Тульская епархия: приходы и церкви, святые, духовенство

Тульская епархия: более 2 столетий истории

Идея учреждения особой архиерейской кафедры для тульской губернии принадлежала ещё Екатерине II. Однако воплотить её в жизнь предстояло императору Павлу I.

16 октября 1799 года указом Павла I была учреждена Тульская епархия.

Император Павел I, им была образована Тульская епархия

Первым Тульским епископом был определён Преосвященный Мефодий, епископ Коломенский.

После учреждения епархии были открыты консистория и духовная семинария, что поспособствовало развитию религиозной жизни губернии.

В XIX веке открылась Тульская семинария, переведённая из Коломны. Она воспитала немало известных и талантливых людей своего времени. Среди её выпускников 5 митрополитов, 17 епископов, примерно 40 известных церковных деятелей.

Семинария в Туле обрела своё начало вслед за учреждением Тульской епархии, фото XIX века

На протяжении XIX века также были созданы духовные училища в Туле, в Белеве, в Новосиле, в Веневе. В течение более 120 дореволюционных лет открылись более 1500 церковно-приходных школ, 516 библиотек, действовавших при церквях.

В XIX веке стали организовываться внебогослужебные беседы для прихожан, сначала при Александро-Невском храме, а впоследствии они успешно проводились и при других храмах. Было создано одно из первых в России общество трезвости.

В 1884 году выпускник Тульской семинарии Николай Иванович Троицкий основал первый музей губернии «Палата древностей» при Архиерейском подворье.

Н. И. Троицкий — создатель историко-краеведческого музея России «Палата древностей»

Тульская епархия постоянно жертвовала средства на церковные нужды, строительство храмов и содержание больниц. К 1917 году в ней насчитывалось 1089 храмов и часовен.

С приходом большевиков началась борьба с религией: закрывались приходы, храмы

Это был тяжелейший период для Русской Православной Церкви. Уничтожались храмы, монастыри, духовные заведения. Производилась насильственная конфискация церковных ценностей.

Церковное возрождение началось в период перестройки при митрополите Серапионе (Фадееве). Количество действующих храмов увеличивалось. Церкви Тульской епархии реставрировались и обновлялись.

Митрополит Тульский и Белевский Серапион (Фадеев). За время его служения — Тульская епархия расцвела

Большого расцвета достигла епархия за годы правления Серапиона. Появляются пастырские курсы, начинает действовать духовное училище, которое в дальнейшем получило статус семинарии. Митрополит Серапион дал своё благословение на создание Православной классической гимназии.

В годы его служения была усилена борьба с сектантством.

В 1998 году в жизни епархии происходит важное событие — возрождение викариатства. Викарием был избран епископ Богородицкий Кирилл, который в 2000 году становится правящим архиереем.

С 2002 года Тульскую кафедру возглавил архиепископ Астанайский Алексий. Трудами владыки многое сделано для восстановления старинных храмов, организации приходской и культурной жизни.

В 2011 году из Тульской епархии была выделена Белевская епархия

Предложение митрополита Алексия образовать на территории Тульской области новую епархию было одобрено Патриархом Московским и всея Руси, Кириллом. В результате Тульская и Белевская епархия вошли в состав новообразованной Тульской митрополии.

На сегодняшний день Тульская епархия — в административных границах Богородицкого, Воловского, Ефремовского, Веневского, Кимовского, Киреевского, Куркинского, Ленинского, Новомосковского, Узловского, Тульского районов и Донского городского округа Тульской области.

Тульская епархия славится впечатляющим количеством церквей и соборов

Храмы и соборы являются важными объектами культурного и исторического наследия епархии. Неповторимые по своей архитектуре они поражают своей красотой и уникальностью. Вот некоторые из них:

Успенский кафедральный собор

Одним из главных храмов Тульской епархии является Успенский кафедральный собор.

Успенский кафедральный собор до 1917 года был монастырским

Время постройки храма точно неизвестно. Однако, из документов XVIII века, в которых встречается первое упоминание о нем, становится ясно, что изначально это было двухэтажное каменное здание.

Прежде чем храм приобрёл свой современный вид, его несколько раз разбирали и перестраивали.

Сейчас Успенский кафедральный собор — это двухэтажное здание, построенное в русском стиле, поражающее своей замечательной архитектурой и богатейшим декорированием.

В январе 2007 года архиепископом Алексием был освящён престол нижнего храма, а в 2012 году — второй этаж.

Храм Святой Мученицы Параскевы-Пятницы

Также, одним из самых примечательных храмов в Тульской епархии является храм Святой Мученицы Параскевы-Пятницы, расположенный в селе Дедилово. Он вне всякого сомнения не оставит никого равнодушным, настолько живописно расписано здание. А выполнил роспись простой рабочий, не имеющий художественного образования, но явно обладающий большим талантом.

Храм Святой Мученицы Параскевы-Пятницы Тульской епархии

Церковь в честь Параскевы была построена на берегу реки Шиворонь не случайно. Люди верили, что, если из воды выйдет какая-нибудь нечисть, Параскева её прогонит.

Храм Двенадцати святых Апостолов

В 1896 году преосвященный Питирим, посетив Тульскую кафедру обратил внимание на то, что большинство церквей находятся в центре Тулы. Тем самым многие жители окраин города лишены возможности посещать их.

Архиерей принимает решение организовать строительство храмов на окраинах. В результате появилось четыре храма, один из которых — Храм Двенадцати святых Апостолов.

Храм Двенадцати святых Апостолов Тульской епархии был построен в 1908 году

Первоначально это был деревянный храм. А уже в 1903 году была закончена и освящена закладка каменного храма, строительство которого закончилось в 1908 году.

В 1991 году храм был признан памятником регионального значения и поставлен на госохрану.

Глава Тульской митрополии — митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов Андрей Николаевич)

Андрей Кутепов родился 10 мая 1953 года в Москве в обычной рабочей семье, чтившей православные традиции.

Алексий, Митрополит Тульский и Ефремовский возглавляет епархию с 2002 года

Будучи ещё ребёнком с ним произошли события, повлиявшие на его дальнейшую судьбу. Один из таких моментов произошёл при первом посещении церкви, оно произвело на него огромное впечатление.

Заворожённый видом изнутри — внутреннем убранством и светом наполнявшем храм, он почувствовал себя как дома. В дальнейшем это чувство только окрепло и сохранилось на всю его жизнь.

Следующий переломный момент был связан с посещением Алексия Киево-Печерской Лавры в возрасте 16-ти лет. Так же, как и в московском храме он почувствовал, что находится дома, ему не хотелось покидать его.

Читайте также:
Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сильное впечатление произвело на будущего архиепископа посещение Киево-Печерской Лавры

Окончив школу, он поступает в МГПУ им. Ленина на химический факультет, так как интересовался естественными науками. Однако отучившись два года будущий, архиерей оставляет университет и поступает в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1975 году.

Во многом такому выбору поспособствовал совет отца Серафима (Шинкарева) из Троице-Сергиевой Лавры. Будущий митрополит тульский обратился за советом к старцу — какой жизненный путь выбрать, тот ответил, что ему нужно поступать в духовную академию.

В феврале 1975 года был рукоположён в сан диакона, а уже в сентябре того же года пострижен в монашество, с наречением имени Алексий. На следующий день священнослужитель был возведен в сан игумена, в ноябре — в сан архимандрита.

Святейший Патриарх Пимен благословил Алексия на поездку в Иркутскую и Читинскую епархию

Достаточно молодым, в возрасте 22 лет, был назначен настоятелем Знаменского кафедрального собора города Иркутска, секретарем Серапиона (Фадеева) и благочинным I и II Иркутских благочиний.

В 1979 году Алексий защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата богословия.

В мае 1980 года назначен секретарём архиепископа Владимирского и Суздальского. Трудился на должности настоятеля кафедрального Успенского собора во Владимире и благочинного Владимирского и Муромского благочиний. В марте 1984 года возглавил Троице-Сергиеву Лавру.

В течении двух лет (1988 — 1990гг.) священнослужитель трудился на должности председателя Хозяйственного управления Московского Патриархата. В декабре 1988 года Алексий был возведён в сан архиепископа.

Более 12 лет с 1990 года прослужил на Алма-Атинской и Казахстанской кафедре. По словам владыки, это был один из самых радостных и самых печальных периодов его жизни.

Радостным он был, потому что появился первый опыт управления епархией, здесь он наблюдал богатую духовную жизнь. А печальный — потому что на земле Казахстана ему со своей паствой пришлось пережить распад СССР.

В октябре 2002 года возглавил Тульскую и Белевскую кафедру.

7 июля 2011 года определён на должность настоятеля Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря.

27-28 декабря 2011 года была образована Тульская митрополия, а её главой назначили митрополита Алексия.

В Тульской епархии активно действует отдел по социальному служению и благотворительности

Особое внимание в епархии уделяется социальной деятельности. Сестры милосердия и добровольцы оказывают помощь одиноким пожилым людям — покупают продукты и одежду, помогают им в ведении хозяйства.

Лицам не имеющих места жительства помогают устроится в социальных гостиницах, домах престарелых. Организуется помощь многодетным семьям и малообеспеченным людям.

Для детей из детских домов и интернатов сотрудники отдела собирают и передают детское питание, средство гигиены, одежду и т.д. Организуются благотворительные акции, паломнические поездки по храмам и святым местам Тульского края.

Сотрудники отдела по социальному служению посетили «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Тула №1»

Социальный отдел взаимодействует с образовательными учреждениями региона. Бесплатно проводятся дополнительные занятия по ряду предметов: русский язык, математика, английский, химия. Действует краеведческо-просветительская программа, в рамках которой для школьников организуются регулярные экскурсии во Всехсвятский кафедральный собор.

Для глухих и слабослышащих детей организуются различные выставки, такие как, «Рождественский ангел», выставка «Живая нить» и другие.

На официальном сайте Тульской епархии много справочной информации

На ресурсе можно найти подробную информацию о запланированных мероприятиях, ознакомится с новостями, которые обновляются каждый день. Узнать подробнее об отделах, действующих в епархии, монастырях и учебных заведениях.

Тульская епархия: приходы и церкви, святые, духовенство

Тульская Обновленческая Епархия была торжественно учреждена решением Священного Синода Российской Православной Обновленческой Церкви в 1922 г.
В 1946 г. по приказу И.В.Сталина Тульская Епархия, как и все другие Обновленческие Епархии в СССР, перестала существовать. За первые свои 24 года наша Епархия внесла существенный вклад в дело Православной Реформации и, самое главное, в дело проповеди Евангелия Иисуса Христа.
Известными проповедниками и служителями нашей Епархии тех лет были святители: Виталий (Введенский), Николай (Алявдин), Георгий (Добронравов), Арсений (Краснов), Петр (Турбин), Петр (Данилов), Петр (Горбатов) и многие другие священнослужители.

Святитель Виталий (Введенский Владимир Федорович), ми-трополит Московский и Тульский, первый управляющий на-шей Московско-Тульской епархии. Родился 8 июля 1870 года в семье псаломщика в селе Песковатом, Белевского уезда Туль-ской губернии. В 1890 году окончил Тульскую Духовную се-минарию. В сентябре 1891 года был священником женского монастыря в городе Белеве, Тульской губернии. С 1897 года состоял сначала делопроизводителем, а потом и председателем Правления Эмеритальной кассы духовенства Тульской епар-хии. С 1900 года состоял инспектором классов Белевского Епархиального женского училища. С 1903 года – законоучи-тель Белевского реального училища, а с 1905 года – Белевской женской гимназии. В 1907 году был назначен председателем Совета Белевского Епархиального женского училища. В 1915 году Св. Синодом назначен епископом на Аляску, но по слу-чаю военных действий отказался от назначения. В 1917 году был выделен делегатом от духовенства Тульской епархии на Поместный Собор. В 1918 году был избран председателем Тульской Епархиального Совета. В 1919 году пострижен в монашество с именем Виталия и возведен в сан архимандрита. 15 августа 1920 года хиротонисан во епископа Епифанского, викария Тульской Епархии.
В мае 1922 года перешел в Обновленчество, а уже в июне 1922 года был избран духовенством на Тульскую кафедру и в авгу-сте того же награжден саном архиепископа. Присутствовал на Соборе 1923 и 1925 гг., был членом пленума Св. Синода по избранию соборов. Был участником Второго Всероссийского Поместного обновленческого Священного Собора 1923 года, на котором также подписал постановление Собора о лишении сана и монашества бывшего патриарха Тихона Белавина, скомпрометировавшего Церковь своей антинародной полити-кой. В 1924 году награжден крестом на клобук. В 1926 году награжден саном митрополита. Ввиду болезни председателя Священного Синода митрополита Вениамина в 1929 году в течение трех месяцев исполнял обязанности председателя Священного Синода. В сентябре 1929 года Ученым Комитетом при Священном Синоде за представленные печатные труды удостоен степени кандидата богословия. В том же году награ-жден преднесением креста при богослужении. 10 мая 1930 года президиумом обновленческого Синода был избран председате-лем Св. Синода, на место скончавшегося митрополита Вениа-мина. Митрополит Виталий награжден был титулом Москов-ского и Тульского. В своем определении Священный Синод мотивировал избрание на пост своего председателя архиерея-монаха по следующим соображениям: «Священный Собор 1923 года установил институт белого епископата. Теория и практика обновленческой жизни выявили не только канониче-скую равноправность черного и белого епископата, но и впол-не актуальную их равноценность. Однако, все автокефальные Православные Церкви в последний век имели и имеют своими представителями монашествующих архиереев. Не желая нару-шить этой традиции, решили, что приемником владыки Ве-ниамина должен быть монашествующий епископ, поэтому и избрали председателем обновленческого Св. Синода митропо-лита Тульского Виталия».
1 апреля 1931 года награжден двумя панагиями. С 5 мая 1933 года – первоиерарх Обновленческих Православных Церквей в СССР. С 10 мая 1941 года ушел на покой, а в октябре этого же года получил бессрочный отпуск со сдачей дел митрополиту Александру (Введенскому). 2 марта 1944 года после усиленных угроз НКВД, перешел в РПЦ МП и кончался 25 марта 1950 года. (Литература: «Вестник Священного Синода Православ-ной Российской Церкви» 1926, № 12-13, 1930, № 3-4, 1931, № 5-6, 1928, № 10(33), 1926, № 6, 1927, № 3. Православный Об-новленческий журнал «Церковное Обновление» 1923, № 15, 1924, № 2-3, 1925, № 5, 6, 7, 1925, № 9. «ЖМП» 1944, № 4, 1950, № 4. ФАОС дело № 52. Кат-ЯВ № 70. Кат-ЕС № 2, п/№ 47. Кат-АМ обновл. № 84. ФПС I, № 102. ФПС III, с. 2. ФАМ II, № 12.)

Читайте также:
Софийский собор в Полоцке: история и описание, адрес,строительство и архитектура, праздники и святыни

Другим известным служителем нашей Московско-Тульской Епархии был святитель Николай (Алявдин), ставший впослед-ствии обновленческим архиепископом Тамбовским. Святитель Николай окончил Тульскую Духовную Семинарию и Москов-скую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Перешел в Обновленчество в 1922 году. В 1930 г. хиротонисан в брачном состоянии во епископа Тульского в Москве митро-политом Виталием. Епископом Тульским был всего несколько месяцев, а затем был назначен архиепископом Тамбовским. Дальнейших сведений о нем не имеется.
(Литература: Кат-ЕС, № 1. п/№ 36.)

Святитель Георгий (Добронравов), обновленческий митропо-лит Тульский и Белевский. Родился 26 июня 1863 года (по Кат-ЯВ в 1874 году). Окончил Московскую Духовную Академию, имел степень магистра богословия. Много лет священствовал в Москве и был благочинным, одновременно состоял, до 1917 года, профессором Московского Университета по кафедре основного богословия. В 1922 году перешел в Обновленчество. 13 мая 1923 года хиротонисан во епископа Дмитровского, ви-кария Московской епархии. 30 января 1925 года назначен рек-тором Московской Богословской обновленческой Академии. 9 февраля 1925 года возведен в сан архиепископа, с оставлением на Дмитровской кафедре. С 16 ноября 1925 года — архиепи-скоп Новочеркасский. С 16 января 1926 года — архиепископ Калужский. 19 ноября 1929 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Ореховским, викарием Московско-Тульской Епархии. С 16 сентября 1930 года — митрополит Тульский и Епифанский, (по Кат-ЕС — митр. Тульский и Бе-левский) Скончался 7 января 1933 года в г.Туле.
(Литература: «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви». 1926. № 12-13. «Церковное Обновление». 1925. № 5-7. ФАОС дело № 70. Кат-АМ № 106. Кат-ЯВ № 90, с. 45. Кат-ЕС № 2 с. 5, п/№ 19.)

Святитель Тихон (Попов), обновленческий митрополит Мос-ковский и Тульский. Родился 12 июля 1876 года. Окончил Во-ронежскую Духовную Семинарию и в 1900 г. – Киевскую Ду-ховную Академию. С 1917 г. – магистр богословия. Женат. В 1900 году рукоположен во священника. С 1913 г. – профессор богословия Воронежского с.-хоз. института. С 1918 г. – при-ходской священник, а потом настоятель кафедрального собора. В 1922-23 гг. перешел в обновленчество. С 1922-1931 гг. – член Воронежского епархиального управления. В 1928 г. хиротони-сан в брачном состоянии во епископа Орехово-Зуевского (по Кат-ЕС), а по Кат-ЯВ – 18 декабря 1932 г. хиротонисан во епи-скопа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. С 1932 г. – епископ Тульский. В 1934 г. возведен в сан архиепи-скопа. С марта 1934 г. – архиепископ Тульский. С 1934 г. – ар-хиепископ Воронежский. С 9 января 1936 г. – архиепископ Московский, управляющий Московской митрополией. 16 мар-та 1936 г. возведен в сан митрополита. С 1937 г. – митрополит Московский и Тульский. С 6 июля 1938 г. освобожден от управления Московской митрополией и уволен за штат. В 1944 году по нажимом НКВД перешел в РПЦ МП. и принят в обще-ние с Московской Патриархией в сане протоиерея. Назначен ректором Московского богословского института, а в дальней-шем – профессор Московской духовной академии.
(Литература: ФАОС, дело № 201. Кат-АМ, № 203а. Кат-ЯВ, № 259. с. 131-132. Кат-ЕС, № 1. с. 9, п/№ 48.)

Святитель Петр (Турбин Петр Федорович), архиепископ Туль-ский и Белевский. Родился 1 октября 1886 года. В 1907 году окончил Тульскую духовную семинарию и Московский Уни-верситет по юридическому факультету, затем прошел Ярослав-ский (Демидовский) лицей. Служил все время в Тульской епархии. Перешел в обновленчество. С мая 1942 г. [м.б. с мая 1924 г. ?] и до сентября 1942 г. продолжал священствовать в разных приходах Тульской епархии. 13 сентября 1942 года хиротонисан во епископа Тульского и Белевского в брачном состоянии. Хиротонию совершал митрополит Александр Вве-денский, будущий Патриарх всея Руси с 1940 по 1946 г.) и дру-гие обновленческие архиереи. В феврале 1943 г. возведен в сан архиепископа. В 1944 году, не выдержав гонений, перешел в РПЦ МП. В сане протоиерея и назначен в один из храмов г. Москвы. Дальнейших сведений о нем не имеется.
(Литература: ФАОС, дело № 173. Кат-АМ, № 287. Кат-ЯВ, № 233. с. 115. Кат-ЕС, № 1. с. 10, п/№ 55.)

Читайте также:
Горненский монастырь: адрес и описание, история, святыни, настоятели и игуменья

В состав Московско-Тульской Обновленческой Епархии входили также Алексинская и Белевская Викариатства. Викариями в г. Алексине и в г. Белеве были святители: Арсе-ний (Краснов), Петр (Турбин), Петр (Данилов) и Петр (Горба-тов).

Святитель Арсений (Краснов), обновленческий епископ Белев-ский, викарий Тульской епархии. Родился 14 декабря 1898 года. В 1916 г. окончил Муромское реальное училище. Принял целибат. С 1922 г. – священник Муромского собора. В 1923 году перешел в Обновленчество. С 1925 г. – настоятель церкви св. Николая в Столпах в Москве. С 1927 г. – настоятель Греб-невской церкви г. Москвы. С 13 ноября 1932 года хиротонисан обновленческими епископами во епископа Калужского. С 1934 г. – епископ Белевский, викарий Тульской епархии. С мая 1935 г. настоятель собора г. Белева. 28 декабря 1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений в архивах о нем не имеется.
(Литература: ФАОС дело N 38 Кат-АМ N 59. Кат-ЯВ N 49, с. 26.)

Святитель Петр (Данилов), обновленческий епископ Алексин-ский. Родился в 1879 году. Окончил Саратовский университет и Казанскую духовную академию со степенью кандидата бого-словия. Священник и законоучитель. В 1922 году перешел в Обновленчество. 17 сентября 1922 года хиротонисан во епи-скопа Балашевского, викария Саратовской епархии. С конца 1922 г. – правящий Бакинской епархией. 1925 г. – правящий Ярославской епархией. 1925 г. – епископ Алексинский, вика-рий Тульской епархии. 25 сентября 1926 г. – правящий Пензен-ской епархией. Присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом.
Дальнейших сведений о нем не имеется.
(Литература: «Вестник Священного Синода Православной Русской Церкви». 1926. № 12-13. с. 7-9. ФАОС, дело № 60д. Кат-АМ, № 278. Кат-ЯВ, № 224. с. 111-112. Кат-ЕС, № 2. с. 6, п/№ 31.)

Святитель Петр (Горбатов), обновленческий архиепископ Ря-занский. Родился 17 мая 1895 года. Получил домашнее образо-вание. С 1914 по 1928 г. был псаломщиком, затем служил диа-коном и священником в Питербургской епархии. В 1922-23 гг. присоединился к Обновленчеству. В 1929 году обучался в Мо-сковской Обновленческой Богословской Академии при Свя-щенном Синоде. Женат. В 1930 г. хиротонисан во епископа Сарапульского. С 1931 г. – епископ Борисоглебский. В июне 1932 г. направлен в распоряжение Ленинградского ОМЦУ (Областного Митрополичьего Церковного Управления). С ав-густа 1932 г. – епископ Алексинский, викарий Тульской епар-хии. С сентября 1932 г. – епископ Кимрский, викарий Тверской епархии. С ноября 1932 г. – епископ Вяземский Смоленской епархии. С мая 1933 г. рекомендован Ивановскому ОМЦУ. С июля 1933 г. назначен викарием Чувашской епархии. В 1934 г. – викарий Горьковской епархии. В 1935 г. – временно управ-ляющий Владимирской епархией. С марта 1935 г. – настоятель кладбищенского храма в г. Ржеве. С 5 августа 1936 г. – епископ Рыбинский. 22 апреля 1937 г. возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Рязанским. С 23 августа 1937 г. уво-лен за штат. Дальнейших сведений о нем не имеется.
(Литература: ФАОС, дело № 166. Кат-АМ, № 277. Кат-ЯВ, № 223.)

Архиепископ Сергий
г. Тула, 2007 год

Программа Церковных Реформ, намеченных группой духовенства и мирян
«Живая Церковь» в развитие своих основных положений,
принятых на учредительном собрании группы 16-29 мая 1922 года.

I. Реформа догматическая.

1. Восстановление евангельского первохристианского вероучения, с нарочитым развитием учения о человеческой природе Христа Спасителя и борьбе со схоластическими извращениями христианства.
2. Развитие христианского учения о Боге как об источнике правды, любви и милосердия в противовес древнееврейскому пониманию Бога, как грозного мстителя и карателя грешников.
3. Развитие учения о происхождении мира от творческой воли Божией при участии производительных сил природы.
4. Развитие учения о человеке как венце и завершении премудрых актов творческих сил.
5. Развитие учения о спасении как восстановлении крестной любовью сыновства человека с Богом.
6. Церковь Христова как богочеловеческий союз для осуществления на земле Правды Божией.
7. Вечность, как органическое развитие и завершение нравственного устроения личности человеческой.
8. Страшный суд, рай и ад как понятия нравственные.

II. Реформа этическая.

1. Развитие нравственного учения о спасении в мире, в обычных условиях трудовой жизни человечества.
2. Опровержение монашеского учения о спасении личном, путем отрицания ими мира и попрания естественных потребностей человеческой природы, что ведет к нравственному разложению и уничтожению рода человеческого.
3. Святая Семья как залог общественности и нравственности. Нравственное и общественное равноправие женщины.
4. Труд как радостное проявление полноты жизни и залог общественного благосостояния.
5. Равенство всех трудящихся в пользовании благами мира как основа государственности.
6. Нравственная и материальная поддержка государственных мероприятий, направленных на пользу и улучшение быта обездоленных жизнью инвалидов, вдов и сирот.
7. Справедливость социальной революции и мирового объединения трудящихся для защиты прав трудящегося и эксплуатируемого человека.

III. Реформа литургическая.

1. Пересмотр церковной литургии и устранение тех наслоений, которые внесены в православное богослужение пережитым периодом союза церкви и государства, и обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения.
2. Устранение обрядов, являющихся пережитками древнего языческого миросозерцания.
3. Борьба с суеверием, религиозными предрассудками и приметами, выросшими на почве народного невежества и монашеской эксплуатации религиозного чувства доверчивых масс.
4. Приближение богослужения к народному пониманию, упрощение богослужебного чина, реформа богослужебного устава применительно к требованию местных и современных условий.
5. Исключение из богослужений выражений и идей, противных духу всепрощающей Христовой любви.
6. Широкое вовлечение мирян в богослужение, до церковного учительства включительно.
7. Коренная реформа проповеди как обязательной части богослужения, изгнание схоластики и приближение к евангельской простоте.

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Раифский Богородицкий монастырь — крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Храмы
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Раифский Богородицкий монастырь был основан в XVII веке отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от города Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времен считались священными у коренных жителей-черемисов).

Читайте также:
Андрей Десницкий: биография, книги и труды, публикации, семья

Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным.

Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.

До пожара 1689 г. обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII вв. В 1690—1717 гг. построены ныне существующие зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль.

В 1708 году возведена в камне церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, в 1739—1827 Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек) в 1835—1842 гг. — Грузинский собор в стиле классицизма (архитектор М. Коринфский), в 1889—1903 гг. — надвратная колокольня — самое высокое сооружение монастыря (ок. 60 м); в 1904—1910 гг. — Троицкий собор в неорусском стиле (арх. Ф. Малиновский).

Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье. Особую живописность ему придаёт уникальное природное окружение: Раифское озеро (длиной ок. 1,5 км и средней шириной 300 м) и великолепный сосновый лес (с 1960 г. объявлен заповедником).

Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников.

В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская православная церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских).

С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.

Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году.

Архимандрит Всеволод, рассказывает, как он, молодой монах с двумя послушниками пришёл в заброшенную и разрушенную обитель, возрождение которой могло бы быть только чудом. Такое чудо совершилось. И первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. А главным благодетелем обители отец Всеволод называет Президента Шаймиева, который начал с того, что пожертвовал средства на пять крестов для главного в монастыре храма — Троицкого.

Современное состояние [ править ]

В 1991 г. монастырь официально возрождён (первый на территории Казанской епархии). 14 августа 1991 г. была возвращена из Казани Грузинская икона Божьей Матери и состоялась первая служба в Грузинском соборе.

В течение 1990-х годов отреставрирован весь ансамбль обители и восстановлена полноценная монашеская жизнь. Братия насчитывает до 60 человек. При монастыре действует школа-приют для мальчиков-сирот; выходит газета «Раифский вестник» и приложение для детей «Светлячок»; широкую известность получил монастырский вокальный квартет «Притча».

На территории монастыря огромное количество заботливо выращиваемых цветников, а также много скульптур, создаваемых монастырским послушником, профессиональным скульптором В. Н. Савельевым.

Достопримечательностью монастыря также являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. По преданию, однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбуждённо прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.

До наших дней на территории монастыря сохранилось три храма: собор в честь иконы Грузинской Божией Матери (построен и освящён в 1842 году), Собор освящённый в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных, и Троицкий собор.

Софийская церковь, построенная в конце XVIII века.

Храмы [ править ]

  • Собор Троицы Живоначальной
  • Собор Грузинской иконы Божией Матери
  • Церковь Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных
  • Колокольня с церковью Михаила Архангела
  • Церковь мцц.Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  • Часовня на южной стене
  • Часовня над источником

Святые [ править ]

  • Прмчч. Раифские и Казанские

Святыни [ править ]

  • Грузинская икона Божией Матери (список)

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: Самый простой способ добраться до обители из Казани – автобусом. От Cеверного вокзала отправляются рейсы до Кульбашей и Уразлы, они проходят через Раифский монастырь.

Читайте также:
Церковь Иоанна Златоуста в Годеново: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Казань-Раифа №№ 552,554 – 8:15, 10:05, 12:00, 14:10, 16:00, 17:30

Раифа-Казань №№ 552,554 – 6:35, 7:40, 10:25, 12:20, 14:00, 15:05

Если вы добираетесь до монастыря из Зеленодольска:

Зеленодольск-Раифа № 405 – 5:10, 8:55, 12:00, 16:00

Адрес: 422538; Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.

Координаты GPS для личного транспорта: N 55°54’07,67″ E 48°43’45,12″

Телефон: (84371) 3-48-77, 3-48-78 («Дом паломника»).

Паломнику [ править ]

Трудники проживают в Раифской обители бесплатно. Из документов при поселении требуется паспорт с пропиской. По приезду следует обратиться в службу охраны монастыря, которая находится непосредственно при входе в монастырь, на святых вратах. Из вещей желательно иметь комплект обуви и одежды, необходимый при выполнении различных хозяйственных послушаний: уборка в храме, работа в трапезной, на цветниках и др. В случае отсутствия необходимых обуви и одежды, их можно получить на складе монастыря, но лучше иметь свои, индивидуальные, которые удобны лично для вас. Мест для поселения трудников достаточно, поэтому проблем при поселении обычно не возникает.

Срок пребывания трудника в монастыре, при условии соблюдения устава, неограничен и зависит от личного решения человека.

Раифский Богородицкий мужской монастырь в Казани

Раифский Богородицкий мужской монастырь — святыня Казани с многовековой историей, привлекающая паломников и посетителей, желающих наполнить свою душу покоем и прикоснуться к чудотворной иконе Богородицы. Белоснежное, строгое, изысканное строение привлекает своим величием, в стенах монастыря царит торжественная обстановка присутствия Духа Святого, дарующего мир в сердца и уверенность в завтрашнем дне.

История постройки

История основания мужской обители в Казани необычна и уникальна. Неславянское название имеет древнееврейские корни, ибо в Раифе в IV столетии проживали монахи, которые приняли мученическую смерть от варваров из племени ноба. Спустя 13 столетий в Казани в память раифских преподобных отцов был основан мужской монастырь на месте поселения отшельников.

От иеромонаха, юродивого до основателя мужской обители

Филарет принял монашество после того, как его родители почили, распродав перед этим все наследство, и поселился в монастырской келье в Чудово. При жизни патриарха Гермогена Филарета рукоположили в иеромонахи.

Другие православные храмы в Казани:

Желая находиться в уединенном общении с Богом, он отправляется в паломническое путешествие по святым местам, расположенным вдоль Волги, в 1613 году попадает в Преображенский монастырь в Казани, который был возведен по благоволению царя Ивана Грозного.

Ведя праведную жизнь, пребывая в постах и молениях, Филарет стал местной достопримечательностью, за благословением к нему постоянно приходили горожане и паломники.

Желая избежать человеческой славы, московский иеромонах принимает подвиг юродивого, проводя дневное время в хождении по городским улицам, а ночи проводит в молитвенном бдении.

Благочестивые горожане, среди них и купец Сергий, под видом юродства сумели разглядеть истинное поклонение Богу и оказывали иеромонаху особое внимание, проводя время в общении с ним.

Желая пребывать в уединении, монах часто уходил в лесные дебри, выбирая при этом незнакомые местности. В одном из таких путешествий он набрел на берег прекрасного озера, поразившего отшельника тишиной волн.

Шел 1613 год, который и считается временем основания Раифской обители. Соорудив жилье из веток, Филарет пребывал в уединении, его не трогали даже черемисы, они совершали на берегу озера свои ритуалы.

Узнали о местонахождении святого жители города и близлежащих селений, к Филарету присоединились его подвижники, решившие вести отшельнический образ жизни. Одним из первых был купец Сергий, принявший постриг с именем Серапиона.

Вокруг кельи иеромонаха начали расти деревянные хижины, по предложению Филарета была построена часовня для проведения молитвенных богослужений.

Интересно! По преданию, инок, вышедший после утренней молитвы из часовни, увидел руку, опустившуюся из облаков, которая крестным знамением благословила скит.

Одновременно братия не раз слышала колокольный звон, возникавший из ниоткуда. Филарет увидел в этом доброе знамение для процветания мужской обители.

Сам основатель мужского поселения не дожил до открытия Раифского Богородицкого монастыря в Казани. Он почил в казанском Свято-Преображенском монастыре, построив основание будущей мужской обители.

Начало строительства монастыря

В 1661 году по прошению раифской братии митрополитом Казанским и Свияжским Лаврентием было принято решение и дано благословение на строительство церкви.

В 1662 году под покровительством будущего настоятеля обители иеромонаха Савватия начались возводиться стены будущей казанской святыни.

Первая построенная церковь была освящена в честь Евфимия, новгородского архиепископа, Савватий принял сан игумена, начав возведение монастырских стен и надвратных церквей, одна из которых была освящена в честь раифских монахов. Так возникла Раифская пустыня.

История появления списка Грузинского образа Богородицы

Список Грузинского светлого лика Божьей Матери, который находится в раифской мужской обители и является его основной святыней, также имеет уникальную историю.

Грузинский образ Божьей Матери в 1622 году была украдена в Грузии шахом Аббасом во время нападения на эту страну. Военный трофей решили продать на одном из рынков Востока, где Грузинскую икону приобрел приказчик из Ярославля. Хозяину приказчика Сергея Лазарева Георгию Лыткину было видение о том, что его приказчик обладает святыней, и повеление о передачи иконы в монастырь Красногории.

Сразу после появления Грузинской иконы Богородицы в новой обители начали происходить чудеса исцеления. Первым был исцелен от слепоты монах, с чудотворного образа стали делать списки, один из которых попал в Раифский мужской монастырь.

Важно! После приобретения архиепископом Лаврентием чудотворного списка Грузинской иконы Божьей Матери, была построена церковь в честь этого святого образа.

Благодаря передаче царем Алексеем Михайловичем мужской обителей пустоши Свиные горы с лесами и лугам, а также близлежащими селами, монашеское поселение материально обустраивалось.

Время испытаний и возрождений

В 1689 году пожар со страшной силой уничтожил все постройки, заготовленный для построек лес. На пепелище осталась нетронутой чудотворная икона.

Некоторые иноки нашли пристанище в других монастырях, но бо́льшая часть начала возрождение святыни снова с деревянных хибар, как это было во времена Филарета.

В 1689 году Правящим Архиереем Высокопреосвященным Митрополитом Казанским Адрианом, видевшим преданность монахов своей обители и их веру в ее восстановление, было дано указание о возрождении святыни в камне.

Читайте также:
Богоявленский собор в Ногинске: история, описание и адрес храма, святыни, праздники

После возведения митрополита Адриана Патриархом Московским и всея Руси, его наместником был назначен Маркелл, который и опекался каменными постройками под руководством игумена Германа.

Вскоре были освящены прекрасные церкви:

  • Грузинской иконы Богородицы;
  • преподобных Отцов Синае и Раифе;
  • святителя Николая Угодника.

Построены двухэтажные флигеля, братские кельи, трапезная.

Митрополитом Казанским Тихоном было дано распоряжение часть его собственных доходов передать на строительство обители, в которой он распорядился похоронить свое тело после ухода в мир иной. Правда, его завещание не было выполнено. Мощи святого хранятся в Соборе Благовещения Казанского Кремля.

Важно! Тихон Третий способствовал созданию великолепных построек с богатыми ризницами, имея на монастырской территории отдельный домик около озера. Раифская пустыня приобрела в лице Тихона Третьего ктитора-благодетеля, только через столетие обитель снова получила подобного покровителя-архиепископа Казанского и Свияжского Филарета.

В 1842 году был построен новый храм Грузинской иконы Божьей Матери. Многие церкви и колокольни мужской обители в Казани строились, восстанавливались и перестраивались на средства меценатов. В 1903 году состоялось освящение престола надвратного храма Архистратига Михаила, монастырская братия состояла из 42 человек.

В 1910 году был реконструирован храм Святой Троицы, славившийся свой акустикой.

Советские времена

Профессора и преподаватели лесного факультета университета в Казани, которому после революционных перемен были преданы храмы и пристройки Раифской пустыни, приложили все усилия для спасения святыни от разграбления, ими была сохранена Грузинская икона Божьей Матери.

В 1928 обитель закрыли, основав здесь исполком, лечебные учреждения, разрешив крестьянам обосновать приход.

Любовь и верность обители крестьян из близлежащих сел, поддержка ними монахов была не по нраву советам, и они в один день 26 января 1930 года арестовали всех насельников, в том числе и монахинь, прибывших поддержать монахов и игумена.

Насельники пустыни были расстреляны. Их было шестеро, с игуменом Сергием, остальные арестованные были отправлены в ссылку. Прекрасные картины, иконы, украшения были вывезены, книги сожжены.

6 апреля 1997 года расстрелянные монахи были канонизированы, и появился день «в Раифе избиенных».

В 1933 году в священных храмах разместилась трудовая колония, до 1991 года здесь жили малолетние преступники, отбывающие наказание, их готовили в рабочие народного хозяйства.

Восстановление и процветание

В 1990 году настоятелем зеленодольской церкви Петра и Павла была совершена поездка в Раифскую пустыню, о которой он прежде только слышал от старожилов того края.

Величественная красота, над которой не властно ни время, ни запустение, ни разрушения, поразили священнослужителя. Сохранившаяся надвратная колокольня, полуразрушенные башенки и стены, почерневший от времени храм Божьей Матери в то время были заняты под специальное училище для малолетних преступников.

Игумен Всеволод начал ходатайствовать о восстановлении святыни, по милости Господней в 1990 году он добился разрешения на ее восстановление по мере выселения училища.

Ныне восстановленный Раифский Богородицкий мужской монастырь вновь открыт для богослужений.

Престольные праздники

4 сентября колокольный звон возвещает о дне чествования святого лика Богородицы «Грузинская», чудотворный образ остается основной святыней монастыря, дарующим прихожанам и паломникам чудеса исцелений и ответов на молитвы.

27 января православный мир чтит память о преподобных мучениках, убитых в Синае и Раифе, на богослужении этого дня читается Акафист, как в остальные престольные праздники.

Храм Святой Троицы отмечает престольный праздник Пятидесятницы.

30 сентября православные верующие собираются на чествование святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

21 ноября в храме Архистратига Михаила празднуется Собор Божьего Михаила и Небесных Сил бесплотных.

Как добраться

Мужской монастырь в Казани является действующим. Богослужения проходят в нем ежедневно. В 7.00 колокол призывает на утреннюю молитву. В 20.00 — вечернее служение. В воскресные дни график сдвигается на полчаса.

Мужская обитель находится в Волжско-Камском заповеднике, расположенном в 30 км от Казани.

Путешественникам, выезжающим в Раифскую пустыню, следует доехать в Казани до Северного вокзала и пересесть на автобус 552,554.

Из Зеленодольска до Раифского монастырского комплекса ходит автобус 405.

При желании можно остановиться на ночлег в Доме паломника, но об этом надо договариваться следует заранее.

История и чудотворные святыни Раифского монастыря в Казани

История Раифского монастыря

Обитель была основана в 1613 году. Каждый паломник, попадая на подворье монастыря, чувствует особую атмосферу. Дух намоленного веками места подчеркивается строгими белоснежными стенами обители.

История названия

Существует предание, согласно которому в IV в Раифе жили монахи-отшельники. Они в свое время пострадали от варваров и были ими убиты на берегу Красного моря, неподалеку от горы Синай и Раифской пустыни. Считается, что именно в их память была основана обитель с таким названием, так как данный монастырь долгое время находился среди язычников.

По другим данным, в 1613 году некий иеромонах Филарет поселился в келье у Сумского (Раифского) озера. Монах жил в уединении, но постепенно к нему примкнули другие братья, ищущие спасения. Так начала формироваться Раифская пустынь.

Обитель была основана в 1613 году

Начало строительства

В поисках тихого уединенного места монах Филарет пришел к Сумскому озеру. Жившие в тех местах черемисы в конкретные дни совершали свои языческие обряды у того же озера. Они заметили отшельника, и весть о нем разошлась на многие версты. А озеро с того периода стало называться еще и Монастырским.

Постепенно с монахом-отшельником стали селиться другие верующие, и его уединенная келья переросла в православный центр того региона. Однажды один из монахов увидел в небе руку, которая указывала на место в пустыни. После этого некоторые братья слышали звон колоколов, у которого не было источника – он раздавался из ниоткуда. Когда отец Филарет узнал об этом чудесном явлении, на указанном месте была возведена часовня.

Незадолго до своей кончины отец Филарет оставил жизнь отшельника и вернулся в Спасо-Преображенскую обитель, так как хотел быть отпетым по канонам монастыря. Там же его похоронили в 1659 году. А спустя два года на месте его уединенной кельи было решено возвести православную обитель. Примерно в тот же период туда был доставлен список с Грузинской иконы Пресвятой Богородицы. Оригинал в то время хранился вблизи Холмогор. Из-за длительного пребывания обители среди язычников он получил свое название.

Читайте также:
Феодосийский Введенский храм: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Обновление обители

В 1689 году в районе расположения монастыря случился масштабный пожар. Так как здания обители были деревянными, они сильно пострадали. Братия лишилась крова и осталась в прямом смысле слова на пепелище. Некоторые братья покинули это место и разошлись по другим монастырям. Но многие насельники остались, чтобы восстановиться свой пострадавший дом. Тогда было принято решение о возведении каменной обители.

На рубеже XVII-XVIII столетий на этом месте вырос целый монастырский комплекс с прекрасной архитектурой. Некоторые постройки сохранились до наших дней. Первым храмом обители стала церковь, освященная в честь отцов, убиенных в Раифе и Синае. Затем создали Софийскую церковь над братскими кельями. Но она была такая маленькая, что одновременно в ней помещалось только семеро братьев.

Монастырь быстро рос, в тот период здания возводили на результат и долгостроев не знали. Так, в 1739 году на территории обители было уже 15 храмов. Позже возвели Грузинский собор и надвратную колокольню. Троицкий собор основали в начале XX века. Он отличался невероятной акустикой. Когда братия в нем пела, звук разносился на много верст вокруг. Накануне революции 1917 года в монастыре насчитывалось порядка 80 насельников.

Раифский монастырь в Казани

Революционное вмешательство

Когда по русской земле пошла кровавая революция, многие храмы и монастыри были закрыты или разрушены, но изначально только на бумаге. Так случилось с Раифской обителью. В 1918 году ее официально закрыли, но братья совершали богослужения тайно. В 1930 году всем насельникам вынесли обвинение в антисоветской деятельности. Их арестовали и расстреляли, впоследствии отцы были канонизированы. В храмах обители советская власть устроила тюрьму, колонию и ремонтные цеха.

Восстановление храмов

С 1991 года началось возрождение церквей. Раифский монастырь поднимали из руин. Как ни странно, в то время помощь на возрождение святыни выделяли даже мусульмане. Президентом Шаймиевым было сделано пожертвование на пять крестов Троицкого собора.

Троицкий собор является самым красивым во всем комплексе храмов. Он очень светлый, возможно, из-за отсутствия настенной росписи. С другой стороны, таким образом, была возвращена история. Ведь когда постройка была завершена в начале XX века, роспись не была сделана из-за революционного вмешательства.

Иконостас в Троицком соборе

Со временем в обитель из Казани возвратилась ее святыня – Грузинская икона Богородицы. Практически в то же время в Грузинском соборе было совершено первое богослужение. На втором этаже церкви Святых отцов, в Раифе и Синае убиенных, построили небольшой придел в честь тех отцов-монахов, которые были расстреляны советской властью в 30-е годы. Весь храм выглядит как ковчег.

Первая церковь, возведенная на месте Софийского храма, пострадала от удара молнии. А Софийский храм является самым маленьким не только в России, но и во всей Европе. В нем совершается молитва только в день празднования святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Впоследствии к храму пристроили братский корпус. Там же находится типография «Раифского вестника».

Видео «Раифский монастырь в Казани»

В этом видеосюжете представлена история святой обители.

Архитектурный ансамбль и достопримечательности

Первые постройки монастыря были возведены из дерева. Они сильно пострадали во время пожара в 1689 году и не сохранились до наших дней. Ансамбль, который видят современные паломники, сформировался в течение XVII-XVIII ст. В него входят:

  1. Храм в честь прп. отцов в Раифе и Синае убиенных. Это самая древняя постройка обители.
  2. Троицкий собор. Он считается главным храмом монастыря.
  3. Софийская церковь. Является самой миниатюрной во всей Европе.
  4. Собор Грузинской иконы Пресвятой Богородицы. В нем находится список с чудотворного образа.
  5. Надвратный храм Архистратига Михаила. Его колокольня возвышается на 60 метров и за это называется «раифской свечой». Эта колокольня считается самым узнаваемым сооружением комплекса.

Архитектурный ансамбль гармонично дополняют хвойный лес и озеро, у которого когда-то поселился отшельник Филарет.

Интересные факты, святыни и чудеса

Обитель богата не только древней историей, но и Божими чудесами. Подробнее и жизни мужского монастыря можно узнать на его официальном сайте: raifa.ru.

Праздники и чтимые даты

В разных храмах обители совершаются престольные праздники в следующие дни:

  1. 4 сентября. Празднование основной святыни монастыря – Грузинской иконы Пресвятой Богородицы.
  2. 27 января. Память преподобных отцов, в Синае и Раифе убиенных.
  3. День Пятидесятницы. Престол в Троицком соборе.
  4. 30 сентября. День св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – престол в маленьком Софийском храме.
  5. 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и бесплотных Сил Небесных. Празднование в надвратном храме.

Грузинская икона Божией Матери

У этого образа интересная история. В 1622 году в Грузию вторгся шах персов Аббас. Персы разграбили богатства Грузии и среди прочего забрали богато украшенную икону Пречистой. Спустя три года она была приобретена у персидского торговца помощником русского купца из Ярославля. Сам русский купец во сне увидел этот образ и услышал наставление доставить святыню в Красногорский монастырь.

Грузинский образ Божией Матери находится в монастыре

Когда купец увидел у своего помощника икону, вспомнил о сне и отправился в Черногорский монастырь. Его название возникло из-за расположения обители в горах в окружении труднопроходимого леса. Впоследствии его назвали Красногорским.

Когда Грузинский образ Божией Матери вносили в обитель, произошло первое чудо. Один из насельников, долгое время не имевший слуха и зрения, стал видеть и слышать. Подобных случаев исцеления было много.

Внесеник списка с чудотворного образа в Раифский монастырь сопровождалось многочисленными крестными ходами. Образ носили по городам. Особенно туда, где нужна была помощь, например, если над городом долго не шел дождь. Особенно помогает Пресвятая Богородица по молитвам православных перед ее иконой в исцелении болезней глаз и ушей, а также бесплодия.

Читайте также:
Софийский собор в Великом Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Территория уникальных жаб

Как известно, обитель стоит на берегу озера. Было бы естественно, если бы на монастырском дворе постоянно слышалось кваканье лягушек, но его нет. Существует предание, согласно которому первые насельники этого места сильно страдали от неумолкаемого хора жаб. Они не могли спокойно молиться и отдыхать из-за этого шума. Они взмолились Господу с просьбой о помощи, и жабы больше не квакали.

Лягушек на том озере много и сейчас, место для их обитания прекрасное, но они молчат. Если привезти туда жабу из другой территории – она тоже замолкает. Если вывезти местную лягушку, она начинает квакать, как только покидает пределы обители.

Святая обитель стоит на берегу озера

Расписание богослужений

В будние дни в монастыре утреннее богослужение начинается в 7:00, а вечернее – в 15:30 и 20:00. В воскресные дни и праздники утром служба начинается в 7:30, вечерняя проходит по прежнему графику.

Где находится и как доехать

Богородицкий монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника, в 30 км от Казани. Адрес: 422538, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа, ул. Набережная, 27. Чтобы туда попасть, нужно в Казани на Северном вокзале сесть в автобус №552 или 554. Из Зеленодольска до обители можно доехать автобусом №405.

Раифская обитель – одна из многочисленных жемчужин русского православия. Она имеет древнюю историю и является образцом стойкости православного народа в возрождении своих святынь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Раифский Богородицкий мужской монастырь – старинная православная обитель в Казани

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Раифа – Раифский Богородицкий мужской монастырь – крупнейший действующий монастырь Казанской епархии, одна из первых православных построек во времена Казанского Ханства. Уютное тихое место находится в 27 километрах от столицы Татарстана.

Основание монастыря

Раифскую пустынь основал в XVII веке отшельник, иеромонах Филарет, на берегу лесного озера в 27 км к северо-западу от Казани.

Выходец из богатой московской семьи, Филарет после смерти родителей раздал имение нищим и постригся в монахи в московском Чудовом монастыре. Прожив Смутное время рядом с патриархом Гермогеном в святости и молитвах, он получил сан иеромонаха.

Уединенная жизнь Филарета

После смерти патриарха иеромонах Филарет решил жить уединенно в смирении и строгости. В поисках тихого укромного места он направился в волжские губернии и остановился в Казани. Поселившись в Спасо-Преображенском монастыре, иеромонах обрел молитвенный покой. Строгая и благочестивая жизнь Филарета привлекла внимание братии, но интерес почитателей тяготил инока: он покинул шумный многолюдный город.

Пробираясь в девственный лес, подальше от людей, он случайно вышел на берег неизвестного озера с отлогими берегами. Величественное место, удаленное и защищенное от людей, пленило отшельника, и он остался здесь, построив себе небольшую хижину.

Долго скрываться от людей Филарет не смог. По воскресеньям к озеру собирались местные черемисы – язычники, которые совершали здесь религиозные обряды и разнесли по округе весть о появлении в лесу хижины святого человека.

Монашеский скит

Постепенно к отшельнику переселились его казанские почитатели, которые строили вокруг озера деревянные хижины. Так образовался монашеский скит, который креп и расширялся. По указанию Филарета в лесной глуши построили часовню, где монахи проводили службы и причащались.

Через три года после смерти Филарета в 1661 году казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание в монашеском скиту монастыря, получившего название в честь Раифского православного монастыря на берегу Красного моря. Настоятелем пустыни стал иеромонах Савватий, присланный сюда митрополитом казанским Лаврентием.

О названии Раифского монастыря

В V веке н.э. в окрестностях горы Синай в Египте в монастыре святой Екатерины жили православные монахи. Неподалеку, на берегу Красного моря, находилось монашеское поселение Раифа.

Синайские и раифские пустынники жили строго: пребывали в кельях, молчали и творили молитву, а в воскресенье причащались Святых Тайн.

Из Ливанской пустыни в долину Нила переселились языческие племена ноба. Однажды они учинили расправу над монахами синайской горы и обитателями Раифы. Варвары пытали монахов, которые жили здесь уже 50 лет, требовали золота, а потом жестоко убили. Мученическую смерть, прославляя Бога, приняли 43 монаха, которых причислили к лику святых.

Монашескую пустынь, основанную в 1661 году на берегу озера недалеко от Казани, долго находящуюся в окружении язычников, решили назвать Раифской Богородичной в память о мученически погибших православных монахов. В 1668 году в обитель привезли копию Грузинской иконы Божьей Матери – главную святыню монастыря.

Обновление обители

Раифский монастырь, расположенный в лесной глуши, монахи обустраивали с трудом. Новоустроенная пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землей. Игумен обители отправил челобитье царю Алексею Михайловичу, и царь передал во владение монастыря пустошь Свиные горы на реке Каме, а также лес, пашни и луга, находящиеся близ неё, вместе с деревнями и крестьянами.

Неустанный труд монахов преобразил пустынь, которая процветала недолго. В 1689 году все монастырские строения погибли при пожаре. Огонь уничтожил заготовленный для строительства лес. На пепелище среди мусора монахи нашли чудотворную Грузинскую икону Божьей Матери, не пострадавшую при пожаре.

Погорельцы-монахи не оставили разоренный монастырь, а поселились рядом в утлых хижинах. Митрополит казанский Андриан, узнав о том, как бедствуют монахи, решил восстановить обитель в камне.

К 1717 году на территории монастыря красовалось 15 церквей. Вокруг построек возвели зубчатые стены и башни. Вытянутые по периметру, они образовали монастырский кремль.

Храмы монастыря

Монастырский комплекс, выдержанный в старорусском стиле и бело-голубом цвете, расположен в лесном заповеднике, в состав комплекса входят храмы:

  • Собор в честь иконы Божьей Матери «Грузинская».
  • Собор во имя Живоначальной Троицы.
  • Храм в честь Преподобных Отцев в Раифе и Синае избиенных.
  • Храм в честь архангела Михаила.
  • Софийская церковь.
  • Церковь новомучеников и исповедников российских.
Читайте также:
Афонское подворье в Москве: адрес и как добраться, храмы

Троицкий собор – центральное здание монастырского комплекса, самое красивое и величественное строение в Раифе. Здание, возведенное в начале XX века, выглядит торжественно и мощно.

Невысокие приземистые, немного приплюснутые, будто выросшие из земли, купола приглашают ввысь. На стенах нижнего яруса встроены барельефы, на которых изображены четыре Евангелиста: Иоанн – с орлом, Лука – с быком, Марк – с львом, Матфей – с ангелом.

Внутри светлого и просторного храма ни на стенах, ни под куполом нет росписей: при постройке не хватило средств. Церковь славится прекрасной акустикой, так что пение 4 монахов разносится на 2 км.

Собор в честь иконы Божьей Матери «Грузинская», построенный в 1845 году, венчает огромный синий купол. Просторное здание с росписями свода, стен и столпов богато убрано сияющей позолотой. Алтарь отделен богатым иконостасом.

На отдельном постаменте – главная святыня храма чудотворная икона Грузинской Божьей Матери. Икону спасли ученые Казанского университета, когда разглядели ее среди мусора разграбленного монастыря. Чудотворная икона увешана драгоценными дарами прихожан, благодарящими за проявленные чудеса.

Храм в честь Преподобных Отцев в Раифе и Синае избиенных – самая старая постройка 1708 года. Храм внешне похож на ковчег, спасающий людей от всех трудностей земной жизни. На втором этаже – придел в память о послушниках, расстрелянных во времена богоборчества.

Софийская церковь – самая миниатюрная в России и Европе, вмещающая 7 человек. Здесь молятся только монахи в дни праздника иконы Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Над святыми вратами – 60-метровая колокольня «Раифская свеча», увенчанная 7-метровым крестом. В первом ярусе – часы-ходики с гирями.

На втором этаже колокольни, над вратами, – храм во имя Архангела Михаила, небесного покровителя купца Алташкина, пожертвовавшего на строительство колокольни и храма и деньги, и кирпич.

Святыни

1. Печать на Кувуклии перед схождением Благодатного огня в Храме Гроба Господня.
2. Частичка стекла от раки Божьей Матери.
3. Камень с Голгофы.
4. Миро от Гроба Господня на Пасху.
5. Земля из Алапаевской шахты, места убиения святой Елизаветы Романовой, сестра императрицы Александры Федоровны.

Советское время и восстановление монастыря

В 1918 году монастырь разграбили, но до 1930 неофициально монахи молились, 60 насельников хранили веру. В 1930 году монастырь закрыли, объявив монахов врагами Советской власти. 40 насельников расстреляли, 20 монахинь выслали на 5 лет в концлагерь. Иконы, книги и священное облачение сожгли, 500-килограммовый колокол сбросили с колокольни, так что он полностью ушел в землю.

В 1997 году 6 апреля, в день расстрела монахов Раифского монастыря, состоялась их канонизация, так в XX веке появились новые мученики.

В 1933 году в монастыре устроили трудовую коммуну с производственными мастерскими, клубом и столовой. С 1938 года в зданиях монастыря – колония закрытого типа. В братских могилах похоронены узники, умершие от тифа.

Позднее в помещениях монастыря располагался лесной факультет Казанского университета и волостной исполком.

В 1991 году началось восстановление монастыря, на которое ушло 15 лет, но первую Литургию отслужили в 1991 году. На территории монастыря – Раифский источник со святой водой, на котором установлена часовня в честь преподобного Серафима Радонежского.

Возрождённый монастырь

Монастырский комплекс, в котором живут 60 насельников, сегодня – чистая ухоженная территория. У центрального входа – памятник Сергею Радонежскому, которого считают предвестником православия в Поволжье.

Украшение территории

Территорию украшают скульптуры: монах Филарет с котомкой за плечами идет в Раифу, Богородица прижимает к себе Младенца, Ангел раскрывает крылья навстречу прихожанам. В окружении нежных белоснежных лилий высится женская скульптура – кому принадлежит образ, осталось загадкой.

Ландшафтный дизайн продуман до мелочей. В центре комплекса – монастырская площадь, на которой установлены солнечные часы. Всюду – цветочные клумбы, за ними ухаживают сами монахи. Декоративные растения прибывают в дар из разных стран.

Среди брызг водопада вдруг открываются кусты свежих благоухающих роз. Рядом – в небольшом искусственном прудике плавает утка с утятами. Искусственное гипсовое семейство издали похоже на настоящее.

Среди цветов перед взором гостей предстают деревянные и гипсовые фигурки зайчиков и медведей, лягушек и кошек, вырезанные руками послушников. На территории Раифы много живых кошек, ласковых, умных, спокойных.

Территория уникальных жаб

Когда в здешних местах впервые поселились монахи, рядом оказалось несметное число громко квакающих лягушек, от которых отшельникам не было покоя ни днем, ни ночью. Шум отвлекал от молитв и богослужений, не давал уснуть по ночам.

Измученные бессонницей и несмолкаемым ором, монахи обратились к Всевышнему с прошением о том, чтобы обитатели водоема перестали квакать навсегда.

Кваканье, действительно, прекратилось, хотя лягушки не исчезли, им нравится укромный уголок. Необычная новость распространилась по округе, ведь привезенные сюда из других болот жабы тоже замолкали. Однажды парочку молчаливых жаб похитили, но за территорией монастыря они снова начали издавать свои традиционные звуки. С тех пор молчащие лягушки – внешняя достопримечательность Раифского монастыря.

Социальная жизнь монастыря

При монастыре действует приют для мальчиков. Здесь выпускают газету с приложение «Светлячок» для детей. У Раифской обители – свой сайт, концерты вокального ансамбля «Притча» проходят не только в России, но и за рубежом.

При входе на территорию монастыря – несколько музеев. Сюда приезжают паломники и туристы. На территории монастыря обустроен Дом паломника с 25 гостиничными скромными номерами.

Видео: путешествие в Раифу

Раифский монастырь в Казани: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Раифский Богородицкий мужской монастырь в Казани по праву считается одним из наиболее ценных святых мест в республике Татарстан как в религиозном, так и в культурно-историческом аспекте.
О его богатой истории можно не только услышать или прочитать увлекательные рассказы, о ней повествуют и сами стены святых храмов.
Об удивительных достопримечательностях и святынях Раифского монастыря, расположившегося в очень живописном природном уголке Казани, я хочу рассказать вам подробнее в этом тексте.

Читайте также:
Храм Архангела Михаила в Царицыно: описание и адрес храма, праздники и святыни, расписание богослужений

Где находится Раифский монастырь?

  • Монастырь расположился среди уединенной природы Волжско-Камского заповедника, в небольшом поселке Раифа Зеленодольского района республики Татарстан.
  • Контактные телефоны: 8(84371)34707, 34878 (бронирование номеров гостиницы).

Как добраться до Раифского монастыря (из Казани, Зеленодольска)?

  • Из Казани вы легко доберетесь до монастыря, воспользовавшись услугами автобуса. Для этого вам необходимо на Северном Казанском вокзале сесть на автобус рейсом до Уралзы либо Кульбашей (№554, 552), которые проезжают через монастырь. Ежедневно совершается около 5-6 подобных рейсов.
  • Из Зеленодольска можно доехать до монастыря на автобусе №405, который отправляется в Раифу около 4 раз в день.

Своим автомобилем:
Если вы располагаете собственным автотранспортом, можете ехать трассой М7 до поворота в сторону Раифы, потом прямо до остановки и налево. Рядом с монастырем находится удобная платная автостоянка.
GPS-координаты монастыря для самостоятельного путешествия – 48.732839, 55.902276.

Режим работы монастыря

Раифский монастырь открыт ежедневно как для паломников, так и для туристов. Осмотреть его достопримечательности и погулять по его территории вы можете с 7:00 до 21:00.

Расписание богослужений

Раифский монастырь является действующим мужским монастырем, здесь ежедневно совершаются церковные службы и молебны.

  • По будням, как правило, утреннее богослужение начинается в 7:00. Затем в 8:30 следует Литургия и Панихида. В 10:00 происходит Таинство Крещения.
    Вечерние службы по будням происходят в 15:30 и 20:00.
  • По воскресным и праздничным дням утренняя молитва обычно совершается в 7:30, а Литургия в 8:45. Затем также следует Панихида и Крещение (в 11:00).
    Вечерние службы совершаются также в 15:30 и 20:00.

Где можно остановиться рядом с монастырем?

При монастыре действует собственная благоустроенная гостиница – «Дом паломника». Она появилась здесь давно, ее архитектура полностью соответствует монастырскому комплексу.
Здесь вы найдете уютные номера разного уровня комфорта, рассчитанные на 1-2-3-4-5-6-8-12 человек. Стоимость пожертвований за проживание в них также сильно отличается. Забронировать номер или узнать подробную информацию о проживании вы можете по указанному выше телефону.

История создания Раифского монастыря

  1. История Раифского монастыря началась с появлением в этих местах монаха-отшельника Филарета, который решил уединиться от суетливой московской жизни. Здесь, на берегу озера, посреди дремучего леса и нетронутой природы он построил себе уединенную келью.
  2. Со временем православные люди узнали о жизни и деятельности монаха и начали приходить к нему за советом, некоторые даже стали жить рядом с ним. Однажды одному из его подвижников приснился сон, в котором Небесная рука благословила монашеский скит. Этот знак они восприняли как благословение на строительство здесь святой обители, которая и была основана в 1661 году.
  3. Изначально все храмы и строения были выполнены из дерева, но в 1689 году практически все они были уничтожены сильным пожаром. После этого монастырь начали отстраивать из камня.
  4. Долгие годы монастырь процветал, здесь было собрано множество ценных церковных книг и реликвий. Но с приходом Советской власти в 1917 году все изменилось.
  5. Монастырь был закрыт, многие из монахов были арестованы, некоторые даже казнены, а монастырское имущество было разграблено или уничтожено.
  6. Во времена Советского правления в его стенах размещалась колония для перевоспитания подростков, а потом и тюрьма для взрослых заключенных.
  7. В 1991 году монастырь наконец-то вернули в руки церкви. Здесь были проведены серьезные реставрационные работы, и Обитель возобновила свою деятельность.

Достопримечательности Раифского монастыря в Казани

  • Раифский монастырь пользуется вполне заслуженной популярностью среди туристов. Начнем с того, что расположен он в очень живописных местах на территории природного заповедника. Уже по дороге сюда понимаешь, что путешествие не будет напрасным. Природные пейзажи в пути доставляют огромное удовольствие, да и сам монастырь расположился у живописного озера среди красивого леса, так что одной из его достопримечательностей, которая первой бросается в глаза, можно назвать удивительной красоты природу.
  • Затем несомненно обращаешь внимание и на богатую старинную архитектуру монастыря. Собор Грузинской Божией Матери, являясь ныне главным храмом Раифского монастыря, все же не столь захватывает дух с архитектурной точки зрения. Он представляет скорее скромную красоту, но, возможно, так и должно быть на территории святой Обители.
  • Лично мне больше понравилась изящная колокольня и архитектурный ансамбль монастыря в целом.
    А вот атмосфера сразу располагает – здесь очень спокойно, люди доброжелательны. Интересно наблюдать за монахами и послушниками в их ежедневных трудах. А труды эти также ощущаются – по всей монастырской территории очень чисто и аккуратно, видно, что за этим ухаживают, заботятся.
  • На территории Раифы также можно увидеть много красивых скульптур на религиозную тематику и изящных фонтанчиков, а еще – довольно неожиданно – скульптуру казанского кота.

Святыни монастыря

Грузинская икона Божией Матери, которой освящен и в честь которой назван главный храм Раифского монастыря, уже многие века является его главной святыней.
Икона эта очень древняя, но особо почитать ее стали в XVII веке, когда она удивительным образом нашлась после длительного «забвения». Она очень красива и богата, выполнена из золота и серебра.
С ней связано множество интересных историй об исцелениях и чудесах. Грузинская икона Богоматери считается чудотворной. Она хранится в главном монастырском храме и доступна для осмотра и прикосновения.

Видео Раифского монастыря

Как по мне, Раифский монастырь – действительно удивительное место, которое точно стоит того, чтобы его посетить. Тут найдут радость и простые туристы, и паломники.

Если вы оказались тут, советую обязательно погулять по здешним лесам – их красота стоит быть увиденной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: