Храм Георгия Победоносца в Челябинске: описание и адрес храма, праздники и святыни, певчие, как добраться

В паломничество! Где расположены чудотворные святыни Урала

На Урале в разных городах и сёлах сохранились и чудотворные иконы, и целебные источники. «АиФ-Челябинск» узнал, куда можно поехать паломнику.

Невьянск (Свердловская область)

Всему миру известна Невьянская наклонная башня, построенная в первой половине XVIII века по инициативе Акинфия Демидова. При её строительстве впервые в стране использовали громоотвод. Что ни этаж там, то новая легенда. Так, на шестом находится «слуховая комната» для выведывания тайн во время приёмов. Рядом стоит грандиозный Спасо-Преображенский собор. Его восстановленная 64-метровая колокольня – самая высокая на Среднем Урале. Пять иконостасов собора изготовлены на Сысертском фарфоровом заводе. По дороге паломники заезжают в Никольскую церковь, или «чугунный храм», села Быньги.

Тарасково (Свердловская область)

Сюда едут, ища исцеления от онкологических заболеваний. Главная святыня Троицкого храма – икона пресвятой Богородицы «Всецарица» (копия с иконы из Ватопедской обители на горе Святой Афон). Начиная с 2000 года свердловская икона периодически мироточит.

Также там хранятся частицы мощей Иоанна Златоуста, Сергия Радонежского и Василия Блаженного, иерусалимский крест с частицей Голгофы и веточка из Гефсиманского сада. Рядом с монастырской оградой находится колодец в честь Николая Чудотворца. На окраине Тарасково бьёт источник в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», ещё в двух километрах – родник в честь святой Троицы.

Савино (Свердловская область)

По преданию, икону святой Параскевы, наречённой Пятницею, нашли недалеко от села Савино, возле забившего из земли источника. Впоследствии его признали целебным и возвели в Савино храм. Девушки молятся Параскеве о даровании хорошего мужа, бесплодные пары – о ребёнке, женщины – о семейном благополучии. Также великомученица – покровительница торговли и портных.

Верхотурье + Меркушино + Актай (Свердловская область)

В Верхотурье паломники молятся мощам святого праведного Симеона Верхотурского – небесного покровителя Урала. Мощи святого в серебряной раке хранятся в Свято-Николаевском мужском монастыре, который больше по территории, чем Московский Кремль. Крестовоздвиженский собор – третья по объёму церковь России, уступающая только храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору. Внутри него находятся три уникальные фаянсовые иконостаса, уничтоженные при советской власти и восстановленные в 1998 году. А в Преображенской и Симеоно-Аннинской надвратной церквях хранятся открытые для поклонения мощи преподобных Илии и Арефы. Другие святыни монастыря: частица Креста Господня из Иерусалима, мощевик с 60 частицами мощей и могила Иоанна Исповедника.

В Свято-Покровском женском монастыре поклоняются мощам сибирского юродивого Космы Верхотурского (просят избавить от зол и напастей) и иконе Божией Матери «Умиление». На ней глаза у Божией Матери полузакрыты. Но говорят, что если человек молится от всего сердца, то взгляд Богородицы перед ним озаряется. В Меркушино на месте чудесного восхождения мощей Симеона от земли открыт целебный источник. Ещё один целебный родник течёт в селе Актай.

Чимеево (Курганская область)

По легенде в XVII веке в село по реке, стоя вертикально и против течения, приплыла большая икона Пресвятой Богородицы и Богомладенца Христа. Однако вскоре в церкви, где её поместили, вспыхнул пожар, огонь уничтожил всё, в том числе иконостас. Уцелела лишь икона, только потемневшая от сажи.

Одновременно с этим случилось ещё одно чудо. В сосновом бору забил родник. Местные жители заметили, что его вода помогает от разных немощей, а если облиться ею – снимает усталость, обдаёт жаром и вселяет в сердце радость. Позже учёные установили, что в этой воде содержится серебро, которое, как известно, убивает микробы. В 2002 году в Чимеево был основан Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь.

Далматово (Курганская область)

В Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре находится чудотворная Далматская икона Божией Матери. В народе великого святого Далмата Исетского почитали как покровителя воинов, и новобранцы перед отправкой в армию приходили к его гробнице за благословением.

Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре имеется более ста частиц мощей угодников Божиих. Есть святой источник. Предание гласит, что сам святой Далмат пил из этого животворного родника, поэтому и прожил больше ста лет.

Боровское (Курганская область)

В селе находится женский монастырь Похвалы Божией Матери, в котором живут около 40 сестёр. У них есть скотный и конный дворы, несколько огородов, иконописная и швейная мастерские. Южноуральцы и жители Курганской области приезжают в монастырь, чтобы крестить детей в специальном деревянном храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Есть у Боровского монастыря и небесный заступник – священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году. В начале XX века иерей в любую погоду посещал отдалённые поселения, чтобы совершить там таинства крещения, исповеди и причастия над людьми. Сейчас его мощи хранятся в Свято-Никольском храме на территории монастыря.

Екатеринбург

Храм-на-Крови построен на месте дома горного инженера Ипатьева. Именно там в 1918 году расстреляли семью последнего российского императора Николая II. Храм больше похож на просветительский центр: есть школа, музей и библейские курсы. Тела членов императорской семьи после расстрела привезли в Ганину Яму (посёлок Шувакиш). Тут действует мужской монастырь в честь святых царственных страстотерпцев. Окружают его семь деревянных храмов – по числу погибших. Расположенный рядом поклонный крест из морёного дуба считается чудотворным, исцеляющим от тяжёлых болезней.

Ачаирский монастырь (Омская область)

Ачаирский женский монастырь во имя животворящего креста Господня прославился благодаря источнику минеральной воды. Каждую субботу митрополит Омский и Тарский Владимир проводит обряд освящения воды. Температура воды – 36,6°C и не понижается даже в лютые сибирские морозы. Вода богата бромом, ортоборной и метакремниевой кислотами, которые благотворно влияют на здоровье человека. Экспертиза показала содержание в ней углекислоты, серы, хлора, кальция, натрия, магния, калия. Вода полезна при хронических гастритах, язвенной болезни желудка, болезнях печени и эндокринной системы, а также при нервных и психических заболеваниях. Паломники также могут увидеть пять часовен и семь храмов. Главным стал девятиглавый Успенский собор. Его внутреннее убранство расписано в стиле выдающегося русского художника Виктора Васнецова, а внешняя отделка напоминает произведения зодчих царской России.

Читайте также:
Раифский монастырь в Казани: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Расписание паломнических поездок по святым местам Урала можно узнать на сайте Челябинской епархии, либо по телефону 8-919-346-30-67.

Топ-10 самых красивых храмов Челябинской епархии

27.09.2019 Корреспондент: Алексей Ермолюк

Испокон веков церкви были главным украшением сел и городов России, и большинство из них отличается интересной и необычной архитектурой. В городах и селах Челябинской области стоят красивые храмы. Некоторые из них можно назвать произведениями искусства. Мы постарались отобрать наиболее величественные внешне и впечатляющие храмы, находящиеся на территории Челябинской епархии.

Храм Рождества Христова в Кыштыме

Самый величественный в нашем регионе

Величественный двухэтажный храм, построенный в 1848-1857 годах, рассчитан на пять тысяч прихожан. Главный престол верхнего этажа был освящен в честь Воскресения Христова, главный престол нижнего этажа – в честь Рождества Христова. В 1935 году церковь закрыли, но после войны разрешили открыть вновь. Первым настоятелем после возвращения храма верующим стал протоиерей Феодор Терехин. Здание храма расположено в центре исторической части Кыштыма, хорошо обозревается во всех сторон и является высотной доминантой города. Искусствоведы считают эту церковь ярким памятником храмовой архитектуры середины XIX века. В последние годы здесь активно ведутся реставрационные работы.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Булзи

Представляет собой круг

Храм в деревне Булзинской начали строить в 1835 году, а в 1841-м состоялось его освящение. В 1886 году заложены два придела: правый в честь Сретения Господня и левый в честь равноапостольных Константина и Елены. Оба придела к 1894 году были завершены и освящены. Работы велись исключительно на средства прихожан. В 1930-е годы храм закрыли. Здание использовали в качестве зернохранилища и гаража. Западный вход в храм был расширен, чтобы могла въезжать сельхозтехника. Потом здание вовсе забросили. В 2013 году в селе Булзи поселилась монахиня Феодосия (Новгородцева). Здесь возникла женская монашеская община, которая занялась реставрацией старинного храма.

Храм Преображения Господня в Чебаркуле

Один из самых внушительных храмов, построенных на Южном Урале после падения советской власти

Храм Преображения Господня существовал в Чебаркуле с середины XVIII века. Советская власть закрыла его в 1929 году. В здании размещался кинотеатр, клуб, склад. В 1960-х старинный храм снесли. В 1992 году в городе возникла православная община. Торжественная закладка нового храма состоялась 4 июля 1997 года, и за десять лет он был построен. Чин великого освящения совершил митрополит Челябинский и Златоустовский Иов 19 августа 2007 года. Вокруг просторного белоснежного храма сложилась дружная приходская община, действует воскресная школа, молодежное объединение «Преображение», работает музей и духовно-просветительский центр, ведется большая социальная работа.

Храм Вознесения Господня в Каслях

Украшение – узорчатое чугунное литье

Величественную церковь построили в середине XIX века по проекту архитектора Эрнста Сарториуса. В оформлении храма использовано каслинское чугунное литье: полы паперти, притвора и средней части храма выложены узорчатыми плитами. Летом 1904 года в храме были сложены голландские печи, которые служат до сих пор. В годы гонений храм был закрыт и использовался как зернохранилище, а в 1945-м возвращен верующим. В 1973-1992 годах настоятелем был архимандрит Серафим (Урбановский), один из самых уважаемых священнослужителей епархии, участник Великой Отечественной войны. При нем в 1977 году группа московских художников воссоздала иконостас главного алтаря, в 1989 году на колокольне вновь появились колокола.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Челябинске

В традициях древнерусского зодчества

Приход храма великомученика Георгия – первая православная община в Металлургическом районе Челябинска. Закладной камень храма освятил архиепископ Челябинский и Златоустовский Иов 19 апреля 1998 года. В течение 11 лет богослужения совершались по соседству – в помещении, предоставленном индустриально-педагогическим колледжем. После закладки храма был сооружен фундамент. Возведение стен началось только в июле 2003 года. Большую помощь в строительстве оказал Челябинский металлургический комбинат. 19 апреля 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма и подарил приходу ковчег с частицей мощей великомученика Георгия.

Свято-Троицкий храм в Миассе

Построен в псевдорусском стиле

Храм построен на пожертвования горожан, большой вклад сделал купец Николай Федорович Беляев. Освящен в 1889 году. В 1938-м закрыт. Во время войны в здании жили эвакуированные. Богослужения возобновились в 1944 году и с тех пор не прекращались. Большую роль в восстановлении церкви сыграл священник Евгений Островидов. В период «хрущевских гонений» здесь служил протоиерей Илия Новокрещеных – блестящий проповедник, сын белоэмигрантов, вернувшийся из Китая. На территории церкви похоронен протоиерей Анатолий Землянов, который был настоятелем в 1980-90-х годах. Рядом расположено старинное кладбище, на котором покоятся многие именитые миассцы.

Свято-Троицкий храм в Челябинске

Освящен через два месяца после начала Первой мировой войны

Деревянный храм на месте нынешнего Троицкого появился в 1768 году. Первый каменный храм сооружен в 1796-1829 годах. В 1909-м было решено строить новую, более вместительную церковь. Ее возведение началось в 1911 году. 12 октября 1914 года храм освятил епископ Челябинский Дионисий, викарий Оренбургской епархии. В 1929-1989 годах церковь не действовала, в здании располагался областной краеведческий музей. После возвращения храма верующим в нем возобновилась приходская жизнь. В 2008 году сюда вернулась частица мощей апостола Андрея Первозванного, одна из святынь дореволюционного Челябинска. В 2010-м при храме открыт Кирилло-Мефодиевский духовно-просветительский центр.

Свято-Симеоновский храм в Челябинске

От кладбищенской церкви до кафедрального собора

Храм был построен как кладбищенский. Строительство началось в 1873 году. 18 сентября 1883-го состоялось освящение. До революции являлся приписным, богослужения совершали клирики Свято-Троицкого храма. В 1922-1937 годах храм принадлежал обновленцам. С началом войны община возобновила связь с Московской Патриархией. Под руководством настоятеля, протоиерея Сергия Ашихмина, верующие развернули сбор средств в помощь фронту, внесли 696 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч рублей. В 1960-1980-х годах Симеоновский был единственным действующим храмом в городе. С 1989 года он стал кафедральным собором.

Читайте также:
Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде: история и адрес, описание, как добраться и где находится, расписание богослужений, святыни

Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Единственный на Южном Урале образец шатровой архитектуры

Этот храм можно смело назвать произведением искусства. Он был возведен в 2001-2004 годах возле проходной челябинского завода ОАО «Теплоприбор». Это редкий в нашем крае пример шатрового зодчества. Построен он усердием генерального директора предприятия Константина Захарова. Храм имеет два придела, расположенных на двух уровнях. Верхний (главный) придел освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», а нижний в честь святых царственных страстотерпцев.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Озерске

Закрытый город ученых замышлялся как атеистический, сегодня здесь одна из лучших общин

Город Озерск был основан в 1945 году, однако на протяжении первых десятилетий здесь не было собственных храмов. Первая литургия в городе состоялась на Рождество 1996 года – в Свято-Никольском храме поселка Татыш. Большой каменный храм в центре Озерска начали возводить лишь в 2000 году. Проект безвозмездно выполнила группа архитекторов во главе с Владимиром Обмоловым. Строительство шло с большими перерывами из-за нехватки средств. Освящение состоялось 9 сентября 2012 года. Приход ведет активную молодежную и образовательную деятельность, занимается социальной работой. При храме открыт духовно-просветительский центр «Первоцвет».

Мужской монастырь Свято-Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе

Русская земля богата святыми местами. Одно расположилось в Чеховском районе Московской области в посёлке Новый быт. Называется оно Свято-Вознесенская Давидова пустынь — мужской монастырь, основанный в начале XVI века.

История Давидовой пустыни

Датой основания святого места считается 1515 год, когда преподобный Давид Серпуховский в сопровождении четырёх человек пришёл на берег реки Лопасня. Обратившись с молитвой к иконе Божьей Матери «Знамение», братья начали возведение первых построек.

Давид Серпуховский

Преподобный Давид являлся представителем древнего рода Вяземских. В двадцатилетнем возрасте он отправился в Боровской монастырь. Его настоятель — преподобный Пафнутий — видя искреннее желание молодого человека посвятить жизнь служению Богу, уже через год постриг Даниила Вяземского в монахи. Приняв постриг, юноша получил имя Давид.

Другие монастыри Подмосковья:

Духовным наставником монаха стал игумен Иосиф, занявший это место после смерти старца Пафнутия. В истории религии он известен как преподобный Иосиф Волоцкий — великий православный святой.

В результате конфликта с монашеской братией игумен Иосиф в сопровождении шести монахов покинул Боровской монастырь чтобы основать другую обитель. Давид остался и 40 лет прожил отшельником в монастырской келье.

Основание монастыря

В 60 лет монах Давид уходит из Боровска в сопровождении четверых сподвижников. В излучине реки Лопасня они основывают новую обитель, построив два храма — церкви Вознесения Господня и святителя Николая — и кельи для монахов. Основатели монастыря получили личное благословение преподобного Иосифа Волоцкого, приходившего незадолго до кончины в обитель друга.

Пятнадцать лет руководил обителью её основатель. Известный своими способностями к исцелению, Давид Серпуховской и после смерти помогал страждущим, являясь к ним во снах. С 1602 года в церковных записях его стали называть преподобным, а с 1657 года чудотворцем.

Интересно! На монастырской территории сохранились следы липовой аллеи, которая, по преданию, была высажена основателем монастыря корнями вверх. Учёные отмечают, что это дерево не приживается на каменистой почве, содержащей большое количество мела. Но сила веры настоятеля и Божья помощь позволили саженцам прижиться в святом месте и вырасти.

Пустынь в царское время

Святая обитель за время существования переживала периоды подъёма и упадка. В 1619 году её разграбили и сожгли отряды гетмана Петра Сагайдачного. В царствование Михаила Фёдоровича Романова святое место возрождается к жизни, но доход, получаемый с небольших владений, не даёт монастырю обрести самостоятельность. В разное время он входил в состав Воскресенского, Новоиерусалимского, Чудова и Златоустовского монастырей.

В монастырское подворье, располагавшееся в Москве, входили:

  • часовня у Арбатских ворот (с 1689 года);
  • владения на Ордынской улице (с 1664 года);
  • часовня Христа Спасителя у Москворецкого моста (с 1767 года).

В конце восемнадцатого столетия Свято-Вознесенская Давидова пустынь вступает в период расцвета: ремонтируются храмы и кельи, обновляются иконы, постоянно проводятся службы. На протяжении XIX века монастырь участвует в делах епархии и жертвует средства на благие дела в ней.

Советское время

После большевистской революции пустынь приходит в упадок. Монахи подвергаются гонениям и репрессиям. Церковные ценности распродаются, иконы сжигаются, а постройки переходят в ведение светской власти. В них размещаются сельскохозяйственный техникум, администрация посёлка и клуб, склады и гаражи. Советская власть, стараясь уничтожить характерные особенности культовых построек, разрушила купола храмов, уничтожила погост и сломала монастырскую ограду.

Возрождение обители в новое время

В 1992 году началось возрождение святого места. В посёлке Новый быт образовалась православная община, совершавшая коллективные молитвы в храме Всемилостивого Спаса. Официально пустынь возродилась в 1995 году. По решению Святейшего Синода настоятелем обители стал иеромонах Герман.

Монахи при помощи простых мирян и меценатов восстановили Свято-Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня в ней постоянно живут 12 монахов. Настоятелем является игумен Сергий.

В храмах монастыря постоянно проводятся литургии. А также проводятся экскурсии для групп паломников.

Архитектурный ансамбль

На небольшом участке земли, который занимает обитель, разместилось множество построек, составляющих единый ансамбль. Архитектура монастыря не похожа на аналогичные постройки в других обителях. Здания обители окрашены в тёплые насыщенные цвета, которые органично сочетаются с окружающим пейзажем и вселяют ощущение покоя и умиротворения.

Основным входом на территорию являются Святые ворота с расположенной над ними надвратной колокольней. Пройдя под ликом преподобного Давида, расположенным над входом, прихожане попадают во внутреннюю территорию монастыря, который огорожен стеной с четырьмя башнями.

Читайте также:
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах: история и адрес храма

В центре Свято-Вознесенской Давидовой пустыни расположены следующие строения:

  • Вознесенский собор;
  • Спасский собор;
  • Знаменская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Успенская церковь;
  • Церковь Всех Святых.

Кроме культовых строений, на территории пустыни расположены братские корпуса и воскресная школа. Выделяется насыщенным жёлтым окрасом здание корпуса настоятеля. На кладбище захоронены монахи, представители дворянских родов, люди, участвовавшие в восстановление обители.

Святыни и реликвии

Главная святыня хранится в Знаменской церкви. К мощам преподобного Давида Вознесенского приходят поклониться и помолиться о помощи верующие люди. В этом же храме хранится икона Пресвятой Богородицы «Знамение», с которой основатель обители пришёл на берег реки Лопасня и ковчег со 150 частицами мощей православных святых. В алтаре храма находится частица Гвоздя, которым был распят Спаситель.

В Спасском храме располагаются ковчеги с частицами одеяний Иисуса Христа и Богоматери. Никольский храм хранит фрагменты мощей Матроны Московской, Сергия Радонежского, апостолов Марка, Матфея и Луки.

В обители собраны более 200 частиц святых мощей.

Внимание! Полное описание всех реликвий можно увидеть в официальных изданиях Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.

Престольные праздники

Святая обитель считает своими престольными праздниками следующие даты:

  • 2 и 31 октября, 23 мая — дни памяти преподобного Давида;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря — память Николая Мир Ликийского;
  • 10 декабря — праздник иконы Божией Матери «Знамение»;
  • 14 августа — праздник Спаса Всемилостивого;
  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы;
  • первое воскресенье после Святой Троицы — День Всех Святых.

Как доехать до обители

Свято-Вознесенская Давидова пустынь расположена по адресу: Московская область, Чеховский район, село Новый Быт.

Приехать в это уникальное место можно на общественном и частном транспорте. Любителям передвижения на автомобиле, необходимо двигаться по Симферопольскому шоссе в южном направлении до поворота на Каширу, а затем следовать информации дорожных указателей. Поездку в монастырь на общественном транспорте начинают с Курского вокзала, с которого отходят электропоезда в направлении Тулы, Чехова и Серпухова. Доехав до города Чехов, пересаживаются в автобус, следующий по маршруту No 36 до посёлка Новый Быт.

Обитель расположена на окраине посёлка и хорошо видна со всех сторон.

Совет! Первое путешествие в святую обитель лучше провести в виде экскурсии, которую проводит профессиональный гид. В программу такой поездки у большинства туристических фирм входит посещение самого монастыря и его подворья в селе Талеж, известного чудодейственным святым источником.

Рекомендации для посетителей

Не следует забывать, что визит в святое место не является увеселительной прогулкой. Одеваться в такую поездку необходимо скромно и в соответствии с требованиями обители.

Обязательно нужно взять с собой фототехнику. Съёмка на монастырской территории разрешена только с разрешения настоятеля. Но снять хорошие кадры можно и из-за ограды.

Чтобы сформировать впечатление о масштабах работ по восстановлению, проведённых в обители в девяностые годы, обязательно задержитесь около фотографий монастыря до начала реконструкции.

Совет! Читая перед поездкой отзывы других туристов и осматривая монастырский некрополь, помните «не судите, да не судимы будете».

Вознесенская Давидова пустынь

Вознесе́нская Дави́дова пу́стынь — мужской монастырь Московского Патриархата; расположен на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки) на территории древней Хатунской волости рядом с нынешним посёлком Новый Быт Чеховского района Московской области.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

В том же синодике указывается, что Давид посадил рядом с монастырём липовую рощу.

В смутное время в 1619 году монастырь был разорён литовцами и запорожцами под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Деятельность монастыря была возобновлена только 1 (10) апреля 1625 года, когда Михаил Фёдорович выдал грамоту, даровавшую монастырю льготы.

В 1657 была приписана Патриархом Никоном к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю. В то время в пустыни проживали казначей, два иеромонаха, пять рядовых старцев, четверо слуг, конюх, хлебник и белец (церковный дьячок). Через 10 лет, в 1667 году, по указу Алексей Михайловича пустынь исключается из состава Новоиерусалимского монастыря. Последняя треть XVII века — наиболее благополучное время в истории Давидовой пустыни. У монастыря было подворье в Москве на улице Ордынка с 1664 года, а с 1689 года монастырская часовня у Арбатских ворот. Монастырские владения располагались в Московском и Коломенском уездах, Серпухове. Например в Московском уезде к 1700 году пустынь владела 95 крестьянскими дворами.

В XVIII веке расцвет сменился упадком. В результате петровских реформ доход монастырей поступал в государственную казну и только часть его возвращалась братии. В 1712 пустынь приписана к Чудову монастырю; с 1721 по 1727 — к Златоустовскому. В 1764, после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, то есть содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в казну. 17 марта 1767 к обители приписывают часовню Христа Спасителя (Всемилостивого Спаса) у Москворецкого моста в Москве (бывший дом 29 по Москворецкой улице); часовня была снесена в 1966 при завершении строительства гостиницы «Россия». В часовне находился особо почитаемый чудотворный образ Всемилостивого Спаса, потому часовня приносила немалый доход.

В 1792—1796 годах митрополит Московский Платон (Левшин) и настоятель Николо-Пешношского монастыря иеромонах Макарий (Брюшков) установили в Давидовой пустыни общежительный устав.

На монастырской территории были погребены: полководец генерал Д. С. Дохтуров († 1816), представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

В 1915 году в Москве и Серпухове праздновалось 400-летие монастыря, в ознаменование которого Давидовой пустыни был присвоен второй класс.

Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.

Современное состояние [ править ]

В 1992 году жителями посёлка Новый Быт была образована православная община, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса.

В 1995 году, в первую субботу Великого поста, была совершена первая Литургия. 1 июня 1995 года Священный Синод принял решение об образовании монашеской общины; ранее назначенный настоятель иеромонах Герман (Вячеслав Николаевич Хапугин) был возведён в сан игумена.

Читайте также:
Никольский собор в Оренбурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

24 мая 1997 года были обретены мощи прп. Давида (местночтимый святой Московской епархии).

Храмы [ править ]

  • Собор Вознесения Господня
  • Собор Спаса Всемилостивого
  • Церковь Иконы Божией Матери «Знамение»
  • Церковь Николая Чудотворца
  • Церковь Всех Святых в трапезном корпусе
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы над северными вратами
  • Надкладезная часовня (кон. XIX в.)

Мужской монастырь Свято-Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе

Архитектурный ансамбль

На небольшом участке земли, который занимает обитель, разместилось множество построек, составляющих единый ансамбль. Архитектура монастыря не похожа на аналогичные постройки в других обителях. Здания обители окрашены в тёплые насыщенные цвета, которые органично сочетаются с окружающим пейзажем и вселяют ощущение покоя и умиротворения.

Основным входом на территорию являются Святые ворота с расположенной над ними надвратной колокольней. Пройдя под ликом преподобного Давида, расположенным над входом, прихожане попадают во внутреннюю территорию монастыря, который огорожен стеной с четырьмя башнями.

Святыни и реликвии

Главная святыня хранится в Знаменской церкви. К мощам преподобного Давида Вознесенского приходят поклониться и помолиться о помощи верующие люди. В этом же храме хранится икона Пресвятой Богородицы «Знамение», с которой основатель обители пришёл на берег реки Лопасня и ковчег со 150 частицами мощей православных святых. В алтаре храма находится частица Гвоздя, которым был распят Спаситель.


Престольный праздник обретения мощей Давида Серпуховского в Вознесенской Давидовой пустыни

В Спасском храме располагаются ковчеги с частицами одеяний Иисуса Христа и Богоматери. Никольский храм хранит фрагменты мощей Матроны Московской, Сергия Радонежского, апостолов Марка, Матфея и Луки.

В обители собраны более 200 частиц святых мощей.

Внимание! Полное описание всех реликвий можно увидеть в официальных изданиях Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.

Расписание богослужений

В будние и субботние дни: В воскресные дни:
7:45 — Исповедь. Часы. Божественная литургия. 8:00 — Молебен.
16:45 – Вечернее богослужение. 8:45 — Исповедь. Часы. Божественная литургия.
16:45 – Вечернее богослужение.

Расписание
27 июня (воскресенье). Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых. Глас 8-й. Престольный праздник в обители. Заговенье на Петров пост. (Петров мясопуст).

08.00 Водосвятный молебен.

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия. Крестный ход.

16.45 Исповедь. Утреня. 1-й час.

28 июня (понедельник). Прор. Амоса.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час.

29 июня (вторник). Свт. Тихона, еп. Амафунтского.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час.

30 июня (среда). Мчч. Мануила, Савела и Исмаила.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (полиелей). 1-й час.

1 июля (четверг). Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Леонтия.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (славословие). 1-й час.

2 июля (пятница). Прп. Варлаама Хутынского.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час.

3 июля (суббота). Сщмч. Мефодия, еп. Патарского.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Всенощное бдение.

4 июля (воскресенье). Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Глас 1-й.

08.00 Водосвятный молебен.

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Утреня. 1-й час.

5 июля (понедельник). Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (полиелей). 1-й час.

6 июля (вторник). Владимирской иконы Божией Матери.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Всенощное бдение.

7 июля (среда). Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (частица святых мощей в обители).

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (славословие). 1-й час.

8 июля (четверг). Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (частицы святых мощей в обители).

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (полиелей). 1-й час.

9 июля (пятница). Прп. Давида Солунского (частица святых мощей в обители). Тихвинской иконы Божией Матери.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Вечерня. Утреня. 1-й час.

10 июля (суббота). Прп. Сампсона странноприимца.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Всенощное бдение.

11 июля (воскресенье). Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».

08.00 Водосвятный молебен.

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Всенощное бдение.

12 июля (понедельник). Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (славословие). 1-й час.

13 июля (вторник). Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час.

14 июля (среда). Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (частица святых мощей в обители).

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. (славословие). 1-й час.

15 июля (четверг). Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (частица святыни в обители).

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (славословие). 1-й час.

16 июля (пятница). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (частица святых мощей в обители).

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня (полиелей). 1-й час.

17 июля (суббота). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

07.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 Исповедь. Всенощное Бдение.

18 июля (воскресенье). Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (частица святых мощей в обители).

08.00 Водосвятный молебен.

08.45 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Вечерня. Утреня. (славословие). 1-й час.

Престольные праздники

Святая обитель считает своими престольными праздниками следующие даты:

  • 2 и 31 октября, 23 мая — дни памяти преподобного Давида;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря — память Николая Мир Ликийского;
  • 10 декабря — праздник иконы Божией Матери «Знамение»;
  • 14 августа — праздник Спаса Всемилостивого;
  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы;
  • первое воскресенье после Святой Троицы — День Всех Святых.
Читайте также:
Успенская Почаевская лавра: история и адрес монастыря, где находиться и как добраться, хор и песнопения

Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте

Собор Вознесения Господня


В Вознесенском соборе (слева) частично сохранились стены храма, возведенные в 16 веке. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Храм начали строить во времена Ивана Грозного. И если в других монастырях первые постройки были чаще всего деревянные, то тут собор Вознесения Господня сразу начали возводить из камня. Через некоторое время строительство прекратилось, а начатое сооружение разобрали. На его месте поставили новое и открыли в 1682 году.

Знаменский храм


Самая яркая церковь в центральном ансамбле пустыни была построена позже всех. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Свое название церковь получила от иконы Божией Матери «Знамение». Храм несколько раз перестраивался: сначала тут стояла деревянная часовня, потом выстроили колокольню, и только в середине 19 века появился храм, дошедший до наших дней.

Колокольня


Колокольня выполнена в русско-византийском стиле. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Яркая многоуровневая колокольня высотой 70 метров возвышается над всеми храмами монастыря. На ней установлены семь колоколов и часы, которые проигрывают церковное песнопение с интервалом в 60 минут.

Никольская церковь


Никольская церковь (справа) богато декорирована. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Изначально ее построили вплотную к собору Вознесения Господня. Так храмовый комплекс выглядел в 18 веке. Но, спустя столетие, из-за бытовых нужд церкви «разъединили». Нужно было место под кухню и трапезную. Никольскую церковь снесли и построили чуть подальше от основного собора.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы


Белоснежная церковь Успения расположена рядом со Спасским собором. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Белая церковь стоит рядом со Спасским собором. В 1730-х годах возникла необходимость перестраивать церковь Успения Пресвятой Богородицы, поскольку она начала разрушаться. Пришлось переделывать полы и потолки, менять иконостас. Работы закончились в 1740 году.

Спасский собор


Спасский собор (слева) появился на мест, где раньше была трапезная. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Одна из самых ярких построек монастыря: розовая с белой отделкой и темными куполами, контрастирующими с основным зданием. На этом месте стояла трапезная, но в 1900-х годах произошла очередная перезастройка обители, и открылся Спасский собор.

Храм всех святых


Храм всех святых — это желтое двухэтажное здание, увенчанное куполом. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Желтое двухэтажное здание больше похоже на жилое помещение. Если бы не темный купол, возвышающийся над ним. Впрочем, в советские годы оно и не было церковью: тут разместили столовую сельскохозяйственного техникума. В начале 2000-х храм всех святых стал действующим и открылся для прихожан.

Святой источник

Находится не на самой территории монастыря, а в его подворье, селе Талеж. От Давидовой пустыни примерно 30 километров, ехать около получаса. Вода в источнике всегда холодная, +4 градуса. Тут можно набрать воды для питья и окунуться в купели. Обратите внимание, что источник открыт с 8:00 до 21:00.

Как доехать до обители

Свято-Вознесенская Давидова пустынь расположена по адресу: Московская область, Чеховский район, село Новый Быт.

Приехать в это уникальное место можно на общественном и частном транспорте. Любителям передвижения на автомобиле, необходимо двигаться по Симферопольскому шоссе в южном направлении до поворота на Каширу, а затем следовать информации дорожных указателей. Поездку в монастырь на общественном транспорте начинают с Курского вокзала, с которого отходят электропоезда в направлении Тулы, Чехова и Серпухова. Доехав до города Чехов, пересаживаются в автобус, следующий по маршруту No 36 до посёлка Новый Быт.

Обитель расположена на окраине посёлка и хорошо видна со всех сторон.

Совет! Первое путешествие в святую обитель лучше провести в виде экскурсии, которую проводит профессиональный гид. В программу такой поездки у большинства туристических фирм входит посещение самого монастыря и его подворья в селе Талеж, известного чудодейственным святым источником.

Давидова пустынь (Чеховский район Подмосковья)

Этот монастырь находится в посёлке Новый Быт — и именно это название надо искать на карте. Доехать до него легко, но как-то запутанно. Мы прочитали один отзыв, в котором люди пытались проехать к нему через Талеж, но «там нет прямой дороги» и им «пришлось вернуться на Симферопольскую трассу». Я в связи с этим специально уточнила у экскурсовода в Мелихово, как доехать до Давидовой пустыни и она тоже подтвердила — возвращайтесь на Новую Симферопольскую дорогу (М2), езжайте в сторону Серпухова, примерно через 10 минут на правой стороне увидите кафе «Хуторок» (?) и заправку, сворачивайте к ним, объезжайте справа и там дорога к монастырю.

Мы всё нашли — оказалось там совершенно незаметный с шоссе выезд на дорогу на Новый Быт (после объезда заправки поворот — направо!) и через несколько км уже были у монастырских ворот.

Единственное, внесу одну ва-а-жную тонкость — а таким путём можно и не ехать:) …. В деревне Васьково на Т-образном перекрёстке мы видели два указателя: налево — Мелихово, а направо — Новый Быт. И эта дорога коротко и прямо выводит к монастырю. А мы своим путём подъехали как бы через круговой объезд (зачем?). Вот если бы люди не написали «надо выезжать на Симферопольское» — мы бы доверились бы своим глазам и внятному указателю J. Там, действительно нет прямого проезда через Талеж, но через Мелихово (Васьково) — есть.

Давидова пустынь оставила огромное впечатление.

Это очень неоднозначное место в плане истории (современной), но однозначно — хорошее.

Почему я так странно пишу? Потому что в мыслях активно не соглашаюсь с массой откликов: «религией и верой не пахнет», «не то место, где хочется открыть душу», «усыпальница братков».

Да, действительно, в настоящее время — Вознесенская Давидова Пустыньодна из самых отлично отреставрированных и отлично восстановленных обителей.

Да, действительно, на её территории есть некрополь, где нашли упокоение наши современники.

Читайте также:
Храм Саровского в Дегунино: описание и адрес храма, праздники, как добраться

И, действительно, у них роскошные памятники. И, возможно, их профессиональная деятельность далека от идеальной.

Антона Малевского — называли алюминиевым королём России и считали лидером Измайловской преступной группировки. Геннадий Недосека — бывший руководитель администрации Чеховского района с «неоднозначной» репутацией.

И какой из этого вывод? Неужели только один?

Давайте подумаем. Может быть, этим людям было некуда потратить свои «непонятного происхождения капиталы»? Они же легко могли вложить их в сеть казино, острова, яхты, супермашины, драгкамни и драгметалл, дачи и квартиры. Но вложили они их почему-то в совершенно развалившийся монастырь. Точнее в руины и безглавые остатки церквей. Значит, что-то ими двигало? Что-то было в душе, чтобы сделать именно этот шаг и в этом направлении, а не в обратном? Значит, пытались люди всё-таки сделать что-то не просто хорошее, а очень хорошее и светлое. И сделали. И что «поимели с этого»? Между прочим, в расцвете лет — один погиб с парашютом, другой в автоаварии — и находятся теперь здесь, в восстановленном ими монастыре, только глубоко.

А люди, проходящие мимо, отворачиваются, перекашиваются и плюются — фи, это грязные деньги, фи, знаем-знаем, чем они там себе занимались, фи, это недостойно даже нашего простого спасибо.

А что так усиленно фикать-то? Эти люди перед Богом уже ответили, и за всё плохое, и за всё хорошее. Один Бог нас может судить. И одному Богу известно, в какую ты можешь попасть ситуацию и на что ты окажешься в ней способен.

И почему фиканье этих людей заканчивается сразу за этой монастырской оградой? Заметим, что массы, массы русских олигархов и бизнесменов, политиков и чиновников (бандитов ведь уже в нашей стране давным-давно нету! J) вкладывали, вкладывают и будут вкладывать свои «честно заработанные» и в сети казино, острова и яхты…. И их вообще не волнуют и не колышут никакие разваливающиеся монастыри, которых по всей России несметное количество. Да гори оно огнём проблемы монастырские, когда на авторынок выкинули новую модель Буггати и подходит очередь на заказанную модную крокодиловую сумочку.

Люди сейчас, какие то, прямолинейно обработанные. Такое впечатление, что своя голова способна выдавать только вложенные извне масс-медиями шаблоны. Общегражданским долгом каждый считает суровое порицание. Прощение, понимание, сочувствие — это к «этому» не относится, конечно же. Очень удобная позиция, кстати. На фоне «плохих» лишний раз выделиться своей честностью, порядочностью и непричастностью. Мы выше всей этой грязи, да! И фикать, здесь гораздо удобнее — всего-то два раза. Можно и по всей России, конечно, заметить массу несправедливого, но там можно фикать годы с утра до вечера, да ещё и в ответ получить, не, это неудобно.

Мне кажется, что именно этот монастырь — Вознесенская Давидова пустынь — есть лакмусовая бумажка для наших душ. Вот что у нас внутри запрятано, здесь активно проявляется.

Когда мы вошли через ворота в высокой Колокольне — мы ахнули. У Давидовой пустыни — необычайно красивая территория. Все церкви и постройки находятся в идеальном состоянии. Есть круглый пруд. А от входа до центрального созвездия церквей ведёт длинная дорожка с аккуратно высаженными рядами золотыми подсолнухами. Так приятно! Людей мало, в отличие, от Талежа. Увидели телевизионную группу.

Но обо всём по порядку.

Все церкви и постройки здесь — разноцветные.

Колокольня со Звонницей (сер.19в.) — вход. На ней установлены часы с боем, каждый час воспроизводящие мелодию одного из церковных песнопений. На Звоннице — 7 колоколов (подарены прихожанами в 1996 г.).

Впереди, в центре находятся 3 церкви. Они пристроены друг к другу.

Оранжевая — Знаменская церковь — дорога выводит прямо к ней — классика (кон.19в.), у неё одна маленькая темная маковка.

Жёлтая — Никольская церковь — слева — ампир (нач.19в.), у неё большой тёмный полукруглый купол.

Белая — Вознесенский собор — справа — старинная русская (16-17вв.), пять тёмных маковок, одна со звездами.

За этими церквями — Некрополь. Здесь находится памятник-бюст герою Отечественной войны 1812 г. генералу Дмитрию Сергеевичу Дохтурову

Слева от Колокольни:

Ярко-жёлтый длинный 2-х этажный корпус белой красивой лепниной — Игуменский корпус.

Розовая — Успенская церковь — классика (сер.18в.), одна большая тёмная глава-луковица и четыре очень маленьких луковичек.

Ярко-жёлтый — храм во имя всех Святых — классика (нач.20в.), одна темная миниатюрная маковка с золотым узором. Здесь же — Трапезная.

Справа от Колокольни:

Круглый пруд — со скамейками, есть подмостки, очень тихое место, видны спинки рыб. Это место, откуда все делают панорамные снимки монастырского ансамбля, и ещё все снимают поголовно! — отражение церквей или Колокольни в зеркале пруда.

Справа по стене от Колокольни — красно-оранжевая Часовня над родником.

Справа и за центральными церквями — белые Братские корпуса.

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским.

Интересно, что в местном говоре и в древних летописях название монастыря звучало как ДавЫдова пустынь, с твёрдым русским «ы».

Давыд или Давид (в миру Даниил из княжеского рода Вяземских) — ученик Пафнутия Боровского. В Боровском монастыре он пробудет — 40 лет. Там же — он встретит духовного друга Иосифа Волоцкого. И Давыд будет одним из 7-х монахов, которые поддержат Иосифа в разгоревшемся конфликте по поводу «строгости монашеского общежития». Именно отсюда из Боровска выйдут два устремления русского монашества: быть бедным физически, но духовно богатым (нестяжатели) и быть богатым в обоих случаях (иосифляне).

Очень важно понимание, что «иосифлянство» — это не «разложение монашества», а твердое желание видеть монастыри процветающими или «опорой царя, и одновременно отличаться строгим уставом и широкой благотворительностью». Мне очень запомнилась одна фраза, которую я где-то услышала: «благодаря иосифлянам наши русские монастыри такие торжественные и красивые». Только не надо сразу думать, что Иосиф Волоцкий — автор идеи «о праве церкви владеть недвижимым имуществом» ел икру ложками и носил соболиную шубу. Это же примитивное прямолинейное мышление. Сила истинного русского монаха — в духе. Сам Иосиф ходил с деревянным неокрашенным посохом, в схимнической темной одежде, нитяной мантии, питался очень скудно. Но монастырь у него — был на загляденье.

Читайте также:
Казанский храм в Ростове-на-Дону: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

С такими же идеями пришел сюда на эту землю и монах Давыд из Боровска.

Он выбрал замечательное сильное место — высокий берег реки Лопасни.

Вместе с четырьмя иноками-помощниками построил деревянные — две церкви, кельи, трапезную.

Самый древний и соответственно самый первый каменный храм в монастыре — белый Вознесенский собор (Вознесения Христова) . Он датирован — нач.16 века. Его перестраивали позднее, но фрагменты древней кладки остались до сих пор. Очень красивый храм, но внутрь мы не попали — было закрыто (здесь церкви открываются только во время проведения утренних и вечерних служб). Но из случайно долетевшего разговора телевизионщиков, бегающих с аппаратурой, мы поняли, что им собираются открыть эту церковь, чтобы они увидели чудесную икону Богородицы «Знамение».

Монастырь возводился медленно, даже очень медленно. В Смутное время был дочиста разорен литовцами. Мы считаем монастырь «иосифлянским», а значит «богатым», но в кон.18в. при Екатерине II он признан второсортным или заштатным, а в кон.19в. «пришёл в такой упадок, что в храмах нельзя было не только молиться, но и заходить внутрь было опасно: кладка расшаталась, древние фрески и штукатурка облетали, кровля прогнила».

Все храмы были закрыты, но мы каким-то чудом попали в центральную оранжевую Знаменскую церковь (в честь Знамения Пресвятой Богородицы) — именно с этой иконой пришёл сюда преп. Давыд из Боровска, а потом именно в этой церкви он нашёл упокоение, и в 1997 здесь были обретены его святые мощи.

Церковь открыл для нескольких человек-паломников подошедший батюшка. И внутри храма он водил людей, показывал им святыни и подробно рассказывал обо всём. Мы тоже, пользуясь случаем, зашли, и сначала я стеснялась подходить близко и слушать, а потом почувствовала — что он рассказывает для всех и эти люди не были его личными знакомыми, как сначала показалось.

Честно говоря, ни в одном русском храме — я не видела столько святынь.

Слева у алтаря под красивой резной сенью находится рака с мощами преп. Давида. Он пришёл сюда примерно в возрасте 60 лет, а ушёл в мир иной — примерно в 74 года. А потом стал появляться во снах разным людям, исцелять, помогать им, совершать чудеса — приглашал в гости к себе в Пустынь, спрашивая: «Что ко мне не побываешь?».

Слева у входа — головка Вифлеемского младенца (из 14 000 избиенных от Ирода). (Когда я подошла, батюшка даже открыл мне верхнюю стеклянную крышечку).

Справа от входа (всё, что я запомнила) — частички мощей Сергия Радонежского и его родителей, Кирилла Белозерского и тоже с родителями. Батюшка очень подробно рассказывал к каким мощам и с какой просьбой нужно прикладываться.

Как жаль, что я не запоминала — думала, вот приеду, почитаю, поищу и всё узнаю. Но оказалось — ошибалась. Вот всё, что удалось найти:

«Огромное количество святынь, привезенных из Греции и стран Ближнего Востока, привлекает в обитель паломников».

«Сейчас в монастыре находится частица мощей преп. Моисея Угрина в числе более ста пятидесяти частиц мощей святых угодников Божиих.

«Тут находятся частички мощей святых Николая Угодника, Евстафия Плакиды, Германа Аляскинского, Дмитрия, Авраамия и Исайи Ростовских, Ферапонта Лужецкого, Моисея Угрина. Есть даже ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев, частица подлинного Гвоздя Распятия Господня, частицы хитона Господня и ризы Пресвятой Богородицы».

Удивительное мистическое совпадение: Моисей Угрин (Венгр) — боярин, служивший князю Борису (сыну Владимира Красное Солнышко) и свидетель его убийства, а боярин Талец был участником (раскаявшимся) этого злодеяния. Мощи одного — в Давидовой пустыни, имя другого — у Талежа.

Давидова пустынь — это похоже чистилище душ.

В сер.30-х гг. монахам было приказано покинуть монастырь. «Кто смог — ушел к родственникам и знакомым в близлежащие деревни, а оставшихся в одну ночь увезли на грузовиках в неизвестном направлении. Через две недели собрали и тех, кто ушел, и также ночью увезли». На колокольне развевалось красное знамя. В храмах разместили клуб, столовую, спортивный зал, гаражи и склады.

В 1937 г. архимандрит Валентин, который ушёл жить в поселок — был убит «неизвестными».

В нач.90-х настоятелем Давидовой пустыни стал отец Герман, который пришёл для восстановления монастыря. Он рассказывал:

«Когда мы пришли в монастырь, то столкнулись с множеством проблем: в монастыре жили семнадцать семей, на территории монастыря находились сельскохозяйственный техникум, столовая, сельская администрация. Нас встретили не очень дружелюбно, особенно коллектив техникума (Чеховского механико-технологического). Директор техникума не хотел отдавать храмы. Зимой мы жили втроем в двух комнатах в угловой башне…».

«Когда мы стали обустраиваться, оформлять интерьер храма, то заказали два ковчега под частицы мощей. Их выполнили, сообщили мне стоимость, я собрал всю монастырскую казну и отдал за эти ковчеги, а на обратном пути думаю: «Господи, отдал ведь все деньги, на что завтра хлеб покупать будем, не знаю». Это было, помнится, в пятницу, а в субботу у нас служба: за Литургией молится благочестивая православная чета, которая после службы подает мне конверт: «Батюшка, это вам на восстановление обители». В воскресенье еще одна благочестивая чета молится за Литургией и после службы также подает мне конверт с пожертвованием. Я открываю эти два конверта, считаю пожертвованные деньги — и копейка в копейку выходит та сумма, которую я отвез за ковчеги. И я подумал: «Если бы я не пороптал, Господь бы больше послал, но поскольку пороптал, Господь, конечно, монастырь не оставил без копейки — все, что я потратил, Господь вернул…».

Читайте также:
Даниловский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

В 1995 г. — настоятель Герман был жестоко убит в своей келье «неизвестными, вскрывшими монастырский сейф».

В Давидовой пустыни есть Валентинов родник (в честь архимандрита Валентина), который находится «под монастырем, возле моста через реку».

Здесь сохранилась липовая Святая роща, посаженная преп. Давидом. По преданию он сажал деревья чудным образом — кверху корнями, чтобы показать силу Божию — и они все принимались

Мы зашли в церковную лавку и там монах за прилавком излучал благожелательность и всем говорил приятные слова. Про батюшку, открывшего церковь, я уже писала.

Хотелось бы завершить рассказ о Давидовой пустыни словами Чехова. Но нужных не нашла.

В таких ситуациях меня всегда выручает мой любимый Гоголь.

«Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших».

Вознесенская Давидова пустынь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:
«…В лета 7023 при державе царства Российского Государя Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея России при священном архиепископе Иоасафе митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустыню старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи маия в 31день. А Хатунь была со всеми волостями и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским. И якоже пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя благолепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мариям честного и славного ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и сoзда обитель и постави келии и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лето тоя же осмыя тысяща в тридесят седмое сентямбрия в 19 день на память святого великомученика Еоустафия и иже с ним… » Согласно иной версии, Хатунская волость в это время являлась частью Великого княжества Московского.

Известна она была и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особенное внимание оказывал ей царь Иоанн Васильевич (Грозный). На его средства в обители была начата постройка каменного храма, им была выдана жалованная тарханная грамота на владения «вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями».

В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предавали его пожару и разорению. В это время означенная грамота затерялась, но 1 апреля 1625 года была возобновлена царем Михаилом Федоровичем. До конца 18 века пустынь не отличалась своею материальною обеспеченностью – она имела небольшое количество вотчин, приносивших ей незначительный доход, и всегда нуждалась в средствах для содержания братии и поддержания в порядке своих храмов и прочих зданий. По этой причине она имела мало братии и даже приписывалась к другим монастырям.

Вотчины и различные владения пустыни находились в разных местах – в Серпухове, Малинской волости Коломенского уезда, Хатунской и Замыжской волостях Московского уезда, близ самой пустыни и в Москве.

В 1657 году по указу Святейшего патриарха Никона Давидова пустынь была приписана к новопостроенному Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, из ведения которого была исключена в 1667 году по указу царя Алексия Михайловича.

В 1712 году она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 году, по определению Св.Синода от 28 апреля – к Московскому Златоустому. Все это принесло пустыни лишь «напрасное разорение», на что и было обращено внимание Св. Синода. В 1727 году Св.Синод рассуждал о положении Давидовой пустыни и усмотрел, что ей «в виду ее строений и немалого числа крестьянских дворов можно особно быть, а не в приписке», почему 13 января постановил: «Давидову пустынь от Златоустого монастыря отрешить и быть ей особно по прежнему и монахов перевести паки в тое пустяню, также взятую из оной церковную утварь, хлеб, скот и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного Регламента, чтоб было не меньше 30 человек, собрать и держать, как св.правила повелевают неотменно».

Недостаточное материальное обеспечение пустыни заставляло настоятелей ее изыскивать средства к содержании. В 1760 году игумен Гедеон, указывая митрополиту Московскому на различные монастырские ветхости, писал, что «возобновить и построить их нечем, понеже в оную Давидову пустынь денежных доходов ниоткуда никаких не происходит, а от доброхотных подаятелей, и то, что пожелает подать, в той пустыни сборной книги не имеется». По резолюции от 23 декабря 1760 года было велено дать книгу «на испрошение милостыни» на шесть лет.

По штатам 1764 года Давидова пустынь лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своем содержании. Однако на следующий год ее положение значительно улучшилось. По указу Консистории от 17 марта 1765 года к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упраздненной Морчуговской пустыни. Тогда же была приписана и часовня, находившаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упраздненному Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельной деятельности Давидовой пустыни и обеспечению ее в средствах содержания на будущее время.

Из документов 17-18 веков видно, что в Давидовой пустыни всегда было мало братии. В 1657 году в ней жили казначей – старец Иосиф, два черных попа – Харлампий и Ефрем, пять рядовых старцев – Рафаил, Феодосий, Гурий, Нафанаил и Авраамий, четверо слуг, конюх, хлебник, и церковный дьячок Офонка Харитонов.

Читайте также:
Екатерининский собор в Краснодаре: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, мощи и святыни

В ведомости, составленной в августе 1731 года, значатся: два иеромонаха, из них один казначей, три иеродиакона, пять клиросных (из них один ризничий), семь простых монахов, из них один часовенный. Из всех только четверо постриженики Давидовой пустыни. В 1730 году были приведены к присяге: 1 игумен, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, 14 монахов и 13 служителей.

К концу 18 века Давидова пустынь стала приходить к упадку. Некоторые из ее настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря, или же исполняли различные поручения Епархиального начальства, не жили во вверенной их попечению обители, почему и не могли, конечно, заботиться должным образом о ее благосостоянии. В среде братии бывали нестроения. В 1792 году вследствие жалоб на строителя, иеромонаха Иоакинфа, митрополит Платон заметил в пустыни «расстройство, а в строителе малое старание или способность, так что служить некому». Все это заставило Епархиальное начальство обратить особенное внимание на Давидову пустынь.

Для поднятия ее благосостояния было решено ввести в ней общежитие (прп. Давид, вышедший из Пафнутиева общежитильного монастыря, несомненно, и своей обители дал такое же устройство. Но уже в документе 1627-28гг она называется «монастярь-особняк», что указывает на то, что в это время, т.е. через 100 лет после кончины Преподобного, обитель его была монастырем необщежительным). Дело это было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря иеромонаху Макарию, известному своею строго-подвижническою жизнью. Для заведения такого же общежития, «как в Оптином монастыре», по рекомендации иеромонаха Макария, владыка определил в строители Давидовой пустыни иеромонаха Иосифа из братии Николо-Пешношского монастыря, а также направил с ним в помощь иеромонаха Герасима, и еще четыре человека братии для помещения в число братства Давидовой пустыни.

Новые насельники с весны следующего 1799 года приступили к возобновлению пустыни: во всем монастыре кровли покрыли вновь. Ветхости в церкви частью исправили, ризницу всю перечинили и новую прибавили, завели новый порядок богослужения и общего жития и таким образом, пустынь прп. Давида стала принимать другой вид.

С введением общежития число братии увеличилось. В конце 1812 года в обители состояли: строитель-иеромонах, два иеромонаха, два монаха, 11 послушников. В 1915 году – настоятель Архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов и около 50 послушников. Среди братии всегда были люди, украшенные высокими христианскими добродетелями. Память о них и доселе жива в обители. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости, он предсказал конец Севастопольской войны. Такое же смирение имел и монах Алитий, также служивший на кухне. Достоин упоминания и юродивый Сергий, келейник архимандрита Иоанникия.

В 19 веке Давидова пустынь постепенно благоукрашалась, воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Была построена ныне существующая колокольня.

После отобрания в 18 веке монастырских вотчин за обителью остались: часовня близ Москворецкого моста в Москве, подворье с часовней у Арбатских ворот, подворье с часовней и землей у Калужских ворот, Егорьевская пустошь, пашня, лес и мельница под монастырем.

В 1860 пустынь была наделена лесом близ ст. Сходня, из казенных лесных дач.

Подворье у Калужских ворот было передано с разрешения Московской духовной Консистории от 20 сентября 1891 года Серпуховскому Владычному монастырю во всегдашнее владение, Арбатское подворье было дано во временное пользование бедному Дмитровскому Борисоглебскому монастырю в 1881 году, а в 1914 году возвращено обратно Давидовой пустыни.

Давидова пустынь в 19 веке делала щедрые пожертвования на нужды епархии и, кроме того, служила делу религиозно-нравственного просвещения окрестного населения, для которого были открыты две церковно-приходских школы: в 1894 году мужская двуклассная, а в 1905 году смешанная одноклассная. Попечителем обеих школ состоял настоятель пустыни, архимандрит Валентин.

В начале пятого столетия своего существования пустынь прп. Давида находилась в состоянии полного благоустройства во всех частях. Святые храмы ее отличались благолепием и чистотою, во внутренней жизни братии наблюдались полный порядок и благочиние.

Монастырь занимал обширное пространство, обнесенное каменною стеною с башнями по углам. На западной стороне ее колокольня со св. воротами под нею, рядом проезжие ворота. Внутри монастыря, считая по левой стороне от колокольни, расположены: просфорня и рухлядная, настоятельский корпус. Успенский храм, новый собор во имя Всемилостивого Спаса, трапеза с храмом Всех Святых и примыкающим к нему братским корпусом и хлебным амбаром, по правой стороне от колокольни, четыре братских корпуса, их них один старый трехэтажный, другой двухэтажный, богадельная, водопровод и артезианский колодезь на южной стороне. В центре три храма Вознесения Господня, Николая Чудотворца и Знамения Пресвятой Богородицы с кладбищем, садом и цветниками около них. За монастырем три гостиницы, конный и скотный дворы, пчельник, баня, мельница и два пруда, липовая роща с южной стороны и двухклассная церковно-приходская школа.

После переворота 1917 года судьбы монастыря стала схожей с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание святынь, изгнание монахов, скидывание крестов, костры из икон… В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятель и братия репрессированы. Так, в одночасье были загублены четыреста лет славной истории монастыря, преданы забвению подвиги его подвижников.

Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 50-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью была разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском храмах и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами придавался «некультовый вид». Стиралось воспоминание о славном прошлом. Новые власти пытались наладить новую «культуру», новую «духовность», заставить людей забыть веру отцов, свои корни. Даже поселок, выросший рядом с монастырем, был переименован в «Новый быт». Но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей, из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа нашего Иисуса Христа.

Читайте также:
Церковь Серафима Вырицкого в Вырице: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1992 году жителями посёлка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди стали проводить там совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря.

В 1995 году настоятелем был назначен иеромонах Герман, который до этого назначения с 1989 г. был настоятелем Покровского храма, а затем старшим священником Покровского женского Ставропигиального монастыря в г. Хотьково.

Вместе с двумя юными послушниками настоятель начал работы по подготовке одного из храмов к совершению службы. Не всё было гладко на пути возвращения нормальной литургической жизни, много препон чинилось со стороны некоторых лиц.

Но в первую субботу Великого поста была совершена первая Божественная Литургия, а 1 июня 1995 года на престольный праздник обители за Божественной Литургией, которую совершил правящий Архиерей Московской Епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни, иеромонах Герман был возведен во игумена обители с вручением игуменского жезла.

Монастырская жизнь идёт своим чередом: ежедневная служба, утреннее и вечернее правило, труд по восстановлению храмов и другие послушания. Усердием братии монастыря составлены служба с Акафистом основателю обители преподобному Давиду.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, страждущие плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих.

В 1996 г. монастырю супругами Владимиром и Ириной Истомиными была подарена звонница из 7 колоколов, которую освятил Владыка Ювеналий, посетив обитель в Светлую среду 17 апреля 1996 года.

В 1997 году 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви.

Сейчас мощи находятся в Знаменском храме, изначальной его усыпальнице. По обретении мощей преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель. Молитвами отца нашего Давида зимой 1997 года начались работы по восстановлению Знаменского храма.

И первая группа реставраторов прибыла в монастырь в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря 1997 г., в чем виден особый промысел Божий и покровительство Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В икону Божией Матери Знамение вставлены два ковчежца с частицами от Хитона Господня и Ризы Пресвятой Богородицы.

Обитель неоднократно посещали и Владыка Митрополит, и Преосвященный Архиепископ Григорий, совершая в древних стенах обители Божественную Литургию. В апреле 1998 г. обители был пожертвован колокол весом в 1 тонну. 5-го июня в день отдания праздника Вознесения Господня колокол был установлен на колокольне.

В 1999 году в обители почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

19 сентября 1999 года Знаменская церковь обители освящена полным чином Преосвященными Григорием, архиепископом Можайским, в сослужении Иосифа, епископа Угличского. Богослужение теперь совершается во вновь освященном храме.

2000 год ознаменовался празднованием Великого Юбилея Боговоплощения. В юбилейном году в обители произошли некоторые изменения. Колокольня, доминирующая над всем комплексом пустыни, полностью отреставрирована. Золоченые купол и крест видны издалека. На колокольне установлены часы. Некогда бой механических часов возвещал окрестностям о течении времени. Сейчас вновь малиновый звон четвертей, отбиваемых часами, и мелодии церковных песнопений напоминают о скоротечности нашей жизни.В соборе воссоздан иконостас. Древние иконы вновь украшают стены Вознесенского собора.5 июня 2003 года было совершено Великое освящение древнего Вознесенского собора пустыни. Освящение совершил по благословению Владыки митрополита Ювеналия Преосвященный Григорий, архиепископ Можайский. Трапезный храм во имя Всех святых обрел соответствующее завершение.

Воссозданы купол и крест. Внутри храма восстановлен интерьер: сияющий золотом иконостас, киоты на стенах, настенная живопись. На иконах нижнего ряда иконостаса изображены святые, подвизавшиеся в Подмосковье и имеющие малую известность.
Это – преподобные Савва Стромынский, Владимир Белопесоцкий. Среди святых изображенных в местном ряде иконостаса есть и новопрославленные: священномученик Константин Богородский, праведный Василий Павлово-Посадский, блаженная Матрона Московская. Иконостас трехъярусный. Второй ярус традиционно украшают иконы двунадесятых праздников и событий из жизни Христа. Третий же ярус украшен венцом, в который вставлены образа святых новомучеников и исповедников Российских. Святители Тихон, Патриарх Московский, Владимир, митрополит Киевский, Петр, митрополит Крутицкий, и многие другие исповедники веры Христовой, в годы лихолетий положившие жизни свои на Алтарь служения Богу.

В храме на стенах старинные реставрированные иконы. Киоты выполнены в одном стиле с иконостасом. 26 октября трапезный во имя Всех Святых храм обители освящен Высокопреосвященным Григорием, архиепископом Можайским.

По окончании Божественной Литургии были перезахоронены останки погребенного на монастырском кладбище генерала Дохтурова Д.С., героя Отечественной войны 1812.

Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. И вновь отражаются храмы обители в зеркальной глади пруда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: