Тверская епархия: священники, монастыри и храмы, духовенство и указы

Ахилла

Главное Меню
  • Новости
  • Мысли
    • Колонка редактора
    • Блоги
    • Комментарии
    • Нам пишут
    • Вопросы и ответы
  • Истории
    • Культура
    • Религия
    • Проза
    • Общество
    • Мониторинг СМИ
  • Проекты
  • Авторы
  • Наши книги
  • Контакты
  • О нас
  • Поддержать
  • Главная
  • Мониторинг СМИ
  • Первые указы нового тверского митрополита: отрубленные головы пришиваются на место?

Первые указы нового тверского митрополита: отрубленные головы пришиваются на место?

11 сентября 2020 Мария Орлова

После сенсационного «указопада» бывшего митрополита Тверского и Кашинского Саввы (сейчас возглавившего Вологодскую митрополию), на этой неделе случился не менее сенсационный «указопад» нового митрополита Тверского и Кашинского Амвросия.

Владыка Амвросий (Ермаков) начал действовать быстро, не успев осмотреться. В первую очередь, он встретился с губернатором Тверской области Игорем Руденей, с которым у его предшественника Саввы (Михеева) не сложились отношения. Перед митрополитом Амвросием была явно поставлена задача наладить контакт с губернатором — надо, как минимум, закончить стройку Спасо-Преображенского собора в центре Твери, начатую еще при митрополите Викторе (Олейнике). Есть еще ряд важных церковно-государственных проектов, например, консервация заброшенных храмов, которых в Тверской области самое большое количество в России. И сейчас Амвросий вынужден идти на уступки Рудене. Тем более, что губернатор быстро переселил митрополита из гостиницы «Волга» в принадлежащей областному правительству отель «Оснабрюк», и всячески сам старается подружиться с новым владыкой.

Одним из первых вопросов для обсуждения стало предстоящее 21 сентября 80-летие бывшего митрополита Виктора, духовного отца Рудени, имеющего большое влияние на губернатора. Судя по всему, обсуждался и вопрос возвращения в епархию наперсника Виктора монаха Дионисия (Батраева), которого только месяц назад Савва отправил на покаяние в Старицкий Свято-Успенский монастырь, сняв с него крест и запретив в священнослужении, мотивировав это «недопустимостью татьбы (воровства) во всех проявлениях». Напомним, молодой фаворит Виктора Дионисий был наместником самого прибыльного храма епархии Вознесенского собора Твери, а также советником губернатора Игоря Рудени. Виктор и Дионисий, судя по всему, стояли за кампанией против митрополита Саввы, за разжиганием страстей в рядах прихожан и духовенства.

Церковное право в его современном состоянии не очень внятно объясняет, может ли один архиерей снять наказания, наложенные другим архиереем. Поэтому в случае с Дионисием все не так просто, возможно, за снятием прещений он должен обращаться к Савве, в Вологду. А вот архимандрит Аркадий (Губанов), которого, вроде как, на том же Синоде, что отстранил Савву от руководства Тверской митрополией, сняли с настоятельства Ниловой пустыни, служил вместе с Амвросием буквально в прошлые выходные. И выглядел на фотографиях очень довольным. Поговаривают, что Амвросий видит на месте настоятеля Нило-Столобенской пустыни иеромонаха Марка (Святогорова), проректора по воспитательной работе Санкт-Петербургской духовной академии, ректором которой Амвросий был 10 лет. Пока это только слухи, посмотрим.

Очень неприятное впечатление произвело возвращение в Нилову пустынь наказанного Саввой иеромонаха Германа (Фисенко), героя «голубых» скандалов времен митрополита Виктора. Апостольское правило, на которое в своем указе ссылался Савва, говорит о недопустимости содомии в ряду священнослужителей, Германа отправили на покаяние «в связи с неподобающим и несовместимым с пастырским званием безнравственным поведением, вводящим в соблазн народ Божий». Неудивительно, что на блоге о. Андрея Кураева написано, что «голуби возвращаются в голубятни».

Еще одно возвращение наказанных Саввой — указ о «реабилитации» Алексеевых, отца Николая и его сына отца Кирилла. Отец Николай Алексеев, как рассказывают, обматерил Савву и иже с ним, за что был разжалован в чтецы, с запретом на священнослужение. Но новый архиерей отменил этот запрет, вернул о. Николая на должность благочинного Торржокского округа, в настоятели Михайло-Архангельской церкви, Васильевской церкви и Иоанно-Богословской церкви Торжка. Его сын Кирилл Алексеев, тоже разжалованный в чтецы, вернулся настоятелем в храм Александра Невского у вокзала в Твери. Также бывший боксер Кирилл Алексеев восстановлен на должности руководителя епархиального Отдела по делам молодежи, физической культуре и спорту.

Напомним, семья Алексеевых сыграла большую роль в «церковно-славянских» войнах минувшего февраля — когда группа прихожан, подстрекаемая кем-то, устроила митинг на паперти кафедрального Воскресенского собора против перевода богослужения в этом храме на русский язык, который, якобы собрался осуществить Савва.

Заслуживает объяснения ситуация вокруг самого Воскресенского собора. Дело в том, что в июле на должность настоятеля кафедрального храма был назначен кашинский протоиерей Дмитрий Кунченко. Дела в соборе были плохи: такую махину очень сложно протопить, тем более, что на службах в будние дни там бывает человека три. В штате много духовенства, которому сильно задерживали зарплату. А отец Дмитрий Кунченко был вынужден покинуть свой храм в Кашине, восстановлению которого он посвятил жизнь. В общем, Кунченко отказался от настоятельства, временно кафедральным храмом руководил о. Сергий Домнин.

Читайте также:
Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

Указом нового митрополита Амвросия настоятелем Воскресенского собора назначен иеромонах Агапит (Евдокимов), настоятель Никольского храма д. Никольское Калининского района. Агапит — неплохой организатор, но тоже креатура бывшего митрополита Виктора.

Еще несколько перестановок связаны с тем, чтобы ликвидировать последствия указов Саввы. Не будем останавливаться на них подробно, хотя это тоже судьбы священников, которых тасовали туда-сюда по области, не глядя на волю их и прихожан.

Настораживает то, что у митрополита Амвросия не было времени узнать всех этих людей, понять, насколько обоснованных были наложенные Саввой наказания. То есть, он явно действует под диктовку. А у тех, кто диктует — какие-то свои цели и намерения.

Владыка Амвросий — человек очень умный, абсолютно из другого теста, что выходец из послевоенной Западной Украины Виктор (Олейник). При первой встрече с тверским духовенством и прихожанами он сказал, что надеется послужить на Тверской земле всю жизнь. Мы тоже на это надеемся, потому что видим опыт других епархий, где за последние четыре года поменялось по четыре епископа. Не хотелось бы, чтобы наши пастыри-батюшки были тростями, ветром колеблемыми при частой перемене начальства.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Тверская епархия: древнее прошлое, активное настоящее

Тверская земля всегда принадлежала к той области Руси, где издавна проживали кривичи. Именно поэтому она всегда зависела от иерархии, учрежденной в Полоцке. Тверская епархия — одна из самых древних епархий РПЦ.

Она имеет богатую историю и на её территории находятся известные и уникальные православные святыни. Кроме того, епархия славится своими подвижниками.

Тверская епархия входит в состав Тверской митрополии

Тверская епархия, наряду с Бежецкой, Весьегонской, Ржевской, Торопецкой и Кашинской епархиями входит в состав Тверской митрополии, которая была образованна постановлением Священного синода от 28 декабря 2011 года. Епархия учреждена не позднее 1271 г. как Тверская и Кашинская;

в 1928 — 1943 гг. — Калининская и Кашинская,

в 1943 — 1944 гг. — Калининская и Смоленская,

в 1944 — 1950 гг. — Калининская и Великолукская,

в 1950 — 1990 гг. — Калининская и Кашинская,

с 1990 года — Тверская и Кашинская.

Тверь. Кафедральный собор Воскресения Христова в Христорождественском монастыре, возведен в 1913 г. по проекту Николая П. Омелюстого. Кафедра Тверской и Кашинской епархии расположена в Твери. Фото: upload.wikimedia.org

Почтовый адрес: Тверская и Кашинская епархия Тверской митрополии Русской Православной Церкви, Епархиальное управление: Россия, 170006, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 10.

Тел./факс: (4822) 34-37-38, 32-12-08

Официальный сайт Тверской епархии: http://tvereparhia.ru/

Каноническая территория: Бологовский, Вышневолоцкий, Калининский, Калязинский, Кашинский, Кимрский, Конаковский, Кувшиновский, Осташковский, Селижаровский, Старицкий, Торжокский и Фировский районы Тверской области.

Кафедральные соборы: Воскресенский в г. Твери, Вознесенский в г. Кашине.

Новости Тверской митрополии (куда входит Тверская епархия) говорят о том, что церковная жизнь в ней процветает. Так на территории тверского округа РПЦ ведет активную работу с молодежью, а Калининский район известен тем, что здесь активно восстанавливаются и строятся храмы.

Священнослужители тверской епархии активно участвуют в миссионерской деятельности, в там числе и за её пределами. Более подробную информацию можно получить, посетив сайт Тверской митрополии (сайт Тверской епархии).

Тверская епархия — древнейшая епархия в Русской Православной Церкви

Тверь, носившая с 1931 по 1990 гг. имя Калинин, — древнейший город России. Основан в 1135 году.

Город стал столицей Тверского княжества в середине XIII века. Формальным центром Древней Руси она стала в 1264 г., когда Тверской князь Ярослав Ярославич получает ярлык на великое княжение Владимирское.

Начало расцвета Твери относится к концу XIII — началу XIV в., ко времени княжения Михаила Ярославича.

В.П. Верещагин. «Великий Князь Ярослав Ярославич. 1263—1272 г.» 1896 год. Тверская кафедра была учреждена при великом князе Ярославе Ярославиче. Фото: upload.wikimedia.org

Кафедра Тверской епархии — одна из старейших в Русской Православной Церкви. Она учреждена при великом князе Ярославе Ярославиче не позднее 1271 года, путём выделения из Полоцкой епархии.

Как гласят летописи: Тверская земля издавна «принадлежала к области Кривичей. Следственно и в делах церковных она должна была зависеть от иерархии, учрежденной в Полоцке…».

Читайте также:
Петропавловский собор в Казани: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор 1285-1290 годов в Тверском кремле стал первым монументальным сооружением, возведенным на Суздальской земле после нашествия татар. 26 января 1589 года на территории епархии была установлена архиепископия.

Степенью Тверская епархия до 1669 года следовала после Рязанской, а затем Вологодской; по существовавшему с 1764 по 1868 гг. делению епархий на классы, Тверская епархия числилась в 1764 году двенадцатой, в 1800 и 1869 гг. одиннадцатой и следовала непосредственно после Рязанской.

Московскими соборами 1589, 1667, 1681 и 1682 гг. установлена была епископия во Ржеве и предположена была к установлению в 1589 и 1681 гг. епископия в Кашине. Однако на практике она не существовала.

Полоцк, конец XVIII века. Исторически Тверская епархия завела в церковных делах от полоцкой иерархии (ныне Полоцк находится на территории Белоруссии). Фото: upload.wikimedia.org

29 февраля 1836 года было учреждено Старицкое викариатство, но 1 октября 1840 года оно было закрыто и восстановлено только 9 ноября 1866 года. Старицкое викариатство просуществовало до 1926 года.

С 1920 по 1924 год существовало Кашинское викариатство;

с 1920 по 1937 год существовало Осташковское викариатство;

с 1928 по 1937 год существовало Бежецкое викариатство;

с 1929 по 1936 год существовало Кимрское викариатство;

с 1930 по 1936 год существовало Ржевское викариатство.

Тверская епархия славится своими подвижниками

Всего же здесь просияли лики более 150 ее молитвенников и покровителей. Они чтутся не только на территории Тверской области, но и по всей России. Так, например, Здесь, будучи заточен в Отроческий монастырь, принял мученическую кончину св. Филипп (+1568), митрополит Московский.

Знаменитый богослов, проповедник, церковный администратор, учитель и наставник юношества, руководитель многих святителей митрополит Московский Филарет (Дроздов), начал с Твери своё архипастырское служение.

Неизвестный художник. Портрет Тихона Задонского, епископа Воронежского и Елецкого. Епископ Тихон Задонский — один из 150 святых, которых подарила России тверская земля. Фото: upload.wikimedia.org

Тверь — это родина таких почитаемых Святой Церковью патриархов, как Иов и Тихон, архимандрит ТроицеСергиевой Лавры в Смутное время преп. Дионисий и известный как историк и богослов профессор С.-Петербургской Духовной академии В.В. Болотов.

Настоятелем Отроческого монастыря был святой Тихон Задонский, впоследствии епископ Воронежский. Один из первых объединителей русской земли великий князь Михаил Тверской, также жил и служил здесь.

На месте подвига преп. Нила Столобенского, в Нило-Столобенской пустыни, находятся его мощи, а в Вознесен­ском соборе г. Кашина — мощи св. благ. княгини Анны Кашинской.

В Тверском соборе «Белая Троица» покоится рака с останками мощей преп. Макария Калязинского, в Вознесенском — с мощами новомученика архиепископа Тверского и Кашинского Фаддея (Успенского), в Воскресенском кафедральном соборе — преп. исповедника Сергия (Сребрянского), обретенные в декабре 2000 года.

Кроме того, за последние годы прославлено более 90 новомучеников Тверской земли.

До революции Тверская епархия была крупнейшей и богатейшей епархией в России

До революции Тверская епархия являлась одной из крупнейших епархий Русской православной церкви. На начало XX столетия в её составе насчитывалось порядка 1 792 958 православных прихожан (849 016 мужского и 943 942 женского пола).

Общее число храмов составляло 1204. В 1917 году в епархии насчитывалось 3636 человек духовенства.

Здание архиерейского дома (конец XIX века). До революции Тверская епархия считалась одной из самых богатых в России. Фото: upload.wikimedia.org

Епархия не избежала гонений со стороны Советской власти. Их начало относится к 1920 — начале 1930-х годов. В наши дни более двухсот священников и мирян в Тверской области были канонизированы церковью как мученики за веру.

При этом, Книга памяти жертв политических репрессий по Калининской области 336 священнослужителей и прихожан.

В 1937 году репрессии продолжились и за период «большого террора» в Калининской области было уничтожено 481 человек из числа священнослужителей и активных верующих

В наши дни Тверская епархия активно развивается

Епархиальное управление Тверской епархии находится в центре Твери на улице Советской в доме № го. Правящий архиерей — митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев), назначен на Тверскую кафедру в 2018 году. В Епархии работают епархиальные отделы:

  • информационная служба Тверской епархии;
  • миссионерский отдел;
  • отдел благоустройства и социального служения;
  • отдел по делам молодежи;
  • отдел религиозного образования и катехизации;
  • отдел по взаимодействию с частями и учреждениями Российской армии по Тверской области;
  • тверская епархиальная научная библиотека.
Читайте также:
Киккский монастырь на Кипре: история и адрес монастыря, как добраться, архитектура и достопримечательности

Храм Александра Невского в микрорайоне Чайка, построен в 2006 году. В наше время тверские храмы активно реставрируются, строятся новые церкви. Фото: hram-tver.ru

После разрушения СССР Тверская епархия стала активно развиваться. Так на 1 января 1958 года здесь насчитывался 91 зарегистрированный храм или молитвенный дом.

В 2016 году в ней уже насчитывалось 214 приходов (из них 45 городских, 27 поселковых, 135 сельских, 7 подворий), 13 монастырей, 149 часовен (из них 13 домовых), 48 поклонных крестов; 260 священников (из них 34 монашествующие), 34 диакона (из них 8 монашествующих).

На декабрь 2011 года статистика была следующей: 14 монастырей (из них 10 женских); 315 приходов, 78 приписных храмов, 149 часовен (из них домовых — 13); 298 штатных священников, 48 штатных диаконов, 3 клирика др. епархий.

Тверскую епархию возглавляло 78 епископов

Со времени первого Тверского епископа Симеона, выходца из князей Полоцких, на Тверской кафедре сменили друг друга 78 епископов. Это святые подвижники и исповедники веры Христовой. Наиболее известен среди них святитель Арсений (+1409), ревностный устроитель монастырей и иноческой жизни.

Он памятен как покровитель прп. Максима Грека, пребывавшего в ссылке и заточении в Тверском Отроч монастыре.

Епископ Тверской Акакий помощник святителя Гурия, просветителя татар, совершил здесь свой духовный подвиг. В Смутное время несгибаемым борцом за веру Христову и Отечество, архиепископ Феоктист также принял на тверской землепринявший мученическую смерть.

Оставили о себе память архиепископ Феофилакт (Лопатинский) и многие другие приснопоминаемые святители.

Святой Арсений, епископ Тверской Фрагмент стенной росписи из Троицкого собора Макарьева Калязина монастыря. Благодаря святому Арсению на тверской земле укрепилась монашеская жизнь. Фото: upload.wikimedia.org

Духовенство тверской митрополии, имевшее сан епископа, входит в следующий список:

  1. Свт. Симеон I Полоцкий (упом. 1272 — 3 февраля 1289).
  2. Андрей (Герденев) (1289 — 28 марта 1316).
  3. Варсонофий I (1316 — 1328).
  4. Феодор I (1330 — 1342).
  5. Феодор II (1342 — 1360).
  6. Василий (1361 — 1372).
  7. Евфимий (Вислень) (9 марта 1374 — июль 1390).
  8. Свт. Арсений (24 июля 1390 — 2 марта 1409).
  9. Антоний (2 февраля 1411 — упом. 22 марта 1416).
  10. Илия (1435 — упом. 1451).
  11. Моисей (28 января 1458 — 1461).
  12. Геннадий (Кожин) (25 марта 1461 — апрель 1477).
  13. Вассиан (Стригин-Оболенский) (6 декабря 1477 — 23 мая 1508).
  14. Нил Грек (24 августа 1509 — 3 апреля 1521).
  15. Свт. Акакий (30 марта 1522 — 14 января 1567).
  16. Свт. Варсонофий II (1567 — 1570).
  17. Савва (1570 — упом. 1572).
  18. Феодорит (1573 — ?).
  19. Захарий (упом. 20 декабря 1578 — 1602).
  20. Сщмч. Феоктист (15 января 1603 — 1609).
  21. Свт. Арсений Элассонский (1613 — 1615).
  22. Пафнутий (17 февраля 1620 — 1628).
  23. Евфимий (26 октября 1628 — 1642).
  24. Иона (24 декабря 1642 — 26 июля 1654).
  25. Лаврентий (16 апреля 1654 — 26 июля 1657).
  26. Иоасаф (август 1657 — 1676).
  27. Симеон II (16 апреля 1676 — июль 1681).
  28. Варсонофий III (Еропкин) (6 сентября — декабрь 1681).
  29. Сергий (Велтахов) (5 февраля 1682 — 1702).
  30. Каллист (Поборский) (21 февраля 1703 — 23 июня 1711).
  31. Алексий (Титов) (9 ноября 1712 — 21 января 1714).
  32. Варлаам (Косовский) (21 января 1714 — 3 марта 1720).
  33. Сильвестр (Холмский-Волынец) (3 марта 1720 — 3 февраля 1723).
  34. Феофилакт (Лопатинский) (1723 — 13 декабря 1738).
  35. Митрофан (Слотвинский) (начало 1739 — 7 декабря 1752).
  36. Вениамин (Пуцек-Григорович) (28 февраля 1753 — 2 апреля 1758).
  37. Афанасий (Волховский) (23 апреля 1758 — 26 мая 1763).
  38. Иннокентий (Нечаев) (28 мая — 4 октября 1763).
  39. Гавриил (Петров) (6 декабря 1763 — 22 сентября 1770).
  40. Платон (Левшин) (10 октября 1770 — 25 января 1775).
  41. Арсений (Верещагин) (1 апреля 1775 — 22 сентября 1783).
  42. Иоасаф (Заболотский) (22 сентября 1783 — 13 февраля 1788).
  43. Тихон (Малинин) (6 мая 1788 — 18 мая 1792).
  44. Ириней (Клементьевский) (6 июня 1792 — 17 октября 1798).
  45. Павел (Пономарёв) (26 октября 1798 — 26 декабря 1799).
  46. Павел (Зернов) (15 января 1800 — 18 декабря 1803).
  47. Мефодий (Смирнов) (31 декабря 1803 — 30 августа 1814).
  48. Серафим (Глаголевский) (30 августа 1814 — 15 марта 1819).
  49. Свт. Филарет (Дроздов) (15 марта 1819 — 26 сентября 1820).
  50. Симеон (Крылов-Платонов) (26 сентября 1820 — 3 июля 1821).
  51. Иона (Павинский) (21 июля 1821 — 6 ноября 1826).
  52. Амвросий (Протасов) (6 ноября 1826 — 1 июля 1831).
  53. Григорий (Постников) (25 июля 1831 — 1 марта 1848).
  54. Гавриил (Розанов) (1 марта 1848 — 15 февраля 1857).
  55. Филофей (Успенский) (15 февраля 1857 — 5 мая 1876).
  56. Алексий (Ржаницын) (9 сентября 1876 — 9 июня 1877).
  57. Евсевий (Ильинский) (8 декабря 1877 — 12 марта 1879).
  58. Савва (Тихомиров) (23 апреля 1879 — 18 сентября 1896).
  59. Димитрий (Самбикин) (2 ноября 1896 — 26 марта 1905).
  60. Николай (Зиоров) (26 марта — 8 апреля 1905).
  61. Николай (Налимов) (8 апреля — 1 июля 1905).
  62. Алексий (Опоцкий) (1 июля 1905 — 29 января 1910).
  63. Антоний (Каржавин) (30 января 1910 — 16 марта 1914).
  64. Сщмч. Серафим (Чичагов) (23 марта 1914 — кон. 1917).
  65. Арсений (Смоленец) (1917 — 7 сентября 1917) в/у, еп. Старицкий.
  66. Сщмч. Петр (Зверев) (1921 — 1922) в/у, еп. Старицкий.
  67. Серафим (Александров) (1922 — 15 июня 1928).
  68. Павел (Павловский) (1926) в/у.
  69. Фаддей (Успенский) (1928 — 18 октября 1936).
  70. Никифор (Никольский) (7 декабря 1936 — 1937) (в заключении).
  71. Палладий (Шерстенников) (29 декабря 1938 — 1940 (28 октября 1943).
  72. Василий (Ратмиров) (кон. 1943 — сентябрь 1944).
  73. Рафаил (Березин) (29 октября 1944 — 15 мая 1945).
  74. Арсений (Крылов) (26 августа 1945 — 17 марта 1950).
  75. Алексий (Сергеев) (17 марта 1950 — 29 июля 1954).
  76. Варсонофий (Гриневич) (29 июля 1954 — 13 марта 1958).
  77. Макарий (Даев) (1958) в/у, архиеп. Можайский.
  78. Феодосий (Погорский) (22 июня 1958 — 22 марта 1960).
  79. Алексий (Коноплёв) (март — ноябрь 1960) в/у, еп. Лужский.
  80. Иннокентий (Леоферов) (23 ноября 1960 — 6 сентября 1971).
  81. Филарет (Вахромеев) (6 сентября 1971 — август 1972) в/у, еп. Дмитровский.
  82. Гермоген (Орехов) (25 августа 1972 — 19 апреля 1978).
  83. Алексий (Коноплёв) (19 апреля 1978 — 7 октября 1988).
  84. Виктор (Олейник) (4 декабря 1988 — 14 июля 2018).
  85. Савва (Михеев) (с 14 июля 2018).
Читайте также:
Марфо-Мариинская обитель: история и адрес, сестры, праздники, как добраться

В наши дни Тверской епархией руководит митрополит Савва (Михеев)

Глава Тверской митрополии, митрополит Тверской и Кашинский, Савва (в миру Михеев Александр Евгеньевич) занимает несколько церковных должностей.

Он — управляющий делами Московской Патриархии, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, председатель Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации, заместитель главы Всемирного русского народного собора.

Родился митрополит, родился 10 мая 1980 года в Перми, в семье рабочих.

Митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев). 79-ый митрополит Тверской епахии. Фото: upload.wikimedia.org

В раннем возрасте переехал вместе с родителями в город Касимов Рязанской области. 19 мая 1986 года крещён священником Сергием Серебряковым в храме святителя Николая города Касимова Рязанской епархии.

С 1987 по 1997 годы обучался в средней школе, сразу же по её окончании поступил на 1 курс Московской духовной семинарии. Во время обучения в семинарии на 4 курсе 28 декабря 2000 года — была совершена хиротесия во чтеца ректором МДАиС архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым).

Митрополит Тверской и Кашинский Савва наречен этим именем в честь преподобного Саввы Освященного.

В 2001 году по окончании Московской духовной семинарии, по распределению Учебного комитета направлен в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова), которым определён преподавателем Литургики и Гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно секретарём-референтом митрополита Рязанского и Касимовского.

27 ноября 2001 года пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Саввы Освященного.

2 декабря 2001 года рукоположен во иеродиакона митрополитом Рязанским Симоном, 4 декабря ― во иеромонахаи назначен старшим помощником проректора по воспитательной работе.

В 2002 году поступил на заочное отделение Московской духовной академии.

Преподобный Савва освященный. Митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) во время монашеского пострига был наречен в его честь. Фото: upload.wikimedia.org

15 апреля 2005 года принят в клир Ярославской епархии архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным).

Нёс послушание келейника митрополита Симона (Новикова), одновременно исполняя различные епархиальные послушания: секретаря архиепископа Ярославского и Ростовского, казначея и благочинного Николо-Бабаевского мужского монастыря.

19 апреля 2009 года возведён в сан игумена. Служил в разных храмах Ярославля. 28 июня 2011 года возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

10 июля наречён, а 11 июля 2011 года был хиротонисан во епископа Воскресенского, викария Московской епархии. 14 июля 2018 года назначен преосвященным Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии.

Успенский кафедральный собор (Ярославль)

Успе́нский собо́р в Яросла́вле — в XVIII—XX веках кафедральный православный храм древней Ростово-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на Стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Дважды перестраивался — в начале XVI и, видимо, в середине XVII века. Восстановлен по новому проекту в 2004—2010 годах; строительство приурочено к 1000-летию Ярославля.

Читайте также:
Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли».

Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно.

В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен.

Возрождение церковной жизни в России, начавшееся с празднования тысячелетия Крещения Руси, коснулось и утраченной святыни древнего Ярославля. В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. В этой инициативе сошлись церковные и государственные власти. Был выбран проект московского архитектора А. Денисова для основы строительства, который отличается большей масштабностью и подразумевает в цокольном этаже собора размещение зала церковных собраний, ризницы и трапезной палаты.

26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх). Камень находится за алтарем собора.

Строительство, начавшееся в 2006 году после археологических раскопок, продолжалось четыре года. Строительство велось московской строительной компанией «Корпорация ВИТ» во главе с Виктором Тырышкиным, который взял на себя финансирование всех работ.

В рамках празднования 1000-летия основания г. Ярославля 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев. Тогда же были помещены на историческом месте ковчеги с мощами святых благоверных князей Василия и Константина и чтимый список Ярославской иконы Божией Матери.

2 октября 2011 года из Феодоровского храма, ранее бывшего кафедральным собором с воинскими почестями были перенесены мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора и чад его Давида и Константина.

5 мая 2013 года в день Святой Пасхи молебном перед началом доброго дела положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после необходимого исследования археологами строительной площадки.

В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и поистине украшением седого Ярославля. Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей земле. Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов и весей.

Описание [ править ]

Облик нового Успенского собора чужд верхневолжской традиции; из древнерусских памятников ближе всего к нему Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве. Площадь храма составляет около 2 тыс. м², вместимость — более 4 тыс. человек, высота до основания креста — 50 м. В цокольном этаже разместился зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея.

Святыни [ править ]

  • Мощи святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина.
  • Мощи святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

  • Адрес: Россия, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1
  • Телефон:8 4852 72-57-81
  • Страничка в контакте:https://vk.com/public98007824

Паломнику [ править ]

В храме совершаются ежедневные богослужения.

В будние дни: 8:00 часы, 8:15 Литургия, 17:00 вечернее богослужение.

Воскресные дни и двунадесятые праздники: 8:40 часы, 9:00 Литургия.

Четверг: 17:00 акафист блгв. кнн. Феодору, Давиду и Константину Ярославским.

Успенский кафедральный собор в Ярославле: история и достопримечательности

История Успенского собора

Этот поистине величественный собор неоднократно страдал от стихии и злых рук. Современное здание не является копией древнего оригинала, однако это пример традиций древнерусских мастеров.

Историческое фото собора в начале ХХ века

История храма в XIII-XX веках

Первый храм был заложен в 1215 г. по указу ростовского князя Константина Всеволодовича. В течение многих столетий он возвышался на живописном берегу реки и был украшением города. Несколько раз стены собора страдали от вражеских снарядов и огня, но их восстанавливали, а порой строили заново. Сохранились данные о служивших в соборе протоиереях, а также ведущих дела прихода старостах в период XVIII–XIX вв.

Читайте также:
Князь-Владимирский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В середине XVII века обитель была небольшой и уже довольно обветшалой. Государь Михаил Федорович велел устранить первый храм, а немного поодаль построить ему замену с тем же названием. Когда мастера, следуя царскому указу, разобрали верх здания, оказалось, что его основание очень крепкое. Тогда было испрошено царское разрешение на имеющемся основании возвести новые стены, не перенося храм.

За всю многовековую историю самым страшным периодом для храма стало время правления большевиков. Уже в 1918 году во время войны «белых» и «красных» в храм угодил снаряд, но прихожане смогли организовать ремонт. В 1922 году безбожная власть издала указ о разграблении церквей. Беда не миновала и собор в Ярославле. В нем тогда была богатая ризница, древние реликвии, утварь великолепных мастеров. В 1929 г. по приказу властей снесли колокольню, а община храма была ликвидирована.

Здание уцелевшего храма большевики использовали для различных целей. Изначально в обители устроили пошивочную мастерскую. Затем в нем было складское помещение для хранения шедевров искусства, которые готовились для продажи за границу. После этого в храме держали зерно. В итоге древние стены были разрушены в 1937 г.

Восстановление Успенского собора

С распадом СССР прекратились гонения на православие, начали возрождать древние обители и возводить новые. В честь знаменательного события – 1000-летия крещения Руси (в 2018 г. отмечалось его 1030-летие) – было решено возродить Успенский собор. За основу был взят проект архитектора А. Денисова. В соответствии с задумкой новое здание должно было превышать масштабы предыдущего, а цокольный этаж – помещать ряд залов для разных нужд.

Новый проект собора неоднократно оспаривался, так как, по мнению специалистов, не соответствовал историческому образу Ярославля, который находится под эгидой ЮНЕСКО.

Осенью 2005 г. был освящен первый камень, а на следующий год началась постройка. Работами в течение четырех лет занималась «Корпорация ВИТ», финансирование предоставил Виктор Тырышкин. В 2010 г. (1000-летие города) готовый храм освятил патриарх Кирилл.

В 2011 году в обитель вернули ее ценность – мощи св. кн. Василия и Константина, поставили список Ярославского образа Пресвятой Богородицы. Были принесены мощи князя Феодора и его сыновей Константина и Давида.

Современное состояние

Храм действует со времени освящения, в нем регулярно проводятся богослужения. Кроме главных святынь собора – княжеских мощей – паломники приезжают поклониться иконам, украшающим храм. Особенно впечатляющий вид на храм открывается со стороны Волги.

Возле храма стоит скульптура Святой Троицы. Там же размещается звонница. В ней нашли обиталище более 10 колоколов, которые ранее принадлежали различным храмам. Их привезли к собору из Данилова монастыря, чтобы поместить в колокольне, но вопрос о ее строительстве все еще не решен. Самым большим колоколом является образец, отлитый в 2010 году в Тутаеве. Его масса составляет 2, 5 т.

Видео «Успенский собор в Ярославле»

В этом видеосюжете показано, как выглядит храм.

Особенности архитектуры

Архитектурное решение Успенского собора является собой повторение кубической формы, характерной для византийского стиля, в котором был выполнен предыдущий храм. Но современное здание превышает размер своего предшественника. Площадь современного строения составляет 2000 м², а его высота до основания креста достигает практически 50 м. Помещение храма вмещает 4000 человек.

Снаружи над входом в храм расположена икона Успения Пресвятой Богородицы, исполненная в технике мозаики. Белизну стен снаружи подчеркивают цветные изразцы. Над храмом сияет семь куполов. Для их оформления вместо благородного металла использовался нитрит титана – современный материал для золочения.

Успенский кафедральный собор в Ярославле

Внутреннее убранство

В настоящее время кафедральный собор выглядит просто и строго – стены и своды остаются белоснежными, без росписи. Но эта белизна визуально увеличивает пространство, делая помещение собора воздушным обиталищем любви и веры среди мирской тесноты и шума.

На фоне этой воздушной белизны ярко выделяется высокий иконостас, убранный блеском золота. Его закончили только к престольному празднику в 2012 году. Он выполнен в строгом соответствии с канонами. Кроме прочего, на нем присутствуют иконы святых русских князей.

Читайте также:
Храм Воскресения Христова в Форосе: история и адрес церкви, как добраться и доехать, график работы и расписание богослужений

В музее обители прихожане и паломники могут ознакомиться с документальными свидетельствами трудной судьбы древнего храма, описанием его прежнего вида. Сохранились фотографии конца XIX – начала XX веков, на которых видно богатое внутреннее оформление собора в тот период. Также в музее представлен ряд артефактов, обнаруженных во время раскопок разрушенной большевиками обители.

Высокий иконостас выделяется на фоне белых стен

Святыни храма

Каждый православный человек, посетивший эту прекрасную обитель, может поклониться хранящимся там святыням:

  • св. мощам благ. кн. Василия и Константина;
  • списку Ярославской иконы Пресвятой Богородицы.

Святые княжеские мощи были случайно найдены во время работ по ремонту храма после случившегося в 1501 году пожара. Здание настолько сильно пострадало, что даже пол был поврежден упавшей на него кровлей. Разобрав часть пола, рабочие обнаружили две гробницы с мощами. Несмотря на сильное повреждение храма мощи не пострадали. Они были нетленными и чудотворными. Об их нахождении под храмом до того времени никто не знал.

На захоронениях было указано, что в гробницах покоятся князья Василий и Константин Всеволодовичи. Именно они правили в XIII ст., и указом князя Константина был основан собор. Святые братья были канонизированы. Прихожане и духовенство поняли, что пожар случился по промыслу Божиему для обретения людьми св. мощей.

Информация для посетителей

Подробнее о жизни прихода можно узнать на официальном сайте: http://yar-uspenie.cerkov.ru/

Отстроенный собор является действующим, в нем регулярно совершаются богослужения:

  • литургия – 8:00 в будние, 9:00 в воскресные и праздничные дни;
  • вечерняя – 17:00;
  • акафист св. князьям – каждый четверг в 17:00.

В соборе регулярно совершаются богослужения

Как добраться

Адрес собора: г. Ярославль, Которосльная наб., 2/1. Попасть сюда можно следующими путями:

  1. Доехать на автомобиле до Ярославля по трассе М8. В городе ее называют пр. Московский. Переехав по мосту на другой берег Которосли, следует повернуть направо. Далее по набережной до места назначения.
  2. Экспрессом до города из Москвы. Церковь расположена в 3,5 км от вокзала.
  3. По городу автобусом №4, 4а, 13, 14, 16, 41, 416, троллейбусом №5 или маршруткой №51 до Богоявленской площади. Далее нужно пройти пешком около 900 м.

Успенский собор украшает своими сияющими куполами и белоснежными стенами древний город. Он высится над широкой Волгой и звоном колоколов напоминает о непоколебимости православного духа, о славной истории России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Успенский Кафедральный Собор

Успенский собор в Ярославле был заложен в 1215 году Князем Константином Всеволодовичем (Мудрым) , старшим сыном Всеволода Большое Гнездо, и освящен в честь престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы .Н а протяжении своей истории горел и перестраивался. В 1937 году собор был взорван. 72 года на этом месте росли садовые деревья, а в XXI веке к 1000-летию города Успенский собор в Ярославле вновь отстроен.

С западного входа сияет своей красотой изразцовая арка . Она уникальна тем, что изразцов таких размеров в храмах Ярославской области до настоящего времени еще не делали. Уникальную и почти забытую технологию ярославских мастеров по изразцовому украшению соборов планируют использовать в дальнейшем, работая по всему периметру Успенского собора.

Над входом в собор установлена изразцовая икона Успения Пресвятой Богородицы, высота которой более восьми метров, а ширина – семь. На ее изготовление ушло более 600 изразцов

Образ Покров Божьей Матери разместился над северными воротами храма. Размер изразцовой иконы – 37 квадратных метров, состоит она из 600 фрагментов. Автор – ярославский художник Евгений Тарабин. На иконе изображена Богородица, которая в окружении ангелов раскрывает свой покров над храмами Ярославского края. На иконе изображены : Спасо – Преображенские собор Переславля, Горицкий монастырь , Успенский собор Ростова и Успенский Собор Ярославля.

По инициативе Ярославского художественного музея были написаны копии древних икон : домонгольская икона «Спас Вседержитель» первой четверти XIII в., икона «Богоматерь Ярославская» XVI в., а также величественные иконы-рамы к иконам «Богоматерь Ярославская» (1803 г.) и «Богоматерь Толгская» (конец XVIII в.). Этот выбор не случаен. Оригиналы икон висели в Успенском соборе XVII века, разрушенного в 1937 году, а сейчас находятся в собрании Ярославского художественного музея. Работа проходила в Митрополичьих палатах в Ярославле. Иконописцы работали рядом с оригиналами, кропотливо перенося изображения древних памятников на их современные копии. В храм возвращены и древние иконы «Спас Вседержитель», «Божией Матери Смоленская» в серебряных ризах, «Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», «Святителя Николая с житием» и многие другие.

Читайте также:
Храм Серафима Саровского в Кунцеве: описание и адрес храма, праздники, как добраться

Святыни храма

Главными святынями собора на протяжении веков являлись мощи благоверных князей Василия и Константина. Особо почиталась Ярославская икона Божией Матери, по преданию принадлежавшая святым князьям.

Из Федоровской церкви перенесена рака с мощами 2-й Княжеской династии Ярославских князей Федора, Давида и Константина. Потомки Фёдора Чёрного правили Ярославским княжеством до присоединения его в XV веке к Московскому княжеству. Мощи хранятся в большой раке под сенью, рядом с мощами князей Василия и Константина.

5 мая 2013 года положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после исследования археологами строительной площадки.

Сегодня ансамбль колоколов возле Успенского собора находится на временной звоннице. Они вернулись в Ярославль из Данилова монастыря Москвы .

Их всего пять: два колокола в сто пудов, и два относительно маленьких — по 200 и 400 килограммов соответственно. И самый большой, в две с половиной тонны весом. Его родной брат висит на колокольне Спасо-Преображенского монастыря. Летом 2010 года на тутаевском заводе Николая Шувалова под Ярославлем , был отлит еще один колокол — колокол тысячелетия.

Рядом с Успенским собором находится скульптура «Троица» – единственное в России изображение Святой Троицы в камне. Поставлена она была на месте алтаря взорванного в 1937 году Успенского собора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и украшением древнего Ярославля. Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей Ярославской земле. Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов .

Ни одна наша экскурсия не обходится без посещения этого собора. Вы можете заказать пешеходную экскурсию по историческому центру Ярославля, или более обширную, на которой вы проедите по следам 1000 рублевой купюры.

Успенский собор в Ярославле

Успенский собор в Ярославле является главным храмом города, так как имеет статус Кафедрального собора Русской православной церкви. Белокаменное культовое здание с пятью сверкающими на солнце куполами, величественно возвышающееся над правым берегом Волги, по праву считается одним из символов древнего города, его визитной карточкой и местом паломничества верующих.

На протяжении столетий, с перерывом в несколько десятков лет, в Успенском соборе хранились святые мощи благоверных ярославских князей Василия и Константина, а также особо почитаемая христианской церковью Ярославская икона Божьей матери.

История Успенского собора

Кафедральный собор Ярославля находится на месте существовавшего здесь ранее храма, упоминания о котором выявлены в летописных свидетельствах XIII века как о первой каменной церкви города. Ее построили в 1215 году по волеизъявлению князя Ростовского и Владимирского Константина Всеволодовича (1185-1218 гг.) на территории защищавшей город крепости, располагавшейся на стрелке Волги и ее правого притока – реки Которосль. Освященная в 1219 году в праздник Успения Пресвятой Богородицы, она стала главным собором Ярославля.

За свою многовековую историю город не раз подвергался испепеляющим пожарам, в результате которых храм обветшал настолько, что в 1659 году царским указом было предписано разобрать прежнюю постройку, чтобы возвести на ее месте новую соборную церковь. С тех пор здание, выполненное в византийском стиле, с пятью куполами и богатейшей росписью интерьера, сделанной в период 1671-1674 гг., на протяжении нескольких столетий не подвергалось практически никаким существенным изменениям. После переноса из Ростова в Ярославль епархиального центра, Успенский собор в 1788 году получил статус кафедрального. В этой связи было решено возвести и новую колокольню. Ее построили по проекту архитектора Мельникова в 1832 году.

Лихолетье XX века во многом определило дальнейшую историческую судьбу храма. В 1918 году, во время белогвардейского мятежа 6 июля, он получил значительные повреждения от прямого попадания артиллерийского снаряда. Впоследствии здание отремонтировали и отдали под биржу труда, а с 1930-го собор приспособили под зернохранилище. В ходе очередной антирелигиозной кампании, проводимой большевистской властью, 26 августа 1937 года Успенский кафедральный собор взорвали, а на его месте разбили городской парк.

Восстановление Успенского собора в Ярославле

Переосмысление прошлого страны в конце 80-х годов поспособствовало возрождению Русской православной Церкви. Именно в этот период начали возрождаться старые и строиться новые храмы. Давняя идея воссоздания исторического Успенского собора в Ярославле получила реальное подтверждение в рамках широкомасштабного празднования 1000-летия Крещения Руси. В проведенном конкурсе утвердили проект московского архитектора А. Денисова, предложившего построить на месте взорванного здания более масштабное по размерам сооружение. Идею же ярославского реставратора В. Сафронова, разработавшего план возведения точной копии разрушенного в 30-е годы собора, отклонили.

Читайте также:
Собор Рождества Богородицы в Батуми: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В ходе проектных работ планировалось строительство 70-метровой колокольни, взамен снесенной в 1922 году. Однако проведенные исследования грунтовых условий на стрелке рек Волги и Которосли показали, что осуществление задуманного в полном объеме невозможно по причине слабости почвенных слоев. Дополнительная нагрузка привела бы к проседанию массивного строения и его дальнейшему разрушению. Грунты оказались слишком слабыми, а закладка глубокого фундамента, замена грунта или отсыпка насыпи не оправдывались ни с технической, ни экономической точки зрения. Огромная сметная стоимость могла послужить причиной долгого сбора средств и поиска добровольных инвесторов.

Уже утвержденный проект Успенского собора в Ярославле подвергался нещадной критике в связи с тем, что экстерьер будущего сооружения не вписывался в исторический образ города. Внешний вид храма представлялся чуждым верхневолжским народным и культурным традициям. Со стороны Комитета Всемирного наследия были выражены опасения, что вновь возведенный собор может изменить облик Ярославля, находящегося под эгидой ЮНЕСКО.

После археологических изысканий, выполненных под руководством специалистов Института истории РАН накануне начала строительства объекта, и передачи найденных артефактов в фонд Ярославского музея-заповедника, 26 октября 2005 года митрополитом Кириллом был установлен и освящен закладной камень. Начавшееся в следующем году возведение нового здания Успенского собора продолжалось в течение четырех лет. Дату его открытия и освящения приурочили к празднованию тысячелетия со дня основания Ярославля –12 сентября 2010 года. В этот же день сюда были возвращены святые мощи князей Василия и Константина, а также Ярославская икона Богородицы.

Архитектура

Архитектура Успенского собора Ярославля повторяет кубическую форму и византийский стиль снесенного ранее храма, но в гораздо большем объеме.

  • Площадь храма – около 2 тыс. кв. метров;
  • высота до основания креста – почти 50 метров;
  • число одновременно присутствующих на службе – 4000 человек.

Над входом в Собор размещена икона Пресвятой Богородицы, выполненная в мозаичной технике. Внешние белоснежные стены украшают цветные изразцы. Сверкающие на солнце семь куполов покрыты тонким слоем нитрита титана, являющегося сегодня достойной заменой позолоты в современной индустрии строительства. В просторном цокольном этаже находятся:

  • палата церковных соборов;
  • трапезный зал;
  • покои архиерея;
  • небольшой музей.

Внутреннее убранство Успенского собора

Сегодня интерьер Успенского собора выглядит несколько аскетично, так как стены и своды куполов пока еще не покрыты церковной росписью. Однако снежная белизна расширяет внутреннее пространство храма, делая его еще более просторным. Главным украшением является иконостас, который был окончательно собран 28 августа 2012 года, к престольному празднику кафедрального собора – Успению пресвятой Богородицы. По настоятельному пожеланию Патриарха Кирилла, иконостас делали строго каноническим и традиционным. На нем присутствуют лики Ярослава Мудрого, князя Владимира, святителя Тихона и др. канонические образы Русской Православной Церкви.

Особый интерес прихожан и обычных посетителей вызывают установленные в музее собора стенды с документальными свидетельствами, повествующими о непростой истории Успенского собора Ярославля и фотографическими изображениями его внутреннего богатого убранства конца XIX – начала XX вв. Здесь же представлены некоторые древние артефакты, найденные при раскопках, предшествовавших строительству.

Что посмотреть возле Успенского собора

Во дворе храма находится скульптурная композиция «Троица», являющаяся единственным подобным художественным изображением Святой Троицы в России. Изваяние скульптора Н. Мухина было установлено в 1995 году с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Здесь же находится звонница, насчитывающая более десятка колоколов принадлежавших ранее различным закрытым в Ярославле храмам. Они были доставлены из московского мужского Данилова монастыря для колокольни, споры о строительстве которой ведутся до сих пор. Самый большой колокол весом в две с половиной тонны был отлит в 2010 году в небольшом городе Тутаев, входящем в состав Золотого кольца России, и отдан в дар восстановленному Успенскому собору Ярославля.

Расписание богослужений в Успенском соборе Ярославля

Кафедральный собор Ярославля открыт ежедневно с 8.00 утра, а по воскресеньям – с 8.40. Богослужения совершаются правящим архиереем ежедневно по следующему расписанию:

  • в будние дни – в 8:00, 8:15 (Литургия), вечерняя служба в 17.00;
  • в воскресные дни и двунадесятые праздники – в 8:40, 9.00 (Литургия);
  • каждый четверг – чтение акафиста, обращенное к благоверным князьям Ярославским – Федору, Давиду и Константину – в 17:00.
Читайте также:
Серафимо-Саровский монастырь в Воронеже: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Престольный праздник – 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. Уточнить время Богослужений можно на официальном сайте.

Как добраться до Успенского собора

До остановки «Богоявленская площадь» можно доехать автобусами № 4, 4а, 13, 14, 16, 41, 416, а также троллейбусным маршрутом № 5 и маршрутным такси № 51. Далее следует пройти пешком по Первомайской улице до пересечения с Которосльной набережной и повернуть налево в сторону реки Волга. Расстояние от остановки «Богоявленская площадь» до Успенского собора составляет 900 метров.

В Ярославле можно воспользоваться мобильными приложениями такси – Gett, Maxim, Яндекс.Такси, АБС, Rutaxi.

Успенский собор в Ярославле: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Ярославский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы можно назвать уникальным храмом даже для Ярославля, города с богатой культовой историей. Являясь одним из самых молодых соборов России, он, тем не менее, сохраняет духовную преемственность из глубины веков и ведет свою историю еще с начала XIII века, до монгольского завоевания Руси.

История собора

Пережив невзгоды междоусобиц и орды захватчиков, первоначальный храм простоял до XVI века. Но здесь его настигло другое несчастье – пожар. В самом начале века храм сильно пострадал от огня и разрушился. Усилиями горожан он был восстановлен. Именно с тем периодом связано одно из значимых событий в истории собора – обретение мощей князей Владимира и Константина Всеволодовичей, которые становятся главной святыней храма.

  1. В XVII веке после очередного пожара собор был вновь перестроен.
  2. В XVIII веке собор становится кафедральным, его неоднократно расширяют и модернизируют.
  3. В XIX веке первому среди храмов Ярославля собору покрывают купола золотом. Он приобретает вид, знакомый нам по описаниям и редким фотографиям современников и приближенный к современному собору.
  4. После революции собор был закрыт для богослужений, в нем сначала устроили склад, а затем и вовсе взорвали.
  5. В начале XXI века, в преддверии празднования тысячелетия Ярославля, было принято решение о строительстве в городе Успенского кафедрального собора. Причем однозначно оговаривалось, что новый храм не будет в точности повторять уничтоженный. Первый камень был заложен в 2005 году, а строительство началось в 2006 году.
  6. А уже в 2010 году, 12 сентября, новый Ярославский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен.

Сейчас это белокаменное сооружение, увенчанное пятью позолоченными куполами. Главный купол имеет высоту 50 метров. Одновременно собор может вместить более четырех тысяч верующих. На месте, где был алтарь разрушенного храма, неподалеку от входа в новый собор, расположена скульптурная композиция Троица.
Скульптурное изображение троицы, расположенное у входа в кафедральный собор.

Где находится

  • Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы находится по адресу: город Ярославль, Которосльная набережная, 2/1.
  • Телефон +74852725781.

Как лучше добираться до Успенского собора Ярославля

Добраться до Успенского собора можно на городском транспорте.

  1. На автобусе по маршруту №№ 2, 8, 9, 19, 21, 33, 42 или 76 до остановки «Улица Комсомольская», или по маршруту № 14 до остановки «Площадь Богоявления».
  2. Затем пройти по улице Первомайской до Которосльной набережной, а по последней до самого Собора.

Режим работы

Собор открывает свои двери для прихожан в 7 часов. Работает до окончания вечерней службы и ухода всех посетителей.

Расписание богослужений в Успенском соборе Ярославля

  • В будние дни начало утренней службы в 8 часов, в 17 часов начало вечерней литургии.
  • В воскресенье, а также дни двунадесятых праздников начало утренней службы в 8:40.

Успенский кафедральный собор в городе Ярославль на фото


Так выглядит центральный фасад Ярославского кафедрального собора.

Собор под другим ракурсом, позволяющим оценить его величие.

Вид на собор с высоты птичьего полета.

Главный иконостас Ярославского кафедрального собора.
Золотые купола Успенского собора в Ярославле
Колокола Успенского кафедрального собора

Ярославский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы на видео с высоты

Ярославский кафедральный собор поражает своими масштабами и потрясающей энергетикой. Честно говоря, не уверен, что смог бы различить в нем совершенно молодой храм, не зная его истории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: