Успенская Почаевская лавра: история и адрес монастыря, где находиться и как добраться, хор и песнопения

Почаев – удел Богородицы

Заметки паломника

Вдруг издалека, словно с неба, вспыхивали золотом купола взмывшего ввысь собора.
И люди, подняв головы, осеняли себя благодатно крестным знамением: значит, сподобил Господь дойти, вот она, Почаевская лавра!

Из книги «Почаевская лавра. Взгляд через века»

Первая встреча

Паломничество всегда оставляет след сугубо индивидуальный. Моя первая встреча с Почаевом состоялась еще в советское время, когда у подножия лавры в двухэтажном дореволюционном здании, где ныне размещается духовная семинария, находился музей атеизма. И всех туристов, в том числе и иностранных, заводили сюда, как в некое безбожное чистилище, дабы граждане «самой свободной страны» не отравились на Почаевской горе «опиумом для народа». Не помню напрочь содержание музейной атеистической агитации, но хорошо помню, как был впечатлен Троицким собором лавры, возведенным в начале прошлого столетия (1906–1912). В то предреволюционное время культурное общество открывало для себя гениальность древнерусского зодчества, и академик А.В. Щусев решил в тысяче с лишком километрах на запад, у рубежа католического мира, повторить на горе Почаевской Троицкий храм подмосковной Сергиевой лавры, где почивают мощи преподобного Сергия Радонежского, только увеличив его ровно в четыре раза.

Тогда я, еще весьма далекий от веры и Церкви молодой советский журналист, как бы увидел эту самую «Святую Русь» воочию: волны людского моря колыхались меж сине-голубыми стенами со строгими ликами святых. Литургия только окончилась, и народ, среди которого во множестве были «сирые и убогие», на самодельных инвалидных возках и колясках, с котомками за плечами, устремлялся к сияющему в утреннем луче золотому кресту, который держал в руках иеромонах… Я не знал тогда совершенно о масштабах гонений на Церковь, о море пролитой крови исповедников ХХ века. Не знал также и о трудных хрущевских временах, когда тернопольские партийные чиновники проводили в жизнь секретные атеистические директивы ЦК и местная милиция устраивала облавы в Почаевской лавре. Тогда заливали кельи водой из пожарных гидрантов, монахов заталкивали в грузовики… Многие попали в тюрьмы «за нарушение паспортного режима».

Увидел людей с котомками и с молитвословами в руках, разместившихся в каменных нишах длинной лестницы, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова, с ликами всех святых, «в земле Российской просиявших». С икон глядели равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, убиенные дети крестителя Руси – юные князья Борис и Глеб, затем Киево-Печерские угодники, потом – святые эпох Александра Невского и Сергия Радонежского, преподобный Иов Почаевский и далее в великом множестве – преподобные, мученики, юродивые – до Димитрия Ростовского и Серафима Саровского (а позже здесь появятся лики новомучеников и исповедников XX, самого кровавого, века и новопрославленного нашего современника – преподобного Амфилохия Почаевского († 1971).

«Здесь какая-то тайна», – подумал тогда в удивлении…

Начало 1990-х: последние гонения

В конце 1980-х и начале 1990-х годов по западным регионам Украины прокатилась жуткая по сути своей и масштабам политическая волна захватов православных храмов греко-католиками, с легкой руки М.С. Горбачева получивших официальный статус, но без соответствующих директив о том, как быть с церковным имуществом и в каких храмах им молиться. И вынырнули из немецкого оккупационного прошлого, как восстали из небытия, самостийныки-автокефалы, возглавляемые маниакально одержимыми нардепами и новыми политическими вожаками. Тогда уже были захвачены кафедральные соборы во Львове, Ивано-Франковске. В Луцке, Тернополе и Ровно верующие на молитву в соборах закрывались, а разъяренная толпа националистов едва удерживалась кордонами милиции.

Почаевская братия пишет письмо в ООН в защиту Лавры, 1963 год.

Митрополит Владимир, прибывший на Киевскую кафедру в 1992 году, попросил нас, малочисленных журналистов, поддержавших каноническую Церковь на страницах печати, посетить западноукраинские регионы. Помню, как мы жались на крохотном пятачке ступенек перед Луцким кафедральным собором, а внизу – бушующее море разъяренной толпы в оцеплении ОМОНа, с палками и плакатами вроде «Геть Московську Церкву!» Помню и 20-километровый крестный ход из Кременца в Почаев в поддержку осажденной Почаевской лавры. Врезался в память газетный заголовок – как квинтэссенция происходившего: «Храм закрыт. На ступеньках кровь…»

Запомнил тогда строгие лица братии в углубленной молитве в Успенском и Троицком лаврских храмах, акафисты и бесконечные молебны, молитвенные возгласы: «Спаси и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию…» И автобусы националистического Руха, перегораживающие вход в Почаевскую лавру.

И всплывало перед глазами панорамное изображение на стене Успенского собора турецко-татарской облоги Почаева в XVII веке, когда по молитвам явившихся над монастырем Божией Матери и Иова Почаевского вражеские стрелы чудесным образом были повернуты вспять и поражали потрясенных видением врагов. И на исходе XX века лавра, как и тогда, выстояла. Но и по сей день в предночные часы почаевские иноки обходят с молитвой, с горящими свечными фонарями и хоругвями древнюю обитель…

Читайте также:
Рафаил Карелин: биография отца, проповеди и книги, путь

Знакомство с монашеским укладом

В начале 1990-х территория лавры выглядела совсем иначе, чем сейчас. Не было мощенных белым камнем аллей, миниатюрных часовен, изящной златоглавой альтанки, под сенью которой размещается выносной престол, где служится Божественная литургия в дни великих праздников, когда все пришедшие помолиться не вмещаются в лаврских церквях и тогда вся огромная лаврская территория становится единым храмом под открытым небом. Так было при последнем посещении Почаевской лавры патриархом Кириллом 5 августа 2009 года, в день празднования чудотворной Почаевской иконы Божией Матери – около 50 тысяч человек пели тогда хором православный Символ веры.

1970-е годы

Тогда, в начале 1990-х, вместо грациозных корпусов гостиницы для паломников из-за высокого деревянного забора с колючей проволокой наверху выглядывали облупившиеся стены областной психиатрической лечебницы, в зарешеченных окнах которой можно было увидеть землистые лица умалишенных. Нас тогда по благословению наместника разместили в одной из монашеских келий, так что мы видели жизнь лавры изнутри. Видели, как в полумраке длинных коридоров обители появляются бесшумные фигуры братии в черных клобуках, спешащей на полунощницу в Успенский собор, соединенный с братскими корпусами средневековыми коридорами и скрытыми от мирских глаз монастырскими двориками.

Тогда впервые удалось послушать седоглавых старцев, помнящих своих наставников – почаевских насельников царского времени, – десятилетиями бережно хранящих наследие монашеского почаевского устава: в многочасовых, подобных афонским, богослужениях, пении, многочисленных послушаниях, даже в традиции выпечки монастырского хлеба и просфор. Не говоря уже о главном монашеском делании – молитве. И коль Сама Пречистая коснулась Своей стопой этих скал и оставила на ней Свой пречудный след, из которого проистек чудотворный хрустальный источник, то молятся иноки за весь мир, покрываемый Ее чудесным заступлением.

Запомнилась двухчасовая беседа в келье схиархимандрита Димитрия (Шивкеника, † 2005), очень почитаемого братией и в народе опытного духовника и исповедника паломников.

Мы сидели в полумраке сумерек, и отец Димитрий рассказывал о том, как мама в голодном детстве отвела его ребенком в монастырь, чтоб не умер с голоду, как он просыпался на ночные бдения, как полюбил Бога и Пресвятую Богородицу, как умирал от язвы кишечника уже в зрелом возрасте, 40 дней в Великий пост не принимал никакой пищи и не умер, а исцелился. И многое другое о любви Божией к людям, о смирении и терпении. И в его тихой речи была некая сладость, а когда большие настенные часы в его келье отмеряли очередные полчаса, он крестился и творил краткую молитву…

Тогда удалось записать на диктофон и сфотографировать (монахи, особенно пожилые, этого не любят) старейших насельников лавры, многие из которых прошли фронты, лагеря и тюрьмы. Они тогда одногласно оценили злодеяние филаретовского раскола и его лидера, и эти интервью удалось поместить в одном из крупных политических еженедельников Украины.

Запомнились еще некоторые послушники, одним из которых был бывший офицер-танкист, афганец, страдавший видениями кровавой войны со слезами и криками убиваемых мирных жителей. Здесь он нашел успокоение, и страшные видения прекратились, и он рассказал о том, как Матерь Божия его исцелила.

В горе. Откровение

Исповедь. Схиархимандрит Димитрий (Шивкенник,+2005)

Потом были и другие поездки в Почаев, одна из которых – после трагической гибели нашего 20-летнего сына в позапрошлом году. Мы тогда с супругой понесли свое горе по святым местам, ища утешения духовного у православных святынь. Тогда в моем журналистском блокноте появилась такая запись:

«Владыка наместник благословил нам 182-ю комнату в почаевской гостинице с удивительной панорамой зеленых полей, рощ, холмов, уходящих за горизонт, в синие дали, где уже далеко на востоке в бледно-голубой дымке земля соприкасается с небом. И воздух, напоенный цветущими летними травами, и птицы, и размеренные удары лаврского колокола, и в углу икона “Неупиваемая чаша”, и наши слезы пред ней об ушедшем Алеше, и усталость прожитого дня – все это покрывалось великой благодатью Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица, спаси нас!

Проснулся в 5 после крепкого сильного сна, подошел к растворенному окну и увидел малиновый шар солнца над синими далями – и возблагодарил Господа, Творца неба и земли. И пошел в Троицкий храм, построенный в древнерусском стиле, расписанный так, как было при преподобных Сергии Радонежском и Андрее Рублеве. Я исповедовался и стал у образа – чудотворного списка Почаевской Божией Матери – у медных перил и горящего подсвечника, на ступенях, ведущих к образу в киоте на возвышении. И смотрел на Ее потемневший лик сквозь белые, красные и розовые лилии, выставленные за медными перилами в керамической вазе, вдыхая их нектарное благоухание. И молился Царице Небесной, изливая свою душу и свое горе. И Она утешила меня, окаянного, причастием крови и плоти Сына Своего, во оставление грехов и жизнь вечную. И понял я душой, что все живы. И на ропот мой об Алеше послала мне Пресвятая мысль: “Так было надо”. И покой вошел в мое больное сердце. 2 июля 2009 года. Почаевская лавра».

Читайте также:
Карповская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

На светлых лестницах и в коридорах современной уютной гостиницы царила какая-то неуловимая чистота благодати одинаково настроенных на молитвенные труды людей. Пожилых и не очень, с детьми и подростками, юношей и дев… Они все приехали сюда к святыне молиться и напоминали своей молчаливой согласованностью сообщество древних христиан, у которых, по слову апостола, «все было едино». И сколько здесь разных судеб, думалось тогда, сколько слов и сокровенных воздыханий, устремленных к Богородице. Вот уж воистину свято место пусто не бывает…

Последний визит

Он был необычным и несколько тревожным. Дело в том, что в церковных СМИ появились странные обвинения в адрес почаевской братии и наместника о том, дескать, что в лавре нарушается таинство исповеди предвзятым отношением к исповедующимся, что лаврские священники выспрашивают у паломников нечто неподобающее, не допускают к причастию и накладывают непосильные епитимьи. И кроме всего прочего, наводнили весь Почаев листовками об угрозах от ИНН как печати антихриста и прочими апокалипсическими «страшилками».

Схиархимандрит Димитрий. Последнее фото.

«Куда дрейфует Почаев?» – взывал церковный журналист-священник к интернет-аудитории. На страницах электронных СМИ развернулась полемика по этому поводу, посыпались обвинения, но высказывались и трезвые слова защиты. Тех, кто защищал Почаев (в их числе был и авторитетный архимандрит, наместник крупного киевского монастыря), сравнивали с кликушами, называли мракобесами, «благо» сейчас в интернете выставляй, что хочешь, и пиши, о чем хочешь. Ругай патриархов и митрополитов, размещай свои «православные» демократические взгляды на индивидуальных блогах и в православных форумах. Тут уж бумаги нет, краснеть нечему…

Об этом думалось по дороге из Тернополя в Почаев, когда белый маршрутный «бусик» вез пассажиров по извилистому волынскому краю, и за каждым поворотом и подъемом открывался новый удивительный пейзаж. Вспомнился мне тогда почему-то один почивший Киево-Печерский схиигумен, прикованный к инвалидной коляске. Некогда боевой протоиерей, отец многодетного семейства, церковный строитель и молитвенник, он еще в непожилом возрасте был поражен тяжелым полиартритом, сковавшим его тело. И он ушел по договоренности с матушкой доживать век в Киево-Печерскую лавру и снискал у братии, прихожан и паломников большое почитание. Так вот, рассказывал отец Геронтий – так его нарекли в великой схиме, – что часто видит один и тот же сон: будто идет он бодро и радостно пешком через долины и горы – в Почаев, к Пресвятой Богородице.

Вот и Почаев. Я был на исповеди, говорил с насельниками, с братией, расспрашивал паломников и женщин, несущих послушание в паломнической гостинице. Наконец взял обширное интервью у наместника лавры архиепископа Владимира. И сделал свой журналистский вывод: критические статьи о лавре были предвзятыми и надуманными. Наместник рассказывал, как собирались по этому поводу лаврские соборы и как монахи-духовники делились своими впечатлениями.

Дело в том, что в лавру чаще всего едут с генеральной исповедью, часто с какой-то духовной проблемой, которую на приходе верующие разрешить не смогли. Архиепископ объяснил, что исповедь и прием паломников для духовных бесед – это уже монашеское послабление ради людей. Так как в монастырях в былые времена вообще не исповедовали: главным уделом братии была молитва. Но в наше время тотального атеизма люди ищут духовное убежище чаще всего в монастырях. Исповедующему иеромонаху порой приходится задавать вопросы, чтобы выяснить суть внутренней проблемы человека. Может, среди таких неопытных в духовной жизни людей, приехавших в лавру, и возникало недовольство почаевской исповедью.

К тому же, сюда и из окрестных католических, греко-католических городков и сел, из раскольничьих приходов едут люди и стремятся попасть к причастию. Так что священники лавры вынуждены спрашивать, откуда приехали, какого вероисповедания.

О злополучных ИНН

Говорили с наместником и об ИНН. Да, в почаевских листовках звучат предостережения на этот счет. Но вовсе не «страшильного» характера, а излагающие монашескую точку зрения. Но никто из братии не спрашивает у приходящих на исповедь, есть или нет у них идентификационный номер налогоплательщика. Наместник подтвердил, что есть официальное мнение Церкви по этому вопросу, и каждый вправе сам решать, с кодом жить или без оного.

И в моей записной книжке появилась такая запись: «Будучи обладателем ИНН и не усматривая в этом какой-то духовной опасности, я все же пытаюсь понять, почему люди так воспринимают новые информационные технологии? И я попробовал представить себе отца Иоанна Кронштадтского, святителя Феофана Затворника, богослова-архиерея Игнатия (Брянчанинова), переводившего святоотеческое наследие… Как бы они восприняли ИНН? Я думаю, что так же, как это сделал архиепископ Владимир. И не потому вовсе, что уже явилась печать антихриста, а потому, что такие явления плохо совместимы с внутренней свободой веры, неким индикатором духовного православного сознания. И вот эти “бабки”, которых мы так злобно высмеиваем, протестующие против ИНН у Верховной Рады, и крестные ходы в периоды политических неурядиц и оранжевых революционных потрясений – ведь это тоже диапазон самовыражения веры, точнее – реакции на процессы времени, мира, который, по слову Христа, во зле лежит. Вот в некоторых странах сексуальным рабыням вшивают чип для отслеживания их перемещения, камеры наблюдений сейчас практически везде простреливают пространство. А представим на минуту, что при этой технологии контроля поменялся политический режим и к власти пришел новый Нерон, который за одно крестное знамение предаст человека смерти. Ведь все это было в истории, и эти “бабки” всю жизнь ходили в храмы под надзором КГБ, и многие пожертвовали карьерой и благополучием, а иные и лагеря прошли. Не им ли со всей строгостью относиться к нововведениям? Мы, другое поколение, можем ли их понять? Я уж не говорю о том, что церковные журналисты должны блюсти Церковь от нападок и не подавать повод для соблазнов…»

Читайте также:
Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Новый храм почаевский

Впрочем, не хотелось завершать беседу на тревожной ноте. И владыка наместник рассказал о строительстве нового почаевского храма, в дополнение к двум существующим: Успенскому – конца ХVIII века и Троицкому – рубежа XIX и XX столетий. Храмы, как объяснил наместник, требуют реставрации и ухода, и часто приходится реставрационные работы проводить между богослужениями. К тому же, число паломников с каждым годом возрастает. Поэтому возникла идея строительства нового храма – в честь Преображения Господня. Это подарок Почаевской лавре и будущим поколениям от поколения начала ХХІ века. А Преображение – это и наше с вами личное преображение веры, преображение всех государств, всех народов некогда Святой Руси.

И отвечая собрату по перу, скажу свое мнение на поставленный им вопрос: «Куда дрейфует Почаев?»

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Успенская Почаевская лавра

История

Успенская Почаевская лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-41 гг. затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем.

Со временем Лавра стала приходить в запустение. Обитель была вновь устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 г. из Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. До перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

В 1596 г. монахи Почаевской лавры решительно выступили против унии. Во времена литовского правления на Волыни главными духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками унии были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†28 октября / 10 ноября 1651 г.), и священномученик Макарий, архимандрит Овручский († 1678 г.).

С 1713 по 1831 гг. монастырь находился под властью униатов. Возвращенная Православной Церкви, обитель в 1833 г. получила статус лавры (с присвоением ей четвертого места в числе тех, что существовали в Российской империи).

Во время Первой Мировой войны в 1915 г. монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. В мае 1916 г. приходят русские войска, но в сентябре 1920 г. Волынь занимают поляки, и Лавра переходит под юрисдикцию митрополита Варшавского и всей Польши. С 1939 г. обитель снова находится в молитвенном общении с Русской Церковью.

Читайте также:
Пафнутьев-Боровский монастырь: история, как попасть и добраться, отец, святыни и настоятели, престольные праздники

В августе 1990 г. торжества по случаю 750-летия обители возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

В 1991 г. при Лавре открыто духовное училище (с 1994 г. — Почаевская духовная семинария).

С 1997 г. монастырь имеет ставропигию Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

При Почаевской обители устроен Свято-Духов скит.

Храмы

  • собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. в честь свт. Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь блгв. вел. кн. Александра Невского);
  • храм прп. Иова Почаевского (пещерный);
  • Троицкий собор;
  • Похвальная церковь;
  • часовня в честь 400-летия перенесения Почаевской чудотворной иконы Божией Матери;
  • часовня в честь 2000-летия Рождества Христова;
  • Преображенский собор.

Святыни

Почаевская икона Божией Матери, отпечаток стопы Богородицы с целебным источником, мощи прп. Иова Почаевского и прп. Амфилохия Почаевского.

Богослужение

Полунощница в 5.00. Ранняя Божественная литургия ежедневно в 6.15, поздняя Литургия в 9.00; по воскресным и праздничным дням в 6.00 и 10.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

Храм во имя Всех Крымских святых и Феодора Стратилата в Алуште

Церковная постройка является истинным украшением Алушты — города-курорта, находящегося на южном берегу крымского полуострова. Храм славится архитектурной уникальностью и одухотворенной красотой внутреннего убранства.

Холм, на котором основывали собор Всех Крымский святых, наполнен живописными аллеями и располагает благодатной и завораживающей природой. С первых дней существования собор, освященный в честь великомученика Феодора, полюбился населению, став местом духовного воссоединения с Богом.

История создания храмового комплекса

Идея создания этого замечательного церковного комплекса принадлежит графу М. Воронцову, который чрезвычайно заботился о благоустройстве южной части крымского полуострова. Главным архитектором утвердили одесского мастера Г. Торичелли. Строительными работами руководил купец из Керчи К. Томазини, который прославился умением профессионально планировать возведение церковных приходов.

    Вопрос о том, в честь какого святого назовут собор, долгое время обсуждался духовенством, графом М. Воронцовым и православными верующими города Алушты. После долгих разногласий выбор пал на святого великомученика Феодор Стратилата, который всегда считался покровителем христианского воинства.

Еще о православных храмах:

История храма в XX столетии

В 1909 г. в ограде воздвигли каменную часовню, при основании которой в землю положили памятную доску, сделанную из меди. В храме Феодора Стратилата некоторое время служил отец Тимофей, который начинал свою деятельность в сане псаломщика.

В 1912 г. архиепископ Димитрий назначил его диаконом, а в 1921 святителя перевели в церковь Всех Святых города Симферополя. Отец Тимофей распрощался со свои прежним местом службы и в 1936 г. стал настоятелем собора Феодора Стратилата в Алуште.

С 1922 г. на территории всего Крыма шла жестокая борьба коммунизма против христианских святынь. Церковные сооружения закрывали, взрывали, грабили, священников арестовывали, а верующих беззаконно преследовали.

Община храма тайным образом собиралась в доме местного старосты. Здесь обсуждалась церковная жизнь, читалось Священное Писание. Отец Тимофей смиренно совершал богослужения, проводил обряды панихиды и крещения. В его проповедях слышалась скорбь о том, что большевики подавили истинную веру прихожан. Святитель отмечал, что Церковь и Бог были забыты, а власть отделила религию от государства. Он настаивал крепиться и продолжать ежедневные богослужения.

Здесь он проводил богослужения до своего ареста, прихожане чрезвычайно полюбили этого пастыря и восхваляли его доблесть и кротость характера. Тимофей мужественно держался на допросах и не признавал свою вину. Вскоре его и председателя церковной общины приговорили к смерти. Крымскую землю в очередной раз обагрила величественная кровь истинного христианина, до последних минут несшего собственный крест и представшего перед очами Всемилостивого Бога на Его Суде.

На заметку! В 1989 г. восстановили каменную часовню, разрушенную в советское время. Она была освящена в честь великомучеников Инны, Пинны и Риммы, которые являлись готами по национальности и жили рядом с Алуштой.

Эти христиане были учениками Андрея Первозванного и проповедовали в округе истинную веру. За то, что они отказались предать Иисуса, им пришлось погибнуть в тяжелейших условиях. Через семь лет после кончины великомучеников, их останки перенесли в место Аликс, которое сегодня называется Алуштой.

Период восстановления

Возрождение началось в конце 80-х гг. XX столетия, главными инициаторами выступили истинные христиане супруги Коробченко. Восстановительные работы проводились на деньги, выделенные из государственной казны, а также собранные православными прихожанами.

Неравнодушные к судьбе замечательного собора люди желали уберечь архитектурные и исторические памятники города. Супруги Коробченко проделали большой путь, чтобы уговорить местные власти дать разрешение на реконструкцию.

Главным архитектором назначили Л. Абдрахимова, работы продолжались в течение 13 лет. Однако уже 1989 г. в храме Феодора Стратилата прошел обряд литургии. Несмотря на плохое состояние убранства, здесь проводили ритуалы венчания и крещения, отмечали все православные праздники. Отец Михаил (Халюта) внес огромный вклад, чтобы церковная жизнь города Алушты не прекращалась. Восстановление полностью завершили в 2002 г.

Читайте также:
Троицкая Сергиева лавра: история и адрес монастыря, храмы и постройки

На заметку! Разрешение на реставрационные работы (1988 г.) совпало с днем тысячелетия принятия христианского учения на Руси. Священнослужители впервые установили престольный праздник, вспоминающий имена всех Крымских святых — 28 декабря. Великомученика Феодора в храме Алушты вспоминают 8 февраля.

Читайте о духовной жизни:

Архитектура нового облика храма

Долгая реконструкция привела к тому, что храм Всех Святых Крыма расцвел в своей изначальной красе.

    Центральный вход украшен богатым орнаментом, а длинный переход, который освещают большие стрельчатые окна, ведет православных прихожан в основной зал.

Как добраться

Церковь всех крымских святых находится на возвышении и привлекает местных прихожан интересной архитектурой и благоприятным внутренним убранством. Как и многие подобные сооружения, храм прошел периоды становления, разрушения и недавней реставрации.

Сегодня он дружелюбно открывает двери для всех желающих.

Храм Всех Крымских святых находится на улице В. Хромых № 16. Необходимо добраться на троллейбусе № 51 или 53 до остановки «Советская площадь, а далее пройти пешком до места назначения.

Богослужения здесь проводятся ежедневно, вход — свободный.

Ближайшими гостиницами для приезжих являются: «Москва», «Алушта» и отель «Ренессанс».

С 1992 г. в храме Алушты возродили традицию купания в море на Крещенскую ночь. Для торжества прихожане шили специальные рубашки. В день празднования верующие выходят из храма с зажженными свечами, идут к Черному морю, поют молебны и начинают купание ровно в полночь.

Храм во имя всех Крымских святых и великомученика Феодора Стратилата (Алушта)

Мiръ Россия Республика Крым Алушта Храм во имя всех Крымских святых и великомученика Феодора Стратилата (Алушта)

Храм во имя всех Крымских святых и великомученика Феодора Стратилата — православный храм в Алуште, был возведен в 40-х годах XIX века, освящен в 1842 году. Известный одесский архитектор Г. Торичелли спроектировал церковь в псевдоготическом стиле.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Престольные праздники
  • 3 Как добраться
  • 4 Фото
  • 5 Ссылки

История [ править ]

История создания церквей в Ялте и Алуште начинается с 1833 года, со времени утверждения проектов, представленных на конкурс.

Судя по документам, сохранившимся в государственном архиве Крыма, высочайшее утверждение получили проекты, предоставленные генерал-губернатором Новороссии графом М.С. Воронцовым, разработанные известным одесским архитектором Г.И. Торричелли (1796-1843).

За строительство церквей в Ялте и Алуште взялся Керченский купец I гильдии Карл Томазини, «имевший ранее большие подряды по постройкам зданий и церквей в губерниях Новороссийского края». Причем, в Алуште строил церковь его брат — Иван Томазини. Руководил строительством церквей в Алуште и Ялте (речь идет о церкви Иоанна Златоуста на Поликуре) архитектор Южного берега Крыма, сменивший Эльсона в 1834 году, Я. Колодин. Вместе с ним в строительстве принимали участие архитекторы Эшлиман и Дево.

Церковь построена была, как утверждают специалисты-искусствоведы, по типу сельских церквей Англии, с использованием готической архитектуры, как в фасадах, так и в интерьере. Для архитектуры 20-40-х годов XIX века в России было характерно романтическое направление эклектики с использованием элементов готики. Торричелли использует ряд приемов, характерных для готических костелов; щипцовое завершение боковых приделов (это можно увидеть и сейчас), колокольня с пирамидальным шатровым завершением (не сохранилась), стрельчатая форма оконных и дверных проемов (сохранилась), окна украшали цветные витражи. Судя по старым фотографиям и гравюрам с видами Алушты, колокольня храма служила градостроительной доминантой всего города.

Иконостас был выполнен мещанином Черниговской губернии Пантелеймоном Бочаровым. Кроме иконостаса храм украсили «двадцатью праздничными иконами по 20 руб. каждая». В 1841 году по чертежам губернского архитектора С. Дево вокруг церкви была возведена прямоугольная металлическая ограда на каменных столбах.

Церковь во имя вмч. Феодора Стратилата была освящена в 1842 г. 30 ноября/13 декабря н.ст. в день памяти ап. Андрея Первозванного.Первым священником был протоиерей Михаил Родионов, который в 1851 году был назначен благочинным Крымских церквей.

В этом храме некоторое время служил священномученик Тимофей Изотов (1875-1938). Он родился и вырос в Симферополе, учился в церковно-приходской школе и любил прислуживать в храме. В 1909 году его приняли в штат кафедрального Алексондро-Невского собора псаломщиком. В 1912 году Тимофей Изотов был рукоположен архиепископом Димитрием (Абашидзе) в сан диакона. В 1916 году его перевели в Ялту в храм вмч. Феодора Тирона, а в 1921 году он стал священником церкви Всех Святых в Симферополе и служил в ней 6 лет.

В 1922 году во всех храмах Крыма изымали ценные предметы. Пришлось и отцу Тимофею, скорбя в душе, отдать комиссии все, что потребовали. В 1928 году архиепископ Дионисий (Прозоровский) рукоположил диакона Тимофея в сан иерея и направил в село Новопавловку. Через 8 лет, в сентябре 1936 года архиепископ Порфирий (Гулевич) перевел его священником в алуштинский храм вмч. Феодора Стратилата, где он служил до своего ареста.

Читайте также:
Шахтинская епархия: храмы и указы, структура, история

Прихожане полюбили своего пастыря за твердую веру, мужество и кротость нрава. Время было тревожное: церкви закрывали, священников арестовывали, верующих преследовали. Община алуштинского храма после церковных служб собирались дома у старосты Матроны Яковлевны Левут. В тайне от посторонних обсуждали церковную жизнь, читали Священное Писание, отец Тимофей совершал молебны и панихиды, крестил детей. Произнося перед членами общины проповеди, с горечью отмечал, что «с приходом советской власти вера в Бога среди населения с каждым днем все падает. Люди даже забывают Церковь и Бога, власть отделила церковь от государства и все время преследует духовенство, религия вообще везде и всюду преследуется. Настало самое тяжелое время. Надо смиренно и терпеливо вести религиозную работу среди населения, нам надо сплотиться».

Но не все смогли выдержать давление властей, две женщины вышли из церковной двадцатки. Это дало законный повод закрыть храм.

8 февраля 1938 года отец Тимофей Изотов был арестован, на допросах держался твердо, виновным себя не признал. Через восемь дней настоятеля алуштинского храма Тимофея Спиридоновича Изотова и председателя церковной двадцатки Гавриила Алексеевича Пасевича приговорили к смерти. В который раз крымская земля обагрилась невинной кровью истинного христианина, до конца пронесшего крест свой и представшего перед престолом Господа вечным молитвенником за нас.

Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви священномученик Тимофей Изотов причислен к лику местночтимых святых.

После Октябрьского переворота начались гонения на верующих и церковнослужителей. В 1930-е годы, расстреляли диакона храма — Никандра Сакуна, а настоятеля Петра Сербинова четыре раза сажали в тюрьму и выпускали по ходатайству жителей, пока окончательно не сослали в дикую глушь^ где он вскоре и скончался от голода и лишений. В 1938 году был расстрелян алуштинский священник Тимофей Изотов, храм был закрыт.

Открыта церковь была в 1944 году, окончательно закрыта в 1962 году; была разрушена колокольня, на её месте построен стеклянный павильон для танцев. В здании храма устроили клуб «Строитель», при этом его несколько раз перестраивали.

Храм был восстановлен благодаря неравнодушным людям, алуштинцам, которые старались сберечь исторические и архитектурные ценности своего города. Еще в 80-х годах семья Коробченко, Анна Ивановна и Сергей Тимофеевич, начали обивать пороги высоких кабинетов не только в Крыму, но и в Москве. Они просили восстановить храм в честь вмч. Феодора Стратилата, уберечь его от полного разрушения. Средства на реконструкцию выделил город, помогали и прихожане.

После проведенной реконструкции храм предстал во всей своей красе. Двери центрального входа украшены богатой резьбой, длинный переход с высокими стрельчатыми окнами по обеим стенам ведет прихожан в центральный зал. Основная часть храма представляет собой в плане квадрат. Углы кровли, так же, как и у колокольни, украшают кресты на тонких башенках. Необычен световой барабан, он не многогранный или круглый, как обычно, а низкий и квадратный, С каждой стороны в барабане устроены по три полукруглых окна, через которые свет проникает внутрь зала. Храм венчает крест, установленный на большой купол луковичной формы. Реставраторы удачно покрасили внешние стены, сочетание светлого и серого цветов придает церкви необыкновенное очарование. Художники С, Маркин и А. Губский украсили фасад мозаичной иконой вмч. Феодора Стратилата. В 1992 году над центральным входом поднялась трехъярусная колокольня высотой в 37 м., взамен утраченной. Выстроен новый притвор, потолок которого украшен фреской «Покрова Пресвятой Богородицы».

Разрешение на восстановление храма совпало с 1000-летием принятия христианства на Руси (1988 год). Впервые был установлен праздник в честь всех Крымских Святых (28 декабря). Поэтому и восстановленный храм был освящен во честь всех Крымских Святых и вмч. Феодора Стратилата.

В 1995 году специалисты специального научно-производственной фирмы «Крым-авиамонтаж» и крымского государственного предприятия «Заводское» за короткое время, несмотря на холодную погоду, ветер и мокрый снег, вертолетом подняли на 23-метровую колокольню купол, луковицу и позолоченный крест.

Храм крымских святых и Феодора Стратилата в Алуште

Церковь всех крымских святых в Алуште является достопримечательностью города и привлекает гостей и туристов Крыма прежде всего необычной архитектурой. С первого взгляда непонятно, православный ли это храм? Развеет сомнения история его возведения.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Храм всех святых на карте

Располагается церковь в центре городской черты, рядом с Пожарной частью, ЗАГСом, отелями «Мечта» и «Крым», ЖД-кассами и культурно-досуговым центром «Дом творчества Подмосковье».

История становления и существования

Еще в 1833 г. объявили конкурс проектов для возведения этого храма в Алуште, инициатором которого был Михаил Семенович Воронцов. Граф вырос в Англии, что повлияло на его вкус. Одесский архитектор, уроженец г. Лугано (Италия), Георгий Торричелли мастерски разработал проект церкви, внешний вид которой понравился Воронцову.

Читайте также:
Тобольская епархия: церкви и монастыри, приходы и духовенство

Еще до закладки первого камня не могли определиться, в честь какого святого освятить храм. После раздумий остановились на великомученике Феодоре Стратилате, покровителе христианского воинства. Тогда же подписали контракт по изготовлению иконостаса с Пантелеймоном Бочаровым, на него возложили работы и по внутреннему благоустройству.

Комплекс возводили на протяжении 6 лет (1836-1842 гг.). С каждым годом благодаря пожертвованиям прихожан и состоятельных благодетелей его территория обустраивалась. В 1886 г. для местных детей открыла свою дверь церковно-приходская школа, а в 1906 г. построили часовню. Вокруг храма возвели добротную ограду на каменных столбах.

Годы лихолетий

Период атеистической пропаганды для сакрального объекта, его священнослужителей и прихожан стал по-настоящему трагическим. Согласно постановлению об изъятии церковных ценностей, предметы церковной утвари, а также иконные ризы и другие ценные предметы вывозили.

Священники подверглись гонению. И хотя собор закрыли, настоятель о. Тимофей (Изотов) продолжал совершать таинство крещения детей прихожан в квартире старосты церкви. Властям это стало известно, батюшку арестовали и обвинили в контрреволюционной агитации. После многочисленных допросов в феврале 1938 г. Тимофея расстреляли и погребли в общей могиле.

В 1998 г. иерея Тимофея причислили к местночтимым святым угодникам земли Крымской (празднуется 10 марта), а в 2000 г. к собору новомучеников и исповедников Российских (празднование припадает на первое воскресенье после 21 января).

В годы войны, когда Сталин разрешил частичную легализацию церкви, в 1944 в Феодоровском храме возобновились богослужения. Но сталинская «оттепель» длилась недолго – в 1962 г. пришла антирелигиозная кампания Н.С. Хрущева. Началась новая волна гонений. Храм переоборудовали в клуб, богослужения запретили, колокольню разрушили и тут устроили площадку для танцев.

Архитектура и святыни Всехсвятского храма

Его внешний вид очень схож на английскую сельскую церковь. В архитектуре и интерьере выражено влияние готического стиля: башня западного фасада величественно возвышена, тогда как обычно акцент ставится на центральной башенке храмов, оконные и дверные проемы стрельчатой формы. Нет привычных округлых бань и апсид. Звонницу завершает шатровый купол, который в конце XIX был шпилевидным. Сохранились дореволюционные фото, на которых колокольня запечатлена в первозданном виде.

Отличался формой и являлся главным украшением собора иконостас. На голубом фоне выделялись декоративные элементы из липы. Рамы и карнизы выкрасили «под золото», но стоит сказать, что местами присутствовало и червонное золото, и серебро (на царских вратах). Написанные искусными мастерами иконы для иконостаса, во избежание трещин, покрыли специальным лаком. При изготовлении все продумали до мелочей, даже небольшие металлические элементы (петли, крепления для образов) являлись частью декора.

Святыни

Святыни, которые находились тут до революции, утеряны в богоборческий отрезок истории. Но сегодня в городе Алушта Храм всех святых – объект, где хранится редкая икона «Собор Крымских святых», которую написал Виктор Федорович Блинов, талантливый мастер, прошедший обучение в Холуйском художественном училище (Холуи сохраняют традицию древнерусской живописи). На ней, кроме многих святителей, изображена и царица Феодора Сурожская (Сугдейская). Ее мужественный и легендарный образ передается в сказаниях о Судаке, о Генуэзской крепости.

Возрождение храма

В 80-х гг. активные жители Алушты подняли вопрос о возрождении городской достопримечательности. Из бюджета выделили средства для реконструкции, к благому делу подключились неравнодушные горожане и местные предприниматели. В этот период комплекс приобрел новое название, его освятили в честь всех крымских святых.

При реконструкции в 1992 г. заново построили трехъярусную колокольню. Внешне она повторяет ту, которую разрушили в богоборческое время, но на шатровом куполе добавили одну большую луковицу с крестом и четыре маленьких на декоративных башенках по углам крыши.

Сегодня горожане любуются восстановленным храмом и вновь слышат звон колоколов. Но, к сожалению, здания, которые раньше принадлежали церкви (дом для священника, паломников и церковнослужащих, приходская школа, хозяйственные постройки) не удалось вернуть. Сейчас они принадлежат государству и там размещены различные службы.

Теперь воскресная школа-учреждение ютится в небольшом помещении при храме. Здесь же проходят занятия художественного кружка и обучение вышивке. По воскресеньям, после службы, организуются встречи православной молодежи.

Жители Алушты сейчас ведут активную деятельность по возвращению храмовых помещений, собирают подписи и подают списки в городскую администрацию с просьбой сохранить историческое наследие города. В будущем планируется открытие церковной библиотеки, выделить помещение, где могли бы разместить трапезную для неимущих (каждые выходные для них организовывают бесплатный обед, но под открытым небом). Летом тут проходит благотворительная ярмарка, где представлены поделки детей воскресной школы.

Читайте также:
Татарстанская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

Как добраться (доехать)?

Доехать до Всехсвятской церкви можно на любой маршрутке, идущей до остановки «Советская площадь», от которой нужно будет пройти на юг 300 м по улице 15 апреля.

На машине от центра города вы сможете добраться сюда самостоятельно:

Адрес, расписание служб

  • Адрес: улица Владимира Хромых, 14, Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.674698, 34.411167.
  • Телефоны: +7-36560-5-79-19, +7-978-713-06-49.
  • Официальный сайт:
  • Расписание богослужений: узнавайте по телефонам, приведенным выше.

Отдыхающие Алушты приезжают в эту церковь, которая впечатляет и внешней необычностью и красивым внутренним убранством. В иконной лавке подают записки о здравии родных и близких, приобретают духовную литературу, иконы, свечи. После посещения этого благодатного места они оставляют восторженные отзывы. В заключение предлагаем видео о нем, приятного просмотра!

Храм Феодора Стратилата в Алуште (Крым)

Город Алушта – популярнейший курорт на Южном берегу Крыма. Кроме этого, город является хранителем многих исторических достопримечательностей, таких как башня крепости Алустон, дачи элиты позапрошлого и прошлого века, литературные музеи. Но сегодня нас интересует нечто другое – мы едем на экскурсию в Храм во имя всех Крымских святых и святого великомученика Феодора Стратилата, который мы будем называть просто Храмом Феодора Стратилата в Алуште.

Святой великомученик Феодор Стратилат

Великомученик Феодор Стратилат – христианский святой, родившийся в городе Евхаите и распятый в феврале 319 года в Гераклее . Упоминается в молебнах Православной церкви 8 февраля и 8 июня, Католической церкви – 7 февраля. Считается покровителем православных воинов.

Согласно жизнеописанию, Феодор был красивым, храбрым и талантливым юношей, жизнь которого прошла в годы правления императора Лициния. В это время происходили массовые гонения на христиан. Феодор служил в армии императора. По преданию, недалеко от Евхаита жил страшный змей в пещере на пустынном поле. Раз в день змей выбирался из своего логова и отправлялся на охоту – жертвой его могли стать и звери, и люди. Феодор решил избавить Евхаит от чудовища, и никого не оповестив о своем намерении, отправился в поле. После некоторых приключений ему удалось одержать победу над змеем. Жители города, увидевшие безжизненное тело змея, связали эту победу с верой Феодора , удивляясь силе христианства. За этот подвиг юношу назначили военачальником ( стратилатом ) в город Гераклею . Исполняя свои обязанности, Феодор непрестанно проповедовал христианство, сумев обратить в христианскую веру почти всех горожан. Когда об этом узнал император Лициний, он пригласил Феодора к себе. Но воевода Гераклеи обратился к императору с ответным приглашением, пообещав устроить прилюдно пышное жертвоприношение « официальным » языческим богам.

Лициний принял приглашение, прибыв в город с 8 тысячами воинов и множеством серебряных и золотых статуй эллинских богов. Встретив императора, Феодор попросил дать ему этих «богов» на ночь для личного жертвоприношения, пообещав наутро поклониться им прилюдно. За ночь он разбил все статуи, и роздал дорогие части нищим.

Узнавший об этом император был шокирован. Феодор же объяснил свой поступок верой в Христа и нежеланием менять эту веру на другую. Император велел казнить непокорного воеводу. Несколько дней Феодора Стратилата пытали: он был высечен, его рвали железными крюками, жгли огнем, морили голодом. В последний день вытерпевшего все страдания Феодора ослепили и распяли. Правда, есть иные версии смерти Святого, но они не противоречат праведности его жизни и тому подвигу, на который он решился, начав спор о вере с императором.

Во многих уголках планеты построены храмы в честь Феодора Стратилата : только в России церквей и часовен, посвященных этому святому около 60. И один из Храмов Феодора Стратилата находится в Алуште.

История Храма Феодора Стратилата в Алуште

Большой Храм Феодора Стратилата в Алуште решил возвести крымский губернатор граф М.С. Воронцов, прославившийся своей заботой о благоустройстве Южного берега Крыма. Проект, победивший в конкурсе проектов и утвержденный в 1833 году, подготовил известный одесский архитектор Г.И. Торичелли . Уже в ноябре 1842 года Храм Феодора Стратилата был освящен протоиереем Ялтинской церкви Сорокиным и священником Накропиным . Первым священником Храма стал отец Михаил Родионов .

Строительство Храма Феодора Стратилата велось на государственные средства. Кроме денег на строительные нужды, 3 316 рублей были выделены на церковную утварь. Иконостас из липы изготовили на средства черниговского мещанина Бочарова .

Храм Феодора Стратилата – архитектурный представитель стиля готики и напоминает церкви сельской Англии. В путеводителе по Алуште девятнадцатого века о Храме Феодора Стратилата говорится, что он является главным украшением города. Горожане быстро полюбили новую церковь и старались сделать ее еще благоустроенной и красивой, жертвуя на эти цели свои сбережения. Одним из главных меценатов был крупный промышленник Стахеев .

В начале двадцатого века в Храме Феодора Стратилата появились пономарня и ризница, новый престол . Средства на ремонт и реконструкцию церкви собирал священник Петр Сербинов . Но Октябрьская Революция, черной птицей ворвавшаяся в церковную жизнь России, не пощадила Храм: четырежды оказывался в заключении отец Петр Сербинов , дьякон Никандр Сакун был расстрелян. Однако служба в Храме не прекращалась до 1964 года, пока в его стенах не устроили клуб «Строитель». При этом колокольню разрушили, а само здание несколько раз перестраивали. Действительно, «строители»…

Читайте также:
Московская Сергиевская церковь в Бусинове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В восьмидесятых годах прошлого века Сергей Тимофеевич Коробченко и его супруга Анна Ивановна начали обивать пороги высоких московских кабинетов, прося восстановить Храм Феодора Стратилата в Алуште, уберечь его от полного разрушения. Их старания оказались успешными – вскоре город принялся за реконструкцию своего бывшего главного украшения.

Усилиями «всего мира» Храм был восстановлен и реконструирован: входные двери украсила богатая резьба, на углах кровли «присели» маленькие купола с крестами, появился главный «луковичный» купол с крестом, мозаичная икона на фасаде, новая колокольня. Обновленный Храм Феодора Стратилата освятили в честь Всех Святых Крыма. Вместе с восстановлением храма возродилась и древняя православная традиция – купание в море в Крещенскую ночь. В Крещение верующие идут к морю с зажжёнными свечами, поют молитвы и в полночь окунаются в холодную морскую воду. Говорят, что многие больные исцелились, совершая этот обряд.

Самостоятельная экскурсия

Стоит ли искать гидов для экскурсии в этот Храм? Ведь это так просто: приехать в Алушту, найти улицу В. Хромых , а на ней – прекрасный Храм в готическом стиле. Склонить голову и войти в этот Храм, вспоминая о всех, причастных к его судьбе – Феодоре Стратилате, графе Воронцове , архитекторе Торичелли, Петре Сербинове и Никандоре Сакуне , семье Коробченко и многих других, простых и хороших людях .

Храм во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата в г. Алушта

История создания церквей в Алуште начинается с 1833 года, со времени утверждения проектов, представленных на конкурс. Судя по документам, сохранившимся в государственном архиве Крыма, высочайшее утверждение получили проекты, предоставленные генерал-губернатором Новороссии графом М.С. Воронцовым, разработанные известным Одесским архитектором Г.И. Торричелли (1796-1843). За строительство церквей в Ялте и Алуште взялся Керченский купец I гильдии Карл Томазини, «имевший ранее большие подряды по постройкам зданий и церквей в губерниях Новороссийского края». Причем, в Алуште строил церковь его брат – Иван Томазини. Руководил строительством церквей в Алуште и Ялте (речь идет о церкви Иоанна Златоуста на Поликуре архитектор Южного берега Крыма, сменивший Эльсона в 1834 году, Я. Колодин. Вместе с ним в строительстве принимали участие архитекторы Эшлиман и Дево. Церковь построена была, как утверждают специалисты-искусствоведы, по типу сельских церквей Англии, с использованием готической архитектуры, как в фасадах, так и в интерьере. Для архитектуры 20-40-х годов XIX века в России было характерно романтическое направление эклектики с использованием элементов готики. Торричелли использует ряд приемов, характерных для готических костелов; щипцовое завершение боковых приделов (это можно увидеть и сейчас), колокольня с пирамидальным шатровым завершением (не сохранилась), стрельчатая форма оконных и дверных проемов (сохранилась), окна украшали цветные витражи. Судя по старым фотографиям и гравюрам с видами Алушты, колокольня храма служила градостроительной доминантой всего города. Иконостас был выполнен мещанином Черниговской губернии Пантелеймоном Бочаровым. Кроме иконостаса храм украсили «двадцатью праздничными иконами по 20 руб. каждая, на досках квадратно в Уз аршина каждая». В 1841 году по чертежам губернского архитектора С. Дево вокруг церкви была возведена прямоугольная металлическая ограда на каменных столбах. Таврическая епархия подчинена была архиепископу Херсонскому и Таврическому Гавриилу, который назначил освящение церкви нашей и священника. Как видим, церковь во имя Феодора Стратилата была освящена 30 ноября 1842 года. И это не случайно: ведь в этот день Святая церковь празднует память Андрея Первозванного, с именем которого в Тавриде много связано. Первым священником был протоиерей Михаил Родионов. Очевидно, человеком он был умным, и честным, и благостным, ибо уже в 1851 году был благочинным Крымских церквей.Процветала вплоть до революции.

В алуштинском храме служил священномученик Тимофей Изотов (1875-1938). Он родился и вырос в Симферополе, учился в церковно-приходской школе и любил прислуживать в храме. В 1909 году его приняли в штат кафедрального Алексондро-Невского собора псаломщиком. В 1912 году Тимофей Изотов был рукоположен архиепископом Димитрием (Абашидзе) в сан диакона. В 1916 году его перевели в Ялту в храм феодо-ра Тирона, а в 1921 году он стал свяшенником церкви Всех Святых в Симферополе и служил в ней 6 лет. В 1922 году во Всех храмах Крыма изымали ценные предметы. Пришлось и отцу Тимофею, скорбя в душе, отдать комиссии все, что потребовали. В 1928 году архиепископ Дионисий (Прозоровский) рукоположил диакона Тимофея в сан иерея и направил в село Новопав-ловку. Через 8 лет, в сентябре 1936 года архиепископ Порфирий (Гулевич) перевел его священником в алуштинский храм Феодора Стратилата, где он служил до своего ареста. Прихожане полюбили своего пастыря за твердую веру, мужество и кротость нрава. Время было тревожное: церкви закрывали, священников арестовывали, верующих преследовали. Община алуштинского храма после церковных служб собирались дома у старосты Матроны Яковлевны Леву т. В тайне от посторонних обсуждали церковную жизнь, читали Священное Писание, отец Тимофей совершал молебны и панихиды, крестил детей. Произнося перед членами общины проповеди, с горечью отмечал, что “с приходом советской власти вера в Бога среди населения с каждым днем все падает. Люди даже забывают Церковь и Бога, власть отделила церковь от государства и все время преследует духовенство, религия вообще везде и всюду преследуется. Настало самое тяжелое время. Надо смиренно и терпеливо вести религиозную работу среди населения, нам надо сплотиться”. Но не все смогли выдержать давление властей, две женщины вышли из церковной двадцатки. Это дало законный повод закрыть храм. 8 февраля 1938 года отец Тимофей Изотов был арестован, на допросах держался твердо, виновным себя не признал. Через восемь дней настоятеля алуштинского храма Тимофея Спиридоно-вича Изотова и председателя церковной двадцатки Гавриила Алексеевича Пасевича приговорили к смерти. В который раз крымская земля обагрилась невинной кровью истинного христианина, до конца пронесшего крест свой и представшего перед престолом Господа вечным молитвенником за нас. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви иерей Тимофей Изотов причислен к лику местночти-мых святых.

Читайте также:
Святогорская Лавра: где находится, история и адрес, описание

После Октябрьского переворота начались гонения на верующих и церковнослужителей. В 1930-е годы, когда сажали по ничтожному поводу и без повода, расстреляли дьякона нашей церкви – Никандра Сакуна, а настоятеля Петра Сербинова четыре раза сажали в тюрьму и выпускали по ходатайству жителей, пока окончательно не сослали в дикую глушь, где он вскоре и скончался от голода и лишений, В 1938 году был расстрелян алуштинский священник Тимофей Изотов. Снова закрыли храм, открыли же в 1944 году, пока совсем не закрыли в 1962 году, разрушили колокольню, на месте ее пристроили стеклянный павильон для танцев. Трагической оказалась судьба и других священнослужителей: был расстрелян дьякон Никандр Сакун, а отец Петр Сербинов четыре раза оказывался за тюремной решеткой, но по просьбам прихожан выходил на свободу, пока его не сослали. Молились в храме во время Великой Отечественной войны и после установления мира. Двери храма закрылись в 1964 году. В здании устроили клуб “Строитель”, при этом его несколько раз перестраивали, колокольню вовсе разрушили, и бывший храм утратил свой первоначальный облик.
Возрождённый Храм

Восстановлен он благодаря неравнодушным людям, алуштинцам, которые стараются сберечь исторические и архитектурные ценности своего города. Еще в 80-х годах семья Коробченко, Анна Ивановна и Сергей Тимофеевич, начали обивать пороги высоких кабинетов не только в Крыму, но и в Москве. Они просили восстановить храм в честь святого Феодора Стратилата, уберечь его от полного разрушения. Средства на реконструкцию выделил город, помогали и прихожане. После проведенной реконструкции храм предстал во всей своей красе. Двери центрального входа украшены богатой резьбой, длинный переход с высокими стрельчатыми окнами по обеим стенам ведет прихожан в центральный зал. Основная часть храма представляет собой в плане квадрат. Углы кровли, так же, как и у колокольни, украшают кресты на тонких башенках. Необычен световой барабан, он не многогранный или круглый, как обычно, а низкий и квадратный, С каждой стороны в барабане устроены по три полукруглых окна, через которые свет проникает внутрь зала. Храм венчает крест, установленный на большой купол луковичной формы. Реставраторы удачно покрасили внешние стены, сочетание светлого и серого цветов придает церкви необыкновенное очарование. Художники С, Маркин и А. Губский украсили фасад мозаичной иконой святого Феодора Стратилата. Прямо над центральным входом поднялась трехъярусная колокольня, стройная и легкая, она очень хорошо смотрится на фоне живописной горы Демерджи. В 1995 году специалисты специального научно-производственной фирмы “Крым-авиамонтаж” и крымского государственного предприятия “Заводское” за короткое время, несмотря на холодную погоду, ветер и мокрый снег, вертолетом подняли на 23-метровую колокольню купол, луковицу и позолоченный крест.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: