Уржумская епархия: монастыри и храмы, священники, святыни

В Вятлаге освящена часовня

В Вятлаге освящена часовня

п. Сорда, 29 марта 2021 г.

27 марта 2021 года в Уржумской епархии день поминовения усопших ознаменовался важным событием: епархиальным архиереем освящена часовня в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь, сообщает сайт Поле Памяти Вятлаг.

Расположена часовня на месте захоронения бывшего лагерного пункта №2 печально известного Вятлага НКВД в п. Сорда Верхнекамского района Кировской области.

Чин освящения совершил епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн в сослужении благочинного Северного благочиния иерея Дионисия Путилова, настоятеля храма во имя Святителя Николая Чудотворца в п. Рудничный протоиерея Леонида Сафронова, диакона храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Кирс Анатолия Баталова.

По окончании богослужения владыка поздравил присутствующих с этим знаменательным днем, поблагодарил всех Хранителей памяти, чьими трудами и заботами была построена часовня.

Это место хранит память о многих погибших в годы гонения на Веру, и о некоторых из них Господь даровал нам узнать. Можно прочитать о священнике из Астраханской области Иоанне Москаленко на сайте pravoslavie , там же размещена публикация на основе обстоятельного исследования судьбы священника из Рязанской области Димитрия Орехова, которое провёл его внук, в газете «Вера» опубликована статья о судьбе Марии Малышевой из Вышнего Волочка, в доме которой тайно служили Литургии.

Это первая часовня в Вятлаге, где находятся могилы многих священников и монахов, клириков и активных мирян, трое из погребённых узников Вятлага причислены к лику святых. О некоторых из тех, кто лёг в землю Вятлага, можно прочитать здесь, на блоге музея Вятлага, и экспозиции музея Вятлага в здании Покровского храма в городе Кирс Кировской области.

По итогам церковно-краеведческих трудов прихода Покровского храма г. Кирс в содружестве с потомками погибших и пострадавших в Вятлаге, хранителями памяти в регионах, ТК «Союз» выпущен фильм «Имя на кресте».

Прошло уже так много времени, что земля бывшего кладбища ОЛП-2 стала числиться частью лесного фонда, и теперь важно, чтобы этому захоронению был возвращен статус кладбища, с передачей лесного участка в распоряжение Церкви для целей религиозной деятельности, как именуется наше молитвенное предстательство о усопших в соответствии с положением действующего законодательства.

Церковь бережно относится к местам погребения узников, героев Веры и обычных страдальцев, делом отвечая определению Архиерейского собора 2011 года, рекомендовавшего «епархиям, монастырям и приходам в сотрудничестве с государством, музейным сообществом и историками по мере возможности участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников. В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории.»

Деятельность

С апреля 2019 года правящим архиереем епархии был назначен Иоанн (Руденко). Ему подчиняется все духовенство, которое служит на канонической территории епархии — это Уржумский, Афанасьевский, Зуевский, Нолинский, Лебяжский и прочие районы Кировской области.

В целом вся территория разделена на 6 благочиний:

  • Зуевское;
  • Кильмезское;
  • Нолинское;
  • Северное;
  • Центральное;
  • Южное.

Епископ Иоанн также контролирует работу епархиальных отделов, которые занимаются работой с молодежью, миссионерами, организуют благотворительные мероприятия, обеспечивают нуждающихся духовным образованием, занимаются тюремным служением и взаимодействуют с государственными органами и деятелями.

К сожалению, в епархии нет собственных духовных учреждений, существовало духовное училище в Нолине, но оно было закрыто. Теперь для получения необходимых знаний желающие должны ехать в центр митрополии — Вятку и там поступать учится. Более подробно о деятельности и новостях епархии можно ознакомиться на ее официальном сайте.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Уржумская епархия запись закреплена

I межрайонные Александро-Невские образовательные Чтения в Унинском районе
=========================

25 сентября 2021 года в здании администрации пгт Уни состоялись I межрайонные Александро-Невские образовательные Чтения в Унинском районе Уржумской епархии «Святой защитник земли русской Александр Невский».
Показать полностью.

Приветственные речи участникам произнесли настоятель церкви святого благоверного князя Александра Невского иерей Иоанн Чарушин и глава Унинского муниципального района Боровикова Татьяна Федоровна.

На пленарном заседании с докладами выступили: Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии протоиерей Евгений Смирнов и кандидат исторических наук, преподаватель Кировского юридического полицейского колледжа Чемоданов Павел Андреевич.

Межрайонные Александро-Невские образовательные Чтения были организованы по благословению епископа Уржумского и Омутнинского Иоанна, при поддержке администрации Унинского муниципального района и ИРО Кировской области. Чтения проводились в рамках Соглашения о сотрудничестве министерства образования Кировской области с тремя епархиями Вятской митрополии.

Целью проведения образовательных Чтений является объединение усилий государственной власти, общества и Церкви в вопросах формирования духовно-нравственных и патриотических ориентиров подрастающего поколения, гражданской позиции, правильного представления о исторической памяти народа.
В работе Чтений приняли участие 26 докладчиков и более 60 слушателей из 3-х муниципальных образований области. Представители православного духовенства, института развития образования Кировской области, районной администрации, управления образования Унинского района, сотрудники библиотек, учителя, специалисты общеобразовательных школ и колледжей, педагоги дошкольных образовательных учреждений и педагоги воскресных школ.
I межрайонные Александро-Невские образовательные Чтения в Унинском районе

Чтения включали работу трех секций по следующим направлениям:
Православное образование: «Формирование духовно-нравственной культуры в образовательных организациях. Сохранение исторической памяти народа через подвиги святых» Историко – краеведческое: «История Русской земли глазами юных исследователей». Культурологическое: «Растим патриотов России».

Участники Чтений рассмотрели опыт церковно-общественного взаимодействия в решении актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, сложившийся на территории Унинского района, Уржумской и Вятской Епархии. Определили подходы к обеспечению единой стратегии воспитания, обсудили методики, программы, рекомендации, способствующие духовно-нравственному просвещению детей и молодежи.

Заслушав представленные доклады и рассмотрев опыт духовно-нравственного воспитания, сложившийся в церковных, государственных и общественных организациях, участники Чтений оценили состояние церковно-общественного взаимодействия в решении актуальных вопросов нравственного воспитания детей и молодежи, наметили пути формирования духовно-нравственной культуры в образовательных организациях и воспитания у детей и молодежи нравственных качеств личности.

По результатам работы образовательных чтений считаем целесообразным сделать определённые выводы и дать рекомендации:
1.Муниципальным органам управления образования:
обобщать и распространять сложившийся в образовательных организациях районов положительный опыт духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
2.Педагогам образовательных организаций использовать современные педагогические технологии, позволяющие развивать духовно-нравственные качества личности, формировать гражданскую позицию обучающихся.
3.Педагогам дошкольных образовательных учреждений объединять усилия педагогического сообщества и родительского коллектива по внедрению в детских садах программ по духовно-нравственному воспитанию.
4.Духовенству Уржумской Епархии способствовать развитию деятельности воскресных школ при приходах, искать и привлекать специалистов в сфере образования и духовно-нравственного воспитания; создавать клубы православной молодежи и волонтерские отряды при приходах епархии; взаимодействовать со светскими молодежными объединениями при учебных заведениях и молодежных организациях.

Подводя итоги, можно сказать, что без возвращения к традиционным для нашей страны православным ценностям и нормам христианской этики наше общество не сможет полноценно развиваться. Общая сосредоточенность органов светской власти и Церкви, светских образовательных учреждений и СМИ на решении проблем духовно- нравственного воспитания будет способствовать развитию плодотворного соработничества в деле укрепления нравственных основ жизни детей и молодежи Унинского района и Уржумской Епархии.

В завершении I районных Александро-Невских образовательных Чтений докладчики получили сертификаты участников.

Перед участниками и гостями с концертной программой выступила Лауреат I степени в номинации вокал – сольное пение II Всероссийского фестиваля — конкурса детского и юношеского творчества «Роза Ветров» г. Анапа, хормейстер народного самодеятельного коллектива «Рябинушка» Зуевского района села Мухино, Анастасия Полянцева.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ : АО ИД «Комсомольская правда» г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1 Ставропольский филиал АО ИД «Комсомольская правда» г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 30б Ставрополь. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 355000. Контактный тел. +7 (8652) 95-11-95.

Ижевчане собирают деньги на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Возведены стены, закончена внешняя отделка, в храме проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: ул. Славянское шоссе, 0/13.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».

Каким святыням можно поклониться на Северном Кавказе

4 июля 2007 1:00

Ставропольская и Владикавказская епархия является самой большой в России. В ее составе 400 приходов и 6 монастырей в Ставропольском крае, Северной Осетии – Алании, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Чеченской Республике.

Сегодня мы рассказываем вам о самых известных и почитаемых святынях, находящихся в храмах региона, куда вы можете приехать и поклониться, совершить паломничество. Северокавказские храмы – это еще и величайшие памятники архитектуры и искусства, хранящие в себе историю Русской Православной Церкви на Кавказе. Старинные иконы, колокольни, святыни, сами стены произведут неизгладимое впечатление на любого, кто ценит прекрасное.

Объехать все эти церкви в один день невозможно: их немало, и они разбросаны по всему региону. Так что выбирайте самую интересную для вас, и – в путь!

СТАВРОПОЛЬ

Главный храм Ставропольской и Владикавказской епархии – собор Святого апостола Андрея Первозванного.

Изначально в 1847 году храм был деревянным и всего на 500 прихожан. В правление генерал-губернатора Никифораки деревянный храм разобрали и на его месте возвели каменный на 1500 прихожан. Освящение состоялось 14 декабря 1897.

Над проектом нового каменного храма работали известные ставропольские архитекторы. Кстати, в росписи храма, отличавшейся необыкновенной одухотворенностью, участвовал осетинский поэт и иконописец Коста Хетагуров.

В 1930-е годы храм Св. ап. Андрея Первозванного превратили в архивное хранилище, лишив его двухэтажной звонницы и всех церковных реликвий. Богослужения возобновились лишь в конце 1942 года.

Святыни Андреевского храма.

На Престоле находится малая частица от Животворящего древа Креста Господня, вложенная в крест и запаянная в особую прозрачную капсулу, – главная святыня собора. Частица нетленных мощей святого апостола Андрея Первозванного, вложенная в икону Апостола. Частица мощей святой великомученицы Варвары; мощи собирателя Русской земли святого преподобного Сергия Радонежского; святые мощи Александра Невского, вложенные в его икону. Ковчежец с частицами мощей свт. Игнатия Кавказского (Брянчанинова); ковчежец с частицами мощей преподобных Киево-Печерских; множество старинных чудотворных икон Пресвятой Богородицы; укрепленная над Царскими вратами Почаевская чудотворная икона Божией Матери – дар Ставропольской епархии от Свято-Успенской Почаевской обители; частица мощей святителя Феодосия, епископа Черниговского; частица мощей преподобного Лаврентия Черниговского – старца, исповедника, подвижника, молитвенника ХХ века; мощи преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского.

Адрес: 355017 г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 155.

КСТАТИ

В прошлом году в собор Святого апостола Андрея Первозванного привозили десницу святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Только за первые несколько часов к деснице прикоснулось более пятнадцати тысяч человек.

Храм святого благоверного князя Александра Невского

В конце 90-х годов прошлого века общественность подняла вопрос о возрождении в ставропольском районе Ташла храма – верующие просили открыть хотя бы временный. Было собрано пять тысяч подписей жителей 14-го и 15-го микрорайонов Ташлы с предложением открыть православную церковь в здании Дома культуры «Ставрополец».

Использовать здание ДК под церковь власти города не разрешили, но зато, на радость жителям, было принято решение о строительстве православного храма на территории Таманского сквера. Сегодня храм в честь святого благоверного князя Александра Невского построен, завершаются отделочные работы, богослужения совершаются в нижнем храме. По своей архитектуре и по росписи новая церковь стала примером возрождения лучших образцов церковного зодчества и иконописи.

Святыни. Икона Святого Благоверного Великого князя Александра Невского; икона Царственных Мучеников.

ВЛАДИКАВКАЗ

В 1991 году горсовет передал в бессрочное пользование участок земли во Владикавказе для строительства собора Святого великомученика и Победоносца Георгия. Возводить храм начали в 1996 году на территории бывшего кладбища, расположенного между улицами Барбашова и Волгоградской. За основу был взят кафедральный собор, существовавший во Владикавказе в начале XX века. Основные работы по возведению храма выполнены к 2003 году, работы по завершению строительства продолжаются в настоящее время.

ГРОЗНЫЙ

В 2006 году состоялось третье рождение Михаило-Архангельского храма в городе Грозном. Храм был построен в 1892 году, как гарнизонная церковь. В тридцатые годы его отобрали у верующих, сбили колокола, однако в годы Великой Отечественной войны храм вернули верующим. В ходе боевых действий в 1995 – 1996 годах здание было разрушено почти полностью. Сохранились только стены. В 2004 году начались восстановительные работы при поддержке Ахмата Кадырова. После трагической гибели отца заботу о восстановлении Михаило-Архангельского храма взял на себя Рамзан Кадыров. 21 ноября 2006 года епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил освящение восстановленной святыни. Храм является центром жизни русской общины Грозного и Чеченской Республики.

ИНГУШЕТИЯ

Старейший из действующих православных храмов в Республике Ингушетия – это церковь Покрова Божией Матери в станице Орджоникидзевской (Слепцовской).

Престольный праздник – 1/14 октября.

Прежнее название станицы – Слепцовская, в память о генерале Н. П. Слепцове, командире 1-го Сунженского полка. В декабре 1851 года отряд под командованием генерала попал в окружение, и русский генерал предпочел плену смерть. По окончании боевых действий в середине XIX века жители станицы построили здесь православный собор, который был разрушен в советское время.

Верующим разрешили молиться в домашней церкви, освященной в честь Покрова Божией Матери (ее называли молитвенным домом). Почти сорок лет прослужил в этой церкви протоиерей Петр Сухоносов. В 1996 году проведена реконструкция Покровской церкви. 28 марта 1999 года протоиерей Петр Сухоносов незадолго до своего 70-летия был захвачен в плен. В храм ворвались боевики, вытолкали старого священника на улицу и на машине увезли в неизвестном направлении. По некоторым данным, отец Петр мученически погиб.

Адрес: 366700 Республика Ингушетия, ст. Орджоникидзевская, ул. Пионерская, 24.

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

В Кабардино-Балкарии в 1998 году возобновил свою деятельность Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь.

24 ноября 1895 года владелица хутора Хомяковой Нальчикского округа Екатерина Хомякова впервые обратилась «с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки. » В «1902 году, – как свидетельствует документ, – закончен постройкой и освящен храм во славу Святой Троицы в 15 верстах от станицы Зольской. Так была создана женская монашеская община, просуществовавшая до 1928 года.

В 1995 году председатель Фонда культуры Кабардино-Балкарской Республики Владимир Вороков впервые обратился с инициативой возродить Свято-Троицкую церковь, расположенную в селе Совхозном Зольского района. Тогда же и начали собирать деньги для восстановления храма.

Сейчас церковь вновь приняла свой первоначальный облик. В 1998 году был приобретен расположенный рядом с храмом двухэтажный дом. Для монастыря выкуплены были первые квартиры. Колокола для монастыря были получены благодаря губернатору Ярославской области Анатолию Лисицыну.

Святыни. Св. мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, прп. Никиты Столпника, Киево-Печерских святых: прп. Ионы Киевского, Моисея Угрина, Вениамина Печерского, Агапита, врача Печерского, Феодора, князя Островского; св. мощи преподобных 12 мастеров-греков и св. Лаврентия Туровского.

Адрес: 361703 КБР, Зольский район, с. Совхозное, ул. Подгорная, 8.

ЧЕРКЕССК

Собор Святителя Николая Чудотворца.

В 1891 году был заложен первый камень собора. Строили всем миром – казаки, жители станицы и близлежащих сел везли лес, кирпич, камень. Для возведения фундамента и стен, для укрепления раствора из всех станиц целыми подводами свозились яйца. Спустя пять лет в станице Баталпашинской засверкал куполами величественный храм. 19 декабря 1896 года, в празднование памяти святителя Николая Чудотворца, собор был освящен.

Собор имел огромную многоярусную белокаменную колокольню, похожую на мачту корабля. В ней размещалось два десятка колоколов. К самому верху вели 222 каменные ступени. Самый большой колокол – вечевой, он весил 850 пудов (13,6 тонны). В метель на звон колокола, разносившийся на 40 верст, выходили замерзшие, заплутавшие в пургу, пешие и конные путники. Старожилы вспоминают: «Когда звонили колокола, особенно вечевой, – было слышно в станице Суворовской» (это за 50 км).

В 1934 году в станицу Баталпашинскую пришел приказ – в течение месяца храм уничтожить. Председатель местного облисполкома Николай Соболев, человек верующий, приказ не исполнил. Но. Пришла депеша, требующая взорвать храм в трехдневный срок. В случае неисполнения Соболеву, его семье, родственникам грозил расстрел…

Спустя более полувека, 19 декабря 1998 года, был заложен первый камень в воссоздание Никольского собора. Восемь лет спустя епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил здесь первую Божественную литургию.

Престольный праздник – 19 декабря.

Святыни: запрестольная икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»), мироточившая на Святую Пасху 2001 года, Казанская икона Божией Матери, обновившаяся в Великом посту 2002 года, частицы мощей Киево-Печерских преподобных.

ГЕОРГИЕВСК

Никольский собор – старейшее здание города Георгиевска. Небольшую церковку в честь святителя Николая Чудотворца построили в 1780-х годах нижние чины Куринского пехотного полка (позже переименованного в Тифлисский мушкетерский, а затем в Тифлисский гренадерский; штаб его долго находился в Георгиевске). В 1845 году к нему пристроили второй придел – в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

С тех пор церковь стали величать Николаевским собором. В свое время собор являлся главным храмом Азово-Моздокской укрепленной линии, так как Георгиевск был ранее губернским городом. Его посещали многие известные люди: император Николай I, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин и многие другие. На протяжении всей своей истории собор действовал и не был закрыт даже в годы гонений от безбожных властей. Собор также является памятником деревянного зодчества ХVIII века.

ПЯТИГОРСК

Пятигорск известен величественным православным собором Архистратига Божия Михаила. Храм был построен в конце XIX века. С просьбой помочь в его сооружении жители поселка обратились к инженеру И. Д. Иноземцеву. Последний, будучи человеком религиозным (он возвел у себя в имении на станции Каррас, ныне – ст. Иноземцево, домовую церковь), охотно откликнулся на эту просьбу, распорядился выделить товарные железнодорожные платформы и паровоз для доставки камня из карьера, где он добывался для строившейся железнодорожной ветки.

В 1961 году храм отобрали у верующих и передали пятигорскому хладокомбинату. Получив в свое распоряжение храм, хладокомбинат превратил его в склад химикатов, отчего разрушилась металлическая кровля и частично – барабан. Церковный купол был сорван. Разрушились все деревянные конструкции, обрушились хоры, сгнил пол. В 1990 году храм вернули церкви. Восстанавливали храм всем миром. На юге России это один из немногих храмов того периода, сохранившийся в своей основе до наших дней.

Святыни. Частица древа Животворящего Креста Господня; частицы мощей свт. Тихона, Патриарха Московского, и прп. Сергия Радонежского; чтимая икона Пресвятой Богородицы «Иверская»; чтимая икона прп. Серафима Саровского (с частицей камня и мантии).

Адрес: 357500 Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Козлова, 39-а.

Окунитесь в святые источники

В XIX веке неподалеку от города Ставрополя, около Татарки, был обретен Святой источник. До 1917 года здесь началось строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», но строительство не удалось завершить, а сам источник разорили. В девяностые годы началось обустройство Святого источника, а затем и строительство храма-часовни. В 2007 году здесь учрежден монашеский скит.

Источник преподобного Серафима Саровского.

Во время пребывания на Кавказской (Ставропольской) кафедре Преосвященного епископа Иеремии недалеко от родника, считавшегося святым, был заложен Иоанно-Мариинский женский монастырь. В годы процветания монастыря число инокинь и послушниц в нем доходило до восьмисот. Некоторые монахини, став сестрами милосердия, принимали участие в войнах середины и конца девятнадцатого века. Позже монастырь упразднили. В монастырских зданиях в двадцатом веке размещались различные учреждения, в настоящее время там находится психиатрическая больница. Святой источник засыпали землей, но он пробился восточнее. В 2004 году здесь построен храм-часовня.

Адрес: 355001 г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 233.

ПАЛОМНИКУ НА ЗАМЕТКУ

Главное, чтобы душа ваша стремилась к паломничеству, приготовьтесь к покаянию и причащению, подумайте о своих грехах. Женщинам обязательно при входе в храм нужно повязать на голову платок, мужчинам, напротив, входить в головном уборе нельзя.

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан:

– Паломничество – это одна из древнейших традиций Православной Церкви. Изначально оно возникло как путешествие во Святую Землю для поклонения местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. С течением времени паломничества стали совершаться и к иным святыням, чтимым монастырям, – чудотворным иконам, местам подвигов и упокоения Угодников Божиих. Время паломничества осознавалось, как время, сугубо посвященное Богу, сопровождалось выполнением различных обетов, усиленным постом и молитвой.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ : АО ИД “Комсомольская правда” г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1 Ставропольский филиал АО ИД “Комсомольская правда” г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 30б Ставрополь. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 355000. Контактный тел. +7 (8652) 95-11-95.

Храм царевича Димитрия при первой Градской больнице

История церкви царевича Димитрия при первой градской больнице города Москвы берет свое начало еще с 18-го века. Сейчас храму исполнилось уже 200 лет, но и поныне здесь бурлит духовная и общественная деятельность: проводятся богослужения, ведется активная социальная работа.

История постройки

Конец 18-го века ознаменовался значимым для Москвы событием. Русский посол в Вене, князь Дмитрий Михайлович Голицын, завещал денежные средства на постройку больницы, в которой город очень нуждался. Князь Голицын завещал построить на весь свой накопленный капитал «…человеколюбивое, Отечеству полезное учреждение…» в память о своей любимой и единственной супруге Екатерине Голицыной, в девичестве Кантемир.

О других православных храмах:

Княгиня Голицына, рано ушедшая из жизни, отличалась своей добротой, отзывчивостью на горе и нужды окружающих, а также заинтересованностью в благотворительных и медицинских делах.

При больнице был построен и освящен (22.09.1801 г.) храм в честь царевича Димитрия, святого покровителя князя Д. М. Голицына. На этом событии побывал сам император Александр 1-й. Это было через неделю после его коронации в Успенском соборе Кремля, где присутствовала и его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Архитектура и внутреннее убранство

Создателем комплекса голицынской больницы с храмом был выдающийся московский архитектор Матвей Казаков. Современник и ученик знаменитого Василия Баженова, вместе с которым они явились законодателями в Москве нового архитектурного стиля эпохи просвещения, — классицизма.

Архитектура голицынской больницы представляет собой типичный памятник классицизма:

  • центральный корпус вместе с храмом;
  • два боковых флигеля, соединенных с основной частью здания аркой;
  • вход в храм: центральный портик поднят на второй этаж, на него ведут две каменные лестницы;
  • треугольный фронтон с часами;
  • величественный купол.

Совершенно удивительный интерьер этого храма. Казаков, как представитель эпохи классицизма, взял за основу римский пантеон, храм всех богов в Риме, по конструкции представляющий собой ротонду. Вверху в центре находится круг, который завершается куполом, зрительно представляющимся огромного размера благодаря специальной росписи.

В нем, на самой вершине есть окно, которое создает эффект открытого неба. На куполе есть фрески, выполненные художником Скотти в живописном стиле. Они раскрывают основные Евангельские события: Богоявление, Крещение, Вознесение.

Верхняя часть храма украшена фресками, выполненными в стиле «гризайль», то есть черно-белой росписью. На них можно увидеть эпизоды из жизни апостолов.

Интересно! Есть иконы, выполненные на медной основе: икона «Умиление», царевича Димитрия. Они очень тяжелые, во время проведения реставрационных работ каждую из них не могли поднять четверо мужчин.

Современное состояние

После октябрьского переворота судьба храма царевича Димитрия сложилась относительно благополучно. В 1922 году он был закрыт, но не разрушен. Богослужения здесь по настоянию властей были прекращены. В храме была столовая для больных, затем лекционный зал для студентов-медиков.

В 1930 году в голицынской больнице проходил лечение знаменитый человек, причисленный к лику святых, Лука Войно-Ясенецкий, хирург и священник. Святитель Лука, конечно же, посещал богослужения в храме и молился там Богу.

Была осквернена усыпальница основателя больницы Дмитрия Михайловича, Александра Михайловича Голицыных. Их могилы были вскрыты, похищены вещи, которые там с ними находились. Тела кощунственно выброшены на улицу. Верные прежним хозяевам сестры милосердия забрали эти останки и хранили все советское время. Чудесным образом были переданы в храм после его духовного возрождения.

С 70-х гг. прошлого века стараниями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры храм был отреставрирован и просто пустовал, словно дожидаясь своего второго освящения. В 1990 г. по решению, принятому администрацией заведения, храм был передан во владение РПЦ. Его вновь освятили и с тех пор это действующая церковь, в которой регулярно проводятся богослужения, осуществляются другие церковные таинства.

Совершил освящение храма святейший патриарх Алексий 2. После долгого забвения святынь, это был первый больничный храм в стране. А 28.05.1991 г. у мощей царевича Димитрия в Архангельском соборе Кремля, в день его памяти, святейший патриарх Алексий благословил создание сестричества на базе Димитриевского храма.

Настоятель

Настоятелем храма царевича Димитрия и духовником сестричества, названного так же в честь этого святого, с момента их основания являлся священник Аркадий Шатов. Теперь он:

  • владыка Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский;
  • викарий святейшего патриарха Кирилла;
  • глава синодального отдела по церковной благотворительности и милосердию.

Этот храм протоиерей Аркадий получил через несколько месяцев после кончины его супруги Софьи. У священника появилась возможность помогать не только прихожанам, но и всем нуждающимся людям, находящимся в больнице на излечении.

Отец Аркадий самоотверженно взял на себя служение ближним. Он буквально не выходил из больницы. Кончалась служба, шел сразу же в палаты к пациентам, — беседовал, утешал, преподавал. Перед вечерней службой вновь возвращался в храм.

Деятельность прихода

Не оставляя забот по воспитанию четырех своих детей (дочерей), будущий епископ Пантелеимон нашел утешение в служении ближним и в научении этому других. Владыка призвал прихожан ходить в больницу, помогать страждущим. Сестры также ходили по домам и увидели, как много есть пожилых людей, которые нуждаются не только в медицинской помощи или продуктах, но и в простом человеческом участии.

Поняли, что не только в больнице нужно помогать, но и на дому. Вот так и сложилась при сестричестве милосердия и патронажная служба. Добавились дети из многодетных семей. Сложилось еще одно направление — служба православных патронажных нянь.

В 2006 году при храме была организована служба добровольцев. Через школу милосердия прошли сотни молодых людей, жаждущих быть полезными обществу. С ними проводят ролевые игры, чтобы они реалистичнее представляли, что может их встретить в тех местах, куда они придут. Отвечают на вопросы и помогают определиться, кому и где они хотят помогать, что именно хотят делать. Добровольцы посещают детские дома, больницы, многодетные семьи.

Была создана Свято-Дмитриевская православная общеобразовательная школа. Здесь не только идет учебный процесс, но и работают многочисленные кружки, чтобы дети могли реализовать свой творческий потенциал, способности. Молодежь, которая приходит в храм, принимает участие в разнообразных миссионерских экспедициях.

В общине собралось много любителей байдарочных походов. Появилась идея совместить отдых с оказанием духовной пользы людям, причем с участием священников. Брали все необходимое, проводили службы в разрушенных храмам, встречающихся по пути.

Чтобы сестры милосердия могли получать медицинское образование и качественно помогать больным, были организованы специальные курсы. Они очень быстро превратились в государственное училище при департаменте здравоохранения Москвы. Студенты училища изучают все необходимые предметы по государственному стандарту, а также есть лекции по православной вере. Каждый день служится специальная училищная литургия, на которой поют, читают и делают все необходимое сами студенты.

Важно! Задача училища — воспитать не просто медицинский персонал, но именно сестер милосердия, которые приносили бы людям утешение, могли бы рассказать о вере, привести к церковным таинствам.

Богослужения в храме

В будние дни богослужения в храме проходят согласно расписанию, составленному на текущую неделю. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте в интернете или непосредственно храме.

Как правило, службы здесь проходят почти каждый день:

  • литургия в будние дни начинается в 6-45 ч, в праздничные и воскресные — 8-40 ч (исповедь — 8-00 ч);
  • всенощная (по субботам и предпраздничным дням) и вечерняя (по будням) — 17-00 ч;
  • воскресный молебен — 16-00.

Расписание часто меняется в зависимости от церковного календаря.

Святыни и престольные праздники

Престольный праздник здесь проходит в дни памятования и прославления царевича Димитрия Угличского: 28.05. (представление) и 16.06. (перенесение мощей).

Интересно! На литургии здесь существует традиция петь всем храмом. Для этого всем присутствующим раздаются листки с текстом молитв.

В храме можно приложиться к святым иконам:

  • царевича Димитрия;
  • прмц. кн. Елизаветы;
  • вмч. Пантелеимона (с мощами);
  • вмч. Димитрия Солунского (так же);
  • многие другие.

Как добраться

Чтобы добраться до храма, нужно от станции метро «Октябрьская» на общественном транспорте доехать до остановки «Улица академика Петровского». Воспользоваться можно троллейбусом номер 84, 62, 33, 7, 4.

Храм находится по адресу: ул. Ленинский проспект 8, корпус 12.

Церковь царевича Димитрия на крови в Угличе

Церковь царевича Димитрия на крови – один из самых знаменитых храмов Углича, его визитная карточка. Изображение храма можно встретить как в путеводителях, так и на открытках города. Церковь выделяется не только своей архитектурой и внутренним убранством, но и своими историческими корнями. История Углича неразрывно связанными с трагической судьбой Царевича Дмитрия. Возвышаясь на берегу Волги, церковь словно красный маяк, напоминает о нелегких временах и печальных событиях былых времен. Об этом месте ходит много легенд, которые я также постараюсь раскрыть в этой статье.

История и фото церкви царевича Димитрия на крови

Церковь царевича Дмитрия на крови была возведена в 1692 году. Ее строительство продолжалось 15 лет. Это второе по старшинству здание на территории Угличского кремля. Изначально на месте таинственной гибели царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного, была возведена небольшая колокольня, позже деревянная церковь. Но дерево материал невечный, а вот каменному храму удалось сохраниться до наших дней. До сих пор эта церковь напоминает нам о тех кровавых событиях, произошедших много веков назад.

Внешне церковь выглядит очень нарядной – красный кирпич в сочетании с белыми вставками и пятью голубыми куполами с золотыми звездами и крестами. Она видна издалека. Церковь построена в московской манере, характерной для зданий 17 века. По форме она походит на корабль: с одной стороны алтарная апсида, а с другой – трапезная и притвор с крыльцом и шатровой колокольней.

Оказавшись внутри храма, обратите внимание на внутреннюю роспись. Ее сюжет построен на повествовании о гибели царевича. Художнику удалось шаг за шагом воспроизвести трагические события. Вот царевич вышел на прогулку, вот произошла его гибель, а затем последовало восстание народа. Необычная художественная композиция представлена в трапезной – полностью обнаженные Адам и Ева. Нечасто такие сцены можно видеть в православном месте. Для того времени эта роспись вообще была смелым решением.

До настоящего времени сохранились кованные двери трапезной и позолоченный иконостас 1867 года. Среди сохранившихся икон:

  • Лик Божией матери Смоленской,
  • Редкая икона Спаса Воздержителя (была написана в 1692 году Билиндиным),
  • Храмовый образ царевича Дмитрия (написан Бурениным в качестве копии иконы 17 века).

Изначально церковь царевича Димитрия на крови была возведена как мемориальная. Службы в ней проходили нечасто. Сейчас она входит в состав Угличского кремлевского музейного комплекса.

Таинственная смерть Царевича Дмитрия в Угличе: судьба и легенды

Гибель царевича Дмитрия до сих пор является одной из исторических загадок. Был ли Дмитрий убит в результате интриг или его смерть являлась несчастным случаем? Существует несколько версий, но к единому мнению ученые не приходят. Царевич Дмитрий, погибший 15 мая 1591 года, был сыном Ивана Грозного. Со смертью престолонаследника прервалась династия Рюриковичей и наступила династия Романовых. А для Руси наступило Смутное время. Нераскрытые обстоятельства гибели привели к появлению нескольких Лжедмитриев, якобы чудесным образом спасенных наследников. Царевич Дмитрий не прожил даже 9 лет. Однако его короткая жизнь повлияла на судьбу России и едва не привела к развалу независимой державы.
Его нашли с перерезанным горлом во дворе, куда он отправился погулять. Позже на этом страшном месте был возведен храм, в алтаре которого было обозначено место, где был найден царевич. Ходит легенда, что ежегодно в день его гибели на этом месте проступала кровь.

Официальная версия, которую озвучил председатель комиссии Василий Шуйский, гласила, что молодой царевич сам себя ранил во время приступа эпилепсии. Однако его мать Мария Нагая утверждала, что царевич погиб от рук злодеев, подосланных Борисом Годуновым.

Царевич Дмитрий считался незаконнорожденным и не мог претендовать на престол. Его мать, Мария Нагая, была восьмой женой Ивана Грозного, но церковь данный брак не признавала законным. После смерти отца на престол взошел Федор Иванович, который отправил мачеху и брата в город Углич. Дмитрия Ивановича провозгласили удельным князем, однако его права правления были сильно ограничены.

Сведения о самом царевиче противоречивы. В одних описаниях он представлен ангелочком, а в других жестоким и вспыльчивым, точной копией своего отца в младые годы. Федор Иванович был болезненным и слабым, детей у него не было, поэтому семейство Нагих рассчитывало на возможное восхождение Дмитрия на престол.

Желание править страной не покидает и Бориса Годунова, шурина царя Федора Ивановича и боярина Василия Шуйского, который позже в результате интриг в сторону своего оппонента все же взойдет на престол. Именно он, чтобы избавить страну от Лжедмитриев и сохранить власть, повелел перевезти мощи царевича Дмитрия в Москву в Архенгельский собор. Для этого использовались обитые парчой носилки и рака, которые до сих пор хранятся в Угличском храме. Мощи оказались нетленными и царевича провозгласили святым.

Знаменитый набатный колокол Углича

Внутри церкви царевича Димитрия стоит колокол. Его история необычна. Именно он возвестил о гибели молодого царевича жителей города. После его звона и последовали многочисленные волнения. Разгневанные жители собрались на территории Кремля и расправились с предполагаемыми убийцами. За учиненный самосуд нескольких жителей города сослали в Сибирь, а мать Дмитрия постригли в монахини. Даже колокол был наказан.

Его сбросили с колокольни Спасо-преображенского собора, вырвали язык, отрезали одно ухо, избили плетьми и отправили в ссылку в сибирский город Тобольск. Спустя 300 лет колокол вернулся в город Углич. Но не на свое прежнее место на колокольне. Он был установлен внутри церкви Царевича Димитрия, где увидеть его может каждый. Этот колокол лег в основу сюжета многих произведений.

Адрес и время работы

Адрес церкви царевича Димитрия на крови: Ярославская область, г.Углич, Кремль, д.1
Работает ежедневно с 9.00-18.00
Вход по билетам

Церковь царевича Димитрия на крови – уникальный храмовый комплекс, сохранившийся с 17 века. Ее уникальными экспонатами являются:

  • Настенная живопись,
  • Предметы религиозного культа,
  • Колокол, возвестивший о смерти царевича,
  • Носилки и рака, которые использовались для перевозки мощей Царевича в Москву,
  • Слюдяной светильник, который освещал дорогу процессии,
  • Серебряный оклад-мощевик иконы царевича Дмитрия, в котором находятся орехи из рук погибшего мальчика.

Святой Дмитрий Угличский почитается православными как покровитель детей, которым необходима забота – сирот, инвалидов, беспризорных. Его лик размещен на гербе и флаге Углича. В городе ежегодно 28 мая отмечается день царевича Дмитрия.

Храм царевича Димитрия в Угличе

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В Угличе много церквей, но среди них особо выделяется храм царевича Димитрия на Крови, который находится на территории Угличского кремля. Это не только красивое архитектурное сооружение — в 2017 году британская газета Daily Telegraph включила церковь в число 23 самых прекрасных церквей мира, — но и место, которое рассказывает об убийстве младшего сына Ивана Грозного в XVI веке.

Каменную церковь «на крови» царевича Димитрия построили спустя век после его гибели — в 1692 году на месте прежней деревянной шатровой церкви, поставленной в 1630 году по указу царя Михаила Федоровича, первого из рода Романовых.

Шатровая колокольня — особенность русской храмовой архитектуры. Она появилась на Руси в XV–XVI веках. В XVII веке Патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, но шатровые колокольни строили еще долго.

Храм построен в форме корабля. Это архитектурый тип, в котором все части храма расположены в одну линию.

Красный цвет стен — символ крови убиенного царевича.

Кто такой царевич Димитрий?

Димитрий Иоаннович (1582 — 1591) — сын царя Ивана Грозного и Марии Нагой. Погиб в возрасте восьми лет. По официальной версии, у царевича случился припадок эпилепсии («падучего недуга»). Во время игры с ножом Димитрий упал на него и истек кровью. Есть и другая версия, которой придерживаются большинство современных исследователей: царевича убили, чтобы в будущем он не смог претендовать на царский престол. Предполагаемых виновников толпа забила на месте. После разбирательства причастных к самовольной расправе сослали в Сибирь. Царевича Димитрия канонизировали в 1606 году как благоверного. Его мощи находятся в Архангельском соборе Московского Кремля.

Памятник царевичу Димитрию

Памятник царевичу Димитрию находится возле палат Угличского кремля. Автор — игумен Рафаил, в миру — известный художник-авангардист Сергей Симаков. В 1980-е годы они с супругой поселились под Угличем. Вскоре Сергей стал священником, а после смерти супруги принял монашеский постриг. Образ царевича священник взял с картины Михаила Нестерова «Дмитрий, царевич убиенный».

Ссыльный колокол

Сразу после гибели царевича в него стали бить, призывая людей к расправе над предполагаемыми убийцами. За это власти с колоколом поступили как с живым — лишили креста, срезали язык, высекли и отправили в ссылку в Тобольск. Тобольский воевода записал его в своей книге так: «первоссыльный неодушевленный из Углича». Колокол повесили на торговой площади, где он отбивал часы. Триста лет находился колокол в тобольской ссылке. После приказа императора Александра III в 1892 году колокол вернули в Углич. Сейчас он находится внутри храма.

Уникальные фрески на западной стене

Внутри над центральным входом в храм сохранились росписи XVIII века. На них изображены смерть царевича Димитрия и расправа над убийцами. Росписи рассказывают «угличскую» версию гибели царевича.

Дорога:

Город Углич находится в Ярославской области. Сюда проще всего попасть по железной дороге: с Белорусского вокзала Москвы до станции Углич ехать примерно пять часов. С учетом пробок — это один из наиболее быстрых и удобных вариантов для путешествия в этом направлении из столицы.

Углич — тупиковая станция Октябрьской железной дороги, которую открыли в 1937 году. Возле здания станции стоит необычный памятник — это паровоз Э 727-57. Сегодня ветки Савёлово — Калязин и Калязин — Углич входят в состав Савёловского направления Октябрьской железной дороги. По ним идет движение пригородных и товарных поездов. Савёловское направление Московской железной дороги — это участок в 128 км от Савёловского вокзала в Москве до станции Савёлово (город Кимры). До станции Дмитров участок в двумя путями, дальше — с одним. Ветка Калязин — Углич — это живописная железная дорога, которая проходит вдоль реки Волги и соединяет такие населенные пункты, как Калязин, Белый Городок, Кимры и Углич.

Церковь Димитрия
на Крови в Угличе

Православная церковь Димитрия на Крови расположена в Угличе, на высоком правом берегу Волги. Храм является недействующим и входит в состав Угличского историко-архитектурного и художественного музея, одного из старейших на Верхней Волге. Объект относится к комплексу Угличского кремля и соседствует со Спасо-Преображенским собором, княжескими палатами и Богоявленским собором.

Здание считается объектом культурного наследия федерального значения. В 2001 году оно вошло в список кандидатов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а несколько лет назад было отмечено ежедневной британской газетой The Daily Telegraph в числе самых красивых церквей мира.

Церковь Димитрия на Крови: история

На месте гибели юного царевича Димитрия в начале XVII века поставили сруб под часовню, разрушенный в 1609 году при разорении Твери поляками. В 1630 году по указанию царя Михаила Федоровича здесь построили небольшую деревянную церквушку, которую в 1681–92 гг. сменила каменная церковь Димитрия на Крови в ее современном виде. Строение возводили на царские пожертвования. Последние два года строительству покровительствовала родственница матери царевича Анна Васильевна Черкасская. Храм был освящен в 1692 году.

Царевич Димитрий

Мальчик с трагической судьбой был младшим сыном Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным из-за жестокого характера, и его последней, шестой (седьмой) жены Марии Федоровны Нагой. По церковным канонам она считалась сожительницей царя, а это значит, что Димитрий был незаконнорожденным. После смерти мужа Мария вместе с сыном была удалена в Углич регентским советом, еще до вступления на престол Федора I Ивановича, сына Ивана Грозного от первого брака и, как оказалось, последнего представителя московской ветви Рюриковичей.

Причина трагической гибели восьмилетнего Димитрия в полдень 15 (25) мая 1591 года до конца не выяснена, она до сих пор остается спорной. По одной версии, царевич смертельно ранил себя во время приступа падучей болезни, по другой — ему случайно попали в горло заостренным железным стержнем во время игры «в свайку», по третьей — его убили наемники, посланные шурином царя Федора I и будущим государем Всея Руси Борисом Годуновым. Он, якобы, опасался, что Димитрий в случае смерти старшего брата займет царский трон, хотя, будучи незаконнорожденным, царевич на это права не имел.

После гибели царского сына в Углич из Москвы прибыла следственная комиссия, которая сделала вывод, что мальчик скончался в результате несчастного случая при невыясненных обстоятельствах. В дальнейшем появлялось несколько самозванцев-Лжедмитриев, утверждавших, что настоящий царевич не пострадал, он был тайно вывезен и спрятан, а вместо него погиб другой ребенок.

Царевича похоронили в храме Преображения Господня, на месте которого в начале XVIII века возвели Спасо-Преображенский собор. В 1606 году Димитрий Угличский был канонизирован, и раку с его нетленными мощами перенесли в некрополь Архангельского собора Московского Кремля. Согласно преданию, носилы с ракой остановились как вкопанные на выходе из Углича, и сопровождающим пришлось долго молиться угличской земле, чтобы она отпустила мощи царевича. Впоследствии носилы вернули назад, и они стали предметом поклонения.

Дата трагической смерти Димитрия стала торжественным праздником — Царевичевым днем. 15 (25) мая совершался крестный ход, к реликвиям подносили малышей до 8 лет, а затем в городском саду организовывали для них развлечения. Культ Дмитрия в государственном масштабе активно поддерживали Романовы, так как первый царь этой династии Михаил Федорович мог вполне повторить судьбу убиенного Димитрия. Однако в 1613 году избранного царем 16-летнего юношу спас от гибели Иван Сусанин. Именно Михаил Федорович выделил средства на строительство деревянной церкви в 1630 году.

Архитектура церкви Димитрия в Угличе

Здание эффектно выглядит как с реки, так и со стороны суши, а его ярко-красный цвет напоминает о пролитой крови малолетнего царского сына. Фасад оттеняют нарядные белоснежные детали — цоколь, обрамление проемов и крыльца, световых барабанов, северного придела и шатрового покрытия колокольни. Церковь имеет корабельную форму трехчастного храма с расположением основных объемов по одной оси. К высокому двухуровневому четверику с алтарной апсидой, увенчанному пятью луковичными главками синего цвета с золотыми звездами и крестами, с западной стороны примыкает трапезная и паперть с возвышающейся над ней колокольней.

Наиболее выразительным является южный фасад с визуально расширяющими окна крупными обрамлениями. По обе стороны проемов выделяются полуколонны, соединенные вверху килевидным декором. Северный придел был построен на средства угличских купцов в 1861 году на месте крытой галереи-гульбища и освящен во имя ярославских чудотворцев Федора, Константина и Давида.

Верхний уровень церкви освящен в честь царевича Димитрия, нижний — во имя Михаила Архангела. В одном из преданий говорится о том, что в момент гибели мальчика по городу пронесся Михаил Архангел на огненном коне. Еще до набата он возвестил горожан о трагедии. В другой легенде рассказывается, что в день смерти Димитрия на месте его убийства ежегодно проступало кровавое пятно.

Внутреннее убранство церкви царевича Дмитрия на Крови

Росписи притвора были выполнены в XVII веке. На них изображены сцены из Заповедей блаженств. У входа в трапезную можно увидеть образ Димитрия, а за кованой дверью «в шашечку» — фрески, освещающие библейские темы (Сотворение мира, Адама и Евы, Грехопадение, Изгнание из Рая). Над ними в 1788 году трудился Петр Хлебников, мастер из Борисоглебской слободы. Эти росписи характеризуются необычной для храмов тех лет игрой светотени и запрещенным православной церковью изображением нагих тел. Впрочем, в конце XVIII века подобные пикантные элементы светской живописи уже начали внедрять в церковное искусство.

В бесстолпной храмовой части церкви царевича Димитрия на Крови представлены фрески XVIII века, приписываемые артели Сапожникова. На них — евангельские циклы, сцены смерти мальчика «Убиение царевича Димитрия» и самосуда над предполагаемыми убийцами. В 1970-х годах была проведена расчистка и укрепление настенных росписей. Работы проводили ярославские мастера.

Фреска со сценами убиения Димитрия и самосуда на панораме google.maps

Часы работы

Посетить церковь Димитрия на Крови можно ежедневно. Расписание меняется в зависимости от времени года, поэтому уточнять режим работы рекомендуется на официальном сайте.

Стоимость единого билета, включающего 7 музейных отделов и осмотр временных выставок, составляет:

  • 590 руб. для взрослых;
  • 550 руб. для студентов;
  • 500 руб. для детей.

Знакомство со святынями и реликвиями церкви Димитрия на Крови будет стоить 90; 80 и 75 руб. соответственно. За комплексный семейный билет на 2 взрослых и 2 детей нужно заплатить 2100 руб.

Цены экскурсионного обслуживания на территории музея — от 400 руб. с группы, без учета входных билетов. Все программы и расценки можно увидеть на официальном сайте.

Музейная экспозиция

Мемориально-выставочный комплекс, представленный в церкви Димитрия на Крови, называется «Святыни и реликвии угличской трагедии». В экспозицию входят:

  • иконостас трапезной с работами мастеров Оружейной палаты (XVII—XVIII вв.);
  • храмовый резной иконостас с позолотой, установленный в 1865 году;
  • мемориальные экспонаты — носилы, рака и слюдяной фонарь, участвовавшие в процессии перенесения мощей Димитрия в Москву;
  • легендарный ссылный колокол;
  • икона-мощевик, где хранились чешуйки запекшейся крови царевича, добытые из его гортани, а также наперстный
  • крест Димитрия и орешки, взятые мальчиком на свою последнюю прогулку;
  • чеканная риза из серебра с золочением, изготовленная для иконы «Царевич Димитрий» в 1815 году местным мастером Михаилом Хорхориным.

В церкви есть несколько особо ценных икон:

  • «Богоматерь Одигитрия» — дар царя Михаила Федоровича, полученный из Москвы в 1631 году;
  • «Спас на Престоле» — выполнена Петром Билиндиным в 1692 году;
  • «Царевич Димитрий» — список 1808 года работы местного художника Григория Буренина, сделанный с присланной Михаилом Федоровичем в 1630 году иконы (оригинал не сохранился);
  • «Николай Чудотворец» — изготовлена Николаем Вургаровым в 1692 году;
  • «Богоматерь Цареградская» — написана Петром Хомяковым в 1708 году.

Ссыльный колокол

Угличан о смерти царевича Димитрия известил набатный колокол, зазвучавший по указанию Марии Нагой. Народ собрался у Спасского собора и, узнав о печальной новости, взволновался. В итоге произошел бунт и самосуд над предполагаемыми убийцами. В ходе расследования трагического события колокол был признан подстрекателем, его судили и приговорили к наказанию. Сначала его сбросили с колокольни, затем отрубили ухо, вырвали язык и прилюдно выпороли, а напоследок — отправили в Сибирь.

Целый год колокол путешествовал к месту своего назначения, его своими силами волокли угличане, приговоренные после бунта к ссылке. В Тобольск он прибыл в 1593 году, где получил статус «первоссыльного неодушевленного» и был заперт в приказной избе. Но позже он занял место на колокольне Спасской церкви, а затем чудом перебрался на колокольню Софийского собора, и пока она не развалилась в 1780 году, колокол отбивал часы и набат в случае пожара. Затем он висел на козлах из бревен и чуть не расплавился при сильнейшем пожаре в Тобольске, случившемся в 1788 году.

Ссыльный колокол поменял еще несколько мест и даже использовался в качестве благовеста. В 1849 году о его возвращении в Углич стали ходатайствовать мещане Серебренниковы, учитель-краевед Федор Киссель и около четырех десятков угличан. Но колокол амнистировали лишь в 1892 году, накануне 300-летия с момента вынесения приговора. Разрешение на обратный переезд дал сам император Александр III, но чтобы забрать колокол на его историческую родину, в пользу Тобольска пришлось выплатить 600 рублей.

Ссыльный колокол попал в экспозицию Угличского историко-архитектурного и художественного музея, став одним из его первых экспонатов. В 1980-х годах были проведены металлографические и химические исследования колокола, доказавшие, что он является подлинным.

Как добраться до церкви Димитрия на Крови в Угличе

От ближайших остановок общественного транспорта придется пройти пешком около 200 метров, направляясь в сторону Угличского кремля. До остановки «Успенская площадь» следуют:

  • автобусы — № 1, 2, 4, 5, 6, 62, 118, 124т;
  • маршрутки — № 1а, 2, 4, 6, 7, 51, 62, 82, 114, 118а.
  • автобусом № 3;
  • маршрутками — № 3, 8, 10, 117.

Составить собственный маршрут поможет специальный сайт. Для вызова такси в Угличе рекомендуется пользоваться популярным приложением Яндекс Go.

Церковь Димитрия на крови: видео

Храмы Ярославской области

Город Углич
Храм Царевича Димитрия «на поле»

Основан в 1801 г.
Адрес: Ярославская область, г. Углич, ул. Ростовская, д. 60.
Настоятель: Протоиерей Владимир (Бучин Владимир Николаевич)
Телефон: (48532) 2-22-67.

Посвящается посещению храма Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом 9 сентября 2010 г.

К 420-летию преставления Царевича Димитрия и 405-летию его прославления.

Прославление и перенесение Святых мошей Царевича Димитрия из Углича в Москву

28 мая 1606 года (по старому стилю) в граде Угличе священной комиссией во главе с митрополитом Ростовским Филаретом были открыты и признаны святыми и нетленными мощи Царевича Димитрия – невинно убиенного отрока и последнего угличского князя.

Из городского собора процессия с гробом Страстотерпца двинулась к Ростовской заставе. Надрывно и жалостно гудели колокола городских храмов, провожая Царевича. На границе княжеской вотчины процессия остановилась. Здесь в чистом поле собрались тысячи людей, желающих проститься и воздать последние почести своему любимому князю. Сутки под открытым небом духовенство непрерывно вело Богослужение.

Во время Божественной Литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма – из гроба Страстотерпца на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрало духовенство и вложило в месте с землёю в серебряную раку. (В настоящее время святыня хранится в собрании Угличского музея). 3 июля траурная процессия торжественно прибыла в Москву. Тело Царевича Димитрия упокоилось в Архангельском соборе Московского Кремля. Угличане обрели у Господа своего заступника и чудотворца.

Создание храма

Осенью 1606 года место прощания с Царевичем обозначилось деревянной часовней.

В 1610 г. её сожгли поляки.

В 1637 году часовня была восстановлена и простояла полвека. Её сменила деревянная церковь, вынесенная из Угличского кремля.

В 1729 году артелью зодчего Михайло Волкова был возведен первый каменный храм. Изначально церковь была ружной, затем стала кладбищенской бесприходной. Волей Божией недолог был её век. Страшный пожар 26 сентября 1793 года, уничтоживший половину Углича, серьезно повредил строение церкви.

В 1798 году было решено храм за ветхостью разобрать и строить новый. Ктиторами храма выступили Угличские купцы Русиновы. Новый храм был поставлен на 10 саженей ближе к Ростовской дороге, дабы сохранить древнее кладбище.

18 января 1802 года возобновились службы в теплом пределе св.мчч. Кирика и Иулитты. Летом 1814 года был закончен главный храм. Над благоукрашением его трудились иконописцы Григорий и Василий Буренины, а так же артель Тимофея Медведева – лучшие изографы Углича.

Освятил храм в честь перенесения мощей св.блг.кн. Царевича Димитрия архимандрит Палладий из Угличского Алексеевского монастыря.

200 лет можно сказать храм не закрывался. В нём богатейшее собрание икон.

В 1995 году старанием настоятеля митрофорного протоиерея Владимира храм обрел частицу мощей своего небесного покровителя. Все это духовное богатство можно увидеть сегодня.

Святыни храма

В 2011 году исполняется 200 лет одной из почитаемых святынь – иконы святого мученика Иоанна Воина.

Образ был подарен храму угличским купцом Михаилом Александровичем Хорхориным.

Примечательно, что в XX веке икона была похищена дважды в 1925 г. и в 1937г. и оба раза чудесным образом возвращалась назад.

Третья кража случилась в 1993 году, но через два года образ снова вернулся домой в свой храм.

Также исполняется 200 лет храмовой иконе Царевича Димитрия, написанной в 1811 г. угличскими мастерами для этой церкви.

Известно, что она участвовала во всех крестных ходах по городу Угличу, проводимых на праздник Покрова Божией Матери.

У правого клироса находится рака с частицей мощей Царевича Димитрия и плащаница.

Здесь же ковчег с мощами Святого благоверного князя Романа Угличского. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых.

Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время Польско – литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее, а в 1989 году переданы церкви.

Память Святого празднуется 3 (16) февраля.

У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова), убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему.

В малом иконостасе придела Кирика и Иулитты находится чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы, принесенный из разоренного в 1930 г. Покровского монастыря.

По преданию икона приплыла по воде и остановилась напротив монастыря. Инок Боголеп – пекарь пришел на берег за водой и увидев образ возвестил братии. Икону достали из воды и поместили в храм. Она сразу проявила себя многими чудотворениями и исцелениями. В честь иконы был построен собор и монастырь стал называться Покровским. С этой иконой ежегодно совершались крестные хода.

Здесь же – чтимые икона Божией Матери “Нечаянная Радость”, Мироточивая икона “Тихвинская”, явленная икона Корсунской Божией Матери с источника села Станы и Афонский образ Святителя Николая.

У выхода – храмовая икона Угличских Святых, написанная в 1951 году к 150-летию храма по благословению настоятеля храма иеромонаха Никодима (Ротова) в последствии Митрополита и видного иерарха Русской Православной Церкви.

На храмовом погосте покоится местное духовенство, у могил которого молятся паломники.

Посещение Углича Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом

9 сентября 2010 года город Углич и Храм Царевича Дмитрия “на поле” посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Предстоятель РПЦ приложился к святыням храма и почтил память почившего угличского духовенства. Визит Святейшего Патриарха является важным историческим событием в летописи храма. Впервые его стены приняли и освятились молитвою и проповедью Первосвятителя.

В храме собралось множество прихожан, молодежи и детей разного возраста. В первую очередь к молодежи было обращено слово Святейшего Патриарха. Рассказывал он о своем духовном наставнике митрополите Никодиме (Ротове), о его любви к этому храму и Угличу. В августе 2010 года исполнилось 60 лет настоятельства Владыки Никодима в Храме Царевича Дмитрия.

Имя Владыки Никодима особо почитается в этом храме, ведь именно ему обязан храм своим спасением от закрытия и разорения в 1961 году. Святейший Патриарх Кирилл особо отметил духовный подвиг прихожан тех лет, с теплотою и вниманием вглядываясь в лица их потомков. Сохранить и приумножить духовное наследие царевского храма, блюсти веру отцов призвал Первосвятитель молодое поколение и прихожан.

Превосходный оратор и проповедник Предстоятель РПЦ говорит с молодыми людьми живым образным языком, убедительно и доходчиво рассказывая им великое и спасительное учение Церкви Христовой. Умеет разъяснить суть самых разных сложных вопросов и проблем, помогая обрести их единственное правильное решение.

Действительно, такого выдающегося апологета и миссионера на патриаршей кафедре РПЦ еще не было. Паломнический визит духовного лидера России в Углич и в храм Царевича Димитрия важнейшее хронологическое и духовное событие, красной строкой вписанное в летописи новейшей истории храма.

Читайте также:
Воскресенский собор в Тутаеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: