Владимирский собор в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Плачущие ангелы Новосибирска – история разрушенных храмов

Ангелы при святыне

В патерике VI столетия «Луг духовный», составленном блаженным Иоанном Мосхом приведена следующая история одного из раннехристианских святых аввы Леонтия:«Однажды в воскресный день я пришел в церковь для приобщения Святых Тайн. Войдя в храм, я увидел Ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный ужасом, я удалился в свою келлию. И был голос ко мне: «С тех пор как освящен этот престол, мне заповедано неотлучно находиться при нем».

Православное Предание гласит, что ангел-хранитель даётся не только каждому новому члену Церкви, но и каждому новоосвящённому храму. Этот ангел предстоит перед престолом Всевышнего и молится о каждом, кто посещает богослужения в этом храме и приносит Богу сердце, наполненное радостями или скорбями.

Ангел храма радуется и ликует, если во вверенной ему церкви во множестве собирается народ, чтобы восславить Господа. Он же скорбит и плачет, если храм пустеет или подвергается поруганию и разрушению.

Однако, даже в случае уничтожения святыни ангел храма не покидает отведённого его попечению престола, надеясь что когда-либо на месте разрушенного храма восстанет новый, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых прихожан.

История города

70 лет на русском народе лежала пелена богоборческого помешательства. Когда он сумел скинуть её с себя, то обнаружил, что в буйстве своём оставил по всему нашему Отечеству тысячи и тысячи мест, где на развалинах древних храмов плачут о нём ангелы. Возможно, именно этот их плач и привёл его в чувство…

Новосибирск тоже не минула печальная участь закрытия и сноса церквей. Прошло уже больше четверти века с тех пор, как Церковь на сибирской земле стала возрождаться, но многие раны на её духовном теле зияют до сих пор и требуют, если не исцеления, то хотя бы внимания и памяти. Этим и обусловлен нижеследующий рассказ.

До 1925 года наш город назывался не Новосибирском, а Новониколаевском – в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Город возник при строительстве Транссибирской магистрали на правом берегу Оби и поначалу почти полностью умещался на территории современных Железнодорожного и Центрального районов. Сам посёлок зародился ещё в конце XIX века, а вот статус города получил лишь в конце 1903 года.

Молодой Новониколаевск был окружён другими населёнными пунктами – сёлами и деревнями, некоторые из которых со временем вошли в его состав, а некоторые так и остались пригородами. Современное Левобережье тоже появилось не на пустом месте – здесь находились несколько сёла Кривощёково и Толмачёво, деревня Бугры и другие населённые пункты.

Рассматривая историю нашего города и его разрушенных храмов, мы будем ориентироваться на современные границы Новосибирска, а помимо православных храмов вспомним и о католическом костёле святого Казимира.

До переименования в Новониколаевске было построено восемь православных храмов, один костёл и одна мечеть. Из них только три храма – Вознесенский кафедральный собор, Александро-Невский собор в начале Красного проспекта и Покровская церковь, находящаяся за кинотеатром им. Маяковского, дожили до наших дней.

В начальный период истории города почти все Новосибирские храмы, как и большинство других городских строений, строились из дерева, как относительно дешёвого материала. Богатых каменных храмов было всего три: Александро-Невский собор, Свято-Никольская церковь новосибирского гарнизона и костёл святого Казимира строились из кирпича.

Пророко-Данииловская церковь

Первой, как и следовало ожидать в посёлке, возникшем при железной дороге, была освящена вокзальная церковь. Её построили в 1898 году и посвятили ветхозаветному пророку Даниилу.

Пророко-Данииловская церковь была сооружена на средства фонда имени императора Александра III из дерева со связанной колокольней и в плане имела форму креста. Церковь была двухпрестольной. Первый был освящён во имя пророка Даниила, а второй в честь Преображения Господня. В 1911 году приход Пророко-Данииловского храма состоял из более чем 6400 человек, а на его территории размещалось 7 школ (классов).

Интересно, что привокзлальный храм никогда не входил в состав Новониколаевского городского благочиния, а был приписан к особому благочинию железнодорожных церквей.

В 20-е годы храм был отдан раскольникам-обновленцам, а уже в 1925 году закрыт и, как «мешающий движению транспорта и благоустройству города», пущен на дрова.

Сейчас на месте Пророко-Данииловской церкви находится жилой дом на углу улиц Ленина и Челюскинцев справа от привокзальной площади.

Костёл святого Казимира

Этот католический храм располагался на месте современного ЦУМа. Собственно, ради его строительства он и был снесён в 60-е годы XX века.

Не все знают, что в начале истории Новониколаевска из почти 60 000 его жителей минимум 4 000 составляли поляки – ссыльные и потомки ссыльных поселенцев. В 1909 году они построили себе основательный кирпичный храм.

Позже католическую общину костёла пополнили военнопленные, вывезенные в тыл с Западного фронта в период Первой мировой войны.

Как и православные храмы, костёл святого Казимира был в 30-е годы закрыт на волне борьбы с религией. В нём до 60-х годов, когда он был снесён, размещались различные светские учреждения.

Читайте также:
Иоанн Шаховской: житие архиепископа, труды и книги, стихи

Кладбищенский храм Воскресения Христова

Воскресенский храм был построен в 1907 году на тогдашнем городском кладбище, которое занимало территорию современного Центрального парка, стадиона «Спартак» и, частично, Центрального рынка. К слову, при перепланировке парка не все останки были надлежащим образом перезахоронены. Многие из них так и остаются где-то там, под прогулочными дорожками и аттракционами…

Скромная деревянная кладбищенская церковь поначалу была приписана к Александро-Невскому собору, а в 1913 году, когда город разросся, стала самостоятельным приходом. Располагалась она, если встать спиной к театру Музыкальной комедии в центре парка, примерно за эстрадой, левее ведущего к театру входа в парк.

Интересно, что первым настоятелем кладбищенского храма стал весьма деятельный священник Михаил Безсонов, который организовал при нём общество трезвости, а по городу — размещение социальной рекламы, пропагандировавшей нравственный образ жизни.

Во время Первой мировой войны храм посещали многие военнопленные из находящегося в городе (примерно на месте ТРЦ «Аура») лагеря.

К концу 20-х город разросся настолько, что кладбище было решено переместить, а церковь закрыть. Сделать это удалось с трудом, так как община храма организовала масштабные общественные протесты. Храму «придали гражданский вид», сбив кресты и купола, а внутри разместили городской планетарий, просуществовавший здесь до пожара 1971 года, после которого остатки здания разобрали.

Богородице-Казанская церковь

Этот храм был освящён в то же 1907 году, что и храм Воскресения Христова. Он располагался за рекой Каменкой в районе современной улицы Восход, почему иногда также назывался Закаменским. Местные жители промышляли в основном сезонной работой и Закаменский район считался беднейшей частью Новониколаевска.

В плане Казанский храм имел традиционную форму креста, со связанной колокольней. Это единственный храм в городе, первоначально обладавший матерчатым иконостасом (как наиболее дешёвым).

Интересный факт: как и большинство других храмов города, Богородице-Казанский храм освящался иерейским чином (из-за обширности тогдашней епархии). Освящал его в 1908 году благочинный Новониколаевска протоиерей Николай Завадовский.

В 20-е годы храм был отдан обновленцам, а в 1939-м закрыт и ограблен. Позднее власти не нашли ничего лучше, как разместить в священном здании кинотеатр «Октябрь».

В 1983 году церковь обветшала и её снесли. Теперь на её месте расположен «Бизнес-центр на Восходе». Как и во многих других местах, ничто, даже мемориальная табличка, не напоминает жителям города о том, что здесь когда-то молились Богу люди…

Успенская церковь

Сейчас здесь действует новопостроенный Успенский храм, но он расположен не на прежнем месте. Первый Успенский храм находился примерно там, где сегодня находится «Дачная академия» — она же «Городской центр садоводства».

Успенский храм на новом кладбище был воздвигнут в 1925 году. Он также был деревянным со связанной с храмом колокольней.

В 1937 году первый настоятель Успенского храма иерей Илья Копылов был арестован и расстрелян вместе с другими 15-ю верующими. В то же году при храме похоронили первого новосибирского архиерея – митрополита Никифора (Асташевского).

В 1943 году Успенский храм даже ненадолго стал кафедральным – здесь до открытия Вознесенского собора служил митрополит Варфоломей (Городцев). В годы войны при храме собирали средства в Фонд обороны и православная община отдала на борьбу с врагом 1138862 рубля.

В 1961 году власти постановили ликвидировать церковь и кладбище. Храм был разрушен за одну ночь. А в 1968 году здесь появился парк.

Никольский храм новосибирского гарнизона

Воинский храм Новониколаевска был посвящён святителю Николаю Чудотворцу. Он находился на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской.

Второй в городе кирпичный храм построили по типовому проекту военных церквей за 37 000 рублей, выделенных из казны в 1913 году. Освящал храм его настоятель – военный священник Николай Звездин.

В 30-е годы храм был закрыт и переоборудован под клуб. Позже в нём размещались различные организации. Здание храма достояло почти до конца 80-х, когда по распоряжению тогдашнего военного командования было снесено танками и сожжено только ради того, чтобы избежать его возвращения Церкви.

Храм Архистратига Михаила

В селе Усть-Иня, на территории современного Новосибирска, существовал и ещё один православный храм, посвящённый Архистратигу Михаилу.

Старое село было расположено возле железной дороги на Кузбасс, примерно на том месте, где сейчас находится правобережная развязка, ведущая на Бугринский мост с улицы Большевистской.

На этом правобережные храмы заканчиваются и мы переходим к рассмотрению церквей, которые находились на месте Левобережья.

Сейчас неподалёку существует одноимённый храм в здании бывшего кинотеатра, переданного Церкви (Большевистская 229).

Нижнечёмский храм Архистратига Михаила

Архангела Михаила, как и Николая Чудотворца, сибиряки чтут особо. Ещё один храм, также посвящённый начальнику небесных воинств и ныне не восстановленный на прежнем месте располагался в селе Нижние Чёмы. Примерно там в настоящее время находится район ОбьГЭС.

Читайте также:
Схиигумен Савва: биография старца, книги и проповеди, поучения

Собственно, на въезде на ГЭС и стоял храм. Как говорят старожилы – приблизительно на том месте, где позже было установлено мозаичное панно «Покорители Оби».

Деревянный храм был построен в 1914 году. В 1935-37 годах его закрыли, а в 1940 передали под клуб. Когда создавали площадку для строительства плотины в 1953 году, храм разобрали совсем, а из его брёвен построили клуб в посёлке Коммуна.

Ныне в районе ОбьГЭС организован мужской монастырь, главный храм которого посвящён Архистратигу Михаилу. От прежнего места он располагается примерно на 150 метров дальше по улице от въезда на плотину.

Храм святителя Николая Чудотворца в городе Обь

Нынешний город Обь можно уже считать скорее частью большого Новосибирска, чем самостоятельным образованием, ведь именно здесь располагается городской аэропорт, а с Новосибирском Обь связывает Транссиб и несколько крупных дорог. Во времена основания Новониколаевска на этом месте Оби располагалось село Толмачёво, а в нём — Никольский храм.

Сегодня в Оби существует храм во имя святого Лазаря Четверодневного, перестроенный из дома священника, бывшего при старом Никольском храме. Тот первый храм во имя святителя Николая Чудотворца не пережил богоборческого периода истории.

Построенный в 1910 году, он располагался на месте нынешней котельной при школе — как раз напротив храма святого Лазаря и поначалу был приписным к Никольскому храму села Кривощёково о котором будет сказано ниже.

В 30-е годы Ни кольский храм в Толмачёво был закрыт и передан под клуб, а впоследствии снесён.

Никольский храм села Кривощёково

Согласно современным изысканиям краеведов, село Кривощёково располагалось на левом берегу Оби непосредственно у реки примерно там, где сейчас находится железнодорожная насыпь и котлован, вырытый в период строительства Октябрьского моста.

Кривощёковская церковь была самой древней на территории теперешнего Новосибирска. Она появилась в селе ещё в 1824 году. А спустя 60 лет местные жители решили обновить и расширить её.

В качестве проекта собирались использовать типовой план №10 из альбома Высочайше утверждённых в 1849 году чертежей, но сохранившиеся обмеры 1893 года показали, что церковь была выполнена по другому оригинальному проекту.

Так выглядел Никольский храм Кривощёкова согласно рисунку-реконструкции:

Приход Никольской церкви был очень крупным. Он включал в себя несколько окрестных деревень, имел приписные церкви и на 1911 год составлял 7355 человек.

В 1894 году, при прокладке Транссиба, Свято-Никольская церковь попала в полосу отчуждения железной дороги, как и многие другие кривощёковские строения. Строители моста аккуратно разобрали её и перевезли в деревню Бугры, которая с этого момента стало селом.

Возле насыпи на станции Левая Обь сохранилось возвышение с остатками каменного фундамента, скорее всего принадлежавшего именно Никольскому храму. Учитывая то, что фундамент отстоит от насыпи на приличном расстоянии, возможно, храм мог бы оставаться на прежнем месте и не мешать строительству.

Кривощёково с потерей храма начало постепенно исчезать: часть жителей переселилась за реку в Новониколаевск, часть в Бугры, а часть в окрестные деревни. Этому способствовало не только строительство дороги, но и несколько лет обильных половодий, топивших ближайшие к воде постройки.

Деревня Бугры, куда переместился Никольский храм, располагалась совсем не там, где вы могли бы подумать — в районе Бугринской рощи, а значительно ближе к центру левого берега примерно в районе улицы Тульской — это в частном секторе неподалёку от крупных Немировича-Данченко и Ватутина.

В селе Бугринском церковь расположилась примерно в начале нынешней Тульской улицы и действовала до 1930-х годов, когда была закрыта и переоборудована в колонию. В 40-е годы храм сгорел и теперь на его месте пустырь.

Уцелели только дома священников, которые со временем были переоборудованы в Психиатрическую больницу №6 по адресу Тульская 83.

Храм при школе в селе Малое Кривощёково

Последний храм на левом берегу располагался в селе Малое Кривощёково. Сейчас на улице Прокопьевская, находящейся примерно на месте тогдашнего села, существует остановка «Малое Кривощёково», напоминающая о нём.

Кому был посвящён храм установить не удалось, однако известно. что он был построен при местной школе в 1916 году. Этот храм был довольно маленьким, о чём свидетельствует как небольшая сумма, которой хватило на его строительство (3000 рублей), так и срок постройки, составивший всего три месяца.

Послесловие

На этом можно завершить экскурс в историю разрушенных храмов Новосибирска, но хочется сказать ешё несколько слов о метафизике.

Господь сотворил для нас этот мир и всё что в нём. Сотворил и отдал нам в дар и пользование.

Когда мы строим Богу храмы, мы делаем это не для него, а скорее для себя. Это места, которые мы забираем из хозяйственного оборота ради того, чтобы показать Богу серьёзность наших намерений, нашу сыновнюю любовь и благодарность. Любовь и благодарность за ежедневно подаваемые нам блага. Именно поэтому каждый город на Руси начинался с храма.

Читайте также:
Воскресенский собор в Арзамасе: история и адрес, описание, святыни

Если уж мы не можем сейчас восстановить разрушенные святыни, на которых продолжают пребывать посланные Богом ангелы, то городским властям следовало бы как минимум отметить эти места мемориальными табличками, чтобы в народе не исчезала память об истории нашего города и его сакральных мест. Такую мысль неоднократно высказывал новосибирский историк-краевед Евгений Александрович Шабунин, оказавший большую помощь в написании этой статьи и автор присоединяет к его голосу свой голос.

В ныне разрушенных церквях молились наши предки, а в церковных оградах были похоронены многие основатели города, которые, несомненно, достойны народной памяти.

Вознесенский кафедральный собор в Новосибирске

Новосибирский Вознесенский собор

Кафедральный собор в честь Вознесения Господня в г. Новосибирске
Новосибирской епархии.

  • Престол: Вознесения Господня
  • Адрес: Россия, г. Новосибирск, ул. Советская, 91
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Изначальный скромный деревянный храм полностью видоизменился в результате поэтапных перестроек в 1944-1988 годах и стал просторным каменным зданием, расписанным внутри и прекрасно украшенным снаружи. У собора семь золоченых глав. Над входом с западной стороны вознесён крест. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проёмами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол — благовестный — определён в центре звонничной площадки. Три козырька, один над другим возносящиеся к колокольне, создают впечатление выступающего входа.
В соборной ограде расположено крестильное помещение с храмом в честь Богоявления Господня, где ежедневно совершается крещение. В комплекс собора входят часовня и административный корпус

История

Строилась церковь в честь Вознесения Господня в Новониколаевске (ныне Новосибирск) с разрешения Томского епархиального начальства тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года Новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новосооружённый храм, в народе поименованный Туруханским. Первоначально он был однопрестольным, деревянным, с колокольней в одной связке, крытым железом. Расположенный на северной окраине города, храм являлся одним из самых бедных в городе, со штатом из одного священника и одного псаломщика. Приход состоял из бедствующих чернорабочих и ремесленников, среди которых было немало инородцев, иноверцев и широко пропагандировалось сектантство. При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения.

В 1925 году был сооружён придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1938-1939 году последовало закрытие храма. Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна.

В апреле 1944 года в Вознесенской церкви возобновилось богослужение. Храм не требовал настоятельного ремонта — иконостас, престолы и подсвечники были сбережены — и в Великую Среду того года было совершено его малое освящение. На Пасху был переполнен не только храм, но и вся его обширная ограда. С того времени в храме служит Новосибирский архиерей. На нужды армии и фронта в период с 1944 по 1945 год от Вознесенского храма поступило 1686 тысяч рублей. Много сил и средств употребил архипастырь для реставрации и благоустройства храма. В конце марта 1946 года были подняты колокола. В том же году его заботами началось строительство нового придела, а 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. В чин собора Вознесенская церковь произведена в 1947 году.

По благословению митрополита Нестора над могилой владыки Варфоломея в соборе было устроено надгробие, а трудами архиепископа Павла сооружается каменный крестильный храм взамен обветшавшего деревянного.

К 1970-м годам деревянный собор пришел в ветхость. 12 февраля 1971 года рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине. Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году епископ Гедеон сразу же озаботился состоянием здания. В 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор, заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения были скрыты под деревянной обшивкой, чтобы сохранить общий вид деревянного храма. В 1976 году стены всех трех алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 году был устроен нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца. Далее по благословению митрополита Гедеона была проведена полная реконструкция Вознесенского кафедрального собора под руководством настоятеля храма протоиерея Димитрия Будько. Реконструкцию приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В. П. Авксентюк. К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции собора органы государственной власти не дали разрешения сделать его выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, однако он стал украшением Новосибирска. Около 1986 года при храме открылась воскресная школа.

Часовня Сибирских святых при Новосибирском Вознесенском соборе. Фото Олега Нестерова

По проекту архитектора Б. А. Захарова при соборе были выстроены в 1996 году часовня в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших и, в 1998 году, административный корпус. В 1999 году, к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма.
В Вознесенском кафедральном соборе есть архиерейский хор, детский (младшая группа и старшая) и Свято-Макарьевский молодёжный хор. В 1995 году при соборе образован Центр милосердия во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Организована православная видеостудия. На третьем этаже нового административного корпуса расположилась приходская библиотека духовной литературы для всех жителей города, а также библиотека Новосибирского православного богословского института.

Читайте также:
Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, настоятельницы и святыни

23 мая 2002 года патриарх Алексий II отслужил в соборе всенощное бдение, на котором состоялось прославление новых сибирских священномучеников Николая (Ермолова) и Иннокентия (Кикина).

Статистика

  • 1 апреля — 1 июля 1946 — в обычные воскресные дни посещает до 900 человек, в будние дни 250-300, в Пасху до 5000, в Троицу до 4000, в престольные праздники ок. 3000 [1]
Новосибирский Вознесенский собор

Храмы Новосибирска

Крупнейший в Сибири город Новосибирск богат архитектурными памятниками и достопримечательностями. Особого внимания заслуживают и православные храмы Новосибирска.

Храм Александра Невского в Новосибирске

Однокупольный собор Александра Невского, построенный в 1899 году в нарядном неовизантийском стиле из кирпича на пожертвования горожан, считается одним из первых каменных зданий в городе.

Храм Вознесения Господня в Новосибирске

Среди храмов Новосибирска Вознесенский собор является первой деревянной церковью города. Ее возвели в 1913 году, а в 70-е годы XX века из-за обветшания были построены новые кирпичные стены, обшитые деревом.

Храм Михаила Архангела в Новосибирске

Нарядная церковь Михаила Архангела была перестроена из бывшего клуба культуры, что не могло не отставить отпечаток на архитектуре здания.

Храм Николая Чудотворца в Новосибирске

Эта небольшая пятиглавая церковь с асимметричной композицией была сооружена в 1998-2002 годах на месте небольшого домика, в котором с революционных времен проживала семья храмостроителей.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Новосибирске

Говоря о храмах города Новосибирск, нельзя не упомянуть о небольшой, но красивой деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы, расположенной на городском кладбище. Сооруженная в 1925 году, она до 1962 года исполняла свою функцию, затем ее разобрали. Заново отстроили храм к 1999 году.

Троице-Владимирский храм в Новосибирске

Среди церквей и храмов Новосибирска трехглавый Троице-Владимирский собор поражает не только величественностью экстерьера, но и нарядностью росписей внутренних залов. Построенный к 2013 году, храм высотой в 60 м был освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Храм Святого мученика Евгения в Новосибирске

На городском кладбище расположилась небольшая церковь Святого мученика Евгения, считающаяся одним из самых красивых храмов Новосибирска. Известно, что она была сооружена для утешения матери, чей единственный сын трагически погиб. Храм, названный матерью в честь ангела-хранителя сына, был построен в 90-е годы прошлого века на деньги пожертвований горожан по проекту храма XVII века.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Новосибирске

Храм иконы Божией Матери «Знамение», или Знаменская церковь, был возведен к 2000 году по образцу храмов, характерных для православия в XVI-XVII веках. Церковь с четырехстопной композицией венчают пять глав.

Святыни

  • Икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей
  • Икона вмч. Пантелеимона Целителя, с частицей мощей
  • Икона прп. Серафима Саровского, с частицей мощей
  • Икона прп. Амвросия Оптинского с частицей мощей, в алтаре Серафимовского придела
  • Икона свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского с частицей мощей, дар патриарха Алексия II, в часовне
  • Живоносный источник, икона Божией Матери в нижнем храме
  • Ковчег с частицами мощей многих святых в алтаре Серафимовского придела
  • Умягчение злых сердец, икона Божией Матери
  • Черниговская икона Божией Матери
  • Захоронение митр. Новосибирского Варфоломея (Городцова) в Серафимовском приделе

Храмы России

При составлении географического каталога за основу взято административно-территориальное деление Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года. Для упрощения поиска многие города областного подчинения, закрытые административно-территориальные образования и проч. отнесены к административным районам, центрами которых они являются или территории которых их окружают.

Новосибирская Часовня Святого Николая

Эта красивая часовня расположена в самом центре города, на его Красном проспекте. По существующей легенде, в прошлом это самое место было центром всей Российской империи.

Строительство часовни святого Николая – покровителя царствующего тогда императора Николая II, было начато в Новосибирске (тогда Новониколаевске), в июне 1914 года. А уже в 1929 году её жестоко разрушили, поставив здесь вначале памятник рабочему, а потом Сталину.

Лишь к 100-летию Новосибирска, в 1993 году, по сохранившимся снимкам, часовня была восстановлена. Правда, её местонахождение немного изменилось – теперь она находится чуть дальше от перекрестка, где часовня располагалась изначально. Сегодня Никольская часовня стала символом города и одним из его духовных центров, где совершаются ежедневные молебны с акафистом Святителю Николаю.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие
Читайте также:
Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Ростовская епархия

С конца XIV века Область Войска Донского входила в состав Воронежской епархии. Позже Донская земля находилась под прямым попечением Патриарха Московского и всея Руси. 8 марта 1718 г. (ст. ст.) донские приходы вновь вошли в Воронежскую епархию. 5 апреля 1829 г. учреждена самостоятельная Новочеркасская и Георгиевская епархия, выделенная из состава Воронежской. 17 июля 1842 г. из состава Новочеркасской была выделена Кавказская епархия — на землях Черноморского казачьего войска и Северного Кавказа. Новочеркасская и Георгиевская епархия была переименована в Донскую и Новочеркасскую (упразднена в 1942 г.). В 1943 г. епархия восстановлена, как Ростовская-на-Дону. В 1943-1948 гг. именовалась Ростовская и Таганрогская, в 1949-1954 гг. — Ростовская и Новочеркасская, в 1954-1957 гг. — Ростовская и Каменская, с 1957 года — Ростовская и Новочеркасская.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) из состава Ростовской епархии выделены Шахтинская и Волгодонская епархии. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) включена в состав Донской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на март 2013 года)

Благочиния и благочинные

  • Восточное — протоиерей Димитрий Осяк
  • Западное — протоиерей Иоанн Осяк
  • Северное — протоиерей Александр Пятницкий
  • Центральное — протоиерей Геннадий Макаренко
  • Азовское — протоиерей Владимир Удовенко
  • Аксайское — протоиерей Александр Будков
  • Куйбышевское — иерей Максим Вишневский
  • Матвеево-Курганское — иерей Игорь Миляев
  • Мясниковское — иерей Георгий Пневский
  • Новочеркасское — протоиерей Олег Добринский
  • Таганрогское — протоиерей Алексий Лысиков

Монастыри

  • Свято-Донской Старочеркасский мужской
    Ростовская область, Аксайский район, ст. Старочеркасская, ул. Почтовая, 1
    наместник — игумен Макарий (Зеленков)
  • Ростовский Свято-Иверский женский
    344052, г. Ростов-на-Дону, ул. Неклиновская, 4; тел. (8632) 35-41-63
    настоятельница — игумения Рахиль (Ковалева)

Количество приходов — 131, в том числе 2 монастырских.

Количество штатных клириков — 228, в том числе:

  • протоиереев — 49;
  • иереев — 141;
  • протодиаконов — 1;
  • диаконов — 15.

Монашествующих — 21, в том числе:

  • архимандритов — 1;
  • игуменов — 4;
  • иеромонахов — 11;
  • иеродиаконов — 5.

Социальные проекты

Во всех благочиниях действуют благотворительные столовые и пункты приема-раздачи вещей. Также в большинстве благочиний есть приходские сестричества, осуществляющие служение в социальных и медицинских учреждениях и на дому (уход за престарелыми, инвалидами и т.д.). При Свято-Георгиевском храме г. Ростов-на-Дону организованы курсы подготовки православных сестер милосердия.

Епархиальные СМИ

  • «Вестник Донской митрополии» (ежеквартальное издание)
  • вкладка в областной газете «Молот» (совместный проект с Синодальным информационным отделом)

РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ЕПАРХИЯ

Ростовский-на-Дону Богородице-Рождественский собор

Ростовская и Новочеркасская епархия Донской митрополии Русской Православной Церкви

Учреждена 24 мая 1919 году будучи выделена из Екатеринославской епархии.

Решение о выделении епархии было сделано на Ставропольском Соборе (19 мая-24 мая 1919 г.) призванном организовать Временное Высшее Церковное Управление для частей Русской Православной Церкви оказалавшихся на территории занятой белыми войсками Деникина [1].

После захвата Дона большевиками в начале 1920 года здесь начались гонения на Церковь. Была создана комиссия по проведению в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства», деятельность которой в частности была направлена на закрытие храмов. К 1920 году в Ростове было закрыто 4 церкви, в 1923 году постановили закрыть еще три: Архангела Михаила, Владимирскую и Екатерининскую. Из-за срыва возмущенным народом акции по изъятию церковных ценностей в Ростове 11 марта 1922 года было арестовано 37 человек, среди которых были епископ Ростовский Арсений (Смоленец), 7 священников, 4 члена приходского совета и ревизионной комиссии собора.

В 1937 году был закрыт Ростовский кафедральный собор. Однако уже в 1942 году, во время фашистской оккупации, он открылся вновь и впредь оставался действующим

В 1943 году, после освобождения Ростова, в состав Ростовской епархии была включена территория закрытой Донской епархии.

На 2005 год епархия объединяла приходы и монастыри на территории Ростовской области. 27 июля 2011 года из состава Ростовской были выделены Шахтинская и Волгодонская епархии, после чего в ведении Ростовской кафедры остались Ростовский-на-Дону, Азовский, Батайский, Новочеркасский и Таганрогский городские округа, а также Азовский, Аксайский, Куйбышевский, Матвеево-Курганский, Мясниковский и Неклиновский районы на западе Ростовской области. 6 октября 2011 года Ростовская-на-Дону епархия вошла в состав Донской митрополии.

Исторические названия

  • Ростовская(-на-Дону) и Таганрогская (24 мая 1919 – упом. 24 апреля 1929)
  • Ростовская и Северокавказская (упом. 1943) [2]
  • Ростовская-на-Дону и Новочеркасская (5 августа – 10 августа 1943) [2]
  • Ростовская-на-Дону (10 августа 1943 – 1944) [2]
  • Ростовская и Таганрогская (1944 – упом. 14 апреля 1946)
  • Ростовская и Новочеркасская (24 февраля 1948 – 1954)
  • Ростовская и Каменская (1954 – 26 декабря 1957)
  • Ростовская и Новочеркасская (с 26 декабря 1957)

Статистика

  • 1 января 1958 – 213 зарегистрированных храмов/молитвенных домов [3]
  • 1986 – 64 зарегистрированных общины [4]
  • 1991 – 112 зарегистрированных общин [4]
  • 1994 – 200 зарегистрированных общин [5]
  • 2005 – зарегистрировано 253 прихода (разделены на 16 благочиний), все приходы имели храмы или молитвенные дома; действовало 3 монастыря (2 мужских, 1 женский), Ростовский филиал Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета (на пяти курсах обучалось 209 чел.), Ростовское духовное училище миссионерской направленности (обучалось 30 чел.), 8 духовно-просветительских центров, более 60 воскресных школ. Кроме двух основных изданий епархии (“Церковный вестник” и “Свечечка”), 7 благочиний выпускали небольшие газеты тиражом по несколько сот экземпляров. Епархия имела собственные типографию и телестудию “Православный Дон,” епархиальный и 6 благочиннических интернет-сайтов.
  • ноябрь 2011 – 121 приход (в 6 благочиниях, из них 2 монастырских); 2 монастыря (1 муж., 1 жен.); 187 штатных клириков (45 протоиереев, 111 иереев, 1 протодиакон, 18 диаконов); 12 монашествующих (1 архимандрит, 3 игумена, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона) [7]

Архипастыри

  • Арсений (Смоленец) (24 мая 1919 – 1 ноября 1927)
    • Серафим (Силичев) (12 марта 1922 – 1922) в/у, еп. Александровский
    • Серафим (Силичев), 2-й раз (июль – 27 октября 1927) в/у, еп. Азовский
  • Серафим (Силичев) (27 октября 1927 – 17 ноября 1931)
  • Александр (Бялозор) (1931 – 1932) (?)
    • Николай (Амасийский) (30 ноября 1931 – 22 ноября 1933) в/у, еп. Ейский
  • Николай (Амасийский) (22 ноября 1933 – 1935)
  • Дионисий (Прозоровский) (январь – ? 1936)
  • Николай (Амасийский), 2-й раз (июль 1942 – март 1943) [8]
  • Елевферий (Воронцов) (10 августа 1943 – 5 апреля 1946)
  • Серафим (Шарапов) (14 апреля 1946 – 30 октября 1947)
  • Сергий (Ларин) (30 октября 1947 – 19 октября 1949)
  • Николай (Чуфаровский) (19 октября 1949 – 23 марта 1951)
  • Вениамин (Федченков) (23 марта 1951 – 28 ноября 1955)
  • Флавиан (Иванов) (28 ноября 1955 – 7 октября 1958)
  • Иннокентий (Зельницкий) (8 декабря 1958 – 16 марта 1961)
  • Никандр (Викторов) (16 марта 1961 – 16 августа 1961)
    • Сергий (Петров) (август 1961 – 12 января 1962) в/у, еп. Воронежский
  • Иероним (Захаров) (12 января 1962 – 14 декабря 1966)
    • Алексий (Коноплев) (15 декабря 1966 – 7 октября 1967) в/у, архиеп. Краснодарский
  • Иларион (Прохоров) (7 октября 1967 – 16 декабря 1969)
  • Николай (Кутепов) (16 декабря 1969 – 1 декабря 1970)
  • Владимир (Котляров) (1 декабря 1970 – 31 мая 1973)
  • Иоасаф (Овсянников) (31 мая 1973 – 2 апреля 1982)
  • Владимир (Сабодан) (16 июля 1982 – 27 мая 1992)
  • Владимир (Котляров) (23 февраля 1993 – 27 декабря 1995)
  • Пантелеимон (Долганов) (27 декабря 1995 – 27 июля 2011)
  • Меркурий (Иванов) (с 27 июля 2011)

Викарные епархии

  • Азовская (недейств.)
  • Ейская (ныне самостоятельная)
  • Таганрогская

География благочиний

  • Ростовское Центральное, Ростовское Восточное, Ростовское Западное, Ростовское Северное (ГО Ростов-на-Дону):
    • г. Ростов-на-Дону
  • Азовское:
    • г. Азов, с. Александровка, г. Батайск, с. Высочино, с. Займо-Обрыв, с. Кагальник, с. Кулешовка, п. Красный Сад, с. Круглое, с. Ново-Николаевка, х. Обуховка, с. Пешково, с. Порт-Катон, с. Самарское, с. Семибалки
  • Аксайское:
    • г. Аксай, х. Большой Лог, ст. Грушевская, ст. Мишкинская, ст. Ольгинская, х. Островского, п. Рассвет, ст. Старочеркасская
  • Матвеево-Курганское ( http://mk-blagochin.ru ):
    • п. Матвеев-Курган, с. Аграфеновка, с. Александровка, с. Алексеево-Тузловка, с. Анастасиевка, х. Большая Кирсановка, с. Генеральское, с. Греково-Тимофеевка, с. Григорьевка, с. Екатериновка, х. Каменный Брод, с. Крюково, с. Куйбышево, с. Латоново, с. Новониколаевка, с. Политотдельское, с. Ряженое
  • Мясниковское (Мясниковский р-н [9]):
    • х. Калинин, с. Недвиговка, сл. Петровка
  • Новочеркасское (ГО Новочеркасск – http://www.pravnovoch.ru ):
    • г. Новочеркасск
  • Таганрогское (ГО Таганрог и Неклиновский р-н – http://www.pravtaganrog.ru ):
    • г. Таганрог, с. Андреево-Мелентьево, с. Вареновка, с. Васильево-Ханжоновка, с. Весёло-Вознесенка, х. Красный Десант, с. Лакедемоновка, с. Натальевка, с. Николаевка, с. Новобессергеневка, с. Покровское, с. Приморка, с. Синявское, с. Троицкое, с. Федоровка

Монастыри

Епархиальные отделы

  • Информационный
  • По церковной благотворительности и социальному служению
  • Религиозного образования и катехизации
  • По взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
  • Миссионерский
  • По делам молодежи
  • По работе с казачеством
  • Архитектурно-строительный
  • По тюремному служению
  • По взаимоотношению Церкви и общества
  • Паломнический центр
  • Юридическая служба

Учебные заведения

  • Донская духовная семинария
  • Ростовский филиал Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета
  • Ростовские курсы подготовки православных сестер милосердия при Ростовском-на-Дону Георгиевском храме

Средства массовой информации

  • сайты: епархиальный, благочиннические (см. выше)
  • телевидение: телестудия “Дон православный”
  • Церковный вестник Ростовской епархии (ежемесячная газета, издавалась на 2005)
  • Церковные ведомости (ежемесячное издание Новочеркасского благочиния, изд. на 2011)

  • Свечечка (ежемесячный детский журнал, издавался на 2005)

Церковно-общественные организации

  • благотворительные столовые и пункты приема-раздачи вещей в каждом благочинии
  • приходские сестричества служения в социальных и медицинских учреждениях и на дому (уход за престарелыми, инвалидами и т.д.) в большинстве благочиний

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/31499.html
  • Cтраницы официального сайта епархии:
    • http://www.rey.aaanet.ru/
    • http://www.rey.aaanet.ru/show_news.php?path=./rost&filename=ist_02.txt
  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1466
  • Страница портала Иерархия церквей:
    • http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-rostovdon.html
  • Статья Справочника РПЦ 2000-2004.

[1] См. о ходе Собора: Шавельский Г. И., Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота, глава XII, http://militera.lib.ru/memo/russian/shavelsky_gi/32.html .

[2] Галкин, А. К., “Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,” Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10), http://www.sedmitza.ru/text/413984.html

[3] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[4] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 88.

[5] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 111.

[8] Возглавлял епархию в период немецкой оккупации. Вывезен немцами при отступлении.

Ростовская область (монастыри)

Содержание

  • 1 Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь
  • 2 Донской Старочеркасский мужской монастырь
  • 3 Иверский женский монастырь (Ростов-на-Дону)
  • 4 Покровский мужской монастырь (Верхнемакеевка)

Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь [ править ]

Женский монастырь, устроенный в 1903 как Троице-Алексеевская женская община на окраине Нахичевани на средства купца С. И. Федорова. Первоначально Троицкий. В 1920 преобразован в артель, в 1929 окончательно закрыт. Вновь открыт в 1991 как Иверский монастырь.

При монастыре действует гостиница.

Адрес: г. Ростов-на-Дону, Неклиновская ул., 4

До Ростова-на-Дону можно добраться самолетом, поездом или автобусом.

Далее до монастыря автобусами:

  • от Центрального рынка по Буденновскому проспекту Авт. № 83 до остановки «Совхоз»
  • от железнодорожного главного вокзала любой маршруткой до просп. Буденновский, потом авт.№ 83 до остановки «Совхоз»
  • от нового автовокзала любой маршруткой до просп. Буденновский, потом авт. № 83 до остановки «Совхоз»
  • со стороны Ворошиловского проспекта Авт. №78 до остановки «Совхоз»

Донской Старочеркасский мужской монастырь [ править ]

Монастырь открыт в 1837 как женский в зданиях родового подворья атаманов Ефремовых с домовой церковью. Закрыт в 1920-х, постройки заняты детским домом, позже домом инвалидов. В 1970 строения переданы музею-заповеднику, начата реставрация. Вновь открыт в 1994 как мужской на части старой территории.

Автобусом №24 до г.Аксай и от Аксая до ст. Старочеркасской маршруткой через Большой Лог.

Речной “Ракетой” между г. Ростовом-на-Дону и ст. Старочеркасской. Из г. Ростова-на-Дону до ст. Старочеркасской два рейса: в пятницу один рейс, отправление от речного вокзала г. Ростова в 14.00. Прибытие на ст. Старочеркассую в 14.40. В субботу и воскресенье по два рейса: первый рейс – отправление из г. Ростова в 07.00 – прибытие в ст. Старочеркассую в 07.40; второй рейс – отправление в 14.00 – прибытие в ст. Старочеркассую в 14.40. Из ст. Старочеркасской в г. Ростов-на-Дону: В пятницу один рейс: отправление из ст. Старочеркасской в 16.20. В субботу и воскресенье по два рейса в 9.20 и в 16.20.

На автомобиле из Новочеркасска (в сторону Ростова) или Ростова (в сторону Новочеркасска через Аксай) повернуть на Старочеркасскую в поселке Большой Лог.

Адрес: 346701, Аксайский район, ст. Старочеркасская, ул. Почтовая, 1.

Тел.: +7-928-108-41-88 – дежурный по монастырю, +7-928-610-53-56 – дежурный священник, (86350) 2-97-58 – канцелярия, 8-928-188-42-77 – паломнический отдел (с 14.00 до 20.00).

Иверский женский монастырь (Ростов-на-Дону) [ править ]

Свято-Иверский монастырь на данный момент является единственным женским монастырем в Ростовской епархии. На сегодняшний день в монастыре проживают 35 насельниц.

Соблюдая правила святых Отцов древнего монашества, в обители сестрами читается Неусыпаемая Псалтырь.

Каждый день начинается и заканчивается молитвой. Утром в 6.00 все сестры собираются в храм на молитвенное правило, чтобы свои первые мысли вознести к Богу и испросить благословение на предстоящие дела. Весь день проходит в неустанных трудах: сестры поют на клиросе, трудятся на скотном дворе, в трапезной, возделывают огород, выпекают просфоры, но при любом занятии стараются стяжать непрестанную молитву и ею просветить свои души, сделать свои сердца по-евангельски чистыми.

Заканчивается день с его многочисленными заботами, и вновь сестры собираются в храм на вечернее молитвенное правило возблагодарить Господа за Его щедрую милость и помощь во всех наших нуждах, житейских и духовных.

Монастырь и источник открыт ежедневно с 7.00 до 19.00

Адрес: 344064, г. Ростов-на-Дону, ул. Неклиновская,4

Телефон: 8 (863) 235-41-63 (автоматическое переключение на автоответчик /факс/ после 3-го гудка) или 8-951-494-03-89. Просьба звонить с 11.00 до 17.00.

Покровский мужской монастырь (Верхнемакеевка) [ править ]

Создание Свято-Покровский мужского монастыря в селе Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области приходится на вторую половину XVIII века. В 1763 году территория нынешнего села была куплена полковником Василием Ивановичем Иловайским. Свое название хутор получил в честь деда помещика — Макея.

Для духовного окормления прихожан хутора в 1784 году началось строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Строился храм на средства полковника Василия Ивановича Иловайского. В 1794 году был построен деревянный храм с колокольней, каменной с деревянным частоколом оградой. В храме был престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Причта состояла из трех священников, двух диаконов, шести причетников. В православном приходе храма числилось около 6 тыс. человек.

Богослужения в 30-40-е годы ХХ века в храме Пресвятой Богородицы проводил игумен Паисий (Павлов), который был и настоятелем храма. После него окормлял приход о. Григорий (Келеберда). В 1992 — 1995 годах настоятелем был иеромонах Алипий (Филин).

Монашеская жизнь в приходе зарождалась с 1995 года.

Адрес: Россия, Ростовская область, Кашарский район, слобода Верхнемакеевка.

Ростовская епархия

Южный город Ростов на Дону всегда был многонациональным, а каждая нация принесла с собой и свою религию, но православная община тут всегда была наиболее сильной. Ростовская епархия сегодня в своем подчинении имеет 17 благочиний и более 100 приходов. Она славится своими монастырями и храмами, которые обязательно следует посетить каждому паломнику.

История

Распространили православную веру по югу Российской империи донские казаки — они стали заселять пустынные земли жаркого юга и строить в каждом военном поселении православный храм — так довольно быстро тут выросла целая сеть военных часовен. Изначально все местные приходы находились в подчинении у Сарской епархии, но, после официального присоединения Земли Казаков к Российской Империи стараниями Петра Первого, часть земель вошла в состав Рязанской и Воронежской.

Официально и впервые кафедра епископа была размещена в Ростовской области (городе Новочеркасске) 5 апреля 1829 года — именно тогда император Николай I подписал соответствующий указ. Статус местного архиерея звучал как «Донской и Кавказский», а сама епархия стала принадлежать к почетному второму классу вплоть до упразднения статусов в 1867 году. В состав первой официальной Донской епархии вошло Черноморское войско и Кавказская область.

В 1842 году произошло преобразование, и Кавказская область отделилась, став самостоятельной единицей в составе РПЦ. Епархия стала именоваться Ростовской и Новочеркасской, ее границы совпали с административной территорией Области войска Донского, что сделало ее одной из самых больших в империи.

В период революции и начала церковных репрессий православие в Ростове переживало не лучшие годы — епископа в 1922 году отправили в ссылку, храмы закрывали и разрушали, церковные ценности разграбили. К 1940 году было закрыто около 620 храмов и все существующие монастыри.

Во время празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 здесь действовало всего лишь 77 приходов, из них половина в приспособленных помещениях. Оставшиеся 149 храмов на территории края использовались как музеи и были памятниками архитектуры, богослужения в них были запрещены.

Современное положение

С началом 90-х РПЦ стала возвращать свое имущество и понемногу восстанавливать храмы. Митрополит Владимир (Сабодан) с 1982 года начал масштабную работу по возрождению православия в крае. Именно его усилиями был открыт первый монастырь, начали выпускаться православные СМИ, а после его перевода в 1992 году эту работу продолжили преемники, которые заняли кафедру митрополита и епископа.

За последние 20 лет на территории области активно восстанавливались приходы и храмы, открывались православные образовательные учреждения, создавались монастыри и начинались новые служения среди местного населения, которое за время атеистического государства не имело возможность услышать Евангелие.

Одними из самых выдающихся событий стали:

  1. Открытие Ростовского духовного училища — оно открылось в 1993 году, а позже было переименовано в Донскую Духовную семинарию. Тут обучают будущих богословов и священнослужителей по различным направлениям.
  2. Создание Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря — он открылся на территории заброшенной Ефремовской женской обители в 1994 году.
  3. Начало проведения Дмитриевских чтений — проводятся ежегодно в Ростове для встречи священнослужителей с представителями педагогического сообщества края и студенчества.

Священнослужители проводят обширную работу с молодежью, так в рамках эксперимента, в общеобразовательных школах стали преподавать основы православной культуры. При церквях работают воскресные школы для детей и взрослых.

Рост приходов привел к тому, что в 2011 года Священный Синод принял решение наделить независимостью епархии «Шахтинскую и Миллеровскую» и «Волгодонскую и Сальскую». А осенью того же года принято было решение создать Донскую митрополию.

Состав и деятельность

Сегодня в состав Ростовской епархии входит 12 благочиний, 4 из которых располагаются в городе Ростове на Дону. В совокупности нынешний митрополит Меркурий (Иванов) управляет 131 приходом, из которых 2 принадлежат монастырям. Штатных клириков насчитывается 228 человек, а монашествующих — 21 человек.

Священнослужители тут проводят ряд социальных проектов, чья цель — привлечение мирян в Лоно Церкви и их воцерковление. Среди самых обширных и постоянных проектов:

  1. Благотворительные столовых для нуждающихся людей и бездомных.
  2. Раздача гуманитарной помощи в приходах.
  3. Сестричество, которое работает на базе социально-медицинских учреждений.
  4. Работа с молодежью, в рамках которых проходят уроки основы православной культуры в школах и регулярные встречи со студенчеством.

Большое внимание уделяется СМИ — в крае ежемесячно выпускается православный многостраничный журнал, в Новочеркасске выпускается своя газета. Активно работает сайт епархии, страницы в социальных сетях. Имеется собственная телестудия «Дон православный», где снимаются все православные телепрограммы для регионального вещания.

Обширная работа с населением проводится благодаря епархиальным отделам, которых насчитывается 11. Среди них информационно-издательский, социального служения, образования и катехизации, и пр.

Церкви и монастыри

Кафедра митрополита находится в Ростове на Дону, а кафедральных соборов в епархии два:

    Вознесенский собор, который стоит в историческом центре епархии, городе Новочеркасске. Упоминания о храме впервые встречается в документах 1805 года, архитектором его выступил Алоизий Руска. Собор построен в классическом стиле и впервые был открыт для прихожан только в 1905 году. Большевики, после разграбления собора, закрыли его и использовали под склад.
    Открыт он был вновь немцами для богослужений, а после оккупации верхние ярусы использовали для литургий, а нижние — как склад для продуктов. Последняя реставрация была закончена к 2005 году, а в 2011 году он стал вторым Патриаршим Собором страны.

На территории епархии действуют два монастырских подворья:

  1. Донской Старочеркасский мужской — учрежден в 1994 году на месте закрытого старого Ефремовского женского монастыря. Настоятелем является иеромонах Сергий, а всего в обители проживает 25 монахов.
  2. Иверский женский — основан был в 1903 году, на средства ростовского купца Федорова. После революции обитель просуществовала несколько лет как официально зарегистрированная сельхозартель, но в 1929 году была закрыта.
    Строения разрушили, хозяйство разобрали или уничтожили, многие сестры были сосланы в Сибирь, как настоятельница Анастасия. Восстановлена обитель была в 1991 году. В настоящее время там проживает 35 монашек под руководством игуменьи Рахили.

Святыни

Паломникам следует обязательно посмотреть на святыни Ростовской епархии. Среди них особо знамениты:

  1. Иверская икона Богородицы, написанная афонскими монахами. Хранится в одноименном монастыре.
  2. Донская икона Богородицы и ковчег с мощами святых хранится в кафедральном соборе Ростова.
  3. Плащаница Пресвятой Девы Марии и частица ее гробницы также хранится в женской Иверской обители.
  4. Частица древа Креста Господня хранится в Старо-Покровском храме.
  5. Георгиевский святой источник — находится в поселке Первомайске и считается чудодейственным, исцеляет многие болезни.
  6. Святой источник апостола Павла — находится на реке Темерник и исцеляет многие болезни.

В административном центре действует отдел помощи паломникам, который поможет организовать коллективные и частные туры по области так, что христиане смогут посетить все выдающиеся места области и святыни.

Духовенство Области Войска Донского

Списки фамилий , которые встречаются в ДЕВ

Сообщений: 2490
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 1195

Здесь приведены ссылки для поиска сведений по Астраханской, Донской (ОВД), Воронежской епархиям

Сообщений: 394
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 695

Доступ к ряду метрических книг Таганрогского округа ОВД на сайте архива Донецкой области (чтение, скачивание без регистрации):

ПОИСКИ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ Петербурга и др.

Волгоград, Санкт-Петербург
Сообщений: 5337
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 6596

Потомственный казак, потомственный священник

«Я из семьи священнослужителей», – так говорит протоиерей Леандр Кузнецов, клирик Михаило-Архангельского храма Новочеркасска. И добавляет: «Еще я из семьи потомственных казаков». Родился в Новочеркасске, учился, ушел служить в армию, потом, уже полковником, вернулся в донские края и принял священный сан. Его рассказ – о казачьей семье, в которой выросла священническая династия, несмотря все перипетии трагического XX века.
Дата моего рождения – 1946 год, восьмимесячным ребенком дедушка и бабушка взяли меня к себе (родители учились), и я с ними поехал по приходам епархии.
Все мы потомственные донские казаки. Дедушка родился в 1903 году на хуторе Орехов Клетского района, тогда еще Усть-Медведицкого округа Войска Донского (потом она стала Сталинградской областью, затем Волгоградской). И отец родился там же в 1924 году.
Семья была большая, около 40 человек. У нашего рода были земли. По преданию, мой предок за войну 1812 года получил офицерский чин, а по тем временам, кто получал офицерский чин, тому давалось дворянство и земли. Отец моего прадеда продал их своей сестре, как-то так получилось. Как только дедушка подрос, было принято решение везти учить его в Новочеркасск.
По приезде туда материальных средств уже осталось немного, ведь семья большая, и имущество было разделено на всех. Прабабка работала уборщицей в Атаманском дворце (у генерала Каледина в кабинете убирала). Она рассказывала мне обо всех революционных событиях, о которых в школе не говорили. Прадед работал в Музее донского казачества истопником.
К 1917 году мой дедушка Петр Кондратьевич окончил духовное училище и учился в семинарии.
В 1920 году белая армия отступала, одним из командиров полков был двоюродный брат Петр Егорович Селиванов, и дедушка с ним отступал на правах адъютанта. Из Крыма – в Турцию; затем были Сербия, Чехословакия. Когда разрешили возвратиться на Родину (многие остались за границей, потому что боялись, что расстреляют), он возвратился, женился, рукоположен был в сан диакона и священника. В 1970 году, на 50 лет служения, дедушка был награжден Патриаршей грамотой. Начал мой предок служение в родном хуторе Орехово. Поначалу пришлось очень туго: пришли «красные» родственники, обложили налогом, пришлось продать свой дом, но все равно денег не хватило, и дедушку посадили в тюрьму.
Подробно о жизни в ту пору в семье не рассказывали, это было связано с опасением дальнейших преследований – детям старались ничего не говорить, чтобы не проговорились. Поэтому знания о той жизни у меня отрывочные. Дедушку послали на стройку Сталинградской АЭС: там таскал землю, занимался разной работой. Грамотных тогда немного было, и его поставили учетчиком, или, на сегодняшний манер, прорабом. Нужен был человек, который мог бы разобраться в этой работе. Примерно два-три года там был.
Когда возвратился, продолжил служить во славу Божию. В 30-е годы стал протоиереем и благочинным города Калач-на-Дону. Недавно один из старейших священников протоиерей Александр Минин передал мне дедушкин крест с надписью.
В 1934 году был благочинным и получил наградной крест. В конце 30-х годов храмы закрывали, и семья дедушки переехала обратно в Новочеркасск. Тут тоже все храмы были закрыты, и Петр Кондратьевич устроился на гражданскую работу, семью же надо как-то было кормить. Его нашли соответствующие органы, предъявили обвинения в измене Родине. Отец рассказывал, ему тогда было тринадцать лет, он собирал альбом, было много фото – пришедшие представители власти всё порвали. Обидно было отцу, ведь он только начал фотографировать и собирать фото, поэтому чуть не набросился на кгбиста.
Затем дедушку заключили в тюрьму города Каменска, где он просидел примерно два года. В это время прабабушка написала письмо Калинину, и где-то через год пришла амнистия. Отца Петра освободили и послали служить в станицу Мелиховскую (уже перед войной)
Началась война. В то время собирались «тройки» – три человека, которые подписывали протокол с расстрельным приговором. Немцы подходят к Мелиховке – нужно попа расстрелять. Повели отца Петра к берегу Дона. Солдат оказался верующим человеком. Он говорит: «Батюшка, ты плавать умеешь?» – «Конечно, умею, я же донской казак». – «Давай, раздевайся и плыви. Я скажу, что ты убегал, и стрельну несколько раз в воздух, а ты не показывайся». Так он и спасся.
Службу в храме разрешили – так и служил
Затем пришли румыны, а они были православные. Службу в храме разрешили – вот и служил. Так сложилось, что половина семьи была в Новочеркасске, а половина – в Мелиховке. На выходных дедушка приезжал в город, продукты привозил.
Стоит отметить, что в нашей семье была лошадь. Отец Петр едет на повозке, и рота румын идет. Старший командует: «Равнение налево!» Честь отдают. Это у них так заведено было.
Отец мой, Петр Петрович Кузнецов, пошел в армию служить, вернулся раненый, награжден орденами и медалями. Женился в Мелиховке. В 1946-м родился я, и, как уже отмечено, меня взяли дедушка с бабушкой. Дед тогда был благочинным Новошахтинского благочиния. Потом родился младший брат, я так к родителям и не вернулся.
Дед совершал свое служение в Новошахтинске, Крюково, станицах Егорлыкской, Обливской (в школу я там пошел) – Константино-Еленинском, Александро-Невском, Михаило-Архангельском храмах. С этим храмом связана судьба нашей семьи: дедушка, отец служили там, и я служу. Начинал петь в этом храме в правом хоре, альтом (мне было тогда десять лет) и учился музыкальной школе по классу скрипки.
Затем дедушку перевели в город Аксай, где он прослужил пятнадцать лет – с 1960 по 1975 год. Потом умерла бабушка. Дед принял монашество – был сначала иеромонахом, потом игуменом, духовником епархии; в Аксае и умер. Ему было 72 года.
Отец протоиерея Леандра Кузнецова в сане диакона
в Вознесенском соборе Новочеркасска
Отец мой после войны был рукоположен во диакона и 25 лет прослужил в Ростовской епархии: Гундоровка, Обуховка, Вешенская, Краснодонецкая, Новочеркасский собор, Михаило-Архангельский храм, Кагальник, Александровка, Аксай.
Прабабка говорила (улыбается): «Хватит нам уже попов, в казачьей семье должны быть и военные». Вот мы с братом и стали военными. Дилемма, конечно, была: или священником стать, или военным, или музыкантом. А вообще, всегда хотел быть протодиаконом: не буду хвастаться, но у меня вокальные данные были.

Записал Максим ЛОЗЕНКО
при участии Виктории АЛТУНИНОЙ

ПОИСКИ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ Петербурга и др.

Волгоград, Санкт-Петербург
Сообщений: 5337
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 6596

ПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ

г.Ростов-на-Дону
Сообщений: 3113
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1515

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: