Успенский мужской монастырь в Бахчисарае: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Мужской Успенский пещерный монастырь в Крыму

Крым давно полюбился туристам своими достопримечательностями. Многие паломники посещают святые обители полуострова для поклонения образам и мощам. Один из наиболее посещаемых объектов – мужской Успенский монастырь, расположенный под пещерными сводами недалеко от Бахчисарая.

Это место окутано интересными легендами, имеет интересную историю. Посетить его можно не только в составе экскурсии, но и отдельно от группы.

Версии появления монастыря

Ранее в Крыму было много пещерных монастырей, но в период нашествия Золотой орды большинство оказались разрушенными. Часть храмов, вырубленных в скалах, сохранилась. Один из них – Успенский монастырь. По одной из версий храм возник во время строительства Бахчисарая, и прорубили скальные породы монахи-иконопочитатели. Они сбежали от императоров Константина Пятого и Льва Третьего.

Часть историков не согласна с этой версией. Сомнения породили архитектурные особенности пещерных монастырей, что опровергает их создание византийскими монахами. В их традиции входило коллективное проживание в общих спальнях. Однако в Успенском монастыре множество отдельных келий.

К тому же во время предположительной постройки храма преобладали языческие культы. Очень широко был распространен иудаизм. Он являлся основной религией Хазарского каганата. Поэтому построить монастырь могли не только византийские монахи.

История монастыря до наших дней

Мужской Успенский монастырь прячется под скальными сводами и похож на великолепный пещерный дворец. Он расположен в середине Мариам-Дере, ущелья, рядом с городом Бахчисараем. Храм окружен отвесными стенами 1,5 метров высотой. Монастырь часто называли «Лаврой» и даже ханы, исповедовавшие мусульманство, приходили ночами к иконе Богородицы для получения благословления.

История храма начинается приблизительно еще до 13-го века, когда он закрылся на 100 лет. Спасли монастырь финансовые вливания от московских князей. Благодаря этому храм «восстал из пепла», хоть и влачил жалкое существование. Когда Таврида в 1475 г. оказалась в плену татарской орды, обитель не разрушили и в нее приходили многие (в том числе и послы) на богослужения.

Затем в монастыре десятки лет находился оплот митрополитов Готфских. Многие крымские ханы посещали обитель, а глава династии Гирей даже обеспечил храм свечами на целый год. В конце 15-го в. Крым захватили османы и потребовали дань за проведение богослужений. В 18 в. земли перешли к русской армии, и новые власти обязали монахов перебраться из пещерного храма в Мариуполь. С ними отправился и образ Богородицы.

Охранять пустой монастырь начал греческий святой отец К. Спиранди. С ним прибыла и новая святыня – уникальная икона «Успения Богородицы». Богослужения возобновились. Потом в Бахчисарае появился новый монастырь, куда перешло много прихожан.

Пещерный храм вновь закрылся. Возрождение его началось лишь с середины 19 в., реставрационные работы – с 1850 г. Монахам активно помогали простые люди. В итоге были куплены колокола, образа, утварь для богослужений. За короткое время храм снова начал функционировать в полную силу.

Управлял им тогда архимандрит Поликарп. В 1818 г. храм посещал Александр I, целовал икону Богоматери и поставил свечку. В ските также побывали Николай I и II, Александр II. После начала Крымской войны в храме располагался госпиталь, где выхаживались раненые.

Последующая реставрация храма шла еще много лет. Появились новые постройки и корпуса. Обрела «новую жизнь» Церковь Успения. Скит дополнился 3-мя ярусами, 11-ю кельями, колокольней, домом для настоятеля монастыря. Были построена пекарня, гостиницы для гостей, хозпостройки, кухня и столовая. Восстановили даже водопровод, который брал воду из подземного родника.

После окончания революции и расправы над царской семьей, храм был закрыт (начиная с 1921 г.), разграблен, а иноки расстреляны. На месте обители открылась Трудовая колония им. Артема. Бесценными церковными томами топились печки. В 1925 г. верующие обратились к советской власти с просьбой отдать им на хранение старинные монастырские вещи. В итоге часть икон была спасена и отправлена в бахчисарайский музей.

В 1927 г. случилось сильное землетрясение, разрушившее многие постройки. Осталась целой только Успенская церковь. До Великой Отечественной разрушенный храм оставался нежилым, а потом вновь был приспособлен под солдатский госпиталь. После в нем обосновалась психоневрологическая клиника.

Следующее возрождение храма пришлось на 1993 г. Настоятелем стал одесский иеромонах Силуан. Он и занялся восстановлением пещерного храма. Деньги собирались «всем миром». Большую часть внесли паломники. Они также приезжали, чтобы работать и физически. В итоге был восстановлен Храм Успения, ступеньки к монашеским кельям, роспись под балконом. Новые церковные колокола подарил храму металлургический завод в Днепродзержинске.

Храм в наше время

Сейчас паломники и гости монастыря поднимаются по скальной лестнице. Оттуда отлично видны окрестности и ущелье Св. Марии. На скальных террасках разместились монастырские огороды. Рядом с храмом красуются хозяйственные постройки. Паломникам разрешается заходить не во все помещения, в число которых входит и Успенская церковь, в которой установлена икона Троеручица.

Читайте также:
Храм Богоявления Господня в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сейчас уже восстановлена пара дополнительных пещерных храмов, появились новые монашеские кельи, ремесленные мастерские, постройки для скотины. Строительство все еще продолжается. На территории монастыря бьет родник, благословленный с помощью образа «Животворящий источник». Над ним находится часовня. Над ней – выложенная мозаикой картина, ставшая известной еще в Константинополе, когда исцелился слепец.

Свидетелем события стал Маркелл, солдат, впоследствии ставшим императором. Набрать святую воду из родника может любой гость монастыря либо купить уже разлитую в бутылках в местной лавке. В пещерном храме удивительная акустика и звук богослужений и молитв достигает даже до развалин Чуфут-Кале. В результате создается ощущение, что даже окружающее пространство молится с монахами.

Стена вдоль лестницы украшена различными рельефными медальонами. Причем у каждого – мешочек с землей, которую привозят со всех святых уголков мира.

Легенды о храме

Успенский монастырь окружен разными легендами. По одной из них когда-то молодой пастух Михаил по дороге домой гнал стадо рядом с пещерами и увидел в одной из них свет. Парень зашел туда и обнаружил парящую икону Богородицы. Перед ней горела свеча. Это произошло 15 августа, как раз на День Успения. Молодой человек взял икону и унес ее домой, а на утро обнаружил пропажу святыни.

Когда опять проходил мимо удивительной пещеры, то вновь увидел свет и образ. Пастух снова принес ее домой, но на утро история повторилась. Икона вновь оказалась в пещере. Тогда Михаил рассказал об этих случаях односельчанам. Люди решили, что так Дева Мария выражает свое желание о строительстве храма в ее честь именно в этом месте.

По другому преданию в древности в подземельях обитал дракон. Он постоянно требовал дань с окрестных деревень – утаскивал в логово молодых людей и девушек. В конце концов, в селах остались только старики. Тогда они обратились к Богородице, прося у нее защиты от дракона. Она услышала мольбы и через день пастухи увидели в пещерах свет. Люди зашли внутрь и обнаружили парящую икону над поверженным драконом. Тогда и был возведен храм в честь заступницы.

Согласно третьей легенде, когда устраивалось гонение на христиан, пара монахов из Афин обосновались на полуострове в горных пещерах. Монахи решили основать храм в Марьям-Дере из-за источника воды, протекающего рядом. Святые братья выбили в толще скал помещение под монастырь и кельи.

Затем монахи освятили это место, установили иконостас и образ Богородицы, который привезли из древнего Сумельского скита (византийского города Трапезунды). После этого вблизи иконы произошло много удивительных событий и увеличилось число паломников. Все это убедило окрестных жителей, что место действительно святое и Матерь Божья встала на защиту края.

Причем эта легенда косвенно подтверждается археологическими находками и захоронениями. После радиоуглеродного анализа оказалось, что они датируются шестым веком.

Святыни монастыря

В 1908 г. появился документ с описанием всех святынь храма. Одна из них – «Успенья Богоматери». Образ чудотворный, оформлен в серебряную рамку и многим дала желанное исцеление. Копию иконы «Панагия» когда-то нашли на скальной стене. Образ оформили в серебряную ризу, украсили драгоценными самоцветами и жемчугом. На стене находился образ Богородицы – как раз на месте появления «Панагии». Здесь всегда была неугасимая лампадка.

Копия с картины Божьей Матери Киево-Печерской появилась в храме в качестве подарка от митрополита Филарета. Этому предшествовало всенощное бдение. Также в храме хранился образ Спасителя с частичками мощей 84 святых. Икона была прислана из Корсунского монастыря. Еще одна святыня – крест с изображенным на нем Христом. Предмет был выполнен из кедра, кипариса. На одной стороне креста – надпись о том, что это – подарок со Старого Афона.

Во время Святой власти почти все реликвии оказались уничтожены, а уцелевшие отправлены в Мариупольский музей, но остались копии некоторых образов. Со временем восстановили и главную – икону Успенской богоматери.

Как добраться до крымского пещерного монастыря?

Туристы могут добраться до храма на автобусе № 2 и выйти на остановке «Староселье». От нее до обители идет через горы дорога и по времени занимает примерно 20 минут. Можно дойти до монастыря пешком, если отправиться от Бахчисарайского дворца. Тогда нужно пройти по горной дороге – вдоль тянущихся старинных надгробий и отверстий пещер.

Правила посещения монастыря

Фотографировать в храме можно только с разрешения митрополита. Об этом предупреждает табличка при входе. На территории монастыря сотовые телефоны должны быть отключены. В храме может остаться пожить любой мужчина. Для этого имеется специальная гостиница.

Паломнику разрешается есть и работать вместе с монахами. Причем все это – бесплатно, но невозможно без благословления настоятеля. После этого придется придерживаться существующего общего устава, а также посещать богослужения. По правилам, в храме не проводится Венчание и Крещение.

Читайте также:
Чистопольская епархия: храмы и монастыри, епископ и митрополит

Рядом с Успенским монастырем находится г. Чуфут-Кале (выше храма). Он существовал еще в средние века в качестве пограничного объекта. Сейчас там остались только руины. Между храмом и бывшим городом, в лесном массиве, расположено Газы-Мансур, кладбище. На нем покоятся воины, которые охраняли Чуфут-Кале от набегов. Этот город и Успенский пещерный монастырь вошли в мировое наследие ЮНЕСКО.

Свято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае

Крымская Лавра

Свято-Успенский мужской монастырь находится недалеко от Бахчисарая, в ущелье Святой Марии (Мариам-Дире). Это один из крупнейших монастырей полуострова, который называют Крымской Лаврой.

Точная дата основания обители неизвестна. По одной из версий ее основали византийские монахи не позднее VIII века. Считается, что они перенесли сюда чудотворную икону из храма в Трапезунде. Существуют и другие предания относительно главной святыни обители — чудотворной иконы Божией Матери, которая имеет несколько названий:

  • Бахчисарайская,
  • Крымская икона Богоматери,
  • Мариупольская.

История обители

По одной из легенд в горах поселился хищный змий, пожиравший людей и скот. Местные жители стали молиться Пресвятой Богородице, прося избавить их от Змия. Их молитвы были услышаны. Однажды люди увидели на скале горящую свечу. Вытесав ступени в камне, они поднялись наверх и увидели там икону и мертвого змия.

Существует ещё одна легенда об обретении чудотворной иконы. В XV веке некий пастух по имени Михаил пас скот в Успенском овраге и увидел на скале икону Богоматери, перед которой стояла горящая свеча. Икону дважды пробовали отнести в дом князя, слугой которого был Михаил, но она чудесным образом возвращалась на прежнее место. Тогда люди высекли в скале пещеру, устроив там храм, и поместили туда икону.

Явление иконы произошло в праздник Успения Божией Матери, и храм назвали Успенским.

Свято-Успенский монастырь с XV по XVIII века был центром православного христианства Крымского полуострова. Чудотворная икона Божией Матери почиталась даже мусульманами.

Свято-Успенский мужской монастырь в период гонений

В конце XVIII века над православными христианами возникла угроза уничтожения и по призыву святителя Игнатия в июне 1778 года более 30 тысяч человек покинули турецко-татарский Крым, увозя с собой главную святыню монастыря — Бахчисарайскую икону Божией Матери. Переселенцы основали город Мариуполь и поместили икону во вновь построенный храм.

Судьба иконы после 1918 года неизвестна. Монастырь же продолжил свое существование.

К середине XIX века вновь был открыт Успенский скит, построена колокольня. Развитие монастыря было прервано Крымской войной. Во время Первой обороныг Севастополя на территории монастыря размещался госпиталь для раненых.

К началу Октябрьской революции на территории обители было пять церквей, гостиницы, трапезная, пекарня и другие постройки. После революции храм Свято-Успенского мужского монастыря подвергся разграблению. Монахи были расстреляны. В 1921 году монастырь закрыли.

Во время ВОВ на территории монастыря вновь расположился военный госпиталь. После войны здесь размещался психо-неврологический диспансер.

Восстановление монастыря

Только в 1993 году Лавру отреставрировали и передали Церкви. Тогда же Свято-Успенский монастырь вновь стал действующим. Большая заслуга в восстановлении монастыря принадлежит наместнику — отцу Силуану, при котором началось возрождение обители.

Восстановление монастыря шло трудно не только из-за нехватки средств, но и из-за притязаний на землю монастыря меджлиса Крымских татар.

Сейчас на территории Свято-Успенского мужского монастыря несколько храмов, келий для братии, гостиницы для паломников, хозяйственные постройки. Для посещения открыты не все объекты. Можно помолиться в Успенском храме, где находится чудотворная икона. Рядом с обителью находится источник со святой водой. Реконструкция монастыря продолжается.

Как добраться до Свято-Успенского мужского монастыря

г. Бахчисарай ул. Мариамполь, 1.

12 км от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере, проезд автобусом N2 от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до остановка «Староселье».

Читайте также:

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Ставропигиальный православный собор располагается на Васильевском острове, что в Санкт-Петербурге. Церковь сооружалась в течение двух лет с 1885 по 1887 год., это пятиглавое религиозное здание рассчитано на 2000 прихожан. Сегодня Успенский храм является подворьем Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни.

История постройки храма

В 1721 г. по указу государя Петра Первого на территории Васильевского острова началось возведение подворий для архиереев Синода. Троице-Сергиева пустынь приобрела землю у семьи Нарышкиных. Через 30 лет монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив на берегу Невы церковь Рождества.

  • Это здание вскоре собирались продать, но покупатель так и не нашелся. Поэтому Екатерина II распорядилась передать оставшуюся одинокой церковь во владение епархии Пскова. В подворье проводились церковные заседания и проживали архиереи.
  • Вскоре Священный синод перенял правление, так как Псковской епархии недоставало средств и географической близости для рационального контролирования дел. Смена владельцев не повлияла на благоустройство, поэтому вновь встал вопрос о продаже участка с одинокой церковью. Священный синод отдал его Киево-Печерской обители за 86 тысяч рублей.
  • Участок включал, главным образом, двухъярусную, постоянно ремонтирующуюся церковь Рождества Христова. Во дворе храма располагались служебные строения и склад материалов. Рядом находился общественный туалет и яма с мусором. Митрополит Арсений предлагал осуществить полноценную перестройку, но скончался, не успев разработать и утвердить проект.
  • Бедное подворье сдавалось в аренду мирянам, с 1879 г. начались ремонтные работы, архитектор П. Шестов построил одноэтажный флигель. Старый Рождественский храм, к сожалению, уже не мог вмещать всех желающих, его состояние становилось критическим: не хватало освещения, штукатурка стен отваливалась, целостность пола и потолков была сильно нарушена. В архиерейских покоях установили чугунные колонны, чтобы избежать крушения кровли.
Читайте также:
Череповецкая и Белозерская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждение

В конце XIX века прошел архитектурный конкурс, где рассматривались проекты нового здания. В 1884 г. на месте одного из снесенных строений воздвигли двухэтажный дом для настоятеля и митрополита. Отсюда архиереи могли выходить прямо в храм. Через несколько лет соорудили сад и 2 двора, конюшню, сарай и ограду. Подворье обрело статус закрытого комплекса с отдельными помещениями для монахов, архиереев и настоятеля. В 1915 г. здесь благоустроили богатую библиотеку, принадлежащую отцу Владимиру.

Возведение Успенского собора

Первый камень заложили в конце лета 1895 г., работами руководил архимандрит Феогност. Строители трудились с самого утра до позднего вечера, вместо кирпича для арок было решено использовать бетонную смесь. В начале осени 1896 г. внутри строящегося здания воздвигли временный собор, предназначенный для ежедневных богослужений. Через год на купола храма подняли православные кресты.

    Основной придел, освященный в честь Успения Пречистой Девы, и боковой, прославляющий святых Антония и Феодосия Печерских, освятил митрополит Иоанникий в декабре 1897 г. Летом следующего года проводились отделочные работы и золочение куполов. После ритуала освящения в соборе поставили иконостас, находившийся в старой церкви. Роспись и отделка были закончены в 1903 г.

Восстановление

В 1956 г. поступило распоряжение о том, чтобы внутри церкви соорудить крытый каток. В результате подготовительных работ уничтожили напольное покрытие, настенную живопись, а на месте алтаря организовали гардероб. Здесь поместили склад инструментов и мастерскую по заточке, стены украсили знаменами и портретами вождей.

Другие храмы в честь Успения Богородицы:

В 1967 г. каток использовали для обучения детей. Состояние здания ухудшалось, требовался полноценный ремонт. Чтобы исправить проблемы с финансированием, здесь открыли бани и цветочный магазин.

В 1991 г. Успенский храм передали Оптину монастырю, временный иконостас разместили там, где располагался каток. Началось постепенное восстановление Божьего дома: убирались не принадлежащие архитектуре церкви стены, вывозился мусор. Ежедневные богослужения начали проводить только с середины зимы 1996 г.

В 1998 г. на храм поставили крест, а к 2003 г. полностью реконструировали иконостас. В 2013 г. Успенский храм сиял новой жизнью, патриарх Кирилл освятил его традиционным ритуалом.

На заметку! В 1994 г. при храме открыли воскресную школу и богословские курсы. В 1999 г. эти заведение переквалифицировались в институт религиоведения, где изучалась христианская культурология и практиковалось миссионерство, социальная деятельность. В 2010 г. здесь организовали православную гимназию в честь святителя Амвросия.

Архитектура

Собор имеет пять глав и создан в псевдорусской манере, вмещает до 2000 человек. При возведении использовали кирпичную кладь и бетонную смесь. Нижний ярус облицевали гранитом серого цвета, а верхний — песчаником. Гладкие поверхности куполов покрыли алюминиевыми листами.

Внутреннее пространство собора образовалось за счет перекрещивания арок, поэтому зданию не требуются поддерживающие колонны. Изначально стены храма расписывали московские мастера. В восстановительных работах участвовали выпускники Академии искусств города Санкт-Петербурга.

Внутренняя роспись купола демонстрирует Христа и сонм ангелов, под барабаном располагаются композиции, рассказывающие о деяниях Спасителя. Тема алтаря, находящегося в центре, — Успение Пречистой Девы. Рядом располагается мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

Святыни храма, как добраться

Сегодня Успенский храм благополучно принимает паломников и проводит ежедневные богослужения.

При Успенском храме, расположенном на Васильевском острове, работает воскресная школа и институт религиоведения. Братия также обладает скотом и имеет возможность заниматься сельским хозяйством.

В храме паломники могут обнаружить частицу Животворящего Креста, а также фрагменты мощей святых: Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Лазаря и Николая Угодника. В соборе находится икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г.

Здесь же располагается рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца.

Успенский храм построен в Санкт-Петербурге по адресу: набережная Лейтенанта Шмидта, дом № 27/2. Строение располагается на берегу реки Невы, от ближайшего метро (станция «Василеостровская») — 15 минут ходьбы.

Для сведения! Богослужения здесь совершаются по православным канонам и проходят ежедневно. Литургия начинается в девять часов утра, а вечерняя молитва — в 17:00.

Читайте также:
Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Храм Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни

Место, где стоит Успенская церковь, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям. В 1721 году Троице-Сергиева лавра, следуя указам Петра I, начала обустраивать на Васильевском острове свое подворье. На нем был выстроен небольшой деревянный храм.

Но через 35 лет, в 1756 году, монастырь, столкнувшись с очень большими материальными трудностями, вынужден был переехать. Дом Императорским указом велено было передать «к епархии Псковской в подворье». Псковский архиерейский дом почти сто лет владел этим подворьем. Здесь по указанию Синода обыкновенно размещались иногородние архиереи, приезжавшие в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде. Здесь останавливался и святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), в ту пору — епископ Рязанский, который по воспоминаниям казначея владыки архимандрита Павла молитвой остановил затопление подворья во время наводнения 1827 года.

В 1854 году временно управляющий Псковской епархией Рижский архиепископ Платон представляет Синоду объяснение сложных подворских обстоятельств и просит передать подворье в ведение Синода. Но через 20 лет и Синоду пришлось задуматься о его продаже. В этот самый момент от митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина) поступает в хозяйственное управление Синода предложение о приобретении данного места Киево-Печерской лаврой.

К сожалению, вскоре после приобретения зданий подворья в 1875 году митрополит Арсений умер (†1876) и задуманное им благоустройство подворья отодвинулось на много лет. Все здания подворья, в том числе и церковь Рождества Христова, обветшали и вследствие многократных перестроек и переделок производили впечатление архитектурного хаоса. Митрополит Иоанникий (Руднев), для которого подворье было местом его постоянного пребывания, был крайне нетребователен в отношении личного комфорта и мирился с перекосившимися полами и подпорками к потолкам жилых покоев, но был озабочен необходимостью перестроить церковь, не вмещавшую богомольцев.

Начиная с 1886 года, владыка Иоанникий был первенствующим членом Святейшего Синода. А с 1891 года до самой своей кончины в 1900 году занимал Киевскую и Галицкую кафедру, и, стало быть, являлся настоятелем Киево-Печерской лавры вместе с ее Санкт-Петербургским подворьем. Известны постническое воздержание святителя, его широкая благотворительность, скромность жизни, справедливость, простота и прямота в общении, и наконец, живое и искреннее благочестие.

Митрополит Иоанникий хорошо знал архитектора Косякова, строившего в Галерной гавани Петербурга храм Милующей Божией Матери. Ему было вверено преобразовать захудалое подворье в великолепный церковный комплекс, способный стать настоящим духовным центром, связующим Петербург и Киев, имперскую столицу и Печерскую лавру.

В 1894-1900 годах здания подворья было построены заново, включая храм Успения Пресвятой Богородицы. Образы киевских святых и теперь украшают его своды. 15 августа 1895 года состоялась закладка храма, а уже 18 декабря 1897 года владыка Иоанникий произвел освящение главного алтаря с хорами. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика. Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова — наружные мозаики храма. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера под руководством академика Федора Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал Виктор Васнецов.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

Читайте также:
Церковь-маяк Николая Чудотворца в Малореченском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

После революции Успенский храм стал приходским; настоятелем храма был в это время архимандрит Феогност (Пашков).

С 1919 года монахов выселяли из келий под предлогом «уплотнения» жилья, а с 1930 по 1933 год все насельники подворья и активные прихожане храма были арестованы и приговорены к отправке в ссылки и лагеря. Среди арестованных членов общины был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад Ленинградского военного порта, а в 1961 году в ней уже открылся крытый каток. На его льду проводили занятия спортивные общества того времени. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону Успения Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор. Со временем каток пришел в упадок, требовалось все большие вложения в ремонт здания.

В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего подворья в Петербурге рассматривался еще до революции. Но только в 1991 году при участии Святейшего Патриарха Алексия II город передал в безвозмездное и бессрочное пользование бывшее подворье Киево-Печерской лавры вновь образованному подворью ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Казалось, восстановить храм практически невозможно: стены были испорчены сыростью и грибком, росписи скрыты под слоями штукатурки. В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать Литургию в южном приделе. Регулярные богослужения в храме смогли проводить только с 1993 года.

В 1995 году новый настоятель подворья иеромонах (ныне игумен) Ростислав (Якубовский) пригласил к сотрудничеству выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств Ярослава Штеренберга и Геннадия Журавлева, создавших бригаду реставраторов, приступивших к восстановлению наружного облика здания и реставрации интерьеров. Средства на возрождение обители собирали всем миром; основным спонсором выступил Вадим Новинский. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Только в 2013 году завершилось воссоздание интерьера и настенных росписей.

15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге: изучаем внимательно

ВО, наб. Лейтенанта Шмидта, 27

На набережной Лейтенанта Шмидта стоит красивейшая Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Монументальное здание поражает кажущейся легкостью и простотой. Благодаря таланту архитектора, это строение удачно вписалось в облик помпезного Невского проспекта и Васильевского острова.

История Храма Успения Пресвятой Богородицы

К началу XX века подворье имело храмовый комплекс построек с отдельными входами для прихожан, церковной братии и митрополита. Кроме того, с начала Первой мировой войны в подвалах Успенской церкви хранились фонды большой библиотеки митрополита Владимира (Богоявленского), утраченной в годы советской власти.

Славная история Успенской Церкви

На теперешнем месте храма в 1721-ом году было заложено монастырское подворье с небольшой церквушкой и несколькими строениями. За свою историю оно несколько раз переходило от одного монастыря к ведению другому. В 1875-ом году его приобрела Киево-Печерская Лавра.

На тот момент маленькая церквушка не вмещала всех прихожан, а здания вокруг не отвечали требованиям монашеского подворья. Митрополит Киевский Иоанникий ходатайствовал о перестройке подворья. И вот в 1894-ом году был проведен конкурс среди архитекторов на постройку комплекса церковных зданий. Среди множества работ был отобран проект Косякова Василия Антоновича. В своем проекте ему удалось придать строению солидности и простоты, объединить уют домашней церкви с грандиозностью митрополичьего собора.

Здание выполнено в псевдорусском стиле. Нижняя часть постройки отделана серым гранитом. Верх выстроен из радомского песчаника и четырнадцати видов лекального кирпича. Чтобы внутреннее пространство храма было как можно просторнее, архитектор предложил оригинальное решение – пересекающиеся арки. Таким образом, ему удалось обустроить внутренне пространство церкви без колонн, и зал для ведения служб получился огромным, он мог вместить до двух тысяч прихожан.

На подворье помимо церкви были выстроены еще конюшни, жилые, бытовые и служебные помещения, был разбит уютный садик. Постройки были расположены так, чтобы оградить мирную монашескую жизнь от столичного города.

Восемнадцатого декабря 1897-го года было проведено освящение главного придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. А уже через день освящен боковой придел, посвященный Антонию и Феодосию Печерским.

К 1900-му году строительство закончилось. До 1903-го года велась роспись внутренней части храма, которую осуществляли художники из мастерской Федора Соколова. Исследователи утверждают, что к росписи стен приложил руку и Виктор Васнецов.

Успенский храм в советское время

Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

Читайте также:
Среднеуральский женский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в Князь-Владимирский собор.

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.

Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

Революционные и советские годы в жизни подворья

В храме ежедневно проводились службы, работала большая библиотека, монахи несли свое послушание в стенах обители. Но грянула революция 1917- года и спокойная жизнь монахов и прихожан прекратилась.

Сначала подворье обрело статус приходской церкви. В 20-е годы из храма были вынесены все ценности. Власти не раз предпринимали попытки закрыть церковь. Здание хотели передать в ведение завода «Метприбор», но передача не состоялась. Позднее было решено снести строение. Прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. Последовал арест оставшихся при храме монахов и ряда активистов из числа прихожан. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил Васильевич, отец нынешнего Патриарха Кирилла.

В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах были попросту закрашены. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения.

Архитектура, убранство

Храмовое пространство образовано системой перекрещивающихся арок. В связи с этим в церкви отсутствуют столбы. Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами Снегирёвым, Н. И. Струнниковым и Яковлевым под руководством академика Ф. А. Соколова. Роспись была отреставрирована группами реставраторов под руководством Л. А. Любимова, Ю. В. Смолянского, Е. П. Большакова. Кроме того, в храме работала группа, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского государственный академического института имени И. Е. Репина Я. А. Штеренбергом и Г. М. Журавлёвым, к концу работ составлявшая 80 человек.

На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен в 2007 году). Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне». На парусах находятся образа четырёх Евангелистов. Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы, северного — Архангелы и русские святые, южного — Спас Эммануил. На межалтарных стенах находятся изображения «Распятие на Кресте» и «Снятие со Креста», на хорах — святых Киево-Печерского патерика.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

До закрытия храма в нём находились иконы, написанные насельницами московского Новодевичьего монастыря и иконописцами под руководством московского художника Николая Михайловича Софонова. Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.

В Успенском храме находятся иконы:

  • преподобных старцев Оптинских с частицами их мощей,
  • святых Киево-Печерских с частицами их мощей,
  • преподобного Амвросия Оптинского с частицей его мощей,
  • святого великомученика Пантелеймона Целителя с частицей его мощей.
  • Божией Матери «Скоропослушница», написанная в одном из Афонских монастырей;
  • Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша».
Читайте также:
Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата в Алуште: история и адрес храма, расписание богослужений

На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

Реставрация и возрождение

Только в 1991 году здание Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возвратили Русской православной церкви в качестве подворья Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Восстановление здания потребовало больших затрат, технических и людских ресурсов, огромного напряжения сил. За дело взялись все, кто мечтал вновь увидеть Успенский храм в первозданном виде и во всем его великолепии. Восстанавливались полы и росписи на стенах, вывозились горы строительного мусора. В 1998-м главный купол здания обрел крест, а в 2005-м купол был позолочен. К 2003 году по архивным фото восстановили иконостас. И лишь спустя 10 лет завершилась реставрация настенных росписей.

Сегодня весь комплекс подворья — объект культурного наследия федерального значения.

Второе рождение и возрождение храма

В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы.

В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен, которые ведутся до сегодняшнего дня. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.

Одной из первых начала действовать приходская библиотека при храме. Сегодня в ее архиве более двадцати двух тысяч экземпляров.

В последний год двадцатого века при храме открылся Институт религиоведения и церковных искусств. Здесь все желающие могут освоить иконопись, вышивку, церковное пение, богословие. Позже была открыта православная Гимназия. Мужской хор является еще одним сокровищем Успенского подворья. Стройное пение хора сопровождает каждую службу.

Деятельность Подворья

Учреждения на территории комплекса

При подворье Оптиной пустыни действуют институт, православная гимназия, воскресная школа, антисектантский центр, золотошвейная мастерская и библиотека. В 1994 году при Подворье была открыта Общедоступная школа для детей и Богословские курсы для взрослых. В 1999 году на их базе был открыт Институт религиоведения и церковных искусств с двумя отделениями: богословским и церковных искусств. Основным направлением богословского отделение является изучение богословских и исторических наук, а также христианской культурологии. При этом во время обучения предусматривается практика в областях апологетики, миссионерства и социальной работы. Отделение церковных искусств специализируется на трёх направлениях: церковной музыки, иконописи и реставрации. Подразделением Института является Воскресная школа, открытая в 1994 году. Православная общеобразовательная гимназия имени святого преподобного Амвросия Оптинского была основана в 2010 году.

Деятельность реабилитационного центра «Диалог» направлена на помощь лицам, пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций. Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации.

Скит подворья

В 1999 году подворье Оптиной пустыни получило 40 гектаров земли у посёлка Сосновый Бор Выборгского района Ленинградской области для открытия подсобного хозяйства и строительства скита. На участке разобрали руины трёх зданий и возвели скитский дом. На животноводческой ферме содержатся коровы, куры, страусы, еноты-полоскуны; заведена пасека; в прудах разводятся японские карпы. На территории скита в 2006 году начато строительство храма во имя преподобного Амвросия Оптинского. В 2010 году к скиту приписана каменная церковь святого благоверного князя Александра Невского, построенная в 1907 году и отреставрированная в 2007 году.

Подворье Оптиной Пустыни, храм Успения Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург, июль 2011 – Православные храмы края, страны и мира — ЖЖ

дек. 4, 2012

09:02 am – Подворье Оптиной Пустыни, храм Успения Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург, июль 2011

Подворье Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь было основано в июне 1991 года на месте, которое исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 годы здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), с 1766 по 1875 годы – Псковского Архиерейского дома, с 1875 по 1933 годы – Киево-Печерской Лавры.
Киево-Печерское подворье было построено по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова. В 1885 году был заложен храм во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Её Успения, и святых преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Строительные работы были завершены в 1900 году. На берегах Невы было выстроено единое сооружение из четырёх сомкнутых квадратом зданий, над которыми доминировала Успенская церковь. Её окружали двухэтажные здания Митрополичьих покоев и флигелей, в которых находились кельи монахов, а также служебные и хозяйственные помещения.

В ночь с 22 на 23 августа 1930 года прошёл первый арест братии. К 1932 году Киево-Печерское подворье перестало существовать, превратившись в приход Успенской церкви. Приход составили верные прихожане храма, 43 человека из которых были арестованы в 1933 году. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец будущего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В январе 1935 года Успенский храм был закрыт и превращён в склад.

Читайте также:
Тульская епархия: приходы и церкви, святые, духовенство

В 1961 году в церкви состоялось торжественное открытие первого в Ленинграде катка с искусственным льдом, который арендовали все спортивные общества того времени. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду в Успенской церкви тренировались фигуристы Л. Белоусова и О. Протопопов, впоследствии олимпийские чемпионы и неоднократные призёры чемпионатов Европы и мира.

Показательные выступления Л. Белоусовой и О. Протопопова на открытии катка, 1961 год:

Каток действовал до 1991 года, хотя со временем стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания, которое постепенно ветшало. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.

В октябре 1993 года в южном приделе храма во имя святых преподобных Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских стали совершаться богослужения. Была сформирована архитектурно-реставрационная группа, возглавляемая выпускниками Санкт-Петербургской Академии Художеств Ярославом Штеренбергом и Геннадием Журавлёвым. Сегодня эта группа насчитывает до 80 специалистов, трудящихся над восстановлением живописи храма. Реставраторы укрепляли и расчищали красочный слой, восполняли утраты живописи и позолоты. Были выполнены работы в центральном алтаре, в куполе храма, в архитектурном пространстве под барабаном, на парусах восстановлены образы четырёх Евангелистов. Восстановлены и отреставрированы боковые алтари – северный и южный.

В мастерской Л.С. Солодкова, заслуженного художника России, изготовлен позолоченный иконостас из фарфора, установка которого началась в июне 2011 года. Одновременно с реставрацией храма идёт восстановление помещений подворья. Коммунальные квартиры выкупаются и расселяются. После перепланировки и ремонта они используются под кельи, аудитории института, мастерские, служебные помещения.
Деятельность Успенского подворья направлена на сохранение традиций русской культуры и расширения православного образования. На подворье созданы: православный институт религиоведения и церковных искусств, воскресная школа для детей и взрослых, общедоступная церковная библиотека, мужской церковный хор, золотошвейные и швейная мастерские, книжный магазин с широким ассортиментом духовной литературы.
Источник информации и изображения 1961 года.

9 июля 2011 года, суббота.

Панорамный вид на подворье и Успенский храм с Английской набережной.

Храм Успения Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной Пустыни Подворье ставропигиального мужского монастыря

История

История храма тесно переплелась с подворьями монастырей, которые располагались с ним на одной территории. Подворье — это филиал загородного монастыря. Оно было нужно для того, чтобы священники и старцы останавливались в Петербурге во время поездок.

В 1721 году, по указу Петра I, на месте храма было основано архиерейское подворье для высших церковных органов управления. Постройки принадлежали Свято-Троицкому Сергиеву монастырю.

В середине XVIII века монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив после себя домовую церковь Рождества Христова. С 1756 году здание никто не купил, в течение 10 лет сдавалось в аренду.

В 1766 году Екатерина II издала указ о передаче построек Псковскому Архиерейскому дому для устройства нового подворья. Осуществлять контроль из Пскова была сложно, поэтому в 1872 году здания опять были выставлено на продажу.


С 1856 по 1874 годы хозяйственное управление подворья осуществлял Святейший Синод

В 1875 году старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской лавре и называться Киевским. Включало в себя землю, церковь Рождества Христова, несколько служебных зданий и склад.

К 80-м годам XIX века постройки и церковь подворья находились в полуразрушенном состоянии. В помещениях теснились монахи и киевские архиереи. Мирские люди платили за жилье в этом месте арендную плату. Это негативно влияло на статус Киево-Печерской лавры. Внутреннее и внешнее пространства церковных строений было организовано не гармонично. В 1879 году архитектор П. И. Шестов возвел на территории одноэтажный флигель под названием «Зеленый дом». Но Рождественская церковь не вмещала всех желающих.

С 1891 года митрополит Иоанникий ходатайствует о масштабной перестройке подворья и своей резиденции

В 1894 году перед архитекторами была поставлена серьезная задача — представить Киево-Печерскую лавру в виде нового храма на Невской набережной, вместо устаревшего подворья. Конкурс выиграл Василий Антонович Косякова. Автор подобных проектов стремился соединить в архитектуре духовность и творчество.

В 1894—1895 годах на Васильевской острове появился новый комплекс зданий, в который входили:

  • Успенский храм
  • двухэтажный корпус Митрополита
  • флигели для братии
  • дом причта
  • служебные постройки: конюшни, каретник, кладовые
  • сады

Жители Петербурга проявляли большой интерес к стройке. Люди ждали открытия, чтобы посетить храм и услышать традиционные хоровые распевы, о которых много говорилось в прессе.

Планировка жилых корпусов и церкви были тщательно продумана таким образом, чтобы шумная жизнь столицы не проходила сквозь ворота храма

18 декабря 1897 года освящен главный придел храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, 19 декабря — боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских. К 1900 году строительство успешно завершилось, храм получился красивым и просторным.

Читайте также:
Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Государственный переворот 1917 года означал конец мирной жизни Киево-Печерского подворья и привычного уклада ее обители. 29 сентября 1926 года закрыли Киево-Печерскую лавру. Подворье продолжило своё существование самостоятельно. Власти открыто заявляли о том, что хотят ликвидировать Успенскую церковь. С 1930 года членов монашеской братии стали осуждать за контрреволюционную деятельность, арестовывать и отправлять в Соловецкий лагерь и ссылку в Казахстан.


В 1934 году храм закрыли официально. На территории организовали физкультурный зал. Из церкви вывезли иконы, иконостас и многое другое церковное оснащение.

Во время Великой Отечественной войны помещения церкви перестроили под склад Ленинградского военного порта. Наблюдательный пункт противовоздушной обороны был скрыт за куполом храма. В церковном подвале оборудовали бомбоубежище, а сад использовали как зенитный расчет.

В 1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Сырость и влага уничтожили дорогую метлахскою плитку и живопись, стены стали крошиться и разрушаться.


После катка в Успенском храме были бани, потом в здании выращивали цветы. К концу 1980-х годов комплекс бывшего подворья был занят различными организациями и коммунальными квартирами.

Еще до революции монастырские власти ходатайствовали, чтобы открыть в столице монастырь Оптина Пустынь. Только в 1991 году наместник монастыря архимандрит Евлогий добился разрешения у властей города. Храм Русской Православной церкви передан Введенскому ставропигиальному мужскому монастырю Оптина Пустынь.

Началась реставрация храма. Восстановление здания потребовало больших материальных, людский и технических ресурсов. Были организованы реставрационные работы в административно-хозяйственных частях подворья. Вместе с реставрацией начал возрождаться уклад жизни монахов. Подворье стало вести работы по социальному служению и благотворительности.

С ноября 2013 года Настоятелем Оптинского подворья в Санкт-Петербурге назначен игумен Арсений

Революционные и советские годы в жизни подворья

В храме ежедневно проводились службы, работала большая библиотека, монахи несли свое послушание в стенах обители. Но грянула революция 1917- года и спокойная жизнь монахов и прихожан прекратилась.

Сначала подворье обрело статус приходской церкви. В 20-е годы из храма были вынесены все ценности. Власти не раз предпринимали попытки закрыть церковь. Здание хотели передать в ведение , но передача не состоялась. Позднее было решено снести строение. Прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. Последовал арест оставшихся при храме монахов и ряда активистов из числа прихожан. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил Васильевич, отец нынешнего Патриарха Кирилла.

В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах были попросту закрашены. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения.

Архитектура

Церковь Успения Пресвятой Богородицы имеет высокую архитектурную ценность. В здании нет поддерживающих колонн. За счет перекрещивания бетонных арок, поддерживающих массивный главный барабан, образовалось большое внутреннее пространство. Это была новаторская идея архитектора В. А. Косякова. Новая технология на сезон сократила время стройки и улучшало акустические свойства внутри. Архитектор при строительстве Успенского храма не экономил на материалах. Получился отличный результат.

Вместимость церкви — до 2 000 человек. Построена из кирпичей и бетонной смеси. Было использовано 14 сортов облицовочного кирпича. Нижний ярус покрыт серым гранитом, верхний — песчаником. Русский художник-мозаичист В. А. Фролов вместе с учениками исполнил в мастерской наружные мозаики. Гладкие части 5 куполов закрыты листами из алюминия.


Храм выполнен в псевдорусском архитектурном стиле, распространенном в XIX-XX веках. Русско-византийское направление объединяет элементы европейской культуры и архитектуры и народные творческие мотивы.

Внутреннее убранство храма

Архитектор смог достичь удивительного сочетания монументального собора и уюта домовой церкви. В. А. Косякову удалось гармонично вписать здание в панораму Васильевского острова.

Стены церкви изначально расписаны московскими мастерами. В Советский период, когда здание храма использовалось не по назначению, росписи замазывали штукатуркой, белили стены, закрашивали масляной краской в несколько слоев. Холод и влага ускорили разрушение. После возвращения Успенского храма церкви, реставрацию начали проводить, используя фото из архивов и аналогичные росписи живописцев дореволюционного времени. Этим занимались группы реставраторов и 80 выпускников Санкт-Петербургского государственный академического института имени И. Е. Репина. В 2013 году работы были окончены.


Внутренняя роспись купола изображает Христа с херувимами и серафимами. Под барабаном размещены композиции о деяниях Спасителя.

Тема центрального алтаря — Успение Пречистой Девы, северного — Архангелы и русские святые, южного — Спас Эммануил. В алтаре расположен мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

В Успенской церкви находятся:

  • иконы с мощами Оптинский старцев, целителей и святых
  • рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца
  • частица Животворящего Креста
  • икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г.
  • иконы Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша»
Читайте также:
Серафимо-Дивеевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

Ценности церкви[ | ]

Церковь была огромна и посещаема, само расположение и привязка к местным топонимическим объектам явилось предпосылкой появления у храма уникальных ценностей.

Материальные сокровища[ | ]

Церковь украшал высокий вызолоченный иконостас, выполненный в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице. В церкви был установлен престол с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки. Весивший более 100 килограммов уникальный престол был пожертвован в 1786 году создателем храма. Храмоздатель С. Я. Яковлев также преподнёс храму плащаницу малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом. Для этой плащаницы в 1856 году была изготовлена новая гробница из серебра весом около 115 кг[5]. Её изготовил известный ювелир Ф. А. Верховцев и по образцу этой гробницы позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора.

Из образов более всего в храме почитались:

  • Местный образ Успения, обрамлённый в золочёную серебряную раму с осыпанной жемчугами ризой.
  • Список Тихвинской Божией Матери из часовни. Он выставлялся на паперти 27 июня для поклонения.
  • Образ Христа Спасителя. Перед ним вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы.

Кроме того, художественной ценностью обладали большие иконы «Погребение Спасителя» и «Прп. Андрей, епископ Критский» кисти В. М. Пешехонова, а также картины художника Г. Г. Мясоедова.

Наконец, выдающейся ценностью храма были колокола. Среди пятнадцати колоколов храма были лучшие образчики произведений отечественного художественного литья. Самый большой из них был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова и весил 8 900 кг[6].

Окормление паствы[ | ]

Спасо-Сенновская церковь была мощным социально-культурным центром Петербурга:

  • В 1820-х годах при церкви существовало приходское духовное училище.
  • Церковь считалась особым приютом для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.
  • При церкви в декабре 1871 года было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам (начало действовать 16 декабря 1873 года). При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

В 1903 году причт церкви просил возвести храм в ранг собора, этот ранг был получен в 1923 году.

К церкви было приписано несколько часовен: в Апраксином дворе, в Большой линии — Тихвинская (существовала с 1805; в 1893 по проекту В. Ф. Харламова сделана из чугуна) и Казанская (1800-е, 1847 — по проекту И. Д. Корсини, 1879, тоже из чугуна,- А. Л. Гольм), в Мариинском рынке — Марии Магдалины (1882, А. И. Кракау) и в Михайловском проезде — Ильинская (1850-е) и шатровая, чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л. М. Харламов).

Храм Сегодня

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — это не только духовный, но и просветительский центр. При подворье работают:

  • воскресная школа
  • гимназия
  • институт религиоведения и церковных искусств с двумя отделениями: богословским и церковных искусств
  • иконописная школа
  • реабилитационный , который помогает людям, пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций и ведет профилактическую работу по предотвращению вовлечения в секты
  • золотошвейная мастерская «Урбус»
  • мужской хор «Оптина Пустынь» — настоящая гордость храма, сопровождает службы в традициях старинных монастырских распевов
  • паломнический центр, который организует экскурсии по территории храма и по святым местам г. Санкт-Петербурга; проводит много встреч, концертов и дискуссий
  • гостиница
  • кафе

Интересные факты

  • В 1875 году земля тогда еще Псковского подворья вместе с постройками продана Киево-Печерской лавре за 86 000 рублей
  • В 1922 г. из помещения Успенского храма похитили сосуд для освящения вина, кресты и Священные книги. Братию обвинили в несанкционированном хранении имущества
  • Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоял в любительском хоре Подворья. Там познакомился с будущей женой Раисой Владимировной Кучиной. В 1933 году Михаила Гундяева вместе с 42 прихожанами обвинили в подготовке убийства Сталина и арестовали.
  • 15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы. Этот церковный обряд называют «обновлением» храма: здание становится святым, местом особого присутствия Божия на земле.
  • В звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг
  • Подворье и Успенская церковь — объект культурного наследия федерального значения

Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: