Успенская Киево-Печерская лавра: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра — особо почитаемый религиозный комплекс, обладающий важным историческим и духовным значением. На территории Украины насчитывается всего три лавры, освящённых в честь Успения Богородицы, и эта монастырская обитель — одна из них. Впрочем, ценность православной святыни признают не только на её родине — в 1990 году ЮНЕСКО включило монастырь в список Всемирного наследия.

Паломники знают, что лавра считается третьим Уделом Богородицы. Так называют землю, которая находится под особым покровительством Божией Матери. Кроме того, сооружение — одна из первых обителей Древней Руси.

История будущей святыни началась в 1051 году и тесно связана с монахами Антонием и Феодосием, поселившимися в пещерах. С течением времени количество их последователей увеличивалось, и тогда иноки решили возвести кельи и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель разрасталась и вскоре превратилась в монастырь. Религиозный комплекс стали звать «Печерским», что по-древнерусски означало «пещерный».

Монастырь не раз осаждали и грабили. Лавра страдала от набегов половцев, торков, монголо-татар. В 1596 году её безуспешно пытались захватить униаты. Не менее богатыми на печальные события были и последующие столетия. Немало перипетий на долю обители выпало в советское время: братию расстреляли, а комплекс ликвидировали, затем превратили в полицейский участок. В 1941 году немецкие оккупанты взорвали Успенский собор.

Святые и пещеры Свято-Успенской Киево-Печерской лавры

Религиозное сооружение имеет развитую пещерную сеть, которая соединяется с киевскими катакомбами. Общая продолжительность подземных лабиринтов составляет почти 600 метров, а глубина залегания — от 10 до 15 метров. В свою очередь пещеры принято делить на две зоны: Ближние либо Антониевы и Дальние или Феодосиевы. На их территории находятся Святые мощи и Святые источники.

Ближние пещеры

Ближние основаны тем самым Антонием, речь о котором шла выше. Сегодня здесь можно увидеть мощи святого — хранятся в огороженном отсеке неподалёку от церкви в его честь. Рядом с останками подвижника находится крипта «Батыем убиенных».

В подземных помещениях навсегда обрели покой 79 святых. Среди них — нетленные останки монаха и автора «Повести временных лет» Нестора Летописца, мозаичиста и иконописца Алипия Печерского, богатыря Ильи Муромца. По легенде, именно ангелы перенесли сюда тело эпического героя.

Внимательные посетители Ближних пещер заметят вмурованные в стену окна затворников. К сожалению, их современное состояние отличается от первозданного — изменились в результате переделок. Обратите внимание и на пол, покрытый чугуном. Плиты были изготовлены в 1830 году в Туле.

Дальние пещеры

Получили своё второе название благодаря Феодосию, похороненному в одной из подземных келий. К сожалению, сейчас никто не знает их точное местонахождение. Есть версия, что останки погребены в Успенском соборе. Зато обитель подвижника удалось идентифицировать — обнаружили в 1988 году. Рядом с помещением располагается самая крупная подземная церковь Киево-Печерской лавры — Феодосийская.

Самым древним подземным сооружением комплекса считают храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Список построек замыкает церковь Рождества Христового.

Напротив религиозного здания хранятся мощи безымянных православных святых, прозванные мироточивыми главами. В других криптах и раках последнее пристанище нашли останки 49 канонизированных святых.

Митрополит и братия Киево-Печерской лавры

Самым первым игуменом будущей святыни был Феодосий — второй основатель лавры. Именно он ввёл общежительный устав, занимался благоустройством келий для братии, а также выполнял прочие обязанности. Среди настоятелей мужского монастыря, внёсших весомый вклад в его развитие, также значатся архимандрит Игнатий, Никон, Варлаам, Стефан.

Список выдающихся священнослужителей продолжают архиепископы Ювеналий, Иоанн, Антоний, митрополиты Варлаам, Иоасаф, Тимофей, наместник Иларион.

Во время борьбы с унией лавру возглавляли Иннокентий Гизель, Захария Копыстенский, Петр Могила и Никифор Тур.

В настоящее время предстоятелем Украинской православной церкви и священноархимандритом считается митрополит Онуфрий (в миру Березовский Орест Владимирович). Интронизация состоялась в августе 2014 года.

С 30 марта 1994 года наместником здесь служит митрополит Павел (Пётр Дмитриевич Лебедь).

Соборы, храмы и церкви

На территории комплекса находится немало церквей, колоколен, башен, корпусов, часовен и других построек. Все они по-своему ценны и интересны, однако самым главным сооружением признан Успенский собор (ещё называют «Великой церковью»). Храм восстановлен и освящён в августе 2000 года. За основу был взят первозданный вид собора, утраченный в ноябре 1941 года.

  • Наследие XVII века — церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ищите неподалёку от Дальних пещер. В архитектуре храма использованы колонны коринфского ордена, пилястры и карнизы.
  • Церковь «Всех скорбящих радость» младше примерно на два столетия. Поэтапное строительство окончательно завершилось в 1866 году. До советского периода здесь хранился ковчег со Святыми Дарами.
  • Ещё один недавно возрождённый архитектурный памятник — Аннозачатьевская церковь. Сооружение соединено подземным ходом с пещерами.
  • Между Ближними и Дальними пещерами расположился храм «Живоносный источник», освящённый в честь Божией Матери в 2001 году.
  • В честь всех преподобных отцов лавры возведена «Тёплая церковь». Так её прозвали прихожане и братия из-за того, что святыня сильно всем полюбилась.
  • К постройке примыкает Крестовоздвиженский храм — одно из значительных сооружений комплекса. Являет собой пример традиционной киевской архитектуры с тремя куполами и скромным оформлением фасада. Внутри посетителей ждёт яркая цветовая палитра, живопись выполнена художником Данилой Давыдовым.
  • Экономические ворота оформляют вход в церковь Всех Святых. Двухъярусное сооружение отличается изысканностью. Привлекает к себе внимание и интерьер с позолоченным иконостасом и мозаичными киотами.
  • В русско-византийском стиле выдержана Трапезная церковь. Обладает самым большим куполом без внутренней опоры на Украине. У стен постройки похоронены Столыпин, Кочубей и Искра. Внутри паломников ждёт орнаментальная живопись в стиле модерн, мраморный иконостас, майоликовый пояс, киоты.
Читайте также:
Храм Трех Святителей в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Богослужения и хор

Пение всегда было приоритетным занятием в лавре. Известно, что до революции в обители было несколько тысяч насельников, а главнейшее христианское богослужение здесь проводилось до 12 раз в день. Пение благотворно воздействовало не только на братию, но и на паломников.

Воцерковленный человек сразу заметит особенности здешнего пения: канон преподобного Андрея Критского поётся нараспев с канонархом (священнослужитель, возглавляющий глас перед пением), нараспев поётся и акафист Успения Пресвятой Богородицы.

Традиция проводить богослужения с канонархом на клиросе была присуща комплексу ещё в дореволюционный период. Тогда же при монастыре была общеобразовательная школа, в которой учились и хоровому пению. С 2009 года здесь организован детский хор из 50 участников. Ребята поют в Аннозачатьевской церкви во время воскресной литургии.

Экскурсия

При планировании экскурсии следует учесть, что часть комплекса подчиняется монастырскому уставу в то время, как другая часть (Верхняя) — историко-культурному заповеднику. При нём также действует несколько тематических музеев.

Монашеская обитель открыта с 06:00 до 20:00, пещеры можно посетить с 09:00 до 16:00. Вход бесплатный. Для более обстоятельного знакомства обратитесь в паломнический отдел, который каждый день по мере набора групп, с 09:00 до 16:00, проводит экскурсии. В программу входит просмотр храмов и строений комплекса, пещер, всё сопровождается детальным рассказом о святых, архитектурных особенностях и основных исторических моментах. Сумма пожертвования для взрослого — 60 гривен, студенты, пенсионеры — 50 гривен, школьники, инвалиды — 30 гривен.

Попасть в заповедник удастся только по билетам: вход — 100 гривен, экскурсионное обслуживание — 120 гривен, индивидуальное экскурсионное обслуживание — 1 000 гривен, семейный билет — 240 гривен.

Как добраться

Обитель находится в одном из центральных районов украинской столицы, Печерском. Точный адрес: ул. Лаврская, 15. Рядом проходят станции метро, маршруты автобусов, троллейбусов и маршруток.

На метро: в полутора километрах от комплекса находится станция «Печерская» Сырецко-Печерской линии М3. От выхода следуйте по ул. Генерала Алмазова в сторону ул. Лаврской. Примерно на таком же удалении расположилась станция «Арсенальная» Святошинско-Броварской линии М1.

На автобусах и маршрутках: вблизи монастыря оборудована одноимённая остановка «Киево-Печерская лавра». Транспорт курсирует по ул. Лаврской. Садитесь на автобусы № 24, 24А, маршрутки № 470, 520.

На троллейбусах: к вышеупомянутой остановке прибывает транспорт № 38.

На автомобиле: расстояние от международного аэропорта Киева имени Игоря Сикорского равно 12 километрам. Самый короткий путь выглядит следующим образом: направляйтесь на юго-восток по ул. Народного Ополчения, пр. Валерия Лобановского.

На такси: для онлайн заказа доступны 292 Taxi, 571, «Лайм», Uber.

Киево-Печерская лавра на панораме Google: вид с высоты

Видео о Свято-Успенской Киево-Печерской лавре:

Киево-Печерская Лавра (Киев) — история монастыря, святыни с фото и описанием

Киево-Печерская лавра — это древняя и одна из основных святынь православных верующих, уникальный комплекс, у которого нет аналогов во всём мире. Здесь можно увидеть сохранившиеся почти в первозданном виде храмы XI века. Это первый монастырь Киевской Руси. Сейчас каждый год сюда съезжаются тысячи паломников со всей страны и ближнего зарубежья, чтобы посмотреть на мощи святых.

Краткая история

Лавра расположена в южной части Киева на правом берегу Днепра. Комплекс храмов занимает два холма, которые разделены между собой глубокой ложбиной, спускающейся до реки.

В XI веке именно сюда уходил молиться священник Илларион. Он выкопал для себя пещеру. В 1051 году Иллариона избрали митрополитом, поэтому он покинул пещеру. В это же время в город прибыл монах Антоний из Афона (основатель). Ему не понравилось жить в монастырях Киева, поэтому он переехал в пещеру Иллариона.

Вскоре у монаха появились последователи, среди которых был и Феодосий. Когда их количество достигло 12, они построили небольшую церковь и кельи. Антоний решил переехать недалеко от этого места и начал работать над новой пещерой в соседней горе.

Постепенно количество иноков росло, а в пещерах становилось тесно. Они построили церковь Успения Пресвятой Богородицы, после чего число приходящих людей только увеличилось. Игумен Антоний попросил у князя Изяслава занять всю гору над пещерой. В 1062 году построили Печерский монастырь.

Читайте также:
Храмы Серпухова: монастыри и церкви, адреса и контакты

Иноки смогли привлечь огромное количество пожертвований. Уже в 1073 году началось строительство каменной церкви.

Основание Киево-Печерского монастыря произошло в 1051 году, но этот комплекс существует и поныне. Сейчас лавру принято подразделять на:

  • Верхнюю;
  • Нижнюю.

В Нижней до сих пор действует мужской монастырь, и находятся пещеры Киево-Печерской лавры, которые делятся на Ближние и Дальние. Некоторые источники утверждают, что это разветвлённая система пещер, которая даже соединяется с храмами в соседних городах.

Набеги и восстановление монастыря

Монастырь несколько раз подвергался набегам, но его всегда отстраивали заново. Комплекс храмов перенёс:

  • разрушение в 1096 году;
  • разорение в 1240;
  • поджог в 1483.

В 1096 году лавре нанесли большой ущерб половцы, но обитель быстро отстроили. Постепенно пристраивали новые церкви. Феодосий создал приют для хромых, нищих и слепых, на которых тратилось 10% доходов. После переселения братии из пещер сделали усыпальницу для монахов.

В 1240 году Печерская лавра подверглась жестокому разорению во время нашествия монгол. До неё удалось добраться Батыю. Многих послушников убили, только небольшая часть из них успела скрыться. В XIV веке храм был снова открыт, а в 1470 году его восстановили и украсили.

Последний раз монастырь терроризировали в 1483 году. Он был сожжён и ограблен крымским войском, но благодаря большим пожертвованиям обитель быстро оправилась. На тот момент монастырю уже принадлежало около 65 сел и 2 города — Васильков и Радомысль.

Объекты обители

При посещении лавры желательно приобрести карту комплекса и расписание экскурсий и богослужений. Это связано с тем, что на территории находится огромное количество различных сооружений. Кроме Успенского Собора здесь есть:

  1. Онуфриевская башня.
  2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
  3. Трапезная церковь.
  4. Колокольни на пещерах.
  5. Троицкая надвратная церковь.
  6. Крестовоздвиженская церковь.
  7. Храм иконы Божьей Матери.
  8. Церковь Спаса на Берестове.
  9. Аннозачатиевская церковь.
  10. Храм Всех Святых.
  11. «Живоносный источник».
  12. Больничные покои Никольского монастыря.
  13. Галереи.
  14. Кельи.

Также есть магазин лавры, где можно приобрести свечи, молитвенники, сувенирные фото и т. д. Там можно узнать последние новости о монастыре, описание экскурсий, схему прохода (адрес) к конкретному сооружению, где будет проходить служба.

Ближние пещеры также называют Антониевыми, здесь покоятся мощи святых. В Киево-Печерской лавре похоронен главный и первый настоятель Антоний. Именно он основал монастырь.

Здесь находятся три улицы, подземная церковь и трапезная, где принимали пищу монахи. Внутри покоятся мощи 79 святых, в том числе:

  • Алипия Печерского;
  • Ильи Муромца;
  • Нестора Летописца.

В дальних пещерах хранятся мощи 49 святых. Там находится подземная церковь, где похоронен Феодосий.

Верхние и Нижние пещеры являются местом паломничества. Тысячи людей ежегодно приезжают на Украину из других стран ради посещения лавры. Это одно из важнейших мест в православии.

Троицкая надвратная церковь

Крестово-купольный храм был возведен в 1108 году на деньги князя Святослава Давыдовича, который имел в Киеве большой почёт среди горожан. После этого он решил принять постриг и стать преподобным Святошей. Здание до сих пор имеет конструкцию, которая была в XII веке.

В качестве основных стройматериалов для этого храма, как и для других сооружений лавры, использовались камень и квадратный кирпич.

По своей конструкции и внешнему виду монастырь похож на Благовещенскую церковь, возвышающуюся над городом. Сначала был сделан купол в форме полусферы, но в начале XVIII века его заменили на грушеподобный.

На северной стороне сделана каменная пристройка вместо деревянной колокольни. В этот период храм приобрёл новые очертания, которые были характерными для украинского барокко.

Внешний вид церкви часто менялся. В первой половине XVIII века ученики живописной школы разукрасили фасад здания росписями на библейскую тематику. Позолоченный иконостас тоже изготовлен мастерами лавры.

Кельи старцев

После входа в главные ворота гость лавры попадает в аллею, где с двух сторон стоят кельи, в которых жили соборные старцы. Слева расположен корпус № 4, длина которого составляет 140 метров. Справа находится корпус № 3 протяженностью 64 метра. Оба этих сооружения имеют высокую крышу с изломом. Торцевые стороны закрываются красивыми и очень интересными фронтонами, оснащёнными лепным орнаментом и другими декорациями.

Стены разделены пилястрами и профилированными карнизами, разукрашены сандриками. Примерная дата постройки сооружений — 20-е годы XVIII века. Здания в полной мере отображают течения в российской архитектуре тех лет. Каждый из корпусов разделён на кельи, которые служили жилищем для одного старца.

Во времена Великой Отечественной войны корпуса были практически уничтожены. Восстановить кельи удалось только к 1963 году. Сейчас в этих помещениях размещаются выставки. Также на территории присутствует сувенирный магазин под названием «Сувениры».

Читайте также:
Шахтинская епархия: храмы и указы, структура, история

Успенский собор

Это сооружение считается настоящей жемчужиной древней архитектуры. Во время Великой Отечественной войны Успенский собор, к сожалению, был полностью разрушен. Сейчас можно посмотреть только на оставшиеся руины, которые расположены на центральной площади.

Ещё одним интересным фактом является то, что собор был первым зданием комплекса, сделанным из камня, и занимал основное место в этом многообразном архитектурном ансамбле. Строительство длилось с 1073 по 1077 год. Тогда собор был однобашенным сооружением высотой 43 метра. В 1089 году закончилась работа над расписыванием стен. Кроме греческих мастеров в украшении интерьера принимал участие живописец Алипий. Он обучался в Греции мозаичному делу. В начале XII века к основной постройке добавили Иоанно-Предтеченскую церковь.

Необычные архитектурные решения начали перенимать для строительства храмов и различных сооружений в других городах Киевской Руси. За историю своего существования Успенский собор много раз разрушался, но всё время поднимался из руин.

После большого пожара в 1718 году храм сильно увеличили. Он обрёл семь куполов. Внутри и снаружи был оформлен в стиле барокко, что придавало ему нарядность и торжественность. Росписью интерьера занимался П. Попович со своей группой. На поверхности стен были нанесены различные композиции на темы из Библии. В конце XIX века эту роспись заменили на новую.

Настоящим произведением искусства был деревянный пятиярусный иконостас. На тот момент его высота составляла 22 метра. В Успенском соборе похоронено около 300 известных исторических персон. Среди них П. Могила, П. Беринда, И. Гизель, К. Острожский, П. Румянцев-Задунайский. Также здесь хоронили несколько поколений Долгоруких.

Ковнировский корпус и типография

Недалеко от Успенского собора расположен Ковнировский корпус, привлекающий внимание посетителей своими изысканными фронтонами. Северная его часть раньше использовалась для книжного магазина, а в противоположной находились проскурня и хлебопекарня.

Корпус назвали в честь Степана Ковнира. Это был выдающийся строитель лавровых сооружений. Во время ВОВ здание повредили, но к 1963 году было всё восстановлено. Теперь там находится Музей исторических ценностей.

Вплотную с корпусом стоит типография. Раньше сооружение было сделано из дерева, но на его месте в 1701 году возникло одноэтажное каменное здание. Через 20 лет надстроили второй этаж из дерева.

Типография была основана в 1615 году знаменитым учёным и просветителем Елисеем Плетенецким. С того момента она печатала книги регулярно, а первым выпущенным изданием был «Часослов» — учебник грамоты. Также типография впервые в мире издала церковнославянский словарь на 7 тыс. слов. Там были объяснения и переводы на понятном для обычного человека языке.

Очень популярной в то время считалась книга «Синопсис», в которой была кратко описана история Руси до XVII века. «Синопсис» также использовался в качестве школьного учебника. Эта книга попадала на переиздание более 30 раз. Всего типография за 300 лет произвела около 100 000 экземпляров, которые отличались оригинальными гравюрами, красивым шрифтом и высокохудожественным оформлением.

Во время Второй мировой войны типографию разрушили. Восстановили здание только в 1954 году. Сейчас там располагается Музей книги.

Богоявленский собор (Орёл)

Богоявле́нский собо́р в Орле́ — православный храм Орловской епархии, старейшее каменное здание города Орла. Располагается на берегу реки Орлик у пешеходного моста над плотиной, недалеко от впадения Орлика в Оку.

Богоявленский собор является единственной сохранившейся постройкой стрелки Оки и Орлика — исторического ядра города, где когда-то стояла Орловская крепость. В XVIII-XIX вв. соборная колокольня была высочайшим зданием Орла.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644). по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге. » участок земли «. под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254).

Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.

Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года — пришлось перенести её на возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.

Читайте также:
Старцы Псково-Печерского монастыря: современные и великие, в чем помогают и как к ним доехать

Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую.

Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее. Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору.

В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена, и после этого во многом утратила свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали храму совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века.

К 1859 году относится «Главная опись орловской градской Богоявленской церкви», представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 года он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости»; в его иконостас была вставлена сама эта икона.

В 1900 году произошло самое значительное измение наружного облика Богоявленского собора — была разобрана его колокольня, которая «с давних пор стояла, изменив немного свое вертикальное положение». Была назначена комиссия из компетентных лиц гражданского и епархиального ведомства при участии духовенства и некоторых из прихожан. При этом старожилы засвидетельствовали, что в таком положении колокольня находилась уже, как они помнят, около 70-ти лет. После тщательного осмотра прочности колокольни комиссия признала, что никакой опасностью колокольня не угрожает. Но затем в 1900 году признано было, что колокольня грозит падением, почему ее сломали.

До 1908 года Богоявленский собор стоял без колокольни. И, наконец, в 1908 года началось возведение новой, ставшей центральной осью целого комплекса, состоявшего из двух башен и отрезка каменной стены — он стал частью церковной ограды. На фотографии 1912 года колокольня предстает уже выстроенной.

Архитектура колокольни была выдержана в псевдо-русском стиле, который доминировал в русской архитектуре конца XIX — начала XX в.в. Столпообразная, с уменьшающимися объемами ярусов, украшенная кокошниками и малыми главками, она по силуэту напоминала старую колокольню. Новая колокольня была надвратной, под ней шла открытая арка, являвшаяся одним из входов на территорию храма.

В конце XIX — начале XX в.в. Богоявленский собор входил в число 23 православных храмов города Орла. В его приходе числилось «800 душ обоего пола», границы прихода шли по Кромской и Карачевской улицам. С 1900 года настоятелем церкви был протоиерей Илия Васильевич Ливанский, выпускник Московской духовной академии, ставший в 1906 году председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Им в 1912 году написана и издана брошюра о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости».

В 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви — разобрана на кирпич. А вместе с ней — и церковная ограда. В годы Великой Отечественной войны собор лишился своего главного завершения, был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним — и венчавшая его главка с крестом. Это положение зафиксировано на фотографии 1947 года. В 1945 году храм был поставлен на учет Орловским отделом по делам архитектуры, а на его стене была установлена охранная доска.

В 1948 году, когда Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, началась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В результате было восстановлено завершение храма, возведена церковная ограда. Но в 1952 году главка свалилась, и на ее месте была установлена новая. В 1956 году «художником из Москвы» была частично расписана трапезная храма, а в 1957 — его основной объем с восстановлением старой живописи.

В годы Великой Отечественной войны храм стал кафедральным собором Орловской епархии. Здесь же находились мощи великого святого — святителя Тихона Задонского. Поклониться к ним приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть. Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (которые сегодня находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла). Было это в 1960 году. Храм закрыт в 1962 году и приспособлен под кукольный театр.

Читайте также:
Скорбященская церковь на Ордынке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г.

Вскоре Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком.

В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм. В церкви ежедневно совершаются богослужения.

Современное состояние [ править ]

При храме имеется артезианская скважина глубиной 140 м, которая работает по некоторым праздникам, в том числе и на престольный праздник собора — Богоявление (Крещение Господне). Перед входом в собор находится надкладезная часовня, устроенная так, что по её кресту стекает вода.

Действует воскресная школа, в 2012 году создан хор Богоявленского собора.

Также при храме с 2009 года действует Центр православных инвалидов по слуху. Совершаются богослужения с сурдопереводом.

Существует воскресная школа для детей и взрослых с нарушением слуха. Община поддерживает отношения с Орловской специальной общеобразовательной школой-интернатом I и II вида. Постоянных подопечных (членов общины): 30 неслышащих и слабослышащих Оказываемая помощь: духовное окормление, информационная помощь, паломнические поездки, поздравления с церковными праздниками, организация досуга и отдыха.

Духовник общины — протоиерей Сергий Гаврюшин.

Проводятся занятия и духовные беседы с сурдопереводом каждую субботу в 15:30.

В 2015 г. при соборе начало действовать православное молодёжное движение «Богоявленская семья».

Святыни [ править ]

Главная святыня Богоявленского собора – икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Поражают воображение истории её появлений, исчезновений, возвращений. Впервые она появилась в 1847 году, перед ужасным городским пожаром. Некто неизвестный пришел в храм и попросил перенести сюда из Гостиного ряда тамошние иконы. После того как это случилось, произошел в Гостином ряду ужасный пожар. Может быть сам Святитель Николай, икона которого была в числе спасенных образов, был тем человеком? – говорили тогда. Советские гонения икона «Всех скорбящих Радость» пережила в руках у благочестивых людей. Один их них уже в 90-е годы услышал во сне голос Божией Матери, которая велела вернуть свой образ во вновь открывшийся Богоявленский храм. Звали этого человека Иосиф Николаевич Калашников, сам же он работал к тому времени ктитором… В 1999 году он отошел ко Господу.

В октябре 2004 года святыню похитили из храма прямо средь бела дня. Священники и прихожане были тогда безутешны, потому что, предприняв все возможные усилия, так и не смогли её найти. А украденный образ был продан похитителем одному орловскому коллекционеру, которому ничего не было известно о святыне. Тот, пытаясь что-то узнать об иконе, стал искать в Интернете о ней информацию и совершенно случайно наткнулся на сайт Богоявленского собора. Каково же было его удивление, когда на мониторе перед его взором предстал образ Богородицы, находившийся сейчас в его доме и утраченный верующими церкви! Он не замедлил вернуть икону в храм и стал его постоянным прихожанином.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, 302001, г. Орел, Богоявленская площадь, 1.

Паломнику [ править ]

Богослужения в Богоявленском соборе совершаются ежедневно:

В будние дни: утром с 8:00, вечером с 17.00

В воскресные и праздничные дни: ранняя Литургия с 7.00, поздняя Литургия с 9.00, вечернее богослужение с 17.00

В каждое уставное воскресенье за вечерним богослужением читается акафист перед храмовой святыней — иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В Богоявленском соборе совершаются все церковные требы: таинство крещения, таинство венчания; погребение (в храме и заочно), панихиды; молебны (простой и с водосвятием, благодарственный). Вы также можете заказать обедню с просфорой, сорокоуст, поминание на 1/2 года, на год, на 2 года.

Богоявленский собор в Орле

Главный собор Орла считается не только особым культурным памятником и историческим местом, но и духовным центром города. Его история началась во времена польско-литовских набегов, когда город практически дотла был сожжен иностранными интервентами. По приказу Михаила Федоровича город был восстановлен, в нем была построена деревянная церковь, на месте которой позже образовался большой православный приход.

История основания

В 1680 году в городе случился страшный пожар. После того, как все его последствия были устранены, было принято решение построить на месте деревянной церкви имени Бориса и Глеба большой каменный собор, чтобы уберечь здание от будущих возможных разрушений. Архитектор, спроектировавший храм, задумал сделать его двухцветным — со стенами из красного кирпича и белыми наличниками.

Храм должен был стать одним из наиболее монументальных строений в городе — высокая основная постройка, просторные трапезные, большая колокольня. Собор, воздвигнутый на месте старой деревянной церкви, назвали Богоявленским.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Измайлово: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 19-ом веке здание храма подверглось реконструкции. Современные архитекторы говорят, что после перестройки композиция собора утратила свою целостность, а постройки, выполненные в разных стилях, перестали смотреться органично. В 1900 году была полностью разобрана старая колокольня, так как обветшавшее здание создавало опасность для служителей церкви и прихожан. Новая колокольня была выполнена в неорусском стиле.

С приходом к власти большевиков начался упадок в деятельности духовенства собора. Храм был официально закрыт, а в 30-е годы прошлого века новая колокольня и церковная ограда были разобраны на кирпич. Позже были разрушены купола, сбиты венчающие их кресты. Работы по восстановлению исторического и духовного центра Орла начались в послевоенное время в 1948 году.

К 1957 году храм был отреставрирован и восстановлен, но позже здание было передано во владение кукольному театру. Купола и кресты были снова сняты, прихожане не имели возможность посещать службы в храме.

Богослужения в главном соборе города были возобновлены в 1994 году. В 2006 году для восстановленной колокольни отлили новые колокола, сама же реконструкция всех зданий прихода была завершена к 2015 году.

Современный вид обители

Большая прихрамовая территория окружена высоким забором. Основными постройками на территории прихода считаются Богоявленский храм и небольшая часовня неподалеку. Здание храма выкрашено в белый цвет, к нему примыкает новая колокольня.

Интересно! Часовня построена над глубоководной скважиной. Вода поднимается по ней и омывает крест, установленный в часовне. Из этого источника верующие могут набрать освященной воды.

В архитектуре зданий прослеживаются черты барокко и классицизма. Колокольня была восстановлена по историческим документам, и теперь собор выглядит так, как выглядел до революции. Архитектурный ансамбль собора сочетает в себе основные направления русского зодчества прошлых веков.

Вокруг собора располагается небольшая, но ухоженная парковая зона. С подворья открывается красивый вид на набережную реки Орлик.

Внутреннее убранство

Стены храма за последние два века были дважды отреставрированы и расписаны. Вначале уникальная роспись была обновлена в ходе восстановительных работ 1948 года, еще раз внутренние стены храма были отреставрированы в 2014 году.

Особенное место во внутреннем убранстве храма занимает изображение Святой Троицы, которое украшает церковный свод. Стены церковной постройки украшены изображениями Святых Архангелов и угодников Божьих. Особого внимания заслуживает витраж мозаичной иконы Спасителя, украшающий алтарь собора.

В алтарной части храма в резном иконостасе хранятся древние уникальные иконы. Особо ценными образами всегда считались икона Богородицы и «Нерукотворный образ» Спасителя.

Интересно знать! Икона Пресвятой Девы «Всех Скорбящих радость» имеет свою необычную историю. Ее неоднократно пытались украсть из храма, в годы советской власти прихожане спрятали ее, чтобы потом вернуть в собор. После возобновления деятельности собора, икона заняла почетное место на иконостасе. В 2004 году она была выкрадена и злоумышленники даже смогли ее продать. Человек, купивший бесценный образ, вернул его в храм.

Деятельность прихода

  • В 2011 году при соборе была открыта воскресная школа.
  • В соборе открыты два церковных хора — для мужчин и детей.
  • На территории собора действуют молодежные православные организации. Члены движения «Богоявленская семья» помогают семьям детей-инвалидов.
  • Община храма поддерживает теплые взаимоотношения с городским интернатом для слабослышащих детей. При соборе открыты курсы по сурдопереводу.
  • При храме организовываются путешествия по святым местам.

Паломническая служба

При соборе открыта паломническая служба «Богоявление», которая организовывает поездки по святым местам. Духовенство храма координирует поездки по стране, благодаря которым верующие могут прикоснуться к православным Святыням в разных городах России, посетить известные храмы и древние монастыри, увидеть чудотворные иконы и лично прикоснуться к богатому духовному наследию страны.

Вместе с паломниками в тур отправляются грамотные православные гиды, которые отвечают на вопросы верующих. Поездки могут быть однодневными — верующие могут прикоснуться к Святыням в Московской, Курской, Белгородской областях. При соборе организовываются и длительные экскурсии, такие как поездки на Соловки и Валаам. С расписанием поездок можно ознакомиться на официальном сайте храма, или взять каталог экскурсий в самом соборе.

Время работы храма

Каждый верующий, приехав в Орел, может посетить Богоявленский собор. Он открывает для прихожан свои двери в 7 утра и закрывается в 20.00. Богослужения здесь проводятся ежедневно. Верующие могут посетить утреннюю службу, Литургию и вечерню.

Ранняя Литургия обычно начинается в 7.00, поздняя — в 9.00. Вечерние службы проводятся в 17.00. Каждое воскресение перед вечерним богослужением читается акафист Богородице перед ее иконой. Подробное расписание служб можно посмотреть на официальном сайте храма.

В соборе проводятся все церковные Таинства и обряды. Прихожане могут подать записки о здравии и упокоении, заказать сорокоуст и поминовение.

Престольные праздники

Главным праздником храма считается Крещение Господне, или как его еще называют — Богоявление. Отмечается праздник 19 января. В этот день православные христиане вспоминают важное событие из жизни Иисуса Христа — Его крещение в реке Иордан, которое проводил Иоанн Предтеча.

Читайте также:
Храм Троицы в Хохлах: описание и адрес храма, история, иконы, расписание богослужений, как добраться

Интересно знать! У этого праздника два названия. Богоявлением этот день называют потому, что во время крещения Христа с небес в виде белоснежного голубя сошел Святой Дух и признал Спасителя своим сыном. Так было засвидетельствовано, что Иисус Христос не только Сын Человеческий, но и Сын Божий.

В этот день в Богоявленском соборе проводятся торжественные богослужения. Главной особенностью богослужений является освящение воды. Многие ассоциируют этот праздник с народной традицией купаться в проруби в крещенскую ночь. Купание в проруби не является церковным Таинством и не имеет никакого отношения к церковному учению.

В древние времена в день Богоявления крестили новоначальных, освящали воду в водоемах. С тех пор в народе пошло поверье, что искупавшийся в таком водоеме человек «смывает» с себя все грехи. На самом же деле, к искуплению грехов ведет исповедь и покаяние.

Как добраться

Собор находится в историческом центре города, на набережной реки Орлик. Ближайшая остановка рядом с храмом — «Площадь Карла Маркса». От ЖД вокзала к собору можно проехать на трамвае № 1. Следуя от автовокзала, к храму можно добраться на троллейбусах № 4 и № 6. Мимо собора проходит маршрут автобусов № 2, 21, 23, 55 и маршрутных такси № 115, 445, 448.

Для поездки на такси можно воспользоваться сервисами Gett и Яндекс.

История главного собора Орла достаточно противоречива — в ней были периоды как духовного расцвета и развития, так и времена упадка и забвения. В 2014 году, впервые за много лет, город услышал звон колоколов в новой колокольне собора. Богоявленский храм возобновил свою работу и открыл двери для всех, кто хочет услышать голос Церкви.

Богоявленский собор в Орле

Богоявленский собор в Орле — самое старое каменное здание в городе, расположенное на берегу реки Орлик. Три века назад колокольня считалась самым высоким сооружением в городе. Сейчас это центровое здание в исторической части Орла.

Богоявленский собор возвели в XVIII веке. За столетия своего существования он пережил серьезные реконструкции, несколько раз его закрывали и даже переделывали под театр.

Расписание богослужений в Богоявленском соборе Орла

Собор открыт каждый день с 07:00 до 20:00. Богослужения здесь проходят регулярно: с понедельника по субботу — с 08:00 и вечером — с 17:00. В воскресенье и праздники: в 07:00 начинается ранняя литургия; в 09:00 — поздняя литургия; в 17:00 — вечернее богослужение.

В соборе проводят такие обряды, как венчание, крещение, отпевание. Прихожане могут заказать сорокоуст или поминовение.

Структура Богоявленского храма

Территория всего комплекса огорожена забором. Там расположены Богоявленский собор и часовня. Кстати, построили часовню над скважиной, глубина которой 140 метров. Вода поднимается вверх и омывает крест, установленный внутри.

В соборе проходят не только богослужения. Это центр религиозной, культурной и просветительской деятельности.

В Богоявленском соборе есть своя воскресная школа. Занятия проходят только по воскресеньям в самом храме или в Орловском краеведческом музее. Учебный год начинается с 14 сентября, каникулы бывают только летом.

У собора есть два хора — мужской и детский. Взрослые хористы — выпускники музыкальных училищ, в коллектив входят восемь человек. А вот в детский хор учеников набирают ежегодно.

Еще у собора есть свой клуб «Богоявленская семья». Здесь молодежь занимается волонтерством, искусством и спортом, организует путешествия. Встречи проходят каждый вторник.

История

Сначала в Орле была деревянная Богоявленская церковь. Построили ее в середине XVII века. Новое здание (на этот раз из камня) возвели в первом десятилетии XVIII века.

Храм в то время считался лучшим образцом так называемого нарышкинского стиля (еще называют нарышкинским барокко). Главная особенность — богатство внутреннего убранства, плавность линий, использование в основном только двух цветов при отделке фасада — красного и белого (Богоявленский храм полностью белый). Здесь же — белые колонны, фронтоны и узорчатые карнизы.

В 1837 году храм расширили: переделали алтарь, для этого снесли боковые стены и возвели новые. К западной стороне храма пристроили притвор. Верх церкви и колокольни остались прежними, здесь единый стиль был сохранен. Однако в новый облик храма (это касается внешней и внутренней отделки) было много привнесено из позднего классицизма: внутри прорезали высокие и широкие арки, снаружи появились новые портики и огромные апсиды.

Пожалуй, 1900 год стал одним из самых знаковых для Богоявленского собора. Тогда полностью разобрали колокольню: специалисты решили, что она может обрушиться. В 1908 году приступили к возведению новой колокольни. Работы завершили к 1912 году. Колокольня утратила свой былой облик и стала образчиком неорусского стиля. Прямо под колокольней располагалась арка — вход в храм.

Читайте также:
Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1937 году Богоявленский храм закрыли, через какое-то время там основали антирелигиозный музей. В 1939 году колокольню разобрали на кирпичи. В 1941 году, когда немецкие войска заняли Орел, местные жители обратились к коменданту Адольфу Гаману с просьбой открыть храм. Так в военные годы Богоявленский собор стал одним из самых посещаемых в городе.

С началом хрущевской антирелигиозной кампании в 1963 году собор снова закрыли. Тогда же сняли кресты, купольный потолок перекрыли плоским, настенную живопись заштукатурили. А в самом здании открыли театр кукол.

В 1994 году здание Богоявленского собора вернули церкви, в 1996 году освятили главный престол. В храме снова стали проходить богослужения.

В 2008 году началось строительство новой колокольни. В 2014 году — установили новые колокола, крести и купол.

Орловская митрополия

Богоявленский собор города Орла

Историческая справка

После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644). по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге. » участок земли «. под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254).

Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.

Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года — пришлось перенести её на возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.

Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую.

Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее. Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору.

В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена, и после этого во многом утратила свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали храму совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века.

К 1859 году относится «Главная опись орловской градской Богоявленской церкви», представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 года он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости»; в его иконостас была вставлена сама эта икона.

В 1900 году произошло самое значительное измение наружного облика Богоявленского собора — была разобрана его колокольня, которая «с давних пор стояла, изменив немного свое вертикальное положение». Была назначена комиссия из компетентных лиц гражданского и епархиального ведомства при участии духовенства и некоторых из прихожан. При этом старожилы засвидетельствовали, что в таком положении колокольня находилась уже, как они помнят, около 70-ти лет. После тщательного осмотра прочности колокольни комиссия признала, что никакой опасностью колокольня не угрожает. Но затем в 1900 году признано было, что колокольня грозит падением, почему ее сломали.

До 1908 года Богоявленский собор стоял без колокольни. И, наконец, в 1908 года началось возведение новой, ставшей центральной осью целого комплекса, состоявшего из двух башен и отрезка каменной стены — он стал частью церковной ограды. На фотографии 1912 года колокольня предстает уже выстроенной.

Читайте также:
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели

Архитектура колокольни была выдержана в псевдо-русском стиле, который доминировал в русской архитектуре конца XIX — начала XX в.в. Столпообразная, с уменьшающимися объемами ярусов, украшенная кокошниками и малыми главками, она по силуэту напоминала старую колокольню. Новая колокольня была надвратной, под ней шла открытая арка, являвшаяся одним из входов на территорию храма.

В конце XIX — начале XX в.в. Богоявленский собор входил в число 23 православных храмов города Орла. В его приходе числилось «800 душ обоего пола», границы прихода шли по Кромской и Карачевской улицам. С 1900 года настоятелем церкви был протоиерей Илия Васильевич Ливанский, выпускник Московской духовной академии, ставший в 1906 году председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Им в 1912 году написана и издана брошюра о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости».

В 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви — разобрана на кирпич. А вместе с ней — и церковная ограда. В годы Великой Отечественной войны собор лишился своего главного завершения, был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним — и венчавшая его главка с крестом. Это положение зафиксировано на фотографии 1947 года. В 1945 году храм был поставлен на учет Орловским отделом по делам архитектуры, а на его стене была установлена охранная доска.

В 1948 году, когда Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, началась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В результате было восстановлено завершение храма, возведена церковная ограда. Но в 1952 году главка свалилась, и на ее месте была установлена новая. В 1956 году «художником из Москвы» была частично расписана трапезная храма, а в 1957 — его основной объем с восстановлением старой живописи.

В годы Великой Отечественной войны храм стал кафедральным собором Орловской епархии. Здесь же находились мощи великого святого — святителя Тихона Задонского. Поклониться к ним приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть. Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (которые сегодня находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла). Было это в 1960 году. Храм закрыт в 1962 году и приспособлен под кукольный театр.

Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г.

Вскоре Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком.

В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм. В церкви ежедневно совершаются богослужения.

С 19 века колокольня Богоявленского собора славилась своими звонами далеко за пределами Орла. В 1822 году для храма был вылит особый благовестный колокол, звук которого был отмечен как «ясный». Тогда же последовал указ орловского епископа Гавриила: «прежде благовеста Богоявленского ни в каком приходе его не начинать», а самому храму, и так уже бывшему в центре всех городских праздников, дан статус собора. В 2005 году для храма в Донецке отлит самый большой в Орловской области колокол весом в пять с половиной тонн и диаметром почти в два метра, а в 2007 году — набор из девяти колоколов общим весом чуть менее 7 тонн.

28 июля 2016 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе Первосвятительского визита в Орловскую митрополию совершил Божественную литургию в Богоявленском соборе.

С 3 по 6 сентября 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Богоявленском соборе пребывал ковчег с честной главой преподобного Силуана Афонского. Порядок во время богослужений обеспечивали волонтеры молодежного православного движения «Богоявленская семья». Оргкомитетом всероссийского принесения святыни высоко была оценена работа настоятеля собора протоиерея Александра Прищепы и православных добровольцев.

Богоявленский собор в городе Орел: история и описание

История собора

Строительство деревянного храма

Богоявленский собор не только историческое место, достопримечательность города Орла, но и его духовный центр. История собора начинается в XVII веке. В 1606 году поляки и литовцы сожгли Орёл. Разрушенный город 30 лет находился в запустении. В 1636 г. царём Михаилом Фёдоровичем Романовым был издан указ о восстановлении Орловского городища, и в период с 1641 по 1646 год на том месте, где в последствии будет стоять Богоявленский собор, построили деревянную церковь.

Вскоре рядом с церковью Богоявления построили церковь святых Бориса и Глеба. Так возник вокруг церквей Богоявленский монастырь, первым настоятелем которого стал монах Боголеп (до пострига в монахи — Борис).

Читайте также:
Тихвинский Богородичный монастырь в Тихвине: история и адрес монастыря

Основание каменного собора

Пожар 1680 года подтолкнул к решению перенести монастырь. Возведение каменного храма на месте Богоявленского собора датируется началом XVIII в.

По своей архитектуре строение относилось к нарышкинскому стилю, сочетая живописность форм и богатое декорирование. Особенности стиля — основной объём, трапезная, колокольня, двухцветность, образуемая стенами красного кирпича и белокаменными наличниками и карнизами — соединились в храме, ставшем украшением города. На протяжении XVIII-XIX веков колокольня была самой высокой точкой в Орле.

С 1766 года в храме совершались торжественные городские богослужения, с 1770 года храм принимал орловского епископа, издавшего указ об упразднении кладбища при церкви.

От классицизма до неорусского стиля

Перестройка Богоявленской церкви началась в 1837 году. Решение в стиле позднего классицизма привело к изменению пропорций, и архитектурный ансамбль утратил свою целостность. В пятипристольном храме находилось три четырёх-ярусных иконостаса. В центре одного из них находилась икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Ещё один иконостас венчала икона «Нерукотворенного образа» Спасителя. Стены церкви украшала живопись.

В 1900 году, по решению специально созданной комиссии, была разобрана колокольня, угрожавшая обрушением. К строительству новой приступили только в 1908 году и теперь её архитектура относилась к неорусскому стилю. Надвратная колокольня увенчала открытую арку, являвшуюся входом на территорию храма.

Разрушение и закрытие собора

В 1939 году колокольню и ограду Богоявленской церкви, закрытой с 1937 года, разобрали на кирпич. В годы войны главка с крестом и малый восьмерик были сбиты. В ходе ремонтных работ 1948 года ограду вновь возвели и завершили восстановление храма.

В 1957 году Богоявленская церковь была расписана в основном объёме. Но в 1962 Богоявленский собор перевели в Ахтырскую церковь, и храм Богоявления снова закрыли. В 1964 году здание передали театру кукол и переделали под его нужды, убрав внутренний купол и кресты.

Восстановление и жизнь в наши дни

Богоявленский собор вновь был передан верующим в 1994 году. Регулярные богослужения стали проводиться после освещения престола в 1996. В 2005-2007 годах для храма отлили колокола, а в 2008-м началось возведение колокольни. В 2014 году, после поднятия и освящения полного комплекта колоколов, Богоявленский собор огласил окрестности колокольным звоном, и в 2015-м реконструкция была полностью завершена.

Настоятель храма в наши дни — митрофорный протоиерей Александр Прищепа. При соборе работает воскресная школа, открытая в 2011 году. На богослужениях поёт мужской хор из восьми человек. В 2014 году хор записал и выпустил диск с песнопениями.

Для детей и взрослых с нарушением слуха проводит свои занятия воскресная школа, для них ведутся богослужения с сурдопереводом.

Храм стал хорошей платформой для сплочения молодёжи. Образовалось движение «Богоявленская семья». Ребята — участники движения — оказывают помощь семьям, в которых есть дети с задержкой развития. Совершают походы по святым местам, вместе занимаются спортом, устраивают просмотры фильмов, беседы.

Туристы, посещающие Орёл, отмечают удачное расположение собора, его красоту и лояльное отношение прихожан и духовенства.

Внутреннее убранство

Стены храма украшает отреставрированная живопись:

  • Под сводами Богоявленского собора в трапезной части изображена Святая троица.
  • На других фрагментах росписи изображены Сретение Господне, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, Святитель Тихон, князь Александр Невский, Великомученица Варвара, князь Владимир, князья Борис и Глеб.
  • Резной иконостас сохраняет старинные иконы.

Описание святынь

Рядом с реконструированным величественным белым собором была возведена часовня Всех святых. Внутри неё установлен крест. По нему из скважины 140-метровой глубины стекает вода. Святынями храма являются иконы.

Икона Божьей матери «Всех скорбящих Радость»

Икона имеет свою интересную историю. По одной из версий, в каменную Богоявленскую церковь икона вместе с другими была перенесена в 1847 году, что спасло их от пожара, случившегося в деревянном здании Гостиного Ряда. В 1907 году была первая попытка украсть икону, но бдительный ночной сторож спугнул грабителей. В советские времена икона пребывала у прихожан и была возвращена собору в 1990-е годы. В 2004 году икону выкрали из храма. Похитителям даже удалось её продать. Покупатель — орловский коллекционер, узнав о происхождении иконы, вернул её храму.

Адрес и как добраться

Богоявленский собор в городе Орле находится по адресу площадь Богоявленского,1. К нему следуют 2, 5, 7 и 11 маршруты автобусов, остановка «Площадь Карла Маркса».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: