Церковь Живоначальной Троицы в Останкино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Живональной Троицы в Останкино

МНЕ СЕГОДНЯ ВИДЕНИЕ БЫЛО

Величайшие православные святыни в храме Живоначальной Троицы в Останкине

В Останкинском пруду отражаются телебашня – тонкая, как бесконечная иголка, и старинная церковь Живоначальной Троицы, построенная в конце XVII века князем Михаилом Черкасским. В ее истории тесно переплетаются прошлое и настоящее. И сегодня у москвичей есть удивительная возможность молиться перед иконами, которые сохранились до наших дней. В храме все подлинное, первозданное. Но некоторые чтимые святыни появились совсем недавно. У них особая история.
Центральный престол
Освящен 3 июня 1692 года, этим же годом датируется иконостас. Справа от Царских врат находится образ Спасителя – Воскресение Христово, а за ним – Ветхозаветная Троица. Слева от врат – Черниговский образ Богоматери с Младенцем (на меди). Эта икона является одним из списков одноименного чудотворного образа, написанного иноком Черниговского Ильинского монастыря Геннадием в 1658 году.

• Казанская икона Божией Материпередана храму из Останкинского музея творчества крепостных. По свидетельству прихожан, молитва перед этим старинным образом дарует исцеления от болезней и скорую помощь.
• Феодоровская икона Божией Материсделана по образцу одноименной иконы из Ипатьевского монастыря. В 2012 году на Дмитровскую родительскую субботу Останкинская икона была приложена в Костроме к чудотворной иконе – своему первообразу, а по возвращении торжественно установлена в позолоченный резной деревянный киот.
• Ковчег с мощами собирался на протяжении всей новейшей истории храма. Особое место в нем занимают частицы мощей Оптинских старцев.

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», как и некоторые другие почитаемые образы, написана по просьбе прихожан. Перед иконой регулярно читают акафисты.
Северный предел Тихвинской иконы Божией Матери
Освящен в 1683 году, был домашней церковью Черкасских и имел отдельный вход через северное крыльцо.
• Икона святых Царственных Страстотерпцев установлена в храме в августе 2000 года. Написанию иконы предшествовали два случая из жизни прихожан. «Царская семья помогает при нападении преступников, – рассказывает игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Иерусалимского ставропигиального монастыря, в прошлом настоятель этого храма. – К одной прихожанке ночью рвались вооруженные бандиты. Милиция не приезжала, и была угроза, что погибнет вся семья. Тогда она стала молиться царской семье и, по милости Божией, осталась невредимой. Второй случай произошел в служебном офисе в середине 1990-х годов. Находившейся там организации угрожали преступные группировки. Царская семья тогда еще не была прославлена, но в офисе висела ее фотография, перед ней руководитель и сотрудники стали молиться. И произошло чудо. Удалось сохранить компанию, а, главное, жизнь всех сотрудников. Они пришли в наш храм и рассказали об этом случае. То, что царская семья помогает в подобных трудных случаях – не случайно и глубоко промыслительно. Ведь они сами пострадали от бандитов, были объявлены вне закона, свергнуты, арестованы и расстреляны… Прошли до конца путь страстотерпцев».
Южный предел святого Александра Свирского
Освящен в 1691 году.
• Икона Грузинской Божьей Матери двусторонняя, на второй стороне изображены три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Эта икона когда-то принадлежала княжне рода Марджанишвили, настоятельнице трех монастырей, схиигумении Фамари. Спустя десятилетия хранителем иконы стал друг семьи – Яков Немсцверидзе. В начале 1990-х годов ему снится сон, в котором Богородица с иконы просит: «Отнеси меня в Останкинскую церковь для покоя». В это время открылся храм Грузинской Православной Церкви на Большой Грузинской улице, и Яков решил отнести икону туда. Трижды собирался, и каждый раз в последний момент возникали препятствия. Одновременно на иконе стала осыпаться и отслаиваться краска. После этого он смирился и, прислушавшись к сказанному, поехал в Останкинский храм. О своем решении никому не говорил, но когда поднялся по лестнице и вошел в церковь, там его встретила незнакомая женщина, которая спросила: «Вы принесли Образ Грузинской Божией Матери? Мне сегодня было видение, что икона пожалует к нам в храм». Еще одно чудо произошло, когда над иконой работал реставратор. Краски сами собой стали двигаться и встали на полагавшиеся места. В 1996 году икона Грузинской Божией Матери благоухала. Оказалось, что именно в это время в Грузии, после долгих лет забвения, открылся Бодбийский женский монастырь, где матушка Фамарь приняла постриг и затем стала игуменьей.
Перед чудотворным образом регулярно читают акафисты и совершают моления.
• Икона всех святых в земле Российской просиявших была написана и установлена в августе 2000 года по просьбе прихожан.
• Икона Святой равноапостольной царицы Елены написана в 2004 году, когда скончалась прихожанка Елена Воропаева. Ее супруг заказал эту икону.
• Икона Святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей также находится в пределе Александра Свирского. Ее передал в девяностых годах заместитель главы останкинского района. Частицу мощей для этого образа благословил выделить архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. «Для нас это были большие вехи, – рассказывает игумен Феофилакт. – Разительные, добрые, благодатные перемены в жизни нашей страны. Не смотря на трудности, появлялось и хорошее. История этого образа – тому пример: икону в храм принес большой чиновник, замглавы управы Останкинского района».
Уникальный иконостас Троицкой церкви:
• Во всей России всего три таких высоких иконостаса, как этот – с десятью чинами.
• В тумбах под иконами местного ряда были помещены образы «еллинских мудрецов», которые святыми никогда не почитались. Иконография этих изображений восходит к западной традиции, согласно которой античные философы считались стихийными христианами.
За помощь в подготовке материала редакция благодарит игумена Феофилакта (Безукладникова), наместника Иерусалимского ставропигиального монастыря, в прошлом настоятеля храма Живоначальной Троицы в Останкине, и священника Кирилла Шевцова, и.о. благочинного храма.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Храм Живоначальной Троицы в селе Останкино (1677 год) был главной подмосковной резиденцией князя Михаила Яковлевича Черкасского. Неподалеку проходила Троицкая дорога, ведущая в Лавру преподобного Сергия. В июле 1730 года проездом в Троицкий монастырь, усадьбу Черкасских посещает императрица Анна Иоановна, а в 1742 году здесь несколько раз гостила Елизавета Петровна. В 1856 году в этом храме говел при восшествии на престол император Александр Второй с семьей.
Храм оставался действующим до 1933 года, а в 1934 году стал частью музея-усадьбы «Останкино». Здесь проводились концерты духовно музыки. В 1991 году патриарх Алексий II освятил главный придел церкви.
Храм Живоначальной Троицы в Останкино входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и расположен по адресу: 1-ая Останкинская ул., д.7, стр. 2, тел. (495) 602-23-28.

Читайте также:
Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата в Алуште: история и адрес храма, расписание богослужений

Анастасия Чернова – газета «Православная Москва», 2015, 1 июня

Храм Троицы Живоначальной в Останкино (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной в Останкино (Москва)

Храм Троицы Живоначальной в Останкине — памятник старорусского культового зодчества конца XVII века, одна из кульминационных точек в развитии московского узорочья. Храм входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино». Здание храма отнесено к категории объектов культурного наследия федерального значения.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Вот уже более трехсот лет прошло с того момента, когда патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского (тогдашнего владельца села Останкино) на строительство новой каменной церкви, взамен старой деревянной, стоявшей в его селе и освященной в честь Троицы Живоначальной. В новом храме князь собирался добавить два придела во имя Пресвятой Богородицы иконы Тихвинской и Св. Прп. Александра Свирского. Церковь князь Черкасский просил разрешить строить на новом месте, потому как на старом месте в прошлых годах прошло моровое поветрие, и было множество захоронений. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем в сентябре 7186 г. с сотворения мира (1678 г. от Р.Х.).

Село Останкино (Осташково на Суходоле) известно по письменным источникам с 1548 года, после Смутного времени это село стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Из письменных документов следует, что в 1617 году здесь была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка (которая после 1920 г. была заключена в трубу, и теперь над ней завод «Калибр» и Звездный бульвар). Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница.

В 1625-1627 годах была построена новая деревянная церковь. Имение перешло во владение князя Якова Кудентовича Черкасского, а после его смерти селом стал владеть князь Михаил Яковлевич Черкасский, который и решил построить взамен старой, обветшавшей деревянной церкви, новую, каменную. Старший сын князя Петр в 1696 году женился на княжне Марье Борисовне Голицыной (дочери наставника царя кн. Голицына), а младший – на Аграфене Львовне Нарышкиной, дочери дяди царя Петра. Князь Черкасский был крупнейшим землевладельцем, во владении его находилось 9083 двора. Останкино было в XVII веке главной подмосковной усадьбой Черкасских. На протяжении всей своей жизни князь Михаил Черкасский много строил, в 1667 году он построил церковь во имя св. Николая Чудотворца в Ново-Спасском монастыре, церковь во имя св. Николая Чудотворца с приделом св. Алексия, митрополита Московского в селе Никольском на реке Зинке (где теперь Химки); новую каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери на территории Кремля; церковь Живоначальной Троицы в Останкине; каменную церковь Рождества Христова в селе Осташково на Клязьме; Троицкий Островоезерский монастырь в Ворсме; деревянную церковь в с. Ивани; каменную церковь в Томске, где он завел первые кирпичные заводы и возвел первые каменные здания.

Главной подмосковной резиденцией Черкасских было Останкино. Всего в версте от него находилась Троицкая дорога, ведшая в Лавру преподобного Сергия, и царское село Алексеево. Новый храм, расположенный в непосредственной близости от усадьбы, был домашней церковью Черкасских, имел три придела: северный придел, освященный 03 февраля 1683 году во имя Тихвинской иконы Божией Матери , южный- во имя св. Александра Свирского, освящен 01 августа 1691 года; центральный- во имя Живоначальной Троицы, освящен 03 июня 1692 года, этим же годом датируется иконостас. Не раз знатные особы, в том числе и члены царской семьи останавливались по пути в Троице-Сергиеву Лавру в усадьбе Черкасских, молились в их домашней церкви. Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра Второго «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас был возобновлен, иконы в нем поправлены. Иконостас церкви Троицы Живоначальной в Останкине интересен тем, что состоит из девяти ярусов, рамки на иконах оформлены сквозной высокой золоченой резьбой; колонки, перехваченные на треть от основания барочным кольцом, витые или обвитые резными виноградными лозами. Внешне и по звучанию иконостас в целом походит на орган – невиданный в православных храмах новый инструмент, в котором иконные проемы разновелики по высоте и длине, имеют разную конфигурацию, и ни один из рядов не повторяет другого.

В XVIII веке Останкино продолжало оставаться главной подмосковной резиденцией Черкасских. Но с перенесением столицы в Санкт- Петербург, владельцы не часто бывали в своей усадьбе. Однако, в 30-е годы Останкино вновь обретает былое значение. Князя Черкасского уже не посылают по службе в Сибирь, и летнее время он с семьей проводит в Останкине. В июле 1730 проездом в Троицкий монастырь, посещает усадьбу Черкасских императрица Анна Иоановна, а в 1742 году (четыре раза: 10 и 20 июля, 28 сентября и 27 октября) князь Алексей Михайлович Черкасский принимал Елизавету Петровну. Князь скончался в том же году 04 ноября. После его кончины осталась горячо им любимая дочь Варвара, камер – фрейлина Ее Императорского Величества, которую сам Петр Первый учил стрелять из лука, перед которым она танцевала менуэт, и которую в январе 1743 г. княгиня Марья Юрьевна Черкасская выдала замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. Молодые переселились в Кусково, и Останкино на время погрузилось в исторический сон. До кончины графини Варвары Алексеевны в 1767 г. храм оставался в неприкосновенности, так как Останкино и Троицкая церковь были для нее святыней. Но после Петр Борисович изменяет внешний облик храма, возобновился иконостас, появляются новые иконы, новые святыни. В 1788 умирает граф, оставив Останкино сыну Николаю.

Читайте также:
Благовещенский мужской монастырь на Мангупе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

С наступлением нового, XIX века, Шереметевы перебираются в Петербург, где вскоре в родах умирает молодая графиня. Безутешный граф жертвует на строительство богоугодных заведений, возводит крупнейший странноприимный дом, в котором бесплатно, на средства графа в течение трех дней могли проживать, питаться и получать медицинскую помощь огромное число паломников (ныне это всем известный Институт Скорой помощи им. Склифосовского). Спустя шесть лет умирает и сам граф, имение переходит по наследству к малолетнему сыну князя Дмитрию Николаевичу, при котором храм вновь ремонтируется, реставрируется, резко изменяется состав иконостаса, заново расписываются стены. В 1851 году была расписана паперть, на следующий год главный алтарь. Останкино той поры было одним из прелестнейших мест ближнего Подмосковья, в его рощах любили прогуливаться люди всякого звания и сословья. С 30-х годов открывается для прогулок всех желающих увеселительный сад, флигеля сдаются разного звания московским жителям на лето. Граф Димитрий Николаевич часто навещает усадьбу. В одно из посещений Останкина Императором Николаем Первым он, будучи вместе с графом на балконе усадьбы, посетовал, что роща, растущая за прудом, мешает любоваться видом на Москву. В следующий свой приезд императору с балкона открылась просека с видом на колокольню Ивана Великого в Кремле. В 1856 году император Александр Второй при восшествии на престол выбрал Останкино местом говения императорской четы. Весь храм был возобновлен, иконы поправлены, наружные стены и кровля перекрашены, живопись на внутренних стенах промыта, кресты позолочены. 18 августа 1856г. царская семья прибыла в храм, был прослушан молебен с провозглашением многолетия, царственные особы приложились к кресту, были окроплены святой водой. Затем в глубоком уединении постом и молитвой императорская чета готовилась к торжеству коронования и миропомазания. 25 августа, отслушав литургию, царская семья отбыла в Москву. На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство.

Граф Дмитрий Шереметев был благочестив и нищелюбив, часто бывал на поклонении святыням. Летом 1866 года им был привезен в Останкино чудотворный образ – Иверская икона Божией Матери. В храме была отслужена литургия, затем крестный ход с чудотворной иконой проследовал во дворец, где был отслужен водосвятный молебен. Потом икону носили по домам местных жителей, всего состоялось семнадцать молебствий. В тот же день, к вечеру икону возвратили в Москву.

В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества.

В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра. В 20-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность. Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель. С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, лучшие памятники храма были расхищены. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем. В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля.

23 марта 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил престол в честь Святой Живоначальной Троицы. 31 декабря 1994 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил южный придел во имя св. прп. Александра Свирского. 14 августа 1996 г. архиепископ Истринский Арсений освятил северный придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

На протяжении почти девяти лет здесь находилось подворье Свято – Введенского монастыря Оптина Пустынь, а ныне Патриаршее подворье. За эти годы трудами и молитвами духовенства храма, его настоятеля, была создана довольно крупная православная община в приходе.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Конструктивно это типичный для своего времени бесстолпный четверик на высоком подклете с одинаковыми приделами по сторонами и гульбищем с трёх сторон. Особенность состоит в отсутствии трапезной. Во многих москвоведческих изданиях автором проекта каменного храма назван крепостной архитектор Павел Сидорович Потехин, однако точно его авторство не установлено. Композиция здания строго симметрична, а декоративные формы исключительны по разнообразию и нарядности. «Показателен контраст необычайно четко геометризированного, тяготеющего к простым квадратам плана церкви и яркого живописного богатства её объёма». Такое сочетание как раз свойственно постройкам Потехина, работавшего по заказам своего хозяина — князя Якова Одоевского, тестя М. Я. Черкасского.

Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Ивановском: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Деятельность прихода [ править ]

При храме действует молодежный кружок.

Воскресная школа: младшая группа, старшая группа и группа для взрослых. Еженедельно проводятся общие собрания молодежи.

Действует кружок по чтению и изучению Священного Писания.

Проводятся благотворительные ярмарки. Проводятся мероприятия в обществах инвалидов «Останкино» и «Марфино». Организован пункт по сбору и раздачи одежды для малоимущих. Клирики подворья окормляют Мытищинскую школу-интернат и Детский дом в районе «Отрадное».

Организуются паломнические поездки по святым местам России.

Святыни [ править ]

  • Храмовая икона Ветхозаветной Троицы (1654 г.) — в местном ряду иконостаса, Черниговская икона Божией Матери — в местном ряду иконостаса;
  • Грузинская икона Божией Матери — в приделе прп. Александра Свирского;
  • Феодоровская икона Божией Матери — в верхнем храме;
  • Собрание частиц мощей святых угодников Божиих — в верхнем храме.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 129515, г.Москва, ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2

Телефон церковной лавки: (495) 602-23-28

Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится

История монастыря

Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, монастырь возрождается на новом месте, ближе к Кремлю.

Во время нашествия французов 1812-го года обитель пострадала, но позже была восстановлена. В 1925-м году Зачатьевский монастырь закрыли, а позднее храмы и строения монастыря были взорваны или разрушены. Возрождаться монастырь стал только в 1991-м году.

Святыни обители

Святыни Зачатьевского Ставропигиального женского монастыря привлекают множество паломников. Среди них —

  • лик зачатия прав. Анны,
  • икона «Милостивая»,
  • частица мощей и икона великомученика Пантелеймона,
  • святой образ Георгия Победоносца,
  • святые мощи новомучеников и исповедников Российских в мощевике,
  • частицы Крови Христовой на Кресте,
  • места погребения игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

В монастырь с молитвами о даровании долгожданных детей, о мире в семье и избавлении от депрессии, едут многочисленные паломники. В наши дни Зачатьевский монастырь продолжает развиваться. При нем действуют богадельня, швейная мастерская, пекарня. Монастырь имеет библиотеку и собственное издательство.

Храмы, часовни, подворья, скиты

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного

Церковь была построена в 1696 году и считается самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского. В 1960-х годах на куполе восстановили керамическую поливную черепицу. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники). Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница.

Церковь сошествия Святого Духа

В 1846 году сестра (белица) Варвара Михайловна Головина (ур. Львова) обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект заказали М. Д. Быковскому. На нижнем этаже богадельни располагались кельи стариц, а на верхнем были ризница и покои госпожи Головиной. В 1850 году храм был освящен.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор, построенный в 2008—2012 годах на месте разрушенных храмов XVI—XIX веков, находится в центре монастырской территории. Состоит из надземной части, представляющей собой несколько одноэтажных храмов, и подземного уровня. Архитектором был Андрей Анисимов, по словам которого: «для столицы, где вообще много всего очень разного строят, это удачная работа, в которой старые традиции сочетаются с современными технологиями. Этот собор хорошо вписывается в архитектуру центра Москвы».

Подворье монастыря в Барвихе. Храм Покрова Божией Матери

Подворье Зачатьевского женского монастыря с храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен. Здесь еще в 1798 году указом императора Павла I монастырю были дарованы 92 десятины лесных угодий. В XIX веке монастырь часть земель сдавал в аренду, лес использовался для нужд обители: как строительный материал, а также на топливо.

Богослужения совершаются по монастырскому уставу, по воскресным и праздничным дням, в дни сугубого поминовения усопших, а также в дни памяти особенно почитаемых святых. В храме совершаются Таинство Крещения и Таинство Браковенчания. Ежегодно в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха, богослужение возглавляет архиерей.

Ныне комплекс подворья практически сложился. Помимо самого храма сооружены игуменский и сестринский корпуса, хозяйственные постройки, а также теплица и скотный двор.

Монастырские сестры, несущие послушания на подворье посменно, совершают ежедневно иноческое молитвенное правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе. В Барвихе уже восемь лет действует воскресная школа, где постоянно обучаются 30-40 детей разного возраста, проводятся занятия и для взрослых. Среди преподавателей есть сестры и священнослужители обители.

Читайте также:
Владимирский собор в Лисках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Зачатьевский монастырь: как добраться

Адрес: 119034 г. Москва, переулок 2-й Зачатьевский

Расписание богослужений

  • Расписание богослужений в монастыре
  • Расписание богослужений на подворье
  • Расписание молебнов

Паломнику

Монастырь открыт с начала утреннего богослужения (7.00) до завершения вечерней службы (20.00).

Для паломнических групп проводятся экскурсии по предварительной записи. Заявку на экскурсию можно направить по электронной почте монастыря zmonastir@mail.ru или позвонить по телефону 8-495-695-16-91.

В течение дня открыт доступ к главным святыням монастыря. На территории монастыря можно приобрести свежую выпечку.

Желающим помолиться и потрудиться на послушаниях в монастыре просьба отправлять заявку на zmonastir-palomnik@mail.ru

Ежедневно у паломников и гостей Зачатьевского монастыря есть возможность принять участие в экскурсиях по Зачатьевсокму монастырю, чтобы лучше узнать древнюю обитель, основанную в 1360 году — более 650 лет назад — по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского. Зачатьевский монастырь стал первой девической обителью в Москве. В монастыре испокон веков верующие молились о чадородии, и Господь многократно исполнял просимое.

Читайте также

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальный женский монастырь

О храме

Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний — в честь Казанской иконы Богородицы.

С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма — протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской — главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).

При храме сегодня функционирует:

  • Церковно-приходская школа.
  • Детский городской оздоровительный лагерь «Державный».
  • Народный хор для всех желающих.
  • Православный магазин для духовных семейных нужд.
  • Иконные мастерские.
  • «АРТОСЪ» — благотворительный фонд.
  • Домовой храм имени цесаревича Алексия.

Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро «Красносельская» на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.

Moscow.org городской портал Москвы

Все фотографии

Адрес: 2-й Красносельский переулок, дом 3.

Алексеевский монастырь в Москве появился в 1358 году. История рассказывает о том, что Алексий, во имя которого был освящен монастырь, появился на свет во второй половине 4 века в Риме в уважаемой христианской семье. Достигнув совершеннолетия, Алексий женился (будто бы для того, чтобы обеспечить материально свою невесту), после чего покинул родительский дом и отправился странствовать по свету. Все, что у него имелось, он раздал беднякам, и подобно им стал жить на паперти храма в городе Эдессе, питаясь благодаря подаяниям. Так Алексий прожил 17 лет. Молва о нем разошлась далеко за пределы Эдессы, и однажды местному священнику дважды приснился сон, в котором Пресвятая Богородица указывала на нищего Алексия, как на Божьего человека – носителя Святого Духа. Последующие 17 лет своей жизни Алексий провел в своей семье, никем не узнанный, и скрывающий свое истинное имя. Лишь после его смерти чудесным образом открылась его семье правда, когда во время торжественной Литургии в храме Рима раздался голос: » Ищите человека Божия в доме Евфимиана, отходящего в Вечную жизнь». Вернувшиеся домой родные обнаружили усопшего. Лицо Алексия сияло, тело благоухало, а в руке он держал листок, на котором были изложены подробности о его жизни, подтверждающие сказанное в храме.

До возникновения монастыря в Москве существовали отдельные церкви и приделы во имя преподобного Алексия, человека Божия. Они были построены большей частью в 14 веке в честь тезоименитства митрополита Алексия. Основан монастырь был по инициативе митрополита Алексиея, который являлся главным вдохновителем строительства стен Белого города. Вначале Алексеевский монастырь располагался между реками Остоженкой и Москвой, приблизительно там, где сейчас находится Зачатьевский монастырь, также основанный митрополитом Алексием (по просьбе его сестер Евпраксии и Иулиании). Остоженская обитель с самого начала стала несчастливой – на нее обрушивались всевозможные беды. Монастырь пострадал и от нашествия Тохтамыша, не один раз горел при пожарах, и даже пережил землетрясение 1445 года. В 1472 году монастырь впервые упомянут в летописи как Алексеевский, с тех пор можно отсчитывать его историю, собственно, как Алексеевского.

В 1514 году деревянный монастырь сгорел, и великий князь Василий III приказывает зодчему Алевизу Фрязину на этом месте выстроить каменную церковь с престолами во имя Алексия, человека Божия в честь святителя – митрополита Алексия. Очередной опустошительный пожар, разгоревшийся в 1547 году, стал причиной того, что по велению царя Ивана Грозного монастырь перенесли ближе к стенам Кремля, приблизительно в район нынешнего месторасположения храма Христа Спасителя.

На новом места Алексеевский монастырь также не раз подвергался опасности. В период Великой Смуты в 1612 году его разорили поляки. К 1625 году Соборный храм монастыря восстановили, но он вновь сгорел при пожаре, и заново его отстроили уже в 1634 году. Именно тогда был сооружен двухшатровый храм Алексеевского монастыря. Храм был построен по типу церкви Рождества Богородицы, расположенной в Путниках – она сохранилась до наших дней. Это была последняя церковь (1648 год), построенная с такими куполами. В последующем вышел указ патриарха Никона о запрете строить на Руси шатровые храмы, и о возвращении к старинному крестово-купольному строительству. Указ этот отменили лишь после смерти Никона.

Читайте также:
Московский Покровский храм Василия Блаженного: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В Алексеевском монастыре приняла под именем Таисии постриг жена будущего патриарха Никона, после чего он и сам принял пострижение. На монастырском кладбище покоятся многие знатные и известные жители Москвы того времени: князь А. Шаховской, князь Щербатов, братья Панины, сестра боярыни Морозовой Евдокия Урусова.

Алексеевскому монастырю преподносили дары самые высокопоставленные государственные особы. Перед образом святого Алексия висела лампадка, которую подарил храму первый царь династии Романовых – Михаил Федорович. Здесь находились и дары, принесенные патриархом Филаретом, матерью Петра I, царицей Натальей Кирилловной, князем Ромодановским, а также многими неизвестными мирянами. К большим христианским праздниками и к именинам царей Алексея Михайловича, а затем Алексея Петровича для праздничной трапезы монахиням присылали провизию из Кремля. В его стенах хранилась икона Грузинской Божией Матери – ее день ежегодно отмечали 15 октября, в честь избавления Москвы от моровой язвы, которая случилась в 1655 году.

Война 1812 года причинила Алексеевскому монастырю значительный ущерб. Монахини самоотверженно спасали от врага ценное монастырское имущество. Они закопали драгоценности в землю, сверху поставили свои кровати, и лежали, изображая смертельно больных, покрытых ужасными язвами. Французские солдаты не осмелились даже приблизиться к монахиням, опасаясь заразиться.

Несмотря на отважное поведение монахинь, дальнейшая судьба Алексеевского монастыря почти трагична. В связи с тем, что на месте монастыря запланировали строить храм Христа Спасителя в память о подвиге русского народа в войне 1812 года и в честь Христа, император Николай I повелел переселить Алексеевский монастырь в Красное Село к Воздвиженской церкви (сейчас Верхняя Красносельская улица). Были снесены все монастырские постройки, включая и уникальный храм, который сохранился при пожаре 1812 года. В это время разобрали и Всехсвятскую церковь, высившуюся на Алексеевском холме. Восстановили эту церковь на новом месте только в конце 19 века.

С событиями этого периода связана история о проклятии игуменьи Алексеевского монастыря. После того, как 17 октября 1837 года в Алексеевском монастыре закончилось последнее богослужение и монахини были готовы к отъезду, настоятельница приказала приковать ее цепями к дубу, который рос во дворе, и отказалась покинуть обитель. Этот поступок был воспринят как бунт и настоятельницу насильно заставили покинуть монастырь, после чего она будто бы прокляла это место, сказав, что никакой храм здесь долго не простоит. Во время переезда Алексеевского монастыря в Красное Село оно уже находилось в городской черте. В 1692 году в этой местности была построена Крестовоздвиженская церковь, в которой первоначально был обустроен Алексеевский монастырь.

Архитектурный ансамбль нового Алексеевского монастыря формировался в течение 19 века. В 1853 году при монастыре по проекту архитектора М.Д. Быковского построили церковь Алексия-Божьего человека, а в 1879 году церковь Архангела Михаила. По чертежам Быковского была построена и стена с башнями, ограждавшая монастырь. При новом монастыре появился и новый погост. В начале 20 века при монастыре существовало 4 храма, больница и женское училище.

После Октябрьской революции Алексеевский монастырь упразднили, окружающие его стены с башнями снесли, а из монастырских храмов выстояли Всехсвятский и Алексеевский. Крестовоздвиженская церковь была превращена в гражданское сооружение, в котором разместилось научное учреждение. В канун своего столетия, в 1979 году была снесена больничная церковь Архангела Михаила, а на ее месте возвели жилой дом. Оставшиеся монастырские здания в советские годы использовались не по назначению. В Алексеевской церкви работал Дом пионеров, а кладбище превратили в пионерский парк. В разные годы в церкви Всех святых размещался архив бывшей земской управы, завод по производству зонтиков, и даже планировалось открытие казино. Территорию бывшего монастыря разделили надвое автомобильным шоссе, которое идет в Рижской заставе.

В наши дни церковь Всех святых возвратили верующим. В ней находится чудотворная Ватопедская икона Богоматери с Афона (икона Всецарица).

1358 г. – в Москве был основан Алексеевский женский монастырь 1472 г. — монастырь впервые упомянут в летописи как Алексеевский 1514 г. — деревянный монастырь сгорел, и великий князь Василий III приказывает зодчему Алевизу Фрязину на этом месте выстроить каменную церковь 1547 г. — по велению царя Ивана Грозного монастырь перенесли ближе к стенам Кремля, в район нынешнего месторасположения храма Христа Спасителя 1612 г. – Алексеевский монастырь разорили поляки 1625 г. — Соборный храм монастыря восстановили, но он вновь сгорел при пожаре 1634 г. Храм Алексеевского монастыря вновь отстроили 17 октября 1837 г. в Алексеевском монастыре закончилось последнее богослужение 1692 г. – на новом месте была построена Крестовоздвиженская церковь, в которой первоначально был обустроен Алексеевский монастырь 1853 г. — при монастыре по проекту архитектора М.Д. Быковского построили церковь Алексия-Божьего человека 1879 г. — церковь Архангела Михаила. По чертежам Быковского была построена стена с башнями, ограждавшая монастырь 1979 г. — была снесена больничная церковь Архангела Михаила 21 век — церковь Всех святых возвратили верующим

Главные святыни храма

Храм Всех Святых на Красносельской — это еще средоточие святынь, поклониться которым, — светлая цель верующего:

  • Чудотворная икона Богоматерь Пантанасса (Всецарица).
  • Старинная икона с апостолом Павлом.
  • Тихвинская икона Богородицы, «Сретение Господне», «Сошествие Христа в ад» — иконы XVIII века.
  • Иконы с частицами мощей апостолов Павла и Петра, Николая Чудотворца, преподобномученицы Елизаветы, мученицы Татианы Римской.
  • Икона Серафима Саровского с частицами облачения преподобного.
  • Казанская икона Богоматери.
  • Крест-мощевик (расположен около кануна, в правом пределе) с частицами святых мощей и другими святынями.

Расписание богослужений

В храме Всех Святых на Красносельской богослужения ведутся согласно общему расписанию.

Читайте также:
Храм Архангела Михаила в Тропарёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

17:00 — вечерняя служба

17:00 — вечерняя литургия, акафист преподобному Алексию

17:00 — вечерняя служба

12:00 — Крещение 16:45 — 9-й час

17:00 — Всенощная молитва

9:00 — начало молебна

9:30 — поздняя утренняя служба

16:00 — начало вечерни

16:30 — молитва с акафистом у иконы «Богоматерь Всецарица»

После расписания храма Всех Святых на Красносельской перейдем к основным вехам его истории.

История красносельского Всехсвятского храма

Первые упоминания в летописи о Красном селе относятся к 1480 г. Нельзя не отметить, что место, где построен храм, — это одно из самых древних поселений столицы. Название населенный пункт получил по Красному (Великому) пруду, своей площадью не уступавшему кремлю города.

Следующее историческое упоминание — уже 1837 год. Тогда из центра Москвы в Красное село был перенесен Ново-Алексеевский монастырь. В 1887-1891 гг. на его новом кладбище и был построен Всехсвятский храм по замыслу архитектора А.А. Никифорова. Строение было необычным и грандиозным:

  • Трехглавая высокая колокольня.
  • Внутренняя роспись, исполненная руками троицесергиевских иконописцев.
  • Иконостас белого камня по плану архитектора Н.И. Чичагова.
  • Усыпальница в подклете.

К началу прошлого века на землях Алексеевского монастыря было уже четыре храма — Всех святых, Архистратига Михаила, Крестовоздвиженский, человека Божьего Алексия. Советскую эпоху удалось пережить только двум — Всехсвятскому и Алексеевскому. В 1926 г. монастырь был закрыт на многие лета.

Во времена СССР храм Всех Святых на Красносельской частично служил производственным помещением, частично — хранилищем для архивов. Русской Православной церкви обратно он был передан в 1991 г.

Всехсвятский красносельский храм — один из немногих, чудом переживших нетерпимую к религии советскую эпоху. Сегодня он живет активной духовной жизнью, в нем регулярно проводятся утренние, вечерние богослужения. Многие верующие приезжают в красносельский храм Всех Святых, чтобы приложиться к его чудотворным, старинным иконам, кресту-мощевику.

Ново-Алексеевский монастырь сегодня

Трижды поменяв свое местоположения, древний монастырь уже более 180 лет пребывает в Красносельском районе столицы, начав очередной этап своей жизни в 2013 году. Его основными достопримечательностями являются сохранившиеся церкви Всех Святых и Алексия, человека Божия, имя которого носит обитель.

С особым почитанием верующие приходят сюда, чтобы поклониться чудом сбереженным святыням: чудотворному образу Пресвятой Богородицы и иконам святителя Алексия и св. апостола Павла.

В Красном Селе пока не завершены восстановительные работы, но монастырские церкви работают для прихожан ежедневно. Здесь проводятся все положенные богослужения, осуществляются необходимые требы. На монастырском подворье радушно встречают и паломников, и экскурсантов.

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Алексеевский монастырь в Москве — первая женская московская обитель, основанная митрополитом Алексием в XIV веке, поистине возрожденная из пепла, трижды меняющая свое место существования, восстановленная в XXI веке.

Красно-каменное строение церкви Всех Святых величаво возвышается на холме Красного Села, являясь духовной святыней Москвы с уникальной историей.

История возникновения и возрождения женского монастыря

Ново-Алексеевская женская обитель является современным шедевром архитектуры, уходящей корнями истории в XIV век. По воле или превратностям судьбы духовный родник православия Руси за время своего существования трижды менял место нахождения.

Алексеевский монастырь был основан по благословению митрополита Алексия в 1360 году (по некоторым записям в 1358) его сестрами Евпраксией и Иулианией.

Другие монастыри в Москве:

Тихое и благодатное место для женской обители располагало к молитве и поклонению Творцу.

Первым на монастырской территории был возведен храм св. Алексия, а затем собор Зачатия преподобной Анны, благодаря которому первый женский монастырь в этих землях известен, как Зачатьевский.

Первая игуменья преп. Иулиания славилась строгостью и умением держать обитель в благочестии.

Много испытаний выпало на долю Алексеевской обители.

  • В 1441 году ее разорили татары во время набегов, пожар 1514 года довершил дело варваров. От прекрасных построек осталось пепелище храм восстановили, но снова огонь в 1547 году, который сжег практически город.
  • По велению царя Василия Третьего было решено перенести место нахождения женской обители в черту города, построив новый храм на живописном валу под защитой стен крепости города.
  • Царем Федором Михайловичем на месте старых монастырских построек была возобновлена Зачатьевская обитель, в которой царская семья молила Бога о даровании наследника. Новопостроенный Алексеевский храмовый комплекс процветал под патронажем царских особ. Царь Михаил Федорович своего наследника, дарованного в 1629 году, назвал в честь человека Божьего Алексия.
  • И снова огненные языки в этом же году истребили храмовые постройки, по велению царя последствия пожара ликвидировали за 5 лет. В 1934 году знаменитыми мастерами Антипом Константиновым и Трефилом Шарутиным, которые спроектировали Теремный дворец, было закончено возведение великолепного двухшатрового собора в честь дня появления на свет царского наследника.

Новый храм, жемчужина зодчества, положил начало строительства многошатровых церквей.

Этот стиль возведения храмовых построек лег в основу строительства церкви Рождества Пресвятой Божьей Матери, сооруженной в Путинках, вскоре после этого патриарх Никон наложил запрет на возведение шатровых строений.

Расцвет монастыря и перенос комплекса в Красное Село

Алексеевский храмовый комплекс достигает апогея своего расцвета благодаря покровительству царя, который постоянно отмечал в нем именины.

Паломники стекались со всех уголков Руси, богатые вклады, деньги, пожалования текли рекой от царских особ и к ним приближенным.

Хранительницами женской обители и покровительницами царского рода считались иконы Божьей Матери «Казанская», «Федоровская», «Знамение».

Благодаря чудотворной силе Грузинской иконы Богородицы, найденной в стенной нише по указанию монаха, получила исцеление от моровой язвы в 1654 году умирающая инокиня.

Читайте также:
Церковь святой Нины в Гаспре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Столица из Москвы была перенесена в Петербург, и расцвет женского храмового комплекса прекратился.

Война с французами, разорившими обитель, довершили уничтожение святыни. По благословению Божьему и мудрости сестер святыни и основные ценности монастыря были спрятаны в подвале под полом, над покрытием которого поставили кровати с больными стариками. Французы побоялись заразы и не тронули больных.

После победы над французами под благословением архиепископа московского преосвященного Августина монастырь вновь восстал из разрухи, однако, вскоре его решено было перенести в Красное Село.

Другие монастыри в Москве:

Последней игуменьей на прежнем месте монастыря стала Клавдия, бывшая настоятельница Зачатьевской обители сменила игуменью Назарету, ушедшую на покой. Игуменье Клавдии пришлось поднимать новый Алексеевский монастырь в Красном Селе.

По пожеланию царя Николая І архитектура церкви Христа Спасителя вторила архитектуре Кремля.

За переселением монастырских насельниц со святынями обители в 1837 году съехалось наблюдать множество народа. Ведь крестный ход длиной в 7 км возглавил сам святитель Филарет. Первая Божественная литургия была проведена около Крестовоздвиженского храма.

Верующие города и окраинных земель постоянно приходили на монастырские богослужения. Несмотря на бедственное положение, Ново-Алексеевский храмовый комплекс привлекал богомольцев, имея во владении холодную церковь и огороды.

Возрождение монастыря

Благодаря личному покровительству митрополита Филарета, взявшего обитель под свою опеку, бедствующий монастырь снова восстает из бедности и бедствий.

В 1841 году по разрешению святителя Филарета около монастырских стен обустроили кладбище, оно стало приносить хороший доход, благодаря которому стало возможным новое строительство храма.

1853 год — по проекту архитектора М. Быковского возводится Алексеевская церковь, имеющая два предела, церковь Грузинской иконы Богородицы и храм Павла Латрийского, ставший копией церкви Христа Спасителя.

В это время у святыни Крестовоздвиженской церкви иконы св. Кирика и Иулитты начались чудотворения и исцеления, что вызвало новый наплыв паломников.

Монастырский погост постоянно украшен букетами цветов, на нем строятся прекрасные часовни, на этом кладбище хоронят самых известных людей города.

В 1879 освящается новый храм Архангела Михаила.

В 1891 году в храме Всех Святых достраивается придел Казанского иконы Богородицы и трехглавая колокольня.

Под новым храмом имелся подклет, в котором желающие могли приобрести семейные склепы.

В Ново-Алексеевском монастыре в 1871 году было организовано училище, готовящее учительниц для южнославянских народов.

Насельницы часто выполняли работу медсестер в годы русско-турецкой войны. Неплохой доход имел приход от работы разнообразных мастерских, в которых:

  • вышивали золотом;
  • занимались иконописью;
  • переплетали книги;
  • стегали одеяла;
  • шили одежду.

Интересно! Руками инокинь в 1913 году было расшито облачение для патриарших мощей Гермогена.

Послереволюционная судьба монастыря в Красном Селе

В 1919 году революционные власти закрыли монастырское кладбище, а к 1924 году разогнали монахинь и передали храмы в управление городскому совету. В церкви Всех Святых обосновывается городской архив, в Алексеевском храме устроили клуб.

В 1935 году, согласно генеральному плану реконструкции столицы, решено было построить проспект Ленина, который должен был пройти через монастырское кладбище.

Прекрасную Крестовоздвиженскую церковь переделали под стандартное советское здание, а в церкви Всех Святых основали мастерскую, изготавливающую зонты. Снесли даже монастырские стены.

Многие монахини претерпели много страданий в лагерях, некоторые были расстреляны. Причислена к лику святых преп. Евфросиния, которую после пыток расстреляли в 1942 году.

Строительство задуманного проспекта Ленина превратилось в обыкновенную автотрассу, которая разделили монастырские уцелевшие части на 2 части, с одной стоит храм Всех Святых, с другой — церковь святого Алексия.

Современное состояние

1991 год изменил планы городского совета Москвы открыть в храме Всех Святых казино, церковь восстановили и освятили в престольный праздник святого человека Божьего Алексея.

Указ Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго от марта 2006 года гласит об основании на территории монастыря Патриаршего Подворья.

Святыни и престольные праздники

Современный Алексеевский женский монастырь, официально возрожденный в 2013 году, славится множеством чудотворных икон, святых мощей, благодаря которым в обители происходят чудотворения и чудеса исцелений.

Восстановленная церковь была освящена чудотворным списком Богородицы «Всецарица», который был привезен с горы Афон. Ныне поклониться святому образу приходят прихожане и паломники.

В этой же обители хранятся части мощей св. Филарета, мученицы Татьяны, прп. Серафима Саровского и многих других святых.

Чудом можно назвать возвращение в храм Алексия, освященным в 2002 году, иконы человека Божьего. Ее принес простой незнакомец, который увлекался коллекционированием старины. Он нашел святой образ около ограды одной из станций метро и решил передать в Алексеевский монастырь, услышав об его открытии.

На заметку! 30 марта, на престольный праздник Алексеевского монастыря в Москве собираются тысячи прихожан, чтобы поклониться и почтить память святого человека Божьего Алексия.

По великой милости Господней на монастырской территории построен приют для престарелых, где работают насельницы.

Вновь возобновили работы прежние мастерские, заработала церковная лавка, появился музей истории обители, работают воскресные школы для взрослых и детей.

В помощь паломникам

Попасть на 2-ой Красносельский переулок, 7 проще всего на метро. Доехав до остановки «Красносельская» следует идти по улице Краснопрудной до эстакады Русаковской, под ней перейти автотрассу, свернуть налево и идти прямо, пока перед вами не появится краснокирпичная ограда.

На заметку! Каждый храм имеет свое расписание богослужений на каждый день, уточнить его можно на сайте монастыря.

Алексеевский монастырь — история и современность женской обители в Москве

Алексеевский монастырь в Москве

Алексеевский женский монастырь в Москве имеет богатую историю и открыт для посещений туристами, паломниками. Здесь можно узнать историю обители, прийти на богослужение, а при желании — оказать посильную помощь интернату для престарелых людей. В церковной лавке при монастыре есть много духовной литературы и предметов церковного обихода.

Читайте также:
Преображенский собор в Хабаровске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История монастыря со второй половины XIV до второй половины XIX века

История Алексеевского монастыря берет начало во второй половине XIV века. Именно тогда по просьбе своих сестер митрополит Алексий основал обитель в живописной пойме Москвы-реки.

Сначала это было небольшое деревянное строение, позже — каменный храм. В 1547 году он сильно пострадал во время пожара и, чтобы обезопасить обитель, новый монастырь устроили недалеко от Кремля.

Интересный факт! Многие сестры монастыря не захотели покинуть привычное место. Тогда по указанию самого царя на месте сгоревшего храма возвели Зачатьевский монастырь, который действует и поныне.

Но и в центре Москвы Алексеевский женский монастырь простоял относительно недолго. В 1812 году его разграбили и сожгли наполеоновские войска, а в 1832 году Николай I выбрал это место для возведения Храма Христа Спасителя.

Монастырь решили переместить в Красное село, а иконостас — в Бородино. Все постройки на месте монастыря были разрушены.

В 1837 году заканчивается история Алексеевского монастыря и берет начало история Ново-Алексеевской обители.

Алексеевский монастырь со второй половины XIX века до настоящего времени

Жители Красного села благосклонно отнеслись к появлению монастыря и часто посещали обитель, которая быстро «вставала на ноги». На ее территории постепенно появились:

  • кладбище;
  • несколько храмов;
  • трапезный корпус с мастерскими и аптекой;
  • училище для южнославянских девочек;
  • двухэтажное здание под богадельню и больницу;
  • домовая церковь.

Колоссальный вклад в развитие Алексеевского женского монастыря в Москве вложила игумения Антония. Благодаря ее стараниям, обитель смогла получать неплохой доход, который позволил вести благотворительную деятельность. Кладбище с усыпальницами превратились в один из лучших некрополей столицы.

Все рухнуло с приходом советской власти. Репрессии, голод, разграбление, изъятие земель — в результате этого в 1920-е годы монастырь фактически прекратил свое существование.

Восстанавливаться обитель начала только в 1990-е годы. Первым стал возрождаться храм Всех Святых — в 1991 году при нем был учрежден приход. Постепенно укрепились монастырские традиции, открылась богадельня, воскресная школа.

В 2013 году Священным Синодом РПЦ было принято решение о возрождении в Москве Алексеевского монастыря.

Архитектурный ансамбль

Сейчас архитектурный ансамбль монастыря включает:

  • краснокирпичный храм Всех Святых, где регулярно проходят богослужения;
  • небольшую часовню иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет»;
  • одноэтажную неприметную трапезную;
  • интернат для престарелых (ранее — келейная с мастерскими);
  • церковь Алексия, человека Божия.

Все строения находятся неподалеку друг от друга на огороженной забором территории. Некоторые из них сильно пострадали в 1920-е годы, были перестроены и частично утратили исторический облик.

Жизнь Алексеевского монастыря

В Ново-Алексеевском женском монастыре ведут активную духовно-просветительскую работу и помогают страждущим. Там не только проводят богослужения, но и действует средняя школа, музей, богадельня.

В церковно-приходской школе при монастыре дети изучают не только общеобразовательные предметы, но и основы православной веры. Вместе с родителями и педагогами они нередко отправляются на выездные экскурсии, в паломнические поездки.

В Алексеевском монастыре Москвы открыта и воскресная школа — для детей с 3 до 6 лет и взрослых. Ученики обеих школ активно занимаются хореографией, пением и рисованием. Неоднократно участвовали в различных конкурсах, становились лауреатами и победителями.

При монастыре открыта небольшая выставочная композиция, которая посвящена его истории. Там представлены личные вещи монахинь, изданные обителью книги, различные документы. Осмотреть экспозицию можно только по предварительной договоренности с сотрудниками монастыря.

В Алексеевском монастыре с 1994 года работает интернат для престарелых женщин. Он расположен в краснокирпичном пятиэтажном здании — бывшем келейном корпусе. Сестры монастыря опекают здесь пожилых и одиноких женщин, создают для них уютную, домашнюю атмосферу.

Это негосударственное учреждение, которое во многом существует на пожертвования неравнодушных граждан.

Видео: Алексеевская обитель – гордость столицы

Ново-Алексеевский Ставропигиальный женский монастырь, Москва. Расписание богослужений, история, фото, адрес

Ново-Алексеевский монастырь известен истории с XIV века как первая, созданная в Москве женская обитель с общежительным уставом. Через 650 лет со дня открытия, после пережитых разрушительных и восстановительных событий, он был возрожден с названием Алексеевский ставропигиальный монастырь.

Ново-Алексеевский монастырь сегодня

Трижды поменяв свое местоположения, древний монастырь уже более 180 лет пребывает в Красносельском районе столицы, начав очередной этап своей жизни в 2013 году. Его основными достопримечательностями являются сохранившиеся церкви Всех Святых и Алексия, человека Божия, имя которого носит обитель.

С особым почитанием верующие приходят сюда, чтобы поклониться чудом сбереженным святыням: чудотворному образу Пресвятой Богородицы и иконам святителя Алексия и св. апостола Павла.

В Красном Селе пока не завершены восстановительные работы, но монастырские церкви работают для прихожан ежедневно. Здесь проводятся все положенные богослужения, осуществляются необходимые требы. На монастырском подворье радушно встречают и паломников, и экскурсантов.

История основания, строительства

Предание гласит, что монастырь был создан в середине XIV века московским святителем Алексием по просьбе его родных сестер, которые и стали первыми его монахинями. Митрополит, принявший при постриге в монашество имя св. Алексия, человека Божьего, основал на русской земле многие обители, прививая в них новые, общежительные порядки.

Впервые женский монастырь с таким уставом был создан в тихом, отдаленном, подмосковном Остожье. Место, которое окружали покосные луга с многочисленными стогами, получило такое прозвище от москвичей. Первым возведенным здесь сооружением стал храм в честь св. Алексия, а чуть позже – церковь Зачатия праведной Анны.

Оттого в некоторых архивных документах эта обитель ошибочно зовется Зачатьевской.

В середине XV века при набеге татар на Москву деревянный монастырь сгорел. Спустя десятилетия по указу московского князя был поставлен каменный храм св. Алексия, который тоже пострадал во время «большого московского пожара». Очередное разорение монастырю нанес хан Гирей в 1571 году. Царь Михаил Федорович, желая обезопасить сестер, позволил перенести монастырь ближе к кремлевским стенам.

Читайте также:
Свято-Екатерининский храм в Феодосии: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Не все монахини покинули обжитые места. Те, что остались, основали свой, теперь уже Зачатьевский монастырь. Обитель, перенесенная в Чертолье, строилась вновь из дерева и еще неоднократно разрушалась и от рук захватчиков, и от городских пожаров. В 1634 году, наконец, основные постройки стали каменными. Пользуясь покровительством царской семьи, монастырь развивался и богател.

После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания его войск с русских земель Александр I решил поставить в столице большой православный храм, посвященный Христу Спасителю. Место приглядели на Воробьевых горах, но потом отказались от такой идеи, как неподходящей.

Николай I в 1832 году вернулся к этому вопросу и избрал для строительства гигантского храма Христа Спасителя подворье женского монастыря. Монахини были переселены на окраину города, в Красное Село – живописное, спокойное место, где обитель пребывает до сих пор.

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь начинался на новом месте с большого и многолюдного крестного хода, в котором участвовали толпы жителей Москвы. Святыни бережно переносили на руках по улицам города в Крестовоздвиженскую церковь, которая стояла в красносельском местечке с начала XVII века. Она и стала первым монастырским храмом.

Подворье быстро разрасталось. За первые 6 месяцев здесь были поставлены 8 корпусов для проживания и хозяйственных нужд, кирпичная ограда и Святые врата. Территория монастыря обустраивалась в течение всего XIX века. Был выстроен новый Алексеевский храм, после чего занялись реконструкцией и расширением Крестовоздвиженской церкви.

Появились корпуса с кельями, богадельня, больница и при ней храм архангела Михаила. Закончилось возведение новой церкви Всех Святых.

Было разрешено открыть при монастыре кладбище для захоронения не только насельниц, но и знатных горожан. Монахини усердно ухаживали за доверенными им могилами, чем заслужили признание у москвичей. Алексеевское кладбище слыло лучшим в городе, что также сказывалось на материальном благополучии обители и позволяло монастырю заниматься благотворительностью.

В этот период наивысшего расцвета Ново-Алексеевского монастыря среди горожан пользовались спросом изделия, выполненные в мастерских обители:

  • золотое шитье;
  • произведения живописи;
  • чеканка по металлу;
  • переплетные работы.

Монахини открыли школу для девочек, эвакуированных в Россию из воюющих балканских стран. Получив образование, они возвращались на родину учительствовать. К 1917 году в обители проживало 70 сестер. Революционный переворот внес кардинальные перемены в жизнь монастыря и его обитательниц. Были изъяты все ценности, а монахинь в 1922 году выселили на улицу.

Часть их разбрелась по московским квартирам, часть выехала за город. В 30-е годы, в период антирелигиозной кампании, их всех арестовали и сослали на север России или в Казахстан. Несколько сестер были расстреляны. В помещениях монастыря разместились различные городские службы.

На месте кладбища, расчистив территорию от погребальных плит, которые продавались для строительства объектов, разбили городской парк. Перезахоронения праха погребенных родственникам были запрещены. На месте полуразрушенного храма архангела Михаила, поставили многоквартирный дом.

Не так давно бывшую территорию Ново-Алексеевского монастыря разделило надвое проложенное через него Третье транспортное кольцо.

Возрождение обители началось в начале 1990-х годов. За прошедшее время было вложено немало сил и средств, чтобы в Красном Селе вновь появилось монастырское подворье и стали проходить церковные богослужения. Однако его территория претерпела значительные изменения.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль, внутреннее убранство

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь, его архитектурный ансамбль сегодня сильно отличается от той обители, которую любовно создавали в XIX веке.

Но он жив, и на его разделенной пополам территории сохранились две старинные церкви.

Храм Алексия, человека Божия

Где бы ни появлялся Алексеевский монастырь, он сразу же возводил церковь имени своего небесного покровителя. Так было всегда, и так же повторилось при переезде в Красное Село. В 1853 году в центре выделенного земельного участка был возведен храм, автором которого стал известный архитектор М.Д. Быковский. Поставили и кирпичную ограду с башнями, сочетающуюся по стилю с главным храмом обители.

Прямоугольное здание церкви усложнено с восточной стороны полукруглыми апсидами и выдвинутым вперед на западной стороне ризалитом. Большой, богато украшенный купол посажен на мощный и высокий барабан, который декорирован полукруглыми арками с оконными проемами, дающими освещение молельного зала сверху.

Храм Всех Святых

Храм, который строился четыре года, был освящен впервые в 1891 году. А.А. Никифоров избрал для своего детища русско-византийский стиль, использовав в работе эскизы Д.Н. Чичагова. Автор создал красивое сооружение из красного кирпича, декорировав его вставками из контрастного, белого камня.

Ново-Алексеевский Ставропигиальный монастырь, названия зданий.

Однокупольная церковь усложнена по фасаду тремя апсидами, с четвертой стороны к ней примыкает стройная колокольня с 3 куполами, значительно превышающая ее по высоте. На переходе из храма в звонницу сооружены хоры.

Некогда в храме стоял уникальный, беломраморный иконостас. Настенная и потолочная роспись, а также мозаичные картины принадлежали мастерам Троице-Сергиевой лавры. Все это утрачено безвозвратно. Разрушена усыпальница, существовавшая прежде в цокольном этаже. Храм после реконструкции вновь был открыт для прихожан в 1991 году.

Святыни и мощи

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь сумел в период запустения сохранить свои святыни: образ небесного покровителя находился в приходской церкви в Сокольниках и был возвращен монахиням в 2016 году; икона св. апостола Павла все время висела в дверном проеме Всехсвятского храма.

Читайте также:
Спасский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Монастырь также владеет чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Всецарица» («Пантанасса»). За ней записаны многие чудеса исцеления. В мощевиках храмов хранятся частицы мощей многих святых.

Духовенство, наставники

Старшим Патриархом является протоиерей Артемий (Владимиров), возглавивший духовенство Алексеевского монастыря в 2013 году.

Священники-протоиереи:

  • Владимир (Делицын).
  • Евгений (Каньшин).
  • Александр (Симаков).
  • Сергий (Теплов).
  • Артемий (Сахаров).

Диаконы:

  • Борис (Сигунов).
  • Антоний (Овчинников).
  • Димитрий (Гнедин).

В 2013 году настоятельницей монастыря была назначена инокиня Ксения (Чернега), которая годом позже получила сан игуменьи.

Социальная работа, повседневная жизнь

В монастыре работает дом-интернат для престарелых женщин. Помимо медицинских работников за немощными людьми ухаживают сестры, решают бытовые проблемы и помогают дойти до местной церкви, чтобы участвовать в молебнах. Неходячих больных регулярно посещают священнослужители. Монастырь поддерживает отношения и сотрудничает с фондом «Право матери».

Каждый год 23 февраля в храме Всех Святых проводится в присутствии родственников погибших в мирное время воинов панихида, после которой все собираются за чайным столом и вспоминают близких людей.

В монастырь обращаются жители многомиллионного города с просьбами выслушать их проблемы и помочь советом. Сестры оказывают поддержку нуждающимся в ней, пытаются утешить добрым словом. По возможности оказывается содействие.

Воскресная школа

Сразу после открытия Всехсвятского храма был объявлен первый набор учащихся в воскресную школу. В том же году начались занятия в 3 разновозрастных группах. Сейчас здесь работает полноценная среднеобразовательная школа, где есть подготовительные 3-хуровневые группы, где занимаются дети с 3 лет, и укомплектованы учебные с 1 по 11 классы.

Помимо утвержденных школьных программой наук, ученикам преподаются основы православия, церковно-славянский язык, уроки хорового пения и прикладного мастерства. Здесь изучают несколько иностранных языков, работают всевозможные студии и кружки.

При школе для взрослых прихожан работает студия «Народный хор», классы по изучению Священного Писания, ведется паломническая и экскурсионная деятельность. Есть особая группа для будущих мам.

Престольные праздники

Монастырь отмечает памятные дни (по новому стилю) своих небесных покровителей:

  • Преподобного Алексия, человека Божия 30 марта.
  • Святителя Филарета Московского и Коломенского, помогавшего возрождению монастыря после переезда в Красное Село 2 декабря.
  • Преподобных Иулиании и Евпраксии, первых инокинь монастыря 16 мая.
  • Преподобных Анны и Матроны, репрессированных монахинь 14 марта.
  • Преподобной Евфросинии, репрессированной монахини 5 ноября.

Режим работы для посетителей

Богослужения пока проводятся только в храме Всех святых.

В монастыре и на сайте вывешивается расписание на месяц вперед с учетом выходных и праздничных дней. Службы начинаются, как правило, по будням – в 7-00 и 18-00, по воскресеньям – в 9-00 и 17-00.

Интересные факты про монастырь

В 1629 году после рождения у царя Михаила Федоровича сына, названного в честь Алексия, человека Божьего, монастырь стал пользоваться особой милостью. Царская семья делала большие денежные вклады в развитие обители, здесь каждый год праздновали именины наследника. Подсчитано, что Михаил Федорович посетил обитель до своей кончины (1645 г.) 8 раз, а его сын за 30 лет царствования – 25 раз.

Монастырь был в разные годы прибежищем известных лиц. Например, патриарх Никон перед принятием монашеского пострига убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря. Здесь она скончалась и была погребена на кладбище, которое позже уничтожили. Сюда насильно заточили сестру и единомышленницу боярыни Морозовой, выступавшей за старообрядчество против никоновских реформ.

Ново-Алексеевский женский монастырь официально возрожден в 2013 году решением Патриарха Кирилла и Священного Синода РПЦ, став, таким образом, ставропигиальным. Как и положено по Уставу, этому предшествовало образование монашеской общины в Красном Селе.

В 2012 году был создан музей истории монастыря. Здесь собраны документы, фотографии, книги и личные вещи сестер, которые помогают воссоздать историю образования, развития и разорения Алексеевской обители. Отдельный раздел посвящен настоятельнице Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь в XIX веке стал богатой и щедрой обителью.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Адрес монастыря: 2-й Красносельский переулок, дом 7. Ближайшая станция метро – «Красносельская». От метро нужно пройти по Краснопрудной улице, пересечь Русаковскую эстакаду и, свернув налево, дойти до ограды из красного кирпича. Вход в монастырь – от Третьего Транспортного кольца.

Информация для паломников

Паломники и туристы, пришедшие в обитель, могут посетить богослужения, которые проводятся в Храме Всех Святых по расписанию; заказать экскурсию в музее истории Алексеевского монастыря; приобрести в церковной лавке иконы, книги, кресты.

Здесь есть развивающие игрушки для детей, нарядный текстиль, платки и палантины, а также вязаные вещи, выполненные местными рукодельницами. Внимательные и доброжелательные сотрудники помогут правильно организовать посещение обители.

Наименование отделов Телефон
Дежурный 8-499-264-11-70
Паломническо–экскурсионная служба 8-499-264-20-70
Церковная лавка 8-499-264-84-82
Средняя школа при монастыре 8-499-264-55-74

Монастырь пока не имеет возможности размещать гостей на территории, но в непосредственной близости от него находится множество гостиниц и хостелов.

А именно:

  • гостевой дом «Калинка» (1-й Красносельский пер., 5);
  • гостиница «Зазеркалье» (ул. Лобачика, 14);
  • Like Hostel Москва (Верхняя Красносельская, 8).

Ново-Алексеевский ставропигиальный монастырь является не только древней женской обителью, представляющий собой духовную и историческую ценность. Его храмы, созданные великими зодчими, – шедевр архитектуры, уходящей корнями в глубокую старину.

Автор: Ольга Семенова

Видео о Ново-Алексеевском Ставропигиальном монастыре

Ставропигиальный Алексеевский женский монастырь:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: