Уваровская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели, святыни

Битва за монастырь: максимально краткая и понятная история конфликта отца Сергия и РПЦ

14 апреля 2021 года в Среднеуральский женский монастырь нагрянули силовики и судебные приставы. Они выгнали с территории монахинь и сторонников отца Сергия, остававшихся в храме и после его ареста. Штурм прошел по требованию городского прокурора, который через суд Верхней Пышмы требовал запретить деятельность монастыря. Заседание назначено на 11 мая, а выселение всех обитателей — обеспечительная мера. Такой шаг можно назвать победой Екатеринбургской епархии в борьбе за храм и против Сергия, начавшейся несколько лет назад. Мы максимально коротко напомним хронику противостояния.

Отец Сергий (Николай Романов) — бывший схиигумен Екатеринбургской епархии Русской православной церкви. В советские времена будущий священник служил в органах внутренних дел. В 1985 году его судили за хищение государственного имущества и аварию, приведшую к гибели человека. В ходе процесса он сознался в убийстве при разбое с отягчающими обстоятельствами. В итоге Сергий получил 13 лет колонии и отбывал наказание до 1997 года. После выхода из колонии он поступил в Московскую духовную семинарию и начал свою церковную карьеру. Сергий стал знаменит в начале нулевых, когда принял должность первого игумена мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в Ганиной Яме и стал идеологом движения царебожников внутри РПЦ. 25 декабря 2001 года иеродиакон Сергий был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. В 2002 году было начато строительство женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Скандальную известность Сергий приобрел в 2018 году после публикаций видеозаписей своих проповедей. С этого момента можно начать отсчет его противостояния с епархией.

Главный экзорцист Екатеринбургской епархии тайно строит в тайге собственное православное государство

Экстремистские проповеди и строительство самого большого храма

Март 2018 года. Сергий провел сеанс изгнания бесов из прихожан в Среднеуральском женском монастыре. Треш-контент обнародовали ради сбора подписей против обработки персональных данных. Позже некоторые ролики суд признает экстремистскими. Впрочем, в тот момент викарий Екатеринбургской епархии епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг) заявлял, что сеансы отца Сергия — дело праведное: «Когда в больнице человеку делают операции, разрезают его, проводят с ним различные процедуры, это считается нормальным. В духовном плане все точно так же».

В 2019 году началось оформление проекта по строительству на территории монастыря самого большого православного собора в мире. Под церковное сооружение хотели использовать 3,5 гектара земли бывшего фермерского хозяйства. Однако митрополит Кирилл запретил стройку. Секретарь Епархиального совета Екатеринбургской епархии Вениамин Райников позже заявит, что раскол в церкви, следствием которого стало лишение сана отца Сергия, произошел именно из-за того, что схиигумену запретили строить храм.

Митрополит Кирилл и отец Сергий

Отрицание коронавируса и лишение сана

Апрель 2020 года. В Среднеуральском женском монастыре формируется движение ковид-диссидентов. Движение «Царский крест» опубликовало проповедь Сергия, в которой он заявляет, что пандемии коронавируса не существует. На следующий день Екатеринбургская епархия лишила Сергия права проповедовать и высказываться в публичном пространстве.

Май 2020 года. Сергий снова обращается с призывом открывать храмы и проводить службы во время пандемии. На следующий день митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл публично обратился к схиигумену Сергию. Проповеднику запретили носить наперсный крест, возглавлять литургию или принимать в ней участие, исповедовать и постригать в монахи. Еще через два дня житель Екатеринбурга Михаил Томаткин написал обращение на имя главы свердловского ГУ МВД с просьбой проверить на экстремизм проповеди основателя Среднеуральского женского монастыря. По итогам проверки центр «Э» нашел признаки экстремизма в речах свердловского схиигумена.

Июнь 2020. Против Сергия завели административное дело из-за распространения фейков и оштрафовали на 90 тыс. рублей. Тогда же схиигумен заявил церковному руководству, что не покинет монастырь по своей воле. После состоялся церковный суд, но Сергий сбежал с заседания, заявив, что митрополиту Кириллу придется брать обитель штурмом.

16 июня митрополит Кирилл назначил нового клирика в Среднеуральский женский монастырь. Но сторонники Сергия не пустили священника в обитель и, по сути, захватили монастырь, выставив по периметру казачьи патрули. После этого в храм приехала полиция, но фактов нарушения закона не выявила.

26 июня представители Екатеринбургской епархии еще раз просят Сергия покаяться, чтобы последнего не отлучили от церкви. Но опальный схиигумен называет РПЦ «главным врагом России» и не является на церковный суд. В тот же день в монастырь приехала Ксения Собчак со съемочной командой. Визит закончилcя потасовкой. Журналистка заявила, что в монастыре практикуются телесные наказания, а также были случаи сексуальных домогательств. Ранее воспитанники уже рассказывали о таких случаях корреспонденту 66.RU. После вмешательства Собчак к выяснению обстоятельств и методов воспитания Сергия подключилась Екатеринбургская епархия.

Июль 2020. Екатеринбургская епархия заявила, что схиигумен Сергий стал священником незаконно, а церковный суд лишил его сана.

Суд признал, что и земля, и монастырь принадлежат епархии, а не Сергию и его сторонникам.

Отлучение от РПЦ и первое уголовное дело

Однако Сергий отказался покидать монастырь, заявив, что земля под ним находится в аренде и не является собственностью епархии, а сам храм строился на пожертвования. В РПЦ эти заявления опровергли, но признали, что исчерпали правовые возможности возвращения обители под свой контроль.

Читайте также:
Вознесенский собор в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сентябрь 2020. Схиигумена Сергия (Романова) отлучили от православной церкви. Поводом для этого стали скандальные заявления Сергия и то, что он продолжал священнодействовать уже без сана.

Октябрь 2020. Следственный комитет завел уголовное дело об истязании детей в монастыре.

Сторонники отца Сергия во время декабрьского штурма

Борьба за недвижимость и арест

Декабрь 2020. Арбитражный суд решил, что в монастыре нужно провести строительно-техническую экспертизу. Епархия решила доказать, что строительством монастыря занималась игуменья Варвара по благословению и при поддержке митрополитов Викентия и Кирилла. Любое имущество, по уставу организаций в составе РПЦ, принадлежит Церкви и управляется епархиями. В феврале 2021 года суд признал право собственности епархии на монастырь. А аудиторы подсчитали, что рыночная стоимость недвижимости, которая находится на территории Среднеуральского женского монастыря, составляет более 1 млрд рублей.

В ночь на 29 декабря силовики взяли штурмом Среднеуральский монастырь, а Сергия задержали. Ему предъявили обвинение по статьям 110.1 (склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства), 148 (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) и 330 УК РФ (самоуправство). Он находится под стражей уже больше трех месяцев.

После ареста сторонники отца Сергия окружили монастырь и забаррикадировали вход. В феврале 2021 года силовики снова штурмом взяли монастырь. Обыски проводили, чтобы задержать священника, которого подозревают в тройном убийстве, сейчас он объявлен в розыск.

Март 2021. Сотрудники ОМОН пришли с обыском в тайные скиты Среднеуральского женского монастыря. Позже силовики приехали с проверкой в сам монастырь. Сторонники Сергия сообщили, что в результате проверяющие оштрафовали двух монахинь за то, что у них не оказалось паспортов граждан РФ.

Последний (пока) штурм прошел в ночь на 14 апреля. Приставы выгнали всех обитателей монастыря.

По святым местам. Храмы Сочинской епархии

Аудио

На вершине трехсотметровой горы в местечке Лоо стоит византийский храм X века. Эта древняя церковь по праву считается знаковой на территории Сочинского региона, ведь и сам город, и его окрестности просто пропитаны духом ушедших эпох. Еще в V веке у Великого шелкового пути было немало ответвлений, одно из которых проходило через горы Кавказа, близ Черноморского побережья. А Византия в то время занималась не только торговлей, но и миссионерством.

Протоиерей Дионисий Марчук, настоятель храма в честь Святой Троицы:

– В эти места христианство пришло еще со времен святых апостолов. Есть надежные исторические сведения о том, что здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный, и где-то здесь, в этих местах, мученически окончил свою жизнь апостол Симон Кананит, был здесь погребен. По крайней мере, в IX веке паломники видели здесь его гробницу. Сейчас его мощи находятся в Риме, а многие века находились тут.

Первая епархия на этой земле была основана в IV веке. Здесь было государство Зихия, четыре епархии располагались на этой территории, и в IV–V веках в Пятом Вселенском Соборе уже участвовали местные епископы. Так что эти места имеют глубокую историческую духовную связь с первыми христианами, с апостольскими временами. И до сего дня жизнь церковная здесь не угасает.

Некоторые краеведы даже утверждают, что в другом районе Сочи под названием Хоста было целых три христианских базилики, но время не пощадило древние храмы, в приморской зоне от них не сохранилось практически ничего. Но Преображенский храм Хосты своим внешним видом служит нам напоминанием о тех древних церквях прошлого.

Игумен Софроний (Есимов), настоятель храма Преображения Господня:

– Однопрестольный храм с одним куполом и колокольней выстроен из природного колотого камня песчаника, рассчитан на 200 человек. В целом церковь была гармонично связана с окружающим рельефом, построена на возвышенности, а ее колокольня была хорошо видна с разных точек.

Остатки храма-базилики IXX веков были найдены и в Адлере на территории Имеретинской долины, так что неудивительно, что Черноморское побережье, по замечанию некоторых историков, является древнейшей колыбелью христианства в России. А камень с тех археологических раскопок был заложен в стену Спасского храма. Рядом с храмом Спаса Нерукотворного Образа расположена домовая церковь будущего приюта для престарелых. Земельный участок под строительство пожертвовала семья Арташеса Мкртычевича и Сирануш Айрапетовны Татулян. Они решили передать землю отцу Флавиану, настоятелю Спасского храма, в благодарность за обращение их внука и сына ко Христу.

Архимандрит Флавиан (Осколков), настоятель храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя:

– Земля была моего помощника, его родственников, дедушки, бабушки, и они решили подарить мне кусочек земли, так как я его вытянул из уличной ситуации. А я говорю: «Мне лично ничего не надо, я бы хотел сделать там приют». Так как выделили землю, мы начали строить – получились два приличных корпуса, и это все благодаря семье моего помощника Сурена Арутюновича Эксузяна, его бабушки, дедушки, его мамы и всех его тетей и дядей.

Семья Татулян проживает в городе Сочи с 1915 года и происходит из числа трапезундских православных армян, исконно проживавших на исторических землях Византии. После IV Вселенского Собора христиане Армении разделились на тех, кто принял, что в Едином Лице воплотившегося Сына Божия соединяются две природы – Божественная и человеческая, и монофизитов, признающих только Божественную природу Христа. И та часть армян, что осталась в общении со Вселенской Церковью, переселилась в Византию и жила там вплоть до 1915 года. А в 1915 году начался геноцид армян. В то время те, кто не был убит, бежали из Османской империи. Спасалась и семья Татулян.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

– Бежали из Турции (везли даже головы убитых) и здесь обосновывались, поэтому тут история очень интересная.

Свой дом и свою вторую родину в Сочи обрели и греки. Отправимся в Красную Поляну: здесь понтийцы еще в XIX веке построили храм в честь священномученика Харалампия – одного из самых любимых святых Греции. Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, за исповедание веры был подвергнут ужасным мучениям. Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя.

Протоиерей Николай Снопов, настоятель храма священномученика Харалампия:

– Господь его спросил: «Что ты желал бы, чтобы Я исполнил за твою старость (а ему было более ста лет), за твои подвиги, за твои страдания, за твою любовь ко Мне? Какое твое желание?» Святой ответил: «Чтобы там, где будут почитать меня, в тех местах, где будут находиться мои мощи, или иконы, или храмы, не было никогда войн, голода, землетрясений, бедствий». Такое было прошение у святого Харалампия.

Но до того, как храм возвели, здесь, в Красной Поляне, отгремели последние взрывы Кавказской войны.

Татьяна Ивановна Швецова, экскурсовод:

– Это был аул Кбааде, горцы там обитали. И когда дело дошло до окончания войны, когда были стянуты все войска (князь Барятинский руководил этим), был подписан меморандум – и Кавказская война, самая длинная в истории нашего Отечества, была закончена. В память об этом, чтобы это событие отметить каким-то чудесным образом, мы обустроили наш замечательный храм Архангела Михаила.

В самом центре Сочи возвышается первый в истории русский православный храм на территории Черноморского округа – собор Архистратига Божия Михаила. Он был построен в XIX веке. Можно сказать, что храм строился частично на месте древней византийской церкви. Она находилась внутри порта Александрия, куда в 1871 году приехал великий князь Михаил Николаевич Романов.

Протоиерей Александр Мензелинцев, настоятель собора Архистратига Михаила:

– Михаил Николаевич Романов посетил это место (это был форпост, здесь ранее стояла деревянная церковь) и поручил построить здесь каменную церковь в честь Архистратига Божия Михаила.

Еще одно место, о котором хочется рассказать в связи с историей Кавказской войны, – это Лазаревское. Форт Лазарева – именно так в 1839 году называлось военное укрепление в составе Черноморской береговой линии. Форт получил имя благодаря адмиралу Михаилу Лазареву.

Протоиерей Вадим Белугин, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы:

– Первый храм был построен именно в этом форте, потому что есть исторические сведения, что именно в крепости находился храм Божий.

Тот первый храм не уцелел, а позже, на рубеже XIXXX веков, уже мирным населением в Лазаревском был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В Сочи в то время селятся люди со всех уголков России, а позже сюда стали приезжать и отдыхающие. «Русская Ривьера» – так стали называть эту часть Черноморского побережья. Популярен был и район Дагомыс. Как особенное место для отдыха, Дагомыс прославился еще в XIX веке. В самом конце столетия здесь даже была земля, принадлежавшая императору Николаю II. В царском имении были большие земельные угодья, которые включали в себя даже молочную ферму.

Татьяна Ивановна Шевцова:

– Граф Успенский выбрал эту возвышенность (гору теперь называют в его честь – Успенка), и там построили царскую дачу. Царская дача собрала вокруг себя переселенцев, которые сажали сады-огороды, даже ананасы подавали к царскому столу (была специальная теплица, оранжерея). Приглашали нездоровых деток (туберкулез тогда не лечили, поэтому было очень много больных детей). И царская семья принимает решение построить лечебницу. Тогда лечили свежим морским воздухом. Конечно, туберкулез морским воздухом не вылечишь, но облегчение наступало. Тогда-то и возникла нужда в храме. Архангело-Михайловский храм находился далеко, в него нужно было долго ехать (а тогда ездили на лошадях), поэтому и приняли решение построить Казанский храм. Наш храм – его точное повторение.

Рядом с Казанским храмом есть небольшая деревянная церковь, посвященная святым Царственным страстотерпцам.

Протоиерей Александр Червонный, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери:

Теперь царская семья духовно присутствует в этом месте в храме святых Царственных страстотерпцев.

В годы Великой Отечественной войны город Сочи становится городом-госпиталем – сюда свозят раненых бойцов, но в то же время Сочи и соседний город Туапсе жили в ежеминутном ожидании нападения. И хотя враг не подошел к городам, в бомбежках гибли люди. Так, в Туапсе в 1942 году погибла гречанка Ермофили Христофоровна Антониади. Но до своей гибели благочестивая женщина завещала землю, где стоял ее дом, Церкви, и на том месте сейчас построен Крестовоздвиженский храм.

Протоиерей Роман Дейнега, настоятель храма Воздвижения Креста Господня:

– Храм, в котором мы с вами сейчас находимся, получился большой, просторный, он и по сей день является местом молитвы, возношения каких-то нужд, печали и радости к Богу всех прихожан города Туапсе.

Читайте также:
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Из современных храмовых построек паломников и туристов порадует кафедральный собор святого князя Владимира. Богатство декоративными элементами придает церкви сказочность: на стенах здесь восседают райские птицы, колонны украшены рельефными кружевами, над арками окон выделяются лепные шестикрылые серафимы. Собор будто сошел с цветных страниц доброй книжки.

Священник Евгений Улезько, клирик собора святого равноапостольного князя Владимира:

– Очень частый вопрос от туристов: можно ли у вас фотографировать? Можно ли запечатлеть великолепие данного храма? Безусловно, очень много туристов, часто приезжают молодожены, венчаются в этом храме, приезжают крестить деток, потому что храм торжествует своим великолепием.

Не менее яркий и храм святого великомученика Пантелеимона в Сочинском районе Мамайка. Знатоки архитектуры уже наверняка поняли, что архитектурный стиль храма – это барокко. Не в каждом городе его встретишь, а в Сочи – пожалуйста. Что же вдохновляло строителей и создателей этой церкви?

Протоиерей Николай Хлынин, настоятель храма святого великомученика Пантелеимона:

– Этот стиль был выбран мной, тогда еще юным настоятелем, вместе с архитектором храма – Федором Ивановичем Афуксениди. Решили построить храм в барочном стиле по типу храмов Бартоломео Растрелли.

Радуют своей красотой, как внешней, так и духовной, внутренней, монастыри Сочинской епархии. Двадцать лет назад в селе Лесном появился женский Троице-Георгиевский монастырь. На месте бывшей базы отдыха сейчас стоит множество храмов.

Игумения Дросида (Сорокопуд), настоятельница монастыря:

– Господь сподобил нас быть проповедниками Евангелия. Своей одеждой, своей жизнью, служением Богу, молитвой мы свидетельствуем миру о Христе. В нашем монастыре после утреннего монашеского правила мы читаем помянник о наших близких, молимся о тех, кто ждет от нас молитвенной помощи.

Игумен Лев (Грызун), настоятель монастыря Крестовая пустынь:

– Если сейчас монашествующие закроются, то православие рухнет. Мы прислушиваемся к этому, ведь это слова Божии, не от человека. И душу свою положить за други своя – есть такое делание, которое выше. Мы закроемся, а что дальше? Люди нуждаются в слове, в примере. Православие сейчас более деятельное, происходит даже возрастной перелом, большая часть людей – это молодые, которые сейчас рожают, создают семьи. «Война войной, а рожь сей». Мы пытаемся так жить: строить, делать – Господь Сам видит все. Если мы принесем покаяние, у нас будущее будет совсем другое.

Более десяти столетий назад первые христиане, жившие в этих местах, возвели здесь храм. Как звали его строителей, кто были первые прихожане, какие святыни пребывали в этой церкви – всего этого мы не знаем. Но знаем то, что на том фундаменте выросло не только здание, но и новое отношение к миру, человеку и к тому, что действительно важно и неизменно.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Кафедральный собор Богоявления в Иркутске: история, архитектура, расписание служб

Расположенный в историческом центре города Собор Богоявления в Иркутске уже много лет привлекает туристов и паломников со всей России. Из-за необычной архитектуры он стал одним из любимых объектов местных художников и фотографов. С даты основания, в конце XVII века, храм пережил пожар и несколько реконструкций, но был и остается одним из красивейших архитектурных сооружений страны.

История

Собор Богоявления был основан в 1693 году за восточной стеной Иркутского кремля. Первоначально храм был деревянным и носил название Петропавловская церковь. Её имя носила одна из башен кремля. Все постройки этого храма сгорели во время пожара 1716 года.

Спустя два года было решено восстановить собор, но уже из кирпича. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска. Через шесть лет после закладки первого камня был построен Петропавловский придел во имя святых апостолов Петра и Павла.

В 1727 году, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

«В 1727 г. подрядчиками Петром Пахаевым, Насильем да Иваном Кирпишниковыми, посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым поставлено кирпичей, первым 30 тысяч, вторым 20 тысяч и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу. В следующем 1728 г. плачено за возку кирпичей с заводов на место постройки Павлу Кучумову за 50 тысяч и Федору Максимову за 40 тыс. по 24 коп. с тысячи… Декабря 3 числа 1730 г. посадский человек Петр Пахаев взял на себя подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 тыс кирпичу доброго на сроки к 20 числу июля будущего 1731 г. 30 тыс., а остальные 25 тыс. к 15 числу августа. Цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей подрядчик обязывался сделать их вдвое. 12 числа же месяца принял на себя подряд поставить такое же количество кирпича и на тех же условиях иркутский служилый Василий Гилишев. 23 декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тыс. кирпичей иркутский служилый человек каменщик Афанасий Курно сов. 17 числа января 1731 г. посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тыс. кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 руб. 50 коп, за тысячу. 20 числа января посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 тыс. кирпичу. Апреля 7 числа 1731 г. вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 коп., как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число октября 1731 года». Собор Богоявления в начале XX века

Читайте также:
Часовня Параскевы Пятницы: адрес и история, описание, архитектура

В 1729 году была завершена колокольня, а 22 июля того года был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818 года.

Во время Большого Южно-Байкальского землетрясения 27 июня 1742 года сломался крест на одной из малых глав собора и обрушился каменный шатёр колокольни, вместо которого был сделан деревянный купол со шпилем.

Торжественное освящение Богоявленского собора состоялось 25 сентября 1746 года.

В 1755 году было начато строительство каменной ограды вокруг храма. В 1760-е годы к трёхпрестольному собору были пристроены ещё три придела: один с южной стороны — во имя Казанской иконы Божией Матери, и два с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

В 1771 году в соборе был похоронен святитель Софроний Иркутский.

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 года произошло землетрясение, в результате которого слетел крест собора и повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 года началось строительство второй соборной колокольни. Колокол был отлит ещё в 1797 году весом более 12 тонн и висел на столбах. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

30—31 декабря 1861 года во время землетрясения на Байкале собор вновь получает серьёзные повреждения: треснули своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны.

Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели Духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 году завершилось строительство Казанского собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означало потерю Богоявленским собором статуса кафедрального собора.

После Октябрьской революции 1917 года Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие.

В 1960 году Богоявленский собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений. Тогда же храм получил статус памятника архитектуры республиканского значения. При этом в предполагаемом первоначальном виде была восстановлена шатровая колокольня, разрушенная землетрясением в XVIII веке; проект на основании сохранившихся в Подмосковье аналогов составила сама Оранская.

В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет. После реставрации храм был передан Областному краеведческому музею.

В 1994 году Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в Петропавловском приделе.

В 2002 году была завершена роспись алтаря.

Как проходят богослужения

  • вт, ср, пт, сб, вс в 8:00 в часовне Иверской иконы Божией Матери;
  • ср, вс в 18:00, придел Казанской иконы Божией Матери (нижний).

Молебен — это совместная молитва верующих о здоровье живых, укреплении веры, чистоте помыслов. Можно заказать записку «О здравии».

  • ср, чт, сб в 8:00 в приделе апостола Андрея Первозванного;
  • сб, пн в 19:30 в верхнем храме Богоявления;
  • вс в 9:00 в приделе Казанской иконы Божией Матери (нижнем).

На исповеди можно признать грехи, покаяться, получить отпущение.

  • ср, чт, сб в 8:30 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее;
  • вс в 9:30.

Для Таинства Причастия приходить надо натощак.

  • вт в 18:00 в приделе святителя Алексия Московского;
  • чт в 18:00 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее.

Вечерней и утреней называют совершение совместной молитвы.

Все службы проводят:

  • протоиерей Антоний;
  • протоиерей Андрей;
  • иерей Николай.

Второе рождение здания

В первой половине двадцатого века храм переживал свои тяжёлые времена. Эта церковь в Иркутске была закрыта для богослужений и прихожан, а в её здании разместился хлебобулочный завод. В данный период времени собор не один раз изменялся, чтоб соответствовать производственным помещениям цеха. Вся его архитектура прошлых лет подверглась полному уничтожению. В соборном здании ещё к тому же размещалось общежитие сотрудников цеха, что привело к полному упадку сооружения.

В 1961 году было принято решение о том, что нужно сносить церковь Явления Господня (Иркутск). Собор Богоявления, к большой радости горожан, смог избежать этой трагической участи благодаря столичному архитектору и инженеру Г. Оранской, приехавшей сюда специально, чтобы подписать бумаги о его полной ликвидации. Женщине настолько понравилось сооружение, что она, вместо его сноса, отдала приказ о его реконструкции. Таким образом, хлебозавод был выселен из здания, начался капитальный ремонт всех его помещений.

Читайте также:
Вятская епархия: священники и приходы, монастыри и храмы

Он длился целых восемнадцать лет и закончился только лишь в 1986 году. Затем, после завершения реставрационных работ, храм был передан во владение краеведческому музею областного значения, который развернул там свою экспозицию. В его помещениях несколько лет читались публичные лекции, посвященные русской культуре и её возрождению, а также часто проводились разнообразные концертные мероприятия.

Примечания

  1. 123
    Собор Богоявления (Богоявленский собор)
  2. Достопримечательности России: Иркутск. Богоявленский Собор (недоступная ссылка)
  3. 12Т. А. Крючкова.
    Из истории строительства и реставрации иркутского Богоявленского Собора
  4. Ансамбль Тихвинской площади
  5. «Вести-Иркутск»: Реконструкция Спасской церкви (недоступная ссылка)
  6. «Вести-Иркутск»: В соборе Богоявления закончили расписывать алтарь (недоступная ссылка)

Интересные факты

Оказывается, данный храм считается старейшим каменным зданием не только в своём родном городе, но и на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эта церковь неоднократно подвергалась повреждениям из-за различных природных катаклизмов, включая бури, землетрясения и пожары. Только однажды этому зданию удалось избежать пламени, которое в 1879 году сильно повредило Спасский храм, но остановилось у ворот данного сооружения.

Этот собор, миновав годы своего запустения, воистину возродился и в настоящее время притягивает к себе величавой и святой красотой умы и души людей. Данная российская церковь имеет весьма торжественный и умиротворённый вид, благодаря которому все прихожане после её посещения обретают некое спокойствие и приятную лёгкость. Это сооружение можно считать достойным памятником архитектуры и настоящим украшением города Иркутска.

Реконструкция

В конце декабря 1862 году город Иркутск вновь содрогнулся от сильного землетрясения. Храм в результате этих событий также сильно пострадал. В этом сооружение были уничтожены практически все своды, стены покрылись многочисленными трещинами, а также во многих местах полопались арки, у окон выпали рамы, сдвинулись со своего места колонны. Поэтому было принято решение горожанами, что православный храм в Иркутске нужно реставрировать.

Во второй половине девятнадцатого столетия рядом со зданием собора был возведён архиерейский дом. В его комнатах находись покои архиерея, а также различные административные помещения и духовная консистория. Со временем здесь ещё появилась библиотечная комната, где находилось большое собрание православных книг и пристройка, в которой расположилось училище.

Таким образом, на протяжении двух веков вся духовная жизнь города была сосредоточена в этом кафедральном храме Явления Господня (Иркутск). Собор Богоявления потерял данный статус только в 1893 году, когда возвели Казанское храмовое сооружение, в которое была перенесена существующая кафедра епархии.

Описание

В нынешнее время церковь украшена настоящими произведениями искусств, где изображено множество святых и чудотворцев во весь рост. Помимо этого, храм красиво отделан разнообразными уникальными образцами керамической плитки, а его стены оригинально раскрашены всевозможными лубочными картинками. В отделку фасадов включены нарядные наличники окон, которые ещё украшают великолепные, сложно профилированные карнизы.

В архитектуре храмового сооружения прослеживаются различные вариации древнерусского стиля и барокко, которые в основном встречаются в северной части России. Основа композиции представляет собой сочетание двух вертикалей – ярусного храма и шатровой колокольни, играющей ведущую роль в общем силуэте сооружения. Изумительная красота собора впечатляет всех гостей города, поэтому он был выбран местом, где происходит ежегодное открытие фестиваля, посвящённого русской культуре и духовности.

Отзывы и впечатление прихожан

Люди, когда попадают внутрь этого сооружения, ощущают особую атмосферу живописного православного храма. Местные жители и туристы, посещающие экскурсии в Иркутске, считают данный собор самым красивым и ярким зданием города. Особенно его внешний вид преобразился после последней реставрации, когда открылись новые и великолепные детали фасадов.

Церковь Явления Господня, по мнению многих горожан, чем-то отдалённо напоминает сказочный пряничный домик. Она красива не только снаружи, но и внутри. В помещении храма находятся чудесные иконы. Прилегающая к собору территория также вызывает восторг у многих туристов. На каждом сантиметре площади в летний период размещено какое-либо интересное цветущее растение, а зимой по всему периметру возвышаются превосходные ледяные скульптуры. Кроме этого, в парковой зоне установлено большое количество лавочек и несколько фонтанов.

Красивая роспись стен и золотые купола этого сооружения заставляют обратить внимание на храм ещё издалека. Местные жители и туристы любят посещать эту церковь не только из-за её красоты, но и благодаря удобной транспортной развязке, так как она находится в самом сердце города.

Богоявленский собор в Иркутске

Живописный православный храм, расположившийся буквально в сердце города, стал одним из самых любимых мест для горожан и туристов. Но немногие знают, сколько потрясений пришлось пережить зданию за всё время своего существования.

История постройки

Иркутский собор Богоявления Господня относится к одной из самых старых религиозных построек восточной Сибири и Дальнего Востока. Храм строился практически вместе с городом, поэтому годом его основания принято считать 1693. Церковь была деревянной и называлась Петропавловской, в честь известных апостолов. Но пожар 1716 года уничтожил строение.

Читайте также:
Никольский храм в Солнечногорске: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Прошло два года, прежде чем жители города решили построить новый собор, но уже с каменными стенами. Однако, в связи с царским указом, запрещающим строить каменные здания, пришлось отложить мероприятие до лучших времён. На пожертвования прихожан в течение шести лет строился придел во имя апостолов Петра и Павла. Судя по записям из церковной приходно-расходной книги, в 1727 году работы ещё продолжались.

Новый придел в честь мученика Иоанна Воина освятили в 1729 году. Тогда же закончилось возведение колокольни собора.

Землетрясения

Неожиданное стихийное бедствие в виде мощного землетрясения 27 июня 1742 года привело к серьезным разрушениям. С одного из куполов храма упал крест, а на колокольне повредило шатер. Вместо него в дальнейшем построили купол, облицованный деревом, со шпилем наверху.

Читайте также похожие статьи:

Обряд освящения собора Богоявления после указанных событий провели только в 1746 году в сентябре.

В течение XVIII века вокруг церкви сделали каменную ограду, а к зданию храма пристроили ещё три придела — в честь Казанской иконы Богоматери, Иоанна Предтечи и всех святых. Весеннее землетрясение 1804 года вновь привело к падению креста с пятого купола собора. Его в конечном счёте убрали вовсе. Ещё одну колокольню принялись возводить в 1812 году. 12-тонный колокол, который отлили гораздо раньше, в 1797 году, подняли на колокольню через три года, когда работы были завершены.

В 1861 году в ночь с 30 на 31 декабря новые подземные толчки вновь повредили церковное сооружение.

Но, несмотря на это, во второй половине XIX века на территории собора появились новые постройки: архиерейские покои, помещения административного назначения. Позже здесь организовали библиотеку, перенесли Духовную консисторию, а также построили отдельное здание для духовного училища. Для архиереев возвели усыпальницу.

Интересный факт! В 1879 году в результате пожара сильно пострадал Спасский храм. Зато перед воротами Богоявленского собора пламя остановилось, и здание чудом осталось невредимым.

Потеря кафедрального статуса

Богоявленский собор потерял свой статус кафедрального после того, как кафедру Иркутской епархии перевели в новый Казанский собор. Впрочем, с приходом Октябрьской революции это уже не имело бы большого значения.

В стране начались масштабные преобразования. Богоборческие власти закрыли приход. В помещении храма организовали производственный цех хлебозавода. В начале шестидесятых собор по решению властей подлежал сносу. Для подписания соответствующей документации из столицы приехала Г. Оранская, являющаяся архитектором. Но поворот событий всех удивил. Оранской настолько понравилось храмовое здание, что она отдала приказ его отреставрировать. Процесс затянулся на многие годы, работа шла медленно. Реставрация закончилась только в 1986 году.

После капитального ремонта собор передали краеведческому музею. В здании разместилась экспозиция, там часто проводили лекции, посвящённые возрождению отечественной культуры, и различные концертные мероприятия.

В связи с распадом Советского Союза, собор вернули епархии. Его наружную часть и весь интерьер искусно расписали сюжетами из христианской истории. На изображениях можно увидеть много святых, мучеников и подвижников. Конечно, нынешний вид храма разительно отличается от облика прошлых веков, но он стал ещё наряднее и украшает центр города, привлекая туристов.

Описание архитектуры

Стиль, в котором отстроен собор, можно назвать русским классицизмом с элементами сибирского барокко. Горожане часто сравнивают храм по внешнему виду со сказочным пряничным теремком. И с этим трудно не согласиться, есть в здании что-то из народных сказок. В наружной отделке собора применялась керамическая плитка.

Ещё интересные статьи о православии:

Стены расписаны лубочными картинками, а окна оформлены красивыми карнизами и наличниками. Шатровая башня колокольни хорошо гармонирует с многоярусным храмом. Именно в Богоявленском соборе ежегодно начинается открытие фестиваля русской культуры и духовности.

Территория вокруг очень ухожена. В тёплое время года здесь много цветов и зелени. В парковой зоне приятно посидеть на скамье, любуясь фонтанами. Зимой по периметру всего двора стоят ледяные скульптуры. Здесь царит особая атмосфера уюта и красоты.

Современное состояние и деятельность прихода

Сегодня Богоявленский собор в Иркутске является архитектурным памятником не только республиканского, но и федерального значения.

Святыни

До наших дней, к сожалению, не дошло сведений о том, что в храме когда-либо хранились ценные православные реликвии. Учитывая тот факт, что в советское время из него было вынесено всё церковное имущество, чтобы освободить место под хлебный цех, вряд ли приходится надеяться на сохранность каких-то святынь.

Сегодня же в соборе верующие могут помолиться у икон, написанных современными мастерами в период ведения реставрации.

Престольные праздники

К престольным датам собора относятся 19 января — Крещение Господне и 12 июля — день памяти апостолов Петра и Павла.

Расписание богослужений

В соборе совершаются ежедневные богослужения для прихожан и гостей города. На Литургию можно попасть с 8:30. Вечерние службы начинаются с 17:00.

Как добраться

Найти Богоявленский собор в Иркутске не составит особого труда, так как храм находится в центре города. Адрес церкви: улица Сухэ-Батора, д. 1а. Собор приковывает к себе взгляд ещё издалека, поэтому пройти мимо просто не получится.

К тому же удобное положение позволяет доехать к месту назначения как на своём авто, так и на общественном транспорте.

Читайте также:
Благовещенский мужской монастырь на Мангупе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Богоявленский собор (Иркутск)

Собо́р Богоявле́ния Госпо́дня (Богоявле́нский собо́р) — православный храм в Иркутске, расположенный в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска. В XVIII—XIX веках — кафедральный собор Иркутской епархии.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Престольные праздники
  • 3 Как добраться
  • 4 Паломнику
  • 5 Фото
  • 6 Видео
  • 7 Ссылки

История [ править ]

Собор Богоявления был основан в 1693 году за восточной стеной Иркутского кремля. Первоначально храм был деревянным и носил название Петропавловская церковь. Её имя носила одна из башен кремля. Все постройки этого храма сгорели во время пожара 1716 года.

Спустя два года было решено восстановить собор, но уже из кирпича. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска. Через шесть лет после закладки первого камня был построен Петропавловский придел во имя святых апостолов Петра и Павла.

В 1727 году, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

В 1729 году была завершена колокольня, а 22 июля того года был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818 года.

Во время Большого Южно-Байкальского землетрясения 27 июня 1742 года сломался крест на одной из малых глав собора и обрушился каменный шатёр колокольни, вместо которого был сделан деревянный купол со шпилем.

Торжественное освящение Богоявленского собора состоялось 25 сентября 1746 года.

В 1755 году было начато строительство каменной ограды вокруг храма. В 1760-е годы к трёхпрестольному собору были пристроены ещё три придела: один с южной стороны — во имя Казанской иконы Божией Матери, и два с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

В 1771 году в соборе был похоронен святитель Софроний Иркутский.

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 года произошло землетрясение, в результате которого слетел крест собора и повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 года началось строительство второй соборной колокольни. Колокол был отлит ещё в 1797 году весом более 12 тонн и висел на столбах. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

30—31 декабря 1861 года во время землетрясения на Байкале собор вновь получает серьёзные повреждения: треснули своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны.

Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели Духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 году завершилось строительство Казанского собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означало потерю Богоявленским собором статуса кафедрального собора.

После Октябрьской революции 1917 года Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие.

В 1960 году Богоявленский собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений. Тогда же храм получил статус памятника архитектуры республиканского значения. При этом в предполагаемом первоначальном виде была восстановлена шатровая колокольня, разрушенная землетрясением в XVIII веке; проект на основании сохранившихся в Подмосковье аналогов составила сама Оранская.

В 1968 году печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет. После реставрации храм был передан Областному краеведческому музею.

В 1994 году Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в Петропавловском приделе.

В 2002 году была завершена роспись алтаря.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1а

Ансамбль Богоявленского собора

Вы здесь

Новости ogirk.ru
  • Выходные в Иркутской области будут снежными
  • В Иркутской области начали готовиться к VII чемпионату «Молодые профессионалы»
  • О поддержке молодых специалистов на селе рассказали в Иркутске
  • В Приангарье начали подготовку к VII региональному чемпионату «Молодые профессионалы»
  • Представители двух министерств провели «Открытый диалог с молодежью» в Иркутске
Оглавление
  • 1. История
  • 2. Читайте в Иркипедии:
  • 3. Примечания
  • 4. Ссылки

Собор во имя Богоявления Господня

Собор во имя Богоявления Господня (также Богоявленский собор, собор Богоявления, собор Явления Господня) — православный храм (в XVIII—XIX вв. — кафедральный собор) в Иркутске. Является вторым старейшим каменным зданием Иркутска. Объект культурного наследия РФ. Расположен в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары.

История

От деревянного до каменного здания

Собор был основан в 1693. Он расположился за восточной стеной Иркутского кремля. В XVIII веке его собирались расширить, но не успели — во время пожара 3-го августа 1716 он полностью сгорел [1] .

Читайте также:
Мирожский монастырь: история и адрес, фрески, описание, настоятели и святыни

Спустя два года было решено восстановить собор из кирпича, но царский указ 1714 временно запрещал возведение каменных построек: строительство новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых. В 1718 указ был частично отменен, и в том же году, расчистив пепелище, в Иркутске заложили Богоявленский собор, которому суждено было стать третьим по счету каменным городским зданием. Его строили пять лет. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска, принося деньги и драгоценности [2] . Через шесть лет после закладки строительства, было открыто первое сооружение собора — придел святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский придел).

В 1727, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

В 1727 г. подрядчиками Петром Пахаевым, Насильем да Иваном Кирпишниковыми, посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым поставлено кирпичей, первым 30 тысяч, вторым 20 тысяч и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу. В следующем 1728 г. плачено за возку кирпичей с заводов на место постройки Павлу Кучумову за 50 тысяч и Федору Максимову за 40 тыс. по 24 коп. с тысячи. Декабря 3 числа 1730 г. посадский человек Петр Пахаев взял на себя подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 тыс кирпичу доброго на сроки к 20 числу июля будущего 1731 г. 30 тыс., а остальные 25 тыс. к 15 числу августа. Цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей подрядчик обязывался сделать их вдвое. 12 числа же месяца принял на себя подряд поставить такое же количество кирпича и на тех же условиях иркутский служилый Василий Гилишев. 23 декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тыс. кирпичей иркутский служилый человек каменщик Афанасий Курносов. 17 числа января 1731 г. посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тыс. кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 руб. 50 коп, за тысячу. 20 числа января посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 тыс. кирпичу. Апреля 7 числа 1731 г. вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 коп., как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число октября 1731 года [3] .

В 1729 была завершена колокольня, а 22 июля был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818.

В 1755 было начато строительство каменной ограды вокруг храма, в 1760-е к трёхпристольному собору были пристроены еще три придела: во имя Казанской Божией Матери с южной стороны, и с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

XIX век

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 произошло землетрясение. В результате слетел крест собора и был повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 были выкопаны рвы для второй соборной колокольни. Сам колокол вылили в 1797 году, он весил более 12 тонн. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. С 1797 года он висел на столбах. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

Первая реставрация

Значительно пострадал Богоявленский собор 30-31 декабря 1861. Тогда произошло сильнейшее землетрясение, в результате которого были повреждены практически все своды, на них появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы, сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать.

Вскоре рядом с собором первоначально из дерева, а потом из камня был построен Архиерейский дом. В нем располагались жилые покои и административные помещения иркутского архиерея, сюда же была переведена Духовная консистория, ведающая всеми делами Иркутской епархии. Позднее было построено здание для духовного училища, в котором обучали священнослужителей. Здесь появилась богатая библиотека периодической православной литературы. Таким образом, на протяжении XVIII-XIX веков кафедральный собор Богоявления был средоточием духовной жизни Иркутского края. В конце XIX века недалеко от него был построен новый храм во имя Казанской Божией Матери. Освящен он был в 1894 году. Ему были переданы функции кафедрального собора.

30—31 декабря 1861 года в Иркутске случаются сильные землетрясения. Собор вновь получает серьёзные увечья: повреждены своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны. Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означает потерю Богоявленским собором статуса Кафедрального собора [4] .

Читайте также:
Петро-Павловский кафедральный собор в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Вторая реставрация

В советский период Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Теперь только глубокий знаток архитектуры смог бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие [1] . В 1968 печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет [1] . После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею. В 1960 Богоявленский Собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений [5] . Тогда же храм получил статус республиканского значения.

Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985, после чего он был передан Иркутскому областному художественному музею. В помещении несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки. Передача в 1994 году собора Иркутской епархии стала абсолютно логичным шагом. Собор был освящён епископом Вадимом в 1995 году, на праздник Пасхи. А в 2003 собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Расписаны и своды трапезной — без малого 300 квадратных метров, главный придел храма. В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

Современный период

В 1994 Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла.

В 2002 была завершена роспись алтаря [6] .

Нынешний облик Богоявленского собора сильно отличается от его прежнего исторического облика.

Кафедральный собор Богоявления в Иркутске: история, архитектура, расписание служб

Расположенный в историческом центре города Собор Богоявления в Иркутске уже много лет привлекает туристов и паломников со всей России. Из-за необычной архитектуры он стал одним из любимых объектов местных художников и фотографов. С даты основания, в конце XVII века, храм пережил пожар и несколько реконструкций, но был и остается одним из красивейших архитектурных сооружений страны.

  1. История собора
  2. Деревянная церковь
  3. Возведение и основание нового собора
  4. Историческая судьба
  5. Капитальная реконструкция
  6. Современное положение
  7. Архитектура и убранство сооружения
  8. Внешний вид
  9. Внутреннее оформление
  10. Как проходят богослужения
  11. Как добраться до церкви
  12. Видео о храме

История собора

Богоявленский собор в Иркутске — второе старейшее каменное сооружение в городе. За более чем 3 века своей истории он прошел путь от деревянного храма до величественного кафедрального собора.

Деревянная церковь

Первоначальную конструкцию возвели полностью из дерева в 1693 году жители расположенного неподалеку острога. Для постройки церкви подобрали живописный уголок на нижней набережной Ангары, с восточной стороны Иркутского кремля. В честь одной из кремлевских башен ее окрестили Петропавловской церковью.

Возведение и основание нового собора

Первоначальное сооружение простояло всего несколько лет. 3 августа 1716 года все постройки полностью уничтожил огонь. Спустя 2 года было принято решение снова возвести храм, но на этот раз уже из кирпича. Сложность состояла в том, что в это время строилась вторая российская столица, и указом Петра I было запрещено возведение любых построек из камня. В конце 1718 года строгость указа ослабили, и благодаря щедрым пожертвованиям горожан начались строительные работы.

В 1724 году, по прошествии шести лет с начала работ, открылось первое сооружение — Петропавловский придел. Звонницу достроили в начале 1729 году. Летом того же года открыли и освятили придел Иоанна Воина. Строительство кирпичной ограды началось в 1755 году.

С 1960 года в течение 10-и лет постепенно открылись еще 3 придела:

  • Казанской Божией Матери (южная сторона);
  • Иоанна Предтечи (северная сторона);
  • всех святых (северная сторона).

Вследствие апрельского землетрясения 1804 года был серьезно поврежден 5-ый купол, упал крест. Купол пришлось убрать.

В 1797 году, под надзором молодого умельца Алексея Унжакова, отлили первый и самый большой на тот момент в городе колокол весом 12 тонн. До 1815 года он провисел на столбах. Первые рвы для новой колокольни были выкопаны в сентябре 1812 года, а закончили строительство и повесили колокол под купол 30 марта 1915 г.

Первая реставрация проводилась с 1862 года, после серии землетрясений 30 и 31 декабря 1861 года.

Повреждения были серьезными:

  • почти на всех сводах возникли трещины;
  • полопались арки, расположенные над дверями и окнами;
  • из окон фонарика в холодном храме выпало несколько рам;
  • в Петропавловском иконостасе сместились 2 опорные колонны.

Ближе к концу XIX века вблизи храма построили административные помещения, названные Архиерейским подворьем. Они были отданы под покои архиерея и другие нужды административного назначения. Через некоторое время туда была перенесена библиотека и духовная консистория — епархиальное управление Русской Православной церкви. Позже возвели здание духовного училища и склепы некоторых иркутских архиереев.

Историческая судьба

В 20-е годы XVIII века Иркутская епархия стала полностью независимой от Тобольской, Богоявленский собор возвели в положение кафедрального собора Иркутской Епархии. Но по окончании строительства Казанского храма в 1894 году, он был лишен этого статуса. Высшие церковные чины переехали в Казанский собор.

Читайте также:
Новоафонский монастырь в Абхазии: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Торжественное освящение собора Богоявления, возведенного заново после пожара, состоялось 25 сентября 1746 года.

В 1771 году скончался епископ Софроний Иркутский. Богоявленский собор стал местом его погребения.

В советское время храм был закрыт, но не был снесен. После революции 1917 года в нем разместили кондитерский цех хлебопекарного завода. В связи с нуждами предприятия, внутренние переделки помещений проводились неоднократно и сильно навредили архитектуре.

В 1960 году было принято решение о сносе храма, но благодаря московскому архитектору Галине Оранской, в 1968 году было получено разрешение на масштабную реставрацию, продлившуюся 18 лет. Храм официально стал памятником архитектуры республиканского значения.

После завершения реставрации в 1985 году собор передали в ведение Иркутскому областному художественному музею. Спустя еще 9 лет, церковь вернули Иркутской епархии. А на Светлую Пасху в 1995 году епископ Вадим освятил церковь, и она снова открыла двери для прихожан.

Капитальная реконструкция

Когда в 1968 году было получено разрешение на реставрацию, за дело взялись всем миром. Работники разных профессий приложили немало усилий для воссоздания первоначальной архитектуры. Реконструкцию проводили лучшие мастера своего дела.

Наиболее значимый вклад внесли:

  1. Галина Григорьевна Оранская — московский архитектор, работник всесоюзного производственного комбината министерства культуры СССР, полностью подготовила проект реконструкции. Все работы проходили под ее руководством.
  2. Штанько А.Н. — в прошлом педагог керамического отделения училища искусств. Смог восстановить уникальную и почти забытую технологию по созданию изразцов, а также полностью занимался их изготовлением.
  3. Кикас О.П. — профессиональный каменщик, сделавший своими руками не одну тысячу специальных кирпичей, из которых были выложены новые стены.

За 18 лет удалось сделать почти невозможное, чтобы облик храма приобрел былой величественный вид и смог радовать прихожан, как и 300 лет назад.

Современное положение

Старые проблемы и недоделки в настоящие время впервые проявились в 2015 году. Во время службы сдвинулась каменная плитка, и священнослужитель провалился одной ногой под пол. К счастью, жертв не было. Подпорки храма не ремонтировались с момента основания. Деревянные перекрытия в подвале пришли в полную негодность. В целях безопасности пришлось закрыть двери для прихожан.

Самые проблемные зоны были наспех отремонтированы, и собор снова возобновил работу, но зданию по-прежнему необходим капитальный ремонт подвальных перекрытий.

Архитектура и убранство сооружения

В 2002 году завершилась роспись алтаря, а в 2003 году — фасад здания. Мастерами-иконописцами приведено в подобающий вид более 300 квадратных метров внутреннего убранства.

Во время 18-летней реставрации многое удалось воссоздать, но полностью прежний облик храму возвращен не был.

Внешний вид

За свою трехсотлетнюю историю храм многократно достраивался и перестраивался. Комиссии, принимавшие решение по воссозданию облика, не были согласны со всеми доводами Галины Григорьевны, поэтому в современном облике храма есть несколько существенных отличий.

Вот самые заметные из них:

  1. Не было восстановлено пятиглавие купола основного объема — сейчас там только одна глава, а еще от четырех остались только подпорки.
  2. В годы реставрации было принято довольно странное решение: разобрать придел Всех Святых, находившийся с северной стороны основной конструкции.
  3. Комиссия отказала в восстановлении подвалов, служивших в прежние времена не только для церковных кладовых, но и для циркуляции воздуха под полом и просушки стен.

Современный облик дома Господня представляет собой смесь разных стилей и эпох, увенчанную элементами искусства традиционных сибирских народов. Множество ярких композиций, выполненных в древнерусских традициях, украшают фасад здания. Многоярусное сооружение завершает шатровая колокольня. При взгляде на церковь с набережной, можно принять ее за древнерусский терем.

Пространство во дворе храма изобилует цветущими растениями. Расположенные на территории дворика фонтаны и скамейки привлекают туристов в летнее время. Зимой ежегодно возводятся ледяные скульптуры.

Внутреннее оформление

Благодаря тому, что в советский период иконы из некоторых снесенных церквей свозили в Богоявленский собор, многие старинные шедевры удалось сохранить. Сейчас они поражают своим великолепием посетителей.

Многолетняя работа над созданием фресок не прошла зря — более 300 квадратных метров расписано мастерами вручную. Каждый, впервые вошедший в святилище, искренне поражается красотой и роскошью внутреннего убранства.

Как проходят богослужения

Молебен — это совместная молитва верующих о здоровье живых, укреплении веры, чистоте помыслов. Можно заказать записку «О здравии».

На исповеди можно признать грехи, покаяться, получить отпущение.

Для Таинства Причастия приходить надо натощак.

Вечерней и утреней называют совершение совместной молитвы.

Как добраться до церкви

Церковь расположена на нижней набережной Иркутска по адресу: Сухэ-Батора, 1а.

Доехать можно автобусами: 8, 14, 14б, 28, 28р, 30, 33, 37, 42, 43, 65, 66 — или маршрутным такси № 60.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: