Церковь Зосимы и Савватия в Гольяново: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, Москва

Православный храм
Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове
Центральный вход и колокольня
55°49′06″ с. ш. 37°48′51″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Благочиние Воскресенское
Архитектурный стиль классицизм
Основатель Алексей Михайлович
Дата основания XVII век
Дата постройки 1842 год
Статус Объект культурного наследия № 7702297000№ 7702297000
Состояние действует
Сайт hramgolyanovo.ru
Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове на Викискладе

Храм Преподо́бных Зоси́мы и Савва́тия в Голья́нове
— православный храм Воскресенского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Гольяново, Восточного административного округа города Москвы (Байкальская улица, дом 37а). Главный престол освящён в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; приделы в честь святых мучеников и Наталии, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

История

Ранняя история

Первая деревянная церковь в селе Гольяново была построена в 60-х годах XVII столетия. В то время село являлось вотчиной царя Алексея Михайловича Романова.

Начиная с 1811 года Гольяново значится уже за князем И.Н. Трубецким, который владел также и окрестными селениями Абрамцево, Лукино, Суково и бывшим дворцовым приселком — Никольское. В 1842 году, вместо деревянной церкви, помещики Трубецкие построили новую кирпичную церковь в стиле ампир — позднего классицизма. Церковь состояла из двух частей — холодной части храма (четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), и зимнего придела — трапезная часть храма, с престолом в честь святых мучеников Адриана и Наталии. Там, где ныне находится алтарь «Живоносный Источник», струился живой ключ.[1] В 1889 году здание храма было перестроено по проекту архитектора В. Ф. Баранова[2].

Советский период

В 30-х годах XX века храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику. Новые владельцы разобрали у колокольни купол и начали её использовать вместо фабричной трубы. Шлак из печей не вывозили, а сваливали прямо на территории. Также в течение длительного времени одним из арендаторов храма была химическая лаборатория. В результате хранения и использования химикатов внутри здания не только не сохранилось штукатурки, но был поврежден и кирпич в нижней части стен. В итоге к 90-м годам XX века здание находилось в ужасном состоянии ([www.hramzis.ru/image/0054s.jpg фото1], [www.hramzis.ru/image/0056s.jpg фото2]). Отсутствовал купол, алтарная апсида была полуразрушена, в четверике вместо пола зиял кратер, колокольня была на грани обрушения ([www.hramzis.ru/image/0055s.jpg фото]). С южной и восточной стороны храма лежали огромные горы мусора, по высоте превосходившие кровлю. Несмотря на все это здание храма по-прежнему оставалось в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX века.[1]

Возрождение храма

После 75 лет разрухи и осквернений церковь вернули Русской Православной Церкви. Храм вновь был открыт по благословению Святейшего Патриарха Пимена 31 марта 1990 года, при настоятеле протоиерее Владимире Тимакове. С этого времени начался долгий и трудоёмкий процесс восстановления храма.

Внутренняя часть храма была расписана в стиле фресок XVII века. Большую часть работы выполнили прославленные потомственные мастера — Брягины (Евдокия Трофимовна и ее дочь Татьяна Александровна Солоимская). Купол и четверик (главная и центральная часть храма) начал расписывать изограф Николай Владимирович Гусев, являющийся по общему признанию самых прославленных деятелей искусства, одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной живописи. После смерти Николая Гусева работу продолжала его дочь. В итоге к 2005 году все работы были завершены.[1]

Духовенство

  • Почётный настоятель храма протоиерей Владимир Тимаков (род. 16.1.1929);
  • иерей Роман Богдасаров;
  • протоиерей Анатолий Стрельников — руководитель курсов «Введение в Православие»;
  • иерей Георгий Хозяшев — духовник молодёжного клуба «Адриан и Наталия»;
  • иерей Илия Воронков — осуществляет тюремное служение в СИЗО-7;
  • иерей Евгений Бадыло — руководитель воскресной школы храма;
  • диакон Андрей Молчанов — преподаватель воскресной школы;
  • диакон Виталий Отрошенко — ведущий молодёжного клуба «Адриан и Наталия»;
  • пономарь Николай Зинченко — сотрудник сектора по взаимоотношением с Росгвардией Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами[5].

Современное состояние

На сегодняшний день храм живёт полноценной жизнью, являясь единственным православным центром в районе. На территории храма разбит прекрасный цветник, в центре которого бьёт фонтан. Здесь же установлены замечательные скульптуры по мотивам сказок, памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому, который был открыт 21 августа 2008 года в день престольного праздника. За храмом располагается просторное трехэтажное здание, в котором находятся воскресная школа (взрослая и детская), музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда

с сайта накарте.ру:

:
Имеется баптистерий для крещения взрослых. Действует воскресная школа для детей и взрослых, благотворительная служба по оказанию помощи малоимущим. Формируется библиотека и церковный музей.
Расписание

: ежедн. — утреня и Литургия в 8 ч., вечерня в 18 ч., по воскр. и великим праздн. — две Литургии в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 18 ч..

: Байкальская ул., 35

: авт. 68, 148, ост. «Аптека»

Ближайшее метро

  • Метро «Щелковская»

Духовенство:

Настоятель — прот. Владимир Тимаков, иерей Игорь Коньков, иерей Александр Елисеев.

Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими. Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

Фотографии

  • Goliyanovo, Moscow — Church 04.jpg

Храм Зосимы и Савватия

Goliyanovo, Moscow — Church 07.jpg

Храм Зосимы и Савватия

Goliyanovo, Moscow — Church 11.jpg

Памятник царевичу Дмитрию

    Church of Venerable Sosima and Savvatiy in Goliyanovo 30.jpg

    Храм Зосимы и Савватия

    Church of Venerable Sosima and Savvatiy in Goliyanovo 44.jpg

    Храм Зосимы и Савватия

    Church of Venerable Sosima and Savvatiy in Goliyanovo 47.jpg

    Зима на церковном дворе

    Архитектура и интерьерыправить

    В плане нижний этаж делится на две сводчатые палаты, сообщающиеся между собой широкой аркой С севера и запада имеются поздние двухэтажные кирпичные пристройки, в которых располагаются лестницы на второй этаж Первоначальные входы в церковь располагаются по центральной оси с западного фасада и со стороны алтаря Во втором этаже перекрытия плоские

    Церковь очень испорчена пристройкою паперти — двухэтажною в русском стиле, ужасных аляповатых форм; пристройка нарушает всю композицию сооружения В нижнем храме два чудесных киота, раннего классицизма — между колонок среди пик овалы Икона 1796 года Феодосия Тотемского в одном медальоне Иконостас церкви очень любопытный — стиля faux-gothique В алтаре за иконостасом сохранились чугунные плиты пола Хороша здесь икона праздников, из мелких частей Паникадило с фигурами ангелов одно из лучших в Вологде
    При подъеме в верхнюю церковь — на лестнице — виден прелестный деревянный, резной киот В куполе храма чудная орнаментация В иконостасе хорошей формы рококо, живопись достаточно приятная: по оливково-коричневому тону, с золотыми обрамлениями, положены амуры и венки»5

    В 1781 году приход церкви насчитывал 35 дворов Количество прихожан, по данным на 1892 год, составляло 204 человек В 1873 году церковь Зосимы и Савватия была приписана к церкви Богородицы на Нижнем Долу

    • Набережная р Вологды Дом генерал-губернатора, церковь Зосимы и Савватия и Красный мост Гравюра 1855 г
    • Дом губернатора и церковь Зосимы и Савватия со стороны Плац-Парадной площади на фото 1887 г Виден западный портал до пристройки неорусской трапезной
    • Театр «Теремок» в здании Зосимо-Савватиевской церкви вид со стороны апсиды Фото 2009 г

    В XX веке церковь Зосимы и Савватия подверглась коренным перестройкам В 1928—1929 годах храм был закрыт и переоборудован под клуб печатников и металлистов «Красный луч» Сломаны колокольня и глава В здании располагалась Вологодская филармония Позже церковь была реконструирована архитектором В С Баниге, при этом перестроена и лишена декора неорусская пристройка-паперть, сделано шатровое восьмигранное покрытие алтарной части С 1966 года в здании располагается Вологодский театр кукол «Теремок»

    Примечания

    1. 123Протоиерей Владимир Тимаков.
      Гольяновская святыня. Очерк истории храма Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове. 2009, ISBN 978-5-485-00230-5
    2. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 27. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.

    Посвящениеправить

    Савватий, постриженик Кирилло-Белозерского монастыря, — один из первых монахов-отшельников, поселившихся в 1429 году на Большом Соловецком острове вместе с тотемским монахом Германом Зосима — монах новгородского происхождения, после смерти Савватия в 1435 году присоединившийся к Герману, и основавший вместе в ним в 1436 году Соловецкий монастырь Житие Зосимы и Савватия было написано в 1503 году в Ферапонтовом монастыре митрополитом Спиридоном по заказу новгородского архиепископа Геннадия, а в 1547 году на московском соборе установлено общецерковное почитание святых Зосимы и Савватия В XVII веке святые обретают большую популярность на Севере, особенно усилившуюся после Соловецкого восстания 1657—1676 годов в среде старообрядцев1

    Климент I — апостол от семидесяти, четвёртый епископ папа римский в конце I века Широко почитался в Киевской Руси как один из первых христианских проповедников в русских землях на территории современного Крыма, куда был сослан, и где принял мученическую смерть Святитель Руси Кирилл перенёс часть мощей Климента из Херсонеса в Рим, что, как считается, способствовало признанию идеи просвещения славян на родном языке Владимир Святославич, святитель Руси, в 988 или 989 году перенёс остававшиеся в Херсонесе мощи святого Климента в Киев, в Десятинную церковь, первый каменный храм Киевской Руси Сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен в херсонесской гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор В раннем средневековье мощи святого Климента были единственной и главной отечественной святыней

    Отрывок, характеризующий Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове

    Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса. Он 1 сентября приехал из армии в Москву. Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел. Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел. Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши. – Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, – сказал граф, – что войска? Отступают или будет еще сраженье? – Один предвечный бог, папаша, – сказал Берг, – может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они – оно, – поправился он, – показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать… Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), – я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, – сказал он скороговоркой. – Генерал Барклай до Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! – И тут Берг рассказал все, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого то вопроса, смотрела на него. – Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! – сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая ее задобрить, улыбаясь ей в ответ на ее упорный взгляд… – «Россия не в Москве, она в сердцах се сынов!» Так, папаша? – сказал Берг. В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая свое сочувствие покачиваньем головы, остановился подле нее. – Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать… – Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет? Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери. Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой. – А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он. – Гм. – сказал граф, останавливаясь. – Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и… Граф сморщился и заперхал. – У графини просите, а я не распоряжаюсь. – Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось. – Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты. Графиня заплакала. – Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг. Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз. На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком. – Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала. – За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему… – По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери. – Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали. Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь. – Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются. – Что с тобой? Кто они? Что тебе надо? – Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька. Это не может быть. Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.

    Святыни Москвы. Храм святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

    Аудио
    Поделиться:
    Нравится:

    Персоны

    • Священник Александр Елисеев

    Предыдущие выпуски

    • 12 января 2015 г. Святыни Москвы. Молитвы ко святым
    • 22 декабря 2014 г. Святыни Москвы. Николо-Угрешский монастырь. Часть 4
    • 15 декабря 2014 г. Святыни Москвы. Николо-Угрешский монастырь. Часть 3
    • 8 декабря 2014 г. Святыни Москвы. Николо-Угрешский монастырь. Часть 2

    Помощь телеканалу

    Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

    «Православная газета»

    Мы в контакте

    Последние телепередачи

    • 12 ноября 2021 г. О телеканале

    Поддержите «Союз»! Обращение священника Ильи Сазонова

    12 ноября 2021 г. Лекции профессора А.И.Осипова (Москва)

    А.И. Осипов. Что такое православие? Часть 2

    12 ноября 2021 г. «Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым

    «Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Гнев-человекоубийца. Часть 5

    12 ноября 2021 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). 12 ноября

    12 ноября 2021 г. «Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко

    Благая часть. 12 ноября

    Вопросы и ответы

    Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

    — Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

    Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

    — Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

    Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

    — Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

    Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

    — Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

    © 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

    Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
    могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
    при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
    Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

    Дорогие друзья

    Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

    Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

    Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

    Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке

    Духовная жизнь в России возрождается не только в крупных городах, но и в глубинке. Казанский женский монастырь, находящийся на окраине города Вышний Волочёк — уникальное место, которое притягивает паломников и любителей архитектуры не только из Тверской области, но и из других уголков страны.

    История основания

    Летом 1866 г. инокиня рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г.

    На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А. С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.

    В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания:

    • два келейных корпуса;
    • больница;
    • кухня;
    • трапезная;
    • просфорня;
    • баня;
    • хозяйственные постройки.

    Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.

    Дореволюционное развитие

    Конец XIX — начало XX вв. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся:

    • храм Казанской иконы Божией Матери;
    • церковь, освященная в честь образа Андрониковой Богоматери;
    • церковь в честь преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины;
    • Надкладезная часовня.

    К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа.

    1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.

    Интересно: своим духовным отцом монахини считали святого Иоанна Кронштадтского, который часто посещал обитель. Также в её стенах гостил император Александр III, великие князья Константин Константинович и Владимир Александрович.

    Советское время

    С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 году в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены.

    На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А. С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г.

    Интересно: в начале 30-х гг. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.

    Возрождение и современное состояние

    Монашеская жизнь в монастыре возобновилась по решению Святейшего Синода в 1991 г. С этого момента началось возрождение обители, территория которой находится на восточной окраине старинного города.

    В современный архитектурный комплекс входят старинные и вновь возведённые культовые постройки. Многие из них всё ещё находятся в аварийном состоянии и требуют реконструкции.

    Казанский собор

    Решение о строительстве нового каменного собора для иконы Божией Матери Казанской было принято в 1875 г. В этом же году начался сбор средств для строительства здания. Первоначальных пожертвований хватило на оплату подготовительных работ, которые заключались в подготовке фундамента для постройки и разработке архитектурного проекта.

    Его подготовкой занялся известный московский архитектор А. С. Каминский. Мастер нестандартных архитектурных решений создал в российской глубинке яркий, пышно украшенный храм, в котором классические черты русского храмового зодчества соединились с оригинальными архитектурными решениями в романском стиле.

    Собор представляет собой крестообразную в плане постройку, над перекрестием которой установлена мощная ротонда со сферическим куполом, увенчанным узким барабаном с луковичной главой. Ещё 14 луковичных глав, установленных на декоративные барабаны, располагаются на угловых частях основного объёма и над крестовыми частями фасада.

    Алтарная часть располагается в прямоугольной в плане апсиде. Такую же форму имеют южный и северный притворы. Западный фасад оформлен в виде огромной арки, окружённой двумя полукруглыми башнями. В её глубине над входным арочным порталом располагается большой витраж, в центре которого находится окно-роза, свойственное романским храмам. Фасады здания богато декорированы следующими декоративными архитектурными элементами:

    • сложные карнизы;
    • килевидные кокошники;
    • аркатурные пояса;
    • фигурные фризы;
    • каменные фигурные оконные наличники.

    Интересно: при советской власти Казанский собор был осквернён, его центральную главу снесли, а внутри разместили сначала кинотеатр, а затем складское помещение. Сегодня в главном монастырском храме проводятся реставрационные работы.

    Андроникова церковь

    Тёплый храм, освящённый в честь монастырской святыни — древней иконы Божией Матери Андроновской, построили на месте небольшой Боголюбской церкви, которая была основана в год утверждения вышневолочковской монашеской общины. Проект нового храма разработал московский архитектор Н. П. Марков.

    Внешне собор представляет собой классический крестово-купольный храм, над центральной частью которого расположен восьмерик, увенчанный световым барабаном с луковичной главой. Идентичные главы на световых барабанах расположены на угловых частях шестистолпной трёхпредельной базилики.

    К восточному фасаду примыкает полукруглая апсида. В главном западном притворе располагаются лестницы, ведущие на хоры и подвальное помещение, в котором располагается усыпальница основательниц храма — монахинь Досифеи и Макарии. Боковые фасады имеют трёхчастное деление с центральными ризалитами в виде ложных закомар.

    Фасады здания украшены белыми лепными элементами в виде крестов, аркатурными поясами, фигурными карнизами и полукруглыми закомарами.

    Сегодня внутри храма отсутствует иконостас, а алтарь находится на невысоком подъёме. Белоснежные стены украшают немногочисленные иконы, особое место среди которых занимает список с утерянного образа Божией Матери Андроновской.

    Интересно: первоначально храм украшал деревянный резной иконостас, украшенный позолоченными деталями.

    Ефремовская церковь в колокольне

    В 80-е гг. позапрошлого века на средства супругов Ефрема и Неонилы Сивохиных была воздвигнута высокая трёхъярусная колокольня. Считается, что в разработке её проекта участвовал А. С. Каменский. В основании церкви стоит двухэтажный четверик, на втором этаже которого размещается церковь в честь небесных покровителей благотворителей — преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины.

    На основу установлена конструкция, состоящая из четверика, на который установлен восьмерик, увенчанный шлемовидным куполом. Звонница занимает два верхних колокольных яруса. Как и главный монастырский храм, колокольню украшают тройные окна, фигурные карнизы, аркатурные пояса и ажурная балюстрада. В подклете храма располагается усыпальница благотворителей.

    Малые храмы

    Сегодня на территории монастыря располагаются следующие малые храмы:

    1. Надкладезная часовня возведена в конце XIX в. над колодцем со святым источником. Она представляет собой восьмиугольную ротонду с увеличенными подпружными арками, на которые опирается сферический купол с луковичной главой.
    2. Домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери располагается над центральным входом на территорию монастыря. О её месторасположении говорит невысокий шатёр, увенчанный луковичной главкой, и одноимённая икона на фасаде здания.
    3. Часовня в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии построена после возрождения монашеской жизни в монастырских стенах в 1999 г. Она построена над могилой старосты блаженной Любушки, почившей в обители в 1997 г. В 2000 г. в этом храме была погребена старица схимонахиня Мария.

    Расписание богослужений

    Церковные службы проводятся на территории монастыря два раза в день в 7 и 17 часов. В будние дни в них участвуют только насельницы, ведущие строгий быт в соответствии со строгим скитским уставом. В воскресные и праздничные дни к монастырским богослужениям допускаются миряне. В эти дни утренняя служба начинается в 6 утра.

    Престольные праздники в обители отмечаются в следующие даты:

    • почитание иконы Казанской Божией Матери — 21 июля, 4 ноября;
    • почитание Андроновского образа Богоматери — 14 мая, 4 ноября;
    • поминовение святого преподобного Ефрема Сирина — 10 февраля;
    • поминовение мученицы Неолины — 10 ноября;
    • почитание иконы Божией Матери Боголюбская — 1 июля.

    Общественная деятельность

    Насельницы монастыря занимаются восстановлением обители и работают в иконописной мастерской. По предварительной договорённости возможно проведение паломнических экскурсий, в процессе которых монахини рассказывают об истории обители, её архитектуре и процессе восстановления. В обычные дни миряне не могут посетить территорию монастыря.

    Как добраться

    Казанский женский монастырь находится в городе Вышний Волочёк в районе Красный Городок на улице Свиридова. Доехать до обители от железнодорожного вокзала можно на маршрутном такси № 260.

    Женская обитель в честь Казанской иконы Божией Матери — уникальное культовое место. Паломники едут сюда, чтобы поклониться старинным чудотворным иконам и могилам уважаемых монахинь-целительниц. Любители архитектуры приезжают любоваться произведениями известных московских мастеров Каменского и Маркова. Но независимо от цели визита в обитель, люди ощущают здесь покой и умиротворение, дарованные сенью Богородицы.

    Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек Епархиальные монастыри РПЦ

    История

    Казанский женский монастырь в городе Вышний Волочек основан на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, на протяжении нескольких веков являвшейся великой святыней вышневолоцкой земли. На месте ее явления, у святого источника, была воздвигнута для ее пребывания часовня, а впоследствии – храм с колокольней, где чудотворный образ находился вплоть до разорения обители после революции, привлекая к себе множество паломников и богомольцев со всей Руси.

    Основательница обители, игумения Досифея (Салтыкова) с несколькими сестрами прибыла на это место в 1871 году и поселилась на небольшом участке земли, приобретенном на средства благотворителей при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина.

    Вскоре начали приходить первые сестры, через несколько лет их собралось около 30 человек. Первоначально жизнь в новой обители была крайне тяжелой. Средств не было даже на пропитание. Сестры, и особенно матушка Досифея, слезно взывали к Царице Небесной об устроении монастыря.

    В 8/21 июля 1872 г., в день празднования Казанской иконы, община – 24 сестры с больницей на 8 человек была утверждена Синодом. Настоятельницей общины назначена монахиня Досифея. На момент утверждения Св. Синодом община располагала участком земли близ часовни длиной 146 м и шириной 110 м, обнесенным деревянным забором.
    В 1873 г. в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу.

    В конце 1870-х – 1880-е гг. развернулось каменное строительство на средства благотворителей, крупнейшими из которых были петербургский статский советник Е.Н. Сивохин и московский купец Г.Г. Германов. В 1877 – 1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен неповторимый Казанский собор.

    14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь. 14 января 1882 года матушка Досифея была возведена в сан игумении.

    В 1883 – 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы.

    В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая икона, называемая иначе Андрониковой, которую Е.Н. Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря.

    В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня.

    В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом пророка Илии и вмч. Пантелеимона.

    К концу XIX века обитель имела уже более 700 сестер и была вполне благоустроена.

    В 1897 году, при участии св. прав. Иоанна Кронштадтского, на месте Боголюбской домовой церкви, был построен большой теплый собор, главный престол которого был посвящен Андрониковой иконе Божией Матери, а придельные – один в честь свт. Григория, просветителя Армении, и еп. Иннокентия Иркутского, а другой – в честь Всех Святых. План и чертежи были выполнены московским архитектором Н.П. Марковым.

    При строительстве Андроникова храма была сохранена усыпальница, устроенная под Боголюбской домовой церковью. Здесь были захоронены основательница обители игумения Досифея, схимонахиня Пелагия, казначея Макария, а также благодетель и попечитель монастыря князь Арсений Степанович Путятин.

    В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. Возведен каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом. Внутри монастыря был разбит сад.

    На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало более 800 сестер, сестринский хор насчитывал сто человек. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа.

    Монастырь имел три киновии: Спировскую и Пятница-Бор и Кашаровскую, имелось подворье в Санкт-Петербурге.
    Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, представители царской фамилии, в том числе великие князья, неоднократно приезжал отец Иоанн Кронштадтский, бывший благотворителем монастыря и духовным наставником сестер.

    После революции, в 1919 г. монастырь был ликвидирован. Сестрам было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время на территории Казанского монастыря размещалась воинская часть. Были снесены церковь и часовня за пределами монастыря – место пребывания чудотворной Казанской иконы, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище было превращено в плац, уничтожены святые источники, вырублен сад.

    В 1991 г. согласно ходатайству архиепископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. монастырь был вновь открыт, настоятельницей назначена игумения. Феодора (Пилипчук). Были восстановлены главы соборов, произведен частичный ремонт зданий монастыря. Над местом захоронения блаженных стариц Любови Сусанинской и схимонахини Марии Самарской построена часовня в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

    Блаженная Любушка Лазарева подвизалась в подвиге странничества и юродства ради Христа. Последнюю четверть своей жизни несла молитвенное служение на Петербургской земле, затем прибыла в Казанский монастырь и почила здесь о Господе 11 сентября 1997 года. Блаженная старица схимонахиня Мария (Матукасова) несла подвиг юродства Христа ради на Самарской земле, в конце жизни жила в Оптиной пустыни, где была пострижена в великую схиму. 3 января 2000 года схимонахиня Мария приехала в Казанский монастырь. 14 января 2000 г. она преставилась ко Господу и была погребена рядом с Любушкой.

    В настоящее время монастырь нуждается в восстановлении. Спустя более 25 лет после открытия обители в 1991 году Казанский и Андроников соборы, а также большинство зданий обители находятся в аварийном состоянии и требуют реконструкции – как снаружи, так и внутри. В храмах и корпусах отсутствует отопление, водопровод и канализация, повреждены перекрытия и кровля, необходимо восстанавливать внутреннюю отделку и убранство помещений. В крипте Андроникова собора, где захоронены блаженные первоустроительницы и подвижницы Казанского монастыря, требуется расчистка от многослойного мусора и осыпающегося со сводов кирпича, который разрушается от постоянного присутствия воды, скапливающейся в большом количестве под храмом.

    С 26 декабря 2016 года послушание настоятельницы монастыря несла монахиня Феофилакта (Левенкова).
    4 апреля 2019 года на должность настоятельницы обители назначена монахиня София (Сухова), 22 апреля 2019 года возведена в сан игумении.

    Уставные богослужения в обители совершаются ежедневно в храме преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Ежедневно совершается Панихида в часовне у блаженных стариц.

    Вышний Волочёк. Казанский Женский Монастырь

    В Вышний Волочёк я приехала на поезде и так поздно, когда сумерки уже давно перешли в ночь и укутали город своим плотным покрывалом. Вызвав такси, мы минут за пять в полной темноте домчались по Казанскому проспекту до пересечения с одной из главных автодорог города — Большой Садовой до моей гостиницы в советском стиле «Березка». Может быть и лучше, что первые шаги в этом городе я находилась в полном неведении о его внешнем облике. Я как слепой котенок, нырнула в свой номер и затаилась там до утра.

    Отель вполне нормальный, все необходимое для туриста, приехавшего в этот провинциальный городок буквально на одну ночь присутствует, ванная комната, банные принадлежности, тапочки, фен. Единственный минус — нет холодильника. На первом этаже гостиницы есть ресторан «Подберезовик», но я не пользовалась его услугами.

    Утром меня ждали великие дела, как можно быстрее хотелось сравнить фотографию невероятно красивого храма, однажды увиденною мною в сети, с его реальным изображением. Поэтому я опять воспользовалась услугами Яндекс — такси, пять минут ожидания, еще минут десять лихой поездки за черту города и все — отпустив машину, я с замиранием сердца прошла на территорию монастыря.

    Боже мой, увиденное мгновенно заворожило и я шепотом благодарила солнышко, так благосклонно светившее с самого утра и с нужной стороны.

    В 1583 году в Вышнем Волочке уже существовал Николаевский погост с двумя деревянными церквями, в одной из которых хранился список с Казанской иконы Божией Матери, привезенный местными купцами.

    В 1724 году на погосте случился пожар, уничтоживший обе церкви, но не тронувший чудотворную икону, в честь которой вскоре был возведен деревянный храм с двумя пределами: в честь Дмитрия Солунского и Святого Николая Чудотворца. Но в 1742-м году при массовом пожаре в городе, храм тоже сгорел, икона же пропала, а позднее ее обнаружили «на диком и пустынном месте в двух верстах от погоста, близ трёх водных ключей, на берёзовом пне». На месте явления иконы была воздвигнута часовня, а затем и храм с колокольней.

    В 1870-м году на благотворительные средства и при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства, археолога и этнографа Павла Арсентьевича Путятина, а также помещицы Рикачевой для создания женской общины на окраине Вышнего Волочка была приобретена земля. Для устранения и организации общины в 1871-м году прибыла игумения Досифея (в миру Александра Васильевна Салтыкова) и с несколькими первыми сестрами — монашками поселилась на участке. В 1872 году при содействии императрицы Марии Александровны Святейшим Синодом был подписан указ об учреждении в вышнем Волочке женской общины, состоящей на тот момент из 24 сестер. Настоятельницей была определена монахиня Досифея.

    Основное строительство каменных сооружений на территории обители развернулось в 1870–1880 года при содействии и на средства петербургского статского советника Ефрема Никифоровича Сивохина и московского купца Григория Германовича Германова. Были возведены корпуса для монахинь и больница.

    В 1873 году в больничном корпусе был освящен домовой храм Боголюбской иконы Богоматери. Арка храма служит входом в монастырь.

    В начале 1877 года известным московским архитектором Александром Степановичем Каминским был разработан проект уникального и неповторимого каменного собора во имя Казанской иконы Божией Матери.

    Собор строился пять лет на средства благотворителей, самыми крупнейшими из них были Ефрем Никифорович Сивохин и Григорий Германович Германов. Однопрестольный летний Казанский собор построен в русско-византийском стиле. Просторный и светлый храм сооружен на высоком гранитном цоколе.

    Казанский собор отличается ярусной многоглавой композицией, является одним из самых красивых и наиболее выразительных произведений провинциальной архитектуры России.

    Казанский собор служит жемчужиной монастыря, его смысловым и художественным средоточием и именно фото собора, когда-то увиденное мною в сети, с подвигло меня на поездку в этот, казалось бы, ничем не привлекательный городок.

    О произведенном неоднозначном впечатлении и о контрастах Вышнего Волочка я еще успею рассказать.

    А теперь продолжу о Казанском соборе и о женском монастыре в целом.

    Собор невероятно живописен, все его богатые декором фасады, гармонично перетекают один в другой, но особенную, какую-то исключительную живописность придают венчающие крышу 15 глав, удлиненные оконные проемы, лепнина и конечно же нежная расцветка фасадов.

    В ноябре 1881 года в общине насчитывалось уже 260 сестёр и она была преобразована в женский общежительный Казанский монастырь, а через три месяца матушка Досифея возведена в сан игумении.

    Как я уже писала выше, одним из главных благотворителей монастыря был петербургский статский советник Ефрем Никифорович Сивохин. С 1883 по 1888 годы на средства Сивохина и его жены — Неонилы была построена красивая колокольня с часами и храмом святого преподобного Ефрема Сирина и святой мученицы Ненилы.

    Автором проекта был архитектор Александр Степанович Каминский, автор Казанского собора монастыря.

    Сивохиным была куплена древняя греческая Боголюбская (Андроникова) икона и 1 мая 1885 года торжественно доставлена в Вышний Волочек из Петербурга. С того времени 1 мая из всех храмов города устраивается крестный ход в Казанский монастырь.

    Было начато строительство и нового Настоятельского корпуса, но Ефрем Никифорович Сивохин не дожил до его завершения — он умер 5 февраля 1889 года и был погребен в каменном склепе, устроенном под колокольней. После смерти мужа, его жена — Неонила Сивохина жила в монастыре и после смерти была похоронена рядом с ним.

    В 1889 году было завершено строительство настоятельского корпуса и в этот же год над монастырским колодцем была возведена часовня с куполом.

    В часовне была устроена высокая стрела подъема воды, откуда она по трубам распределялась в кухню, квасоварню и другие помещения монастыря.

    В этот же год было закончено строительство и нового больничного корпуса с домовым храмом пророка Илии и великомученика Пантелеймона. В настоящее время они находятся в руинированном состоянии.

    1 мая 1897 года на месте Боголюбской домовой церкви по проекту московского архитектора Н. П. Маркова был заложен большой теплый каменный трехпрестольный храм Андрониковой иконы Божией матери.

    При строительстве храма в подвальном помещении была сохранена усыпальница, в которой были похоронены многие известные люди, например, основательница монастыря игумения Досифея и попечитель монастыря князь Арсений Степанович Путятин.

    Перед храмом Андрониковой иконы Божией Матери установлена скульптура святого Иоанна Кронштадского.

    Осенью 1901 года храм, отделанный лепниной, росписью и орнаментом был закончен и освящен.

    Казанский монастырь строился, разрастался и обживался. К концу 19 века это был самый крупный женский монастырь Тверской епархии с собственным садом, гостиницей, трапезной,

    странноприимным домом и множеством хозяйственных и жилых зданий.

    Здесь уже проживало более 800 сестер, работали вышивальная, живописная, швейная и другие мастерские. Был открыт приют для девочек, собственных хор насчитывал около ста человек, имелась церковно-приходская школа и подворье в Санкт-Петербурге. Женский монастырь Казанской иконы Божьей Матери посещали император Александр III с императрицей, великие князья и другие представители царской семьи.

    Часто приезжал благотворитель и духовный наставник сестер — отец Иоанн Кронштадтский.

    В 1919 году, после победы Революции монастырь спешно был ликвидирован, а оставшимся в нем сестрам было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну. Но уже к осени 1922 года вся территория монастыря была передана 48-й Тверской стрелковой дивизии. Новые хозяева распорядились по-своему усмотрению: в Казанском соборе они сначала смотрели фильмы, а затем и вообще устроили внутри мусорный склад.

    В советское время в монастыре опять разместились военные — разграбление и разрушения продолжались: снесены главы соборов, разрушены большинство деревянных корпусов, полностью утрачено все внутреннее убранство храмов, сад вырублен, монастырское кладбище было превращено в плац. Интересно бы узнать, чему все эти «защитники» учили дома своих детей?

    В конце девяностых годов сохранившиеся постройки и земли монастыря были возвращены Русской Православной Церкви и началось долгое и сложное возрождение обители. Фасады самой главной реликвии монастыря — Казанского собора, были восстановлены всего лишь за год

    и в январе 1991 года монастырь был вновь открыт для прихожан.

    Но с тех пор по прошествии многих лет большинство зданий обители находятся в аварийном состоянии, они требуют ремонта и реконструкции.

    Я заглянула в приоткрытую дверь Казанского собора, защищенную железной сеткой — внутри разруха, стеллажи досок и другой строительный инвентарь.

    Тоже самое проделала и с Андронниковым храмом — внутри аналогичное состояние. Для подтверждения сделала по паре фото на мобильник, но самым неожиданным образом эти фото исчезли — значит так было надо.

    Я долго бродила по территории в полном одиночестве и тишине. А когда собралась уже уходить, было начало девятого утра — появились первые прихожане, монахи и даже мать настоятельница София, назначенная на должность в апреле 2019 года, прошла в храм — колокольню. Но прежде она позволила монахине, спешащей ей на встречу преклонить колени и поцеловать ей руки.

    В 1999 году рядом с Казанским собором, словно под его защитой на частные пожертвования была построена маленькая часовня — усыпальница во имя Веры, Надежды, Любви и их матери Софии. В усыпальнице упокоится блаженная старица Любушка, проживавшая какое-то время в монастыре и обретшая здесь вечный покой.

    А это фото, охватывающее красивый ансамбль, сделано со ступенек храма Андрониковой иконы Божией Матери.

    Пора уходить, но я медлила, хотелось еще и еще любоваться удивительным чудом архитектуры — Казанским собором.

    Выйдя наконец-то за ограду, я стала набирать вызов такси — делов-то, доеду до центра, а уж там и пойду гулять по историческим местам. Но бедная стрелочка поиска свободного такси замучилась кружиться и несколько раз выдавала мне грустное резюме — свободных такси нет. Возможно их вообще не было где-то недалеко и что же мне делать?

    Монастырь находится на улице Сиверсова и по ней бесконечной вереницей проносился самый разнообразный транспорт, тротуара естественно не наблюдалось. И тогда я решаюсь идти пешком, периодически пытаясь вызывать такси.

    Последний взгляд на монастырь.

    А это фото нашла в интернете, все-таки виды сверху дают более реальную картину об объекте.

    Пройдя минут десять, я уже отчаялась: такси нет, автобусов тоже, автостоп как-то не вдохновлял!) Появились деревенские домики, люди даже появились и вдруг на встречу идет автобус! Да, да, самый обыкновенный городской автобус с каким-то там номером! Моей радости не было предела, но высадив пассажиров, он поехал дальше, а потом и вовсе завернул за угол! Я же, как к своему спасителю, подошла к девочке — школьнице, шагающей по обочине и не веря на положительный ответ, спросила про остановку автобуса.

    Она как раз и была за поворотом, куда я и рванула с места едва ли не бегом! И правильно сделала — автобус, сделав круг, уже возвращался. Зашла и даже села, пришло время платить за проезд и что же? Опять проблемы: в наличии карточка и тысячные копюры, не приведшие кондуктора в восторг. Роюсь в сумочке в поисках всего лишь 28 рублей, стыд-то какой — нашла всего 26! И тут парень, сидевший со мной, простой такой, деревенский парнишка, протягивает мне 2 рубля! Господи, докатилась! Предложила бросить ему на телефон — он же, довольный совершенным поступком, только улыбнулся!

    Вот такое начало знакомства было у меня с городом Вышним Волочком, впоследствии ошеломившим, придавившим и….Ой, нет, это совершенно другая история, как-нибудь потом расскажу.

    Но не бойтесь, вы же уже знаете, что я люблю показывать самые выгодные стороны чего бы там ни было, самые интересные уголки, поэтому город у меня будет привлекательным, имею в виду исторический Вышний Волочёк.

    Цикл материалов “Тверская область”

    Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке: читаем во всех подробностях

    Каза́нский монасты́рь — православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке в Красном Городке на восточной окраине города.

    История основания

    Летом 1866 г. инокиня рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г.

    Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, Тверская область

    На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А. С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.

    В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания:

    • два келейных корпуса;
    • больница;
    • кухня;
    • трапезная;
    • просфорня;
    • баня;
    • хозяйственные постройки.

    Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.

    Дореволюционное развитие

    Конец XIX — начало XX вв. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся:

    • храм Казанской иконы Божией Матери;
    • церковь, освященная в честь образа Андрониковой Богоматери;
    • церковь в честь преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины;
    • Надкладезная часовня.

    Историческое фото монастыря в начале ХХ в.

    К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа.

    1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.

    Интересно: своим духовным отцом монахини считали святого Иоанна Кронштадтского, который часто посещал обитель. Также в её стенах гостил император Александр III, великие князья Константин Константинович и Владимир Александрович.

    Советское время

    С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 году в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены.

    На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А. С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г.

    Интересно: в начале 30-х гг. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.

    Въездные визы в Россию надо отменить?

    Современное состояние

    Решением Свящ. Синода 29 янв. 1991 г. В. м. был возобновлен, и. о. настоятельницы назначена игум. Феодора (Пилипчук). Первоначально службы совершались в домовой ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского, освященной в одном из корпусов. К 2005 г. вновь построены и восстановлены Казанский, Андрониковский храмы, колокольня с Ефремовской ц., трапезный и больничный корпуса, 5 деревянных домов, дом причта за оградой. В часовне-усыпальнице во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии похоронены блж. Л. И. Лазарева († 11 сент. 1997) и схим. Мария (Матукасова; † 14 янв. 2000). Почитается список с Андрониковой иконы, выполненный в монастырской мастерской

    За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине городе Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны.

    Доступ посторонних лиц в монастырь ограничен. Монастырь открыт только в воскресные дни на время Богослужения. В монастыре скитский устав, монашеское правило, чтение неусыпающей Псалтири, нелегкий физический труд, который обеспечивает пропитание сестрам.

    За прошедший год как отмечается в отчете благочинного монастырей и подворий, в монастыре был проведен мелкий ремонт в помещениях некоторых зданий, также отштукатурены и побелены 2 здания снаружи. На месте старого фундамента из разобранных старых бревен и кирпича был построен скотный двор с молочной кухней, прачечной, погребом. Был отремонтирован деревянный забот, который летом подожгли неизвестные. Была пробурена скважина и проведена вода в трапезную и на скотный двор.

    В монастыре проживает 11 насельниц: 1 игумения, 1 монахиня. 2 инокини, 5 послушниц.

    Никакой общественной деятельности монастырь не ведет. Годовые отчеты с момента возрождения монашеской жизни означенного монастыря со стороны и.о. игумении никогда не представляются. (Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)

    В монастыре, по последним данным, проживает 11 насельниц: 1 игумения, 1 монахиня, 2 инокини, 7 послушниц. Временно исполняет обязанности настоятельницы монастыря игумения Феодора (Пилипчук Надежда Ивановна).

    Вышний Волочёк. Казанский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери.

    Карта и ближайшие объекты

    • Яндекс-карты
    • Google maps
    • OpenStreetMap
    • Wikimapia
    • 2Gis Карты
    • Bing maps
    • дороги
    • спутник
    • гибрид

    Статьи

    В 1877-1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор. Его архитектура в целом повторяет другую постройку А.С. Каминского того же времени – Пантелеймоновскую часовню на Никольской улице в Москве. Кирпичное на гранитном цоколе оштукатуренное здание имеет центрическую композицию. На крещатое основание, усложненное скругленными выступами лестниц, поставлена массивная купольная ротонда с главой, окруженная 14-ю башенками и малыми главками. Разнообразный кирпичный, белокаменный и штукатурный декор представлен аркатурно-колончатыми поясами, килевидными, стрельчатыми и многолопастными кокошниками, зубчатыми поясами. В большие арочные ниши нижнего объемы вписаны трехчастные проемы. Ротонда опирается на угловые пилоны, паруса и арки. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками.

    По материалам: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. – Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО “Тверское княжество”, 2002. http://hram-tver.narod.ru/vyshvolokrn/kazanvyshvolokgor.html

    До 1930-х годов в Вышнем Волочке сосуществовали два Казанских собора. Один из них – главный герой нашей статьи, возведенный в 1882 году на территории Казанского же монастыря. Второй – старше на век, построен в 1771 году на месте регулярно уничтожаемых пожарами деревянных предшественников, история которых уходит в глубокую вышневолоцкую древность – собственно, это место и считается историческим ядром города. Собор 1771 года уничтожен в 1935 году – свято место занял постамент с Ильичом, указывающим куда-то в сторону ж/д вокзала. Причем, судя по статистическим данным, свидетельствующим о катастрофической убыли местного населения за последние 40 лет – более чем на треть по сравнению с “застойными” брежневскими семидесятыми – в постперестроечный период народ принял призывный жест пролетарского вождя за руководство к действию…

    До 1724 года на оживленной Торговой площади Вышнего Волочка стояли два деревянных храма, в одном из которых хранился список с чудотворной Казанской иконы Богоматери (считается, что оригинал этой одной из самых чтимых русских икон, авторство которого приписывается самому Евангелисту Луке, был утерян в самом начале XX века). Церкви погибли в пожаре, но список успели спасти – и поместили во вновь отстроенном опять же деревянном храме, простоявшем до опять же очередного пожара 1742 года. На этот раз из горящего здания икону вынести не смогли – как не смогли и обнаружить при последующем разборе пепелища, о чем весьма горевали.

    И радости не было предела, когда драгоценная пропажа обнаружилась ”на диком и пустынном месте, в двух верстах от погоста, близ трех водных ключей, на березовом пне” – если смотреть по современной карте, место обретения иконы расположено в трех километрах строго к востоку от Торговой площади Волочка. На месте того пня была поставлена деревянная часовня, в которой до 1771 года хранилась вновь обретенная святыня. А когда 8 июля 1771 года был освящен каменный Казанский собор (впоследствии взорванный большевиками) – икону с почестями перенесли и установили в нём по левую сторону от царских врат. Но, по легенде, чтимый образ не пожелал остаться на новом месте: спустя два дня икона вновь исчезла – и была обнаружена там же, где и в первый раз, у деревянной часовни.

    В 1870 году, в числе других городских земель, пустошь, на которой стояла часовня, была выставлена на продажу – участок был выкуплен предводителем вышневолоцкого дворянства, князем Арсением Степановичем Путятиным, глубоко религиозным человеком, за 1000 рублей серебром, с целью обустройства на его месте будущего Казанского монастыря. С его же помощью были улажены бюрократические вопросы и найдены первые 14 000 рублей для строительства первых жилых корпусов и домового храма, освященного в 1873 году. В 1871 году обитель состояла из 24 сестер – спустя десять лет их число увеличилось более чем десятикратно: к 1881 году уже 260 послушниц, помимо выполнения молитвенных обязанностей, не покладая рук трудились на монастырских полях и огородах, работали в иконописных, швейных, ковроткаческих, обувных мастерских, лечили и учили, подавая пример смирения и добродетельного созидания.

    В 1875 году сестры задумались о строительстве каменного храма, достойного хранилища драгоценного чудотворного образа Казанской Богоматери. Средства для масштабного строительства были собраны далеко не сразу – одного взгляда на собор достаточно, чтобы оценить объем работ. Первым взносом стали 10 000 рублей, пожертвованные московской купчихой Евфимией, пожелавшей остаться неизвестной. На эти деньги был заказан проект и начаты работы по устройству фундаментов. Самые значительные средства были внесены петербургским статским советником Ефремом Сивохиным (в общей сложности, пожертвовавшим на нужды монастыря свыше 150 000 рублей) и московским почетным гражданином Григорием Германовым (оба упомянутых благотворителя были выходцами из простых ярославских крестьян). Вполне возможно, именно с подачи Германова, к составлению проекта был привлечен известный московский архитектор Александр Степанович Каминский.

    Л. В. Даль отзывался о своём коллеге А.С. Каминском так: “Все его произведения отличаются чрезвычайною оригинальностью и новыми мотивами на каждом строении…Во всяком случае, отсутствие в них банальности и заученных форм – большое достоинство, особенно для Москвы”.

    Родившийся в 1829 году в семье дворянина Волынской губернии, Александр Каминский уехал учиться в Петербург в Императорскую Академию Художеств, ректором которой в то время был К. А. Тон. Получив за годы учебы две серебряных и одну золотую медали, а по окончании обучения в 1857 году – диплом на звание классного художника, он отправился в Италию для продолжения образования. В Италии он познакомился с Павлом Михайловичем Третьяковым – судьбоносная встреча произошла в 1860 году –Третьяков приобрел у Каминского несколько акварелей для своей коллекции, а также с помощью Александра Степановича купил одну из работ Карла Брюллова. Вернувшись в том же году в Москву, Каминский (вместе со своим старшим братом Иосифом, также выпускником Академии Художеств) по приглашению Тона работает на (долгострое) строительстве храма Христа Спасителя. И, будучи вхож в дом Третьяковых в Лаврушинском переулке, знакомится с Софьей Михайловной Третьяковой, спустя два года ставшей его супругой. Братья Третьяковы были одними из виднейших членов Московского купеческого общества – отныне благодаря родственным связям у талантливого архитектора не было отбоя от богатых заказчиков, с 1867 по 1892 годы он занимал должность ведущего архитектора Московского купеческого общества. И разумеется, именно Каминскому было поручена перестройка здания в Лаврушинском переулке с целью обустройства в нём галереи для художественной коллекции семьи Третьяковых. Из культовых зданий Москвы и Подмосковья по проектам Каминского были построены Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря и Пантелеймоновская часовня на Никольской улице (снесённая в 1934 году вместе с Китайгородской стеной).

    Итак, в 1877 году московский потомственный гражданин Григорий Германович Германов заключает с архитектором А. С. Каминским контракт на разработку проекта и строительство собора в Вышневолоцком Казанском монастыре. Первоначальных пожертвований хватило лишь на часть работ – процесс осуществлялся по мере поступления необходимых средств и растянулся на пять лет.

    Местные торфяно-болотные почвы неблагоприятны для высотного строительства – для обустройства фундамента потребовалось вбить 3000 свай, каждая длиной 6,4 м. Грандиозное кирпичное, крестообразное в плане здание высотой в 21 метр, стало архитектурной доминантой Вышнего Волочка – к изумлению и восхищению как заказчиков, так и прихожан. Богато декорированные фасады, фигурная кирпичная кладка, стилизованные кокошники, аркатурные пояса, тройные окна, витражи, гигантская арка, обрамляющая западный вход, переброшенная меж двумя массивными башнями – не устаёшь изумляться полёту фантазии архитектора, запечатленной в камне. И пятнадцать глав на башенках – громадная центральная, венчающая ротонду, четыре угловых вокруг нее, четыре над западным фасадом и по две над восточным, северным и южным. Пятнадцатиглавое чудо, вычурное, диковинное, яркое и незабываемое. В 1887 году по проекту того же Каминского над западными воротами была возведена 25-метровая колокольня, с восемью колоколами в ярусе звона и часовой башней.

    Отец-создатель решил повторить сей проект для более широкой аудитории – в самом деле, не пропадать же такой красоте в провинциальной глуши и забвении. В 1881 году в Москве в конце Никольской улицы, у Владимирских ворот Китайгородской стены, началось строительство Пантелеймоновской часовни, обликом повторяющей Вышневолоцкий Казанский собор. Архитектор сознательно дважды воплотил один и тот же образ. Возможно, считал, что первопрестольная – более подходящее место для сооружения такого масштаба. Время распорядилось по-своему. В 1927 году были разобраны Владимирские ворота с башней, а в 1934 – снесена Пантелеймоновская часовня.

    Вышневолоцкий монастырский Казанский собор выстоял. Кстати, и Казанских соборов до революции в Волочке тоже было два. И из них уцелел тоже только один – монастырский. Заступница не позволила. Из двух – один отдала, причем и в том, и в другом случае две жертвы принесены ради сохранения монастырского храма Её имени.

    …Революционный хаос накрыл Вышний Волочек практически сразу после октябрьских событий 1917 года – в фабрично-заводских районах города пролетариев было предостаточно, чтобы мгновенно перевернуть с ног на голову привычный житейский уклад. Уже в 1918 году у монастыря отобрали большую часть из сорока принадлежащих ему зданий – почти шести сотням насельниц предложили разойтись на все четыре стороны, что для большинства из них было равносильно предложению ”пойти туда, не знаю куда”, ибо в монастыре послушницы чаще всего оказывались, как правило, оставшись без родного дома, семьи и имущества. Монахини испросили разрешения новых властей организовать сельскохозяйственную общину на базе родного монастыря – в чем им было категорически отказано. Видать, больно уж пролетариям монастырский устав был не люб. Немудрено.

    При монастыре существовал сиротский приют на 250 девочек – в первые послереволюционные годы он был просто переименован в детдом ”Коммуна”, а когда в 1920-х годах на территории монастыря расположилась воинская часть, всех девочек перевели в вышневолоцкий общегородской детдом, сломав детворе судьбы…

    Доблестная 48 стрелковая Тверская дивизия заняла монастырские помещения в 1922 году, к 1925 г окончательно выдавив ютившихся в них сестер. Воинские части различных родов войск оставались в монастыре до 1991 года. Превратив, как водится, некрополь в воинский плац, колокольню – в водонапорную башню, а красивейший в России собор – сначала в кинозал, а потом в склад мусора и различного технического оборудования. Главы колокольни и соборов, каменная ограда, деревянные корпуса были снесены. На 66 лет внутри и вокруг архитектурного детища Александра Каминского воцарилась мерзость запустения.

    После возобновления монастыря в 1991 году, первым делом принялись за восстановление уцелевших зданий – к счастью, нашлись средства, и ремонтные работы начались в 1993 году, а спустя 10 лет храмы уже сияли обновленными куполами. Безусловно, новодел “режет глаз” – но это лучше, чем растущие сквозь кровлю деревца. И звон вернувшихся на своё родное место колоколов – естественней, чем чужеродная инженерная водонапорная конструкция. Нынче внутри Казанского собора о печальных десятилетиях забвения напоминают разве что кое-где оставшиеся пятна облупившейся штукатурки – но в целом состояние памятника не вызывает опасений. А еле сводящий концы с концами монастырь просто не наскребет средств для осуществления каких-то серьезных ”реставрационных” работ – возможно, оно и к лучшему, поскольку в наше время нередки случаи, когда иная ”реставрация” губит памятник.

    Казанский собор – соборный храм Казанского женского монастыря, возведенный по проекту архитектора А. С. Каминского в 1877–1882 г.г. в русско-византийском стиле, выдающийся пример провинциальной архитектуры России.

    В начале 1877 г. архиепископу Тверскому Алексию (Ржаницыну) были поданы прошения от учредителя Казанской общины князя А. С. Путятина и от её настоятельницы монахини Досифеи о разрешении строительства каменного соборного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Князь сообщал, что в праздничные дни в домовой церкви не вмещается и половины стекающегося для молитв народа, он обязался предоставить план будущего храма и изыскать средства на её постройку.

    Проект собора, разработанный московским архитектором А. С. Каминским, 29 апреля 1877 г. получил одобрение Строительного отделения Губернского Правления. Сразу началась заготовка материалов. Но здесь возникло множество непредвиденных трудностей. Было решено для постройки собора изготавливать свой кирпич, но выступивший подрядчиком купец В. А. Китайцев, взявшийся за устройство кирпичного завода, оказался недобросовестным: он получил задаток в сумме 7 тысяч рублей, но изготовил необожженный кирпич, негодный к постройке. За общину вступился князь Путятин и по постановлению суда весь кирпич был продан с аукциона.

    Новые неприятности возникли с фундаментом. Архитектор Каминский считал, что для его устройства сваи не потребуются, однако, когда приступили к рытью рвов, оказалось, что за слоем земли менее трех метров было много воды. Денег уже почти не оставалось, а надо было приобрести 3 тысячи свай, которые следовало забивать на глубину свыше 6 метров, и оплачивать работу полторы сотни человек. Подрядчик намеревался приостановить все работы, т.к. настоятельница не могла расплатиться с рабочими. Финансовые затруднения были решены благодаря купчихе А. А. Поповой, которая выделила необходимую сумму. Устройство фундамента завершилось 21 октября 1878 г., накануне праздника Казанской иконы Божией Матери.

    Вскоре нашлись и другие благодетели, из которых крупнейшими были московский купец Григорий Германович Германов и статский советник из Петербурга Ефрем Никифорович Сивохин. При их содействии строительство собора не прекращалась. 7 июля 1880 г. (по другим данным, 20 июля) на оконченный снаружи Казанский собор было установлено 19 крестов, изготовленных на средства Е. Н. Сивохина. Самый большой крест весом 320 кг был поднят на 55-метровую высоту.

    В 1882 г. строительство собора было завершено полностью. Но его освящение откладывалось из-за неготовности иконостаса. К запланированному первоначально 8 июля не успели, и в праздник Казанской иконы Богоматери в соборе было совершено только всенощное бдение, освящение же перенесено на 8 августа.

    7 августа 1882 г. приехал архиепископ Тверской и Кашинский Савва, который осмотрел новопостроенный собор. Около 5 часов вечера из города с крестным ходом перенесли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. На следующий день, 8 августа, с раннего утра в Казанский монастырь потянулись многочисленные богомольцы. Начавшийся в 9 часов перезвон огласил освящение воды. После молебна архиепископ Савва совершил освящение собора в честь Казанской иконы Божией Матери. На Божественной литургии причастились игуменья Досифея, храмоздатели Е. Н. Сивохин с супругой и Г. Г. Германов с супругой, некоторые другие. Торжество закончилось трапезой. Устроению и благоукрашению собора более всех содействовал Е. Н. Сивохин, которого игуменья называла великим благодетелем.

    В 1882 г. на средства тверского купца И. А. Богданова в подклете Казанского собора была устроена «пещерная» церковь во имя Илии Пророка, но вскоре её упразднили по причине невозможности совершения служб – воздух в ней был сырой и удушливый.

    С сентября 1922 г. в храмах и зданиях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия. После смерти игуменьи Амвросии Тверской дивизии были переданы все помещения обители и монастырская земля. Новые хозяева использовали Казанский собор для просмотра кинофильмов, а позднее превратили его в мусорный склад. В 1973 г. у собора сгорел купол с главой.

    В конце 1990 г. земли и уцелевшие постройки Казанского монастыря были возвращены Русской Православной Церкви, началось возрождение обители. Всего за год были сделаны наружные работы по восстановлению собора Казанской иконы Божией Матери. К 2010 г. выполнена заново система отвода грунтовых, разрушенная за десятилетия советского времени.

    Собор в честь Казанской иконы Божией Матери является одним из наиболее выразительных и своеобразных произведений провинциальной архитектуры России, построен в русско-византийском стиле и отличается ярусной многоглавой композицией. Церковь занимает наиболее важное место среди других построек архитектора А. С. Каминского. Храм каменный, холодный однопрестольный, на высоком гранитном цоколе, высокий, просторный и светлый, с обширными хорами. Центрический храм, в плане выполненный в виде греческого креста, увенчан массивным и объемным световым барабаном-ротондой с куполом и луковичной главкой на цилиндрическом глухом барабане. С запада к основному объему примыкает притвор, представляющий собой монументальную арочную лоджию с полуовальными лестничными башнями на торцах.

    Исключительную живописность силуэту собора придают венчающие его 15 глав. На основном крестообразном объеме, помимо центральной главы, имеется 10 глав боковых: четыре над внутренними углами, по две меньших по размеру – на флангах восточного, северного и южного рукавов креста. Две пары небольших глав находятся также над торцами притвора. В общей композиции при этом выделяется основное пятиглавие, образованное центральной и четырьмя угловыми главами.

    Объединяющими элементами всех фасадов являются общие горизонтальные членения: высокий рустованный цоколь и три карниза – в завершении цоколя, в средней и верхней частях стен. Северный, южный и восточный фасады решены одинаково: основную плоскость стены занимает гигантская арочная ниша с тремя заглубленными в неё арочными окнами, причем среднее из окон выше боковых. На северном и южном фасадах под средним окном находится арочный вход, портал которого выполнен в виде сложной ярусной композиции с двумя парами колонок, рамочным обрамлением, архивольтом и киотом.

    В центральном барабане Казанского собора прорезаны арочные окна, простенки которых декорированы колонками с кубоватыми капителями. Решение арки притвора и аттика над ней аналогично остальным фасадам. Башни в средней части стен имеют членения вертикальными нишами, в одну в них заглублены освещающие лестницу щелевидные окна.

    Длина собора внутри – 41 метр, максимальная ширина – 34 метра, высота – 20 метров. Длина иконостаса с вызолоченной резьбой составляет 30 метров, высота – 11 метров. Святые иконы написаны монахинями и послушницами обители.

    Читайте также:
    Юрьев монастырь в Великом Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: