Ставропольская и Невинномысская Епархия: история и положение, описание и современное положение

История Ставропольской и Невинномысской епархии

Епархия была выделена из Астраханской епархии в 1842 году и тогда именовалась Кавказской и Черноморской. Ко времени открытия епархии (первый епископ — Иеремия (Соловьёв)) в Кавказской области было 126 церквей и 180 причтов, а в Черномории 66 церквей и 96 причтов. За менее чем десятилетний срок пребывания на кафедре была устроена духовная семинария (1846), развёрнуто строительство храмов.

При последнем дореволюционном архиерее митрополите Агафадоре (Преображенском) (на кафедре с 1893 по 1919) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа; в его же бытность в Ставрополе в мае 1919 года состоялся Южно-Русский собор, на котором было образовано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России (впоследствии оформившееся как Русская православная церковь заграницей).

В 1920-е — 1930-е года в епархии была разрушена или отобрана у верующих большая часть храмов; в Ставрополе осталась лишь одна Успенская церковь, в то время как до 1917 года православных церквей в городе было более двадцати при населении 45 тысяч человек. С 1936 по 1943 в епархия не существовала.

Послевоенное возрождение церковной жизни в епархии связывается с именем митрополита Антония (Романовского, на кафедре в 1943—1962 гг.). Часть храмов снова была открыта, воссоздана Ставропольская духовная семинария.

После 1988 года количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза; была возрождена Ставропольская Духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии и школы, детские сады; возрождение проходило в архиерейство поставленного на кафедру 1991 году митрополита Гедеона (Докукина).

28 декабря 1998 года территория Дагестана и Азербайджана вошла в восстановленной тогда Бакинскую и Прикаспийскую епархию.

В 2011 году Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и три южных района Ставропольского края переданы Пятигорской епархии, Ингушетия, Северная Осетия, Чеченская Республика тогда же переданы Владикавказской епархии.

Прежние наименования Епархии

Кавказская и Черноморская (17 июля 1842 — 30 июля 1867)
Кавказская и Екатеринодарская (30 июля 1867 — 8 марта 1886)
Ставропольская и Екатеринодарская (8 марта 1886 — 5 октября 1916)
Кавказская и Ставропольская (5 октября 1916—1922)
Ставропольская и Кубанская (1922—1934)
Ставропольская и Донская (1935—1943)
Ставропольская и Пятигорская (1943—1945)
Ставропольская и Бакинская (1945—1994)
Ставропольская и Владикавказская (1994—2011)
Ставропольская и Невинномысская (с 22 марта 2011)

Хронологический список епархиальных архиереев

Иеремия (Соловьёв) (1 января 1843 — 20 ноября 1849)
Иоанникий (Образцов) (20 ноября 1849 — 30 октября 1857)
Игнатий (Брянчанинов) (13 ноября 1857 — 5 августа 1861)
Феофилакт (Губин) (1 декабря 1862 — 11 мая 1872)
Герман (Осецкий) (24 июня 1872 — 16 февраля 1886)
Владимир (Петров) (8 апреля 1886 — 25 ноября 1889)
Евгений (Шерешилов) (16 декабря 1889 — 17 июля 1893)
Агафодор (Преображенский) (17 июля 1893 — 31 июля 1919)
Михаил (Космодемьянский) (10 мая — 1 сентября 1914, 1919—1923) в первый раз — в/у, еп. Александровский
Димитрий (Добросердов) (26 апреля — июнь 1923)
Евсевий (Рождественский) (1923)
Иннокентий (Летяев) (28 октября 1923 — 20 августа 1926)
Иринарх (Синеоков-Андреевский) (октябрь — декабрь 1926)
Иннокентий (Ястребов) (1926—1927)
Арсений (Смоленец) (1 ноября — 25 ноября 1927)
Серафим (Мещеряков) (10 февраля 1928 — 24 августа 1933)
Лев (Черепанов) (24 августа 1933—1934)
Антоний (Романовский) (1935—1936) в/у, еп. б. Донской
Антоний (Романовский) (27 сентября 1943 — 7 ноября 1962)
Виктор (Святин) (7 — 16 ноября 1962) в/у, митр. Краснодарский
Михаил (Чуб) (16 ноября 1962 — 27 февраля 1968)
Иона (Зырянов) (27 февраля 1968 — 1 июля 1975)
Антоний (Завгородний) (3 августа 1975 — 4 декабря 1989)
Гедеон (Докукин) (26 января 1990 — 21 марта 2003)
Исидор (Кириченко) (26 декабря 2002 — 7 мая 2003) в/у митр. Екатеринодарский
Феофан (Ашурков) (7 мая 2003 — 22 марта 2011)
Кирилл (Покровский) (с 22 марта 2011)

ⓘ Энциклопедия | Ставропольская и Невинномысская епархия – Wiki ..

ⓘ Ставропольская и Невинномысская епархия

  • Ставропольская и Екатеринодарская 8 марта 1886 – 5 октября 1916
  • Ставропольская и Владикавказская 1994 – 2011
  • Кавказская и Екатеринодарская 30 июля 1867 – 8 марта 1886
  • Кавказская и Ставропольская 5 октября 1916 – 1922
  • Ставропольская и Пятигорская 1943 – 1945
  • Кавказская и Черноморская 17 июля 1842 – 30 июля 1867
  • Ставропольская и Бакинская 1945 – 1994
  • Ставропольская и Кубанская 1922 – 1934
  • Ставропольская и Донская 1935 – 1943
  • Ставропольская и Невинномысская с 22 марта 2011

1. История

Епархия была выделена из Астраханской епархии в 1842 году и тогда именовалась Кавказской и Черноморской. Ко времени открытия епархии первый епископ – Иеремия Соловьёв) в Кавказской области было 126 церквей и 180 причтов, а в Черномории 66 церквей и 96 причтов. За менее чем десятилетний срок пребывания на кафедре была устроена духовная семинария 1846, развёрнуто строительство храмов.

13 1 января 1873 года вышел первый номер “Кавказских епархиальных ведомостей”. С 1886 по 1918 год выходили как “Ставропольские епархиальные ведомости”.

При последнем дореволюционном архиерее митрополите Агафадоре Преображенском на кафедре с 1893 по 1919 особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа; в его же бытность в Ставрополе в мае 1919 года состоялся Южно-Русский собор, на котором было образовано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России впоследствии оформившееся как Русская православная церковь заграницей.

Читайте также:
Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос: история и адрес монастыря

В 1920-е – 1930-е года в епархии была разрушена или отобрана у верующих большая часть храмов; в Ставрополе осталась лишь одна Успенская церковь, в то время как до 1917 года православных церквей в городе было более двадцати при населении 45 тысяч человек. С 1936 по 1943 годы епархия не существовала.

Послевоенное возрождение церковной жизни в епархии связывается с именем митрополита Антония Романовского, на кафедре в 1943 – 1962 годов Часть храмов снова была открыта, воссоздана Ставропольская духовная семинария. На 1 января 1957 года в Ставропольском крае тогда он включал часть современной Калмыкии действовали 129 церквей и молитвенных домов, в которых служили 147 священников.

После 1988 года количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза; была возрождена Ставропольская Духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии и школы, детские сады; возрождение проходило в архиерейство поставленного на кафедру 1991 году митрополита Гедеона Докукина.

28 декабря 1998 года территория Дагестана и Азербайджана вошла в восстановленной тогда Бакинскую и Прикаспийскую епархию.

В 2011 году Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и три южных района Ставропольского края переданы Пятигорской епархии, Ингушетия, Северная Осетия, Чеченская Республика тогда же переданы Владикавказской епархии.

2. Хронологический список епархиальных архиереев

  • Лев Черепанов 24 августа 1933 – 1934
  • Михаил Чуб 16 ноября 1962 – 27 февраля 1968
  • Феофан Ашурков 7 мая 2003 – 22 марта 2011
  • Гедеон Докукин 26 января 1990 – 21 марта 2003
  • Антоний Завгородний 3 августа 1975 – 4 декабря 1989
  • Иеремия Соловьёв 1 января 1843 – 20 ноября 1849
  • Иннокентий Ястребов 1926 – 1927
  • Арсений Смоленец 1 ноября – 25 ноября 1927
  • Евсевий Рождественский 1923
  • Виктор Святин 7 – 16 ноября 1962 в/у, митр. Краснодарский
  • Антоний Романовский 1935 – 1936 в/у, еп. б. Донской
  • Игнатий Брянчанинов 13 ноября 1857 – 5 августа 1861
  • Михаил Космодемьянский 10 мая – 1 сентября 1914, 1919 – 1923 в первый раз – в/у, еп. Александровский
  • Феофилакт Губин 1 декабря 1862 – 11 мая 1872
  • Иринарх Синеоков-Андреевский октябрь – декабрь 1926
  • Иона Зырянов 27 февраля 1968 – 1 июля 1975
  • Кирилл Покровский с 22 марта 2011
  • Иоанникий Образцов 20 ноября 1849 – 30 октября 1857
  • Димитрий Добросердов 26 апреля – июнь 1923
  • Иннокентий Летяев 28 октября 1923 – 20 августа 1926
  • Антоний Романовский 27 сентября 1943 – 7 ноября 1962
  • Евгений Шерешилов 16 декабря 1889 – 17 июля 1893
  • Владимир Петров 8 апреля 1886 – 25 ноября 1889
  • Герман Осецкий 24 июня 1872 – 16 февраля 1886
  • Исидор Кириченко 26 декабря 2002 – 7 мая 2003 в/у митр. Екатеринодарский
  • Агафодор Преображенский 17 июля 1893 – 31 июля 1919
  • Серафим Мещеряков 28 января 1928 – 7 мая 1933

3. Викариатстства

  • Армавирское ныне самостоятельная епархия
  • Ейское ныне самостоятельная епархия
  • Бакинское ныне самостоятельная епархия
  • Михайловское хиротоний не было
  • Пятигорское ныне самостоятельная епархия
  • Александровское недейств.
  • Арзгирское недейств.
  • Моздокское недейств.

4. Благочиния

Делится на 15 благочиний:

  • Третье Ставропольское благочиние – протоиерей Павел Самойленко
  • Дивенское благочиние – протоиерей Георгий Чекрыгин
  • Второе Ставропольское благочиние – протоиерей Александр Дубовик
  • Новоалександровское благочиние – иерей Николай Гулейко
  • Изобильненское благочиние – протоиерей Сергий Рыбин
  • Донское благочиние – иерей Анастасий Акинин
  • Светлоградское благочиние – протоиерей Иоанн Лещина
  • Медвеженское благочиние – иерей Алексей Макаренко
  • Грачёвское благочиние – протоиерей Сергий Гринёв
  • Ольгинское благочиние – протоиерей Евгений Пиперков
  • Ипатовское благочиние – протоиерей Михаил Лещина
  • Михайловское благочиние – протоиерей Игорь Подоситников
  • Первое Ставропольское благочиние – протоиерей Василий Архипов
  • Невинномысское благочиние – протоиерей Иоанн Моздор
  • Курсавское благочиние – протоиерей Вячеслав Бочаров

5. Современное состояние

Правящий архиерей – митрополит Кирилл Покровский с 22 марта 2011 года.

Кафедральный храм – Казанский собор.

Второй кафедральный собор – Покрова Пресвятой Богородицы – находится в Невинномысске.

Украденная святыня: история строительства Владимирского собора

Киевские соборы

Как известно, первые каменные храмы на Руси появились после десятого столетия. До этого времени все сооружения были деревянными. Время, войны, восстания разрушили их, поэтому посетить эти объекты в наши дни не удастся. Зато памятники каменного зодчества, а также кирпичного являются излюбленными местами в любой экскурсии. В Киеве находится невообразимо много строений религиозного назначения. Какие из них самые популярные?

  • Кирилловская церковь – это храм, который был построен в 12 веке. Он получил большую известность благодаря росписям, украшающим его стены.
  • Киево-Печерская лавра представлена комплексом соборов и церквей. Все они обладают богатой историей, многие из них внесены в список наследия ЮНЕСКО.
  • Михайловский собор – один из самых известных храмов, входящих в состав Киево-Печерской лавры. В 30-х годах предыдущего столетия его варварски разрушили, однако совсем недавно он был восстановлен. До того как его уничтожили, ряд фресок и икон были изъяты из него. После реставрации они вновь вернулись на свое место.
  • Софийский собор. Во времена Киевской Руси он выполнял функции основного, самого главного храма во всем государстве.
  • Свято-Владимирский собор в Киеве – одно из самых посещаемых мест. В народе его называют просто: Владимирский собор. Он обладает богатой историей, которая насчитывает несколько веков. Кроме того, многие талантливые мастера расписывали его.
Читайте также:
Сызранская епархия: история и описание, храмы и монастыри, святыни

Киево-Печерская лавра

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник — это целый комплекс церквей и древних пещер. Одна из главных достопримечательностей Киева. Памятник истории и архитектуры.

Дата постройки: 1051 год

Адрес: ул. Лаврская, 15

Краткая характеристика

Владимирский собор в Киеве, фото которого представлено в данной статье, является одним из важнейших действующих киевских храмов. Его история берет начало с 1852 года.

Интересно, что собор получил свое название в честь Владимира-крестителя, князя Красно Солнышко. Храм является безупречным образцом архитектуры 19 столетия. Интерьер собора сделал его знаменитым, ведь над ним работали известные художники.

Михайловский Золотоверхий монастырь в Киеве

Михайловский Золотоверхий — Главный храм Украинской православной церкви. Действующий монастырь, возведенный в стиле украинского барокко.

Дата постройки: оригинальный храм — 1108-1113. Восстановлен в 1997-98 годах.

Украинская православная церковь.

Адрес: ул. Трехсвятительская, 8

Описание

Владимирский собор, который мы можем видеть сейчас, – это храм с шестью столпами и тремя апсидами. Он увенчан семью куполами.

Если рассказать о соборе в цифрах, то его длина составляет чуть больше пяти десятков метров, а точнее – 55. Ширина достигает 30 метров. Высота храма вместе с крестом составляет 49 метров.

Собор богато украшен. Его фасад расписан художником Фроловым. Главный портал и массивные двери из бронзы украшены литыми рельефами, на которых изображена княгиня Ольга и князь Владимир Святой.

Известно, что строительство собора было приурочено к годовщине Крещения Киева. Кто же стал инициатором? Кто подал такую идею? Это был митрополит Киевский и Галицкий Филарет. Он написал Николаю 1, российскому императору, польскому царю и финляндскому князю, письмо, в котором говорил о том, что необходимо возвести в Киеве храм. Предполагалось посвятить его крестителю Руси и Киева – князю по имени Владимир Святославович.

Средства, которые ушли на строительство собора, были собраны силами народа. В течение десяти лет шел сбор денег, и лишь в 1862 году был заложен фундамент. Впоследствии оказалось, что собранных средств не хватит для воплощения задумки. Владимирский собор (Киев) оказался слишком дорогим проектом. Еще десять лет многие архитекторы пытались переделать его таким образом, чтобы избежать лишних затрат. В конечном итоге собор был построен в 1882 году.

Свято-Пантелеймоновский монастырь в Киеве

Пантелеймоновский собор является частью Свято-Пантелеймоновского женского монастыря. Находится в Феофании, Голосеевский район. Построен в начале XX века в московском стиле. В соборе продолжается реконструкция.

Дата постройки: 1914 год

Адрес: ул. Академика Лебедева, 19

Архитекторы

Многие архитекторы брались за работу над собором. Однако было очень сложно прийти к единому мнению и спасти проект, поэтому строительство велось так долго.

Самый первый архитектор, который решился взяться за Владимирский собор в Киеве – Иван Штром. Его задумка заключалась в том, чтобы построить храм с тринадцатью куполами. Он должен был напоминать Софийский по внешнему виду. Поскольку денег на воплощение его идеи в реальность не хватало, на помощь пришел архитектор по имени Павел Спарро. Он предложил уменьшить количество куполов в два раза. Однако не учел того, что в этом случае храм получился бы не таким масштабным, как задумывалось. Идея Павла не рассматривалась.

Другой архитектор, Александр Беретти, решил достроить Владимирский собор (Киев). Он сократил количество куполов, так что их получилось всего семь. А размеры храма, наоборот, увеличил в полтора раза. Однако под конец строительства стены стали трескаться, ведь их вес был очень большим.

На протяжении следующего десятилетия многие архитекторы вели дискуссии о том, как же спасти храм. В итоге поддержали проект Рудольфа Бернгарда. Его идею воплотил в жизнь его ученик – Владимир Николаев. Он завершил строительство храма в 1882 году.

Храм Святителя-Чудотворца Николая на водах в Киеве

Первый и единственный в Европе храм, полностью размещенный на воде. Церковь построена на специальном островке, а с набережной к ней идет мостик. Храм назван в честь Святителя-Чудотворца Николая, покровителя моряков и путешествующих.

Дата постройки: 2003 год

Адрес: Набережно-Хрещатицкая, 8а

Интерьер

В первоначальном варианте Владимирский кафедральный собор в Киеве должен был напоминать те храмы, которые строили во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

Собор расписан мастерами своего дела, например Васнецовым и Врубелем. Они создавали как композиции, так и отдельные детали интерьера. Иконостас храма выполнен из каррарского мрамора дымчато-серого цвета. Мраморы различных оттенков были завезены из Испании, России, Бельгии, Франции, Италии. Пол собора, который представляет собой мозаику, также сделан из этого материала.

Читайте также:
Серафимо-Дивеевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, была сделана известной ювелирной фирмой Хлебникова.

Росписи

Кто расписывал Владимирский собор в Киеве? Группу художников, которые работали над украшением храма, объединил Адриан Прахов. Он когда-то работал в Киеве и вдохновился идеей строительства Владимирского собора. Объект считался памятником российскому православию. В то время Адриан занимался реставрацией фресок, которые украшали Кирилловскую церковь. Он сразу выстроил свой замысел, для воплощения которого в реальность ему понадобились помощники. Сам Адриан Прахов работал над несколькими деталями интерьера храма. Например, входные двери из бронзы были созданы именно им.

Так, художник Виктор Михайлович Васнецов проделал важнейшую работу над росписью главного нефа. Ему принадлежат такие композиции, как «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Обе они очень масштабны. Кроме того, Васнецов написал портреты нескольких царей Руси. Его рукой были созданы такие шедевры, как «Богоматерь с ребенком» и «Царица Небесная». Интересно, что В. М. Васнецов подписал контракт, согласно которому, он должен был выполнить свою работу в течение двух лет. Однако это заняло десятилетие и один год. Художник не отличался крепким здоровьем. В соборе постоянно было холодно, а еще он часто падал с лесов. Все это замедлило темпы работы, но не остановило мастера. Он создал 15 композиций, а также 30 отдельных фигур.

Существует даже легенда, которая объясняет появление нескольких композиций. Согласно ей, однажды В. М. Васнецов и другой художник, Прахов, вошли в собор. Они увидели на стене очертания образа Божьей Матери и младенца. Виктор Михайлович сразу же схватился за кисти и обвел образ красками. Благодаря этому появилось главное его детище, а именно – изображение Божьей Матери с Младенцем, а также ряд других известных композиций.

Другой художник – Врубель – занимался росписью правого нефа. Он работал вместе с такими мастерами, как В. А. Котарбинский, П. А. Сведомский и М. В. Нестеров. Художник Фролов создал мозаики, которые украшают фасад здания.

Любопытные факты

Есть несколько интересных фактов, касающихся собора:

  • Сам храм строили на протяжении 34 лет. В отдельные периоды стройка замирала на долгие десять лет.
  • Бюджет стройки менялся неоднократно и постоянно увеличивался. Конечная сумма, затраченная на возведение здания, по сегодняшнему курсу оценивается цифрой более чем в пятьдесят миллионов долларов.
  • Первый проект предусматривал наличие тринадцати куполов. Таким собор видел архитектор Иван Шторм.
  • Чтобы расписать фрески собора, потребовалось одиннадцать лет вместо запланированных двух. Работу выполняли 96 художников.

  • Михаил Врубель должен был стать основным художником по росписи храма, но по сложившимся обстоятельствам этого не случилось. Известный художник Николай Ге, несмотря на предварительное согласие на работу в соборе, неожиданно отказался от участия в этом проекте. Причина так и не была озвучена.
  • За время работы над образом Богородицы Виктор Васнецов не один раз падал с лесов. Над самим образом он работал два года. Его кисти принадлежат тридцать отдельных фигур и пятнадцать композиций. За все время работы его рукой было расписано более двух тысяч квадратных метров.

Несколько постоянно находящихся в храме бабушек с удовольствием расскажут об истории собора, подскажут, куда поставить свечки, и обязательно проследят, чтобы ваша свеча догорела.

Отзывы туристов, посетивших собор, восторженные. Посетители отмечают необыкновенную красоту сооружения, его величественность и торжественность. Самое главное, на что все без исключения обращают внимание, – это высокая духовность храма.

Экскурсии

Поскольку Киев – достаточно популярный у туристов город, то в нем часто проводятся всевозможные экскурсии. Маршрут некоторых из них пролегает черед места боевой славы, в то время как другие помогают получше узнать историю города или изучить искусство. Так, существует большое количество экскурсий, которые позволяют поближе рассмотреть памятники архитектуры, а также посетить их.

Например, можно принять участие в экскурсии в храмы и соборы. После посещения этих мест человек узнает много фактов о том, как создавались те или иные архитектурные памятники. Не исключение и Владимирский собор. И у гостей, и даже у жителей Киева есть возможность из уст искусствоведов узнать историю его создания, а также рассмотреть внутреннее убранство храма. Иконы Владимирского собора (Киев), его фрески поистине уникальны и поражают своей красотой.

Андреевская церковь в Киеве

Церковь на Андреевском спуске, на данный момент находящаяся на реставрации. Признанный памятник архитектуры и монументальной живописи 18 века в стиле барокко. Названа в честь Святого Андрея Первозванного.

Дата постройки: 1747-1762

Константинопольский Вселенский Патриархат

Адрес: Андреевский спуск, 23

Как добраться?

Свято-Владимирский собор следует искать по адресу: Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20. До него можно добраться несколькими способами. Конечно же, никто не отменяет такси и личные автомобили. Однако чаще всего люди пользуются общественным транспортом, чтобы попасть во Владимирский собор (Киев).

Читайте также:
Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Как доехать до этого сооружения? Сделать это можно, сев на автобус, например, № 24 или № 114А. Другой способ – это отправиться в метро, сесть в поезд и выйти на станции «Университет». Дальше следует идти пешком.

Костел Святого Николая в Киеве

Костел в неоготическом стиле, построенный архитектором Городецким в лучших традициях Европы в центре Киева. Действует как католическая церковь. Внутри есть орган.

Дата постройки: 1909 год

Адрес: ул. Большая Васильковская, 75

Служба

Владимирский собор Киева – это известный храм-музей. Посетив его, люди могут расширить свои знания об истории архитектуры и искусства в целом. Кроме того, они имеют возможность увидеть святыни, которые хранятся в стенах этого сооружения. Это мощи Великомученицы Варвары, а также Преподобного Макария.

Если повезет, можно увидеть, как здесь проходит служба, или даже принять в ней участие. Несмотря на то что Свято-Владимирский собор является популярным местом среди туристов, здесь регулярно проходят богослужения. Утренняя служба начинается в 9:00, а вечерняя литургия — в 17:00. По воскресеньям и праздникам проводятся Божественные богослужения в 7:00 (ранняя литургия) и в 10:00 (поздняя литургия). По вторникам в 8 утра отпевается акафист возле мощей Святой Великомученицы Варвары. Таинство Исповеди проводится каждый день перед божественной литургией. Более подробную информацию (анонсы служб, часы проведения чина Таинства крещения или обряда венчания) узнать, посмотреть церковный календарь можно на официальном сайте Свято-Владимирского кафедрального патриаршего собора в Киеве.

Собор святого князя Владимира в Киеве

Собор Святого Владимира является главным храмом православной церкви Украины, современная святыня — хранительница христианских ценностей, созданных руками знаменитых художников того времени.

История постройки

В середине XIX века митрополитом Киевским и Галицким Филаретом было послано прошение царю Николаю Первому о строении в Киеве храма в память о великом князе Владимире, Ясно Солнышко.

Другие православные храмы Киева:

При этом митрополит Филарет подчеркнул, что не ждет от государства помощи, ибо строительство будет вестись на благотворительные средства, собранные среди населения и меценатов. Император ответил положительно и выделил для создания проекта будущего храма архитектора, им стал И. Штром.

1855 год ознаменовался восхождением на российский престол нового царя Александра ІІ, который в 1857 году лично прибыл в Киев для выбора места строительства будущей христианской святыни города. Им была выбрана площадка между бульваром Бибикова и улицей Фундуклеевской.

Ныне Владимирский храм располагается на бульваре Тараса Шевченко, неподалеку от государственного университета, в 1857 году он носил имя Владимира Великого.

В 1862 году в основание новой церкви был заложен митрополитом Киевским и Галицким Арсением первый камень.

После ухода в Небеса епископа Филарета значительно уменьшился приход пожертвований. Новоизбранный митрополит Исидор уделял проблемам возведения нового храма намного меньше времени, чем Филарет, для которого Владимирская обитель была любимым чадом.

Выбор проекта

И. Штром через 2 года предложил комиссии для рассмотрения готовый проект, по которому собор святого Владимира должен был иметь 13 куполов, но после перерасчета сметы, число куполов уменьшили до семи, и строительством занялся архитектор Беретти предложивший великолепный проект, позволявший уменьшить число куполов, но расширить внутреннее пространство будущей национальной святыни Киева.

Беретти перед разработкой проекта киевской святыни объехал храмы России, восхищаясь архитектурой древнерусского стиля, но в результате выбрал византийский.

За 4 года возвели главное здание, но накрыть его не смогли, ибо из-за нарушения технологии строительства и неправильных расчетов появились глубокие трещины вдоль стен, это потребовало остановки всех строительных работ практически на 20 лет. За это время архитектор Беретти глубоко переживал за совершенные просчеты, заболел и умер.

10 лет строительство было заморожено, и только после приезда царя работы были продолжены.

Завершение строительства

Завершил строительство Владимир Николаев, учившийся в свое время у Рудольфа Бернгарда, который произвел математические расчеты, позволившие укрепить стены, и ликвидировать разрушения.

  • В 1882 году после укрепления стен начались работы по внутренней отделке, которую проводили с учетом архитектуры времени, когда правил Владимир Великий.
  • В конце лета 1896 года состоялось освящение Свято-Владимирского собора в Киеве. Обряд освящения проводил Высокопреосвященный митрополит Иоанникий в присутствии императора России Николая Второго и его семьи.
  • В 1913 году патриархом Антиохийским и всего Востока Георгием Четвертым было проведено в Свято-Владимирском соборе два торжественных богослужения.
  • В 1914 году появилось Свято-Владимирское братство.

Внутреннее убранство и роспись

К росписи главного храма Киева были привлечены знаменитые художники:

  • В.Васнецов;
  • М.Врубель;
  • М.Нестеров;
  • С.Костенко и другие.

Для изготовления основания иконостаса использовали мрамор, им же, только в разноцветном варианте, произвели иконостасную отделку и мозаику пола.

Мраморные глыбы везли из стран Европы, венецианские мастера были задействованы в выкладывании мозаики, а поставкой серебряной утвари занималась ювелирная компания Хлебникова, работающая в разных стилях.

Читайте также:
Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Храмовые стены украсили картины из библейских историй, здесь нарисованы портреты не только святых, мучеников, но и знаменитых личностей, оставивших след в русском христианстве, среди них Александр Невский, княгиня Ольга.

Интересно! О Крещении Руси Владимиром, князем Киевским, и самих киевлянах в тот момент расскажет целая композиция, выполненная Виктором Васнецовым. В этом памятнике российскому православию остались васнецовские шедевры в виде икон «Царица Небесная» и «Богоматерь с Младенцем», изображение которой по легенде художник увидел на стене.

Правый неф расписан Врубелем, мастер Фролов создавал мозаики удивительной красоты и содержания.

Послереволюционные времена и восстановительный период

Владимирскому храму повезло намного больше остальных российских христианских святынь, он не был разрушен после революции. В святых стенах основали музей религии, параллельно здесь хранился архив города.

Удивительная история этого храма в период военной оккупации во время отечественной войны. Если учесть, что Киев во время отхода немцев практически был разрушен, то Владимирский собор не только выстоял в это время, а был частично восстановлен после разграбления. В 1944 году он получил статус кафедрального храма при митрополите Киевском и Галицком.

В честь 1000-летия Крещения Руси Великим князем Владимиром в кафедральном храме прошли торжественные богослужения.

После распада Советского Союза в 1992 году Владимирский собор был захвачен силами националистов и передан Украинской православной церкви Киевского Патриархата под руководством митрополита Филарета.

В 1995 году митрополит Филарет избирается патриархом Киевским и Всея Руси-Украины, однако, Синод Константинопольской православной вызнал этот собор каноничным только в 2018 году, когда православная церковь киевского патриархата получила Томос.

Святыни кафедрального храма

Ежедневные богослужения проходят параллельно с проведением экскурсий, во время которых можно узнать полную историю строительства украинской православной жемчужины и побывать около храмовых святынь.

  • Мощи святой великомученицы Варвары привлекают паломников и желающих помолиться святой, акафист которой читается на утренней службе, по вторникам.
  • Чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость» является одной из святынь храма.
  • Много молящихся и перед святым ликом Николая Угодника с ковчегом частиц его мощей.
  • Одной из основных помощниц верующих является святой образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».

Информация для посетителей и гостей

Киев — уникальный город со старинной историей, но каждый гость считает обязательным посетить во время пребывания в столице Украины Владимирский Кафедральный собор, чтобы насладиться его величием и красотой.

Владимирский собор находится в самом центре Киева, на бульваре Тараса Шевченко, 20.

Самый удобный способ доехать до Владимирского храма — метро, из любой его ветки надо пересесть на поезд, идущий до станции «Университет». Выйдя из метро, нельзя не увидеть величественное здание.

Также можно воспользоваться автобусом под номером 24 или 114 А.

Ежедневно прихожане приходят в 9.00 на утреннюю литургию, а вечернее богослужение начинается в 17.00.

Совет! Желающие участвовать в Таинстве исповеди и причастия, принять Таинство Крещения или венчания, должны предварительно договориться со священнослужителями.

Владимирский собор – старинный храм в Киеве с удивительной историей

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор в Киеве – собор святого равноапостольского великого князя Владимира, памятник просветителю Руси. Построенный в неовизантийском стиле на бульваре Тараса Шевченко, старинный храм – образец исторического портрета города, над украшением которого работали ведущие художники Российской империи.

О строительстве собора

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет письменно обратился к императору Николаю I с идеей возвести в Киеве перед празднованием 900-летия Крещения Руси храм в память о великом князе Киевском Владимире Святославиче.

Митрополит заверил Николая I, что храм возведут исключительно на благотворительные пожертвования. Император решил, что лучший памятник для святого князя-крестителя, озарившего Русь евангельским светом, будет сооружение в честь его величайшего храма и одобрил предложение.

Тогда митрополит Филарет объявил о сборе средств на строительство собора в честь Владимира Красно Солнышко (так князя называли в народе) и лично пожертвовал 7 тысяч рублей. Через 10 лет старанием простых людей и меценатов собрали огромную по тем временам сумму – 100 тысяч рублей.

15 июля 1862 года заложили фундамент здания по проекту архитектора Ивана Штрома, который предложил построить собор в неовизантийском стиле с 13 позолоченными куполами.

При проверке сметы оказалось, что на строительство требуется денег в 5 раз больше, чем собрано, поэтому число куполов уменьшили до 7. После смерти митрополита Филарета строительство приостановилось, так что на 10 лет о соборе забыли.

Благодаря вмешательству и помощи императора храм завершили в 1882 году, хотя освятили святыню только 1 сентября 1896 года после художественной отделки.

Владимирский собор в Киеве – гимн красоте

Славу Владимирскому собору принесли уникальные росписи выдающихся художников: Врубеля, Нестерова, Васнецова, Сведомского. Любуясь огромным собором длиной 55 м, шириной 30 и высотой с крестом– 49 метров, современники единодушно называли строение «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства».

Внешний вид

Собор выполнен по образцу древнерусских храмов эпохи князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Снаружи храм окрашен в два тона: темно-коричневые полосы тяг ярко выделяются на фоне жёлтых стен.

Читайте также:
Болдинский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники

Фасад здания украшает великолепная мозаика, выполненная художником Александром Фроловым. Главный портал обозначен массивными бронзовыми дверями, сделанными из бронзы, с резьбой и ажурными набивками, с полукруглой ажурной аркой. В середине – золочёный крест.

Над главным входом – мозаичный образ святого Владимира, над южным – образ святой Ольги, над северным – Александра Невского. Украшают входы в приделы, как и в главном притворе, массивные двери.

Внутреннее убранство

При строительстве было решено, что внутренний вид помещения должен соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир. Интерьер отделывали по проекту профессора-искусствоведа Адриана Прахова, который пригласил для росписи собора Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, Павла Сведомского и Михаила Врубеля.

Храмовое убранство призвано увековечить память равноапостольского князя Владимира, крестителя Руси.

Внутри собор разделён на три части. Голубой свет дня свободно льется через большие окна, опоясывающие барабан центрального купола. В средней части – главный алтарь, здесь нет традиционно высокого иконостаса, алтарная преграда низкая.

В алтаре северного придела – жертвенник, имеющий значение пещеры, в которой родился Христос, и Голгофы – места страдания и смерти Спасителя.

Основная часть алтарной преграды состоит из мраморных светло-серых колонн, которые связывают арки, белые, с прекрасными резными украшениями. По аркам – сплошная лента изящных мозаичных выкладок. Золото стен и огни свечей тонут в золоте солнечных лучей.

Сзади колонн – невысокая темно-зеленая перегородка из мрамора. Над Царскими Вратами возвышается крест, убранный крупными искусственными камнями фиолетового цвета. В алтарном полукружии возвышается епископское место в виде трона.

Мрамор различных оттенков завезён из Испании и Бельгии, России и Франции, Италии Германии. Пол собора – разноцветная мраморная мозаика. Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, сделана знаменитой ювелирной фирмой Хлебникова.

В ризнице – 87 облачений для священнослужителей из золотой, серебряной и красной парчи бархата. На стенах собора – орнамент в византийском стиле: сплетаясь между собой, цветы и листья чередуются с геометрическими фигурами. Среди орнаментов всюду блеск золота, утверждающий мощь, покой и богатство храма.

Росписи Владимирского собора

Храмовые стены Владимирского собора украшены огромными композициями на библейские темы, которые иллюстрируют историю русской церкви.

Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который создал 15 композиций и 30 отдельных фигур, расписав 2840 квадратных метров стен Владимирского собора в Киеве.

Творения Васнецова

О крещении Руси Владимиром рассказывают масштабные композиции Васнецова «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Центральная фигура интерьера, выполненная художником, – «Богоматерь с Младенцем» – помещена во втором ярусе главного алтаря.

Богоматерь в лёгкой голубой ризе изящно и неторопливо идет навстречу зрителю. Царица Небесная несёт грешному миру своего Сына. Её большие, полные печали и любви, карие глаза ласково смотрят, выражая безграничное сострадание, что надолго приковывают к себе взоры посетителей.

Прекрасно её бледное озарённое внутренним светом лицо, полное величавого спокойствия, безграничной доброты и беспредельного смирения.

На руках у Богоматери – Младенец Христос, лик которого дышит детским восторгом. С высоты небес Он смотрит на грешный мир тёмными широко раскрытыми глазами и чуть приподнятыми руками благословляет его.

По обеим сторонам – 10 шестикрылых серафимов. Традиционный образ Богоматери, который художник считал главным делом своей жизни, получил под кистью Васнецова оригинальную трактовку, так что этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью».

Картина, окружённая золотым фоном, царит над собором, привлекая восхищённые взгляды каждого входящего в храм. Завершив работу над картиной, Васнецов произнёс сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу!».

Ниже Богоматери – изображение Евхаристии. В центре картины – Христос у престола, держащий в одной руке чашу, в другой – хлеб. Над престолом возвышается киворий – алтарная сень, поддерживаемая колоннами. По обеим сторонам кивория – Спаситель и два ангела с рапидами (жезлами) в руках.

С обеих сторон подходят к Христу с благоговейно сложенными руками святые Апостолы. Лик Христа дышит величием, Божественным спокойствием и сознанием важности совершаемого таинства.

На стенах алтаря – изображение пророков и святителей вселенской и русской церкви. В иконостасе – изображение Христа и Магдалины, в Царских Вратах – Благовещение и евангелисты. На столбах собора – изображение апостолов Павла и Андрея.

На главном куполе – Христос, благословляющий мир, изображён как вершитель судеб мира, источник Истины и Жизни. Взгляд Спасителя – строгий и милующий одновременно. Лик Христа окружает сияние.

Над окнами главного купола – картина «Преддверие Рая». В центре – три архангела, охраняющие врата Рая. Среди фигур – разбойник с тяжёлым крестом на плечах, Мария Египетская с крестом в руках, невдалеке – Борис и Глеб с отцом своим, святым Владимиром.

При входе в собор – картина «Страшный Суд». В центре – Спаситель мира со строгим и спокойным лицом. В тенях Его лица – неземная скорбь за мир и за грехи человеческие. Рядом – Богоматерь, стоит с опущенными глазами. Её лицо полно скорби и мольбы за грехи человечества, обращённой к Сыну.

Читайте также:
Игумен Нектарий Морозов: биография, книги и труды, духовный путь

Картины и фрески других художников

Галерею фресок Владимирского собора в Киеве рисовали 96 художников в течение 11 лет. Старанием мастеров храм стал художественной жемчужиной. Авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество как долг каждого человека перед Богом.

Эффект драматизма и трагичности передают изображения Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского «Христос перед Пилатом», «Тайная вечеря» и «Распятие».

Кисти Михаила Нестерова принадлежат картины «Воскресение», «Крещение» и «Рождество». Михаил Врубель оставил в соборе свои произведения: «Образ Иисуса Христа», «Богоматерь», Сошествие Святого Духа», «Пророк Моисей» и «Пророк Соломон».

Святыни Киевского Владимирского собора

  • Мощи святой великомученицы Варвары.
  • Мощи святого Макария, митрополита Киевского.
  • Крест с частицей Честнаго и Животворящего Древа Господня.
  • Икона святого Николая Чудотворца с частицей его мощей.
  • Икона святого великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.
  • Икона святого Агапита Печерского с частицей мощей.
  • Икона Божьей Матери «Гербовецкая».
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Нечаянная радость».
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Из истории собора

В советское время имущество собора национализировали, колокола переплавили. В 1929 году храм превратили в Музей антирелигиозной пропаганды, в здании устроили архивный фонд и книгохранилище.

Во время оккупации в 40-х годах XX века собор оставался действующими после освобождения Киева в 1944 году собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого.

С 1992 года Владимирский кафедральный собор в Киеве – основной храм Киевского патриархата Украинской Православной Церкви.

Видео: обзор и интересные факты

infoportal.kiev.ua

Информационный портал города Киева

Владимирский собор — действующий храм и памятник архитектуры в Киеве

Киевский Владимирский патриарший кафедральный собор (англ. Kiev St Volodymyr’s Cathedral) – уникальный храм, возведенный в конце XIX века, назван в честь крестителя Руси, святого равноапостольного Великого князя Владимира Святославича. Внутренние стены святыни расписывали такие известные художественные творцы Российской империи как Васнецов, Нестеров, Котарбинский, Сведомский и Врубель. Сейчас собор является основным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата. Расположен в центральной части города и входит в список самых главных достопримечательностей Киева.

История Владимирского собора в Киеве

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) обратился к императору Николаю I с просьбой разрешить построить городе Киеве за благотворительные взносы святыню-памятник в честь великого князя Киевского Владимира Великого.

12 июля 1853 года император Российской империи утвердил сооружение соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Проект святыни дали на разработку академику архитектуры Ивану Штрому.

После посещения Киева в 1857 году императором Всероссийским Александром II был выдан указ построить собор между Бибиковским бульваром и улицей Фундуклеевской. Участок был выделен властями города вблизи Киевского университета святого Владимира. Ранее территория для возведения храма располагалась в районе древнего города Ярослава.

В 1859 году Иван Штром подготовил чертежи собора на одобрение строительного комитета. Проект предусматривал строительство храма в неовизантийском стиле в виде креста. Вверху собора предпологалось смонтировать 13 золотых куполов. После утверждения проект отправили в Петербург, где его одобрил Александр II.

Из-за недостатка средств в целях экономии изначальный проект собора поручили переделать епархиальному архитектору Павлу Спарро. Спарро не изменил проект полностью, а только убрал боковые нефы здания и оставил всего лишь 7 куполов.

Надзор за строительством осуществлял известный архитектор Александр Беретти, который решил внести свои дополнительные изменения в проекты предыдущих экспертов.

В день празднования памяти князя Владимира 15 июля 1862 года митрополит Киевский и Галицкий Арсений положил первый камень будущего собора.

В 1866 году, когда собор построили до куполов, на опорных стенах, арках, перекрытиях, появились глубокие трещины. Работы решили остановить, и вскоре был создан специальный технический комитет из лучших киевских архитекторов, а из Петербурга приехал Иван Штрома. В процессе изучения чертежей оказалось, что были допущены серьезные ошибки в математических расчётах.

В 1875 году император Александр II опять приезжает в Киев и видит замороженное строительство Владимирского собора. В экстренном порядке государь приказал как можно быстрее продолжить возведение храма. Известный архитектор Рудольф Бернгард, срочно приехавший из Петербурга, сделал новые математические расчеты стен и перекрытий, а затем нашёл способ ликвидировать трещины. Внешние несущие конструкции решили усилить с помощью пристройки нефов по бокам храма.

Летом 1876 года строительные работы продолжились, их курировал киевский архитектор Владимир Николаев. Он предложил свой проект боковых нефов. Внутренние помещения собора были разделены на три нефа: средний и два по бокам. Округлую форму собору сделали с помощью апсидов, которые повторяли ширину внутренних нефов. В храме предполагали построить 5 притворов (3 в нижней части и 2 на хорах). Но так как храм делали в византийском стиле, решили, что собор будет оснащен одним престолом в среднем нефе, в правом будет жертвенник, а в левом — ризница. Два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — предполагалось обустроить на хорах.

Читайте также:
Переславский Горицкий Успенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В 1882 году эпопея строительства здания Свято-Владимирского собора закончилась, но теперь необходимо было сделать внутренние работы в храме, благоустроить интерьер и расписать стены. Киевский профессор духовной академии и церковно-археологического общества Иван Малышевский советовал выполнить внутренние помещения храма в традициях и духе времени жизни князя Владимира. 3D модель Владимирского собора в Киеве

План оформления внутренней отделки Киевского Владимирского собора поручили археологу и профессору Адриану Прахову. Один год понадобился ученому для разработки проекта. Вскоре он предложил на рассмотрение детализированный чертеж художественного оформления Свято-Владимирского храма с местами предполагаемого размещения каждой фрески, их точный размер, изображения иконостаса из мрамора и кивория. Но строительный комитет отказался утверждать этот проект из-за слишком высокой цены его реализации. Создание более бюджетного плана художественного дизайна внутренних помещений собора поручили выполнить архитектору Владимиру Николаеву.

Адриан Прахов решил не сдаваться и смог показать свой проект оформления Свято-Владимирского собора Петербургскому археологическому обществу, которому понравились идеи профессора. С помощью лоббирования проекта бывшим обер-прокурором Синода и министром внутренних дел Дмитрием Толстым ученому-археологу предоставили должность руководителя художественного оформления храма. В 1885 году для участия в росписях собора Адриан Прахов приглашает талантливейших и известнейших мастеров того времени Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и других именитых творцов. По некоторым видам работ в храме были достигнуты договоренности с мастерами из Венеции.

Весной 1896 года отделка собора была закончена. Освящение святыни должно было состояться 15 июля в день памяти князя Владимира, но праздник был перенесен к посещению Киева императором Всероссийским Николаем II.

1 сентября 1896 в присутствии императорской семьи и представителей высшего духовенства митрополит Иоанникий освятил Киевский Владимирский собор, и состоялось его официальное открытие.

2 – 14 июня 1913 года в соборе проводились богослужения с патриархом Антиохийским и всего Востока Григорием IV.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

В 1929 году центральный исполнительный комитет закрыл храм. В этот период в соборе расположился Музей антирелигиозной пропаганды. Потом во Владимирском соборе разместили архивы городских органов власти, а вскоре здесь хранили книги педагогического института.

Собор работал в период оккупации Киева немецко-фашистскими войсками. После освобождения Киева в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

В 1995 году во Владимирском соборе состоялось собрание духовенства Украинской православной церкви Киевского патриархата, на котором митрополит Филарет был назначен Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

Владимирский собор сегодня

Восхитительное произведение архитектуры, удивительная аура, уникальные росписи святыни, иконы, мощи, удобное месторасположение способствуют тому, что Владимирский собор сегодня является одним из самых популярных храмов столицы Украины.

Прилегающая благоустроенная территория со скамейками и зелеными насаждениями обеспечивает уютную обстановку. От звона колоколов Владимирского Собора в ближайших кварталах города ощущается особенный приятный фон.

Длина храма составляет 55 метров, ширина – 30 метров, а максимальная высота достигает 49-ти метров. На фасаде изображены мозаики художника Владимира Фролова. На центральных дверях, отлитых из бронзы, изображены фигуры княгини Ольги и святого князя Владимира Великого. Автор этой конструкции – академик Адриан Прахов.

Элементы интерьера и мозаичного пола во Владимирском соборе выполнены из мрамора, привезенного из Испании, России, Франции, Италии и Бельгии.

Внутренне убранство храма создает впечатление покоя и православной религиозной мощи. Алтарь и иконостас, украшенные позолотой, иконы русских святителей, мучеников, князей, серебренные церковные приборы, сделанные в ювелирной мастерской Ивана Хлебникова, и декоративная подсветка дополняют колорит собора и делают святыню богатой.

Основная тематика росписей Владимирского собора — «Дело спасения нашего».

Центральная фигура интерьера собора выполнена известным художником Виктором Васнецовым. «Богоматерь с младенцем» поражает своей энергетикой. Большие фрески религиозных исторических событий «Крещение князя Владимира», «Крещение киевлян» помогают посетителю перенестись в прошлое и почувствовать атмосферу этих обрядов.

Творения художника Михаила Нестерова «Рождество», «Богоявление», «Воскресение» пронизаны биополем божественной силы.

Эффект драматизма и трагичности передают изображения Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского «Христос перед Пилатом», «Тайная вечеря», «Распятие», «Въезд в Иерусалим».

Ежедневно Владимирский собор посещают очень большое количество прихожан. Сейчас в храме каждый день проводятся церковные службы, ранние и вечерние литургии.

Святыни Киевского Владимирского собора

  • Мощи св. Великомученицы Варвары
  • Мощи св. Макария Митрополита Киевского
  • Крест с частицей Честного и Животворящего Древа Господня
  • Икона св. Николая Чудотворца с частицей его мощей
  • Икона св. Великомученика Пантелеймона с частицей его мощей
  • Икона св. Агапита Печерского с частицей его мощей
  • Икона Божией Матери «Гербовецкой»
  • Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
  • Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»
Читайте также:
Храм Петра и Павла в Пензе: описание и адрес храма, телефон, расписание богослужений

— Владимирский собор строили 44 года, а в некоторые периоды стройка останавливалась на 10 лет. Бюджет объекта неоднократно пересматривался и увеличивался, и общая сумма потраченных средств на возведение храма по сегодняшним меркам оценивается примерно в 50 миллионов долларов США.

— Изначально предполагалось, что Михаил Врубель выполнит большой объем художественных работ в храме, но из-за возникших отношений между женой руководителя проекта внутренней отделки собора Адриана Прахова и художником, творцу довелось исполнить только несколько орнаментов. Последующий период творчества художника сопровождался неоднозначным отношением к религии, и в нем прослеживался интерес Врубеля к демонизму.

— Известно, что в период строительства храма Михаил Врубель изменил свои взгляды на вероисповедание. Эксперты предполагают, что если бы главным художником росписи собора был этот талантливый мастер, то внутренний интерьер храма выглядел бы в космическом или мистическом стилях.

— Выдающийся русский архитектор Викентий Беретти допустил некоторые ошибки в проекте изменения первоначальных чертежей здания храма Киевского Владимирского собора. Позже в процессе расследования этого инцидента он умер в психиатрической больнице.

— Художник Николай Ге тоже планировался быть одним из мастеров росписи на стенах Владимирского собора в Киеве, но он отказался от участия в проекте по непонятным причинам, несмотря на то что дал предварительное согласие.

— Виктор Васнецов в процессе работ падал несколько раз с помоста, а образ святой матери Богородицы рисовал 2 года. После завершения фигуры творец сказал известную фразу: «Я поставил свечку Богу».

— Галерею фресок собора в общей сложности рисовали 96 художников, а работы проводились 11 лет вместо 2-х, которые были предусмотрены ранее.

— В первом проекте архитектора Ивана Штрома во Владимирском соборе предусматривалось сделать 13 куполов.

— Собор с названием «Владимирский» есть не только в Киеве, но и в других городах, таких как: Санкт-Петербург, Луганск, Севастополь, Кронштадт, Новосибирск.

Услышать звон колоколов Владимирского храма, посмотреть интерьер внутренних помещений, наблюдать фрагмент службы, увидеть мощи, росписи, иконы святых можно на этом видео:
Нажмите на кнопку, чтобы записаться сейчас и оформить заказ на пешеходные или автобусные экскурсии по Киеву

График работы Киевского Владимирского храма с 9:00 до 18:00.

Утренняя служба начинается в 9:00, а вечерняя литургия начинается в 17:00.

По воскресеньям и в праздничные дни проводятся Божественные богослужения в 7:00 (ранняя литургия) и в 10:00 (поздняя литургия).

По вторникам в 8 часов утра отпевается акафист возле мощей Святой Великомученицы Варвары.

По четвергам в 17 часов начинается акафист мученику Макарию возле мощей святого.

По воскресеньям в 17 часов читается акафист Покрове Пресвятой Богородицы.

Обряд таинства Крещения совершается без предварительной записи ежедневно в промежутке с 11 до 15 часов. Венчания проводятся только по предварительному согласованию.

Таинство Исповеди проводится каждый день перед божественной литургией.

Таинство Соборования обычно проводится в пятницу, только в дни Великого поста. Ежедневно после Божественной литургии служится молебен за здоровье и отправляется панихида за упокой душ умерших.

Как добраться, приехать к Владимирскому собору в Киеве.

Доехать к храму быстрее всего на метро, выходить нужно на станции «Университет», потом перейти на другую сторону бульвара через подземный переход и пройти пешком 2 минуты. По другому маршруту выйти необходимо на станции метро «Золотые Ворота», но в этом случае идти пешком придется 750 метров (примерно 9 минут). Схема киевского метрополитена

Подъехать к Владимирскому собору можно другим общественным транспортом.

Владимирский собор, адрес: бульвар Тараса Шевченко, 20, на карте Киева:
Просмотреть увеличенную карту

Информацию про Владимирский собор можно прочитать на странице всемирной энциклопедии Википедия.

Владимирский собор. История

Из истории Киевских храмов — Владимирский собор.

Владимирский собор (собор святого равноапостольного великого князя Владимира) — православный собор в Киеве, до создания Православной Церкви Украины был главным храмом Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Находится по адресу — Бульвар Тараса Шевченко, 20.

Собор построен в 1862-1882 гг.

Собор построен в русском неовизантийском стиле, начальный проект собора составили архитекторы Иван Штром и Павел Спарро; позже его переработал архитектор Александр Беретти. В сооружении собора принимали участие архитекторы Рудольф Бернгард, К. Я. Маевский, Владимир Николаев.

Собор в плане — традиционный древнерусский шестистолпный трехапсидный храм, но увенчанный семью куполами.

В 1852 году Филарет, митрополит Московский, предложил построить в Киеве храм в честь будущего девятисотлетия Крещения Руси киевским князем Владимиром. Граждане из всех частей Российской империи начали массово жертвовать средства на храм, и в 1859 общая сумма пожертвований достигла 100 000 российских рублей.

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

Читайте также:
Храм Архангела Михаила в Тропарёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переделать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нави, то есть изменить крестообразную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внес значительные изменения в проект Штрома-Спарро.

15 (27) июля 1862 в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

Уже в 1866 году собор был построен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуацию вызвали допущенные при переработке проекту ошибки в математических расчетах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустой строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали одного из самых известных архитекторов Рудольфа Бернгарда, который сделал точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашел и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

Владимирский собор. Фото конца XIX в.

В июне 1876 были восстановлені строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделен на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению придавали апсиды, которые соответствовали ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Еще два алтаря — Ольгинской и Борисоглебский — должны были располагаться на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось.

Значительную художественную ценность имеют внутренние настенные росписи, которые выполнили 1885-1896 русские художники В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, Павел и Александр Сведомские, украинские — В. А. Котарбинский, М. К. Пимоненко, Н. А. Врубель, В. Д. Замирайло, С. П. Костенко под общим руководством профессора А. В. Прахова.

В. Васнецову принадлежит роспись главного нефа собора, в которой, кроме религиозных сюжетов, большое место занимали исторические композиции — «Крещение Руси», «Крещение Владимира», портреты канонизированных святых: Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, княгини Ольги и др. М. Нестеров выполнил иконостасы в боковых навах, 2 композиции — «Рождество» и «Воскресение» — на стенах хоров и «Богоявление» в крещальне. Павлу Сведомскому принадлежат композиции «Тайная вечеря», «Въезд в Иерусалим», «Суд Пилата», В. Котарбинскому — «Вознесение» и др. Орнамент, покрывающий свободное пространство, выполнили украинские мастера, кроме правой нави, которую расписал М. Врубель.

Виктор Васнецов расписывает Владимирский собор Виктор Васнецов поправляет вставленные в рамы иконы главного иконостаса. Фото 1893 г Собор святителей Вселенской церкви (1885-1896) Искушения Евы змеем (1885-1896) Крещение Киевской Руси (1885-1896)
Крещение Святого Князя Владимира (1890)

На торжественном освящения собора, которое состоялось 20 августа 1896 года, присутствовал император Николай II с супругой Александрой Федоровной.

Владимирский собор, начало 1910-х годов

В советские времена собор оставался открытым храмом, выполняя функции кафедрального собора Киево-Галицкой митрополии Русской Православной Церкви. Хотя попытки закрыть были. Так, в августе 1929 секретариат ВУЦИК утвердил решение Киевского городского совета о закрытии «по многочисленным просьбам трудящихся» Владимирского собора в Киеве и организацию в его помещении Всеукраинского антирелигиозного музея.

Антирелигиозный музей во Владимирском соборе в советское время (фото конца 1920 годов)

Во время оккупации собор был отреставрирован, на конец 1943 было назначено его торжественное открытие. После освобождения Киева от немцев собор стал кафедральным собором Русской православной церкви и в таком качестве функционировал в дальнейшем.

В 1992г., После образования Украинской Православной церкви Киевского Патриархата храм стал Патриаршим кафедральным собором этой конфессии.

Во Владимирском соборе сейчас находятся мощи Великомученицы Варвары, реликвияр для которых в 18 веке изготовил киевский ювелир Самойло Ростовский, а также мощи Святителя Макария.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: