Тульская митрополия: храмы и монастыри, святыни, состав

Тульская епархия торжественно прославляет святых, в земле Тульской просиявших

Тула, 4 октября 2005 г.

5 октября вся Тульская епархия торжественно прославляет святых, в земле Тульской просиявших, – всех Божиих угодников, которые своею верою и подвигами прославили Бога и обрели милость Его быть молитвенниками за нас, сообщается на сайте «Православный Новомосковск».

Как райские цветы, как зажженные светильники в Небесном Иерусалиме, как звезды, сошедшие с небес на землю, как земные Ангелы, сияют в нашей земле мученики, преподобные, исповедники, святители, Христа ради юродивые, затворники и праведники.

Первыми святыми, благодатью Божией прославленные на Тульской земле, были пришедшие из Киево-Печерской Лавры преподобные Кукша и Пимен. В этом краю они пострадали, приняв мученическую смерть от рук язычников в XIII веке.

Прославляя святых, в земле Тульской просиявших, мы также празднуем память благоверного князя Димитрия Донского, схимонахов Троице-Сергиевой Лавры Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) и других воинов-мучеников, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших на Куликовом поле.

В ряду незабываемых для русского сердца святых, мучеников и преподобных стоит также имя святого преподобного отца нашего Макария Жабынского, Белевского чудотворца. История свидетельствует, что преподобный Макарий, восстанавливая Жабынский монастырь, находившийся близ Белева, «собрал в него братию», для которой был не только мудрым наставником, но и любимым отцом, делая – учил и назидал не столько словом, сколько примером своей терпеливой, истинно подвижнической жизни. Вполне благоустроив монастырь, угодник Божий удалился в чащу лесных дебрей, окружавших обитель, и там, в тишине пустынной, один с Единым Богом, в аскетических подвигах и непрестанной молитве проводил свою жизнь в высшем иноческом чине схимника. Пустынь (ныне Жабынская Введенская Макариевская пустынь) стала для него храмом. Стенами этого храма были вековые деревья, взметнувшиеся ввысь к небу. Зажженными свечами – звезды, а хрустальным куполом – лазурное небо, окрашиваемое зарей восходов и закатов в пурпурные и золотые цвета. Жизненный путь преподобного Макария был живой проповедью Царствия Христова. Его праведная жизнь была живым доказательством этого Царствия, «уже существующего, уже пришедшего». Он не только звал к свету и обновлению духовному, он сам был «светильник горящий и святящий».

Особенно почитаются народом подвизавшиеся на нашей земле Христа ради юродивые – Иоанн Тульский и Евфросиния Алексинская. Блаженный Иоанн (Котельников) происходил из знатного и богатого купеческого рода. Святая Евфросиния (княжна Вяземская), получив образование в Смольном институте, была фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Их сердца горели любовью ко Христу, а мирская слава, богатство и радости житейские тяготили как мучительное рабство. Каждый из них в свое время тайно покинул свои богатые чертоги, словно узник – темницу, и обменял богатые одеяния на нищенские рубища. Почему они отказались от богатства и славы? Пусть об этом скажет горный орел, который вырвался из позолоченной клетки и, раскинув могучие крылья, плывет теперь в лазурном океане. Города с великолепными дворцами и села в зеленой оправе полей кажутся ему с заоблачной высоты муравейниками.

Сияет дивным светом веры и добродетелей, подвигами любви и самоотвержения образ святой блаженной старицы Матроны. С детских лет душа Матроны горела, как светильник, ангельской любовью к Богу. Отрочество ее прошло в Себино Тульской губернии, затем она переселилась в Москву. По ее молитве люди непрестанно получали духовное и телесное исцеление. Как капли дождя собираются в ручьи и реки и непрестанно текут в море, так вереницы народа идут день и ночь помолиться в наш монастырь, к ковчегу с частицами святых мощей блаженной Матроны. Несут они свои скорби, тяжесть грехов своих, чтобы положить эту ношу к мощам старицы. Ее гробница окружена духовным невидимым пламенем, которое не сжигает, а наполняет благодатью души верующих, которое просвещает их сердце.

В сословии Тульских святых мы находим имена святителей, благоверных князей, преподобных мужей и жен – подвижников веры и благочестия, известных по святости жизни и в других местах. Наряду с древними святыми Тульская земля обогатилась и новыми подвижниками веры и благочестия.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий в прошлый свой пастырский визит в Тульскую епархию совершил канонизацию трех новомучеников и исповедников Российских: епископа Белевского Никиты (Прибыткова), епископа Тульского Онисима (Пылаева), протоиерея Петра Павлушкова, пострадавших за веру Христову в Тульской земле в годы гонений. Это достойнейшие священнослужители, своей жизнью и кровью писавшие историю нашей земли в самые страшные времена.

1937 год… Советская власть неуклонно следовала заветам В. И. Ленина: «Чем больше… представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам… расстрелять, тем лучше». Тогда в Белеве было арестовано 100 человек, затем еще 20. Из 20 арестованных только один человек был светским, остальные – монашествующие. Епископу Никите (Прибыткову) викарию Тульской епархии было сфабриковано обвинение в том, что он «систематически давал установку монашескому элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения». Епископу Никите в то время было 78 лет. Из материалов расследования 1957 г. стало известно, как проходило следствие. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Затем «тройка» вынесла приговор – расстрел, который и был приведен в исполнение 8 января 1938 г. Захоронения находятся в Тесницком лесу на 162 км шоссе Москва-Симферополь.

Читайте также:
Череповецкая и Белозерская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждение

Епископ Онисим (Пылаев) родился в 1874 г. В 1926 г. рукоположен во епископа Красно-Бакинского. С декабря 1927 г. в заключении. После освобождения с 22 ноября 1933 г. – епископ Тульский. 6 июня 1936 г. «уволен на покой», т.е. арестован. Расстрелян 27 февраля 1937 г.

Протоиерей Петр Павлушков был Ректором Тульской Духовной семинарии и настоятелем храма 12 апостолов в Туле. Этот достойный пастырь, претерпевая гонения, также разделил страдания верных служителей Христовых.

Прославляя всех святых, в земле Тульской просиявших, мы верим, что они являются молитвенниками за весь наш православный народ, и их святые молитвы у Престола Господня будут предстательствовать за всех нас.

В день праздника, 5 октября, во всех храмах Тульской епархии будут совершаться торжественные богослужения.

Тульская епархия: более 2 столетий истории

Идея учреждения особой архиерейской кафедры для тульской губернии принадлежала ещё Екатерине II. Однако воплотить её в жизнь предстояло императору Павлу I.

16 октября 1799 года указом Павла I была учреждена Тульская епархия.

Император Павел I, им была образована Тульская епархия

Первым Тульским епископом был определён Преосвященный Мефодий, епископ Коломенский.

После учреждения епархии были открыты консистория и духовная семинария, что поспособствовало развитию религиозной жизни губернии.

В XIX веке открылась Тульская семинария, переведённая из Коломны. Она воспитала немало известных и талантливых людей своего времени. Среди её выпускников 5 митрополитов, 17 епископов, примерно 40 известных церковных деятелей.

Семинария в Туле обрела своё начало вслед за учреждением Тульской епархии, фото XIX века

На протяжении XIX века также были созданы духовные училища в Туле, в Белеве, в Новосиле, в Веневе. В течение более 120 дореволюционных лет открылись более 1500 церковно-приходных школ, 516 библиотек, действовавших при церквях.

В XIX веке стали организовываться внебогослужебные беседы для прихожан, сначала при Александро-Невском храме, а впоследствии они успешно проводились и при других храмах. Было создано одно из первых в России общество трезвости.

В 1884 году выпускник Тульской семинарии Николай Иванович Троицкий основал первый музей губернии «Палата древностей» при Архиерейском подворье.

Н. И. Троицкий — создатель историко-краеведческого музея России «Палата древностей»

Тульская епархия постоянно жертвовала средства на церковные нужды, строительство храмов и содержание больниц. К 1917 году в ней насчитывалось 1089 храмов и часовен.

С приходом большевиков началась борьба с религией: закрывались приходы, храмы

Это был тяжелейший период для Русской Православной Церкви. Уничтожались храмы, монастыри, духовные заведения. Производилась насильственная конфискация церковных ценностей.

Церковное возрождение началось в период перестройки при митрополите Серапионе (Фадееве). Количество действующих храмов увеличивалось. Церкви Тульской епархии реставрировались и обновлялись.

Митрополит Тульский и Белевский Серапион (Фадеев). За время его служения — Тульская епархия расцвела

Большого расцвета достигла епархия за годы правления Серапиона. Появляются пастырские курсы, начинает действовать духовное училище, которое в дальнейшем получило статус семинарии. Митрополит Серапион дал своё благословение на создание Православной классической гимназии.

В годы его служения была усилена борьба с сектантством.

В 1998 году в жизни епархии происходит важное событие — возрождение викариатства. Викарием был избран епископ Богородицкий Кирилл, который в 2000 году становится правящим архиереем.

С 2002 года Тульскую кафедру возглавил архиепископ Астанайский Алексий. Трудами владыки многое сделано для восстановления старинных храмов, организации приходской и культурной жизни.

В 2011 году из Тульской епархии была выделена Белевская епархия

Предложение митрополита Алексия образовать на территории Тульской области новую епархию было одобрено Патриархом Московским и всея Руси, Кириллом. В результате Тульская и Белевская епархия вошли в состав новообразованной Тульской митрополии.

На сегодняшний день Тульская епархия — в административных границах Богородицкого, Воловского, Ефремовского, Веневского, Кимовского, Киреевского, Куркинского, Ленинского, Новомосковского, Узловского, Тульского районов и Донского городского округа Тульской области.

Тульская епархия славится впечатляющим количеством церквей и соборов

Храмы и соборы являются важными объектами культурного и исторического наследия епархии. Неповторимые по своей архитектуре они поражают своей красотой и уникальностью. Вот некоторые из них:

Успенский кафедральный собор

Одним из главных храмов Тульской епархии является Успенский кафедральный собор.

Успенский кафедральный собор до 1917 года был монастырским

Время постройки храма точно неизвестно. Однако, из документов XVIII века, в которых встречается первое упоминание о нем, становится ясно, что изначально это было двухэтажное каменное здание.

Прежде чем храм приобрёл свой современный вид, его несколько раз разбирали и перестраивали.

Сейчас Успенский кафедральный собор — это двухэтажное здание, построенное в русском стиле, поражающее своей замечательной архитектурой и богатейшим декорированием.

В январе 2007 года архиепископом Алексием был освящён престол нижнего храма, а в 2012 году — второй этаж.

Храм Святой Мученицы Параскевы-Пятницы

Также, одним из самых примечательных храмов в Тульской епархии является храм Святой Мученицы Параскевы-Пятницы, расположенный в селе Дедилово. Он вне всякого сомнения не оставит никого равнодушным, настолько живописно расписано здание. А выполнил роспись простой рабочий, не имеющий художественного образования, но явно обладающий большим талантом.

Читайте также:
Никольский храм в Пушкино: описание и адрес церкви, история, праздники, как добраться

Храм Святой Мученицы Параскевы-Пятницы Тульской епархии

Церковь в честь Параскевы была построена на берегу реки Шиворонь не случайно. Люди верили, что, если из воды выйдет какая-нибудь нечисть, Параскева её прогонит.

Храм Двенадцати святых Апостолов

В 1896 году преосвященный Питирим, посетив Тульскую кафедру обратил внимание на то, что большинство церквей находятся в центре Тулы. Тем самым многие жители окраин города лишены возможности посещать их.

Архиерей принимает решение организовать строительство храмов на окраинах. В результате появилось четыре храма, один из которых — Храм Двенадцати святых Апостолов.

Храм Двенадцати святых Апостолов Тульской епархии был построен в 1908 году

Первоначально это был деревянный храм. А уже в 1903 году была закончена и освящена закладка каменного храма, строительство которого закончилось в 1908 году.

В 1991 году храм был признан памятником регионального значения и поставлен на госохрану.

Глава Тульской митрополии — митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов Андрей Николаевич)

Андрей Кутепов родился 10 мая 1953 года в Москве в обычной рабочей семье, чтившей православные традиции.

Алексий, Митрополит Тульский и Ефремовский возглавляет епархию с 2002 года

Будучи ещё ребёнком с ним произошли события, повлиявшие на его дальнейшую судьбу. Один из таких моментов произошёл при первом посещении церкви, оно произвело на него огромное впечатление.

Заворожённый видом изнутри — внутреннем убранством и светом наполнявшем храм, он почувствовал себя как дома. В дальнейшем это чувство только окрепло и сохранилось на всю его жизнь.

Следующий переломный момент был связан с посещением Алексия Киево-Печерской Лавры в возрасте 16-ти лет. Так же, как и в московском храме он почувствовал, что находится дома, ему не хотелось покидать его.

Сильное впечатление произвело на будущего архиепископа посещение Киево-Печерской Лавры

Окончив школу, он поступает в МГПУ им. Ленина на химический факультет, так как интересовался естественными науками. Однако отучившись два года будущий, архиерей оставляет университет и поступает в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1975 году.

Во многом такому выбору поспособствовал совет отца Серафима (Шинкарева) из Троице-Сергиевой Лавры. Будущий митрополит тульский обратился за советом к старцу — какой жизненный путь выбрать, тот ответил, что ему нужно поступать в духовную академию.

В феврале 1975 года был рукоположён в сан диакона, а уже в сентябре того же года пострижен в монашество, с наречением имени Алексий. На следующий день священнослужитель был возведен в сан игумена, в ноябре — в сан архимандрита.

Святейший Патриарх Пимен благословил Алексия на поездку в Иркутскую и Читинскую епархию

Достаточно молодым, в возрасте 22 лет, был назначен настоятелем Знаменского кафедрального собора города Иркутска, секретарем Серапиона (Фадеева) и благочинным I и II Иркутских благочиний.

В 1979 году Алексий защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата богословия.

В мае 1980 года назначен секретарём архиепископа Владимирского и Суздальского. Трудился на должности настоятеля кафедрального Успенского собора во Владимире и благочинного Владимирского и Муромского благочиний. В марте 1984 года возглавил Троице-Сергиеву Лавру.

В течении двух лет (1988 — 1990гг.) священнослужитель трудился на должности председателя Хозяйственного управления Московского Патриархата. В декабре 1988 года Алексий был возведён в сан архиепископа.

Более 12 лет с 1990 года прослужил на Алма-Атинской и Казахстанской кафедре. По словам владыки, это был один из самых радостных и самых печальных периодов его жизни.

Радостным он был, потому что появился первый опыт управления епархией, здесь он наблюдал богатую духовную жизнь. А печальный — потому что на земле Казахстана ему со своей паствой пришлось пережить распад СССР.

В октябре 2002 года возглавил Тульскую и Белевскую кафедру.

7 июля 2011 года определён на должность настоятеля Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря.

27-28 декабря 2011 года была образована Тульская митрополия, а её главой назначили митрополита Алексия.

В Тульской епархии активно действует отдел по социальному служению и благотворительности

Особое внимание в епархии уделяется социальной деятельности. Сестры милосердия и добровольцы оказывают помощь одиноким пожилым людям — покупают продукты и одежду, помогают им в ведении хозяйства.

Лицам не имеющих места жительства помогают устроится в социальных гостиницах, домах престарелых. Организуется помощь многодетным семьям и малообеспеченным людям.

Для детей из детских домов и интернатов сотрудники отдела собирают и передают детское питание, средство гигиены, одежду и т.д. Организуются благотворительные акции, паломнические поездки по храмам и святым местам Тульского края.

Сотрудники отдела по социальному служению посетили «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Тула №1»

Социальный отдел взаимодействует с образовательными учреждениями региона. Бесплатно проводятся дополнительные занятия по ряду предметов: русский язык, математика, английский, химия. Действует краеведческо-просветительская программа, в рамках которой для школьников организуются регулярные экскурсии во Всехсвятский кафедральный собор.

Для глухих и слабослышащих детей организуются различные выставки, такие как, «Рождественский ангел», выставка «Живая нить» и другие.

Читайте также:
Аносин Борисоглебский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, настоятельницы

На официальном сайте Тульской епархии много справочной информации

На ресурсе можно найти подробную информацию о запланированных мероприятиях, ознакомится с новостями, которые обновляются каждый день. Узнать подробнее об отделах, действующих в епархии, монастырях и учебных заведениях.

Схиигумен Савва

ПРЕДИСЛОВИЕ

Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Возлюбиши искренняго твоего яко сам себе.

Не может град укрытием верху горы стоя.

Но и теперь духовные чада старца Саввы продолжают де­литься свидетельствами о его благодатной жизни, о духовных дарах, полученных от общения с батюшкой, о силе его молитв и по смерти. Свидетельства эти и собраны в этой книге, кото­рая, надеемся, со временем будет дополняться.

Служение отца Саввы Церкви Христовой и своим духов­ным чадам можно коротко охарактеризовать литургическим возгласом: «Горе имеем сердца». Вся его жизнь, от начала до конца, была стремлением к горнему миру. Отец Савва зажигал охладевшие сердца, укреплял опустившиеся руки, вселял дух веры в Бога, буквально «поднимал» падших. «От сердца к серд­цу» — так можно назвать особенность его подвижнического делания. Из живого источника, коим было его чистое, предан­ное Богу сердце, батюшка черпал силы для своих великих тру­дов. Всегда бодрый, жизнерадостный, благостный, он был го­тов отозваться на любое горе и с любовью снизойти к падшим грешникам.

Людей не обманешь, они особым чувством воспринимают истинных пастырей и сердцем тянутся к тем, кто стремится сам всем сердцем к Богу. Отца Савву любили за Христову любовь, живущую в нем, за самоотверженное служение ближнему. В нем бил неиссякаемый источник добра. Многим памятен его испытующий, буквально пронизывающий взгляд, направлен­ный как будто в самое сердце. Этот взгляд безмолвно свиде­тельствовал каждому: благодатный старец знает твои тайные немощи, но, по своей безграничной любви, щадит тебя и готов уврачевать словом вразумления.

Образ схиигумена Саввы, этого дивного старца, ниспос­ланного нам Господом духовного отца, и по сей день остается в благодарной памяти духовных его чад.

Кто может поведать внутреннюю сокровенную жизнь по­движника?! Кто может изобразить его великие духовные подви­ги, его неуклонный духовный рост?! Все это остается глубокой тайной его сердца и ведомо лишь Единому Богу. Здесь можно только догадываться, предполагать на основании внешнего ук­лада жизни старца, его видимых трудов и занятий, в которых бывает нельзя не заметить некоей последовательности, посто­янного восхождения от силы в силу — на большую и большую духовную высоту.

Жизнь схиигумена Саввы до поступления в монастырь ос­талась малоизвестной. Биографические данные весьма скудны, да и их приходилось собирать по крупицам.

Надо сказать, что старец не любил рассказывать о своей жизни. Обмолвится лишь иногда двумя-тремя словами — и то со страхом и молитвой, чтобы Господь не поставил ему в по­хвалу. Пребывая всю жизнь в незримом для постороннего гла­за покаянии, сокрушении сердца и подвиге молитвы, старец всемерно старался скрыть себя и свой внутренний мир от мира внешнего, суетного. Но, тем не менее, многим, и особенно ду­ховным чадам, было ясно, что он жил истинно христианской жизнью, горел верою и любовью к Богу и стремлением к по­двигу во имя спасения ближних. Это был истинный воин Хри­стов, облеченный во всеоружие Божия против всех слабостей человеческих и искушений бесовских. Одаренный от природы и умудренный не столько от людей, сколько от Самого Бога, обогащенный небесным сокровищем Божественной мудрости, знал он искусство духовной брани. Вооружившийся непре­станной молитвой, он бил супостатов именем Иисусовым и та­ким образом невредимо прошел свою земную многотрудную и многоскорбную жизнь. Господь по молитвам Божией Матери был ему всегда и везде — Заступником и Помощником.

Духовная мудрость, соединенная со смирением, образова­ли в нем тот духовный разум, который святые отцы называют «плодом опыта духовного».

Будучи очень энергичным, он никогда не удалялся от тру­да помочь ближнему на пути ко спасению, но всегда искал та­кого подвига. Несмотря на слабость здоровья, это был герой ду­ха, настоящий титан нравственной силы. Старец-трудник, он насадил большой виноградник людских сердец и усердно в нем трудился. Его чистое и сострадательное сердце, свободное от эгоизма, пылало жертвенной любовью к людям. Служить Богу в ближних, жить так, чтобы служить любви — вот девиз всей его жизни.

Не уставая в подвигах любви, отец Савва собрал вокруг се­бя большую духовную семью. Непрерывным потоком текли к нему страждущие и жаждущие спасения люди. И благодать Бо­жия, обитающая в батюшке, приносила стократные плоды: в людях загорался дух Христов, неверующие обретали Бога, ту­ман неверия рассеивался, и правда Божия становилась для них очевидной. Многие из духовных чад отца Саввы впоследствии сами приобретали плоды благочестия, добрых дел и молитвы.

Батюшка в совершенстве исполнил заповеди Господни о любви: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею» и «возлюби ближне­го твоего, как самого себя».

Он с великой радостью мужественно возложил на себя чужую тяготу, по слову апостола: «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2).

Читайте также:
Храм Гроба Господня в Иерусалиме: история и адрес храма, структура и устройство, современное положение и расписание богослужений

Сила благодатных дарований старца вполне может быть объяснена словами апостола Павла: «Не я живу, а живет во мне Христос».

«Господи, Сам во мне живи! Сам говори! Сам действуй!» — часто взывал отец Савва, и Господь слышал Своего верного ра­ба — благодать Духа Святаго была от него неотступна.

Вот в чем тайна жизни и влияния старца на людей — Сам Господь, незримо в нем пребывающий, Его Божественная сила и благодать!

А благодать эта дается лишь за глубокую веру, за истинное смирение, за святость жизни. «Верующий в Меня дела, которые творю, и он сотворит, и больше сих сотворит», — говорит Гос­подь, ибо «се Аз с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). В живой и деятельной вере в близость Христа Спасителя старец черпал нелицемерную любовь ко всем людям, силу духа, а также пламень молитвы и силу врачевания различных недугов.

За его постоянную заботу — всех утешить, ободрить, про­гнать дух уныния, — духовные чада называли батюшку «стар­цем-утешителем». Господь всегда был с ним, а через него с нами.

Человеческое сердце, сколько бы ни было в нем греховных язв, не обманешь. Оно тянется туда, где получает облегчение в своих страданиях. К старцу за наставлениями, за душевной пользой приезжали люди со всех концов России, и он всех при­нимал с отеческим благорасположением. Спасти, утешить всех скорбящих — ради этого и жил старец, молитвенник Божий, и как велика была сила его молитв!

Содержание

  • I. Жизнеописание
  • II. Поучения схиигумена Саввы
  • III. Свидетельства молитвенной помощи людям
  • IV. Выписки из дневника
  • V. Молитвы на всякую потребу

Схиигумен Савва: биография старца, книги и проповеди, поучения

Полное собрание проповедей и поучений. Схиигумен Савва.

Жизнеописание старца схиигумена Саввы.

Детство и жизнь в миру до монашества.

Жизнь схиигумена Саввы до поступления в монастырь осталась нам мало известной. Биографические данные весьма скудны, да и их приходилось собирать по крупицам. Старец не любил говорить о себе.

Родился он на Кубани в простой, но благочестивой и истинно христианской семье 12/25 ноября 1898 года и во святом крещении был наречен Николаем в память святителя Мирликийского Чудотворца. Родители его Михаил и Екатерина передали своим детям (а их было восемь человек: три сына и пять дочерей) все те боголюбезные навыки, которыми владели сами.

Дети жили в атмосфере христианской любви, не зная грубых наказаний, да и не было необходимости их наказывать. Детям никогда не приходилось быть свидетелями криков, брани. На их воспитание оказывали влияние не столько слова родителей, сколько поступки.

Детей оберегали от всего дурного: не разрешали им долгих уличных гуляний, особенно вечерних, ограждали от вредных, неполезных сообществ, воспитывали в них трудолюбие и честность, любовь к людям, а прежде всего к Богу, приучали их к молитве. В такой благодатной атмосфере протекали детство, отрочество и юность Николая.

Из всех детей в семье выделялся именно он, по счету пятый. Рос он мальчиком особенным. Живой и подвижный, наделен был большой понятливостью и быстрым умом, а вместе с тем чуткостью и внимательностью ко всем окружающим. Сердце его с ранних лет было устремлено к Богу. Чуткий ко всему доброму, Коля, по примеру своих благочестивых родителей, любил ходить в храм Божий. Родители поощряли в детях любовь к храму и потому за трапезой награждали вкусными лакомствами тех, кто в храме внимательно слушал Апостол и Евангелие и безошибочно все пересказывал.

Бывало, отец или мать скажет:

-А ну-ка, кто лучше расскажет сегодняшнее Евангелие?

Наперебой дети старались рассказывать, но лучше всех это делал Коля.

С шести лет его определили в церковно-приходскую школу. Там проявилась его большая способность к учению. С восьми лет он уже читал и пел на клиросе. В это время золотого детства он приобрел то религиозное настроение, которое не покидало его в продолжение всей жизни.

Особенно сильное влияние оказала на него мать – женщина разумная, сиявшая глубоким истинным благочестием. Сам батюшка впоследствии, вспоминая о своей родительнице, выражал ей глубокую признательность за доброе воспитание, ибо доброе воспитание дает добрый плод – сохранение благодати Святого Крещения. Высокими духовными преимуществами обладает тот, кто сохранил благодать Крещения и с ранних лет посвятил себя служению Богу.

Известен случай из жизни старца, говорящий о том, что он с детства был избранным сосудом Божией благодати.

Однажды зимой старшая сестра Иулиания пошла на речку полоскать белье. С нею пошел и восьмилетний Коля. Играя на льду, он внезапно провалился в прорубь, и сестра с большим усилием извлекла его из-подо льда. Мальчик тяжело заболел. Вся семья встревожилась за своего любимца. И вот болящий мальчик видит видение. Об этом батюшка сам поведал одному духовному лицу:

– Ночью я долго не мог уснуть и вдруг вижу на потолке себя уже взрослым в сане священноинока, и сердце мое как-то неизреченно возрадовалось. После этого быстро поправился. Размышляя об этом видении, я решил, что мне надо уйти в монастырь. Однажды хотел тайно бежать с одним монахом-паломником,.но тот уговорил меня обождать еще год-два и тогда обещал прийти за мною. Монах, видимо, пожалел моих родных.

Читайте также:
Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Появившееся в душе отрока сначала неопределенное, но потом непреодолимое влечение к монашеству и было, как оказалось позже, призывом свыше на путь иноческий.

Вот еще случай, показывающий, как Всевидящее Око наблюдало за Своим избранником от самого его детства.

Однажды зимой отец взял его с собой в город. Когда они возвращались домой, стая голодных волков напала на них. Лошадь вся дрожит, а отец Николая от испуга только повторяет:

– Господи, помилуй! Господи, помилуй! Коля, молись! Молись, сынок! Читай «Богородицу»!…

Маленький Коля начал громко молиться:

– Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молится, а сам смотрит на волков (он принял их за собак) и думает: почему они щелкают зубами, поднимают головы кверху и воют?…

Волки гнались за ними почти до селения, но не прикоснулись к ним. Господь сохранил от смерти будущего верного служителя Своего алтаря, через которого спаслось множество душ.

Население тех мест отличалось большой религиозностью. Христиане часто совершали паломничество по святым местам, монастырям.

Родители Николая тоже часто, особенно на большие праздники, уезжали в монастыри помолиться и брали с собой детей. Отрок Николай не пропускал ни одного такого случая и вместе с родителями усердно там молился. Как в мужских, так и в женских монастырях все ему нравилось: продолжительные службы, смиренное одеяние, красота храмов, звон, смиренный вид молящихся, послушание, но более всего – стремление к вечной жизни. Он говорил родным:

– Вырасту – буду монахом!

Сестры ему отвечали:

– Найдется хорошая девушка, и мы тебя женим!

Он просил их со слезами молиться Богу и Матери Божией, чтобы быть ему достойным монахом. Благочестивые родители, особенно мать, поддерживали его стремление к монашеству и своей высоконравственной жизнью сеяли доброе семя в душе сына.

Во дворе, где они жили, было два странноприимных дома, где останавливались паломники. Среди них было много монахов и благочестивых христиан. Добрая мать любила принимать странников и щедро раздавала милостыню. Крепко верила она в Бога и в Промысл Божий о людях, все в жизни расценивала с духовной точки зрения. Угощая странников, она иногда делилась с ними последним.

– Катя, да ты опять детям-то ничего не оставила! – скажет, бывало, отец.

– Бог пошлет! – отвечала она.

Для наблюдательного, чуткого мальчика все это не могло пройти бесследно. Не здесь ли таится разгадка того необычайного милосердия, той нежной попечительности о ближних, которые всю жизнь были присущи ему?

Николай был любим всеми. Да и как было не любить этого ласкового, внимательного и веселого мальчика? Он к каждому спешил на помощь – и делом, и словом участия.

В то же время он был очень жизнерадостным, подвижным, затейливым на всякие забавы. Своими шалостями он иногда огорчал родителей, и батюшка до конца своей жизни вспоминал «этих детских проказ неудачи и печальное мамы лицо», о чем говорится в его стихотворении «Я люблю панихиды».

– Бывало, смотришь – у мамы обиженное, печальное лицо. Подойдешь к ней, бросишься в ноги, попросишь прощения за свои шалости, и мама совсем другая станет. А то накажет нас, поставит в угол, а сама уйдет в другую комнату, встанет на колени перед иконами и молится со слезами: «Царица Небесная, я наказала их, но исправить не могу! Ты Сама их исправь, как знаешь!» А мы подсмотрим, что мама делает, и нам сделается жалко ее, и тогда опять просим у нее прощения, станем тоже на коленочки и начнем вместе с ней молиться, чтобы Господь простил нас. И все менялось.

О доброй родительнице батюшки нам известно еще, что жила она до пятидесяти трех лет. После короткой, мучительной болезни малярии, длившейся всего семь дней, она тихо скончалась с молитвой на устах. Перед смертью, благословив детей, она подозвала Николая, благословила его иконой Казанской Божией Матери и наставила, как надо жить, а потом сказала:

– Коля, сестренку младшую, Веру, не оставляй!

Затем, обращаясь ко всем, добавила:

– А теперь не мешайте мне… – И с молитвой тихо отошла ко Господу.

В своем стихотворении «Завещание мамы» отец Савва воспроизводит последние минуты ее жизни.

Помнится мне, дорогая,

Вечер последний с тобой,

Тяжким недугом страдая,

Ты отошла в мир иной.

И, умирая, твердила:

«Сын мой, будь честен всегда,

Как бы тебя ни давила

Жизни суровой нужда.

Не подчиняйся пороку,

Лживых людей избегай,

С твердою верою в Бога

Скромный свой путь совершай,

Помни: ни злато, ни почесть

Читайте также:
Крестобогородский храм в Ярославле: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать

Счастья тебе не дадут,-

Только спокойная совесть,

Честный, осмысленный труд…»

Смолкла ты… Руки ломая,

Я перед трупом стоял

И, неутешно рыдая,

Клятву быть честным давал.

Матушка, скоро мы оба

Встретимся в жизни иной:

Крышка соснового гроба

Скоро закроет прах мой.

Клятву сдержал я, родная,

Честь свою свято хранил,

В жизни так много страдая,

Верен все время ей был.

Отец его, Михаил, умер в голодное время на Кубани на 78 году жизни от истощения, между тем сам много помогал голодающим. Дедушка Михаил, здоровый, богатырского телосложения, был благочестив; никогда не раздражался, не сердился, не курил, не любил спиртных напитков, никогда ничем не болел, жил до 93 лет и за три дня, по особому откровению Божию, предсказал свою кончину. Дедушка со стороны матери, Иосиф, тоже отличался благочестием (жил в другой станице). Младшая сестра Варвара, тихая смиренная девочка, скончалась шести лет. Накануне смерти она сказала матери:

– Мама, я завтра умру, там лучше!

А утром простилась со всеми и отошла ко Господу. На третий день Святой Пасхи тихо скончалась его старшая сестра Иулиания: Перед смертью она просила родных сообщить о ее кончине брату и хотела, чтобы он сам совершил чин отпевания ее души. В этом же году перед Рождеством Христовым умерла его сестра Лукия, а вскоре после этого – брат Григорий. Старший брат Василий учился отлично, не курил, не любил спиртных напитков; был убит на войне.

Николай уже в детские и отроческие годы читал много священных книг, любил Евангелие. Его сердце с жадностью впитывало в себя поучения и примеры жития Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и святых угодников Божиих. Душа его всегда пребывала в свете незлобия и искренней любви к Богу, ближним и врагам. А слова из Евангелия, сказанные Спасителем богатому юноше: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене» (Мф. 19, 21),- так глубоко запали в сердце его, что он начал постоянно думать о том, как бы ему, отрекшись от мира, пойти по стопам Господа Иисуса Христа. Он еще больше возлюбил Святое Евангелие, в чтении его открывал для себя истинный смысл жизни и черпал первые уроки высокой мудрости духовной.

Уже в детстве Николай хорошо знал Библию, но особенно любил читать писания святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

– Помню, когда я был мальчиком,- рассказывал отец Савва;- я больше всего любил читать Святое Евангелие от Иоанна и послания его. Во время такого чтения мне делалось так сладко и хорошо на душе, что я забывал о земле и о земном.

Детские забавы и утехи почти совсем перестали увлекать его, он все чаще и чаще стал уединяться для молитвы. Молитва стала для него лучшим утешением, самой большой радостью. Даже в детские годы он уже испытывал сладость молитвенных слез. И эта искорка добра и правды Божией не потухла, а

  • 1
  • 2
  • 104
  • »

Схиигумен Савва

Этот человек прославился как старец, но его путь к Богу не был прямым. Казалось бы, уже с детства всё складывалось как надо: успехи в церковно-приходской школе, прислуживание в храме, мечта стать священником.

Однако лишь в 46 лет будущий старец сдал экзамены в духовную семинарию и принял имя, под которым известен сегодня, — отец Савва.

Биография схиигумена Саввы типична для его времени: вырос в верующей семье, досрочно попал в армию, работал инженером-прорабом

Биография схиигумена Саввы известна не полностью.

О его детстве сохранилось не так много информации. Но всё же кое-что известно.

Родился будущий схиигумен Савва в простой крестьянской семье 11 (25) ноября 1898. Ребёнка назвали Колей — Николай Михайлович Остапенко.

Его родители были людьми верующими, ходили в храм, прививали детям любовь к христианству. А детей, к слову, имели немало: три сына, пять дочек.

Отец Савва

Маленького Колю, как и других детей, строго не наказывали, воспитывали в любви. Родители пытались служить примером благодетели для своих чад.

Среди сестёр и братьев Коля выделялся сообразительностью и внимательностью. Он интересовался религиозными вопросами, успешно учился в церковно-приходской школе, охотно ходил в церковь и впитывал в себя духовные знания.

Он охотно взялся прислуживать, пел в храме на клиросе.

Оно оказалось столь сильным, что случайный монах вынужден был отговаривать дитя от решения уйти в монастырь.

В 1914 году Николая Михайлович досрочно попал в армию из-за начала Первой мировой войны.

В 1917 году служил в Красной Армии, затем получил специальность военного техника в училище.

Устроился в «Горпромстрой», где стал инженером-прорабом.

Николай Михайлович долгие годы желал служить Господу и во снах видел Божественные знаки

Но светская жизнь не отвлекла Николая Михайловича от желания служить Богу. Часто будущий отец Савва ходил в церковь, общался со знакомыми верующими, читал книги в поисках духовного откровения.

В нём взращивалась решимость для того, чтобы стать священником. Особое значение в этот период играли сны.

«Однажды вместе с псаломщицей я поехал за город читать Псалтирь по благочестивой новопреставленной девице Пелагии.

С вечера, выпив стакан чаю, сразу приступил к чтению Псалтири, а псаломщица легла отдохнуть в соседней комнате.

Читайте также:
Николаевский собор в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели и просветительский центр

Долго я читал Псалтирь, потом прочитал акафист по усопшим, при этом усердно молился об их упокоении, вспоминая всех поименно.

Спать не хотелось. В четыре часа утра проснулась псаломщица и стала читать Псалтирь, а я, не раздеваясь, прилег на скамейке.

Оставалось мало времени, надо было ехать на работу.

И вот в тонком сне вижу видение: по улице мимо окна идет много разных людей:

молодые и старые, калеки и здоровые,

и все смотрят на окно и кланяются мне.

Среди них была и новопреставленная Пелагия.

И я понял, что это были усопшие».

В другой раз схимонахиня Мария, блаженная старица, показала Николаю Михайловичу, как правильно молиться. В результате произошло следующее:

«В сонном видении я побывал во всех местах земной жизни святителя Христова и прикладывался к его мощам,

видел и даже осязал чудотворный мраморный столб,

который чудесным образом был принесен для постройки.

Все было так близко и ощутимо! Словами этого не выразишь.

Неизреченная радость наполнила все мое существо.

В восторге духа я поспешил к своей благодетельнице, но она не открыла мне дверь.

Я понял, что это для моего смирения.

Спустя некоторое время я пытался таким же образом побывать в других святых местах, но мне это было не дано.

Очевидно, то видение дано было по ее святым молитвам».

Схимонахиня Мария стала близким другом Николаю Михайловичу, её поддержка очень помогла ему на духовном пути.

При поддержке старца Иллариона Николай Остапенко нёс монашеские подвиги в светской жизни

Ещё одним важным человеком в жизни Николая Остапенко стал старец из афонского монастыря Илларион — настоящий духовный наставник.

Он призвал ученика к терпению, когда тот сказал о намерении принять постриг хотя бы тайно.

Монастыри закрывались, но старец уверял — придёт время, когда можно будет совершенно открыто стать монахом и жить в лавре.

Николай Остапенко ходил на светскую работу, но вёл монашескую жизнь:

  • молился всё свободное время;
  • посещал храмы;
  • читал Священное Писание и поучения Святых отцов;
  • совершал аскетические подвиги;
  • берёг целомудрие;
  • нёс послушание духовному наставнику;
  • придерживался нестяжательства.

Поддержка старца Илариона очень помогала Николаю Остапенко. Он обрёл духовный ориентир, верил, что встал на правильный путь.

Несколько раз, в полудрёме, являлась Богородица и давала мудрые советы.

Старец Илларион — духовный наставник отца Саввы

Впоследствии старец Савва так рассказывал о своём молитвенном опыте тех лет:

«Вначале молитва чувствуется в устах,

потом в гортани, а потом все

больше приближается к сердцу.

И когда утвердится сердечная молитва,

тогда человеку никто и ничто не помешает.

сама творится в его сердце.

При этом испытываешь

Наконец, в 1946 году открылась Троице-Сергиева лавра и ряд других духовных учебных заведений.

Николай Михайлович получил рекомендацию и сдал вступительные экзамены. Он поступил. На первом успехе всё получалось легко, так что его, минуя второй, перевели на третий.

Схиархимандрит Илларион запретил поступать в академию. Он сказал, что лучшим учебным заведением для Николая Михайловича станет монастырь.

Осенью 1948 года Николая Михайловича постригли в монахи. Его новое имя — отец Савва (Остапенко). В честь преподобного Саввы Сторожевского.

Схиигумен Савва написал множество трудов о духовной жизни человека: «Бисер духовный», «Душеполезные поучения», «Опыт построения истинного миросозерцания»

Архимандрит Вениамин, инспектор Духовной Академии, стал восприемником Саввы. Он сразу поручил монаху отказаться от переписки с внешним миром.

Так что даже своим родным Савва ничего не писал. Зато взялся за сочинение книг. За жизнь он создал множество трудов, читать которые полезно и для монаха, и просто для верующего человека:

  • «Краткое объяснение важнейших правил и обычаев православной христианской веры»;
  • «Краткое описание Псково-Печерского монастыря»;
  • «О покаянии»;
  • «О наградах земных и небесных»;
  • «Наставление девственникам и живущим целомудренно»;
  • «О иноческом постриге»;
  • «О главных христианских добродетелях и гордости»;
  • «О нерадении ко спасению»;
  • «Ответы на вопросы о монашестве»;
  • «О Божественной литургии»;
  • «Семена слова для нивы Божией» (часть 1 — проповеди с амвона);
  • «Семена слова для нивы Божией» (часть 2 — поучения на исповедях, молебнах и панихидах);
  • «Уставные особенности благочестивой традиции чтения «Неусыпаемой Псалтири» в Псково-Печерском монастыре» (для братии);
  • «Уставные особенности благочестивой традиции чтения «Неусыпаемой Псалтири» (для духовных чад);
  • «Духовно-нравственные поучения»;
  • «Сборник молитв и церковных молитвословий»;
  • «Дополнение к общему молитвеннику»;
  • «Богородичное правило»;
  • «Доказательства о бытии Божием»;
  • Духовно-нравственные стихотворения, посвященные Псково-Печерской обители и чадам.

Книги Саввы Остапенко неоднократно издавались, преимущественно в виде сборников. Например, «Бисер духовный» — множество рассуждений монаха о жизни верующего человека.

Это сборник наставлений, который утешит в скорби, ответит на множество вопросов, может стать путеводителем для православного христианина.

Размах тем очень широк: под одной обложкой обсуждаются проблемы чревоугодия, роли сновидений, смех в блаженном молчании и др.

Читайте также:
Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Цитата о кресте:

«Крест — это не только знак христианина, это оружие, отгоняющее злую силу.

Господь во время крестных страданий оставил на Кресте свет и любовь,

поэтому от Креста излучаются лучи благодатного света и Божественной любви.

Благодатный свет, от Креста исходящий, жжет злобную темную силу,

а любовь всех объемлет.

Поэтому когда мы носим крест на груди и лобызаем его с любовию,

то освящаем себя и наружно, и внутренне».

Из трудов отца Саввы большой популярностью пользуются «Душеполезные поучения» — сборник лаконичных советов для верующего человека.

Отдельной книгой не издаётся, но есть в составе двухтомника «Полное собрание проповедей и поучений схиигумена Саввы».

Цитата о милости Божией:

«Милость Божия есть благодать Святаго Духа, которую непрестанно должны мы испрашивать у Бога, взывая: «Господи, помилуй!»

Дай мне дух силы, дух света, дух страха Божия, дух мира, дух чистоты, дух кротости, дух смирения, дух любви.

Кто с чувством взывает: «Господи, помилуй», соединяя эти слова с дыханием, то есть при вдыхании в себя воздуха произносит:

«Господи» и при выдыхании: «помилуй», – таким произношением очищается характер, совесть, душа и сердце, – тот получит просимое от Бога».

Ещё одна известная работа отца Саввы — «Опыт построения истинного миросозерцания». Это основательное издание, куда включено жизнеописание автора.

Многие тексты опубликованы впервые. Его задача — устранить пробелы в наследии старца.

Цитата о спасении и вере:

если родились и

живете в спасительной вере.

позаботитесь о спасении,

если будете жить не так,

Отец Савва принимал богомольцев сначала в Троице-Сергеевой лавре, а потом в Псково-Печерской обители

В лавре ему дали новое послушание — стать духовником богомольцев. Эта деятельность пришлась отцу Саве по душе. Он с удовольствием общался с людьми, которые приходили за помощью. Давал советы, воодушевлял, укреплял в вере.

Всё больше народу хотели пообщаться со старцем, из-за чего у того появились завистники среди монахов. Случались стычки, упрёки. На отца Савву много клеветали. Жилось в монастыре ему нелегко. Но всё же он находил силы и время утешать других, а не себя.

Но в 1954 году ему поручили переселиться в Псково-Печерский монастырь. Это далось монаху тяжело. Очень не хотел он покидать ставшую родную Троице-Сергиеву лавру, но пришлось подчиниться.

В новой обители монаха встретила стая голубей, что он счёл добрым знаком. Вскоре он привык к этому месту и полюбил его.

Верующие теперь съезжались сюда за утешением. Общение с отцом Саввой помогало людям в сложных ситуациях, например, одну учительницу он спас от самоубийства.

Отец Савва восстановил храм Казанской Божией Матери, путешествовал и скончался от обострившихся болезней

В 1958 году отца Савву снова ждала неприятная новость — понадобилось покинуть обитель, чтобы стать настоятелем в храме Казанской Божией Матери, что в городе Великие Луки.

Это была полуразрушенная церковь, где требовался хороший ремонт, а денег не было.

На новом месте отца Савву невзлюбили: завидовали его популярности среди верующих, которые теперь съезжались в Великие Луки.

Однако старец смиренно взялся за восстановление храма.

Люди, кто как мог, участвовали в реставрации.

На это ушло два месяца, после чего даже внутренняя живопись засияла новыми красками.

Схиигумен Савва

Теперь можно было вернуться в Псковскую обитель, где старца снова невзлюбили за постоянно стекающийся народ, который нарушал монастырский покой.

Но отец Савва ничего не мог поделать и продолжал общаться с верующими.

Ему назначили новое послушание — руководить чтением Неусыпаемой Псалтыри. Отец Савва даже написал труд о правилах этой процедуры.

Затем монах много путешествовал с проповедями. Бывал, например, в Грузии. Постепенно появлялись новые болезни и обострялись старые.

В итоге отец Савва всё реже бывал на людях и тихо отошёл в иной мир в 27 июля 1980 на 81 году жизни.

У книжной полки. Схиигумен Савва (Остапенко). Бисер духовный

1. В книге «Бисер духовный» собрано духовное наследие отца Саввы, одного из старцев 20 века: выписки из дневников, статьи, душеполезные наставления, письма, молитвы на всякую потребу. Свой монашеский подвиг старец Савва начал сравнительно поздно. Почти в 50 лет Николай Михайлович (так звали его в миру) оставил шумную столицу и ушел в древнюю святую обитель, в Троице-Сергиеву Лавру. С особым благоговением, страхом Божиим и любовью переступил он порог святой обители и навсегда покинул мир. Его зачислили в число насельников обители, и он стал смиренным послушником Николаем. В 1948 году, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий благословляет его на путь иноческий, а спустя несколько месяцев – совершается пострижение в монахи.

2. При постриге в монашество ему было наречено имя Саввы, в память святого преподобного Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия. В скором времени отца Савву возводят в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха. Уже на заре своей монашеской жизни он достиг возраста «мужа совершенна». Зная об этом, лаврский старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве, передал ему опыт своего высокого подвига, а перед своей кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества. Высокое нравственное совершенство отца Саввы не могло укрыться от многочисленных посетителей Лавры, а послушание «народного духовника» сделало еще более известным среди богомольцев и умножило число духовных чад.

Читайте также:
Петропавловский собор в Казани: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

3. Множество народа стекалось в Лавру преподобного Сергия, чтобы поклониться ее святыням и получить благословение отца Саввы, послушать его назидательные поучения. Многих людей отвел он тогда от погибельного пути, много было положено им благодатных трудов, которые сопровождались и многими скорбями. Служение отца Саввы пришлось на годы хрущевских гонений на Церковь, власти требовали от старца, чтобы он не благословлял народ и ни с кем не беседовал, но батюшка не мог отказаться от общения с людьми, и вскоре пришел указ о его переводе в Псково-Печерский монастырь.

4. Но и здесь гонения на старца не прекратились: ему запрещали проповедовать, поучать паломников, грозили изгнанием, писали доносы. В дни Великого поста 1958 года начинается долгий путь послушаний на приходах в миру – старец получает назначение настоятеля храма Казанской Божией Матери в городе Великие Луки. Затем в течение нескольких лет его переводили из храма в храм, и каждый из них, в результате благодатного окормления, был не только восстановлен, но и при каждом организовывалась крепкая община, оставались верные и преданные духовные чада. И это в то время, когда по всей стране закрывались дома Божии, изгонялись и арестовывались священники, преследовались верующие.

5. По характеру отец Савва был весьма общителен: он любил народ, любил молиться вместе с людьми, и они платили ему тем же. Встречая старца в коридоре у его кельи, можно было быть наперед уверенным, что он не пропустит тебя, не приветив и не преподав какой-нибудь душеполезный урок. В немногие часы иноческого досуга схиигумен Савва составлял проповеди, писал многочисленные письма с душеполезными советами своим духовным детям, довольно много читал и сам составлял сборнички и целые книги, чаще всего сугубо аскетического характера, типа «Добротолюбия» или монашеских древних патериков.

6. Такой сборник святоотеческих поучений на различные душеполезные темы представлен сегодня на нашей книжной полке. В ней говорится об основах спасения, напоминания о том, что является главным для души. Старец беседует с читателем на разные духовные темы, говорит о покаянии, о познании себя, о долготерпении Божием, о молитве за врагов и о многом другом. И вот, например, какое наставление о молитве содержится в этой книге. «Молиться, – учит старец, – молиться надо нерассеянно, чтобы со словом молитвенным и молитвенной мыслью сочеталось и молитвенное чувство. Иногда в продолжительной молитве только одна минута бывает истинно угодна Богу и составляет истинную молитву и истинное служение Богу.

7. Главное в молитве – близость сердца к Богу, свидетельствуемая сладостью Божьего присутствия в душе. День не начинать без молитвы и не отходить ко сну без молитвы, молиться и перед дневным отдыхом (сном). В течение дня нудить себя на непрестанную молитву: содержать на сердце и в уме молитву Иисусову или «Богородице Дево, радуйся…», а также постоянно и везде размышлять о Боге – это тоже вменяется в молитву. Если мы не потеряем молитву и размышление о Боге, то нам не страшны будут никакие враги – ни колдуны, ни чародеи, ибо с нами Бог и Божия Матерь: «Аще и во ад сниду, яко Ты, Господи, со мною, не убоится сердце мое». Старец советует, стараться ежедневно, кто может, понемногу читать Псалтирь, Апостол, Евангелие, а также Богородичное правило. Но если, – говорит он, – одолела сильная усталость, то на сон прочитать хотя бы краткую молитву, но не потворствовать лености.

8. «Помни о главном», – вновь и вновь наставляет нас старец. «Каждый день, – отмечает он, – считай последним в твоей жизни, веди его сдержанно, со страхом Божиим, готовясь к страшному ответу за всю жизнь и за все грехи. Старайся быть всегда справедливым и беспристрастным до мелочей; никогда, даже шутя, никого не обманывать; ищи случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным; во всех неприятностях суди строже всех самого себя и быть снисходительным к другим. Старайся более молчать, нежели говорить, выслушивать других и, по возможности, избегать споров; никогда не быть праздным; всякое дело освящать молитвой, призыванием имени Божия. Много и других советов дает схиигумен Савва, их вы найдете на страницах этой книги.

Считая проповедь основным своим пастырским делом, схиигумен Савва так говорил в одном из своих писем: «На мне как на пастыре Церкви Христовой лежит святая обязанность окормлять духовно чад своих. Хотя у меня как схимника мало свободного времени, к тому же и немощи телесные чувствуются, но сила Божия в немощи познается, и пока глаза открыты и дыхание в груди не прекратилось, надо сеять семена Слова Божия, ибо в этом назначение истинного пастыря». Поэтому не прекращал батюшка этого благодатного труда. Благодаря этой книге читатель может познакомиться с общим духом пастырских поучений отца Саввы, обдумать некоторые выдержки из его книг, а также узнать размышления и советы о смысле и истинных путях духовной жизни во Христе.

Читайте также:
Аносин Борисоглебский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, настоятельницы

Схиигумен Савва: биография старца, книги и проповеди, поучения

Навигация

  • Новые книги
  • Жанры
  • Авторы
  • Сериалы
  • Издательства
  • Города
  • Случайная книга
  • Фильтр книг
  • Библиотечное
    • Авторы на КулЛиб
    • Инструкция FTP
    • Коды языков
    • Софт
    • Теги книг
    • Карта сайта
    • Ссылки
    • Требуется OCR
    • Memory
  • Статьи

Последние комментарии

  • Re: В гостях у Посторонним В. (SubMarinka)
    1 день 6 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (AaS)
    1 день 8 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (pusikalex)
    2 дней 7 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (pusikalex)
    2 дней 7 часов назад
  • Re: О ненависти :) (kiyanyn)
    2 дней 8 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (SubMarinka)
    2 дней 19 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon)
    2 дней 20 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (AaS)
    3 дней 7 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (AaS)
    3 дней 7 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon)
    3 дней 11 часов назад

Новое на форуме

  • B543224 Секта (Книга не для всех)
  • V522253 Первый меч (СИ)
  • B534919 Люди Путина. Как КГБ вернул себе Россию и перешёл в наступление на Запад
  • О ненависти :)
  • B534382 1918 год: Расстрелянное лето
  • Кто-нибудь пишет сам?
  • Лингвистический анализ

Новое в блогах

  • Новые бумажные поступления
  • COVID ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Автограф // Театр мистера Фэйса // Андрей Ангелов
  • Жанры библиотеки CoolLib для FictionBookEditor
  • Полезные программы для работы с fb2
  • Рукописи // Андрей Ангелов // 1995 год
  • Практическая режиссура кино // Буктрейлер
  • Любимый урок
  • Конструктор
  • Конструктор

Впечатления

Читать можно, но оценка выше 3 не тянет. Автор попытался зацепить сразу три популярных темы признанных авторов. Герой книги умом не блещет и не вызывает у меня сопереживание с ним. Его бьют часто и много. Лоху не помогает нейросеть, супер возможности, холява и рояли в кустах. Сидеть и мёрзнуть в многоэтажке обогреваясь таблетками, ходить зачуханым? Самый бы ленивый спустился бы в подвал дома, где температура не опускается ниже +5. чуть умней, но безрукий сделал бы вигвам в квартире из собранных по дому ковров в подвале дома и зажег костер из мебели.Не ленивый покинул бы город и жил бы в деревне за хорошим забором. В квартирах куча муки или макаронных изделий, а ГГ сидит без хлеба. Ищет и жрет конфетки да консервы. Читать как ГГ мается дурью не интересно. Меня вид придурка не радует. Автор не разбирается практически не в чем в быту и соответственно так и пишет. Присобачивает к палке нож и называет это пикой. Пика колющее оружие, а не режущее,и заточено на пробой брони без застревания при выемки. Это как рапира и шпага, гранёный и плоский штык. Порох в патронах охотничьего ружья легко сушится. Его легко можно намочить, слепить в комок, протереть до нужной величины гранулы, высушить и снова пользоваться. Перезарядить патрон охотничьего ружья довольно просто. Проверить пачку патронов стрельбой худшего патрона ещё проще. Нейросеть – это вообще нечто, что позволяет с помощью прикладных программ с помощью искусственного интеллекта контролировать всё, что может почувствовать органами чувств носитель. Авторам не представляющим этого лучше не писать на эту тему. Микроскопом забивать гвозди – выглядит очень глупо. Читать можно лишь из-за быстрой смены сюжетов. Только в этом и возникает интерес, а в финале очередной облом и разочарование. Изюминки в изложении, что само по себе делает является мастерством,на мой сугубо личный взгляд я этого не наблюдаю.

Рейтинг: 0 ( 1 за, 1 против).

Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).

Ланке даже не просто доктор медицинских наук, он обладатель следующей и высшей степени – он доктор философии

можно не читать :) PhD капитально не дотягивает до нашего кандидата наук. Это что-то вроде диплома об окончании аспирантуры, не более того. Даже совет по защите, в отличие от кандидатской, не постоянный, а создается временный из 5 человек.

Но антивакцинаторы, понятное дело, сами не отягощенные ни знаниями, ни учеными степенями, этому не поверят :)

Рейтинг: -1 ( 4 за, 5 против).

Понравилось. хотелось бы продолжения

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

Прошу извинить за предыдущую версию файл, но так, с неправильной обложкой он продаётся на ЛитРес, они там, похоже, совсем ухи наелись. Я тупо не заметил несоответствия, когда выкладывал. Поправил.

Рейтинг: +4 ( 4 за, 0 против).

надеюсь на продолжение

Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).

очень быстрое продвижение ГГ по служебной лестнице, а так хорошо

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: