Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязме: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Спаса Нерукотворного в Перово, Москва. Расписание богослужений, фото, как добраться

Храм Спаса Нерукотворного Образа является памятником архитектуры, входит в состав Рождественского благочиния в Московской епархии, объединяющей в себе более 18-ти приходов. В народе он очень почитаем, и носит название «Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гиреево». Географически храм расположен в районе Москвы Перово, Восточного административного округа.

Нерукотворный Спас — это лик Христа в виде изображения на глиняной доске или черепице. Своё историческое название храм носит от этого образа и села, где он изначально был возведён.

История основания храма

В Гиреево на собственной земле князья Голицыны возвели церковь. Строительство датируется 1714-ым годом. Иван Алексеевич Голицын направил письмо царю, в котором просил разрешить начать поставить церковь у себя в усадьбе.

Храм Спаса Нерукотворного в Перово.

Пётр I одобрил намерения князя Голицына и к 1718 году строительство завершилось. Местный митрополит Стефан Яворский освятил храм после чего в нём начали регулярно проводиться священные службы и литургии.

К концу второй половины XVIII-ого века имение было продано другим собственникам. Храм стал менять в и часто оставаться заброшенным. Он становился часовней или вовсе был закрыт.

Новые владельцы старались поддерживать хороший вид здания только снаружи, но интерьер и внутренняя отделка постепенно приходили в негодность.

Вторую жизнь Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово обрёл в 1872 г., когда имение Гиреево приобрёл купец Александр Лонгинвоич Торлецкий.

Это случилось, когда его младший сын — Иван Александрович, построил рядом посёлок Новогиреево. Посёлок был благоустроенный, комфортабельный с больницей, телеграфом и вокзалом, из него ходили в Москву железнодорожные экипажи на конной тяге.

Посёлок был дачного типа, в нём проживало свыше 3000 человек. Верующим людям понадобилась городская церковь, и Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово был вновь открыт.

Храм Спаса Нерукотворного в начале ХХ века.

После революции, в 1922 году храм был разграблен, а в 1941 году надолго закрыт. Только в 1989 году храм был возвращён в лоно церкви, но официально первая литургия после долгого перерыва была отслужена аж в 1991 году.

Внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово можно отнести к типу «нарышкинского барокко», но в отличии от присущей этому стилю пышности, он лишён броских элементов декора. Аскетизм внешнего оформления связан не только с религиозной сдержанностью, но и с тем, что перед началом строительства храма в 1712 г.

Санкт-Петербург стал новой столицей Российской Империи, и именно там началось активное строительство каменных зданий. А в остальных городах строительство было приостановлено в целях экономии материала, но церковь, всё же, построили.

Внешне храм состоит из 2-х круглых аспид между которыми возвышается центральная башня, увенчанная позолоченным куполом с трёхметровым крестом. На главной стороне фасада изображён Нерукотворный Спас с иконой Двенадцати Святых Бессребренников, являющейся значимой церковной святыней.

Внутреннее убранство

Вплоть до конца XVIII-ого века Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово бы усадебной церковью Голицыных. Это отразилось и в особенностях внутренней обстановки.

Иконостас в храме.

В храме находятся характерные элементы для православных церквей, такие как:

  • Иконостас.
  • Алтарь.
  • Престол.
  • Царские врата.

Помимо прочего внутри присутствует так же княжеское ложе. Для молитв князей Голицыных в храме выделялось особое место. Храм богат множеством икон, часть из которых являются древними реликтовыми артефактами, содержащими в себе мощи святых.

В храме можно выделить северную и южную части. Они в свою очередь наполнены иконами разной тематики. Южная — посвящена образам русских святых. В северной располагается большое распятие, а в нём инструктирован маленький железный крест с останками Животворящего Креста.

Место, на котором он возведён, напоминает Голгофу. На нём расположено множество святых частиц и сред них есть сосуды земли, на которой, согласно приданию, был распят Христос.

Святыни и мощи

В церкви находится надгробная плита княжеской семьи. В нём похоронены дети Иван Алексеевич и Фёдор Алексеевич Голицыны, а также сестра Татьяна и брат Николай. Первые богослужения в Спасе Нерукотворного Образа в Перово совершил иерей Тимофей Авакумов.

Авакумов прослужил в храме больше 20-ти лет и князья Голицыны разрешили похоронить его вместе с собственными детьми. Останки иерея были обнаружены в ходе реставрационных работ в 1998 г.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово вернулся в церковное лоно в 1991 г., после чего его посетили потомки князей Голицыных и принесли в дар памяти своих предков старинную Тихвинскую икону Божьей Матери. И по сей день она находится в алтаре.

Духовенство, наставники

Настоятель храма протоиерей Андрей Владимирович Бондаренко. Пресвитера — Дмитрий Владимирович Максимов и Дмитрий Михайлович Карпов, диакон — Александр Александрович Шинкарев.

Социальная работа, повседневная жизнь

Приход и духовенство Храма Спаса Нерукотворного Образа осуществляет помощь находящейся рядом больнице. Священнослужители вместе с молодёжным движением оказывают посильную поддержку больным и врачам в качестве сподручных, сиделок, санитаров.

Многие пациенты из больницы становятся затем прихожанами, но социальная деятельность храма распространяется и за пределы больницы. Духовные наставки посещают и центры социального обеспечения в Перово.

Читайте также:
Андрей Десницкий: биография, книги и труды, публикации, семья

Воскресная школа

С 25 января 1989 года в храме открылась приходская школа. Так же открыта воскресная школа для детей, со сроком обучения до 4-х лет. Наряду с детской, существует приходская школа для взрослых для тех, кто недавно пришёл в церковь и мало что знает о вере.

Воскресная школа

Так же священнослужители проводят среди прихожан огласительные беседы необходимые для крещения. Ещё в здании церкви находится библиотека с духовно-просветительной литературой.

Престольные праздники

Помимо общепризнанных православных праздников особое значение в храме выделяется следующим торжествам:

  • День празднования Тихвинской иконы Божьей Матери во время которого этот священный образ торжественно выносится через царские врата, для молитв и поклонения.
  • Святой праздник почитания дня великомученицы Ирины отмечается в храме постоянно. Во время почтения её памяти проводятся торжественные литургии и совершается крестный ход. Это знаковый день почитается не только как православный праздник, но ещё имеет особое значение для самого храма. Именно в этот день 18-ого мая в 1991 году совершилось первое богослужение после долгого запустения.
  • 21 мая на всенощное бдение возносятся молитвы образу Святителю Николаю в связи со спасённой иконой Чудотворца.
  • Одна из самых ранних икон храма — это образ Серафима Саровского. В приходе его память празднуется церковью особенной службой с акафистом.

Режим работы для посетителей

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово открыт по будням с 8:30 до 17:00 и с 6:30 до 18:00 по выходным и праздникам.

Интересные факты

  • С начала открытия храм наполняли иконами местные жители и щедро приносили в дары священные образы.
  • В военное время в храме была открыта снайперская школа для тренировок красноармейцев и большинство икон стали мишенями.
  • Крест с храма был сорван танком.
  • Храм привлекателен для молодёжи. Каждое воскресение на причастие приходит более 150 детей.
  • Одна из прихожан сохранила Икону Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Девушка, увидев выброшенные большевиками иконы, на свой страх и риск взяла самую большую и отнесла домой. Ей оказалась Икона Святителя Николая. Прихожанка хранила её 50 лет и после возобновления деятельности храма вернула обратно.
  • Для прихожан один раз в месяц проводит сеансы киноклуб по показу церковных и христианских фильмов.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Храм располагается возле городской больницы № 70.

Чтобы до него доехать, нужно:

  1. Выйти на станции метро «Новогиреево».
  2. Держаться последнего вагона и идти в направлении больницы № 70.
  3. Храм расположен по адресу: Федеративный проспект дом 4а, но с улицы его не видно.
  4. Чтобы дойти до храма, нужно пройти через ворота здания больницы, а дальше выйти к церкви.

Информация для паломников

В Храме Спаса Нерукотворного Образа, как и в других, присутствует сувенирная лавка, в которой можно приобрести иконы и духовные предметы. Все товары освещены. Так же, благодаря просьбам прихожан, в храме действует специально организованный паломнический клуб, чтобы сохранить единство верующих за пределами фасада.

Праздничная служба, посвященная 300-летию храма

В районе Перово расположено несколько комфортабельных гостиниц и отелей, где можно переночевать:

  • Мини-отель Ладомир.
  • Шокотель.
  • Гостиница «Луч».
  • Мини-гостиница «Уют».
  • Hotel Perovo Plaza.
  • Отель kristinn.

Многие паломники приходят в храм, чтобы посетить религиозный памятник архитектуры, прикоснуться к древним святыням и мощам, а также приобрести сувениры.

Видео об истории Храма Спаса Нерукотворного в Перово

Фотофильм о Храме Спаса Нерукотворного:

Нерукотворный Образ из детства Натальи Гончаровой: Спасский храм в Ильицино

Каменная церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Ильицино была построена в 1786 году на средства помещицы Екатерины Андреевны Гончаровой – прабабушки супруги А.С. Пушкина Натальи Николаевны. Имение Ильицино-Знаменское в Зарайском уезде принадлежало роду Гончаровых с 1770 по 1917 год. Хотя детство Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской в большей мере было связано с родительскими поместьями в селе Ярополец Волоколамского уезда и Полотняным заводом в Калужской губернии, будущая жена поэта проводила летние месяцы и в Ильицино. После 1917 года Спасский храм был закрыт, внутреннее убранство утрачено, разрушена до основания колокольня.

Родоначальником некогда богатой фамилии, к которой принадлежала супруга Александра Сергеевича Пушкина, был смекалистый калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров (1683 – 1788). Ему принадлежали парусинные и полотняные фабрики и 75 вотчин в разных российских губерниях. В 1770 году Гончаров прибрел имение Ильицино-Знаменское в Зарайском уезде Рязанской губернии, получившее название по деревянной церкви Знамения Пресвятой Богородицы. Эту первую церковь построили еще в 1700 году прежние владельцы села помещики Лихаревы.

Афанасий Абрамович Гончаров был одним из первопроходцев русской промышленности в начале XVIII столетия. Талантливый крестьянин-самородок обратил на себя внимание царя Петра I, при поддержке которого основал в Калужской губернии первый завод, изготовлявший полотно для парусных кораблей. Главное имение Гончаровых с тех пор получило имя Полотняного завода. Петр I состоял в переписке с Гончаровым, лично подыскивал ему мастеров в Голландии и готов был помогать новому предприятию средствами из казны.

Сын Афанасия Гончарова Николай унаследовал от отца трудолюбие и предпринимательский талант. При нем состояние Гончаровых еще более укрепилось и возросло. Супруга Николая Афанасьевича Екатерина Андреевна Гончарова в 1786 году выстроила в имении Ильицино новый каменный храм вместо ветхой церкви помещиков Лихаревых. Это случилось всего через год после смерти мужа. Главный престол храма был освящен в честь Спаса Нерукотворного Образа, а один из боковых приделов в память о старом деревянном храме стал Знаменским.

Читайте также:
Покровский собор в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Наследовал огромное состояние Гончаровых со временем единственный сын Николая Афанасьевича и Екатерины Андреевны Афанасий. Он был назван в честь деда, но по характеру не был похож на него. Избалованный отпрыск богатой семьи с юных лет стал тратить собранное отцом и дедом состояние на роскошь и увеселения. Афанасий Николаевич завел славившуюся на всю империю «гончаровскую охоту», собрал оркестр, возвел роскошные постройки в Полотняном заводе и вычурно обставил комнаты, намереваясь принять в усадьбе саму Екатерину II. После того, как жена расточительного помещика заболела душевным расстройством, Гончаров стал тратить огромные деньги на содержание сменявших друг друга любовниц. Афанасия Гончарова как будто не заботило будущее его единственного сына Николая – отца Натальи Николаевны Гончаровой.

Однажды Афанасий Гончаров признался уже взрослому Николаю, что финансовое положение дел на заводе и в имениях близко к катастрофе. Сбросив на неопытного сына бремя проблем, отец решил уехать заграницу. В его отсутствие за пять лет Николай Афанасьевич сумел, однако, поправить дела: долги были выплачены, расхищение барского имущества прекратилось, а фабрики вновь стали приносить прибыль.

27 августа 1812 года, на следующий день после Бородинского сражения у Николая Гончарова родилась дочь Наталья. Это счастливое событие совпало с началом череды семейных несчастий. Нашествие Наполеона подорвало только что приведенное с большим трудом в порядок экономическое благополучие Гончаровых, но хуже того – в Россию неожиданно вернулся легкомысленный отец Афанасий Николаевич. Старик не только принялся с новой силой тратить деньги, но и из зависти к сыну отстранил его от управления заводами и имениями. Подавленный и униженный Николай Афанасьевич Гончаров стал в буквальном смысле сходить с ума – сказалась несчастливая наследственность матери. С каждым годом у него усиливались припадки, во время которых он обрушивался с гневом на жену и детей. Наталья Николаевна Гончарова – будущая жена поэта – росла в мрачной обстановке родительского дома в Москве, постоянно опасаясь как полубезумного отца (однажды он бросился на дочь с ножом), так и строгой матери Натальи Ивановны.

Вот что писала Александра Арапова об этой несчастливой семье:

Беспечный Афанасий Николаевич Гончаров, поступки которого подтолкнули сына к безумию, очень полюбил свою внучку Ташу – так он ласково называл Наталью. До шестилетнего возраста избранница Пушкина росла совсем в иной обстановке дедовского имения в Полотняном заводе. Афанасий Гончаров души не чаял в девочке: покупал ей самые дорогие игрушки и наряды, доставлял к столу любые сладости. Каждое желание Натальи немедленно исполнялось в доме старика. «Она росла, словно сказочная принцесса в волшебном царстве», – писала ее дочь. Самые лучшие воспоминания детства были связаны у Натальи Николаевны с жизнью в усадьбе деда.

Будучи уже 16-летней девушкой (незадолго до знакомства с Пушкиным) Наталья писала Афанасию Николаевичу Гончарову такие строки из зарайского имения Ильицино:

Спасская церковь – единственная сохранившаяся постройка подмосковного имения Гончаровых Ильицино, которое остается малоизвестным местом, связанным с семьей великого русского поэта. Однако, по словам Ирины Ободовской и Михаила Дементьева, авторов нескольких книг о семье Александра Пушкина, именно на зарайской земле больше всего нравилось проводить летние месяцы семье Гончаровых:

Спасский храм, «восьмерик на четверике», выстроен в классическом стиле. Здание имело изысканное архитектурное убранство, состояло из фронтонов, колонн, медальонов и каменного орнамента. Не уступало внешнему и внутреннее убранство – изумительной красоты резной иконостас, множество икон в серебряных окладах, богатая роспись сводов и стен.

В советское время храм был осквернен, колокольня взорвана, склеп разграблен. В церковном здании размещалась мастерская по ремонту тракторов.

В 1999 году при Спасской церкви создана немногочисленная церковная община. В храме служатся молебны и панихиды, в дни престольных праздников совершается Божественная литургия.

История и архитектура Ново-Иерусалимского мужского монастыря на Истре

История обители

С приходом к власти Романовых Русь восстанавливалась после измотавшей ее Смуты. Налаживалась экономика государства, начинались крупные строительные проекты. Данный монастырь не первая попытка воссоздать образ Святой Земли на Руси. Просторы, на которых сейчас стоит обитель, при царе Алексее Михайловиче принадлежали вотчинникам. Патриарх приложил усилия, чтобы их выкупить.

Ново-Иерусалимский мужской монастырь на Истре

Первый этап строительства

Основан был Ново-Иерусалимский мужской монастырь патриархом Никоном в 1656 году. По его задумке работы должны были воплотить в жизнь образ святых мест древней Палестины. Для этого местность была перепланирована – прибрежный лес срубили, возвышение под обитель укрепили. Холм, на котором заложили первый камень монастыря, назвали Сионом. Восточнее находился холм Елеонский с одноименной часовней. Реку Истру называли Иорданом. Созданный маленький женский монастырь назвали Вифанией. Даже в зданиях прослеживались повторения очертаний древних строений Палестины, например, Воскресенский собор был возведен как образ Храма Гроба Господня.

Читайте также:
Музей религии в Санкт-Петербурге: адрес и время работы, стоимость билета, описание

Первые храмы, как и большинство построек того времени, были деревянными. Когда освящали Воскресенский храм, в обители находился сам царь. Он, глядя на возведенный комплекс с Елеонского холма, первым назвал его Новым Иерусалимом.

В стенах святого места была сформирована уникальная библиотека. В ней были собраны книги, которые патриарх передал обители из личного владения. В их число входили древние рукописные тексты Руси и других стран, в т. ч. произведения из Афона. Под руководством Никона действовало три возведенные им монастыря, они были соединены в вотчину. Но у патриарха были недоброжелатели.

Архивное фото святой обители

Конец XVII – ХХ век

В XVII ст. землю комплекса защищал ров, через который был переброшен мост. Решением церковного собора 1666-1667 гг. столь масштабное монастырское сооружение стало всего лишь рядовым, пригородным. Патриарха Никона отстранили, а вотчину, которую имела обитель, разделили. Позже ему позволили возвратиться в стены своего детища, но он, будучи в пути, отошел ко Господу. После нарушения привычного хода дел строительство возобновилось, когда на комплекс пал взор царя Федора Алексеевича. В 1678 г. Новый Иерусалим получил обратно все, что у него забрали, а также дополнительные наделы. В 1692 г. храм освятили в честь Рождества Христова, который был возведен по указу царевны Софьи.

Во время правления Петра Великого монастырь был сокращен. Положение обители улучшилось, когда она перешла под покровительство императрицы Елизаветы Петровны. В 1762 и 1792 гг. монастырь пострадал от масштабных пожаров, но был восстановлен на деньги, выданные государыней Екатериной II.

В XIX – начале XX века обитель стала большим паломническим центром. Количество посещавших ее верующих возросло после строительства железной дороги Москва-Виндава. Возле монастыря были возведены номера и странноприимны для богомольцев разных социальных классов, построено училище. К 1913 г. ежегодное число паломников достигло 35 тыс. чел.

В 1919 г. монастырь закрыли, а в его стенах стали функционировать два музея. В 1941 г. фашистские минеры уничтожили Воскресенский собор. Большое число памятников архитектуры погибло. Со временем обитель восстановили, за исключением гигантской звонницы XVII ст.

Современное состояние

Сегодня монастырь является действующим, в нем регулярно совершаются богослужения, он не имеет зависимости от каких-либо епархий. На базе обители функционируют две воскресные школы для разных возрастов:

  • детская – проводятся занятия для младших и старших школьников из г. Истры и соседних городков;
  • для взрослых – впервые открыла свои двери в 2015 году; занятия проводятся каждое воскресенье в 13:00.

Видео «Ново-Иерусалимский мужской монастырь»

В этом видеосюжете рассказывает о святой обители.

Архитектурный комплекс

Монастырский комплекс состоит из следующих частей:

  1. Воскресенский собор. Подобен Храму Гроба Господня. Отличается использованием большого количества изразцов.
  2. Трапезная с церковью Рождества Христова. В XVIII ст. здесь был установлен Вертеп, а также оформлено несколько приделов в честь первых евангельских событий.
  3. Храм Входа Господня в Иерусалим, надвратный. Создавался в то же время что и основание стены. Имеет основу в виде креста.
  4. Храм Константина и Елены. Соединен с собором, расположен под землей. Его создание было начато при Никоне. Для защиты от подземной воды его дополнили рвом.
  5. Крепостная ограда. Имеет протяженность около 1 км, высоту – 9 м, толщину – до 3 м.
  6. Некрополь. Древние могилы сильно пострадали от большевиков и фашистов во время войны.
  7. Богоявленский скит. Размещался на острове, ограниченном Истрой и каналом. Теперь этот канал пересох и стал рвом.
  8. Елеонская гора. Холм, по которому паломники шли в обитель. На нем воздвигнут поклонный крест, символизирующий место Вознесения Господа.

Святыни обители

Обитель сохранила несколько уникальных святынь:

  1. Икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и святейшим патриархом Никоном». Датируется 1657 г. Ее написали в честь переноса в столицу мощей свт. Филлипа.
  2. Антиминс. Датируется XVII ст. Это особый плат, на котором происходит пресуществление во время литургии. На нем обязательно присутствует подпись архиерея. В антиминс вшиты мощи святого мученика.
  3. Дарохранительница из придела св. равноап. Марии Магдалины. Дата создания: конец XVIII – начало XIX ст.
  4. Часть омофора Патриарха Никона. Древняя часть облачения, относящаяся к XVI в.
  5. Модель Храма Гроба Господня. Датируется XVII ст. Была взята за основу, когда строился Воскресенский собор.

По монастырской территории проводятся коллективные экскурсии.

Информация для посетителей

Чтобы посмотреть на уникальный комплекс древнего монастыря и поучаствовать в литургии, в обитель стекается масса паломников. Ворота отворены для всех православных христиан с 9:00 до 18:00.

Внутренний двор монастыря

Праздники и чтимые даты

В обители расположено несколько храмов, поэтому и престольные праздники отмечаются несколько раз в году:

  1. Воскресение Христово. Дата каждый год разная. Пасха рассчитывается так: первое воскресенье после первого полнолуния, случившегося после весеннего равноденствия.
  2. Рождество Христово – 7 января.
  3. Вход Господень во Иерусалим – воскресный день за неделю до Пасхи.
  4. Равноап. Константина и Елены – 3 июня.

В престольные праздники проводятся особенно торжественные богослужения.

Богослужение в монастыре

В обители регулярно служится Божественная литургия, прихожане могут приступать к Таинствам. Во время Великого поста расписание храмовых служб меняется. Подробное расписание богослужений размещено на официальном сайте: http://www.n-jerusalem.ru/sluzhby/.

Читайте также:
Преображенская церковь в Никитском ботаническом саду: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Люди могут заказать необходимые требы и приступить к Таинствам без внесения определенной платы. Прихожане делают добровольные пожертвования по личному усмотрению и финансовому положению.

В обители регулярно служится Божественная литургия

Расположение и как добраться

Адрес обители: Московская обл., г. Истра, ул. Советская, 2. Чтобы быстро попасть к монастырю, удобно воспользоваться метро. От станции «Тушино» до обители едет автобус №372. Необходимо выйти на ост. «Почта», автобусом доехать до ост. «Монастырь». Обитель несложно найти на карте, а ее купола далеко видны на местности.

Новоиерусалимский монастырь – это рукотворное подобие Святой земли в России. Обитель начала создаваться в XVII в., когда государство крепло и росло после тяжелых Смутных времен. Монастырь претерпел множество потрясений, но он и сейчас освящает собой православную Русь. Архитектурное решение этого комплекса настолько уникально, что его сложно описать словами, лучше его увидеть воочию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новоиерусалимский монастырь в Истре: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

В г. Истра находится немало ценных исторических и культурных объектов, но одним из самых прославленных и необыкновенных из них является Новоиерусалимский монастырь.
Это священное место, основанное патриархом Никоном – личностью довольно противоречивой и с церковной, и с исторической точки зрения – стало не только важным культурным и религиозным наследием того времени, но и храмом с необычайно красивой и символичной архитектурой.
Сегодня я хочу поделиться с вами тем, что узнала об удивительных достопримечательностях и святынях Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря в Истре.

Где находится Новоиерусалимский монастырь

  • Паломническая служба: +7(498)3146838;
  • Заказ экскурсий: +7(498)3146838, 8(910)4611857;
  • Заказ треб: 8(495)9946170.

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.

  • На электропоезде вы можете добраться из Москвы до Истры где-то за час. Вам нужно сесть на электричку Рижского направления и ехать до ст. «Ново-Иерусалимская» (отсюда будет немного быстрее) либо «Истра». Потом садитесь на автобус и едете до ост. «Монастырь». От ж/д станции «Ново-Иерусалимская» до монастыря можно дойти и пешком, это займет минут 20.
  • От Москвы вы также можете добраться до монастыря на автобусе №372, который отъезжает от м. «Тушинская». Вам необходимо ехать до ост. «Почта», а потом пересесть на автобус до ост. «Монастырь».
  • На собственном автомобиле вы можете доехать до г. Истра из Москвы по Новорижскому либо Волоколамскому шоссе. Дорога длится около 45 км.

Особенности посещения монастыря

Новоиерусалимский монастырь в Истре открыт ежедневно для посещения паломников и туристов, время его работы – с 7:00 до 20:00.
Каждый день в стенах монастырских храмов совершаются Божественные таинства: богослужения, исповеди, причащения, крещения, поминовения и другие.

  • Обзорная экскурсия, в процессе которой вы познакомитесь не только с храмами и святынями монастыря, но и узнаете много нового о его истории и сокровищах;
  • «Евангелие для детей» – детская экскурсия, специально адаптированная для детей дошкольного и школьного возраста, которая познакомит ваших чад с монастырем и главными библейскими ценностями;
  • Сборные экскурсии по монастырю, рассчитанные на людей, путешествующих в одиночку. Начинаются в 11:00, 13:00 и 15:00 ежедневно. Для группы менее 10 человек стоимость такой экскурсии составит 2500 рублей, если в группе наберется более 10 участников – 250 рублей/чел. (100 рублей для детей до 16 лет).

Расписание служб в монастыре в Истре

  • Первые утренние богослужения начинаются, как правило, в 7:00 (в 8:00 по воскресеньям);
  • а вечерние – в 17:00;
  • по воскресеньям обычно также читается поздняя утренняя Литургия в 10:00.

Где можно остановиться рядом с монастырем

В г. Истра есть множество гостиниц и отелей на любой вкус и различной стоимости, где вы можете остановиться на несколько дней либо переночевать.
Паломническая служба монастыря обычно рекомендует Гостиницу «Ливадия» либо «Дом-гостиницу». У них хорошие, комфортные условия проживания, стоимость номера может составить от 1400 до 6000 рублей.

История Новоиерусалимского монастыря в Истре

История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона, который основал собор в 1656 году.

С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества в России.
С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей.
Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря.
В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви, реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения.
Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

Достопримечательности монастыря

Воскресенский собор является не только главным храмом Новоиерусалимского монастыря, но и одной из главных его архитектурных достопримечательностей.
Это очень красивое и в самом деле монументальное строение, которое состоит из 4 основных частей:

  • Собор Воскресения Христа – четырехстопный крестово-купольный храм, который завершается главой;
  • Церковь свв. Константина и Елены – необычная подземная церковь, находящаяся на глубине 6 м.;
  • Красивая колокольня, которая была полностью разрушена в 1941 г. и недавно восстановлена;
  • Ротонда, располагающаяся над Часвоней Гроба Господня (кувуклией).
  • Собор прекрасен и снаружи, и внутри. Внутри лично мне он нравится даже больше – здесь можно увидеть очень светлые, просторные и нарядные залы, богато украшенные лепниной и росписью.
    Красива сама по себе и облагороженная территория монастыря, и другие его храмы. Здесь находится Монастырский парк (Гефсиманский сад) с множеством своих достопримечательностей.

Святыни Новоиерусалимского монастыря

Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, Гроб Господень и многое другое.
К главным святыням монастыря относят:

  • Разборную модель Храма Гроба Господня, которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
  • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на Кипре в 1597 году;
  • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины – священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
  • Антиминс, датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном», написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Фото Новоиерусалимского монастыря

Монастырь, выглядывающий из утренней туманной дымки, выглядит особенно романтично.

Вот так выглядит грандиозный комплекс почти отреставрированного монастыря.

Это Воскресенский собор – главный храм монастыря.

А это внутри (Кулуквия и Ротонда) – масштабы потрясают!

Один из алтарей храма – вот такая красивая лепнина украшает почти все стены храма.

Вход в уникальную подземную церковь.

Новоиерусалимский монастырь на видео

Как по мне, Новоиерусалимский монастырь стоит посетить всем – как глубоко верующим людям, так и любопытным туристам – каждый здесь найдет что-то для себя и, возможно, вдохновится вспомнить о душе и о вечных ценностях. Так что всем желаю плодотворного путешествия.

Новоиерусалимский или Воскресенский монастырь – священная достопримечательность Истры

Новоиерусалимский или Воскресенский монастырь основан в 1656 году. Он находится в небольшом уютном городе Истра Московской области. Появилась обитель благодаря Патриарху Никону, который пожелал соорудить на данном месте резиденцию патриархов. Кроме того, здесь многократно на ночлег останавливался сам Никон с целью посещения Иверского монастыря. Новая обитель строилась с целью благоустройства московского княжества.

По плану объект с высоты должно повторять силуэт гроба Господня, который находится в Иерусалиме. Закладку святыни выполнили на возвышенности Сион. По соседству располагались и другие холмы Фавор, Елеонский и река Иордан (современное название – Истра).

Как добраться

Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки.

Вы можете выбрать один из трех удобных способов поездки. Из Москвы до Истры регулярно ходят электрички. Вам необходимо приобрести билет на поезд, который идет до Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамска, Шаховской. Расписание электричек вы сможете уточнить на официальном сайте.

Также доехать можно на автобусе. Из Москвы ежедневно курсирует транспорт под номером 372. Длительность пути составит 60 минут. От остановки до храма идти 10-15 минут. Третий способ поездки – личный автомобиль. Недалеко от монастыря предусмотрена стоянка для автомобилей.

Многие туристы предпочитают приезжать в Истру экскурсионным туром. Так, можно совершить прогулку в Подмосковной Палестине и услышать рассказ о святынях. Вам покажут панораму ансамбля, который стоит на Сионском холме. Вы узнаете много об уникальных раскопках, об основных сооружениях и святынях. Не забудьте взять с собой тару для того чтобы набрать воды из святого “Силоамского” источника. Положительных эмоций будет масса. Непременно появится желание снова посетить эти места.

История Собора

Строительный процесс шел на протяжении 14 лет. Работа была разделена на два этапа. Первый период приходится на 1656-1666 гг. Первоначально стены состояли из дерева. В этот период занялись обустройством скита Никона. Сегодня он называется Отходной пустынью. Затем построили Елеонскую часовню.

Работы на определенный отрезок были прерваны. Они восстановились в 1679 году по приказу царя Федора Алексеевича. Более того, в новом указе содержалась информация о возведении еще двух десятков святынь. В конечном итоге общая доля построек состояла порядка 1630. В итоге получилось огромное богатейшее владение России.

Никону полностью удалось реализовать свой замысел. Комплекс максимально отражал сущность Святой Земли. Вся местность разделилась на определенные части – Галилея, Вифлеем, Елеон. Основатель монастыря скончался в 1681 году. В дальнейшем строительный процесс был продолжен архимандритом Никанором.

В 1941 году здание было полностью разрушено Германией. Наибольшая доля удара пришлась на колокольню, шатер, ротонду. В 1985 году утраченная глава вернулась на прежнее место. Шатер же восстановили только в конце 20 столетия. Но теперь в роли его основы была качественная конструкция из металла.

С 1995 года обитель стала являться неотъемлемой частью русской Православной церкви. Теперь с этого момента на участке соседствуют две постройки – ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим». Он имеет современное техническое оснащение.

Архитектура и отделка

Согласно плану, Воскресенский собор должен быть являться точной копией Гроба Господня. Таким образом, комплекс должен быть состоять из трех частей. В замысле находят отражение основные христианские святыни. Весь спектр строительных мероприятий реализовывался в несколько этапов. Так, до 1666 года завершили работу над кровлей, колокольней.

Собор, как снаружи, так и внутри является невероятно прекрасным. Его отделка выполнена керамическими поясами, декор изысканный – используются порталы, наличники, красивые иконостасы. Для колокольни подготовили 15 колоколов. Сегодня вес самого крупного составляет 100 пудов. В 1679 году монтировали главу, шатер. В 1690 г объект осветили.

Современный собор уступает по размерам своему величественному прообразу. Однако все богословское содержание было передано с максимальной степенью точности. Особенно древнерусские мотивы заметны в восточной зоне храма. Композиция из множества глав по форме похожа на пирамиду. Все элементы отстраивались независимо друг от друга. В итоге получилось целое, неделимое сооружение.

Палаты «Нового Иерусалима»

В западной части территории ансамбль включает в себя палаты. Они представлены Трапезными, Больничными и Архимандричьими. Задумывалось первоначально, что данные постройки будут располагаться, как отдельные здания. Но к концу 18 века стало понятно, что наиболее гармоничной картина получится, если создать единую целостную модель. В роли фундамента для трапезных применялись старые службы из камня. Они были заложены еще в 1666 году. В западной стороне вы сможете увидеть три палаты, они стоят неподалеку от церкви Рождества Христова. Палаты имеют торжественное оформление, их украшают наличники белоснежного цвета. Огромные окна полукруглой формы подчеркивают статус строения.

Больничные палаты находятся вблизи церкви «Трех Святителей». Они характеризуются компактностью и более сдержанным декором. С севера находятся настоятельные покои. Несмотря на простоту оформления, объект не теряется на фоне других. Он подчеркивает выгодные стороны других, рядом расположенных зданий. При больничных палатах освещение церкви состоялось в 1698 году.

При возгорании сооружение полностью сгорело. Решено не проводить комплекс восстановительных мероприятий. Помещение оборудовали в цокольном этаже. Отдельного внимания заслуживает лестница, направленная в Царские покои. Ее отделка выполнена с использованием изящной аркады. Этот элемент декора прекрасно дополняет оформление восточной части фасада.

Скит патриарха Никона

Важнейшим памятником российской Палестины является скит патриарха Никона. Он использовался для проведения уединенных молитв. Строительный процесс шел в 1657-1662 гг. Объект, возведенный на берегу Истры, может похвастаться броским оформлением. Этот скит является единственным памятником, который смог уцелеть за стеновой оградой. Нижние этажи применялись в роли служебно-хозяйственных помещений. Трети ярус отдан под приемную комнату. Здесь же находится церковь богоявления Господня. Скит отличается плоской крышей. На ней монтированы многие значимые сооружения – звонница, келья.

Крепостная стена и Святые врата

Достопримечательности на протяжении длительного времени защищали территорию монастырского комплекса. Стройка объекта продолжалась в течение четырех лет (1690-1694 гг.). Архитектура включает в себя основные правила крепостного зодчества. Ограждение получилось масштабным. Его высота составляла 9 метров, а толщина ровнялась 3 метрам. При этом общая длина стены находилась в пределах 920 метров. Интересно, что углы и изломы являются заполненными семью одинаковыми башнями.

Ранее, была еще одна башня – восьмая, но она не дожила до нашего времени. Конструкция была высокой и находилась с западной стороны ворот. Ярусные башни не выполняли защитной функции. Они преимущественно использовались в качестве художественного украшения. Примечательно, что и конструкции повторяли стиль ротонды и шатра Воскресенского собора.

Святые ворота состоят из трех – пролетной арки. За ними следует церковь Входа Господня в Иерусалим. Вертикальное сооружение эффектно гармонирует на фоне обще конструкции. Если прогуляться по подворью, то можно увидеть еще Наместничьи и Караульные палаты. Они монтированы рядом с оградой и вратами.

Гефсиманский сад и парк

Территория монастыря была прекрасно озеленена. Примером этому служат Гефсиманский сад и парк, которые когда-то находились за Елизаветинскими вратами. В древности на данном участке было много разнообразных протоков. Они привели к образованию острова. Сегодня его остатки практически не заметны. На острове жил Никон, когда проводил богослужения в обители.

Сегодня на территории сада организовали архитектурно-этнографический музей. В роли экспонатов представлены старинные деревянные постройки. На общем фоне заметно выделается мельница, крестьянская усадьба, часовня. До 21 века здесь находилось еще одно прекрасное здание – церковь Богоявления. Но святыня сгорела. Произошло короткое замыкание. Если пройтись по крестьянским усадьбам, то можно рассмотреть музейные экспозиции. Экскурсия сюда покажется достаточно познавательной. Вы получите шанс поближе познакомиться с искусством и бытом русского народа.

Трапезная и церковь Рождества Христова

По замыслу на первом этаже оборудовали храм Рождества Христова. Архитектором являлся Григорий Бартенев. Средства на строительство были даны самой Екатерина II. Более того, каждый предел также имел своих вкладчиков. Рядом были построены пределы Поклонения волхвов, Мучеников и т.д. В Святой Вертеп регулярно проводился крестный ход.

К сожалению, внутреннее убранство предельных святынь не сохранилось до нашего времени. В 1941 году достаточно сильно был поврежден и корпус трапезных. А вот в северной палате разгромили только вход. Были реализованы реставрационные мероприятия, которые помогли вернуть утерянный архитектурный облик. Фасады воплощают в себе стилевые решения XVII — XIX веков.

Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

Надвратный храм имеет торжественное оформление. Он соединяется с крепостной стеной. Освещение приходится на 1697 год. Основание выполнено в форме креста. Нижний ярус имеет форму квадрата. У западных ворот находится храм Рождества Христова. Сегодня помещение обители отдано под Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Подземная церковь Константина и Елены

С восточной части ансамбля расположена Подземная церковь Константина и Елены. Строительство сооружения началось еще при Никоне. В итоге получилось здание прямоугольной формы, характеризующиеся простотой оформления. Кровля является плоской и обведена балясником. Стены высокие – 1,5 метра от земли. Имеется одна глава. В роли украшений выступают изразцы.

Некрополь

Для того чтобы попасть в некрополь, необходимо зайти во внутрь собора. В 1999-2003 гг. была проведена череда исследований. Они помогли выявить крупные части надгробных памятников. Также было обнаружено около 100 целых элементов. Найдено немало объемных архитектурных форм. Урон некрополь понес в 1920-1930 гг. В этот отрезок произошел сильный взрыв собора. В процессе реализации строительных мероприятий учитывались особенности расположения важнейших захоронений в прошлом. Здесь находится много погребений лиц, которые вносили вклады в возведение святыни.

Святыни монастыря

На святые земли верующие приезжают в Истру из различных регионов. Основными святынями монастыря являются икона “Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном”, разборная модель Храма Гроба Господня, дарохранительница из придела святой Марии Магдалины, фрагмент омофора Патриарха Никона. Службы проводятся регулярно. Их расписание рекомендуется уточнять заранее.

При желании перекусить можно в трапезной. Она находится в левой части от собора. В продаже имеется выпечка и напитки. Еда вкусная, цены доступные. Имеется церковная лавка, можно заказать требы. Набор святой воды осуществляется в Силоамском источнике в Гефсиманском саду. Также на реке Истра-Иордан организована купель. При желании можно в нее окунуться. Температура воды находится в пределах 16 градусов. Спуск обеспечивается удобной, деревянной лестницей. Единственное, не предусмотрены раздевалки.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в Истре

Это священное сооружение чрезвычайно почитаемо и знаменито тем, что оно создавалось по образу Церкви Гроба Господня, находящегося на Голгофе. Церковный комплекс привлекает паломников и множество туристов, поражая архитектурой и атмосферой здешнего спокойствия.

История основания обители

Если смотреть на Ново-Иерусалимский монастырь в Истре с большой высоты, в глазах предстанет прекрасно укрепленная каменная крепость, возвышающаяся на небольшом холме. В центре этого церковного комплекса стоит Воскресенский собор, красующийся золотыми куполами.

Территория обители напоминает по форме шестиугольник со стенами, которые имеют ширину 3 метра. Высота ограждения Ново-Иерусалимского монастыря составляет 9 метров, а протяженность — 1000 метров.

Ново-Иерусалимский монастырь считается независимым от любых епархий.

Патриарх Никон основал этот церковный комплекс в 1656 г. Преподобный желал воссоздать обитель, похожую на таковую в святых местах Израиля.

Территория, на которой предполагалось возвести Ново-Иерусалимский монастырь, принадлежала вотчинникам (частным хозяевам), и патриарх Никон договорился с царем Алексеем о приобретении особого права на земли. Местность, на которой совершались постройки церквей и часовен, расширялась за счет владений местных бояр и князей. К примеру, деревню Редькино, вошедшую в состав обители, купили у дьяка по имени Лукьян.

  • Перед постройкой окрестности подвергались специфическим видоизменениям: лес, который располагался вдоль берега Истры, вырубили, а небольшой холм увеличили в размерах и укрепили.
  • Первый здешний монастырь воздвигли на возвышенности, названной Сион. С восточной стороны от этого сооружения на другом холме построили Елеонскую часовню. Каждая здание носило название, взятое из Священного Евангелия. Реку Истру окрестили Иорданом, на её берегу соорудили православный скит для патриарха. Это место, где располагались две небольшие церкви, посвященные Петру и Павлу, часто называли «отходной пустыней».
  • Вскоре на территории обители соорудили женский собор, носивший наименование Вифании, города, описанного в тексте Нового Завета. Многие церковные постройки повторяют внешние очертания священной архитектуры Иерусалимского «Гроба Господня».
  • В процессе строительства участвовали квалифицированные мастера, а также множество подсобных рабочих из крестьянской среды. Однако последние жаловались, что, находясь в дальних краях, лишены возможности трудиться на собственной земле. Труд не облегчало даже предоставление финансовых льгот.
  • При Никоне монастырь расширился за счет традиционных для Руси деревянных построек. В 1656 г. на территории воздвигли Воскресенский собор, внутри которого находились трапезная и служебные помещения. Через два года церковь освятили, гостем этого великого торжества был царь Алексей, впервые назвавший этот комплекс Новым Иерусалимом, окинув его взором с Елеонского холма. В честь этого на возвышенности поставили символический крест.

На заметку! Ново-Иерусалимский монастырь — не первая попытка создать копию Храма Гроба Господня на территории Руси. Влияние палестинского прообраза наблюдается в архитектуре «Покрова на Рву» и на неосуществленном проекте «Святая Святых», задуманном Борисом Годуновым.

Дальнейшая история

После своего основания монастырь официально получил статус крупного землевладельца. Для обители приобретались близлежащие территории, на большую часть которых выдавались специальные грамоты.

  • На строительстве трех главных сооружений (Воскресенского собора, Иверского и Крестного храма) трудились мастера из Беларуси, присланные патриархом Никоном. Первым архитектором комплекса стал знаменитый ремесленник П. Заборский. Возведение храмов приостановили, когда Никона отправили в Ферапонтов монастырь, а мастеров перевели в Оружейную палату.
  • В XVII столетии обитель обзавелась собственной библиотекой, в которой находилось большое количество книг патриарха Никона. Среди литературы были экземпляры греческих и раннехристианских фолиантов. В библиотеке стояли Священные Писания, летописи, хронографы, книги о родословных, текста для богослужений, а также иностранные издания. Здесь хранились переводные труды, освещающие филологию, историю и богословие.
  • В период с 1666 по 1676 гг. в обители работала собственная типография, переведенная из Иверского монастыря по настоянию Никона. В начале XX столетия рукописи передали на хранение в Синодальную библиотеку.
  • В XVII столетии здесь создавалась школа музыки и поэзии, она продолжала традиции польско-украинской манеры песнопения. Настоятели Герман и Никанор брали на себя обязанности руководителя хора. Для этой цели они изучали книги по стихосложению и нотной грамоте.
  • В конце XVII столетия из обители изгнали патриарха Никона, чем желали воспользоваться противники, пытавшиеся лишить церковный комплекс приобретенных земель. Однако замысел не удалось осуществить, и территории были признаны за Новым Иерусалимом посредством Соборной грамоты.
  • Во время царствования Федора (ученика Никона) возобновилось возведение Воскресенской церкви. Монарх приписал Ново-Иерусалимской обители два десятка монастырей и подарил ей новые земли. Царь Федор лично руководил постройкой и благоустройством. Только в 1681 г. в монастырь позволили вернуться Никону. Однако патриарх уже тяжело болел и скончался на пути в обитель. Преподобного отца похоронили рядом с Воскресенским собором, освященным в 1685 г.

Знакомимся с православием:

История от XVIII века и до сегодняшнего дня

В период царствования Петра I в монастыре сократили штат монахов, к тому же обитель поставляла в государственную казну скот, корм и рабочих-ремесленников из числа крестьян.

  • При Елизавете финансовое положение «Нового Иерусалима» несколько улучшилось, увеличилось число земель. Императрица выделила деньги на реставрацию Воскресенского собора. Однако большая часть доходов исходила от паломничества.
  • В XIX столетии появляются описания обители, которые предназначались для ознакомления с современным укладом и служили источником сведений о древних постройках на территории, обрядах и богослужениях.
  • В 1869 г. архимандритом обители назначается отец Леонид, славящийся знаниями археографии. Время, проведенное в обители, он использовал для научной деятельности. Для своей книги он проанализировал архивные документы, находящиеся в местной библиотеке. С 1870 г. ученый отец Леонид работал над проектом церковного музея, посвященного патриарху Никону.
  • В начале XX века этот церковный комплекс стал центром активного паломничества. Число обыкновенных посетителей возросло после введения в эксплуатацию железной дороги. За оградой обители вместо каменных домов установили гостиницы из дерева. Здесь могли разместиться богатые паломники, но и о нищих никто не забывал: было построено бесплатное общежитие и монастырское училище. За один год в обитель приходило до 35 тысяч заинтересованных людей.
  • После Октябрьской революции церковный комплекс закрыли. В 1921 г. на территории работало только два исторических музея, в коллекции которых были предметы из храмов, ризницы и другие экспонаты музея патриарха Никона. В 1941 г. Воскресенский собор взорвали немецкие военные, множество драгоценных реликвий уничтожили или украли.
  • Церковный комплекс возобновил работу в 1949 г., а монастырские сооружения активно восстанавливались.

В 1993 г. патриарх Алексий II вел активные переговоры с властями Москвы о возвращении в подчинение Церкви «Нового Иерусалима». Через год обитель вновь обрела ставропигиальную независимость от епархий. Новым архимандритом Священный синод утвердил отца Никиту.

Архитектура «Нового Иерусалима»

В 1668 г. проводилась опись объектов обители, согласно которой рядом с комплексом находились конюшенный и гостиный дворы, а также небольшие кельи. Территория монастыря обводилась рвом, укрепленным бревнами. Вход в обитель предварялся мостом над этой защитной ямой. Стена комплекса дополнялась восемью башнями, главную из которых украшали часы.

Еще читайте о русских храмах и монастырях:

Внутри обители располагались деревянные кельи патриарха и братии, другие здания (хлебная палата, кухня, погреба) были сооружены из камня.

  • При строительстве Воскресенского собора использовались чертежи храма в Палестине. На его фасаде и внутри стен вычерчивались поясняющие надписи на иконостасах и белых плитах. Особенного изящества постройке придавало присутствие украшающей керамики. При Никоне было сотворено пять иконостасов из этого материала.

Интересно! Собор славился прекрасным убранством — порталами, надписями, торжественными образами икон и декоративных поясов. Керамическая плитка, отличающаяся проработкой рельефа и крупными габаритами, насыщает внешний вид божественной грациозностью.

  • С восточной стороны от грандиозного собора находилась подземная церковь, освященная в честь Константина и Елены. Она размещалась на уровне 6 метров ниже грунта, имеет прямоугольную форму, плоскую крышу, а ее украшением являлась глава с керамическими плитами. Вскоре вокруг здания вырыли ров, предотвращающий стены от крушения. В середине XVIII внутреннему убранству придали черты барокко.
  • Возведение каменной ограды завершили в 1697 г. Её протяженность составляет 1 км, высота — 9 м, а толщина — 3. Верхняя часть каменных стен является боевым ходом, оснащенным орудиями ближнего и дальнего боя. На изломах ограды находятся смотровые башни. Постройка придает церковному комплексу архитектурное единство.
  • Некрополь расположен внутри обители и с двух сторон от храма Константина и Елены. При постройке зодчие пытались воссоздать расположение надгробий на иерусалимской земле. Патриарх Никон завещал, чтобы его тело похоронили на здешнем кладбище. Некрополь стал покойным местом для Петра Заборского, иподиакона Никиты, автора биографии Никона И. Шушерина. На здешнем кладбище нашли последний приют члены семей, сделавших вклады в финансовое благополучие монастыря.

Как добраться

Ново-Иерусалимский монастырь, расположенный в городе Истра, является грандиозным памятником православного великолепия, привлекающим множество паломников.

Обитель находится в городе Истра, Московская область, на улице Советская, 2. Добраться до него можно на автобусе 372, идущим от метро «Тушино» до остановки «Почта». Транспорт едет примерно один час.

Работает монастырь ежедневно с 9:00 утра до 18:00 вечера.

Новоиерусалимский монастырь

Обитель открыта ежедневно с 9:00 до 18:00

Доехать из Москвы до города Истра можно на автобусе 372 от станции метро «Тушино». Или на электричке. Вам придется выйти на станции «Истра» или «Новоиерусалимская».

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье славится своим уникальным храмовым комплексом, созданным по подобию построек, существующих и существовавших в Святой Земле, где происходили евангельские события. История его строительства связана с именем патриарха Никона. Известно также, что данный церковный деятель провёл в этой обители около девяти лет, когда был выслан из Москвы.

История строительства Новоиерусалимского монастыря

Известно, что святейший патриарх Никон основал три монастыря. Но обитель, находящаяся в Московской области, была любимым «детищем» владыки. Патриарх хотел, чтобы у православных людей русской земли была церковь, построенная по образцу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Он также желал, чтобы окружающая местность, её очертания, напоминали ландшафт Святой Земли.

Основав этот монастырь, Патриарх Никон дал простым русским людям, не имеющим средств для совершения дальнего паломничества в Палестину, помолиться в храмовом комплексе, напоминающем о жизни и крестных страданиях Спасителя.

Началось создание Воскресенского Монастыря в 1656 году. Бывший тогда у власти царь Алексей Михайлович всячески содействовал строительству. Даже когда отношения правителя и владыки стали более напряжёнными, царь всё равно продолжал помогать возведению мужского монастыря. Однако в годы, когда Никон находился в опале, строительные работы были приостановлены.

Они возобновились только с восшествием на престол Фёдора Алексеевича.

Восстановление и реставрация

Потомки царей, при которых происходило строительство, также проявляли заботу об этой обители. Так, при Екатерине Второй были заново отстроены несколько храмов, уничтоженных двумя пожарами.

Через год после Октябрьской Революции было принято решение о закрытии Новоиерусалимского монастыря. Его храмы не были тогда разрушены, как это произошло со многими церквями. Но территорию обители объявили музеем, а все здания, находящиеся на ней, — памятниками архитектуры.

В Великую Отечественную войну Новый Иерусалим сильно пострадал во время боёв за Москву. Многие здешние храмы были практически полностью разрушены. В пятидесятые годы двадцатого века началась реставрация древних построек. В 1994-м году патриарх Алексий Второй объявил о возвращении обители православной церкви.

Так один из старейших монастырей России был возрождён. Незадолго до своей кончины владыка Алексий Второй побывал в Воскресенском Монастыре. После этого визита он сказал о том, что предстоит ещё немало работ по восстановлению былого величия этой святыни.

Современный архитектурный комплекс

Новоиерусалимский монастырь окружён толстыми крепостными стенами с несколькими воротами. Он расположен на возвышенности. Центр всего комплекса — Храм Воскресения Господня. Он соединён с подземной церковью преподобных Константина и Елены.

Воскресенский собор

Этот собор является главной достопримечательностью обители.

Он создан по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Поэтому в нём есть копии многих святынь, находящихся в Святой Земле. Паломники могут увидеть здесь и Церковь Гроба Господня и Камень Миропомазания, и другие места, напоминающие о жизни Христа, Его распятии и воскресении. Главные ворота в эту церковь находятся с южной стороны, недалеко от входа расположена белокаменная плита.

Надпись на ней в стихах повествует об истории создания Нового Иерусалима.

Она украшает начало одного из входов на Голгофу.

Подземная церковь Константина и Елены

Из Собора Воскресения Господня в этот храм можно спуститься по лестнице, состоящей из тридцати трёх ступеней — по количеству лет, прожитых Иисусом Христом.

Церковь посвящена константинопольскому правителю Константину и его матери Елене, по приказу которых был найден крест, на котором был распят Спаситель.

В храме находится точная его копия. Она была реставрирована в 1980-е годы.

Главный алтарь сделан по образу того, что находится в подобной церкви в Иерусалиме. Здесь, в том числе, есть место, откуда преподобная Елена наблюдала за поисками Креста Господня.

Крепостная ограда

Монастырь окружён каменной стеной с несколькими воротами.

Над одними из них располагается Храм Входа Господня в Иерусалим. Эта церковь была построена уже после смерти патриарха Никона. Во время Великой Отечественной войны храм был полностью уничтожен. Спустя тридцать лет его восстановили. Сейчас в его стенах расположен музей монастыря.

Рядом с другими воротами находится церковь Рождества Христова. Одинаковое положение этих храмов (рядом с входом) символизирует, что и Рождество, и Вход Спасителя в Иерусалим, где Он принял смерть ради человечества, являются значимыми событиями для православной церкви.

Некрополь

Захоронения на территории монастыря находятся как в церквях, так и вокруг них. В одном из пределов храма Воскресения Господня покоились останки патриарха Никона. Святейший завещал похоронить себя именно здесь. В годы советской власти его останки были вывезены из церкви.

Сегодня их местонахождение неизвестно. В подземном соборе находятся могилы жены и сына великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он сам и его семья содействовали реставрации зданий монастыря. Возле храма было обнаружено более ста старинных могил.

В прошлые века здесь хоронили помещиков, которым принадлежали окрестные земли.

Постройки, расположенные за крепостной стеной

В годы, когда патриарх Никон подвергся гонениям, он жил в Новом Иерусалиме. Для него была построена келья на берегу реки Истры (она расположена за белокаменными стенами обители).

Рядом с этим местом на реке есть купель.

Интересно! На берегу реки Истра также расположен Гефсиманский сад — это парк, названный в честь места, где провёл ночь в молитве и был схвачен стражниками Иисус Христос.

В этом живописном месте на берегу реки есть музей деревянного зодчества. Он был создан в семидесятые годы двадцатого века. В то время сюда были доставлены деревянные постройки и их копии из разных уголков России.

Среди экспонатов музея можно увидеть крестьянские дома, деревянные усадьбы, церкви. Во многих из них расположены экспозиции, посвящённые быту людей 15-19 веков.

Современная жизнь обители

В настоящее время ведётся работа по восстановлению былого облика обители. Уже одиннадцать лет существует фонд помощи восстановлению зданий монастыря, который был создан Дмитрием Медведевым и Алексием Вторым.

Святыни

В главном соборе монастыря хранится фрагмент богослужебного облачения патриарха Никона и макет Иерусалимского храма, который был взят за основу строительства Собора Воскресения Господня.

В Воскресенском Новоиерусалимском монастыре хранятся мощи святой великомученицы Татьяны. Также здесь можно помолиться перед мощевиком. В него зашиты частицы Животворящего Креста Господня и святых мощей апостола Марка, который является автором одного из Евангелий.

Престольные праздники

Так называются дни, которые посвящены святым, в честь которых назван храм или его пределы.

Так в монастыре в качестве престольных отмечаются дни: Входа Господня в Иерусалим, Святых Равноапостольных Константина и Елены, Вознесения Господня и другие.

Полезная информация паломнику

Как добраться до монастыря?

Важно! Обитель расположена по адресу: Московская область, Истра, ул. Советская, дом № 2.

Доехать из Москвы до города Истра можно на автобусе 372 от станции метро «Тушино». Или на электричке. Вам придется выйти на станции «Истра» или «Новоиерусалимская».

Расписание служб каждый день отличается. Его можно узнать в монастыре.

В Свято-Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре

ежедневно совершаются следующие Таинства и требы:

  1. Таинство Крещения.
  2. Таинство Венчания (в положенные Церковью дни).
  3. Исповедь, Соборование, Причащение на дому.
  4. Отпевание (заочное и очное).
  5. Освящение крестиков и икон.
  6. Освящение жилищ и автомашин.

Заказать Таинства и требы можно в свечном ящике или по тел.(495) 994-61-70; 4-71-70. За совершение Таинств и треб никаких такс нет. Желающих совершить пожертвование просим самостоятельно опускать деньги в монастырскую кружку.

Для паломников на территории монастыря открыта трапезная.

Для посетителей монастыря проводятся экскурсии.

Экскурсии проводятся ежедневно, договариваться нужно заранее (перед выездом из дома, уточняйте по телефону место встречи и состоится ли экскурсия) . Подъезжать нужно минут за 15 до начала экскурсии:

  • Начало в 11.00.
  • Начало в 13.30.

Расширенная экскурсия (около 2 часов по всем Святым местам) для экскурсионных автобусов (необходим обязательный переезд на вашем автобусе от монастыря к горе Фавор, потом к Елеонскому кресту и к Кедронской долине) или для индивидуальных посетителей на автомобиле (с наличием места для гида), включающая гору Фавор (место Преображения Господня, где Патриарх Никон увидел место основания монастыря, с самой лучшей панорамой монастыря с соседнего холма) – Елеон (место Вознесения Господня, откуда пошло название Новый Иерусалим) – Кедронская долина (место Судного дня у холма Армагеддон) – Скит Патриарха Никона – река Истра (Иордан, место Крещения Господня) – Святые источники (можно набрать воды) – монастырь Новый Иерусалим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: