Церковь Троицы в Никитниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Собор в честь Троицы Живоначальной (XIX в.)

Святыни Троицкой церкви в Никитниках

Жители Москвы и гости города приходят в Троицкий храм поклониться около икон Божьей Матери:

  • «Владимирская»;
  • «Благовещение»;
  • «Грузинская»;
  • «Благодатное небо»;
  • «Казанская» и другие.

Троицкие храмы Москвы

Почты Нарвского тракта

6 Троицких соборов России

Праздник Святой Троицы – один из самых больших христианских праздников. Ему посвящено множество великолепных храмов по всей России. В одной Москве Троицких храмов – целых 39.

Мы выбрали самые выдающиеся, а также собрали полный список московских храмов Троицы.

Храм Троицы Живоначальной в Останкине. 1678г. Архитектор – Павел Потехин.

Храм Троицы Живоначальной в Хорошеве. 1596-1598 гг. Приписывается зодчему Федору Коню.

Храм Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове. 1698 г. Зодчий Яков Бухвостов.

Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. 1644 г.

Церковь Троицы Живоначальной (Николая Чудотворца) на Берсеневке. 1656 г.

Полный список Троицких храмов Москвы.

  • Храм Троицы Живоначальной в Хохловке (в Хохлах), Басманный р-н, Центральный округ.
  • Храм Троицы Живоначальной что на Грязех у Покровских ворот, Басманный р-н, Центральный округ.
  • Храм Троицы Живоначальной в Елизаветинском женском институте, Басманный р-н, Центральный округ.
  • Церковь Ирины Мученицы (Троицкая) в Покровском, Басманный р-н, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в Вишняках (в Больших Лужниках) при Православном Свято-Тихоновском богословском институте, Замоскворечье, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках, Китай-город, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в Спасских казармах при Ростовском полку, Красносельский р-н, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе у Троицкого подворья, Мещанский р-н, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной что в Листах, Мещанский р-н, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в Набилковской богадельне, Мещанский р-н, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в странноприимном доме графов Шереметевых, Мещанский р-н, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в Серебряниках, Таганский р-н, Центральный округ.
  • Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (“что в Гонной”), Таганский р-н, Центральный округ.
  • Церковь Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках в Сущеве, Тверской р-н, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в приюте общества попечения о бедных и беспризорных детях в Москве и ее окрестностях, Хамовники, Центральный округ.
  • Часовня Троицы Живоначальной при первом московском хосписе, Хамовники, Центральный округ.
  • Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсеневке в Верхних Садовниках, Якиманка, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной на Шаболовке, Якиманка, Центральный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной при детской больнице Св.Владимира, Сокольники, Восточный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной при Александровском отделении Ермаковской богадельни в Сокольниках, Сокольники, Восточный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в с. Троицкое-Голенищеве на р. Сетуни, Раменки, Западный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в с. Воробьево на р. Москве (на Воробьевых горах), Раменки, Западный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной при богадельне им. Княгини Н.А.Черкасской, Беговой р-н, Северный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной при Бахрушинском приюте в Сокольниках, Алексеевский р-н, Северо-восточный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище за Крестовской заставой. Алексеевский р-н, Северо-восточный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в с.Останкино, Останкинский р-н, Северо-восточный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в с. Свиблове на р. Яузе, Свиблово, Северо-восточный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в с. Хорошево на р. Москве, Хорошево-Мневники, Северо-западный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в с. Троицком-Лыкове на р. Москве, Строгино, Северо-западный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной у Салтыкова моста на Новоблагословенной улице, Лефортово, Юго-восточный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в с. Карачарово на р. Коломенке, Нижегородский р-н, Юго-восточный округ.
  • Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в с. Коньково, Коньково, Юго-западный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в с. Воронцово, Обручевский р-н, Юго-западный округ.
  • Часовня Троицы Живоначальной на Щербинском кладбище, Бутово южное, Юго-западный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной (с действующим храмом-часовней Сошествия Святого Духа) в Старых Черемушках, Академический р-н, Юго-западный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной посреди монастырского двора в Даниловом монастыре, Даниловский р-н, Южный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в Кожевниках, Даниловский р-н, Южный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в с. Борисово, Орехово-Борисово северное, Южный округ.
  • Церковь Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове, Орехово-Борисово северное, Южный округ.

Похожие материалы

  • Новое село Ярославской области
  • Кулич и Пасха от Николая Львова
  • Ростовский кремль — Архиерейский двор
  • Арзамас: Рождественский храм с фарфоровым иконостасом

Престольные праздники

Троицкий храм в Никитниковом переулке имеет несколько престолов. Каждый из них отмечает престольный праздник, на который собирается множество прихожан.

  • Грузинский престол 4 сентября почитает основную святыню Троицкой церкви, Грузинскую икону Богородицы.
  • Весной, 21 мая и зимой, 9 декабря прихожане собираются на праздник чествования памяти Иоанна Богослова.
  • 28 сентября благодарные потомки чествуют день памяти Никиты Готфского.
  • 22 мая, весной, и зимой, 19 декабря — праздник Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.


Богослужение в храме Живоначальной Троицы в Никитниках

Особенно людно в храме в День Святой Троицы, который венчает пасхальные праздники. Этот праздник отмечается на пятидесятый день от Дня Воскресения Господнего, светлого праздника Пасхи.

История

Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628—1651 годы был сооружён новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631-34 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить возведение сохранившейся церкви, среди учёных идёт жаркая дискуссия.

Читайте также:
Храм Ксении Петербургской в Воронеже: описание и адрес храма, история, настоятели, как добраться

Южный придел храма был посвящён Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками.

Главной святыней храма с 1654 года служит список Грузинской иконы Богоматери, выполненный в связи с избавлением столицы от морового поветрия. По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери. К 250-летию этого события в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особый придел (1903, архитектор В. И. Веригин). Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка — «Грузинский», которое было изменено на текущее в 1926 году.

В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года — музей древнерусской живописи. В послевоенное время тесно обстроен современными офисными зданиями, не имеющими ничего общего с историческим контекстом.

В 1999 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию.

В 2008 году приходу было передано бывшее здание храма.

Иконостас Троице-Сергиевой лавры

Считается, что один из первых высоких иконостасов был создан в самом начале XV века для Успенского собора во Владимире, он до наших дней не сохранился. Но один из первых высоких иконостасов и один из трех иконостасов XV века, дошедших до нас, мы можем увидеть в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Троицкий собор лавры — древнейшее из сохранившихся сооружений лавры, в нем хранится одна из величайших святынь русской православной церкви — мощи Преподобного Сергия Радонежского

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Ценность иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в том, что это единственный комплекс начала XV века, сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Создан этот иконостас в 1425—1427 годах.

Устройство иконостаса

Пожалуй, надо сказать об устройстве иконостаса. Образа на иконостасе располагаются рядами, которые называются ярусами или чинами. Каждый чин имеет своё название, при движении снизу вверх это: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Читать ярусы иконостаса надо сверху вниз, они иллюстрируют ход истории от древнейших времен до наших дней (в церковном трактовании). Традиционным в православии считается пятиярусный иконостас, но могут быть добавлены ряды с иконами Страстей Христовых, страстей апостольских, каких-то иных композиций. Вот, например, церковь Покрова в Филях, прекрасный образец нарышкинского барокко

Церковь Покрова в Филях

В ней в нижнем храме, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, иконостас трехъярусный. Он был создан в XIX веке, поскольку убранство первого этажа было разграблено и осквернено французами в 1812 году. Верхний храм Спаса Нерукотворного практически полностью сохранил свой первоначальный облик и своё главное украшение — потрясающий восьмиярусный иконостас необычной ступенчатой формы

Верхний храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Автором этого резного чуда является один из лучших мастеров Оружейной палаты Карп Иванович Золотарёв. Пышный растительный орнамент словно бы навевает нам образы прекрасного райского сада, в котором пребывают образы святых. Посмотрите, как резной декор меняет традиционные очертания икон, придает им необычные овальные или многогранные формы, уводит от четкого деления ярусов на горизонтали

Но все-таки основная эволюция иконостаса проходила в развитии декора. Для русских мастеров была характерна плоскостная и глухая, несквозная резьба. А приглашенные белорусские и украинские резчики работали в так называемой флемской (т.е.фламандской) манере: прорезная, объемная, практически скульптурная резьба позволяла украшать интерьеры с невиданной ранее пышностью и нарядностью

Левая часть иконостаса храма Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Святыни

В никитской храме хранятся:

  • мощи блаженной Матроны Московской;
  • мощи святых Петра и Февронии Муромских;
  • ковчег с частицей мощей великомученика Никиты;
  • икона «Всецарица»;
  • Иверская икона Божией Матери;
  • частица пояса Пресвятой Богородицы.


Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» в Никитском храме

К сожалению, не сохранились реликвии, что находились здесь до закрытия церкви. Скорее всего, именно тогда они и были уничтожены. Со святой горы Афон в храм были привезены Списки с чудотворных икон:

  • Герантисса;
  • Пантанаса (Всецарица);
  • Иверская икона Божией Матери;
  • Пояс Пресвятой Богородицы с частицей пояса.

Царские врата иконостаса

В центральной части иконостаса располагаются Царские врата. Предполагается, что иконостас помогает понять содержание и смысл происходящего в храме богослужения, он призван наглядно демонстрировать, что верующие на своих путях духовной жизни не одиноки – им помогает тот, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с ними. В самом нижнем ряду располагаются Царские врата как образ дверей в рай. По бокам Царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери.

Центральная часть иконостаса с царскими вратами. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Второй иконой справа от Царских врат иконостаса всегда располагается образ, изображающий святого (или событие), в честь которого освящен храм. То есть чтобы узнать, как называется и в честь кого освящен храм, достаточно посмотреть на вторую справа от Царских врат икону

Читайте также:
Московский Успенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Правая часть иконостаса. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

В самом центре Москвы, в двух шагах от Красной площади, почти напротив храма Георгия Победоносца на Варварке, стоит храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Немного у нас осталось таких удивительных церквей, шедевров дивного русского узорочья.

До недавнего времени пройти к нему было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварка и, не доходя до площади Варварских ворот, свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно и от метро «Китай-город» дойти.

Теперь Ипатьевский перегородили воротами, поставили шлагбаумы. Слава Богу, хоть в будний день с 9 до 18 есть щель для пешеходов. В выходные и праздники ворота закрыты на мудрёный электронный засов. И Старую площадь теперь забором перегородили. Благо, что пешеходов ещё пускают на Ильинку и к храму можно пройти по Никитниковскому переулку.

Об этой необыкновенной красоты церкви очень подробно рассказано на сайте храма. http://www.nikitniki.ru/istoriya. Это большая подробная статья научного характера. Наш рассказ предназначен не специалисту, а любопытствующему; мы остановимся лишь на самых ярких моментах истории и архитектуры храма.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. История

Деревянный храм на этом месте стоял, вероятно, ещё в XVI веке. Называлась церковь «святого мученика Никиты на Глинищах». Скорее всего, она сгорела в пожаре 1626 года. Пожары в ту пору были обычным делом на Москве. Из охваченной пламенем церкви вынесли древнюю храмовую икону великомученика Никиты.

Несколько лет спустя, в 1631-1634 годах, богатый и благочестивый прихожанин, Григорий (Георгий) Леонтьевич Никитников построил нынешний храм во имя Живоначальной Троицы. В храме устроили придел во имя святого великомученика Никиты. То ли по этому приделу, то ли по имени домовладельцев Никитниковых, это место стало называться Никитниками, а храм – Живоначальной Троицы в Никитниках.

Возвели храм близ большого купеческого двора ярославского гостя Никитникова. Разбогатели Никитниковы на рыбном и соляном промысле. В то время по величине двора мерили богатство и состоятельные жители старались расширить свои земельные владения. Никтитниковы в этом преуспели – их двор распространялся на 37 саженей в длину и 31 сажень в ширину. Для сравнения скажем, что соседний церковный двор занимал площадь 11 х 19 саженей.

Богат был двор Никитниковых. Павел Алеппский писал, что дом купца по красоте и обширности не уступал роскошным каменным палатам царских дьяков. Кроме каменных палат на их усадьбе стояли многочисленные деревянные хоромы – колодец, баня, конюшня, сараи, амбары, скотный двор. Но из всех построек сохранился лишь храм Живоначальной Троицы.

В память о сгоревшей деревянной церкви, один из пределов нынешнего храма освятили в честь святого великомученика Никиты. Да ещё и имя святого было созвучно фамилии купца. Именно этот придел стал родовой усыпальницей заказчиков храма. Но возможно, что совсем не созвучие имён побудило Никитникова устроить предел во имя этого святого. Ведь именно Никите молятся о богатстве и благополучии.

Святой Великомученик Никита Воин. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

По преданию святой Никита Готский жил на берегах Дуная в IV веке. Он всей душой проповедовал христианство и воевал с язычниками. Но после того, как к власти пришёл предводитель язычников Атанарих, Никиту схватили, мучили и сожгли в 372 году. Но по легенде, тело святого огонь не опалил, а Атанарих запретил предавать его тело земле. Но благочестивый христианин, друг святого, Мариан, спрятал и похоронил тело святого Никиты в своём доме. И стал дом Мариана богатым и благополучным. И те дома, где хранят икону великомученика Никиты, почитают и молятся святому, умножаются изобилием и богатством. Никитниковы стремились к благополучию и, вероятно, поэтому, устроили придел святого в храме Живоначальной Троицы. Так и вышло, хоть храм и считался приходским, но, в первую очередь прославлял и увековечивал семью заказчика.

Святыни храма Живоначальной Троицы в Никитниках
Икона Грузинской Божией Матери

Первоначально образ Грузинской Божией матери находился в Грузии. В 1622 году во время одного из набегов шаха Аббаса на Грузию персы захватили множество православных святынь в надежде продать их русским купцам. Их чаяния оправдались. В 1629 году приказчику ярославского гостя Егора (Георгия) Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богородицы, усыпанный жемчугами, унизанный драгоценными камнями. Примерно в то же время Егор Лыткин во сне получил извещение о том, что для него куплен драгоценный бисер и повеление отправить его в дар в Чёрную Гору. Когда Лазарев привёз хозяину образ Богородицы, купец понял, о каком бисере шла речь в его ночном видении. По совету и благословению патриарха Филарета в 1629 году бесценный образ Богородицы отправили в монастырь на Чёрной Горе на Пинеге Архангельской области. В том же году монастырь стал называться не Черногорским, а Красногорским, а икона Богоматери — Грузинской, по месту её первоначального нахождения.

Читайте также:
Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В 1654 году, когда в Москве свирепствовала чума, из Черногорской обители в Троицкую церковь привезли чудотворную икону Грузинской Божьей Матери и многие, молившиеся перед этим образом, исцелились. Перед тем, как вернуть икону в монастырь с неё сделали список и оставили в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках. С тех пор многие москвичи называли храм в Никитниках церковью Грузинской Божией Матери. А в 1904 году в подклете церкви освятили придел в честь этого образа.

Икона не только прославилась многочисленными чудесами исцеления, но в советское время спасла храм от разрушения. Говорят, что когда «вождь народов» узнал, что храм освящён в честь Грузинской иконы Божией матери, он произнёс: «Очень правильное название». И храм не разрушили.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Владимирская икона Божией Матери «Насаждение древа государства Российского»

Любопытно, что попытка снести храм предпринималась в ….1871 году. Для расширения строительства деловых зданий необходимо было место, занятое храмом. Тогда за церковь вступилось московское императорское археологическое общество и не допустило сноса.
Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа Государства Российского” – ещё одна особо почитаемая икона храма. В храме находится список с образа, написанного Симоном Ушаковым. Подлинник хранится в коллекции ГТГ.

Иконография образа призвана прославлять Великую Заступницу и Покровительницу земли русской. Древо Государство Московского Божием промыслом насадил собиратель русских земель Иван Данилович Калита, а взрастил и поливал виноградную лозу Московский Митрополит Пётр. Благодатной почвой стал Успенский собор Московского Кремля. На кремлёвской стене стоят: слева царь Алексей Михайлович, справа царица Мария Ильинична с царевичами – старшим Алексеем Алексеевичем (умер в 16 лет) и младшим Фёдором Алексеевичем, будущим третьим государем династии Романовых.

В медальонах на ветвях древа изображены святые, благоверные князья, блаженные и преподобные Древней Руси.

Хранится в церкви и другой особо почитаемый образ Казанской (Тобольской) Божией Матери.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках и Симон Ушаков

В 1923 году в храме открыли музей живописца Симона Ушакова. Прославленный изограф в 1657-58 годах написал несколько икон для храма. Рядом с храмом, напротив церкви в Ипатьевском переулке находятся палаты XVII века, их принято называть палатами Симона Ушакова.

Знаменитый московский краевед Сергей Романюк считает иначе. «Однако же они ему не принадлежали: когда надо было спасать редчайшее здание палат от вандалов, то ревнители нашей истории прибегли ко лжи во спасение. Назвали эти палаты именем знаменитого художника, чтобы придать дополнительный вес своим аргументам и таким образом спасти их», — пишет Романюк в книге «Китай-город».

На сайте храма сообщается, что имя Симона Ушакова и его родных записано в синодик церкви, что даёт основание думать, что знаменитый царский изограф жил в приходе Никитниковской церкви. Есть сведения, что Симон Ушаков был домовладельцем до 1668 года. Сохранилась челобитная иконописца, в которой он сообщает: «А дворишко у меня малое и в грязи в Китай-городе и хоромишек построить для иконного письма и для учеников негде». Просьбу его уважили и С.Ушаков переехал на Посольскую улицу.

Архитектура храма Живоначальной Троицы в Никитниках

«Московско-русский» стиль»- так специалисты определяют архитектурный характер церкви.
Историк архитектуры, Н. В. Султанов так определяет черты этого стиля:

«С помощью технических познаний западных зодчих и тех восточных и византийских художественных элементов, которые были у нее под руками, а также и обоих собственных, Московская Русь создает ту своеобразную и причудливую архитектуру, которая известна под названием «московской». Этот московско-русский стиль достигает своего наибольшего, хотя далеко не полного, развития в XVI и XVII вв. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства».

Самыми яркими примерами московско-русского стиля профессор Султанов называет Покровский собор (храм Василия Блаженого), Дьяковскую церковь, храм Грузинской Божией Матери и Троицкую церковь в селе Останкино.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках очень похож на деревянную теремную постройку. Фасад у неё совсем не правильный, а состоит из отдельных частей. Четверик храма со всех сторон окружают разные постройки – с востока – алтарь, с запада – колокольня и паперть, с севера – трапезная с приделом святого Николая Чудотворца, а с юго-востока примыкает отдельный придел святого Никиты мученика. Вся церковь стоит на высоком подклете и это ещё больше делает его похожим на деревянную хоромину.

План церкви Живоначальной Троицы в Никитниках

Храм асимметричен и с разных точек зрения воспринимается по-разному. Если подойти к нему с запада, из Ипатьевского переулка, то перед нами разворачиваются все его части – и высокий четверик и растянутая трапезная, и колокольня и удивительно лёгкий шатёр крыльца.

А с Никитского переулка храм выглядит как стройный сказочный теремок, устремлённый ввысь пятиглавием на высоких барабанах. Световой барабан только один, центральный.

Тот, кому знакомы каменные храмы Ярославля, непременно увидит некоторое сходство в деталях убранства ярославских церквей и храма в Никитниках. В Ярославле в Николо-Надеинском храме колокольня также стоит над северо-западным углом галереи. А резной орнамент на западном портале очень похож на резьбу деревянных сеней ярославской церкви Ильи Пророка. Наверное, в строительстве церкви принимали участие ярославские каменных дел мастера. Сам Григорий Никитников был ярославским гостем и вполне мог пригласить своих земляков.

Читайте также:
Монастыри Греции: православные действующие мужские и женские, описания и история

Белокаменный узор храма уравновешен и совсем не перегружен, он оставляет ощущение целостности. А вот характер белокаменных деталей поражает разнообразием. Наличники с валиками, ширинки с цветными изразцами и кокошники поражают разнообразием форм и почти не повторяются.

Такое пышное убранство храма делает его похожим скорее на гражданское здание. Ещё одна «светская» черта в архитектуре храма – его окна.

Они различаются по размеру и расположены неравномерно. Объясняется это разным назначением внутренних помещений.

Убранство порталов и окон южного фасада очень напоминает декор Теремного дворца Кремля. Скорее всего, наряду с ярославскими зодчими в строительстве Никитниковской церкви участвовали и царские мастера. Архитектор Л.В.Даль и вовсе предполагал, что такой замысловатый вид храму придал не строитель, а иконописец, сам Симон Ушаков.
Белокаменное кружево верхних ярусов дополнено цветными изразцами, вероятно, работы белорусских мастеров.
Хочется обратить особое внимание на главный вход, увенчанный шатровым крыльцом. Его украшают двойные арочки с резными гирьками из белого камня.

Крыльцо выдвинуто в сторону улицы и как бы приглашает посетителя зайти внутрь и полюбоваться храмом.


Внутреннее убранство храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Поднимаемся вверх на высокое крыльцо и попадаем внутрь трапезной. Широкая арка справа зовёт в главный храм. Небольшая дверь слева ведёт в Никольский придел.
В главном храме Живоначальной Троицы роспись выполнена масляной краской поверх фресок. Темы росписей – Евангельские события и притчи Христа.

Голосники

Под сводами храма расположены голосники. Голосники — горшки из обожжёной глины. При строительстве церкви их специально заделывают в кирпичную толщу стены отверстиями внутрь церкви. Считается, что голосники необходимы для усиления звука внутри храма. Но русский архитектор Лев Владимирович Даль (1834-1878) утверждал, что прежде всего, голосники нужны для уничтожения отголоска. Когда звуковая волна поднимается вверх, то голосники задерживают её, дробят своими отверстиями.

Великолепен иконостас храма. Он не совсем обычный, не 5-ти, а 6-ти ярусный, середины XVII века. Полуколонки изящного рисунка прикрывают места соприкосновения икон. Иконостас покрыт такой прочной позолотой, что её состав удивляет даже специалистов. Резьба нижней части иконостаса отличается от верхней. Скорее всего, она была выполнена несколько позже.

В местном ряду иконостаса есть иконы строгановского письма, выполняли их мастера Оружейной палаты. Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом». Тот же знаменитый Симон Ушаков создал образы Владимирской Богоматери «Насаждение древа Государства Российского» и «Великий Архиерей».

Царские врата, вероятно, расписывали мастера из Палеха. Однако в сцене Благовещения и изображениях евангелистов на царских вратах очень заметно академическое влияние. Скорее всего, палешане работали в Москве в конце XVIII или начале XIX века.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Престолы

В храме пять престолов:

Во имя святой Живоначальной Троицы Во имя святого великомученика Никиты-Воина Во имя святого Николая Чудотворца Во имя святого Иоанна Богослова Во имя Грузинской иконы Божией Матери

Богослужения в храме возобновились в 2004 году, а в 2007 году церковь официально вернули московской патриархии.

Церковь Троицы в Никитниках производит такое же впечатление, как если вы раскрыли раковину и нашли редкой красоты жемчужину. Ведь она окружена современными «никакими» зданиями и от этого её удивительной красоты убранство завораживает и восхищает. Белокаменная резьба настолько изящна, что кажется, будто она сделана из легчайшего кружева и выткана из шёлка. Храм очень радостный, он как будто весь движется вверх, увлекает за собой и ты вместе с кокошниками движешься ввысь! А потом, подойдя к широкой галерее немного успокаиваешься, рассматривая арочные окна разного ритма и узора. Церковь будто сама подводит зрителя к колокольне, основательной, словно укорененной в землю и опять — тот же порыв вверх.

По долгу службы часто подхожу к храму, показываю его туристам. Люблю наблюдать, как меняется настроение людей при виде этого архитектурного чуда древне-русских зодчих. Как бы не равнодушен был человек, как бы спокойно не относился он к архитектуре, подойдя к церкви Живоначальной Троицы в Никитниках еще никто не обходился без восторженного возгласа: «Ах!»и не уходил без яркого впечатления, которое производит этот храм.

Часовня Параскевы Пятницы (Красноярск)

Часо́вня Параске́вы Пя́тницы — православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы, на месте древнего языческого капища татар-качинцев. Местные племена называли гору Кум-тэгей (тюрк. «песчаная вершина/сопка»).

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 XX век
    • 1.2 XXI век
  • 2 Житие святой вмц. Параскевы Пятницы
  • 3 Интересные факты
    • 3.1 Изображение
    • 3.2 Древнее захоронение
  • 4 Фото
  • 5 Видео
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику

История [ править ]

Первой постройкой, возведённой русскими поселенцами на месте нынешней часовни, была деревянная сторожевая вышка, на которой несли караул казаки, предупреждавшие жителей Красноярска о приближении врага. В 1805 году на этом месте купец И. Л. Новиков воздвиг деревянную часовню в память о своём счастливом спасении из водоворота на речном пороге. По другой версии, часовня была построена красноярцами в честь избавления предков от врагов.

Читайте также:
Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1852—1855 годах на месте обветшавшей деревянной часовни архитекторами Я. Алфеевым и Я. Набаловым на средства красноярского золотопромышленника Петра Кузнецова была построена новая каменная часовня, сохранившаяся до настоящего времени.

Часовня Параскевы Пятницы — караульная башня. Возводилась как часовня Богородице-Рождественского кафедрального собора, архитектура которого (проект Константин Тона) предопределила и формы часовни – строилась в те же годы.

Восьмигранный объём прорезан тремя дверными и четырьмя оконными проёмами с полуциркульным завершением, на восточной грани окно ложное. Рёбра восьмерика подчеркнуты пилястрами, переход к высокому шатру оформлен кокошниками. Грани шатра перебиты карнизом и слуховыми окнами с четырёх сторон. В каждой грани стены под окнами, над карнизом и под ним – лежачие филёнки. Обрамление окон завершено килевидными наличниками, повторяющими очертание кокошников. Декор обобщённый, крупных членений, рассчитан на восприятие с дальних расстояний, стилизован под древнерусские формы. Металлический шатёр увенчан небольшой луковичной позолоченной главкой. Над главкой – православный крест.

Здание на высоком цоколе, к кованым дверям подводят высокие крыльца. В окнах – обновленные по старому узору кованые решётки. Помещение часовни сообщается с шатровой частью, имеется лаз. Фундамент бутовый, стены кирпичные, оштукатуренные, окрашены в один тон. Высота до креста около 22 метров, между противостоящими гранями стен – 7 метров, высота стен — 7 метров, длина каждой из граней — 2,4 метра.

Место, на котором стоит часовня, является одной из лучших видовых точек Красноярска: с площадки на вершине Караульной горы открывается панорама центральной части города. На этом месте часто работал над своими этюдами русский живописец В. И. Суриков. В августе 1887 года с площадки рядом с часовней наблюдал солнечное затмение русский учёный, изобретатель радио А. С. Попов (в память об этом событии на восточном фасаде часовни установлена мемориальная доска).

XX век [ править ]

В 1943 году во время грозы сгорел шатёр, часовня была отремонтирована; в 1973—1975 годах часовню отреставрировали по проекту архитектора Александра Бруснянина, однако вплоть до начала 1990-х годов она находилась в заброшенном состоянии. С 1980 года часовня Параскевы Пятницы имеет статус памятника архитектуры местного значения и включена в список рекомендованных на федеральную охрану.

После передачи часовни на баланс Русской Православной Церкви в 1996 году, в нарушение всех охранных актов, ею был серьёзно изменён внутренний и внешний вид часовни: стены расписаны фресками, проведено отопление, маковка заменена на значительно бо́льшую.

XXI век [ править ]

В 2012 году был проведён косметический ремонт, в ходе которого заменили маковку часовни, а также облагородили прилегающую территорию: деревянный крест заменили на гранитный, выложили брусчатку и перестроили лестницу к пушке на Караульной горе.

В 2014 году были проведены значительные реставрационные работы — расчищен и восстановлен штукатурный слой, в соответствии с историческим обликом заменена кровля (цвет изменили с красного на зелёный), размеры маковки приведены в первоначальный вид.

Житие святой вмц. Параскевы Пятницы [ править ]

Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).

Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.

В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.

У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове.

Полное житие вы можете прочитать здесь.

Интересные факты [ править ]

Изображение [ править ]

Изображение часовни Параскевы Пятницы размещено на лицевой стороне российской банкноты достоинством десять рублей образца 1997 года. На широком купонном поле этой же банкноты присутствует водяной знак в виде силуэта данной часовни.

Древнее захоронение [ править ]

Летом 1927 года сотрудники музея Приенисейского края и археолог С. А. Теплоухов обнаружили на Караульной горе богатое захоронение XIII—XIV вв. Территория современного Красноярска входила в Езерский улус енисейских кыргызов. Гора Кум-Тэгей, вероятно, была священным местом. Богатство предметов, обнаруженных в могильнике может свидетельствовать о том, что на горе были захоронены члены знатного княжеского рода, которые, вероятно, и правили этой территорией.

Читайте также:
Свято-Иоанновский женский монастырь на Карповке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Часовня Параскевы Пятницы в Красноярске

В каждом городе есть места, без которых общий вид уже не тот. Так и Красноярск невозможно представить без одной простой часовни. Кажется, такая маленькая деталь, которую видит вся Россия, но практически никто не знает. С Караульной горы открывается потрясающий вид на Красноярск. Часовня видела лица туристов, выпускников 11 класса и искренние поцелуи жениха и невесты. Однако кроме этих счастливых моментов часовня Параскевы Пятницы видела кровь и войну.

История часовни

То место, где сейчас находится прекрасная часовня Параскевы Пятницы, когда-то давно считалось языческим капищем. Здесь приносили свои жертвы и дары богам татары-качинцы. Они называли эту гору Кум Тегей, что дословно означает «песчаная вершина».

Первой деревянной постройкой, возведенной здесь в 1628 году русскими поселенцами, стала крепость или острог. Гора была переименована в Караульную. Почему? Здесь несли караул енисейские казаки, главной задачей которых было предупреждение жителей города о нападении.

Вершина горы — идеальный наблюдательный пункт. В этой местности часто разбойничали и совершали набеги северные монголы, черные калмыки-джунгары и енисейские кыргызы. Интересно, что летом 1927 года сотрудники и рабочие музея Приенисейского края нашли на самой горе богатые захоронения. Они датируются XIII — XIV веками.

Известно, что раньше эта территория принадлежала Езерскому улусу енисейских кыргызов. Гора, скорее всего, была священна. Богатство предметов, которые были обнаружены в могильнике, говорит о том, что на горе были захоронены члены знатного княжеского рода, которые, скорее всего, и правили этой землей.

Прошло время, вражеские нападения прекратились и надобность в карауле, дозоре исчезла. Тогда острог был разобран. На его месте поставили крест, на котором вырезали даты основания города и времена важных боев и серьезных стычек.

Вскоре местные жители приняли решение о том, что неплохо бы было возвести на горе часовню. Местные церковнослужители были категорически против. Они считали, что земля испачкана кровью жертв язычников, а зло капища до сих пор не испарилось.

Существует две версии основания часовни:

  1. В 1805 году чуть не утонул на реке богатый купец И.Л. Новиков. Он попал в водоворот на речном пороге, однако мужчине удалось спастись. В честь этого события он решил в благодарность возвести на вершине горы часовню Параскеве пятнице.
  2. Сами красноярцы, несмотря на запрет священников, построили часовню в память о подвигах предков. Имеются сведения, что часовня какое-то время все равно выполняла роль смотровой башни.

Это интересно! Параскева Пятница — неистовая христианка, которая пала за истинную веру в III веке н.э. под натиском Римской империи. Считается великомученицей, которая пережила пытки, а при казни не испытала боли, уйдя на Небеса.

Прошло 50 лет и здание пришло в негодность. Епископ Томска Афанасий дал свое позволение на строительство каменной часовни. Возведение продвигалось на деньги благотворителей и красноярского мецената Кузнецова Петра. Тот вид, который приобрела часовня, сохранился до наших дней. Архитекторы: Я. Алфеев и Я. Набалов.

В 1950-ых годах в купол часовни попала молния, и он сгорел. Ремонт был проведен через год, но реставрация все-таки часовне была необходима. Она прошла только в 1975 году. Здание оставалось в запустении вплоть до 1990-ых годов. Тогда часовне дали статус архитектурного памятника.

Ещё интересные статьи о православии:

В 1996 году Русская Православная Церковь провела масштабную реставрацию:

  • новая роспись стен;
  • замена купола на больший по размеру;
  • проведение отопления;
  • вокруг часовни уложили брусчатку;
  • поставили новый гранитный крест;
  • построили новую лестницу на гору.

На самом деле часовню Параскевы Пятницы видел каждый человек России, ведь она изображается на купюрах, достоинством в 10 рублей с 1997 года.

Современное состояние

В 2014 году в часовне были проведены серьезные реставрационные работы. Главная их задача: восстановление исторического облика. Так была заменена маковка, на новую, соответствующую изначальным размерам. Цвет кровли из бордового стал вновь зеленым. Изнутри был восстановлен и расчищен штукатурный слой.

Архитектура и убранство сооружения

Часовня Параскевы Пятницы является памятником архитектуры, который стилизован под древнерусские традиционные формы. Постройка имеет крупные детали. Сложена часовня из кирпича в виде восьмиугольника. В каждой грани прорезаны небольшие окошки, причем одно из них ложное. Окна снаружи украшены кокошниками, переходящими в основание шатра.

Само по себе здание построено на высоком фундаменте и с не менее высокими крыльцами. Шатер часовни, который заканчивается позолоченной луковичкой, выполнен из обычного металла. На самой вершине стоит православный крест.

После последней реставрации в 2014 году нетронутыми остались только росписи и фрески внутри небольшого барабана. Сейчас часовня приведена к виду, в котором она находилась в XIX веке. Внутри здания есть православные иконы. Самая главная и заметная из них — образ Параскевы Пятницы.

Как добраться

Православная часовня Параскевы Пятницы находится в Красноярске на улице Разина, д. 51. Добраться до Караульной горы можно с остановок «Музкомедия» или «Красная площадь» на автобусах № 11, 32, 64. Для автомобилей есть бесплатная парковка. На саму гору нужно подниматься пешком по лестнице.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Возможности посещения

Часовня открыта ежедневно и вход свободный. Во времена торжественных праздников из Барабановского храма сюда идет крестный ход. На смотровой площадке на фоне часовни Параскевы Пятницы или города Красноярска молодожены делают прекрасные фотографии.

Внутри самого здания можно поставить свечку помолиться почти в любое время.

Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, Красноярск

Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы — самая высокая точка города Красноярска, символ города и одна из главных его достопримечательностей.

Часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы представляет собой восьмигранную кирпичную башню в древнерусском стиле, высота — 15 м, диаметр — 7 м, длина каждой грани — 2,4 м. Расположена на Караульной горе, на месте древнего языческого капища татар-качинцев.

Сначала здесь была сооружена деревянная сторожевая вышка, в которой располагался казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» соседей: енисейских кыргызов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров. В начале XVIII в. на месте сторожевой вышки был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нем памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 г. По преданию, в тот день, когда ставили крест, горожане выловили в Каче икону Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Эту святую считали покровительницей скота и полей, ей молились о благополучии в доме, о хозяйственных нуждах, о женихах. Когда на месте креста появилась часовня, ей дали имя Параскевы Пятницы. По другой версии, часовню назвали в честь девушки-казачки, которая собирала ягоды на склоне Караульной горы и, увидев приближающиеся к городу кочевые племена, подняла шум, за что и погибла мученической смертью. Девушку эту звали Параскева. Дважды в год, в девятую пятницу после Святой Пасхи и в сентябре, совершался крестный ход и молебен к часовне в память о чудесном спасении Красноярска от гибели и для принесения Господу молебного пения о ниспослании благовременных дождей и об изобилии плодов земных.

Вершина Караульной горы с крестом приобрела значение символической коллективной могилы защитников Красноярска. В 80-х гг. XVIII в. красноярцы просили Тобольскую консисторию обновить крест, обнести его особой оградой и не запрещать молебны около него. Несмотря на отрицательную позицию тобольского митрополита, горожане, вероятно, на средства боярского сына Толщина, обновили крест и поставили над ним крышу на четырех столбах.

В 1804 г. на средства купца И. Л. Новикова обветшавший крест заменили на железный, а боковыми стенами поставили «иконы большого размера с изображением святителей». В 1825 г. иконы «за обветшанием часовни» перенесли в собор на Стрелке. В таком виде часовня изображена на акварели «Вид Красноярска» ссыльного француза Алибера, выполненной в 1842 г.

На месте обветшавшей деревянной часовни в 1865 г. выстроили каменную (архитекторы Я. И. Алфеев и Я. М. Набалов). Финансировал строительство купец И. П. Кузнецов. Часовня Параскевы Пятницы была приписана первому каменному собору Красноярска — Воскресенскому, поставленному в XVIII в. на месте основания города.

С холма, на котором стоит часовня, виден весь город и его окрестности, поэтому часовня стала излюбленным местом паломничества жителей и гостей города. Именно отсюда велось наблюдение полного солнечного затмения 7 августа 1887 г. Красноярск был признан лучшим пунктом для проведения исследований и наблюдений за этим космическим явлением, так как продолжительность фазы затмения здесь была почти 4 минуты (в Европе всего 2—2,5 минуты). К Караульной горе от красноярской почтово-телеграфной конторы был проведен телеграф. С его помощью ученые могли связаться со всеми наблюдательными станциями России. Перед затмением Солнца по городу прошли слухи, что произойдет землетрясение, весь город разрушится и уцелеет только самое высокое место в городе, там, где сидят «астроловы». С утра все горожане были на холме и наблюдали редкое астрономическое явление. Среди наблюдающих был художник В. И. Суриков, этюды которого, выполненные во время затмения, не сохранились. В составе астрофизической экспедиции, прибывшей из Петербурга, был молодой ученый, будущий изобретатель радио А. Попов. В память об этом событии на фасаде часовни установлена гранитная мемориальная доска.

В 30-е гг. ХХ в. в Красноярске, как и по всей стране, уничтожались храмы и церковные святыни, прекращались службы. Были разрушены Воскресенский, Богородице-Рождественский соборы, Всехсвятская церковь. Часовня устояла, хотя молебны возле нее были запрещены. В 1930-е гг. с купола снесли крест, и долгое время часовня находилась в запустении. Восстановление православного символа Красноярья началось благодаря Николаю Васильевичу Попову (игумену Иннокентию), который добился возвращения ее церкви во время недолгой «церковной оттепели» середины 1940-х гг.

Часовня Параскевы Пятницы

Помните, когда-то были популярными плакаты, разделы в журналах и газетах, даже вкладыши от каких-то конфет, на которых было написано «знаете ли вы…», а затем следовал какой-то невероятно полезный факт? Так вот, знаете ли вы, что на купюре достоинством в 10 рублей изображен Красноярск? А если точнее, то на лицевой стороне можно увидеть Красноярскую ГЭС, а на обратной — Коммунальный мост и ту самую часовню Параскевы Пятницы, о которой я и хочу вам рассказать. И, да, если к нам заходят совсем уж юные читатели: была, БЫЛА «бумажная десятка»! Её до сих пор дают на сдачу, правда, очень редко.

Читайте также:
Московская Казанская церковь в Коломенском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

У каждого города есть свои символы: где-то их больше, где-то меньше, в одних местах они уникальны, в других похожи на многие подобные в стране. Так вот, часовня Параскевы Пятницы — символ Красноярска. И хоть в каких-то городах тоже встречаются храмы и церкви как «лицо города», аналогичной данной часовенке я ещё нигде не видела.

Интересным мне кажется тот факт, что место для православной часовни выбрали на вершине Караульной горы, территории древнего капища некогда обитавших здесь татар. Также в простонародье гору называют сопкой, что на тюркском звучит как «кум-тэгей».

Немного истории

Помимо того, что этот пригорок имел религиозную значимость, он ещё был удобной стратегической точкой. Именно поэтому первой возведённой русскими поселенцами постройкой оказалась деревянная сторожевая вышка. Здесь несли караул енисейские казаки. Вы уже догадались, как «кум-тэгей» превратилось в «караульная гора»? Действительно, когда я в первый раз поднялась сюда, открылась отличная панорама Красноярска.

Первая деревянная часовня была построена на месте башни в начале XIX века. По одной из версий, ее общими силами отстроили красноярцы в честь избавления предков от врагов, некогда посягавших на территории столь богатого ресурсами края. По другой же, культовое сооружение воздвиг местный купец во имя Параскевы Пятницы после своего чудесного спасения из водоворота на речных порогах

Вообще Параскева Пятница — мифологизированный образ славян, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе обобщённого лика святой Параскевы. То есть не какой-то конкретной личности, насколько мне удалось понять, а всех мучениц с этим именем. На данный собирательный образ (Параскевы Пятницы) были перенесены некоторые признаки главного женского божества восточных славян — Мокоши. Мне кажется, что заинтересовавшимся темой читателям стоит копнуть поглубже, освежить или пополнить знания славянской мифологии: исследований и идей в Интернете тьма.

За полвека часовня обветшала, и на её месте на средства местного золотопромышленника возвели каменную, сохранившуюся до наших дней. В дореволюционном Красноярске самым крупным храмом был кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, так что экстерьер часовни во многом был предопределён этим собором.

Архитектура и внешний облик

Восьмигранную остроконечную форму украшают три дверных и четыре оконных проёма. Я раньше думала, что пилястры характерны для каких-то внушительных по размеру сооружений, но не тут-то было, они очень гармонично вписались по рёбрам этого миниатюрного сооружения.

Крыша выполнена в виде металлического шатра, увенчанного небольшой луковичной позолоченной главой, что напоминает нам о принадлежности часовни к определённой конфессии. Под шатром можно разглядеть кокошники — эдакие декоративные элементы, отсылающие нас к славянскому прошлому. Наличники окон повторяют очертания кокошников. Казалось бы, никакой хитрости и вычурности, мелких деталей и витиеватостей, но именно на то и был расчёт: издали часовня Параскевы Пятницы выглядит весьма гармонично, в ней угадываются древнерусские мотивы. Я читала, что подобное архитектурное решение было намеренным. Ещё бы, не каждый найдёт в себе силы и желание подобраться к зданию поближе, а полюбоваться издали могут многие.

Как добраться

Часовня имеет адрес: улица Степана Разина, 51.

Конечно, сюда удобнее всего доехать на личном автомобиле, так как остановка общественного транспорта поблизости всего одна: «Каховская». Да и маршрут, следующий через неё, тоже единственный (№ 32). Для наглядности на скриншоте я показала путь следования автобуса, так что из исторического центра города вы сможете добраться до часовни. Но и прождать транспорт придётся минут 10–15, а то и больше. Кстати, в Красноярске на некоторых остановках есть расписание, по которому можно определить примерное время прихода нужного маршрута. Почему примерное? Пробки, аварии и прочие форс-мажоры в большом городе часто вносят корректировки в графики следования общественного транспорта.

Я также слышала и истории, когда на ночь глядя люди решались прогуляться из центра Красноярска до обзорной площадки возле часовни. Не спорю, вид красивый и стоит того, чтобы прийти сюда полюбоваться панорамой сверкающего тысячами огней города. Но оправданно ли ради этого лезть по земляному склону вверх? Вот уж не думаю. Коли решитесь на пеший маршрут, воспользуйтесь дорогами или специально сделанными для белых людей тротуарами. Никаких расистских шуточек: после карабканья по склону вы рискуете быть перепачканными от слова «совсем».

Расстояние от центра города до часовни около 4.5 километров (за отправную точку я беру Театральную площадь), так что пешочком вы дойдёте примерно за 1–1.5 часа. Учтите, что топать в какой-то момент придётся в гору, а это, как правило, медленнее, чем прогулка по прямой.

Что посмотреть

Не только одной часовенкой может удивить нас сопка. Так что, коли оказались в Красноярске, я бы советовала вам съездить или сходить на Караульную гору дважды: в светлое время суток и после (во время заката). Сейчас объясню, почему.

Часовня Параскевы Пятницы

Конечно, время посещения самой часовни должно проходить в какие-то разумные часы, а именно с 08:00 до 18:00 ежедневно. Кстати, полное название этого религиозного сооружения звучит как часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.

Читайте также:
Церковь Иверской Божией Матери в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Раньше, когда я бывала здесь ещё со школьной экскурсией, я заходила внутрь: помещение размером с кухоньку в крохотной однушке. Но, согласитесь, странно было бы ожидать с небольшого на вид здания каких-то потаённых измерений и пространств внутри? Впечатлений от интерьера и декора я сильных, насколько помню, не получила. Но вот осознание того, что это символ города, к тому же удостоившийся попасть на национальную валюту, подогревает чувство гордости за малую родину.

Пушка

Буквально в 50 метрах от часовни стоит гаубица, в простонародье окрещённая пушкой. Стреляет она каждый день ровно в 12 дня, так что по возможности я бы советовала для дневного посещения именно это время. Из выстрела устраивают целый ритуал, хоть и небольшого масштаба.

Помню, именно залп гаубицы впечатлил меня больше всего в наш первый визит на это место.

Обзорная площадка

А вот обзорку я предлагаю посещать именно по темноте: на улицах и вдоль мостов зажигаются фонари, город видно как на ладони. Панорама великолепна в это время суток! Да и сама часовня очень красиво подсвечивается. Замечали, как кардинально игра света и теней может преобразить даже самое лаконичное и строгое здание?

Как-то раз мне довелось застать то время, когда зажигаются фонари. Казалось бы, это происходит каждый день. Но, нет, одно дело, когда ты видишь процесс в рамках улицы, другое же, когда смотришь на тысячи домов и сотни улиц сверху. И этот вспыхивающий поток огней похож на накрывающую город волну.

Ну а что касается дневного света, на мой взгляд, не так красиво: в Красноярске нет ярких цветных крыш, как это бывает в европейских городах, нет и зелёных массивов среди домов. И если летом картину как-то дополняет эпизодически проглядывающая листва, то осенью, зимой и ранней весной всё тускло и серо. Ночной же вид прекрасен вне зависимости от сезона.

Поклонный крест

Также рядом с часовней есть памятник Поклонный крест. Современный крест был установлен ко дню города, если я не ошибаюсь, в 2012 году.

Предшественник, я читала, тоже был сделан из гранита и стоял здесь в начале XVIII века.

Интересные факты

Место, где располагается часовня, считается одной из лучших обзорных площадок города. А знаете ли вы… что Суриков тоже родился в Красноярске? Так вот, он даже рисовал этюды с Караульной горы. Вообще, в городе есть музей Сурикова и даже улица Сурикова в историческом центре. Я вам советую посетить и то и другое: в музее будет интересно поклонникам живописи, улица богата красивыми зданиями.

А русский учёный изобретатель радио Попов (давайте не начинать этот вечный спор о том, кто на самом деле изобрёл радио) наблюдал отсюда солнечное затмение, о чём свидетельствует мемориальная доска на фасаде часовни.

Также на горе летом 1927 года было обнаружено захоронение XIII–XIV веков. Судя по богатству найдённых вещей, покоились здесь члены знатного княжеского рода.

Мне кажется, в каждом городе есть набор мест, где непременно надо оказаться по приезде, и Красноярск в этом плане не исключение. Ну а не посмотреть символ, увековеченный на одной из самых когда-то ходовых купюр в стране, просто нельзя. Да-да, именно увековеченный: далеко не все бумажные десятки изъяты банком, я думаю, многие «осели» на руках не только у бонистов, но и у людей, не склонных к коллекционированию. Я настоятельно рекомендую вам потратить пару часов своего времени не на моллы и всевозможные развлечения, доступные во многих городах, а на что-то действительно культовое и уникальное.

Православное сооружение на Караульной горе — часовня Параскевы Пятницы в Красноярске

Один из символов Красноярска, без которого архитектурный облик города был бы неполным, сооружение на пике знаменитой Караульной горы — часовня Параскевы Пятницы. Это небольшое здание с богатой историей, неизменно привлекающее туристов, посещающих великолепную обзорную площадку. Объект с XIX века находится под охраной государства как памятник боевому прошлому города.

Место пользуется большой популярностью. Сюда приезжают молодожены и гости города. Обзорная площадка, с которой город виден, как на ладони, служит художникам и фотографам. Выпускники празднуют на Караульной горе сдачу экзаменов, а туристы и местные жители могут поставить свечку в действующей часовне и помолиться святой Параскеве, которая помогает исцелить тело и душу, а способствует успехам в делах торговли.

  1. История часовни
  2. Первое деревянное сооружение
  3. Возведение и основание каменной часовни
  4. Историческая судьба
  5. Современное положение
  6. Месторасположение, что находится рядом
  7. Архитектура и убранство сооружения
  8. Возможности посещения
  9. Видео об истории часовни

История часовни

Культовое место на пике горы носило во времена язычников название Кум Тэгей. Там находилось языческое капище — священное место для проведения обрядов татар-качинцев.

Первое деревянное сооружение

Казаки, построившие первый острог в 1628 году в этой местности, переименовали гору в Караульную и установили на ее вершине сторожевую вышку. Северные монголы, енисейские кыргызы и черные калмыки-джунгары регулярно совершали набеги на местность.

Читайте также:
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Высокое деревянное строение с постоянным казачьим дозором служило для предупреждения внезапного нападения.

Через несколько десятков лет наступило мирное время, и надобность в дозоре отпала. Вышку разрушили, а на ее месте поставили деревянный крест с важными датами: основания города и всех сражений за этот период. Вскоре красноярцы приняли решение соорудить на горе часовню, а крест освятить, но церковные служители были против, так как пик горы все еще считался языческим местом.

Возведение и основание каменной часовни

В 1805 году местный купец Новиков, избежав смерти на реке, отстроил часовню в честь своего спасения. Он назвал ее именем истовой христианки святой Параскевы Пятницы — великомученицы, пережившей пытки и казнь за свои религиозные убеждения в III веке.

Строение за 50 лет пришло в негодный вид, и епископ Афанасий из Томска дал разрешение на возведение каменного здания. Его отстроили на пожертвование известного в те времена красноярского мецената Петра Кузнецова архитекторы: Я. Алфеев и Я. Набалов. В таком виде архитектурное сооружение сохранилась до наших дней.

Историческая судьба

В середине XX века в святыню попала молния, и сгорел шатер. Здание отремонтировали за год, но полная реставрация была произведена только в 1975 году. При этом часовня оставалась неухоженной и запущенной до 90-х годов, пока за нее не взялись основательно. С этого момента строению присвоили статус архитектурного памятника и культурного наследия.

В 1996 святое место передали на баланс Русской Православной Церкви. Духовники полностью поменяли вид здания: заменили маковку на куполе на большую по размеру, стены украсили фресками и росписью, провели отопление. Отремонтировали и площадку: выложили брусчатку, крест выполнили из гранита и заново отстроили лестницу на гору.

Современное положение

В 2014 году, к празднику в честь 386-летию Красноярска церковь вновь инициировала реставрационные работы, в ходе которых был восстановлен исторический облик часовни. Изменили цвет кровли с красного на зеленый, а маковке вернули первоначальный размер.

Святыня была изображено на купюрах достоинством в 10 рублей, которые печатались в 1997 году.

Месторасположение, что находится рядом

Православная часовня находится в Красноярске на улице Разина 51. Добраться до подножия Караульной горы можно с остановок «Музкомедия» или «Красная площадь» на городском транспорте, в частности на автобусах № 11, 32, 64. Для автомобилей есть бесплатная парковка.

На саму гору нужно подниматься пешком по лестнице. На вершине находится великолепная смотровая площадка с панорамой на Красноярск. В хорошую погоду с ее открывается обзор на Железнодорожный и Центральный районы города, на знаменитый Коммунальный мост. Есть лавочки для отдыха.

Прямо под часовней стоит пушка, которая выдает залп каждый день ровно в полдень.

Архитектура и убранство сооружения

Часовня Параскевы Пятницы, как и одноименный храм в Барабаново Красноярского края, представляет собой небольшую, стилизованную под древне-русские формы постройку с крупными деталями. Она выполнена из кирпича в виде восьмиугольника. В гранях прорезаны оконные проемы, один из которых ложный. Они обрамлены килевидными кокошниками, которые повторяются в переходе к шатру. Окна оформлены решетками в древнерусском стиле. Здание на высоком фундаменте и с высокими крыльцами.

Главная отличительная черта часовни — форма в виде восьмигранника. Декор фасада рассчитан на восприятие с дальнего расстояния. Шатер выполнен из металла и завершается главкой в виде луковички с позолотой. Над ней — православный крест.

Высота часовни до креста примерно 22 метра, высота стен — 7 метров, длина каждой из граней — 2,4 метра.

В период последней реставрации внутри были демонтирована штукатурка, и все было восстановлено в первоначальном виде, в соответствии с заранее проведенной экспертизой. Нетронутыми остались только образы, написанные на внутренней стороне купола. Была произведена только очистка, отмывка и небольшая реставрация. Таким образом, они имеют тот вид, в котором были изначально в момент написания.

В часовне есть иконы, одна из которых великомученицы, в честь которой и велась постройка. Она почитается местными прихожанами как покровительница торговли. Работает магазин с церковной атрибутикой: иконами, свечами, книгами. Тут же можно поставить свечку и помолиться.

Возможности посещения

Местные жители приезжают сюда ради свадебных снимков, празднований памятных дат, прогулок и пикников на вершине горы. Гости Красноярска посещают действующую часовню и магазинчик. Вход свободный.

В православные праздники от кафедрального собора сюда идет крестный ход. Каждый местный житель знает, чем помогает Барабановская церковь в Красноярске и Параскева Пятница. Они молятся здесь о женихе и невесте, о хорошей торговле, о здоровье детей.

Видео об истории часовни

В видео рассказывается об истории часовни в Красноярске на Караульной горе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: