Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес, описание, святыни

Святыни и достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – православный храм, который расположен на юго-западной окраине города Серафимович.

Благодаря своей уникальной архитектуре и бурной истории, является популярным среди туристов и паломников местом.

В него регулярно приезжают экскурсионные группы из Волгограда, Ростова-на-Дону и других крупных городов России.

История обители

Первый монастырь у реки Дон возле станицы Усть-Медведицкой построен по благословению патриарха Никона в 1552-1662 г. и освящен в 1670.

В 1752, из-за размытия и обрушения берегов реки, сооружение перенесли на нынешнее место, в устье балки. По легенде на комплекс хотел напасть бунтовщик Стенька Разин, но внезапно отказался от своих намерений и послал богатые подарки.

В 1785 г., по просьбе атамана Войска Донского А. И. Иловайского, монастырь из мужского преобразован в женский.

В нем разместились 40 монахинь из Сиротского девичьего собрания. В 1871-1885 г. на территории был построен собор в честь Казанской иконы, оформленный в византийском стиле.

Судьба после революции

С приходом советской власти святыня продолжила свое существование, но в 1928 г. власти добрались и до неё — закрыли, многие монахини подверглись репрессиям.

Сооружения частично разрушались сами, частично были взорваны или уничтожены советской администрацией. Значительные повреждения комплекс получил во время битвы за Сталинград.

Летом-осенью 1942 г. недалеко от здешних стен кипели жаркие бои и располагался штаб генерала Ватутина. После войны о храме никто не заботился и восстановительные работы на его территории не проводились. Из всего комплекса построек до 1992 года сохранился храм Казанской иконы Божией Матери.

Восстановление

В 1992 началось восстановление обители. Первые 10 лет оно проходило очень медленно и финансировалось только на средства прихожан.

Только с начала 2000-х г., когда местность стала популярным туристическим объектом, работы значительно ускорились. После развала СССР обитель была мужской, и только с 2004 она стала женской.

Ныне монастырь вновь работает. Освящение и открытие для прихожан храма Казанской Божией Матери было совершено 9 сентября 2012 г. Тогда же были открыты обе его части: верхняя и нижняя.

С 2004 по 2014 г. были построены храм Преображения Господня и часовня в честь Серафима Саровского. Оба этих объекта дополнили комплекс и сделали его еще более прекрасным.

Архитектурные особенности

На территории находятся 2 храма, которые освящены в честь:

  • Казанской иконы Божией Матери;
  • Преображения Господня.

Размеры первого, оформленного в византийском стиле и имеющего форму креста, позволяют вместить для молитвы более 5000 человек. Для возведения собора использовался итальянский мрамор, обтесанный в Петербурге, в мастерской Баринова.

Второй построен в стиле барокко и имеет 33 главы, установленных в 4 ярусах (по 8 в трёх нижних и 1 на верхушке). Особенно красив он бывает в солнечные дни, когда блистает под лучами небесного светила позолота.

Также в комплекс входят:

  • Арка-звонница;
  • Часовня Серафима Саровского;
  • Дом игуменьи;
  • Колокольня и храм над воротами;
  • Дом для гостей.

Все эти здания оформлены относительно скромно и используются только по своему прямому назначению.

Достопримечательности

Пещеры

По официальной версии пещеры были открыты с 1874 по 1890 г., когда настоятельницей обители была игуменья Арсения.

Пещера которую выкопала Игуменья Арсения.

Но, по свидетельствам археологов и историков, несколько монахинь выполнить огромный объем земляных работ самостоятельно не могли физически, и скорее всего Серафимовичский подземный городок начал существование гораздо раньше.

В 30-е годы прошлого века пещеры были засыпаны, а в 70-е годы вновь откопаны. Общая длина подземных ходов – 165 метров. Для посещения открыты только первые 50 из них.

Попасть внутрь подземного городка можно, спустившись в подвал.

Каменная плита

Это главная святыня ходов, содержащая следы ладоней и коленей. По преданиям, на ней посылала молитвы Богу игуменья Арсения по ночам, в одну из которых ей было ниспослано явление Богородицы.

Святой камень Пресвятой Богородицы.

По официальной версии отпечатки на глыбе оставила сама монахиня, но обитательницы считают, что это сделала Богородица. Согласно рассказам священнослужителей святой камень сам «путешествует» по подземельям, но всегда возвращается на место.

Также, по поверьям, молитвы на святой плите помогают женщинам избавится от бесплодия и калекам снова встать на ноги. С надеждой на исцеление к глыбе ежегодно приходят тысячи паломников.

Грот

Одно из природных сокровищ – грот, посвященный святой грузинской царице Шушанике или Сусанне, которая даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру.

Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещения. В дальнейшем планируется реконструкция памятника природы и проведение экскурсий по нему.

Арка-звонница

Арка-звонница – это остатки постройки XVII века, когда обитель была мужской. В 1934 году это сооружение взорвали и от него осталась только небольшая арка.

При возрождении монастыря она была приспособлена под звонницу. На перекладине, установленной поперек портала, подвешены 7 небольших колоколов, которые издают чудесные звуки во время больших церковных праздников.

Верхушку арки украшают 2 небольших, окрашенных в лазоревый цвет, купола со шпилем. Для того чтобы монахиням было удобно звонить, под порталом сооружен небольшой деревянный помост и лестница.

Источник

Источник известен уже более 200 лет.

Первые письменные свидетельства о нем датируются временем, когда игуменьей была Августа (конец XVIII века). В 1830 году от к роднику была построена каменная лестница.

Читайте также:
Церковь Рождества Христова в Краснодаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Некоторые ее фрагменты можно сохранились до наших дней.

Могила семи монахинь

Могила семи монахинь – относительно новый памятник в Усть-Медведицкой обители.

Он был образован в 2014 году, когда на территорию перенесли останки семи его обитательниц, живших в монастыре до 1928 года. После закрытия они образовали коммуну и трудились в ней и постройках комплекса.

Пережили несколько волн репрессий и расстрелов. После смерти монахинь похоронили на городском кладбище Серафимовича и только недавно положили в землю обители.

Адрес и другая полезная информация

Адрес монастыря: Волгоградская обл, г. Серафимович, ул. Преображенская 7. Телефон: +7 (84464) 4-45-44. Добраться до храма можно в составе группы путешественников или самостоятельно на автобусе до города Серафимович, а оттуда пешком.

Официальную информацию о монастыре можно найти на сайте.

Если планируется поездка в монастырь, узнать график работы и расписание богослужений можно здесь

Чтобы доехать до комплекса на автомобиле из Волгограда нужно следовать по трассе Е40 (М21) «Волгоград – Донецк» на запад и повернуть направо за поселком Жирковский, возле небольшой закусочной. У въезда в Серафимович необходимо съехать вправо, на улицы Донскую и 68-й гвардейской дивизии. Общее расстояние от Волгограда до обители составляет 245 км. Время в пути – 3-3,5 часа.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – красивый и интересный храм. Судя по отзывам, посетить его стоит обязательно как верующим, так и не верующим людям. Полезным и приятным будет созерцание архитектуры комплекса религиозных сооружений и живописных берегов Дона возле города Серафимович.

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь.

Согласился на экскурсию из-за любопытства, было интересно посмотреть на самый старый и в то же время самый состоятельный женский монастырь с богатой историей на территории Волгоградской области. К тому же места здесь красивые и интересные – река Дон и ее пойма.

1. Свое название монастырский комплекс получил от Усть-Медведицкой казачье станицы (ныне город Серафимович), расположенной рядом с обителью. Основан монастырь донскими казаками, аж в 1638 году, и первоначально он был мужским. В 1670 году монастырь был освящен.

Сохранилось предание без датировок и исторических документов, конечно же, что Стеня Разин хотел разорить монастырь. Зачем? Экскурсовод (тётенька из местных послушниц) не разъясняет, но каждый верующий знает, что всякая власть от Бога, а бунтарство от Сатаны – первого бунтаря в божьем войске, даже если бунтарь, как тот же Стенька стремился защитить сирых и убогих крестьян от беспредела власть имущих. Но не смог удалой казак, который во время Крестьянской войны захватил Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, не считая второстепенных крепостей, а так же утопил флот иранского шаха близ Свиного острова в Каспии. Монахи стали истово молиться, и просить Господа, чтобы отогнал супостата. Поднялась буря, и казачье войско не смогло переправиться через Дон. Утром Стеня раскаялся, одарив монастырь украшениями и деньгами.

Ну, а затем в Пасхальную ночь 1752 года, разлившийся Дон размыл берег, и святая обитель, защищенная Богом силой молитвы от атамана-бунтаря и его шалопаев, “сползла” в воду. Вот так! На Бога надейся, а сам не плошай! Строить нужно по уму, а не лбом полы ломать в храме божьем.

2. Монахи приняли решение перенести монастырь на более высокое место и к началу 1759 года отстроили его вновь. В 1785 году мужской монастырь стал женским и принял под свой кров 40 монахинь с дьяконом.

3. Монастырь достиг своего расцвета в период управления пятой настоятельницы матушки Арсении (в миру Анны). За время ее руководства монастырь превратился в настоящий духовный центр. Была открыта школа для обучения девочек и монахинь грамоте. Устроена библиотека, студия живописи. Отстроены дома для священослужителей, новые корпуса в два этажа для монахинь, хозяйственные строения. Обновлено подворье монастыря. За территорией комплекса построена гостиница для паломников.

В 1867 году создано женское училище, где могли получить 4-летнее образование девочки из разных социальных сословий. Училище было бесплатным и преподавали в нем помимо Закона Божьего еще русский и церковнославянские языки, арифметику, географию, историю Руси.

7. После событий 1917-1918 годов, установления власти Советов и лозунга Ленина о том, что религия это опиум для народа, интерес государства и граждан к религии пропал. Народ перестал ходить и нести деньги в церковь, монастыри без поддержки государства стали хиреть, а монахи с попами уходить в народное хозяйство.

В 1958 году более 40% церквей и три четверти храмов в Стране Советов закрылось, а попы и монахи ушли трудиться в народной хозяйство. Были ликвидированы целые епархии, например: Сумская, Челябинская, Ульяновская и т. д. Трагедия для РПЦ была более масштабная, чем после революции 1917 года. Что же случилось? Да ничего особенного – государство обязало РПЦ платить налоги.

Женская обитель близ станицы Усть-Медведицкая просуществовала до 1928 года, после чего была закрыта и брошена. Сначала на территории обители была организована детская колония для беспризорников и несовершеннолетних преступников. Затем детский лагерь. Во время ВОВ здесь был штаб генерала Ватутина, а в после военное время здание храма использовалось, как электростанция, птицефабрика и зернохранилище.

Читайте также:
Александро-Невский собор в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

На многих колоннах видны следы советского периода.

8. Экскурсовод чуть не расплакалась, когда рассказывала о плохой советской власти, которая (якобы) разрушила храм. Хотя, если разобраться Советы тут не при чем. Храм подвергся разрушению во время ВОВ, претензии, у шибко верующих христьян, должны быть к фашистам, а не к советской власти. К тому же после 1928 года самим монахиням не было ни какого дела до храма, который с каждым годом приходил в запустение, а они в это время организовали коммуну, купили дом и работали, чтобы прокормиться. Как только обитель лишилась поддержки со стороны государства, меценатов и спонсоров, а так же вынуждена была платить налоги, она стала обузой, от которой избавились, а чтобы было не сильно обидно всю вину перевалили с больной головы на здоровую – виновата Советская Власть.

18. Заслуги игуменьи Арсении перед святой обителью, конечно же, велики – монастырь рос и богател, хотя это никак не сказалось на близ лежащих поселениях простых людей – крестьян и казаков. Спасибо папиным деньгам и его влиянию в обществе. Но христианство, как и любая религиозная секта в мире не может существовать на одних догматах, нужно чудо, нужно божественное вмешательство, чтобы навязывать свой товар и вербовать новых членов.

Когда все просто и обыденно, тогда не интересно. А вот, когда все сложно и необычно, тогда и на лапшу, свисающую с ушей не обращаешь внимания.

19. И вот, после того как матушка Арсения все обустроила, начались чудеса! 10 июля 1874 года ни с того ни с сего настоятельница Арсения приступила к собственноручной копке пещер, которые она копала, на минуточку, 13 лет! И что самое интересное, делала она это не специальными принадлежностями – киркой, лопатой, а. Ломпадкой. Общая протяженность подземных коридоров 165 метров!

Зачем она рыла пещеры? Почему именно ломпадкой? Почему запрещала послушницам ей помогать? Никто не знает. Думаю, что даже сама Арсения не знала, так как на лицо девиантное поведение человека с серьезным расстройством психики, который не отдает отчет своим поступкам.

Экскурсовод сказала, что якобы Арсения хотела в пещерах сделать подземный храм. Зачем? Где логика? Были мы в этих пещерах – очень тесно, сыро и холодно. Какой там может быть храм, и зачем он нужен, если у тебя два наверху, вмещающих 5000 человек. По мне – бред, для истинно верующих – чудо чудное и промысел Божий.

20. И еще одно чудо связано с куском камня, на котором якобы остались отпечатки рук и коленей, то ли самой Арсении, которая так горячо молилась, что камень расплавился, то ли самой Богородицы, которая выступала группой поддержки, при рытье пещер ломпадкой. Монахини и послушницы сами не знают, это не суть важно, главное же, что чудо!

Также экскурсовод рассказывает сказку, что в 70-е годы прошлого столетия приезжали ученые (что за ученые, конечно же, не говорят, ни имен, ни специальностей, ни должностей), которые долго изучали камень и пришли к выводу, что глыба неземного происхождения, так как не смогли установить химический состав. Короче говоря – бред сумасшедшего.

На вид это просто вырубленная из каменного монолита глыба, на которой, как на не засохшем бетоне какие-то оттиски. И даже если он действительно неземного происхождения, и оттиски оплавлены. И что? Какая от него польза?

PS
НЛО и зеленые человечки – это все хрень на постном масле, а вот кусок каменной глыбы с оттисками Богородицы, и пещеры протяженность 165 метров, вырытые ломпадкой – это чудо чудесное из всех чудес.

Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки

Бывают такие храмы, которые не только являются святыней и ценным памятником архитектуры, но еще и служат напоминанием о самых важных и порой трагичных исторических событиях. Среди них можно назвать монастырь святого Луки в Крыму.

Он расположен в зеленой долине в окружении гор, недалеко от Бахчисарая. Рядом с ним еще не так давно было довольно крупное поселение под названием Лаки, но теперь он стоит одиноко, и на несколько километров вокруг видно только пустые поля.

История села Лаки

Это поселение возникло еще в раннем средневековье. Как показали археологические раскопки, первые жители появились здесь еще в VII-VIII веках. Письменных источников о древней истории села не сохранилось, разве только надписи двух надгробий на местном кладбище, которые датируются XIV веком.

Также в Лакинской долине есть множество развалин старинных храмов. Всего их когда-то здесь было четырнадцать (на площади, занимающей 4 км). Один из них, храм Пресвятой Троицы XV века, отчасти сохранился.

Первое письменный источник, в котором упоминается это село, датируется 1774 годом. Это «Ведомость о выведенных из Крыма в Приазовье христианах», составленная А. Суворовым. Из Лак было выведено 412 православных греков, среди них было 6 священников.

Читайте также:
Московский Сретенский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели

Можно ли считать, что после этого село полностью опустело, точно не известно, но скорее всего, нет. Потому что через 20 лет, в 1794 году, здесь был построен новый храм святого апостола Луки. О его строительстве сохранилось документальное свидетельство. Отсюда и начинается история этого монастыря.

В 1796 эти году земли были отданы грекам, которых вывез князь Орлов после Первой Архипелагской экспедиции.

К началу ХХ века храм святого Луки сильно обветшал. Потребовалось заменить его новым. Спонсором стал благочестивый купец по имени Дмитрий Пачаджа. Это здание и сохранилось до наших дней.
После революции село Лаки числилось в округе Ялты, а затем, с 1923 года, в Бахчисарайском районе. В это время здесь проживало 260 человек, большинство из которых были греками.

Еще о монашеских обителях Крыма:

  • Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь
  • Мужской монастырь святого Лазаря в
  • Севастопольский Паисевский мужский монастырь

История села Лаки закончилась 23 марта 1942 года. Шла война и в этих местах действовал антифашистский партизанский отряд, под предводительством Михаила Македонского. Главную поддержку партизаны получали от жителей Лаки. Здесь им давали еду и укрытие. За это село было уничтожено немцами.

Когда немцев прогнала Красная армия, лакинцы попытались вернуться в родные земли, но прожить там им позволили всего несколько месяцев. В том же 1944 году все коренные жители села были сосланы в Сибирь и среднюю Азию. Вместо них сюда свезли колхозников из центральной России. Лаки было переименовано в Горянку.

Однако новое село просуществовало недолго, в 1960 году его сочли бесперспективными и ликвидировали. Долина снова обезлюдела.

Свидетелем всех этих событий был храм святого Луки. Он единственный почти уцелел во время фашистского погрома, а после долгие годы стоял заброшенным, постепенно разрушаясь. Наконец, в 2016 году, по инициативе потомков жителей Лаки, храм был полностью восстановлен. Теперь на этом месте существует маленькая мужская обитель.

Читайте еще об одном Луке, Крымском святителе:

Местные святыни и праздники

Этот храм более всего почитается как памятник трагических событий Второй мировой войны. Поэтому самым важным днем в обители считается 23 марта, когда проводится поминальная служба об упокоении селян, убитых фашистами. На эту службу в монастырь приезжают потомки тех людей, которые когда-то здесь жили.

Также в монастыре особо отмечают 9 мая. В этот день служат заупокойную службу обо всех погибших в борьбе с фашизмом.

Важно! Престольный праздник обители — 31 октября, когда отмечается память святого апостола и евангелиста Луки. Из местных святынь можно назвать источник иконы Божией Матери Целительница.

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.

Как добраться до монастыря

В Бахчисарае можно сесть на автобус, идущий в село Синапное. Выйти из него нужно между с. Машиным и с. Баштановкой, там есть поворот к монастырю с указателем. Далее идти пешком около 8 км. Сначала нужно идти прямо, затем, перейдя мост, повернуть налево, и дальше дорога приведет прямо к обители.

Можно доехать и на своей машине, но дорога там плохая и во влажную погоду автомобиль может завязнуть. Для паломничества лучше выбирать сухую погоду.

Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки — объясняем вопрос

Россия Республика Крым село Баштановка

Святого апостола и евангелиста Луки мужской монастырь — православный мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской Православной Церкви. Монастырь основан при древнем храме святого апостола Луки, который является памятником архитектуры местного значения.

История села Лаки

Это поселение возникло еще в раннем средневековье. Как показали археологические раскопки, первые жители появились здесь еще в VII-VIII веках. Письменных источников о древней истории села не сохранилось, разве только надписи двух надгробий на местном кладбище, которые датируются XIV веком.

Также в Лакинской долине есть множество развалин старинных храмов. Всего их когда-то здесь было четырнадцать (на площади, занимающей 4 км). Один из них, храм Пресвятой Троицы XV века, отчасти сохранился.

Первое письменный источник, в котором упоминается это село, датируется 1774 годом. Это «Ведомость о выведенных из Крыма в Приазовье христианах», составленная А. Суворовым. Из Лак было выведено 412 православных греков, среди них было 6 священников.

Можно ли считать, что после этого село полностью опустело, точно не известно, но скорее всего, нет. Потому что через 20 лет, в 1794 году, здесь был построен новый храм святого апостола Луки. О его строительстве сохранилось документальное свидетельство. Отсюда и начинается история этого монастыря.

В 1796 эти году земли были отданы грекам, которых вывез князь Орлов после Первой Архипелагской экспедиции.

К началу ХХ века храм святого Луки сильно обветшал. Потребовалось заменить его новым. Спонсором стал благочестивый купец по имени Дмитрий Пачаджа. Это здание и сохранилось до наших дней.
После революции село Лаки числилось в округе Ялты, а затем, с 1923 года, в Бахчисарайском районе. В это время здесь проживало 260 человек, большинство из которых были греками.

Еще о монашеских обителях Крыма:

История села Лаки закончилась 23 марта 1942 года. Шла война и в этих местах действовал антифашистский партизанский отряд, под предводительством Михаила Македонского. Главную поддержку партизаны получали от жителей Лаки. Здесь им давали еду и укрытие. За это село было уничтожено немцами.

Читайте также:
Новоафонский монастырь в Абхазии: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Когда немцев прогнала Красная армия, лакинцы попытались вернуться в родные земли, но прожить там им позволили всего несколько месяцев. В том же 1944 году все коренные жители села были сосланы в Сибирь и среднюю Азию. Вместо них сюда свезли колхозников из центральной России. Лаки было переименовано в Горянку.

Однако новое село просуществовало недолго, в 1960 году его сочли бесперспективными и ликвидировали. Долина снова обезлюдела.

Разрушенный храм святого Луки в селе Лаки, Крым

Свидетелем всех этих событий был храм святого Луки. Он единственный почти уцелел во время фашистского погрома, а после долгие годы стоял заброшенным, постепенно разрушаясь. Наконец, в 2016 году, по инициативе потомков жителей Лаки, храм был полностью восстановлен. Теперь на этом месте существует маленькая мужская обитель.

Где находится мужской монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки

У дороги Бахчисарай-Синапное и в 8-ми километрах от села Машино находится живописная долина, именно там находится полуразрушенный храм. Это единственная постройка в Крыму, которая смогла пережить все трудности XX века. Внутри храма на его уцелевших стенах можно увидеть старинные фрески и лики евангелистов, которые пережили войну, времена перестройки и набеги безбожных вандалов.

Монастырь после войны

Исторические факты

В ХVI веке, а именно в 1904 году был возведен храм Святого Апостола Луки. Несмотря на то, что от него оставались одни руины, в храме много лет проходят восстановительные работы, а с 2009 года здесь открыт мужской монастырь. Именно в этом месте было древнее греческое село Лаки.

Самые первые поселения появились здесь в VI-VII веках, однако со временем от местных церквей остались только руины. Во времена Крымского ханства не известно была ли деревня Лаки, так как документов с того времени не сохранилось. Единственное упоминание о ней – это обозначение на карте за 1777 год. Многие историки сходятся во мнении, что деревня долгое время пустовала, поэтому не упоминалась в древних летописях. Из последних упоминаний о ней указывается на карте за 1842, когда там было меньше 5 дворов.

Известно, что в 1926 году в Лаки проживало 240 греков, здесь действовала школа пятилетка, а в 30-е годы здесь был колхоз «Нео Зои», на современном языке – «Новая жизнь». Во время Великой Отечественной войны село было уничтожено фашистами вместе с людьми, так как они поддержали партизан. Произошло это страшное событие года. В этот день немцы расстреляли 16 мирных жителей села, включая ребенка 8 месяцев. Остальных жителей они отправили в район Биюк-Онлара. По другим историческим документам, жители деревни были сожжены.

В апреле 1944 года село Лаки освободила Красная Армия, после чего в него начали возвращаться местные. По приказу Сталина года все крымские греки были депортированы с полуострова на Урал и в Среднюю Азию. В этом же году в Крым переселили колхозников из Брянской и Орловской областей. Под заселение попало и разрушенное село Лаки. А в 1948 его переименовали в Горянку. К концу 60-х годов правительство СССР признало деревню неперспективной и расселило местных жителей в близлежащие села.

Монастырь в наши дни

Сведения о трагических событиях в селе Лаки на сегодня забыты. Единственное напоминание об этом – это мемориальный памятник, который установили родственники местных жителей. В 2005 году на месте деревни разбили монашескую обитель и дали название в честь Апостола и Евангелиста Луки. Чуть позже здесь появились маленькие монастырские постройки. До сих пор ведутся восстановительные работы, на которые открыты денежные сборы.

В монастыре трудятся монахи и послушники, а по воскресным дням и по праздникам проходят богослужения. Благодаря трудам насельников восстанавливаются древние святыни, которые находятся поблизости. Например, памятник на горе св. Ильи, который видно с долины.

Информация для посетителей

Официальный адрес монастыря Святого Апостола и Евангелиста Луки: село Горянка, Бахчисарайский район, Крым.

Самый бюджетный вариант для поездки в монастырь – из Бахчисарая, так как отсюда можно добраться на общественном транспорте. Для этого нужно в Бахчисарае взять билет на автобус, который идет до села Синапное. Но, не доезжая до села Машино на повороте нужно встать, там будет знак «Лаки 8 км». Теперь остается добираться пешком, следуя указателю.

Идти здесь трудно, так как дорога все время ведет в гору. Самое главное идти по правильному пути. Вначале будет асфальтированная дорога, далее мост, после него нужно повернуть влево. Если вы пройдете поворот и пойдете дальше по асфальтированной дороге, то упретесь в воинскую часть, после чего вам придется возвращаться. За мостом, то есть на повороте пойдет грунтовая дорога, следуя по ней, попадете на перевал, именно там располагается село Лаки. С левой стороны есть гора св. Ильи, там на ее вершине находятся руины от часовни святой Троицы. С правой стороны раскинулась гора Тарар-Ялта, а за перевалом много озер, где летом можно искупаться.

Местонахождение

Монастырь расположен в 5 км к юго-востоку от с. Баштановка Бахчисарайского района Крымской Автономии, на территории бывшего с. Лаки (Горянка), в усадьбе старинного приходского храма св. ап. и евангелиста Луки.

Читайте также:
Благовещенский собор Московского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Адрес: АР Крым, Бахчисарайский район, округа с. Баштановка, монастырь св. ап. Луки

Телефоны: (0652) , , (Епархиальное управление Симферопольской епархии)

Источник Рождества Пресвятой Богородицы

Видео

Крым, Лаки.Храм апостола и евангелиста Луки. года.

Мужской монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки, Крым

Между реками Бельбек и Кача, далеко в горах Крыма на склоне холмов находится мужской монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки. На праздник Апостола Луки сюда съезжаются монахи, настоятели храмов и прихожане со всего Крыма. Отмечают его в последний день октября. В древности на этом месте была деревянная постройка, а в 1904 вместо него возвели каменный храм, который во время Великой Отечественной войны был подорван немцами. Все что от него уцелело, это небольшая часть стен и купол. На сегодняшнее время храм активно восстанавливают.

Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки Сегодня

Рядом с монастырем живут 20 монахов, которые помогают в возрождении монастыря Святого Апостола и Евангелиста Луки. Судя по посещениям этого места, монастырь пользуется огромной популярностью у прихожан Крыма. Гости полуострова и его жители поддерживают восстановление храма, внося свои пожертвования.

Где находится мужской монастырь Святого Апостола и Евангелиста Луки

У дороги Бахчисарай-Синапное и в 8-ми километрах от села Машино находится живописная долина, именно там находится полуразрушенный храм. Это единственная постройка в Крыму, которая смогла пережить все трудности XX века. Внутри храма на его уцелевших стенах можно увидеть старинные фрески и лики евангелистов, которые пережили войну, времена перестройки и набеги безбожных вандалов.

Монастырь после войны

Исторические факты

В ХVI веке, а именно в 1904 году был возведен храм Святого Апостола Луки. Несмотря на то, что от него оставались одни руины, в храме много лет проходят восстановительные работы, а с 2009 года здесь открыт мужской монастырь. Именно в этом месте было древнее греческое село Лаки.

Самые первые поселения появились здесь в VI-VII веках, однако со временем от местных церквей остались только руины. Во времена Крымского ханства не известно была ли деревня Лаки, так как документов с того времени не сохранилось. Единственное упоминание о ней – это обозначение на карте за 1777 год. Многие историки сходятся во мнении, что деревня долгое время пустовала, поэтому не упоминалась в древних летописях. Из последних упоминаний о ней указывается на карте за 1842, когда там было меньше 5 дворов.

Известно, что в 1926 году в Лаки проживало 240 греков, здесь действовала школа пятилетка, а в 30-е годы здесь был колхоз «Нео Зои», на современном языке – «Новая жизнь». Во время Великой Отечественной войны село было уничтожено фашистами вместе с людьми, так как они поддержали партизан. Произошло это страшное событие 23 марта 1942 года. В этот день немцы расстреляли 16 мирных жителей села, включая ребенка 8 месяцев. Остальных жителей они отправили в район Биюк-Онлара. По другим историческим документам, жители деревни были сожжены.

В апреле 1944 года село Лаки освободила Красная Армия, после чего в него начали возвращаться местные. По приказу Сталина 27 июня 1944 года все крымские греки были депортированы с полуострова на Урал и в Среднюю Азию. В этом же году в Крым переселили колхозников из Брянской и Орловской областей. Под заселение попало и разрушенное село Лаки. А в 1948 его переименовали в Горянку. К концу 60-х годов правительство СССР признало деревню неперспективной и расселило местных жителей в близлежащие села.

Монастырь в наши дни

Сведения о трагических событиях в селе Лаки на сегодня забыты. Единственное напоминание об этом – это мемориальный памятник, который установили родственники местных жителей. В 2005 году на месте деревни разбили монашескую обитель и дали название в честь Апостола и Евангелиста Луки. Чуть позже здесь появились маленькие монастырские постройки. До сих пор ведутся восстановительные работы, на которые открыты денежные сборы.

В монастыре трудятся монахи и послушники, а по воскресным дням и по праздникам проходят богослужения. Благодаря трудам насельников восстанавливаются древние святыни, которые находятся поблизости. Например, памятник на горе св. Ильи, который видно с долины.

Информация для посетителей

Официальный адрес монастыря Святого Апостола и Евангелиста Луки: село Горянка, Бахчисарайский район, Крым.

Самый бюджетный вариант для поездки в монастырь – из Бахчисарая, так как отсюда можно добраться на общественном транспорте. Для этого нужно в Бахчисарае взять билет на автобус, который идет до села Синапное. Но, не доезжая до села Машино на повороте нужно встать, там будет знак «Лаки 8 км». Теперь остается добираться пешком, следуя указателю.

Идти здесь трудно, так как дорога все время ведет в гору. Самое главное идти по правильному пути. Вначале будет асфальтированная дорога, далее мост, после него нужно повернуть влево. Если вы пройдете поворот и пойдете дальше по асфальтированной дороге, то упретесь в воинскую часть, после чего вам придется возвращаться. За мостом, то есть на повороте пойдет грунтовая дорога, следуя по ней, попадете на перевал, именно там располагается село Лаки. С левой стороны есть гора св. Ильи, там на ее вершине находятся руины от часовни святой Троицы. С правой стороны раскинулась гора Тарар-Ялта, а за перевалом много озер, где летом можно искупаться.

Читайте также:
Троицкий монастырь в Муроме: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

  • Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь
  • Текие (обитель) дервишей: древняя обитель в Евпатоии
  • Храм-маяк Николая Чудотворца в Малореченском (Крым)

    Храм святого Луки в исчезнувшем селе Лаки

    Дорога плавно поднимается к перевалу Лаки. Рядом развалины церкви. К сожалению, это все, что осталось от древней греческой деревни Лаки — деревни удивительной и героической истории.

    Была в этих местах частица древней Эллады. Словно орлиное гнездо, приютилась эта деревня на скалистой земле у перевала между горами Татар-Ялта и Ай-Илья.

    Мимо рукотворного озера, мимо поклонного креста путь ведет к старинному храму. Рядом с ним — небольшое кладбище. Поодаль — крошечный скит. Чуть ниже, в долине, хорошо сохранившиеся бассейны с подернутой ряской черной водой. Сколько лет этим сооружениям — сто, триста, шестьсот. Считается, что название “Лаки”, или “Лака”, в переводе с греческого и означает “бассейн”. Есть и другая версия происхождения этого топонима. Исследователь А.Л. Бертье-Делагард полагал, что оно происходит от имени св. Луки.

    Места эти обитаемы с давних времен. В районе деревни Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VIII вв. Еще до недавнего времени неподалеку находились остатки храма св. Троицы — небольшой крестово-купольной церкви XIII — начала XIV вв., представляющей по форме куб с равными ветвями креста, тремя апсидами и четырьмя стоящими восьмигранными колоннами, а недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.

    Руины, стоящие у дороги, принадлежат церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века. Над входом в храм начертана дата строительства церкви и слова Христа на новогреческом языке «Придите все труждающиеся и обремененные и я упокою». А на нижней арке надпись: «Храм святого евангелиста Луки».

    Церковь Св. Луки — типичное крестовокупольное однонефное строение, ориентированное абсидой на восток. Купол сооружен на световом барабане, который посредством парусов и подпружных арок опирается на четыре встроенных в стены пилона, образующих подкупольный квадрат в средокрестье. Орнаментальная роспись пилонов утрачена. Главный западный вход в храм оформлен порталом.

    Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом изображен евангелист Матвей, львом символизируется евангелист Марк, евангелисты Лука и Иоанн изображением орла и тельца.

    Остатки росписи храма св. Луки в селе Лаки. Лето 2010 года

    Святой апостол и евангелист Лука был почитаем и уважаем всеми христианами, но в особенности греками, которым он, тоже грек по национальности, хотя и уроженец Сирии, был особенно близок. Тем не менее, странно, что лакский храм был единственным храмом во имя св. Луки в Крыму. Апостол Павел называл св. Луку врачом. Кроме этого св. Лука знал искусство живописи.

    Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы — крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни.

    Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ.

    Лаки. Деревня, которой теперь нет

    Не найти ее на картах и в путеводителях. Нет ее и на земле, под нависшими над садами скалами.
    «К сожалению, нет уже с нами тех людей, кто помнил запах этой земли, вид этих гор в любое время года, цветение табака, аккуратные домики с палисадниками, маленький магазинчик, у которого судачили женщины и дымили трубками старики, церковь, улочки, на которых стояли кувшины с бекмесом — яблочно-грушевым напитком. Это — для всех. Подходи любой, пей, пожалуйста!»

    Но не только бекмесом угощали здесь друг друга и гостей. Добрые люди жили в Лаках: стол — полная чаша, и хозяева всегда радовались гостям. Не только знойно-синее небо, крутые, словно специально обтесанные скалы вдали, зеленые склоны гор и воздух, искрящийся солнцем, роднили эту землю с Элладой. Жили в ней вольнолюбивые, свободные люди. Много замечательных людей выросло на лакской земле.

    Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму. Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит.

    Но стоит прислушаться повнимательней к этим горам и деревьям, вглядеться в алую кровь маков — и они начнут говорить. Они расскажут страшную историю, которую хранят уже более 60 лет.

    В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова. Здесь всегда был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро 1942 года у дома председателя колхоза “Нео зои” (“Новая жизнь”) Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.

    Читайте также:
    Петропавловский собор в Казани: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни — день в день — 23 марта 1942 года.

    Крымская Хатынь называлась Лаки

    Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли.

    …«Сегодня 24 марта (1942 г.), разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавалло с ее 8 месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли». Это — строки из книги «Пламя над Крымом» бывшего командира Бахчисарайского отряда, а затем Южного соединения, впоследствии Героя Социалистического Труда, директора совхоза «Коктебель» Михаила Андреевича Македонского.

    «Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь» (Б. Серман. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963).

    Еще одним свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске. Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.

    “Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: “Дядя Митя, а вы чего здесь?” А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: “Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел”. Такое забыть нельзя. “

    Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю “черную” работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд.

    Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили hхотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню…

    Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь.

    После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года, по Постановлению ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.

    12 августа 1944 года вышло постановление Госкомитета обороны «О переселении колхозников в Крым», переселенцы из Орловской и Брянской областей направлялись в Бахчисарайский район, включая опустевшие Лаки. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. В начале 1960-х годов село признано неперспективным и расселено.

    Церковь Луки Евангелиста. Деревня Горянка (бывшее Лаки). 1975 год. Автор фото Олег Гусаров

    В последние годы ведутся работы по восстановлению села Лаки и церкви св. Луки.

    В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным. На гранитной плите много свободного места – сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят поисковики.

    В 2005 году открыт мужской православный монастырь.

    Как добраться

    Если добираться общественным транспортом, наиболее удобный вариант – из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая с. Машино (за с. Баштановка) будет поворот с главной дороги направо, там даже есть знак, на котором написано “Лаки 8 км”. Выходите из автобуса и идете по этому указателю.

    Читайте также:
    Храм Рождества Христова в Нижневартовске: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

    До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Повернув за мостом налево, выйдете на грунтовку и через 10 км попадете на перевал, на седловине которого и расположено село Лаки (посмотреть на карте). Слева будет гора св. Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы. Справа – гора Татар-Ялта. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.

    При подготовке статьи были использованы материалы с сайтов:

    Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки

    Он расположен в зеленой долине в окружении гор, недалеко от Бахчисарая. Рядом с ним еще не так давно было довольно крупное поселение под названием Лаки, но теперь он стоит одиноко, и на несколько километров вокруг видно только пустые поля.

    Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки

    История

    Церковь св. Луки в Которе является одним из старейших храмов Черногории.

    Построена в 1195 году которским благотворителем, зятем князя Маура Кацефаранги, о чем повествует мемориальная доска на его стене.

    Храм с 1420 года стал католическим, но в 1657 году во время Кандийской войны между Венецианской республикой и Османской империей, в Которе от турецкого вторжения укрылось множество православных беженцев из Грбаля.

    Венецианская католическая знать не только предоставила им убежище, но и позволила проводить православные службы в древней церкви Святого Луки на втором алтаре: там параллельно проводились как католическое, так и православное богослужения.

    С XVIII века храм опять стал православным, однако еще почти сто лет у левой стены храма находился католический алтарь, который убрали лишь в XIX столетии. Службы по обоим обрядам велись до французской оккупации Котора (т.е. около 150 лет), а в наше время церковь cв. Луки является православным храмом.

    В церкви Св. Луки можно увидеть сохранившиеся части фресок начала XII века. В часовне при храме хранится уникальный иконостас с изображением Христа как Царя, и фресок итало-критских живописцев (начала XVIII века). Иконостас был расписан знаменитым иконописцем Дмитрием Даскалом ‒ основателем Боко-Которской школы живописи XVII века.

    В XVIII веке к церкви была пристроена часовня св. Спиридона.

    Вплоть до первой третьи 20 столетия в храме Св. Луки проходили захоронения жителей Котора, поэтому весь пол церкви сложен из могильных плит.

    История села Лаки

    Это поселение возникло еще в раннем средневековье. Как показали археологические раскопки, первые жители появились здесь еще в VII-VIII веках. Письменных источников о древней истории села не сохранилось, разве только надписи двух надгробий на местном кладбище, которые датируются XIV веком.

    Также в Лакинской долине есть множество развалин старинных храмов. Всего их когда-то здесь было четырнадцать (на площади, занимающей 4 км). Один из них, храм Пресвятой Троицы XV века, отчасти сохранился.

    Первое письменный источник, в котором упоминается это село, датируется 1774 годом. Это «Ведомость о выведенных из Крыма в Приазовье христианах», составленная А. Суворовым. Из Лак было выведено 412 православных греков, среди них было 6 священников.

    Можно ли считать, что после этого село полностью опустело, точно не известно, но скорее всего, нет. Потому что через 20 лет, в 1794 году, здесь был построен новый храм святого апостола Луки. О его строительстве сохранилось документальное свидетельство. Отсюда и начинается история этого монастыря.

    В 1796 эти году земли были отданы грекам, которых вывез князь Орлов после Первой Архипелагской экспедиции.

    К началу ХХ века храм святого Луки сильно обветшал. Потребовалось заменить его новым. Спонсором стал благочестивый купец по имени Дмитрий Пачаджа. Это здание и сохранилось до наших дней. После революции село Лаки числилось в округе Ялты, а затем, с 1923 года, в Бахчисарайском районе. В это время здесь проживало 260 человек, большинство из которых были греками.

    Еще о монашеских обителях Крыма:

    • Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь
    • Мужской монастырь святого Лазаря в
    • Севастопольский Паисевский мужский монастырь

    История села Лаки закончилась 23 марта 1942 года. Шла война и в этих местах действовал антифашистский партизанский отряд, под предводительством Михаила Македонского. Главную поддержку партизаны получали от жителей Лаки. Здесь им давали еду и укрытие. За это село было уничтожено немцами.
    Когда немцев прогнала Красная армия, лакинцы попытались вернуться в родные земли, но прожить там им позволили всего несколько месяцев. В том же 1944 году все коренные жители села были сосланы в Сибирь и среднюю Азию. Вместо них сюда свезли колхозников из центральной России. Лаки было переименовано в Горянку.

    Однако новое село просуществовало недолго, в 1960 году его сочли бесперспективными и ликвидировали. Долина снова обезлюдела.

    Читайте также:
    Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки


    Разрушенный храм святого Луки в селе Лаки, Крым

    Свидетелем всех этих событий был храм святого Луки. Он единственный почти уцелел во время фашистского погрома, а после долгие годы стоял заброшенным, постепенно разрушаясь. Наконец, в 2021 году, по инициативе потомков жителей Лаки, храм был полностью восстановлен. Теперь на этом месте существует маленькая мужская обитель.

    Местные святыни и праздники

    Этот храм более всего почитается как памятник трагических событий Второй мировой войны. Поэтому самым важным днем в обители считается 23 марта, когда проводится поминальная служба об упокоении селян, убитых фашистами. На эту службу в монастырь приезжают потомки тех людей, которые когда-то здесь жили.

    Также в монастыре особо отмечают 9 мая. В этот день служат заупокойную службу обо всех погибших в борьбе с фашизмом.

    Важно! Престольный праздник обители — 31 октября, когда отмечается память святого апостола и евангелиста Луки. Из местных святынь можно назвать источник иконы Божией Матери Целительница.

    Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.


    Мужской монастырь в честь святого апостола Луки

    Как добраться до храма Луки в Новом Свете

    Храм Луки в Новом Свете находится на улице Голицына, 18. Путешественники, едущие из Судака, могут добраться до поселка общественным транспортом. Рейсов достаточно. Церковь найдете без труда, она располагается напротив Дома шампанских вин князя Голицына.

    Автотуристы ориентируются по карте или навигатору. Точные координаты указаны ниже. Кстати, если у вас нет своего авто, но хочется посмотреть, как можно больше интересных и красивых мест, рекомендую воспользоваться . Выгодно и удобно.

    Жилье в Новом Свете Тропа Голицына. Экскурсия в Новом Свете Морская прогулка на катере по бухтам Нового Света Экскурсии в Новом Свете

    Храм во имя Святого Апостола и Евангелиста Луки

    В 1999 году были выделены денежные средства из фонда имени Императора Александра III на строительство каменного однопрестольного храма в с. Моховое (Купино). Всего на постройку из Фонда поступило 15 тыс. рублей. Кроме того, 2 тыс. рублей были пожертвованы родственниками покойного купца И.Д. Баева и 1 тыс. рублей – из пожертвований В.Н.фон — Дервиза.

    Храм был освящен 10 июня 1900 года и наименован в честь св. апостола и евангелиста Луки.[1] Строительство однопрестольного храма завершилось в октябре 1903 году.

    И.Голошубин, описывая храмы и приходы Каинского уезда Томской губернии, пишет следующее: «Зданием храм каменный, с такой же в одной связи колокольней, крепкий и с утварью. Особо чтимых икон нет. Капиталов церкви и угодий, приносящих ей доход, нет. Приписных вновь строящихся церквей, часовен и молитвенных домов в приходах нет. Население прихода: 2992 душ мужского пола и 2930 женского пола. Из них в селе Купино 1636 душ обоих полов. В деревнях: Апалихе – в 35 верстах 428 душ обоих полов; Зятьково – в 8 верстах 245 душ обоих полов; Камышино – в 15 верстах 426 душ обоих полов; Куликовке – в 20 верстах 188 душ обоих полов; Киргинцевой – в 20 верстах 234 души; Пресновке – в 35 верстах 229 душ; Михайловке – в 8 верстах 403 души; Стеклянной — в 7 верстах 337 душ; Теренгуль – в 60 верстах 302 души; Ново-Николаевке – в 8 верстах 911 душ; Чаинке – в 15 верстах 584 души. Среднее число крещений за год – 320, браков – 63, погребений — 208. Церковно-приходского попечительства нет. В селе с 1902 года существует церковно-приходская школа; учащихся в ней 65 мальчиков и 22 девочки.

    Для причта имеются удобные дома. Дрова причт покупает в казённых участках и у частных лиц по цене от 3р.50 к. до 4р.50 к. за погонную сажень. Жалование от казны положено: священнику – 600 руб., псаломщику 200 руб. в год. Капиталов причта нет. «За требоисправления причт получает достаточно вознаграждения». Отношение прихожан к содержанию храма и ремонту причтовых домов хорошее.

    Пасхальное хождение со святыми иконами бывает по всем домам у переселенцев и по приглашению – у старожилов. Крестные ходы по полям и молебны после них в домах прихожан бывают во всех селениях. «Съезжие» праздники: в селе – 18 октября, в деревне Куликовке – Троицын день, в деревнях Михайловке, Чаинке и Камышиной – 8 ноября, в деревне – Ново-Николаевке – Николин день, в деревне Зятьковой – Афонасьев день, в деревне Киргинцевой – 1января, в деревне Апалиха – Рождество Христово, в деревне Теренгуль – 6 января, в деревне Стеклянной в день Казанской иконы Божьей матери. Богослужение в эти праздники бывает не во всех деревнях[2].

    По штату причт состоял из священника и псаломщика. Первым настоятелем храма стал священник Евгений Крылов, а его сестра Анна стала первой учительницей в открытой в 1905г. церковно-приходской школе при храме святого апостола евангелиста Луки. Псаломщиком был Кремлев Иван Иванович, 38 лет, имевший семью. Псаломщик с 7 мая 1892 года, в Купино с 10 июня 1906 года.

    Об отце Евгении сохранились теплые воспоминания современников, зафиксированные в книге В.П. Вощинина «На сибирском просторе»: «А главная движущая сила всех начинаний – отец Евгений, милейший настоятель здешнего храма, не мыслящий себя вне Купино, ни Купино без себя. Он не только душой и сердцем сжился с местными нуждами, но и собственными деньгами участвует в опытном поле, широко кредитуя последнее… Отец Евгений, подвижный и горячий, обычно положительно загорается при упоминании о возможной дороге. Много пользы своим землякам приносит этот живой человек».[3]

    Читайте также:
    Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться

    С именем отца Евгения связана история названия села Рождественка Купинской волости. Основанное 1907 году выходцами из Орловской губернии село Рождественка изначально называлось Качулино. В январе 1908 года в семье Нефеда Григорьевича Сычева родилась девочка. Три дня мучалась женщина, не могла родить. Приехал священник и наложил на всех жителей Качулино пост и заставил их молиться. Девочка родилась в рождественскую ночь и вскоре жители села единогласно приняли новое название населенного пункта Рождественка[4]. В 1913—1914 годах в селе проектировался к открытию храм и приход. Предполагаемый состав прихода: село Рождественка, Каинского уезда, деревни Каравахина, Заозёрная, Гнедухина, посёлки: Вознесенский, Шаманский, Бочковский и Барский (число прихожан 2008 человек). Храм так и не был построен, видимо помешала начавшаяся мировая война и последующие за ней более трагические события. Такие славные страницы истории Купинского района связаны с православной церковью.

    [1] Голошубин И. Справочная книга Омской епархии за 1914год. С.496

    [2] Голошубин И. С.496-497

    [3] Вощинин В.П. На сибирском просторе. Сбп.; 1912. С.26.

    [4] Архивный отдел администрации Купинского района. Ф.1 Оп. 1. д. 16. л.12.

    Церковь освещена 10 июня 1900 г. в честь апостола Луки. При церкви к 1902 году была построена и начала действовать церковно-приходская школа. Оба здания церкви и школы сохранились до сих пор и являются частью историко-культурного наследия города Купино.

    Первым настоятелем церкви стал священник Евгений Крылов. Об отце Евгении сохранились теплые воспоминания современников, зафиксированные в книге В.П. Вощинина «На сибирском просторе». Отец Евгений, подвижный и горячий, обычно положительно загорается при упоминании о возможной дороге. У него готовы все цифры, доказательства убедительны – ни кто так не знает условий округи – как отец Евгений. Дорога нужна, она как клапан в насыщенной паром машине. И стоит любому совещанию, хотя бы тех же переселенческих чинов, состояться в Купине, отец Евгений уже ходатайствует о допущении его с совещательным голосом. Много пользы своим землякам приносит этот живой человек».[3]

    6 августа 1915г отец Евгений освятил первый, прибывший в Купино поезд.

    Священники сельских храмов играли большую роль в культурной и повседневной жизни сибирской деревни; они организовывали церковно-приходские школы, без них не могли произойти такие важные события в жизни человека как: крещение, венчание и т. д. Они часто принимали активное участие в составлении ходатайств к уездным и губернским властям, от имени того или иного сельского общества. В частности, Евгений Крылов помогал писать жителям села Купино ходатайства о выделении ссуды на внутринадельное межевание земель. Отец Евгений Крылов захоронен вблизи храма святого апостола Луки в Купино.

    В 1937 году церковь святого апостола Луки в Купино была закрыта, в ней разное время располагались различные учреждения; долгое время в её здании находился дом Пионеров. После закрытия церкви верующие собирались для молитвы тайно в домах, так продолжалось несколько десятилетий.

    В 1980 жители Купино приобрели у семьи Лухмановых дом на улице Банной для совместной молитвы и оформили на имя Чижовой Аграфены Ильиничны. К 1987 году дом был переоборудован под храм, установлен купол. 20 июня 1987 года митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон освятил храм в честь Преображения Господня. Первым настоятелем храма был священник Владимир Аухимик. Затем настоятелями прихода были: с 1988 по1991гг. – Петр Микуцкий, с 1991 по 1992гг. – Александр Секач, с 1992 по 1995гг. – Андрей Зизо, с 1995 по 2000 гг. – Дмитрий Калюжный. С 2000 года настоятель купинского прихода – иеромонах Мелхиседек (И.Свистелин). В начале 2000 г. проходила реставрация храма святого Луки, возвращенного православной церкви.

    В феврале 2005 года при выполнении ремонтных работ, строители разобрали старую кровлю и увидели купол храма, а на нём фамилии с инициалами. Надпись, датированная 1943 годом, указывает, что в годы Великой Отечественной войны здесь располагалась авиамоторная школа. Несмотря на прошедшие 62 года некоторые слова можно ещё разобрать.

    Из сохранившихся 14 фамилий полностью можно было прочесть только 10: Пилипко Г.Н., Кандрашин П.С., Шидловский Б. М., Мыльников Б., Пивень Н., Плотников, Виноградов И., Идельман А., Фролов А., Чирков В.

    Реставрация храма проходила по сохранившемуся в Государственном архиве Томской области проекту, расчеты производила организация «Вектор» – наукоград Кольцово. 31 октября 2006 года состоялось освящение церкви святого апостола Луки.

    иеромонах Мелхиседек (Иван Викторович Свистелин) Овчиников Алексей Алексеевич.

    Источник: Библиотека сибирского краеведения

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: