Варсонофьевский монастырь: как добраться и где находится, настоятели и отец Алексей, святыни и праздники

Свято-Варсонофиевский монастырь в Покровских Селищах

Свято-Варсонофиевский Покрово-Селищенский женский монастырь два десятилетия стоит на земле Мордовской.

Эдакое государство, как крепость, окруженное высокими стенами и башнями. Но историю он имеет гораздо более древнюю.

Описание и месторасположение

Свято Варсонофьевский монастырь появился в Покровских Селищах Зубово-Полянского района Республики Мордовия в месте, где раньше был приход.

Расстояние от крупных городов России: Москва в 450-ти километрах, Саранск – в 186-ти, а райцентр – в 15-ти.

Место, где стоит обитель, высокое. В самом центре — храм, освященный в честь святого Варсонофия. Если искать это место по карте, его координаты таковы: N54°0’12.72″ и E43°0’9.79″.

Основание монастыря

В Саранской епархии данная обитель считается самой молодой. Ведь появилась она всего двадцать лет назад, в 1996-ом.

История, о которой мы упоминали в самом начале, действительно более древняя, своими корнями уходит во времена царствования Елизаветы Петровны, когда, собственно, и произошло обращение местного народа в христианство. Мокшане выказали себя христианами усердными. В 1756-ом взялись они поставить не один храм, а целых два, оба деревянные. Сказано – сделано. Так вот и появились Покровская (холодная) и Никольская (теплая) церкви. А село получило название от одной из них – Покровские Селищи.

Уже далеко за 5,5 тысяч верующих насчитывалось в Покровско-Селищенском приходе к XIX-му столетию. Со временем он оказался разделенным надвое. Один остался в Покровских Селищах, где храм Никольской. А Покровская церковь со своими почти четырьмя тысячами местных жителей образовали второй – в соседних Новых Выселках (Бозуновке).

Накануне причисления к лику святых почтенного старца по имени Серафим (1903) случилось бозуновским и селищенским мужикам оказаться включенным в число охранников поезда, коим царственные особы до Сарова следовали от железнодорожной станции. И вот с той самой поры иконы того святого здесь стали почитать особенно.

Судьба во время революции и в советское время

До революционных событий обеим церквям довелось дожить без проблем. А дальше храмы отстаивать уже удавалось с трудом. Начались годы гонений.

Нет уже на этом свете блаженной Дарии. Только вот слова ее людьми помнились. В тяжкие годины грели они сердца людские.

Храмы закрыли. Тот, что из камня, в Новых Выселках, уничтожили вплоть до самого фундамента. Так и стоял он в аварийном состоянии. В Покровском большевики открыли клуб, здесь же разместили склады. К 1970‐м снесли и этот храм.

Знаковым стал 75-й год прошлого столетия. Храмы были объявлены памятниками и теперь охранялись государством. Лишь через семнадцать лет вернулись они в ведение Саранской епархии, с самого образования которой о том ходатайствовали жители из Покровских Селищ. Приходу дано было имя Свято-Варсонофиевского.

Еще в Никольской церкви, разрушенной и ограбленной, продолжались ремонтные работы, не было крыши, а служения уже проходили. Только благодаря трудам прихожан и верующих, многочисленным пожертвованиям, храм преображался. Уже в начале 1992-го совершил иеромонах Алексий в нем первую Божественную литургию. И сестринская община появилась его же стараниями. К 1996-му число сестер перевалило за двадцать. А вместо прихода появился женский монастырь, названный Свято-Варсонофиевским.

Восстановление и современность

Только не ограничивался он лишь ролью молитвенного места. Куда шире стояла задача – превратить его в настоящий центр духовно-просветительского и социального служения.

А при этом обитель продолжает строится и живет своими заботами:

  • Сельхозугодья обрабатываются со всем старанием и умением. Здесь возделывают культуры зерновые, кормовые и овощные, выращивают лекарственные травы. Есть сад и свои пчелы.
  • Скотный двор заполнен крупным рогатым скотом, овцами с козами. Есть птичник, где занимаются разведением кур и гусей, даже индюков и уток. А монастырские пруды полны рыбы.

О других послушаниях тоже сказать надобно. Здесь просфоры выпекают, ухаживают за старушками немощными, воспитывают и обучают монастырских деток, изучают историю церкви в мордовском крае и при этом иных дел не оставляют:

  • производят молокопродукты;
  • солят рыбу;
  • заготавливают консервы из овощей;
  • засушивают плоды разные и травы;
  • готовят целебные бальзамы и настойки, мази из лекарственных трав.

И это далеко не полный перечень дел, коими заняты дни монастырских сестер.

Трудятся монахини на других работах:

  • В собственной переплетной мастерской издают духовную литературу;
  • Сами шьют себе монашеские церковные и повседневные одежды, священнические облачения. Для этих целей имеется собственная пошивочная мастерская;
  • Сохраняют здесь и развивают древние традиции монашеского рукоделия. Занимаются иконописью и плетением поясов, вышиванием и вязанием.

Храмы монастыря

Обитель Свято-Варсонофиевская храмами да церквями богата.

Собор Воскресения Христова

Здесь их восемь:

  • Белоснежная «жемчужина» – Собор Воскресения Христова. Он главнейший. Закладывался в 2002-ом, совсем недавно;
  • Неподалеку расположилась однокупольная церковь, названная Варсонофиевской; в честь святителя, с колокольней, бывшая Никольская — та самая, что построена была в далеких 1740-х годах. Покровскую тоже подняли из руин. Домовую церковь Святителя Николая освятили в 99-м. Она расположилась в корпусе, перестроенном из старой библиотеки;
  • В декабре 2010-го прошло освящение домовой церкви целителя и великомученика Пантелеймона при богадельне, в мае 2012 – однокупольного надвратного храма Архангела Михаила, что построен был еще в 2005-ом. В нем еще будут продолжаться отделка и обустройство;
  • В Новых Выселках, в полутора километрах от обители, скоро достроится деревянный храм-подворье, нареченное в честь сщмч. Владимира, митрополита Киевского;
  • В Покассах находится еще один такой архитектурный памятник XIX столетия – деревянная Церковь Рождества Христова;
  • Ну и восьмой. Он поднялся в двух километрах у самого Святого источника.

Воскресенский собор

Десятиглавый белокаменный, по форме напоминающий крест – он был заложен в самом начале века.

Нижняя церковь освящена в честь иконы Богоматери «Знамение», а верхняя – Христова Воскресения.

Весь собор занимает площадь в 680 кв. м. Непросто выбиралось место под него. Были выкуплены для этого дела каменным дом с деревянными постройками и участок директора местной школы, который был ярым врагом веры Христовой. Владыка Варсонофий для храма предлагал другое место – кладбище, что на монастырской территории. И таких предложений было несколько.

Читайте также:
Свято-Михайловский собор в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Но знамение это было не единственным. Уже был возведен первый этаж, когда в Рождественский пост вдруг на потолке появился Нерукотворный Крест. Он был огромным, из инея, совершенно правильной формы, и буквально сиял. До самого начала Великого поста он оставался в неизменном виде. Это реально послужило укреплению веры.

До сих пор собор обустраивается: выполняются отделка и роспись, обустраивается иконостас и ведутся прочие работы.

Святой источник

Источник, источающий целебную воду, расположился в трёх километрах от обители.

Прославился он водами своими, чистыми и исцеляющими.

Иначе просто быть не могло.

В этом дивном месте трудились, постились и молились настоящие воины Христовы.

На этом месте стояла когда-то старая часовня, разрушенная после революции. Но, чтобы сохранить на века память о том чуде, выстроили новую в 2000-м, а через семь лет соорудили закрытую купальню.

С каждым годом растет число паломников. Нет сомнений в целебной силе Святого источника. Окунаются в его воды, просят о заступничестве в скорбях и недугах.

Социальное служения обители

С христианством на Русь пришла и благотворительность. Ей суждено было стать весьма важной традицией сострадания, жалости, сочувствия, любви к ближнему.

А Свято-Варсонофиевский монастырь – отличное тому подтверждение. С 2002 года на его территории работает богадельня.

Здесь живут одинокие старушки и насельницы-монахини числом около 20-ти. В обустроенном при монастыре домовом храме каждую неделю проходят богослужения. Всех, кто не может вставать и двигаться самостоятельно, причащают прямо в их кельях.

Приют для малолетних сирот обеспечивает воспитание двадцати пяти маленьких девочек 3-18 лет, оставшихся без родителей. Кто-то из них просто оказался в сложной ситуации, кто-то инвалид. У каждой есть свой дом – келья и собственная «мама», своя постелька и уголок с игрушками. А уход за больными такой, что отступает даже ДЦП.

На территории монастыря живут и детки насельниц. Потому тут открыли и детсад. Он мало отличается от других детских учреждений: те же воспитатели, нянечки, есть свой музыкальный работник, приходит медицинская сестра. Их матери находятся днем на своих послушаниях и по вечерам после работы забирают девочек из детского сада.

При обители есть и школа. Русский язык преподают, литературу, математику, здесь познают историю, в том числе православия.

Проект монастыря «Музей для друзей» стал участником конкурса «Православной инициативы 2015-16» и оказался лучшим. А в результате здесь случилось знаковое событие – открытие церковно-исторического музея с довольно разнообразными экспозициями. Они посвящены истории села и самого монастыря, культуре и традициям народа, его населяющего (мордва-мокша).

Информация для паломников и туристов

Почтовый адрес: с. Покровские Селищи, Зубово-Полянский район, Республика Мордовия, Россия.

Вы можете позвонить: (834-58) 3-84-23, 3-84-20 и 3-84-66.

Прием богомольцев в обители не прекращается никогда. По одиночке и группами, из разных российских городов, всех их ждет радушный прием, обеспечение питанием и проживанием. Послушницы проводят экскурсии по монастырю.

Правила посещения женской обители

Конечно, всякий, кто оказывается на территории обители, должен придерживаться определенных правил, чтобы его пребывание не нарушало ритма жизни и деятельности монастырского сообщества и не противоречило нормам жизни этого богоугодного места.

Здесь нельзя:

  • быть в шортах, спортивной форме, открытых платьях;
  • пить, курить и находиться в состоянии опьянения, алкогольного или наркотического;
  • заходить на газоны и срывать цветы;
  • не имея соответствующего позволения, фотографировать и снимать на видео;
  • женщине быть с непокрытой головой и в неприличной одежде;
  • мужчине в головном уборе находиться в храме;
  • разговаривать, пока идет богослужение;
  • включать мобильники.

Отзывы

Паломники, туристы, послушницы оставляют хорошие отзывы об обители. Это неудивительно, здесь каждый встретит любовь, заботу и помощь. Настоятель обители отец Алексей делает очень многое для этого. Благодаря стараниям батюшки, ежегодно сюда, в Святоварсонофеевский монастырь,приезжает большое число паломников.

Как доехать

До станции Зубова Поляна Казанского направления можно добраться на поезде.

А отсюда либо отправиться на такси, либо воспользоваться общественным транспортом: до Новых Выселок почти каждый час идут рейсовые автобусы в направлении Спасска или Пичпанды

А там до монастыря рукой подать, что-то около двух километров – отличная пешая прогулка.

Где остановиться

При монастыре для паломников открыта с 2000 года гостиница. Всех путников здесь примут бесплатно, ночлег предложат, питанием горячим обеспечат.

А совсем недалеко, в 14-ти километрах, есть база отдыха «Кленовая Роща». Можно с комфортом, при желании, разместиться и здесь.

Заключение

Каждая обитель, вне зависимости от своего возрастания, призвана служить главному делу – духовному просвещению всякого, кто утратил веру, и тех, кто стоит на пути ее обретения.

Все эти чудесные места тщательно оберегаются. Они – наследие, самое святое, чем богато христианство. Свято-Варсонофиевский женский монастырь просто хранит свою историю, живет своей жизнью, заботится о ближних, молится о нас.

О подробностях жизни в Свято-Варсонофиевском Покрово-Селищенском женском монастыре смотрите следующее видео:

Отец Алексий

За молитвенной помощью, благословением и советом старца

Архимандрита отца Алексия

Мордовия-Свято-Варсонофиевский женский монастырь

Известный старец из Мордовии архимандрит Алексий снова начал принимать людей по понедельникам и вторникам. Он очень долго не принимал огромное количество желающих из-за карантина, связанного с распространением коронавируса. Теперь каждую неделю, по понедельникам и вторникам, обычно после утренней службы архимандрит Алексий ведет прием желающих по очереди. Вдоль монастыря скапливается огромное количество автомобилей. С разнообразными вопросами и за ответами на очень сложные вопросы приезжают сюда с разных уголков земли. Батюшку уже давно считают старцем, и даже прозорливым.Монастырь находится в Мордовии, в селе Покровские Селищи, примерно в 12 км от жд станции Зубова Поляна.

Личная беседа с отцом Алексием

В основном люди из дальних уголков страны приезжают в монастырь, чтобы лично попросить отца Алексия о молитве и помочь советом. Многие знают, чего хотят, но стесняются подойти, проявляя гордыню, что в корне неверно. Если Бог направил в такое место, значит, нужно идти до конца. Иногда батюшка открывает правду и это отзывается болью внутри – это абсолютно нормальная реакция.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Волгограде: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

А еще отец Алексий ведет переписку со своими паломниками через интернет. Иногда этого бывает достаточно, но ему проще увидеть человека и почувствовать, чем наполнена душа. Тогда и изменения приходят быстрее, ведь человеку достаточно осознать свои поступки, как начинается процесс исцеления души и тела.

Мысль о посещении монастыря приходит не просто так, а тогда, когда это становится жизненно необходимо, поэтому затягивать с поездкой нельзя.

Настоятель отвечает коротко, иногда подробно рассказывает человеку о его пригрешениях и способах выхода из тяжелой ситуации. Это зависит от желания самого человека и его настроя, если он сомневается или не доверяет, то беседа может быть очень короткой. Не у всех получается с первого раза откровенный разговор. Чтобы проверить себя, можно сделать пробную попытку поговорить и понять наставника. Благо, туры в монастырь проводятся регулярно.

Помощь от матушки Иеремии

В мирской жизни матушка Иеремия была врачом, поэтому ей как никому понятны физиологические аспекты многих заболеваний. По ее словам – она вылечила себя от рака. Матушка собирает всех своих пациентов-паломников перед алтарем Богородицы и проводит очень полезную беседу по очищению организма и освобождению от паразитов.

Она сама делает лекарства из природных компонентов, онкобольным раздает их бесплатно. Многие паломники, побывавшие у нее на «приеме», продолжают вести с ней переписку как со своим лечащим врачом. Матушка помогает людям исцелиться молитвой и лекарствами из трав, а также советами о праведной жизни. Она всегда энергична, полна сил и энергии.

В монастырской лавке всегда можно приобрести экологически чистые продукты, отменный сыр и сметану, которые приготовлены самими монахинями.

Святыни Свято-Варсонофиевского монастыря

В трех километрах от монастыря находится целительный источник, вода из которого излечивает многие болезни. Послушники расскажут много историй о людях, которые избавились от заболеваний, нужно только подойти и спросить их. Так поступают люди, которые слабо верят в чудеса, но после рассказов местных жителей укрепляются в вере.

Икона Донской Богородицы считается покровительницей обители. Слепой девочке во сне было указано омыть глаза водой из источника, после чего она обрела зрение и увидела икону Божией Матери. С тех пор люди поклоняются и иконе, и источник считают святым местом.

В 2017 году женский монастырь обрел святыню, которая есть не во всех обителях – башмачок Святого Спиридона Тримифунтского, мощи которого находятся на остове Корфу в Греции. Эта святыня соприкасалась с мощами Спиридона, а затем была подарена монастырю.

Спиридон Чудотворец известен своими чудесами, по его молитвам люди обретали семейное счастье, материальные блага, рождались долгожданные дети, исцелялись живые и, как гласят легенды, воскресали мертвые.

Новомосковское экскурсионное бюро “ЖУРАВЛИ” и туристическое агентство “Мадагаскар-Новомосковск”

г.Новомосковск,ул.Садовского, д.18 (рядом с торговым центром “Первый”)

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках один из старейших в Москве. Он расположен напротив Высоко-Петровского монастыря, основанном в XIV веке. Район, где находился храм, имел в течение времени несколько названий — Старые Серебряки, потому что жили здесь работники монетного двора, Новые Сторожа, так как жили здесь представители дворцовой стражи. Но в современности закрепилось за этим районом название Крапивники.

История постройки

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках был основан еще в 1591 году. Тогда он был деревянный и приходским для многочисленного населения слободы, которое в основном были или ремесленниками или служилыми людьми.

В дальнейшем история храма развивалась в таким образом:

  • после пожара 1677 года началось строительство новой каменной церкви, которая была возведена к 1678 году;
  • участие в строительстве и благоукрашении храма принимали активно князья Ухтомские, здесь была их семейная усыпальница и до сих пор сохранились могильные плиты с именами представителей этого княжеского рода;
  • в начале XVIII века было построено два придела — Никольский и в честь пророка Иоанна Предтечи, а в середине этого же столетия под руководством архитектора Д. В. Ухтомского церковь Сергия Радонежского в Крапивниках была значительно перестроена и обрела тот вид, который имеет сейчас, именно в это время возвели колокольню.

В XVIII веке в истории храма началась черная полоса. В 1771 году Москву постигла эпидемия чумы. В Крапивниках население практически вымерло, осталось только шесть дворов, причт храма полностью погиб от болезни. После этого церковь приписали к Знаменскому храму.

Интересный факт! Новое бедствие постигло храм Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве в 1812 году, когда он был основательно разорен французами и на долгие годы его приписали к одному из московских храмов, т. е. он опять не имел своего самостоятельно причта.

В 1820-х годах встал вопрос о том, чтобы его разобрать, но этому решительно воспротивился митрополит Московский Филарет (Дроздов).

О других храмах Москвы:

Благодаря святителю Филарету храм сохранился. Но самостоятельного прихода в нем не открывали. Монахи Пантелеимонова Русского монастыря на Афоне просили отдать им Сергиевский храм под подворья, но тот же святитель Филарет был против такой идеи, так как считал, что не место монахам-безмолвникам жить посреди шумного города. В 1870 году на храм претендовали сербы, также желавшие открыть здесь подворье своей поместной церкви.

Однако российское правительство не смогло отказать патриарху Константинопольскому Иоакиму III, который пользовался большим уважением среди православных народов, как искренний поборник веры. Поэтому храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в 1883 году был передан под подворье Константинопольского патриархата и на территории его были построены новые здания для размещения персонала.

Период разрушений

С таким статусом храм вошел в XX век. В его судьбе произошли решительные перемены с приходом к власти безбожного правительства:

  • колокольню в 1920 году почти разрушили, разобрав два яруса;
  • сам храм был закрыт в 1938 году;
  • в 1960 — 70-х годах здесь размещались цеха завода по производству лезвий для коньков и креплений для лыж, а в оставшемся ярусе колокольни разместили трансформаторную будку.
Читайте также:
Троицкий собор в Саратове: история и описание, адрес, праздники и святыни

Восстановление

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках вернули верующим в 1991 году, тогда же сам патриарх Алексий II освятил главный престол храма в честь прп. Сергия Радонежского и с этого времени возобновилось в нем регулярные богослужения.

После того как храм был открыт в его истории произошло еще несколько знаковых событий.

  1. Восстановлена колокольня в 2001 году.
  2. Пристроено два придела в честь Всех Святых Русских и прп. Серафима Саровского (в 2010 и 2013 годах).
  3. Серафимовский придел церкви Сергия Радонежского в Крапивниках города Москвы расписан иконописцами.

В настоящее время храм является Патриаршим подворьем, т. е. непосредственно подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси.

Интересный факт! Сейчас несколько плит с погребений князей Ухтомских находятся рядом с Серафимовским приделом, всего их там четыре, датируются они XVII веком.

Описание

В истории храма были разные периоды, но окончательно облик его сформировался во второй половине XVIII века и в архитектурном плане церковь представляла из себя следующее сооружение:

  • первый ярус храма изначально был размещен на четверике, у которого срезаны углы;
  • в основные грани вставлены окна;
  • в промежуточных нишах граней находятся арочные окна;
  • первый ярус колокольни, это кубический объем с рустовкой;
  • второй ярус представляет из себя равногранный восьмерик .

То есть Сергиевская церковь вполне сформирована в архитектурном стиле барокко, с некоторыми элементами современного видения внешнего устроения храма.

Деятельность прихода

За десятилетия после открытия храма здесь сформировалась община, которая развила активную деятельность по катехизации местного населения и привлечения людей к текущим задачам, которые стоят перед общиной Сергиевского храма.

  1. Существует воскресная школа как для детей, так и для взрослых.
  2. Организована паломническая группа, которая осуществляет поездки по всем святым местам России.
  3. Существует волонтерский отряд, который занимается социальной деятельностью.

Все это говорит о том, что община развивает довольно активную деятельность в подведомственной ей территории.

Святыни

Среди святынь храма Сергия Радонежского в Крапивниках находится исключительно редкая реликвия, которая каким-то чудом сохранилась только в этом обиталище Бога Всевышнего. Это Кийский крест, изготовленный в 1656 году по повелению патриарха Никона, в самом кресте помещены:

  • сотни частиц святых Православной Церкви;
  • десятки частиц камней, связанных с различными местами Палестины и священными местами, упоминаемыми в Библии

Сам крест украшен небольшими крестами с частицами мощей неизвестных святых. Эти небольшие кресты были изготовлены на горе Афон.

Интересно! История самого креста связана с именем патриарха Никона, с того момента, когда он, по гордости своей, бежал от своего наставника и едва не погиб в пучине, но его лодку прибило к острову. Никон водрузил крест, который по названию острова назвали Кийским.

Еще одна святыня — это список XVIII века с Федоровской иконы Божией Матери. Подлинник с этой святыни единственная реликвия советского времени, которая не хранилась в музеях.

Также в храме пребывает икона преподобного Сергия Радонежского, относящаяся ко второй половине XVII века, в ней частица мощей преподобного. Все эти святыни в настоящее время для приходских храмов большая редкость. Большая часть православных реликвий погибло.

Престольные праздники и богослужения

Все престолы связаны со святыми:

  • прп. Сергию Радонежскому празднуют 8 октября;
  • прп. Серафиму Саровскому 15 января;
  • Всем Русским Святым празднуется на вторую неделю после Св. Троицы.

Утренние службы по будним дням начинаются в 8.00, в праздники и воскресные дни служится вторая литургия в 10.00 часов утра. Вечерня служба начинается в 17.00.

Службы совершаются ежедневно.

Как добраться

Храм расположен по адресу г. Москва, Крапивенский переулок, д. 4, строение 2. Надо доехать до станции метро «Трубная» отсюда, выйдя из станции, следует идти в сторону магазина «Музыка», а затем по Петровскому бульвару.

Церковь преподобного Сергия Радонежского является объектом культурного наследия и находится под охраной государства. На сайте Департамента культурного наследия города Москвы размещено соответствующее распоряжение.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва)

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках один из старейших в Москве. Он расположен напротив Высоко-Петровского монастыря, основанном в XIV веке. Район, где находился храм, имел в течение времени несколько названий — Старые Серебряки, потому что жили здесь работники монетного двора, Новые Сторожа, так как жили здесь представители дворцовой стражи. Но в современности закрепилось за этим районом название Крапивники.

История

Церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе» известна по документам с 1591 года. Она расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и Нарышкиных.

Время построения Сергиевской церкви в точности не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (1597), на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Название местности «Старые Серебряники» говорит о том, что здесь располагались дворы серебряников — мастеровых, работавших на Монетном дворе.

Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах — Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, — возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка» (С. К. Романюк. Из истории московских переулков (1988)).

Читайте также:
Церковь архангела Михаила в Крыму: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Трудно сказать, были ли в XVII задворки Высоко-Петровского монастыря столь глухи и чащобны, чтобы дать название переулку. По Сигизмундову плану Москвы 1610 года все пространство между улицей Петровкой и речкой Неглинной было застроено деревянными домами. Однако на плане Горихвостова 1767 года восточнее Петровки разбросаны отдельные дворы, городских кварталов нет; вдоль низменного берега Неглинной темным тоном показана пойменная луговина или пустырь, возможно, возникший в результате пожаров в первой половине XVIII века. В Переписных книгах 1738–1742 годов местность позади дворов прихожан церкви Сергия Чудотворца в сторону Неглинной значится «безгласной».

Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году.

В 1631–1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других.

Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь.

В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года.

В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).

Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Эта реконструкция не отражена в документах, однако известно, что 21 марта 1702 года был «выдан антиминс в церковь Преподобного Сергия Чудотворца, что в Белом городе у Трубы, в Старых Серебряниках. Взял диакон Стефан Алексеев». Антиминсы выдавались на вновь освящаемые престолы. Следовательно, можно с уверенностью считать, что незадолго до того строительство Предтеченского придела завершилось.

Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов.

Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала, так как не значится в списках уцелевших по Тверской части. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки. Утварь и имущество Сергиевского храма описали, часть взяли в церковь свт. Григория, а икону преподобного Сергия в 1816 году передали в церковь села Бородина.

По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 году, ввиду требования гражданского начальства, чтобы в Белом городе все дома были каменными, староста и прихожане церкви Григория обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей.

Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм. В 1847 году он сам осмотрел церковь преподобного Сергия и, найдя ее «прочной, исправно отделанной», предложил для устройства Антиохийского подворья, но митрополит Илиопольский предпочел Вознесенско-Ипатьевский храм в Китай-городе.

В 1848 году о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились «из благоговения к угоднику Божию преподобному Сергию». Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, — писал владыка обер-секретарю Святейшего Синода А. Н. Муравьеву, — а иное, после удаления на Афон, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую, на подворье».

В 1870 году прихожане и причт Григорьевского храма снова отказались передать Сергиевскую церковь, теперь уже для устройства Сербского подворья, указав, что это единственная в Москве приходская церковь, где главный престол посвящен преподобному Сергию Радонежскому.

В 1875 году «церковь была возобновлена прихожанами с позолотою всех трех ее иконостасов. Богослужения в ней совершались под все и во все большие праздники». В этом же году случилось и неприятное происшествие: храм посетили воры.

К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули).

Читайте также:
Церковь Феодора Тирона в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В ней в это время имелись два Евангелия, дискос и серебряный позолоченный потир с надписью, что тот устроен в церкви Сергия в 1775 году. Ризница была пуста, но иконостасы целы.

В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). Колоритный образ архимандрита Василия сохранился в мемуарах художника и историка Церкви М. Е. Губонина. Существует также посвященная ему статья священника Александра Мазырина, сотрудника кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, «Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность» (2013).

В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. Упоминание о них содержится в Информационной сводке № 92 Московского губотдела ГПУ «О политическом состоянии Москвы и губернии за 25 апреля 1922 года»: «У церкви Сергия (Трубная пл.) сегодня собралась толпа мальчишек, которые бросали в членов комиссии (имеется в виду комиссия по изъятию церковных ценностей. — Прим. ред.) камни. Были приняты соответствующие меры, толпа была рассеяна отрядом кавалеристов».

В 1925 году жилтоварищество, объединявшее окружающие церковь дома, устроило между уличной оградой участка и стеной церкви дровяной сарай, против чего возражал Музейный отдел, так как сарай угрожал пожарной безопасности храма.

После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде — дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления.

В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.

В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. Первым настоятелем Сергиевского храма после его возвращения Церкви стал протоиерей Иоанн Экономцев (впоследствии — архимандрит), а в составе клира были протоиерей Глеб Каледа, иерей Иоанн Вавилов, иерей Иоанн Свиридов. После того как в 1993 году верующим передали церковь преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре, клир переместился туда, а в Сергиевском храме в Крапивниках остался иерей Иоанн Вавилов, ставший его настоятелем.

15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.

В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. Решение о ее восстановлении было принято в начале 2000 года. Над возобновлением звона трудился И. В. Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей. Проект выполнялся методом стереофотограмметрии по фотографии из альбома Найденова. Метод позволил с точностью до нескольких сантиметров восстановить размеры и формы колокольни. Воссоздан также весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового: 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и 0,5 пудов. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.

Первый звон в стопудовый колокол состоялся на всенощном бдении на Крещение Господне 2002 года. Колокола весом 50 и 25 пудов были изготовлены и доставлены в храм весной 2002 года. 5 апреля 2002 года состоялось освящение колоколов на колокольне. Первый звон во все колокола прозвучал на Благовещение 2002 года.

В 2010 году настоятелем храма назначен протоиерей Александр Абрамов. В том же году было совершено малое освящение придела Всех святых, в земле Русской просиявших. Началась (и продолжается) научная реставрация облика храма и его святынь. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел: росписи алтарной части выполнила Ирина Зарон, алтарную преграду — Сергей Антонов. В 2014 году завершились работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма.

Святыни

Среди святынь храма Сергия Радонежского в Крапивниках находится исключительно редкая реликвия, которая каким-то чудом сохранилась только в этом обиталище Бога Всевышнего. Это Кийский крест, изготовленный в 1656 году по повелению патриарха Никона, в самом кресте помещены:

  • сотни частиц святых Православной Церкви;
  • десятки частиц камней, связанных с различными местами Палестины и священными местами, упоминаемыми в Библии


Кийский крест — собрание частиц святынь Святой Земли и мощей

Сам крест украшен небольшими крестами с частицами мощей неизвестных святых. Эти небольшие кресты были изготовлены на горе Афон.

Интересно! История самого креста связана с именем патриарха Никона, с того момента, когда он, по гордости своей, бежал от своего наставника и едва не погиб в пучине, но его лодку прибило к острову. Никон водрузил крест, который по названию острова назвали Кийским.

Еще одна святыня — это список XVIII века с Федоровской иконы Божией Матери. Подлинник с этой святыни единственная реликвия советского времени, которая не хранилась в музеях.

Также в храме пребывает икона преподобного Сергия Радонежского, относящаяся ко второй половине XVII века, в ней частица мощей преподобного. Все эти святыни в настоящее время для приходских храмов большая редкость. Большая часть православных реликвий погибло.

Паломнику

Расписание богослужений:

В субботу — Божественная литургия в 8.00. В воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Божественная литургия в 9.30, накануне Всенощное бдение в 17.00.

В пятницу в 17.00 акафист у Чудотворного Кийского Креста (кроме дней Великого Поста и Всенощных бдений праздников). Пассии и все службы Кресту совершаются у Чудотворного Кийского Креста.

В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00.

Храмы моего города. Храм Сергия Радонежского в Крапивниках.

Адрес храма Сергия Радонежского в Крапивниках:

127051, Москва, Крапивенский пер., 4, стр. 2.

Читайте также:
Московский Преображенский храм в Тушино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Как добраться до храма Сергия Радонежского в Крапивниках:

От ст. метро “Трубная” двигаться в сторону Петровского бульвара, далее следовать по нему, затем первый поворот налево – Крапивенский переулок.
От ст. метро «Чеховская», «Пушкинская», троллейбусами 15, 31 до остановки «Трубная пл.».

Схема проезда:

Контакты:

Адрес: 127051, Москва, Крапивенский пер., 4, стр. 2.
Телефон: (495) 623-47-80.

Церковь в Старых Серебряниках; Церковь в Сторожах; Церковь, что на Трубе;
Церковь на Петровке у Трубы; Храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца при Константинопольском подворье; Церковь Сергия Радонежского, что в Крапивках.

Автор: Назаров И.В.

О какой же из этих церквей мы сегодня расскажем? Да вот обо всех и расскажем. Тем более, что все эти наименования – суть имя одной церкви – Церкви Сергия Радонежского в Крапивниках.

А вот ранние названия – в Старых Серебряниках и в Сторожах, скорее всего, говорит об основных занятиях здешних жителей – мастеров по серебру и сторожей.

Чуть ниже церкви в стене Белого города было сделано отверстие для реки Неглинной. Называлось оно Трубой, отсюда и еще одно название. Имела она и адрес «в Крапивках», что связано либо с зарослями крапивы, либо с именем кого-то, кто жил в этих местах (в документах упоминается, скажем, коллежский асессор Алексей Крапивин).

Первая, ранняя часть существующего здания выстроена в 1678 году, а в 1702 году был построен северный Никольский придел. В 1722 году построили придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1749 году возвели ныне существующий второй ярус и колокольню. В 1883 году земля была передана Константинопольскому подворью — представительству Вселенского Патриарха в России и потому в церковь называлась «храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца при Константинопольском подворье».

Перескочив через годы, отметим, что в уже в нашем веке колокольню полностью восстановили по образцу XVIII века, и на ней воссоздали весь подбор колоколов – от стопудового до восьми килограммового весом 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и полпуда.

Однако, от описания церкви перейдем, пожалуй, к описанию единственной в своем роде московской святыни, которая находится в Храме Сергия Радонежского в Крапивниках. Святыня эта называется Кийский крест.

В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты «мерою и подобием Креста Христова». Один из таких крестов был сделан для монастыря на острове Кий.

Кийский крест был изготовлен «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову». Размеры креста 310 на 192 сантиметра. В крест помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста.

После освящения крест перевезли на остров Кий, где в Онежском (Кийском) монастыре крест установили в иконостасе вместо храмовой иконы. Во всех местах остановки на ночлег изготовлялись деревянные копии креста и освящались «на благословение».
В августе 1991 из Исторического музея Москвы крест передали в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

И закончим словами патриарха Никона о Кийском кресте:

“И аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго креста благодать дастся, яко же путешествующим во святая Палестинская места…”

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва)

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Церковь построена как усыпальница бояр Ухтомских в 1678 г., сменив деревянный храм XVI в.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святыни
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе» известна по документам с 1591 года. Она расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и Нарышкиных.

Время построения Сергиевской церкви в точности не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (1597), на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Название местности «Старые Серебряники» говорит о том, что здесь располагались дворы серебряников — мастеровых, работавших на Монетном дворе.

Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах — Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, — возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка» (С. К. Романюк. Из истории московских переулков (1988)).

Трудно сказать, были ли в XVII задворки Высоко-Петровского монастыря столь глухи и чащобны, чтобы дать название переулку. По Сигизмундову плану Москвы 1610 года все пространство между улицей Петровкой и речкой Неглинной было застроено деревянными домами. Однако на плане Горихвостова 1767 года восточнее Петровки разбросаны отдельные дворы, городских кварталов нет; вдоль низменного берега Неглинной темным тоном показана пойменная луговина или пустырь, возможно, возникший в результате пожаров в первой половине XVIII века. В Переписных книгах 1738–1742 годов местность позади дворов прихожан церкви Сергия Чудотворца в сторону Неглинной значится «безгласной».

Читайте также:
Тихоновский Преображенский монастырь в Задонске: история и адрес монастыря, современное положение

Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году.

В 1631–1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других.

Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь.

В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года.

В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).

Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Эта реконструкция не отражена в документах, однако известно, что 21 марта 1702 года был «выдан антиминс в церковь Преподобного Сергия Чудотворца, что в Белом городе у Трубы, в Старых Серебряниках. Взял диакон Стефан Алексеев». Антиминсы выдавались на вновь освящаемые престолы. Следовательно, можно с уверенностью считать, что незадолго до того строительство Предтеченского придела завершилось.

Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов.

Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала, так как не значится в списках уцелевших по Тверской части. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки. Утварь и имущество Сергиевского храма описали, часть взяли в церковь свт. Григория, а икону преподобного Сергия в 1816 году передали в церковь села Бородина.

По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 году, ввиду требования гражданского начальства, чтобы в Белом городе все дома были каменными, староста и прихожане церкви Григория обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей.

Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм. В 1847 году он сам осмотрел церковь преподобного Сергия и, найдя ее «прочной, исправно отделанной», предложил для устройства Антиохийского подворья, но митрополит Илиопольский предпочел Вознесенско-Ипатьевский храм в Китай-городе.

В 1848 году о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились «из благоговения к угоднику Божию преподобному Сергию». Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, — писал владыка обер-секретарю Святейшего Синода А. Н. Муравьеву, — а иное, после удаления на Афон, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую, на подворье».

В 1870 году прихожане и причт Григорьевского храма снова отказались передать Сергиевскую церковь, теперь уже для устройства Сербского подворья, указав, что это единственная в Москве приходская церковь, где главный престол посвящен преподобному Сергию Радонежскому.

В 1875 году «церковь была возобновлена прихожанами с позолотою всех трех ее иконостасов. Богослужения в ней совершались под все и во все большие праздники». В этом же году случилось и неприятное происшествие: храм посетили воры.

К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули).

В ней в это время имелись два Евангелия, дискос и серебряный позолоченный потир с надписью, что тот устроен в церкви Сергия в 1775 году. Ризница была пуста, но иконостасы целы.

В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). Колоритный образ архимандрита Василия сохранился в мемуарах художника и историка Церкви М. Е. Губонина. Существует также посвященная ему статья священника Александра Мазырина, сотрудника кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, «Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность» (2013).

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Старом Осколе: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. Упоминание о них содержится в Информационной сводке № 92 Московского губотдела ГПУ «О политическом состоянии Москвы и губернии за 25 апреля 1922 года»: «У церкви Сергия (Трубная пл.) сегодня собралась толпа мальчишек, которые бросали в членов комиссии (имеется в виду комиссия по изъятию церковных ценностей. — Прим. ред.) камни. Были приняты соответствующие меры, толпа была рассеяна отрядом кавалеристов».

В 1925 году жилтоварищество, объединявшее окружающие церковь дома, устроило между уличной оградой участка и стеной церкви дровяной сарай, против чего возражал Музейный отдел, так как сарай угрожал пожарной безопасности храма.

После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде — дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления.

В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.

В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. Первым настоятелем Сергиевского храма после его возвращения Церкви стал протоиерей Иоанн Экономцев (впоследствии — архимандрит), а в составе клира были протоиерей Глеб Каледа, иерей Иоанн Вавилов, иерей Иоанн Свиридов. После того как в 1993 году верующим передали церковь преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре, клир переместился туда, а в Сергиевском храме в Крапивниках остался иерей Иоанн Вавилов, ставший его настоятелем.

15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.

В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. Решение о ее восстановлении было принято в начале 2000 года. Над возобновлением звона трудился И. В. Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей. Проект выполнялся методом стереофотограмметрии по фотографии из альбома Найденова. Метод позволил с точностью до нескольких сантиметров восстановить размеры и формы колокольни. Воссоздан также весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового: 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и 0,5 пудов. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.

Первый звон в стопудовый колокол состоялся на всенощном бдении на Крещение Господне 2002 года. Колокола весом 50 и 25 пудов были изготовлены и доставлены в храм весной 2002 года. 5 апреля 2002 года состоялось освящение колоколов на колокольне. Первый звон во все колокола прозвучал на Благовещение 2002 года.

В 2010 году настоятелем храма назначен протоиерей Александр Абрамов. В том же году было совершено малое освящение придела Всех святых, в земле Русской просиявших. Началась (и продолжается) научная реставрация облика храма и его святынь. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел: росписи алтарной части выполнила Ирина Зарон, алтарную преграду — Сергей Антонов. В 2014 году завершились работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма.

Тверской. Церковь Сергия Радонежского в Крапивниках.

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

1625 год — первое упоминание церкви в документах.

1678-1679 годы — постройка каменной церкви на месте сгоревшей деревянной (существующий ныне четверик церкви и апсида главного алтаря относятся к XVIII веку).

1701-1702 годы — постройка трапезной и придела Иоанна Предтечи (до настоящего времени сохранились стена трапезной и западная часть стены придела, не затронутые перестройкой 1885 года).

1749-1750 годы — перестройка церкви: возведение двухъярусной колокольни и восьмерика церкви с купольным покрытием, а также Никольского придела.

Середина XIX века — восстановление церкви прихожанами после разорения во время войны 1812 года: ремонт фасадов и, видимо, возведение барабанов и глав.

15 ноября 1883 года — церковь и земельный участок переданы во владение Вселенской Патриархии для устройства Константинопольского Патриаршего подворья.

1885 год — перестройка придела Иоанна Предтечи: увеличение площади придела и размеров апсиды.

1920-е годы XX века — церковь закрыли.

1930-е годы XX века — разобран купол над церковью и восьмерик колокольни.

В 1991 году в храме возобновились регулярные богослужения. В 1993 году при храме был открыт Лицей духовной культуры во имя Преподобного Серафима Саровского.

2001-2002 — восстановлена колокольня, установлены колокола.

В 2002-2003 годы выполнена роспись купола и алтарной (восточной) стены главного престола Сергия Радонежского. В 2004 году написаны иконы праздничного ряда для иконостаса.

Церковь преподобного Сергия в Крапивниках известна с конца XVI столетия. Она изображена на «Петровом чертеже» Москвы, и это пока единственное свидетельство существования одноглавого храма в то время. Первое письменное подтверждение существования церкви относится к 1625 году, тогда она была деревянной.

Название церкви «в Крапивниках» однозначного объяснения не имеет. По одной из версий, так могли называть местность малонаселённую, заросшую бурьяном и крапивой. Согласно другой точке зрения, переулок, в котором церковь стоит, получил название по имени хозяина одного из дворов. В самом деле, в 1752 году одно из владений рядом с храмом принадлежало коллежскому асессору Алексею Крапивину. В прошлом были и другие названия церкви: «в Старых Серебряниках», «у Трубы», то есть близ Трубной площади, «в Сторожах».

В дореволюционное время церковь в Крапивниках была единственным храмом центра столицы, главный престол в котором был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. Сергиевская церковь невелика, она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней. Такое расположение говорит нам о древности храма. Самая старая часть церкви – небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой.

Читайте также:
Храм Покрова Богородицы в Покровском-Стрешневе: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Южный придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи был пристроен к храму в 1702 году. Он объединён с трапезной единым пространством. В 1885-1886 годах придел Иоанна Предтечи был увеличен. Заново была построена абсида, отодвинутая на восток. Она стала вровень с двумя другими алтарями храма. Предтеченский придел стал больше по площади, чем древний четверик и северный придел. Ныне этот придел посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим.

В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского – главного архитектора Москвы середины XVIII столетия.

В Сергиевском храме был крещен известный русский философ, общественный деятель, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804-1869). В 1812 году, во время пребывания в Москве наполеоновской армии, церковь сильно пострадала. После ухода французов она была приписана к соседнему храму Иоанна Богослова (не сохранился, стоял в Петровском переулке). Богослужения возобновились только в 1875 году.

15 ноября 1883 года Сергиевская церковь, не имевшая своего прихода, была передана Константинопольскому Патриархату под устройство собственного подворья (представительства в Российской империи).

В 1920 году храм преподобного Сергия в Крапивниках во многом разделил судьбу всей Русской Православной Церкви. В нем насильственно были изъяты ценности (богослужебные сосуды, старинные ризы на иконах и сами иконы). Известно, что изъятие ценностей сопровождалось волнениями прихожан. В 1934 году умирает последний греческий настоятель храма. Благодаря тому, что с формальной точки зрения Константинопольское подворье не принадлежало Русской Церкви, его еще несколько лет не закрывали. Храм был закрыт одним из последних в Москве – в 1938 году. В конце 1930-х годов у закрытой уже церкви разобрали ярус звона колокольни и барабан над основным объёмом. Внутри было устроено кустарное производство по заточке коньков, что объясняется близостью любимого москвичами катка “Динамо”. В таком виде храм сохранялся до 30 августа 1991 года, когда он был освящён Патриархом Алексием II. Сейчас храм – Патриаршее подворье.

В 2001 году была восстановлена разобранная большевиками колокольня, а в 2010 году освящен придел в честь Всех святых, в земле Русской просиявшим. В 2013 году открыта роспись Серафимовского придела, выполненная иконописцем Ириной Зарон.

На наружной северной стене храма укреплены доски с надписями красивой вязью, рассказывающие о погребённых рядом с ними прихожанах. Здесь похоронено несколько представителей княжеского рода Ухтомских. Они жили в Сергиевском приходе в XVI- XVIII веках. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и других. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Сергиевского храма – один из самых известных в Москве

В церкви Сергия с 1991 года находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест, один из самых значительных реликвариев в истории христианства. Крест, повторяющий размеры Креста Христова, был изготовлен по приказу Патриарха Никона и освящён 1 августа 1656 года в Москве. Он предназначался для основанного Никоном Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Патриарх Никон поместил в Крест частицы мощей 104 святых и 16 камней из различных святых мест Палестины. Крест находился на своём месте, в соборе Крестного монастыря, до 1923 года. Затем его перевезли в антирелигиозный музей на Соловках, а в 1930 году в Государственный исторический музей в Москве. Среди других почитаемых святынь этого древнего храма – чудотворные иконы: образ Божией Матери Феодоровская и образ преподобного Сергия Радонежского.

Церковь преподобного Сергия поднялась на глухих задворках Петровского монастыря, одним боком выходивших к болотистому берегу Неглинной реки, а другим “прислонившихся” к стене Белого города. Основной объём Сергиевского храма возводился накануне эпохи нарышкинского барокко. Строители его (насколько можно судить по оформлению центральной алтарной апсиды) не гнались за изысканностью, а имели в виду лишь добротность. Спустя некоторое время к храму пристроили трапезную и южный придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. По оси “восток-запад” придел оказался короче основного четверика, что должно было сообщать зданию известную неуклюжесть. В середине ХVIII века храм существенно видоизменился, приобретя черты, знакомые нам по сегодняшним фотографиям. Придел святителя Николая, устроенный с севера, несколько уравновесил общую композицию, а восьмерик (иногда его называют четвериком со скошенными углами, что даже более справедливо), поставленный над основным объёмом, придал ей определённое сродство с малыми храмами Высокопетровского монастыря – Пахомиевским (первая половина 1750-х годов) и Толгским (1744-1750). Причём с храмом Толгской иконы Божией Матери Сергиевскую церковь в большей степени роднит некая камерность (всё-таки Толгский храм стилистически однороден, в отличие от Сергиевского, в элементах которого чувствуется разновременность), а с Пахомиевским – именно решение второго яруса, хотя и здесь о разительном сходстве говорить не приходится: Пахомиевский храм увенчан “равномерным” восьмериком, каждая грань которого изначально имела окно.

Имени архитектора, производившего перестройку церкви прп. Сергия, не сохранилось, однако можно предположить, что к ней приложил руку зодчий из круга Д. В. Ухтомского, в ту пору – главного архитектора Москвы. Д.В. Ухтомский известен как мастер елизаветинского барокко. Сергиевская церковь, конечно, не имеет в своём оформлении достаточно черт, позволяющих с первого взгляда определить её как “елизаветинскую”, но это говорит скорее о том, что архитектор, перестраивавший её, сумел проявить и такт, и чувство меры. А барочные черты её “четверик со скошенными углами”, несомненно, несёт. Этот восьмерик второго яруса – наиболее насыщенный в декоративном отношении элемент Сергиевского храма. Под кровлей его обвивает карниз, опирающийся на сдвоенные пилястры, обозначающие рёбра восьмерика. Окна, расположенные на широких гранях, имеют полуциркульную форму и оформлены наличниками с выраженным замковым камнем. Подобным образом решены и эскедры на узких гранях восьмерика. После закрытия храм лишился своей колокольни, от неё остался только нижний массивный ярус, лаконично отделанный ленточным рустом. Ярус звонов был восстановлен только в 2000-е годы – в строгом соответствии с сохранившимися изображениями и чертежами. И завершением, и оформлением арочных проёмов он подобен восьмерику над основным объёмом.

Читайте также:
Свято-Елисаветинский монастырь в Калининграде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

Любопытная деталь: самый большой (стопудовый) колокол теперешней звонницы поднимали на колокольню, когда она ещё не была достроена, так как диаметр его превышал исторические размеры арок. С восточной стороны становится возможным визуально выделить её наиболее древнее ядро (апсидная часть). И увидеть, насколько в самом деле мало было первоначальное здание храма. До закрытия храма в 1938 году вход в него находился под колокольней, а на месте теперешней двери было большое окно. С постройкой здания Константинопольского подворья церковь оказалась как бы в колодце, возникшую в связи с этим проблему “недоосвещённости” как раз и пыталось решить окно в западной стене Иоанновского придела. Во второй половине дня свет попадал в него, отражаясь от светлой стены дома на противоположной стороне переулка.

Как архитектурное целое храм преподобного Сергия в Крапивниках складывался в несколько этапов. В 1678-1679 годах был возведён основной четверик, в 1701-1702 годах – трапезная и южный придел Усекновения главы Иоанна Предтечи (ныне освящён во имя Всех Святых, в земле Русской просиявших), в 1749-1750 годах – северный Никольский придел (ныне освящён во имя прп. Серафима Саровского), восьмерик над основным объёмом и, по-видимому, колокольня. В 1880-е годы проведена реконструкция южного придела, “выдвинувшая” его алтарную апсиду на один уровень с другими двумя. Высота храма до креста – 24,2 м, высота колокольни – 14,85 м. Ширина храма по фасаду – 23,8 м, внешняя длина (от входа до апсиды Всехсвятского придела) – 21.1 м.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №78, 2014 г.

Церковь в Крапивниках во имя преподобного Сергия Радонежского является самым первым и древним храмом во имя преподобного Сергия в пределах Белого города. Дошедшее до нас здание храма расположено напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и роду Нарышкиных. Точная дата построения Церкви не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (за 1597 год), на котором отмечен небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Деревянная Церковь преподобного Сергия упоминается также в документах в 1625 году.

О каменном храме

Каменный четырехугольный бесстолпный одноглавый храм начали строить в 1625 году. В последующие годы его неоднократно достраивали и перестраивали. В частности, в 1702 году построили широкий южный придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи, который объединили с пространством трапезной. Второй ярус над древним четвериком, новый купол и колокольню, а также северный Никольский придел возвели в стиле барокко в 1749-1750 гг. Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена. Видимо, она сильно пострадала, как большинство других храмов, но вскоре её восстановили.

Передача храма Константинопольскому подворью

В царствование Александра III, в 1883 году, землю, на которой стоит храм, передали Константинопольскому подворью (представительству Вселенского Патриарха в России). Саму церковь Сергия Радонежского также передали в ведение указанного представительства.

После революционных событий 1917 года

Храм не миновали трагические годы богоборчества и гонений на церковь. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм какое-то время оставался действующим. Однако в 1922 году по распоряжению властей из храма изъяли церковные ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. А в 1938 году Мособлисполком постановил церковь закрыть, переоборудовать и организовать в нем районный дом пионеров. Храм закрыли, подворье ликвидировали. После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде — дверь. В здании храма разместили цех Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления. С 1960 года здание передали под нужды завода металлических изделий.

Восстановление и возрождение храма

Восстановление храма начали в августе 1991 года после передачи здания верующим Русской Православной Церкви. Храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил престол преподобного Сергия Радонежского, после чего в храме возобновили регулярные богослужения. Приступили к восстановлению и реставрации храма. Помимо алтаря главного престола к 2010 году освятили восстановленные и отреставрированные приделы Серафима Саровского и Всех Святых, в земле Российской просиявших. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел. А к 2014 году завершили работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: