Храм Дмитрия Солунского: адрес, описание и история, святыни и праздники

Храм Дмитрия Солунского в Красногорске: цари‑паломники и «тайная комната»

Одна из достопримечательностей подмосковного Красногорска – храм Дмитрия Солунского в селе Дмитровском. Некогда церковь была местом паломничества членов царской семьи, а за 330-летнюю историю здесь не прекращали вести службы – даже в советское время. Корреспондент «РИАМО в Красногорске» узнала, почему стоит побывать в Дмитровском храме, какие секреты хранит его «тайная комната» и чем он привлекает верующих и туристов.

Князья, цари и патриархи

Храм святого великомученика Дмитрия Солунского стоит на высоком берегу реки Истры в селе Дмитровском на территории городского округа Красногорск.

В XVI веке село, тогда носившее название Гузеево, считалось богатой вотчиной, а в начале XVII столетия оно было дважды уничтожено и отстроено вновь.

Деревянную церковь в честь Дмитрия Солунского построили в 1627 году. В 1630 году Михаил Федорович – первый царь из рода Романовых – подарил село своему отцу, патриарху Филарету. Это положило начало новому этапу истории Дмитровского и церкви – они стали патриаршими.

Село выгодно расположено на пути из Москвы в Звенигород. Через него пролегал царский маршрут, и здесь часто останавливались монаршие особы, направлявшиеся в Саввино-Сторожевский монастырь.

Так, согласно преданиям, здесь любил бывать царь Алексей Михайлович. Он вел долгие беседы с патриархом Никоном, который часто посещал Дмитровское, а также предавался своему любимому развлечению – соколиной охоте.

После гибели очередного владельца села, князя Юрия Долгорукого, и его сына во время Стрелецкого бунта 1682 года царь Петр Алексеевич отдал Дмитровское и близлежащие деревни в вотчину патриарху Иоакиму «на помин их душ». Именно при Иоакиме в 1683–1689 годах на месте обветшалой деревянной построили каменную церковь. 24 октября 1689 года храм торжественно освятили.

«Тайная комната»

Осенью 2019 года отметили 330-летие с момента освящения храма Дмитрия Солунского в Дмитровском. До наших дней сохранились четверик и шатровая колокольня над Никольским приделом храма. Такое расположение является архитектурной особенностью этой церкви.

Еще одна особенность – келья или, как ее называют служители церкви, которые проводят экскурсии для детей, – «тайная комната». Она расположена между приделом и колокольней, а попасть в нее можно по каменной лестнице, вырубленной в стене храма.

Предание гласит, что в этой келье проводил время опальный патриарх Никон.

Однако, по словам помощника настоятеля храма по социальной работе Елены Сариевой, это просто легенда. Патриарх бывал в Дмитровском, но только во времена, когда храм Дмитрия Солунского был деревянным. В 1666 году суд поместного собора Русской церкви лишил Никона патриаршества и священства, после чего его сослали в Ферапонтов Белозерский монастырь, расположенный в Вологодской области. Бывший патриарх скончался в 1681 году – за несколько лет до строительства каменного храма с кельей.

«Зачем строилась келья – трудно сказать. Учитывая, что наш храм находится на середине пути от Москвы до Звенигорода, вероятно, здесь останавливались члены царской семьи. Возможно, патриарх Иоаким, который любил этот храм. Он его освящал и часто здесь бывал», – говорит Елена Сариева.

И рассказывает: по меркам XVII века эта небольшая комната была сродни современному пятизвездочному отелю. Прежде всего благодаря отоплению – невероятная роскошь по тем временам! Печь, над которой устроено ложе, до сих пор находится в рабочем состоянии. Однако сейчас келью не отапливают, чтобы не закоптить стены.

Интересно, что колокольню в классическом стиле со стороны западного крыльца церкви построили гораздо позднее – в XIX веке.

«Молитвы не прерывались 330 лет»

Село Дмитровское страдало в Смутные времена, при Польско-литовской интервенции, при нашествии Наполеона. При гонении на церковь в советские годы храму пришлось особенно тяжело.

«Изымали оклады для икон, ценные лампады, утварь, облачение священников. Но нашим односельчанам удалось отстоять церковь, не допустить закрытия, хоть она и лишилась всех своих ценностей, всего, что жертвовали прихожане на протяжении нескольких веков», – отмечает настоятель храма игумен Петр Еремеев.

Даже в самые тяжелые годы Дмитровский храм оставался действующим, открытым для верующих.

«Наш храм с момента его освящения – 330 лет назад – не закрывался, молитвы в нем не прерывались даже в советские годы и во времена Великой Отечественной войны. Здесь особенные чувства и у священника, и у прихожан. Храм ощущаешь особо намоленным», – делится игумен.

Сегодня в храмовом иконостасе есть иконы, написанные мастерами предположительно XVIII–XIX веков. Точнее сказать сложно из-за отсутствия архива. Сотрудники храма стараются точнее узнать историю убранства, работая с документальными источниками.

Кроме того, сейчас храм Дмитрия Солунского в селе Дмитровском является местом паломничества для многих верующих, любителей истории, туристов. Сюда, как и много лет назад, заходят те, кто путешествует «царским маршрутом» из Москвы в Звенигород.

Читайте также:
Тихвинский монастырь в Екатеринбурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, настоятельницы и святыни

Жизнь прихода

По словам настоятеля, у храма порядка 350–400 постоянных прихожан. Здесь по воскресеньям и праздничным дням совершают по две литургии.

«Для прихожан существуют разные формы вовлеченности в приходскую жизнь наряду с богослужением. Мы вместе обустраиваем храм, есть культурно-досуговая деятельность. На территории подворья работает театральная студия, детские хоровые коллективы – для того, чтобы дети языком искусства открывали в себе Богом данные таланты», – говорит игумен.

Кроме того, при храме действует воскресная школа. Посещать ее могут не только дети, но и взрослые, с которыми священники каждое воскресенье проводят беседы об основах православной веры.

В храме реализуют программу «Возрождение культурных традиций сельских праздников». Ежегодно в ее рамках на подворье проводят четыре крупных мероприятия, одно из них посвящено Дмитриеву дню – престольному празднику храма, который отмечается 8 ноября. Также масштабно отмечают Пасху, Масленицу и День святых Петра и Февронии.

Кстати, по сложившейся традиции, мощи этих православных святых, хранящиеся в университетском храме апостола Иоанна Богослова под Вязом, к Дню семьи, любви и верности привозят в Дмитровское.

Экскурсии и квесты по храму

Дмитровский храм является памятником архитектуры федерального значения. Кроме того, это подворье патриарха Московского и всея Руси и подворье действующего Высоко-Петровского мужского монастыря.

Осмотреть старинный храм и подробно узнать его историю можно на экскурсиях, которые выстроены с учетом возраста и интересов посетителей. Так, самые любознательные могут пройтись по подворью с обзорной экскурсией и осмотреть не только саму церковь, но и парадный двор с патриаршим штандартом и задний двор, где обитают гуси, утки, куры и цесарки.

Для активных ребят, которым скучно просто слушать экскурсовода, разработали квест, на котором им предстоит искать свитки на территории подворья и по ходу отвечать на вопросы.

Любители научиться чему-то новому могут прийти на патриаршее подворье в Дмитровском и поучаствовать в мастер-классе по выпеканию калачей.

«Наряду с рассказом об истории подворья, вы проследите связь между автоматом Калашникова и пекарями, узнаете, как доходили до ручки наши предки, отведаете чаю с пирогами, а в конце экскурсии получите на руки свежеиспеченный вашими же руками калач», – обещают на сайте храма.

Посетители о храме

«Храм, в который приходишь с тревогой и проблемами, а уходишь с полным умиротворением и любовью к жизни», – пишет в отзывах о храме в системе «Яндекс» Людмила П.

«Тихое и спокойное место, на территории очень красиво, людей почти нет», – отмечает там же Дарья Л.

«Древний памятник архитектуры, сейчас это подворье Высоко-Петровского монастыря, всем рекомендую посетить», – советует Григорий Ж.

Храм святого великомученика Дмитрия Солунского

Адрес: г. о. Красногорск, с. Дмитровское, ул. Центральная, д. 45А

GPS-координаты: 55.756420, 37.123382

Телефон: 8 (916) 188-41-30

Как добраться: на автомобиле из центра Красногорска по Ильинскому шоссе до села Дмитровское, где шоссе переходит в Центральную улицу, на которой стоит храм; ближайшая остановка общественного транспорта – «Дмитровское» (автобусы №№ 34, 36, 452)

ЦЕРКОВЬ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО в Ярославле

Находится на ул. Б. Октябрьская ( бывш. Рождественская), 41. Два отдельных каменных храма.

Холодный, в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии, построен в 1671—1673 «заботами священника Иоанникия» на месте старой деревянной церкви, разобранной в 1645. На его сооружение, как явствует из грамоты царя Алексея Михайловича, было использовано 100 000 кирпичей, оставшихся от постройки каменных башен земляного вала в Ярославле. В храме было освящено три придела: на правой стороне алтаря во имя Великомученика Димитрия Солунского, на левой стороне во имя Великомученика Георгия Победоносца, и в паперти в честь девяти мучеников Кизических.

В архитектурном отношении Дмитриевская церковь являет собой образец двухстолпного храма в ярославском зодчестве XVII в. Около 1700 к церкви была пристроена небольшая паперть. Первоначально церковь имела пятиглавое завершение, но в 1830-х четыре боковые главы были разобраны. Тогда же со стороны западного входа было пристроено небольшое крыльцо, выдержанное в классицистическом стиле. Колокольня у северо-западного угла церкви имеет форму приземистого шатра, покоящегося на массивном четверике.

В 1686 храм был расписан. Автором росписи был, по-видимому, выдающийся ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов. Стенопись сильно пострадала после губительного поновления в 1859 артелью .

Тематика росписи, состоящей в целом из 186 сюжетных клейм, ограничена сценами из Евангелия и акафиста Богородице. В куполе барабана « Вседержитель», между окнами 8 пророков в рост, на парусах евангелисты. На западной лобовой части паруса « Спас на убрусе». На восточной подкупольной арке « Ветхозаветная Троица». Своды заняты десятью композициями праздников: на северо-восточном — «Рождество Богородицы» и «Благовещение», на юго-восточном — «Рождество Христово» и «Сретение», на северо-западном — «Вход в Иерусалим» и «Воскресение», на юго-западном — «Богоявление» и «Преображение». Центральный западный свод занимает не одна, как обычно в Ярославле, а две композиции — «Распятие» и «Вознесение». На подпружных арках помещены изображения 12 апостолов по два в рост. Над капителями столпов в медальонах шесть апостолов из числа семидесяти.

Читайте также:
Николо-Шартомский монастырь: история и адрес, описание, святыни

На столпах в два ряда мученики в рост в обрамлении рисованных арок-киотов. Среди них на южной стороне правого столпа необычно изображение пророка Илии, сидящего на камне.

Северная и южная стены разделены разгранками на 6 ярусов. Четыре верхние из них сюжетные ( их ширина 1,5 м), пятый ( 2 м) — орнаментальный и шестой — подзор. Два нижних яруса записаны в XIX в. масляной краской. В люнетах южной стены помещены композиции « Похвала Богоматери» и «Брак в Кане Галилейской», в люнетах северной — «Сошествие Святого Духа» и «Изгнание раба с брачного пира». Во втором ярусе 10 картин, иллюстрирующих земную жизнь Христа и притчи. В третьем и четвертом ярусах росписи воплощена храмовая тема. Здесь расположены 24 клейма торжественных песнопений — кондаков и икосов из Акафиста Богородице. Это единственный акафистный цикл в ярославских стенописях XVII в. На откосах окон по три медальона с полуфигурами святителей, мучеников и преподобных. В замковых арках эмблемы Христа и ангелов. Всю западную стену занимает монументальная композиция Страшного Суда, где очень выразительны фигуры « немцев», осужденных на «муку вечную».

Особое благородство стиля и совершенство пропорций отличают хорошо сохранившуюся живопись алтаря. В центральную алтарную конху вписана совершенная по рисунку и нарядная по цветовому строю композиция « О тебе радуется», являющаяся одной из лучших интерпретаций этой темы в ярославских фресках. Живописный декор апсиды выполнен в двух регистрах. В верхнем, в обрамлении рисованных киотов, имитирующих барочную резьбу, помещены крупные фронтальные фигуры русских и вселенских святителей. В нижнем регистре, над горним местом, расположены 10 медальонов с изображениями мучеников. На откосах алтарного окна сцена « Благовещение», на западной стене алтаря — «Отечество».

Оформление жертвенника, где располагался придел Георгия Победоносца, и диаконника ( придел Димитрия Солунского) сходно между собой. В конхе Георгиевского придела изображена Богоматерь в образе Царицы небесной, а в конхе Дмитриевского придела « Похвала Богоматери». В обеих апсидах написаны преподобные в рост. Их подбор напоминает о вселенской роли Русской Церкви. Наряду с греческими святителями здесь изображены основатели крупнейших русских монастырей: Авраамий Ростовский, Макарий Желтоводский, Савва Звенигородский, Сергий и Никон Радонежские и др. Житийные циклы, посвященные воинам-мученикам Георгию и Димитрию, ограничены в каждом приделе четырьмя крупными композициями, занимающими свод и стены. В драматических сценах пыток ( колесования Георгия, истязания Димитрия по приказу императора Диоклетиана) святые сохраняют спокойную красоту, в них царит гармония и умиротворенность. На алтарной преграде в приделе Георгия написана Ветхозаветная Троица, а приделе Димитрия — деисусная композиция с изображением апостолов в кругах. Крупный масштаб фигур, их четкая объемная моделировка, тонкая проработка ликов и орнаментов, органическая взаимосвязь с формами архитектуры — все это выдает руку очень большого мастера.

В 1872 году в церкви Димитрия Солунского был крещён мальчик Леонид Собинов — будущий великий певец.

Теплый одноглавый храм во имя Похвалы Богородицы с завершением в виде большого купола построен в 1749 на средства прихожан. Он был расписан и имел двухъярусный иконостас. Интерьер храма не сохранился.

Церковь Димитрия Солунского была закрыта в 1929. Церковь Похвалы Богородицы возвращена Ярославской епархии в 1991 году, церковь Димитрия Солунского — в начале 2000-х ( сейчас в ней идут реставрационные работы).

Празднование Смоленской иконы Божией Матери совершается 28 июля ( 10 августа). День памяти Димитрия Солунского в Православной церкви — 26 октября ( 8 ноября).

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Воскресенский собор, Арзамас: описание, история и интересные факты

Главным украшением Арзамаса, города с древней и богатой историей, является его Воскресенский кафедральный собор. Расположенный на естественной возвышенности, он в ясные погожие дни виден за десятки километров, а благовестом своих колоколов оглашает раскинувшиеся со всех сторон просторы. Судьба этого храма, как большинства российских святынь, тесно связана с событиями отечественной истории.

Идея постройки нового собора

По свидетельству сохранившихся исторических документов, при царе Фёдоре Иоанновиче в Арзамасе был построен и освящён храм Воскресения Христова, которому он пожертвовал крест с мощами святых мучеников. Однако за два последующих столетия эта постройка весьма обветшала, и в начале XIX века было решено её разобрать и строить заново на более удобном для этого месте. По замыслу создателей, Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать памятником победы российских войск над Наполеоном.

Читайте также:
Иверский монастырь на Валдае: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, как проехать и добраться

Работа по составлению проекта нового храма, а также непосредственное руководство его строительством было поручено талантливому арзамасскому зодчему Михаилу Петровичу Каринфскому, являвшемуся учеником знаменитого архитектора А. Н. Воронихина, обессмертившего своё имя созданием Казанского собора в Санкт-Петербурге. Кстати, М. П. Коринфский помогал своему учителю в создании его знаменитого проекта, однако прослеживается определённое сходство Воскресенского собора в Арзамасе не с ним, а с другим петербургским шедевром храмового зодчества ─ Исаакиевским собором О. Монферана.

Начало подготовительных работ

Место для новой постройки выбрали на вершине холма, где когда-то, ещё во времена Ивана Грозного, размещался деревянно-земляной острог, весьма претенциозно именовавшийся кремлём. С годами он был разрушен и уступил место деревянным домикам местных обывателей, которые перед началом строительства скупались на слом городскими властями и употреблялись в качестве дров для обжига кирпичей.

О том, как строили Воскресенский собор в Арзамасе, сохранилось немало свидетельств, поскольку работы были развёрнуты с подобающим размахом. Прежде всего для возведения столь грандиозного сооружения неподалёку от него было открыто несколько кирпичных заводов, именовавшихся «соборными». На них, согласно архивным документам, произвели более 5,5 млн кирпичей.

Возведение стен будущего собора заняло семь лет (1814-1821) и явилось весьма затратным делом, поскольку, кроме огромного количества кирпичей, для сооружения фундамента потребовалось почти 10 тыс. кубометров бутового камня и ещё 164 т. железа. На покрытие столь значительных расходов, средств, выделенных из казны, не хватало, и их недостаток компенсировался за счёт добровольных пожертвований населения, всегда отзывчивого на богоугодные дела.

«Собор, скованный кандалами»

Строительство Воскресенского собора в Арзамасе не обошлось и без происшествия, ставшего впоследствии местной легендой и наглядно иллюстрирующего профессиональную смекалку рабочего люда. Рассказывают, что однажды, когда уже всё было готово для монтажа главного купола, дал трещину один из четырёх столпов, поддерживавших своды собора. Положение сложилось поистине критическое, так как обнаружившийся дефект создавал угрозу обрушения всего здания. Собранный в срочном порядке технический совет не мог предложить ничего лучшего, кроме демонтажа всей возведённой к этому времени постройки.

И тут в разговор учёных мужей вмешался крестьянин ─ опытный строительный подрядчик Егор Измайлов. Он предложил стянуть треснувший столп стальными обручами, а снаружи заштукатурить. Так и поступили, а для проверки надёжности всю его поверхность оклеили бумагой и наблюдали за ней некоторое время. Лишь после того как убедились в том, что бумажный слой не лопнул, возобновили дальнейшие работы. С тех пор в народе повелось говорить, что Воскресенский собор в Арзамасе «кандалами скован».

Внешний облик нового храма

Торжественный и поистине монументальный облик собора символизирует собой величие России, что вполне отвечает замыслу его создателя, перед которым, как уже было сказано выше, стояла задача создать памятник военной доблести русского народа. В плане он представляет собой греческий (равносторонний) крест, положенный на квадрат размером 64х64 мм. Вся постройка поднята на ступенчатое основание ─ так называемый стилобит – и имеет общую высоту почти 47 метров.

Кровлю Воскресенского собора в Арзамасе венчают 5 куполов сферической формы, из которых самый большой ─ центральный, украшен 12 вертикальными окнами. Такое композиционное решение полностью соответствует традициям русской храмовой архитектуры. Основное здание окружено четырьмя портиками-колоннадами, имеющими высокие треугольные фронтоны и придающими ему строгий классический вид. Каждый из фронтонов собора украшен фресками на сюжеты, заимствованные из Священного Писания.

Оформление внутренних помещений

Благодаря обилию света, проникающего в собор через 24 вертикально прорезанных окна, внутри него создаёт ощущение обширности и пространства. В целом оформление интерьера выполнено в приглушённых коричневых тонах, что способствует концентрации внимания и создания у присутствующих молитвенного настроения.

Кроме многочисленных фресок, на которых представлены эпизоды из земной жизни Иисуса Христа, а также традиционных для любого храма икон, внутренние стены собора украшает целый ряд живописных полотен, большинство из которых являются копиями работ известных европейских мастеров прошлого, писавших на библейские сюжеты.

Примером тому может служить помещённое над главным алтарём изображение «Тайной вечери», являющееся точным воспроизведением знаменитой картины Леонардо да Винчи. Между окнами, прорезанными в главном куполе, помещены изображения 12 апостолов, а под ними на парусах- той части конструкции, которая является связующим звеном между плоскостями стен и окружностью купольного барабана, – написаны фигуры четырёх евангелистов.

Закрытие собора большевиками

История Воскресенского собора в Арзамасе после прихода к власти большевиков столь же печальна, как и большинства его собратьев, разбросанных по всей территории России. Повезло ему лишь в том, что, в отличие от остальных 38 храмов и 5 монастырей, украшавших город в 1917 году, он не был разрушен, хотя новые власти и пытались это сделать. Спасло его лишь всеобщее возмущение граждан, а также заступничество ряда видных советских деятелей культуры.

Читайте также:
Шахтинская епархия: храмы и указы, структура, история

Тем не менее богослужения в нём были прекращены, а всё находившееся внутри имущество либо конфисковано, либо попросту разграблено. С 1921 года в здании бывшего Воскресенского собора (Арзамас) помещалось несколько сотен политзаключённых, свезённых в город для работы на одном из военных объектов.

Божий храм, превращённый в музей

В 30-е годы местному руководству пришла идея использовать собор для размещения в нём экспозиций незадолго до этого созданного музея религии и атеизма, как это было сделано в Ленинграде с Исаакиевским собором. Следует признать, что это решение сыграло положительную роль в судьбе исторического памятника и уберегло его от неминуемых перестроек или полного разрушения. Привычное для старожилов города, расписание богослужений Воскресенского собора в Арзамасе сменила вывеска с графиком работы музея и перечнем ближайших атеистических лекций, но в целом облик здания остался прежним.

В те годы созданный большевиками музей стал средоточием многих православных святынь, свезённых в него из разорённых храмов не только Арзамаса, но и многих других городов и сёл России. Среди них, в частности, оказался весьма почитавшийся на протяжении веков напрестольный крест XVII века, находившийся более двух столетий в разрушенной большевиками Ильинской церкви, а также целый ряд икон, признанных уникальными памятниками древнерусской живописи.

Патриаршая инициатива

Возрождение арзамаского Воскресенского собора как духовного центра началось в 1944 году. Толчком к этому послужило обращение святейшего патриарха Сергия (Страгородского), являвшегося уроженцем этого города, к руководству Совета по делам РПЦ при ЦК КПСС. В нём он просил рассмотреть вопрос о передаче храма верующим и возобновлении в нём богослужений. Патриаршее ходатайство, хоть и не сразу, но было удовлетворено, поскольку события Великой Отечественной войны заставили правительство пойти на определённые уступки в религиозных вопросах.

Самый крупный действующий храм в СССР

В 1947 году Кафедральный Воскресенский собор в Арзамасе (этот статус он получил вскоре после своей передачи в ведение Московского патриархата) вновь открыл свои двери для прихожан и многочисленных паломников со всех концов страны. В последующий период богослужения в соборе более не прерывались. В 1988 году он стал центром мероприятий, связанных с празднованием тысячелетия крещения Руси. Это и неудивительно, поскольку тогда самым крупным из всех действовавших в Советском Союзе православных храмов являлся именно Воскресенский собор Арзамаса.

Расписание ежедневных богослужений

Все желающие посетить главный собор города Арзамаса должны учесть, что расписание его богослужений несколько отличается от стандартного графика, принятого в большинстве российских церквей. Так, по будням они начинаются в 7:30 с молебна, посвящённого святому, чья память отмечается в тот день согласно церковному календарю. Затем в 8:00 следует Божественная литургия, а в 17:00 совершается всенощное бдение или вечерня и утреня. В воскресные и праздничные дни общий порядок служб сохраняется, но ему предшествует начинающаяся в 6:00 ранняя Божественная литургия.

Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе

Жители Арзамаса гордятся православной святыней, уникальная архитектура которой подобна петербургским соборам, построенным архитектором Стасовым, основоположника русского ампира.

Воскресенский собор в Арзамасе — кафедральный православный храм, возведенный в ознаменование победы войне над французами 1812 года по проекту архитектора Коринфского, более 200 лет оставаясь символом героев Отечества.

История строительства

Предание гласит, что в 1552 году Иоанн Грозный при возведении города велел заложить церковь в честь архистратига Михаила, как ангела — хранителя этой местности. Царь преподнес храму поистине царский подарок — крест с мощевиком, хранителем мощей Святых мучеников.

Через столетие храм обветшал, поэтому на этом месте возвели новую деревянную церковь Воскресения Христова, ее в 18 столетии перенесли в Костылиху, находящуюся вблизи Арзамаса. На святом месте в 1742 году возвели храм из камня, с пятью главами, имеющий придел Иоанна Воина, и освятили в честь Воскресения Христова.

В честь ознаменования победы над войском Наполеона, жители Арзамаса принимают решение собрать деньги и на народные средства возвести новый Воскресенский собор. Принести деньги в ящик для сбора пожертвований, установленный на Соборной площади, было делом чести для каждого арзамасца, ставшим сопричастником строительства уникального храма.

В 1814 году архитектор Корифский создает уникальный проект новой жемчужины города. В соборе Воскресения Христова, символе воинской славы, до революционных перемен сберегалось воинская святыня.

Другие храмы в честь Воскресения Христова:

В 1815 году начальник дружины государственного ополчения Арзамаса Федор Стремоухов передал в храм знамя. Для окончательного завершения монументального строительства понадобилось 28 лет, еще 21 год длились отделочные работы, и велась роспись стен.

Братья, художники Ломакины Василий и Клим выполнили уникальные работы по изготовлению резных иконостасов. Росписью стен и сводов занимались отец и сын Серебряковы, они на сырой штукатурке создавали шедевры, картины с изображением Жизни Спасителя.

Читайте также:
Храм Всемилостивого Спаса: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Интересно! 14 картин изображают Иисуса Христа в полный рост человека, образцами для написания изображений служили шедевры живописи Запада. Межоконные проемы на главном куполе заполнены изображениями двенадцати апостолов, под ними картины из жизни четырех евангелистов.

Искусно сделанные 24 окна создают легкость и воздушность пространства. Иконы Христа и Божьей Матери украшают Царские ворота. Освящение главного престола в честь Воскресения Господнего состоялось в 1840 году, перед этим в 1832, 1833, 1834 годах были освящены три придела, а четвертый престол освятили в 1842 году.

С 1887 года ежегодно тысячи арзамасцев и гостей города стекаются к кафедральному собору Воскресения Христова на престольный праздник 26 сентября, когда чтится обновление в 335 году Воскресенского храма в Иерусалиме, совершенного по приказу царицы Елены.

Уникальность архитектуры

Уникальная архитектура собора создана при помощи пяти с половиной миллионов кирпичей, тысячи кубических метров камня и 164 тонн железа. Ныне, видимый со всех точек Арзамаса, кафедральный собор гордится уникальностью каждого из четырех своих приходов, расположенных в виде креста:

  • северного — мученика Иоанна Воина и Серафима Саровского;
  • западного — Николая Угодника и Всех Святых;
  • южного — святого Александра Невского и Митрофана Воронежского;
  • восточного — Покровский и Иоанна Богослова.

Над величественным зданием со строгими 48 колоннами возвышаются 5 глав, украшенных прорезными оконными проемами. Храмовое здание с высоты представляет собой греческий крест, уложенный на квадрат. Соборные фронтоны украшены большими фресками, повествующими о жизни Христа и библейских героев.

С восточной стороны прихожан встречает картина «Воскресение Христа», а на южном фронтоне изображено «Явление Святой Троицы Аврааму». Невозможно пройти мимо, не остановившись около западной иконы «Собор Всех Святых».

Северный фронтон украшен святым образом «Покров Пресвятой Богородицы». В монументальности заложен символ величия России. Простота подчеркивает симметрию и строгость строения.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Арзамас, чтобы помолиться у резной чудотворной иконы Святителя Николая (Можайского). Древнейший святой образ изображает святителя Николая, в честь которого в 1580 году был открыт Никольский монастырь, с городом на одной руке и мечом в другой.

По преданию, именно так был явлен в небе образ святого в 1300 году во время осады города татарами. Каждый прихожанин и паломник обязательно подходит поклониться Животворящему Кресту Господнему. Уникальная святыня около двухсот лет принадлежала Ильинской церкви, затем купец Шаянский принес Крест в Арзамас.

Монастыри в Нижнем Новгороде:

По преданию купеческий сын, выросший в благочестии, после богослужения пошел на пристань встречать корабль. Красиво убранное судно привлекло внимание юноши уникальной святыней — Честным Крестом Господним. Наполненный святостью молодой Шаянский стал молиться на коленях перед православной святыней, это увидел хозяин корабля, который согласился продать Крест.

Юноша тотчас забрал святыню, пообещав назавтра принести деньги. Чудо состояло в том, что на следующий день судна не оказалось на месте, и никто ничего о нем не слышал.

Крест Господень был поставлен в сенях купеческого дома, к нему пригласили священника для освящения реликвии, во время богослужения все присутствующие увидели свет, исходящий от святыни. Братья Шаянские приняли решение передать чудотворный Крест с ликом Распятого храму Воскресения Господня в Арзамасе.

Молитвы у Животворящего Креста Господнего часто приносят исцеление и избавление от проблем, особенно часто помогает святыня исцелению детей. Древнейшей иконой Воскресенского собора является образ Воскресения Иисуса Христа или «Сошествие в ад», написанный в 16 веке. Предание гласит, что эта икона подарена царем Иоанном Грозным.

Время разрушений и реставраций

Вначале 20 века Арзамас можно было назвать большим монастырским ансамблем, в который входило около тридцати церквей и четыре монастыря. Революционная вакханалия вызвала тревогу у известных архитекторов и специалистов из Эрмитажа, которые «били во все колокола» для спасения уникального города, но их никто не услышал.

К началу 30-х годов во всем Арзамасе уцелело два храма Преображения Господня и Воскресенский. После революции Собор Воскресения Господня в Арзамасе хотели взорвать, но, боясь возмущения горожан, просто закрыли. В нем устраивали спортзал, содержали политзаключенных, в 1932 году основали музей.

Важно! По настойчивым просьбам патриарха Сергия, дед которого посвятил служению в Воскресенском храме 32 года, с 1944 года решался вопрос об открытии арзамасской святыни, и власти пошли ему навстречу.

В 1947 году было проведено первое после закрытия богослужение. Арзамасский Воскресенский собор реставрировали к празднованию тысячелетия Крещения Руси, но жизнь внесла свои коррективы. В городе в 1988 году случилась страшная авария, в результате взрыва двух вагонов с взрывчаткой был уничтожен городской квартал, погибли люди, а в храмовых строениях не осталось ни одного целого стекла.

Читайте также:
Храм Трех Святителей в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

При посещении самого большого действующего православного собора времен СССР митрополитом Ленинградским и Новгородским некогда прекрасный храм был назван «жемчужиной в грязи». Церковь Воскресения господня второй раз реставрировали, в 1991 году здесь временно находились мощи преподобного Серафима Саровского.

Нуждающийся в реставрации храм неоднократно посещался патриархом московским и всея Руси Кириллом, который 13 августа 2017 года совершил Литургию в честь празднования 150-летия Патриарха Сергия.

Престольные праздники

Каждый храмовый придел имеет престольный праздник, на который собираются прихожане и паломники города:

  • Пасха, Воскресение Иисуса Христа;
  • 14 октября — покров Пречистой Божьей Матери;
  • 12 сентября,6 декабря — почитание благоверного князя Александра Невского;
  • в воскресение после Троицы отмечается Собор Всех Святых;
  • 12 августа воздается дань памяти мученику Иоанну Воину.

В помощь паломникам

Адрес Воскресенского собора: город Арзамас Нижегородской области, Соборная площадь, дом 19. Все транспортные маршруты города проходят через Соборную площадь.

График богослужений следует уточнять на храмовом сайте, http://arzblag-sobor.cerkov.ru/bogosluzheniya. Ежедневная Литургия проводится в 8.00 — утренняя, в 17.00 — вечерня. В воскресенье и праздничные дни Торжественная Литургия начинается в 6.00.

В кафедральный приход Воскресенского храма помимо основного собора входят церковь в честь святого образа Богородицы «Живоносный источник» и церковь в честь иконы Богородицы «Казанская».

Прекрасная христианская жемчужина пережила все тяжелые времена, выстояла в период разрушения, восстала из пепла и ныне остается украшением города и его Соборной площади.

Воскресенский собор (Арзамас)

Воскресе́нский собо́р в Арзама́се занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

По преданию, на месте нынешнего Воскресенского собора была построена первая в Арзамасе церковь во имя во имя Архистратига Божия Михаила при основании города царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1552 году. Сто лет спустя, вместо обветшавшего храма был выстроен новый во Славу Воскресения Христова, также деревянный. В XVIII веке он был перенесен из Арзамаса в деревню Костылиху, где находится по сей день. Вместо деревянного собора в 1742 году был возведен каменный пятиглавый храм в честь Воскресения Христова с приделом в честь великомученика Иоанна Воина.

После триумфа над Наполеоном арзамасцы единодушно решили построить в новый собор «в благодарность Господу Богу за победу Державы Российской… и избавление Церкви и Отчизны от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Для этого на Соборной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. Каждый житель Арзамаса считал своим долгом внести посильный вклад в общее дело. Построенный целиком на народные деньги, на протяжении почти двух веков Воскресенский собор является символом воинской славы России, доблести русского оружия и героизма защитников Отечества всех времен. Именно поэтому, как одна из реликвий, до революции в нем хранилось знамя Арзамасской дружины Государственного ополчения, переданное в храм в 1815 году ее начальником Федором Стремоуховым.

Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса М.П. Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма. Строительство продолжалось 28 лет. Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными.

Главный престол в честь Воскресения Христова был освящен в 1840 году. Остальные приделы, освящались последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах.

В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма. Как не парадоксально, но благодаря музею сохранились первозданный вид и уникальное внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.

В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, по многочисленным просьбам верующих и непрестанным ходатайствам перед представителями власти Предстоятеля Русской Православной Церкви уроженца Арзамаса Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) собор был возвращен Нижегородской епархии, и в нем возобновилась литургическая жизнь.

Современное состояние [ править ]

Приход кафедрального собора во славу Воскресения Христова расположен в городе Арзамасе, Нижегородской области. Входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви и является второй кафедрой правящего Нижегородского архиерея.

В настоящее время приход имеет четыре храма: кафедральный собор во славу Воскресения Христова, церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник» (зимняя), церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (крестильная), приписная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в ФКУ «Арзамасская воспитательная колония» ГУ ФСИН России по Нижегородской области, в поселке Высокая гора Арзамасского района. Ключарь прихода — иерей Илия Трушкин, благочинный округа города Арзамаса.

Читайте также:
Осипов Алексей Ильич: биография и проповеди профессора богословия

Воскресенский кафедральный собор — главный храм Арзамасского благочиния.

Святыни [ править ]

  • Животворящий Крест Господень – самая известная и почитаемая святыня Арзамаса
  • Казанская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери, именуемая «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»)
  • Икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромких чудотворцев с частицами мощей
  • Икона Божией Матери, именуемая «В родах Помощница»
  • Икона святого праведного Алексия Бортсурманского с частицей мощей

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Нижегородская область, Арзамас, Соборная площадь, 19

Телефоны: (83147) 9-43-46 (канцелярия благочиния), 9-44-93 (бухгалтерия)

Город церквей: Воскресенский Собор и другие храмы Арзамаса

Воскресенский кафедральный собор Арзамаса является гордостью города, его главной святыней и жемчужиной. Чудом уцелевший во времена уничтожения храмов, он и по сей день украшает Соборную площадь, окруженную церквями.

  1. История собора
  2. Идея и проект постройки
  3. Возведение и основание
  4. Освящение церкви
  5. Историческая судьба
  6. Закрытие и возрождение храма
  7. Современное положение
  8. Месторасположение церкви
  9. Как добраться
  10. Архитектура и убранство сооружения
  11. Внешний вид
  12. Расписные стены и своды
  13. Внутреннее оформление
  14. Роспись фресок
  15. Престолы и иконостас
  16. Святыни храма
  17. Как проходят богослужения
  18. Значение собора
  19. Другие храмы и монастыри Арзамаса
  20. Видео о красотах храма

История собора

Судьба собора очень тесно связана с событиями отечественной истории, она полна преданий и малоизвестных фактов.

Идея и проект постройки

При царе Федоре Иоанновиче в городе был возведен и освящен храм Воскресения Христова. Царь сделал пожертвование в виде креста с мощами святых мучеников. За два столетия здание обветшало, а в начале 19 века и вовсе решено было его разобрать и отстроить на новом, более подходящем и удобном, месте.

Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать символом победы в войне 1812 года. Для этого установили ящик для сбора пожертвований на Соборной площади города. Каждый житель Арзамаса хотел внести посильный вклад в строительство.

Возведение и основание

Работа началась в 1814 году, проект выполнил талантливый архитектор Михаил Петрович Коринфский. До начала строительства был разобран прежний собор Воскресения Христова, стоявший в другом районе города. На месте нового храма располагались деревянные домики жителей.

Дома были скуплены на слом и для обжига кирпича. Кирпичные заводы открывали специально для строительства храма, называли такие заводы «соборные» и произвели в них 5,5 миллиона кирпичей. Стены укладывали семь лет, с 1814 по 1821 год. Также потребовалось 9718 кубометров бутового камня и 163,8 тонны железа.

По преданию, один из четырех несущих столбов дал трещину, когда уже своды были соединены, и было необходимо приступить к возведению главного купола. По совету простого крестьянина Егора Измайлова, имевшего опыт в строительстве, треснутую опору обручем оковали железом и заштукатурили. Затем его облепили бумагой и ждали некоторое время. Постройку продолжили, увидев, что бумага не лопнула.

Свод на главном куполе решили сделать из дерева (для легкости), обвив его снизу листами железа. Вскоре происшествие получило широкую огласку, и с того времени сохранилась поговорка «Арзамасцы собор кандалами сковали».

Освящение церкви

В честь освещения храма 15 сентября 1840 года стеклось необычайное количество народа — так много было желающих стать свидетелями исторического момента в их городе. После освящения подсчитали количество свечных огарков, оно должно было совпадать с количеством богомольцев, присутствовавших на площади. Их насчитали целых 12 тысяч.

Главный престольный праздник в соборе проходит 13 сентября/26 сентября с 1887 года в память обновления царицей Еленой в 335 году Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот день называется «Воскресение словущее». На Литургии поются пасхальные антифоны, а на всенощном богослужении — стихиры и каноны Пасхи.

Историческая судьба

Храм строился в течение 28 лет, и еще многие годы продолжалось его благоукрашение на пожертвования жителей Арзамаса. Богатые граждане делали значительные вклады. Благодаря летописцу Н. Щеголькову их имена сохранились для потомков. В ходе строительства случалось, что в казне недоставало средств. Тогда кто-нибудь из строителей с кружкой шел по окрестным селам и деревням, собирая медяки у простых людей.

4 июня 1988 года в Арзамасе произошел взрыв двух вагонов взрывчатки, который смел целый жилой район. В храме ударной волной выбило все стекла. Окна на купольных барабанах были забиты фанерой. В таком виде храм и встретил праздничные торжества в честь 1000-летия крещения Руси. Собор был одним из пяти центров празднования, так как это был самый большой действующий православный храм во времена Советского Союза. В Арзамас прибыл руководитель праздничных мероприятий Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский. Собор он описал как «жемчужину в грязи».

Закрытие и возрождение храма

В начале XX века старинный город содержал единый монастырский ансамбль. За годы безверия атеисты уничтожили 38 объектов, оставив всего два, одним из них был Воскресенский собор.

Читайте также:
Мужской монастырь святого Лазаря в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В эпоху воинствующего материализма храм мог быть разрушен, но спасла его именно атеистическая пропаганда. Собор собирались взорвать, но поддавшись сильному возмущению жителей, попросту закрыли. В 1932 году храм был ликвидирован как молитвенное заведение. Сначала в нем располагалось общежитие для заключенных, позже он был превращен в музей атеизма. Благодаря этому сохранилось уникальное внутреннее убранство и первозданный вид сооружения.

С храмом неразрывно связана жизнь Патриарха Сергия. Иван Дмитриевич Страгородский, его дед, служил в соборе старшим священником на протяжении 32 лет. И когда Сергия избрали на патриарший престол (в 1943 году), первое, о чем он попросил, было открытие в арзамасском благочинии богослужений. В 1944 году собор вновь был передан верующим.

Современное положение

В наше время Воскресенский собор нуждается в реставрации. До революции храм был обнесен красивой решеткой, и дважды в неделю проводились базарные дни на площади перед ним. Сейчас же на площади находится автобусная остановка и происходит активное транспортное движение вокруг храма, от этого осыпаются фрески.

Приход имеет четыре храма: кафедральный собор во славу Воскресения Христова, приписную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (крестильная), церковь в честь иконы Божией Матери, именуемую «Живоносный Источник» (зимняя). Ключарь прихода — благочинный округа города Арзамаса иерей Илия Трушкин.

Месторасположение церкви

Воскресенский собор расположен в городе Арзамасе Нижегородской области. Входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви и является второй кафедрой правящего Нижегородского архиерея.

Как добраться

Жителем Нижнего Новгорода добраться проще всего (на поезде, автобусе и собственном автомобиле), так как Арзамас находится приблизительно в ста километрах от него. Из других городов можно попасть на поезде, станция в городе удалена от его центра, но можно воспользоваться общественным транспортом. Через Соборную площадь проложены все маршруты.

Архитектура и убранство сооружения

Монументальный и величественный вид храма символизирует величие и мощь России. Его облик гармонично сочетает симметрию, строгость и простоту.

Внешний вид

Собор имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Крест знаменует идею неизменности, устойчивости и равновесия. Все сооружение стоит на стилобате — высоком ступенчатом основании. Ширина и длина здания равны (по 63,9 метра), высота до среднего креста — 46,86 метра. Храм обрамляют пять сферических куполов, четыре портика и высокие фронтоны, в совокупности образующие 48 ионических колонн (13 метров высота каждой). Внутренние врата здания сделаны из дуба, а наружные — отлиты из чугуна.

Расписные стены и своды

О.С. Серебряков и его сын Александр, ученики Арзамасской школы живописи имени А.В. Ступина, вместе с другими художниками-ступинцами по сырой штукатурке расписывали тушью стены и своды храма с 1834 по 1837 год. Четырнадцать огромных полотен с изображением жизни Иисуса Христа украшают собор изнутри. Все фигуры выполнены в человеческий рост. Образцы были взяты из шедевров западной живописи. Фигуры двенадцати апостолов расположены между окон в главном куполе, а чуть ниже — четырех евангелистов.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство выполнено в строгом стиле и гармонии с архитектурным обликом. Внутри создается ощущение обширности, света и легкости благодаря искусно сделанным окнам (их 24). Около каждого окна имеется откос, они не смотрят прямо внутрь. Это сделано для того, чтобы улица не мешала молитве. Основным украшениями являются монохромные фрески местных мастеров. Иконы Иисуса Христа и Богоматери обрамляют алтарные врата главного престола. Работу над иконами выполнил профессор живописи Н.М. Алексеев, украшавший Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Полы выложены из деревянных брусьев. Преобладают коричневые легкие тона, настраивающие на молитву.

Роспись фресок

На фресках можно увидеть земную жизнь Иисуса Христа, евангельские сюжеты изображают четырнадцать больших полотен. Ощущение цельности живописного и архитектурного облика располагает к молитвам. В храме только две картины написаны масляными красками: Триипостасное Божество и Распятие. Местами можно принять за лепнину искусную роспись тушью. На фронтонах сооружения расположены фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Собор всех святых» (западный), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

Престолы и иконостас

Братья Клима и Василий Ломакины создали сохранившийся до наших дней прекрасный резной иконостас. Престолы в соборе освящались по мере строительства. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Правый придел освящен в честь Митрофана Воронежского и Александра Невского, а в честь святого мученика Иоана-война — левый. В честь Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых имеются еще два придела с одноярусными иконостасами в полукруглых нишах портиков, справа и слева соответственно.

В Арзамасе в каждом приходе было принято иметь по два храма: летний («холодный») и теплый, с печами. Воскресенский собор – холодный. В нем богослужения совершаются в период от Пасхи до Покрова. А в холодное время года работает второе здание — отапливаемый храм во имя Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного источника.

Читайте также:
Киевский Софийский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Святыни храма

Во времена, когда храм был музеем религии, в него были перенесены наиболее почитавшиеся святыни в Арзамасе. Главную святыню города — Честной Животворящий крест Господень — доставили из Ильинского храма, где сейчас располагается краеведческий музей.

Согласно летописному сказанию, крест принес купец Шаянский с Макарьевской ярмарки. Однажды он отправился на пристань после Литургии, и там внимание его привлекло одно красивое судно. Взойдя на корабль, он увидел Честной Крест Господень. Юноша немедленно стал перед ним молиться, а за это время подошел и хозяин судна. Купец, испытывая благочестивый восторг, умолял того продать ему святыню. Получив согласие, Шаянский побежал к братьям: те согласились ему помочь и дали нужную сумму.

Вернувшись на следующий день на пристань, купец не нашел никакого судна. Окрестный народ отвечал неоднозначно: одни вообще не видели корабля, другие говорили, что он отплыл еще пару дней назад. Юноша взял Крест и пешком отправился в Арзамас, неся его на себя. Он прошел более ста километров за сутки, не чувствуя никакой усталости. Дойдя домой, купец внес распятие на крыльцо, но дальше пройти не смог. Он попросил приходского священника отслужить молебен, и во время пения увидел, как от Креста исходит свет. Поняв, что не может хранить святыню дома, юноша пожертвовал ее храму.

До сих пор Крест являет чудесные знамения:

  • избавление от пожаров 1889 храма, где находился святыня;
  • люди неоднократно видели свет, исходящий от лика Распятого во время молебнов;
  • отмечены случаи исцеления младенцев и многое другое.

Животворящий Крест Господень от Пасхи до Покрова находит в Воскресенском соборе, и переносится в зимнюю церковь в холодное время, когда собор закрыт.

Икона Николы Можайского доставлена из Никольского монастыря. На ней святитель Николай в левой руке держит город, а в правой — меч. Согласно преданию, усердно молящиеся жители города Можайска увидели святого на небе именно в таком виде. В народе сама икона получила название «Никола-прощи», от слова «прощать».

Справа от Креста расположена самая древняя святыня храма — икона Воскресения Христова XVI века. По преданию, икону в подарок оставил государь Иоанн Грозный при основании города.

Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора перечислим следующие: икона Покрова Пресвятой Богородицы, икона «Всех Скорбящих радость», образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма, древняя икона св. Иоанна Воина, икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», Казанская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского, икона святого благоверного и великого князя А. Невского, икона Божией Матери «Неопалимая купина», икона Божией Матери «Семистрельная». Также в храм было перенесено большое количество деревянных резных скульптур.

Как проходят богослужения

Значение собора

Другие храмы и монастыри Арзамаса

Город Арзамас является одним из центров русского православия. Действующих храмов Арзамаса на Соборной площади и на территории города в целом сохранилось немало, даже несмотря на годы революции. С течением времени увеличивается их количество: открываются старинные приходы, возводятся новые Божьи дома.

Сегодня в городе насчитывается десять действующих церквей и храмов, два монастыря — Спасо-Преображенский мужской и Свято-Николаевский женский. Церковь Сошествия Святого Духа была построена в 1776 году. В 1929 ее переделали под типографию, но в 1995 Епархия вернула храм себе. Сейчас здание является действующим и восстанавливается.

В 1793 построена церковь Андрея Первозванного. В ней расположен двухчастный двухаспидный алтарь. Аналогов такому чуду нет во всей Епархии. С 2004 года проводятся богослужения.

Также в Арзамасе расположены церкви Владимирской иконы Божьей Матери, Входа Господня в Иерусалим и многие другие. Над всеми ведутся восстановительные работы.

Видео о красотах храма

В видео можно полюбоваться красотами Воскресенского собора.

Воскресенский собор Арзамас

Содержание:

Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе — не единственный в России храм, выстроенный после 1812 года и в память о нем. Но, несомненно, один из самых красивых и величественных.

Арзамасский Воскресенский Собор безусловно господствует в городской среде, но, будучи доминантой, не подавляет, не застит собой панорамы Арзамаса, составленной храмами и колокольнями.

В городском ландшафте Воскресенский собор, казалось бы, должен был оказаться чужеродным элементом. Со своими не позолоченными главами, с портиками, сахарно белеющими на высоком берегу реки, который в этом случае с успехом исполняет роль акрополя, он непременно должен выбиваться из храмовой застройки Арзамаса, но этого почему-то не происходит.

Храм, напротив, организует, собирает вокруг себя эти «румяные купола». Они почтительно расступаются перед собором, но и стремятся к нему; признают его первенство, но и своего достоинства не теряют. И собор, в свою очередь, не глядится среди них надменным чужестранцем, которому тесны свивальники провинциальных декораций.

Читайте также:
Храм Покрова на Нерли: где находится, как добраться, история и описание

Строительство Воскресенского собора

Арзамасский Воскресенский собор строился силами всего города, кто как мог помогал ему подняться над Соборной площадью, крупной ли жертвой, малой ли лептой, трудами ли своими.

К началу XIX века старый соборный Воскресенский храм Арзамаса далеко не удовлетворял горожан. И мал, и стар, и не так великолепен, как хотелось бы. И в 1813 году граждане решили увековечить память грозного 1812 года и выстроить новый, большой и красивый собор на месте прежнего.

Проект собора сделал арзамасский уроженец М. П. Варенцов (Коринфский). А средствами к постройке послужили кормовые деньги — те суммы, которые правительство должно было выделить городу за продовольствие военных, проходивших через Арзамас в 1812—1813 годах. План нового собора Арзамаса 17 февраля 1814 года был согласован с епископом Моисеем в Нижнем Новгороде.

Вскоре состоялась закладка Воскресенского собора Арзамаса, одновременно начали разбирать старый собор и высвободившиеся строительные материалы поступали на новую строительную площадку. Кирпич изготавливали тут же, близ арзамасского Тихвинского кладбища. Работы, при огромных масштабах постройки, шли медленно, кладку завершили к началу 1820-х годов, употребив более пяти с половиной миллионов кирпичей.

Самым неблагополучным образом сказался на ходе строительства большой арзамасский пожар 1823 года, когда в ночь с 6 на 7 августа выгорела почти вся нижняя часть города. Пожар разорил многих арзамасских купцов, являвшихся главными благотворителями строящегося собора.

Освящение собора

Первый престол освятили только в 1832 году (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Дальше пошло быстрее. Второй престол — Всехсвятский — освятили в 1833-м, а на другой год — третий, во имя Александра Невского и Митрофана Воронежского.

К 1834 году собор еще не был должным образом убран внутри — иконостасы стояли без позолоты, росписи отсутствовали. Все эти работы совершались постепенно в течение 1830-х годов. 15 сентября 1840 года состоялось освящение главного престола Воскресенского собора Арзамаса.

Последний, пятый престол в соборе освятили во имя святого Иоанна Воина в 1842 году.

Воскресенский собор Арзамаса история

В XX веке Воскресенский собор Арзамаса недолго оставался в руках безбожников. Но за это время он успел побывать и музеем, и тюрьмой, и спортзалом. В конце войны его вернули верующим.

Всё время, вплоть до революции, арзамасцы продолжали заботиться о благолепии Воскресенского собора, составлявшего предмет их особенной гордости и попечения. Именно во второй половине XIX столетия были вызолочены яблоки и кресты собора. Арзамасская городская дума постановила ежегодно отпускать из городских средств на ремонт собора по пятьсот рублей.

После революции

После революции Воскресенский собор Арзамаса продержался довольно долго. Его закрыли в 1932 году, превратив в антирелигиозный музей. Благодаря этому в соборе сохранились многие святыни из разоренных арзамасских храмов, перенесенные сюда в качестве экспонатов.

Вскоре собор поступил в ведение НКВД. В течение нескольких лет в нем содержались заключенные, а в 1937 году храм приспособили под спортзал. Достойно удивления, что в эти, самые мрачные в истории Воскресенского собора, годы сохранились иконостасы, росписи и другие элементы убранства. Конечно, пребывали они не в лучшем состоянии, но все же — пребывали.

В 1944 году православные жители Арзамаса обратились с просьбой об открытии Воскресенского собора. «Наверху», как обычно, с принятием решения тянули. И тогда арзамасцы написали прошение Патриарху Сергию (Страгородскому) — своему земляку.

В ноябре 1944 года власти передали Воскресенский собор верующим, возложив на них обязанность отремонтировать «ценный памятник архитектуры» (эка, вспомнили).

На ремонт здания требовалось 435 604 рубля 68 копеек. Именно такие деньги нужны были на приведение собора в надлежащий вид после всего-то нескольких лет его эксплуатации не по назначению. Собрать столько прихожане не могли и в 1950-е годы власти всё таки выделили средства на реставрацию Арзамасского кафедрального собора, а в 1980-е годы в соборе провели второй реставрационный ремонт. Завершился он к празднованию 1000-летия Крещения Руси. 3 июля в соборе состоялась торжественная литургия.

В 1991 году, в конце июля, Воскресенский собор послужил временным пристанищем только что возвращенным Церкви мощам прп. Серафима Саровского. Тот, кто при жизни своей непрестанно исповедовал Христа, теперь мощами своими посетил Воскресенский храм. С самого раннего утра собор наполнился людьми и в течение дня очередь к мощам преподобного все росла и росла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: