Церковь святой Нины в Гаспре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церковь Святой Нины
в пгт. Гаспра

Церковь Святой Нины в Гаспре — это домовая церковь, построенная по проекту Н. П. Краснова. Она являлась частью архитектурного комплекса жилых построек Крымского имения Великого князя Георгия Михайловича Романова, расположенных на западной стороне мыса Ай-Тодор.

Закладка состоялась 14 января 1906 г., построена в 1908 г. По предложению Н. П. Краснова и с одобрения заказчика церковь решено было построить в духе культовой архитектуры Закавказья, по мотивам древних грузинских и армянских храмов.

История

Одним из первых приобрел поместье на Южном берегу Крыма Великий князь Михаил Николаевич, младший сын Николая I. Его земли занимали территорию Гаспры. Здесь он построил небольшой дворец, свитский корпус, разбил прекрасный парк и виноградники. Имелся в усадьбе и свой винный подвал. Ай-Тодорское имение приносило хороший доход от продажи вина, винограда и фруктов. Но самое главное, этот уголок стал любимым местом для всей семьи Великого князя. Здесь выросли семеро детей Михаила Николаевича и его жены Ольги Федоровны, урожденной принцессы Баденской. Все они сберегли в своем сердце теплые чувства, связанные с Ай-Тодором: родительскую любовь, беззаботность счастливого детства, восхищение живописными пейзажами. Каждый из них, спустя 20 лет, мог бы сказать то же, что записал в своих воспоминаниях Великий князь Александр Михайлович: «Я и Ай-Тодор выросли как бы вместе. С годами Ай-Тодор превратился в цветущий уголок, покрытый садами, виноградниками, полянами и прорезанный по берегу бухтами. На берегу был выстроен маяк, который позволял нам ориентироваться на море в туманные ночи. Для нас, детей, этот яркий сноп света Ай-Тодорского маяка стал символом счастья».

После смерти Великой княгини Ольги Федоровны Ай-Тодор был разделен между двумя ее сыновьями: большая часть досталась Александру Михайловичу, меньшая — Георгию Михайловичу. На своей земле Георгий Михайлович устроил имение, которому дал название «Харакс», так называлось древнеримское военное укрепление, располагавшееся на этом месте в древности. По проекту Н. П. Краснова с 1904 по 1908 год здесь возвели дворец в стиле швейцарских шале, свитский дом, кухню, различные хозяйственные постройки, а также церковь. Она расположилась немного в стороне от имения, выше дороги.

Церковь Святой Нины в Гаспре. Какой она была

Небольшая крестово-купольная церковь построена в византийско-грузинском стиле. Великий князь Георгий Михайлович с братьями некоторое время прожил на Кавказе, где их отец в течение 19 лет служил наместником Императора. С тех пор осталась любовь к искусству кавказских народов. В оформлении храма повторяется декоративный элемент арки: в нишах по углам здания, в спаренных окнах на южной и северной сторонах, в проемах в куполе-звоннице. Стройный восьмигранный барабан венчает каменный крест. Каждый угол барабана украшен высеченным из камня цветком на тонком стебле. Храм скромный, но очень красивый и гармоничный, в нем нет ничего лишнего, все на своем месте. Сам Н. П. Краснов гордился храмом, считая его своей удачей. Он так описал свое творение: «Церковь в имении Его Императорского Высочества великого князя Георгия Михайловича «Харакс» построена в 1908 году и окончена отделкою в 1912 году. Спроектирована в стиле грузинских и армянских церквей на Кавказе — Апхата и Гелатского собора. Сложена из местного известняка в виде штучных камней, с высечкой орнаментальных частей из того же камня. Крыша церкви исполнена из каменных плит, уложенных по железобетонным сводам. Иконостас церкви высечен из краевого полированного известняка. Царские врата, северные врата и киоты местных икон исполнены из бронзы в том же характере». По рисункам Н. П. Краснова на фабрике И. А. Жевержеева в Петербурге сшили одеяния священника, хоругви и плащаницу.

Известный венецианский художник А. Сальвиати изготовил мозаики для храма. Над входом в церковь поместили мозаичный образ Спаса Нерукотворного, скопированный с исторической иконы в домике Петра I в Петербурге. К сожалению, хрупкая мозаика не сохранилась до наших дней.

Церковь освятили во имя Преображения Господня и святой Нины. Название храма не случайно. Старшая дочь Великого князя Нина перенесла тяжелую болезнь — дифтерию. Четырехлетней девочке помогли врачи города Гамбург в Германии, сделав удачную операцию. Это произошло 6 августа 1905 года, по старому стилю в этот день Церковь празднует один из главных своих праздников — Преображение Господне. Георгий Михайлович увидел в этом настоящее чудо, Господь Бог исцелил безнадежно больного дитя и в память этого, церковь в имении «Харакс» освятили в честь святой равноапостольной Нины (небесной покровительнице старшей дочери) и Преображения Господня (день операции).

Прошли годы. Бывшее великокняжеское имение стало санаторием «Днепр». К счастью, уцелели здания бывшей усадьбы и церковь святой Нины. 30 декабря 1991 года местными жителями был снят замок с церкви, где находился склад Симферопольских археологов. Храм, хоть и лишился украшавших его мозаичных икон, сегодня отреставрирован, в нем вновь проходят службы.

Читайте также:
Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Как добраться?

Проезд автобусом № 102 от ялтинского автовокзала. Церковь находится рядом с санаторием «Днепр», недалеко от автобусной остановки.

Адрес: Ялта, п. Гаспра, тел. +7 3654 24-28-67.

Церковь святой Нины

Одним из первых приобрел поместье на Южном берегу Крыма Великий князь Михаил Николаевич, последний сын Николая I. Его земли занимали территорию Гаспры. Здесь он построил небольшой дворец, свитский корпус, разбил прекрасный парк и виноградники. Имелся в усадьбе и свой винный подвал. Ай-Тодорское имение приносило хороший доход от продажи вина, винограда и фруктов. Но самое главное, этот уголок стал любимым местом для всей семьи Великого князя. Здесь выросли семеро детей Михаила Николаевича и его жены Ольги Федоровны, урожденной принцессы Баденской. Все они сберегли в своем сердце теплые чувства, связанныде с Ай-Тодором: родительскую любовь, беззаботность счастливого детства, восхищение живописными пейзажами. Каждый из них, спустя 20 лет, мог бы сказать то же, что записал в своих воспоминаниях Великий князь Александр Михайлович: «Я и Ай-Тодор выросли как бы вместе. С годами Ай-Тодор превратился в цветущий уголок, покрытый садами, виноградниками, полянами и прорезанный по берегу бухтами. На берегу был выстроен маяк, который позволял нам ориентироваться на море в туманные ночи. Для нас, детей, этот яркий сноп света Ай-Тодорского маяка стал символом счастья».

Великий князь Михаил Николаевич Романов

После смерти Великой княгини Ольги Федоровны Ай-Тодор был разделен между двумя ее сыновьями: большая часть досталась Александру Михайловичу, меньшая – Георгию Михайловичу. На своей земле Георгий Михайлович устроил имение, которому дал название «Харакс», так называлась древнеримское военное укрепление, располагавшееся на этом месте в древности. По проекту Н.П. Краснова с 1904 по 1908 год здесь построили дворец в стиле швейцарских шале, свитский дом, кухню, различные хозяйственные постройки, а также церковь. Она расположилась немного в стороне от имения, выше дороги.

Харакс. Дворец великого князя Георгия Михайловича, где часто бывала Царская семья

Небольшая крестово-купольная церковь построена в византийско-грузинском стиле. Этот небольшой храм из пасмурного серого камня – неброский, непарадный, какими и должны быть помещения для молитв. Великий князь Георгий Михайлович с братьями некоторое время прожил на Кавказе, где их отец в течение 22 лет служил наместником императора. С тех пор осталась любовь к искусству кавказских народов.

В оформлении храма повторяется декоративный элемент арки: арочные ниши по углам здания, арочные спаренные окна на южной и северной сторонах, арочные проемы в куполе-звоннице. Стройный восьмигранный барабан венчает каменный крест. Каждый угол барабана украшен высеченным из камня цветком на тонком стебле. Храм скромный, но очень красивый и гармоничный, в нем нет ничего лишнего, все на своем месте.

Церковь Святой Нины в Гаспре

Сам Н.П. Краснов гордился храмом, считая его своей удачей. Он так описал свое творение: «Церковь в имении Его Императорского Высочества великого князя Георгия Михайловича «Харакс» построена в 1908 году и окончена отделкою в 1912 году. Спроектирована в стиле грузинских и армянских церквей на Кавказе – Апхата и Гелатского собора. Сложена из местного известняка в виде штучных камней, с высечкой орнаментальных частей из того же камня. Крыша церкви исполнена из каменных плит, уложенных по железобетонным сводам. Иконостас церкви высечен из красного полированного известняка. Царские врата, северные врата и киоты местных икон исполнены из бронзы в том же характере». По рисункам Н.П. Краснова на фабрике И.А. Жевержеева в Петербурге сшили одеяния священника, хоругви и плащаницу.

Известный венецианский художник А. Сальвиати изготовил мозаики для храма. Над входом в церковь поместили мозаичный образ Спаса Нерукотворного, скопированный с исторической иконы в домике Петра I в Петербурге. К сожалению, хрупкая мозаика не сохранилась до наших дней.

Церковь была освящена во имя Преображения Господня и святой Нины. Название храма не случайно. Старшая дочь Великого князя Нина перенесла тяжелую болезнь – дифтерию. Четырехлетней девочке помогли врачи города Гомбург в Германии, сделав удачную операцию. Это произошло 6 августа 1905 года, по старому стилю в этот день церковь празднует один из главных своих праздников – Преображение Господне. В этот день Христос открыл своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на кресте и воскреснуть. Преображение Господне – настоящее чудо. И таким же чудом для семьи Георгия Михайловича стало выздоровление его дочери Нины, в честь ангела-хранителя которой также назван храм.

Церковное предание рассказывает, что святая Нина родилась в Каппадокии в семье благочестивых христиан. Отец ее, родственник Георгия Победоносца, ушел в пустынники. Мать, сестра Иерусалимского патриарха, поступила в дьякониссы. Детство девочки прошло в Иерусалиме, при храме Гроба Господня. Там ее воспитывала одна благочестивая старица, которая часто рассказывала о Грузии (Иверии). Однажды во сне Нине явилась Матерь Божия, которая повелела ей идти в Грузию и просветить ее жителей светом христианской веры. При этом Богородица дала крест, свитый из виноградной лозы. Проснувшись, Нина увидела этот крест в своих руках и убедилась в истинности видения. Она отправилась в Грузию, поселилась там в царских виноградниках и молитвой исцеляла больных. Нина обратила к Христу самого грузинского царя и его семью. Царь построил первый христианский храм, вскоре вся Грузия приняла христианство. Тогда Нина отправилась в Кахетию и обратила к христианству кахетинскую царицу Софию. За эти подвиги церковь прославила ее в лике святых как равноапостольную, то есть уподобившуюся ученикам Христовым – апостолам. Святая Нина мирно скончалась 27 (14) января 335 года, в этот день церковь чтит ее память.

Читайте также:
Воронежская митрополия: история и положение, описание и современное положение, священнослужители, монастыри и учреждения

Святая равноапостальная Нина

Великий князь Георгий Михайлович был отцом двух дочерей Нины (1901-1974) и Ксении (1903-1960). После революции судьба князя сложилась трагически: он был расстрелян в Вологде. Но его семья, находившаяся в Крыму, смогла спастись.

После революции Романовы, оказавшиеся под арестом в Крыму, узнавали о событиях в России по слухам. Так пришла к ним в 1919 году весть о расстреле Николая II и его семьи. В российских церквях служили заупокойные по убиенным. Только в церкви святой Нины не поминяли семью Николая Александровича среди усопших, потому что мать императора, вдовствующая императрица Мария Федоровна, не верила, не желала верить чудовищным слухам. Она продолжала считать, что сын ее жив, с тем и отбыла за границу от берегов Крыма.

В 1934 году церковь была закрыта, имущество ее национализировано, а в здании установлена электростанция для санатория “Харакс”. В первые месяцы войны генератор успели вывезти, и, отступая, войска НКВД пытались взорвать храм, который считался промышленным объектом и подлежал уничтожению. Подрывники успели разрушить один из углов “объекта”; второму взрыву помешало стремительное наступление немцев. Уже после войны идеологи атеизма разобрали стоявшую по соседству с храмом колокольню.

Прошли годы. Сегодня великокняжеский дворец служит одним из корпусов санатория “Днепр”. Фисташково-можжевеловая роща на мысе дополнены парком субтропических растений – кедрами, секвойями, пальмами, магнолиями, глициниями, душистым смолосемянником, олеандром. Всего там произрастает около двухсот видов, разновидностей и сортов садово-парковой флоры. К счастью, уцелели здания бывшей усадьбы и церковь святой Нины.

Церковь Святой Нины в Гаспре

В 1993 году церковь святой равноапостольной Нины снова открылась для прихожан. Храм, хоть и лишился украшавших его мозаичных икон, отреставрирован, в нем вновь проходят службы.

Хорошо заметная из окон автобусов и с палуб теплоходов, церковь святой Нины украшает нашу с вами жизнь, как все, что созидалось во благо. Эпоха воинствующего атеизма миновала, будем надеяться, навсегда. К духовным тиранам всех рангов обратилась бессмертной поэтической строкой Марина Цветаева; трудно найти слова ярче и вернее: “Но выше вас, цари, – колокола!”

Крым: православные святыни: путеводитель. – Сост. Е.М. Литвинова.- Симферополь: “РуБин”, 2003.

Дворцы. Усадьбы. Имения. Путеводитель. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.

Тарасенко Д. Н. Южный берег Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.

Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Высота — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4000 м².

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святыни
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Расписание богослужений
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Храм во имя св. прп. Исаакия Далматского задуман еще Петром I, день рождения которого приходится на день памяти этого святого. Нынешнему собору предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными.

9 июля 1819 года в присутствии Императора Александра I был заложен новый собор по проекту арх. О. Монферрана, самый высокий в городе (101, 5 м) и самый вместительный (в нем может молиться одновременно до 14 тыс. человек).

Строительство было начато в 1825 и длилось почти 40 лет. Освящен 12 июня 1858 во имя св. прп. Исаакия Далматского митрополитом Григорием как кафедральный собор.

В 1928 собор был закрыт.

Во время Великой Отечественной войны пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I.

Читайте также:
Ставропольская митрополия: паломнический центр, храмы и монастыри, святыни

В 1957 собор открыт как музей-памятник, охраняемый государством. Внутри храма был установлен маятник Фуко (в настоящее время демонтирован), который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли.

В 1992 принято решение о совместном использовании собора верующими и музеем. Храм имеет три престола: центральный – во имя св. прп. Исаакия Далматского (престольный праздник 12 июня); левый придел – св. блгв. вел. кн. Александра Невского (12 сентября, 6 декабря); правый – св. вмц. Екатерины (7 декабря).

Святыни [ править ]

  • Тихвинская икона Божией Матери

Находящаяся в настоящее время в Исаакиевском соборе икона Богоматерь Тихвинская (список XVIII века с древней иконы, возвращенной в Тихвинский монастырь) была передана в 1859 году году храму Исаакия Далматского.

В мае 1861 году на икону Богоматери была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями.

В 1875 году перед ней была установлена беломраморная балюстрада с золочеными бронзовыми балясинами и подсвечником, сохранившаяся до наших дней.

Иконографический образ Тихвинской Богоматери имеет древнюю историю. Верующие почитают ее как творение евангелиста Луки. Средневековые источники отмечают необычность появления Тихвинской иконы на Северо-западе России, обычно датируемого 1383 годом. В последующие годы храм, в котором находилась эта икона, неоднократно горел, однако святой образ Богоматери оставался невредимым. В 1560 году при храме был устроен общежительный мужской монастырь.

Позднее с чудотворной иконы Богоматери был снят список, который 17 февраля 1617 года привезли в деревню Столбово неподалеку от Ладоги. Здесь был заключен мир со шведами.

Находящаяся в настоящее время в Исаакиевском соборе икона Богоматерь Тихвинская прославилась в самый год основания собора. Эта икона была родовым образом семьи Ивановых, живших в 50-х годы XIX века в Рождественской части города, в Песках. После смерти последней владелицы образа, икона перешла к одной бедной женщине, Востоковой, которая захотела ее подарить нуждавшемуся приходу в Рязанской губернии. Однако этому предприятию не суждено было осуществиться. Неизвестная женщина пришла к племяннице Востоковой и, подавая ей 6 рублей, сказала: «Отдай деньги своей тетке, да скажи, чтобы своей иконы не отсылала, а купила бы для посылки в село другую такую же икону и такой же меры». После последовавших за этим событием еще нескольких чудесных случаев образ стал известен в Петербурге. В силу увеличивающегося день ото дня стечения богомольцев, Востокова 2 марта 1859 отдала свою икону в Рождественскую церковь на Песках, откуда ее 5 марта 1859 года перенесли в новоосвященный кафедральный Исаакиевский собор. Здесь образ прославился чудотворениями, из которых наиболее удивительным было исцеление девицы протестантского вероисповедания Екатерины Левестам, сильно страдавшей параличом и припадками т.н. «пляски святого Витта».

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 1.

Проезд: От метро «Невский проспект», «Гостиный двор», авт. №№ 3, 22, 27; тролл. №№ 5, 22

Расписание богослужений [ править ]

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Главный морской

История Петербурга знает четыре Исааки­евских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.

Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.

100 лет в лесах

В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.

Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.

Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.

На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы на Сенях: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Внутреннее убранство

В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.

В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.

Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.

В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квад­ратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.

Святыни

В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.

С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.

XX век

С 1858 по 1924 год собор был главным, кафед­ральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.

В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.

А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.

В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.

Как проехать:

Санкт-Петербург, м. Невский проспект

Подготовил Кирилл Баглай

Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах

Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского

Исаакиевский собор: цена билетов и режим работы в 2021 году

Исаакиевский собор – не только самый большой православный храм Санкт-Петербурга, но и одна из главных достопримечательностей города. Он является визитной карточной Северной столицы, религиозным учреждением – службы проводятся ежедневно, и музеем.

Экскурсии в Исаакиевский собор – обязательная часть путешествия в Петербург для любого туриста. Так как это место популярно у гостей города, перед поездкой лучше уточнить все детали, чтобы избежать столпотворений и непредвиденных ситуаций.

Режим работы Исаакиевского собора

При посещении объектов музея необходимо следовать обозначенному однонаправленному маршруту осмотра, придерживаясь рекомендаций специалистов музея и соблюдая нормы социального дистанцирования (1,5–2 метра).

Программы для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также выставка «Чтобы помнили…» временно недоступны.

Музей-памятник «Исаакиевский собор» работает круглый год, с 10:30 до 18:00.

В высокий туристический сезон, то есть с 1 мая по 30 сентября, проходят вечерние программы. В это время возможен вход позже, до 21:00, но без экскурсионного обслуживания. Закрытие комплекса – в 21:30.

Кассы закрываются за 30 минут до окончания работы собора.

Среда – выходной день, в любое время года.

Время работы колоннады и смотровой площадки Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора открыта с 10:00 до 18:00, в высокий сезон (с 1 мая по 30 сентября) – до 21:30. Вход для посетителей и кассы закрываются за полчаса до конца рабочего дня.

С 1 мая по 30 сентября колоннада открыта ежедневно. В другое время, то есть с 1 октября по 30 апреля, каждая третья среда месяца – выходной день.

Цена билета в Исаакиевский собор

Билеты в Иссакиевский собор можно приобрести в кассах.

  • стандартный билет – 350 рублей;
  • владельцы карт ISIC – 200 рублей;
  • дети и подростки от 7 до 18 лет – 100 рублей;
  • женщины, старше 55 лет, мужчины, старше 60 лет и другие пенсионеры – 100 рублей (только граждане России и Беларуси);
  • студенты, аспиранты, ординаторы – 100 рублей (только граждане России и Беларуси).
Читайте также:
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, интересные факты

Вход в вечернее время (после 18:00) – 400 рублей. Сниженная стоимость на вечернее посещение не распространяется.

Правом бесплатного посещения Исаакиевского собора могут воспользоваться:

  • герои СССР, России и полные кавалеры ордена Славы;
  • члены многодетных детей (граждане России и Беларуси);
  • дети до 7 лет;
  • участники боевых действий;
  • инвалиды I или II группы с одним сопровождающим;
  • лица, проходящие военную службу по призыву;
  • работники музеев России.

Дети до 18 лет, а так же студенты, аспиранты и другие учащиеся, могут посетить собор бесплатно в третий четверг каждого месяца.

Для получения льготы или бесплатного билета необходимо представить подтверждающий документ.

Цена билета на колоннаду Исаакиевского собора

Стоимость билета на колоннаду – 200 рублей. Дополнительно турист получает аудиоэкскурсию «Панорама Санкт-Петербурга».

Вход в вечернее время (после 18:00) – 400 рублей. Цена входного билета на смотровую площадку и крышу Исаакиевского собора единая, льготы на нее не распространяются.

Чтобы не стоять в очереди, билета на колоннаду Исаакиевского собора можно купить онлайн

Стоимость экскурсий в Исаакиевском соборе

Туристы могут отправиться как на групповую, так и на индивидуальную экскурсию. В случае если вы выбираете индивидуальную программу, время начала прогулки с гидом зависит от ваших пожеланий. Расписание же групповых экскурсий оговорено заранее.

Исаакиевский собор снаружи и внутри

Обзорная экскурсия, которая позволит вам узнать все об одной из главных достопримечательностей Петербурга. Гид расскажет и об этапе строительства, и об истории, и о тех, чьи имена навсегда связаны с собором. Узнаете, как собор стал домом для детей Ленинграда во времена блокады, о том, как он помог сохранить главные сокровища России в период войны. Конечно, экскурсовод поведает участникам экскурсии не только проверенные факты, но и тайны, которые окутывают это место.

Продолжительность: 2 часа.

Стоимость: 590 рублей. Это групповая экскурсия, стоимость указана за 1 человека. Максимальный размер группы – 10 участников. Входные билеты оплачиваются отдельно.
Расписание: каждый понедельник, четверг, субботу и воскресенье в 10:00.

Вокруг Исаакиевского собора

Исаакиевский собор прекрасен не только внутри, но и снаружи. Вокруг него достопримечательностей и интересных деталей не меньше, чем под сводами куполов. На этой экскурсии гид расскажет вам обо всех деталях Исаакиевской площади, которые не заметны с первого взгляда. Вы увидите собор, дворцы, улицы, старинные здания с другого ракурса, и сможете почувствовать историческую атмосферу этого места.

После программы, по желанию, вы можете самостоятельно посетить собор и колоннаду.

Продолжительность: 1 час.

Стоимость: 520 рублей за группу до 5 человек.

Обзорная экскурсия по Петербургу с посещением Исаакиевского собора

Эта экскурсия поможет вам познакомиться с главными достопримечательностями Петербурга в сопровождении опытного гида, который подробно расскажет о каждом из них.

В начале программы – поездка по набережной Невы, где вы увидите главные площади города – Дворцовую и Сенатскую, полюбуетесь Васильевским островом, Медным всадником, Петропавловской крепостью, Зимним дворцом, Летним садом и Марсовым полем. В процессе вы узнаете об истории города.

После обзорной поездки вас ждет посещение Исаакиевского собора. Гид расскажет о его строительстве, убранстве, необычных фактах и таинственных легендах. Внутри вас ждут фрески, мозаики, статуи и другие произведения искусства.

Продолжительность: 2,5 часа.

Стоимость: 1200 рублей. Это групповая экскурсия, стоимость указана за 1 человека. Максимальный размер группы – 25 участников. Входные билеты включены в стоимость.

Расписание: экскурсии проводятся по пятницам, начало в 10:30.

Архитектура и легенды Исаакиевской площади

Эта экскурсия позволит познакомиться с архитектурой одного из самых красивых мест Петербурга – Исаакиевской площади. Вы узнаете о строительстве зданий и памятников, об их стилях и эпохах, в которые они были созданы. Гид расскажет о назначениях построек, а также о тайнах и легендах, живущих вокруг памятников архитектуры.

Продолжительность: 1 час.

Стоимость: 600 рублей за 1 человека. Это индивидуальная экскурсия для группы от 1 до 7 участников.

Расписание богослужений в Исаакиевском соборе

В 1991 году церковь вновь получила право на богослужения в соборе. С тех пор они проводятся каждый день, кроме среды, в 8:00 и 16:45. Актуальное расписание можно узнать на официальном сайте.

Как бесплатно посетить Исаакиевский собор, правила посещения, полезные советы

Собор является действующим, так как в нем проводятся богослужения. Вход на них – бесплатный. Если вы решили воспользоваться этой возможностью, будьте уважительны к другим прихожанам: одевайтесь скромно, не привлекайте к себе внимание и не отвлекайте других от службы.

В любое время помните о правилах посещения. В соборе нельзя находиться в состоянии опьянения, приносить с собой еду и напитки, шуметь, пользоваться вспышкой. Все сумки и чемоданы, в том числе городские рюкзаки потребуется оставить в камере хранения.

По возможности, лучше приобрести билет онлайн. Так вам не придется стоять в очереди.

Кроме того, если вы планируете подняться на колоннаду, выберите удобную обувь – подъем осуществляется самостоятельно. Но для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для тех, кто передвигается на коляске, созданы все необходимые условия – специальный лифт поможет добраться до смотровой площадки.

Читайте также:
Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, настоятельницы и святыни

Для незрячих и слабовидящих посетителей создан маршрут, позволяющий им без барьеров познакомиться с собором. При необходимости может быть организовано сопровождении (по предварительной договоренности).

Имейте в виду, что время работы может изменяться из-за технических и иных причин. Такое случается редко, однако, лучше проверить официальный сайт перед посещением собора.

Как добраться до Исаакиевского собора

Исаакиевский собор расположен по адресу Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4. Ближайшая к собору станция метро – Адмиралтейская. Можно добраться на городском транспорте:

  • автобусы № 3, 22, 27;
  • троллейбусы № 5 и 22.

Официальный сайт музея: http://cathedral.ru

Телефоны для справок:+7 812 315 50 94

Схема проезда:

История собора

Храм был построен по приказу Петра I. Он был возведен в честь Исаакия Далматского, потому как император родился в день памяти этого святого – 30 мая. Первой постройкой стала небольшая деревянная церковь, освященная в 1710 году. В ней же, в 1712 году, Петр Великий венчался с Екатериной I. Через несколько лет церковь была разобрана, так как стала мала для быстроразвивающегося Петербурга.

Второй храм строился уже из камня, первый из них был заложен в 1717 году самим Петром. После того, как был заложен фундамент, архитектор Георг Маттарнови, руководивший проектом скончался. Его роль передали Николаю Гербелю. Под его руководством были воздвигнуты своды, но из-за ошибок они треснули. После этого главными архитекторами становились еще 4 человека.

Во вторую церковь дважды ударяла молния, вызывая пожары. Затем – сел грунт. Эксперты пришли к выводу, что реставрировать церковь невозможно. Поэтому, было спроектировано новое здание.

Третий собор был построен уже там, где стоит Исаакиевский собор в наши дни. Архитекторы предлагали построить собор, который отличался от предыдущего, но Екатерина II утвердила проект воссоздания облика. Императрица не дожила до окончания строительства – успели возвести строение до карниза. На трон взошел Павел I, и архитектор сменился. Из-за недостатка финансирования он изменил план собора, в результате – строение вызывало насмешки. Через несколько лет, правящий уже Александр I, пришел к тому, что собор необходимо перестроить.

Четвертый собор начали строить в 1818 году. Работы длились 40 лет. Этот проект стал одним из самых сложных в своей эпохе, а его стоимость оценивалась в 23,26 миллионов рублей серебром.

Особенности архитектуры, что посмотреть

Каждый уголок собора заслуживает внимания – в его строительстве было занято более 400 тысяч рабочих.

Купола – первое, что бросается в глаза. При их золочении, от отравления ртутью, скончались 60 мастеров. Для отливки понадобилось 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, почти 50 тонн меди и 30 бронзы. Удивительно, что купола были построены полностью из металла, без кирпичей. До этого было лишь 2 подобных сооружения в мире.

Часто Исаакиевский собор называют музеем цветного камня. Здесь использован русский, итальянский и французский мрамор 3 разных цветов, с использованием яшмы и порфира.

Особенно красива роспись храма. Над ней работали знаменитые художники Брюллов, Бруни, Бурухин, Рисс и Шебуев. Обратите внимание на главный купол – на нем изображены 12 апостолов, а также на витражи, мозаики и скульптуры.

Виртуальный визит

Исаакиевский собор можно осмотреть, не выходя из дома при помощи видео-экскурсии.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4735″>

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге почти ровесник города. Инициатором его строительства был царь Петр I. Первоначально храм исполнял роль домашней церкви, где молилась семья монарха. В последствие базилика приобрела общегосударственное значение и превратилась в одно из значительных архитектурных сооружений северной столицы. Ныне храм святого Исаакия входит в число крупнейших культовых зданий мира, является объектом культурного наследия России, служит главным кафедральным собором города. В здании размещается музейная экспозиция, проводятся экскурсии для туристов. Православные верующие могут посетить в базилике божественную литургию.

История строительства

Собор св. Исаакия Далматского представляет собой эталон классического стиля в архитектуре. Его правильные формы и строгое убранство соответствуют духу Санкт-Петербурга.

Первая церковь

По распоряжению Петра I рядом с Адмиралтейством был выделен участок для небольшой церкви. Она предназначалась для работников верфи. Под храм решили переоборудовать чертежный сарай. Работами руководил архитектор из Голландии Герман ван Болес.

Одноэтажное здание увенчали шпилем и возвели небольшой купол над алтарным пространством. Богослужения в церкви начались в 1710 г. На службах часто присутствовал царь. Именно ему принадлежала идея дать имя храму в честь святого, в день памяти которого он родился. В 1712 г. в церкви провели венчание Петра I со второй супругой – Екатериной Алексеевной. Исаакий стал не только покровителем царской семьи, но и всего нового города.

Читайте также:
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

По мере разрастания города, церковь уже не могла удовлетворить нужды прихожан. Корпус был маленьким и тесным, не вмещающим всех желающих. Потому решили построить новое здание на берегу Невы. Деревянный остов разобрали.

Вторая церковь

Камень в фундамент нового храма был торжественно заложен Петром I в августе 1717 г. В строительных работах принимало участие несколько архитекторов:

  • Г. Маттарнови
  • Н.Гербель
  • Г.Киавери
  • Я.Неупокоев
  • М. Земцов

План и художественное оформление корпуса соответствовал тенденциям «петровского барокко». В разрезе основание напоминало латинский вытянутый крест. Внутри церковь делилась на 3 нефа и имела боковые притворы. Общая протяженность здания составляла 60,5 м, а максимальное расширение – 32,4 м. Практически никакого декора внутреннего интерьера не предусматривалось. Окна застеклили, а крышу покрыли железом.

Внешний облик Исаакия отчасти имел сходство с Петропавловским собором. Идентичность двух зданий усиливало наличие изящной звонницы, увенчанной шпилем. Она была оборудована часами-курантами, привезенными из Европы. Исаакиевская колокольня поднималась на высоту 27,4 м. Длина шпиля -13 м. Верхушка заканчивалась флюгером – фигурка ангела с крестом в руках. Иконостас для церкви расписывали московские иконописцы из мастерской И.Зарудного.

В 30 –х гг. 18 в церковь дважды сильно пострадала от удара молний. Были проведены восстановительные работы. Однако вскоре стало ясно, что место, где стоит корпус сильно подтапливается. Фундамент стало размывать. Обследование, проведенное архитектором С. Чевакинским в 1760 г., констатировало необходимость демонтажа и переноса здания на другой участок.

Третий собор

Сенат распорядился назначить Савву Чевакинского главным проектировщиком нового сооружения. Но, составленный им план не был реализован. В разработке эскиза деятельное участие приняла императрица Екатерина II. Она подсказала идею вновь обустроить звонницу над базиликой. Закладка фундамента была произведена в 1868 г. В честь этого знаменательного события даже отчеканили специальную памятную медаль. По приказу Екатерины II, для строительства собора привозили шлифованный камень и гранит из Финляндии.

Собственный план обустройства Исаакиевской церкви предложил итальянский зодчий А. Ринальди. Он предусматривал воздвижение колокольни и 5 куполов, в верхней части сооружения. Для облицовки стен архитектор рекомендовал использовать мрамор. Смерть императрицы не позволила воплотить идею в жизнь. Преемником Ринальди был назначен В. Бренне. Дефицит финансирования вынудили его внести значительные изменения в первоначальный рисунок здания. Оно стало меньшего размера и имело всего один купол. Высота колокольни также была сокращена. Мрамор, заготовленный для отделки, отдали в Михайловский замок.

Храм Исаакия получился малогабаритным и недостаточно красивым. Буквально сразу же после освящения в мае 1802 г, возник вопрос о его переделке.

Собор в наши дни

Новым заказчиком строительства выступил император Александр I. По его указу, подрядчиком работ назначен малоизвестный архитектор О. Монферран. У зодчего не оказалось должного опыта и знаний, поэтому процесс создания новой базилики растянулся на 40 лет. Монферран внес поправки в проект, задуманный при Екатерине. Он увеличил площадь корпуса и размеры куполов. Завершающие штрихи в разработку эскиза добавил император Николай I. Он распорядился воздвигнуть башенки по углам здания, оборудовать портики, а также распорядился завезти мрамор для декора.

Исаакиевский собор приобрел характерные черты благородства и величия. Его освящение прошло в мае 1858 г.

История названия

Святой инок Исаакий жил в 4 в. в Византийской империи. Он возглавлял Далматский монастырь. Известен своей борьбой за чистоту христианской веры. Обладал пророческим даром. Дата его поминовения совпала с днем рождения царя Петра Первого, поэтому грандиозное сооружение в северной столице получило название Исаакиевского.

Маятник Фуко в Исаакиевском соборе

В начале 30-х гг.20 в. Исаакий был превращен в антирелигиозный музей. Он стал первым учреждением подобного рода на территории СССР. Одним из главных объектов музейной экспозиции являлся маятник Фуко. С его помощью проводилась наглядная демонстрация вращения Земли. Прибор был изобретен физиком из Франции Ж.Фуко. Устройство состоит из шара со стержнем, подвешенного в свободном состоянии. Во время движения маятник постепенно отклоняется в сторону, производя за 24 ч. полный оборот вокруг окружности.

Публичное представление опыта с маятником Фуко состоялось в храме ночью 11-12 апреля 1931 г. в присутствии 7 тыс. зрителей. Механизм в Исаакиевском соборе обладал самым длинным в мире подвесом -93 м. Он сделан из бронзы и весит 54 кг. В 1986 г. маятник Фуко был демонтирован. Его переместили в запасники музея. Вместо подвеса на крюк прикрепили фигуру голубя.

Колоннада

В архитектуре здания важным элементом являются колонны. Они опоясывают корпус внизу, образуя портики по 8-16 столбов в каждом. Второй пояс из монолитных колонн протянулся вдоль купола.

Верхняя колоннада

При строительстве храма впервые в России была опробована технология подъема крупногабаритных тяжестей на значительную высоту (до 40м). Столбы вырезались из гранитных монолитов вблизи г. Пютерлак (Финляндия). Их габариты составляют:

  • высота – 14 м;
  • вес – 64 – 114 т.
Читайте также:
Нина Крыгина: биография монахини, лекции и проповеди, книги

Колонны отвечают характеристикам коринфского ордена:

  • основание (база)
  • длинный каннелированный (с вертикальными желобками) ствол
  • капитель (венец в виде растительного орнамента)

Верхняя колоннада используется в качестве смотровой площадки. Попасть на нее можно с помощью двух винтовых лестниц, по 200 ступеней в каждой:

  • южная – для входа
  • северная – для выхода

Нижняя колоннада

Громоздкие колонны в нижнем ярусе здания возводились до начала основного строительства. Постамент и столб сделаны из гранита. В фундамент каждой колонный вмурована монета – рубль из серебра, отчеканенный в 1837 году. Под центральным столбом заложена медаль с изображением императора Николая I, выполненная из платины.

Наружное убранство

Здание справедливо называют «музеем цветного камня». Для его декорирования задействовано 43 вида горных пород и минералов. Среди них:

  • гранит
  • мрамор
  • яшма
  • порфир
  • малахит
  • ляпис-лазурит

Фундамент и цоколь состоит из гранитных плит, которые вырезали в каменоломнях на территории Финляндии. Из таких же плит выложены ступени лестницы и платформы для колонн. По периметру здания обустроены портики. В них установлено 48 массивных столбов.

Верхнюю часть каждого портика украшает горельефное изображение:

  • «Воскресение Христа» (север)
  • «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» (восток)
  • «Поклонение волхвов» (юг)
  • «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия» (запад)

Сюжеты взяты из библейской истории и жизнеописания святого Исаакия Далматского. Автор эскизов – К.П. Витали.

Колоннадное пространство разделено на 3 части. Боковые своды имеют прямоугольную форму потолка, а центральный – круглую. Они декорированы розетками из меди, скульптурными изображениями ангелочков и цветов. В пространстве портиков установлены изваяния 12 апостолов. На полу рисунок из чередующихся в шахматном порядке плит серого и красного гранита, а также белого мрамора.

Вдоль фронтонов вырезаны надписи:

  • «Господи, силою твоею возвеселится царь» – на севере
  • «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся вовеки» – на востоке
  • «Храм Мой храм молитвы наречется» – на юге
  • «Царю царствующих» – на западе

В пространстве портиков установлены изваяния 12 апостолов.

Интерьеры

Внутреннее убранство базилики поражает своим великолепием. Стены украшены:

  • фресками
  • картинами
  • мозаикой
  • скульптурами и барельефами

В работах по оформлению интерьера принимали участие:

  • живописцы – П.В. Васин, В. Шебуев, К.Брюллов, Ф.Бруни
  • ваятели – И.Витали, С.С. Пименов, П.К. Клодт, А.В. Логановский

Мозаичные полотна составлены из кусочков поделочного камня разных оттенков.

Собор имеет сразу 3 алтаря. Они посвящены памяти:

  • Исаакия Далматского – покровителя Санкт Петербурга (центральный)
  • великомученицы Екатерины (правый)
  • святого князя Александра Невского (левый)

Пространство за главным иконостасом занимает разноцветный витраж «Воскресение Христа». У царских ворот размещена скульптурная композиция «Христос во славе».

Колокольня и купол

По задумке архитектора, над собором было возведено 5 куполов. Центральная, самая объемная маковка, условно разделена на 3 части:

  • нижнюю
  • среднюю
  • наружную

Благодаря размерам, Исаакий давно утвердился в рейтинге крупнейших купольных сооружений мира. Диаметр наружной части – 25 м, а внутренней – 22,15 м. Свод собора возвышается на расстоянии 101,5 м от земли. По окружности купола находятся 24 окна. Вокруг срединной части проходит балюстрада. На постаментах установлены 24 скульптуры ангелов, символизирующих людские добродетели. Верхушка свода увенчана «фонарем». В оформлении этого архитектурного элемента использовались:

  • 8 оконных проемов полукруглой формы
  • 8 коринфских колонн
  • изображение Святого Духа в образе голубя, выполненное из посеребренной бронзы

Сверху на навершии фонарика установлен крест. Церемония его установления прошла в торжественной обстановке в 1839 г. Для совершения молебна на специальную платформу поднялись священнослужители и освятили крест. Для золочения всех 5 глав храма израсходовано 100 кг золота.

При храме построены 4 угловые звонницы. Внутри них подвешены колокола, изготовленные из сплава серебра, меди и олова. Самый большой набат имеет массу 30 т. Он с 1848 г. располагается в северо-западной башне.

Святыни

В дореволюционное время храм Исаакия Далматского служил хранилищем для почитаемых православных святынь. В их число входили:

  • крест с частичками от животворящего древа Господнего
  • иконы – Тихвинской Пресвятой Богородицы, Корсунской Богоматери, Спаса Нерукотворного, св. Пантелеймона с частицами его мощей
  • рака с мощами Андрея Первозванного

Помимо религиозных атрибутов, в церкви сберегались воинские реликвии:

  • знамя ополченцев Отечественной войны 1812 г.
  • 4 стяга петербургского ополчения 1855-1856 гг.

Лик Тихвинской Богоматери, по преданию, был создан св.Лукой. Он представляет деву Марию в образе Путеводительницы. На руках матери изображен младенец Иисус, держащий свиток в руке. Чудотворная икона служила одним из главных оберегов русских земель. Ежегодно ее обносили во время крестного хода по всем территориям государства Российского. Тихвинским образом был благословлен на царствование первый монарх из династии Романовых- Михаил Федорович. Икону высоко ценил Иван Грозный.

По его повелению она была перенесена из города Тихвин в Москву. Иван Грозный считал Богородицу своей заступницей и приказал сделать копии иконы, которые передавались в разные храмы. Подлинное изображение было вывезено из СССР в годы войны. С 1950 по 1995 гг. она находилась в США и была торжественно возвращена Русской Православной Церкви.

Читайте также:
Церковь Петра и Павла в Лефортове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Интересные факты

Собор занимает почетное 2-ое место в перечне самых высоких православных церквей, уступая лидерство московскому храму Христа Спасителя.

Общие габариты базилики поражают воображение:

  • площадь – 4 тыс.кв.м
  • вес – 300 тыс. т
  • вместимость – 12 тыс. прихожан

Несколько раз в год в соборе отмечают престольные праздники в честь:

  • преподобного Исаакия Далматского – 4.04,12.06,16.08
  • благоверного князя Александра Невского – 1 и 6 .12, 5 и 17.06 (переходящая дата), 12.09
  • великомученицы Екатерины – 7.12

В послереволюционный период из церкви было конфисковано:

  • изделия из золота (45 кг)
  • утварь и украшения из серебра (2230 кг)
  • камни – самоцветы (800 шт.)

Деньги от продажи изъятых ценностей пошли в фонд помощи людям из голодающего Поволжья. Во время Великой Отечественной войны, купол Исаакия для маскировки покрыли зеленой краской. На западном барельефе, в роли царедворца, изображен архитектор О.Монферран. В его руках модель храма. Зодчий умер через месяц после завершения строительства. Он просил похоронить себя в храме. Однако по желанию вдовы, тело увезли в Париж.

Расписание богослужений

Для прихожан храма св. Исаакия Далматского дважды в день осуществляются богослужения:

  • по будням в 8 и 16 ч.
  • в выходные – в 9 и 16 ч.

На исповедь следует приходить к 8.30ч. В среду собор не работает.

Время работы и стоимость билетов

Музейная экспозиция в храме открыта ежедневно с 10.30 до 18 ч. В среду выходной день. В теплый период года (27.04 – 30.09) проводятся вечерние экскурсионные программы для туристов с 18 до 22.30 ч. График работы колоннады Исаакиевского собора совпадает с основным (10.30 -18 ч.). С начала мая до конца октября колоннада открыта для посещений ежедневно. В холодное время года (1.11 – 30.04) каждую 3-ю среду месяца страивается выходной день. Время вечерних экскурсий аналогично общему распорядку (с 18 до 22.30 ч.).

Цена на пропускные билеты варьирует в зависимости от категории граждан:

  • полный взрослый – 250 руб.
  • юношеский (7-18 лет) –50 руб.
  • студенческий (для жителей России и Беларуси) – 50 руб.
  • пенсионный (для жителей России и Беларуси) – 50 руб.

При наличии международного студенческого удостоверения International student Identity Card за вход оплачивается 150 руб. Вечерний абонемент стоит дороже и имеет фиксированную стоимость 400 рублей. Такая же расценка установлена на ознакомление с колоннадой Исаакиевского собора.

Где находится и как добраться

Месторасположение храма – Исаакиевская площадь, дом 4. Дислокация в центральной части города обеспечивает несколько вариантов подъезда на общественном транспорте:

  • подземный способ – линиями метрополитена – Фрунзенско – Приморской (до ст. «Адмиралтейская»,«Садовая»), Московско-Петроградской (до ст. «Сенная площадь» «Невский проспект»), Невско-Василеостровской (до ст. « Гостиный двор»), Правобережной (до ст.«Спасская»);
  • наземный способ – автобусами ( 3, 22, 27) или троллейбусами (5 и 22).

Исаакиевский собор в городе Санкт-Петербург

Крупнейшая церковь Северной столицы России находится на территории Исаакиевской площади. Строение считается выдающимся экземпляром отечественного зодчества. Сегодня храм чаще используется в качестве музея-памятника, богослужения здесь совершаются только на самые значительные торжества.

Паломников впечатляют масштабы Исаакиевского собора, который в габаритах уступает только знаковым религиозным постройкам Рима, Лондона и Флоренции.

История постройки

Первое здание сооружали в 1706 г., государь Петр Первый желал, чтобы архитекторы выбрали подходящее место для новоявленной церкви в честь Исаакия Далматского. В результате комиссия решила начать возведение на Адмиралтейском лугу, финансированием занималась городская канцелярия. Постройкой руководил приглашенный из Голландии зодчий Г. ван Болес.

План церкви был простым: один этаж, колокольня на крыше, небольшой купол с крестом. Богослужения здесь начались с 1710 г.

  • Первое здание собора разобрали, когда всем стало понятно, что собор мал для быстрорастущего города. Второй храм решили построить в 1717 г. на берегу реки Невы. Первый камень заложил лично Петр I, строительством заведовал знаменитый архитектор Г. Маттарнови. Последний скончался, успев возвести только фундамент. Далее, происходила череда назначений на должность главного архитектора, отделку закончили только в 1728 г.
  • Вторая Исаакиевская церковь имела в структуре три нефа (продолговатые помещения), боковые притворы, оснащенные пилястрами и капителями. На фасадах практически не наблюдалось декорированных фрагментов. Исследователи отмечали сходство с Петропавловским храмом. Вскоре стало ясно, что выбор места на берегу реки неудачен, фундамент оказался размыт водой. Было решено разобрать и вторую Исаакиевскую церковь.
  • Летом 1761 г. Сенат издал указ о возведении третьего по счёту собора. Екатерина II выразила большое желание создать величественный храм на основании мрамора и камня. Торжественная закладка произошла в 1768 г., проектирование занимался итальянский архитектор А. Ринальди. По его плану церковь оснащалась пятью куполами со сложными узорами, высокой колокольней, а её стены облицовывались дорогим мрамором. Однако строительство прекратилось после смерти императрицы, А. Ринальди отправился в родную Италию.
  • Новый архитектор В. Бренне, не имея достаточного финансирования, чтобы следовать изначальному плану, оказался заложником ситуации. Завершенная церковь имела несимметричные пропорции, также не хватило мрамора для облицовки верхнего яруса. Постройка вызывала насмешки, поэтому вскоре после освящения было решено совершить перестройку.
Читайте также:
Спасо-Каменный монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Современный вид

В 1809 г. прошел конкурс проектов нового (уже четвертого по счёту) храма. Однако ни один из участников не смог удовлетворит желание Александра I, требующего перестройки, а не создания нового сооружения.

Работы начались в 1818 г, главным архитектором назначили молодого О. Монферана, взявшего за основу формы и стиль уникальных парижских зданий. Некоторые мастера критиковали эти способы, ссылаясь на неопытность зодчего и непонимание им всей сложности.

Вскоре Александр I понял, что поставил неразрешимую задачу, поэтому рассмотрение чертежей отложили до 1825 г. Все тот же О. Монферан переработал свой первоначальный план, который и был утвержден государем.

  • Срок строительства растянулся на сорок лет. Есть предположение, что главному архитектору пророчили смерть после освящения собора, поэтому он не спешил с окончанием. О. Монферан скончался спустя месяц после ритуала освящения.
  • В 1841 г. знаменитые отечественные художники и скульпторы начали работать над оформлением храма. Однако и здесь мастера столкнулись с большими трудностями, им приходилось переписывать картины из-за высокой влажности, которая приводила к отхождению краски и штукатурки.
  • Торжественное освящение прошло в 1858 г., в день памяти святителя Исаакия Далматского. На празднестве присутствовала императорская семья, духовенство и государственные войска. Люди, участвовавшие в этом трудном строительном проекте, получали соответствующие награды.
  • В 1883 г. статус Исаакиевского собора стал двойственным. С одной стороны, он принадлежал ведомству православных организаций, с другой — относился к Министерству внутренних дел как «технически-художественный» объект. Однако вопрос о таком положении храма не давал покоя властям.
  • В 1918 г. здание оказалось под присмотром народного комиссариата, а через год право на пользование получили прихожане. В 1922 г. Исаакиевский собор разграбили, изъяв большое количество золота и серебра. В апреле этого года настоятель Леонид был арестован. В 1923 г. собор закрыли, а через 5 лет ему присвоили статус музейного памятника.
  • Во время ВОВ церковь пострадала от авиаударов, на стенах остались следы от взрывных снарядов. С 1948 г. церковь начала функционировать в качестве музея. С 1950-х здесь проводились реставрационные работы, на центральном куполе соорудили смотровую площадку. Богослужения возобновились в 1990 г., и по сегодняшний день они проходят ежедневно.

На заметку! В 2015 г. вновь поднялся важный вопрос о передаче храма под официальное управление РПЦ. Митрополит Варсонофий получил отказ от властей, а через год православные активисты подали иск по этому поводу. В 2017 г. РПЦ добилась своей цели и получила в управление Исаакиевский храм, но разделяя её с музейной организацией.

Архитектура

Исаакиевский храм является знаковым образцом классицизма, он имеет пять глав, одна из которых отчетливо доминирует. Малые главки завершают колокольни квадратной формы. Фасады собора декорированы торжественными портиками. Главный вход находится с западной стороны.

Расположение здания позволяет людям видеть его со всех сторон. За счет своих монументальных форм и архитектурной мощи собор несколько принижает достоинства близлежащих строений.

  • Во внутреннем дворе собора находится 350 скульптур, бо́льшая часть из них посвящена Христу и его земному бытию. Эти творения искусства удачно сочетаются с массивностью и архитектурным стилем строения.
  • Внутри собора находится три алтаря, посвященные И. Далматскому, великомученице Екатерине Александрийской и А. Невскому. Интерьер разделяется тремя нефами, впечатления цельности достигаются за счёт архитектурных приемов и декора. Стены и пол облицованы дорогим мрамором разных оттенков. Резной иконостас отделан малахитом и лазуритом.
  • Особенное впечатление производит скульптурное оформление внутреннего пространства. Убранство центрального купола создавалось под влиянием идей итальянского Ренессанса. В интерьер хорошо вписывается изначально католический элемент убранства, который называется витраж.

Как добраться

Собор, находящийся на Исаакиевской площади города Санкт-Петербурга, сегодня имеет официальный статус музейного комплекса. Храмовый экстерьер и внутреннее убранство восхищают монументальностью и гармоничными вкраплениями скульптур и живописи.

Другие соборы Санкт-Петербурга:

Несмотря на деятельность в качестве музея, церковные службы в Исаакиевском храме проводятся ежедневно. Церковь располагается в центральной части Санкт-Петербурга, рядом можно наблюдать Невский проспект и Дворцовую площадь. Ближайшим метро является станция «Адмиралтейская».

На заметку! Исаакиевский собор работает ежедневно с десяти утра до шести вечера, среда — выходной.

Дополнительные экскурсии проводятся здесь в теплое время года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: