Валаамский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни и праздники

Валаамский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Валаамский монастырь, который называют «Северным Афоном», расположен на Ладожском озере, а точнее – на карельском одноименном архипелаге. Это одна из старейших российских обителей, у которой есть даже своя эмблема. У монастыря есть несколько скитов, а также четыре подворья: Санкт-Петербургское, Московское, в Сортавале и Приозерске. Этот монастырь некоторое время принадлежал Финляндии, его монахи основали также Новый Валаам.

Где находится Валаамский монастырь

Как доехать до Валаамского монастыря

Тех, кто планирует посетить Валаамский монастырь, в первую очередь волнует вопрос, как добраться до обители.

  • Сделать это удобнее всего из Санкт-Петербурга. Сначала необходимо доехать до Финляндского вокзала, откуда электричкой добраться до Приозерска (сюда ходит две электрички: одна проходящая, вторая – с конечной станцией в Приозерске).
  • Также попасть в городок можно и автобусом №859, который отправляется с Северного автовокзала ежедневно.
  • В самом Приозерске железнодорожный и автобусный вокзалы совмещены, поэтому далее путь одинаков: на такси или пешком добраться до монастырского причала, а там – сесть на теплоход или метеор.

Посещение обители и режим ее работы

Обитель открыта ежедневно, с пяти утра до позднего вечера, однако основной наплыв паломников здесь в летние месяцы, в период активного судоходства по Ладоге. Побывать здесь стремится большое количество людей – как верующих, так и тех, кто просто интересуется архитектурой и историей монастыря. Для соблюдения порядка проще всего заранее связаться с паломнической службой и заказать экскурсию.
В монастыре следует соблюдать определенные правила поведения:

  • мобильные телефоны лучше отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим;
  • помнить о форме одежды: женщины должны быть в юбках или платьях, с покрытой головой и руками, не оголять ноги, без косметики и сильных парфюмов; мужчины – не в спортивной одежде, с покрытыми руками и ногами, без головных уборов;
  • на территории монастыря недопустимы музыка, громкие разговоры или смех;
  • нельзя фотографировать в храмах, особенно во время службы, снимать братию без разрешения;
  • нельзя заходить в хозяйственные помещения, братские трапезные – для паломников есть отдельные трапезные и мини-кафе;
  • поскольку остров, на котором находится обитель, является заповедной территорией, здесь запрещено рвать цветы или ягоды, разводить костры. Также не стоит купаться или загорать.

Расписание богослужений обители

День недели Служба Время начала
Понедельник-пятница Полунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Вечерня
Повечерие, каноны
5.00
5.45
7.30
13.25
17.00
18.00
Суббота Полунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Исповедь (общая)
Всенощное бдение
5.00
5.45
7.30
13.25
18.45
19.00
Воскресенье Часы, Литургия
Вечерня
Повечерие, Акафист
9.00
17.00
17.50

Где остановиться неподалеку

Посетители обители могут остановиться во Флотском домике или гостинице «Игуменская», которые расположены на самом острове. В связи с пожаром, который произошел в 2015 году в Зимней гостинице, размещение паломников вызывает определенные сложности, поэтому забронировать номера можно заранее.
Возможно размещение и на теплоходе «Адмирал Кузнецов», который является плавучей гостиницей эконом-класса и может вместить более 200 гостей.

История Валаамского монастыря

  1. Считается, что на острове Валаам Андрей Первозванный установил каменный крест, проповедуя евангелие на Севере. Саму обитель основали спустя девять сотен лет и сделали это иноки Герман и Сергий, которые позже были канонизированы. Предположительно они были греками.
  2. Что касается времени основания монастыря, к единому мнению историки не пришли – обитель могла появиться как в период крещения Руси, так и позже.
  3. До XIV века точных данных об укладе жизни местных монахов нет, а вот уже с XVI века Валаам стал центром книгопечатания этого региона. Нападение шведов на остров привело к тому, что он стал практически пустынным, здесь жили только иноки. Восстанавливали монастырь по петровскому указу, достроив храмы, кельи, хозяйственные корпуса.
  4. До начала XIX века обитель разрасталась и отстраивалась; здесь возвели колокольню, отлили колокола. Количество монахов постепенно увеличивалось, монастырь процветал.
    Октябрьская революция не стала для обители фатальной, поскольку территория, на которой размещался монастырь, отошла к Финляндии. Острова капитально укрепили в военных целях, но обитель закрывать не стали, однако вынудили перейти на григорианский календарь. С тех пор между братией пошел раскол, и часть монахов переехала в другие страны.
  5. Зимой 1940 года последние монахи уехали отсюда, вывозя с собой иконы и другие ценности. Они основали Новый Валаам, который действует и сегодня, являясь финским православным монастырем.
    Что же касается Старого Валаама, здесь организовали боцманскую школу, а позже размещали лесничество, фабричные помещения, дом инвалидов. В конце семидесятых обитель стала музеем-заповедником.
  6. Верующим обитель вернули в конце восьмидесятых, и сегодня Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь продолжает свою деятельность. Датой его возобновления считается 13 декабря.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

  • «Сердцем» центральной усадьбы этой обители является Спасо-Преображенский собор, который виден практически с каждой точки острова.
  • Церковь Валаамской иконы Богоматери – небольшой лаконичный храм, который отличается строгой архитектурой.
  • Надвратный храм Петра и Павла выполнен в традиционной для русских храмов манере.

Особое внимание стоит уделить и скитам Валаамского монастыря, в которых жили монахи, желающие уединения. Всего здесь насчитывается более десятка скитов, как на острове Валаам, так и на других островах, включая отдаленные. Первым был основан Большой скит во имя Всех Святых, где был построен двухэтажный скитский храм. На месте, где, как считается, Андрей Первозванный воздвигнул крест, расположен Воскресенский скит с храмом, сочетающим черты классицизма и барокко.

Святыни Валаамской обители

Многие иконы Валаамского монастыря, а также другие святыни были вывезены монахами в 1940 году, а переговоры о возвращении Валаамской иконы Божьей матери продолжаются и сегодня. Однако после возрождения обители здесь хранятся такие святыни:

  • мощи преподобных Германа и Сергия, основателей монастыря;
  • мощи одного из старцев обители, Антипы Валаамского;
  • список Валаамской иконы богоматери (чтимый).

Валаамский монастырь. Где находится, как доехать, фото, экскурсии из Москвы, Санкт-Петербурга

Валаамский монастырь находится на острове в Карелии, где посещение туристов возможно только в теплые месяцы. Туристический сезон на острове Валаам длится с мая по сентябрь.

В остальные месяцы закрыта судоходная переправа, соединяющая остров со внешним миром. Поездку на Валаам следует планировать заранее. В сезон остров посещают до 200 000 человек, поэтому возникают сложности с местами в гостиницах и билетами на экскурсии.

Монастырь на острове Валаам: расположение, описание, история

Валаамский архипелаг находится на севере Ладожского озера в Карелии. Крупнейший остров носит название Валаам, второй по размерам – Скитский. Архипелаг состоит из 50 островов разного размера, многие из которых не обжиты. Некоторые из них соединены мостками, на другие можно добраться только по воде. Ближайший к монастырю город – Приозерск (Ленинградская область).

По легенде, первый крест на острове заложил сам апостол Андрей. В десятом веке монастырскую общину на острове будто бы основали два византийских инока, которых звали Герман и Сергий. Но первые исторически достоверные сведения относятся к пятнадцатому столетию. Датой основания монашеской общины называется 1407 год.

В 1754 году монастырь был почти полностью уничтожен возникшим на острове пожаром. Сгорела большая часть построек, после пожара на острове пожелали остаться только 12 монахов. Постепенно все здания были восстановлены, и к началу революции число монахов достигло тысячи человека.

После Первой мировой войны архипелаг Валаам стал принадлежать Финляндии. На монашескую общину оказывалось сильное давление. Например, предписывалось вести службы на финском языке, считать даты праздников по григорианскому календарю и т. д.

В годы советско-финской войны многие святыни и материальные ценности были вывезены с острова как собственность финского правительства. В 1940 году монастырь был полностью оставлен братьями, о чем прозвенели 12 грустных ударов в колокол.

До 1944 года архипелаг принадлежал финнам, там находилась морская школа. Затем он перешел в распоряжение Советского Союза. На Валааме построили хозяйство целлюлозного завода, организовали метеорологическую станцию и лесничество в заповедной зоне. В 1950 году был организован Дом инвалидов войны и труда для реабилитации пострадавших.

С 1979 года началась длительная реставрация исторических памятников и православных святынь. В 1989 году архипелаг был вновь передан церкви, и на него прибыли 6 монахов. Сейчас большая часть строений восстановлена и заново освящена, население острова составляет около 200 монахов.

Правила посещения Валаама

Валаамский монастырь, где находится множество святынь, интересен туристам и паломникам. Чтобы получить удовлетворение от поездки в святое место, следует заранее выбрать цель путешествия и желаемую роль.

Количество трудников и волонтеров, которые могут быть поселены в гостиницы, строго ограничивается. В монастыре есть места для 40 трудников, число волонтеров меняется в зависимости от потребности в помощниках. Валаам – мужской монастырь, но в трудники и волонтеры принимаются женщины, хотя они не могут быть посвящены здесь в монашество

Все гости острова Валаам, вне зависимости от своей роли, должны соблюдать правила вежливости:

  • Женщины могут ходить по святому острову только в платках и юбках.
  • Мужчины должны входить в храмы без головных уборов.
  • Для всех считается неприличной очень открытая одежда, даже если очень жарко.
  • Неприлично посещать экскурсии и паломничества в спортивной одежде.
  • Мобильные телефоны во время посещения храмов и святых мест нужно отключать.
  • К незнакомым монахам следует обращаться «Отец» или «Отче».
  • Невежливо отвлекать монахов, трудников, волонтеров от их работы.
  • Можно задавать монахам вопросы о смысле монашества и православной веры.
  • Очень неприлично спрашивать монахов об их настоящих именах, мирской жизни до принятия обетов.

Курение табака на острове не приветствуется, но и не запрещается для всех, кроме трудников. Для курения следует выбирать скрытые от посторонних глаз места, где ходит мало людей, чтобы не мешать никому сигаретным дымом. Распитие алкогольных напитков категорически запрещено, если это не кагор или вино для причастия.

Валаамский монастырь находится на территории заповедника, где запрещены рыбалка и охота, палаточные лагери и разведение костров. Нельзя выкидывать на островах мусор, это неуважение не только к святому месту, но и к природе Карелии.

Экскурсии в Валаамский монастырь из Москвы, Санкт-Петербурга: длительность поездки, цена детских, взрослых билетов

Стоимость экскурсий с отправлением из Санкт-Петербурга приведена в следующей таблице. В указанную цену входит транспорт в обе стороны, трехразовое питание, проживание и экскурсии от православных гидов. Билеты из Москвы оплачиваются дополнительно, туристы и паломники самостоятельно добираются до северной столицы.

Название Длительность Программа экскурсий и богослужений Стоимость (руб.)
Экспромт 1 день без ночевки Центральная усадьба, концерт духовных песнопений (оплачивается отдельно), экскурсия в Никольский скит. 6 400
Остров Валаам 2 дня, 1 ночь Центральная усадьба, Никольский скит, Игуменское кладбище, Коневские озера, «Новый Иерусалим», 8 400
Паломнический тур 3 дня, 2 ночи Центральная усадьба, Никоновская бухта, Коневские озера, «Новый Иерусалим», Никольский скит, Игуменское кладбище, Скит Всех Святых и Смоленский скит. 13 100

Несовершеннолетние могут посещать остров только в сопровождении одного или обеих родителей.

Детям до 12 лет предоставляется скидка на экскурсионные туры в размере 50%. Дети до 17 лет имеют право на скидку 50%, только если на экскурсии присутствуют оба родителя. Студенты и пенсионеры получают скидку в размере 15% от стоимости билета.

Постройки на территории монастыря

Валаамский монастырь, где находится множество построек, можно исследовать целый день.

Туристам следует обратить внимание на:

  • Спасо-Преображенский собор.
  • Центральную усадьбу.
  • Знаменскую часовню.
  • Памятник Андрею Первозванному.
  • Свято-Владимирский скит.
  • Воскресенский скит.
  • Скит Всех Святых.
  • Успенскую церковь.
  • Игуменское кладбище.
  • Конюшенный дом.
  • Водопроводный дом.
  • Краеведческий музей.
  • Музей имени Алексия Второго.

Для того чтобы, не торопясь, осмотреть все святыни, стоит планировать путешествие на 3 дня и более.

Спасо-Преображенский собор

Главный храм находится на вершине горы Фавор.

Храм посвящен легендарным основателям монастыря, Сергию и Герману, которые пришли и Византии, поэтому он построен в греческом стиле.

Освящение первого храма произошло в 1892 году, но он был разрушен большевиками. Восстановленный по сохранившимся фотографиям храм был освящен в 1996 году. Новый храм вмещает до 3000 человек.

Белый и Красный Скит с постройками

Белый Скит, самый большой и самый древний в монастыре, иначе называется Скит Всех Святых. Он был построен в конце восемнадцатого века. Скит состоял из просторного каменного храма и шести примыкающих к нему корпусов с кельями для монахов. Постройка похожа на небольшую крепость. По традиции, внутрь Белого Скита не допускаются женщины.

Воскресенским или Новоиерусалимский скит в народе называется красным, потому что он был построен из ярко-красного кирпича. Скит был возведен и освящен в начале прошлого века. Здесь есть точная копия Иерусалимской кувуклии и подлинная частица Гроба Господня. В скиту находится отделение Паломнической службы и столовая для паломников.

Успенская церковь

Одна из старейших сохранившихся до наших дней построек. В 1730 году была возведена первая деревянная церковь, но в 1785 году на этом же месте возвели новую церковь из более прочного материала — кирпича. Эта постройка сохранилось до наших дней, но во времена Советского Союза здание церкви служило магазином. В конце двадцатого века церковь была отреставрирована и вновь освящена, в ней проводятся богослужения.

Конюшенный дом

До революции на острове Валаам были кареты и конюшни. Лошади использовались не только как транспорт, но и для сельского хозяйства. Монахи питались в основном тем, что вырастили сами.

В наши дни для путешествий используется речной транспорт и автомобили, а сельское хозяйство частично механизировано, но лошади на Валааме по-прежнему есть. Также в Конюшенном доме расположена выставка, посвященная хозяйству и быту монастыря до революции.

Водопроводный дом

Был построен в конце девятнадцатого века.

Для того чтобы на острове появился водопровод, строителям пришлось продолбить в граните тоннель длиной 142 м.

Внутри была установлена железная труба, внутри которой питьевая вода под воздействием мощного насоса поднималась в башню на высоту 40 м. Бесперебойная работа водопровода обеспечивалась действием паровой машины. До появления водопровода монахи носили в гору тяжелые ведра, запуск механизма облегчил их жизнь.

Интересные факты о Валааме и монастыре

  • Название архипелага происходит от финно-угорского слова «valamo», которое переводится как «высокая гора». На главном острове архипелага действительно есть гора, чтобы подняться к святыням, нужно приложить усилия.
  • Известно, что в дохристианские времена на островах проводили свои обряды язычники. Но версия о том, что название архипелага происходит от имени славянского бога Велеса, научно не доказана.
  • До Октябрьской революции на острове Валаам росли арбузы и дыни, при том что средняя температура в самом жарком месяце, июле, составляет всего 17 градусов Цельсия.
  • С 1995 года стало возможным несение воинской службы на Валааме. На острове есть небольшое военное подразделение, куда направляются смиренные православные юноши, которым сложно проходить военную службу на общих основаниях.
  • Монастырь не отстает от технологического прогресса: у Валаамской обители есть официальный сайт и страницы в социальных сетях (Вконтакте, Фейсбук, Живой Журнал, Твиттер). У монастыря есть даже свой логотип.

Святыни монастыря: мощи и иконы

Валаамский монастырь, где находится множество православных святынь, служит местом для паломничества.

Посетив остров, следует поклониться чудотворным иконам и мощам, которые здесь хранятся:

  • Образ «Господь Вседержатель с предстоящими».
  • Мощи преподобных иноков Германа и Сергия.
  • Частица мощей святителя Николая.
  • Частица Гроба Иисуса.
  • Чтимый список Валаамской иконы Богоматери.

Как добраться до монастыря?

Доехать до Приозерска из Санкт-Петербурга можно автобусом или электричкой. Автобусы отправляются с северного автовокзала (метро «Девяткино»). Сесть на электричку можно на Финляндском вокзале (метро «Площадь Ленина»). Не у всех электричек Приозерск является конечной станицей, некоторые идут дальше, важно не пропустить свою остановку.

И автобусы, и электрички прибывают в Приозерске в одно и то же место, поскольку автовокзал в этом городе совмещен с железнодорожным.

Есть несколько способов добраться от вокзала до причала:

  • Стоянка такси находится рядом с вокзалом, можно договориться с водителем на месте. Время поездки 10-15 мин. Стоимость от 200 руб.
  • Автобус №1, а также №1А до остановки «ДОЗ мебельная фабрика», пройти под надземным трубопроводом. Перейти через залив по понтонному мосту. Повернуть налево и идти прямо до пристани. Стоимость билета 30 руб. Время поездки – 20 мин без учета ожидания автобуса.
  • Ходьба в среднем темпе занимает 40 мин. Нужно найти улицу Ленина и пройти ее до противоположного конца. Затем повернуть направо и идти прямо до площади. Далее пройти под трубопроводом и идти точно так же, как с автобуса.

Через Ладожское озеро можно переправиться на пароме, катере, туристическом теплоходе. О свободных местах и цене билетов следует договариваться с капитанами.

Где остановиться?

Валаамский монастырь, где находится всего две гостиницы, не может разместить всех желающих. В 2016 году сгорело здание Зимней гостиницы, поэтому свободных мест для туристов и паломников стало значительно меньше. В туристический сезон на острове часто возникает нехватка номеров, общая вместительность гостиниц составляет всего 200 человек.

Название Телефон
Игуменская +7-921-800-82-72
Адмирал Кузнецов +7-921-728-76-81

При самостоятельном планировании путешествия можно выбрать гостиницу в соседних городах: Приозерске и Сортавале. Останавливаться на берегу Ладожского озера в палатке не стоит. Монахи не будут против, но могут возникнуть проблемы с лесниками, поскольку территория считается заповедной зоной.

Организация питания

Всем купившим билеты на экскурсионный тур предоставляется трехразовое питание в гостинице, которое входит в стоимость путешествия. Меню согласовывается отдельно с туроператором. Питание паломников, трудников и волонтеров происходит в монастырских столовых по православному меню, которое учитывает постные и скоромные дни.

Завтрак, обед и ужин происходят строго по графику. Брать в путешествие посуду не нужно, все предоставляется на месте. Не запрещается брать в путешествие свою еду, но считается неприличным перекусывать на ходу во время экскурсий и святых мест. Будет вежливо убрать за собой грязную посуду после приема пищи.

На острове нет наемного персонала, который работает за деньги. Всю работу выполняют трудники, послушники и волонтеры.

Перед приемом пищи молиться не обязательно тем туристам, которые не исповедуют православие. Но если за столом кем-то читается молитва, стоит встать и подождать, пока она закончится. Невежливо садиться и начинать есть, когда рядом молится кто-то другой. Во время монастырской трапезы действуют и все обычные правила поведения за столом: нельзя говорить с набитым ртом, громко стучать столовыми приборами и т.д.

Советы туристам

В поездку на остров Валаам следует взять с собой:

  1. Паспорт и медицинский полис.
  2. Мобильный телефон и power bank.
  3. Средства личной гигиены.
  4. Индивидуальные лекарства.
  5. 2-3 юбки и платка (для женщин).
  6. Комплект сменной одежды (для всех).
  7. Удобную обувь по погоде, каблуки нежелательны.
  8. Деньги на обратную дорогу, даже если она уже оплачена, на случай отставания от группы.

Особенное внимание нужно уделить сбору личной или семейной аптечки. На острове нет поликлиник, медпунктов и врачей. Количество лекарств, которые есть у монахов, крайне ограничено. Лекарства для монахов покупаются на пожертвования, с поставками возможны перебои. В случае опасений за свое здоровье, от поездки лучше отказаться или перенести ее на другие даты.

В теории до монастыря можно доехать и зимой, на машине по льду Ладожского озера. Но монахи это не одобряют («не благословляют», как говорят православные люди). Зима для монахов – это время отдыха от туристов, время для молитв и духовного развития. Кроме того, езда на машине по льду является потенциально опасной.

В монастыре не проводят венчаний, крещения детей, отчиток бесноватых и других таинств. Все эти обряды выполняют приходские священники, а не монахи. Во время посещения монастыря можно подавать записки за здравие и упокой людей, приобрести религиозные сувениры.

Валаамский монастырь находится в красивом живописном месте, где каждый может ощутить гармонию в душе, отдохнуть от ежедневной суеты. Посетить это место стоит даже людям, далеким от религии. Поездка на Валаам поможет не только изучить историю и культуру нашей страны, но и глубже познать самого себя.

Автор: Абрамова Анна

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео об острове Валаам

Документальный фильм о Валаамском архипелаге:

Иоанн Шаховской: житие архиепископа, труды и книги, стихи

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской ; 23 августа 1902 , Москва — 30 мая 1989 , Санта-Барбара , Калифорния , США ) — епископ Православной церкви в Америке , архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Проповедник, писатель, поэт. Родился в аристократической семье. Род Шаховских восходил к Рюрику через святого равноапостольного великого князя Владимира по линии святого князя Федора Смоленского-Ярославского. Отец, землевладелец, несмотря на это пахавший вместе с крестьянами землю в своём имении в Тульской губернии . Мать — правнучка архитектора Карло Росси . Сестра — Зинаида ( 1906 — 2001 ) — писательница, мемуаристка, известный журналист.

Анатолий Краснов-Левитин так описывает судьбу юного князя Шаховского в период революции и гражданской войны:

1917 год перевернул все вверх дном. Князь едет к себе в деревню, в Тульскую губернию. И здесь все вверх дном. Бунт, мятежи. Княгиню с сыном увозят в тюрьму, заложницей остается одиннадцатилетняя сестра княжна Зина. А у княгини с сыном с этого времени начинается бурный период в их биографии. Их сажали и освобождали, и опять сажали. Мальчику Димитрию в это время пришлось испытать столько, сколько ни одному из его предков после времени татарского ига. И отрок-князь проявляет в это время незаурядные способности: достаточно сказать, что в 17 лет ему пришлось побывать в логове зверя, у Дзержинского и у Менжинского, хлопотать за родную мать, которая в это время была в Бутырках и, конечно, каждую минуту ожидала расстрела. И совершилось чудо: княгиню освободили.

(Впрочем, 17 лет Дмитрию Шаховскому исполнилось, когда он уже находился на Юге России, так что во время указанных событий он был ещё младше).

С 1918 был добровольцем в белой армии генерала А. И. Деникина, в боях под Царицыным получил контузию. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, был зачислен наЧерноморский флот.

В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в Париже, окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (Бельгия; 1926). В 1926 редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный», сотрудничал с русскими изданиями, публиковал стихи.

[править] Монах и священник

В 1926 был пострижен в монашество в Пантелеимоновом монастыре на Афоне.

С 8 декабря 1926 — иеродиакон (рукоположён митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже). С 1927 жил в Сербии, находился в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), был рукоположён во иеромонаха 6 марта 1927 епископом Вениамином (Федченковым) в сербском городе Белая Церковь. В апреле-сентябре 1927 — помощник настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, в сентябре 1927—1930 — настоятель этого храма и законоучитель корпуса. Был строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви, преподавателем в Пастырской школе, в 1928—1930, одновременно, директор Православно-миссионерского издательства в этом городе.

В 1930 году вновь переехал в Париж, где перешёл в юрисдикцию Константинопольской Церкви — Западноевропейский экзархат русских приходов, возглавляемый митрополитомЕвлогием (Георгиевским). В 1931—1932 был разъездным священником во Франции, в 1931—1932 — первым настоятелем церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

[править] Служение в Германии

1 апреля 1932 был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине. Митрополит Евлогий вспоминал об этом времени, что

приход возглавил о. Иоанн Шаховской, человек даровитый, высокого аскетического склада, подвижнического духа, пламенный миссионерский проповедник. Он привлёк сердца; приход ожил и процвёл.

Сам архиепископ Иоанн вспоминал об этом периоде своей жизни:

Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но … стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население.

С 18 мая 1935 — игумен. С 26 мая 1936 — благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, с 2 мая 1937 — архимандрит. Издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноимённое православное издательство. В 1937 был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии генерала Франсиско Франко во время гражданской войны в Испании. Деятельность «евлогианских» приходов в Германии вызывала негативное отношение со стороны нацистских властей, считавших их недостаточно лояльными и предпочитавших контактировать с РПЦЗ. Однако он отказался вновь менять юрисдикцию, хотя и был вынужден в 1942 войти в состав епархиального совета Германской епархии РПЦЗ как представитель приходов, оставшихся в ведении владыки Евлогия.

Одним из самых противоречивых решений Иоанна (Шаховского) стало его первоначальное отношение к нападению нацистской Германии на Советский Союз. Не будучи сторонником нацистов, он, как и часть эмиграции, был подвержен иллюзиям, видя в начавшейся войне шанс на свержение большевистского режима. Выступая в выходившей в Германии газете «Новое Слово» 29 июня 1941 он писал:

Промысл избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая на землю силы исполнить свое предназначение. Право на операцию свержения 3-го Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под его хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Операция началась. Неизбежны страдания, ею вызываемые. Но невозможно было провидению долее ожидать свержения 3-го Интернационала рукою сосланных и связанных на всех местах русских людей… Понадобилась профессиональная, военная, испытанная в самых ответственных боях железно точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля, она их собьёт, если русские люди не собьют их сами. [1]

Позднее архимандрит Иоанн не делал подобных заявлений. Напротив, 24 июля 1944 года в Берлине он тайно отслужил службы о здравии тех, кто в опасности, и об упокоении душ уже убитых католиков, протестантов, [1] православных, принимавших участие в заговоре 20 июля с целью убийства Гитлера, [2] что с точки зрения Православной церкви являлось неканоничным (за инославных положена только частная, а не церковная молитва).

[править] Архиерей в США

В феврале 1945 года переехал в Париж, а в начале 1946 — в США. Покинул клир Западноевропейского экзархата и принят в юрисдикцию схизматической Северо-Американской митрополии (в 1970 признана Московским Патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке). В 1946—1947 — настоятель храма в Лос-Анджелесе. С 11 мая 1947 — епископ Бруклинский, викарий митрополита Феофила (Пашковского), ректор Свято-Владимирской духовной семинарии, был противником присоединения митрополии к Московской Патриархии.

С 1950 — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский. С 1961 — архиепископ. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Активный участник экуменического движения, член Всемирного совета церквей. В 1975 временно ушёл на покой по болезни, с 1978 постоянно находился на покое.

С 1948 периодически, с 1951 регулярно, а с 1953 еженедельно вёл на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

По словам Анатолия Краснова-Левитина,

архиепископ не только духовное лицо, проповедник. Он писатель, и писатель известный. Его книги читают и эмигранты, попадают они и в Россию. Владыка всегда выбирает очень актуальные темы. Такова его книга о Льве Николаевиче Толстом. Таковы его книги, появившиеся за последнее время, в которых Владыка откликается на все актуальные вопросы нашего времени. При этом надо отметить одну характерную черту Владыки Иоанна: он никогда не опускается до вульгарной полемики, с личными выпадами, с грубостями в адрес идейных противников. Он всегда сохраняет корректный, доброжелательный тон. Владыка, разумеется, всегда пишет как православный епископ. Его православие органично: оно пропитывает все его мысли и чувства. И наряду с этим, широта: он может всегда понять противника, и, чувствуется, его уважает и питает к нему христианские чувства. Таковы же его воспоминания. Никакого пристрастия, никаких опрометчивых суждений.

Скончался на покое в Санта-Барбаре.

[править] Поэтическое творчество

Владыка Иоанн занимался литературным творчеством — прозаическим и поэтическим — под псевдонимом Странник — ещё с тех времён, когда не был рукоположен. Он автор многочисленных стихотворных произведений.

Иоанн Шаховской

Идеал православного монашества, соединенный с молитвой и безмолвием, мало понятен западному миру. Практичная Европа и расчетливая Америка даже святость хотят измерять в категориях общественной пользы. Но 20-й век многое изменил на карте мира и в людских головах. Когда через границу бывшей Российской империи хлынул поток эмигрантов, мир встретился с православием лицом к лицу. Одним из самых популярных иерархов зарубежной церкви стал Иоанн Шаховской.

Биография архиепископа

Князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (в монашестве Иоанн) родился в городе Москве в начале прошлого века, а точнее 26 августа 1902 года. Семья его была дворянской, по линии отца принадлежащая к древнему знатному роду, ведущего свое начало от Рюриковичей.

Мать являлась праправнучкой знаменитого итальянского архитектора Карло Росси, оставшегося жить и творить в России в 19-м веке, который выстроил множество замечательных архитектурных ансамблей как в самом Петербурге, так и его окрестностях. Сестра Зинаида впоследствии стала очень известной журналисткой, писательницей.

Отец Дмитрия был человеком хоть и знатным, но достаточно религиозным, чтобы свою веру воплощать в делах. Он не пропускал церковные богослужения, пользовался огромным авторитетом и уважением среди крестьян. Вместе со всеми пахал землю, одевался в рубаху, подпоясанную ремнем.

Мать Димитрия также была замечательной личностью. От знаменитого прадеда ей достались по наследству живой темперамент, очень веселый и общительный характер, неординарные способности к наукам. Все это она передала своим детям.

Важно! Иоанн Шаховской прожил долгую жизнь, которая прошла в основном за границей, вдалеке от Родины и русских людей. У нас его больше знают как талантливого православного писателя, поэта, проповедника. Его труды переведены также на многие языки, в том числе итальянский, немецкий, английский, сербский, японский.

Детство и период гражданской войны

Ранние годы свой жизни Димитрий провел в деревне. Именно здесь ему привились такие черты характера как простота, любовь к русскому народу, открытость и общедоступность. С детства Дмитрий обладал незаурядными способностями. Учился вначале в петербуржской гимназии Карла Мая, затем поступил в школу Левицкой в Царском селе (1912 г.).

По ее окончании принят в Императорский Александровский лицей (1915-1917 гг.). Именно в этом учебном заведении когда-то учился А. С. Пушкин, Салтыков-Щедрин и другие известные люди. Здесь работали лучшие педагоги страны. Лицей выпускал дипломатов и многие из его учеников становились впоследствии крупными учеными или государственными деятелями. Но революция оборвала и перевернула все верх дном в налаженной жизни юного князя.

В 1917 годы после произошедшего революционного мятежа Димитрий возвращается к себе в деревню, находящуюся в Тульской губернии. Но и здесь кругом был хаос, — бунт, мятежи, убийства. Димитрия вместе с матерью забирают в тюрьму как представителей враждебного новой власти класса. На свободе остается одиннадцатилетняя сестра Зинаида.

Мать с сыном периодически то сажают, то вновь выпускают. Это был нелегкий период в их жизни. Но тут проявилась сила духа и незаурядный ум, личность будущего подвижника. Не смотря на столь юный возраст, а Димитрию еще не исполнилось и 17 лет, он сумел вырваться из тюрьмы целым и невредимым. Благодаря именно его ходатайствам была освобождена и мать, которая уже ожидала неминуемого расстрела.

Конечно, после всего происшедшего оставаться на своей малой родине более они уже не могли. Скитаясь по стране, семья Шаховских попадает на юг к белым войскам А. И. Деникина, на стороне которых какое-то время воюет и Димитрий (1918 г.). Он делал это осознанно, так как считал, что защищать императорскую власть — долг каждого честного дворянина. В боях под Царицыным получил контузию.

В 1919 году поступает в морскую телеграфную школу г. Севастополя. По окончании его зачисляют на Черноморский флот в состав команды крейсера «Алмаз» в качестве радиста. Но уже летом следующего года по причине несовершеннолетия, а Димитрию на тот момент еще не исполнилось 18-ти лет, переводится на службу в Русское общество торговли и пароходства, также радистом. Все события, происшедшие в бурный революционный период лишь усилили в князе тот религиозный дух, который вложили в него с детства родители.

Эмиграция

Наконец-то через Крым семья Шаховских перебралась за границу, в Константинополь. Так начался новый период в их жизни. После Константинополя последовали Франция, где в Париже Димитрий закончил Свободную школу политических наук. Затем, в 1922 году, они перебрались в Бельгию. Здесь он прошел курс в Левенском университете на факультете истории и филологии.

По окончании учебы в 1926 году в Брюсселе работал редактором журнала «Благонамеренный», публиковал собственные стихи, сотрудничал со многими русскими изданиями. Вступает в переписку с Буниным, Цветаевой, Зайцевым и другими литературными деятелями.

Интересно! Блестящие способности, как литературные, так и административные, в сочетании с дворянским титулом дают ему возможность стать одной из ярких и влиятельных фигур среди русских эмигрантов.

Но неожиданно для всех князь Димитрий решает посетить Афон. Это известие шокирует всю его семью, в том числе и сестру Зинаиду, а также многочисленных знакомых, друзей. Вскоре он сообщает о своем намерении принять монашеский постриг, и через год возвращается с Афона иноком Иоанном.

Начало духовного пути

Посвящение Димитрия в монахи произошло на Святой горе в Пантелеимоновом монастыре в день его 24-летия (26.08. 1926 г.). Благословил его на этот шаг епископ Вениамин (Федченков), назвав бывшего князя в честь святого апостола Иоанна Богослова.

Вернувшись во Францию, в ноябре того же года поступает в Свято-Сергиевский православный институт в Париже. И уже в декабре рукополагается митрополитом Евлогием в сан иеродиакона. Происходит это на Александро-Невском кафедральном соборе в Париже (8.12.1926 г.).

Служение в Сербии и Франции

В начале 1927 года покинул Францию и перебрался в Королевство сербов, хорватов и словенцев по приглашению епископа Вениамина (Федченков). Последний, по благословению митрополита Антония (Храповицкого), получил должность главы РПЦЗ и ему нужен был человек на должность настоятеля русского прихода в сербском городе Белая Церковь, а также начальника пастырско-богословских курсов.

Иеродиакон Иоанн, приняв предложение, перешел в РПЦЗ. Некоторое время жил в сербском монастыре Петковица. Вскоре был посвящен в сан иеромонаха (6.03.1927 г.) епископом Вениамином. После этого был назначен помощником настоятеля храма в г. Белой Церкви при Крымском кадетском корпусе.

Когда епископ Вениамин ушел с должности, уединившись в обители Петковица, иеромонах Иоанн стал законоучителем кадетского корпуса и настоятелем храма Георгия Победоносца (1.09.1927 г.). Также владыка построил в Белой церкви храм ап. Иоанна Богослова и стал его первым настоятелем, преподавал в Пастырской школе, возглавлял Православно-миссионерское издательство.

В 1930 году вернулся в Париж и перешел под юрисдикцию Западноевропейского экзархата, главой которого в то время был епископ Евлогий (Георгиевский). Первые два года был разъездным священником и настоятелем церкви Всемилостивого Спаса в городе Аньер-сюр- Сен.

В Германии

1 апреля 1932 года отец Иоанн вступил в должность настоятеля Свято-Владимирской церкви, находящейся в городе Берлине. Он занимался не только своим приходом, но и занялся просветительской, миссионерской деятельностью. Организовал православное печатное издательство при храме. Издавал журнал «За церковь», редактировал его, писал статьи. Был пламенным проповедником, талантливым автором.

Объездил все страны Европы, благовествуя русским людям, находящимся в изгнании и потерявшим Родину. Особенно были плодотворны его поездки в страны, где было много русского коренного населения, такие как Финляндия, Эстония, Латвия. В мае 1935 года принял сан игумена. Ровно через год стал благочинным приходов экзархата в Германии. Еще спустя год получил сан архимандрита.

Одним из самых противоречивых моментов в деятельности о. Иоанна в Германии стало его отношение к начавшейся войне с СССР. Как эмигрант он смотрел на это событие с надеждой, что придет конец изгнанию и рассеянию русских людей, которые наконец-то смогут вернуться домой, на свою Родину. В 1941 году из-под его пера вышла статья, в которой он сравнивает немецкую армию с мечом Господним, призванным сбить красные звезды с Кремля.

В дальнейшем владыка уже не делал таких опрометчивых заявлений. Напротив, его не раз замечали в оппозиции к нацистской власти. Он всегда всех ободрял, помогал, в том числе и русским военнопленным. Как-то раз к нему в церковь зашли вольноотпущенники. Это были русские люди, попавшие в плен и отпущенные из лагеря, чтобы работать на каком-либо заводе, предприятии. Им предписывалось на своей одежде носить пришитые звезды.

Владыка Иоанн в тот день произнес особенную проповедь, из-за которой очень рисковал навлечь на себя гнев нацистских властей. Он сравнил нашитые звезды на одежде этих отверженных людей с Вифлеемской звездой, сказав, что «… вас хотели унизить, но тем самым возвысили…».

А когда случился заговор 20 июля, преследовавшего цель убить Гитлера и свергнуть фашистскую власть, он отслужил тайно молебен за погибших в этот день людей: православных, католиков, протестантов. Тем самым нарушил церковные правила о том, что за инославных должна возноситься только частная молитва, но ни в коем случае не церковная.

В Америке

В 1945 году вернулся во Францию, а затем спустя год переехал в Америку. По этой причине был уволен из Западноевропейского экзархата и перешел под юрисдикцию Северо-Американской митрополии.

  • 1946-47 гг. — служил настоятелем церкви в Лос-Анджелесе.
  • Май, 1947 г. — стал епископом Бруклинским, а также ректором Свято-Владимирской духовной семинарии.
  • 1948 г. — начал вести передачи на радиостанции «Свобода» под названием «Беседы с русским народом». Занимался этим почти сорок лет.
  • 1950 г. — назначен епископом Сан-Францисским и Западно-Американским.
  • 1961 г. — посвящен в сан архиепископа.

Руководил Южноамериканской епархией, а также заведовал зарубежной деятельностью Митрополии. Активно участвовал в экуменическом движении, находился в составе членов Всемирного Совета Церквей. С мая 1975 года ушел на покой по состоянию здоровья, жил в Санта-Барбаре (штат Калифорния, США). Но по-прежнему выступал на радио, много писал. Умер в мае 1989 года. Похоронен возле Сан-Франциско на сербском кладбище.

Творчество

Владыка Иоанн был писателем, поэтом. Свои труды он издавал под псевдонимом Странник. Для написания своих книг владыка всегда избирал самые актуальные темы, затрагивал наиболее волнующие современного человека проблемы. Его работы можно классифицировать следующим образом:

  • апологетические труды (Тезисы для распознавания ложных религиозных учений, Сектантство в Православии, О перевоплощении);
  • нравственно-аскетические труды (Апокалипсис мелкого греха, Психология поста, О грехе самоубийства и самоубийцах, многие другие);
  • пастырское богословие (Философия православного пастырства);
  • письма;
  • статьи;
  • стихотворения;
  • Священное Писание;
  • жития святых (Иоанна Златоустого);
  • воспоминания (Установление единства, Опыт призвания, Странствия, Елена Келлер);
  • литературная критика (Толстой и церковь, Мастер и Маргарита. Метафизический реализм)

Владыке приходилось очень часто вести полемику со своими оппонентами. При этом он никогда не терял своего дружелюбного тона, христианского отношения к другим людям. Для него было недопустимым высказываться грубо, оскорбительно высказываться в адрес своих противников.

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Архиепископ Иоанн – автор многочисленных трудов, часть которых издана в переводах на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской; 23 августа 1902, Москва — 30 мая 1989, Санта-Барбара, Калифорния, США) — архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский в юрисдикции Православной церкви в Америке, проповедник, писатель, поэт.

Родился в аристократической семье. Отец – землевладелец, несмотря на это пахавший вместе с крестьянами землю в своём имении в Тульской губернии. Мать — правнучка архитектора Карло Росси. Сестра Зинаида (1906—2001) — писательница, мемуаристка, известный журналист.С 1918 был добровольцем в белой армии генерала А.И. Деникина. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, был зачислен на Черноморский флот. В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в Париже, окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (Бельгия; 1926). В 1926 редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный», сотрудничал с русскими изданиями, публиковал стихи.

В 1926 году был пострижен в монашество в Пантелеимоновом монастыре на Афоне; учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже.

С 8 декабря 1926 года — иеродиакон (рукоположен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже). С 1927 года жил в Сербии, находился в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), был рукоположен во иеромонаха 6 марта 1927 епископом Вениамином (Федченковым) в сербском городе Белая Церковь. В апреле-сентябре того же года – помощник настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, в сентябре 1927—1930 — настоятель этого храма и законоучитель корпуса. Был строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви, преподавателем в Пастырской школе, в 1928—1930 годах являлся также директором Православно-миссионерского издательства в этом городе.

В 1930 году вновь переехал в Париж, где перешёл в Западноевропейский экзархат русских приходов (Константинопольский Патриархат), возглавляемый митрополитом Евлогием (Георгиевским). В 1931—1932 годах был разъездным священником во Франции, в 1931—1932 — первым настоятелем церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

1 апреля 1932 был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине. С 18 мая 1935 года — игумен. С 26 мая 1936 года — благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, с 2 мая 1937года — архимандрит. Издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноимённое православное издательство.

В феврале 1945 года переехал в Париж, а в начале 1946 — в США. Покинул клир Западноевропейскоо экзархата и принят в юрисдикцию Северо-Американской митрополии (В 1970 году, после восстановления канонического общения с Московским Патриархатом, Митрополии была дарована автокефалия. На Соборе иерархов, священников и мирян, прошедшем в том же году, Церковь приняла именование Православной Церкви в Америке). В 1946—1947 — настоятель храма в Лос-Анджелесе. С 11 мая 1947 — епископ Бруклинский, викарий митрополита Феофила (Пашковского), ректор Свято-Владимирской духовной семинарии.

С 1950 — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский. С 1961 — архиепископ. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Активный участник экуменического движения, член Всемирного совета церквей. В 1975-м временно ушёл на покой по болезни, с 1978 года постоянно находился на покое.

С 1948 года периодически, с 1951-го регулярно, а с 1953-го еженедельно вёл на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

Скончался на покое в Санта-Барбаре. Был похоронен на сербском кладбище.

ИОАНН (ШАХОВСКОЙ)

Архиеп. Иоанн (Шаховской)

Иоанн (Шаховской) (1902 – 1989), архиепископ б. Сан-Францисский (Православная Церковь в Америке).

В миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился в Москве 23 августа 1902 года. Князь происходил из старинного дворянского рода Шаховских, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. Его дед, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении. “Чувством русскости”, по его собственному признанию, он был более всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии и камергеру Двора [1].

Первое образование получил в Санкт-Петербургском Александровском лицее [2].

В 1919 году Димитрий участвовал в боях в составе Белой Гвардии.

Летом 1920 года покинул Россию из Крыма.

Начал учиться в 1921 году и в Париже в Ecole Libre des Sciences Politiques.

Следующее образование получил в Бельгии, в знаменитом старинном Лувенском католическом университете, за 3 года пройдя курс исторического отделения философско-словесного факультета [3].

Сотрудничал с русскими журналами, публиковал стихи. Студентом издавал журнал “Благонамеренный” (1926 г.).

Именно в Бельгии, в 1926 году, ранней весной он “был призван к монашеству” [4].

23 августа 1926 года “в день своего исполняющегося 24-х летия, на рассвете, я был пострижен в одной из церковных параклисов Пантелеймоновского монастыря и наречено мне было имя Иоанна, в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде” [5].

Затем была учеба в Богословском институте преподобного Сергия Радонежского (Париж). С принятием священного сана от митрополита Вениамина (Федченкова) он получил благословение настоятелем в русскую общину города Белая Церковь (Сербия), где был законоучителем Крымского Корпуса, преподавателем Пастырской школы и основателем Православного Миссионерского книгоиздательства “За Церковь!”.

После этого он около года пребывает в Париже, где помог положить начало Спасскому приходу в Аньере. В 1932 году назначается настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине.

Позднее архиепископ Иоанн вспоминал:

Издавал журнал “За Церковь!” (Берлин, 1932-1936). Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных. Его издательское дело ликвидирует гестапо, конфискуется даже православное издание Библии [7].

По завершении войны тогда еще архимандрит Иоанн переезжает в Париж, а в начале 1946 года – в Соединенные Штаты Америки ходатайством своего духовного сына, известного авиаконструктора И. И. Сикорского. Через год Архиерейский Собор Американской Митрополии избирает его во епископы.

В декабре 1947 года был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии и Священным Синодом наложено на него запрещение за упорное противление к воссоединению с Московской Патриархией и за незаконное анафематствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской Патриархией.

С 1948 года периодически, с 1951 года регулярно, а с 1953 года еженедельно вел на радиостанции “Голос Америки” свои “Беседы о вере”. Владыка так говорил:

За это он попал в СССР в разряд антисоветчиков, и на архипастыря было возведено гонение со стороны советских журналистов и партийных функционеров (см. журналы :Юность”, “Коммунист” за 1960-е годы).

5-8 декабря 1950 года участвовал в VIII Всеамериканском Соборе митрополии в Нью-Йорке как епископ Бруклинский [8], но в том же году был назначен Сан-Францисским и Западно-Американским.

В 1961 году был возведен в сан архиепископа.

Принимал участие, как делегат Американской Митрополии, в главных экуменических конференциях. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Окормлял православных американцев в ходе войны в Корее, которая велась с участием США и СССР.

Архиепископ Иоанн был одним из главных ратников за Автокефальную Американскую Церковь. По этому поводу он имел свою точку зрения: Америка достойна иметь свою Православную Церковь, которая сможет объединить разноплеменные народы. И в 1970 году Русская Православная Мать-Церковь даровала автокефалию американцам. Однако до сих пор ряд Поместных Церквей не согласны с решением русских, во главе этого неприятия стоит Константинопольский Патриархат.

Скончался 30 мая 1989 года, похоронен в Санта-Барбаре, на сербском кладбище.

Труды

Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках. Печатался также под псевдонимом Странник.

Список его трудов:

  • Церковь и мир: Очерки. Белая Церковь: Православное Миссионерское книгоиздательство, 1929. 51 с.
  • Слава Воскресения. Белая Церковь: Православное миссионерское книгоиздательство, 1930. 48 с.
  • Почему я ушел из юрисдикции митрополита Антония. Париж.
  • Православно-миссионерское книгоиздательсво, 1931. 31 с.
  • Белое иночество. Берлин: За Церковь, 1932. 88 с.
  • О перевоплощении: Диалог. Брюссель: За Церковь, 1932. 26 с. (2-е издание. Париж, 1938)
  • Притча о неправедном богатстве: (Стенографическая запись лекции). Берлин: За Церковь, 1932. 14 с.
  • Возможно ли братство религий? Париж, 1934.
  • Иудейство и церковь по учению Евангелия. Берлин: За Церковь, 1934. 16 с.
  • Жизнь. Берлин, 1935. 65 с.
  • Пресвятая. Берлин.
  • Разговор семи православных о Софии. Берлин, 1936.
  • Летопись: Орган православной культуры. № 1-2. Берлин, 1936-1937.
  • Воля Божия и воля человеческая. Берлин, 1937. 36 с.
  • Путь на север. Берлин: За церковь, 1938. 80 с.
  • Философия православного пастырства. Берлин, 1938. 167 с. (Переиздание: СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1996. 494 с.)
  • Пророческий дух в русской поэзии: Лирика Алексея Толстого. Берлин: За церковь, 1938. 42 с.
  • О прославлении отца Иоанна Кронштадского. Берлин, 1938.
  • Размышления о религиозности Пушкина. Берлин, 1938. 38 с.
  • Правило духа. Париж, 1938.
  • Семь слов о стране Гадаринской. Берлин: За церковь, 1938. 40 с.
  • Испанские письма. Берлин, 1939.
  • Толстой и Церковь. Берлин: За Церковь, 1939. 203 с.
  • Слова (“О молитве”, “О благотворительности”, “Свет”, “Два человека”, “Дочь Царства”). Берлин: За церковь, [б/г]. 24 с.
  • Сирены. Брюссель, 1940. 19 с.
  • Тайна Церкви. Нью-Йорк.
  • Слово при наречении во епископа Бруклинского. Нью-Йорк, 1947. 27 с.
  • Человек и страх. Нью-Йорк, 1948. 51 с.
  • Епископы, священники, миряне. Нью-Йорк, 1948.
  • Пути Американской Митрополии (К трехлетию 7-го Собора: Итоги, выводы, перспективы). Нью-Йорк, 1949. 24 с.
  • Десять слов о вере. Буэнос-Айрес, 1950.
  • Время веры. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1954. 405 с.
  • Вера и ответственность. Нью-Йорк, 1954. 13 с.
  • Еще некоторое прикосновение к ранам. Нью-Йорк, 1956. 15 с.
  • Русская Церковь в СССР. Нью-Йорк, 1956. 16 с.
  • Сеть. Сан-Франциско, 1957.
  • Записи о любви к Богу и человеку. Нью-Йорк, 1959. 114 с.
  • Письма о вечном и временном. Нью-Йорк, 1960. 258 с.
  • Письма к верующим. Сан-Франциско, 1962.
  • Листья древа. Нью-Йорк, 1963. 404 с.
  • Православие в Америке. Нью-Йорк, 1963. 24 с.
  • Книга свидетельств. Нью-Йорк, 1965. 377 с.
  • Книга лирики. Париж, 1966. 44 с.
  • Диалог с церковной Россией. Париж, 1967. 113 с.
  • Упразднение месяца: Лирическая поэма. Нью-Йорк: Новый журнал, 1968. 138 с.
  • Утверждение поместной Церкви. Нью-Йорк, 1971. 24 с.
  • Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк, 1972. 245 с.
  • Избранная лирика. Стокгольм, 1974. 227 с.
  • Биография юности: Установление единства. Париж: УМСА-Рress, 1977. 418 с.
  • Апокалипсис мелкого греха. СПб., 1997. 143 с.
  • Беседы с русским народом (По материалам книги “Время веры”). М.: Лодья, 1998. 159 с.
  • Избранное: В 2-х тт. Нижний Новгород: Братство св.Александра Невского, 1999.
  • О тайне человеческой жизни. М.: Лодья, 1999. 191 с.
  • L’Affaire Ossipov, in: Le Messager Orthodoxe II, 10(1960)14-18.
  • Dialog s cerkovnoj Rossiej. Paris 1967. 113 S.
  • Foi et Certitude. Autobiofraphie, tome II. California 1982 (russ.).
  • The Orthodox Pastor: Outline of Pastoral Theplogy. Crestwood 1966. 117 S.
  • Pnevmatologija edinstva, in: Vest. russ. chr. dv. 62/63(1961) 39-50.
  • Teorija dvupravorucnosti svjatogo Kassiana, in: Vest. russ. chr. dv. 111(1974)8-16.
  • Vremja very (Radiopredigten). New York 1954. 40 S.
  • Установление единства. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. 256 с.
  • Философия православного пастырства. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 160 с.

Литература

  • “ЖМП” 1948 г., № 1, с. 11.
  • Orthodox America 1794-1976, S. 225.
  • Ki0 5(1962)27.
  • IKZ 41(1951)23; 44(1954)14; 137.
  • W. Gunther, Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920-1950. Sigmaringen 1982, S. 17.
  • K 80-letju archiepiskopa Ioanna Sachovskogo. Interv’ju ‘Vestniku RChD’ 2.2.1982 goda, in: Vest. russ. chr. dv. 137(1982)273-280.
  • Orthodoxia: 1986-1987. – Regentsburg, 1988.

Использованные материалы

  • Архиепископ Иоанн. Установление Единства
    • http://www.rusk.ru/st.php?idar=19654
  • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3718
  • Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского. 11 мая 1947 г.
  • Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8).
  • Архиепископ Иоанн С.Ф. (Шаховской). Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк. 1972.
  • Liberovsky, Alexis, “Primatial Elections in the OCA”:
    • http://www.oca.org/HSprimatialelections.html?SID=7

[1] Архиепископ Иоанн. Установление Единства.

[2] Свое начало лицей берет в Царском селе. Однако 6 сентября 1843 года бывший Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским

[3] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского. 11 мая 1947 г. – стр. 8

[4] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского. 11 мая 1947 г. – стр.10

[5] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского. 11 мая 1947 г. – стр.12

[7] Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8)

Православная Библиотека (читать, скачать fb2 epub)- Иоанн (Шаховской)

В книге “Слава Воскресению” о. Иоанн пишет:
Великаго значенія полно каждое слово, каждая фраза Христа. И явный и скрытый смыслъ въ нихъ великъ. Потому что всѣ слова и всѣ событія Евангелія относятся и къ личной судьбѣ каждаго человѣка. Если не всѣмъ изъ насъ Христосъ говоритъ: „Паси агнцевъ Моихъ”, то къ каждому изъ насъ обращается Христосъ: „Любишь ли ты Меня?” И что можемъ отвѣтить мы, знающіе, что любовь къ Богу не отдѣлима отъ любви къ Его заповѣдямъ. Что отвѣтимъ мы Христу, на послѣднемъ Его Судѣ, когда лицомъ къ Лицу узримъ Бога, и Онъ спроситъ каждаго, какъ спросилъ Петра на Тиверіадскомъ берегу: „Любишь ли ты Меня?” — Мы всѣ сможемъ отвѣтить: „Господи, Ты все знаешь”. но каждый ли изъ насъ докончитъ: „Ты знаешь, что я люблю Тебя“.

Психология поста
Почему люди не веруют в Бога?
СВОБОДА И ВЛАСТЬ
Христианское отношение к богатству и бедности
***
Бедность и Богатство
Философия собственности
Путь к Богу
Белое иночество
Диалог первый
Диалог второй
Диалог третий
О СМЕХЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И О ПУТЯХ ФИЛОСОФА
О вере христианской

Евангелие — дневник, оставленный невесте
Любовная записка, упавшая на стол невесты
Есть наставничество без готовых путей
Стон любви, или абсолютная дзеновская высота истинного христианства
Медоустая трапеза, или Евангелие восторженного осенения
Христианство осененных свыше
Дзеновские тропы Промыслителя
Патриарх дзен-буддизма с иконкой Державной в сердце
Дзен и юродство
Я бы хотел положить руку тебе на сердце
Дневник ко Господу
Молитва — как объяснение в любви к Тебе
Апостольство Его любви

Тайна Иова есть тайна страдания. Нет ни одной книги на земле, которая подошла бы к этой тайне так просто, так глубоко и так всеобъемлюще, как книга Иова. Ни Шопенгауэр, ни Гартман, ни какая другая философия печали и скорби человеческой, ни произведения художественной мировой литературы не дают столь ясной глубины познания страданий, как книга Иова. Рядом с познанием страданий стоит в этой книге познание человеческого усыновления Богу, – вне этого второго нельзя проникнуть в первое. Вот отчего в мире так много людей не понимающих страдания, неистинно переживающих человеческую скорбь. Но ничто так не нуждается в раскрытии, освещении и познании, как тайна человеческих страданий, среди которых мы живем.
Философия Будды считает страданием человеческую жизнь и хочет уйти от страдания, уходя из смысла жизни. Некоторых прельщает эта мудрость. Нам она кажется земной, “человеческой”, извращающей путь истинного приятия жизни. Нельзя считать нашу жизнь миражем в том смысле, в каком ее хотел считать Будда. Жизнь есть реальность; правда, не та, которую замечает в этом мире большинство людей, но жизнь есть великая реальность, – не мираж, не Майя.
Иов жил, как можно предполагать, за 2000 лет до Рождества Христова. Принадлежал он к одному из языческих племен, и то, что Библия включила его книгу в свой канон, показывает, что откровение Библейское есть откровение всечеловеческое. Иов, как и царь Мелхиседек, который благословил отца верующих, Авраама, появляется среди иудеев наравне с ними, так же, как и сын Божий.

Наше время предлагает христианину ответственное и тяжелое испытание — испытание богатством и бедностью. Помня о том, как «трудно богатому войти в Царствие Небесное», мы зачастую с готовностью решаем, кто именно — богатый или бедный — ближе ко Христу. Решаем, судим, забывая о том, что материальный достаток и социальное положение вовсе не являются свидетельством того, какова душа человека. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), переживший и времена безбедные, «достаточные», как говорили прежде, и годы настоящей бедности, лишений, размышляет о том, как во всех испытаниях сохранить существо христианского духа, истинную — во Христе — духовную свободу. Работа архиепископа Иоанна дополнена благодарственными молитвами и покаянным каноном, так как именно благодарение и покаяние помогают сохранить мир, радость и покой в душе, какие бы испытания ни посылал нам Господь.

I. Мысль о самоубийстве
Поваленный крест
От кого приходят мысли о самоубийстве
Пути промысла божия
Мысли о самоубийстве обычно посещают пребывающих в бесовской прелести
Предотвращение самоубийства
Одна из главных причин самоубийства — неверие
II. Можно ли молиться за самоубийц?
«Милость должна сретаться с истиною»
Можно ли молиться за души самоубийц?
Наставления, как молиться о самоубийцах

“Нет ничего страшнее и блаженнее пастырского служения. Через пастырей земных и небесных пасет Господь Свое Стадо — уже верующихи еще не пришедших к вере душ. Истинное пастырство есть длящаяся в мире жизнь Христова. ”Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову”.

Сколько бы ни было на земле или на небе пастырей, всегда остается Один Неизменный Пастырь. Сколько бы ни было церквей в мире, всегда остается Одна Церковь, Православная, право-славящая Христа, непричастная никакой слабости или скверне.”

Спутники Дамасской дороги / Иоанн (Шаховской)

Одна из самых известных книг владыки Иоанна (Шаховского). “Спутники дамасской дороги” это рассказ о незаметных деятелях апостольской Церкви, о людях “второго плана”, если так можно выразиться. Но для Бога “второго плана” нет.
“Человечество знает великих своих деятелей и помнит больших преступников своей истории. Жизнь тех и других одинаково бывает поучением и указанием.
Драгоценный материал духовного ведения, для всех людей и народов, представляет собою повесть Деяний Апостольских, и, в этой повести, весть о людях незаметных, ничем не выдвинувшихся, но живших рядом с апостолами. В этом вся их особенность и значительность: они жили около апостолов. Они шли с ними по Дамасской и другим дорогам. Мы называем их общим именем «Спутники Дамасской дороги». Образы этих сотрудников и свидетелей 1-го века христианства, учеников Истины, вырастают в глубоко значительные и несомненно данные нам для духовного умудрения.”

Беседы с русским народом / Иоанн (Шаховской)

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский – одна из ярчайших фигур Русского Зарубежья. Юношей он принимал участие в белом движении; оказавшись вне Родины, проявил себя как блестящий литератор. Пережив глубокое духовное озарение, он в 1926 году на Афоне принял монашеский постриг. Служил в храмах Югославии, Германии, США.
Архиепископ Иоанн (Шаховской) известен как автор множества богословских трудов, бесед и проповедей, издававшихся на многих языках народов мира. Каждое слово Владыки Иоанна напитано светом духовности. Особенно душеполезно чтение его трудов тем, кто хочет укрепить себя в вере, – Владыка был тонким педагогом, его труды могут стать хорошим подспорьем в благородном деле религиозного просвещения и катехизации.

Ценность и личность / Иоанн (Шаховской)

В сборник вошли статьи: “Психология поста”, “Почему люди не веруют в Бога?”, “Свобода и власть”, “Бедность и богатство”, “Философия собственности”, “Путь к Богу”, “Белое иночество”, “О смехе”, “О назначении человека и путях философа”, “О вере христианской”.

Апокалипсис мелкого греха / Иоанн (Шаховской)

Предлагаемая книга архиепископа Американской Православной Церкви Иоанна (Шаховского) состоит из написанных в разное время проповедей и статей, объединенных одной общей проблемой — все большему распространению среди православных христиан так называемых «несерьезных» грехов — равнодушия, лености, скуки, пренебрежения молитвой. Все это медленно отравляет, обессиливает человеческие души и порождает одиночество, уныние, потерю смысла жизни, заслоняя собой Христа и отдаляя от Него. Архиепископ Иоанн призывает внимательно заглянуть в свою душу и, узнав болезнь, исцелить ее верою и упованием на Господа Иисуса Христа — нашего Спасителя.

Читайте также:
Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: