Успенский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Успенский кафедральный собор в Омске — рассматриваем основательно

Возрождение культуры современной России сопровождается восстановлением архитектурных святынь, которые казались безвозвратно утраченными во времена нечестивой советской власти. Пример такого объекта — Успенский кафедральный собор, возвышающийся над центральной площадью города Омск.

История храма

Город Омск подошел к рубежу XIX и XX веков как серьезный культурный центр, в котором все большее количество горожан нуждалось в духовном развитии. Существующий Воскресенский Собор уже не мог удовлетворить всех нуждающихся и среди прихожан был объявлен сбор средств на его расширение. В девяностые годы XIX века в церковной жизни региона происходит достаточно знаковое событие – учреждается Омская Православная Епархия. Именно благодаря этому факту было принято решение на собранные средства построить новый Храм в центре города, который стал бы главным духовным центром региона. Нарекли будущий храм Успенским Кафедральным Собором.

В качестве архитектора будущей церкви выступил Э. Виррих, использовавший в качестве прототипа Санкт-Петербургский храм Спаса на Крови пера А. Парланда. Стоит отдать должное омскому зодчему, он не стал просто копировать проект столичного храма, но глубоко его переработал и адаптировал к нуждам горожан. Кстати, данный прием не был чем то новым для церковного строительства в России – по всей стране по сей день можно найти церкви, которые очень схожи между собой и, по сути дела, являются переработанными копиями друг-друга.

Собранных средств прихожан хватило лишь на начало строительства собора, которое состоялось года. Стоит отметить тот факт, что краеугольный камень омского храма был заложен Николаем Александровичем Романовым, тогда еще цесаревичем. Кстати, будущий император России пожертвовал значительные средства на строительство Собора. Но денег, как всегда не хватало, и Святейший Синод был вынужден профинансировать конец строительства. Успенский Собор Омска впервые открыл свои двери прихожанам в 1898 году. Всего на его строительство и убранство были потрачены огромные для царской России деньги — 125 тысяч рублей. Освящение Успенского Собора проводил первый епископ Омской Епархии Григорий. Уже к 1900 году при Храме действует церковно-приходская школа, а количество прихожан превышает 5000 человек. Постепенно церковь становится центром духовной и культурной жизни города. В разбитом вокруг саду омичи любят прогуливаться вечерами, а на детских площадках в дневное время на общественных началах с детьми всех сословий занимаются учителя.

В период до 1917 года Успенский Собор становится местом проведения всех праздничных мероприятий города, а его своды встречают выдающихся людей Империи.

Предвестники беды пришли в 1918 году в виде новой власти, потребовавшую передать все имущество Омской Православной Епархии большевикам. Митинг прихожан разгоняют солдаты, а двери Успенского Собора закрываются. В 1920 году расстрелян архиепископ Омский Сильвестр. С 1923 года в Храме не проводятся службы, а само здание приходит в запустение. Собор взорван лишь в 1935 году по решению Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД. На месте храма был разбит сквер, получивший название «Сад Пионеров», который так и остался излюбленным местом отдыха горожан. Вплоть до «нулевых» здесь устанавливалась городская ёлка и проводились народные гуляния.

Расписание богослужений в Успенском соборе Омска

Службы в кафедральном соборе Омска совершаются ежедневно. Кроме того, ежедневными (в 15:00) являются молебные пения у раки с мощами священномученика Сильвестра.

Описание

Успенский кафедральный собор (почтовая марка 2011 г.)

Сохранилось детальное описание собора XIX века (в 2007 году храм был восстановлен по фотографиям, и не во всех деталях повторяет оригинал). Площадь собора составляла 1518 м², высота колокольни до подкрестного яблока 44 метра, высота креста 3 метра, диаметр купола 15 метров.

В то время церковь имела сложное объёмно-планировочное решение с сохранением традиционной композиции: алтарь, средняя часть храма, трапезная и притвор с колокольней. Церковь была установлена на высокий цокольный этаж, выполнена из кирпича (в строительстве использовались 30 видов лекального кирпича разных цветов).

Архитектурное решение — крестообразное в разрезе. Пятиглавие представляет собой шлемовидные купола, возвышающиеся на цилиндрических башнях-барабанах, прорезанных арочными окнами. Над алтарём имеется пятигранная конха. Кровля трапезной двускатная.

Над куполом установлен восьмигранный фонарь с окнами и пилястрами на углах. На колокольне такой же фонарь с пояском (перехватом) вверху. Главы установлены на куполе, алтаре, приделе и колокольне. Кресты восьмиконечные.

К сожалению, до наших дней не сохранились образцы убранства храма. Известно лишь, что декоративные узорочья повторяли образцы московского зодчества XVII века. В цокольной части здания применена рустика. В качестве украшений использованы ниши, поребрик, лопатки, сложные карнизы в несколько ярусов. Полуциркульные окна оформлены наличниками, на первом этаже заключены в металлические решётки.

Колокольня трёхъярусная, с прямоугольными оконными проёмами. Ярус звона восьмигранный, с арочными проёмами, завершается килевидным покрытием.

Расписывал храм художник Емцов. Иконостас со всеми иконами был выполнен в мастерской екатеринбургского купца А. П. Кожевникова.

Современность

Сегодня, как и 100 лет назад, Успенский собор является центром духовной и социальной жизни города. Посещение величественного здания является обязательным пунктом любого туристического маршрута.

Описание

Архитектура нового Успенского собора восстанавливалась по фотографиям и описаниям, оставшимися в государственных архивах.

Здание, выполненное в нововизантийском стиле с включением псевдорусских элементов, представляет собой традиционный крестообразный пятиглавый храм, к которому была пристроена шатровая колокольня, расположенная над центральным притвором. Четыре малых боковых и центральный шлемовидный купол опираются на световые цилиндрические барабаны, диаметр большего из которых (центрального) составляет 15 м.

Колокольня состоит из трёх ярусов и увенчана куполом в виде шатра. Первый ярус совмещен с главным входом в храм. Звонница расположена на третьем уровне, прорезанном большими арочными окнами.

Фасады здания украшены множеством декоративных элементов:

  • ниши;
  • лопатки;
  • сложные многоярусные карнизы;
  • фигурные оконные наличники;
  • иконописные изображения, написанные на керамических плитках, закрепленных в нишах.

Современный собор имеет 4 придела:

  • Успенский (главный);
  • Никольский;
  • в честь Марии Магдалины;
  • в честь святого Сильвестра Ольшанского.

Мощи священномученика Сильвестра, архиепископа Омского в нижнем храме собора

Последний придел расположен в нижнем храме, где расположен небольшой иконостасы и хранятся мощи святого новомученика. Также здесь планируется размещение выставочной экспозиции, посвящённой старому кафедральному собору.

Изнутри стены собора имеют белый цвет и украшены многочисленными иконами. Все иконостасы и деревянные элементы выполнены местными мастерами из лиственницы липы, и покрыты позолотой.

Святыни

В новом Успенском кафедральном соборе находится множество святынь, главными из которых являются:

  1. Мощи архиепископа Сильвестра, который был зверски замучен большевиками в 1920 году. Его канонизация в лике святого новомученика Российского состоялась в 1998 г.
  2. Икона Казанской Божией Матери, на обороте которой находится благословение патриарха Алексия II.
  3. Евангелие в драгоценном окладе, на котором принимал присягу губернатор области.
Читайте также:
Воскресенский собор в Твери: история и адрес храма, расписание богослужений, престольные праздники и мощи

Расписание богослужений

В будние дни проводятся два богослужения в 9 и 17 часов. За час до этого времени принимается исповедь.

В воскресные и праздничные дни совершаются две утренние службы: ранняя — 7.00, и поздняя в 9.00.

Богослужение в Успенском храме

Ежедневно в 15.00 совершается молебен у мощей святого Сильвестра.

Социальная деятельность

По благословению митрополита Омского и Тарского Владимира при Успенском храме ведётся социально-просветительская работа, направленная на духовно-патриотическое воспитание младшего поколения и знакомство с основами православия взрослых людей. На базе собора действуют следующие организации:

  1. Воскресная школа для детей от 5 до 14 лет. Помимо знакомства подрастающего поколения с основами православия, христианских ценностей и традиций, ученики занимаются творческой деятельностью.
  2. Детско-юношеский хор, воспитанники которого принимают участие в церковных службах и городских мероприятиях.
  3. Военно-патриотический клуб, в который входят дети и молодые люди от 8 до 20 лет. Деятельность клуба направлена на формирование достойных граждан своей страны, уважающих и способных защитить Отечество и православную Веру.
  4. Воскресная школа для взрослых открыта для всех людей, желающих ближе познакомиться с основами христианства и историей Церкви. Беседы проводят преподаватели Омской духовной семинарии.

Как добраться

Кафедральный Успенский собор находится на центральной площади Омска по адресу ул. Тарская, владение 7.

Ближайшая от храма остановка общественного транспорта — «КДЦ им. Маяковского», до которой следуют автобусные и троллейбусные маршруты со всех концов города. Также можно воспользоваться услугами маршрутного такси.

Успенский кафедральный собор — не просто основная достопримечательность Омска и центр его духовной жизни. Он является олицетворением сплоченности русского православного народа, основанного на традиционных христианских ценностях.

Свято-Успенский кафедральный собор в Омске

Персоналии

  • Виррих Э. Ф. — архитектор
  • Лешевич К. А. — первый руководитель строительства храма
  • Эйнарович А. С. — руководитель строительства храма
  • Емцов (имя и отчество не сохранились) — художник, выполнивший роспись первого храма
  • Кожевников А. П. — екатеринбургский купец, в мастерской которого был изготовлен иконостас храма
  • Недосеков К. Л. — протоиерей, первый настоятель собора
  • Скальский К. Ф. — ключарь собора, основатель и непременный советник Омского епархиального Братства, почётный член Омского епархиального училищного совета. Основатель и редактор «Омских епархиальных ведомостей».
  • Спасский Х. И. — священник храма в 1895—1900 годах
  • Соловьёв А. И. — протоиерей, настоятель и священник храма с 1911 года. Обладатель жалованного наперсного креста и Ордена Святой Анны III степени.
  • Ястребов В. — ключарь и протоиерей храма в 1911 году
  • Булатов Ф. — священник храма в 1911 году
  • Бирюков М. А. — протоиерей, священник храма с 1911 года. Имел награды: камилавку, наперсный крест и орден Святой Анны III степени
  • Авессаламов С. — священник храма
  • Замараев Е. — священник храма
  • Александров Д. П. — ключарь и протоиерей храма с 1912 года. Имел награды: камилавку, наперсный крест и ордена Святой Анны II и III степени
  • Вартминский Н. П. — протодиакон с года
  • Громов А. — дьякон
  • Васильевский А. И. — дьякон с 1909 года
  • Кергесар В. А. — дьякон с 1911 года
  • Прушинский П. — дьякон с 1914 года
  • Симонов И. Г. — дьякон с 1912 года
  • Никифоров И. И. (епископ Иннокентий) — священник с 1899 по 1937 годы. Осуждён тройкой при НКВД СССР и расстрелян
  • Голосов Г. В. (епископ Гавриил) — священник храма, автор трудов по православию, почётный член Духовной академии
  • Епископ Андроник (Никольский) — священник 1913—1914 годов. Арестован в 1918 году и, по свидетельствам очевидцев, живым закопан в землю
  • Сильвестр (Ольшевский) — архиепископ Омский и Павлодарский с 1915 по 1919 годы. Арестован большевиками, подвергнут жестоким пыткам, от которых погиб в остроге.
  • Михайлов М. Д. — протодьякон собора в 1919—1920 годах, впоследствии солист оперы, бас, народный артист СССР
  • Адаев Г. — художник, выполнивший роспись иконостаса нового храма
  • Полежаев Л. К. — губернатор Омской области, принявший решение о восстановлении Успенского собора в XXI веке
  • Шишов О. В. — директор НПО «Мостовик», руководивший восстановлением храма в 2005—2007 годах
  • Малиновская Т. — архитектор, автор проекта восстановления храма в 2005—2007 годах
  • Мизёв Александр Васильевич. Автор проекта иконостаса. г. Сергиев Посад. 2001-2002гг.

Старая фотография Успенского собора Успения Пресвятой Богородицы

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенский Собор — открытие

Успенский Собор — открытие

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Средства на строительство

XIX век

Первые средства на строительство храма были собраны прихожанами на расширение Воскресенского собора. Кроме того, были вложены государственные средства и личные пожертвования императора Николая II. Святейший Синод покрыл недостающую сумму.

В 1898 году Государственное Казначейство выделило ещё 10000 рублей на внешнюю и внутреннюю отделку церкви. Император послал 5000 рублей лично. Кроме того, им был позднее передан для собора комплект высокоценной непрестольной утвари.

В общей сложности на сооружение и украшение храма в те годы было потрачено 125 000 рублей.

XXI век

Попечительский совет возрождаемого собора возглавил лично губернатор Омской области Л. Полежаев. Только за два года пожертвования прихожан омских церквей на строительство Успенского собора составили несколько десятков миллионов рублей.

Попечительский совет

В состав Попечительского совета, следившего за возрождением храма в 2005—2007 годах вошли:

  • Полежаев, Леонид Константинович. Губернатор Омской области, председатель Попечительского совета
  • Адабир, Анатолий Николаевич. Секретарь Политсовета Омского регионального отделения политической партии «Единая Россия», глава администрации Октябрьского округа г. Омска
  • Беляев, Александр Николаевич. Директор ООО НПО «Мир»
  • Березовский, Владимир Александрович. Генеральный директор ФГУП ОПО «Иртыш»
  • Варнавский, Владимир Алексеевич. Председатель Законодательного собрания Омской области
  • Геринг, Геннадий Иванович. Ректор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского
  • Кивич, Александр Александрович. Депутат Омского городского Совета, президент предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области, генеральный директор ОАО «Омский бекон»
  • Козлова, Наталья Константиновна. Председатель правления Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций»
  • Кокорин, Валерий Михайлович. Генеральный директор некоммерческого партнерства строительных и торговых организаций «Агростройкомплект»
  • Процюк, Игорь Иванович. Митрополит Омский и Тарский Феодосий.
  • Путинцев, Виталий Петрович. Президент Омского областного Союза предпринимателей
  • Радул, Владимир Владимирович. Министр культуры Омской области
  • Сватков, Борис Семёнович. Президент Союза деловой торговли г. Омска и Омской области, генеральный директор ОАО ВЭК «Омтор»
  • Степанов, Валерий Николаевич. Председатель комитета по собственности Законодательного собрания Омской области, президент ОАО «Омскпромстройбанк»
  • Третьяков, Александр Георгиевич. Председатель комитета по образованию, культуре и молодёжной политике Законодательного собрания Омской области
  • Тряпицина, Ирина Геннадьевна. Президент Фонда социальной поддержки детей-сирот «Дорога в жизнь», директор государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»
  • Фролова, Наталья Константиновна. Первый заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр финансов Омской области
  • Царёва Раиса Николаевна. Директор государственного учреждения культуры Омской области «Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина», председатель совета Омской региональной общественной организации «Общественная коалиция Омской области»
  • Шишов, Олег Владимирович. Председатель комитета финансовой и бюджетной политики Законодательного собрания Омской области, директор НПО «Мостовик»
  • Шрейдер, Виктор Филиппович. Мэр г. Омска
Читайте также:
Антониев Сийский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Прочие сведения

Причисленный к лику святых новомучеников и исповедников архиерей Сильвестр стал первым канонизированным омским святым за всю историю Омско-Тарской епархии.

года стартовал выставочный проект «Успенский собор: с верой в будущее». Он был посвящён истории собора и был показан в 12 районах Омской области. В посёлке Саргатское для показа экспозиции был специально построен дом в духе русского деревянного зодчества. Было показано более 300 предметов, найденных при раскопках, церковное облачение, уникальные фотографии и книги из фондов омских музеев.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Успенский кафедральный собор в Омске

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Успенский кафедральный собор в Омске на сегодняшний день является наиболее посещаемым действующим храмом, располагающимся в центральной части города на площади Соборной. Молельня относится в одной из главных городских достопримечательностей, которая возведена в честь Небесной Царицы. Однако несмотря на довольно сложную историю представленного храма, он и сейчас у своих стен собирает тысячи верующих людей. В описанной ниже статье вы сможете более подробно узнать об истории строительства молельни, хранимых в ней святынях и не только.

История Успенского собора Омска

Началась история храма в конце 19 века, проект для которого разработал Виррих Эрнест, прославившийся созданием проектирования главных улиц в Санкт-Петербурге. Летом 1891 г. был заложен первый камень под основание будущей богомольни, а до этого периода около 13 лет только велись все необходимые подготовительные работы.

Храм изначально начали возводить на средства из фонда православного муниципального союза, а также из собранных пожертвований, именно за счет этого строительные работы были затянуты на долгие годы.

Следует отметить, что при создании чертежа сооружения за основу был взят известный Санкт-Петербургский храм Спаса на Крови. Однако, что немаловажно Омская молельня не является точной его копией, а имеет полностью переработанный собственный облик. Во время проведения строительных работ было использовано свыше 30 разновидностей кирпича благодаря чему во многом сооружение стало уникальным.

В кафедральном храме совмещен целый ряд наиболее лучших идей византийского, а также традиционного народного стилей. Именно в таком образе архитекторы того времени видели главные государственные молитвенные сооружения.

Эрнест взял из византийской архитектуры луковичные главы, а вот из русской – кокошники декоративные, шатровые крыльца, дыньки, обрамление наличников и арок и многое другое.

Открылась молельня для прихожан в 1898 г., а на прилегающей храмовой территории в последующие несколько лет были выстроены, приходская школа, площадки для детей, и даже несколько училищ.

Чудотворные образы и святыни Божьего храма

Во времена 19-го века самой главной составляющей храма являлся лик Анны Кашинской, известной среди местных жителей, как благочестивая княгиня. В основании рамки были помещены частицы мощей праведницы.

Также следует отметить, что сами божественные образы тех времен требуют отдельного внимания к себе. Митрополит Андроник в начале 1910 г. привез с собой из Новгорода довольно большое количество чудотворных ликов, среди которых присутствовали:

  • божественный образ Пречистой Девы;
  • икона Великомученицы Варвары;
  • лик Святой Ефросинии и не только.

При этом каждый чудотворный образ содержал мощи богоугодников. Главной же святыней храма в настоящее время считается ковчег с частичками одежды и тела архиеп. Сильвестра. В 2009 г. мощи были перемещены в нижний ярус молельни (пещерная церковь).

Также время от времени привозятся в Успенский собор Омск мощи Пантелеймона святого целителя, а в имеющийся храмовый иконостас был включен лик Богоматери Казанской с личной подписью его духовенства Алексея II.

Расписание богослужений Успенского собора в Омске, адрес

В Омском кафедральном храме богослужения проводятся ежедневно. Ежедневными (проводимыми в 15:00) помимо этого, считаются молебельные песнопения у ковчега с мощами священномученика Сильвестра.

Собор находится по адресу: город Омск, улица Интернациональная, дом 12.

  • тройлллебусом № 2, 8, и 4 до ост. «КДЦ им. Маяковского»;
  • до остановки «КДЦ им. Маяковского» ходят и автобусы в основном № 20, 23, 28, 59, 63, 78, 95, 110, 903;
  • до ближайшей к храму остановке ходят маршрутки № 94, 212, 275, 307, 323, 346, 387, 419, 500, 514.

Псково-Печерский монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, окруженный каменными крепостными стенами и напоминающий своим обликом неприступную цитадель, – один из крупнейших и известнейших мужских монастырей России. Он расположен на северо-западе Псковской области, в городе Печоры, в 43 км от областного центра и всего в 2 км от государственной границы с Эстонией. Эта древняя обитель с самого начала своего существования служила оплотом православия на неспокойном порубежье Псковской земли и владений прибалтийской Ливонии. Хорошо сохранившийся монастырский комплекс ежегодно привлекает тысячи туристов и паломников.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Основные моменты

Архитектурный комплекс Псково-Печерского монастыря создавался на протяжении XV-XIX столетий, и многие древние постройки сохранились до наших дней. Монастырь открыт для индивидуальных посещений, но, чтобы познакомиться с его богатой историей и духовной жизнью, туристам лучше присоединиться к экскурсиям. Группы формируются в центре «Паломник». Здесь же можно недорого переночевать, пообедать.

Главный праздник Псково-Печерского монастыря – Успение Пресвятой Богородицы, отмечающийся в августе. Паломники говорят, что в этот день службы в монастырском храме совершенно особенные. Верующие ощущают, что на литургиях незримо присутствуют поколения великих молитвенников, иноков, которые в этих стенах веками общались с Богом.

Читайте также:
Переславский Феодоровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Но не все так уж патриархально в древней обители. Монахи пользуются мобильной связью, активны в социальных сетях. Монастырь располагает собственным интернет-магазином, информационно-познавательным порталом. Тут действует издательство духовной литературы, оснащенное современным электронным оборудованием, а в церковных лавках продаются сувенирные флеш-накопители с тестами на знание Святого письма, CD-диски с видеоэкскурсиями.

История Псково-Печерского монастыря

Достоверные источники относят основание Успенской Свято-Печерской обители к 1473 году, но, по преданию, монахи-отшельники поселились в пещерах, расположенных на этой территории, еще в XIV веке. Говорят, они пришли в эти места из Киево-Печерской Лавры, в поисках убежища на псковских землях от татарских набегов. Легенды сохранили имя лишь одного из затворников – Марка, ставшего известным как «первоначальный инок». В том же столетии, по легенде, удивительные пещеры открылись изборским охотникам, проплывавшим вдоль лесистых берегов реки Каменец, которая в те времена была судоходной, а сегодня представляет собой небольшой ручеек. Летопись повествует, что из узких вертикальных расщелин в прибрежном песчаном холме до них донеслось дивное пение и «благоухание фимиама».

В 1470 году в одной из печорских пещер поселился Иоанн Шестник – священник из Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (сегодня – г. Тарту). Здесь он и его семья нашли убежище от преследований немцев-латинян, подвергавшим гонениям православный люд. В расширенной пещере Иоанн и его супруга Мария устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Еще во время работ Мария тяжело заболела и решила принять монашеский постриг под именем Васса, оказавшись первой постриженницей обители. После кончины жены монашеский обет принял и Иоанн, став в постриге Ионой. Эта благочестивая пара причислена к лику Псково-Печерских преподобных.

В 1473 году церковь была освящена, и вскоре вблизи нее стали селиться иноки. Здесь появились кельи и еще один храм, но лифляндцы, напавшие на обитель, сожгли бревенчатые строения. Набеги и разорения на скромный монастырь, не имевший оборонительных сооружений, продолжались долгое время, потому что ливонцы стремились не допустить распространения православия на порубежных землях.

В 1519 году из Москвы в Псковские земли прибыл государев дьяк Мисюрь Мунехин, и вскоре под его началом в монастыре началось масштабное каменное строительство. Священные пещеры были сохранены, а новые постройки возводились ближе к воде, что придало ландшафту монастыря особую живописность. В подлинный расцвет обитель вступила стараниями игумена Корнилия, управлявшего ею с 1529 по 1570 год. Этот настоятель, зодчий и воин превратил монастырь в твердыню, окруженную могучей каменной стеной с 9 башнями. Обитель стала светочем утверждения православия среди разнородного местного населения. Сподвижником Корнилия в обустройстве Псково-Печерского монастыря, ставшего шедевром оборонного и церковного зодчества, был талантливый архитектор Павел Заболотный. Старания обоих были по-особому отмечены царем Иваном Грозным, который решил их казнить якобы за то, что они возводили оборонительные постройки «по собственному почину». Одно из преданий гласит, что игумену разгневанный самодержец отсек голову собственноручно прямо у стен монастыря. Оправившись от приступа ярости, царь будто бы сам отнес бездыханное тело Корнилия к святым пещерам, приказав захоронить его с почестями. С тех пор дорогу, ведущую от Никольской башни до Успенской церкви, стали называть Кровавым путем.

В военных баталиях укрепленная обитель впервые участвовала в середине 1581 года. Тогда Псков и Печоры преградили путь 100-тысячной армии польского короля Стефана Батория, продвигавшейся вглубь русских земель. В общей сложности монастырская твердыня подвергалась штурмам литовцев, шведов, поляков на протяжении полутора веков. При Петре I она получила статус государственного оборонного укрепления. Последняя баталия у ее стен произошла в 1703 году. После подписания Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., Псково-Печерский монастырь завершил свою оборонительную миссию.

В XVIII-XIX веках тут протекала мирная монашеская жизнь, возводились новые храмы, братские корпуса и хозяйственные постройки. В 1920 году Печорский уезд, согласно Тартускому мирному договору, отошел к Эстонии, и обитель оказалась за рубежами РСФСР. В довоенные годы его насельниками являлись некоторые участники Белого движения, братия поддерживала тесные связи с Русской зарубежной церковью, с представителями дома Романовых.

Во время боевых действий в период Второй мировой войны часть монастырских построек пострадала от артиллерийских обстрелов, но не фатально. В послевоенные годы Псково-Печерская обитель гонениям не подвергалась, чтобы уверить местное население в «свободе вероисповедания в СССР», и монашеская жизнь здесь продолжилась. В 60-е годы прошлого века началась реконструкция крепостных стен и башен, а 80-е была проведена масштабная реставрация церковных архитектурных памятников. В те годы были обновлены стеновые росписи, купола храмов покрыли медным листом. Число насельников прирастало, и в обители возвели новый братский корпус, построили здания иконописной и швейной мастерских.

В 2012 году в распоряжение монастыря была передана расположенная поблизости территория передислоцированной воинской части. С 2018 года игуменом Псково-Печерской обители является весьма энергичный митрополит Псковский и Порховский Тихон, которого называют духовником президента Владимира Путина.

Монастырь сегодня

За порогом Псково-Печерской обители путешественники оказываются в своеобразной капсуле времени, отделенной от внешней суеты. Это самодостаточный патриархальный мир, где производится почти все, чего требуют ежедневные скромные запросы насельников. В столярной мастерской пахнет смолистыми опилками, олифой, студенистым горячим клеем. Тут вручную изготавливают мебель, киоты, аналои, резные кресты, оправы для образов. Монахи, наделенные художественным даром, трудятся в иконописных мастерских. Среди братии есть искусные резчики по дереву, гончары. Из трубы над кровлей приземистой монастырской кузницы вьется дымок от раскаленных в горне углей. Как и сотни лет назад, мастера обеспечивают хозяйство необходимыми коваными изделиями. Некоторым кузнецам далеко за семьдесят, но монахи крепки и телом, и духом.

Круглосуточно пылают поленья в печах монастырской пекарни. Здесь выпекают просфоры, хлеб. На кухне готовится простая и незатейливая пища для монахов. Угощения для сотен паломников послушники готовят при трапезных странноприимных домов за пределами монастырских стен. Рядом накрыт навесом дровяной склад, полный смолистых поленьев. Утомительная колка дров – обычное послушание в монастыре. Поочередно тут трудятся все – от послушника-неофита до архимандрита. Поодаль огорожен скотный двор. Работа по уходу за животными тоже знакома всем насельникам, как и обязанности сторожа. К слову, как-то раз патриарх Московский и всея Руси Пимен, в свое время живший тут, а затем достигший наивысшей ступени в церковной иерархии, признался, что хотел бы провести остаток жизни в служении сторожем на хозяйственных воротах Псково-Печерского монастыря.

Читайте также:
Феодоровский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В монастырской библиотеке хранится уникальное собрание древних фолиантов, рукописей, богослужебных книг, духовной литературы, исторических и философских трудов. Прогуливаясь по монастырю, вы наверняка увидите монахов, расположившихся с книгами под сенью деревьев или на внутренних помостах оборонительных монастырских стен.

Кроме монахов и священников в монастыре живет несколько старцев, внешне ничем не отличающихся от братии, но в их глазах читается особенное сосредоточение на вере. Для достижения этого духовного статуса необязателен преклонный возраст. Старец – особый вид служения, доступный немногим избранным подвижникам.

Достопримечательности на территории обители

Псково-Печерский монастырь окружен мощной каменной крепостной стеной с девятью сторожевыми башнями, все они имеют собственные названия. Парадный вход ведет в обитель через Святые врата в Петровской башне.

Древнейший храм монастыря – подземная Успенская церковь, освященная в 1473 году. Позднейший барочный фасад с голубыми куполами, усеянными золотыми звездами, пристроен прямо к срезу горы. Над порталом изображены Киево-Печерские святые отцы Антоний и Феодосий. Входная дверь ведет в пещерный храм. Своды пещеры облицованы кирпичом и поддерживаются каменными колоннами. Резной деревянный иконостас главного придела был изготовлен в XVIII столетии, узорчатые панели украшены позолотой. Здесь хранятся особо почитаемые иконы, среди них – образ Успения Богородицы, написанный в 1521 году. На стенах за иконостасом сохранились потемневшие древние фрески. В нише у южной стены погребены мощи преподобного мученика Корнилия.

Возле Успенского собора располагается вход в ближние и дальние Святые пещеры. При входе справа расположена гробница преподобной Вассы, в часовенке слева погребены преподобные Иона и Марк. Отсюда вглубь холма расходятся семь подземных галерей. Круглый год температура тут колеблется в пределах +5. +10 °С. На этом погосте погребено около тысячи монахов и мирян. В стеновых нишах, закрытых каменными плитами, нашли упокоение предки полководца Кутузова, историка Татищева, поэта Пушкина, композитора Мусоргского.

Напротив Успенского собора в начале XIX был построен корпус лечебницы с часовней Святого Праведного Лазаря. К востоку от фасада церкви Успения Богородицы находится звонница. Обычно колокола возносят на высокие башни, но здесь они развешаны в два яруса между рядами мощных опорных столпов, заключенных в кирпичные стены. Тут размещено 30 бронзовых колоколов разного размера, каждый обладает неповторимым звучанием. Самый большой колокол весит около 4 тонн, он был подарен обители царем Петром Великим. Есть тут и подарок Ивана Грозного весом в 3 тонны, этот колокол доставили сюда в 1562 году.

Над звонницей возвышается башенка. Там с первых десятилетий XVIII века действует часовой механизм. Каждую четверть часа отмечает перелив малых колоколов. Часы отбиваются гулким звоном 122-пудового колокола, некогда присланного в Псково-Печерский монастырь царем Борисом Годуновым.

Рядом с колокольней стоит Благовещенская церковь, возведенная по велению игумена Корнилия в 1541 году. К ней пристроена Трапезная палата. В XIX веке в трапезной была освящена церковь Сретения господня. В 2019 году под трапезной открылся сувенирный магазин.

Над монастырем возвышается Михайловский собор, выстроенный на холме над пещерами. Это место называют Святой горкой. Увенчанный золоченым куполом храм, возведенный в 1815-1827 годах в стиле классицизма – самое внушительное строение Псково-Печерской обители и доминанта монастырского архитектурного комплекса. В его стенах, на позолоченных досках запечатлены имена защитников Пскова, павших в сражениях с наполеоновскими войсками в 1812 году. В соборе хранятся чудотворные иконы, а главная его реликвия – десница святой мученицы Татианы.

В центре обители находятся два святых источника. Над колодцами выстроены часовни. Тут всегда можно набрать фляжку освященной воды, постояв в очереди.

Практическая информация

Монастырское экскурсионное бюро находится на улице Юрьевская, 82-А (примерно в 2 км от обители). Псково-Печерскому монастырю принадлежит гостиница на Октябрьской площади, 8, в пешей доступности от него. Комнаты рассчитаны на 2-9 спальных мест. В здании открыто кафе. Горячие завтраки подаются с 08:00 до 12:00. До 19:00 тут можно перекусить выпечкой, попить чай. Из паломнического центра ко входу в монастырь трижды в день курсирует микроавтобус.

На территории обители и в центре «Дом паломника» работают сувенирные лавки. Тут предлагаются церковная утварь, книжные издания монастырской типографии, четки, фотоальбомы с видами монастыря, художественные репродукции. Здесь также представлены прекрасные работы, созданные в иконописной мастерской. Образы написаны на досках, украшены золочением. Стоимость икон – от 350 до 16 000 рублей.

Мало кто покидает обитель без вкусных гостинцев. В киосках продаются пирожки, хлеб, монастырский квас (50 рублей/литр), мед. Особым спросом пользуются имбирные пряники с джемом и медом, ягодно-шоколадной начинкой. Резными формами на пряниках оттиснуты рельефные изображения храмов Псково-Печерского монастыря. Сладости расписываются цветной глазурью вручную. Сдобная выпечка готовится по старинной рецептуре, она имеет вкус семи пряностей (имбирь, кардамон и др.), сохраняет свежесть более двух месяцев, при этом фабричными консервантами и ароматизаторами пекари не пользуются. Стоимость пряников – от 100 до 600 рублей, в зависимости от размера. Хороший гостинец – пряничный пирог с панорамным оттиском монастырского комплекса в подарочной упаковке (1000 рублей).

Как добраться

Псково-Печерский монастырь расположен по адресу: ул. Международная, 5. От автостанции в центре Печор (ул. Юрьевская, 5) к монастырю ходят автобусы. Но Печоры – небольшой город, поэтому пешая прогулка от автостанции до обители займет не более получаса.

Псково-Печерский монастырь – многовековая служба и верность христианству

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь, расположенный в Псковской области города Печоры, – единственный на территории России, который никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия при правлении Хрущева монахи-фронтовики объявили о готовности отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена: свершилось чудо, партийное руководство не закрыло монастырь.

Архимандрит Алипий – воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, архимандрит Алипий – наместник монастыря – участник Великой Отечественной войны, отказался подчиняться безбожной власти. Врученный чиновником указ он бросил в растопленный камин и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. У меня 60 монахов, они будут сражаться до последнего человека. Мы откопаем петровские пушки и устроим вторую оборону Сталинграда».

Читайте также:
Старцы Псково-Печерского монастыря: современные и великие, в чем помогают и как к ним доехать

Неизвестно, как бы поступило партийное начальство, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Потрясенная увиденным в монастыре, она плакали и сделала обители неплохую рекламу. Одна за другой сюда стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

История основания

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь основан во время Ивана Грозного. В конце XIV века на псковской земле в пещерах поселились монахи, бежавшие с юга от нашествия крымских татар. Местные охотники случайно нашли пещеру с надписью над входом: «Богом зданные пещеры» (Богом созданные). Местный юродивый каждый день стирал надпись, которая всякий раз возвращалась на прежнее место. Кем и когда сделана надпись – неизвестно.

Основатели монастыря – супружеская пара: священник Иоанн Шестник и матушка Мария, которые поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. Рядом с пещерами супруги своими силами устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. От тяжелой работы матушка Мария заболела и пред кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса.

Отец Иоанн, совершив отпевание, похоронил жену при входе в пещеры. На следующий день, обнаружив гроб на поверхности, вновь совершил чин отпевания и закопал гроб. На другой день чудо повторилось: гроб стоял на поверхности. Отец Иоанн увидел в этом Божию волю, он сделал в стене пещеры нишу и поставил туда гроб, который никуда не исчезал и не источал дурного запаха. С тех пор насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей.

После смерти жены отец Иоанн принял постриг с именем Иона. Скоро в устроенную церковь пришли иноки и образовали вокруг храма маленькую обитель, которую освятили в 1473 году. Это дата основания Псково-Печерского монастыря.

Каменные стены и башни

В 1523 году при игумене Дорофее монастырь укрепили каменными стенами с 6 башнями и 3 воротами для защиты от врагов: Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда польских войск Стефана Батория в 1581 году.

На дне оврага с протекающим по нему ручьем стоит Башня верхних решеток, самая высокая из башен монастыря, ее верхняя точка на высоте 25 метров. В нижней части башни – каменная арка, которая закрывается железной решеткой, чтобы осаждающие не проникли в крепость по ручью. Решетка и дала наименование.

Башня нижних решеток также стоит в овраге ниже по течению ручья и замыкает крепостную стену. В башне – 4 боевых яруса, что позволяет контролировать все направления возможных атак неприятеля. Над воротами крепостной стены – Боцницы, между которыми помещен киот с изображение Спаса. В настоящее время крепостные монастырские стены длиной 810 метров укреплены 9 башнями.

Комплекс Богом зданных пещер

Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние П-образные пещеры протяженностью 15 метров. В них – гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из 7 подземных галерей – улиц с пещерной церковью Воскресенья Христова. Здесь расположено монастырское кладбище, где погребено 10000 человек. В пещерах держится постоянная температура +5 градусов по Цельсию. От входа идут семь подземных галерей. В стенах пятой и шестой улиц погребают иноков обители, они называются братскими галереями.

В других галереях хоронят благочестивых мирян и ратных людей. В конце центральной улицы установлен канун – небольшой стол, у которого совершаются панихиды. За кануном – большой деревянный крест.

В стенах установлены плиты с надписями и надгробными памятниками. В надписях – славные фамилии Суворовых, Ртищевых, и Нащокиных, Бутурлиных, и Мстиславских. В монастырских пещерах погребены предки Александра Пушкина, Кутузова, Мусоргского, а также предки Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Здесь захоронены митрополиты, архимандриты, старцы, монахи и послушники. В монастырских пещерах – надгробия псковских, торопецких, новгородских помещиков и их семей. Погребены в пещерах и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн. Пещеры монастыря – место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами, некрополь, который не имеет аналогов.

Храмы и святыни монастыря

Михайловский собор воздвигнут в память чудесного избавления Пскова от нашествия врагов в войне 1812 года. Освящен во имя архангела Михаила в 1827 году. В честь избавления от нашествия установлен и Высочайше утвержден крестный ход из Печерского монастыря в Псков с 3 по 15 октября ежегодно.

Михайловский собор – крупнейшее здание в монастыре, стоит на высоком месте. Другие постройки обители – «в долу между гор» – поэтому только позолоченные купола с большими крестами Михайловского собора заметны при подъезде к монастырю.

Пещерный храм в честь Успения Божьей Матери – главный древнейший храм монастыря. На скате крыши – 5 темно-синих с золотыми звездами куполов спускаются вниз навстречу молящимся. Над входом в собор – икона Божьей Матери с предстоящими Ей преподобными Антоном и Феодосием

Здесь хранится икона «Умиление», украшенная алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в честь чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Храм устроен в горе, земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются 13 мощными столпами. В главном приделе находится царское место – специальная сень, где в старину молился царь при посещении монастыря.

В соборе – древние фрески с изображением святых отцов: преподобных Антония Великого и Антония Киево-Печерского. В глубине собора, в нише, – мощи святого игумена обители преподобного Корнилия. По традиции из года в год, из века в век в 6 часов утра у мощей преподномученика Корнилия совершается братский молебен.

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы устроен преподобным Корнилием в 1545 году. Находится за алтарем Сретенского храма и связан с ним через небольшую дверь. В дни богослужения в Сретенском храме пространство Благовещенского используется как ризница. В храме служат панихиды. Стены красного цвета с белой отделкой. Здесь хранится уникальный пояс, изготовленный из покрытых глазурью керамических плиток с древними надписями – летопись.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится поверх соборной Успенской церкви и выглядит, как второй этаж, потому что имеет с Успенским собором общий фасад, построенный в 1758 году. Вход в Покровский храм проходит через Богом зданные пещеры. Старинного убранства в церкви не сохранилось. Главное украшение храма – пятикупольное завершение крыши, ставшее визитной карточкой монастыря. Центральный купол крупнее прочих, остальные расположены в гармоничной асимметрии, связанной с изгибом склона горы.

Читайте также:
Протоиерей Максим Козлов: биография и семья отца, книги и творчество

Храм в честь Лазаря Четверодневного, построенный в 1792 году, – скромный каменный одноглавый храм с застекленной верандой. При монастыре устроена больница. Храм служил гостиницей для паломников, позднее обращен в дом настоятеля: настоятельский дом сгорел в 1848 году. В храме круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь.

Храм в честь преподобного Корнилия Псково-Печерского устроен над Святыми вратами в надвратной башне, примкнувшей к Никольскому храму. За этими вратами преподобный игумен Корнилий принял мученическую кончину. Во время правления Ивана Грозного преподобный Корнилий был игуменом монастыря. В один из приездов царя он вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом.

Разгневанный чем-то государь своей рукой отсек игумену голову, но тут же раскаялся. В отчаянии, подняв тело на руки, царь понес его в монастырь. Дорожка, по которой грозный повелитель нес тело игумена к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Храм в честь преподобных отцов Псково-Печерских. Рядом с пещерами – ход на Святую гору, где устроен фруктовый сад и растут величественные дубы. Древнейшая церковь в честь Псково-Печерских преподобных Антония и Феодосия. Церковь – уникальный тип деревянного зодчества на Руси. Основная часть храма – обычная клеть, простой сруб небольших размеров, как русская изба.

Храм в честь Николая Чудотворца устроен в 1565 году. В храме хранится образ Святителя, выполненный в оригинальном исполнении: резное изображение образа в полном святительском облачении. В храме служится ранняя Литургия. Рядом – небольшая каменная звонница с пятью колоколами неодинаковой величины. Колокола отбили монастырские люди в 1581 году от войск польского короля Стефана, который вывез их из храма Николая Чудотворца Кобылинской области.

В 1523 году в монастыре появилась Большая Звонница с 17 колоколами. Три крупных колокола – подарки Ивана Грозного, Бориса Годунова и Петра Великого. Колокол, подаренный Петром I, установлен на небольшую башню с часами. Так что сегодня по звону монастырских колоколов можно узнать не только о начале и конце службы, но и о местном времени.

Храм в честь Сретения Господня устроен в 1810 году. Здесь хранятся чудотворные иконы Божьей Матери «Троеручница» и «Взыскание погибших». С 1 апреля 2003 года в храме – рака с мощами преподобного Симкона Псково- Печерского.

Старчество

Монастырь во все времена привлекал паломников: кто-то ехал к святыне, кто-то за советом. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I, чтобы встретиться со старцем Лазарем Прозорливым. Старец на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, другу Иисуса Христа, восстал из гроба и прожил еще 16 лет. В беседе старец сказал государю: «Делание правды – светило для царя перед Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных».

Среди особо почитаемых старцев обители – преподобный Симеон (1869-1960), проживший в обители 67 лет. Старец обладал даром прозорливости и исцеления. В 1967 году насельником монастыря стал Иоанн Крестьянкин. Последние годы жизни старец тяжело болел, но люди со всей страны и из-за границы приезжали к нему за утешением и советом.

Обитель в наши дни

В 1968 году в штате монастыря было 83 монаха, из них 16 – с высшим образованием: инженеры, педагоги, фронтовики. А также несколько десятков послушников – кандидатов в монахи. Кандидатский срок – от 2 до 14 лет, в зависимости от их усердия. Монастырь платил пошлину государству за землю.

Монастырские здания – собственность государства, а монахов обслуживали 25 наемных работников. Наместнику монастыря, архимандриту Алипию, было в то время 53 года. Участник Великой Отечественной войны, он закончил Высшую художественную академию имени Грекова и Московскую духовную академию.

С 1995 года наместник монастыря архимандрит Тихон. Благодаря его стараниям, обитель благоустраивается и украшается. Построен братский каменный корпус у башни Нижних решеток с баней и прачечной, покрыты медью крепостные стены, а также отреставрированы купола храмов и древние росписи на фасадах.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Бережно хранятся традиции монастыря. В 7-ю неделю после Пасхи празднуется день чудотворной иконы «Умиление». Регулярно празднуется день Собора Псково-Печерских святых. Монастырь продолжает издательскую деятельность.

Видео: в монастырских пещерах

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Туле: история и адрес, описание, святыни

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

Читайте также:
Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1

тел. м. +79118902163

тел. факс +7 (81148) 2-24-28

Паломнический центр

181500 Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а

Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.

Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).

Проживание, питание – на пожертвование.

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

Читайте также:

Псково-Печерский монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь на территории Псковской области считается одним из крупнейших в России. Его история начинается со второй половины XV века, и с тех пор он ни разу не закрывался. Долгое время обитель находилась в приграничном положении, вследствие чего подвергалась нападкам неприятелей, однако заступничество Божией Матери благодаря усердным молитвам перед ее образами «Успение» и «Умиление» не раз спасали монастырь и его жителей.

Не миновали обитель и разрушительные последствия в ходе боев во время Великой Отечественной войны, но силами братии удалось восстановить ее, по сей день она развивается и украшается. Псково-Печерский монастырь — место притяжения паломников, многие мечтают посетить его храмы, пещеры и поклониться местным святыням. Большой интерес обитель вызывает и у путешественников, желающих ознакомиться с ее богатой историей, оценить красоту архитектурного ансамбля и насладиться особенной умиротворяющей атмосферой этого места.

Псково-Печерский монастырь на google-панораме:

Расписание богослужений Псково-Печерского монастыря

Расписание служб по будним дням:

  • 7:00 — утреннее богослужение
  • 18:00 — вечерняя служба.

Также в определенные дни проводится таинство Соборования.

Расписание богослужений в выходные дни:

  • 6:30 — исповедь
  • 6:40 — часы
  • 7:00 — ранняя Божественная литургия
  • 9:30 — исповедь
  • 9:40 — часы
  • 10:00 — поздняя Божественная литургия
  • 18:00 — вечернее богослужение.

Отцы Псково-Печерского монастыря

Благодаря подвижническому труду иноков удалось создать эту обитель и превратить ее в одну из самых известных в нашей стране. Ее насельники совершали настоящий духовный подвиг, направляя свои усердные молитвы Богу о людях, приезжающих в обитель за помощью и советом. Было явлено множество чудесных исцелений, в благодарность за которые люди делали приношения, шедшие не только на нужды монастыря, но и на помощь ближним. Так, есть сведения о том, что братия помогала беженцам во время войн, выделяла средства на восстановление домов в окрестных селениях, разрушенных набегами неприятелей. Кроме того, монастырь во время перемирий выкупал у захватчиков пленных.

Многие старцы еще при жизни особо почитались верующими, наставляя и укрепляя в вере окружающих, но и после своей смерти они помогают людям, обращающимся к ним со своими молитвами. Имена многих из них занесены в историю обители. Среди тех, кто служил в монастыре в XX веке, часто выделяют архимандрита Алипия, приложившего много усилий по восстановлению обители после ВОВ, реставрации крепостных стен и башен. Многим паломникам знаком и архимандрит Адриан, ушедший из жизни в 2018 году. Он имел дар помогать людям, одержимым бесовской силой. В течение многих лет он принимал и наставлял паломников, став для многих духовником. Также памятны верующим игумены Гавриил и архимандрит Тихон (Секретарев).

Посещение для паломников

Посетить обитель могут как организованные группы, так и одиночные паломники и путешественники. Паломнические центры организуют поездки из разных городов России.

Экскурсии в Псково-Печерский монастырь

При монастыре работает экскурсионная служба, проводящая экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов, для участия необходима предварительная запись. В ходе нее паломников знакомят с историей обители, экспозицией Ризницы и музея Старцев.

Одиночным паломникам следует учитывать, что группы на посещение Ризницы формируются в 14:00, музея Старцев — в 14:30.

Можно также посетить Богом зданные пещеры, для поддержания в них естественного температурного режима доступ туда ограничен, поэтому обязательно необходимо оставлять предварительную заявку на их посещение. Они открыты во вторник, среду, четверг, субботу, воскресенье с 9 до 16:00, по понедельникам и пятницам они закрыты. Для одиночных путешественников группы на посещение пещер формируются по будням в 12:00, в воскресенье и праздничные дни — в 13:00.

Кроме того, паломническая служба при подворье Псково-Печерского монастыря организует поездки по святым местам Пскова и области.

Читайте также:
Никольский храм в Солнечногорске: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Гостиницы при Псково-Печерском монастыре

Паломники, приехавшие в обитель на несколько дней, могут разместиться в одной из монастырских гостиниц. Две из них расположены в шаговой доступности от монастырского комплекса и имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители, доехать от него до монастыря можно на автобусе, он совершает рейсы несколько раз в день. При паломническом центре работает трапезная, пообедать можно и в монастырском кафе, расположенном перед входом в монастырь.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.

Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.

Иконы

Одной из святынь обители является чудотворная икона Успения Божией Матери (старая), явившаяся в пещере в 1472 году. Годом позднее во время освящения Успенского собора, от образа получила исцеление слепая женщина. Иконе братия обители приписывали чудесное избавление от войска польского короля Стефана Батория, осаждавшего стены обители.

Также в монастыре хранится образ Успения Божией Матери в житии — по ее сторонам можно увидеть изображения значимых событий в жизни Богоматери. Многократно она демонстрировала чудеса исцеления людей от различных недугов. Кроме того, считается, что и эта икона послужила спасением обитателей монастыря от польской армии Батория.

Другие почитаемые святыни — два чтимых списка с чудотворного образа Божией Матери «Умиление». Ей также приписывается множество чудес и избавление от завоевателей.

Паломники имеют возможность поклониться и точной копии чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого. Все эти иконы находятся в Успенском пещерном храме.

Храмы

Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.

На территории монастыря находятся следующие церкви:

  • Успенский пещерный храм
  • Сретенский храм
  • Покровский храм
  • Михайловский собор
  • Лазаревский храм
  • Никольский храм
  • Благовещенский храм
  • Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.

История

Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».

В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.

В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.

Как доехать до Псково-Печерского монастыря

В обитель приезжают паломники из разных городов, однако чаще всего здесь можно встретить путешественников из расположенных рядом Пскова и Санкт-Петербурга, также много паломнических поездок совершается из Москвы. Добраться до обители можно как в рамках организованной паломнической поездки, так и самостоятельно.

Как доехать из Пскова

Удобно добираться до Псково-Печерского монастыря на машине, расстояние от Пскова до него составляет около 50 км.

Как добраться до монастыря из Пскова на машине

Есть возможность доехать и на автобусе, рейсы осуществляют 2 перевозчика — ООО «Нива» и «Псковпассажиравтотранс», с расписанием и стоимостью билетов можно ознакомиться на их сайтах.

Еще один вариант — поездка на скоростном поезде «Ласточка».

Также можно доехать до монастыря на такси или, воспользовавшись сервисом поиска попутчиков, к примеру, BlaBlaCar.

Как доехать из Москвы

Напрямую до монастыря можно добраться на машине, для этого необходимо преодолеть расстояние примерно в 750 км.

Как доехать из Москвы до Псково-Печерского монастыря на машине

На общественном транспорте добраться из столицы можно через Псков, самый быстрый способ — на самолете, время в пути составляет чуть менее 1,5 часов. С расписанием рейсов можно ознакомиться на сайте авиакомпании.

Другой вариант — поездка на поезде, основная часть поездов отходит от Ленинградского вокзала.

Также можно доехать до Пскова на автобусе, ежедневно в этом направлении осуществляется несколько рейсов.

Как доехать из Санкт-Петербурга

Многие паломники предпочитают добираться до обители на машине, расстояние составляет около 350 км.

Как добраться из Санкт-Петербурга до монастыря на машине

До Печор можно доехать быстро и с комфортом по железной дороге — на «Ласточке», поезд довезет до места примерно за 4 часа.

Читайте также:
Храм Ризоположения в Леоново: история и адрес, описание, святыни и праздники, настоятели

Также есть прямое автобусное сообщение с Печорами, перевозками, к примеру, занимается компания «VIKING», отправление осуществляется от станции метро «Парк Победы». Ориентировочное время в пути — 5 часов.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, видео:

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Псково-Печерский монастырь у каждого православного верующего на слуху, многие события связаны с данной обителью, множество известных священнослужителей жили в ней и живут по сей день. Данный монастырь, является одним из крупнейших действующих монастырей на территории России.

Обитель обладает более чем пятивековой историей и находится на самом краю страны, на границе с Эстонией.

История обители

История не имеет достоверных записей о времени зарождения в этом месте монашеской жизни. Знаменитые пещеры монастыря, расположенные вдоль берега ручья Каменец, не изучались научно, поэтому данных об их появлении тоже нет.

В монастырской летописи можно найти предания о зарождении обители на данном месте. В 1392 году жители округи нашли пещеры, считается, что эта дата была выбрана условно, для обозначения исторических начал. Монахи, бежавшие в то время с юга на псковскую землю от Крымских татар, поселились в этих пещерах, и начали обустраиваться.

Другие православные храмы Пскова:

В 1470 году иеромонах Иона построил в устье ручья Каменец церковь, которую через 3 года после возведения освятили. Вокруг данной церквушки и вырос сегодняшний Псково-Печерский монастырь. Город Печора появился позднее обители в XVI веке.

Расцвет монастыря приходится на 1540-е года, с приходом игумена преподобномученика Корнилия:

  • в 1541 году игумен построил трапезную церковь и освятил ее в честь Благовещения Божией Матери;
  • произошло расширения храма в честь Успения;
  • Корнилий продлил монастырские пещеры;
  • Возведена церковь над вратами в честь Николая Чудотворца.

Во времена преподобномученика Корнилия монастырь приобрел силу, расширился территориально, обзавелся каменными стенами в 1558 году. В 1570 году игумен погиб у монастырских ворот от руки царя Иоанна Грозного.

В последующие столетия были возведены следующие постройки на территории обители:

  • в 1758 году на территории обители появилась Покровская церковь;
  • через 42 года возвели еще один храм в честь Лазаря Четверодневного;
  • 1815 год — строительство Михайловского собора, которое было начато в честь победы над наполеоновскими войсками;
  • в 1870 году был возведен Сретенский храм.

С 1920 до 1940 года, территориально Псково-Печерский монастырь был отнесен к Эстонии.

С 1896 года по 1960 год, в монастыре жил иеромонах Симеон, которого в 2003 году причислили к лику святых. Знаменитый архимандрит Иоанн Крестьянкин подвязался к обители в 1967 году.

Великая отечественная война оставила свой след в жизни монастыря, он попал под артиллерийский обстрел, были разрушены трапезная и Братский корпус.

В 1840 году наместником Псково — Печерской обители стал архимандрит Парфений, который в 1941 году ушел на пенсию. На замену Парфению на его место встал игумен Павел, управлял монастырем 3 года.

В 1980 году Монастырь решили обновить, по приказу митрополита Иоанна провели реставрацию зданий и стен. В 1986 году был создан и выпущен фильм Епископом Тихоном, который называется «Псково-Печерская обитель». Из этого фильма многие христиане узнали о существовании удивительного монастыря.

Многие современные книги и рассказы, например, «Несвятые Святые» связаны с данным монастырем напрямую или косвенно.

Описание монастыря

Люди со всего мира приезжают в Печерскую обитель за поиском умиротворения и помощи Божией. Длинные ходы холодных пещер с многочисленными мощами преподобных переполняют сердца верующих трепетом и в хорошем смысле, боязнью Бога, которой не хватает современному поколению. В пещеры регулярно проводятся экскурсии, о них снимают репортажи и фильмы.

В знаменитые места стекаются не только паломники, но и любители архитектурных памятников со всего мира.

Церкви на территории:

  • церковь Николы Вратаря;
  • храм Успения Богородицы открыт только на время службы);
  • Воскресения Христова;
  • Покровская и Сретенская церковь;
  • храм Лазаря Четверодневного;
  • Михайловский собор (открывается только на время проведения богослужений);
  • Корнилиевская церковь;
  • Благовещенский храм.
  • трапезная;
  • дом настоятеля;
  • корпус, где живет братия;
  • звонница;
  • ризница;
  • два святых источника и стены с вратами.

Интересно! Самый первый храм обители — Успенская пещерная церковь, выкопанная в горе, сохранился до сегодняшних времен и был расширена пристройкой. Выглядит церковь необычно: она имеет только переднюю стену, остальная часть здания уходит в холм.

Ближние пещеры доступны к посещению любому желающему в течение всего дня, так же как и Сретенский храм. Дальние пещеры посещаются по предварительной записи.

Святыни

Древняя обитель хранит за своими стенами множество святынь, которым могут поклониться все желающие паломники:

  • рука Святой Татианы, которую в ІІІ веке казнили в Риме;
  • чудотворная икона Успения Богородицы;
  • образ Николая Чудотворца;
  • мощи преподобномученика Корнилия, который был настоятелем монастыря;
  • образ Божией Матери «Умиление».

Святые источники на территории обители:

  • источник в честь преподобномученика Корнилия расположен напротив Успенской церкви;
  • артезианский Живоносный источник в честь иконы Божией матери расположен напротив церкви Благовещения.

Расписание богослужений

Расписание ежедневных служб:

  • будни 6:00 — исповедь в церкви Успения, молебны, панихида, 9:00 — исповедь в Сретенской церкви, в 10:00 поздняя литургия в Сретенской церкви, 17:00 — вечерняя служба. Вторник 10:00 — поздняя литургия в Корнилиевской церкви, четверг — 10:00 поздняя литургия в Никольском храме и 17:00 акафист Николаю Чудотворцу в Никольской церкви;
  • воскресенье 6:00 —исповедь 7:00 —литургия в храме Успения,9:00 — исповедь 10:00 — поздняя литургия в Михайловской церкви, 17:00 — вечерняя служба.

Для сведения! В Воскресенском храме богослужения совершаются только для духовенства и братии.

Экскурсии

В монастыре можно заказать групповые и индивидуальные экскурсии, на которых паломники посетят ближние и дальние пещеры, узнают всю непростую и долгую истории обители, познакомятся с укладом жизни братии.

Для заказа обзорной экскурсии: 8(81148) 227-43.

В дальние пещеры могут проходить только небольшие группы паломников, так как в них создан специальный микроклимат для упокоения братии монастыря. Понедельник и пятница каждый недели — дальние пещеры закрыты.

Внимание! Пещеры очень темные, узкие и холодные, без сопровождения ходить туда небезопасно!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: