Владимирский собор в Херсонесе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Владимирский собор и «Усыпальница адмиралов» Севастополь

Белоснежное строение с золотым куполом буквально завораживает, манит к себе, не зайти внутрь храма просто невозможно. При входе в собор стоит памятник равноапостольному князю Владимиру, который принял крещение именно в Херсонесе.

Свято-Владимирский собор в Херсонесе Таврическом

История

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — православная святыня, которая увековечила принятие христианства князем Владимиром. Храм-памятник поражает своим величием, красотой и пропорциональностью линий.

Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря.

Автором проекта выступил академик архитектуры Давид Гримм. Интересно, что Свято-Владимирский собор в Херсонесе стал первым выдающимся сооружением, которое спроектировал этот архитектор. За свою работу Д. Гримм был удостоен звания профессора и права преподавания в академии.

Величественный собор возвышался над землей на 34 метра. Толщина его стен достигала метра. Поражало своим великолепием и внутреннее убранство храма: мозаичные полы, мраморные колонны. Над росписью Владимирского собора трудились известные художники — академик живописи Алексей Корзухин (один из оформителей храма Христа Спасителя в Москве), профессор Тимофей Нефф, Иван Малышев, Николай Майков. Работой руководил автор проекта Форосской церкви академик Николай Чагин.

Средства на возведение Свято-Владимирского собора собирали всей Россией по подписке. Когда срок действия ее истек, люди потребовали продлить сбор денег. Из-за дефицита средств постройка храма затянулась на три десятка лет.

В 1924 г. Херсонесский монастырь был закрыт, а Владимирский собор — передан музею. В период Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало: потрескались стены, внутреннее убранство было почти полностью уничтожено. В таком состоянии собор находился до недавнего времени.

Реставрация великой святыни началась трудами правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Владыки Лазаря. Проблемами восстановления Владимирского собора занимались государственные деятели высшего уровня.

В 1992 г. в стенах храма возобновились богослужения. В 1998 году, под патронатом Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы и его супруги, началась реставрация собора.

5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было совершено пасхальное богослужение – впервые за 77 лет. Возглавил праздничную службу Владыка Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский. Пасхальное богослужение в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе посетили Президент Украины Леонид Данилович Кучма и руководство Автономной Республики Крым.

3 апреля 2004 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в присутствии Президента Украины Леонида Кучмы был совершен чин освящения восстановленного Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе.

Сегодня в Свято-Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства Крещения и Венчания. Принятию Таинств предшествуют огласительные беседы.

Действуют нижний (освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира) храмы.

Убранство храма

Широкую известность и интерес паломников приобрел деревянный иконостас, расположенный на нижнем этаже церкви. Придворному мастеру Тихонову удалось при помощи тонкой резьбы достичь удивительного изящества.

О православном храме:

  • Устройство и убранство храма
  • Православная церковная иерархия
  • Правила поведения в храме

Не отстал от него по красоте иконостас второго этажа, выполненный из орехового дерева мастером В. Корецким. 54 мраморные колонны стали опорами для оконных арок первого этажа. Темный мрамор и белоснежные стены выглядели особенно величественно.

Интересно! Средневековые храмы Херсонеса богаты мозаичными полами, при выкладывании которых использовали мрамор нескольких цветов. Монументальность Свято-Владимирского собора подчеркивал трехступенчатый цоколь, выполненный из светло-серых мраморных плит и огромный купол, находящийся на 36-метровой высоте.

Постепенно собор обрастал великолепием и изяществом. В 1891 году состоялось освящение главного престола, а в 1892 — нижнего предела, который украсил новый иконостас.

В главном храме иконостас был сделан из мрамора, правую сторону его украшал киот, отделанный позолоченным деревом. Киот был украшен восемью образами, перед ним в мраморном постаменте были выложены мощи Владимира Великого, о чем свидетельствовала надпись.

«О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости».


Иконостас Свято-Владимирского собора

Аналой, служивший возложением для складня, напоминавшего о дне спасения царской семьи во время крушения поезда, расположился перед левым киотом.

В 1891 году святой Мартиниан, в то время служивший архиепископом Таврическим и Симферопольским, освятил главный престол Свято-Владимирского храма. Имя святого Мартиниана носит правый придел, где архиепископ был похоронен в 1898 году.

Именем святого Андрея Первозванного освящен левый престол. Алтарь верхнего храма привлекал прихожан списком чудотворного лика Корсунской Богоматери. Эта икона написана евангелистом Лукой, датируется первым веком нашей эры и хранилась в Эфесе. В 988 году список уникального лика был привезен византийской принцессой Анной в Корсунь, оттуда икону передали в Киев, затем святитель Иоаким Корсунянин перевез ее в Новгород.


Корсунская икона Божией Матери

В 1571 году Новгород был завоеван царем Иваном Грозным, который все иконы перевез в Москву, оставив на хранение в Успенском соборе. Далее, пройдя длинный путь, икона Корсунской Божьей Матери оказалась в Херсонесе.

Революция 1917 года стала настоящей катастрофой для христианской святыни. Мало того, что все золотые, серебряные вещи были разграблены, на территории храма устроили музей под открытым небом, закрыв Владимирский собор окончательно в 1925 году.

Во время войны уничтожение Владимирского монастыря довершила бомба, попавшая в купол церкви и мина, заложенная немцами, от взрыва которой все внутреннее убранство было уничтожено. Долгое время руины некогда великолепного храма оставались в развалинах, привлекая только туристов.


Владимирский собор во время Второй мировой войны был разрушен


Информация для туристов

Владимирский собор, как и весь заповедный комплекс, можно посетить в любое время года. Вечерняя служба в храме начинается в 17:00. Дни работы:

  • понедельник;
  • вторник;
  • четверг.

Утреннюю литургию можно посетить в половине восьмого утра два раза в неделю:

  • в среду;
  • в четверг.

В субботу литургия проводится в 08:00, а в 16:00 начинается всенощное бдение. В воскресенье проводятся две литургии:

  • ранняя – в 06:00;
  • Поздняя – в 09:00.

В 17:00 воскресенья начинается вечернее богослужение.

Контактный телефон для желающих получить более подробную информацию — +79781102621.

Вход в Херсонес Таврический

Цены в Херсонесе не устанавливаются: вход на территорию музея-заповедника 100 рублей для взрослых, но только в часы работы. Экскурсии по Херсонесу для групп также проводятся платно и по предварительной записи — договориться с администрацией нужно минимум за три дня до посещения и за день подтвердить свое намерение. Стоимость экскурсий от 4400 рублей на группу до 10 человек.

Читайте также:
Храм Иоанна Воина на Якиманке: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться

Для туристов открыты тропинки по древним улочкам городища, доступ к сохранившимся зданиям-памятникам, античному театру, колоколу, храму, музейным экспозициям, включая эпиграфические памятники и предметы искусства.

Предыстория

По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни

), в ходе подавления мятежа Варды Фоки. В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».[2]

В 1827 году начались археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял рещение именно в этой базилике.

В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь). Первый настоятель обители был игумен Василий (Юдин) († 1856).

Монастырские сооружения сильно острадали в ходе обороны Севастополя (1854—1855).[2] В апреле 1857 года был освящён деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова.[3]

С 1857 по 1874 годы монастырём управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор в два этажа.[3] Император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия.[3]

А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны, которые пожертвовали сребропозлащенный, украшенный драгоценными камнями оклад к Корсунской иконе.

Как добраться до святыни?

Доехать до Владимирского собора в Севастополе вы сможете и на общественном, и на личном транспорте – сложностей возникнуть не должно. Выбрав первый вариант, на Центральном автовокзале садитесь на автобус №107 или №195, выходить нужно на остановке «ул. Дмитрия Ульянова», откуда вам придется пройти порядка 1 км в северном направлении – и все, вы на месте. От «5-го км Балаклавского шоссе» практически до самого храма также ходит маршрутка — №22, ваш выход – ост. «Херсонес Таврический».

На машине добраться до церкви от центра города-героя вы сможете так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Древняя, 1, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.612148, 33.493311.
  • Телефон: +7-8692-24-21-15.
  • Официальный сайт: https://vk.com/club124998553
  • Расписание богослужений: можно узнать по ссылке выше.

Владимирский собор в Херсонесе оставляет незабываемые впечатления – об этом свидетельствуют многочисленные отзывы тех, кто в нем побывал. А тем же, кто отправляется на отдых в Севастополь, непременно стоит его посетить – это не займет много времени, да и потрачено оно будет не зря. В заключение предлагаем небольшой видео ролик об этом умиротворяющем месте.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

В художественной литературе

  • Последняя сцена романа В. Аксенова «Остров Крым» (1979).
  • Фотографии 1880 года
  • Нижний храм
  • Верхний храм
  • Современные фотографии
  • Херсонес. Владимирский собор
  • Херсонес. Владимирский собор
  • Херсонес. Владимирский собор
  • Херсонес. Владимирский собор
  • Херсонес. Владимирский собор
  • Херсонес. Владимирский собор
  • Херсонес. Владимирский собор
  • Херсонес. Владимирский собор

Музей Херсонеса Таврического


© Юлия

В настоящее время Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» работает и развивается в качестве музея с обширной площадкой под открытым небом, его сотрудники ведут научно-исследовательскую работу.Первые научные раскопки древнего города проведены в 1827 году. Необходимость открытия археологического музея назрела на следующем и более масштабном этапе изучения Херсонеса. «Склад местных древностей» создан в 1888 году под началом К. К. Косцюшко-Валюжинича.

В современный комплекс музея входит территория древнего городища с сохранившимися руинами построек (башня Зенона, термы, амфитеатр и другие), примыкающие исторические сельскохозяйственные участки, средневековые крепости Чембало и Каламита, Итальянский дворик.

В 2013 году археологический заповедник вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — в числе культурно значимых мировых памятников человечества.

Схема Херсонеса с достопримечательностями

Чем интересен Владимирский собор?

Главной его достопримечательностью сейчас является чудом уцелевший список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери, написанной в I веке апостолом Лукой.


Отметить также нужно воссозданный по фотографиям мраморный иконостас с резным деревянным киотом, покрытым позолотой, с 8-ю образами, увенчанными куполом. Интересны и восстановленные крымскими и киевскими художниками монументальные купольные композиции Корзухина и Неффа «Святой Дух», «Крещение Господне» и «Преображение Господне». Гости Севастополя выделяют и заново отреставрированную композицию «Тайная Вечеря» — центральный сюжет главного алтаря, а также полностью восстановленные стенные росписи и витражи.

Совсем рядом расположены руины Херсонеса, один из самых известных его монументов – Базилика в базилике с остатками изящных колон и прекрасным мозаичным полом. Неплохо сохранившиеся Западные врата с обломками крепостной стены и угловой башней Зенона, обращенной к морю, также достойны посещения, как и Херсонесский театр, вмещавший до 3000 зрителей, где проводились театрализованные представления и гладиаторские бои. Знаменитый Севастопольский колокол на берегу моря, отлитый в 1776 г. из трофейных турецких пушек, впервые зазвучавший после долгих лет молчания 5 мая 2002 г., в день первого с 1926 г. богослужения во Владимирском соборе – это отдельная тема для статьи.

Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 3

После игумена Василия обителью с 1857 по 1874 годы управлял архимандрит Евгений (Экштейн). Он-то и предложил возвести Владимирский собор в два этажа, чтобы в нижней церкви сохранить для потомков остаток храмовых стен, впитавших в себя память о великокняжеском крещении.

Читайте также:
Покровский мужской монастырь “Шулдан” в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Здесь мы обратимся к важнейшим и драгоценным для истории монастыря запискам неизвестного автора о последних днях жизни архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), когда он, «исчезая в Боге и вечности», отдавал все свое заботливое участие живому пространству самой древней святыни России.

6-го числа (мая. – О.К.) еще раз взглянул на Севастополь, его развалины и укрепления: “Бедный город!”– болезненно произнес владыка. Был в херсонесском скиту. Вид бедной обители, изрытой неприятельскими траншеями, едва возникающий из развалин, болезненно подействовал на попечительного архипастыря. Здесь настоятель встретил архипастыря со крестом и святою водою и приветствовал его следующими словами: “Вниди, преосвященный владыка, и вход твой да будет залогом радости сей страждущей земле; благовествуй нам мир”.

В скитской церкви после обычной молитвы одного брата благословил он в рясофор, назвав Ефремом, по имени одного из священномучеников Херсонесских. Обходя потом храм и указывая на малые узкие окна алтаря, заметил: “Прекрасно сделали, придержавшись старины; это очень кстати на древних развалинах!” В братских кельях пробыл около часу. Кушал немного чаю и, увидев здесь свой портрет, сказал настоятелю: “Зачем ты мертвеца этого повесил на стену; убери его”. Потом: “Живи же, не скучай, пиши каждую почту хоть два слова, что ты жив; а соскучишься, прибеги в Одессу; да займись изучением Крыма; мы у тебя устроим центр; заведешь училище, библиотеку; ты жил при мне, теперь я тебя оставляю одного, думай и живи своим умом, учись, привыкай к деятельности, а Крым-то, пожалуйста, изучи, и когда я буду у тебя в другой раз, потребую строгого ответа”. При этом, вынув 150 рублей серебром, сказал: “На, вот тебе на новоселье, на хлеб; а еще пришлю из Одессы, по приезде, 400 рублей”. А братии, благословляя ее, промолвил, указывая на настоятеля: “Слушайтесь его; бедовый старец! Мы от него довольно терпели, теперь и вы потерпите, да трудитесь и живите только, а мы для вас все сделаем, Бог даст”. Преподав за сим последние наставления бывшим тут настоятелям крымских скитов и монастырей… возвратился с балаклавский монастырь, чрез Севастополь, в ветреную и холодную погоду» [1] .

После того как император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в специально изготовленном ковчеге в виде Евангелия с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славнее, и святым крещением просветятся, светом познания Христова землю Русскую озарил еси», – стало очевидно, что пришла пора деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова, разобрать и на его месте возвести каменный. 2 апреля 1861 года епископ Херсонский и Таврический Алексий освятил новое здание церкви. А через несколько дней, 11 апреля, последовал указ Святейшего Синода, согласно которому херсонесскую киновию «во внимание к историческому значению местности» возвели в степень штатного первоклассного монастыря по окладу западных епархий.

В том же 1861 году, 23 августа, император Александр II и члены августейшей фамилии заложили в основание херсонесского собора, «предположенного, – как писал архиепископ Иннокентий, – к постройке от лица всей России в память крещения Владимирова», 30 золотых червонцев. Тогда же государь и государыня Мария Александровна пожертвовали богатый серебряный с позолотой оклад, украшенный драгоценными камнями, к чудотворной Корсунской иконе Божией Матери, которой святитель Иннокентий Таврический благословил еще первоначальный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских. От представителей Одесского общества истории и древностей, с усердием участвовавших в разработке соборного проекта, поступила престольная средневековая византийская мраморная доска с высеченными крестами, обнаруженная при раскопках Херсонеса в 1845 году.

Пока шло строительство Владимирского собора, монастырь креп и развивался. Был поставлен настоятельский корпус с домовой церковью в честь Корсунской иконы Божией Матери, освященный 14 июля 1863 года. С просторной террасы второго этажа, где находились покои архимандрита и высоких гостей, был виден Инкерманский монастырь. 14 августа 1867 года великий князь Владимир Александрович заложил основание престола верхнего соборного храма и тогда же принял почетное послушание соборного ктитора. Император Александр II пожертвовал монастырю 1000 рублей и средства на отливку 111-пудового монастырского колокола.

В 1874–1876 годах третьим настоятелем был поставлен игумен Анфим (Казимиров). При нем возводился Владимирского собор, генеральным подрядчиком исполнения проекта был московский предприниматель Губонин. Закончилось строительство в 1877 году при архимандрите Александре, управлявшем монастырем в 1876–1877 годах. Все отделочные работы предполагали завершить к 900-летию Крещения Руси. Но нужной суммы для дорогостоящего благоукрашательства так и не удавалось собрать. Тогда в 1887 году архимандрит Иннокентий (Жежеленко), бывший настоятелем монастыря в 1886–1893 годах, благодаря покровительственному участию обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, повелением императора Александра III получил от казначейства 300 тысяч рублей. Потому монастырь смог в 1888 году принять верующих в сияющем радостной красотой нижнем храме – месте купели святого Владимира, освященном в честь Богородичного Рождества.

В 1891 году двухэтажный херсонесский собор с приделами во имя благоверного князя Александра Невского и во имя апостола Андрея Первозванного предстал во всем своем величии. Над его иконами и росписью трудились академики живописи И.А. Майков, В.И. Нефф, П.Т. Рисс, А.И. Корзухин. Полы создали по образцу раннехристианских херсонесских базилик. Иконостасы были исполнены из каррарского мрамора.

Архиепископ Никанор, потрясенный внешним величием соборного храма, его убранством, «а также и служением, совершаемым в нем истово и благоговейно», только и смог сказать, «подобно послам святого Владимира, бывшим в храме Святой Софии в Царьграде: “Стояще в храме сем, на небеси стояти мним”» [2] . Лучшее, что есть в византийском «умозрении в красках», на что отозвалось (и продолжает отзываться) в нем русская душа – любовь, милосердие, свободный полет боговдохновенной мысли, – воплотилось в херсонесском «доме князя Владимира». Он оказался и молитвенно красив, и царственно прост.

В Владимирском соборе покоились в двух раках частицы мощей 115 святых. Епископ Херсонский Иннокентий, ставший настоятелем монастыря 11 сентября 1902 года, над могилой погребенного в нижнем храме в честь Рождества Богородицы архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана основал на свои средства придел во имя преподобного Мартиниана.

Читайте также:
Ивановская митрополия: история, храмы и монастыри, состав, православные добровольцы

В конце XIX– начале XX веков, при настоятелях иеромонахах Андрее и Евфимии (1877–1880), архимандритах Пахомии (Звереве, 1880–1886), Иннокентии (Лозянове, 5 месяцев 1886 года), Александре (Сухорукове, 1893–1900) и епископе Сарапульском Михее (Нексеевиче, 1900–1902), монастырь обзавелся новой трапезной, гостиницей для паломников, каретным сараем, кузницей, двумя корпусами для братии, баней, домом для эконома. В обители разбили два изумительных сада – для отца настоятеля и братии. Вообще Херсонесский монастырь, судя по документам, умел вести хозяйство деятельно и экономно. Приносили постоянное пополнение в казну обители два собственных доходных дома в Севастополе, племенной скот, жалованные в 1860-х годах земли в Крыму, Мелитопольском и Бердянском уездах, отведенный в 1895 году лес в 158 десятин в Каралесской волости. В Севастополе, на центральной Большой Морской улице, устроилось добротное подворье на переданных монастырю по указу императора Александра II в 1862 году 762 саженях земли. Росло монастырское денежное благосостояние и в 1916 году достигло 94 281 рубля. Креп и монастырский уклад: если в 1875 году на Херсонесе подвизалось 19 человек монашествующих и послушников, то в 1907 году их уже было 158.

Из приходно-расходных книг Херсонесского монастыря следует, что его насельники были людьми образованными – из военного, купеческого, духовного сословий, из интеллигенции. Обитель выписывала многие книжные новинки и почти все значимые периодические издания.

В архиве монастыря сохранились интересные сведения о приготовлениях к престольному празднику. В день святого равноапостольного князя Владимира хором руководил специально приглашенный регент из Адмиралтейского собора, праздничный обед готовил лучший севастопольский повар, гостям прислуживали шесть официантов из Морского собрания, дорогую посуду брали напрокат, полотеры загодя натирали паркетные полы. В монастырской лавке продавались специально изданные к празднику видовые фотографии [3] .

Император Николай II четыре раза посещал Херсонесский монастырь. 5 мая 1886 года, будучи цесаревичем, он с Александром III, Марией Федоровной и братом Георгием впервые осматривал святые места. В 1893 году все августейшее семейство стало гостями обители. В 1898 и 1902 годах царь-страстотерпец Николай II с супругой Александрой Федоровной посетили Владимирский монастырь и пожертвовали 1000 рублей.

Когда началась Первая мировая война, Херсонесский монастырь стал жертвовать средства на госпитали и на «военно-промышленные организации».

После революции 1917 года обитель стала медленно уничтожаться. В 1919 году скончался ее настоятель епископ Иннокентий (Солотчин) и был погребен рядом с владыкой Мартинианом в нижнем храме Рождества Богородицы Владимирского собора. Он говорил о красных: «О них нужно молиться, они – в опасном духовном положении» [4] .

Преемником владыки Иннокентия явился архимандрит Вениамин (Федченков), в феврале 1919 года хиротонисанный во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Когда большевики в середине 1920-х годов арестовали почитаемого владыку, у севастопольской тюрьмы собралось не менее 30 тысяч верующих. Они не разошлись до тех пор, пока епископа не отпустили. Скончался митрополит Вениамин в Псково-Печерском монастыре, где проживал на покое и незадолго до смерти принял схиму.

В 1924 году завершилась короткая и блистательная история Херсонесского монастыря. А в следующем, 1925 году, прошла последняя Божественная литургия во Владимирском соборе – на престольный праздник. В 1927 году все монастырские постройки были переданы так называемой «Дирекции Херсонесских раскопок». До сих пор Херсонесский государственный археологический музей-заповедник занимает территорию и здания обители, не имея на то никакого морального и имущественного права.

С 1992 года возобновились службы в храме во имя Семи священномучеников Херсонесских и на руинах разрушенного во время Великой Отечественной войны Владимирского собора. Первым настоятелем возрожденных святынь был протоиерей Александр Курбачев; во время восстановления соборного храма настоятелем херсонесских церквей являлся иеромонах Иов (Бородулин), ныне настоятель Инкерманского Климентовского и Балаклавского Георгиевского монастырей; после открытия и освящения вновь отстроенного Владимирского собора митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь поставил в его настоятели протоиерея Владимира Карпеца († 2005). С 2008 года настоятель Владимирского собора – благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Ему предстоит воплотить проект, задуманный святителем Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим, и начатый несколько лет назад игуменом Иовом. У развалин раннесредневекового храма в честь Влахернской иконы Божией Матери будет возведен Православный духовно-просветительский центр при Владимирском соборе в Херсонесе. 9 июня 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил предстоящее строительство, назвав его «востребованным временем».

Когда в 2004 году восставший из руин Владимирский собор в присутствии президентов России и Украины В.В. Путина и Л.Д. Кучмы освятил митрополит Киевский и всея Украины Владимир, казалось, что каменные останки тысячелетней давности под сенью православной храмовой архитектуры неожиданно обрели гармоническое совершенство. Словно ступавшие по этой земле священномученик Климент, святой Мартин Исповедник, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный князь Владимир со всей полнотой херсонесских мучеников вошли небесными прихожанами в великолепный и строгий собор. И сплотились здесь святые «зодчие духа» в слове молитвы Христовой.

Еще в далекие 1830-е годы меценат Анатоль Демидов, князь Сан-Донато, считал, что «на этом опустошенном месте наука… идет, можно сказать, ощупью. Здесь царствует лишь поэзия» [5] . Действительно, «бывалые дела исчезнувших жильцов» [6] призывают в память о себе «красное слово», которое, по мысли святителя Григория Богослова, «до времени необходимо, как подпорка у свода». Вот и в древнерусской «Голубиной книге» есть духовный стих о херсонесском Ангельском храме:

Посреди моря Океанского
Выходила церковь соборная,
Соборная богомольная
Святого Климента, попа Римского,
На церкви главы мраморные,
На главах кресты золотые,
Из этой церкви, из соборной,
Из соборной, из богомольной
Выходила Царица Небесная,
Из Океана-моря Она омывалася,
На собор-церковь Она Богу молилася.

На Херсонесе А.С. Грибоедов собирался написать драму о великом князе Владимире. И много было потом с тем же замыслом – писателей, поэтов, драматургов. Но все же одна только Анна Ахматова, называвшая себя «последней херсониткой», в 1914 году у «самого синего моря» точно и пронзительно рассказала, как «монах у ворот Херсонеса / Говорил: “Что ты бродишь ночью?”» Поэтесса знала назубок «пустынную, мертвую Корсунь» не только потому, что рядом с монастырем ее семья снимала дачу. Она прозрела в этом легендарном месте, где «несказанным светом сияла круглая церковь» – Владимирский собор, напряженное молитвенное стояние воинства Христова, которое в положенный ему Господом час прошло по херсонесской земле, а потом взошло на Небо, чтобы оттуда неустанно звать нас к Корсунскому источнику вечной, кипучей, горячей жизни Православия. И после бесстыдного здесь забвения веры, наконец-то, «приносит к нам соленый ветер / Из Херсонеса звон пасхальный», а «в нижней церкви служат молебны / О моряках, уходящих в море».

Читайте также:
Даниловский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, созидавший драгоценное по священным воспоминаниям для Церкви и Российской державы монашество в Крыму, в тяжелейшие дни Севастопольской обороны 1854 года произнес слово, смысл и завет которого не меркнут ныне. Он говорил: «Кто не знает, что у врагов наших одно из самых задушевных желаний теперь состоит в том, чтобы каким бы то ни было образом отторгнуть здешнюю страну от состава России? Это было бы, по собственному признанию их, верхом их успеха против нас. А мы… говорим врагам нашим как бы так: непростительно грубо ошибаетесь вы, воображая, что полуостров Таврический составляет для России только недавнюю добычу меча и плод побед: нет, это древнее, родовое достояние наше, это наследие еще святого Владимира. Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира».

Ныне в Севастополе, на древней Корсунской земле, живут в литургической полноте два храма Русской Православной Церкви – во имя Семи священномучеников Херсонесских и Владимирский собор. Их неуклонно возрастающая духовная крепость все настойчивее попирает мертвые камни павшей Византии. Величие их живой веры очевидно заявляет о будущем восстановлении здесь монастыря во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, по слову Христову взявшего свой крест и пошедшего за Ним – из Херсонеса на Святую Русь.

[1] О последней поездке в Крым и последних днях жизни синодального члена преосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Херсонского и Таврического. Б/м, 1862. С. 16–17.

[2] Никанор, архиепископ. Херсонисский монастырь в Крыму: История и настоящее состояние. Варшава, 1907. С.19–20.

[3] Архивные материалы частично публикованы: Терещук Н.М. Приходно-расходные книги – важнейший источник изучения деятельности Херсонесского монастыря // Sacrum et profanum. Севастополь; Краков, 2007. Вып. 2. С. 149–154.

[4] Вениамин, митрополит. Божии люди. М., 1991. С. 69.

[5] Демидов А.Н. Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году. М., 1853. С. 362.

[6] Зайцевский Е.П. Вечер в Тавриде. 1827 // Поэты 1820–1830 годов: В 2-х т. Л., 1972. Т. 1. С. 517. Стихотворение «Развалины Херсонеса».

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, Москва: описываем со всех сторон

В историческом центре российской столицы недалеко от известного театра имени Ленинского комсомола находится красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до современного времени.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, бо́льшую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.

Советские времена

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.

Читайте также:
Аносин Борисоглебский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, настоятельницы

Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Схема проезда
Проезд до ст. метро Чеховская / Пушкинская / Тверская, далее пешком до ул. Малая Дмитровка.

Богослужения
В субботние, воскресные и выходные праздничные дни начало Божественной литургии в 9:00. Всенощное бдение накануне начинается в 18:00.
В будние дни начало утреннего Богослужения в 7:30.

Престольные праздники
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы — 21 сентября.

История

Деревянный храм на развилке путей в Тверь и Дмитров (отсюда название урочища) известен с ХIV в.
Ныне существующий каменный храм строился в 1649–1652 гг.
Храм является уникальным образцом «русского узорочья» и последним памятником многошатрового зодчества в Москве (с 1653 г. строительство шатровых храмов было запрещено).
Одновременно он является первым на Руси храмом с престолом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Трапезная пристроена в конце XVII в.
В 1930-х гг. в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря.
Храм был закрыт около 1938 г., богослужения возобновлены в 1991 г.

Современная история

В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на года священник при невыясненных обстоятельствах был убит.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках в 2014 году

Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.

Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:

  • икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным;
  • икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.

Чудо 1941 года

После Октябрьской революции стоящая в самом центре города церковь не могла не мозолить глаза адептам новой атеистической власти. В 1929 году власти закрыли храмы на территории расположенного неподалеку Высоко-Петровского монастыря. В конце 1930-х годов Рождество-Богородицкий храм закрыли. Существует легенда, согласно которой года его должны были взорвать. Если она достоверна, то церковь мистическим образом спасло начало Великой Отечественной войны. В тот день было явно не до подрыва храма, а в годы тяжких испытаний для страны отношение властей к Церкви изменилось к лучшему.

Сегодня Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках​ стоит в ряду самых красивых православных храмов Москвы.

Расписание работы храма

Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым.

Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.

Как добраться

Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в исторической части Москвы. Добраться до него можно наземным транспортом и на метро.

На метро необходимо доехать до станций следующих метро:

  • Тверская (зелёная ветка);
  • Пушкинская (синяя ветка);
  • Чеховская (серая ветка).

Дойдя до кинотеатра «Пушкинский», необходимо повернуть налево. Через несколько минут покажется красивое белое здание.

До остановки наземного транспорта «Пушкинская площадь» можно добраться автобусами № Н1 и А. В двух минутах ходьбы от неё находится рождественская церковь.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках — красивый памятник русской архитектуры, являющийся ярким примером шатрового стиля, господствующего в русском зодчестве до конца XVII века. Он будет интересен не только истинно верующим православным людям, но и любителям русской истории.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, Москва

В историческом центре российской столицы недалеко от известного театра имени Ленинского комсомола находится красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до современного времени.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.
Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Калуге: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, большую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Храмы в честь Рождества Богородицы в Москве:

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.

Советские времена

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

Читайте также интересные статьи о православии:

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:

  • икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным;
  • икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.

Расписание работы храма

Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым.

Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.

Как добраться

Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в исторической части Москвы. Добраться до него можно наземным транспортом и на метро.

На метро необходимо доехать до станций следующих метро:

  • Тверская (зелёная ветка);
  • Пушкинская (синяя ветка);
  • Чеховская (серая ветка).

Дойдя до кинотеатра «Пушкинский», необходимо повернуть налево. Через несколько минут покажется красивое белое здание.

До остановки наземного транспорта «Пушкинская площадь» можно добраться автобусами № Н1 и А. В двух минутах ходьбы от неё находится рождественская церковь.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках — красивый памятник русской архитектуры, являющийся ярким примером шатрового стиля, господствующего в русском зодчестве до конца XVII века. Он будет интересен не только истинно верующим православным людям, но и любителям русской истории.

Храм Рождества Богородицы в Путинках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Расписание богослужений в храм

Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

на НОЯБРЬ 2021 года

7:30

Прп. Гавриила Самтаврийского

6:30

Казанской иконы Божией Матери

Молебен с акафистом

Божией Матери перед иконой Ее,

именуемой «Страстная»

17:00 Молебен с акафистом свт. Луке

Димитриевская родительская суббота

6:30

Мчч. Маркиана и Мартирия

Молебен с акафистом прав. Воину Феодору

Молебен с акафистом

блгвв. кнн. Петру и Февронии

7:30

Вмч. Димитрия Солунского.

Воспоминание великого и страшного трясения

(землетрясения), бывшего в Царьграде

7:30

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница.

Свт. Димитрия, митр. Ростовского

7:30

Прмц. Анастасии Римляныни

Молебен с акафистом

Успению Божией Матери

17:00

Молебен с акафистом

7:30

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана,

Наркисса, Апеллия и

Аристовула. Мч. Епимаха

6:30

Бессребреников и чудотворцев Космы

и Дамиана Асийских

Молебен с акафистом

блгвв. кнн. Петру и Февронии

7:30

Обновление храма вмч. Георгия в Лидде

7:30

Свт. Тихона, патриарха

Московского и всея России

Молебен с акафистом

Божией Матери перед иконой Ее,

именуемой «Страстная»

7:30

Прп. Варлаама Хутынского

Молебен с акафистом свт. Луке

7:30

Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших.

Прп. Лазаря Галсийского

6:30

Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

Молебен с акафистом

блгвв. кнн. Петру и Февронии

7:30

Иконы Божией Матери,

именуемой «Скоропослушница».

Свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского

Читайте также:
Амвросий Юрасов: биография священника, книги и труды
7:30

Колесование вмч. Георгия

7:30

Иконы Божией Матери «Милостивая»

Молебен с акафистом

Успению Божией Матери

7:30

Свт. Иоанна Златоустого,

архиеп. Константинопольского

Молебен с акафистом свт. Луке

7:30

Апостола Филиппа

6:30

Мучеников и исповедников Гурия,

Самона и Авива.

Прп. Паисия Величковского

Молебен с акафистом

блгвв. кнн. Петру и Февронии

7:30

Апостола и евангелиста Матфея.

Сщмч. Филумена Святогробца

История храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – один из немногих не разрушенных до наших дней шатровых храмов. Он выдержал испытание временем, французским нашествием, московскими пожарами и гонениями советской власти. Более 50 лет у северо-западного въезда в российскую столицу сооружение встречало иностранных послов и путешественников, которые останавливались в расположенном рядом посольском дворе. Некогда Путинки были окраинной слободой, с тех пор Москва значительно разрослась и сейчас стройное, изящное здание отлично украшает одну из улиц исторического центра Москвы.

Благодаря удобному расположению, церковь, посвященную Рождеству Богоматери, посещают жители и гости первопрестольной в религиозные праздники, выходные дни и просто во время прогулок по центру города.

Описание и месторасположение

Храм в Путинках, посвященный Рождеству Божьей Матери, возведен и оформлен в традиционном стиле русского узорочья. Он был закончен всего за год до реформирования системы богословия патриархом Никоном и наложения запрета на строительство религиозных сооружений шатрового типа.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – уникальный образец архитектуры. Во многих чертах она не похожа на другие религиозные сооружения XVI-XVIII веков. Так, главного фасада в здании нет. С любой стороны он выглядит очень красиво и богато. При осмотре сооружения ни одна деталь не выдается наружу и не выделяется.

Четверик в здании протянулся не с запада на восток (как это сделано в большинстве церквей), а с севера на юг. Колокольня расположена не западнее, а северо-восточнее основной части храма, рядом с тремя шатрами. Каждый из них сделан из дерева, имеет небольшой (до 3 метров) диаметр, изнутри закрыт и является только декоративным украшением.

Четвертый шатер, который построен севернее основной тройки в виде отдельного куба, прикрывает придел Неопалимой Купины. Все барабаны шатров обведены тремя ярусами больших и малых кокошников. Основной объем церкви украшают ложные закомары, под которыми сделан резной фриз.

Обратите внимание: церковь Рождества Богородицы в Путинках находится в Тверском районе Москвы, в самом начале улицы Малой Дмитровки, в доме под номером 2. Расстояние до Кремля составляет 2 км, до 3-х станций метро, сооруженных под Пушкинской площадью, – 100-150 метров. GPS-координаты здания: 55.76705, 37.60687.

Колокольня церкви построена в виде восьмигранника. В ее шатре сделано множество отверстий-слухов, которые вместе с большими резными окнами делают эту часть храма легкой и ажурной. Всего на ней подвешено 9 звонов. Ежедневно используется 1-2 из них. Остальные применяются только по большим церковным праздникам.

Возможно, Вам будет интересна статья с историей создания и описанием Николо-Угрешского монастыря.

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

История храма

Исток московского храмового зодчества отделен от нас веками: первый храм возле Тверских ворот Москвы был построен в 1625 году из дерева.

Это интересно: возведение каменной Церкви началось в 1649 году, и велось без специальных чертежей. Архитекторы и рабочие ориентировались только по рисункам, сделанным на земле или на бумаге.

Причиной для начала работ по сооружению здания послужил пожар. Огонь уничтожил старый храм Рождества Богородицы дотла.

Возведение новой церкви окончилось в 1652 году. Тогда же состоялось ее освящение.

Интересный факт: строительство велось на средства, отпущенные из казны царем Алексеем Михайловичем. Всего царь дал на создание молельни 800 рублей. Из них 400 на начало работ, 300 на их продолжение и 100 на завершение.

Ходатайствовал о выделении денег на храм патриарх Иерусалимский Паисий. Также от правителя земли русской поступали камень, известь и другие материалы. Небольшую часть необходимых для сооружения средств пожертвовали прихожане.

В конце XVII века к зданию были пристроены большая зала для трапез и комната в честь Феодора Тирона, оформленные в стиле барокко. В этих сооружениях жили и питались монахи и церковные служки. В то же время была воздвигнута комната для сторожей и вход на звонницу. В 1715 году, во время одного из ремонтов, на последней был повешен колокол известного мастера Ивана Моторина, который отливал огромные звоны для храмов Киева и Санкт-Петербурга. В 1781 сооружение было окружено металлическим забором (до наших дней не сохранился).

В 1812 году, при знаменитом пожаре, храм уцелел и не получил никаких повреждений. В 1864 возле западной стены молельни было построено небольшое крыльцо. В 1897 церковь была отреставрирована. Руководителем обновления выступил архитектор Н.Н. Султанов. В 1911 году возле храма был сооружен жилой дом, который заслонил вид на шатры и колокольни с юга.

Наставники

О настоятелях Успенского храма на Путинках, возглавляющих приход в дореволюционное время известно очень мало информации.

Из сохранившихся источников известны следующие имена:

  • о. Сергей Стеньковский (1906-1918 гг.);
  • о. Иоанн Рождественский (1918 г.).

Во главе прихода после возвращения церкви в лоно церкви стояли три священника:

  • о. Глеб Афанасьев (1992-1995 гг.);
  • о. Максим Миров (1995-1998 гг.);
  • о. Алексий Гомонов (с 1998 г.).

Активную работу по развитию и укреплению приходской общины проводит вдова о. Глеба матушка Людмила Владимировна Афанасьева. Она является главой церковной общины и возглавляет общество “Жен-мироносиц”.

Судьба после революции и в советские годы

С 1918 до 1938 года церковь Рождества Богородицы была открыта для прихожан. С начала 30-х годов религиозные обряды и службы в сооружении проводили монахи Высокопетровского монастыря. В июне 1935 в храме прошло рукоположение монаха Алексия (настоятеля) в епископа Каширского. Позже этот священник стал епископом Алма-Атинским и Казахстанским.

Читайте также:
Биография патриарха Кирилла: подробное описание жизни святейшего, история служения, деятельность церковнослужителя и звания

Богослужения в храме были прекращены в конце 1935 года. Окончательно молельня была закрыта советскими властями Москвы в 1938. После прекращения религиозной деятельности в здании молельни размещалось несколько контор и складов.

В 1957 году под руководством архитектора Н. Н. Свешникова и при участии члена-корреспондента Академии архитектуры Д. П. Сухова в храме проводились реставрационные работы. Во время их осуществления крыльцо, выстроенное в 1864 году, было разрушено, а на его месте возведено новое, стилизованное под период начала строительства храма — середину XVII века. С этой паперти открыт выход на Малую Дмитровку.

Важно знать: известно, что Советская власть стремилась уничтожить и осквернить всякую святыню. Так, в 70-е годы прошлого века, сооружение было передано московскому отделению «Цирка на сцене» и вплоть до лета 1990 служило репетиционной базой этой организации. Оно использовалось для тренировок с участием собак.

2 января 1990 года состоялась передача храма служителям православной церкви. Ранним утром 2 февраля 1991 первый настоятель – 33-летний игумен Серафим был зверски убит ударом тупого предмета в голову в собственной квартире. Для совершения богослужений и православных обрядов и треб здание было открыто в августе 1991 года.

С конца восьмидесятых годов Александр Абдулов, известный российский актёр, активно жертвовал на восстановление сооружения. Он инициировал создание и организацию фестиваля «Задворки». Все деньги, полученные от этого мероприятия, шли на ремонт здания. Сборы от картины «Задворки-3» были потрачены на оплату работ по реконструкции. После смерти Александра Абдулова, 5 января 2008 года, в церкви прошло его отпевание, на котором присутствовало несколько десятков известных актеров, музыкантов, певцов.

Примечания[ | ]

  1. , Подобное ударение спорно. Среди старожилов этого района засвидетельствовано также ударение на последний слог («в Путинка́х»).
  2. Чаянов А. В.
    Избранное:Статьи о Москве…. — М.: Издательский Дом ТОНЧУ, 2008. — С. 27. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 978—5—91215—032—6.
  3. 12
    Памятники архитектуры Москвы. Т. В. Моисеева, Ю. И. Аренкова, М. И. Домшлак, Г. И. Мехова и др. — М.:Искусство,1990.
  4. 12
    Церковь Рождества Богородицы в Путинках Статья на сайте «Храмы России»
  5. Москва: Архитектурный путеводитель. И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.:Стройиздат 1997.
  6. Воссоздание крыльца Н. Н. Свешников предложил на основе серьёзного изучения самого памятника в натуре, изучения графического материала, прежде всего, изображений самого памятника до перестройки 1864 года
  7. 12
    Убийца отца Серафима не пойман. И, похоже, не вор Статья в журнале «Власть» от 4 февраля 1991 г.
  8. 12
    В Москве простились с Александром Абдуловым Сообщение на сайте patriarchia.ru
  9. Формула любви Александра Абдулова (недоступная ссылка) Статья на сайте www.podrobnosti.ua
  10. Информация на сайте insight.yard.ru (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 ноября 2008. Архивировано 11 декабря 2008 года.
  11. Священнослужители храма (неопр.)
    . putinki.uspenie.com. Дата обращения: 11 февраля 2021.

Современное состояние

Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.

Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.

Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.

Информация для паломников и туристов

  • Как добраться

Добраться до церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно с помощью подземных электричек:

  • Серпуховско-Тимирязевской (серой) линии (станция «Чеховская»);
  • Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) ветки (станция «Пушкинская»);
  • Замоскворецкой (темно-зеленой) линии (станция «Охотный ряд»).

До остановки «Пушкинская площадь», которая расположена в 100 метрах от храма, курсируют автобусы под №№ Н1 и А от терминала B аэропорта «Шереметьево» и от стадиона Лужники.

Возьмите на заметку: не путать с Церковью Рождества Богородицы в посёлке Гнилицы, находящемся в Нижегородской области. Год постройки храма является примерно 1822, к шатровой архитектуре она не принадлежит.

  • Службы и богослужения

В будние дни службы в церкви открываются в 7:30, в выходные и праздники – в 9:00. Перед торжествами всенощные бдения начинаются в 18:00. По просьбам верующих в храме проводятся обряды крещения и венчания.

  • Официальный сайт

Более подробное расписание и официальную информацию лучше узнавать непосредственно в храме или на страничке, посвященной Рождественскому храму. Отправить письмо его служителям можно на электронную почту, позвонить – по телефону.

  • Престольные праздники

Престольным праздником церкви считается 21 сентября, когда празднуется святое рождение Пресвятой Девы Марии.

Святыни и мощи храма

В старинной Успенской церкви находится большое собрание чудотворных и почитаемый икон.

  1. Мироточивая икона Успения Богородицы, которая по преданию находилась ещё в первом деревянном Успенском храме.
  2. Чудотворная икона святителя Луки с частицей мощей, написанная в начале текущего столетия. Чудеса исцеления по молитве святому образу происходили множество раз, о чём свидетельствуют многочисленные ювелирные изделия, приносимые благодарными верующими людьми.
  3. Небольшие мощевики закреплены на почитаемых образах святого Пантелеймона, святого Николая Чудотворца.
  4. Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских, у которой еженедельно читается специальный акафист, привлекающий в храм сотни молодых свободных людей. После их поведения прямо в помещении храма накрываются столы для чаепития, проводимого молодёжным клубом “Петра и Февронии“. За годы его существования нашли друг друга множество одиноких людей.
  5. Почитаемая икона Иоанна Кронштадтского, по молитве которому происходит исцеление от алкогольной и наркотической зависимости. Молебен с акафистом святому старцу читается в храме еженедельно.

Храм Успения в Путинках: адрес, святыни, расписание

Ниже представлена нужная информация для тех, кто хотел бы помолиться, и не только.

Читайте также:
Иверский монастырь в Ростове-на-Дону: история и адрес, описание, святыни

Как найти храм?

Если вы едете на метро, то выходите на одной из следующих станций:

  • «Пушкинская».
  • «Чеховская».
  • «Тверская».

Ближе всего, по мнению тех, кто часто бывает в этих краях, будет станция «Пушкинская» («сиреневой ветки»). Выйдя из метро, поверните налево. И потом нужно повернуть еще налево. Так вы обогнете здание. Перед вами будет вход в издательство «Известия». Проходите мимо него. Справа через дорогу увидите кинотеатр «Пушкинский». Но вам нужно будет перейти дорогу только один раз – у перекрестка со светофором. Посмотрите налево, перед вами будет улица Малая Дмитровка. Идите по ней до тех пор, пока не пройдете кинотеатр «Ленком». Продолжайте идти до перекрестка, где есть пересечение Малой Дмитровки с Успенским переулком, затем поверните направо. Пройдите около 100 метров, и перед вами в своем величии предстанет храм Успения Богородицы в Путинках. Его адрес — Успенский переулок, дом 4.

Расписание работы храма

Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым.

Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.

Как нужно себя вести

Во все православные храмы и монастыри положено ходить только в закрытой одежде:

  • женщины: в юбках ниже колен, блузках или закрытых платьях, платках/косынках и без косметики;
  • мужчины: в брюках, рубашках, футболках, ботинках;
  • запрещается посещать храм в нескромной одежде, шлепанцах.

Все эти замечания касались внешнего вида. А теперь перейдем к духовной стороне вопроса:

  • нельзя разговаривать громко и о посторонних вещах;
  • старайтесь молиться Господу, а не думать о чем-то мирском;
  • ставя свечку, обязательно молитесь.

Храм Успения в Путинках открыт для всех, кто ищет молитвенной помощи у Бога, Его Матери и святых. Тихонечко подойдите к каждой иконочке, прочитайте, кто изображен, мысленно помолитесь о здравии и спасении.

Храм в Путинках считается одной из красивейших и древнейших церквей в Москве

Данная церковь была построена в 1649 — 1652 годах. Храм в Путинках считается одной из красивейших и древнейших церквей, которая была освящен в честь этого праздника, и который по настоящее время сохранился в Москве.

Считалось, что в древности здесь располагалось урочище Путинки. От Тверских ворот до Белого города здесь расходились 2 пути на город Дмитров и на город Тверь.


Так выглядел храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы после его постройки. Фото: shop.web02.widgets.vigbo.com

Название Путинки произошло от слова паутина. Это объясняется тем, что рядом находятся маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими домиками, все они находятся в приходе этой церкви. В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках». Позднее у него появилось то название, что мы сейчас и видим.

Святыни

В храме есть несколько почитаемых икон с частичками мощей святых:

  • Алексия, Человека Божия.
  • Святителя Луки Войно-Ясенецкого.
  • Святого Пантелеймона.
  • Святых князей Петра и Февронии.

У последних трех икон регулярно читают акафист, совершают молебен. Любой желающий может присоединиться к молящимся. В храм Успения в Путинках иногда привозят из других городов и стран чудотворные иконы и ставят на видном месте так, чтобы каждый заметил и смог подойти, приложиться и помолиться.

Внешнее и внутреннее убранство храма соответствуют его первоначальному оформлению

Разберем немного убранство храма. Внешнее и внутреннее убранство храма соответствуют его первоначальному оформлению 17 века. На фото можно увидеть детали внутреннего убранства храма.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках — это уникальный архитектурный памятник 17 века, который выполнен в стиле русского зодчества. Отличительной чертой этого стиля считается использование множества декоративных деталей. На фото ниже можно в этом хорошо убедиться.


Внутреннее убранство храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото: rest.su

Центральной частью храма считается вытянутый с юга на север четверик, который увенчан 3 шатрами, выполняющими декоративную функцию. Таким же шатром украшен северный предел, который освящен в честь иконы Неопалимая Купина.

Здесь также можно увидеть узорчатую колокольню и западное крыльцо. Стены храма украшены декоративными деталями. Конечно же, убранство поздних построек, которые относятся к зданию храма, значительно отличается от его основной части.

Расписание богослужений

В будни и в субботу на литургию можно приехать к 7.30. Желательно пораньше, чтобы спокойно подать записки, поставить свечи, найти свободное место для молитвы.

В воскресенье литургия начинается в 8.30.

Всенощное бдение, молебны с акафистом практически всегда начинаются в 17.00 в любой день.

Остановимся подробнее на молебнах:

  • святым князьям Петру и Февронии – по воскресеньям;
  • по пятницам — святителю Луке;
  • по вторникам и четвергам — другим святым.

Благое дело — вечером в будни после работы или учебы посетить храм Успения в Путинках. Расписание богослужений составлено так, чтобы служба не заканчивалась слишком поздно вечером. А утром – чтобы успеть на работу и по другим делам.

Новые постройки храма были выполнены в стиле раннего московского барокко

К сожалению, внутреннее оформление храма не сохранилось с советского времени. Единственным элементом считается роспись центральной колонны, на которой изображены православные святые.


Иконостас в храме Рождества Божией Матери в Путинках. Фото: temples.ru

Стены храма Рождества Богородицы украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Молебен Петру и Февронии

Если в понедельник нет большого церковного праздника, то в воскресенье в 17.00 служат молебен святым Петру и Февронии с чтением акафиста. В этот момент храм Успения в Путинках, как правило, переполнен прихожанами – молодежью, желающей создать семью.

Если вы ищете вторую половинку, желаете создать крепкую семью, хотите попросить защиты у святых для вашей семьи, то приезжайте обязательно на молебен. В притворе на стойке напишите записку о здравии и с пометкой «Молебен и акафист свв. Петру и Февронии» (свв. – принятое сокращение, когда упоминают двух и более святых). Отнесите записку к свечнице. Молебен стоит 50 рублей.

Читайте также:
Монастыри Армении: действующие мужские и женские, описания и история

Обычно служит молебен добрый и мудрый батюшка отец Алексий (Гомонов). По окончании он говорит долгую, но очень интересную проповедь специально для ищущих спутника жизни и семейных пар. Очень полезно послушать всем.

Храм Рождества Богородицы в Путинках — одна из красивейших церквей Москвы

Гуляя по Малой Дмитровке в центре Москвы, можно увидеть очень красивый, торжественный и обильно украшенный храм, расположенный в самом начале улицы.

Это храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.

И хотя многие далёкие от вопросов религии люди могли даже не слышать о нём, его без сомнений и преувеличения можно назвать одним из самых красивых храмов столицы.

Общий вид храма

Здание обладает достаточно сложной структурой: его основной объём имеет форму вытянутого четверика с тремя шатровыми завершениями и небольшими главками, к которому пристроены придел «Неопаплимой Купины», изящная звонница, трапезная и массивное крыльцо.

Храм построен в стиле русского узорочья, и его фасады могут похвастаться очень насыщенным декоративным оформлением: тут и кокошники, и сложные резные наличники, и аркатурные пояса — сложно найти участок фасада, на котором нет никаких декоративных элементов.

Особенно эффектно выглядят кокошники, опоясывающие основания всех барабанов и поставленных на них шатров.

Вид с Малой Дмитровки покрупнее

Привлекает внимание и название храма — «в Путинках».

Существует как минимум две распространённые версии его происхождения: первая связывает его с располагавшимся неподалёку Путевым посольским двором, где останавливались прибывшие в Москву иностранные послы, вторая же говорит, что оно произошло от расположения церкви «на пути» в Дмитров и другие города к северу от Москвы, то есть буквально — на дороге.

Декоративное оформление фасада

Здание храма было построено в 1649-1652 годах взамен существовавшего прежде деревянного, которое сгорело при пожаре.

Для его постройки местные жители и прихожане заручились поддержкой Иерусалимского патриарха Паисия, который в то время как раз находился в Москве. Через него они передали царю просьбу выделить необходимые для строительства кирпичи и деньги. Сначала из казны выделили 300 рублей, но их не хватило, и тогда на строительство выделили ещё 400 рублей. Однако, их тоже не хватило, и пришлось выделить ещё 100 рублей; итого казна выделила 800 рублей — немыслимую сумму! Какую-то часть необходимых средств собрали и сами прихожане.

Любопытно, что спустя год после завершения строительства, в 1653 году, патриарх Никон запретил строить в России каменные шатровые церкви, так что церковь Рождества Богородицы в Путинках стала одной из последних подобных церквей в Москве — может, даже и последней.

Впоследствии здание неоднократно достраивалось и реставрировалось. Свой современный вид оно приобрело в 1957 году, когда храм был отреставрирован (при этом было изменено крыльцо).

В советские годы храм, как и многие другие, был закрыт. Сначала в нём разместили конторы, а затем — репетиционную базу московской дирекции «Цирк на сцене», где вплоть до 1990 года дрессировали собак и обезьян.

В 1990 году здание передали Русской православной церкви, после чего началось его восстановление. Кстати, большую роль в восстановлении храма сыграл актёр Александр Абдулов, по инициативе которого во дворах Ленкома проводился фестиваль «Задворки», а собранные на нём средства направлялись на восстановление церкви. В 1991 году в храме возобновились богослужения.

Чаепитие после молебна

По окончании молебна часто устраиваются чаепития с концертами, выступлениями, поздравлениями. Благодаря высокой активности президента клуба Екатерины Громовой по осуществлению мероприятий, многие прихожане нашли себе пару и успешно создали семью.

В воскресный вечер храм Успения в Путинках становится местом встречи будущих супругов, друзей по интересам, помощников. Ведь каждому человеку предлагается не только попить чаю, но и приступить к совместному труду, который поможет узнать друг друга поближе.

Вот мы и изучили храм Успения Богородицы в Путинках: расписание, местонахождение, мероприятия, святыни. Обязательно приходите в это благодатное место для молитвы!

В настоящее время храм Рождества Божией Матери считается действующим

В настоящее время храм Рождества Божией Матери считается действующим. В настоящее время настоятелем храма считается Федор Николаевич Батарчуков.


Так выглядит настоятель храма в Путинках — Федор Николаевич Батарчуков.

Настоятель — протоиерей Батарчуков Федор Николаевич. Родился 23 августа 1956 года. Он получил образование Московской духовной академии, также считается кандидатом богословия.

25 октября 1987 года отец Федор Николаевич был рукоположен в сан диакона, а в 1988 году его рукоположили в сан пресвитера.

Прослужил он недолго до того момента, как 23 марта 1991 года его назначили настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы, который находится в Путинках. Протоиерей Федор Николаевич беседует со многими прихожанами, приглашая их на исповедь, чтобы исповедовать свои грехи.

с этого дня настоятель Рождественского храма — протоиерей Федор Батарчуков

Также он преподает и в воскресной школе. Проводит беседы с детьми, рассказывает им о Боге, о церкви Христовой. Отец Федор помогает и оказывает поддержку неблагополучным семьям, сиротам и заключенным.

Все кто лично хочет пообщаться с батюшкой, чтобы получить от него духовный совет и наставление, могут прийти по адресу, который указан ниже, в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках города Москвы.

Расписание богослужений можно узнать в самом храме за свечным ящиком

В настоящее время у храма Рождества Пресвятой Богородицы нет официального сайта, поэтому расписание богослужений можно узнать в самом храме, за свечным ящиком. Добраться до храма можно наземным транспортом и на метро.


Церковь в честь Рождества Богоматери в Путинках — это уникальный памятник архитектуры. Фото: xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai

Так как храм Рождества Пресвятой Богородицы — это памятник архитектуры, он будет интересен не только верующим людям, но и любителям русской истории. Все желающие могут посетить храм по адресу: город Москва, улица Малая Дмитровка, дом 4, строение 2.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: