Церковь Рождества Христова в Краснодаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Святые места Кубани: Храм Рождества Христова в Краснодаре

Россия Краснодарский край Краснодар Храм Рождества Христова (Краснодар) Идёт загрузка карты…

Россия, Краснодар, микрорайон Юбилейный, Рождественская набережная, 1

+7 (861) 261-14-58, 261-95-55

Храм Рождества Христова

расположен на излучине реки Кубань в Юбилейном микрорайоне города Краснодара. Православный приход был зарегистрирован в 1991 году. Первая служба в храме была совершена 19 декабря 1994 года.

История[править]

В 80-х годах прошлого столетия в юго-западной части г.Краснодара началась активная застройка нового жилого района «Юбилейный» на 60 тысяч жителей. В планах строителей православной церкви в районе не предусматривалось. Прошло время. Дома росли, заселялись жильцы, благоукрашался «Юбилейный»… Религиозная оттепель 80-х годов в России принесла свои плоды. Народ стал обращаться к вере, к Богу. Вот и в «Юбилейном» встретились несколько молодых семей для организации православной общины, с последующим обращением к Правящему Архиепископу благословить начинание.

С августа 1991 года православный приход был зарегистрирован, утвержден Устав деятельности объединения и открыт расчетный счет для сбора пожертвований на строительство храма в честь Рождества Христова.

По благословению Владыки Исидора было выбрано место под строительство храма на берегу реки Кубань и получено добро от руководства города на отвод земельного участка. Заниматься оформлением документации и строительством храма было поручено председателю приходского совета Игнатову А.А.

17 января 1992 г. состоялось подведение итогов конкурса на лучший проект храма Рождества Христова с помощью Краснодарского союза архитекторов РСФСР и городского отдела архитектуры. Лучшей конкурсной работой был признан проект краснодарских архитекторов Юрия и Петра Субботиных.

Событие закладки и освящения первого камня в основание будущего храма состоялось 10 мая 1992 года, которое совершил тогда еще архиепископ Екатеринодарский и Новороссийский Исидор, ныне митрополит Екатеринодарский и Кубанский. В сослужении духовенства города и края при стечении тысяч мирян владыка освятил мраморную плиту с памятной гравировкой, которую положили в основание будущего престола Рождественского храма. Время шло, приход жил активной жизнью. Еще не было храма, но в соседнем помещении РЭП, а затем в районной библиотеке была открыта воскресная школа для детей и взрослых.

Продолжался сбор пожертвований на строительство храма, в котором приняли участие многие жители и организации города, края.

Местные власти выделили временное помещение для церкви – в пристройке дома по ул.Проспект Чекистов, 31. Силами Приходского совета помещение оборудовано под храм.

С июля 1992 года во временном помещении начались регулярные воскресные и праздничные богослужения, были совершены первые Крещения, Венчания, Крестные ходы к строящемуся храму.

16 августа 1992 года на месте будущего храма Владыкой Исидором в сослужении духовенства была отслужена первая Божественная Литургия. В сентябре 1992 года первые сваи (всего 320) забиты в основание будущего храма, генподрядчиком которого выступило АО «Спецстрой». Два железнодорожных вагона были распилены и установлены на территории храма под будущую школу, которая и стала первым на Кубани православным общеобразовательным учреждением.

Первая служба в нижнем приделе была совершена 19 декабря 1994 года, а затем на Рождество Христово 7 января 1995 года. Нижний храм имеет 2 предела: главный в честь Святых Жен-Мироносиц освящен 22 марта 1998 года, правый или южный – в честь всех Святых в земле Российской просиявших освящен 7 марта 1999 года.

Первый купол с крестом был воздвигнут над колокольней 23 ноября 1997 года, а основной, центральный купол был увенчан крестом 4 июля 1998 года. Затем были установлены еще 4 малые купола с крестами.

В ноябре 1999 года устройство верхнего храма в честь 2000-летия Рождества во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа было завершено.

2 января 2000 года Высокопреосвященнейший Владыка Исидор освятил верхний храм и отслужил Божественную Литургию.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в присутствии многочисленных прихожан в основном приделе храма состоялась первая литургия в праздник Рождества Христа Спасителя.

В 2012 году храму Рождества Христова исполняется 20 лет со дня закладки и освящения места будущего храма.

История и архитектура

Рождественская церковь не переживала трудные времена и мародерства, ведь она самая «молодая» в «Юбилейном» районе города Краснодара. Сначала там были одни высотные новостройки. Затем у жильцов возникла потребность в духовной «пище», следовательно, появилось желание построить храм.

История церкви началась с формирования небольшой православной общины района из нескольких семей. В скором времени они обратились к правящему архиерею с просьбой оказать содействие в постройке храма. В 1991 г. епископ Краснодарский и Кубанский Исидор дал благословение на начало сбора средств для его возведения, городская администрация выделила земельный участок на берегу реки Кубань. В это время был заложен первый камень в основание и объявлен конкурс на создание лучшего проекта. По его итогам выбрали победителя – заслуженного архитектора России и члена Союза Архитекторов России – Юрия Степановича Субботина.

Строительство этой православной достопримечательности Краснодара начали летом в 1992 г., а закончили осенью 1999 г. Сначала освятили нижние приделы и там проходили богослужения и требы, а в верхнем уже в 2000 г., совершили первую Божественную Литургию.

Архитектура и внутреннее убранство

В городе Краснодар храм Рождества Христова – кирпичный, в два этажа, с пятью главами и шатровой колокольней. Он имеет один престол в верхней части, в честь Рождества Христова, и два внизу – посвященный женам мироносицам и всем святым, в земле Российской просиявшим.

Придел нижнего этажа невысокий, его потолок и стены, выполнены в светлой цветовой гамме. В центре – белокаменный иконостас, который сделали волгодонские мастера. Иконописцы Краснодарщины написали для него 33 иконы. Здесь есть в виде креста купель-баптистерий для взрослых. В ней совершается таинство крещения с полным погружением в воду.

Новая гранитная паперть украшает верхний придел церкви. Для инвалидов сделали автоподъемник. В верхнем храме атмосфера Божьего величия и праздничного настроения. Необходимо сказать, что важную роль в этом играет трехрядный резной иконостас, разделяющий алтарь от общего помещения.

Продолжением его является роспись центрального купольного барабана, на котором изображены ветховетные праотцы и ангельский мир. В повторяющем стиле иконостаса сделаны деревянные киоты, сень над образом святых царственных страстотерпцев и над ковчегом-мощевиком.

Современное состояние[править]

При храме действуют:

  • Православная школа
  • Воскресная школа
  • Школа для взрослых
  • Служба приходского консультирования
  • Библиотека
  • Общины храма:
Читайте также:
Брянская епархия: указы, храмы и монастыри, паломнические поездки

По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора при храме в 2010 году созданы приходские общины (по типу действующих общин при Санкт-Петербургском монастыре св.прав.Иоанна Кронштадтского): «Милосердие», «Молитва», «Лепта», «Мастеровой», «Авто», «Молодежная», «Братство свт.Игнатия Брянчанинова», «Закон», «Благоукраситель», «, «Подворье».

Первые четыре общины объединяются в «Социальную» общину.

История храма

История церкви не наполнена трагедиями, гонениями со стороны государства и случаями мародерства. Рождественская церковь — самая молодая в Юбилейном районе Краснодара. Изначально эта часть города была застроена высотками, но позже у жильцов появилось желание построить храм для удовлетворения своих потребностей в духовной пище.

Возведение и основание

В январе 1992 года прошел конкурс на лучший проект Рождественского Храма. Победителями стали Юрий и Петр Субботины. Все строительство полностью проходило на пожертвования горожан. По благословению епископа Краснодарского и Кубанского Исидора церковь решено было строить на берегу реки Кубань.

Закладка первого камня состоялась 10 мая 1992 года. В это же время церковь освятил Митрополит Кубанский и Екатеринодарский. Осенью того же года был заложен фундамент, работу проводило объединение «Спецстрой». Уже в конце 1994 года впервые была проведена служба в нижнем приделе, а вторая служба — 7 января 1995 года на Рождество Христово.

Дальнейшая судьба

Строительство продолжалось до 1999 года. Только в январе 2000, спустя 2 месяца, был освящен верхний храм в честь 2000-летия Рождества во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник Рождества отмечали первой Божественной литургией.

До этого времени богослужения проводили во временном помещении. В то же время открыли первую на Кубани православную школу при храме. В первое время учащимся приходилось заниматься в распиленных железнодорожных вагонах.

Современное положение

Рождественский Храм осуществляет религиозную деятельность, оказывает социальную помощь населению, занимается благотворительностью. При церкви обустроен детский дом «Рождественский» и Православный , волонтеры которого проводят беседы в родильных отделениях и в женских консультациях.

Также на территории организован сбор вещей для нуждающихся, и действует православная служба «Авто» — добровольцы развозят престарелых прихожан по домам. Одиноких стариков навещают сестры группы «Милосердие» и помогают им в решении бытовых проблем.

Святыни[править]

Список с чудотворной иконы Божий Матери «Всецарица»

  • Частицы святых мощей 21 угодника Божия, которые покоятся под резной сенью в верхнем храме
  • Список с чудотворной иконы Божий Матери «Всецарица»
  • Царская сень, в которой размещена большая икона святых царственных страстотерпцев: царя Николая II со святым семейством
  • Особо почитаются иконы: Рождества Христова, святителя Николая чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, Божией Матери «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», святой блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской, свв.благоверных кн. Петра и кн.Февронии.

Паломнику[править]

Храм Рождества Христова открыт ЕЖЕДНЕВНО с 7.00 ч. до 20.00 ч.

Расписание богослужений:

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ в 8.00 ч. (7.30 ч. — часы)

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ в 17.00 ч.

Исповедь с 8.00 ч. В конце литургии Причастие Святых Христовых Таин.

В воскресные и праздничные дни ДВЕ Божественные Литургии:

  • 6.30 ч. — ранняя литургия в нижнем храме в честь Святых Жен-Мироносиц.

Исповедь в 7.00 ч. В конце службы — Причастие Святых Христовых Тайн.

  • 8.30 ч. — поздняя литургия в верхнем храме в честь Рождества Христова.

Исповедь в 8.20 ч. В конце службы — Причастие Святых Христовых Тайн.

Молебны и акафисты (во время Великого Поста не совершаются):

Водосвятный молебен в воскресенье после ранней литургии — в 8.30 ч.

Акафист пред образом Божией Матери «ВСЕЦАРИЦА» по воскресениям в 18.00 ч.

Молебен с акафистом св.вмч. и целителю Пантелеимону по вторникам в 10.00 ч.

Молебен с акафистом свт.Николаю Чудотворцу по четвергам в 10.00 ч.

Молебен с акафистом святым царственным страстотерпцам в 1-ю пятницу месяца в 10.00 ч.

Молебен с акафистом св. блж. Матроне Московской во 2-ю пятницу месяца в 10.00 ч.

Молебен с акафистом пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в 3-ю пятницу месяца в 10.00 ч.

Молебен с акафистом пред иконой Божией Матери «Помощница в родах» каждую последнюю пятницу в 10.00 ч.

Храм Рождества Христова, Краснодар

Краснодарский храм Рождества Христова

достаточно молод. С начала его строительства прошло всего чуть больше 20 лет, но, несмотря на это, он успел значительно повлиять на жизнь Кубани. При храме открыта первая православная общеобразовательная школа, а также настоятель храма протоиерей Александр Игнатов инициировал открытие детского дома «Рождественский».
История
История Рождественского храма в Краснодаре началась в 80-х годах XX века, когда в юго-западной части города начал застраиваться новый район «Юбилейный». Там планировалось поселить 60 000 жителей. В конце 80-х несколько молодых семей, проживающих в новостройках, сошлись в религиозных взглядах и решили организовать православную общину. Именно с этим вопросом они и обратились к Правящему Архиепископу, для того чтобы он благословил их.

В конце лета 1991 года православный приход был официально зарегистрирован, а также был утвержден устав, в котором описывались основные положения деятельности объединения. Но главное – это то, что был открыт расчетный счет для сбора денег на строительство храма. Пожертвовать деньги могли все желающие горожане и гости города. Деньги поступали достаточно быстро, и за короткий срок удалось собрать необходимую сумму, поэтому уже в январе 1992 года подводили итоги конкурса на лучший проект храма. Его было выбрано строить на берегу реки Кубань. Храм строился по проекту двух краснодарских архитекторов Субботиных.

10 мая 1992 года состоялось освещение и закладка первого камня, который совершил Екатеринодарский и Кубанский митрополит. В сентябре того же года были распилены два железнодорожных вагона и установлены на территории храма. Именно эти незамысловатые сооружения стали помещением для первого на Кубани православного общеобразовательного учреждения.

Первый купол с крестом над колокольней был воздвигнут в конце осени 1997 года, а центральный – в начале лета 1998 года, то есть спустя 8 месяцев. Строительство было завершено только в ноябре 1999 года, а освящено спустя два месяца – 2 января 2000 года. Первая литургия состоялась в праздник Рождества Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года.

Расписание богослужений
Перед тем, как посетить храм Рождества Христова в Краснодаре, одном из красивейших городов России, стоит узнать расписание. Храм для прихожан открыт ежедневно с 7.00 до 20.00. Божественная литургия начинается в 8.00, а вечернее богослужение в 17.00, исповедь – в 8.00 (по местному времени). В конце литургии Причастие Святых Христовых Тайн.

Читайте также:
Валаамский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни и праздники

В воскресенье и праздники расписание немного меняется:

Детский дом «Рожественский»
Детский дом для детей-сирот и инвалидов «Рождественский» можно назвать одним из самых благоустроенных в стране. В учреждении дети разделены на группы по половому признаку. В каждой группе есть игровые и учебные комнаты, а также две спальни. В здании достаточно просторные холлы и галереи, что обеспечивает хорошие условия для активных детей.

Также выделен один этаж для создания внегрупповой социально-адаптивной среды. Дети имеют возможность посещать изостудию, две библиотеки. При необходимости с ними работают логопед и психолог, а также для детей подготовлена комната психологической разгрузки и кубанского быта.

Воспитанники детского дома растут в очень доброй атмосфере и получают должное образование и заботу.

Как добраться до храма?
Многие хотят узнать, как быстрее добраться до Рождественского храма в Краснодаре. Легче всего доехать из Ростова-на-Дону на поезде или автобусе, что ходят ежедневно. Дорога займет всего 5 часов. Из центра города в храм идет достаточно большое количество общественного транспорта:

  • троллейбус — №8, 11;
  • трамвай — № 1, 6, 11, 21;
  • автобус — №11, 32, 90, 95;
  • маршрутное такси — № 11, 19, 28, 38, 38а, 75, 99, 416.

Храм Христа в Краснодаре находится по адресу: г. Краснодар, ул. Рождественская набережная, 1.

Святые места Кубани: Храм Рождества Христова в Краснодаре

Краснодарский край – место, завораживающее живописной природой. Из года в год сюда едет все больше туристов, он стал центром притяжения паломников со всей страны. Множество монастырей и церквей впечатляет красотой. Одним из таких является Храм Рождества Христова в Краснодаре. Чем же он прославился?

История

В 80-х годах прошлого столетия в юго-западной части г.Краснодара началась активная застройка нового жилого района «Юбилейный» на 60 тысяч жителей. В планах строителей православной церкви в районе не предусматривалось. Прошло время. Дома росли, заселялись жильцы, благоукрашался «Юбилейный»… Религиозная оттепель 80-х годов в России принесла свои плоды. Народ стал обращаться к вере, к Богу. Вот и в «Юбилейном» встретились несколько молодых семей для организации православной общины, с последующим обращением к Правящему Архиепископу благословить начинание.

С августа 1991 года православный приход был зарегистрирован, утвержден Устав деятельности объединения и открыт расчетный счет для сбора пожертвований на строительство храма в честь Рождества Христова.

По благословению Владыки Исидора было выбрано место под строительство храма на берегу реки Кубань и получено добро от руководства города на отвод земельного участка. Заниматься оформлением документации и строительством храма было поручено председателю приходского совета Игнатову А.А.

17 января 1992 г. состоялось подведение итогов конкурса на лучший проект храма Рождества Христова с помощью Краснодарского союза архитекторов РСФСР и городского отдела архитектуры. Лучшей конкурсной работой был признан проект краснодарских архитекторов Юрия и Петра Субботиных.

Событие закладки и освящения первого камня в основание будущего храма состоялось 10 мая 1992 года, которое совершил тогда еще архиепископ Екатеринодарский и Новороссийский Исидор, ныне митрополит Екатеринодарский и Кубанский. В сослужении духовенства города и края при стечении тысяч мирян владыка освятил мраморную плиту с памятной гравировкой, которую положили в основание будущего престола Рождественского храма. Время шло, приход жил активной жизнью. Еще не было храма, но в соседнем помещении РЭП, а затем в районной библиотеке была открыта воскресная школа для детей и взрослых.

Продолжался сбор пожертвований на строительство храма, в котором приняли участие многие жители и организации города, края.

Местные власти выделили временное помещение для церкви – в пристройке дома по ул.Проспект Чекистов, 31. Силами Приходского совета помещение оборудовано под храм.

С июля 1992 года во временном помещении начались регулярные воскресные и праздничные богослужения, были совершены первые Крещения, Венчания, Крестные ходы к строящемуся храму.

16 августа 1992 года на месте будущего храма Владыкой Исидором в сослужении духовенства была отслужена первая Божественная Литургия. В сентябре 1992 года первые сваи (всего 320) забиты в основание будущего храма, генподрядчиком которого выступило АО «Спецстрой». Два железнодорожных вагона были распилены и установлены на территории храма под будущую школу, которая и стала первым на Кубани православным общеобразовательным учреждением.

Первая служба в нижнем приделе была совершена 19 декабря 1994 года, а затем на Рождество Христово 7 января 1995 года. Нижний храм имеет 2 предела: главный в честь Святых Жен-Мироносиц освящен 22 марта 1998 года, правый или южный – в честь всех Святых в земле Российской просиявших освящен 7 марта 1999 года.

Первый купол с крестом был воздвигнут над колокольней 23 ноября 1997 года, а основной, центральный купол был увенчан крестом 4 июля 1998 года. Затем были установлены еще 4 малые купола с крестами.

В ноябре 1999 года устройство верхнего храма в честь 2000-летия Рождества во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа было завершено.

2 января 2000 года Высокопреосвященнейший Владыка Исидор освятил верхний храм и отслужил Божественную Литургию.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в присутствии многочисленных прихожан в основном приделе храма состоялась первая литургия в праздник Рождества Христа Спасителя.

В 2012 году храму Рождества Христова исполняется 20 лет со дня закладки и освящения места будущего храма.

Месторасположение здания

Русская православная церковь принадлежит Кубанской митрополии, Екатеринодарской епархии, Первому Екатеринодарскому благочинию. Территориально здание находится в юго-западной центральной части города, практически на самом берегу реки Кубань. Местность окружает замечательный Рождественский парк. Фактический адрес церкви: город Краснодар, улица Рождественская набережная, 1.

Как добраться

Добраться до Рождественского храма в Краснодаре можно несколькими способами. Легче всего доехать из города Ростов-на-Дону на ежедневных поездах или автобусах. Дорога займет около 5 часов. Из центра города в церковь проложено достаточно большое количество маршрутов общественного транспорта:

  • троллейбусы №№ 8, 11;
  • трамваи №№ 1, 6, 11, 21;
  • автобусы №№ 11, 32, 90, 95;
  • маршрутные такси №№ 11, 19, 28, 38, 38-а, 75, 99, 41-6.
Читайте также:
Колокольня Ивана Великого: история и архитектор, высота и архитектура, как выглядит и где находится

Современное состояние

При храме действуют:

  • Православная школа
  • Воскресная школа
  • Школа для взрослых
  • Служба приходского консультирования
  • Библиотека
  • Общины храма:

По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора при храме в 2010 году созданы приходские общины (по типу действующих общин при Санкт-Петербургском монастыре св.прав.Иоанна Кронштадтского): «Милосердие», «Молитва», «Лепта», «Мастеровой», «Авто», «Молодежная», «Братство свт.Игнатия Брянчанинова», «Закон», «Благоукраситель», «, «Подворье».

Первые четыре общины объединяются в «Социальную» общину.

Детский дом и школа при храме

Детский дом для инвалидов и детей сирот является одним из самых благоустроенных в стране. Дети разделены по половому признаку. В каждой группе есть учебные и игровые комнаты и две спальни. Хорошие условия для активности детей обеспечивают достаточно просторные галереи и холлы.

Отдельно выделен этаж под создание социально-адаптивной среды вне групп. У детей есть возможность посещать изостудию и библиотеки. При необходимости работают логопед и психолог. Для детей специально подготовлены комнаты кубанского быта и психологической разгрузки. Воспитанники получают должное образование и заботу, живя в очень доброй атмосфере.

Святыни

Список с чудотворной иконы Божий Матери «Всецарица»

  • Частицы святых мощей 21 угодника Божия, которые покоятся под резной сенью в верхнем храме
  • Список с чудотворной иконы Божий Матери «Всецарица»
  • Царская сень, в которой размещена большая икона святых царственных страстотерпцев: царя Николая II со святым семейством
  • Особо почитаются иконы: Рождества Христова, святителя Николая чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, Божией Матери «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», святой блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской, свв.благоверных кн. Петра и кн.Февронии.

Подворье и питьевой бювет

В апреле 2007 года было передано крестьянское хозяйство в довольно запущенном состоянии. Усилиями прихода ведутся работы по его восстановлению. На данный момент на подворье разводят домашних животных и птиц, возделывают огородные культуры, насажен сад. На пожертвования прихожан установлена часовня в честь иконы «Неупиваемая Чаша», а в 2010 году на ней поставлен купол с крестом.

Вместе с тем на территории церкви пробурена скважина с артезианской питьевой водой. На этом месте возведена часовня, посвященная иконе «Живоносный источник». Питьевой бювет открыт с 7.30 до 19.30 часов.

Паломнику

Храм Рождества Христова открыт ЕЖЕДНЕВНО с 7.00 ч. до 20.00 ч.

Расписание богослужений:

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ в 8.00 ч. (7.30 ч. — часы)

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ в 17.00 ч.

Исповедь с 8.00 ч. В конце литургии Причастие Святых Христовых Таин.

В воскресные и праздничные дни ДВЕ Божественные Литургии:

  • 6.30 ч. — ранняя литургия в нижнем храме в честь Святых Жен-Мироносиц.

Исповедь в 7.00 ч. В конце службы — Причастие Святых Христовых Тайн.

  • 8.30 ч. — поздняя литургия в верхнем храме в честь Рождества Христова.

Исповедь в 8.20 ч. В конце службы — Причастие Святых Христовых Тайн.

Молебны и акафисты (во время Великого Поста не совершаются):

Водосвятный молебен в воскресенье после ранней литургии — в 8.30 ч.

Акафист пред образом Божией Матери «ВСЕЦАРИЦА» по воскресениям в 18.00 ч.

Молебен с акафистом св.вмч. и целителю Пантелеимону по вторникам в 10.00 ч.

Молебен с акафистом свт.Николаю Чудотворцу по четвергам в 10.00 ч.

Молебен с акафистом святым царственным страстотерпцам в 1-ю пятницу месяца в 10.00 ч.

Молебен с акафистом св. блж. Матроне Московской во 2-ю пятницу месяца в 10.00 ч.

Молебен с акафистом пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в 3-ю пятницу месяца в 10.00 ч.

Молебен с акафистом пред иконой Божией Матери «Помощница в родах» каждую последнюю пятницу в 10.00 ч.

Святыни храма Рождества Христова и современность

К списку важнейших в Рождественском храме относятся:

  • лик Пресвятой Богородицы «Всецарица»;
  • ковчег-мощевик с частицами более 20 угодников Божьих;
  • икона свт. царственных страстотерпцев;
  • шесть списков греческих образов, освященных на горе Афон: Троеручица, Геронтисса, Иверская, Достойно есть, Скоропослушница, Николая Чудотворца.

В храмовом алтаре находится еще одна святыня – ковчег с власами 3-х летнего Николая II, который выносят прихожанам в праздники. Перед чудотворным образом «Всецарицы» по воскресеньям в 18:00 совершается водосвятный молебен с чтением акафиста. Люди, страдающие различными болезнями, в том числе онкологическими, получают помощь.

«Жизнь» храма сегодня

Сегодня настоятель храма – отец Александр (Игнатов). Он является руководителем отдела религиозного образования Кубанской епархии. Под его руководством и развивается жизнь общины. Сейчас храмовая территория довольно большая. Разделена она на много зон. Перед папертью расположено место для отдыха, где стоят скамейки и в центре которой – фонтан. Вокруг растут декоративные ели, различные растения и цветы.

Сразу возле входа, во дворе, находится артезианская скважина с целебной водой. Над ней возведена часовня в честь иконы «Живоносный источник». У самых ворот – небольшой киоск, где всегда продается горячий хлеб из храмовой пекарни. Справа от ворот расположен комплекс церковных лавок, в которых можно приобрести платки, нательные крестики, иконки, свечи, масло, духовную литературу.

Пользуется популярностью и храмовая трапезная. Здесь стоит настоящая русская печь, продаются вкусные постные блюда и ароматный чай с местной выпечкой. За храмом расположена зона, которую жители называют «казачий хуторок». Все праздники и гуляния проходят на этом месте. В летнее время тут устанавливают длинные столы для совместной трапезы. Здесь можно услышать песни кубанских казаков, исполненные под веселую гармонь.

В Рождественском храме действует первая на Кубани 11-летняя общеобразовательная православная школа имени преподобного Серафима Саровского. Более 150 учеников познают тут не только основные школьные предметы, но и «Закон Божий». При этом образовательном учреждении открыта православная библиотека. Благодаря многим прихожанам она пополняется новыми книгами каждый день.

Важно, что на территории в 2005 г. построили детский дом для детей с ограниченными возможностями «Рождественский». Рядом с ним организовали детскую площадку. Здесь и летом много гостей, и зимой – в праздник Рождества Христова. Дети с родителями с радостью приходят сюда посмотреть «Вифлеем». На улице, в окружении елей, делают вертеп, а рядом в загородке гуляют живые овечки, ослик, теленок. Святой вечер здесь особо празднуется.

Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях, Москва

Церковь Рождества Богородицы на Сенях — древнейших храм XIV столетия, поныне ожидает своей очереди на тщательное изучение историками, архитекторами и теологами, ныне закрытый для богослужений, но бывает временно открыт для экскурсий.

Читайте также:
Успенский монастырь в Красноярске: история и адрес, описание, святыни

Большой Кремлевский дворец является хранителем старинной постройки с золотым куполом во главе.

Исторические сведения о храме

В конце XIV века вдова Дмитрия Донского, княгиня Евдокия велела заложить новый храм в честь победы во время Куликовской битвы.

Княжеский дворец располагался на территории московского кремля и находился под его защитой. Будущий храм решено было построить над деревянной святыней Воскрешения Лазаря и использовать его в качестве домовой церкви. По плану строительства церковь, соединяющаяся с дворцом сенным переходом, была названа на Сенях.

Читайте также похожие статьи:

Первой иконой новопостроенной святыни является образ ангела, написанный самой княгиней после посещения ее во сне посланником Божьим.

На заметку! Сохранившиеся росписи сводов и стен принадлежат кисти знаменитых художников Феофана Грека и Симеона Черного.

Пожар 1479 года привел к обвалу верха здания, но разрушения вскоре восстановили. В начале XVI века, в 1514 году архитектором Алевизом Новым было начато строительство нового яруса, который впоследствии стал главным престолом храма Рождества Божьей Матери. Церковь Воскрешения Лазаря оказалась в подклете.

В то время еще не было Вознесенской женской обители в Кремле, и женщины царского рода хоронились в приделе Воскрешения Лазаря, где хранилась и казна храма.

О существовании трех глав и двух приделов можно узнать только по сохранившимся чертежам 1600 года.

Царь Федор Алексеевич в конце XVII века в 1681 году приказал перестроить святыню, упразднив Лазаревский придел, и возвести собор Святого Духа, который простоял совсем немного, на его месте была возведена одноглавое здание, и придел Лазаря замуровали.

Строительство Большого Кремлевского комплекса подарило новую жизнь храму Богородицы на Сенях и приделу Воскрешения Лазаря, украсившему древний подклет.

Другие храмы в честь Рождества Богородицы:

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля реставрировали, провели электричество, при этом уничтожив многие древние росписи.

На протяжении многих столетий в беломраморном здании молились царицы и великие княгини. Царь Николай Второй с царицей Александрой и детьми в 1903 году приобщался в древней святыне Святых таинств.

В церкви Воскрешения Лазаря богослужение проводилось раз в год, на Лазареву субботу.

После Гражданской войны христианские кремлевские святыни закрыли.

Храм Богородицы на Сенях восстановили и отреставрировали. Но только в 2012 году патриарх Кирилл провел первое богослужение в стенах святыни, установив на ее стене памятную доску в честь памяти Евфросинии Московской, основательницы храма.

Святыни и престольные праздники

Престольные праздники древнейшей святыни — 21 сентября — Рождество Божьей Матери, последняя суббота перед Пасхой — Лазарева суббота.

Чудотворную Феодоровскую икону Богородицы, перед которой юный боярин Михаил Романов был наречен царем, принесла в святыню мать императора Михаила Федоровича.

Костромской Успенский собор ныне является хранителем чудного Феодоровского образа Божьей Матери.

Левая сторона царских ворот украшалась писком Владимирской иконы Богородицы, украшенной серебряным киотом.

Золотая риза с 2555 бриллиантами украшала список образа Спаса Нерукотворного.

Современное состояние храма

Современное здание Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля полностью восстановлено.

Орнаменты и сцены из жизни святых украшают своды небольших ее внутренних пространств.

Через решетчатые отверстия в куполе церковь освещается слабым светом. В дворцовые коридоры свет попадает через цветные стеклянные мозаики.

Ещё интересные статьи:

Реставрация XIX века не коснулась Царских ворот и серебряного храмового иконостаса, изготовленного по заказу императора Николая II.

Современная святыня хранит список Феодоровской иконы Богородицы, фамильного Божьего лика семьи Романовых, и список Владимирского образа Божьей Матери.

Информация для паломников

На данный момент одна из древнейших святынь России закрыта для богослужений и массового посещения, о проведении экскурсий в святыню следует уточнить в бюро экскурсий Кремля.

Экскурсии по храмам Кремля проводятся ежедневно, кроме четверга. С 10 утра до 6 часов вечера.

Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на сенях

Небольшая золотоглавая средневековая церковь находится в дальней, западной части Теремного дворца. Это древнейший из сохранившихся храмов на территории Московского Кремля. Сегодня он скрыт от посторонних глаз, как много веков была скрыта от людского взора частная жизнь живущих в кремлевских покоях цариц и царевен. Давайте посмотрим по карте=схеме его местоположение, она под №12На месте, которое сегодня занято частью Теремного дворца, еще в 14 веке стояла церквушка в честь Воскрешения Лазаря. Точно неизвестно, когда ее возвели, однако понятно, что построена она была одновременно с хором Калиты.

История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (Преподобная Ефросинья Московская), вдова Дмитрия Донского, повелела выстроить каменную церковь в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, случившейся в 1380 году в празднование Рождества Богоматери. Четырехстолпный храм из белого камня, отстроенный в 1393-94 гг. заменил стоявшую здесь и обветшавшую от времени деревянную церковь Святого Лазаря. А в память о старом храме в новой церкви устроили Лазаревский придел.Новый храм был освящен митрополитом московским Киприаном. А роспись его внутренних помещений была поручена настоящим мастерам кисти Феофану Греку и Симеону (Даниилу) Черному.

В 1479 году, по словам летописи, “у Рождества Пречистыя и у Лазаря Святаго верх падеся некако напрасно и страшно в нощи, иконы поби и множество великаго князя судов [2] в казне”, которая, по обычаю того времени, хранилась в Тайнике под сводами храма.

Повелением Великого Князя Василия Иоанновича разрушенная церковь была возобновлена в 1514 году Алевизом, итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Настоящее его имя было Алоиз Ламберти да Монтиньяна. Он был приглашен на русскую службу послами царя Ивана III. Этот архитектор сделал церковь двухэтажной, построив над основанием XIV века новое завершение. По окончании работ, в 1516 году провели освящение возведенного храма.

Вероятно, тогда же она была перенесена во второй этаж, а церковь Св. Лазаря осталась внизу. В 1613 году она была уже несомненно во втором этаже. В этом году в ней был устроен придел во имя Никиты Столпника, Переяславского Чудотворца.

На первом этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а вверху – престол Рождества Богородицы. Здесь, в притворе второго этажа, через верхнее окно царицы слушали церковную службу все 40 дней после родов, в течение которых женщинам не положено было присутствовать в храме. В нижнем храме Воскрешения Лазаря до строительства Вознесенского женского монастыря в Кремле погребались женщины великокняжеского рода, и хранилась казна.

Читайте также:
Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

В архитектуре здания церкви Рождества Богородицы на Сенях сочетались черты владимиро-суздальской школы, а также раннемосковской. Яркое подтверждение тому – окна-розетки и килевидные порталы.

В 1681-85 годах, при царе Феодоре Алексеевиче, были сделаны большие переделки в церкви Рождества Богородицы: 5 глав ее были сняты, а на их месте и над вновь приделанной трапезой был построен собор во имя Сошествия Св. Духа, просуществовавший всего несколько лет.

После его уничтожения Рождественская церковь переделана в одноглавую.

История храма в XVII-XIX веках

К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли.

Забытая до половины XIX столетия, она была вновь найдена во время сооружения Большого Дворца в 1838 году, при постройке лестницы в Терема, когда понадобилось проломить одну из стен, и возобновлена в древнем виде. При этом возобновлении Лазаревской церкви под престолом ее и у северной стены были найдены человеческие кости – подтверждение летописных известий о том, что в древнее время здесь при церкви было кладбище. После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.

Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.

Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.

Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.

Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.Фото 1909 года

Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.После революции все святыни Кремля оказались закрытыми. В 30-е годы храм Рождества Богородицы в Сенях досконально изучают и реставрируют. Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.В целом, архитекторам удалось восстановить прежний облик древнего памятника. Православной Церкви храм так и не был возвращен. Доступ туда закрыт, поэтому информации о внутреннем убрансте минимальный.

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

Современное состояние

Реконструкция храма продолжалась около 15 лет и сегодня Храм Рождества Пресвятой Богородицы по праву имеет статус одного из красивейших в Уфе и Башкортостане храмов.


Интерьер кафедрального храма в Уфе

Внешне храм выглядит весьма необычно — стены его выкрашены в небесно-голубой цвет, венчают его золотые купола. В вечернее время вокруг собора обустроена иллюминация, что придает особую красоту зданию.

Внутренняя красота храма не уступает по богатству украшений внешней — пол и все поверхности собора выполнены из розового итальянского камня и белого мрамора, мозаика, выполненная из гранита и серпентинита, раскрывающая известные библейские сюжеты, украшает все стены церкви. Отдельно следует сказать об удивительно расписанном своде Храма Рождества Пресвятой Богородицы, который стал своеобразной достопримечательностью не только в этих местах, но и в России.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского на Рязанке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Рождество-Богородицкий храм расположен по улице Кирова, 101 (бывшая Приютская), место было выбрано епископом Антонием в 1901 г. Из-за нехватки средств строительство затянулось, пока на помощь не пришел уфимский меценат, купец Никифор Миронович Патокин.

23 августа 1909 г. на колокольню нового храма были подняты колокола. Всего их было восемь. Самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький — 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с такой же трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша крыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был назначен Василий Григорьевич Лезенков. Церковь действовала в 20-е и 30-е годы.

Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, храм был передан «Башкино» в декабре 1935 г. для установления звукового кино. В дальнейшем передан в авиамастерские, согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание бывшей Рождество-Богородицкой Церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование «Йондоз». Были произведены большие разрушения, уничтожена купольная часть. Наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

Постановлением решения Горисполкома №14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Епархиальному управлению. Первым настоятелем после открытия храма был назначен Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма, расширил церковь, надстроил колокольню, покрыл железом крышу.

Спустя несколько лет строительство перешло на систему финансирования через республиканский бюджет. Подрядчиком стал трест БНЗС. Новым настоятелем стал протоиерей Валерий Викторович Мохов. За это время построен нулевой цикл «Миссии», одноэтажное здание церковной лавки, часовня в честь святых новомучеников. В самом храме выполнены черновые полы, установлены новые колокола, купола из нержавеющей стали, покрытой нитрид-титаном. В основном проложены сети (тепло, свет, вода) к зданию храма, церковных лавок и миссии. Потом из-за недостатка в финансировании строительство было на долгий срок приостановлено.

В 2002 году была предпринята новая попытка продолжения строительства. Однако откликнулось на призыв епархии только Управление по исполнению наказаний РБ в лице Генерала-майора Шалыгина. Именно он нашел возможным предоставить 50 добровольцев из числа осужденных, которые подручными средствами отбили внутри храма всю, пришедшую уже в негодность, штукатурку.

Дело сдвинулось в 2003 году, когда ОАО «Башкирэнерго» вышло с предложением профинансировать завершение работ по реконструкции храма. Было особенно отрадно, что руководство Башкирэнерго подошло к этой стройке с душой. В дополнение к решению необходимых задач, они профинансировали выполнение благоустройства территории храмового комплекса, достройки здания миссии, часовни, изготовление мозаичной иконы Богородицы для колокольни и профессиональную подсветку всего комплекса, а также много других вопросов.

В настоящее время основные строительные работы завершены. Продолжается украшение интерьера.

Святыни

Храм Рождества Пресвятой Богородицы является местом, где хранятся такие святыни, как:

  • мощи святого Николая Чудотворца;
  • мощи равноапостольной Нины Грузинской;
  • святые мощи целителя Пантелеимона;
  • мощи великомученика Георгия Победоносца;
  • мощи великомученицы святой Варвары;
  • святые мощи святой Татьяны;
  • мощи преподобного Сергия Радонежского;
  • святые мощи благоверных князей Петра и Февронии;
  • икона святой Живоначальной Троицы;
  • икона Тайной Вечери с частицей горы Сион;
  • Иверская икона Богоматери;
  • икона Божией Матери «Взыскание погибших»;
  • икона «Усечение главы Иоанна Предтечи».


Роспись купола Рождественского собора

История собора Рождества Богородицы

За свой столетний возраст храм испытал немало трудностей. Бо́льшую часть времени здание использовалось в иных целях, но благодаря многочисленным просьбам прихожан строение все же удалось вернуть в лоно Русской и восстановить.

Рождество-Богородицкий храм, © Lyubov Razumkova

Место для приходской православной церкви было выбрано в 1901 году епископом Антонием (в миру — Алексей Храповицкий). По другой версии краеведов, храм заложили еще в 1889 году, когда священнослужитель находился в отдалении от Уфы, а при нем — в 1901 году — началось возведение объекта. Материальные средства на строительство церкви выделил местный купец и меценат Никифор Патокин.

В августе 1909 года на колокольню водрузили восемь колоколов. Вес самого крупного составил более 800 кг, а самого компактного — около 5 кг.

Освящение Рождество-Богородицкого храма состоялось в сентябре 1909 года. Церемонию возглавил епископ Уфимский и Мензелинский Нифанаил. Северный и южный приделы церкви освятили в честь Николая Чудотворца и Архистратига Михаила.

Богослужения в приходской церкви проводились с 1909 по 1934 гг., даже несмотря на то, что в 1919 году в ней разместился госпиталь. В течение 12 лет, начиная с 1922-го, приход придерживался обновленческих взглядов и отошел от традиционной иерархии. В этот период здесь назначались свои епископы и священнослужители.

Абсида, © Lyubov Razumkova

Постановлением от 1934 года храм Рождества Богородицы был закрыт, а через год его здание передали руководству «Башкино». С 1938 года строение переориентировали под склады и авиамастерские. В то время церковь была осквернена, но устояла.

Существенные разрушения пришлись на середину прошлого столетия, перед открытием в здании храма кинотеатра «Йондоз» в 1955 году. Строение лишилось центрального купола вместе со световым барабаном, а также верхней части колокольни и существенной части опорных столбов. Внешний вид пострадал от непонятных пристроек и нелепого портика у главного входа.

Лишь в 1991 году здание вернули прихожанам Русской православной церкви, а через год сразу несколько старых икон замироточили. Местные утверждают, что в Уфе такое чудо случилось впервые. Перестройка Рождество-Богородицкого храма началась практически сразу. Благословение на восстановительные работы дал Уфимский и Стерлитамакский епископ Никон. В дальнейшем он не раз принимал личное участие в корректировке строительства, помогая не только советом, но и делом.

Читайте также:
Церковь Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Центральный портал, © Irishkinm

В ходе 15-летней реконструкции колокольня вновь заняла свое место, а сам комплекс был расширен. Возвели часовню, административное здание, воскресную школу, церковную лавку, хозяйственные и складские помещения.

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

06 февраля 2021 в 12:07

Храм в котором не молятся. Если Вы хотите побывать на службе, вам точно не сюда. Ставлю такую низкую оценку, так как хочу обратить внимание, это крик души. Собор красивый и ухоженный, все идеально. Идеальная красивая скорлупа. И отзыв не об этом, а об «внутреннем», что считаю для храма главнее. Написать отзыв решил тогда, когда в очередной раз побывал вечером на службе и «вечерня» длилась 5 минут! 16: 55 — начало службы, в 17: 00 — шестопсалмие, 17: 45 — конец службы. Сокращают всегда, вместо кафизмы или хотя бы 3 псалмов — всего один псалом. Первый час сокращают до одного псалма. Бывало сокращают песни, вместо 9-ти могут прочитать три. Бывало выкидывают ектению. Сейчас в пост проводят таинство соборования — 30 минут (я так понимаю, кратким чином, что еще можно понять когда в больницах и надо провести несколько раз), зато в расписании каждые выходные и даже в будни. Я понимаю, сокращение допустимо до не сокращаемой части, не мне судить, не мне оценивать, это дело прихода. Но когда вечерня 5 минут, когда сокращаю и «ломают» службу у меня все внутри все сжимается. Я походил несколько недель в некоторые дни, попал даже на две Архиерейские службы (да, при Митрополите не рискуют сокращать совсем сильно, однако «зарезать» первый час не гнушаются и в целом не сильно отличается.). И практически ни разу я не вышел в том радостном состоянии, когда я выхожу после службы в своем приходе. Я разбит и внутри все плачет. Я слышу только прошения «Дай, дай, и подай», но не слышу благодарения Богу. Да, это мои субъективные ощущения, но по общению с другими уже бывшими прихожанами этого храма, не только у меня такие ощущения. Нас должны учить молиться, обращаться к Богу, благодарить и смотреть в сторону Бога непрестанно, приход должен готовить человека, менять духовно. Тут же учит смотреть в сторону двери. Да, если сердечно помолиться одной молитвы хватит, но есть ли в нас нужное горение сердца? Ни для этого ли Святые непрестанно молились? И это центральный храм Уфы, Собор! Не с него ли мы должны пример брать! Вот только, прошу, не надо такой пример брать. Скажите город, темп жизни? Я думаю 15-30 минут выкинутых из службы погоды не сделали, но обогатят службу. Да и жалобы на сокращение службы не только у меня одного. Опять же, мой отзыв про приход прошу считать в целом необъективен, так как основываюсь на посещению ряда служб в течение 2 месяцев и отзывов других прихожан. Но к сожалению, больше я на службы сюда не приду, после таких служб я буду проситься в ад, в рай совесть не позволит, даже если простят. Простите братие и сестры за смущение, наболело.

Храмы Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах — одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути — на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки — по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» — маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь — последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку — Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника — купины — охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города — многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

Читайте также:
Протоиерей Максим Козлов: биография и семья отца, книги и творчество

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой — императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», — жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств — что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья — И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас — в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

Читайте также:
Богородице-Рождественский монастырь во Владимире: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение — Институт философии Академии наук.

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах — это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский — одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь — развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! — сказали ему бояре: — Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».

Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях, Москва — что важно знать

Древнейшее здание Москвы, никому не известное и закрытое для посещения

Исторические сведения о храме

В конце XIV века вдова Дмитрия Донского, княгиня Евдокия велела заложить новый храм в честь победы во время Куликовской битвы.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля

Княжеский дворец располагался на территории московского кремля и находился под его защитой. Будущий храм решено было построить над деревянной святыней Воскрешения Лазаря и использовать его в качестве домовой церкви. По плану строительства церковь, соединяющаяся с дворцом сенным переходом, была названа на Сенях.

Первой иконой новопостроенной святыни является образ ангела, написанный самой княгиней после посещения ее во сне посланником Божьим.

На заметку! Сохранившиеся росписи сводов и стен принадлежат кисти знаменитых художников Феофана Грека и Симеона Черного.

Пожар 1479 года привел к обвалу верха здания, но разрушения вскоре восстановили. В начале XVI века, в 1514 году архитектором Алевизом Новым было начато строительство нового яруса, который впоследствии стал главным престолом храма Рождества Божьей Матери. Церковь Воскрешения Лазаря оказалась в подклете.

В то время еще не было Вознесенской женской обители в Кремле, и женщины царского рода хоронились в приделе Воскрешения Лазаря, где хранилась и казна храма.

Купол храма Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях

О существовании трех глав и двух приделов можно узнать только по сохранившимся чертежам 1600 года.

Царь Федор Алексеевич в конце XVII века в 1681 году приказал перестроить святыню, упразднив Лазаревский придел, и возвести собор Святого Духа, который простоял совсем немного, на его месте была возведена одноглавое здание, и придел Лазаря замуровали.

Строительство Большого Кремлевского комплекса подарило новую жизнь храму Богородицы на Сенях и приделу Воскрешения Лазаря, украсившему древний подклет.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля реставрировали, провели электричество, при этом уничтожив многие древние росписи.

На протяжении многих столетий в беломраморном здании молились царицы и великие княгини. Царь Николай Второй с царицей Александрой и детьми в 1903 году приобщался в древней святыне Святых таинств.

В церкви Воскрешения Лазаря богослужение проводилось раз в год, на Лазареву субботу.

После Гражданской войны христианские кремлевские святыни закрыли.

Храм Богородицы на Сенях восстановили и отреставрировали. Но только в 2012 году патриарх Кирилл провел первое богослужение в стенах святыни, установив на ее стене памятную доску в честь памяти Евфросинии Московской, основательницы храма.

Воскрешение Лазаря

Если глядеть на Кремль с Большого Каменного моста, то среди зеленых крыш Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца увидите одинокую белую главку (вот панорама). Это двухэтажная церковь: на втором этаже — храм Рождества Богородицы, что на Сенях, а на первом — храм Воскрешения Лазаря, древнейший памятник Москвы. Попасть сюда могут только сотрудники ФСО и допущенные ими реставраторы.

Читайте также:
Храм Андрея Критского: описание и адрес церкви, история, праздники и святыни, как добраться

Церковь Воскрешения Лазаря со всех сторон обстроена, от нее остались белокаменные стены с главным порталом с южной стороны и частью щелевидных окон. В стенах — ниши, ныне пустые, а изначально расписанные фресками.

Что касается самого Лазаря, то это друг Христа, который умер в 33 году н. э., но Христос воскресил его, чтобы явить свою Силу, но также и из чисто человеческого сочувствия, на что богословы указывают отдельно. В православии есть праздник Лазарева суббота (накануне Страстной недели), а также 30 октября отмечается праздник перенесения мощей Лазаря в Константинополь.

Интересно, что судьба кремлевского храма дивно соответствует посвящению, да только окончательное воскрешение и выход из замурованной гробницы все никак не наступает.

История храма в XVII-XIX веках

К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.

Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли. И только в 1838 году, когда строили новый Кремлевский дворец и разбирали нижний этаж старых теремов, обнаружили алтарь и древние своды заброшенного храма. После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.

Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.

Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.

Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.

Рождество Богородицы

А церковь Рождества Богородицы — это куб с куполом + трапезная. Стены сплошь покрыты фресками, окна резные, с цветными витражами. Это видно по фотографии 2012 года (см. ниже).

А само Рождество Богородицы — это событие, предваренное пророчествами. Святые богоотцы Иоаким и Анна все никак не могли создать потомство, но явился им ангел, и все сложилось. Русская церковь отмечает этот праздник 21 сентября.

Церковь Рождества Богородицы была домашней церковью великих княгинь и цариц в XV—XVII вв. Царская семья молилась здесь не только с торжественными выходами, но и просто так, в любое время. Церковь соединяется с Теремным дворцом, отчего и называется: на Сенях.

А сейчас вы узнаете, до чего непомерна и неисполнима задача поддерживать этот небольшой храм в нормальном состоянии.

Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.

Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.

Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.

Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.

Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.

Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.

Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: