Волгоградская епархия: храмы и монастыри, духовенство и священники

В антицерковности и массовых изгнаниях обвинили митрополита Волгоградской епархии Феодора

Анонимные сообщения о происходящем в кулуарах Волгоградской епархии Русской православной церкви появились в городских телеграм-каналах. Источники заявляют, что местный глава РПЦ массово изгоняет из Церкви служащих, которые не согласных с нынешним политическими курсом. «Блокнот Волгоград» 13 апреля разбирался в неоднозначной ситуации.

Митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора вновь обвинили в зачистке кадров. При этом никаких конкретных имен «изгнанных» не называется.

– Православные волгоградцы становятся свидетелями жутких событий, разворачивающихся на их глазах, – отмечает телеграм-канал «SDD». – В Волгограде стали исполняться апокалипсические пророчества последних времен. Дело в том, что недавно назначенный на Волгоградскую кафедру митрополит Федор массово стал изгонять из Церкви и монастырей клир, монашествующих и священников не согласных с проводимым политическими властями курсом. Не то, чтобы оппозиционеров, а людей, просто выражающих недоумение и опасения по вопросам будущего России и церкви.

Также местного митрополита заподозрили во внесении изменений в христианское богослужение и поддержке антицерковного авангардистского учения – церковного модернизма, возникшего в первой половине прошлого века.

– Одновременно с этим митрополит Федор стал вносить нововведения в литургию, что также является одним из главных признаков грядущего апокалипсиса, – продолжает анонимный автор. – Так же Федор поддерживает ряд церковных модернистов, которые давно скомпрометировали себя как священники. Надо сказать, что Волгоградское консервативное крыло РПЦ весьма малочисленно. В средних областях России , где консервативно настроенные граждане составляют основной костяк приходов РПЦ , подобные вещи митрополиту Федору просто так бы не прошли, скандал был бы обеспечен.

«Блокнот Волгоград» обратился за комментарием в Волгоградскую епархию, где появившееся сообщение назвали «вымышленным злобным слухом», а обвинения – голословными.

– Честно сказать, вообще не представляю, откуда появляются подобные «новости»?! – отвечает руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Волгоградской епархии протоиерей Алексий Маслов . – Насколько мне известно, митрополит не вмешивается ни в какую политику, тем более, никогда не было такого, чтобы это касалось взаимоотношений со священнослужителями. Совершенно не ясно, о каких нововведениях в богослужении идет речь, уж в этом вопросе владыку Феодора точно нельзя назвать модернистом, он очень традиционно, внимательно и благоговейно сам совершает богослужения и духовенство в этом воспитывает. Также стоит отметить, что никто не был изгнан из епархии, всем даётся возможность служить Церкви и работать. Очень странно, не приведено ни одного примера. Все обвинения голословны. Это просто клевета, за которую, кстати, есть уголовная ответственность. Совершенно не стоит доверять каким-то вымышленным злобным слухам.

Главой Волгоградской митрополии ярославец Феодор ( Казанов Николай Львович ) назначен 28 декабря 2018 года решением Священного Синода. Спустя несколько дней он был возведен патриархом Кириллом в сан митрополита.

Спустя четыре месяца после получения назначения появились первые отклики о мерах нового митрополита. Письмо, якобы от студентов Царицынского православного университета, опубликовал в своем блоге религиозный и общественный деятель Андрей Кураев . Они жаловались на меры Феодора, с которых он начал свою деятельность в епархии, сравнивая их со сталинскими репрессиями и заявляя о массовой зачистке.

– Обычно новый руководитель начинает свое правления с чего-то доброго, положительного. В нашем случае – началась массовая «зачистка» кадров, – приводит Кураев текст письма. – Без всякого основания были уволены главный бухгалтер матушка Иоанна, юрист епархии, работники торговых складов, руководитель канцелярии. В епархии все страшно бояться – бояться что-то сказать, написать. Кругом стоит страх, как во время сталинских репрессий. Владыка Феодор никого не пожалел, да и разбираться не стал. Головы летят страшно. Сразу же начал аудит не только всей епархии, но и даже едва живого Царицынского православного университета. Всю епархию просто трясет от страха.

Вместе с этим в епархии сложилось двоевластие: старый владыка Герман пост сдал лишь формально, продолжив посещать приходы и собирая деньги с настоятелей. Отмечается, что на сайте волгоградского отделения тогда вывесили два объявления «разъездов» владык –
нового и старого.

Читайте также:
Казанский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Кульминацией авторы обращения назвали нескончаемые церковные судебные процессы в епархиальном суде, сравнив их с «тройками» НКВД, работающими в 1937 году без доказательств. Двоих служителей обвинили в святотатстве и продаже святых мощей.

– Владыка Феодор инициировал судебный процесс против двух самых безобидных монахов – тишайшего игумена Гавриила (Куликова) и больного сахарным диабетом иеромонаха Назария (Ермолова). Им вменяют грех святотатства. Якобы в 2014 эти монахи «откусили» часть мощей местного святого – священномученика Николая Попова , продали их на сторону. И только сейчас, по истечении 5 лет, это стало известно.

В защиту монахов выступили опрошенные свидетели.

– Судьи в растерянности, так как им дана установка «засудить» монахов. В настоящее время в церковном процессе отсутствуют хоть какие-либо доказательства вины монахов. Но, говорят, это не остановит нового владыку. Он решил показать власть и заставить трепетать всю епархию.

Тогда Кураев кратко резюмировал обращение, охарактеризовав созданный протоиереем Анатолием Гармаевым Царицынский правуниверситет как «нечто, близкое к секте».

Анатолий Гармаев . Фото: otrada-volga.ru

Настоятеля храма Сорока мучеников Севастийских Бекетовского благочиния в создании секты и убийствах обвинила волгоградка Наталья Захарова на приеме у руководителя регионального следственного управления СК РФ по Волгоградской области . В тот же день Гармаева нашли мёртвым.

– Из письма следует, что новый епископ не обижает прежнего митрополита Германа (что есть хорошо); сразу начал аудит епархии (что совсем правильно); уволил прежнюю управленческую команду (это опять же естественно: временщики, управлявшие от имени престарелого архиерея, должны уйти и, желательно, с отчетом), что судьбы священников решаются не его личной волей, а через суд.

Отец Георгий

Летом 2020 года настоятеля храма Всех Святых на Мамаевом кургане протоиерея Георгия Лазарева перевели на службу в другое место. Кадровую перестановку некоторые связали с посещением министра культуры Ольги Любимовой . Тогда очевидцы сообщили, что отец Георгий сделал ей замечание из-за непокрытой̆ платком головы при появлении в храме. В епархии же прокомментировали, что решение вызвано проблемами со здоровьем протоиерея и его личной инициативой. Лазарев стал вторым священником в храме Всех Русских Святых в Центральном районе.

Уникальная база данных помогает найти сведения о духовенстве дореволюционной России

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Уникальный масштабный проект «Биографическая база данных православного духовенства» уже три года существует и развивается благодаря трудам клирика Санкт-Петербургской епархии магистра теологии и богословия, соискателя аспирантуры ОЦАД священника Павла Овчинникова и его единомышленников.

База данных содержит информацию о православных священнослужителях, членах их семей, потомках и предках периода дореволюционной России. Особое место в ней уделяется второй половине XIX – начала XX века, также она содержит информацию о выпускниках российских духовных школ XVIII-XX веков.

Идея создать подобную базу данных родилась у отца Павла, когда он работал над списком воспитанников Воронежской духовной школы. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия священник тогда возглавил научную группу при Воронежской духовной семинарии.

Актуальность платформы была обозначена еще и тем, что сегодня полным ходом идет процесс возрождения храмов и монастырей, возрастает интерес к родной истории, пробуждается память о священнослужителях, а ведь многие из представителей рода перенимали священный сан из поколения в поколение, на протяжении столетий, вели родословную с царских времен.

Сегодня «Базе данных…» три года, но даже за это время проделана колоссальная работа. Начиналось все со сбора доступной информации в Интернете, которую заносили в специальную таблицу. В процессе работы был серьезно пересмотрен подход к источникам, их первичной обработке и расположению в таблицах. Сами таблицы выросли из 15 столбцов до 70. В настоящий момент в «Базе данных…» уже около 20 000 имен.

Создается база на основе архивных материалов, источников из библиотечных хранилищ, дореволюционных изданий, публикаций и воспоминаний родственников. При внесении информации в обязательном порядке указывается ее источник. Работа ведется при поддержке Центра генеалогии «Семейная реликвия».

Уникальность «Биографической базы данных православного духовенства» заключается сразу в нескольких важных моментах.

Читайте также:
Церковь "Отрада и Утешение" на Ходынском поле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Во-первых, она направлена на решение проблемы поиска информации по отдельным представителям духовенства и членам их семей в условиях, когда большинство архивных источников все еще недоступно для населения, документы не расшифрованы или не опубликованы.

Во-вторых, в отличие от других баз данных (например, созданной Соловецким монастырем), данный проект характеризуется иными методикой работы и задачами.

Главными из них является использование платформы для сбора на одном ресурсе и дальнейшего поиска материала о духовенстве, православных приходах Российской империи, а также анализ и сравнение информации по разным категориям (епархиям, регионам, приходам, образованию, годам жизни и служения, наградам и др.).

С помощью проекта можно будет подробнее изучить уровень образования духовного сословия, установить родственные связи между священнослужителями в разных регионах.

Прежде всего «База данных…» позволяет найти личные сведения: фамилия, имя, отчество священнослужителя, его происхождение, сан, год рождения и возраст, год смерти или последнего упоминания, образование, места служения, награды, состав семьи. Также можно найти всех носителей одной фамилии в целом по Российской империи или отдельному региону/регионам.

Особенно ценным является то, что с ее помощью можно найти чрезвычайно редкие сведения: причины переселения и расселения представителей духовенства в разные части Российской империи, данные о выходе из духовного сословия, о смене рода занятий.

Одним из основных преимуществ базы является объединение отдельных персон священнослужителей в категорию «семья», т.е. благодаря проекту можно составлять родословную, использовать его возможности в других генеалогических целях.

С историями о жизни духовенства в разные годы и столетия можно ознакомиться в разделе «Библиотека». В нем же посетители-авторы могут рассказать свои истории.

Таким образом, «Биографическая база данных православного духовенства» помогает найти информацию о священнослужителях и членах их семей по фамилии, конкретному населенному пункту, уезду, учебному заведению или храму за разные периоды жизни и служения, можно найти человека с минимумом сведений (упомянув только дату рождения, место служения), обнаружить родственников, покинувших губернию в результате переселения, а еще – делать выборки по отдельно выбранному храму или населенному пункту.

Смотреть и пользоваться данными можно совершенно бесплатно. Однако, чтобы воспользоваться «Базой данных» и ее инструментами в полной мере пользователь должен зарегистрироваться.

В дальнейшем проект планируется адаптировать к международному стандарту, зарегистрировать в Роспатенте, а персоналии на сайте привязать к местам служения, населенным пунктам.

Храм Рождества Христова в городе Мытищи

Строительство собора началось в 2000 году, возле заброшенного городского карьера. Первое богослужение в новоявленной церкви состоялось через 5 месяцев, а освятили её в 2005 году.

История постройки

Впервые о поселении «Яузкое Мытищи» говорится в духовном завещании 1460 г., написанном монахом из Симоновской обители. Название обозначало место, где в древности с обыкновенных торговцев брали пошлину («мыт») за транспортировку товара. По здешней земле с далеких времен, еще до возникновения Москвы, проходил купеческий путь.

На месте, где сегодня стоят Мытищи, располагался пост для сбора торговых пошлин. В середине XIX столетия в районе начался быстрой рост промышленности, что привело к появлению большого индустриального поселения с железнодорожной развязкой. В 1925 Мытищи официально признали городом.

  • После продолжительного периода властвования безбожных большевиков здесь, как и везде по России, возродилась духовность. Несмотря на статус одного из самых крупных городов Московской области, в Мытищах было всего три собора, где православные верующие имели возможность молиться о спасении души.
  • До 2000 г. городской центр духовно пустовал: здесь не было ни церкви, ни маленькой часовни. Местное население и священство осознали необходимость постройки храма в сердце Мытищ.
  • В начале нового тысячелетия намерение о возведении центрального собора благословил митрополит Ювеналий, а городское управление обещало поддержать проект финансово. Организовали церковную комиссию, чтобы выбрать подходящее место для строительства. В июле 2000 г. на центральном пустыре города заложили первый камень, который торжественно освятил преподобный Ювеналий.
  • В строительстве собора участвовали многие жители, внося различную и необходимую помощь в праведном деянии. Церковное здание предстало в своем великолепии накануне праздника Введения Пречистой Девы Марии в храм. В декабре 2000 г. в новоявленном соборе состоялось первое богослужение.
  • Однако после открытия оказалось, что здание физически неспособно вместить всех прихожан. Во время больших торжеств многие верующие отчужденно стояли на крыльце или еще дальше от основных событий. Необходимость увеличения объемов храма стала первичной задачей.
Читайте также:
Храм Покрова Богородицы в Измайлово: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

На заметку! Преподобный митрополит Ювеналий обратился к духовенству и мирянам с предложением о восстановлении порушенных святынь на территории Подмосковья. Он отметил, что сотни церквей являются сегодня руинами, несмотря на видимый прогресс в возведении новых соборов.

Митрополит Ювеналий верит в благословение патриарха и просит всех, кому не безразлична судьба святынь, обратить собственное сердце на благое дело при помощи пожертвований. Московская епархия создала специальную благотворительную комиссию, которая занимается этим праведным вопросом.

Строительство собора

Возведение более вместительного собора Рождества началось в середине осени 2001 г. Возведением фундамента занималась компания «ЮАССТРОЙ», главным проектировщиком назначили архитектора Н. Рахманова.

  • В состав здания вошел первый ярус с подклетом и антресолями, общая площадь церкви составляет 1500 м2. В работе активное участие принимали различные организации города, подопечные А. Мурашову. Предприниматели и администрация с большой охотой стремились сделать пожертвование ради благополучного возведения Божьего Дома. Местные жители приобретали кирпичи, символично подписывали их и приносили на строительную площадку с большой надеждой, что возведение собора принесет счастье.
  • Колоссальный интерес к работам проявлял и губернатор Московской области, который не раз посещал это мероприятие и наблюдал, как честными усилиями тружеников растет церковь. Накануне праздника Пасхи в 2005 г. рабочие благоустраивали территорию. В этом же году состоялось праздничное освящение церкви Рождества Христова, главы района отметили востребованность в религиозной постройке.

Деятельность и престолы собора

Христорождественская церковь ведет благотворительную работу, усердно помогает нуждающимся людям благодаря жертвенным вливаниям прихожан и предпринимателей. При соборе действуют курсы для преподавателей основ христианства, а также воскресная школа и хор для детей. Молодые люди имеют возможность вступить в ряды православной организации.

  • Храм оснащен собственной библиотекой, где собраны важнейшие произведения христианских богословов.
  • На территории работает пункт бескорыстной помощи нарколога, здесь проводится эффективная консультация с зависимыми людьми.
  • Для малоимущих семей братия организовала при церкви курсы иконописи, где обучают священному ремеслу, а после трудоустраивают.
  • При церкви имеется специальное помещение, где совершается Таинство Крещения, приобщающий человека к православной Церкви.

На заметку! При храме работают подготовительные курсы для преподавателей основ православия, а также созданы условия для обучения Закону Божьему дошкольников и учеников младших классов.

Описание архитектуры

Собор состоит из трех приделов: центральный освящен в честь Рождества Спасителя, второй — во славу праведной Матроны Московской, а третий — в честь святых новомучеников Российских. Конструкция кровли состоит из пяти куполов, внутренняя часть стен расписана мастерами-иконописцами. Пройдя в помещение собора, прихожанин обнаружит изображения великих евангельских событий, образы святителей и изящный орнамент, декорирующий это великолепие.

Двухъярусный кирпичный храм стоит на стилобате (верхней ступенчатой части цоколя), к нему присоединены этаж с подклетом и антресолями.

Информация для паломников

Рождественский собор располагается по адресу: Новомытищинский проспект, строение № 3.

Из Москвы до храма можно добраться на маршрутных такси № 567 (от Челюскинского микрорайона), № 177 (от Медведково), выходить следует на одноименной остановке. До церкви также следует поезд с московской станции «Димитровская», сойти необходимо в Мытищах на «Шараповском проезде».

Другие храмы в честь Рождества Христова:

Богослужения проходят ежедневно с 8:40 до 17:00, в четверг и воскресенье совершается ранняя литургия в 6:40.

Мытищинский Христорождественский храм — одно из крупнейших и знаменательных церковных построений Московской области.

В деле воздвижения принимали участие многие миряне и предприниматели, каждый из них привнес необходимую лепту: труд, финансирование, молитву о благополучном завершении начатого. При церкви, славящейся архитектурной композицией и росписью внутренних стен, ведется активная деятельность по продвижению православного учения, работают различные курсы, организации и пункты помощи.

Христорождественский храм (Мытищи)

Христорождественский храм построен в 2003 году на пожертвования местных жителей и меценатов, по проекту архитекторов Панкратова М.А., Рахманова Н.Ф.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Жизнь прихода
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Ссылки

История [ править ]

Небольшое поселение Мытищи стало городом уже в 20-х годах ХХ века, когда построить храм не представлялось возможным. Большой жилой массив оказался без духовного окормления. После преобразований в нашей стране необходимость строительства храма была очевидной. Этим благим делом было поручено заниматься клирику храма Владимирской Божьей Матери священнику Олегу Шлёнову. Началась совместная работа с администрацией города. Долго выбирали место посадки храма. 27 апреля 2000 года постановлением главы Мытищинской администрации А. Е. Мурашовым был выделен участок в самом центре города, пожалуй лучший из возможных.

В юбилей 2000-летия Рождества Христова в план торжественных мероприятий в Мытищинском благочинии, приуроченных к этому событию был включён и чин закладки будущего храма, который был совершен 6 июля 2000 года Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием при большом стечении народа. В своем слове Владыка Митрополит тогда призвал всех принять участие в этом спасительном и важном деле, выразив уверенность в том, что возведенный храм станет лицом и достойным украшением города.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что слова Владыки Ювеналия исполнились буквально и Храм Рождества Христова в городе Мытищи является одним из величественнейших и красивейших среди других церквей района.

После этого события сразу начались работы по возведению деревянного храма для совершения богослужений и разработка проекта большого каменного храма. 4 декабря 2000 года была совершена первая Божественная Литургия в храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Осенью 2001 года, после создания проекта и получения всех согласований были начаты строительные работы, а в 2003 году на стройке была проведена акция, в которой приняли участие жители города. За добровольное пожертвование люди имели возможность своими руками положить кирпич в стены храма. Одними из первых в этой акции приняли участие губернатор Московской области Б. В. Громов, глава Мытищинского района А. Е. Мурашов, администрация района, организации города и все желающие.

Храм Рождества Христова, объединивший в деле своего созидания не только все Мытищинские предприятия и организации, но и простых жителей нашего города, под руководством и личным контролем главы Мытищинского района А. Е. Мурашова был объявлен «Народной стройкой». И вот наступил долгожданный день. Солнечным ранним утром радостный трезвон возвестил многочисленным прихожанам о прибытии Высокопреосвященнейшего Архипастыря. Владыку Ювеналия встречали благочинный Мытищинского церковного округа священник Димитрий Оловянников, настоятель Христорождественского храма протоиерей Олег Шлёнов и глава Мытищинского района А.Е. Мурашов.

После встречи и облачения началось великое освящение храма, который кроме центрального алтаря имеет ещё два придела – в честь блаженной Матроны Московской и Новомучеников и Исповедников Российских. Его Высокопреосвященству сослужили Архиепископ Можайский Григорий, Епископ Видновский Тихон, Епископ Дмитровский Александр и Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Наверное всем молящимся на богослужении запали в сердце слова одной из молитв на освящение храма, в которой в обращении к Господу просится: «-и утверди его до скончания века непоколебима, и прославлена в Тебе и сподоби нас в нём хвалы и славословия незазорна приносити славе Твоей-» И первые такие славословия и хвала были вознесены в тот же день: Высокопреосвященнейший Ювеналий после освящения храма совершил в нём первую Божественную литургию.

После освящения храма не прекращается работа по его благоустройству. Была сооружена ограда вокруг храма, сделан великолепный резной иконостас в крестильном храме в честь Святого Иоанна Предтечи, который был освящен Архиепископом Григорием 18 марта 2007 года.

Жизнь прихода [ править ]

При храме действует Воскресная школа.

Открыты курсы по подготовке преподавателей основ православной культуры для школ Мытищинского района.

Мытищи. Церковь Рождества Христова.

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Город Мытищи, основанный около четырех веков назад, являясь одним из самых больших городов Московской области, имел всего три храма.

В центре нового города решили построить ещё один храм. В 2000 г. появилась церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но небольшое здание церкви не могло вместить всех молящихся.

Осенью 2001 г. в Мытищах началось поистине народное возведение ещё одного храма — в честь Рождества Христова. Все организации Мытищ, под руководством главы администрации А. Е. Мурашова, включились в сбор пожертвований на святое дело.

Христорождественская церковь — двухтажная с тремя приделами. При храме открыты курсы по подготовке преподавателей основ православной культуры для школ Мытищинского района. На базе воскресной школы храма разрабатывается методическая база для подготовки детей к обучению Закону Божию и православного развития дошкольников.

Небольшое поселение Мытищи стало городом уже в 20-х годах ХХ века, когда построить храм не представлялось возможным. Большой жилой массив оказался без духовного окормления. После преобразований в нашей стране необходимость строительства храма была очевидной. Этим благим делом было поручено заниматься клирику храма Владимирской Божьей Матери священнику Олегу Шлёнову. Началась совместная работа с администрацией города. Долго выбирали место посадки храма. 27 апреля 2ооо года постановлением главы Мытищинской администрации А. Е. Мурашовым был выделен участок в самом центре города, пожалуй лучший из возможных.

В юбилей 2000-летия Рождества Христова в план торжественных мероприятий в Мытищинском благочинии, приуроченных к этому событию был включён и чин закладки будущего храма, который был совершен 6 июля 2000 года Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием при большом стечении народа. В своем слове Владыка Митрополит тогда призвал всех принять участие в этом спасительном и важном деле, выразив уверенность в том, что возведенный храм станет лицом и достойным украшением города.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что слова Владыки Ювеналия исполнились буквально и Храм Рождества Христова в городе Мытищи является одним из величественнейших и красивейших среди других церквей района.

После этого события сразу начались работы по возведению деревянного храма для совершения богослужений и разработка проекта большого каменного храма. 4 декабря 2000 года была совершена первая Божественная Литургия в храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Осенью 2001 года, после создания проекта и получения всех согласований были начаты строительные работы, а в 2003 году на стройке была проведена акция, в которой приняли участие жители города. За добровольное пожертвование люди имели возможность своими руками положить кирпич в стены храма. Одними из первых в этой акции приняли участие губернатор Московской области Б. В. Громов, глава Мытищинского района А. Е. Мурашов, администрация района, организации города и все желающие.

Храм Рождества Христова, объединивший в деле своего созидания не только все Мытищинские предприятия и организации, но и простых жителей нашего города, под руководством и личным контролем главы Мытищинского района А. Е. Мурашова был объявлен «Народной стройкой». В течение трёх с небольшим лет строительства у возводимых величественных храмовых стен можно было увидеть часто одновременно и руководителя крупного городского предприятия, и представителя районной администрации, и учащихся высших и средних учебных заведений, и пенсионеров, и молодоженов, начинающих свою семейную жизнь с участия в созидании дома Божьего. Всех этих людей совершенно разного социального положения, абсолютно не знакомых друг с другом, объединила любовь и благоговение к Святой Христовой Церкви, а красота и благолепие родного города увенчаны в настоящее время прекрасным храмовым зданием, от которого берут начало центральные улицы Мытищ.

Большой интерес к ходу стройки проявлял губернатор Московской области Б. В. Громов. Он неоднократно посещал строящуюся церковь. В последний раз перед освящением губернатор был в Великую Субботу 2005 года. Борис Всеволодович порадовался работам по благоустройству территории, которые были проведены накануне праздника Святой Пасхи. Увидев множество людей, пришедших освятить пасхальные куличи, он отметил востребованность храма жителями города Мытищи. Тогда же Борис Всеволодович подтвердил своё намерение присутствовать на освящении храма.

И вот наступил долгожданный день. Солнечным ранним утром радостный трезвон возвестил многочисленным прихожанам о прибытии Высокопреосвященнейшего Архипастыря. Владыку Ювеналия встречали благочинный Мытищинского церковного округа священник Димитрий Оловянников, настоятель Христорождественского храма протоиерей Олег Шлёнов и глава Мытищинского района А.Е. Мурашов.

После встречи и облачения началось великое освящение храма, который кроме центрального алтаря имеет ещё два придела – в честь блаженной Матроны Московской и Новомучеников и Исповедников Российских. Его Высокопреосвященству сослужили Архиепископ Можайский Григорий, Епископ Видновский Тихон, Епископ Дмитровский Александр и Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

При большом стечении прихожан на богослужении молились глава Мытищинского района А.Е. Мурашов, вице-глава А.М. Казаков, депутат областной думы И.Д. Жук и представители администрации района.

Наверное всем молящимся на богослужении запали в сердце слова одной из молитв на освящение храма, в которой в обращении к Господу просится: «-и утверди его до скончания века непоколебима, и прославлена в Тебе и сподоби нас в нём хвалы и славословия незазорна приносити славе Твоей-» И первые такие славословия и хвала были вознесены в тот же день: Высокопреосвященнейший Ювеналий после освящения храма совершил в нём первую Божественную литургию.

После окончания богослужения новоосвященный храм посетил губернатор Московской области Б.В. Громов, тем самым, исполнив своё предпасхальное обещание присутствовать на этом торжественном и радостном событии.

После освящения храма не прекращается работа по его благоустройству. Была сооружена ограда вокруг храма, сделан великолепный резной иконостас в крестильном храме в честь Святого Иоанна Предтечи, который был освящен Архиепископом Григорием 18 марта 2007 года. В настоящее время ведётся грандиозная работа по росписи храма Рождества Христова.

Источник: официальный сайт Мытищинского муниципального района, раздел Храмы Мытищинского благочиния. Автор статьи не указан.

В год празднования 2000-летия Рождества Христова благое намерение жителей города в ознаменование великого юбилея построить в Мытищах новый храм, получило благословение Митрополита Ювеналия, и было поддержано городскими властями. Была организована церковная община, ее возглавил священник Олег Шлёнов. Долгим был путь выбора земельного участка для строительства новой городской святыни. Летом 2000 г. в центре города Мытищи, на пустыре, на краю старого заброшенного карьера, был заложен символический камень будущего храма, который освятил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Как из малых камней складывается мозаика, сложился приход храма.

Шли люди. Каждый вносил посильную лепту в ведущееся строительство. И – к празднику Введения в храм Пресвятой Богородицы взору горожан предстоял новый деревянный Введенский храм. 5 декабря 2000 г. в нем состоялось первое богослужение. Но не успел храм открыть свои двери для верующих, как оказалось, что он слишком мал и явно не может вместить всех желающих. На большие праздники часть молящихся стояла на крыльце церкви и даже на улице. Нужно было строить еще один храм – гораздо больший.

В ноябре 2001 г. строительство началось. Самую трудную задачу взяли на себя компании “ЮАССТРОЙ” под руководством С.А. Бутусова и «ЛаВина» под руководством А.А. Языкова, в порядке благотворительности начав работы нулевого цикла. Проект храма был разработан в ООО “Проект” под руководством Н.Ф. Рахманова. В состав храмового комплекса вошли первый этаж с подклетом и антресоли для хоров и звонницы; общая площадь храма составила 1500 кв. м.

Все организации Мытищ, под руководством главы администрации А.Е. Мурашова, включились в сбор пожертвований на святое дело. Свою лепту в строительство внесли администрация города Мытищи и многие предприятия Мытищинского района, нашлись и спонсоры, которые захотели помочь этому значительному делу. Многие местные жители покупали кирпичи, подписывали их своими именами, и каменщики делали кладку из этих именных кирпичей.

10 июля 2005 г. митрополит Ювеналий в сослужении сонма архипастырей и многочисленного духовенства Московской епархии совершил великое освящение храма Рождества Христова в городе Мытищи. Это событие стало результатом пятилетнего неустанного труда, в котором принимали участие предприятия, организации, учебные заведения, а также сами жители Мытищ. Это событие, по слову одного из его участников, объединило лучшие силы района, взаимообогатило духовным общением и уже сейчас принесло многие добрые плоды. На освящении храма присутствовали губернатор Московской области Борис Громов, глава Администрации города Мытищи А.Е. Мурашов, представители областной и городской администрации.

Вот уже несколько лет прошло с того знаменательного события. За это время храм преобразился и внешне, и изнутри. Завершены работы по росписи храма, и взорам верующих предстали удивительные по своей духовной глубине и эстетической красоте работы мастеров-иконописцев: евангельские события, образы святых, художественный орнамент дивным образом составили единое целое на куполе и стенах Христорождественской церкви.

При храме действует Воскресная школа. Детский хор храма является его законной гордостью и радостью – многократно своим пением он украшал не только обычные храмовые службы, но и архиерейские богослужения, когда храм с архипастырским визитом посещал управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

История нашего храма

Адрес: г. Мытищи, Мытищинский район
Престольный праздник: иконы Божией Матери Владимирская (3 июня, 8 сентября, 6 июля)
Настоятель: протоиерей Димитрий Владимирович Оловянников
Приделы: свт. Николая (22 мая, 19 декабря), прп. Сергия Радонежского (18 июля, 8 октября)
Приписные храмы: храм Воскресения Христова

Центральный храм Мытищинского благочиния – Владимирской иконы Божией Матери стоит у самого Троицкого тракта, нынешнего Ярославского шоссе. Здесь располагалось село Большие Мытищи, которое и дало название современному городу.

В конце XVI века на этом месте находилось село Лошаково. Когда поселения, пострадавшие в Смутное время, постепенно стали возрождаться, крестьяне, жившие недалеко от Лошакова, за Яузским болотом, в селе Заболотье, решили переселиться на более сухое и удобное место. Они перенесли свои избы на то место, где в древности собирали мыт – пошлину за провоз товаров. Так, на Яузском «мытище» (от слова «мыт») у Переяславской дороги возникло новое село, которое получило название Мытищи. Сюда же из Заболотья перенесли и деревянную церковь Святого Николая Чудотворца.

Поскольку крестьяне-поселенцы ранее проживали в Лосином острове и входили в число обслуги Ловчего пути, которая обеспечивала царскую охоту и следила за заповедным лесом, та часть села Мытищи, где они поселились, стала называться Ловчий путь и принадлежала царскому двору. Вторая половина села принадлежала Троице-Сергиевому монастырю. Церковь стояла на Троицкой половине села. По указу патриарха было велено «двум деревням Рупосовой и Шараповой, которыя были в приходе к церкви Богоявления Господня, что в приселке Николаевском, …быть в приходе, по близости, к церкви Николая Чудотворца, что в селе Мытищах».

В середине ХVII века население Мытищ увеличилось до 392 человек за счет переселения сюда по указанию царя крестьян из других дворцовых сел и деревень. На противоположном берегу Яузы возникла Заречная слобода, а в 1683 году у Троицкой дороги появилось новое поселение – Новоселки, которое позже получило название Малые Мытищи. С этого времени село на Яузе стало называться Большими Мытищами.

К концу ХVII века село Мытищи полностью перешло в разряд дворцовых владений. Население его неуклонно росло и к концу ХVIII столетия превысило шестьсот человек. К моменту отмены крепостного права селение на Яузе состояло из двух частей – села Большие Мытищи и Заречной слободы с общей численностью населения свыше девятисот человек. Изменилось и его социально-экономическое положение, на что существенно повлияло открытие в 1862 году железной дороги Москва–Сергиев Посад.

Лично свободные крестьяне стали работать на фабриках и заводах, заниматься торговлей, извозом. В селе начали открываться постоялые дворы, трактиры, питейные дома, лавки. Близ Мытищ работало несколько кирпичных заводов, а в 1896 году был основан Вагоностроительный завод, который в дальнейшем стал градообразующим предприятием. В 1908 году рядом с заводом открылась фабрика искусственного шелка «Вискоза». Вокруг завода и фабрики вырос рабочий поселок. Благодаря учреждению земств в Мытищах в 1872 году открылась первая в Московском уезде земская школа.

Из переписи 1913 года видно, что в это время Мытищи являлись заводским поселком с населением семь тысяч человек. Мытищинские рабочие принимали активное участие в революционных событиях 1917 года. После революции и гражданской войны в период восстановления народного хозяйства в Мытищи вновь начался приток рабочих. Это повлияло на количественный и социальный состав села Большие Мытищи. 17 августа 1925 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление о преобразовании ряда поселков Московской губернии, в том числе и Мытищи, в города. Во вновь образованном городе проживало свыше десяти тысяч человек. Семь лет спустя в состав города вошли ряд близлежащих деревень, сел, рабочих и дачных поселков.

Храм Владимирской иконы Божией Матери впервые упомянут в документах в 1713 году, когда «по челобитью Московского уезда села Мытищ Богородицкого попа Дмитрия» был освящен придел Николая Чудотворца». Эта дата условно считается датой построения храма. Вторично о каменном храме в селе Мытищи упоминается в 1735 году, когда священник церкви Владимирской иконы Божией Матери «в примосковной ея величества благоверныя государыни царевны Елисаветы Петровны вотчине Танинской волости, в селе Мытищах» Иван Федоров и староста Трофим Иванов обратились в Синодальный Казенный Приказ за разрешением устроить в храме каменный пол, так как деревянный погнил и обветшал. Разрешение было дано и деревянный пол заменили на каменный. Одновременно на каменные же заменили деревянные престолы.

В 1814 году за ветхостью были разобраны старая трапезная и колокольня. Двумя годами позже священник Дмитрий Федоров обратился к управляющему Московской епархией архиепископу Дмитровскому Августину с прошением построить новую трапезную и колокольню. Они были построены в 1819 году. В 1832 году при участии архитектора Петра Петровича Буренина к храму был пристроен северный придел святителя Николая, а в 1898 году по проекту Бориса Николаевича Шнауберта – придел преподобного Сергия Радонежского. Рядом с церковью находилось кладбище. Здесь была похоронена уроженка села Большие Мытищи крестьянка Авдотья Гавриловна Карцева, кормилица императора Александра II (кладбище не сохранилось).

После строительства первого Московского водопровода в 1804 году каждый год 1 августа (по старому стилю) от храма Владимирской иконы Божией Матери к Святому (Громовому) ключу, от которого начинался водопровод, направлялся крестный ход, и там, у часовни (несохранившейся) совершался водосвятный молебен.

Во второй половине ХIХ века храм входил в шестой благочиннический округ Московского уезда и был одноштатным. В 1906 году к храму была приписана церковь в поселке Перловский, и штат храма был увеличен. В конце 1912 году настоятелем храма стал священник Николай Протопопов. Он изыскивал средства для строительства церковно-приходской школы. В 1914 году школа с часовней по проекту архитектора Ивана Ивановича Поздеева была построена, и священник преподавал в ней закон Божий. Кроме занятий с детьми в церковно-приходской школе проводились миссионерские беседы, собрания общества трезвости.

В 1929 году началась кампания по сбору подписей за закрытие храма. Около шестисот прихожан, в основном женщин, собралось для его защиты. Они согласились разойтись только после того, как им пообещали не закрывать храм. Однако настоятеля отца Сергия Ильинского и священника Сергия Левшина сослали на Соловки. Богослужения в храме все-таки продолжались, и в 1930 году был вновь поставлен вопрос о закрытии церкви. Разорить ее не удалось, но с колокольни был снят большой колокол, часовня, стоявшая близ храма, была снесена, а часть церковного здания заняли склады. В 1935 году храм передали обновленцам.

В начале войны в 1941 году колокольня была частично разрушена из опасения, что она может послужить ориентиром при бомбардировках военного завода в Подлипках. В 1942 году храм была закрыт, и в нем разместили мастерские по ремонту пожарных машин, а потом базу снабжения Управления внутренних дел Московской области. В этот период храм был основательно перестроен, и только выступ апсиды и верхняя часть восьмерика над главным храмом и церковная ограда со старинными чугунными решетками напоминали о том, что это здание было когда-то храмом Божиим.

В 1991 году храм был возвращен верующим. Настоятелем стал игумен Александр (Агриков), ныне епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. Он же в 1994 году возглавил Мытищинское благочиние.

В центральном Мытищинском храме, Владимирском, тогда находился склад, и поначалу богослужения совершались в соседнем доме. Администрация Мытищинского района поддержала благочинного в его трудах и оказала всемерную помощь по восстановлению храма. Были некоторые проблемы с организациями, которые не хотели освобождать помещение храма, но и это со временем удалось преодолеть.

Первое после долгого перерыва богослужение в храме Владимирской иконы Божией Матери состоялось 23 мая 1991 года. Тогда же начались работы по восстановлению храма, в основном завершенные в 1995 году. В 1999 году, в преддверии 2000-летия Рождества Христова, вновь была возведена колокольня. Восстановительные работы заняли целый год: готовились чертежи, собиралась конструкция купола, колокольню штукатурили и красили. Подъем купола состоялся 5 ноября 1999 года. Теперь колокольню венчает серебристая главка со шпилем и крестом. Настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери является протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный церквей Мытищинского округа.

Храм Рождества Христова в Измайлово: история возведения и значение

История строительства

История Христорождественской святыни начинается с основания села Измайлово. В 1663 г. царь Алексей Михайлович приказал отстроить усадьбу, организовать хозяйство, а также возвести небольшой храм. Вскоре здесь уже заселялись первые люди из окрестных деревень, а год спустя была достроена деревянная церковь. Главный ее престол освятили в честь Рождества Христова, южный – Богоматери, а северный – Николая Чудотворца.

Церковь Рождества Христова в Измайлово

Над Измайловской святыней трудились известные мастера: местный зодчий Спиридон Харламов, костромские иконописцы Сергей Рожков и Дмитрий Емельянов. Их кисти принадлежат лики почитаемых святых, оформление всех трех алтарей, а также боковых клиросов. Так, сохранившуюся икону «Спас Всемилостивый» до сих пор можно увидеть в центральном престоле храма.

Через несколько лет после завершения работ над деревянной постройкой начались разговоры о возведении каменной церкви. Таким образом, в 1678 г. появился новый храм. Целое столетие деревня Измайлово служила резиденцией императора. Августейшее семейство жертвовало большие суммы на церковь, однако после основания Санкт-Петербурга перебралось в новую столицу, и финансовые вливания прекратились. С ними же уехало большинство крестьян, что привело к уменьшению прихода. Штат священников сократили, а про святыню как будто забыли.

Однако стремительное обветшание храма Рождества Христова не повлияло на его деятельность. Там все так же проводились богослужения и собирались пожертвования. Вскоре на скопленные деньги начали потихоньку реставрировать внутреннее убранство, а позже возвели звонницу. Когда случилась Отечественная война 1812 г., церковь чудом осталась невредимой. Все православные реликвии были надежно упрятаны, а после победы возвращены обратно приходу.

Архитектором церкви Рождества Христова стал измайловский зодчий Спиридон Харламов

До 1922 г. храм и весьма пострадавшую деревню активно восстанавливали, однако когда к власти пришли большевики, период расцвета быстро закончился. Церковные святыни вместе с драгоценностями были изъяты, а местные дьяки стали жертвами антирелигиозных гонений. Тем не менее измайловский храм продолжал работать. Даже во время Второй мировой войны там регулярно проходили службы и крестные шествия.

Новый жизненный виток Христорождественского храма случился уже в 80-х годах ХХ столетия. На собранные пожертвования, а также благодаря меценатам церковь начали реставрировать. Параллельно расширялся приход, священники стали заниматься социальной деятельностью, катехизацией, была построена воскресная школа, обновлены расписные иконы.

Видео «Храм Рождества Христова в Измайлово»

В этом видеосюжете описаны история и значение храма.

Внешняя отделка и архитектурный ансамбль

Как уже было сказано выше, архитектором церкви Рождества Христова стал измайловский зодчий Спиридон Харламов. У храма имеется три придела, которые объединяет центральная трапезная часть с высокими арками. Венчают православную постройку пять куполов, символизирующих Спасителя и Его апостолов. Прямоугольные приделы также имеют главы, а стены украшены симметричными рядами кокошников. Стоит отметить, что колокольня, паперть и внешний притвор были достроены уже позже.

Архитектурный стиль, которому следовал Спиридон Харламов, называется узорочье и является предшественником барокко.

Сегодня измайловский храм оформлен в красно-белых тонах. Снаружи он декорирован множеством узорчатых элементов, белоснежность которых контрастно выделяется на основном бордовом фоне. Несмотря на некоторую аляповатость, церковь выглядит довольно гармонично и прекрасно вписывается в окружающий пейзаж.

Внутреннее убранство

Внутри Христорождественская церковь выглядит не менее богато, чем снаружи. Так, главный вход украшает массивная железная дверь конца XIX столетия, которую спроектировал Павел Сальников. Иконостасы же, созданные Сергеем Рожковым, и вовсе остались нетронутыми.

Внутри Христорождественская церковь выглядит богато

Когда в 1735 г. святые лики реставрировались, многие из них были заменены на иконы авторства Петра Пискулина. Тогда же все три иконостаса обзавелись филигранной узорчатой резьбой. Спустя полтора века храмовую роспись решили обновить. Поскольку финансовых средств не хватало, заказ был отдан московскому мастеру Василию Гурьянову, который скопировал знаменитые работы Ильи Репина и Федора Бронникова.

Несмотря на реставрационные работы, измайловский храм все же сохранил связь с древностью, а в его внутреннем убранстве легко читается колорит XVII столетия. Это можно заметить по низкому своду, высоким аркам, а также большим настенным росписям.

Святыни, мощи и иконы храма

После всех исторических перипетий церкви Рождества Христова чудом удалось сохранить древние реликвии, датируемые XVII-XIX веками. Так, здесь находятся святые лики кисти Сергея Рожкова и Дмитрия Емельянова. Помимо «Спаса Всемилостива», в храме на хранении находится еще одна знаменитая святыня – икона Кизических мучеников.

Очень много в измайловском храме копий богородичных образов. Есть тут и Израильская икона Пресвятой Девы Марии, известная своей чудотворной силой. Также можно поклониться Владимирскому лику с мощевиком апостола Фомы. Еще здесь находятся святыни с частичками мощей Иосафа Белгородского и Трифона Апамейского.

Полезная информация

На протяжении трех веков Христорождественский храм ни на минуту не закрывал свои двери. В конце ХХ столетия началось возрождение измайловской святыни, а вместе с тем и активная деятельность прихода.

Престольные праздники

Поскольку церковь в Измайлово имеет три престола, официально празднуется несколько связанных с ними дат:

  • 7 января – Рождество Христово;
  • 21 июля и 4 ноября – Казанская икона Богоматери;
  • 19 декабря и 22 мая – святитель Николай Чудотворец;
  • 25 октября – Иерусалимская икона Богородицы.

Социальная работа

Уже несколько десятилетий измайловская церковь занимается благотворительностью. Она предоставляет гуманитарную помощь многодетным семьям, неимущим, сиротам, старикам, людям с ограниченными возможностями. Священники храма активно сотрудничают с социальными учреждениями, обеспечивая вышеперечисленные категории населения бесплатными юридическими, медицинскими и транспортными услугами.

Церковь Рождества Христова также коммуницирует с системой образования, снабжая школы и библиотеки религиозной литературой. Немаловажную роль играет реабилитационный центр «Трезвение», который направлен на борьбу с алкогольной зависимостью и табакокурением.

Воскресная школа

С 1991 г. при Христорождественском храме работает воскресная школа, состоящая из пяти классов. Преподавание в ней ведут профессиональные педагоги, а также священники, занимающиеся богословием. Дети изучают Священное Писание, биографии святых, литургику, основы праведной жизни, церковнославянский язык, религиоведение. Те, у кого есть талант к пению, посещают детский хор, а остальные выполняют обязанности пономарей, читают часы или помогают звонарям.

Кроме основных занятий, в воскресной школе открыто несколько кружков: пения, рисования, туризма, а также спортивная секция. Здесь существует приходская музыкальная группа, состоящая из лучших вокалистов. Они часто выступают на местных праздниках и регулярно участвуют в отчетных концертах.

При Христорождественском храме работает воскресная школа

Расписание богослужений

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно с 7:00 до 20:00. Расписание служб практически не меняется, однако для уточнения лучше свериться с официальным сайтом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: