Спасо-Бородинский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

История монастыря

26 августа 1812 года в Бородинском сражении погиб генерал-майор, шеф Ревельского пехотного полка Александр Алексеевич Тучков (1777-1812).
Место его гибели описал в своем письме от 10 января 1817 года, адресованном вдове генерала, начальник 3-й пехотной дивизии П.П. Коновницын: «Надобно только сыскать деревню Семеновскую, с коей, спустясь в лощину, подняться на высоты довольно высокие, тут должны быть видны еще наши батареи, где он, их своею бригадою заняв, пал мертв и запечатлел тем свою любовь к отечеству». К письму была приложена карта, где было обозначено это место.

Вдова генерала, Маргарита Михайловна Тучкова (1781-1852) решила построить на месте гибели мужа храм. 25 сентября 1816 года она обратилась с письмом к императору Александру I: «Потеряв обожаемого супруга наполе чести, я не имела даже утешения найти останки его. Сия мысль беспрестанно умножает настоящую причину терзания моего и ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой. Но я своих денег не имею, как 10 тыс. рублей. Денег моих столь малозначительно, что если Вы, Ваше Императорское Величество, не подадите мне руку помощи, я должна буду с прискорбием оставить намерение мое». Александр I пожертвовал на сооружение храма 10 тыс. руб.

Местные помещики уступили землю под сооружение храма. Храм был заложен в 1818 году, а 26 августа 1820 года Маргарита Михайловна внесла в новопостроенный храм икону «Спас Нерукотворный» из походной церкви Ревельского пехотного полка.

Храм был освящен во имя Спаса Нерукотворного. По решению Духовной Консистории церковь числилась приделом Рождественской церкви в селе Бородине и «оной церкви священником с причтом совершаемо было в ней по покойном господине Тучкове поминовение». В церкви было устроено надгробие над символической могилой генерала А.А. Тучкова в виде беломраморного креста с надписью «Помяни, Господи, во царствие Твоем Александра на брани убиеннаго». Здесь же впоследствии были похоронены сын Тучковой Николай, ее брат А.М. Нарышкин и сама Маргарита Михайловна.

После смерти единственного сына, пятнадцатилетнего Николая, в 1826 году М.М. Тучкова поселилась в домике-сторожке напротив храма. Удалившись от мира, она со временем стала центром и душой небольшой женской пустыни, в которой к 1833 году начитывалось уже 70 человек.

4 марта 1833 г., было учреждено Спасское Богоугодное Общежительное заведение «для лиц женского пола, кои быв обременены нуждами, скорбями, бедствиями и суетою жизни, желают обрести убежище, в котором бы при удовлетворении необходимым потребностям жизни, могли проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии, чистоте и смирении». Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) составил«Правила» общежитильного заведения, в которых определена была «особая обязанность пребывающих в сем Общежитии – приносить молитвы за … Православных вождей и воинов, которые в сих местах за веру, Государя и Отечество на брани живот свой положили в лето 1812-е». М.М. Тучкова, оставаясь мирянкой, выполняла обязанности настоятельницы Спасской общины. 4 июля 1836 года в Троице-Сергиевой Лавре она была пострижена митрополитом Филаретом в рясофор с именем Мелания.

В 1838 году община была преобразована в монастырь. Синод, согласно с просьбою учредительницы М. М. Тучковой и мнением московского епархиального начальства, признал, что «место навсегда достопамятное в Отечественной истории событиями 1812 г. с особенным приличием может быть ознаменовано учреждением обители монашествующих, в которой бы всегда приносились молитвы о душах православных Россиян, на брани за веру, царя и Отечество живот свой положивших…. В связи с этим Спасское женское общежитие на Бородинском поле преобразовать в Спасский общежительный женский монастырь. Обители присвоить степень 2 класса и быть в ней настоятельнице, казначее и 20 монахиням с соответственным числом послушниц, а для богослужений одному священнику, диакону на пономарской вакансии и одному дьячку». На Указе собственною рукою Его Императорского Величества написано: «Быть по сему. С.-Петербург, 1 янв. 1838 г.». Император Николай I пожертвовал 25 тысяч рублей на благоустройство Спасо-Бородинского монастыря. М.М. Тучкова стала первой настоятельницей обители. 28 июня 1840 года состоялось пострижение М.М. Тучковой в мантию с именем Мария.

27 августа 1839 года, на следующей день после открытия монумента на батарее Раевского, император Николай I посетил занемогшую генеральшу Тучкову. Он сказал ей: «Мы поставили памятник чугунный, а вы предупредили нас, поставив бессмертный христианский памятник». Молитва о воинах, на крови которых построен монастырь, изначально была поставлена по главу угла настоятельницей как особая обязанность бородинских сестер. По предложению М.М. Тучковой духовенство окрестных сел каждый год 26 августа стало собираться в Спасский храм для соборного поминовения всех воинов, погибших в Бородинской битве. Панихида и крестный ход по полю битвы от флешей Багратиона до батареи Раевского постепенно вошли в традицию.

Читайте также:
Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

При игумении Марии на территории монастыря были построены келейный корпус и кирпичные стены с четырьмя башенками. В одной из них была устроена церковь Филарета Милостивого, которую освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет. С марта 1844 года игумения Мария стала хлопотать о сооружении в Спасо-Бородинском монастыре соборного храма. Владимирский храм был заложен в сентябре 1851 г. по проекту архитектора М. Д. Быковского, освящен 5 сент. 1859 г. викарием московским Леонидом.

В 1870-е годы возведена церковь Иоанна Предтечи. Оба храма тесно связаны с Бородинским сражением: оно произошло в день праздника в честь встречи в Москве Владимирской иконы и избавления столицы от нашествия Тамерлана в 1395 году, а в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи (11 сентября) поминаются все воины, на поле брани убиенные. Архитектурный ансамбль Спасо-Бородинского монастыря стал памятником героям сражения, органично вписавшимся в ландшафт Бородинского поля.

В ризнице монастыря, расположенной в первом ярусе колокольни, в числе ее драгоценностей хранились евангелия в дорогих переплетах, наперсные кресты, четки, бархатные пелены, пожертвованные, в основном, членами императорской фамилии. В библиотеке ризницы имелись драгоценные издания: Четьи Минеи, Октоих и требники, пожалованные в разное время также представителями царской семьи.

С 1852 года, со времени кончины игумении Марии, ее деревянный домик-сторожка сохранялся в монастыре «внутри и снаружи в полной неприкосновенности» по распоряжению, сделанному святителем Филаретом. Домик сгорел в 1942 году и был восстановлен музеем в 1994 году. В нем открыта экспозиция, посвященная игумении Марии.
К концу XIX века Спасо-Бородинский монастырь стал одним из духовных центров России, известным не только своим местоположением, но и подвижнической жизнью его насельниц. Особо почитаемыми из них были схимонахини Сарра и Рахиль.

Монастырь помогал путешественникам, желающим осмотреть Бородинское поле. Из путеводителя Н.Н. Оболешева, 1902 г. следует, что лучший пункт для ночлега на Бородинском поле «странноприимный дом при Спасо-Бородинском монастыре, где, благодаря любезности и вниманию сестер-монахинь, можно получить, за скромную плату, чистую комнату и свежие молочные продукты, яйца и хлеб». В гостинице монастыря останавливался в сентябре 1867 года Л.Н. Толстой.

В 1912 году в ходе подготовки к празднованию 100-летия Бородинской битвы, были восстановлены флеши на территории монастыря и около него. Монастырь выразил готовность «взять на себя охранение и поддержание флешей в таком виде, в каком они будут сданы монастырю военным ведомством по восстановлении их».

25 августа 1912 года Спасо-Бородинский монастырь посетил император Николай II с семьей. В 2 часа дня царская семья в сопровождении свиты прибыли в монастырь, проследовала в собор, где было совершено краткое молебствие. После собора Николай II с семьей посетил храм Спаса Нерукотворного. Они остановились у памятника дивизии генерала Коновницыну, где собрались потомки Тучковых и Коновницыных. Затем они посетили Филаретовскую церковь, дом, где жила основательница монастыря игумения Мария (Маргарита Тучкова).

После закрытия и разорения обители в феврале 1929 года на картах вместо Спасо-Бородинского монастыря появился новый населенный пункт – поселок Ворошилово. Трудовая коммуна с этим названием, колхоз, военный госпиталь, школа, туристическая база, сменяя друг друга, находились в стенах монастыря до 1970-х годов. В 1973 году началась реставрация монастыря. Более двадцати лет Бородинским музеем-заповедником восстанавливался архитектурный ансамбль Спасо-Бородинского монастыря. С 1992 года экспозиции музея соседствуют в нем с возрожденным женским монастырем.

6 июля 1999 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил Спасо-Бородинский монастырь.

Использование архитектурного ансамбля монастыря

Спасо-Бородинский монастырь является памятником федерального значения согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 683 от 31 мая 1961 г., Указа Президента РФ от 24 января 1995 г. № 64, Указа Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176, Распоряжению Правительства РФ 791-р от 18 мая 1994 г.

Используется музеем-заповедником по распоряжению Росимущества №198-р от 28.01.1994 г.:

  • Трапезная с церковью Иоанна Предтечи (295.58 кв.м.) — два выставочных зала
  • Кладовая (268.8 кв.м.) — склад
  • Портновская и башмачная мастерские (170.2 кв.м.) — котельная
  • Старая трапезная с кельями и церковью Филарета Милостливого (424.72 кв.м.) — фондохранилище, библиотека
  • Южный келейный корпус у восточных ворот (380.56 кв.м.) — экспозиция 1941 г.
  • Северный келейный корпус у восточных ворот (двухэтажный) (480 кв.м.) – здание администрации

Передано православной общине Спасо-Бородинского монастыря по распоряжению ТУ Росимущества МО от 25.11.08. № 850; договору от 25.11.08. №17-004-03-Уббп:

  • Юго-восточный келейный корпус (224 кв.м)
  • Южные кельи (современная трапезная) (110 кв.м.)
  • 3 башни ограды (120 кв.м.)- кельи

Совместно используется монастырем и музеем-заповедником по договору 1992 г.:

  • Церковь Спаса Нерукотворного (109,82 кв.м.)
  • Владимирский собор (707,96 кв.м.)
  • Колокольня (51.84 кв.м.)- пост милиции (1-й этаж)

Настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря

  • Игумения Мария (М.М. Тучкова) † 1852
  • Игумения Сергия (С.В. Волконская) † 1884, до 1871
  • Схиигумения Алексия † 1880
  • Игумения Филофея (Гежелинская) † 1899
  • Игумения Гавриила (Львова) † 1906
  • Игумения Евгения (Прудникова) † 1911
  • Игумения Ангелина (Курочкина) † 1924
  • Игумения Лидия (Сахарова), до 1929
Читайте также:
Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, настоятельницы и святыни

Открытие монастыря 16 августа 1992 года

  • Игумения Серафима (Исаева) 1992-1999 гг.
  • Игумения Таисия (Исаева) 1999-2004 гг.
  • Игумения Рахиль (Райш) 2004-2006 гг.
  • Игумения Филарета (Гречина) 2006-2008 гг.
  • Игумения Серафима (Исаева) с 2008 г.

Обитель на Бородинском поле

Спасо-Бородинский монастырь появился на поле знаменитой битвы благодаря Маргарите Михайловне Тучковой. Ее супруг генерал А.А. Тучков погиб в день Бородинского сражения у Семеновских батарей. Вдова героя пожелала построить на месте гибели мужа небольшую церковь-памятник во имя иконы Спаса Нерукотворного. Постепенно вокруг церкви и сторожки, где жила вдова генерала, образовался женский монастырь с жилыми и хозяйственными корпусами, колокольней и большим Владимирским собором. Сама Маргарита Михайловна приняла постриг и стала игуменьей Марией. В Спасо-Бородинском монастыре находится могила и часовня местночтимой старицы Рахили – в миру Марии Коротковой.

Судьбу основательницы Спасо-Бородинского монастыря Маргариты Михайловны Тучковой предрек вещий сон, о котором она часто рассказывала племяннице и другим близким людям. Маргарита Михайловна происходила из знатной семьи, вышла замуж за генерала Александра Алексеевича Тучкова и никогда не помышляла о монашеской жизни и, тем более, основании женской обители. Перед нашествием Наполеона в Москву, она сопровождала супруга вместе с полком в Минской губернии. Вскоре Тучков получил приказ двигаться с солдатами в Смоленск, и Маргарита Михайловна отправилась вместе с полками. В Смоленске она должна была попрощаться с мужем и уехать с маленьким сыном Николаем к родителям в Москву.

В окрестностях Смоленска генерал Тучков и его жена заночевали в тесной и грязной избе. Маргарите Михайловне приснился жуткий сон: она увидела висящую рамку со словами на французском языке: «Твоя участь решится в Бородине». От букв отделялись капли крови и струились по бумаге. Сон повторился дважды. Маргарита Михайловна испугалась, разбудила супруга и стала спрашивать, где находится Бородино. Генерал Тучков ничего не слышал про селение с таким названием. Он попросил у офицера военную карту и, внимательно изучив ее, не нашел такого села или деревни. Александр Алексеевич успокоил встревоженную сном супругу и сказал: «Если Бородино действительно существует, то судя по звучному его имени, оно находится, вероятно, в Италии. Вряд ли военные действия будут туда перенесены».

Вскоре супруги расстались: генерал остался с полками, а его жена и сын отправились в Москву. Тучков передал жене на хранение церковную утварь и икону Спаса Нерукотворного из походной церкви Ревельского полка, чтобы святыни не попали в руки неприятелю.

26 августа по старому стилю в день праздника Владимирской иконы Божией Матери развернулось Бородинское сражение. Генерал Тучков с Ревельским полком находился у батарей близ деревни Семеновской и ручья Огника. Почти весь полк был уничтожен французами, а сам Тучков погиб. Маргарита Михайловна была в это время с сыном в Костромской губернии. Получив скорбное известие о гибели мужа, она поехала на Бородинское поле, чтобы отыскать тело супруга.

Во второй половине октября 1812 года вместе с монахами Лужецкого монастыря Маргарита Михайловна прибыла в Бородино. Место сражения еще не успели очистить от трупов, и местность представляла ужасное зрелище – кругом были разбросаны горы мертвых тел. В сопровождении старца схимника, который освещал землю факелом, женщина искала на Бородинском поле останки мужа, ориентируясь на план графа П.П. Коновницына. Он участвовал в битве и помнил примерное место гибели Ревельского полка. Всю ночь она переворачивала мертвых солдат, стараясь узнать в них мужа, но безуспешно.

Маргарита Михайловна не нашла останков генерала Тучкова и вернулась в свое Тульское имение. Однако ей пришла мысль поставить у Семеновских батарей небольшую церковь с символической могилой А.А. Тучкова, и назвать этот храм в честь иконы Спаса Нерукотворного. Этот образ из походной церкви Ревельского полка оставил ей муж при расставании. До революции реликвия хранилась в правой части иконостаса Спасского храма.

Церковь заложили в 1818 году и строили два года. Император Александр I сделал щедрый вклад на строительство храма на поле сражения. Спасская церковь стала первым памятником в Бородино. Об этом говорил император Николай I , когда торжественно открывал памятную стелу в 1838 году на Бородинском поле: «Вот почтенная вдова храброго генерала Тучкова, она опередила меня, воздвигнув здесь бессмертный памятник»

В 1826 году неожиданно скончался пятнадцатилетний сын Маргариты Михайловны Николай. Новое горе заставило Тучкову окончательно удалиться от мира и поселится при Спасской церкви в Бородино в деревянном доме-сторожке у места гибели мужа и могилы сына. Слух о «доброй барыне, что живет в Боге и любит нищую братию» распространился по окрестностям. При храме устроили богадельню. Многие желающие удалиться от мира оставались жить здесь, и в 1833 году вокруг поминальной церкви образовалось «Спасское богоугодное общежитие». Спустя еще пять лет московский митрополит Филарет Дроздов учредил Спасо-Бородинский женский монастырь. Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг и стала первой игуменьей обители с новым именем Мария. Она руководила монашеской общиной до самой смерти в 1852 году. За год до кончины игуменья Мария заложила собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, в день празднования которой произошло Бородинское сражение. Собор был построен в византийском стиле уже после смерти начальницы обители. В память об основательнице монастыря в восстановленной деревянной сторожке устроен небольшой музей игуменьи Марии – Маргариты Михайловны Тучковой.

Читайте также:
Успенский собор во Владимире: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

В Спасо-Бородинском монастыре почитается преподобная старица Рахиль – в миру Мария Короткова. Над могилой монахини воздвигнута бревенчатая часовня с резной иконой внутри. Образ местночтимой святой есть и во Владимирском соборе обители. Мария Короткова родилась в городе Дорогобуже Смоленской губернии в купеческой семье. У мощей преподобного Герасима Болдинского в его Троицкой обители молодая женщина дала обет оставить мир. Решение стать инокиней укрепило чудесное явление преподобного Феодосия Печерского, которое произошло во время паломничества в Киев.

Некоторое время Мария жила в Вознесенском монастыре в Смоленске, а потом одиннадцать лет пешком странствовала из монастыря в монастырь, останавливаясь на ночлег в домах крестьян, заброшенных сараях или под открытым небом в лесу. В 1861 году она пришла в Святогорскую пустынь недалеко от города Изюм на Украине, где подвизался в то время старец Иоанн Затворник. Он велел Марии оставить страннический образ жизни и поступить в женский монастырь. В 1867 году Мария пришла во Владычний монастырь в Серпухове, а оттуда в 1872 году перевелась в Спасо-Бородинскую обитель. Здесь она приняла постриг с именем Митродора, а в 1915 году приняла схиму с новым именем Рахиль. После революции и вплоть до кончины в 1928 году старица Рахиль принимала в своей келье посетителей, которые искали у нее совета и утешения. Схимонахиня Рахиль скончалась в глубокой старости в 95 лет, она была причислена к лику местночтимых святых Московской епархии в 1996 году.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Ставропольская епархия

Выделена из состава Ставропольской и Владикавказской епархии решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 13).

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 года (журнал № 51) из состава епархии выделена Георгиевская епархия. Ставропольская епархия включена в состав Ставропольской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на февраль 2016 года)

Благочиния и благочинные

  • I Ставропольское — архимандрит Василий (Лукьянов)
  • II Ставропольское — протоиерей Владимир Волков
  • III Ставропольское — протоиерей Павел Самойленко
  • Грачевское — протоиерей Сергий Гринев
  • Дивненское — протоиерей Георгий Чекрыгин
  • Донское — протоиерей Владислав Нагорный
  • Изобильненское — протоиерей Сергий Рыбин
  • Ипатовское — протоиерей Михаил Лещина
  • Курсавское — протоиерей Вячеслав Бочаров
  • Медвеженское — протоиерей Георгий Ольховик
  • Михайловское — протоиерей Игорь Подоситников
  • Невинномысское — протоиерей Иоанн Моздор
  • Новоалександровское — иерей Николай Гулейко
  • Ольгинское — протоиерей Евгений Пиперков
  • Светлоградское — протоиерей Иоанн Лещина

Монастыри

  • иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» мужской
    356240, Ставропольский край, Шпаковский район, с. Татарка; тел. +7962 453-41-42; e-mail a_fanasi@mail.ru
    настоятель — игумен Афанасий (Гриценко)
  • Иоанно-Мариинский женский
    355000, г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 233; тел. (8652) 39-00-59; e-mail simgmon@mail.ru
    настоятельница — монахиня Иоанна (Лихоманова)

В епархии 170 приходов. Численность духовенства — 195 клириков.

Социальные учреждения

  • Спасо-Преображенский реабилитационный центр помощи наркозависимым
    Ставропольский край, Шпаковский район, ст. Темнолесская; тел. +7928 321-42-55
    • филиал центра в г. Ставрополе
      г. Ставрополь, ул. Ленина, 184; тел. (8652) 27-01-98
    • филиал центра в г. Изобильном
      Ставропольский край, г. Изобильный, Соборная площадь, 1; тел. +7928 314-03-63
    • филиал центра в г. Михайловске
      Ставропольский край, г. Михайловск; тел. +7928 353-10-87
  • православный детский сад «Вера, надежда, любовь»
    Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Матросова, 157
  • богадельня при храме Архистратига Божия Михаила
    356526, Ставропольский край, Петровский район, сел. Высоцкое, ул. Библиотечная, 1
  • ЧОУ начальная школа — православный детский сад «Свято-Никольский»
    Ставропольский край, г. Михайловск, ул. Живописная, 5; тел. +7962 423-10-85
  • НКО Центр помощи материнству и детству «Мое солнышко»
    г. Ставрополь, ул. Партизанская, 1; тел. +7905 490-82-49

Средства массовой информации

Читайте также:
Казанский монастырь в Вышнем Волочеке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

епархиальная телестудия «Град Креста» еженедельно выпускает три телепрограммы: 1) «Ставропольский Благовест» (телеканал РЕН-Ставрополь); «Преображение» (телеканал СТВ); «Град Креста» (телеканал Россия-24)

Все три телепередачи выходят на телеканале «Союз». Программа «Преображение» выходит с сурдопереводом.

Учебные заведения

  • Ставропольская православная духовная семинария
    355017, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 155; тел.: дежурный (8652) 35-44-87, канцелярия (8652) 35-48-80; e-mailkrest@mail.stv.ru; сайт www.stpds.ru
    ректор — митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
  • регентская школа
    355031, г. Ставрополь, ул. Партизанская, 1; тел.: дежурный (8652) 24-54-54, канцелярия(8652) 35-48-80; e-mail preobrajenie_19@mail.ru
  • Свято-Успенская православная гимназия г. Ставрополь
    355008, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул.Фадеева, 1; тел.: (8652) 28-03-47; 28-15-50 (директор)
    директор — протоиерей Павел Рожков
  • православная начальная общеобразовательная школа № 4 г. Невинномысска
    Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Мичурина, 1; тел.: (86555) 6-29-72
    директор — Гераськина Людмила Степановна; духовник — иерей Александр Поляков

Преподавание теологии в светских вузах (конфессионально-образовательный профиль: христианская (православная) теология)

Ставропольская и Невинномысская Епархия

История создания епархии в Ставрополье

От времен раннего христианства ведет свой отсчет история православия на Северном Кавказе. Есть основания предполагать, что эти места посещали с проповедями апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Варфоломей.

Православие распространялось под покровительством Восточной Римской Империи. Но впоследствии ее позиции ослабли, стали наступать монголо-татары, насаждавшие нехристианские религии. Поэтому после 12-13 веков на Северном Кавказе христианство пришло в упадок.

В XVI веке православие на Северном Кавказе начинает возрождаться. Во времена Ивана 4 Грозного политическая и военная ситуация вновь сложились в пользу христианства. Астрахань была взята, пришли русские казаки и другие переселенцы. Начали строиться православные храмы.

1602 — год создания Астраханской Епархии. Затем последовало присоединение Терской области. Это стало основой для того, что впоследствии возникла Ставропольская и Невинномысская епархия.

Ввиду большой территории и состояния транспортной сети того времени Терская область была плохо связана с кафедрой. Можно лишь утверждать, что Астраханский Архиерей осуществлял хиротонию священников для казачьих населенных пунктов. В целях установления более тесных связей было принято решение в 1829 году создать Новочеркасскую епархию. В 1842 году на ее основе возникла Кавказская епархия, кафедра которой располагалась в Ставрополе.

Читайте о православии:

В XIX веке создается кафедра в Ставрополе. В начале XIX века на кафедру приходит первый архиерей — епископ Кавказский Иеремия (Соловьев). Ему предстояла тяжелая работа, так как духовное состояние паствы оставляло желать лучшего. Но уже через десять лет епископ основал духовную семинарию (1846 год), строились храмы и монастыри.

Важно! В числе знаменитых последователей владыки Иеремии можно назвать святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофилакта (Губина) — управляли с 1857 по 1872 год.

Время шло, потребности паствы в духовном окормлении увеличивались, и было принято решение разделить епархию. В 1885 году отделили Терскую область. Потом кафедре было дано название Ставропольской.

Для епархии настают трудные времена

В начале 20 века в России набрало силу революционное движение, произошел государственный переворот. Если прежняя, царская власть покровительствовала православию, то о новой власти этого сказать было нельзя. Поэтому для епархии настали периоды тяжелых испытаний.

Читайте о других храмах России:

В 1919 году в Ставрополе произошел Южно-Русский Собор Епископов. Шла гражданская война, епископы были отрезаны от патриарха. Пришлось решать многие сложные вопросы внутреннего обустройства Ставропольской и других епархий. Было принято решение выделить Кубанское викариатство. Начало своего существования ведет Ставропольская и Невинномысская митрополия.

Настал 1936 год, гонения на Церковь достигли одной из своих точек максимума. Епархия фактически прекратила существование. Большая часть храмов подверглись разрушению и осквернению.

Но затем началась Великая Отечественная война. Православная Церковь молилась за отечественное воинство, благословляла воинов на защиту Отечества. Отношение советской власти к Церкви значительно смягчилось.

Из истории: в 1943 году наступило возрождение епархии. Некоторые храмы были восстановлены и открыты заново, была возрождена Ставропольская духовная семинария.

Была присоединена часть Владикавказской епархии и Азербайджана. Но облегчение длилось недолго. В 1958 году власть вновь обозлилась на Церковь, семинарию закрыли.

Положение епархии в наши дни

В 1988 году Русская Православная Церковь праздновала тысячелетие крещения Руси. К тому времени позиции атеистической власти уже во многом были расшатаны.

В разных епархиях, в том числе в Ставропольской, вновь открывались приходы, возрождались семинарии, открывались православные гимназии. В 1994 году была создана викарная Бакинская кафедра. В 2003 году чеченские приходы были возвращены Ставропольской епархии.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Балашихе: описание и адрес храма, история, как добраться

Ставропольская митрополия включает 15 благочиний:

  1. Первое Ставропольское.
  2. Второе Ставропольское.
  3. Третье Ставропольское.
  4. Донское.
  5. Грачёвское.
  6. Дивенское.
  7. Изобильненское.
  8. Ипатовское.
  9. Ольгинское.
  10. Медвеженское.
  11. Михайловское.
  12. Невинномысское.
  13. Новоалександровское.
  14. Светлоградское.
  15. Курсавское.

К 2012 году произошли некоторые административные изменения, в том числе была отделена Георгиевская епархия. Кафедра была назначена центром Ставропольской митрополии. Митрополия насчитывает 2 действующих монастыря (Иоанно-Мариинский женский и мужской Скорбященский), 142 храма, 137 клириков. Работают воскресные школы и гимназии.

В митрополии действуют два кафедральных храма:

  1. Собор апостола Андрея Первозванного (г. Ставрополь).
  2. Храм Покрова пресвятой Богородицы (г. Невинномысск).

С 2011 года до наших дней епархией управляет митрополит Георгий (Покровский).

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Ставрополе, 2010-е

Ставропольская и Невинномысская епархия Ставропольской митрополии Русской Православной Церкви

История Православной Церкви на Северном Кавказе уходит к апостольским временам. Есть свидетельства что здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Варфоломей, о раннем укоренении Христианства говорят многочисленные материальные памятники. Впоследствии ослабление Восточной Римской империи, распространение ислама и монголо-татарское нашествие привело к угасанию Христианства на Северном Кавказе после XII-XIII веков.

Возрождение его началось со времен царя Иоанна IV Васильевича, когда, после взятия Астрахани, русское казачество поставило тут свои форпосты, а за ними пришли переселенцы, воздвигавшие православные храмы. В 1602 году была основана Астраханская епархия, в состав которой впоследствии вошла и Терская область.

По территории епархия была огромна и, при отсутствии безопасных и удобных путей сообщения, связь Терского края с кафедрой была слаба, вероятно, не простираясь далее хиротонии Астраханским архиереем священнослужителей для казачьих поселений. Для более успешного окормления края в 1829 году была учреждена Новочеркасская епархия, а уже из неё в 1842 или 1843 году [1] была выделена Кавказская епархия с кафедрой в Ставрополе.

Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев) нашел свою паству в недобром и колеблющемся состоянии, но за менее чем десятилетний срок епископства он устроил духовную семинарию (в 1846 году) и развернул строительство храмов. Среди его преемников особо выделяются святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофилакт (Губин), правившие епархией с 1857 по 1872 год.

С развитием церковной жизни возникла нужда разделения епархии для лучшего управления. 23 апреля 1885 года Терская область была выделена из состава епархии и присоединена к Владикавказской. Вскоре другая часть Кавказской епархии была присоединена к Сухумской, а сама кафедра переименована в Ставропольскую.

При последнем дореволюционном Ставропольском архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа. 12 октября 1916 года Кубанская викарная епархия стала полусамостоятельной.

19-24 мая 1919 года в Ставрополе состоялся Южно-Русский Собор епископов отрезанных гражданской войной от патриарха Тихона, на котором решались вопросы устройства Церкви на свободных от большевиков территориях. На этом же Соборе была признана необходимость выделения Кубанского викариатства Ставропольской кафедры в самостоятельную епархию, что и последовало в том же году.

Гонения на Православную Церковь в первые десятилетия советского периода свели епархию на нет к 1936 году – архиереи занимали кафедру в среднем всего около года прежде чем их арестовывало ОГПУ, были разрушены или отобраны большинство храмов. В Ставрополе, например, действовала лишь одна Успенская церковь, в то время как до 1917 года православных церквей в городе было более двадцати. К 1936 году епархия пресеклась, но в 1943 году, с поворотом государственной политики по отношению к Церкви, была возрождена. Часть храмов была открыта, воссоздана Ставропольская духовная семинария. В состав восстановленой епархии вошли земли бывшей Владикавказской епархии а также приходы в Азербайджане. Однако в 1958 году начался новый виток борьбы коммунистического режима с Церковью, снова закрывались и разрушались храмы, была закрыта семинария.

Год тысячелетия Крещения Руси ознаменовался переменами к лучшему в церковной жизни и после падения атеистического строя церковная жизнь стала восстанавливаться. За последующие двадцать лет количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза, была возрождена Ставропольская духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии и школы, детские сады. 26 февраля 1994 года была учреждена викарная Бакинская кафедра. 6 октября 1995 года из состава Ставропольской епархии была выделена самостоятельная Элистинская епархия в пределах Калмыкии. 28 декабря 1998 года из Ставропольской была также выделена самостоятельная Бакинская епархия вобравшая террриторию Азербайджана, Дагестана и Чечни. 26 декабря 2003 года приходы на территории Чеченской Республики были возвращены в ведение Ставропольской епархии.

В связи с увеличением в епархии действующих храмов и монастырей, а также из-за трагических событий на Северном Кавказе требующих неотлагательного внимания, по ходатайству архиепископа Ставропольского Феофана решением Священного Синода от 6 октября 2008 года в помощь правящему архиерею был назначен викарий с титулом Михайловский, однако рукоположение избранного на эту кафедру Романа (Лукина) не состоялось, а другого викария не было назначено.

22 марта 2011 года из состава Ставропольской епархии были выделены Минераловодский, Предгорный и Кировский районы на юге Ставропольского края, республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия (к возрожденной Пятигорской епархии); республики Северная Осетия-Алания, Ингушетия и Чечня (к возрожденной Владикавказской епархии). Таким образом в ведении Ставропольской кафедры была оставлена бо́льшая часть Ставрпольского края.

7 июня 2012 года из Ставропольской епархии была также выделена Георгиевская епархия, после чего в пределах епархии остались Андроповский, Апанасенковский, Грачёвский, Изобильненский, Ипатовский, Кочубеевский, Красногвардейский, Новоалександровский, Петровский, Труновский, Туркменский и Шпаковский районы, а также прилегающие города на северо-западе Ставропольской области. Тогда же кафедра была определена центром Ставропольской митрополии.

Исторические названия

  • Кавказская и Черноморская (17 июля 1842 – 30 июля 1867)
  • Кавказская и Екатеринодарская (30 июля 1867 – 8 марта 1886)
  • Ставропольская и Екатеринодарская (8 марта 1886 – 12 октября 1916)
  • Кавказская и Ставропольская (12 октября 1916 [3] – 1922)
  • Ставропольская и Кубанская (1922 – 1934)
  • Ставропольская и Донская (1935 – 1943)
  • Ставропольская и Пятигорская (сентябрь 1943 – 1945)
  • Ставропольская и Бакинская (май 1945 – 26 февраля 1994)
  • Ставропольская и Владикавказская (26 февраля 1994 – 22 марта 2011)
  • Ставропольская и Невинномысская (с 22 марта 2011)

Статистика

  • 1842-1843 – на момент учреждения епархии в Кавказской области: 126 церквей и 180 причтов, в Черномории: 66 церквей и 96 причтов
  • 1 января 1958[4] – 158 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • ок. 2004 – 383 прихода; 373 священнослужителя (328 священников, 45 диаконов); более 200 воскресных школ
  • июнь 2011 – 273 действующих храма (приходских – 223; приписных – 27; монастырских – 2; молитвенных домов – 10; часовен – 5; домовых – 6); клириков – 229, монашествующих – 9 [5]
  • январь 2013 – 1 монастырь, 142 действующих храма, 137 клириков [5]

Архиереи

  • Иеремия (Соловьев) (1 января 1843 – 20 ноября 1849)
  • Иоанникий (Образцов) (20 ноября 1849 – 30 октября 1857)
  • свт. Игнатий (Брянчанинов) (13 ноября 1857 – 5 августа 1861)
  • свт. Феофилакт (Губин) (1 декабря 1862 – 11 мая 1872)
  • Герман (Осецкий) (24 июня 1872 – 16 февраля 1886)
  • Владимир (Петров) (8 апреля 1886 – 25 ноября 1889)
  • Евгений (Шерешилов) (16 декабря 1889 – 17 июля 1893)
  • Агафодор (Преображенский) (17 июля 1893 – 31 июля 1919)
    • Михаил (Космодемьянский) (10 мая – 1 сентября 1914) в/у, еп. Александровский
  • Михаил (Космодемьянский) (1919 – 1923)
  • сщмч. Димитрий (Добросердов) (26 апреля – июнь 1923)
  • Иннокентий (Летяев) (28 октября 1923 – 20 августа 1926)
  • сщисп. Иннокентий (Ястребов) (1926 – 1927)
  • Арсений (Смоленец) (1 ноября – 25 ноября 1927)
  • Серафим (Мещеряков) (10 февраля 1928 – 24 августа 1933)
  • Лев (Черепанов) (24 августа 1933 – 1934)
    • Антоний (Романовский) (1935 – 1936) в/у, еп. б. Донской
    • 1936 – 1943 – пресеклась
  • Антоний (Романовский) (27 сентября 1943 – 7 ноября 1962)
    • Виктор (Святин) (? – 16 ноября 1962) в/у, митр. Краснодарский
  • Михаил (Чуб) (16 ноября 1962 – 27 февраля 1968)
  • Иона (Зырянов) (27 февраля 1968 – 1 июля 1975)
  • Антоний (Завгородний) (3 августа 1975 – 4 декабря 1989)
  • Гедеон (Докукин) (26 января 1990 – 21 марта 2003)
    • Исидор (Кириченко) (26 декабря 2002 – 7 мая 2003) в/у, митр. Екатеринодарский
  • Феофан (Ашурков) (7 мая 2003 – 22 марта 2011)
  • Кирилл (Покровский) (c 22 марта 2011)

Викарные епархии

  • Александровская (недейств.)
  • Арзгирская (недейств.)
  • Армавирская (ныне самостоятельная)
  • Бакинская (ныне самостоятельная)
  • Ейская (ныне самостоятельная)
  • Кубанская (ныне самостоятельная Екатеринодарская)
  • Михайловская (недейств.)
  • Моздокская (недейств.)
  • Пятигорская (ныне самостоятельная)

География благочиний

  • I Ставропольское, II Ставропольское, III Ставропольское:
    • г. Ставрополь
  • Грачевское
  • Дивненское
  • Донское
  • Изобильненское
  • Ипатовское
  • Курсавское
  • Михайловское ( http://www.blagochinie.ru/ )
  • Невинномысское
  • Новоалександровское
  • Ольгинское
  • Светлоградское

Епархиальные отделы

  • религиозного образования и катехизации
  • попечительный о тюрьмах
  • по взаимодействию с Вооруженными Силами
  • миссионерский

Монастыри

Учебные заведения

  • Ставропольская духовная семинария
  • Регентская школа г. Ставрополя
  • Православная Свято-Успенская гимназия г. Ставрополя
  • Православная начальная общеобразовательная школа № 4 г. Невинномысска
  • Православный детский сад “Вера, надежда, любовь” г. Невинномысска
  • Факультет теологии в Институте дружбы народов Кавказа
  • Кафедра социологии и теологии в Северо-Кавказском федеральном университете

Православные объединения и организации

  • Центр православного молодежного движения при Крестовоздвиженском храме г. Кисловодска
  • Спасо-Преображенский реабилитационный центр помощи наркозависимым, ст. Темнолесская (филиалы в гг. Ставрополе, Изобильном, Михайловске)
  • богадельня при храме Архистратига Божия Михаила, с. Высоцкое Петровского р-на

Церковные СМИ

  • газеты:
    • ежемесячная газета «Ставропольский благовест»
    • ежемесячная газета «Правило веры» (Георгиевское благочиние)
    • ежемесячная газета «Святой Крест» (Буденновское благочиние)
  • сайты :
    • официальный сайт и сайты благочиний
    • епархиальный канал на YouTube ( http://www.youtube.com/user/StavropolEparhia#g/a )
    • сайт Православного братства Святого Духа
  • телевидение:
    • еженедельная телепередача «Ставропольский Благовест» (телеканал РЕН-Ставрополь)
    • еженедельная телепередача «Преображение» (телеканал СТВ)
    • еженедельная телепередача «Духовные беседы» (телеканал Россия-24) Все три телепередачи выходят на телеканале «Союз». Программа «Преображение» выходит с сурдопереводом.

Литература

  • Архангельский, П., Справочная книжка монастырям, пустыням, настоятелям, настоятельницам оных, благочинным, благочинническим округам, соборам, церквам, городам, селениям, станциям, поселкам, хуторам и местечкам Кавказской епархии, Ставрополь-Кавказский, 1896, 101 с.
  • Михайлов, Н. Т., Справочник по Ставропольской епархии, Екатеринодар, 1910, IV, 501 с.
  • Список церковно-приходских школ и школ грамоты Ставропольской епархии. за. [1894/1895, 1896/1897] учебный г., Ставрополь, 1895-1898.
  • Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Ставропольской епархии на. [1899-1909] учебный г., Ставрополь-Кавказский, 1899-1909.
  • Доклад епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла на епархиальном собрании 6 марта 2012 года:
    • http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2064107.html

Использованные материалы

  • “История Ставропольской и Невинномысской епархии”, статья на официальном сайте епархии:
    • http://stavropol-eparhia.ru/istoriya-stavropolskoj-i-nevinno. ii/
  • Страницы официального сайта Русской Православной Церкви:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/1184684.html
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/31131.html
  • Статья сайта Русское Православие:
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_111
  • Страница проекта Иерархия Церквей:
    • http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-stavrop.html
  • Журналы заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/1434630.html

[1] По разным сведениям 4 апреля или 17 июля 1842 года или 1 марта 1843 года. См. http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_111

[3] Датировка по Кияшко Н. В., “Архиепископ Кубанский и Краснодарский Иоанн (Левицкий)”, сайт Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии, http://kanonkuban.ru/istoriya-eparxii/arxiepiskop-ioann-levickij/ , со ссылкой на Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало ХХ в.). Сборник документов (К 2000-летию христианства), Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края, Краснодар, 2001, сс. 118, 138-141.

[4] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

Невинномысское благочиние

Ставропольская и Невинномысская митрополия РПЦ

  • Главная
  • Вопросы священнику
  • История Благочиния
  • Контакты
  • Миссионерство
    • Воскресенье крестопоклонное
    • Житие преподобного Иоанна Лествичника
    • Как молиться во время литургии
    • Несколько советов постигающим веру
    • Порча и сглаз
    • Правила поведения в Храме
    • Праздник Богоявления
    • Царский путь спасения
  • Паломнические поездки
  • Православная гимназия
  • Православный детский сад
  • Православный календарь
  • Публикации

История Благочиния

В Невинномысске торжественно открыли храм Серафима Саровского

03 Август 2015 09:54 1 августа Русская Православная Церковь отмечает день памяти обретения мощей преподобного Серафима Саровского. В этот день митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл совершил первую Божественную литургию в храме Серафима Саровского в городе Невинномысске. Разделить молитву с архипастырем пришли представители местной власти, казачества и прихожане.

Символично, что заложенный в год 60-летия Великой Победы и строящийся в память о воинах, павших на полях сражений Великой Отечественной, он открыт в год 70-летия разгрома фашистских полчищ советским солдатом-освободителем.

После богослужения митрополит Кирилл обратился к присутствующим с проповедью, после чего он наградил юбилейными медалями Русской Православной Церкви в память 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира ряд священнослужителей, в их числе благочинного Невинномысского округа протоиерея Иоанна Моздора.

Также владыка вручил архиерейские грамоты тем, кто помогал в строительстве храма преподобного Серафима Саровского: генеральному директору ОАО «Компания «Арнест» Елене Сагал, председателю совета директоров ОАО «Арнест» Анатолию Александрову, директору ООО «Инжкомпроект» Сергею Белоусову, генеральному директору ОАО «Невинномысский котельно-механический завод» Татьяне Ермоловой, индивидуальному предпринимателю Андрею Конорезову, генеральному директору ОАО «Невинномысскгоргаз» Владимиру Погорелову и прорабу стройки храма преподобного Серафима Саровского Владимиру Сидорову.

Храм Серафима Саровского стал пятым действующим храмом Невинномысска, еще три здесь возводятся. В этом году пятилетие отметил первый в крае православный детский сад «Вера, Надежда, Любовь», готовится к открытию православная гимназия в честь святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Покровский собор: от деревянного до белокаменного
Осенью 1825 года около Невинномысского военного укрепления, расположенного вдоль реки Кубань — в районе горы Невинской, Низков и Донского поля (современный район Головное), возникла новая казачья станица Невинномысская. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября (по новому стилю), нарядно одетые казаки Хоперского полка с семьями и во главе с атаманом собрались на большой площади в центре предполагаемой новой станицы. Настроение было радостное и праздничное. Священник чинно и торжественно отслужил молебен с водоосвящением, а затем окропил святой водой всех собравшихся и землю, на которой потомки прославленных казаков будут жить долгие годы.

Так место новой станицы было освящено, а территория её, по заведённому обычаю, опахана плугом. Приступая к постройке и благоустройству своих селений, казаки прежде всего отводили место под строительство церкви. Божии храмы возводились на просторных площадях в центре станиц. Жилые строения располагались кругом, но не ближе оружейного выстрела от ограды церкви. Красота церкви, высота её колокольни, густота звона, блеск купола и золочёного креста служили признаком большего или меньшего достатка станицы.

На средства прихожан церковь была построена к 1834 году. Она была деревянной, на каменном фундаменте и играла огромную роль в жизни казаков. В церкви фиксировались юридически важные события: рождение (крещение), вступление в брак (венчание), смерть (церковное погребение).

В 1871 году деревянный храм сгорел, и вскоре был выстроен новый.

Интересно, что условия жизни семьи священника тогда почти не отличались от тех, в которых жили простые казаки. Например, зимой в хате приходилось размещать живность, которая летом обитала в дворовых постройках: телят, ягнят, поросят, птицу. Убранство жилища духовного лица было самое простое.

Шли годы, росла казачья станица, славящаяся кустарными производствами и ярмарками. Постепенно менял свой облик и храм: он расширялся, богаче стало внутреннее убранство. Церковь становилась не только духовным, но и культурным, и образовательным центром. Один только пример: судя по сохранившимся сборникам церковных песнопений тех лет, уровень подготовки певчих был не ниже современных профессиональных певцов. В церковно-приходской же школе получали образование юные станичники.

Затем были революционное лихолетье, национализация церковных строений, земельного надела. В 1934 году Покровскую церковь разрушили… Но уже менее чем через полтора года верующие приобрели дом, ставший молельным. И только в 1988 году началось возведение нынешнего Покровского каменного храма. Окончательно постройка была завершена в 1998 году.

Сегодня собор Покрова Пресвятой Богородицы является украшением Невинномысска. 15 метров в ширину и 35 метров в длину, высота храма с крестом — 34 метра, высота колокольни — 50 метров. Собор принадлежит к крестово-купольному типу храмов. Своды храма с главным куполом внутри подпирают четыре колонны. По внутреннему периметру на 2/3 его располагается балкон. Семь куполов венчают здание храма. По своим размерам и вместимости собор является одним из крупнейших в Ставропольской и Невинномысской епархии.

Основу внутреннего убранства собора Покрова Пресвятой Богородицы составляют старинные иконы, сохранённые православными христианами нашего города. Почитая древние лики святых икон, христиане всю меру своего молитвенного усердия переносят не на предмет, а на того, кто стоит за предметом, — через образ к первообразу. Также дополнительно было написано множество новых икон в том же классическом русском стиле.

Сегодня в Покровском соборе находятся особо почитаемые образы Божией Матери «Скоропослушница», «Вратарница», «Достойно есть», икона «Господь Вседержитель», иконы святых, а также частички мощей нескольких почитаемых на Руси святых. Отрадно, что и школьники, приходящие на экскурсии, и горожане с благоговением относятся к жемчужине Невинномысска — собору Покрова Божией Матери.

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Ставропольская и Невинномысская епархия

№15 (672)

Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл

Дата рождения: 5 августа 1963 г.
Дата хиротонии: 29 ноября 2009 г.
Дата пострига: 1989 г.
День ангела: 24 мая.

  • Родился в г. Миассе Челябинской обл. Отец, дед и прадед по линии отца были священниками (дед был репрессирован и находился в лагерях 5 лет). В 1963 г. крещен в храме Святой Троицы г. Миасса. В 1970 г. поступил в среднюю школу г. Миасса. В 1981 г. окончил школу рабочей молодежи в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской обл.
  • В 1981–1983 гг. проходил службу в рядах Вооруженных Сил.
  • В 1984 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1988 г. В том же году был направлен Священноначалием на обучение в Софийскую Духовную академию (Болгария).
  • В 1989 г., по благословению архиепископа Александра (Тимофеева), пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре архимандритом Венедиктом (Князевым) с именем Кирилл в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. В этом же году архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен во иеродиакона, а позднее – во иеромонаха.
  • В 1990 г. перевелся на заочный сектор Московской Духовной академии и перешел в клир Нижегородской епархии.
  • В 1993 г., по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) и решением Священного Синода, назначен настоятелем Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода и ректором Нижегородского Духовного училища.
  • В 1994 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан игумена.
  • В 1995 г. решением Священного Синода назначен ректором Нижегородской Духовной семинарии.
  • С 1996 г. – председатель Отдела образования Нижегородской епархии и благочинный монастырей епархии.
  • В 2000 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан архимандрита.
  • В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию в Московской Духовной академии и получил степень кандидата богословия.
  • В 2004 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием освобожден от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря, ректора Нижегородской Духовной семинарии, председателя Отдела образования и благочинного монастырей Нижегородской епархии и назначен благочинным 1-го Нижегородского, Выксунского, Варнавинского и Уренского округов.
  • В 2006 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием назначен ректором Выксунского Духовного училища.
  • С 2005 г. – профессор, а затем член-корреспондент Международной славянской академии.
  • Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 83) избран викарием Московской епархии с титулом Павлово-Посадский.
  • 29 ноября 2009 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Павлово-Посадского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
  • Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 140) утвержден в должности наместника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы.
  • Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 8) назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
  • С декабря 2010 г. по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (Петропавловское благочиние).
  • С 22 марта 2011 г. – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
  • Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 13) назначен на Ставропольскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Образование:

  • 1988 г. – Московская Духовная семинария;
  • Софийская Духовная академия;
  • Московская Духовная академия (кандидат богословия).

Награды:

  • орден Блгв. Кн. Даниила Московского III ст.

Из истории епархии

С 1602 г. Северный Кавказ был частью Астраханской епархии. В июле 1842 г. из ее состава была выделена епархия, получившая название Кавказской и Черноморской, с кафедрой в Ставрополе. Новоучрежденная епархия включала в себя приходы Кавказской области (126 церквей и 180 причтов) и Черномории (66 церквей и 96 причтов).

Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев, 1843–1849 гг.) открыл в 1846 г. семинарию, развернул строительство храмов. Эта работа продолжалась при преемниках, среди которых особо выделяются свт. Игнатий (Брянчанинов; 1857–1862) и свт. Феофилакт (Губин; 1862–1872; местночтимый святой).

В 1885 г. из Ставропольской епархии были выделены приходы Терской области, образовавшие Владикавказскую и Моздокскую епархию в составе Грузинского экзархата (самостоятельная Владикавказская кафедра – с октября 1894 г., упразднена после 1920 г., впоследствии вновь в составе Ставропольской епархии).

Последний дореволюционный архиерей на Ставропольской кафедре митрополит Агафодор (Преображенский; 1893–1919) особое внимание уделял миссии среди народов Северного Кавказа. Указом от 18 июня 1919 г. Временного высшего церковного управления на юго-востоке России из состава епархии была выделена самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия, ранее существовавшая на правах Кубанского викариатства. В историческом заседании Управления участвовал Владыка Агафодор.

В 1920–1930 гг. Ставропольская епархия разделила судьбу всей Русской Православной Церкви: за это время сменилось около десяти епископов, в среднем каждый из архиереев занимал кафедру около года, после чего подвергался репрессиям. Большая часть храмов была разрушена. В кафедральном г. Ставрополе из более чем 20 православных храмов действующей осталась только Успенская церковь.

Возрождение церковной жизни связано с именем митрополита Антония (Романовского; 1943–1962 гг.) В годы его Архипастырства ряд храмов был открыт, возрождена Ставропольская Духовная семинария. После включения в состав Ставропольской епархии приходов в Азербайджане она стала именоваться Ставропольской и Бакинской. В годы хрущевских гонений семинария и многие храмы были закрыты.

В 1990 г. на кафедру был назначен митрополит Гедеон (Докукин; 1990–2003). В епархии оживилась церковная жизнь: значительно выросло количество приходов (за 20 лет – в четыре раза), была возрождена Ставропольская духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии, школы и детские сады.

26 февраля 1994 г. учреждена викарная кафедра в Баку.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 1995 г. из состава Ставропольской епархии были выделены приходы Элистинского благочиния, образовавшие Элистинскую и Калмыцкую епархию. Решением Синода от 28 декабря 1998 г. учреждена Бакинская и Прикаспийская епархия, в которую вошли приходы Азербайджана, Дагестана и Чечни (26 декабря 2003 г. приходы в Чеченской Республике были возвращены в Ставропольскую епархию).

В настоящее время епархия включает территории Ставропольского края и северокавказских республик: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Севернойя Осетии – Алании и Чечни (частично).

Краткая справка

Дата создания епархии: 1842 г. (по др. сведениям – 1843 г.).

Выделена из состава Ставропольской и Владикавказской епархии решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 13). Объединяет приходы и монастыри Русской Православной Церкви Ставропольского края (за исключением Кировского, Минераловодского и Предгорного районов).

Адрес: 355017, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 157.
Телефон: (8652) 35-51-63
Факс: (8652) 35-82-25
E-mail: krest@mail.stv.ru

Восстанавливают святыню

Полтора столетия назад наши предки построили в Ставрополе кафедральный собор в честь Казанской Иконы Божией Матери – главный православный храм Северного Кавказа. Под стать красавцу собору построили рядом колокольню – самое высокое сооружение в городе на протяжении века.

В период антирелигиозных гонений собор уничтожили. Но память о святыне осталась в сердцах людей, и, когда это стало возможным, начались подготовительные работы по воссозданию Казанского собора. 27 сентября 2004 года на Крепостной горе был торжественно заложен первый камень в основание возрождаемой святыни. За четыре года удалось построить здание собора и водрузить на него купола. Ведется и восстановление 76-метровой колокольни.

Монастырь

  • Иоанно-Мариинский женский: 355000, г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 233; тел. (8652) 39-00-59.

Под благодатным Покровом

«Было ясное, погожее утро 1 октября 1825 года (14 октября по новому стилю). В чистом, по-осеннему прозрачном воздухе носились тысячи легких серебряных паутинок. Одетые по-праздничному казаки Хоперского полка с семьями, во главе с атаманом, собрались вместе на большой площади в центре предполагаемой новой станицы. Священник чинно и торжественно отслужил молебен с водоосвящением, а затем окропил святой водой всех собравшихся и землю… В день Покрова Пресвятой Богородицы место новой станицы было освящено, а территория ее, по заведенному обычаю, опахана плугом…».

Так в книге «История храма Покрова Пресвятой Богородицы», выпущенной два года назад и уже ставшей раритетом, описывается основание станицы Невинномысской. Не зря много лет День города в Невинке празднуется под девизом «Под благодатным Покровом» – без возвращения к традициям предков, к истокам не могут стоять государство, регион, город. В свое время богоборческое лихолетье не миновало Невинномысска. В 1934 году в тогдашней станице величественную Покровскую церковь, с которой и начался город, разрушили. Но веру порушить было нельзя. Уже через полтора года верующие приобрели дом, ставший молельным. И только спустя десятилетия, в 1988 году, началось возведение нынешнего Покровского храма. Окончательная постройка завершена в 1998 году. Сегодня собор Покрова Пресвятой Богородицы (достоинство собора получено девять лет назад) является украшением Невинномысска.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Память – 30 апреля

Имя святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Ставропольского и Кавказского, сияет в летописях Церкви и России ярким светом благодатного избранничества. Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, Архипастырь, он известен всему цивилизованному миру как творец бессмертных духовных произведений, талантливый администратор, ревностный хранитель православных традиций и культуры.

Владыка Игнатий был третьим по порядку епископом Кавказским и Черноморским. Внешние условия религиозной жизни в этой недавно учрежденной огромной епархии чрезвычайно отличались от всего того, с чем ему приходилось иметь дело до назначения на Кавказ. Продолжалась Кавказская война, благодатная земля обагрялась людской кровью, отовсюду слышались плач и стон. Многонациональный и разноверный состав местного населения был причиной возникновения множества таких вопросов церковно-административного характера. Важнейшую свою задачу святитель видел в апостольском служении пастве, в укреплении здесь Православия.

Преосвященный Игнатий придавал большое значение строительству в епархии храмов Божиих. Его заботами в 1859 году основанная первым епископом Кавказским Иеремией Иоанно-Мариинская община была преобразована в монастырь. В этой же обители в 1861 году Преосвященный Игнатий заложил новый Покровский храм. Владыка вместе с губернским архитектором Воскресенским сам составил проект храма в селе Новогригорьевском, ставшего украшением епархии. В 1860 году Владыка Игнатий выдал храмоздательную грамоту на строительство в Моздоке нового храма в честь находящейся в этом городе и глубоко почитаемой на Кавказе чудотворной Иверской иконы Божией Матери. По благословению святителя, за два года (1859 – 1860) была сооружена по проекту П. Воскресенского уникальная колокольня Ставропольского кафедрального собора Казанской Иконы Божией Матери.

Недолго – менее четырех лет – управлял Преосвященный Игнатий Кавказской епархией, но это время промыслительно совпало со многими важными событиями в жизни Кавказа. В августе 1859 года был пленен имам Шамиль. В 1860 году Кавказская линия была разделена на Кубанскую и Терскую области. В 1861 году началось заселение закубанского края.

Тяжкая болезнь вынудила епископа Игнатия летом 1861 года подать прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь, куда после удовлетворения прошения он и выехал 13 октября вместе с несколькими преданными учениками.

Неоценимо значение сочинений святителя Игнатия, – живого опыта деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и Предания Православной Церкви.

Епископ Игнатий канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви (Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 г.). Его святые мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской епархии. Частица их была принесена в Ставрополь Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время первого визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Кавказ в августе 1994 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: