы: литургия в 7:00 и 10:00, богослужение в 17:00. Во вторник вечером Акафист иконе Божией Матери «Споручницы грешных»,в четверг вечером Акафист свт. Николаю Чудотворцу, в воскресение вечером Акафист Иисусу Сладчайшему

ДУХОВЕНСТВО

ФОМА (Мосолов), епископ Павлово-Посадский, настоятель. Родился 30 ноября 1978 г. Образование: Самарская духовная семинария, заочное отделение Московской духовной академии. 26 июля 2019 года назначен настоятелем храма.

Протоиерей Андрей Александрович ОВЧИННИКОВ, помощник настоятеля. Родился 24 февраля 1970 года. Образование: Московская Духовная Академия. Кандидат богословия. 6 июня 1998 года рукоположен в сан диакона. 6 января 1999 года – в сан пресвитера.

Протоиерей Владимир Игоревич БЫСТРЫЙ Родился 1 июня 1965 года. Образование: Московский институт Стали и Сплавов; Московская Духовная Семинария. 14 октября 1990 года, был рукоположен в сан диакона. 3 сентября 1991 года был рукоположен в сан священника.

Протоиерей Михаил Анатольевич ЖУКОВ Родился 4 декабря 1959 года. Образование: Московский Энергетический институт на кафедре Автоматики и Вычислительной техники; Московская Духовная Семинария и Академия. 12 мая 1991 г. рукоположен в сан диакона. 4 декабря 1991 г. рукоположен в сан иерея.

Иеромонах НИКОДИМ (Колесников Вадим Валентинович) Родился 19 апреля 1974 года. Образование: Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина; Томская Духовная Семинария. 29 сентября 2002 года рукоположен в сан иеродиакона. 24 декабря 2006 года рукоположен в сан иеромонаха.

Иерей Александр Владиславович ШУМСКИЙ Родился 25 мая 1954 года. Образование: МГПИ им. В. И. Ленина, Московская Духовная Семинария. 11.06.1993 – рукоположен в сан диакона. 19.12.2005 – рукоположен в сан священника.

Иерей Алексей Викторович ДОЛГОВ Родился 13 декабря 1974 года. Образование: Московская Духовная Семинария и Академия. 28 июля 2013 г. рукоположен в сан диакона. 2 декабря 2016 года рукоположен в сан священника.

Протодиакон Владимир Николаевич ИВАНОВ Родился 19 мая 1960 года. Образование: Горный техникум, Московская Духовная Семинария. В 1989 году, 23 июля, рукоположен в сан диакона.

Точный адрес храма святого Николая Чудотворца и расписание богослужений

Становление святыни

Первое упоминание о святыне датируется 1625 годом, когда в местных краях была возведена деревянная церквушка для жителей окрестностей. Поначалу здесь располагалась небольшая слобода, жители которой занимались, преимущественно, одним ремеслом – ткали пряжу и продавали заезжим купцам.
Так как ремесло процветало, в слободе становилось все больше жителей. Поселенцы из окрестностей перебирались ближе к центру ремесленнической жизни, и в скором времени слобода выросла, превратившись в большое поселение.

Это интересно! Сильная молитва на удачную продажу квартиры.

Вследствие увеличения числа жителей населенного пункта и их духовных потребностей, в Хамовниках начали строить храмы. Деревянная церковь теперь стала не единственным строением, куда можно было пойти, чтобы помолиться. Но чудом именно этой постройки, габариты которой изначально совершенно не внушали восторга, суждено было выстоять во времена жестоких гонений. Остальные церквушки были снесены во время революции.

Церковь изначально строилась на личные средства местных ремесленников-ткачей, на протяжении ее существования строительные работы по обновлению неоднократно финансировались и другими меценатами. Название святыне было дано в честь Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

Во времена русско-французской войны, когда на территорию страны вошли войска под командованием Наполеона, церковное строение было частично разрушено огнем и стрелами.

Хоть русские войска и одержали победу в войне, но на то время местные жители были слишком истощены последними политическими событиями, чтобы заниматься реставрацией святыни.

Это интересно! Работы по восстановлению завершились только к 1849 году. Примерно в то же время внутри появилась легендарная настенная роспись, которой прихожане могут любоваться и сегодня.

История Хамовной слободы

Район Хамовники, ныне расположенный в самом центре Москвы, до начала 16 века относился к ее загородным территориям и представлял собой обширные луга для выпаса лошадей. В первой четверти века здесь был заложен Новодевичий женский монастырь, вокруг которого постепенно возникло несколько слобод, в которых жили крестьяне и ремесленники. Одной из них была Хамовная слобода. Здесь обитали ткачи, переселившиеся в Московские земли из Твери. Мастеровые обслуживали царский двор, поставляя в него полотно, в основном для столового белья. Изготовление тканей для скатертей носило название хамовного дела, от старорусского слова «хам» — лён. По названию льняной ткани «хамьян» получила название слобода, а впоследствии и весь район.

Главная святыня

Никольская церковь, как часто называют храм, никогда не закрывалась. Даже в самые страшные революционные и военные годы сюда могли прийти люди, нуждающиеся в общении с Богом.
Главной святыней церкви во все времена считалась икона Божьей Матери «Споручница грешных». Не так давно здесь произошло масштабное радостное событие: был привезен образ Богородицы, который сделал эту святыню главной исторической, культурный и духовной достопримечательностью края.

Полезно знать! День Успения Пресвятой Богородицы: какова история праздника.

В 1846 году в этих краях пришлось побывать одному иеромонаху из Орловского монастыря. Его приютил местных житель, подполковник Д.Н. Бонческул. В благодарность за радушный прием монах, вернувшись к себе на родину, прислал Бонческулу список со святой иконы Богородицы. Этот подарок хозяин разместил у себя дома рядом с остальными иконами.

Случилось так, что во время болезни подаренная святыня спасла жизнь одному из местных жителей, так что вскоре к иконе начали тянуться люди. Видя, какую пользу обществу приносит святой список, Бонческул передал икону местному Никольскому храму.

Читайте также:
Череповецкая епархия: храмы и монастыри, паломническая служба, история

На древесине стали заметны масляные капли. Их происхождение никто не смог объяснить, но это масло отличалось целебными свойствами. Ими помазывали головы прихожан, нуждающихся в быстром выздоровлении. С тех пор образ стал главной местной святыней.

Полезно! История иконы Скоропослушница: каково ее значение и в чем она помогает.

Можно назвать еще несколько святынь, которые пользуются чрезвычайной популярностью среди прихожан:

  • лик святого Алексия;
  • список с иконы Смоленской Божьей Матери 17 в.;
  • образ великомученика римского Иоанна Воина.

Святыни и достопримечательности храма

Главная святыня, которой располагает храм Святителя Николая в Хамовниках (фото внизу), — икона Богородицы «Споручница грешных». Она находится в левом приделе, названном ее именем.

Икона представляет собой точный список с чудотворного образа древнерусского письма, который находился в Николаевском Одрином мужском монастыре, расположенном в Орловской губернии. Автор списка неизвестен.

Икона была пожертвована в храм Николая Святителя в Хамовниках в 1848 году одним из прихожан церкви. По преданию, вскоре после приобретения изображения Богоматери владелец начал замечать, что во время молитвы внешний вид иконы меняется, на поверхности появляются масляные благоуханные капли. Некоторые больные исцелились благодаря молитве и этому маслу. Владелец передал икону в храм Николая Святителя в Хамовниках, где чудеса продолжались. Народ потек в храм рекой. Изображению приписывается ряд чудесных исцелений. Особенно явно это проявилось во время свирепствования холеры в 1848 году.

В 2008 году храм Николая Святителя в Хамовниках отметил 160 лет со времени обретения чудотворного образа. 20 марта празднуется день иконы Богоматери «Споручница грешных».

В 2011 году списку Чудотворной иконы смогли поклониться православные христиане, проживающие в Англии. Икона пребывала там несколько дней на поклонении.

Наряду с иконой «Споручница грешных», которой по праву гордится храм Святителя Николая в Хамовниках, иконы, находящиеся в церкви, имеют не меньшую известность и почетную историю. В главном иконостасе находится икона святого Алексия (митрополита Московского), написанная в 1688 году царским иконописцем Иваном Максимовым. Другими почитаемыми святынями являются: Смоленская икона Пречистой Богородицы, созданная в 17 веке, и икона мученика Иоанна Воина, 18-го века.

В главном приделе храма также находится мощевик с частицами мощей, принадлежащих разным святым, в церкви внимание посетителей привлекает древняя сень над плащаницей – специальный навес, художественно оформленный.

Храм в настоящее время

Сегодня храм Николая Чудотворца в Москве, чудотворные иконы которого способны творить удивительные вещи, успешно работает. Многочисленный приход — главное тому свидетельство. Прихожане могут посетить святыню в любой удобный день и склонить головы перед иконами, а также пообщаться со священнослужителями и получить ценные советы.

Интересно!Где находятся мощи святого Серафима Саровского.

Настоятелем назначен Андрей Овчинников, который следит за духовной жизнью прихожан. При храме функционирует воскресная школа, посещать которую могут все желающие.
Молодежь, обучающаяся в школе, не только постигает библейские истины, но и проводит значительную социальную работу. С отчетами о деятельности молодых людей и педагогов можно ознакомиться в социальных сетях на страницах организации, например, «ВКонтакте».

Кроме регулярных занятий, в воскресной школе молодые люди встречаются со своими наставниками и в будние дни. На территории храма часто проводятся чаепития и обсуждения предстоящих мероприятий, планирование организации христианских праздников.

Это интересно! В дни больших церковных праздников при храме собирается множество малообеспеченных людей, которые могут получить еду. Специально для них служители накрывают столы, отдавая таким образом дань Господу и проявляя милосердие к ближним.

К храму съезжаются люди, нуждающиеся в помощи и покаянии:

  • тяжело больные;
  • женщины, которые постоянно молятся о выздоровлении своих детей или родственников;
  • потерявшие близких людей и смысл жизни, желающие восстановить свое душевное равновесие;
  • безутешные родители, потерявшие детей;
  • потерявшие интерес к жизни, кого посещают мысли о суициде.

Социальное служение[править]

По благословению настоятеля храма святителя Николая в Хамовниках епископа Подольского Тихона при храме действует социальная служба.

Прием посетителей осуществляется штатным социальным работником — Винниковой Натальей Ивановной. Приемный день — воскресенье, с 12:00 до 15:00.

Социальная служба храма оказывает помощь людям в сложных жизненных ситуациях: наркозависимым, лишившимся постоянного места проживания, документов, испытывающим недостаток средств для неотложного лечения и содержания детей и близких. На попечении храма находятся районное общество инвалидов «Хамовники», члены которого окормляются клириками храма. Для инвалидов проводятся беседы, экскурсии по святым местам. Также в сфере деятельности службы находится центр социального обслуживания «Хамовники», на учете в котором состоят малообеспеченные семьи, одинокие матери, многодетные семьи, одинокие пенсионеры и некоторые другие категории граждан, относящиеся к незащищенным слоям населения. Кроме того, клириками храма осуществляется пастырская и социальная работа в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

В храме регулярно проводятся собеседования по самым различным вопросам и проблемам, связанным с церковной жизнью православного человека: как подготовиться к принятию церковных Таинств; каким требованиям должен удовлетворять восприемник (восприемница) при совершении Таинства Крещения; духовно-нравственная ответственность молодых людей, собирающихся принять Таинство Брака и др.

Любой обратившийся имеет возможность побеседовать со священником по самым различным вопросам повседневной жизни: воспитание детей, взаимоотношения супругов, проблемы на работе, межличностные конфликты и т.п.

По воскресным дням, после поздней Литургии (в 12:30) проводятся беседы священника с прихожанами на различные духовно-нравственные темы. Беседы проходят в форме живого и открытого диалога.

Активно развивается миссионерская деятельность, в которую вовлекается приходская молодежь храма. Проводятся специальные занятия, имеющих целью формирование умений и навыков в миссионерской работе. Планируются миссионерские поездки по России. В ближайшее время в храме будут оборудованы специальные стенды по катехизаторской и миссионерской работе, снабженные раздаточными материалами.

Для консультаций и бесед назначены постоянные дни:

Вторник: с 13:00 до 14:00.

Воскресенье: с 12:00 до 14:00.

В случае необходимости можно получить у служащей храма за свечным ящиком номер мобильного телефона ответственного за катехизаторскую и миссионерскую деятельность.

Огласительные беседы перед таинством Святого Крещения проводятся:

Суббота: с 15:30 до 16:30.

Воскресенье: с 8:30 до 9:30.

Организационные вопросы

Фото храма Николая Чудотворца в Хамовниках свидетельствует о том, что эта величественная постройка привлекает огромное количество туристов из разных регионов.
Посетителям для начала рекомендуется ознакомиться с расписанием богослужений и другими организационными моментами. Узнать расписание богослужений можно на официальном сайте храма.

Как правило, утреннее богослужение начинается в 8.00 утра, а вечерняя литургия — в 17.00. По большим христианским праздникам в храме проводится вечерняя служба. Очень много народа стекается к храму в дни Рождества Христова и празднования Пасхи.

Важно! После окончания богослужений в помещении храма всегда остается священник, который проводит образовательные беседы с прихожанами. Желающие могут причаститься и помазать голову маслом, взятым от иконы «Споручница грешных».

Сведения о том, как добраться до храма св. Николая в Хамовниках, можно найти на официальном сайте обители. Адрес святыни: 119021, Москва, ул. Льва Толстого, 2. Остановка метро «Парк культуры» (кольцевая).
На официальном сайте предоставлена вся контактная информация. Можно позвонить по номерам телефонов храм, или 8-925-910-20-17 — дежурному священнику.

Познавательно! Когда отмечают именины Ольги по церковному календарю.

Каждому верующему человеку и просто любителю истории рекомендуется хоть раз в жизни посетить это место, чтобы вдохнуть его необычный воздух.

Читайте также:
Николаевский собор в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели и просветительский центр

Оригинальное зодчество

У храма Николая Чудотворца в Хамовниках, построенного в стиле московского барокко XVII века, необычайно интересная архитектура. Церковный комплекс включает в себя пятиглавую церковь, трапезную, восьмиугольную шатровую колокольню. Дивилась Москва на силу и красу храма и несла сюда почитание и любовь.

Церковь

Кирпичный храм, отделанный белым камнем и красно-зелеными изразцами, сохранил черты древнерусской архитектуры – узорочья. Необычайным и запоминающимся храм делает яркая окраска: по белым стенам стелется пестрый ковер декоративных элементов. «Буйство красок» – художественный прием, с помощью которого церковь снаружи напоминает корабль.

Центральный фасад украшен колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Полукруглые завершения стен здания – закомары и поставленные над ними в ряд кокошники (полукруглые декоративные элементы на сводах) визуально устремляют здание ввысь. Барабаны, украшенные цветными поясами, торжественно и изящно смотрятся под прикрытием разноцветных кокошников. Боковые фасады – в нарядных порталах.

Изумительно смотрятся окна, обрамленные резными пестрыми наличниками в виде короны. Яркие цвета наборных элементов контрастируют с белыми стенами. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, изящные пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной – все выполнено из геометрически правильных фигур.

На центральной главе – большой, богато украшенный крест с набором символов: косая перекладина (подножие Страшного суда), сильно развитые трилистники (напоминание о Святой Троице), венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа), полумесяц у основания символизирует чашу.

Колокольня

Праздничное великолепие храма подчеркивает колокольня, создающая с ним единую композицию. Зодчие старались усложнить звонницу. Шатровая двухъярусная колокольня с глухим первым ярусом. Второй ярус – восьмигранный, состоящий из арочных проемов. Трехъярусный шатер декорирован ширинками и изразцовыми вставками, в каждом ярусе – слуховые отверстия-окна.

Кирпичное узорчатое украшение 32-х окон с чуть вытянутым обрамлением усиливает стремление шатра ввысь. Сплошной орнамент из изразцов являет такую красоту, которая достойна сотканных умельцами-ткачами полотен.

Золотые маковки самой высокой колокольни в Москве, сверкающие на солнце, похожи на горящие свечи. Крыльца колокольни устроены в виде лепестков, расходящихся в разные стороны.

Роскошный интерьер

Вход в храм – через подколокольное помещение. Купол и стены богато расписаны, лепнина со сценами из земной жизни Иисуса Христа, ветхозаветными сюжетами и изображениями серафимов. В центре композиции – Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.

Росписи в храме – везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым орнаментом. Четырехъярусный позолоченный иконостас гармонирует с золотисто-голубыми тонами росписей стен. В центре иконостаса – образ святителя Николая Чудотворца, небесного Заступника, свершившего много чудес и особо чтимого народом.

В 1848 году в храме появилась чудотворная икона «Споручница грешных». Поручительница за грешников перед Господом 160 лет находится в храме. Верующие молятся перед святыней об исцелении, об избавлении от отчаяния и уныния, о даровании покаяния.

Список иконы, скопированный с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии, привез в Хамовнический храм богатый купец. Вскоре народ начал замечать исходящий от иконы свет. По желанию дарителя образ не украшали ризами, чтобы не скрыть истечения благодати.

Протоиерей Евгений Попиченко

Как современные люди приходят на путь служения Господу? Большинство священнослужителей говорят, что этот выбор предопределен Господом, и все события в жизни будущего служителя ведут его к этому решению. Таким был путь протоиерея Евгения Попиченко.

Биография

Отец Евгений родился в 1973 г. в Екатеринбурге в семье инженеров. В детстве он не получал церковного воспитания. По настоянию бабушки юноша принял крещение в 16 лет. После окончания средней школы он поступил в Свердловский государственный инженерно-педагогический институт. Продолжая семейную традицию, он выбрал специальность «Робототехника».

Через некоторое время по Божьему провидению юноша познакомился с Игорем Бачининовым. В начале 90-х гг. он читал курс лекций о важности здорового образа жизни. На одной из них Евгений услышал выступление молодой девушки Людмилы, которая недавно познакомилась с христианством и вдохновенно рассказывала о своём духовном опыте.

Она предложила слушателям подготовиться к исповеди и таинству Причастия. В ходе выполнения этого задания молодой человек проникся христианскими идеями. Это привело его в екатеринбургский храм Вознесения Господня. Регулярно посещая службы, юноша укреплялся в решении посвятить себя служению Господу. Постепенно он вошёл в церковную общину и получил свои первые послушания.

Вскоре он познакомился со священником Димитрием Байбаковым. Иерей Димитрий был настоятелем Покровского храма в селе Рудянское Сухоложского района. Общение с ним укрепило решение Евгения. В течение 2 лет он нёс алтарническое служение в сельском храме, который посещало множество молодых людей, стремящихся к единению с Господом.

Через некоторое время отец Димитрий назначил молодого человека руководителем церковного хора.тЕвгений Попиченко принял священство весной 1995 г. Священническую хиротонию проводил руководитель Екатеринбургской епархии Никон, который оставил молодого священника в Иоанновском монастыре.

Но иерей Димитрий, ведущий активное церковное и социальное служение, попросил вернуть своего помощника обратно на служение в Свято-Пантелеймоновский храм Екатеринбурга. Отец Евгений 18 лет состоял в клире Пантелеймоновской церкви. Помимо церковного послушания, духовный отец поручил ему закончить светское образование.

Важно! В 2013 г. его назначили настоятелем Успенского Собора, расположенного в Екатеринбурге. Благодаря усилиям батюшки старинный храм начал восстанавливаться, развивается приходская община.

Социальная деятельность

С середины 90-х гг. отец Евгений несёт активное социальное служение. Первый опыт этого послушания священник получил в больнице для людей с психическими заболеваниями. Этот опыт научил его бороться со страстями и грешными помыслами.

С 2002 г. протоиерей Евгений Попиченко был назначен руководителем всех социальных проектов, проводимых в Екатеринбургской епархии. Он руководит следующими видами социальной работы:

  • организация работы Службы Милосердия;
  • помощь людям, нуждающимся в помощи;
  • проведение конференций, посвящённых социальным, медицинским и религиозным вопросам;
  • организация паломнических поездок;
  • формирование добровольческих отрядов для помощи в чрезвычайных ситуациях, происходящих в разных российских регионах.
Читайте также:
Феодоровский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Труды и проповеди

Общественная деятельность отца Евгения не ограничивается руководством и участием в различных социальных проектах. Участвуя в различных социальных проектах, священник часто взаимодействовал со средствами массовой информации.

С 2009 г. он возглавил православный епархиальный журнал «Православный вестник», в котором рассказывается о жизни епархии, священниках и прихожанах екатеринбургских приходов. Также в нём публикуются статьи, освещающие основные христианского вероучения и истории православной церкви.

Интересно! Помимо печатных изданий священник сотрудничает с православными телеканалами. Он является постоянным ведущим программы «Церковный календарь», выходящей на канале Союз. Батюшка Евгений рассказывает о православных праздниках, пытаясь донести до зрителей значимость того или иного святого предстоятеля и праздника.

Протоиерей идёт в ногу со временем, используя для проповеди Слова Христова современные средства коммуникации. Он является создателем интернет-проекта «Благая часть». С его помощью он привлекает в церковь молодое поколение, доступно объясняя основные христианские догматы, освещая вопросы милосердия, смирения и терпения.

Семья священника

Протоиерей Евгений Попиченко — глава большой и крепкой семьи. Со своей женой — матушкой Ольгой — батюшка познакомился в начале 90-х гг. Он уже некоторое время руководил церковным хором и хотел взять несколько уроков пения, чтобы с большим успехом нести порученное послушание.

В это время Покровскую церковь посещала приехавшая на каникулы студентка музыкального отделения Санкт-Петербургской духовной академии. Она согласилась дать молодому клирику несколько уроков, с которых началось общение молодых христиан. После отъезда девушки на учёбу они продолжили общаться в переписке.

В 1994 г. молодые люди отправились в псковскую область за благословением их на брак к старцу Николаю Гурьянову. Праведник благословил пару и наказал назвать детей Серафим и Серафима. В исполнение наказа старца первенца родители назвали Серафим. Затем Бог благословил их ещё одним сыном и тремя дочерями, средняя из которых получила имя Серафима.

Отец Евгений утверждает, что воспитание детей и семейные отношения являются таким же служением для священника как церковные службы и общественная деятельность. Родители закладывают в детей зёрна веры, добра, милосердия, которые при помощи Господа прорастают, формируя личность истинного христианина. Несмотря на занятость, родители всегда должны помнить, что они отвечают за воспитание и развитие своих детей.

Протоиерей Евгений Попиченко — пример современного священника, сделавшего осознанный выбор в пользу церковного служения Господу. Его жизнь доказывает, что смирение и подчинение Воле Господа помогают успешно справляться с духовным и социальным служением, совмещая их с супружескими отношениями и воспитанием детей.

Где и чья хата с краю? Правила жизни протоиерея Евгения Попиченко

«Когда человек начинает бескорыстно отдавать на добровольное служение своё время, свои силы, свои средства, оказывается, что его душа начинает наполняться, он начинает мир ощущать, жить по-другому», – говорит председатель отдела социального служения Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений ПОПИЧЕНКО.

Жизнь не дискотека

Рада БОЖЕНКО: «Отец Евгений, встречаются люди с немилосердными сердцами. Почему так случается? Ведь все дети приходят в этот мир с чистой душой».

Евгений ПОПИЧЕНКО: «Бывают люди с жёстким сердцем, с сожжённой совестью, встречается сердечная недостаточность. А дети, да, духовные гении. Если бы они смогли сохранить своё состояние… Но чем дальше ребёнок растет, тем больше он развращается, тем больше напитывается тем духом, который распространён сегодня в обществе. Никто же не скрывает, что мы строим общество потребления, где основной принцип «бери от жизни всё – не дай себе засохнуть». Конечно, это не может не отражаться на внутреннем состоянии человека».

– В таком случае почему одни «гибнут», а у других формируется иммунитет?

– Смотрите, есть люди с неразвитым музыкальным слухом, есть неразвитые физически, умственно. А есть, к великому сожалению, не-до-развитые сердечно, душевно. В их жизни со стороны родителей (это в первую очередь их задача) не было предпринято усилий, не было создано условий для развития сердца. Условий, в которых ребёнок видел бы, например, бедных. И не только из окна автомобиля. А чтобы он мог поделиться с ними кусочком шоколадки. И с мамой, папой, братьями-сёстрами мог бы поделиться, а свой кусочек съел бы в последнюю очередь. Дети должны видеть и больных, и одиноких стариков, и инвалидов. Не надо бояться их «травмировать». Деткам нужна реальная жизнь, а не телевизионная, где одна сплошная дискотека. И познакомить с ней – задача родителей. Почему бы не собраться и вместе с детьми не подоброволить? Для развития «сердечной мышцы» нужно прилагать воспитательные усилия.

Ещё одна примета дня сегодняшнего – «заточенность» на успех. У подростков настолько силён страх не состояться в жизни, страх неуспешности, неудачности! «А вдруг не поступлю?», «А вдруг ошибусь с выбором?» – человек живёт в постоянной муке. В своё время я по этому поводу вообще не переживал. Куда родители посоветовали, туда и поступил. И в этом тоже есть промысел Божий – иди туда, куда есть возможность, иди по способностям. На четвёртом курсе я стал священником – нашёл своё призвание, но инженерно-педагогическое образование (системность в педагогике) мне очень помогает в отношениях с людьми. А мог ведь сказать родителям, что не хочу быть инженером-педагогом.

Нацеленность на успех мешает жить, ведь за ней боязнь разочаровать, не оправдать надежд, не получить всех благ.

Звон колокола

– Это потребность души. Душа – христианка по природе, сказал в своё время мудрый Тертуллиан, и стремление к добру для человека естественно. Просто порой неправильным целеполаганием, взвешиванием – по совести или по выгоде – неверные акценты расставляем. И входим в колею, из которой сложно выбраться. Но человек сотворён Богом, который есть любовь. Поэтому интуитивное стремление к любви живёт в каждом человеке. А любовь – это же не потреблять, это отдавать. «Нет больше той любви, кто жизнь свою отдаёт ближнему своему» – это формула любви. Любовь не от ЭГОцентризма, она от САМОотверженности. И когда человек начинает бескорыстно отдавать на добровольное служение своё время, свои силы, свои средства, оказывается, что его душа начинает наполняться, он начинает мир ощущать, жить по-другому, для него иные ценности становятся значимыми.

Любовь умножается делением. Чем больше отдаёшь, тем больше любовь умножается.

– Кто эти люди – добровольцы Православной службы милосердия?

Читайте также:
Владимирский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

– В основном это состоявшиеся люди среднего возраста, которые уже сформировались как профессионалы, как семейные люди. Которые понимают, что посадить дерево, построить дом, родить сына недостаточно для полноты жизни, важно ещё научиться жертвовать. Это важнейшая добродетель человека.

– Зачем бескорыстному служению «прославление»? Я имею в виду День добровольца.

– Мы живём в календаре. В мире столько шума и суеты, а специальные календарные даты фиксируют, останавливают наше внимание, дают некий импульс. Это своего рода звон колокола. Кто умеет слышать – тот услышит, кто живой – отреагирует. Хорошие традиции должны прививаться.

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 31 мая

Биография

Отец Евгений родился в 1973 г. в Екатеринбурге в семье инженеров. В детстве он не получал церковного воспитания. По настоянию бабушки юноша принял крещение в 16 лет. После окончания средней школы он поступил в Свердловский государственный инженерно-педагогический институт. Продолжая семейную традицию, он выбрал специальность «Робототехника».


Протоиерей Евгений Попиченко

Через некоторое время по Божьему провидению юноша познакомился с Игорем Бачининовым. В начале 90-х гг. он читал курс лекций о важности здорового образа жизни. На одной из них Евгений услышал выступление молодой девушки Людмилы, которая недавно познакомилась с христианством и вдохновенно рассказывала о своём духовном опыте.

Она предложила слушателям подготовиться к исповеди и таинству Причастия. В ходе выполнения этого задания молодой человек проникся христианскими идеями. Это привело его в екатеринбургский храм Вознесения Господня. Регулярно посещая службы, юноша укреплялся в решении посвятить себя служению Господу. Постепенно он вошёл в церковную общину и получил свои первые послушания.

Вскоре он познакомился со священником Димитрием Байбаковым. Иерей Димитрий был настоятелем Покровского храма в селе Рудянское Сухоложского района. Общение с ним укрепило решение Евгения. В течение 2 лет он нёс алтарническое служение в сельском храме, который посещало множество молодых людей, стремящихся к единению с Господом.

Через некоторое время отец Димитрий назначил молодого человека руководителем церковного хора.тЕвгений Попиченко принял священство весной 1995 г. Священническую хиротонию проводил руководитель Екатеринбургской епархии Никон, который оставил молодого священника в Иоанновском монастыре.

Но иерей Димитрий, ведущий активное церковное и социальное служение, попросил вернуть своего помощника обратно на служение в Свято-Пантелеймоновский храм Екатеринбурга. Отец Евгений 18 лет состоял в клире Пантелеймоновской церкви. Помимо церковного послушания, духовный отец поручил ему закончить светское образование.

Важно! В 2013 г. его назначили настоятелем Успенского Собора, расположенного в Екатеринбурге. Благодаря усилиям батюшки старинный храм начал восстанавливаться, развивается приходская община.

orthodox-magazine.ru/numbers/at812

Дорогие мои, здравствуйте! Святой Иоанн Креститель, обращаясь к народу с проповедью, говорил: «Всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огнь» (Мф. 7, 19). Осень жизни — это время созревания плодов в житницу небесную. А плоды следующие — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

Естественным образом по закону Божиему в старости должны увядать наши страсти как телесные, так и душевные. А на их месте должны возрастать добродетели, противоположные страстям. Старость всегда была почитаема не столько за долготу лет и седину волос, сколько за мудрость житейскую и духовную, которую собрал человек за всю жизнь. В старости человек всё взвешивает с точки зрения вечности: имеет ли это событие, этот шаг значение для жизни будущего века?

Но это – в идеале. А в жизни всё печальнее. В храмах есть немножко старушек, а стариков практически нет. Это значит, что на пороге вечности человек не задумывается о самых важных вопросах. К старости подошло поколение людей, равнодушных к вере или активно противящихся Богу. Их убедили, что они — неплохие люди, прожившие достойную жизнь на благо государства. С точки зрения мирской нравственности это действительно так. Они порядочны, ответственны, трудолюбивы, хорошие семьянины… Но им не нужен Бог. Самая страшная беда этих людей – гордость. Они недовольны коммунальными услугами, медициной, правительством, но они слишком довольны собой. Вот и получается, что дети этих стариков удобнее и быстрее приходят к вере в Бога.

Переломить эту ситуацию по-человечески невозможно, потому что гордому человеку никто не может помочь. Старик считает себя авторитетом, ведь он достиг определенного возраста. Но по духовному состоянию во многих семьях дети и внуки оказываются более мудрыми, потому что они узнали Христа.

Страшно прожить жизнь зря, не найдя Бога, несмотря на звания и регалии, достижения и должности. Страшно умереть и, представ перед Ним, недоуменно или гордо молчать. Подумайте, дорогие мои, что вы скажете Богу, когда предстанете перед Ним? А ведь это событие может произойти сегодня вечером. Какие дела вы принесете под ноги Его? «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

А родственникам стариков хочется сказать следующее: нельзя пропустить самого главного дела – помочь пожилому человеку примириться с Богом, приготовиться к вечности. Спросите вашу бабушку, крещена ли она, хочет ли она подготовиться к Исповеди и Причастию, носит ли она нательный крестик? Нужно убедить её примириться со Христом, пока она ещё в памяти, пока не впала в кому, пока не утратила способность есть и пить.

Часто душа старика желает вернуться или войти в Церковь, а родственники боятся упомянуть священника в присутствии пожилого человека. Родственники думают, что потом, на отпевание, позовут батюшку. Но только лишь на отпевание звать батюшку, по сути, уже поздно, если человек не примирился со Христом до перехода в вечность. Нужно позвать священника к старику не один раз, чтобы через таинства душа его напиталась жизнью со Христом, чтобы в его сердце пришел мир: мир с Богом, с совестью и с ближним.

Не пропустите старость!

Социальная деятельность

С середины 90-х гг. отец Евгений несёт активное социальное служение. Первый опыт этого послушания священник получил в больнице для людей с психическими заболеваниями. Этот опыт научил его бороться со страстями и грешными помыслами.


Отец Евгений является настоятелем Успенского храма в Екатеринбурге

С 2002 г. протоиерей Евгений Попиченко был назначен руководителем всех социальных проектов, проводимых в Екатеринбургской епархии. Он руководит следующими видами социальной работы:

  • организация работы Службы Милосердия;
  • помощь людям, нуждающимся в помощи;
  • проведение конференций, посвящённых социальным, медицинским и религиозным вопросам;
  • организация паломнических поездок;
  • формирование добровольческих отрядов для помощи в чрезвычайных ситуациях, происходящих в разных российских регионах.
Читайте также:
Серафим Роуз: биография отца, книги и цитаты, труды

№46 (847) / 8 декабря ‘15

Церковный календарь
Священномученик Сергий родился в 1888 году в селе Кувякино Подольского района Московской области.

Отец его был священником в селе Падушкино. Мать, Елизавета Богословская, из семьи священника. В возрасте 25 лет Сергей Васильевич женился на дочери настоятеля храма села Рубцово Истринского района Московской области Елизавете Боголюбской. У них родилось шесть детей.

После смерти тестя, о. Гавриила Боголюбского священником поставили служить отца Сергия Орлова. Часто, особенно в зимнее время, крестьяне приходили к нему за всякой мелочью: за медом, за йодом, валерьяной, и никогда никому отказа не было. Священник был очень добрый, безгранично любил людей, а люди любили его.

В 1932 году отца Сергия вызвали в ОГПУ и обязали быть агентом: следить за указанными лицами и регулярно сообщать об этом. Он категорически отказался, несмотря на угрозы. Через некоторое время к священнику пришли ночью из ОГПУ, сделали обыск и арестовали. Вернулся он через 9 месяцев, опухшим от голода и холода. Матушка Елизавета сварила суп из пшена и кормила его несколько раз маленькими порциями, боясь за его здоровье. Храм не закрыли, и отец Сергий снова стал служить.

В скором времени батюшку снова вызвали в ОГПУ и опять предложили быть осведомителем. Он снова категорически отказался. Тогда из дома, где жила его семья, всех выгнали, а в доме разместили МТС. 6-х детей отец Сергий поселил в сторожке при храме. Через некоторое время ему объявили, чтобы он с семьей уезжал, а иначе попадет туда, где был. Он уехал в село Лычево в Калужской области и стал служить там священником.

Через два года церковь в селе закрыли и всех выгнали. Отец Сергий уехал с семьей в село Раевское Калужской области. Через полтора года к отцу Сергию пришли ночью, в доме все перевернули, его забрали, а из дома всех выгнали. Матушку Елизавету приютила Матрена Жорнова в деревне Семеновка. Умерла матушка Елизавета от инсульта в 1942 году, а отца Сергия расстреляли 21 декабря 1937 года.

Жизнь верующего христианина измеряется периодами бывания у Святой Чаши… Здесь нужно пояснить, что бывают и неживые христиане, которые называются учениками Христовыми, но не живут по Его учению. Так вот, жизнь – это Христос, и интенсивность жизни измеряется Причастием: «Кто не причащается, – сказал святитель Иннокентий Московский, тот просто не любит Христа». Самое сильное выражение любви именно в этом – в соединении с Богом. И Церковь положила определенный духовный ритм – не реже, чем раз в две, три недели христианин должен быть у Чаши. Иначе связь с Богом ослабевает и разрывается. Понятно, что это не должно быть механически, не должно быть бессмысленно. Определенное воспитание души, жажда этой встречи, жажда, которая преодолевает усталость и саможаление, и формальное отношение, что вот, снова нужно что-то вычитывать, куда-то идти, жажда, которая вдыхает живую энергию, живую веру.

Ведь всего, что человек хочет, он обычно всегда добивается: если что-то для него важно, он найдет время, найдет силы, добьется, достигнет, если есть желание встретиться со Христом. Если нет, то тогда, конечно, занимаемся тем, что любим. В этой связи, дорогие мои, хочу обратить внимание, что времени-то у нас очень мало, оно очень быстро пройдет, и нужно успевать, торопиться любить, а мы так много времени теряем времени впустую, в бессмыслице, просто прожигаем настолько короткую жизнь… И близкие порой оказываются без нашего внимания.

Однажды класс детей писал сочинение в воскресной школе: «Что бы я попросил у Бога?». Когда вечером учительница читала сочинения, ее внимание привлекло одно. Мальчик пишет: «А я бы попросил Бога, чтобы он превратил меня в телевизор. Потому что столько времени, сколько мама и папа уделяют телевизору, они в жизни в течение дня не уделяют ни мне, ни друг другу. С каким трепетом, бережностью они к нему относятся, как переживают, когда он ломается или отключается. Насколько пристальное внимание к тому, что там происходит. И как бы ни уставал отец на работе, у него всегда находится время, часа три, чтобы посвятить тому, что там. Я бы хотел быть телевизором и стоять на его месте, чтобы все на меня так смотрели и так ко мне относились». И когда учительница прочитала это сочинение своему мужу, он сказал: «Как это возможно, таких людей нужно ставить к стенке безжалостно!». А учительница говорит: «Посмотри, не узнаешь ли ты почерк сына?»

Подумайте об этом, дорогие мои: сколько времени мы убиваем впустую – не хватает ни на любовь к детям, ни на любовь друг к другу, конечно, не хватает на любовь ко Христу. Все как-то по остаточному принципу, только реакция на какие-то «серьезные проблемы». Торопитесь любить, дорогие мои, успевайте, пока есть время. Помогай нам всем Господь.

В других номерах:

Труды и проповеди

Общественная деятельность отца Евгения не ограничивается руководством и участием в различных социальных проектах. Участвуя в различных социальных проектах, священник часто взаимодействовал со средствами массовой информации.

С 2009 г. он возглавил православный епархиальный журнал «Православный вестник», в котором рассказывается о жизни епархии, священниках и прихожанах екатеринбургских приходов. Также в нём публикуются статьи, освещающие основные христианского вероучения и истории православной церкви.

Интересно! Помимо печатных изданий священник сотрудничает с православными телеканалами. Он является постоянным ведущим программы «Церковный календарь», выходящей на канале Союз. Батюшка Евгений рассказывает о православных праздниках, пытаясь донести до зрителей значимость того или иного святого предстоятеля и праздника.

Протоиерей идёт в ногу со временем, используя для проповеди Слова Христова современные средства коммуникации. Он является создателем интернет-проекта «Благая часть». С его помощью он привлекает в церковь молодое поколение, доступно объясняя основные христианские догматы, освещая вопросы милосердия, смирения и терпения.

Протоиерей Евгений Попиченко

Руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии

Настоятель Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы (на ВИЗе) г. Екатеринбурга

Дата рождения: 26 мая 1973 года (г. Екатеринбург)

Тезоименитство: 20 ноября – святой мученик Евгений Мелитинский (отмечается в день памяти мучеников в Мелитине)

Образование:

В 1996 году окончил машиностроительный факультет Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) в 2000 году – Екатеринбургскую православную духовную семинарию.

Церковное служение:

25 марта 1995 года – хиротония в сан диакона

Читайте также:
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

8 апреля 1995 года – хиротония в сан священника

С 1995 по 2013 гг. – священник Свято-Пантелеимоновского храма г. Екатеринбурга

С 1 октября 2013 года – настоятель Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в районе ВИЗ г. Екатеринбурга

С 1 ноября 2015 года по 29 сентября 2021 года – благочинный Рождественского округа г. Екатеринбурга

Духовное окормление:

  • Православная Служба Милосердия
  • Свято-Пантелеимоновское сестричество милосердия
  • Свято-Успенское братство
  • Служба добровольцев
  • Центр защиты материнства «Колыбель»

Социальное служение:

С 2002 года по благословению Правящего архиерея несет послушание руководителя Отдела социального служения.

С 2007 года по 2021 год – главный редактор приходского издания «Православный вестник», в 2009 году журнал получил статус епархиального.

Церковные награды:

  • медаль святых Царственных Страстотерпцев I степени (2012 г.)
  • медаль «В память 400-летия Дома Романовых» (2013 г.)
  • юбилейный крест в честь празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (2014 г.)
  • юбилейная медаль к 130-летию Екатеринбургской епархии (2015 г.)
  • юбилейная медаль Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного святого князя Владимира» (2015 г.)
  • право ношения Патриаршей награды – креста с украшениями (2016 г.)
  • церковно-общественная медаль «Святитель Иоанн Златоуст» АНО «Уральский духовно-просветительский Челябинской области» (2018 г.)
  • благодарственное письмо митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла за труды в год 100-летия мученического подвига святых Царственных страстотерпцев (2018 г.)
  • медаль святого Филарета Милостивого II степени (2019 г.)

Государственные награды:

  • Почетная грамота и Памятный знак Губернатора Свердловской области в честь празднования 130-летия Екатеринбургской епархии (2015 г.)
  • Благодарственное письмо губернатора Свердловской области за плодотворный труд и большой вклад в развитие духовно-нравственного образования и патриотическое воспитание подрастающего поколения на территории Свердловской области (2019 г.)

Семейное положение:

В семье протоиерея Евгения и Ольги Попиченко пятеро детей.

Евгений Попиченко

Биография Евгения Попиченко — это чудесная история сознательного выбора жизни во Христе и социального служения.

Отец Евгений — наш современник. Он родился в Екатеринбурге, в 1973 году. Свою мирскую профессию Евгений Попиченко получал в Российском государственном профессионально-педагогическом университете.

Сразу после окончания машиностроительного факультета, отец Евгений поступил в Екатеринбургскую православную духовную семинарию.

Интересно, что крещение его произошло лишь в 16 лет, по настоянию бабушки. Тогда церковное таинство, как и в целом дела духовные, не произвели на юношу впечатления.

Перемены наступили в тот момент, когда Евгений познакомился с Игорем Бочиненым.

На одну из лекций он пригласил выступить гостью из Новосибирска, которая, делясь своим духовным опытом, вдохновила будущего отца Евгения познакомиться с Церковью ближе.

Протоиерей Евгений Попиченко

В церковную общину Евгений, по его рассказам, попал после одного из праздничных богослужений, когда он вместе с сотрудниками храма отправился в трапезную, где был принят как свой. А позднее он уже получил благословение на охрану храма и первые послушания.

Еще будучи студентом РГППУ, Евгений Попиченко получил церковный сан диакона, а вскоре после этого — сан священника. Диаконская хиротония (рукоположение) отца Евгения проходила в Свято-Пантелеимоновском храме Екатеринбурга, где он был помощником у настоятеля, отца Дмитрия.

После рукоположения, владыка Никон оставил Евгения на служение в Иоанновском монастыре. Однако, по просьбе отца Дмитрия, Евгения рукоположили в священники и направили служить обратно в родной храм. Там он был священником на протяжении 18 лет (с 1995 по 2013).

С 2013 года протоиерей Евгений стал настоятелем Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбург. Следует отметить, что от настоятельства отец Евгений очень долго отказывался.

По его мнению, чрезмерная ответственность за хозяйственные дела лишает энергии для общения с прихожанами. Однако, став настоятелем, Евгений Попиченко смог запустить процесс восстановления Собора, перестроенного в 30-е годы XX века.

Готовясь к проповедям, Евгений Попиченко часто обращается к наставлениям отца Иоанна Крестьянкина, прослушивает записи отца Андрея Ткачева и других.

По его мнению, проповедь сегодня не должна быть долгой, но должна быть понятной и искренней. Даже если, прочитав Евангелие, душа вдруг не откликнулась, лучше честно сказать об этом пастве, чем придумывать что-то лишнее.

У отца Евгения большая и крепкая семья — чудесная жена и пятеро детей

С матушкой Ольгой отец Евгений познакомился в храме Вознесения, куда он ходил обучаться пению. Ольга тогда приехала на каникулы из Санкт-Петербургской духовной семинарии. По счастливой случайности, она оказалась музыкантом.

Тогда отец Евгений решил взять у нее пару уроков. Когда Ольга вернулась обратно в Санкт-Петербург, то связь будущие муж и жена держали через письма.

Как рассказывает сам отец Евгений, перед тем, как решиться на такой важный шаг, они с Ольгой отправились к отцу Николаю Гурьянову, на остров Залит.

Несмотря на то, что их путь проходил по тонкому льду Псковского озера, решимость и молитва оберегли их от беды. Там будущие муж и жена получили благословение от старца и наставления назвать сына Серафим, а дочь — Серафимой.

В семье отца Евгения и матушки Ольги пятеро детей — Серафим, Симеон, Екатерина, Серафима и Пелагея. Сам Евгений говорит, что дети у него золотые, послушные. Девочки любят по-своему, ласково. Мальчики же своей, скупой мужской любовью.

Взглянув на фото Евгения и его семьи, сразу становится понятно, насколько дружны они в своем семейном счастье.

Одно из послушаний Отца Евгения — социальное. Он помогает больным, старикам, детям

По словам самого отца Евгения, его социальное служение началось с того момента, как он начал посещать пациентов психиатрической больницы. На ее территории находился храм, где Евгений Попиченко был священником.

С 2002 года отец Евгений — руководитель епархиального Отдела социального служения по благословению архиепископа Викентия.

Под его руководством более 20 социальных проектов, каждый из которых направлен на помощь нуждающимся: старикам, детям, больным. К социальному служению привлекаются и добровольцы.

Среди прочих видов послушаний, отец Евгений вместе с добровольцами, ездил в Крымск, пострадавший от наводнения в 2012 году. По словам самого отца Евгения, это было тяжелое испытание, ведь необходимо было за очень короткий срок подготовить людей и поехать в неизвестное место.

Отец Евгений работает с православными СМИ

Отец Евгений мог бы по праву стать консультантом в вопросах организации православных СМИ, равно как и в вопросах взаимодействия со светскими газетами и телеканалами.

Евгений Попиченко на протяжении достаточно длительного времени возглавляет журнал «Православный вестник». Сейчас журнал выходит тиражом в две тысячи экземпляров, но так было далеко не всегда. Появился этот проект как добровольческий и занимались им прихожане.

Читайте также:
Толгский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

Журнал рассказывал о повседневной жизни священников, изготавливался на ризографе и в целом был, по словам отца Евгения, очень «домашним». Таким образом «Православный вестник» просуществовал пять лет.

С 2009 года журнал получил статус епархиального с благословения Владыки Викентия. Так, постепенно, помимо жизни священников, журнал стал наполнятся рассказами о жизни прихожан, о приходских семьях и других событиях епархии.

Сейчас же на журнал наложена еще более важная миссия, поскольку он стал лицом Православной службы милосердия и Отдела социального служения. Журнал говорит своим читателям о милосердии, о важности взаимопомощи и любви к ближнему.

Кроме печатных изданий, протоиерей Евгений работает и с телевизионными СМИ. На протяжении многих лет он является ведущим программы «Церковный календарь» на канале Союз.

Вся сложность работы в этой программе заключается в том, чтобы каждый раз рассказать верующим о памятной дате или празднике по-новому.

Так, чтобы каждый зритель увидел, в первую очередь, себя, прочувствовал свой опыт «знакомства» с тем или иным святым.

Передача «Церковный календарь», 23.05.2008. Проповедь Евгения Попиченко «О христианской дружбе»

Кроме этого, отец Евгений с 2016 года ведет свой собственный интернет-проект «Благая часть» на ресурсах Успенского Собора.

Сейчас Евгений Попиченко служит на благо православной церкви и своей паствы, продолжает своё социальное послушание и помогает людям в их вере.

Протоиерей Евгений Попиченко: Все мы на службе у Пресвятой Богородицы

Для священника община – большая семья, а храм – общий дом, в котором священник служит, молится и проповедует, а еще выслушивает приходящих к нему и пытается им помочь. Традиционно на Руси священника выбирали из прихожан, рукополагали его для «своего храма», где он и служил всю жизнь. Теперь традиции изменились: священника посылают служить не туда, где его все знают и где он знает всех, а туда, где острее чувствуется необходимость именно в его участии, в его личных качествах. Поэтому так часто разные храмы переживают расставание со священником, уход части общины за «своим батюшкой» и приход «новеньких». Момент сложный, но всегда не случайный, промыслительный. Опытом перехода на новое место служения, из рядового священника – в настоятели и первым опытом формирования общины делится протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора во имя Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе г. Екатеринбурга.

Отец Евгений, как вы решились покинуть удобный, отстроенный, расписанный Свято-Пантелеимоновский храм и перейти в разрушенный, неустроенный, где нужно все начинать сначала?

Решился очень непросто. Сказано в 114 псалме: «Смирихся, и спасе мя Господь». Смиренному везде рай, потому что он всегда с Богом, потому что дается ему благодать. А смирение обязательно выражается в послушании старшему. А я нашему дорогому Владыке Кириллу послушание быть настоятелем храма оказал только с третьего раза. Когда мы впервые с Владыкой встретились и поговорили, он сразу задал мне духовную задачу: «Вы уже батюшка взрослый, состоявшийся. Давайте будем думать про настоятельство».

Конечно, я стал переживать по этому поводу, ведь в храме целителя Пантелеимона я духовно родился и взрослел в течение 20 лет. Сначала служил на разных церковных послушаниях: киоскером, певчим, алтарником, посыльным. После рукоположения в духовный сан тоже вернулся в родной храм. Все 20 лет на моих глазах формировался приход, все рождалось и строилось, собиралось главное сокровище – люди. Приходили молодые люди, становились алтарниками, а потом, рукоположившись, по благословению Архиерея сразу же уходили на другие приходы. А я оставался. Понятно, что к этой жизни и, в особенности, к людям сердце сильно прикипело. И казалось, что до конца своих дней я буду спокойно и мирно трудиться в одном приходе. Поэтому предложение Архиерея было воспринято очень тяжело.

Успение Пресвятой Богородицы – праздник, который мне очень дорог, потому что это главный день в жизни Божией Матери. В жизни любого человека главный день после дня его рождения – это день его успения, день встречи со Христом. Пресвятая Владычица после Воскресения и Вознесения Своего Божественного Сына всю последующую жизнь жила ожиданием встречи с Ним.

1 октября 2011 года, в день памяти иконы Божией Матери «Целительница», Владыка Кирилл предложил мне быть настоятелем одного из екатеринбургских храмов и дал сутки на размышление. Меня все убеждали соглашаться – храм в центре города, с богатой историей и огромным потенциалом. Прошла ночь, началось воскресенье, Божественная литургия. Помню: на клиросе читают часы, а я стою перед иконостасом, смотрю на все такое родное, многолетнее, привычное – и прямо чуть слезы не бегут, такой серьезный переворот в сердце происходит. Надо от всего родного отрываться, все оставлять… я просто физически чувствовал надрыв в сердце. А потом вспомнились слова: «Смирихся, и спасе мя Господь», «Да будет воля Твоя», – и так стало легко после принятия решения. Прихожу к Владыке и говорю: «Владыка, пусть Ваша воля будет выражением Божией воли. Я согласен». Владыка говорит: «А я передумал».

Но вы уже знали, что придется покинуть родной храм?

После этих событий прошло еще два года служения в родном Пантелеимоновском храме. Видимо, это время было необходимо, чтобы решимость окончательно созрела. И ровно через два года, 1 октября 2013 года, состоялся епархиальный совет, на котором было принято решение: Отдел социального служения, которым я руковожу, перевести на базу Свято-Успенского прихода на ВИЗе.

Конечно, между этими двумя датами была и жизнь молитвенная, и вопрошание воли Божией, и размышления, и важные для меня паломничества. Например, для воспитания наших с прихожанами душ мы совершили три поездки в Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель. Трижды удалось нам помолиться в этой древней обители – у святых и у святынь. Теперь я ясно вижу, что получилась духовная эстафета – из Печерского Успения в Успение на ВИЗе.

Год назад, в апреле, была удивительная однодневная поездка – с одним добрым человеком мы побывали в Доме Пресвятой Богородицы, на Святой Горе Афон. Поскольку времени было немного, мы успели только попытаться взойти на гору Афон и дошли до площадки, на которой располагается храм в честь Царицы Небесной – Панагии Всесвятой. Здесь собрались немцы, румыны, белорусы – получилась интернациональная молитва. Пресвятая Богородица как бы дала нам Свое благословение.

Когда ты видишь, что исполняется воля Божия, то душа уже не сопротивляется и с миром принимает важные жизненные изменения.

Читайте также:
Серафим Роуз: биография отца, книги и цитаты, труды

Как приняла эти перемены ваша супруга, матушка Ольга?

Приняла с радостью, как волю Божию. Как возможность нового роста, как новое послушание Церкви: «Как бы трудно ни было, я всегда рядом». Это очень ценно и дорого. То, что Господь дает делать, невозможно было бы исполнить без любви, поддержки, смирения и молитвы дорогой матушки и всей семьи. Служение Богу жены священника в каком-то смысле более трудное, чем служение пастыря.

«Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе».

Мужьям вообще нужна душевная и молитвенная поддержка жен. Важно, чтобы в противовес нашему маловерию и малодушию близкий человек сказал: «Ничего, все будет хорошо».

Ваша первая встреча с собором Успения – какой она была?

На территории этого храма до дня назначения я не был ни разу. И вот 2 октября 2013 года произошло первое знакомство с настоятелем храма, отцом Дионисием Рубленовым, и некоторыми прихожанами. Шло приходское собрание, на которое мы и приехали с благочинным, протоиереем Николаем Ладюком. Указ, зачитанный им, был как гром среди ясного неба. Понимаю, что и отцу Дионисию, и прихожанам потребовалось поистине христианское мужество и смирение, чтобы принять волю Архиерея. За все труды хочется тепло поблагодарить отца Дионисия и его помощников. Пусть Господь поможет батюшке на новом месте служения, в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы поселка Кедровое.

Когда вы уходили из Пантелеимоновского храма, то звали кого-нибудь из прихожан с собой?

Вообще никого не звал, потому что это в каком-то смысле нечестно, как будто бы я стал кого-нибудь переманивать. Каждый человек, если у него нет в храме послушания, свободен выбирать, где ему полезнее и интереснее. К сожалению, некоторые прихожане пережили и переживают до сих пор кризис. Кто-то и хотел бы перебраться в другой храм, а возможности нет (трудно с тремя детьми без машины добираться, ведь многие живут очень далеко от ВИЗа, в районе Компрессорного завода). Другие несут в Пантелеимоновском храме послушания и тоже не могут уйти, пока не подготовят себе замену. Для таких прихожан перевод духовника в другой храм – это испытание веры, проверка на смирение и на сопротивляемость печали.

Каким было первое настоятельское решение, которое вы приняли на новом месте?

Первая пришедшая на сердце мысль – нужно начинать богослужения в стенах самого собора. Слава Богу, что в первые же дни после назначения со мной пришли братья и сестры – сотрудники Православной Службы Милосердия, с которыми мы много лет трудились вместе. Никаких сомнений не было, что послушание старосты нужно предложить Олегу Олеговичу Савину. Он даже не размышлял, а ответил, как солдат: «Батюшка, благословите», – и вперед. Вот перед ним и были поставлены задачи: готовить храм, в котором нет до сих пор ни отопления, ни водоснабжения, к зиме и к обустройству для богослужения. Одновременно мы начали расширять помещение, в котором располагался временный храм, ведь прихожан стало значительно больше.

Трудно ли из приходского священника превращаться в настоятеля? Появляется, наверное, много новых направлений работы?

Когда ты приходской священник, твои обязанности, как правило, соотносятся с тем, что ты умеешь и любишь. А настоятель должен входить во все процессы жизни прихода. «Прелести» настоятельского служения я частично вкусил во время прошедшей Рождественской службы. У нас в соборе особая обстановка. В центре огромного здания с помощью деревянных опор и старых баннеров огорожена часть пространства – по бокам и сверху, чтобы удерживать тепло; алтарь без иконостаса, на бугристом полу ковры – тоже для тепла и для того, чтобы хоть как-то выровнять пол, три печки-буржуйки топятся дровами, службы «с дымком». Так вот, зайдя в храм в 10 часов вечера, я намеревался спокойно подготовиться к исповеди, встать у аналоя и принимать народ.

Но, когда зашел в собор, вижу – печки почему-то не растоплены. И понимаю, что сейчас в храм на ночную службу впервые за много-много лет придет множество людей. И эти люди просто сразу замерзнут. И тут начинается настоятельская жизнь: с горячим желанием кому-то оторвать голову ищешь «крайнего» печника, а потом вылавливаешь кого-нибудь из пришедших мужиков, чтобы быстренько организовать растопку. Мужички начинают топить, но топят неумело: дым из печи идет в храм, люди стоят, как ежики в тумане, интенсивно вдыхая углекислый газ, перерабатывая его в другой, менее пахнущий. В середине службы алтарник случайно разбивает посуду, предназначенную для запивки после Причастия, хор поет как-то неспешно, потом начинается беспокойство за то, что после службы нужно накормить народ – а все ли готово? И весь этот ворох мыслей нужно отмести и все-таки настроиться на Литургию. И вот чудеса – все эти проблемы благодаря помощникам и с помощью Божией решаются. Труд настоятеля – это баланс труда Марфы и Марии.

Сегодня перед приходом стоит грандиозная задача – восстановление собора. Наверное, это ваша самая главная забота?

Для того, чтобы начать восстанавливать собор, нужно сначала освободить его от оков, то есть, разрушить пристройки и надстройки советского периода. И уже для проекта нужны и благотворители, и рабочие руки, и решение задачи по оформлению земли и построек на территории в собственность. Каждый вопрос – отдельная тема. Плюс обязательная и важнейшая задача – работа с прихожанами, обучение их вере, воспитание их в стремлении к литургической жизни. В общем, хлопот хватает. И, кроме того, прежних послушаний никто не отменяет.

Надеюсь на милость Божию и на помощь Пресвятой Богородицы. Один мудрый человек сказал мне: «Раньше вы, батюшка, служили великомученику Пантелеимону, сейчас вы служите Пресвятой Богородице». Великая милость Божия и доверие Архиерея в том, что мы сейчас можем хоть сколько-то потрудиться над восстановлением этой святыни, одного из древнейших соборов Екатеринбурга.

Кажется, что от генеральной цели – восстановления собора – ничто не должно отвлекать. Но, если посмотреть на жизнь Успенского прихода, то в ней много всего такого, что к восстановлению собора, казалось бы, не имеет отношения: зимой для детей – горка и елки, для прихожан концерты и праздники.

Знаете, восстановление собора – не генеральная цель. Народная мудрость давно подметила, что Бог не в бревнах, а в ребрах, и что Церковь – это не стены, а люди. Люди, которые всей душой, всем сердцем и всей крепостию (то есть волей) своей устремлены к Богу. Если люди будут приходить в Церковь «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», если прежде всего будем искать Царствия Небесного и правды его, то все остальное приложится. Генеральная цель каждого христианина – стать причастником Божественного естества.

Читайте также:
Толгский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

Мы, в основной массе своей, к сожалению, когда-то неожиданным образом ввалились в церковную жизнь. Без подготовки, без предварительной работы над своей душой, без серьезного очищения ее от той скверны, которая накоплена за десятки-десятки лет. В Церковь мы пришли с таким настроением, как будто мы всех здесь облагодетельствовали своим приходом. Когда знакомишься с людьми, с их жизнью, мотивами, приоритетами, то понимаешь, что Господь и Причастие Ему стоит у них вообще непонятно на каком месте. Непонятно, как они себе это Таинство представляют, как они к нему готовятся, как относятся. Причащаются редко, раз в пост или раз в год.

Как быть в таком случае, если забывают о самом главном?

Святые отцы говорят, что познание себя и обретение опыта духовной жизни – это наука из наук и искусство из искусств. Об этом написаны десятки, сотни книг. Но вот парадокс: у нас люди фактически не читают духовную литературу, они читают литературу душевную, то есть литературу о вере, замечательные книги художественного содержания. Классический пример – книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которая у многих людей пробуждает интерес к Церкви потрясающим рассказом о верующих людях и церковной жизни. Но появившийся интерес человек должен начать развивать чтением аввы Дорофея, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Серафима Саровского – то есть практиков духовной жизни, которые учат, как жить по вере. И вот эти-то книги люди читать не приучены.

От этого возникает серьезная проблема, что человек в духовной жизни может десятки лет топтаться на месте. Освоит разрозненные элементы церковной жизни – как ставить свечки, какие акафисты читать, когда делать поклоны и когда не делать – но опыта борьбы со страстями и приобретения добродетелей так и не накопит.

Поэтому для настоятеля одна из главных задач – воспитать прихожан таким образом, чтобы для них это было центральным делом жизни. Нужно настраивать и готовить людей к осознанной церковной литургической жизни. Для этого мы организовали цикл огласительных бесед для взрослых, во время которых человек должен заинтересоваться духовной жизнью, у него должна пробудиться жажда узнавания и приобретения опыта православной жизни. Это целый путь. Чтобы осознанно подойти к Причастию, во-первых, нужно изучить и проверить веру, узнать о духовных законах. Во-вторых, нужно всерьез разобраться со своей предыдущей жизнью – вытащить из души все безобразия тяжких смертных грехов. В-третьих, очень важно настроить сегодняшнюю свою жизнь по Евангелию, потому что духовная жизнь – это война за драгоценную и бессмертную нашу душу, самое дорогое для Бога сокровище.

Искренний человек всегда ищет благодати Божией путем очищения себя от греха и жизни по Евангелию и по святым отцам. Поэтому в Церковь обязательно будут собираться живые люди, которые всерьез хотят спасти свою душу, которые ищут Христа.

А если в храме будет община, желающая спастись, община молящаяся, то Господь обязательно поможет в материальном плане очень быстро. Может быть, звучит это несколько странно, но я вообще не беспокоюсь о восстановлении собора в какие-то сроки. Может быть, это легкомысленно, и я просто не представляю, какая это грандиозная задача. Но мне кажется, что для Пресвятой Богородицы несколько сотен миллионов рублей – это такая мелочь, что Она очень легко может их изыскать. Не мы, грешные, а Она расположит сердца людей, которые захотят поучаствовать в этом деле жизни – восстановлении храма Божиего, храма Божией Матери.

Поделитесь «рецептом» устроения нормальной приходской жизни?

Рецепт и сложный, и простой одновременно. Это проповедь, оглашение и беседы с людьми – «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10, 17). Это хороший церковный киоск, в котором не только свечки продаются, но есть достойный выбор духовной литературы для детей и для взрослых, для образованных и для простых людей. Важная задача – это организация доступной полноценной библиотеки, церковного хора, способного не только воспроизводить красивые мелодии, но и молиться. Чтобы от церковного молитвенного пения души и прихожанина, и священника возносились бы к Богу, чтобы люди могли сказать: «Не знаем, где были, на Небе или на земле».

Важный элемент воспитания прихожан – это совместные поездки, паломничества, когда люди на несколько дней оказываются в святом месте, приобщаются к монастырской молитве. Некоторое время назад мы съездили к святыням Сибири, Тобольска и Свято-Знаменского Абалакского монастыря. Для многих это были потрясающие впечатления, укрепление веры, следующий шаг в духовной жизни, возможность ближе познакомиться. У нас были незабываемые вечера, наполненные теплым, живым общением, совместным чтением, которые, несомненно, нас укрепили. Ну и, конечно, приход должен иметь радостную внешнюю жизнь, которая просто является жизнью: это и совместные трапезы после общих больших богослужений, и каток, и горка, и конкурс на лучшую рождественскую елочку, летние походы и сплавы.

Очень важным делом именно для нашего прихода видится создание братства верующих церковных серьезных мужчин. Братство, объединенное молитвой и общей целью. Сестричество у нас уже есть, так как сестры милосердия пришли за мной вместе с другими сотрудниками и добровольцами Православной Службы Милосердия.

За два десятка лет служения в Пантелеимоновском храме вы успели пройти и детский садик, и школу, потом как будто и в вузе поучились. Теперь Господь отправил вас в самостоятельную настоятельскую жизнь.

Один батюшка в 18-ю годовщину моего рукоположения сказал: «Ну, все, 18 лет прошло – пора в армию». Эти слова оказались пророческими: теперь – армия. Все, чему научился, нужно применять в боевых условиях. Нужно все силы приложить, чтобы создать единый приход, чтобы не было разделений на новеньких и стареньких, наших и пришлых. Все наши.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: