Осипов Алексей Ильич: биография и проповеди профессора богословия

Алексей Ильич Осипов

Фото Все

Видео Все

Открытый разговор о христианстве

ВАКЦИНАЦИЯ ПАТРИАРХА, ПРИЧАСТИЕ, ЭКЗОРЦИЗМ И БУДУЩЕЕ РОССИИ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПРОФЕССОРА АЛЕКСЕЯ ОСИПОВА

Не бойтесь будущего! Алексей Осипов

Алексей Осипов — биография

Алексей Осипов — православный богослов, публицист, педагог, доктор богословия. Является заслуженным профессором Московской духовной академии, проповедником, апологетом, православным катехизатором. Автор книг «Как жить сегодня?» и «Путь разума в поисках истины».

Алексея Осипова считают самым ярким православным богословом современности, его выступления характерны прекрасным языком, без малейшего налета елейности. Он автор многочисленных лекций на тему экуменизма, протестантизма, основного богословия, современных богословских проблем, западных исповеданий.

Детство и юность

Родился Алексей Осипов 31 марта 1938 года в небольшом городке Белёве Тульской области. Родители мальчика были обычными служащими. Спустя некоторое время семья Осиповых переехала в город Козельск под Калугой, где они и прожили вплоть до 1952 года. Потом случился еще один переезд, на этот раз в поселок Оптино, той же, Калужской области. Затем судьба занесла семейство в город Гжатск Смоленской области. С 1968 года этот город носит имя первого советского космонавта, называется Гагарин.

Алексей Ильич Осипов в молодости

Аттестат о среднем образовании Осипов получил в 1955 году, но даже и не думал поступать ни в один вуз. Парень увлекся религией, и на протяжении трех лет занимался изучением богословия. Его наставником в те годы стал православный священнослужитель Никон (Воробьев), получивший сан игумена в 1956-м. Благодаря письменной рекомендации того же Никона и благословения архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила, Осипов в 1958-м стал учеником четвертого, выпускного класса МДС (Московской духовной семинарии). Он сумел успешно сдать экзамены за три предыдущих класса. После окончания МДС в 1959-м, поступил в МДА (Московскую духовную академию), из стен которой вышел в 1963 году кандидатом богословия. Этой степени он удостоился за научную работу, в которой проводил сравнительный анализ русской и греческой систем вероисповедания. Степень кандидата богослова предоставляла возможность Алексею продолжить обучение в аспирантуре, потом преподавать идеологию единства, получившую специальный термин «Экуменизм».

Молодой Алексей Осипов с игуменом Никоном Воробьевым

В 1965-м Алексея Осипова пригласили прочесть курс лекций по основному богословию в МДА, спустя год он преподавал тот же предмет в семинарии. Далее в его биографии была работа в аспирантуре, где богослов выступал с лекциями на тему протестантизма, истории русской религиозно-философской мысли, современных богословских проблем. В академии он рассказывал о западных исповеданиях.

Религия

К середине 60-х Осипов занимался уже не только преподавательской деятельностью. Вместе с коллегами он работал над созданием альманаха под названием «Богословские труды». Через десять лет он получил членство в Священном синоде, участвовал в Поместном соборе 1988 года.

Алексей Ильич Осипов с Папой Римским

Именно в это время Алексея Ильича начал интересовать вопрос о едином вездесущем Боге, и является ли он таковым в разных мировых вероисповеданиях. Ответ пришел сам собой. Образ Всевышнего, которому преклоняется определенное обособленное духовное сообщество, очень личный, и не имеет ничего общего с понятием единого Бога. Изучая пророчества и наставничество, Осипов рекомендует осторожно рассматривать проблему «младостарчества», и вначале «рассмотреть ее, испытать и искусить». Он не стремился навязать кому-либо свои воззрения, но выказал свое недовольство тем, что из обязательной школьной программы хотят убрать бессмертные произведения Федора Достоевского. Осипов уверен, что молодому поколению навязывается целенаправленная и многогранная идеология, которая предусматривает «уничтожение в человечестве всего человеческого». Богослов говорит, что все очевиднее просматривается тенденция, о том, что человечество, даже если наступит мир и всеобщая справедливость, все равно погибнет, если не сможет сохранить или хотя бы максимально восстановить целостность природы. Алексей Ильич придерживается убеждения, что проблема экологии носит духовный характер, в центре которой не только состояние окружающей среды, но и самого человека.

Читайте также:
Спасо-Вифанский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Уже в качестве члена президиума совещательного органа Московского патриархата, Осипов стал автором учебного пособия под названием «Путь разума в поисках истины». Книга вышла в издательстве Сретенского монастыря, и повествует о мнении православного христианина о событиях повседневной жизни простого человека. В нее включены разделы – религия, апологетика, связь бога и бытия.

Начиная с 2010 года, Осипов участвовал в ассамблеях, организованных крупнейшими международными экуменическими организациями, стал автором еще целого ряда произведений на церковно-философские темы – «Как жить сегодня?», «Носители духа», «Зачем человек живет?», «Бог». Основной лейтмотив этих произведений – уделить пристальное внимание проповедям и просвещению, которые в совокупности с религией обернутся полезным плодом.

Алексей Осипов читал лекции и доклады студентам институтов и университетов, ученикам приходских школ, храмов. Выступал перед слушателями Домов культуры, стал участником многочисленных ассамблей и конференций, причем самого высокого уровня, встречался с прихожанами постсоветских и многих западных стран. Его научные труды опубликованы во многих отечественных и зарубежных СМИ.

Личная жизнь

Профессор богословия Алексей Осипов достаточно открытый и публичный человек, но что касается его личной жизни, то тут все скрыто за семью замками. Во время встреч с журналистами, этот вопрос даже не рассматривается, ни один ведущий не осмелился спросить у богослова, есть ли у него жена и дети. У Осипова есть официальный сайт, но даже там, среди материалов из его личного альбома, нет ни одного фото, где были бы запечатлены члены его семьи, даже родители не попали ни в один групповой снимок.

Алексей Осипов сейчас

В настоящее время Алексей Осипов уделяет пристальное внимание всем областям человеческой жизни, он пишет о начале существования, о таинстве крещения, о любви, браке, семье и бессмертии души каждого индивидуума.

Алексей Ильич Осипов

В 2019 году все, что в разные годы написал ученый, было оцифровано и теперь представляет собой видео- и аудиолекции. Совсем недавно Осипов пополнил свою библиографию новой работой, получившей название «Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея». Вышла еще одна книга-нравоучение известного богослова – «О чем говорил Иисус?».

Книги

  • Основное богословие. Курс лекций в Московской духовной семинарии
  • ​Православное понимание смысла жизни
  • Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни
  • ​»Как же можно беспрестанно молиться…»
  • ​Ищущему спасения
  • ​Церковь в современном мире. 250 вопросов и ответов
  • Путь разума в поисках истины
  • ​Стать святым
  • Носители Духа
  • О войне и мире, прогрессе и Достоевском
  • ​Зачем человек живёт?
  • ​Как жить сегодня?
  • Бог
  • Нужна ли святость человеку?
  • Почему исчезли старцы? Как не ошибиться в духовном наставнике
  • Из времени в вечность: посмертная жизнь души
  • ​Любовь, брак и семья
  • Что такое счастье
  • ​Зачем человеку Бог? Самые наивные вопросы и самые нужные ответы
  • Жизнь духовная
  • Таинство Крещения
  • Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея
  • О чём говорил Иисус?
  • Православие . Сокращённое учебное пособие по апологетике для выпускного курса семинарии (бакалавриата) Московской Духовной Академии

В фильмах

  • «Родная душа»
  • «Учитель покаяния»
  • «Воспоминания об игумене Никоне Воробьёве»
  • «Богородица. Земной путь»
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Профессор богословия Осипов Алексей

Никакая религия не может существовать без фундамента в виде богословия, а его формируют ученые и профессора. Они не только стремятся вывести единую прямую православных догматов, но и донести ее до простого народа. Одним из выдающихся ученых современности является Алексей Ильич Осипов — доктор богословия и катехизатор современности.

Читайте также:
Николай Агафонов: биография протоиерея, книги и рассказы, труды

Ранние годы

Родился будущий апологет православия в российской глубинке — городе Белев, который располагается недалеко от Тулы. Родители мальчика были простыми советскими гражданами, папа был военным, а мама трудилась продавцом в магазине. Из-за профессии отца семья много переезжала и детство свое Алексей провел недалеко от Оптинской пустыни, в городке Козельске.

О других православных публицистах:

Мама мальчика Ольга Михайловна в этот период стала интересоваться церковью и Богом и стала посещать храм, священником в котором трудился отец Никон. Благодаря открытому сердцу и мудрости он вскоре стал не только духовным наставником женщине, но и ее сыну. Именно благодаря отцу Никону, по словам Алексея Ильича он впитал в себя христианские принципы и впоследствии стал православным богословом.

Семья Осиповых жила в Козельце вплоть до 1952 года и все это время отец Никон наставлял и дружил с Алексеем. Благодаря ему мальчик отказался вступать в комсомол и остался «неохваченным». Впоследствии, профессор утверждал, что отец Никон помог ему сформировать свои собственные прочные убеждения в христианской вере. Он же приучил читать труды отцов церкви и философов, что помогло позже Алексею Ильичу поступить и закончить духовную семинарию.

Наставник проводил долгие часы в беседах и размышлениях с маленьким Алексеем, передавая ему не только свои знания, но и христианское мировоззрение, при этом, по свидетельствам самого апологета, не тираня и позволяя самостоятельно приобретать и формировать свои убеждения.

Молодость

Семья Осиповых переехала из Козельца в Гагарин (тогда Гжатск), Смоленской области в 1955 году, и там Алексей закончил школу. Несмотря на успешную учебу и рекомендации учителей, а также просьбы и наставления дирекции, он отказывается поступать в высшее учебное заведение и посвящает три года своей юности изучению философии и богословия под руководством отца Никона.

По словам Алексея Ильича он много внимания уделял трудам отцов церкви середины 19 века, поскольку их язык гораздо ближе современности, чем древних ученых и они более близки и доступны по характеру преподнесения духовных истин.

Юноша принял решение поступать в Московскую духовную семинарию и стал усиленно готовится к экзаменам. По рекомендации святителя Никона он делал большой упор на изучение жизнеописаний древних святых отцов церкви, а также много времени уделял их работам, в которых они излагали свои трактовки основ духовной жизни христианина.

Помимо духовных трудов юноша изучал произведения известных философов современности. Благодаря упорной подготовке и мудрости, а также рекомендационному письму наставника, Алексей поступает в 1958 году в Московскую духовную семинарию, причем сразу в выпускной класс, сдав все прочие курсы экстерном. Уже на следующий год студент выпускается из семинарии и подает документы уже в Московскую духовную академию.

После поступления в академию юный богослов упорно трудится и после выпуска в 1963 году не только получает степень кандидата богословия, но и направление на работу в храм Смоленска. В этом же году умирает после продолжительной болезни игумен Никон и дальнейший путь в богословие Алексей Ильич совершает самостоятельно. В храме он трудится недолго, поскольку ему поступает приглашение Духовной академии — бывшего студента хотят видеть там в виде аспиранта.

Молодой богослов принимает приглашение и в 26 лет (1964 год) заканчивает курс аспиранта. Во время учебы он читает лекции на тему истории русской религиозно-философской мысли, протестантизма и современным богословским проблемам.

Читайте также:
Спасо-Преображенский собор в Тольятти: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

После завершения обучения богослов получает место преподавателя основного богословия при духовной академии. Помимо этого курса он также становится преподавателем новой дисциплины «Экуменизм». Осипов по сегодняшний день преподает основы богословия и духовной жизни, а также зарождение и развитие западных религий.

О личной жизни профессор н любит распространятся, предпочитая не смешивать работу и жизнь. Известно, что он никогда не был женат и не имеет детей. Проживает в городе Москва, хотя часто путешествует по России и мир с выступлениями.

Научная и религиозная деятельность

Помимо преподавательской работы богослов занимается и другой научной и просветительской деятельностью. Он регулярно публикует в отечественных и зарубежных журналах свои статьи и доклады, выступает на региональных и международных ассамблеях и конференциях. Так же регулярно приглашают апологета с лекциями и докладами в средние и высшие духовные учебные заведения, на телепроекты и на радио.

Если кратко попытаться представить список профессиональных достижений Алексея Ильича, то он будет выглядеть следующим образом:

  • 1964 год — должность секретаря комиссии РПЦ по подготовке документов для издания Религиозно-этической энциклопедии;
  • 1969 год — получение степени доцента;
  • 1975 год — защита диссертации и получение звания профессора;
  • 1985 год — получение звания доктора богословия;
  • 2004 год — получение звания заслуженного профессора при Московской духовной семинарии.

Помимо упорной работы в академии и роста по карьерной лестнице, профессор участвует во множестве параллельных религиозных проектов. В 1973-1986 гг. он становится частью комитета от своей академии при Священном Синоде, который впоследствии преобразуется в Синодальную богословскую комиссию. А в течение 23 лет (1981-2004 гг.) апологет возглавляет филиал аспирантуры при Московской духовной академии.

Работа Осипова в Священном Синоде довольно обширна, только в 1995 году он трудился в составе сразу трех рабочих групп:

  • по разработке концепции новейшей системы богословского образования РПЦ;
  • по изучению вопроса «Об отношении РПЦ к межхристианскому сотрудничеству для единства» (в 2005 году он вновь вернулся к работе над этой темой, только уже по созданию концептуального документа относительно данного вопроса);
  • по разработке основ социальной концепции РПЦ.

Кроме этого, он часто был членом комиссий, которые занимались подготовкой и проведением межденоминационных вопросов:

  • православно-лютеранского диалога (1979 год);
  • смешанной православно-лютеранской богословской комиссии (1982-2007 гг.).

Также он был постоянным членом комиссии от РПЦ в ее диалоге с Ватиканом, Дохалкидонскими церквями, лютеранами ФРГ, ГДР и Финляндии, католиками от организации «Pax Christi International». Профессора приглашали для международного диалога с Национальным Советом Церквей США (отдельно он участвовал в переговорах с Епископальной церковью) и Всемирным союзом реформаторов.

За свою работу Алексей Ильич Осипов был отмечен светским орденом Дружбы (2017 год) и неоднократно награжден орденами РПЦ:

  • свт. Макария Московского (2013 год — II ст. и 2018 год — I ст.);
  • орденом креста прп. Ефросинии Полоцкой (2018 год).

На сегодняшний день Осипов остается профессором и преподавателем кафедры Основного богословия Московской духовной академии и семинарии. При этом он считается крупным специалистом в разделе сотериологии, эсхатологии, однако его взгляды на эти темы не всегда совпадают с официальным православным вероучением.

Общественно-политическая деятельность

В течение 30 лет (1967-1987 гг. и 1995-2005 гг.) Осипов является членом редакции сборника «Богословские труды». В 1994-1995 годах он участвовал в работе координационного комитета по вопросу сотрудничества Вооруженных сил РФ и РПЦ.

Ещё статьи о православии:

В 1990-1993 гг. Алексей Ильич возглавляет редакцию журнала при академии «Богословский вестник», а с 1991 года по 1999 год он входит в председательство ежегодной конференции «Наука» города Дубны. В 1994 году Осипова приглашают в состав Издательского совета Московского патриархата, а в 1995 — в членство президиума Всемирного русского собора. Также ученый участвовал и выступал как приглашенный гость в ассамблее Всемирного совета церквей и многочисленных европейских и международных конференциях.

Читайте также:
Среднеуральский женский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Медийность

Профессор Осипов знаменит не только в среде научного православного богословия, но популярность шириться и среди обычных прихожан и православных христиан. Это происходит благодаря его удивительной особенности рассказывать о трудных и сложных богословских понятиях простым и остроумным языком.

Именно благодаря этой способности объяснять догматы богословия православной веры он часто становится приглашенным гостем на религиозных передачах на телевидении и радио.

На заметку! Часто можно увидеть апологета на православном телеканале «Союз», куда его приглашают как для отдельных выступлений, так и для диалогов с другими религиозными деятелями.

Особенной популярностью пользуются отдельные передачи, где профессор отвечает на вопросы мирян.

Свое предназначение, судя по неоднократным повторениям на выступлениях, Осипов определяет в двух направлениях:

  1. Донести до мирян и прихожан храмов послания святых отцов Церкви;
  2. Обсудить и разъяснить непонятные и неоднозначные вопросы христианства в целом и православия в частности.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове, Санкт-Петербург

Смоленский храм — один из самых старых в городе Санкт-Петербурге. А его возведение связывают с именем блаженной Ксении Петербургской, которая, по преданию, тайно помогала строить церковь по ночам.

История постройки

Возникновение церкви Смоленской Богоматери относится к 1758-1760 годам. Императрица Елизавета I распорядилась построить на Смоленском кладбище церковь для отпевания умерших. За два года был возведён деревянный храм на Васильевском острове, который освятили 30 сентября 1760 года.

Чуть позже к церкви пристроили Михайловский придел. Есть мнение, что название храма было обусловлено проживанием в районе острова рабочих из Смоленска. При Петре I их созвали на постройку Северной столицы, как ещё называют Петербург.

Статьи иб иконах Пресвятой Богородицы:

Со временем деревянное здание обветшало. Этому способствовали два наводнения, случившиеся в городе. Было принято решение построить каменный храм. Разработать план нового сооружения поручили архитектору Алексею Иванову. Церковь построили в стиле раннего русского классицизма. В конце XVIII века и в начале XIX были освящены приделы Иоанна Богослова, Смоленской иконы Божией Матери, северный и южный Ильинский. Также на один ярус достроили имеющуюся колокольню и расширили западную паперть.

С приходом большевизма начались богоборческие преобразования в стране. Смоленский храм не оставили без внимания, его закрыли в 1940 году. Весь военный период здание пустовало и находилось под замком. Однако в 1947 году церковь всё же вернули православным верующим, и вновь состоялось её освящение. Сюда всегда стекалось много прихожан, так как храм Смоленской иконы Богоматери оставался единственным работающим храмом на Васильевском острове.

Важно! В настоящее время храм отремонтирован и в него могут прийти все желающие помолиться Господу и приобщиться к Таинствам православной церкви.

Современное состояние и деятельность прихода

На сегодняшний день храм Смоленской Божией Матери располагает тремя престолами:

  • Первый и главный освящён в честь Смоленской иконы Богородицы.
  • Второй — в честь иконы Богоматери «Милующая».
  • Третий — в честь святой блаженной Ксении Петербургской.

Отдельного престола не имеет только Рождественский придел храма.

Священнослужители стараются помогать не только прихожанам в церкви. Они выезжают к тяжелобольным, к заключенным в тюрьмы и совершают там Таинства Причастия и Исповеди.

При храме функционирует приходская школа для детей, где им преподают Закон Божий, церковнославянский язык и церковное пение. Взрослые люди могут посещать катехизисные беседы, знакомиться с историей церкви. В свою очередь, верующие добровольно помогают храму, кто, чем может.

Читайте также:
Собор Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, архитектура и описание, расписание богослужений и настоятели

Описание архитектуры

Церковь Смоленской иконы Божией Матери имеет форму прямоугольника с колокольней на два яруса. Стены выкрашены в нежный голубой оттенок. Трапезная примыкает к западной части. Звонницы устроены на каждом ярусе колокольной башни. Внешне второй ярус отделан пилястрами в коринфском стиле.

Другие храмы Санкт-Петербурга:

У храма довольно низкий серый купол. Он завершается фонарём, который увенчан луковичной главкой с крестом на ней.

В подвале подполья церкви оборудована усыпальница. Там покоится несколько десятков человек, среди которых также настоятель церкви Г. П. Петров.

Святыни

В храме пребывает список Смоленской иконы Богородицы «Одигитрия», очень почитаемый в православных кругах.

Также здесь хранится копия ещё одной чтимой иконы — древний образ Божией Матери «Милующая», которую в своё время храму передал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий.

В церкви есть и лик Иоанна Богослова, относящийся к петровским временам.

Престольные праздники

Почитается дата 10 августа — день памяти Смоленской иконы Богоматери «Одигитрия» или «Путеводительница».

Расписание богослужений

Богослужения совершаются в церкви каждый день.

В 10:00 начинается Литургия. В праздничные дни и воскресенья Литургическое песнопение проходит два раза, с 7:00 и 10:00.

В период с ноября по март месяц вечерние службы начинаются с 17:00. В остальное время — с 18:00. Обряды Крещения совершаются в 12:30 в будние дни и в 12:00 по воскресеньям.

Как добраться

Церковь Смоленской Богоматери расположена на Васильевском острове, на ул. Камская, 24 в Санкт-Петербурге. Доехать можно до станции метро Приморская и дальше пройтись пешком 15 минут.

Если выйти на станции Василеостровская, то на общественном транспорте No249А нужно ехать в сторону Малого проспекта Васильевского острова и Смоленского кладбища.

Прихожане отмечают, что это очень спокойное место, с прекрасными службами и его непременно стоит посетить.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Церковь, построенная во имя Смоленской иконы Божией Матери, является одним из красивейших храмов Санкт-Петербурга, а в послевоенное время, в конце сороковых годов прошлого века, была и единственной действующей богомольней города. Расположена она на Васильевском острове, который нынче выделен в отдельный благочиннический округ. Этот каменный храм возвышается на Смоленском кладбище и сегодня собирает множество прихожан из окрестных районов.
Изначально церковь, которую заложили во второй половине XVIII века, была деревянной, однако уже к концу столетия ее перестроили, сделав каменной. Считается, что блаженная Ксения Петербургская тайно носила камни к строительным лесам.
Этот величественный храм, выполненный в стиле классицизма, изначально имел два придела, однако на сегодняшний момент является трехпрестольным. Он привлекает как верующих, так и тех, кто хочет полюбоваться его строгой архитектурой, великолепной настенной и купольной росписью, сохранившейся здесь с прошлых веков.

Где находится храм

  • улица Камская, строение №24.
  • Телефон храма: 32-11-483, код – 812.

Как добраться до церкви Смоленской иконы Божией Матери в СПб

  • Проще всего попасть в храм, дойдя до него пешком от остановки общественного транспорта. Также приехать сюда можно и собственным авто либо на такси.
  • Чтобы добраться до церкви общественным транспортом, садитесь на метро и доезжайте до станций Приморская или Василеостровская.
  • От Приморской до церкви ходит маршрутное такси №186, автобус №42.
  • От Василеостровской – маршрутное такси №249А. Посещение храма

Побывать в этой церкви можно ежедневно, поскольку богослужения проводятся каждый день. Открыт он с 9.30 до окончания вечерней службы.
Посещение храма требует соответствующего внешнего вида:

  • женщины должны покрыть голову, плечи, быть в юбке или платье, которые закрывают колени; нельзя приходить с косметикой (особенно с губной помадой), сильно надушенными;
  • мужчинам необходимо закрыть плечи, быть в брюках, без головного убора.
Читайте также:
Пафнутьев-Боровский монастырь: история, как попасть и добраться, отец, святыни и настоятели, престольные праздники

Расписание богослужений

День недели Богослужение Время начала
Понедельник, среда, пятница, суббота Исповедь
Литургия
Крещение
Вечерня
9.45
10.00
12.30
17.00 (18.00)
Вторник Исповедь
Литургия
Крещение
Акафист Кресту Господню, вечерня
9.45
10.00
12.30
17.00 (18.00)
Четверг Исповедь
Литургия
Крещение
Акафист Николаю Чудотворцу, вечерня
9.45
10.0
12.30
17.00 (18.00)
Воскресенье Исповедь
Литургия
Крещение
Акафист, вечерня
7.00
10.00
12.30
17.00 (18.00)

Фото церкви Смоленской иконы Божьей Матери

  • Храм возвышается на Смоленском кладбище.
  • В летние дни церковь утопает в пышной зелени.
  • Колокольня храма состоит из двух ярусов.
  • Церковь прекрасна в любое время года.
  • И в праздничные, и в воскресные дни здесь немало прихожан.
  • Назван храм в честь списка Смоленской иконы Богоматери.
  • Изнутри церковь поражает своей величественной росписью.

Этот величественный храм, который возвышается над Смоленским кладбищем, является одним из символов Васильевского острова.

Видео — Ксения Петербургская

Здесь чувствуется присутствие блаженной Ксении Петербургской, а также настоятелей этой церкви. Великолепная потолочная роспись, величественная колокольня, состоящая из двух ярусов – храм действительно поражает своей строгой и изысканной красотой.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Васильевский остров (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Васильевский остров (Санкт-Петербург)

Церковь Смоле́нской иконы Божией Матери или просто Смоле́нская церковь — один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове. Согласно преданию в постройке церкви участвовала святая блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Василеостровского благочиннического округа.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Архитектура
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Расписание богослужений
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

В 1758 году на Смоленском кладбище была заложена деревянная Смоленская церковь. Она была построена за два года и освящена 30 сентября (11 октября) 1760 года. 6 (17) ноября 1772 года к ней был пристроен Михайловский придел.

В 1786—1790 годах по проекту архитектора А. А. Иванова в стиле раннего русского классицизма была построена каменная Смоленская церковь. Деревянная церковь тогда ещё не была разобрана. 9 октября 1790 года был освящён придел во имя Иоанна Богослова. 1 (12) октября 1790 года был освящён главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Всего на 1917 год в храме было пять приделов. Главный — Смоленской иконы Божией Матери. Правый — св. Василия Исповедника. Левый — во имя Иоанна Предтечи, св. архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, освящённый 26 сентября 1790 года. Отдельный придел с южной стороны — Пророка Илии, освящённый 24 июня 1833 года. Отдельный придел с северной стороны — Апостола Иоанна Богослова, освящённый 10 октября 1892 года.

С начала 1920-х годов церковь находилась у обновленцев.

В 1938 году в нее передали Казанскую икону Божией Матери, происходившую из Казанского собора. В 1940 году Смоленская церковь была закрыта, Казанскую икону Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор, где она пребывала 60 лет (в 2001 году возвращена в Казанский собор). Внутреннее убранство храма было уничтожено.

В 1947 году церковь возвращена приходу и 8 марта того же года торжественно освящена настоятелем Николо-Богоявленского собора протоиереем Павлом Тарасовым. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 году храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.

24 мая 1950 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым) в храме был освящён новоустроенный северный придел во имя иконы Божией Матери «Умиление», для которого был взят иконостас одного из приделов нижнего храма Владимирской церкви (на Владимирском проспекте), к тому времени закрытой.

Читайте также:
Софрониевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

16 февраля 1989 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) освятил в храме отдельный небольшой придел блаженной Ксении Петербургской.

Современное состояние [ править ]

Архитектура [ править ]

Церковь построена в стиле раннего русского классицизма. Это прямоугольное в плане здание с двухъярусной колокольней, покрашенное в голубой цвет. С западной стороны к церкви примыкает трапезная. Над входом возвышается двухъярусная колокольня, увенчанная серым шпилем с крестом, в обоих ярусах которой располагаются звонницы. Стена второго яруса декорирована коринфскими пилястрами. Каждая грань яруса завершена треугольным фронтоном. Храм увенчан низким куполом серого цвета, расположенным на низком барабане с арочными окнами византийского стиля. Купол завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

  • Смоленский образ Божией Матери Одигитрии, являющийся списком с чудотворной иконы, находящейся в Смоленске
  • Список особо чтимой старинной иконы Божией Матери «Милующая», или «Достойно есть», переданной храму по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 г.
  • Чтимый образ св. ап. и ев. Иоанна Богослова эпохи Петра I

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, Камская улица, 24, Смоленское православное кладбище.

Проезд: от ст. м. Приморская 15 минут пешком или от ст. м. Василеостровская наземным транспортом в сторону Малого проспекта Васильевского острова и Смоленского кладбища.

Расписание богослужений [ править ]

Исповедь: 9.45. Литургия: 10.00; по воскресным дням и двунадесятым праздникам: 7.00 и 10.00.

Вечернее богослужение в 18.00, с ноября по март – вечернее богослужение в 17.00.

Акафисты (вечером): по воскресеньям – св. блаж. Ксении Петербургской и Смоленской иконе Божией Матери попеременно; по вторникам – Животворящему Кресту Господню; по четвергам – Свт. Николаю Чудотворцу. Крещение проходит ежедневно в 12.30 (в воскресенье – в 12.00).

В часовне непрерывно, с промежутком 5-10 минут, совершаются молебны святой блаженной Ксении о здравии и заупокойные молитвы.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове, Санкт-Петербург

Современное состояние и деятельность прихода

На сегодняшний день храм Смоленской Божией Матери располагает тремя престолами:

  • Первый и главный освящён в честь Смоленской иконы Богородицы.
  • Второй — в честь иконы Богоматери «Милующая».
  • Третий — в честь святой блаженной Ксении Петербургской.

Отдельного престола не имеет только Рождественский придел храма.


Интерьер церкви Смоленской иконы Божией Матери (северный престол)

Священнослужители стараются помогать не только прихожанам в церкви. Они выезжают к тяжелобольным, к заключенным в тюрьмы и совершают там Таинства Причастия и Исповеди.

При храме функционирует приходская школа для детей, где им преподают Закон Божий, церковнославянский язык и церковное пение. Взрослые люди могут посещать катехизисные беседы, знакомиться с историей церкви. В свою очередь, верующие добровольно помогают храму, кто, чем может.

Церковь во имя Смоленской иконы Божией матери на Васильевском острове

Официально Смоленское кладбища учреждено 23 октября 1738 года, постановлением Святейшего Синода: на Васильевском острове у Черной речки (как тогда называлась Смоленка), между 18 и 23 линиями расчистить место под кладбище.

В 1758 году, при Императрице Елизавете на Смоленском кладбище Васильевского острова была заложена, построена, а 30 сентября 1760 года освящена деревянная Смоленская церковь. 6 ноября 1722 к ней был пристроен Михайловский придел. Название речки, кладбища, а также освящение церкви во имя Смоленской иконы Божьей Матери по преданию обязаны тем, что в этом районе жили рабочие из Смоленска, созванные и согнанные на постройку Санкт-Петербурга ещё Петром I.

Читайте также:
Гатчинская епархия: игумен Фотий и священники, церкви и храмы, монастыри

Каменная церковь была построена в 1786 — 1790 годах по проекту архитектора профессора Алексея Иванова. Церковь построена в стиле раннего русского классицизма. Она представляет собой прямоугольное в плане здание с двухъярусной колокольней. Со строительством Смоленской церкви связано имя св. Блаженной Ксении Петербургской. Рано овдовев и будучи потрясена смертью своего мужа, Ксения Григорьевна Петрова добровольно приняла на себя подвиг юродства Христа ради. Раздав всё своё имущество, она скиталась по городу, притворяясь безумной, а по ночам, когда никто этого не видел, поднимала кирпичи на леса строящейся смоленской церкви. На иконах Блаженную Ксению часто изображают на фоне Смоленской церкви.

Первым в церкви Смоленской иконы Божьей Матери был освящен придел во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября 1790 года). Через пять дней, 1 октября 1790 года был освящен главный придел храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. На средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка южного Ильинского придела, освященного 24 июня в 1833 году. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны.

По проекту академика К.Н. Вербицкого был возведён придел Иоанна Предтечи (освящён 1 октября 1892), который украшал иконостас в византийском стиле выполненный художником М. М. Васильевым. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками.

В советское время церковь действовала до 1940 года. Временно с 1932 по 1940 годы в ней находилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери, переданная после закрытия Казанского собора. После закрытия Смоленской церкви Чудотворную икону передали в Князь-Владимирский собор. В годы Отечественной войны и блокады церковь простояла закрытой, однако, она снова была возвращена верующим и освящена 8 февраля 1947 года. Почти все последующие годы советской власти церковь Смоленской иконы Божьей Матери была единственным действующим храмом Васильевского острова. Храм привлекал множество верующих. Часовня Св. Блаженной Ксении Петербургской также была местом паломничества, несмотря на то, что оставалась заколоченной и обнесённой сплошным забором.

Сейчас храм Смоленской иконы Божьей Матери имеет три престола: главный — освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный — в честь иконы Божией Матери «Милующая», или «Достойно есть», и южный — в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола.

Недалеко от Смоленского храма, с восточной стороны, у входа на кладбище находится каменная церковь Воскресения Христова (1901-1904, архитектор В.А. Демяновский). Она сильно разрушена, ныне восстанавливается на средства Санкт-Петербургской епархии. Недалеко от часовни св. Ксении Блаженной находилась Троицкая церковь, она была разобрана на кирпич в 1932 году.

Адрес церкви Смоленской иконы Божьей Матери: СПб. Васильевский Остров, Камская ул., 24, Смоленское православное кладбище. Телефон, 323-54-14. Проезд: метро «Василеостровская», далее трамвай N 6; или метро: «Приморская»

Святыни

В храме пребывает список Смоленской иконы Богородицы «Одигитрия», очень почитаемый в православных кругах.


Богослужение в храме Смоленской иконы Божией Матери

Также здесь хранится копия ещё одной чтимой иконы — древний образ Божией Матери «Милующая», которую в своё время храму передал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий.

В церкви есть и лик Иоанна Богослова, относящийся к петровским временам.

Фото церкви Смоленской иконы Божьей Матери

  • Храм возвышается на Смоленском кладбище.

В летние дни церковь утопает в пышной зелени.

Церковь прекрасна в любое время года.

И в праздничные, и в воскресные дни здесь немало прихожан.

Назван храм в честь списка Смоленской иконы Богоматери.

Читайте также:
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Изнутри церковь поражает своей величественной росписью.

Этот величественный храм, который возвышается над Смоленским кладбищем, является одним из символов Васильевского острова.

Расписание богослужений

Исповедь: 9.45. Литургия: 10.00; по воскресным дням и двунадесятым праздникам: 7.00 и 10.00.

Вечернее богослужение в 18.00, с ноября по март — вечернее богослужение в 17.00.

Акафисты (вечером): по воскресеньям – св. блаж. Ксении Петербургской и Смоленской иконе Божией Матери попеременно; по вторникам – Животворящему Кресту Господню; по четвергам – Свт. Николаю Чудотворцу. Крещение проходит ежедневно в 12.30 (в воскресенье — в 12.00).

В часовне непрерывно, с промежутком 5-10 минут, совершаются молебны святой блаженной Ксении о здравии и заупокойные молитвы.

История

В 1758 году на Смоленском кладбище была заложена деревянная Смоленская церковь. Она была построена за два года и освящена 30 сентября (11 октября) 1760 года. 6 (17) ноября 1772 года к ней был пристроен Михайловский придел.

В 1786—1790 годах по проекту архитектора А. А. Иванова в стиле раннего русского классицизма была построена каменная Смоленская церковь. Деревянная церковь тогда ещё не была разобрана. 9 октября 1790 года был освящён придел во имя Иоанна Богослова. 1 (12) октября 1790 года был освящён главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Всего на 1917 год в храме было пять приделов. Главный — Смоленской иконы Божией Матери. Правый — св. Василия Исповедника. Левый — во имя Иоанна Предтечи, св. архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, освящённый 26 сентября 1790 года. Отдельный придел с южной стороны — Пророка Илии, освящённый 24 июня 1833 года. Отдельный придел с северной стороны — Апостола Иоанна Богослова, освящённый 10 октября 1892 года.

С начала 1920-х годов церковь находилась у обновленцев.

В 1938 году в нее передали Казанскую икону Божией Матери, происходившую из Казанского собора. В 1940 году Смоленская церковь была закрыта, Казанскую икону Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор, где она пребывала 60 лет (в 2001 году возвращена в Казанский собор). Внутреннее убранство храма было уничтожено.

В 1947 году церковь возвращена приходу и 8 марта того же года торжественно освящена настоятелем Николо-Богоявленского собора протоиереем Павлом Тарасовым. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 году храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.

24 мая 1950 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым) в храме был освящён новоустроенный северный придел во имя иконы Божией Матери «Умиление», для которого был взят иконостас одного из приделов нижнего храма Владимирской церкви (на Владимирском проспекте), к тому времени закрытой.

16 февраля 1989 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) освятил в храме отдельный небольшой придел блаженной Ксении Петербургской.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове, Санкт-Петербург — разбираемся подробно

Божественная литургия в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской

История постройки

Возникновение церкви Смоленской Богоматери относится к 1758-1760 годам. Императрица Елизавета I распорядилась построить на Смоленском кладбище церковь для отпевания умерших. За два года был возведён деревянный храм на Васильевском острове, который освятили 30 сентября 1760 года.

Церковь Смоленской иконы Божией матери

Чуть позже к церкви пристроили Михайловский придел. Есть мнение, что название храма было обусловлено проживанием в районе острова рабочих из Смоленска. При Петре I их созвали на постройку Северной столицы, как ещё называют Петербург.

Со временем деревянное здание обветшало. Этому способствовали два наводнения, случившиеся в городе. Было принято решение построить каменный храм. Разработать план нового сооружения поручили архитектору Алексею Иванову. Церковь построили в стиле раннего русского классицизма. В конце XVIII века и в начале XIX были освящены приделы Иоанна Богослова, Смоленской иконы Божией Матери, северный и южный Ильинский. Также на один ярус достроили имеющуюся колокольню и расширили западную паперть.

Читайте также:
Храм Ризоположения в Леоново: история и адрес, описание, святыни и праздники, настоятели

С приходом большевизма начались богоборческие преобразования в стране. Смоленский храм не оставили без внимания, его закрыли в 1940 году. Весь военный период здание пустовало и находилось под замком. Однако в 1947 году церковь всё же вернули православным верующим, и вновь состоялось её освящение. Сюда всегда стекалось много прихожан, так как храм Смоленской иконы Богоматери оставался единственным работающим храмом на Васильевском острове.

Важно! В настоящее время храм отремонтирован и в него могут прийти все желающие помолиться Господу и приобщиться к Таинствам православной церкви.

15 февраля – Международный день православной молодежи

Современное состояние и деятельность прихода

На сегодняшний день храм Смоленской Божией Матери располагает тремя престолами:

  • Первый и главный освящён в честь Смоленской иконы Богородицы.
  • Второй — в честь иконы Богоматери «Милующая».
  • Третий — в честь святой блаженной Ксении Петербургской.

Отдельного престола не имеет только Рождественский придел храма.

Интерьер церкви Смоленской иконы Божией Матери (северный престол)

Священнослужители стараются помогать не только прихожанам в церкви. Они выезжают к тяжелобольным, к заключенным в тюрьмы и совершают там Таинства Причастия и Исповеди.

При храме функционирует приходская школа для детей, где им преподают Закон Божий, церковнославянский язык и церковное пение. Взрослые люди могут посещать катехизисные беседы, знакомиться с историей церкви. В свою очередь, верующие добровольно помогают храму, кто, чем может.

Усыпальница

Церковь, согласно работе «Петербургский некрополь» В. И. Саитова, служила также местом погребения для нескольких десятков усопших. Под сводами пола церкви для захоронений был устроен подвал. На северной стене храма имеются памятные доски в честь строителя Смоленской церкви, протоиерея и настоятеля Георгия Петровича Петрова, погребённого под алтарем придела св. Евангелиста и Апостола Иоанна Богослова и кафедрального протоиерея и кавалера Стахия Ивановича Колосова.

Святыни

В храме пребывает список Смоленской иконы Богородицы «Одигитрия», очень почитаемый в православных кругах.

Богослужение в храме Смоленской иконы Божией Матери

Также здесь хранится копия ещё одной чтимой иконы — древний образ Божией Матери «Милующая», которую в своё время храму передал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий.

В церкви есть и лик Иоанна Богослова, относящийся к петровским временам.

Галерея

Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Празднование 200-летия в Ленинграде, патриарх Алексий II

Празднование 200-летия в Ленинграде, у входа в храм

Престольные праздники

Почитается дата 10 августа — день памяти Смоленской иконы Богоматери «Одигитрия» или «Путеводительница».

Расписание богослужений

Божественные службы совершаются в церкви каждый день.

В 10:00 начинается Литургия. В праздничные дни и воскресенья Литургическое песнопение проходит два раза, с 7:00 и 10:00.

В период с ноября по март месяц вечерние службы начинаются с 17:00. В остальное время — с 18:00. Обряды Крещения совершаются в 12:30 в будние дни и в 12:00 по воскресеньям.

Как добраться

Если выйти на станции Василеостровская, то на общественном транспорте No249А нужно ехать в сторону Малого проспекта Васильевского острова и Смоленского кладбища.

Прихожане отмечают, что это очень спокойное место, с прекрасными службами и его непременно стоит посетить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: