Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание, расписание служб

После крещения русский народ ещё долго не мог оставить языческие верования. Одним из них было поклонение Купале. Праздник отмечался в день летнего солнцестояния. Он слился в народном сознании с Рождеством Иоанна Крестителя, которое праздновалось 24 июня. Многие москвичи приезжали в этот день к слиянию рек Пресни и Москвы-реки, чтобы совершать ритуальные купания и другие языческие обряды.

Такое положение дел тревожило отцов церкви. Чтобы вразумить крещёных людей и прекратить безумное поклонение бесу, патриарх Иеоким велел на этом месте построить храм в честь великого пророка и проповедника покаяния Иоанна Предтечи.

Строительство

В 1687 году храм уже стоял на своём месте. В 1714 году деревянная церковь сильно обветшала. Было принято решение построить на её месте новый каменный храм. Строительство растянулось на долгие годы. Лишь в 1734 году состоялось освящение храма с новым приделом во имя святого мученика Иоанна, которого очень почитали в Москве.

Икона святого Иоанна Воина написана иконописцем Тимофеем Кирилловым и была ещё в старой деревянной церкви.

В 1804 году сгорела деревянная колокольня. Через 6 лет была построена новая, в модном тогда стиле ампир. Были планы строительства трапезной части храма, которая бы соединила древний храм с новой колокольней, но им помешала война 1812 года.

К строительству вернулись лишь в 1824 году. Архитектор Фёдор Михайлович Шестаков достойно справился с нелёгкой задачей, совместить основной четверик петровского времени классицистическую колокольню. В храме появился ещё один предел Софии Премудрости Божьей.

Описание

В конце XIX века во время капитального ремонта алтарные преграды пределов Софии Премудрости Божьей и святого мученика Иоанна Воина были заменены на более удобные резные иконостасы, подражавшие древним образцам. Фрески трапезной части выполненные в 1894 году, копируют фрески из храма Христа Спасителя в Москве. В главной части храма за основу взяты росписи из Свято-Владимирского Собора в Киеве.

Знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов с учениками, принимал участие в росписи и создании мозаик. В сводчатой части алтаря, он выполнил композицию Христос Иммануил. На противоположной стороне над гробницей полукруглая роспись Положение во гроб. Авторская копия киевского образца.

Неожиданно выглядит мозаичное панно оконных проёмов, выполненное в стиле модерн. Мозаика равноконечный крест с монограммой на голубом фоне. Крест наложен на перекрещивающийся четырёхугольник. Эту тему развивают отходящий от креста радугой сферы. Эта иконография восходит к древним образцам и символизирует Бога Творца и жертвенную любовь. Авторство этой композиции также приписывают Васнецову.

В иконостасе главного алтаря сохранились иконы прежней деревянной церкви, выполненные царскими изографами конца XVII века:

  • Божьей Матери;
  • Господа Иисуса Христа;
  • Рождества святого Иоанна Предтечи;
  • Всех Скорбящих Радости;
  • Акафистная.

Слева находится главная чтимая икона Иоана Предтечи, перед ней в праздничные дни ставится для поклонения верующих ковчег с частицей мощей Иоанна Крестителя.

Советское время

Во время гонений на Русскую православную церковь из старинного краснопресненского храма были вывезены не только драгоценные ризы икон, но и изъяты многие древние образа. На протяжении веков здесь почитались иконы Божьей Матери Фёдоровская и Святого мученика Кира. Тут же хранился ларец с его мощами, которые были принесены сюда грузинским митрополитом в начале XVIII века. Они пропали после революции.

Храм святого Иоанна Предтечи в XX веке не закрывался. В начале войны, когда хотели превратить церковь в склад, монахиня Епимистия заперлась в нём и никого не пускала. Несколько дней она жила в холодном неотапливаемом помещении, и власти отступили. На пасхальную службу весной 1944 года здесь собралось около 6 тыс. человек. Люди заполнили вместительный двор и переулки возле церкви.

Многие храмовые иконы были принесены сюда из закрывающихся в советское время церквей в районе красной Пресни:

  • Филарета Милостивого;
  • Сергия Радонежского с клеймами жития;
  • Божьей Матери Никейская;
  • Неопалимая Купина;
  • Великомученика Пантелеймона.

Расписание богослужений

В будние дни в 7:30 Божественная литургия. В 17:00 Вечерняя. В воскресенье и в дни церковных праздников проходят специальные службы.

Храм находится рядом со станцией метро «1905 года». Малый Предтеченский переулок, дом 2.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
    • Православная Москва
    • Нарушение прав верующих УПЦ
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Епископ Бронницкий Амвросий: Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне нуждается в любви и заботе

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне — одна из немногих незакрывавшихся в советское время церквей Москвы. Храм является памятником архитектуры. Сегодня нынешнему настоятелю храма епископу Бронницкому Амвросию приходится прилагать немало усилий для восстановления храма в первозданном облике. Об этих и других особенностях жизни Предтеченского храма владыка Амвросий рассказал корреспонденту официального сайта Московской Патриархии.

— Владыка, престольный праздник храма, в котором Вы являетесь настоятелем — Рождество Иоанна Предтечи. Чем для Вас близок этот святой?

— Когда летом прошлого года Святейший Патриарх назначил меня настоятелем храма Иоанна Предтечи на Пресне, я неожиданно обнаружил доселе незамечаемую мной связь с Иоанном Крестителем. Когда я впервые посетил Иерусалим, то местом моего проживания был Горненский монастырь — на этом месте когда-то жил Креститель. Затем свою первую Литургию уже в архиерейском сане на Святой Земле я совершил также в этом месте. При назначении меня викарным епископом Кемеровской епархии, я получил титул «Прокопьевский» и в самом городе Прокопьевсе кафедральный собор также был посвящен Предтече. Для себя я объясняю эти совпадения тем, что святой, чье имя я ношу — преподобный Амвросий Оптинский, также был связан с Предтечей — и служил в ските ему посвященном, и также, как Предтеча принимал и ободрял людей, приходящих к нему. И потому, когда я получил назначение в этот святой храм, то увидел в этом несомненное проявление Промысла Божия.

Читайте также:
Троицкий храм Королева: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

— Настоятелями этого храма были многие известные священники, в частности, последним настоятелем перед Вами был протоиерей Николай Ситников. Какие воспоминания сохранились в приходе об этих людях?

— Да, действительно, в храме служили многие известные московские священники, например отец Димитрий Дилекторский, который знал блаженную Матрону и регулярно навещал ее для исповеди и причастия, когда она жила в Староконюшенном переулке.

Безусловно, самую добрую память оставил о себе и отец Николай Ситников, прослуживший настоятелем этого храма многие годы. Замечательно то, что отец Николай буквально вырос и получил духовное воспитание именно в этом храме — он начинал здесь еще мальчиком пономарить и прожил в этом храме всю свою жизнь. К сожалению, я не застал отца Николая, но тот дух, который присутствует в храме, свидетельствует о нем, как о добром и мудром священнослужителе. В последние годы в связи с болезнью он не смог принимать активное участие в жизни прихода и потому некоторые люди пользовались этим в своих личных интересах. Отец Николай в жизни терпел много скорбей и от властей и от близких ему людей. Его и матушку несколько раз избивали грабители. Но он был очень стойким и, главное, добрым человеком.

Отец Николай был вынужден в советское время общаться с назначаемыми властями старостами, которые не давали ему многого сделать. Но он как тяжелый корабль, плыл вперед, несмотря на бури и шторма. И мне кажется, что благодаря таким священникам, как отец Николай многие храмы в Москве были сохранены от разрушения и поругания. Не так давно, накануне его дня ангела я совершал панихиду на его могиле вместе с немногими прихожанами и чувствовалось его незримое участие в жизни прихода, в первую очередь благодаря тем добрым делам, которые он сделал за многие годы своего настоятельства.

— Владыка, Вы совмещаете архиерейское служение с настоятельством — не самая обычная ситуация. Чем отличается настоятель-архиерей от обычного настоятеля?

— Мое основное послушание — викарий Святейшего Патриарха, поэтому основную часть своего времени с понедельника по пятницу я провожу здесь, в Чистом переулке. С утра до вечера я нахожусь в кабинете или на каких-то мероприятиях по благословению Святейшего. Но, поскольку я живу при храме, утром я могу дать те или иные распоряжения, а вечером проверить их исполнение. Так что в управлении приходом я принимаю самое активное участие.

— Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне — одна из архитектурных доминант этого района, красивейший храм, являющийся историческом памятником . Наверное, много трудов приходиться полагать на восстановление и ремонт храма?

— Время и человеческое равнодушие делают свое дело. Когда я пришел на приход, многое нуждалось в реставрации, а что-то находилось в катастрофическом состоянии. В алтаре было обнаружено три уровня пола, два прогнивших деревянных и нижний — каменный, но местами потрескавшийся, а местами превратившийся в труху. Поэтому мы сделали новый белокаменный пол. Но вместе с этим архитекторы неожиданно обнаружили, что за тремя, а иногда и за пятью слоями живописи и покраски находятся прекрасные васнецовские фрески — в алтаре это цветочные орнаменты. Поэтому мы решили их восстановить, и сейчас проходит очень кропотливая и неспешная работа по расчистке старых росписей, которая продлится еще несколько месяцев. Также росписи Васнецова и его школы существуют под слоями записи и в самом храме, но сейчас у общины нет тех громадных средств, которые требуются для осуществления этих работ. Помимо этих трудов, проходит и ремонт несущих конструкций и замена перекрытий крыши и внешний ремонт. Кроме того, поскольку храм иногда не закрывался, в нем сохранились многие антикварные элементы убранства и богослужебные принадлежности — недавно мы восстановили прекрасное центральное паникадило, уникальное 22—киллограмовое напрестольное Евангелие, одно из редчайших в Москве. После исследования колокольни мы заказали новый комплект колоколов, который уже частично оплачен и находится в изготовлении. Много проводится и других работ. Храм требует любви, заботы и многих материальных средств.

— Какое участие принимает Управа в деле восстановления храма?

— Несмотря не то, что про наш храм писали и показывали сюжеты по телевидению, никакой помощи от государственных и муниципальных структур пока мы не получали. Это странно, поскольку наш храм — очень известен по всей Москве и является одним из прекраснейших памятников архитектуры своего времени. Вместе с тем, мы бесконечно благодарны тем людям, которые нам помогают. Это и наши прихожане, которые вносят свою посильную лепту в восстановление храма, и все те жертвователи, которые по собственному произволению помогают нашему храму. Кроме того, у нас работают прекрасные подрядчики, которые подчас вынуждены ожидать выплат, поскольку приход не всегда может сразу изыскать необходимые для оплаты средства.

— Владыка, расскажите о священниках, которые служат в храме и помогают Вам.

— В нашем храме 4 штатных священника и два диакона. Все они поочередно совершают богослужение, исполняют необходимые требы. Игумен Пимен (Цаплинов) занимается всеми вопросам, связанными с ремонтом и строительством, священник Дионисий Лобов несет попечения о просветительской деятельности, занимается воскресной школой и курирует нашу молодежь, которая регулярно собирается в храме. Многие знают, что в нашем храме служит известный миссионер диакон Андрей Кураев. Он является сверхштатным священнослужителем. То есть участвует в богослужение по мере своих возможностей, поскольку его основное послушание находится за пределами прихода. Но и жалование он получает соответственно своему участию в жизни прихода.

— Какая внебогослужебная деятельность осуществляется на приходе?

Читайте также:
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском: история и адрес, описание, архитектор

— Как я уже говорил, в нашем храме существует молодежное движение. Когда я стал викарием Святейшего, мы стали искать пути привлечения молодежи в храм. Для этого мы постарались собрать здесь все крупные православные молодежные организации. Поэтому сейчас при храме существует своего рода штаб, который собирается еженедельно, ребята обсуждают свои проекты, общаются, иногда помогают с ремонтом. Их окормлением занимается отец Дионисий. Пока что самым главным делом молодежи стало проведение форума «Вера и дело». Стоит отметить самостоятельность современной молодежи. Я всегда стараюсь не давить на них, не смущать их своим саном, а смотреть и слушать, что они говорят — это всегда интересно и полезно. Кроме того, у нас есть воскресная школа, в которой учится около 50 человек. Приход помогает детскому дому № 62. Несколько раз в год мы собираем машины с продуктами и отвозим их Ярославскую область, в те детские дома, где действительно очень тяжелая ситуация и нужна наша помощь.

— В храме существует сайт, планируете ли Вы расширять и улучшать его?

— Тот сайт, который существует сейчас, появился несколько лет назад, но время идет вперед и мы планируем улучшать и обновлять наш сайт. Мы намереваемся уйти с площадки ortodoxy, чтобы у сайта появился прямой адрес; будет действовать ежедневно обновляемый календарь, раздел по истории храма, появятся фотоальбомы. Также мы планируем сделать раздел «вопросы священнику», будем публиковать материалы по богословию, вопросам семейной жизни. Также очень важно, что многие из наших клириков и прихожан — люди пишущие, их статьи также будут публиковаться на сайте.

— Владыка, приближается престольный праздник храма, безусловно, главный день года для прихожан. Что будет происходить в этом году 7 июля в Предтеченском храме?

В этом году мы совершаем богослужение в правом Софийском приделе, в 15.00 начнется малая вечерня с акафистом Иоанну Предтече, после которой будет совершаться исповедь, в 17.00 — Всенощное бдение, а на следующий день — в 7.30 водосвятный молебен, затем в 9.00 праздничная Божественная литургия и крестный ход. После богослужения во дворе храма мы будем рады предложить нашим прихожанам праздничное утешение.

Кроме того, мы планируем, что в день нашего праздника вместе с фондом «Расправь крылья!» мы соберем пожертвования для детей-сирот. Мы надеемся, что после молитвы Иоанну Предтече, который сам был сиротой, это святое дело послужит всем нам во благо. И хотя наш храм нуждается в средствах, в этот день все собранные деньги приход перечислит в фонд помощи детям-сиротам. Мы верим, что Святой Иоанн Креститель всем тем людям, которые решат помочь сиротам в этот день, будет молитвенником и ходатаем у Престола Божия.

Софрониевский мужской монастырь в Путивле

На берегу речки Молчанки на вершине горы Чудной расположился величественный Софроновский монастырь Московского патриархата. По отзывам паломников и туристов Софроновская обитель Путивля является уникальным духовным центром, наполняющим душу особым теплом и светом.

Исторические данные о строительстве мужской обители в Путивле

Недалеко от Молчанского монастыря расположился Софрониевский комплекс, названный так в честь игумена Софрония, благодаря служению которого обитель стала одной из крупных в империи России.

Другие православные храмы:

По одной из версий монахи Киево-Печерской Лавры покинули Киев после разорения святынь татарами, переселились в Путивль, где вырыли кельи прямо в Чудной горе, чтобы молиться в уединении. Постепенно намоленное место обрастало постройками и переросло в монастырь.

Полное название этой уникальной святыни мира — Софрониево — Молчанский Рождества Пречистой Божьей Матери Печерский мужской монастырь, основанный в 1405 году на месте явления иконы Богородицы.

Митрополит Киприан, когда до него дошла эта чудная новость, приказал на святом месте воздвигнуть храм, который сожгли в 1592 году орды татар. Почти сто лет никто не пытался восстановить Молчанскую пустыню, пока не поступило распоряжение царя Алексея Михайловича.

Руководил восстановительными работами настоятель обители преподобный Софроний, чье имя носит святыня и поныне. Более десяти лет понадобилось настоятелю, чтобы Софроновский комплекс стал самостоятельной единицей в 1670 году.

В начале XX века в монастырских кельях насчитывалось до 300 насельников. В то время в Путивльском комплексе было до 48 построек, среди них храм Рождества Божьей Матери, церковь Благовещения, Успения, Покровская и другие.

После революции обитель закрыли, в ее стенах устроили детский приют, затем там был лагерь военнопленных, в войну ее занимали войска Ковпака. К концу XX века в Софрониевском комплексе остались полуразрушенными:

  • Покровский храм;
  • трапезная;
  • ризница;
  • церковь Ильи Пророка.

После восстановления в 1999 году,1 сентября настоятель, отец Герман провел первое богослужение в восстановленной обители Путивля.

Паломников и туристов привлекают подземные пещеры, которые расположились в три этажа, некоторые из них построены или выкопаны в XIII веке. Прихожане часто уходят в пещерные кельи, чтобы в молитве покаяния оставить там грехи. В простоте пещер по-особому открывается красота Божьей благодати.иМонахи обители подчеркивают, что их обитель имеет большую славу в Небесах.

Современное состояние Софрониевского монастыря

Архимандрит Николай возглавляет святую обитель с 2009 года и делает все для реконструкции и сохранения старинного монастыря. Символом вечности Софрониевского комплекса являются растущие у его стен вековые дубы, обнять их пытаются все посетители обители.

Восстановление дороги в село Новая Слобода, которое расположилось в нескольких километрах от Путивля, способствовало росту паломников, посещающих святыню круглый год.

Атмосфера чистоты и света чувствуется с первого мгновения пребывания в храмах с многовековой историей. Кто побывал здесь однажды, обязательно возвращается вторично, у многих возникает желание пожить в стенах обители хоть несколько дней, чтобы наполниться Божьей благодатью.

Святыни храма

В 2001 жителя края был сделан подарок святой обители — икона Иверской Богоматери. Первая свеча в Свято-Ильинском храме была зажжена на богослужении 2002 года.

От Украинского представительства Московского патриархата была подарена еще один святой образ — икона великомученицы Варвары.

Сумская администрация благословила монастырь образами Спасителя и Богородицы.

Священная вода в монастырском колодце освящена митрополитом Киевским Блаженнейшим Владимиром.

С возрождением христианской святыни на Чудной горе возрождаются христианские души.

Читайте также:
Храм Илии Пророка в Черкизове: история и адрес, святыни и праздники

Важно! 19 мая Софроновская обитель отмечает праздник возвращения иконы Иверской Божьей Матери, которая долгое время просто лежала в одном из сараев местных жителей, затем была ими найдена и передана в дар Молченскому комплексу, находящемуся в селе Новая Слобода.

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Мiръ Украина Сумская область село Новая Слобода Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Софрониевский монастырь (полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы)

— православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области.

Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Местонахождение
  • 7 Где остановиться
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

В описании 1837 г. (известно по ссылкам на него в 1895 г.) основание монастыря гипотетически отнесено к периоду между Крещением Руси (988) и кончиной св. равноап. князя Владимира (1015); в описании 1845 г. (издавалось в 1846 и 1880 гг.) основание приписано инокам Киево-Печерской Лавры и связано с их уходом из разоренного монголами Киева (1240); описание 1895 г. предлагает компилятивную версию: обитель возникла до вторжения монгол, но была малолюдной, а после 1240 г. в число ее братии вошли иноки Лавры. В XVII-XVIII вв. в пустыни был записан ряд преданий, возводящих ее историю к XIV-XV вв. В 2002 и 2004 гг. археологическая экспедиция Глуховского государственного историко-культурного заповедника обнаружила в пустыни следы деятельности монастыря в домонгольский и послемонгольский периоды (основным датирующим материалом стали фрагменты керамики образцов XII-XIII и XIII-XIV вв.).

Одно из письменных преданий гласит: «Волею Божиею, на место сие приидоша от киевских пределов два отшельника-монаха, и обретше… малу пещеру, и обновиши ю, живяху в ней, ничтоже стяжавая, токмо имеша у себя образ Пресвятыя Богородицы, Ей же выну моляхуся во дни и нощи, питахуся же овощием и подаянием христолюбцев. И так, богоугодно пожиша, скончашася, и положены быша в пещере». Описание 1845 г. утверждает, что в предании говорилось о приходе иноков в 1300 г. на пустынное место (возможно, дата привязана к синхронному летописному сообщению: «Не стерпя насилия татарского… весь Киев разбежался»); описание 1895 г. дополняет эти сведения: уже во времена Литовского князя Ольгерда (1345-1377) монастырь имел настоятеля архимандрита Филарета и получал подать от вельмож города Путивля, затем был разорен «от нахождения варварскаго и иных разных людей», а после некоторого времени запустения сюда пришли 2 киевских инока.

После кончины иноков гора вновь опустела, – здесь иногда бывали лишь пчеловоды, собиравшие мед в окрестных лесах. 18 сент. 1405 г. однажды пришедший на гору пчеловод увидел сияние, исходившее от липового дерева. Подойдя ближе, он обнаружил стоящую на липе икону Божией Матери, поклонился и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!» Помолившись еще, пчеловод отправился в Путивль, где и рассказал обо всем случившемся. Далее предание гласит: «Благочестивии же люди града Путивля, со священники собрашася многи, с оным человеком идоша на то место, идеже явися святая икона, и видев ю, со слезами и радостию певша молебная пения, поклоняхуся. И тогда быша чудеса многи и исцеления болящим. И в то время на сем месте устроиша мал храм молитвенный (вероятно, часовню) и в нем, снемше со древа, поставиша чудотворную ту икону». Затем путивляне отправили гонца в Москву к митрополиту свт. Киприану за благословением «на оном месте построить церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы». Благословение было дано, и «тако… на сем пустынном месте построися монастырь общежительный, и игумен бысть с братиею, и поставлена церковь деревянная… И от того времени от чудес Пресвятыя Богородицы прославляшеся сие место».

Описание [ править ]

Монастырский мыс завершают 2 клиновидных выступа, направленных на юго-запад и юго-восток. От старинной застройки монастыря сохранились лишь некоторые наземные каменные сооружения: надвратный Покровский храм, бывший трапезный корпус, бывший «новый» больничный корпус с храмом св. прор. Илии, арка Южных ворот с частью ограды; надвратный Покровский храм находится на средине продольной оси мыса; бывший трапезный корпус – на юго-восточном выступе; бывший «новый» корпус больницы – на юго-западном; Южные ворота с частью ограды – на окончании юго-западного выступа мыса.

В треугольнике между Покровским храмом и названными корпусами находилось ядро архитектурного ансамбля обители; к северу от Покровского храма по обеим сторонам дороги в Новую Слободу простирались монастырские сады; кроме сада, к западной стороне дороги прилегал прямоугольный Гостиный двор с помещениями для паломников; юго-восточнее корпуса трапезной, на склонах выступа мыса находился хозяйственный («экономский») двор.

На территории монастыря сохранился также ряд подземных помещений: погреба уничтоженного корпуса ризницы, стоявшего к северо-западу от трапезной, и несколько комплексов пещер под восточными склонами мыса. Самый примечательный из пещерных комплексов расположен под оконечностью юго-западного выступа (он обложен по стенам и сводам кирпичом, имеет подземный храм; вход в комплекс находится на юго-восточном склоне выступа мыса).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы со Святыми вратами обители в 1-м этаже возведен в 1757 г. в стиле барокко (отреставрирован в 2003-2004 гг.). Восточнее храма на одной с ним оси располагался 2-этажный каменный настоятельский корпус (1-я пол. XIX в.). На юго-запад от Покровского храма находилась каменная церковь Вознесения Господня (1801-1808 гг.); к ее северной и южной боковым стенам примыкали торцами 2 больших каменных 1-этажных помещения: северное занимали больница и аптека, южное – кельи и просфорня.

Бывший трапезный корпус построен на стыке XVII-XVIII вв. Западную часть здания занимает палата, своды которой опираются на 2 квадратных в сечении столпа; в полуподвале корпуса с восточной стороны находится еще одно помещение палатного типа – с единым центральным столпом. При ремонте и реконструкции в нач. XXI в. над восточной половиной здания сооружен высокий купол. Северо-западнее бывшей трапезной сохранились погреба в корпусе ризницы, который со времени постройки во 2-й пол. XVII в. и до нач. XIX в. служил домом настоятеля.

Читайте также:
Серафим Тяпочкин: житие и биография старца, могила, почитание

К северо-востоку от ризницы находился каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Исследователи XIX в. относили завершение его постройки к 1734 г.; современные ученые датируют первичное каменное сооружение временем ок. 1630 г.; позже храм неоднократно перестраивался и до времен революции дошел в том виде, какой обрел в нач. XIX в. Севернее ризницы, почти параллельно храму Рождества Пресвятой Богородицы, стоял другой каменный храм, 2 этажа которого, с нижним Благовещенским и верхним Успенским приделами, были сооружены в 1710 и 1718 гг. К западному торцу здания примыкала колокольня высотой ок. 50 м (рубеж XVIII-XIX вв.). Юго-западнее ризницы, на верхнем краю впадины между выступами мыса стоял 2-этажный каменный братский корпус (нач. XIX в.).

Бывший «новый» больничный корпус с храмом св. прор. Илии построен в 1911 г. в так называемом неорусском стиле, декор его неоштукатуренных фасадов выполнен кирпичной кладкой. Южнее этого здания, на конце выступа мыса, находятся 3-арочные Южные ворота обители, от которых полумесяцем на северо-запад и северо-восток тянутся уцелевшие части старинной ограды.

На восточных склонах мыса находится несколько комплексов иноческих пещер. Наиболее примечательный комплекс залегает под окончанием юго-западного выступа мыса, в пределах участка площадью ок. 55 х 45 м. Вход в подземелье расположен на склоне к юго-востоку от Южных ворот. Комплекс состоит из подземных коридоров, келий и храма. Стены и своды подземелья обложены кирпичом, датируемым XVIII в. В сводах храма закреплены железные связи (по мнению ученых, это свидетельствует об открытом способе сооружения данного комплекса пещер: сначала вырыли котлован, затем построили в нем пещерные улицы, кельи и храм, а в завершение поверх сводов насыпали землю). В описаниях XIX в. пещерная церковь упоминается как «возобновленная» в 1766 г. и тогда же освященная в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских; согласно тем же описаниям, в 1805 г. храм переименовали в честь Рождества Христова.

Святые [ править ]

14 апр. 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. 28 июня 2009 г. в пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых.

* Прп. Софроний (Батоврин)

Из уцелевших текстов грамот известно, что во 2-й пол. XVII в. в пустынь были переселены отшельники Ширяевского леса под Путивлем – Александр и Софроний с их сподвижниками. Иеромонах Александр, по преданию, явился в Ширяевский лес «от пределов киевских». Об о. Софронии историографы пустыни XIX в. пишут, что он – уроженец Путивля, в миру Стефан Батоврин, «знатный купеческий человек», решил стать монахом, оставил жену с детьми, пришел к о. Александру и принял от него постриг. Как сообщают грамоты, Хилков перевел ширяевских иноков, против их воли, в Молчанскую пустынь, но после этого Путивльский монастырь не только не выделял им необходимых средств на проживание, но полностью изымал у них даже те пожертвования, которые оставляли пустынникам приезжие богомольцы. Пустынники пожаловались патриарху Московскому Никону, и тот своей грамотой от 25 марта 1654 г. сделал строгое внушение путивльскому игумену Иосифу. 10 марта 1656 г. патриарх Никон известил путивльского воеводу, что, по просьбе старца Софрония и других молчанских пустынников, дарует их обители самостоятельность; в том же документе указан новый игумен Путивльского монастыря – Александр, вероятно, бывший начальник пустыни. Со временем притязания Путивльской обители на пустынь возобновились, но о. Софроний обратился к царю, и грамотой от 12 мая 1670 г. Алексий Михайлович подтвердил самостоятельность пустынников. В документе старец Софроний назван строителем пустыни (о сане о. Софрония грамоты умалчивают, а предание гласит, что по своему смирению старец не дерзнул принимать священство). Трудами о. Софрония обитель достигла процветания. Показательна фраза из царской грамоты от 13 февр. 1671 г.: о старце Софронии здесь говорится, чтобы «давали ему подводу до Москвы на привоз разного овощия и садового деревья на царский обиход».

В дек. 1692 г. о. Софроний почил. В память о нем Молчанскую пустынь стали называть также Софрониевой. Невзирая на уважение, каким пользовался о. Софроний при царском дворе, его однажды оклеветал перед патриархом игумен пустыни Роман (так как, согласно преданию, смиренный строитель не принял священство, игумен формально был старше его); подвижника отправили в ссылку в московский Чудов монастырь, но братия добилась его возвращения (за содействие в этом она в апреле 1672 г. благодарила письмом игумена Чудовского монастыря Иоакима – будущего патриарха). В 1677 г. последовала новая ссылка: о. Софроний «воспринял временное наказание от своея великия прямыя простоты, а не от злобы в словесех име дерзновение»; на сей раз за старца заступился о. Сильвестр (Медведев), — бывший сотрудник царской канцелярии, временно обитавший в Софрониевой пустыни и принявший там постриг: он написал князьям Ромодановским, чтобы они обратились к гетману Украины Ивану Самойловичу с просьбой ходатайствовать об о. Софронии (в своем письме проситель отмечал, что «без него (о. Софрония), конечно, Путивльская пустынь, за неимением добраго строителя, разорится».

* Прп. Серапион

Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион, почивший 17 июля 1718 г. в возрасте 81 года. Монастырское предание указывает следующий чудесный случай: однажды о. Серапион отправился в Сумы покупать железо для возводимой им Успенской церкви, и в пути на него напали разбойники; оказавшись между преследователями и рекой Сеймом, строитель велел растерянному кучеру: «Поезжай, чадо, разве не видишь моста перед собой?»; кучер глянул вперед и увидел мост, которого на самом деле не было, – и повозка помчалась по водам Сейма; наблюдая это, разбойники принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже, вопреки запрету строителя что-либо разглашать, поведали о чуде окрестным жителям.

* Прп. Феодосий (Маслов)

С 1779 г. до самой своей кончины 9 дек. 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов), в миру Феодор. Уроженец Глухова, он юным ушел в Брянский Свенский монастырь, а оттуда – в молдавскую Березунскую обитель прп. Василия Поляномерульского (†1767), учеником, постриженником и преемником которого стал. Позднее, сделавшись настоятелем Тисманского монастыря в Валахии, о. Феодосий оказал продовольственную помощь российской армии, воевавшей с турками; этим он навлек на себя гнев турецких властей, и вынужден был искать убежища в Российской империи, где получил в управление Софрониеву пустынь. В год своего назначения настоятелем пустыни, старец ввел в ней устав афонских монастырей, употреблявшийся и в Молдавии. Отец Феодосий был другом прп. Паисия Величковского – уроженца Полтавы (1720), известного старца молдавских монастырей (†1794): сохранилось письмо, в котором прп. Паисий рассказывает о. Феодосию о своих трудах по переводу сочинений древних святых отцов на церковнославянский язык. В 1787 г. старца Феодосия возвели в сан архимандрита. Былые заслуги о. Феодосия перед российским войском помогли старцу отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось начатое в 1764 г. изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.

Читайте также:
Тихвинский монастырь в Екатеринбурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, настоятельницы и святыни

* Прп. Сергий (Тихонов)

В 1829 г. из Киево-Печерской Лавры в Софрониеву обитель пришел послушник Сергий Тихонов, уроженец г. Ельца; прожив в пустыни полвека (†30 нояб. 1879 г. в возрасте 75-ти лет), он исполнял послушания на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений.

* Подвижники из числа святых Глинской пустыни

В нач. XIX в. в Софрониевой пустыни жили будущие известные подвижники соседней Глинской пустыни: игумен Филарет (†1841) и старец схиархимандрит Илиодор (†1879).

Будущий игумен Филарет, в миру Фома Данилевский, проживавший сначала в Киево-Печерской Лавре, познакомился с зашедшими сюда иноками Софрониевой пустыни и был глубоко впечатлен рассказом гостей об их обители. После этого ночью Фома увидел во сне о. Феодосия, который звал юношу в пустынь. В 1802 г. Фома прибыл туда, и о. Феодосий сказал при встрече: «Сей брат упокоит душу мою. Душа моя благоволит о нем». Тогда же Фома принял в пустыни постриг с именем Филарет, в 1803 г. стал иеродиаконом, в 1806 г. – иеромонахом и благочинным обители. В 1815 г. о. Филарету предложили быть настоятелем пустыни, но он, по смирению, отказался. По просьбе иноков Глинской пустыни в 1817 г. о. Филарета назначили их настоятелем, каковым он и оставался до самой кончины.

Будущий глинский старец схиархимандрит Илиодор, в миру Иоанн Голованицкий, также вначале был послушником Лавры, куда пришел после Отечественной войны 1812 г. Затем жил в Софрониевой пустыни и оттуда переселился в Глинскую, где в 1824 г. принял монашество с именем Иоанникий, а позже схиму с именем Илиодор.

Святыни [ править ]

В числе святынь обители – список Молченской иконы Божией Матери.

Описания XIX в. гласят, что при разорении пустыни в 1605 г. иноки перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы в Путивльский Молченский монастырь. О дальнейшей судьбе святыни авторы пишут по-разному. Описание 1845 г. сообщает, что икона погибла впоследствии при пожаре Путивльского монастыря, а в пустыни после прихода туда новых иноков хранился лишь список образа. Описание 1895 г. утверждает, что в пустынь после ее возрождения вернули явленную в 1405 г. икону, а монастырь в Путивле имел свой чудотворный образ Божией Матери, явленный, «как сказано об этом в московских описных реестрах», 24 апр. 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодца «Кобозева криница», и именно этот образ автор описания называет утраченным при пожаре Путивльского монастыря 1752 г. Какая бы из версий не была верна, ни одна из явленных в 1405 и 1635 гг. Молченских икон до нас не дошла. Список Молченской иконы, хранящийся ныне в пустыни, написан в более поздние времена.

Престольные праздники [ править ]

Празднование в честь Молченской иконы Божией Матери 24 апреля (7 мая), 18 сентября (1 октября)

Соборная память подвижников, подвизавшихся в Софрониевой пустыни 12 (25) мая

Местонахождение [ править ]

Южнее села Новая Слобода находится возвышенность с многочисленными выступами по краям. На одном из таких выступов, протянувшемся в виде мыса с севера на юг, имеющем пологие склоны и именуемом Чудной горой, расположена обитель. Юго-восточнее Чудной горы издавна простиралось болото Молче, от которого произошла часть названия монастыря (в «Историко-статистическом описании» обители 1895 г. отмечалось: «Несмотря на присутствие болота, воздух в пустыни легкий и здоровый, что объясняется возвышенным ее положением и тем еще, что слой болота здесь чисто торфяной»).

Адрес: 41500, Украина, Сумская область, Путивльский район, с. Новая Слобода

Телефон: (05442) 6–12–17, (097) 864–62–14

Где остановиться [ править ]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото [ править ]

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Православная Жизнь

Софрониевский монастырь (полное название – Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) находится рядом с двумя монастырями, которые также названы в честь Рождества Богородицы, а именно Глинской пустынью и Молченским женским монастырем.

Все эти три славные обители составляют некий святой треугольник или удел Божией Матери, где были Ее чудесные явления, неотступная помощь христианам и в котором испокон веков прославляется Создатель всего.

Софрониевский монастырь – один из самых древних и известных монастырей на Руси, и хотя точная дата создания монастыря и имена основателей неизвестны, по преданию, первые монахи поселились на горе в XI–XIII веках. По одной из версий, впервые здесь поселились греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом во времена Крещения Руси, но более вероятной является версия о переселившихся монахах из Киево-Печерской Лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар в 1240 году. Об этом может свидетельствовать и подземная часть монастыря – пещерный комплекс, малоизученный в наши дни.

Чудное место

Гору в древности, на которой обосновался впоследствии православный мужской Софрониевский монастырь, прозывали странной, что в переводе с древнерусского означало «хорошая», «необыкновенная». И сейчас возвышенность эта называется Чудной в селе Новая Слобода Сумской области. Рядом с этими местами находилось болото Молче, что дало географическую метку к названию двух монастырей на Путивльщине – Молченский мужской и Молченский женский.

Читайте также:
Иосифо-Волоцкий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

После кончины древних иноков основателей гора опустела на многие годы, здесь только бывали бортники, собиравшие мед в окрестных лесах. 18 сентября 1405 г. на гору пришел пчеловод и увидел сияние, исходившее от липового дерева. Он обнаружил стоящую на липе икону Божией Матери, поклонился и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!» Сподобившийся увидеть чудо рассказал о случившемся, и в летописи мы можем узнать об этом: «Благочестивии же люди града Путивля, со священники собрашася многи, с оным человеком идоша на то место, идеже явися святая икона, и видев ю, со слезами и радостию певша молебная пения, поклоняхуся. И тогда быша чудеса многи и исцеления болящим». Позже на этом месте построили деревянный храм во имя Рождества Богородицы, а со временем образовался общежительный монастырь. Слава о чудотворной Молченской иконе распространялась далеко вокруг и способствовала развитию обители.

Святые монастыря

Святой Софроний настолько был уважаемым, что задолго до его канонизации монастырь стал негласно называться Софрониевским. Сам он был из местных, родом из Путивля, происходил из славного купеческого рода. По оценке современников, Софроний был старцем строгой жизни, энергичным и решительным. Вместе со своими сподвижниками Илией и Никоном он положил начало возрождению Молченской пустыни и добился от Патриарха Московского и всея Руси Никона права на полную независимость обители, которую она до этого не имела. Софроний добился самостоятельности пустынников и от царя Алексия Михайловича, он же выдал охранную грамоту в 1670 г. В документе о. Софроний назван строителем пустыни, хотя предание гласит, что по своему смирению тогда еще старец не дерзнул принимать священство. Однажды его оклеветал перед патриархом игумен, но, невзирая на уважение к Софронию, его отправили в ссылку в Чудов монастырь. Братия добилась его возвращения, но позже он опять попал в заточение и смиренно перенес его. Почил старец в 1692 г. Трудами о. Софрония обитель достигла процветания, при нем возводились каменные и деревянные церкви, монастырь стал одним из самых известных.

Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион. В монастырских летописях говорится о чудесном случае, когда о. Серапион отправился покупать железо для возводимой церкви и в пути на него напали разбойники. Монах оказался в западне между преследователями и рекой Сеймом. Инок велел растерянному кучеру езжать прямо и удивленно сказал, разве он не видит моста перед собой? После чего извозчик увидел мост в том месте, где его никогда не было, и повозка проехала по водам. Разбойники, наблюдая это, принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже рассказали о чуде местным жителям, хотя старец просил не разглашать об этом. Почил в 1718 г. в возрасте 81 год.

С 1779 г. до самой своей кончины в 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов) – последователь и друг прп. Паисия Величковского, известного старца молдавских монастырей. Прп. Феодосий сам был в Валахии во время Русско-турецкой войны, испытывал вместе с братией нападения от турок. Чудесным образом он спасся из плена в Константинополе через потайной ход после «последней молитвы», которую ему позволили турки в храме. Остальная братия была казнена. Во время правления в Софрониевской пустыни о. Феодосий ввел Устав афонских монастырей, применявшийся в Молдавии. За заслуги в войне (помогал продовольствием солдатам) старцу удалось отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.

Прп. Сергий (Тихонов) пришел в 1829 г. в Софрониеву обитель из Киево-Печерской Лавры. Всю свою жизнь он исполнял послушание на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений. Прожил в пустыни полвека и почил в 1879 г. в возрасте 75 лет.

Великолепие обители

Если посмотреть фотографии Софрониевского монастыря в XIX – нач. XX в., то можно увидеть великолепный архитектурный ансамбль, который внешне ничем не уступал самым крупным монастырям того времени. Всего на территории было более 60 зданий, и среди всех сооружений стоит отметить собор Рождества Богородицы (1630 г.) В нем был старинный иконостас греческой живописи, поновленный в 1839 году, киоты отличной работы и чудотворные иконы, царские серебряные врата. Также можно было выделить церковь Благовещения и Успения (двухэтажная), высокую пятиярусную 70-метровую колокольню, надвратную Покровскую церковь (1757 г.), пещерный храм. Здесь были фонтаны, роскошные цветники. Сто лет назад в Софрониевой пустыне и скиту насчитывалось около 300 насельников, среди них было 108 монахов. Веками бережно собирались ценнейшие книги, в том числе первопечатные. Достаток шел об руку с милосердием. Во время первой мировой войны при монастыре работала бесплатная столовая, где паломникам, беженцам и обездоленным людям выдавалась пища, был открыт сиротский приют для детей погибших военнослужащих.

Оставшееся наследие

Главный храм обители, построенный на месте чудесного явления иконы, был разрушен в 1960 г. После варварского уничтожения это место распахали и сделали местом для выгона скота. По воспоминаниям очевидцев, храм до исчезновения подвергся еще и поруганию, которое трудно осознать здравому человеку. В соборе Рождества Богородицы сделали коровник, в Благовещенском храме содержали телят, в других храмах и зданиях были свиньи. По воспоминаниям старожилов, которые тогда были молодыми, им приходилось доить коров в храме. Люди плакали, ведь вокруг были лики святых, но их заставляли. От надвратной Покровской церкви остались руины, сейчас она восстановлена в стиле украинского барокко. Реконструирован и настоятельский корпус с Ильинской церковью в неороссийском стиле. Идут работы по восстановлению храма святых Антония и Феодосия Печерских (трапезного).

Польские военные, дети Испании и России

Судьба последних монахов была трагичной: одних выгнали, вторых сослали, некоторых убили. В 30-e годы здесь был концлагерь для военнопленных, в стенах обители содержались 1500 польских офицеров, чиновников и представителей интеллигенции. Удаленный монастырь облюбовали представители НКВД, в котором позже расстреливали заключенных. Бывают такие моменты в истории, когда одно зло порождает другое и может возвращаться потомкам в какой-либо форме. Молченская пустынь часто подвергалась разграблению и разорению, а в 1605 г. обитель была разорена именно поляками.

Читайте также:
Ферапонтов монастырь: история и адрес монастыря, фрески

Одно время в монастыре был и детский приют, в который привозили детей из голодающего Поволжья. Во время войны в Испании сюда привозили детей из этой южной страны. Во время Второй мировой войны монастырские здания использовали для своих нужд советские партизаны под руководством Сидора Ковпака.

Храм без куполов и ласточки на Литургии

Двадцать лет назад здесь впервые после 77 лет глумления и запустения была совершена Божественная литургия. В селе проживает дедушка, который еще в советское время ходил по монастырю и говорил мальчику, впоследствии насельнику монастыря: «Ванюшка, Матерь Божия монахов готовит. Уже и наместник есть, и братия, и вот с этого корпуса восстанавливать начнут». Парень не верил и показывал на развалины. А Иван Филиппович (так его зовут) продолжал: «Царица Небесная все устроит, и ты еще не раз на службе постоишь». И когда шла первая Литургия в храме без куполов, кругом свистел ветер, 80-летний Иван Филиппович пришел в церковь и начал плакать. Во время первой Литургии прилетели ласточки и летали по кругу, щебетали вместе с поющим хором. С Херувимской вместе пели, а на евхаристическом каноне – мертвая тишина. После «Отче наш» птицы снова начали щебетать и летать по храму. Такой знак вселил надежду в первых насельников, что Матерь Божия показала свое благоволение через пернатых тварей.

Оживший сад

Софрониевская пустынь славилась своими яблоками, эти плоды даже поставлялись к царскому столу вместе с овощами, начиная с XVII века. После разорения монастыря при большевиках деревья не плодоносили, природа распорядилась так в отместку за оскорбление святыни. С начала 50-х годов яблоневые сады вообще не родили, замерло все, а после открытия монастыря и появления первых монахов в наше время здесь все зацвело. Все восемь садов в монастыре заблагоухали. В то время были морозы, и вокруг все померзло, но не в монастыре – в сентябре на ветках висели огромные и вкусные яблоки. И такие чудеса происходят в наше время.

Мироточивая икона

Однажды на Страстной седмице здесь начала источать миро Иверская икона Божией Матери. Этот образ почитался в обители издавна, находился в тот момент на храмовом престоле. А до этого была чудесная находка старинной иконы, которую местные жители увидели в антикварном магазине. Наместник встретился с владельцем лавки, который рассказал о том, что с момента получения иконы в свои руки он находился в тревоге и его здоровье постоянно ухудшалось. Наместник Софрониевой пустыни предложил вернуть святыню в обитель, и после этого владелец магазина исцелился.

Пророчество св. Иоанна Кронштадтского

Когда-то в этом монастыре служил св. Иоанн Кронштадтский. Однажды он вышел на балкон Благовещенского храма, низко поклонился и сказал такие слова: «Придет время, обитель будет в запустении, но потом она возродится и станет лучше, чем прежде». Монахи верят этому, братия вкладывает много усилий и труда, молятся – и результаты видны. В Софрониевском монастыре верят, что Матерь Божия их игуменья. Верят в это и паломники, прибывающие сюда, здесь чувствуется присутствие благодати Божией, и не только потому, что вокруг монастыря великолепная природа, здесь чувствуются намоленное место, в котором жили и трудились святые и где проливался пот и кровь христиан.

ТОП-5 самых удивительных монастырей Крыма

Крым – это удивительный полуостров, имеющий уникальный климат и природу необычайной красоты. Его живописные уголки необыкновенны и неповторимы.


Помимо природных богатств, которыми так щедро наделен Крым, он славится еще и огромным количеством храмов и монастырей на своей территории. Монастыри Крыма имеют богатейшую историю развития. Они притягивают к себе. как магнит, манят своими неизведанными тайнами и поражают своей неописуемой красой.

Монастыри Крыма

Всем известен Георгиевский монастырь, расположенный на мысе Фиолент. Он был основан в 891 году. С ним связана очень интересная легенда. Согласно ей, греческие мореплаватели терпели кораблекрушение у мыса. Отчаявшиеся моряки стали просить святого Георгия о помощи. Он внял их молитвам, и шторм был усмирен. Уцелевшие в борьбе со стихией моряки основали Георгиевский монастырь в благодарность спасшему их святому.

Женские монастыри Крыма также славятся своей живописностью. Топловский монастырь, который расположен близ Симферополя, имеет на своей территории три храма. Два из них являются действующими. Святые источники женского монастыря каждый год привлекают большое количество людей, многие из которых находят здесь исцеление от своих недугов.

Особенно интересными являются пещерные монастыри в Крыму. Каждый из них обладает своей уникальной историей и манит туристов своей таинственностью.

Мужские монастыри

МУЖСКИЕ МОНАСТЫРИ

Георгия Победоносца. По одному из преданий, основан в 891 г., первоначально принадлежал Константинопольскому патриархату. Первое письменное упоминание о монастыре – 1578. С 1778 г. (исход христиан из Крыма» по 1794 г. монастырь не действует, с 1806 г. он становится базовым для иеромонахов Черноморского флота. Стоятся новые храмы: 1816 – вмч. Георгия, 1850 г. – Воздвижения Креста Господня, 1893 г. – пещерная церковь Рождества Христова. Закрыт монастырь в 1929 году, возродился в 1994 году. В 2000 году началось строительство храма вмч. Георгия, разрушенного в 1927 году. Адрес: Севастополь, мыс Фиолент. Проезд: авт. №19 от ЦУМа или маршрутное такси от остановки «5-й километр».

Климентьевский Инкерманский. Основан в VIII – IX в. (пещерный), опустел после турецкого нашествия 1475 года. В XVII – XVIII вв. упоминается пещерный храм вмч. Георгия, после 1778 г. монастырь опустел окончательно, возрожден в 1852 г. Строились храмы: свт. Климента (1852), св. Мартиниана (1867), вмч. Пантелеимона (1895), 1905 г. – вмч. Димитрия Солунского, Николая Чудотворца и Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». С 1920 г. все храмы стали приходскими, постепенно, до 1931 г. закрыты. Возрожден монастырь в 1992 году. Святыни: частица мощей свт. Климента. Адрес: Севастополь, пгт. Инкерман, а/я 25. Проезд: жд.ст. «Инкерман – 1» или маршрутный автобус из Севастополя, от ост. «5-ый километр».

Новоспасский скит Инкерманского монастыря. Храмы: прп. Кассиана Угличского, строится храм Преображения Господня, 1995 г. – устроен храм прп. Евстратия Печерского, приписной к монастырю. Адрес: с. Терновка Балаклавского района г. Севастополя, ул. Горная, 36. Проезд: автобус №40 от жд.ст. «5-ый километр» до остановки «Ферма»

Читайте также:
Болдинский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники

Подворье Инкерманского монастыря с храмом Двенадцати апостолов. Адрес: Балаклава, ул. Рубцова, 43 Телефон: +38 Проезд: автобус №9 от остановки «5-ый километр» до конечной остановки

Косьмо-Дамиановский. Основан в 1857 году при источнике Косьмы и Дамиана, построена деревянная церковь в честь этих святых, а в 1870 г. – новый большой храм на ее месте. 1974 – 78 гг. – начато строительство храма Преображения Господня. В 1899 г. монастырь преобразован в женский, в 1907 г. открыто подворье в Симферополе, в 1924 – 28 гг. монастырь упразднен, а во время Великой Отечественной войны – разрушен. Возрожден в 1994 году. Святыни: древняя икона свв. Косьмы и Дамиана с частицами их мощей, святой источник Косьмы и Дамиана. Адрес: Алушта, заповедник Телефон: +38 (06560) 22-450, 44-974 Проезд: 10 км на запад от Алушты

Благовещенское подворье Косьмо – Дамиановского монастыря. Адрес: Алуштинский район, пос. Партенит, пер. Крутой, 5 Телефон: +38 (0692) 44-638 Проезд: трасса Алушта – Ялта, троллейбус №52 из Симферополя

Подворье Косьмо-Дамиановского монастыря с храмом прп. Афанасия Печерского. Адрес: Алуштинский район, с. Изобильное, ул. Центральная, 1 Телефон: +38 (06560) 21-775 Проезд: автобус №71 с автовокзала Алушты.

Прп. Лазаря Муромского

Адрес: с. Скалистое Бахчисарайского района, древнее поселение «Бакла» Проезд: автобус от жд. Ст. Почтовая пещком до с. Скалистое

Святого апостола и евангелиста Луки

Адрес: с. Лаки – Баштановка Бахчисарайского района

Покрова Пресвятой Богородицы

Адрес: бахчисарайский район с. Терновка, древний монастырь «Шулдан» Проезд: автобус №40 от жд.ст. «5-ый километр» до с. Терновка, 1, 5 км на север пешком.

Кизилташский монастырь Святого Стефана Сурожского. В скале Кизилташ в средневековье был пещерный храм, в 1825 году в этой пещере, у источника святого Стефана Сурожского, была обретена икона Божией Матери. Позднее здесь какое-то время жила подвижница Константина. Основан монастырь в 1850-е годы с появлением здесь странствующих богомольцев Андроника и Пантелеимоона. В 1856 году освящена церковь святого Стефана Сурожского. 187- г. – построен каменный храм Успения Божией Матери, 1885 – новый храм святого Стефана Сурожского на месте старого. Упразднена обитель в 1923 году, возродилась в 1998 г. Действует храм прпп. Киево – Печерких, источник святого Стефана.

Адрес: с. Краснокаменка Судакского района, ул. Крымская, 41 Проезд: трасса Феодосия — Судак

Св.-Покровское подворье Кизилташского монастыря.

Адрес: Судак, ул. Ленина, 27 Телефон: +38 (06566) 23-250 Проезд: автобус из Феодосии

Успенский монастырь. Основан, согласно одной из версий в VIII – IX вв., согласно другой – в XV в. В конце XV в. монастырь становится резиденцией митрополита. После выхода христиан из Крыма в 1778 г. обитель опустела, с 1781 г. – проходят службы в пещерном Успенском храме. Возрожден монастырь в 1850 г. заботами святого Иннокентия, к XX в. в обители действовало пять храмов. Упразднен монастырь в 1921 г. разобраны все храмы, кроме Успенского (святых Константина и Елены, Евангелиста, святого Иннокентия Иркутского, Георгия (Победоносца). Возрождается монастырь с 1993 г. Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

Адрес: Бахчисарай, ул. Босенка, 57-а Проезд: маршрутный автобус №2 от жд.ст. «Бахчисарай» до ост. «Староселье»

Скит Анастасии Узорешительницы Успенского монастыря. Святыни: источники Анастасии Узорешительницы и Феодора Студита.

Адрес: с. Предущельное, Качи-Кальон Проезд: от автостанции Бахчисарая до остановки «Предущельное».

Успенский монастырь.

Адрес: Бахчисарайский район, гора Мангуп-Кале, южной склон, на месте древнего Южного монастыря. Проезд: 1) автобус №40 от остановки «5 километр» (Севастополь) до с. Терновка, далее пешком по шоссе до озера, через с. Хаджа-Сала, затем подъем по туристической тропе; 2) автобус от автостанции «Западная» до с. Залесное (выйти у плотины)

Пещерный монастырь «Ай-Тодор» Феодора Студита.

Адрес: с. Малое Садовое Бахчисарайского района, древне поселение «Челтер-Коба» Проезд: автобус от Бахчисарая

Пещерные монастыри Крыма

Монастырь Шулдан расположен в обрывах одноименной скалы, которая нависает над Шульской долиной.


В переводе Шулдан означает «отдающий эхо». Состоит монастырь из двух храмов. Кроме того, на его территории имеется до двадцати сопутствующих помещений, располагающихся на нескольких ярусах. К наиболее значимым памятникам монастыря относят две пещерные церкви. Примечательным является тот факт, что после захвата полуострова турками, скорее всего, комплекс почти не функционировал. Жители близлежащей деревни использовали его помещения для содержания скота.

Монастырь Челтер-Мармара был основан в конце VIII — начале IX века. Он расположен в обрывах горы Челтер-Кая близ села Терновка. Пещеры здесь располагаются в четыре яруса. Общее их количество составляет более пятидесяти. Есть также четыре церкви. К подножию монастыря ведет каменистая тропа, проходящая сквозь заросли можжевельника, кизильника и держи-дерева.

Успенский монастырь в Крыму

Ни один уважающий себя турист не пренебрежет возможностью посетить самое святое место в городе Бахчисарае — Успенский монастырь.


Крым богат необыкновенными местами, однако данный монастырь выделяется из множества других. Он имеет богатейшую историю. За двенадцать веков своего существования монастырь пережил множество периодов как расцвета, так и упадка. В середине XV века святая обитель служила главной опорой для христианства на крымском полуострове.

Монастырь располагается в одной из самых пустынных местностей Крыма — урочище Мариам-Дере. С обеих сторон его окружают высокие отвесные скалы. Панорама Крымских гор, открывающаяся из храма, поражает воображение даже самых искушенных путешественников. На территории монастыря побывало много великих людей — Императоры Александр I и II, последний Император России и другие.

Действующие мужские монастыри, которые стоит посетить

Первым в этом списке обязательно должен стать Благовещенский мужской монастырь на горе Мангуп. Он возвышается над долиной, и с его высоты открывается замечательный вид. Это известный туристический объект, который привлекает внимание верующих не только из Крыма, но и со всей страны.

Здесь можно увидеть вырубленную в стене икону, помолиться у стоящего на горе креста и полюбоваться долиной с пещерной террасы. В местном храме царит совершенно особенная атмосфера, от которой возрадуется душа каждого верующего человека.

Читайте также:
Осипов Алексей Ильич: биография и проповеди профессора богословия

В этом монастыре все очень по-домашнему и в то же время благолепно, так что его точно нельзя сравнить с каким-то другим. Обустроен он на месте древнего пещерного монастыря, оборудованного в 14 веке, так что на территории сохранилось немало старинных реликвий.

Также недалеко от Бахчисарая расположен еще один действующий мужской монастырь, обязательный к посещению всем гостям Крыма — это
Свято-Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. Главной святыней этого монастыря является икона Богородицы Путеводительницы.
Основан этот монастырь был еще в 8 веке, с тех пор пережив немало разнообразных событий — он, кстати, стал одним из немногих святых мест Крыма, избежавших разграбления турками.

При посещении монастыря нужно обязательно зайти в церковь Успения Богородицы и посмотреть на руины фонтана и остатки келий.

Но одним из самых невероятных по энергетике мест в Крыму является
Кизилташский монастырь. О нем знают даже не все крымские верующие — все-таки ущелье Кизилташ считается довольно-таки заповедным.
Когда-то здесь жил архиепископ Сурожский Стефан, потом, как водится, пришли мусульмане, но случившееся в 1825 году чудо (явившееся не христианину даже, а татарину) сделало это место легендарным. Местный житель нашел здесь икону с образом Богоматери, которая плавала в старом колодце. Весть об этом разошлась быстро и место стали почитать святым.

Колодец, где была найдена икона, быстро приобрел славу чудодейственного источника. Разные времена переживало это место, но в 1997 году монастырь был снова открыт и действует до сих пор.

Монастырь совсем небольшой, но он горделиво возвышается над суетным миром, даря покой и благодать. Строение местного храма новое, но невероятно уютное — настоящий дом Божий, спокойный и чистый. Здесь собрано множество святых мощей — немногие даже более известные храмы могут этим похвастаться.

Святой источник расположен неподалеку, к нему ведут удобные ступеньки, устроенные монахами. Все благолепно, спокойно и по-домашнему.

Свято-Климентьевский монастырь

Мужские монастыри Крыма каждый год привлекают большое количество туристов. Среди них есть и Свято-Климентьевский монастырь, который является наиболее древним на территории Крымского полуострова. На его месте первые христиане Крыма находили свое убежище. В этом же районе располагается и церковь Святого Климента, которая высечена в скале.


От святой обители можно пройти к руинам старой византийской крепости Каламита.

Монастыри Крыма – это величайшее богатство полуострова. Православный человек найдет здесь для себя всё то, что ему необходимо, чтобы соединиться с природой и Создателем. Живописные места наполнят душу любого человека, будь он верующий или нет, блаженством и гармонией. А множество легенд, с которыми связана история каждого монастыря, не оставят никого равнодушным. Святыни Православия Крымского полуострова – это уникальные памятники истории и культуры, необходимые для духовной жизни общества.

Монастыри Русского Севера: какие обители и почему стоит увидеть своими глазами

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Северная Фиваида, жемчужное ожерелье обителей, возникших в глухих лесах и на побережье холодного моря, на берегах рек и озер, посреди топких болот. Список всех монастырей Русского Севера займёт много страниц. Уникальный регион — суровый, труднодоступный, — на многие века стал духовным центром России. У каждой обители — свои особенности, каждая — как самоцвет в большой мозаике. Здесь мы рассказываем только о восьми уникальных обителях, а чтобы с головой окунуться в прекрасный и загадочный мир Русского Севера и его святых мест, приглашаем вас зайти на сайт нашего проекта «Путь на Полночь».

1. Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви видели все. В этом утверждении нет преувеличения — монастырь изображен на 500-рублевой денежной купюре. Без этого одновременно трагического и прекрасного места невозможно представить себе историю России. Сегодня монастырь — известнейший центр паломничества. Даже те счастливцы, кто был на Соловках несколько раз, и, кажется, исходил острова вдоль и поперек, приезжая вновь, уверены, что их снова ждут открытия.

Монастырь — первая достопримечательность, с которой знакомятся все, кто прибывает на Большой Соловецкий остров. Архитектурный ансамбль с 500-летней историей. Оборонительная крепость, веками защищавшая Север России. Осматривать здесь нужно не только Спасо-Преображенский собор и Благовещенскую церковь, боевые башни крепости и одностолпную Трапезную палату — можно рассматривать каждый камень, каждую клеть, каждое, даже самое, кажется, неприметное строение. За всеми — история. А есть ещё скиты, Ботанический сад, храм-маяк на Секирной горе, каналы, множество музеев и удивительная природа Соловецких островов.

Представляем вам десять интересных мест, которые стоит посмотреть туристу на Соловках:

Узнайте десять важнейших мгновений из истории великой обители:

и ещё десять интересных фактов о Соловецких островах:

2. Кирилло-Белозерский монастырь

Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским.

Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории. С ней связан «золотой век русской святости», когда в XV столетии сюда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия». Среди учеников преподобного Кирилла были Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.

В Смутное время Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. Обитель жаловали цари. Иоанн Васильевич Грозный всю жизнь горячо любил Кириллову обитель и щедро жертвовал ей. В то же время, сюда часто ссылали неугодных и опальных вельмож.

В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться.

Прочтите, к как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель:

Читайте также:
Крестовоздвиженский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

3. Троице-Гледенский монастырь

Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.

Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы.

В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас.

Узнайте, откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся этот необычный «светский» иконостас с зеркалами в нашем материале:

4. Успенский Трифонов монастырь

Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне.

В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас.

Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол.

Узнайте больше об этой обители и о других святынях Вятской земли:

5. Спасо-Прилуцкий монастырь

В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков.

С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.

Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…

И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А в 1992 году монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви. Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений.

Какой знаменитый поэт похоронен в некрополе Прилуцкой обители? Почему башни монастыря так «весело» раскрашены? Читайте в нашем материале:

6. Ферапонтов монастырь

Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году.

Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Фрески в Ферапонтовом монастыре писал знаменитейший иконописец Дионисий. В обители томился в заточении низложенный Патриарх Никон. Сейчас Ферапонтов монастырь — одновременно и монастырь, и музей.

Для вас — шесть интересных фактов о Ферапонтовом монастыре:

7. Печенгский монастырь

В XVI веке в дикой стране «у холодного моря, у Мурманской границы» новоиспеченный монах Трифон устраивал при Троицкой церкви первые кельи будущего Печенгского монастыря. Однажды в одну из лачуг забрел большой медведь и, опрокинув оставленную там квашню, принялся с аппетитом есть приготовленное тесто. Трифон, приблизившись к дикому зверю, сперва запретил ему двигаться, а потом отпустил восвояси. С тех пор ни один лесной хищник больше не тревожил иноков и не нападал на монастырское стадо оленей.

В конце 1550-х годов благочестивый Трифон, которого стали называть «апостолом лопарей», добрел до Москвы и получил от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту, объявлявшую Свято-Троицкий Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Крайнем Севере. Царь распорядился «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озера, звериные ловли», а все местные жители с их угодьями провозглашались подданными государя, приписанными к обители.

Несколько раз монастырь подверался разорению, переезжал и вновь возрождался и расцветал. В наши дни продолжается очередное возрождение самого северного монастыря в России на его исконном месте, где река Намайоки впадает в Печенгу, — там, где его основал преподобный Трифон.

Узнайте, как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на Руси:

8. Борисоглебский монастырь

Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Великие русские князья и первые русские цари любили Борисоглебский монастырь и считали его своим домашним.

Узнайте больше о Борисоглевском монастыре и его удивительной истории:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: