Успенский монастырь в Красноярске: история и адрес, описание, святыни

Красноярск. Успенский мужской монастырь.

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Мужской общежительный монастырь, созданный в 1879 г. на земле, пожертвованной городским обществом под монастырь, по инициативе епископа Антония (Николаевского), был немноголюден. Окончательно закрыт в 1921 г., занят школой-коммуной. С 1946 г. – дом отдыха учителей, позже пионерский лагерь, часть построек сломана. Восстановлен в 2000 г. В 1887 г. в монастыре были уже следующие постройки: Главный каменный корпус, здание одноэтажное; деревянный корпус с домовой церковью во имя св. великомученика Пантелеимона: флигель 5-стенный; амбар 5-стенный; коровник 6-стенный; каретник двухэтажный 6-стенный; хозпостройки – летняя кухня для квартирантов монастыря и каменная кузница Монастырь был основан в шести верстах на запад от Красноярска, вверх по течению реки Енисей. В августе 1879 г. по распоряжению правительства к монастырю отмежеваны земельные угодья – луга, леса и рыбньие ловли, в количестве 4602 десятин, и 2080 квадратных сажен, расположенные в Канском округе по реке Мане. В монастыре до 1918 г. проживало 200 насельников.

Е. Успенский монастырь, общежительный, в 6 верстах от города Красноярска. Основан в 1878 году. При монастыре отделение Енисейской миссии, мужская школа иконописания и ремесел для сирот всех сословий, богадельня, больница для духовенства всей епархии и странноприимница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Проект монастырского ансамбля разработан иеромонахом Зосимой. Здание келейного корпуса заложено в июне 1874 г. Строительство келейного корпуса осуществлено в 1879-1883 гг. под надзором архитекторов С. Нюхалова и А. Лассовского. В ходе ремонта 1914 года в трапезной была устроена Пантелеймоновская церковь, перенесенная из архиерейского дома, располагавшегося на территории монастыря. На северном фасаде корпуса была устроена паперть в виде деревянного крыльца с крышей, покрытой железом.

Здание келейного корпуса расположено на берегу Енисея. Протяженное одноэтажное здание П-образной формы имеет коридорную планировку: широкий продольный коридор делит здание на переднюю и заднюю половины, в которых расположены помещения жилого и хозяйственного назначения.

В центральной части передней половины здания две поперечные капитальные стены вычленяют крупное помещение (бывшая трапезная и домовая церковь); в юго-восточном углу здания расположено крупное квадратных пропорций помещение. Южный (речной) фасад здания имеет 45 осей. Ритмику членений фасадов братского корпуса создают широкие пилястры, перемежающие метрический строй оконных проемов, в котором выделяются более широкие проемы, ранее освещавшие коридоры. Декоративные элементы сосредоточены на вертикальных архитектурных линиях и вокруг дверных и оконных проемов, что выявляет конструктивную структуру здания и подчеркивает его устойчивый тектоничный образ. Плоскость верхней половины лопаток энергично вскрывается мощными изломами, в которых едва угадывается мотив поребрика. Нижняя половина лопаток украшена накладной филенкой, по форме напоминающая лист.

Оконные проемы охвачены кирпичной полочкой с различными по характеру “перехватами”, расположенными по обеим сторонам окон. Верхняя дугообразная часть полочки увенчивается двумя вариантами деталей: либо клинчатым замковым камнем, либо элементом, напоминающим “солнечную корону”. Декоративное обрамление окон включает “подоконные доски” в виде растянутого по горизонтали шестигранника с крестообразной деталью в центре. Оформление центральной части южного фасада несколько отличается от других фасадов. Окна имеют иной характер перемычки в виде треугольного подвышения, которое малогармонично сочетается с надоконной дугообразной бровкой. Пилястры этой части фасадов украшены небольшим киотцем с полуциркульным завершением. Внутри киотца помещена деталь — стилизованное изображение горящей свечи.

В 1914 году помещения здания были частично перепланированы. Утрачены элементы внутреннего убранства, главка с металлическим крестом над центральной частью здания.

В 2004 году архитектурной мастерской ООО «АП Мастерская Анатолия Блохина» по заказу настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря г. Красноярска Иерея Елисея был выполнен эскизный проект капитального ремонта.

Памятник церковной жилой архитектуры в формах «русского стиля» последней четверти XIX века c оригинальным декоративным убранством.

Желая с помощью иночества укрепить позиции Церкви в Красноярской губернии, в декабре 1873 г. епископ Антоний (Николаевский), третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П.И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». Проект всех зданий монастырского комплекса был разработан иеромонахом Зосимой. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 г.г. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников Преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения Указа Его Императорского Величества с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 г. была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.

Вплоть до 1881 г. Владыка Антоний, считающийся первым настоятелем монастыря, продолжает неустанные труды по строительству и благоустройству обители, преодолевая постоянно возникающие трудности. 15 мая 1881 г. епископ Антоний был переведен на Пензенскую кафедру, а каменный братский корпус обители, вероятно, был построен при его преемнике, епископе Исаакие (Положенском).

13 июля 1883 г. обители была Высочайше пожалована дача в Канском округе, однако она практически не использовалась за дальностью расстояния (около 300 верст). В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, из них 15 – дойные коровы. Арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 руб., а монастырь – 1 000 бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников.

Читайте также:
Николо-Угрешский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. В это смутное время хозяйство обители оказывается в плачевном положении, что в значительной мере было виной тогдашних наместников. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при Успенском монастыре устраивается детский приют для детей солдат, отправившихся на войну.

Несмотря на свержение власти большевиков, отчуждение монастырских земель продолжалось. В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок №2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов и монастыря и скита, к сожалению, неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: с 1920-1946 г. известная уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

Ныне Успенский мужской монастырь г. Красноярска – один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый за благочестие как в народе, так и в среде благотворителей, а также и многими руководителями властных и административных структур. Возрождавшийся с трудами и молитвами из руин не один год, сейчас вновь являет собой подлинную жемчужину в ожерелье храмов и обителей епархии, украшение красноярской земли.

Успенский монастырь расположен в удалении от центра города, на красивейшем берегу Енисея, является одним излюбленных мест молитвы горожан, любящих уединенный и скромный образ богослужения. Люди, уставшие от городской суеты, нередко посещают монастырь, ища не только общения со священнослужителями, избравшими иноческий образ жизни, но и желая оказаться в прекрасном природном ландшафте, в коем сочетаются намоленность и красота здешних мест. По договоренности с епархиальной паломнической службой, в маршрут экскурсионной поездки по храмам города включено посещение монастыря. Также сложилась традиция во время летних каникул проводить посещение богослужений и экскурсии по монастырю для детей, отдыхающих в близлежащих детских лагерях отдыха. Благодаря этому молодое поколение знакомится с историей монастыря, с традициями и уставом монастырской жизни.

С 26 июля 2012 г. и по сей день наместником Успенского мужского монастыря г. Красноярска является игумен Иннокентий (Нилов), опытный духовный руководитель, положивший много сил для устроения духовной жизни обители и созидания благолепия внешнего облика монастыря, который кардинально изменился за последние годы.

Сегодня монастырь действительно пережил второе рождение – реконструкцию, до неузнаваемости преобразившую обитель. Это стало возможно благодаря огромным усилиям правящего Архиерея Красноярской епархии митрополита Пантелеимона, наместника игумена Иннокентия (Нилова) и неоценимой помощи государства в лице губернатора края В.А. Толоконского, председателя Законодательно собрания края А.В. Усса и многих других.

В 2013-2015 г.г. выполнена реставрация корпуса. Произведены демонтажные работы, усиление фундамента, ремонт кирпичной кладки, сводов, помещений, фасадов, стропильной системы, замена кровли, устройство и наружных инженерных сетей, оконных и дверных заполнений, благоустройство территории, устройство кирпичной ограды.

Монастырские истории Красноярска

С трагическими и героическими страницами истории трех красноярских монастырей краевые журналисты познакомилась на медиафестивале «Спас на Енисее».

Символично, что в смутное время два красноярских монастыря были уничтожены. А третий – в такую же лихую годину — родился.

У дачное место силы

Храмы притягивают и православных паломников, и тех, кто просто любит красоту

Самым первым в Красноярске, а точнее в его окрестностях был создан Свято-Успенский мужской монастырь.

Сейчас его территория входит в границы города, а во время создания она находилась в нескольких верстах от них – у дач. Отсюда и название поселка, в котором сейчас располагается монастырь — Удачный.

Большинство красноярцев полагает, что это имя произошло от слова удача. Что ж, расположение поселка таково и в нем так много элитного жилья, что двойной смысл названия вполне оправдан.

Свято-Успенский мужской монастырь начал строиться в 1874 году, а освящен был в 1879-м. После этого он очень быстро разросся в большую обитель. В хозяйстве насельников насчитывалось более 20 голов рогатого скота, имелись швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни, иконописное училище, множество служб и построек.

Территория монастыря открыта для горожан

В то время монастыри превращались не только в духовные, но и в важные хозяйственные центры. Вот и Свято-Успенский монастырь производил продукцию и для внутреннего потребления, и для дачников, живших рядом, и для Красноярска.

После революции и Гражданской войны монастырь был закрыт, земли и имущество конфисковано.

Монахи, не пожелавшие покинуть обитель, были расстреляны. На месте их гибели сейчас возведен мемориал – он считается у паломников местом силы, сюда приходят помолиться о здоровье и всякой прочей нужде.

Читайте также:
Богоявленский собор в Ногинске: история, описание и адрес храма, святыни, праздники

После закрытия обители, на ее территории были образованы школа-коммуна, сыпно-тифозный госпиталь, затем санаторий. Постройки приходили в упадок и со временем были брошены.

Году в 1980 мы с друзьями случайно попали на участок, когда-то принадлежавший монастырю. Под ногами валялись обломки стен, черепки, истлевшие обрывки парчовых тканей. Путешествие наше не затянулось – разруха угнетала.

Вид на восстановленный монастырь с высоты птичьего полета

Восстановление монастыря началось после 2000 года, когда был официально подписан акт приема-передачи строений церкви — общий износ главного здания тогда составлял 87 %.

Сейчас усилиями епархии и меценатов монастырь не просто возрожден – он превращен в настоящий духовно-культурный центр.

На его территории находятся храм Успения Пресвятой Богородицы, келейный корпус, две небольшие деревянные церкви — святого преподобного благоверного князя Олега Брянского и святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Одна из главных святынь храма — башмачок чудотворца Спиридона Тримифунтского

В 2015 году здесь был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» по изначальному проекту известного красноярского архитектора Леонида Чернышёва, разработанному еще в 1914 году.

Рядом возведен культурно-исторический центр «Успенский». В нем регулярно проходят выставки, творческие занятия и мастер-классы для детей и взрослых.

Территория монастыря – место притяжения не только православных паломников, но и далеких от веры людей. Жители Красноярска приезжают сюда просто отдохнуть душой.

Не осталось даже имени

Знаменский женский монастырь образовался в 1888 году из общины, устроенной при одноименной церкви стекольного завода и был с ним тесно связан.

Бывшая территория завода усыпана грудами стекла

История самого завода тоже весьма интересна. Организовал его чиновник — коллежский советник, участник войны 1812 года, кавалер ордена Святой Анны Иван Иванович Коновалов. Он служил в губернском управлении, часто выезжал по делам, был человеком очень деятельным.

В одну из поездок Коновалов заметил в 48 верстах от Красноярска россыпи кварцевого песка пригодные для производства стекла – рядом с рекой Качей, что немаловажно для пожароопасного предприятия.

В то время в Сибири стекло не производили. Его везли за тысячи верст по колдобинам извечной российской проблемы – до появления Транссибирской магистрали оставалось еще около 80 лет. Целым довозили немногое и обходилось оно очень дорого. Из-за чего, как писал тогдашний губернатор Александр Петрович Степанов в своей книге «Енисейская губерния», дома в городах имели безобразный вид:

В 1823 году селения и окрестные города Енисейской губернии были обезображены слюдяными и пузырными окнами; в самом губернском городе находились некоторые улицы с подобными…

Прошение на освоение участка под стекольное производство в 1823 году подала мать Коновалова – сам он, как бы сейчас сказали, побоялся конфликта интересов. Но управлял заводами очень успешно – вскоре Красноярск снабжал стеклом и Томскую, и Иркутскую губернии.

Поселок при заводе разросся до пятидесяти строений. Называли его Знаменским – по церкви Знамения пресвятой Богородицы, возведенном при заводе.

Сейчас об успешном производстве напоминают только живописные развалины

После смерти Коновалова предприятие несколько раз сдавали в аренду, но оно оставалось одним из самых масштабных в губернии, хотя источники сырья постепенно истощались, и оно обходилось уже не так дешево. Владельцы завода планировали передать его женскому монастырю.

Еще в 1881 году недалеко от Знаменской церкви стали строить монастырский корпус, и в 1888-м был основан женский Знаменский общежитский монастырь.

Обитель вела очень успешную хозяйственную деятельность. Здесь имелся свой свечной завод, живописные и швейная мастерские, кузня, баня, башмачная, в которой трудились сами монахини. Имелась собственная пасека. Были организованы двухклассная школа для девочек, дом престарелых. В Красноярске, Ачинске и Минусинске имелись подворья для хранения и продажи свечей.

Монастырь владел недвижимостью, обширными землями и хранящимся в банке денежным капиталом в 24 тысячи рублей — корова тогда стоила 5 рублей (для сравнения, сейчас она обойдется примерно в 50 тысяч рублей).

Монахини неплохо разбирались в финансах и к 1895 году их капитал вырос до 38 тысяч рублей. В обители тогда проживали уже более 90 насельниц. К 1910 году были поострены 5 новых зданий, в том числе для рукодельной и ткацкой мастерских, а также больницы. Жили в обители уже 153 монахини.

Во время Первой мировой войны монахини шили рукавицы и одежду для воинов, организовали ясли для детей солдаток, которые вынуждены были работать, оставшись без мужей.

В монастырской школе девочкам бесплатно выдавали одежду.

После прихода советской власти здание Знаменского монастыря было занято ревкомом. А монахини организовали артель «Общий труд» — благодаря этому монастырские устои сохранились до 1925 года, когда обитель окончательно разогнали.

К тому времени поселок уже сменил имя на Памяти 13 Борцов – в честь расстрелянных белогвардейцами революционеров. А в 30-е годы было разрушено и само здание монастыря. Так что теперь от него не осталось ни стен, ни даже имени — только память.

Стекольный же завод просуществовал до 90-х годов прошлого века, когда был признан банкротом и закрыт.

От него остались хотя бы живописные развалины и большие стеклянные глыбы – на их фоне в хорошую погоду очень любят делать селфи модные жительницы Красноярска.

Эффект бабочки

А вот Благовещенский женский монастырь в Красноярске как раз только-только начал создаваться в лихие 90-е – при одноименной церкви на улице 9 Января.

Основная часть церкви Благовещения была построена в 1813 году. Первоначальный проект предусматривал постройку двухэтажного здания, но после победы над Наполеоном было решено возвести еще и третий ярус с приделом в честь благоверного князя Александра Невского. Позже был пристроен еще один придел на первом этаже – в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.

Придел на втором этаже храма освящен в честь евангелиста Иоанна Богослова

Читайте также:
Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Более ста лет совершались в Благовещенской церкви богослужения. Великолепием ее иконостасов восхищались и великий художник Василий Суриков, и первый сибирский историк Петр Словцов — сибирский Карамзин.

В 1921 году советская власть приспособила храм под склад пушнины. Колокольня и кресты были снесены, здание превратили в стандартную городскую постройку.

Как говорят красноярцы, жившие рядом много лет, они и подумать не могли, что поблизости находятся стены прекрасного храма – казалось, все пространство занимали безликие, обшарпанные советские пятиэтажки и хозпостройки.

В 1988 году здание было возвращено Церкви и началось возрождение храма. А вместе с этим и создание обители – с нуля.

Как рассказывают монахини, жить им первое время приходилось в гараже, спать на цементном полу. А в помещениях храма господствовали моль и крысы. При появлении людей первые разлетались густым облаком, вторые рассыпались ковром. Но желание как можно быстрее завершить восстановление храма и создание обители это подстегивало.

— Сегодня прямо в центре города происходит чудо. Строительство храма, слава Богу, становится делом общегородским. Здесь есть вклады людей с мировым именем — Никита Михалков и Виктор Астафьев. А есть не менее ценные вклады из скромных пенсий старушек и крошечных зарплат музыканта и учителя.

За годы восстановления были построены колокольня, два келейных дома, трапезная, реставрированы и реконструированы исторические здания храма.

В 1997 году над городом зазвенели новые колокола Благовещенского собора.

Церковь, как бабочка из кокона безликого здания, где она ждала подходящего часа и тепла людских рук и сердец, вышла и вознеслась своими крестами и куполами прямо в небо.

Фото автора, Олега Кузьмина, Евгения Воробьева/monastyr-uspeniya.ortox.ru и Светланы Хорошиловой

Материал о первом дне фестиваля «Три составляющие фестиваля»

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в Костроме

Обитель просуществовала 600 лет. За шесть веков на ее долю выпали и периоды подъема, и годы упадка. После советской разрухи, монастырь полностью восстановлен и радует своим великолепием, украшая городскую панораму.

История постройки обители

Датой основания Богоявленско-Анастасииного женского монастыря считается 1426 год. Согласно историческим сведениям, его учредителем был преподобный старец Никита, родственник Сергия Радонежского и великий русский подвижник. Он пришел в эти края уже на склоне лет и подарил костромской земле новую обитель.

  • С самого начала монастырь был опорной точкой защиты города. Все его сооружения были деревянными и защищали подступы к Костроме от неприятельских набегов. Возведение первого каменного храма пришлось на 1559 год. Немало времени потребовалась инокам, чтобы собрать достаточно средств и получить разрешение от митрополита на постройку. Руководил работой по строительству пятиглавого Богоявленского собора игумен Исайя.
  • Возведение продолжалось шесть лет, после чего церковь освятили. Чин освящения храма состоялся в 1565 году. Большую материальную поддержку в этом деле монахам оказывал двоюродный брат царя Иоанна Грозного — удельный русский князь Владимир Старицкий.
  • Когда через четыре года Старицкий с дружиной отправился в освободительный поход на Астрахань, он посетил и Кострому. В обители князю оказали теплый радушный прием. Это сыграло роковую роль в дальнейшей судьбе монастыря. Кто-то из приближенных к царю людей оклеветали Владимира Старицкого. Царь отдал распоряжение убить своего брата. Убийство произошло в том же году в Александровской слободе.

Не обошел стороной царский гнев и насельников Богоявленско-Анастасииного монастыря. Многих казнили, в том числе и настоятеля. Игумена похоронили в подклете Богоявленского собора.

Но прошло время и обитель начала стремительно развиваться, усиливая свое влияние с каждым годом. Впоследствии, к монастырю приписали еще две женских обители — Крестовоздвиженскую и Анастасиину. Последнюю основала дочь великого князя Дмитрия Донского, которую звали Анастасией.

Смутное время и возрождение

С приходом эпохи Смутного времени, которое наступило в начале XVII века, начались неприятности и у монастыря. Поляки и литовцы осадили обитель. Насельники какое-то время сдерживали врагов, но в конце-концов вражеские войска ворвались на территорию и нанесли ей множество разрушений. Монахи и крестьяне, которые не пожелали присягать на верность чужакам, были убиты.

Когда все беды оказались позади, Кострома начала возрождаться, а вместе с ней и разоренный монастырь. Во дворе появились новые постройки — два храма, возвели звонницу и каменное ограждение вокруг территории монастыря. К Богоявленскому собору пристроили еще один придел.

В 1660-1670-е годы главный храм обители украшала артель известных мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. На стенах появились прекрасные фрески, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. Тогда же была украшена ликом Пресвятой Богородицы и юго-западная башня.

Во времена правления Петра I и Екатерины II, в результате реформаторской политики монархов, жизнь монастыря стала скромнее. На постройку новых храмов не хватало денег, количество иноков тоже уменьшилось.

Важно! В середине XVIII столетия на средства вдовы Е. М. Салтыковой был сооружен Никольский храм. Таким образом, женщина пожелала увековечить светлую память о своем супруге.

Пожары и фреска Богородицы

В 1779 году город охватил сильный пожар. Пострадала и обитель. Но икона-фреска Богоматери осталась невредимой. С этого момента костромские жители уверовали в ее чудодейственность, началось всеобщее почитание.

Начиная с XIX века, в стенах Богоявленско-Анастасииного монастыря осваивали богословие ученики Духовной семинарии. Настоятели обители считались ее ректорами. Стараниями одного из них башня на монастырской ограде была преобразована в храм. Освятили его в честь иконы Смоленской Богоматери.

В 1847 году новый пожар практически полностью уничтожил все здания монастыря. Обитель пришлось закрыть. Ее насельники перешли в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь.

Прошло 16 лет и монастырь было решено восстановить. В 1863 году обитель вновь открыли и назвали Богоявленско-Анастасииной. Теперь она стала женской. Игуменья Мария Давыдова начала заниматься вопросами возобновления построек и налаживания жизни монахинь.

Отреставрировать старые постройки и возвести новые удалось по прошествии почти двадцати лет. Местные жители считали монастырь местом христианского служения. Здесь организовали курсы для сестер милосердия. Также в обители действовала первая в стране больница, оказывающая помощь сельскому населению.

Читайте также:
Вятская епархия: священники и приходы, монастыри и храмы

Советское время

Время шло, наступил 1918 год. Новые советские власти приняли решение закрыть монастырь. Богоявленский собор некоторое время работал, как приходская церковь. Но через шесть лет и его закрыли. Священника Василия Разумова арестовали, а затем вынесли ему смертный приговор через расстрел.

С 1925 года в помещении храма размещался архивный областной центр. На территории монастыря снесли ограду, разобрали часовню и Никольскую церковь. Уцелевшие здания стремительно ветшали и разрушались. В 1982 году архив подожгли. Пожар продолжался два дня. Все древние фрески были уничтожены огнем, так и не изученные современниками.

Возрождение древнего монастыря началось после распада Советского Союза, в 1990 году. Первые насельницы появились здесь уже в 1991 году.

Богоявленский собор объявили кафедральным. Сюда прислали образ Феодоровской иконы Божией Матери, которая является родовой реликвией дома Романовых.

Через десятилетие во дворе обители появился памятник Федору Стратилату. Этот святой считается покровителем города Костромы.

Описание архитектуры

Облик монастырского комплекса претерпевал много изменений на своем веку. Его двор напоминает вытянутую трапецию. Самое старое здание, дошедшее до нашего времени — Богоявленский кафедральный собор. Он отличается сдержанностью внешнего вида.

Крыша храма увенчана луковичными золотыми главками. Внизу имеется подклет.

В настоящее время на территории обители имеется еще колокольня, церковь Смоленской иконы Божьей Матери и собор Богоявления. До революции здесь была Никольская церковь в стиле барокко, собор св. Иоанна Богослова и Трехсвятительская церковь.

Деятельность прихода

Богоявленско-Анастасиин монастырь сегодня действует. В нем проживают около ста монахинь. В обители разместилась Духовная семинария и управление Костромской епархией.

Для пожилых одиноких людей открыли богадельню. Также учрежден приют для девочек-сирот, которые там проживают и получают образование.

Паломники и туристы не имеют права посещать внутреннюю территорию обители. Допускается вход только в наружные двери собора и часовен. Желающие могут остановиться в двух гостиницах, которые специально построили для паломнических групп и священнослужителей, приехавших посетить монастырь.

Праздники и чтимые даты

В монастыре хранится много святынь и чудотворных икон:

  • чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
  • чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
  • святые мощи преподобного Никиты Костромского;
  • святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
  • крест-мощевик с частицами мощей 278 святых;
  • складень-мощевик с частицами Ризы Господней, ризы и пояса Пресвятой Богородицы.

Престольными праздниками являются:

  • Богоявление (Крещение Господне) — 19 января;
  • 11 ноября — преподобномученицы Анастасии Римляныни;
  • 12 января — преподобномучеников Богоявленских (местн.);
  • 19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
  • 3 февраля — преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.);
  • 5 февраля — Собор Костромских святых;
  • 27 марта и 29 августа — Феодоровской иконы Божией Матери;
  • 18 июля и 8 октября — преподобного Сергия, игумена Радонежского;
  • 10 августа — Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;
  • 28 сентября — преподобного Никиты Костромского (местн.)

Божественные службы проводятся регулярно. В будние дни утренняя молитва начинается в 7:30. По воскресеньям и в большие праздники — в 9:00. Вечерняя служба начинается в 18:00. В 7:30 проходит Божественная Литургия.

Как добраться

Адрес Богоявленско-Анастасииной обители: г. Кострома, ул. Симановского, д. 26.

Доехать сюда можно несколькими способами:

  • на своем авто из Москвы можно добраться за 4-5 часов по Ярославскому шоссе и трассе М8. В самом городе необходимо переехать на левый берег Волги по мосту. Далее следовать по Советской улице до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского;
  • на поезде, отправляющемся с Ярославского вокзала в Москве, дорога займет чуть больше — до 6 часов;
  • с центрального автовокзала возле станции метро «Щелковская» отправляются рейсовые автобусы. Количество рейсов — 7 в день.

Кострома — город сравнительно небольшой, поэтому добраться до места назначения не составит особого труда. До обители следуют автобусы № 1 и 2. Есть и троллейбусы — № 2 и 7.

Связаться с монастырем можно по телефону и электронной почте:

Телефон: (4942) 31-34-86, 31-47-07

Электронная почта: is-ke@yandex.ru

В настоящее время настоятельницей женской обители в Костроме является игумения Иннокентия Травина.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь — это православный духовный центр города со многими почитаемыми святынями и особой атмосферой. Сюда приезжают тысячи паломников, чтобы приложиться к чудотворным иконам и святым мощам.

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь

Ранее это было три монастыря: Богоявленский мужской, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женский. Основателем первого считается старец Никита, ученик Преподобного Сергия. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной. В 1764 г. был упразднен, а монахини переведены в Крестовоздвиженский монастырь. Через десять лет Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. Ныне монастырь является действующим. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость.

В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты.

Читайте также:
Бедийский собор: история и адрес храма, как доехать и добраться, архитектура

В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву.

С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь.

Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала.

Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.)

Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. К 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь.

Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

Посещая Кострому, Романовы не обходили своим вниманием и Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1619 г. здесь побывал Михаил Романов. Были Александр III и Николай II. Дважды посетил обитель святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1902 г., отслужив литургию в соборе, он сказал: «Много я ездил по святой Руси, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».

В 1919 г. большевики закрыли обитель и устроили в ней рабочий посёлок «Безбожник». Закрыть тогда же Богоявленский собор они не смогли из-за протестов народа. С 1918 по 1922 г. здесь служил протодиаконом священномученик Василий Разумов, расстрелянный в 1937 г.

Собор был закрыт в 1925 г. и отдан под архив. К 1928 г. разобрали на кирпич большинство стен и башен монастыря. Газета писала о благодарности людей за разрушение монастыря: «Пожилая женщина развешивает бельё по протянутой верёвке:

– Ишь, без стены-то и сохнет скорее. Просторно стало и светло».

В 1936 г. разрушили Никольскую церковь, кладбище, засыпали пруд. В 1982 г. государственный архив, расположенный здесь, сгорел вместе с собором.

Современное состояние [ править ]

В Богоявленско-Анастасиином соборе власть предполагала устроить органный зал. Но после упорной борьбы в 1990 г. она передала Церкви развалины собора, годом спустя – Смоленскую церковь и трапезный корпус. 18 августа 1991 г. в Богоявленско-Анастасиин собор, ещё не восстановленный, но уже ставший кафедральным, перенесли из церкви Воскресения на Дебре главную святыню Костромы чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.

Первой настоятельницей монастыря стала игумения Иннокентия. Когда в 1972 г. она с матерью была в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, старец Иоанн (Крестьянкин) неожиданно сказал ей на прощанье: «Приедете домой – сделайте игуменский посох». Восемнадцатилетняя девушка послушалась старца. Для кого этот посох, она узнала лишь в 1991 г.

Только мусора пришлось вывезти более 200 грузовиков. Но даже когда ещё на восстановление монастыря не хватало денег, игумения Иннокентия открыла богадельню для старушек имени св. Марии Магдалины (в 1992) и приют для бездомных девочек имени святого праведного Иоанна Кронштадтского (в 1993). Материальные и духовные плоды такой веры налицо. Пусть иконостас покрыт не золотом, а белой краской, но Богоявленско-Анастасиин и Смоленский храмы восстановлены и действуют. Чудотворную настенную икону-фреску Смоленско-Костромскую икону Божией Матери (1672), уцелевшую в двух пожарах, удалось очистить и от наслоений советского времени. Больше сорока старушек и инвалидов спасены от голодной смерти, и десятки сирот согреты любовью монахинь. Семь сестёр из Богоявленско-Анастасииного монастыря стали настоятельницами других возрождаемых женских обителей.

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей.

Читайте также:
Свято-Иоанновский женский монастырь на Карповке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Храмы [ править ]

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор

Собор Богоявления Господня

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Святыни [ править ]

– чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;

– святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);

– святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;

– крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);

– складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Престольные праздники [ править ]

11 ноября – преподобномученицы Анастасии Римляныни

Почитаемые праздники

12 января – преподобномучеников Богоявленских (местн.);

19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;

3 февраля – преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.);

5 февраля – Собор Костромских святых;

27 марта и 29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери;

18 июля и 8 октября – преподобного Сергия, игумена Радонежского;

10 августа – Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;

28 сентября – преподобного Никиты Костромского (местн.)

Фото [ править ]

Фото начала 20-го века

Вид сверху на территорию обители

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь2

Трапезная палата в монастыре (XVII век)

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

От Ярославского вокзала Москвы доехать поездом или автобусом от автостанции у метро “Щелковская” до Костромы. Проезд по г. Костроме: троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26.

Паломнику [ править ]

Богослужения

В храме совершаются ежедневно. Утреннее в 7:30 ч, в воскресные и праздничные дни – в 9 ч, вечернее – в 18 ч.

Территория монастыря Костромы закрыта для посторонних: открыт только собор. Гостиницы для паломников при монастыре нет. Есть два номера мобильных телефонов людей, у которых можно остановиться на квартире, но это далеко, за городом, мы звонить не стали поэтому.

Требы в монастыре очень дорогие, за четыре записки: одна о здравии и одна об упокоении + две записки на молебен (у Феодоровской иконы Божией Матери) с меня взяли 1 000 руб. Сестра за свечным ящиком спросила, что меня огорчило? Я ответила, что огорчила меня цена, поскольку я не смогу проделать маршрут, который собиралась. И ещё сказала, что у нас в Москве молебен стоит 40-50 руб.. ,а не 300 и записка 30-50 руб., и священник иногда читает записки по сорок минут – столько их, но прочитывает каждое имя. Свечи тоже дорогие – берите любую свечу в своём храме и умножайте минимум на три. В общем, запасайтесь наличностью. А лучше подайте требы в Ипатьевском монастыре, там и свечи, и записки по совести, сколько опустишь в ящик, только большие свечи нужно покупать, но цены очень умеренные.

Местные Богоявленский Настасиин монастырь не любят, поэтому на службах, кроме монахинь, наберётся едва человек 10. Мы были на Литургии, потом началась Лития, потом Молебен. Литургия протекала обычно, Лития “побыстрее бы”, а молебен “без комментариев”. Я на таком молебне оказалась впервые в жизни, и даст Бог, последний. То что водосвятного не было, ладно, но на нём даже не читался (не то чтобы пелся) акафист, т.е. преп. моли Бога о нас, все святии молите Бога о нас. Длился он от силы минут семь! По выходу из монастыря, разговорились с местными. Женщины рассказали то: дорого очень, а служат как придётся, да ещё монахини выгоняют со службы женщин с детьми, если ребёнок начинает капризничать. Я уточнила, делают замечание? Нет, просто выводят прилюдно из храма. Поэтому местные туда ходят только приложиться к Феодоровской иконе. Они считают, что в этом монастыре нет православия, я поддерживаю – от православия там только храм. Храм шикарный, просторный.

Ж/д вокзал и автовокзал в Костроме находятся недалеко друг от друга – 1 автобусная остановка (через мост развязки, идти не очень приятно, поэтому лучше подъехать, если чего). Городской транспорт ходит хорошо, стоимость проезда 17 руб. Люди дружелюбные, к просьбам и вопросам относятся с большим участием, поэтому если вы чего-то не знаете, вам не только подскажут, но и покажут. Есть 14-й автобус, который идёт через оба вокзала и довезёт до обоих монастырей.

Мы ехали из Москвы поездом, приехали рано, но городские автобусы уже ходили. Доехали до центра (до Каланчи), вроде на №2, туда много чего идёт, а там пешочком до монастыря (5-7 мин.). Вообще Кострома город маленький. Мы пешком обошли его центральную часть и зашли через мост в Ипатьевский монастырь за один день. (При Ипатьевском монастыре тоже нет гостиницы для паломников) Хотели покататься на речном трамвайчике, я вычитала расписание в интернете. Как выяснилось, речные трамвайчики ходят только по сб. и вс. Гостиницы дорогие, примерно 3 000 руб. сутки, есть хоспис на Советской улице (пересечение с Чайковского, во дворах, через рынок), номера нормальные 400 руб. сутки, но мы не стали останавливаться там, поскольку нет камер хранения, чтобы оставить вещи. Можно найти гостиницы дешевле 1300-1800 руб. за ночь, но мы решили не ночевать в Костроме вовсе. . Потом местные жители подсказали, что гостиница для паломников есть, рядом со Знаменским женским монастырём, на Нижней Дебре возле церки Воскресения.

В центре много сувенирных лавочек с товарами местного производства (льняные изделия, травные чаи, чёрная соль – на любителя :) и пр.). Нам понравилась особо одна, если идти от набережной к памятнику Сусанину, то по левую руку в салатовом домике не доходя памятника первый вход с угла дома, в названии вроде присутствует слово “Снегурочка”, может “Сувениры от Снегурочки”. По пути то и дело встречаются музейчики, колоритные магазинчики, галереечки – миленькие, маленькие. Очень много столовых, кафе, где можно совсем недорого покушать (например, порция рыбы с гарниром – 100 руб.)

Читайте также:
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Богоявленско-Анастаcиин монастырь

Большинство гостей Костромы стремится посетить Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, однако обитель отгородилась стеной от мирских дел и, видимо, имеет на то свои причины. Туристам разрешается войти только в Богоявленский кафедральный собор, где можно увидеть почитаемую со времен древней Руси чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и приложиться к ней, а также в Смоленскую часовню с иконой-фреской Смоленской Богоматери. На остальную территорию обычным гражданам доступ запрещен.

Комплекс Богоявленско-Анастасиина монастыря

Обитель относится к Костромской епархии РПЦ. В ее границах находятся храмы, две гостиницы для паломников и иногородних священнослужителей, духовная семинария, настоятельский корпус с трапезной и епархиальными службами, сиротский приют для девочек и богадельня.

В плане территория монастыря имеет ломаную трапециевидную форму, а по периметру она окружена каменным и частично деревянным забором, а также строениями, выходящими на красную линию. Въездные ворота расположены на Пятницкой улице и у колокольни, а вход в кафедральный собор и Смоленскую церковь — со стороны улицы Симановского.

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор

Храм является главным в Костромской епархии и самым древним из сохранившихся церковных строений обители. Он был возведен в 1559–65 гг. и предположительно расписан мастерами артели Гурия Никитина в середине XVII в. Их работа не сохранилась, но после возвращения в 1990 г. монастырских зданий в лоно Русской православной церкви стены и потолочные своды храма были украшены полихромными фресками.

В 1864 г. древнее здание расширили, пристроив к нему церквушку пониже. Изначально она была выполнена из красного кирпича и ярко выделялась на фоне элегантного белого собора. В подклете в 1867 г. устроили храм преподобных Сергия Радонежского и его ученика Никиты Костромского. В потаенном месте здесь почивают святые мощи Никиты Костромского, основателя Богоявленского монастыря в Костроме, почитаемого в лике святых.

Смоленская церковь

Часовню возвели в 1824–25 гг. на основе располагавшейся здесь угловой юго-западной башни. В тот период настоятелем Богоявленского монастыря был алтайский миссионер, преподобный Макарий, а деньги на строительство выделил костромич Ф. Обрядчиков. Церковь освятили во имя чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. Ее список в виде фрески был создан на стене юго-западной башни монастырской стены в 1672 г. иконописцами артели Гурия Никитина.

Во время сильнейшего пожара 1779 г., полностью уничтожившего обитель, образ Богородицы остался невредимым. Икона-фреска не пострадала и в 1847 г., когда выгорело две трети Костромы. В те дни верующие массово шли к Смоленской часовне просить Богородицу о защите, и пламя отступило. В знак благодарности настенную икону украсили позолоченной серебряной ризой, снятой и конфискованной в 1920-е местными властями.

Сохранившаяся при пожарах фреска Смоленской Божией Матери чуть было не исчезла в «безбожные» годы. К 1990-му от нее остались одни контуры, но реставраторам древнее изображение удалось восстановить. В 2004-м спасенную икону украсили новой драгоценной ризой.

Колокольня

Квадратная проездная башня на западной стороне монастырской ограды была надстроена восьмигранным ярусом, накрыта шатром и превращена в колокольню. Под ней проходили Святые врата, через которые сегодня можно попасть в каменную галерею, сооруженную в процессе восстановления монастыря в XIX в. Она открывает прямой путь в кафедральный собор с улицы и ограничивает доступ в обитель посторонних лиц.

Памятник Феодору Стратилату

Статуя великомученика в кольчуге, со щитом, мечом и иконой в руках была установлена в монастырском дворе в 2002 г. Феодор Стратилат считается покровителем Костромы и христианского воинства, а также имеет косвенное отношение к главной святыне Богоявленско-Анастасииной женской обители — древней Феодоровской иконе Богоматери.

Монастырские святыни

Кроме чудотворных икон Феодоровской Богоматери и фрески Смоленской Божией Матери, в монастыре находятся:

  • мощи прп. Никиты Костромского и старца Тимона Надеевского;
  • крест с частицами мощей 278 святых;
  • складень с фрагментами риз Иисуса и Богородицы, а также пояса Пресвятой Девы Марии.

Феодоровская икона Божией Матери

Первые упоминания о схожей по написанию иконе относятся к XII в. В них указывается, что святыня могла находиться в одной из часовен Городца, а затем — в основанном на ее месте мужском монастыре. После уничтожения города войсками Батыя в 1238 г., икона исчезла, поэтому решили, что она сгорела во время устроенного монголами пожара. Однако она была вновь обретена, о чем свидетельствует несколько преданий, расходящихся лишь в датах и именах нашедших ее князей. В одной из легенд говорится, что этой иконой отец Александра Невского благословил брак сына с первой женой, дочерью князя Полоцкого Брячислава.

Исследователи считают Феодоровскую икону Богоматери списком с более древней Владимирской иконы, но единого мнения по поводу ее происхождения нет. Многие приписывают авторство евангелисту Луке, а он, как известно, жил в I в. Свое название образ Божией Матери получил благодаря явившемуся в момент второго обретения святыни видению великомученика Феодора Стратилата.

Феодоровский образ Богородицы стал одной из святынь дома Романовых, так как в 1613 г. именно этой иконой мать благословила на государев престол своего сына Михаила Федоровича — первого в царской династии Романовых. С конца XVIII в. невесты великих князей Романовых, приезжая в Россию и принимая православие, выбирали себе отчество Федоровна.

С 1891 г. икону украшал золотой оклад весом 10 кг, который богоборческая власть реквизировала в 1922-м. До 1944 года ею владели обновленцы, с 1964-го она находилась в костромской церкви Воскресения на Дебре, служившей в то время кафедральным собором. В 1991-м образ был перенесен в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Сегодня сохранность Феодоровской иконы Божией Матери оценивается как крайне низкая, а ее обратной стороны с изображением мученицы Параскевы — как удовлетворительная.

Читайте также:
Успенский мужской монастырь в Бахчисарае: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В церковном календаре праздник в честь Феодоровской иконы Богородицы закреплен за двумя датами — 27 марта и 29 августа. В эти дни проводится Крестный ход. Под пение и колокольный звон образ на руках проносят по улицам Костромы, после чего на людном месте совершается праздничный молебен.

История

Мужская обитель была основана на рубеже XIV—XV вв. учеником Сергия Радонежского — Никитой Костромским. Все строения тогда возводились из дерева, и лишь в 1559 году по инициативе игумена Исайи здесь было заложено первое каменное здание — Богоявленский собор. Крупные суммы на его строительство жертвовал внук государя всея Руси Ивана Великого и двоюродный брат первого венчанного царя Ивана Грозного — удельный князь Владимир Старицкий. Спустя 10 лет его по оговору казнят, а еще через год та же участь постигнет и богоявленских монахов во главе с Исайей.

В XVI ст. к монастырю приписали две женские обители — Анастасиин монастырь, названный в честь его основательницы Анастасии, дочери Александра Донского, и Крестовоздвиженский. После государственного упразднения монастырских вотчин, они слились в единый Анастасиин-Крестовоздвиженский монастырь.

XVII в., несмотря на разграбление Богоявленской обители войсками Лжедмитрия II в. 1608 г., отметился обширным строительством. В это время появились новые храмы, служебные здания, каменные башни и массивное ограждение высотой 7 м.

В 1847 г. Богоявленский монастырь сгорел и был упразднен. Пострадавшие от огненной стихии костромичи принялись разбирать каменные строения для восстановления своих домов, в результате чего были безвозвратно утеряны многие здания комплекса. Спустя 16 лет Святейший Синод разрешил присоединить оставшиеся руины к расположенной по соседству женской обители, после чего монастырь стал называться Богоявленско-Анастасииным. Комплекс начал возрождаться с 1863 г. благодаря усилиям игуменьи Марии. Следующий разрушительный пожар случился в 1887 г.

В 1918–19 гг. обитель закрыли и сестры разошлись кто куда. В следующем 10-летии стены, башни и несколько храмов разрушили, кладбище ликвидировали, а сохранившиеся здания использовали под архив, клуб, музей, биологическую станцию и больницу. Территорию окружили жилыми домами. В 1981 г. при очередном пожаре пострадал Богоявленский собор и погибли фрески XVII в. В 1991 г. обитель вновь ожила. Сюда пришли монахини из Пюхтицкого Успенского монастыря, и вскоре начались богослужения.

Расписание богослужений в Богоявленском соборе

В будние дни утренние службы обычно начинаются в 07:30, в выходные — в 08:30. Вечерние богослужения проводятся в 17:00. Праздничные и воскресные службы возглавляет митрополит Костромской епархии.

Богоявленско-Анастасиин монастырь – хранитель святыни рода Романовых

Старинный костромской монастырь имеет почти 600-летнюю историю и был основан преподобным старцем Никитой. Эти столетия вместили немало радостных и трагических событий. Сегодня духовный центр Костромских земель полностью восстановлен и отреставрирован. И приезжающие в старинный русский город туристы и паломники стремятся увидеть хранящуюся здесь чудотворную икону Федоровской Божией Матери, известную всем православным христианам.

Содержание:

  1. История обители в XV-XVIII веках
  2. Жизнь обители в XIX-XX веках
  3. Архитектурные памятники на территории обители
  4. Современное состояние и режим посещения
  5. Как доехать до монастыря
  6. Дополнительная информация
  7. Богоявленско-Анастасиин монастырь на карте

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году. Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Богоявленско-Анастасиин монастырь с высоты птичьего полёта

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь – Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Вид на постройки Богоявленско-Анастасииного монастыря

Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы – дочери Дмитрия Донского.

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

Богоявленский собор с золотыми куполами

В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа – генерал-майора М.П. Салтыкова.

Читайте также:
Карповская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами

Жизнь обители в XIX-XX веках

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм – Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.). Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера. Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг. Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери.

Кроме того, на монастырской территории расположена одноглавая церковь, посвященная Смоленской иконе Богоматери (1825 г.). Та самая, которую перестроили из башни на каменной стене. В свое время ее возвели на деньги, выделенные богатым костромским купцом Ф.М. Обрядчиковым, а руководил строительством городской архитектор П.И. Фурсов. Первоначально храм построили в стиле классицизма, но после пожара, произошедшего в 1887 году, его перестроили в русско-византийском стиле.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Особо выделяется на монастырской территории высокая живописная колокольня (1864 г.). Она имеет шатровое завершение с изящной золоченой главкой и часы в одном из проемов для звонов.

Современное состояние и режим посещения

Монастырь действующий. В нем постоянно проживают более ста насельниц и настоятельница, а также ежедневно совершаются церковные богослужения. На монастырской территории находятся Духовная семинария и управление Костромской епархией. Помимо этого, в монастыре открыта богадельня для пожилых женщин и приют, где живут и обучаются девочки-сироты.

Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор

Проход на монастырскую территорию для посторонних запрещен. Паломники и туристы могут посетить только часовни и наружные входы Богоявленского собора.

Как доехать до монастыря

Монастырь расположен на ул. Симановского (Богоявленской), 26.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги, повернуть на ул. Советская и по ней доехать до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского.

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до монастыря ходят автобус № 1 и троллейбусы № 2, 7 (остановка «Ул. Пятницкая»), а также автобус № 2 (остановка «Фабрика-кухня»).

Богоявленский-Анастасиин монастырь в Костроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Точная дата кончины преподобного Никиты неизвестна (предположительно – середина XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском храме созданной им обители.

Читайте также:
Благовещенский собор Казанского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский собор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь – Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Одиннадцать иноков приняли мученическую смерть – святые преподобномученики Трифиллий, Макарий, Савватий, Афиноген, Варлаам, Иов, Кирилл, Дионисий, Максим, Иоасаф и Гурий. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами Их мощи, как и основателя монастыря прп. Никиты, покоятся в Усыпальнице собора.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появился придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную ограду с башнями.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила Богоявленский собор фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. Пожар не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич разбираемых его развалин для строительства частных зданий. Монастырь практически перестал существовать. Богоявленский собор не был разобран, император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности.

И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители. Игумения Мария фактически отстроила монастырь заново. Она позаботилась о расширении Богоявленского собора. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского.

Обитель при управлении игумении Марии прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм – Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на соборной территории установили памятник покровителю города Кострома – св. вмч. Федору Стратилату. При архиепископе Алексие (Фролове) (управляющий Костромской епархией в 2010-2013 гг.) собор был полностью заново расписан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: