Свято-Димитриевское училище сестер милосердия: условия и адрес

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия

EduNetwork+

данные 2019 года. Данные 2020 или их часть, не предоставлены или не соответствуют требованиям Межведомственной комиссии

Направления обучения

Здравоохранение и медицинские науки

Формы обучения
Отделение

средний балл аттестата
на очное отделение

26 место из 138 в регионе

средний балл аттестата
на бюджет очно

53 место из 110 в регионе

коммерческих мест
на очное отделение

Приемная комиссия СДУСМ

119049, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 8, корп. 12, эт. 3, каб. 321

Приемная комиссия работает круглогодично

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 10:00 до 16:00

Лицензированные специальности

Код Специальность Квалификация
34.02.01 Сестринское дело Медицинская сестра (медицинский брат). Медицинский лабораторный техник. Младшая медицинская сестра по уходу за больными. Фельдшер.

Результаты мониторинга для СДУСМ

Результат 2020 года: данные для проведения мониторинга или их часть, не предоставлены или не соответствуют требованиям Межведомственной комиссии

Показатель 2019
Средний балл аттестата, принятых по очной форме обучения 4.24
Средний балл аттестата, принятых по очной форме обучения на бюджет 4.24
Средний балл аттестата, принятых по очной форме обучения на коммерческой основе
Доля студентов по очной форме обучения, имеющих средний балл аттестата не менее 4-х баллов 40
Доля выпускников, получивших оценки «хорошо» и «отлично» по результатам государственной итоговой аттестации 89.8
Количество студентов 248
Доля студентов очного обучения 70
Доля студентов обучающихся на бюджете 70

Общая информация

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Свято-Димитриевское училище сестер милосердия»

Учредитель: Муниципалитеты и субъекты РФ

119049, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 8, корп. 12

№ 038689 действует Бессрочно с 01.09.2017

№ 00483 действует с 27.09.2018

О колледже

Являясь первым в современной России православным учебным заведением, готовящим медицинских работников, Свято-Димитриевское училище сестер милосердия было основано в 1992 году по благословению Алексия II, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Учебное заведение находится под контролем государственного бюджета, у него имеются все необходимые документы, обеспечивающие возможность ведения образовательной деятельности и выдачи выпускникам государственных дипломов.

Образовательный процесс в училище строится с учетом современных федеральных стандартов. Профессиональная подготовка по специальности 060501 «Сестринское дело» осуществляется на русском языке. По окончании обучения выпускники получают квалификацию «Медицинская сестра». Обучение по специальности возможно на очном или вечернем отделениях. Поступить на очное отделение могут выпускники 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений, обучение бесплатное. На вечернем отделении готовы принять выпускников 11-х классов общеобразовательных школ с условием заключения договора оплаты обучения. Прием документов для зачисления (аттестата о основном общем или о полном среднем образовании и других документов из списка обязательных) производится в летний период. Дата зачисления – 26 августа. Учебное заведение принимает и девушек, и юношей.

Занятия у первокурсников дневного отделения организованы по пятидневной системе, на старших курсах – по шестидневной. Начало занятий — в 8:30, максимальная продолжительность учебного дня — до 15:50. У студентов дневного отделения есть обеденный перерыв. Обучающиеся на вечернем отделении посещают училище трижды в неделю, с 17:00. По мере появления практических занятий, они организуются в дневное время в поликлиниках города.

В числе преподавателей учебного заведения – прежде всего, священнослужители и практикующие медицинские работники с высшим профильным образованием. Воспитательные основы образования, необходимые с точки зрения администрации колледжа, преподаются наравне со специальными и общепрофессиональными дисциплинами. Все преподаватели медицинских и смежных предметов обладают высшим профессиональным образованием, а многие еще и имеют научные степени. В учебном заведении работает система тьюторства – все вопросы, касающиеся учебы или других аспектов пребывания студентов в училище, обращаются к ним. Именно молодые и активные тьюторы выполняют роль первых наставников студентов училища.

Не менее активна и социальная политика медицинского образовательного учреждения. В училище регулярно производятся социальные выплаты: как академические стипендии, так и единовременные или постоянные пособия нуждающимся. Материальная помощь оказывается студентам в тяжелом положении. Для все обучающихся вводятся льготы на проезд в общественном транспорте, а также обеспечение двухразовым горячим питанием каждый день.

Училище обладает достаточной материально-технической базой. В его состав входят просторные оборудованные аудитории, кабинеты для освоения специальных дисциплин, лаборатории. Современным оборудованием оснащен компьютерный класс. Имеется спортивный зал с необходимым инвентарем. В течение срока обучения студенты-медики многократно посещают занятия на клинических базах, там же организуется медицинская практика.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОЕ УЧИЛИЩЕ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ» Москва

Не найдено ни одного признака фирмы-однодневки.

Рейтинг организации – высокий.

Соединение с официальным сайтом ФНС и подготовка ссылки на выписку из ЕГРЮЛ в формате PDF.

Реквизиты ГБПОУ ДЗМ “СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОЕ УСМ”

ОГРН 1037739273285
ИНН 7706041026
КПП 770601001
Код ОПФ 75203 (Государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации)
Код ОКТМО 45384000
Код СПЗ 03732001513
ИКУ 27706041026770601001
Код КЛАДР 770000000001689

Контакты

Контактные данные неактуальны?

Если вы являетесь доверенным лицом этой организации, вы можете добавить или отредактировать контактную информацию.

Регистрация в ФНС

Регистрационный номер (ОГРН) 1037739273285
Дата регистрации 29 января 2003 года
Территориальный орган ФНС Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве

Регистрация в ПФР

Регистрационный номер 087109000230
Дата регистрации 28 сентября 1992 года
Территориальный орган ПФР Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда РФ №10 Управление №2 по г. Москве и Московской области муниципальный район Якиманка г. Москвы

Регистрация в ФСС

Регистрационный номер 770900718377031
Дата регистрации 3 января 2001 года
Территориальный орган ФСС Филиал №3 Государственного учреждения – Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

Основной вид деятельности

Директор ГБПОУ ДЗМ “СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОЕ УСМ”

Директор Геккиева Анжела Джамаловна
ИНН ФЛ 071304885506

Учредители – РФ / субъект РФ / муниципальное образование

1. Субъект РФ “Москва г”
Права учредителя осуществляет ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ИНН ЮЛ 7707089084
Лицензии
1. 038689 от 1 сентября 2017 года
Вид деятельности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра “Сколково”)
Лицензирующий орган ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Подробная информация по всем выданным лицензиям (1)
Финансовая отчетность

Нет сведений о финансовой (бухгалтерской) отчетности от Росстата.

Налоги и сборы

Сведения об уплаченных налогах и сборах за прошлый отчетный период отсутствуют.

Исполнительные производства

Нет сведений об исполнительных производствах в отношении ГБПОУ ДЗМ “СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОЕ УСМ”.

Проверки

Информация о проверках в отношении ГБПОУ ДЗМ “СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОЕ УСМ” на основании данных ФГИС “Единый Реестр Проверок” Генеральной Прокуратуры РФ.

Арбитражные процессы

Нет сведений об арбитражных процессах с участием ГБПОУ ДЗМ “СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОЕ УСМ”.

Связи по руководителю
1. ГБПОУ ДЗМ “МК №1”
119071, г. Москва, пр-т Ленинский, д. 35А
Образование профессиональное среднее
Руководитель – Геккиева Анжела Джамаловна
Связи по учредителям

Не найдено ни одной связи с другими организациями по учредителям.

Связи c предпринимателями

Не найдено ни одной связи с индивидуальными предпринимателями.

Хронология

Регистрация в ПФР, присвоен регистрационный номер 087109000230

Создание юридического лица

Регистрация в ФСС, присвоен регистрационный номер 770900718377031

Присвоен ОГРН 1037739273285

Арзамасцева Светлана Витальевна Виноградова Виктория Вячеславовна (Исполняющая обязанности директора)

Изменения в составе учредителей

Юридический адрес изменен с “199991, г. Москва, пр-т Ленинский, д. 8, корп. 12” на “119049, г. Москва, пр-т Ленинский, д. 8, корп. 12”

Добавлен новый вид деятельности ОКВЭД-2 85.21

Изменения в составе учредителей

Новый учредитель – Субъект РФ “Не указан”

Субъект РФ “МОСКВА ГОРОД” больше не являтеся учредителем

Изменения в составе учредителей

Новый учредитель – Субъект РФ “Москва г”

Субъект РФ “Не указан” больше не являтеся учредителем

Новая лицензия № 038689 от 1 сентября 2017 года

Добавлены новые виды деятельности: ОКВЭД-2 85.30 , ОКВЭД-2 85.41 , ОКВЭД-2 85.42

Организация ГБПОУ ДЗМ “СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОЕ УСМ”, г. Москва, зарегистрирована 29 января 2003 года, ей были присвоены ОГРН 1037739273285, ИНН 7706041026 и КПП 770601001, регистратор – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве. Полное наименование – ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ “СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОЕ УЧИЛИЩЕ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ”. Юридический адрес организации – 119049, г. Москва, пр-т Ленинский, д. 8, корп. 12. Основным видом деятельности является: “Образование профессиональное среднее”. Организация “ГБПОУ ДЗМ “СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОЕ УСМ” также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД2 как: “Образование профессиональное дополнительное”, “Обучение профессиональное”, “Образование дополнительное детей и взрослых”. Директор – Анжела Джамаловна Геккиева. Организационно-правовая форма – государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации. По данным ЕГРЮЛ от ФНС на 11 ноября 2021 года организация является действующей.

Спасо-Каменный: в поисках спасительного узкого пути

Спасо-Каменный монастырь в честь Преображения Господня – одна из самых малых действующих обителей в России – находится на крошечном острове в Кубенском озере (Вологодская область). Несмотря на размеры, значение монастыря, как духовное, так и культурное, для России огромно. Большинство людей, приезжающих сюда, стремится попасть на остров вновь: кто – ради тишины и спокойствия внешнего и внутреннего, кто – ради того, чтобы почувствовать глубину веков, кто – ради серьезных размышлений, ради изменения к лучшему своего духовного состояния. В любом случае равнодушным не остается никто. И этому неравнодушию игумен Дионисий (Воздвиженский), единственный пока насельник обители, очень радуется: хорошо, если человек переживает за свое духовное состояние. Значит, есть возможность действительно исправиться – что отдельному человеку, что обществу в целом.

– Отец Дионисий, большинство обителей на Севере немноголюдны: иноков здесь мало. О чем это свидетельствует, по вашему мнению? Действительно ли становится меньше желающих принять монашество? Если это так, то чем, на ваш взгляд, это вызвано? Только ли относительным материальным благополучием в миру? Или же есть более существенные причины?

– Спасо-Каменный монастырь не то что немноголюдный или малолюдный – он вообще безлюдный. Из постоянных насельников здесь пока только я один. Летом приезжают паломники. Ситуация у нас особая: просто разруха. Братский корпус в развалинах, и негде братии пока жить. Поэтому на вторую часть вопроса нельзя ответить, исходя из обстоятельств нашей обители.

Если же говорить отвлеченно от местных реалий, то уменьшение числа желающих посвятить себя, свою жизнь монашеству действительно наблюдается, и тому есть причины. Без причин на свете ничего не бывает. В 1990-е годы, после очередной революции в нашей стране, с открытием многих монастырей в них начался большой приток насельников. Люди истосковались по духовной жизни, проявились подспудные настроения и намерения, душевные устремления, так долго загоняемые вовнутрь, прорвалась жажда приобщения, так сказать, к родным истокам. Я бы сравнил ситуацию с тем, как происходит обращение к Богу у отдельно взятого человека. Первый порыв наиболее сильный, всё идет с охоткой, трудности переживаются легко, какая-то неведомая энергия движет им. Это первичная Благодать. То, что дается авансом и проявляет вкус к духовному, дает подлинную радость и утешение. Но это только начало, после которого последует обязательно иной период: сложный, с преткновениями и падениями. Такое обучительное оставление Благодатью Божией. И вот здесь не всем хватает терпения и усердия. А его непременно надо проявить, чтобы со временем обрести уже неотъемлемую Благодать Божию.

Так вот, эта первая волна для наших монастырей прошла, теперь нужно доказать свою состоятельность, чтобы иссякнувший ручеек наполнился, пусть и не так стремительно, но верно. Это как бы со стороны самих монастырей. А что касается других объективных причин… Что сказать? Живем «хорошо», много всего в мире, трудно найти узкий путь. То, что было для людей, вышедших из советской эпохи, глотком чистого воздуха, ярким новым явлением на общем сером фоне, теперь стало, наоборот, блеклым на фоне мирского разноцветья. Но это картина сгущенными красками. На самом деле контраст не так велик, как может показаться. Ведь и монастырей сейчас стало еще больше, чем 10–15 лет назад. Где же им всем наполниться, народу-то у нас в стране не столь уж много?

Монашествующих столько, сколько и должно быть. Господь сказал: «Не все вмещают сие, но кому дано»

А вообще мне кажется, что религиозный подъем и связанный с ним приток в монастыри ищущих пострига – из ряда вон выходящее явление. Поэтому сегодняшняя ситуация вполне естественна и закономерна.

Почему мало приходящих в монастырь? Ну, мало или много – это относительно. Наверно, их столько, сколько и должно быть. Господь сказал, что «не все вмещают сие, но кому дано». Просто такой период. В истории ведь тоже бывало по-разному. Во времена великих учителей и иноческих наставников – Великих Антония, Пахомия, Макария – в древних обителях насельников были тысячи, как известно. Затем постепенный упадок. Были и в нашей Русской Церкви периоды расцвета и угасания: одно дело – эпоха преподобного Сергия и его учеников, последователей, и другое дело – век XVIII или XX, к примеру. Наше церковное возрождение сегодня по части монастырей – это такой духовный «ренессанс», явление масштабное, внешне прекрасное, но с повторением не всегда лучших форм прежней синодальной эпохи. Какие причины и препятствия к приходу в монастырь сейчас? Уже, наверное, сказал: монастырь – не для всех. Плюс множество соблазнов.

– Вопрос о соотношении «количество/качество». Звучит, может быть, грубо, но, тем не менее: каковы сегодня главные «качества» христиан – что монашествующих, что мирян?

По причинам внешним монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни!

– Знаете, был такой лозунг: «Лучше меньше, да лучше». Вот к монашеству он тоже подходит. У святителя Николая (Велимировича) одна женщина спрашивала: вот, мол, мы с дочерью сидим и думаем, куда ей пойти – замуж или в монастырь? А святитель ответил в письме: раз вы выбираете, значит, надо избрать общий путь – путь семейной жизни. А на монашество можно решиться только когда внутри одна цель и нет раздвоений. По причинам внешним вообще монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни! Архиепископ Феофан (Быстров), человек святой жизни, инспектор и ректор Петербургской духовной академии в начале XX века, когда к нему обращались с вопросом о монашестве студенты и говорили, что хотят послужить Церкви, отвечал так: послужить Церкви можно и в миру, для этого совершенно не обязательно быть монахом. Опять же указывал на Божие призвание и расположение к уединенной молитвенной жизни. Это же совершенно очевидно! Об этом все опытные духовники говорят.

Так что сегодня христиане не лучше и не хуже прежних. Разве что физически слабее по причине комфорта и более рассеянны из-за изобилия информации, зачастую пустой и ненужной.

– Каковы главные трудности северных обителей сегодня – духовные и материальные?

– Мне думается, одна из главных трудностей – это внешнее служение. Дело в том, что с сегодняшними общежительными монахами произошла такая метаморфоза. Благодаря нашим благочестивым предкам (Царство им Небесное и вечная память), создавшим чудные и великолепные монастыри, мы оказались в несопоставимых с нами по масштабу обителях. По крайней мере, в нашем краю эта проблема налицо. Если раньше, в лучшие времена, монастыри внешне росли соответственно росту числа братии, то теперь враз мы получили грандиозные сооружения, во много раз превосходящие наши потребности. А восстанавливать надо, следить за их состоянием и поддерживать необходимо. Здесь, пожалуй, без внешних пособий и помощи не обойтись. Но для духовного здоровья и исполнения своей миссии едва ли такие заботы нужны. Силы не безграничны, а они порой уходят в основном на восстановление, реставрацию и т.д. Преподобный Исаак Сирин писал, что для преуспеяния в постижении словес Божиих надо пребывать в нищете. А пребывание в нищете позволяет углубляться в Божественное Писание. Преподобный Исаак Сирин, правда, был отшельником, поэтому его совет относится по большей части к личному имуществу монаха. К монастырю его не применишь.

– Кстати, такой вопрос. Часто слышны горячие споры – они, впрочем, продолжаются с давних времен – о том, должна ли каждая обитель быть обязательно богатой, или ей просто необходимо быть нищей? Для чего нужны нищета и богатство вообще? Почему и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, с именами которых и связывают эти споры, – оба святые, которых мы почитаем?

Да, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно древних обителей, поддерживать необходимо

– Любые крайности вредны, как известно. Надо следовать путем средним. Хотя нужда помогает укрепляться духом. Во всяком случае, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно известных, древних монастырей, памятников, является неизбежным. Это наше национальное достояние. Но богатство обители ради богатства находится в противоречии с монашеским деланием. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал по возможности избирать для жительства обитель, не прославленную в глазах мирян, дабы не заразится духом тщеславия. А потом, Господь в Евангелии сказал юноше раздать имущество и следовать за Ним. А считавший, что исполнил все заповеди молодой человек, как оказалось и как говорится в толкованиях на это место, не исполнил главной – о любви к ближнему. Если бы был истинно милосердным, то как мог остаться богатым?

По теме так называемого «спора» между нестяжателями и иосифлянами написано много исследований. Спора никакого вообще-то и не было: были (и, может быть, остаются) два разных взгляда на устроение монашеской жизни. Да, разные взгляды. Но разность мнений не исключает любви. И тот, и другой по-своему были правы. Но, к сожалению, на нашей почве почему-то всегда наблюдается стремление противопоставлять, сохранять одно за счет другого. Преподобный Нил придерживался принципа полного отрешения от мира, существования только за счет своих трудов, следовал скитскому образу жизни, которому он научился, когда жил в Палестине и на Святой Горе. Но этот образ жизни, особенно на Севере, был далеко не всем по силам. Преподобный Иосиф смотрел на русское монашество более широко. Он предусматривал реалии жизни, когда монастыри были едва ли не единственными центрами просвещения и культуры. То есть стоял за укрепление, материальную обеспеченность монастырей как возможность их широкого служения миру по духу христианской любви и милосердия. Точка зрения преподобного Иосифа в целом возобладала, хотя до времени известной секуляризации и упразднения многих малочисленных обителей таких пустынь, почти скитского типа, было немало, особенно в северных пределах Руси.

Сегодня мы живем в иных реалиях, чем преподобные Нил и Иосиф. Но уроки истории надо изучать – и не повторять ошибок. Непомерный рост благосостояния монастырей, превращение их в крупных землевладельцев, этаких феодалов, привели в конце концов к тому, что пострадали в печально известном 1764 году все монастыри – и большие, и маленькие.

– Верно ли, по вашему мнению, такое утверждение: задача обителей, открытых в последнее время, – это неспешная, но тщательная и кропотливая работа по воспитанию, становлению монашеской общины, желательно без направленности в сторону внешнего мира, а нуждами мирян пусть занимаются приходы и белое духовенство? В каких случаях ни монастырю, ни мирянину не повредит общение?

– В целом утверждение верное. Когда спрашивали, что нужно сделать, чтобы помочь возрождению монастырей, один мудрый человек ответил: оставить их в покое. Это касается, конечно, внутренней жизни. Оставившие мир и пришедшие в монастырь люди, в большинстве своем серьезные христиане, принявшие ответственное решение, сами в своем братстве разберутся со своими проблемами, и это на самом деле большой целожизненный труд. Как бы пафосно это ни звучало.

А общение между монахами и мирянами не повредит, если оно совершается в духе смирения и христианской любви. Традиционно это общение заключалось в духовном окормлении опытными иноками приходящих за советом и утешением в монастырь. Так должно быть и сейчас.

– Почему существует строгий совет: не «бегать за чудесами»? Чем он обусловлен, по вашему мнению?

– А бегать за чудесами никак и не нужно. Чудеса вокруг нас и в нас совершаются постоянно. Может, мы просто их не видим. Не чудо ли такое непостижимое творение, как человек и окружающий нас космос! А главное чудо – это когда грешный и немощный человек становится святым. Вот стремиться бы всегда видеть себя «ниже всякой твари» (по-русски – всего сотворенного) – правильное устремление.

– Как относятся местные жители к возрожденной обители? Чувствуется ли помощь от святых, подвизавшихся здесь?

– Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже.

А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом.

– Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью?

– Из прославленных – святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.

Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты:

Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН 3525179378
КПП 352501001
ОГРН 1073500000155
р/с 40703810312000001013

Отделение № 8638 «Сбербанка России», г. Вологда
БИК 041909644
к/с 30101810900000000644

СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Каменный монастырь. Фото Алексея Южакова

Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня на Каменном острове в Кубенском озере Вологодской епархии

Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня, 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных.

Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека, который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской, заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий. В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Каменский, Евфимий Сянжемский – в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский, Христа ради юродивый.

Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие». Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке.

Пожар 1476 года. Возрождение обители

В сентябре 1476 года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня.

Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В 1481 году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих.

В 1528 году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III.

Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин). Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам, скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась.

Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение – деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья.

От расцвета к упадку: XVII – XVIII вв.

Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди. В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы.

По описи 1670 года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.

В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей.

Пожар и упразднение монастыря в 1774 году

В 1774 году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги.

Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь, который с 1775 года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный.

Восстановление монастыря

Вид Спасо-Каменного монастыря с южной стороны. Литография 1886 года

17 июня 1870 года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей.

В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола. Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.

В 1892 году по ходатайству настоятеля монастыря и по прошению жителей окрестных сел и деревень было получено разрешение Синода перевезти мощи преподобного Иоасафа в обитель, а также вернуть прежнее имя – Спасо-Каменный монастырь.

Закрытие монастыря

25 июня 1925 года на острове работала комиссия по закрытию монастыря, состоявшая из двух представителей Губернского отдела народного образования и милиционера. Для определения ценности предметов, передаваемых по описи музею, был приглашен заведующий художественным отделом музея Иван Васильевич Федышин. Старинных книг, икон, старинной серебряной богослужебной утвари, инвентарных книг уже не было. Часть предметов, в том числе восемь пудов архивных документов были оставлены в монастыре под охраной сотрудников Губоно.

Настоятель иеромонах Анатолий (Петухов), пять монахов, три послушника составляли население обители. Послушников признали укрывающимися от военной службы, дело передали в милицию. Монахам временно разрешили остаться на острове.

Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря, 1926 год

27 июня 1925 года начальник Вологодской уездной милиции составил рапорт о том, что Спасо-Каменный монастырь закрыт, жилые помещения и монастырский инвентарь переданы по описи в ведение Губернского отдела народного образования «для изоляции там трудновоспитуемых детей».

Через два месяца после открытия колонии, 2 сентября в монастыре возник пожар. Огонь уничтожил братско-настоятельский каменный корпус, в котором помещался детский дом и храмы. Оставшиеся без кровли древние здания постепенно превращались в руины. Остров стал пристанищем для рыбаков, охотников и туристов.

В конце 1930-х годов был взорван Спасо-Преображенский собор. Успенскую колокольню не тронули, ее использовали в качестве маяка.

С 1945 по 1960 год уцелевшие здания монастыря (гостиница, колокольня и погреба) использовались под нужды рыбзавода.

Около 1970-го года рыбаки, ночевавшие на острове, сожгли единственное жилое здание – монастырскую гостиницу. После пожара остров остался без охраны. Здесь находили спасение попавшие в шторм путешественники и рыбаки. Останавливались туристы. Со временем Спасо-Преображенский собор и трапезная превратились в руины, заросшие травой и кустарником, а обветшавшая колокольня была близка к обрушению.

При составлении Свода памятников культурного наследия в 1960-ом году колокольня и остатки древних зданий были приняты под государственную охрану с присвоение статуса памятника: Спасо-Каменный монастырь.

Начало возрождения

Успенская церковь-колокольня Спасо-Каменного монастыря, январь 2011

С 1983 года архитектор Асафов Александр Алексеевич (+ 1993) начал деятельность по воссозданию архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Благодаря его усилиям уникальный памятник отечественной культуры был включен в программу «Наследие». Асафов был главным архитектором проекта.

Летом 1991 года началось областное финансирование восстановительных работ. К 1994 году государственное финансирование прекратилось. К этому времени удалось частично отремонтировать гостиницу. Летом 1995 года перед алтарем Спасо-Преображенского собора поставили обетный крест.

В 1998 году на острове поставили часовню во имя всех Вологодских святых. В строительстве часовни принимали участие радиолюбители из разных городов России, вологодские реставраторы. По древней русской традиции строили «об един день» – с рассветом начали, а к закату солнца закончили, устроили сруб, кровлю, водрузили на ней деревянный крест и освятили. Таинство освящения совершил протоиерей из Вологды Василий Павлов.

В марте 2002 года Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области Успенская церковь Спасо-Каменного монастыря была передана в пользование некоммерческому партнерству «Спас-Камень» для осуществления ремонтно-реставрационных работ.

В 2006 году была осуществлена передача в безвозмездное пользование комплекса зданий Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии. В том же году на Каменном было учреждено архиерейское подворье “Спасо-Каменный монастырь”.

В 2007 и 2008 году противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы велись на средства федерального бюджета по программе реставрации памятников, находящихся в пользовании Русской Православной Церкви.

В 2009 году завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, 23 декабря в ней прошел первый молебен.

В 2010 году начато воссоздание трапезной палаты, примыкающей к колокольне.

17 августа 2010 года архиепископ Максимилиан (Лазаренко) совершил освящение восстановленной церкви Успения Божией Матери. С этого момента там регулярно стали проводиться богослужения. На острове продолжались работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова.

6 октября 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Святые

  • свт. Дионисий Грек (+ 1425)
  • прп. Дионисий Глушицкий (+ 1437)
  • прп. Александр Куштский (+ 1439)
  • прп. Иоасаф Каменский (+ 1453)
  • прп. Кассиан Каменский (+ ок. 1463)
  • прп. Евфимий Сянжемский (+ 1465)
  • прп. Василий Каменский (XV в.)
  • прп. Пахомий Каменский (XV в.)
  • прп. Адриан Монзенский (+ 1610)

Настоятели

  • свт. Дионисий Грек (ок. 1389 – 1418)
  • Евфимий (упомин. 1447)
  • прп. Кассиан Каменский (+ ок. 1463)
  • Александр (7 июня 1651 – 1655)
    • 1775 – 1892 – монастырь был упразднен, название Спасо-Каменного было присвоено Вологодскому Свято-Духову монастырю
  • Анатолий (Петухов) (упом. 1925)

Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь

Благочиние

Адрес

Россия, Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный

Настоятель

игумен Дионисий (Воздвиженский)

E-mail

Телефон

Вконтакте

Духовенство

  • игумен Дионисий (Воздвиженский)
  • иеродиакон Макарий (Павленко)

Как добраться

Фотогалерея

Справка

Когда-то замечательные сооружения Спасо-Каменного монастыря радовали глаз путников, проплывавших по озеру или проходивших по берегу. Монастырь на маленьком островке возникал подобно волшебному видению, на мгновение показавшемуся из глубины вод. На небольшом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, называемый Каменным, возвышается ныне лишь похожая на колокольню церковь да корпус монастырской гостиницы. Это всё, что осталось от Спасо-Каменного монастыря, одного из древнейших на Севере.

Датой основания обители принято считать 19 августа 1260 года, когда Белоозёрский князь Глеб Василькович, внук Ростовского князя Константина Всеволодовича, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь повелел здесь воздвигнуть храм и устроить монастырь. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере — Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич — из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в ХV веке входил в состав Ростовской епархии.

В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях — Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком. Сохранившаяся Успенская церковь была построена вместе с трапезной на вклад Василия III в 1543-1549 годах ростовскими мастерами Пахомием Горяиновым и одним из известнейших зодчих ХVI века Григорием Борисовым. Трапезная палата была довольно характерным по своему типу зданием: поставленный на подклет прямоугольный объём с главным зальным помещением, сводчатые перекрытия которого опирались на столб в центре. Успенская церковь примыкала к восточной стене трапезной, но не посередине, а ближе к юго-восточному углу. Это — оригинальный храм в виде трёхъярусного столпа. Два нижних яруса его многогранные: первый служил подклетом, а во втором помещалась церковь. Третий ярус с открытыми арками являлся колокольней, отчего и сам храм в древности называли «иже под колоколы». Во второй половине ХVII века церковь получила новое завершение — на восьмигранное основание был поставлен барабан с луковичной главкой.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ, для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт, и это запустение продолжалось 26 лет. В 1801 году по повелению императора Павла I обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с церковным имуществом. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. До 1971 года здесь жил штатный сторож, назначенный от Управления культуры Усть-Кубенского района. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и самостоятельных туристов. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня.

В 1991 году двое вологодских энтузиастов стали потихоньку восстанавливать сохранившиеся здания. Вскоре к ним присоединились неравнодушные люди. Средств на восстановление постоянно не хватало. Сначала из руин восстало последнее из появившихся здесь до революции капитальных строений — одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков.

В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», настоятелем которого был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме был отслужен первый молебен, а 17 августа 2010 года был освящен храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными. К 2010 году, к 750-летнему юбилею, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.

Спасо-Каменный монастырь в Вологде

Обитель является небольшим действующим комплексом, расположена на маленьком островке Кубенского озера, что в Вологодской области. Культурное и духовное значение этого монастыря велико для Отечества, несмотря на его крохотные размеры. Люди, единожды посетившие святое Каменный остров, стремя навестить это священное место вторично: одни вдохновляются здешней тишиной и безграничным спокойствием, другие — ощущают здесь потребность в самоанализе и приобщаются к праведному образу бытия.

История обители

Существует летопись, созданная в XV столетии монахом Паисием Ярославовым, иноком этой обители. Книга считается единственным достоверным документом, где говориться о дате создания Спасского монастырского комплекса. Инок повествует о прибытии князя Глеба Васильковича в воды Кубенского озера, где его настиг сильнейший ураган. Во время этого великого потрясения правитель дал обет воздвигнуть обитель там, где ему и его помощникам удастся обрести спасение.

Княжеское судно осталось целым, его прибило к берегу Каменного острова. Здесь Глеб встретил более двадцати иноков, живших в землянках, у них была только одна часовня, где они совершали молитвы.

  • Чудесное происшествие состоялось в день торжества Преображения Господня. Князь Глеб дал указание о воздвижении здесь братских келий и деревянного храма в честь этого праздника. Датой основания Спасской Каменной обители, по данным летописи, считается шестое августа 1260 г.
  • Монастырский комплекс существовал на средства белозерских князей (Глеба и его сыновей). История обители малоизвестна, так как здешний архив подвергался неоднократным пожарам. Исследователи реконструировали её из неполных отрывков и частичных сведений.
  • С именем Ростовского епископа Дионисия Грека связан период расцвета Спасской обители. Святитель ввел среди братии строгий устав, разработанный на Горе Афон, сформировал духовные традиции, которые придали монастырю великий авторитет на долгие времена. Преподобный Дионисий считался справедливым настоятелем, он сумел сделать из обители истинную христианскую школу, выходцы из которой стали вскоре основателями новых обителей на берегах озера. В монастыре служили многие прославленные иноки: Д. Глушицкий, А. Куштский, братья Каменские, Е. Сянжемский.
  • В 1447 г. московский князь В. Темный навещал монастырский комплекс и присутствовал на богослужениях уже после того, как потерял престол и был ослеплен своим противником. Его благословил преподобный отец Евфимий и посоветовал вернуться в борьбу за престол. В. Темный сделал богатые пожертвования, подарил земельные угодья и приход Николая Угодника.

Интересно! Каменный остров настолько мал, что мог бы уместиться на стандартном футбольном поле. Свое название он получил из-за жесткой почвы и разбросанных по всей территории валунов, которые образовались после соприкосновения с ледником. Под водным покровом острова находятся каменистые гряды. Во время летнего спада уровня воды можно видеть рукотворную насыпь, соединяющую этот остров с соседним.

Упадок и возрождение

Во второй половине XV столетия на обитель обрушился шторм, а также пожар, уничтоживший все деревянные постройки на территории. Многие иноки погибли в волнующихся водах озерах, спасаясь от грандиозного пламени. Восстановление началось через несколько лет после катастрофы.

  • Первый каменный собор воздвигли в 1481 г., его освятили в честь праздника Преображения Господня. Строение украсили белым камнем, привезенным из карьеров Тверской губернии. Кирпичи для храма изготавливали вручную, работами занимались зодчие из Ростова.
  • В 1528 г. Спасскую обитель навестил князь Василий III и его супругой. Здесь супружеская чета молилась о рождении здорового отпрыска. Правитель выделил инокам финансовое пожертвование на сооружение теплой церкви. Храм построили уже после кончины князя, освятили Божий дом в честь Успения Богородицы. Помимо церквей на территории монастырского комплекса находилось шесть небольших зданий из камня. Вдоль островного берега было сооружено деревянное укрепление с кельями над ним. Это предохраняло от разрушения льдинами и половодьями.
  • Василий III отправлял в Спасскую обитель людей, ведших опальную деятельность против духовной жизни в Отечестве. В XVI столетии здесь отбывали заключение епископ Варсонофий и митрополит Варлаам.
  • Крайняя точка расцвета монастыря пришлась на период с 1650 по 1700 год. В обители жило 94 человека, меньше трети из них — иноки, остальные — рабочие. Община владела десятью селами и почти сотней деревень, двумя подворьями и двумя соляными варницами. Проживающий в обители люд имел особые торговые льготы.
  • На острове находилось три каменных церкви. Интерьер главного (Преображенского) собора отличался пышностью и множественностью чудотворных образов, украшенных золотом и драгоценностями. Колокольня славилась десятью колоколами, в церковной ризнице хранились декорированные бархатом и серебром древние Евангелия, богатые облачения, библиотечных архив насчитывал более 350 древних экземпляров.

Значительную роль в становлении монастыря сыграл преподобный Дионисий Грек. В летописи о первых годах обители сказано, что святитель принял постриг на горе Афон в Греции. Его назначили настоятелем комплекса в середине весны 1389 г., по просьбе самих монахов и согласия князя Д. Донского. Дионисий распорядился установить среди братии общежительный устав, бравший пример с традиций Святого Афона. Он снабдил иноков книгами и иконами, часть которых привезли из Константинополя. В 1418 г. преподобный получил сан епископа, от которого он изначально отказывался.

Другие православные храмы в Вологде:

Спустя девять лет Дионисий принял смерть, его тело погребли в Успенском храме Ростова.

Закрытие комплекса

Летом 1870 г. обитель князь Алексей, когда совершал путешествие из Северной столицы в Архангельск. Пробыв здесь недолго, он сделал щедрое пожертвование на благоустройство. Через 15 лет на Каменном острове с позволения епархии разрешили учредить спасательную станцию. Здесь установили маяк, отличавшийся большой мощностью. Его свет замечали за 20 верст, а в плохую погоду ориентиром для моряков и путешественников служил звон особого колокола. Команда спасателей вместе с несколькими монахами рисковала своими жизнями, когда люди попадали в опасное положение на воде. Руководство в этом деле взял на себя архимандрит Павел.

    В 1892 г. жители близлежащих поселков и настоятель обители ходатайствовали перед Синодом о перенесении чудотворных мощей святителя Иоасафа на территорию комплекса.

Возрождение в настоящем

С 1983 г. под руководством зодчего А. Асафова началась деятельность по реконструкции монастырского комплекса. Благодаря усилиям заинтересованных лиц, этот памятник отечественной истории и культуры включили в специальную программу под названием «Наследие». Только в 1991 г. план восстановления нашел финансовую поддержку, но уже через три года она прекратилась. Мастера успели частично отремонтировать монастырскую гостиницу. В 1995 г. перед алтарной частью центрального собора установили обетный крест.

  • В 1998 г. на территории воздвигли небольшую часовню, освященную во славу вологодских святителей. В работах приняли участие паломники с разных уголков Отечества, а также местные реставраторы. Здание воздвигли за один день: сделали сруб, а после кровлю, на которую поставили православный крест. Таинство крещения совершил вологодский протоиерей Василий.
  • В 2002 г. организация по охране древних памятников архитектуры передала Успенский храм некоммерческому партнерству, которое взяло на себя обязанности по реконструкции строения. В 2006 г. Спасская обитель перешла во владение Вологодской епархии, вскоре здесь организовали архиерейское подворье. В период с 2007 по 2008 гг. на территории велась ремонтно-восстановительная деятельность, работы финансировались организацией, занимающейся реконструкцией древних памятников зодчества и истории.
  • В 2010 г. рабочие начали реконструкцию трапезного помещения, пристроенного к колокольне. В конце лета преподобный архиепископ Максимилиан провел ритуал освящения реконструированной церкви Успения Богородицы. Отныне здесь регулярно совершаются божественные службы. Работы по облагораживанию территории и сохранению уникальной экосистемы не останавливались.

В середине осени 2017 г. Синод постановил вновь открыть для паломников Спасо-Каменную обитель.

Информация для паломников

Обитель практически безлюдна, так как братский корпус стоит разрушенный, постоянный насельник только один.

Паломники чаще приезжают в летний период, на остров добираются по отмели или на лодке, зимой — по ледяному покрову озера. Поселок Устье, рядом с которым находится комплекс, располагается в 80 км от Вологды. Отсюда люди и переправляются на Каменный остров.

Верующие посещают Спасский монастырь, предварительно объединившись в небольшие группы, ориентируясь на вместимость судна. Время нахождения паломников ограничено несколькими часами, потому что территория кардинально мала.

Туристы и паломники имеют возможность посетить строения комплекса, совершить прогулку на катере вокруг острова, а также приобрести различные книги и сувениры, заказать требы.

Где это невероятное место: монастырь на крошечном острове в Вологодской области

Один из старейших монастырей Русского Севера находится на маленьком острове (его длина не превышает 120 метров, а ширина — 70 метров) на Кубенском озере в Вологодской области. Спасо-Каменный монастырь был основан еще в XIII веке. По преданию, князь Белозёрский Глеб Василькович попал в страшную бурю и дал обет построить храм в том месте, где его суда смогут пристать к берегу. Корабли прибило к Каменному острову — отсюда и название монастыря.

В XV веке в обители был построен Спасо-Преображенский собор — первый каменный храм на землях, окружающих Вологду и Белозерск. Белый камень и кирпич для него доставляли с территории современной Тверской области. С XIX века при монастыре действовала единственная в Вологодской губернии спасательная станция. Кроме того, на острове было два маяка, а монастырская колокольня использовалась в том числе для оповещений о непогоде.

При советской власти монастырь был закрыт и практически уничтожен. В 1937 году Спасо-Преображенский собор взорвали ради кирпича, который в итоге использовать не удалось. В настоящее время из оригинальных построек монастыря сохранилась только возведенная в XVI веке Успенская церковь-колокольня.

Восстановление монастыря по федеральной программе «Наследие» запустили в начале 1990-х. Работами руководил житель Вологды Александр Плигин, который вместе с семьей продолжил реставрацию обители, даже когда государственные деньги закончились. В 2004 году Плигин умер от болезни сердца. Его похоронили на острове. С 2010 года в местном храме возобновились богослужения, а в 2017 году монастырь вновь стал действующим.

Сейчас на территории можно посмотреть отреставрированную Успенскую церковь и колокольню, часовню во имя всех вологодских святых, гостиницу для богомольцев, дом священнослужителей, музей и спасательную станцию. Сюда ездят паломники, которые помогают с восстановлением обители.

Территорию монастыря могут посетить и простые туристы. Экскурсии устраивают с мая по октябрь. Чтобы попасть на остров, нужно связаться со служителями подворья через страницу во «Вконтакте» или по почте [email protected] Посещение монастыря бесплатное, но приветствуются пожертвования, а также помощь продуктами или стройматериалами.

Спасо-Каменный монастырь
Адрес: Вологодская область, Усть-Кубинский район, Кубенское озеро, остров Каменный
Координаты: 59.607581, 39.573118
Связь: ВК @Спасо-Каменный Монастырь, e-mail [email protected]

Еще у нас вышла большая статья про сервис «Тинькофф Путешествия». Если вы клиент банка «Тинькофф», то узнаете о секретных фишках приложения, которые будут очень полезны путешественникам (про страховку вы точно знаете), а если еще нет, то научитесь экономии в 7 процентов на любой авиаперелет! Мир путешествий изменился — изменились и способы экономии. Как тратить деньги, силы и время на планирование путешествий в 2021 году.

Читайте также:
Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: