Вологодская митрополия: духовенство и указы, церкви и монастыри, святыни

История Вологодской епархии в 1943–1991 годы. Часть 3

Давление власти на религиозную жизнь в 1950–1960-е годы

Епископ Мелхиседек (Лебедев)

К 1953 году направление работы уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви в Вологодской области окончательно изменило первоначальную форму. Из органа, регулирующего отношение Церкви и государства, он превратился в орган надзора. Еще больший контроль устанавливался с 1956 года [1] . В планы уполномоченного включаются вопросы по оценке деятельности духовенства и приходов, большое внимание уделялось продолжительности церковных служб. Такие инциденты случались и ранее, при И.М. Игнатове:

«Было выявлено, что настоятель Каратыгин грубо нарушает “Положение об управлении Русской Православной Церкви” о том, чтобы уклад и распорядок приходской жизни не препятствовали выполнению прихожанам гражданских обязанностей, например в сельских местностях в период полевых работ, молотьбы, хлебопоставок; в прекрасную погоду 11 сентября в воскресенье Каратыгин служил в церкви до 12 часов дня, о чем мною устно было сообщено епископу Иустину, обещавшему дать указание по этому поводу всем церквям, чтобы настоятели не злоупотребляли временем колхозников и колхозниц в горячую уборочную пору» [2] .

Усилилось давление гражданских властей на духовенство и мирян. Ужесточился контроль, и применялись различные меры административного и иного воздействия в отношении членов партии и комсомольцев, посещавших церковь, а также участвовавших в таинствах крещения, венчания и обрядах отпевания.

14 ноября 1950 года в Совете по делам Русской Православной Церкви состоялось межведомственное консультативное совещание, в котором приняли участие его сотрудники, представители Совета по делам религиозных культов, МГБ, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Министерства юстиции. Постановлениями совещания была заложена дальнейшая стратегия ужесточения контроля за религиозной жизнью верующего населения. В частности, говорилось:

«1. На совершение религиозных обрядов крещения детей согласие обоих родителей или лиц, их заменяющих, обязательно, в любой форме – устной или письменной.

2. Участие детей и подростков до 14-летнего возраста в церковных службах противоречит законам о труде и всеобщем обучении и является недопустимым. Участие в церковных службах подростков до 14 лет нежелательно, но допустимо с согласия родителей» [3] .

Наиболее острые конфликты попадали в годовые отчеты уполномоченных и архиереев:

«С одной девушкой из старших классов местной музыкальной школы, способной и талантливой, имел место такой случай. Администрация школы отказалась допустить ее к переходным экзаменам, поставив ей в вину хождение в церковь. Условием допущения к экзаменам потребовали отказ от религии. Девушка категорически отказалась выполнить требование школьной администрации и была уволена. Ее мать, женщина, не безразличная к религии, вдова убитого на войне офицера, энергично протестовала и искала защиты в гороно, облоно, у прокурора и в облисполкоме, но безрезультатно. Мать упрекали в плохом воспитании дочери. Тогда она обратилась с письмом к председателю Президиума Верховного Совета. Последовало распоряжение: допустить девушку к экзаменам. Такое решение сверху несколько отрезвило усердствующих в преследовании школьников за религиозные убеждения» [4] .

Конфликты случались и в сельской местности. Чаще местные власти были строже и неуступчивее центральных. В 1944 году настоятелю Покровской Подгородней церкви, открытой 4 октября 1943 года накануне престольного праздника, протоиерею Павлу Никитину Кирилловский горисполком отказал в приобретении богослужебной утвари. По соседству в Ферапонтовом монастыре, превращенном в музей, ее, свезенной из закрытых храмов района, было в изобилии. Лишь при вмешательстве облисполкома вопрос был решен в сторону церковной общины. В 1952 году появились серьезные нестроения между отцом Павлом и председателем сельсовета, который «на совещании с председателями колхозов совершенно правильно назвал церковь и ее деятельность как дурман, опиум народа. Когда к настоятелю Никитину пришел член комиссии содействия по подписке на заем вместе с финагентом, он отказался подписаться на том основании, что председатель сельсовета обозвал церковь дурманом, опиумом народа. Председатель сельсовета вызвал настоятеля в сельсовет, разъяснил ему статью 124 Конституции о свободе совести и свободе антирелигиозной пропаганды. После этого настоятель признал “свою ошибку” и подписался на заем. В данном случае ошибку сделал и председатель Суховерского сельсовета, убеждая попа подписаться на заем» [5] .

Отчеты церквей со второй половины 1950-х годов стали анализироваться тщательным образом. В докладах и информационных записках и.о. уполномоченного по Вологодской области И.М. Иванова за 1956–1957 годы, направленных председателю облисполкома, выражается обеспокоенность ростом доходов церквей Вологодской области, возрастанием числа крещений, венчаний, отпеваний; указывается, что «открытые церкви с каждым годом богатеют, положение епархии укрепляется, имеют место факты оказания материальной помощи нуждающимся гражданам за счет средств Церкви» [6] .

О высоком уровне деятельности Вологодской епархии в 1950-е годы свидетельствует и рост доходов церквей. По официальным данным финансового отчета епархии, валовый доход церквей в 1952 году составил 4,3 миллиона рублей, в 1953 – 4,5 миллиона, в 1954 – 5,2 миллиона, за 10 месяцев 1955 года – 4,7 миллиона рублей. Только кафедральный собор в Вологде получил дохода около 2 миллионов рублей [7] . Епископом Гавриилом была разработана система материального поощрения священнослужителей, принимались конкретные меры для создания хороших бытовых условий. Они периодически получали различные дотации в виде вознаграждения к большим праздникам, выплат на лечение, на оплату квартир и проч. Для священников епархией было закуплено несколько домов в сельской местности и квартир в Вологде. Для настоятеля кафедрального собора была куплена квартира за 50 тысяч рублей, более 80 тысяч израсходовано на ее ремонт. В распоряжение нового настоятеля была выделена легковая машина «Победа» с постоянным шофером [8] .

В эти годы большое внимание уделялось вопросу подготовки новых кадров священнослужителей. Учебные заведения Вологодская епархия поддерживала материально. В 1955 году она сделала отчисление в фонд учебных заведений Патриархии в размере 230 тысяч рублей [9] . Проводилось работа по подбору молодых кадров. В 1953 году начинается служение на клиросе Воскресенского собора Череповца молодого Н. Кутепова, будущего митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая († 2001). Случалось и такое, что молодые люди отдавали предпочтение духовным учебным заведениям потому, что условия для учебы в них были лучше, чем в государственных учебных заведениях. В духовных семинариях учащиеся, кроме установленной стипендии, получали регулярную материальную поддержку от Вологодской епархии, а во время каникул находились на ее содержании.

Читайте также:
Борисоглебский монастырь в Торжке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

На 1 января 1958 года в епархии служило 32 священника и 18 диаконов, из них до 40 лет – 14, 41–55 лет – 7, старше 55 лет – 30. За 1957 год проведено пять хиротоний [10] . На 1 января 1960 года числилось 29 священников и 14 диаконов; до 40 лет – 17, 41–55 лет – 7, старше 55 лет – 19 [11] .

Архивные документы свидетельствуют о том, что активная деятельность вологодских священнослужителей в 1950-е годы оказывала большое влияние на значительную часть населения, в том числе на молодежь и детей. Так, крещение только по двум церквям, действовавшим в Вологде, в отдельные дни доходило до 50–70 человек. При этом крестили не только новорожденных, но и подростков. В кафедральном соборе Рождества Богородицы за 19 дней июня 1956 года было более 2000 исповедников и около 70 крещений детей различного возраста [12] . Самая высокая по епархии посещаемость оставалось за Воскресенским собором в Череповце. Возросла посещаемость церкви молодежью. В воскресные дни церковь посещало до 30% молодежи из общего числа прихожан. О посещении церкви молодежью пишет и епископ Гавриил:

«Некоторые случаи из местной церковной жизни показывают, что проявление в школах усилия привить юношам и девушкам антирелигиозные мировоззрения не всегда достигает цели. С появлением сознательного отношения к жизни школьная молодежь, еще не достигшая совершеннолетия, со свойственной ей пытливостью ищет ответа на волнующие ее вопросы духовно-нравственного порядка. И в поисках правды и истины приходит в храм, просит разъяснений и иногда вопреки убеждениям своих неверующих родителей принимает святое крещение.

Среди прихожан кафедрального собора я вижу довольно много подростков, молодых девушек и юношей. Они аккуратно посещают храм и всеобщие вечерние богослужения на неделе, когда читается акафист святителю Николаю Чудотворцу с участием молящихся в пении. Как относятся к этому руководители и педагоги школ? Они ревниво следят за ними и, надо полагать, принимают меры к их “перевоспитанию”» [13] .

Священник Никольской церкви села Дмитриево Уломского (теперь – Череповецкого) района Николай Жуков, сообщая епископу о проведении Пасхи в 1956 году, указывал, что прихожан в церкви было столько, сколько не было еще никогда [14] .

Росло число религиозных обрядов, совершаемых молодежью и комсомольцами. Так, например, в Великоустюгском районе с 7 января по 24 февраля 1957 года было совершено 95 венчаний, по городам Великому Устюгу и Красавино бракосочетание с венчанием в церкви совершено 21 парой комсомольцев [15] . Прихожанами были не только пожилые, но и более молодые, интеллигенция, образованные люди: учителя, офицеры, врачи, даже некоторые члены партии.

Период «хрущевской оттепели» не стал для Вологодской епархии, как и в целом для Русской Православной Церкви, благоприятным, хотя вначале надежды, связанные с начавшейся демократизацией общественной жизни, были. Число действующих церквей, молитвенных домов и духовенства в СССР начинает снижаться.

Интересно рассмотреть количество действующих православных церквей и молитвенных домов на 1 января 1956 года в соседних епархиях [16] :

Духовенство Вологодского края

Общие материалы

Преосвященные архиереи, погребенные в Вологодском Софийском Соборе // Вологодские губернские ведомости. – 1852. – № 43. – С. 487-489; № 44. – С. 501-503.

Суворов Н. И. Исторические сведения об иерархах древне-Пермской и Вологодской епархии / Н. И. Суворов. – Вологда : Тип. губ. правл., [б. г. (1868)]. – 412 с.

Суворов Н. И. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 13. – C. 469-479; № 14-15. – C. 600-610.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода, (1721-1871) / сост. Ю. Толстой. – СПб. : Синод. тип., 1872. – 153 с.

Из содерж.: Вологодская и Устюжская епархии, с. 81-82.

Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви / сост. П. Строев; изд. Археографической комиссии. – СПб : Тип. В. С. Балашова, 1877. – X, 1055, [2], 68 стб.

Содерж.: Епархия Влогодская, С. 729-788.

Вологодский иллюстрированный календарь на 1893 год. – Вологда : Тип. Бр. Гудковых-Беляковых, 1892. – 93 с.: ил.

Из содерж.: Список монастырей, прежде бывших и ныне находящихся в Вологодской епархии, с. 27-32; Хронологический указатель Вологодских монастырей, с. 32–33; Список архиереев Вологодской епархии от утверждения ее до настоящего времени и бывшей Устюжской от ее начала до упразднения, с. 36-39.

Токмаков И. Историко-статистический и археологический очерк города Великого Устюга с уездом (Вологодской губернии) / И. Токмаков. – М. : «Русская» Типо-литография, 1894. – 58 с.

Из содерж.: Архиепископы Великоустюжские и Тотемские, с. 46; Епископы Великоустюжские и Тотемские, с. 46-47; Епископы Вологодские и Устюжские, с. 47-48.

Суворов Н. И. Вологодский архиерейский дом : с одиннадцатью рисунками и планом / Н. И. Суворов. – Вологда : Тип. губ. правл., 1898. – 55 с.

В том числе: Список архиереев Вологодской епархии от учреждения ее до настоящего времени и бывшей Устюжской от ее начала до упразднения, С. 43-55.

Голубцов А. Чиновники Холмогорского Преображенского собора : c предисловием и указателем / А. Голубцов; изд. Имп. о-ва истории и древностей Российских при Моск. ун-те. – М. : [б. и.], 1903. – 286 с.

Попов А. Воспоминания причетнического сына: из жизни духовенства Вологодской епархии / А. Попов. – Вологда : Тип. губ. правл., 1913. – 344 с.

Стрельникова Е. Новомученики и исповедники белозерские : монастыри Кирилловского уезда в XX веке / Е. Стрельникова // К свету. – [1996]. – № 15 : Край Кирилла Белозерского. – С. 121-171: ил.

В том числе о наместниках и насельниках монастырей Кирилловского уезда XX века

Воротынцева Е. Устюженские сословия. Ч. 4 : Духовенство / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 1997. – 17 июня. – С. 4.

Читайте также:
Монастыри Суздаля: действующие мужские и женские

Резухин А. Церковная Вологда 1930-1940-х годов. : [воспоминания] / прот. Алексей Резухин; ввод. ст. и подгот. текста А. В. Камкина // Вологда : краевед. альм. – Вологда, 2000. – Вып. 3. – С. 756-822.

О действующих храмах г. Вологды 1930-40-х гг., вологодских архиепископах и священнослужителях.

Гневашев Д. Е. Двор Вологодского архиепископа в XVII в. / Д. Е. Гневашев // Региональные аспекты исторического пути православия : архивы, источники, методология исследований : материалы межрегион. науч. конф. – Вологда, 2001. – Вып. 7 : Историческое краеведение и архивы. – С. 139-149.

Карпова А. Подвижники Павло-Обнорского монастыря Грязовецкого уезда / А. Карпова // Известия Вологодского общества изучения Северного края. – Вологда, 2001. – Вып. 9. – С. 5-9.

Разумов А. Я. Книга памяти «Ленинградский мартиролог. 1937-1938» как источник для синодика Вологодской епархии / А. Я Разумов // Региональные аспекты исторического пути православия : архивы, источники, методология исследований : материалы межрегион. науч. конф. – Вологда, 2001. – Вып. 7 : Историческое краеведение и архивы. – С. 454-460.

О репрессиях вологодских священников в 1937 г.

Спасенкова И. В. Православное духовенство г. Вологды в 1917-1940 гг. / И. В. Спасенкова // Региональные аспекты исторического пути православия : архивы, источники, методология исследований : материалы межрегион. науч. конф. – Вологда, 2001. – Вып. 7 : Историческое краеведение и архивы. – С. 461-469.

Дана характеристика общих и структурных изменений в составе вологодского духовенства в 1917-1940-е гг.

Цветков С. Н. Русская православная церковь на Вологодчине в середине XX века / С. Н. Цветков // Региональные аспекты исторического пути православия : архивы, источники, методология исследований : материалы межрегион. науч. конф. – Вологда, 2001. – Вып. 7 : Историческое краеведение и архивы. – С. 510-514.

О деятельности вологодских священнослужителей в 50-е гг. ХХ в.

Карпова А. Жизнь и деятельность последних подвижников Павло-Обнорского монастыря в XX веке / А. Карпова // Известия Вологодского общества изучения Северного края. – Вологда, 2002. – Вып. 12. – С. 104-107.

Молодов О. Б. Православное духовенство Вологодской епархии в 1960-1980-е годы : (по документам ГАВО) / О. Б. Молодов // Историческое краеведение и архивы. – 2002. – Вып. 8. – С. 190-194.

Глызина А. И. Приходское духовенство Кирилловского уезда в конце XIX – начале XX века / А. И. Глызина // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2003. – Вып. 5. – С. 129-154.

Воротынцева Е. «Дело об устюженском духовенстве» : [показательный суд в Устюжне. 1921 г.] / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2004. – 29 октября. – С. 5.

Хрусталев М. Ю. Русская Православная Церковь в центре и на периферии в 1918-1930-х годах (на материалах Новгородской епархии) : дис. … канд. ист. наук / М. Ю. Хрусталев. – Архангельск, 2004.

Об образовании обновленческой Череповецкой епархии; биографические сведения об обновленческих архиепископах и священнослужителях.

Настоятели и священники Череповецкого Воскресенского собора с 1780 по 1932 годы // Очерки по истории Череповецкого Воскресенского собора, 1780-1961 годы / Е. Шалашов. – Череповец, 2007. – С. 111-123.

Иванов Г. О нелегком прошлом : вспоминает протоиерей Георгий Иванов / записала Е. Агентова // Благовестник. – 2008. – № 4-6. – С. 23-26.

Об архиереях и священниках Вологодской епархии.

Стрельникова Е. Насельники Нило-Сорской пустыни в годы гонений / Е. Стрельникова // Благовестник. – 2008. – № 4-6. – С. 10-15.

Священники епархии, духовно окормляющие исправительные учреждения : [в Вологодской области] // Благовестник. – 2008. – № 7-9. – С. 12.

Список священников Вологодской епархии по благочиниям

Киселев К. Церковная жизнь на Вологодчине после войны / К. Киселев // Благовестник. – 2008. – № 7-9. – С. 28-30; № 10-12. – С. 39-45; 2009. – № 4-6. – С. 45-47; № 7-9. – 45-49.

Сведения об архиереях, управлявших во второй половине 20 в. Вологодской епархией.

Священники Вологодской епархии, духовно окормляющие исправительные учреждения // Благовестник. – 2009. – № 7-9. – С. 53.

Список священников Вологодской епархии по благочиниям

Волкова А. С. Священнослужители ц. Рождества Богородицы в с. Чуровское / А. С. Волкова // Ферапонтовские чтения : сб. исслед. работ. – Вологда, 2010. – Вып. 3 : История и культура монастырей Русского Севера. – С. 56-61.

Глызина Л. И. О родословной священника Ферапонтова монастыря Подобедова Василия Ивановича : (1867-1917) / Л. И. Глызина // Ферапонтовские чтения : сб. исслед. работ. – Вологда, 2010. – Вып. 3 : История и культура монастырей Русского Севера. – С. 62-65.

Наволоцкий В. А. Репрессированные священнослужители из Кичменгско-Городецкого района / В. А. Наволоцкий // Благовестник. – 2010. – № 4. – С. 25-28.

Овчинникова Н. О священнослужителях приходских церквей Прилуцкой волости Кирилловского уезда Новгородской губернии в XIX – начале ХХ в. / Н. Овчинникова // Ферапонтовские чтения : сб. исслед. работ. – Вологда, 2010. – Вып. 3 : История и культура монастырей Русского Севера. – С. 31-44.

Священники епархии, духовно окормляющие исправительные учреждения Вологодской епархии // Благовестник. – 2010. – № 4. – С. 8.

Список священников Вологодской епархии по благочиниям

Шалашов Е. В. Клир и причт Воскресенского Череповецкого собора в 1960-1970-е годы / Е. В. Шалашов // Милютинские чтения. И. А. Милютин и культура русской провинции : сб. науч. ст. – Череповец, 2011. – С. 57-61.

О священнослужителях Воскресенского Череповецкого собора

Священники, духовно окормляющие исправительные учреждения Вологодской области // Благовестник. – 2011. – № 4. – С. 35.

Демидова Е. Вологодские священники – герои : к 100-летию Первой мировой войны / Е. Демидова // Благовестник. – 2012. – № 4. – С. 16-18.

Кедров Н. Г. Репрессии духовенства в Устюженском районе в 1920-х – 1930-х годах (к изучению эволюции карательной политики Советского государства) / Н. Г. Кедров // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 2012. – Вып. VII. – С. 125-144.

Читайте также:
Отец Александр Ильяшенко: биография и семья священника, труды

Пушникова Т. Возвращенные имена / Т. Пушникова // Благовестник. – 2013. – № 1. – С. 46.

О священнослужителях и монахах, похороненных у кладбищенских церквей

Смирнова Г. В. Сильные духом : о священнических родах Вологодчины / Г. В. Смирнова // Благовестник. – 2013. – № 3. – С. 26-30.

О братьях-священниках Павле Александровиче и Василии Александровиче Крупновых, а также о священнике Павле Аркадьевиче Одинцове

Священники епархии, духовно окормляющие исправительные учреждения : [в Вологодской области] // Благовестник. – 2013. – № 4. – С. 29-30.

Список священников Вологодской епархии по благочиниям с указанием мест исправительных учреждений, которые они окормляют

Демидова Е. Л. Вологодские священники и их дети – участники Первой мировой войны / Е. Л. Демидова // Благовестник. – 2014. – № 2. – С. 18-19.

Наволоцкий В. А. Вологодские священники Головковы на войне / В. А. Наволоцкий // Благовестник. – 2015. – № 1-2. – С. 70-73 : фот.

Смирнова Г. Тотемские батюшки (из истории церковных династий) / Г. Смирнова // Тотемские вести. – 2016. – 3 сентября. – С. 11; 7 сентября. – С. 6.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне, Москва

Паломнические поездки обычно совершаются по местам, которые богаты на архитектурные и исторические памятники. Однако не только старинные церкви заслуживают внимания, но и совсем молодые, возведенные в 21 веке, могут поразить человека своей красотой и величием. Один из них — это храм святителя Спиридона Тримифунтского, который располагается в Москве.

История возведения

Современное здание было построено в память древнего храма, носящего такое имя, стоящего на Козьем болоте, который был разрушен с приходом большевиков в 1930 году. Церковь возвели в рамках проекта «200 храмов Москвы» и начали строительство в августе 2011 года. С началом строительства в вагончике рабочих постоянно проводили воскресение литургии.

Уже в ноябре было проведено освящение малого, временного храма архиепископом Истринским Арсением. Тогда же провели и первую литургию на святом месте.

Несмотря на отсутствие реальных стен, молитвенные уже были возведены, ведь люди собирались на этом месте с начала строительства и регулярно участвовали в богослужениях. Отмечали и первый престольный праздник во временном помещении — 25 декабря прошла торжественная литургия под началом гостя протоиерея Олега Воробьева. Настоятель церкви Михаил Шманов лишь прислуживал ему, как и иерей Алексий.

Интересно! Несмотря на отсутствие должного помещения, на собрание пришло более 300 человек, и все это количество людей едва уместилось во временной церкви. Для удобства прихожан на улице установили колонки и видеопроектор, чтобы транслировать запись богослужения для тех, кто остался стоять снаружи, а также в рамках евангелизации.

Кроме большого количества слушателей, были и желающие причаститься — на причастие выносили 3 чаши, чего не бывает и в больших приходах. Настоятель был приятно удивлен отзывчивостью и желанием людей служить. Во время возведения комплекса местные жители постоянно приходили и изъявляли желание помочь, убрать или сделать что-то для прихода. При этом было одинаковое количество молодежи и пожилых людей, что свидетельствует о живом духе православного христианства в стране.

В январе была проведена торжественная рождественская литургия во временном помещении и там же сразу после Рождества, провели обряд Крещения. Первым младенцем, принявшим тут крещение, стал мальчик по имени Елеазар, названный в честь сына Исаака.

Только 27 марта 2012 года был заложен первый камень в фундамент нового храма. Он был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и это таинство было сопровождено знамением — в темном пасмурном небе вдруг выступило яркое весеннее солнце и осветило территорию будущего подворья. Летом была установлена малая звонница, а уже 15 сентября главное здание увенчалось первым золотым куполом.

Весной 2014 года церковь увенчали золотые кресты, а 25 декабря 2016 года законченное здание освятили. Обряд освящения вновь проводил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Описание архитектуры

Весь комплекс состоит из трех частей: главного храма, дома причта и хозяйственной части. Хозяйственные постройки располагаются на задней части территории, оставляя прихожанам возможность любоваться главным зданием. Тем не менее весь комплекс выполнен в едином стиле и оформлен одинаковыми тонами, создавая единую картину.

Главный храм был построен в стиле владимиро-суздальского зодчества 12 века и представляет собой трехапсидный четверик с пятью главами. Его площадь составляет 826 м², а стены в высоту достигают 13 метров. Тона для наружного дизайна были выбраны теплые — основная часть стен окрашена в краску светло-желтого оттенка с рельефными белыми колоннами вдоль. Пять куполов покрыты сусальным золотом и венчаются крестами.

При этом особого внимания заслуживает главный крест — его высота 4,5 метра, при этом он украшен ажурной вязью и вставками из разноцветного стекла. В ночное время крест освещается благодаря встроенным светодиодам.

Расписание богослужений

Паломники могут посетить храм в любой день — он работает с 8 утра и до 8 вечера. Туристы могут осмотреть церковь, послушать экскурсию и почтить святыни, которые тут хранятся. Среди них:

  • часть мощей святителя Спиридона и его обувь;
  • часть мощей архиепископа Крымского Луки;
  • часть мощей сщмч. Харлампия;
  • икона святых мучеников. Бориса и Глеба.

Все святыни находятся в открытом доступе и их легко осмотреть при посещении церкви. Паломники также могут принять участие в регулярных богослужениях, которые проходят по расписанию:

  1. С понедельника по субботу утреннее служение в 8:00 (включая исповедь) и вечернее в 17:00 (с чтением акафиста). В субботу с 17:00 начинается всенощное бдение.
  2. В воскресенье Божественная литургия начинается в 9:00 утра.
  3. Помимо общецерковных христианских торжеств (Рождество и Пасха) здесь ежегодно отмечается престольный праздник покровителя — святого Спиридона Тримифунтского. День его памяти торжественно сопровождается праздничными богослужениями 25 декабря, в день зимнего солнцестояния.

Руководит службами иерей и настоятель Михаил Шманов, который принимал участие и в создании дизайна комплекса, в частности, разработал оригинальный крест на главном куполе.

Читайте также:
Московский Покровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Деятельность прихода

При храме работает Воскресная школа для детей, которые изучают Закон Божий, основы христианской нравственности и церковно-славянский язык. Помимо этих уроков, дети могут записаться в кружки пения, хореографии, ИЗО, английского языка, игры на музыкальных инструментах, шахмат и рукоделию. Преподаватели в школе имеют специализированное образование, поскольку для служителей в храме важно заботиться о растущем поколении и их образованности.

Все участники школы принимают активное участие в деятельности храма: играют в Рождественских и Пасхальных постановках, поют в церковной хоре, совершают паломнические поездки.

Как добраться

Храм святителя Спиридона расположен по адресу: г. Москва, ул. Судостроительная, д. 48. Добраться можно от станции метро Коломенская на автобусе № 724 (остановка «Судостроительная 48») или на трамвае № 35 или № 47 (остановка «Нагатино»).

По всем вопросам следует звонить в приход по номеру телефона 8 968 723 59 20.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне (Москва)

Храм Святителя Спиридона Тримифунтского — православный храм в Москве, входит в состав Даниловского благочиния Московской городской епархии.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

22 ноября 2011 года по благословению архиепископа Истринского Арсения был освящен временный (малый) храм, а затем совершена первая Литургия. Служили благочинный Даниловского округа протоиерей Олег Воробьев и настоятель иерей Михаил Шманов.

Торжественное богослужение состоялось на праздник в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». А на этой неделе служили уже вторую праздничную Литургию в честь Никона Радонежского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

«Жители близлежащих домов несказанно радуются тому, что у нас постепенно развивается богослужебная жизнь, – отмечает отец Михаил. – Ко мне уже подходят с вопросами о том, когда можно прийти окрестить младенцев. Многие спрашивают: «Когда же мы будем собороваться? А то уже пост начался. Будем ли мы праздновать Рождество, Крещение, святить воду?»

Батюшка сам удивляется такому количеству людей, «которые с первых дней потянулись к нам, и сами собой образовали общину еще только возводимой святыни». Говорит, что «не ожидал такой мощной поддержки». По его словам, внутренняя жизнь храма организовывается «трудами самих прихожан». Они и полы моют, и участок прибирают. И все время интересуются, чем еще они могут помочь. «Знаменательно, что это не только пожилые люди, но и молодежь, – продолжает настоятель. – И народ к нам все прибывает и прибывает. Кто еще не знает о строительстве, тем рассказывают соседи. Добрая весть передается из уст в уста. Теперь подумываем, что временного храма в виде одной военной палатки маловато».

Строители тоже уже привыкли, что каждый день после молебна отец Михаил идет освещать участок, и заранее выстраиваются в рядок, снимают каски, показывая, что готовы принимать в этом процессе живое участие.

Первый престольный праздник был отмечен 25 декабря 2011 года. «Каменные стены большого храма еще не возведены, но стены молитвенные стоят уже прочно», – заявляет настоятель строящейся святыни иерей Михаил Шманов. Во временной часовне была совершена праздничная Божественная Литургия. Богослужение возглавлял благочинный Даниловского округа протоиерей Олег Воробьев. Ему сослужили отец Михаил и иерей Алексий Стенечкин. Пришедших помолиться было так много – около 300 (!) человек, что в небольшом помещении смогли поместиться далеко не все. Поэтому на улице были установлены динамики, а также экран и проектор для видеотрансляции богослужения. «Отраднее всего осознавать, – подчеркнул настоятель, – что в такой день люди пришли не просто помолиться, но и причаститься Христовых Таин! В Таинстве Евхаристии участвовал почти весь храм! И на Причастие было вынесено три (!) Чаши – даже не во всех больших храмах бывает такое!» После службы всех молящихся ждало угощение – домашние пирожки с горячим чаем. А накануне, в субботу, строители начали заливку фундамента. 8 января 2012 года во временном храме совершилось Таинство Крещения. Первое свидетельство получил полуторамесячный малыш с редким именем Елеазар, нареченный в честь праведного Елеазара, потомка Иакова, сына Исаакова.

7 января во временном храме была отслужена Божественная Литургия. «Вот и настал долгожданный для каждого христианина Праздник Рождества Христова! – сказал отец Михаил в своей проповеди. – Множество людей собрались сегодня в нашем Доме Божием, чтобы прославить Светлое Рождество Спаса нашего Иисуса Христа. Спасителя мира, Который избавил нас от проклятия и смерти и дал нам жизнь вечную. Сердце каждого из нас переполняется любовью, которую мы несем в дар родшемуся Младенцу».

27 марта 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении московского духовенства совершил чин освящения закладного камня на месте строительства нового храма в честь Святителя Спиридона. В тот момент, когда Предстоятель Русской Православной Церкви стал окроплять камень святой водой, пасмурное небо вдруг просветлело, и из-за туч выглянуло солнце. В толпе начали друг друга подталкивать, указывая на расступающиеся облака, и поздравлять, радуясь доброму знаку.

20 июня 2012 года была установлена малая звонница. После окончания строительства новые колокола займут свое место на звоннице храма и продолжат свое послушание.

Территория комплекса также постепенно благоустраивается, причем силами самой общины. Добровольцы разбили клумбы, высадили березки, которые понемногу приживаются.

15 сентября 2012 года первый золоченый купол увенчал храм Святителя Спиридона.

На Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября 2012 года еще одна золотая маковка украсила храм. Главный купол святыни венчает уникальный крест с подсветкой.

«Крест сделан специально для этой церкви. Таких больше нет не только в Программе, но вообще нигде. Высота креста – 4,5 метра, он украшен вызолоченным ажурным узором, но главная особенность – вставки из цветного стекла, оснащенные светодиодами. Они светятся в темноте», – рассказал Владимир Ресин журналистам.

Читайте также:
Карповская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Идея изготовления такого необычного креста принадлежит настоятелю – священнику Михаилу Шманову и приходу. «При строгом соблюдении всех церковных канонов здесь мы видим яркий пример того, как технологии XXI века применяются в современном храмовом зодчестве», – отметил куратор «Программы-200».

Деятельность прихода [ править ]

  • Воскресная школа

Воскресная школа проводит еженедельные занятия для детей, на которых изучаются Закон Божий, Основы христианской нравственности, Церковно-славянский язык, История христианской церкви и другие предметы. Также проводятся занятия по пению, хореографии, изобразительному искусству. Наши преподаватели имеют богословское и специальное образование.

Кроме основных занятий дети при желании могут посещать дополнительные развивающие кружки по вокалу, фортепиано, гитаре, английскому языку, рукоделию, домоводству, шахматам и многое другое.

Воспитанники воскресной школы принимают активное участие в храмовых праздниках и мероприятиях, в Рождественских и Пасхальных праздниках, посещают музеи, совершают паломнические поездки по Святым местам.

Святыни [ править ]

  • Башмачок и частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского
  • Частица мощей архиепископа Крымского Луки (Войно-Ясенецкого)
  • Частица мощей священномученика Харлампия
  • Икона свв. мчч. Бориса и Глеба

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 115407, г. Москва, улица Судостроительная, 48

Проезд: от ст. м. Коломенская:

  • Автобус № 724 в сторону Нагатинской набережной, до остановки “Судостроительная ул., 48” (бывш. “Продмаг”, 5-ая по счету остановка).
  • На любом трамвае (№ 35, 47) до конечной остановки “Нагатино”. Далее пешком по ул. Судостроительная по направлению к Нагатинской набережной (ориентир: напротив магазин “Пятерочка”, дом 59)

Московская церковь святителя Спиридона на Козьем Болоте

Единственная в Москве церковь, освященная во имя святителя Спиридона Тримифунтского, до революции стояла на одноименной улице между Тверским бульваром и Садовым кольцом – раньше она называлась Спиридоньевской. В безумное советское время храм был разрушен, а Спиридоньевскую в 1945 году переименовали в улицу Алексея Толстого, так как “красный граф» жил здесь свои последние годы. Церковь же стояла на углу Спиридоновки и Большого Спиридоньевского переулка, где сейчас возвышается громоздкий жилой дом сталинской архитектуры с барельефами на фасаде (№24). В старину она была главным слободским храмом Патриаршей слободы на Козихе.

Сама улица появилась не ранее середины XVI века незадолго до основания здесь слободской церкви – тогда эта топкая пустынная болотистая местность считалась “загородьем». Есть свидетельства иностранцев, посещавших средневековую Москву, что здесь водились дикие козы – отсюда произошло старинное название местности “Козье Болото». Когда часть этих коз приручили и занялись их разведением, здесь образовалась Патриаршая слобода, откуда для Патриаршего двора поставляли дорогую шерсть и молоко, а в местных прудах разводили простую рыбку для каждодневного стола.

Церковь св. Спиридония появилась на Козихе в XVII веке. Это была вторая слободская церковь после Ермолаевской, которую устроил фактический основатель Патриаршей слободы, святитель Гермоген по своим именинам – до принятия монашества он носил имя Ермолай (см. 8 августа). Освящение новой церкви во имя св. Спиридона было связано с тем, что слобода нуждалась в патрональном храме, а св. Спиридон в молодости сам был пастухом и почитался покровителем пастухов и сельского хозяйства.

Святой Спиридон жил в конце III – первой половине IV вв. от Рождества Христова на территории Греции. Он родился на острове Кипр, имел семью и в ранней молодости пас свои стада. И тогда его душа была обращена к Богу: все средства св. Спиридон отдавал ближним и странникам, за что обрел от Бога чудесный дар исцелять неизлечимых и изгонять бесов. Когда умерла его жена, св. Спиридон был избран епископом города Тримифунта, – это случилось в правление императора Константина Великого. И в 325 году святитель приехал на I Вселенский Собор, созванный императором в Никее, где был принят первый Символ Веры. Св. Спиридон много трудился над созданием и проповедью православной догматики, особенно вероучения о Святой Троице. На заседании Собора он вступил в диспут с греческим философом, приверженцем арианской ереси, и сумел убедить его в истинности православия так, что тот даже принял святое Крещение. Известно, что св. Спиридон для доказательства истины взял в руку обыкновенный глиняный кирпич (в старину называвшийся плинфой) и стиснул его: чудесным образом из кирпича моментально вспыхнуло и унеслось ввысь пламя, вниз потекла вода, а в руках святителя осталась глина. “Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна. Так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино», – молвил святитель.

Был св. Спиридон и христианским мудрецом, и служителем Церкви, и исцелителем, и защитником простых людей. Однажды несчастная мать принесла ему своего мертвого младенца, вопия о помощи. По молитве святого младенец ожил, но пала бездыханной мать, не выдержав радости. Святой вновь начал читать молитву, и к женщине тоже вернулась жизнь. В другой раз его друг невинно попал под суд по навету и был приговорен к смерти. Святитель поспешил к нему на помощь, но путь ему преградил разлившийся ручей. Тогда святой приказал воде остановиться волею Христовой, так как он спешит спасти невинного человека. Вода чудесным образом остановилась, святитель благополучно переправился на сушу, и когда пришел в суд, там уже знали о случившемся чуде. Судья с почетом отпустил друга святого Спиридона.

Однажды в Великий Пост в дом к нему постучался усталый путник. Святитель, увидев, что человек крайне истомлен, велел дочери накрыть на стол. В доме ничего не оказалось, кроме зимних запасов солонины, и странник отказался отведать мясо, сославшись на то, что он христианин и должен соблюдать закон. Тогда св. Спиридон сел за стол и сам начал вкушать солонину, убеждая гостя подражать ему – ибо он видел, что этот человек изможден и нуждается в хорошем подкреплении сил. А когда воры задумали украсть у св. Спиридона овец и ночью забрались к нему в овчарню, то неожиданно оказались связанны веревкой. Утром обнаруживший их святитель развязал непрошеных гостей по молитве и долго уговаривал оставить неправедные дела, подарив им в напутствие по овце со словами: “Пусть же не напрасно вы бодрствовали».

Читайте также:
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах: история и адрес храма

Чудеса сопровождали жизнь св. Спиридона, свидетельствуя о нем. Когда святитель однажды служил с дьяконами в пустой церкви, зазвучал невидимый великий хор, “сладкоголосее всякого пения человеческого», и этот хор слышали люди на улице, думая, что церковь полна молящихся… По молитвам святого на его родной Кипр в засуху шли дожди, а в сырую погоду, опасную для урожая, наступали солнечные дни. По молитве его сокрушались языческие идолы. Однажды в Александрии был созван церковный собор: священнослужители молились о том, чтобы исчез с их земли мрак языческий, и по их молитве местные идолы сокрушались один за другим, кроме главного. И было Александрийскому патриарху видение, что этот идол должен быть повержен св. Спиридоном, святителем Тримифунтским. Узнав о том, св. Спиридон немедленно сел на корабль и как только ступил на землю Александрии, идол повергся в прах.

В молитве Св. Спиридон отдал душу Богу. Он скончался около 348 года. Святые мощи его упокоены на острове Корфу в храме, освященном во имя святителя, а десная рука хранится в Риме.

Сохранилось еще одно предание. Однажды поклониться святым мощам Спиридона Тримифунтского приехал Н.В.Гоголь. Он стоял в толпе ожидавших подойти к гробнице и услышал, как один англичанин рассуждал, может ли человеческое тело так хорошо и долго сохраняться, и, наконец, пришел к выводу, что оно просто прекрасно забальзамировано. И будто бы колыхнулось тело святого Спиридона, оборотившись в сторону нечестивого. Потрясенный Гоголь, ставший свидетелем чуда, рассказывал о нем потом в Оптиной пустыне.

На Руси день праздника святого сопровождали многочисленные народные приметы. Он выпадает на время зимнего солнцестояния, когда наступают самые короткие дни и самые долгие ночи, но природа уже поворачивается к солнцу, и с этого времени дни начинают удлиняться: “После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек». По этому дню в старину гадали и о встрече нового года: “Если на Спиридона светло, новогодье предстоит морозным и ясным; если хмуро и деревья покроет иней – на праздник будет тепло и пасмурно».

Основание московской церкви во имя св. Спиридона на Козихе состоялось в то время, когда патриаршая слобода была уже достаточно развита как городской хозяйственный центр и требовала своей “патрональной» церкви. Самая первая, деревянная Спиридоньевская церковь была известна здесь уже в 1627 году. А в 1633 -1639 г.г. ее возвели каменной по указу патриарха Филарета – он вообще любил эту местность, и построил для себя в ее окрестностях, за пределами Козьей слободы маленькую церковь св. Феодора Студийского, которая стала его укромным молельным храмом.

Главный престол новой слободской церкви освятили во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а приделы – во имя св. Николая Чудотворца и св. Спиридона. Был здесь чтимый чудотворный образ св. Спиридона с частицами мощей. В 1717 году, в петровскую эпоху, здесь был устроен новый придел во имя св. апостолов Петра и Павла, а спустя еще столетие вся церковь была перестроена, и Спиридоньевский придел освятили уже в новой трапезной. Вся эта перестройка произошла по необходимости расширить храм, так как его приход сильно увеличился – со временем старинная патриаршая слобода исчезла, и местность превратилась в элитнейший старомосковский район. Тихая Спиридоновка стала “барской улицей», тягавшейся с Арбатом и Пречистенкой – здесь тоже не было ни торговли, ни кабаков, и тоже жили люди “достаточного» и “образованного сословия», хотя многие из них были купеческого звания и даже вышли из крепостных – Морозовы, Рябушинские, Тарасовы.

Спиридоновка! Сколько чувств рождает это имя у москвича, и какой чарующей московской тайной предстает она гостю русской столицы. Настоящая улица-музей – пешая прогулка по ней дарует возможность увидеть в миниатюре всю старую Москву. В самом ее начале у Никитских ворот – знаменитый особняк Степана Рябушинского, визитная карточка гениального московского модерна, провозгласившего исцеление жизни красотой, которую творит искусство. И хотя в нем открыт мемориальный музей Горького, сам по себе этот дом – музей архитектуры и старомосковского быта эпохи “брильянтового» века. На другой стороне – роскошно отреставрированные палаты старинного Гранатового двора. Здесь, рядом с московскими бронниками, находился оружейный склад боеприпасов и литейные печи, где отливали русские пушки. Отсюда после пожара в XVIII столетии Гранатный двор перевели на Васильевский луг к Москворецкой набережной, где потом был выстроен екатерининский Воспитательный дом (см. 7 декабря), а Гранатный двор вновь перевели – к далекому Симонову монастырю.

Точно напротив места, где возвышалась Спиридоньевская церковь, – особняк Саввы Морозова (№17), стилизованный великим Шехтелем под средневековый замок: “Мой дом – моя крепость». Здесь прятался у хозяина Николай Бауман, которого разыскивала вся полиция. И когда губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович приезжал к Морозову на обед, он и не подозревал, что его любезный собеседник за столом и есть тот самый Бауман. Здесь прошли самые трагические дни жизни Саввы Морозова накануне самоубийства, полные горечи, обид и разладов с семьей, с друзьями и с самим собой. Здесь он занимал две скромные комнатки на втором этаже, а огромный, изумляющий древневосточной роскошью, особняк был владением его жены, Зинаиды Григорьевны. Потом она купила себе подмосковную усадьбу Горки, некогда принадлежавшую князьям Трубецким, и вновь пригласила Шехтеля перестроить ее в модном стиле модерн. Когда после смерти Саввы Тимофеевича она вышла замуж за московского градоначальника Рейнбота, она привезла мужа в свой подмосковный дом, куда для его служебных надобностей провели редкий еще телефон. Усадьба во вкусе Морозовой оказалась такой комфортабельной, что в 1918 году ее передали Ленину. Сам же особняк на Спиридоновке купили у вдовы Рябушинские, а после революции дом перешел в ведение МИДа. Здесь же, на Спиридоновке, 11, жил известный врач-отоларинголог А.Ф.Беляев, у которого лечились-наблюдались Шаляпин и Собинов. А в советское время “по соседству», в доме №15 жил маршал Г.К.Жуков и именно здесь писал свои знаменитые мемуары.

Читайте также:
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес, описание, святыни

За три века своей жизни Спиридоньевская церковь стала свидетельницей многих исторических событий, важных для России. И на ее собственную долю выпало участвовать в них. Почти неизвестно, что в трагическом июле 1918 года, после того, как было получено известие о расстреле семьи императора Николая II, его приверженцы открыто отслужили в скромной Спиридоньевской церкви заупокойную обедню. На ней присутствовали бывшие придворные, государственные чиновники и члены монархических и правых партий. Как вспоминал один участник, тогда еще не боялись столь искренне выражать свои чувства и отношение к жизни – настоящий красный террор начался только в сентябре.

А еще спустя годы Спиридоньевская церковь поплатилась жизнью из-за социалистической реконструкции столицы и ее утопистской идеологии. В 1930 году церковь была сломана под экспериментальное строительство в престижном районе старой Москвы – только лишь великий подвижник П.Д. Барановский успел сделать необходимые обмеры. В 1932 –1934 г.г. точно на ее месте выстроили большой серый жилой дом “треста “Теплобетон» в стиле конструктивизма. На первый взгляд – обычный дом, но дом уникальный.

Во-первых, он был построен из редкой технологической новинки – теплобетона, то есть бетона с теплопроводным наполнением, дабы опробовать его. Во-вторых, дом представляет собой настоящую декларацию социалистической реконструкции столицы, а именно идею синтеза архитектуры и скульптуры. Этот важнейший художественный принцип социалистического зодчества был рассчитан на идеологическое воспитание массового жителя-“утопийца». “Сооружение не всегда в широкой практике воспринимается как художественное – его воздействие не оформлено в сознании. Активность восприятия находится в прямой зависимости не только от художественной культуры масс. В этом смысле изобразительный язык скульптуры понятней. Массовый зритель иногда через скульптуру, более ему понятную, приходит к сознательному освоению архитектурных форм, и только тогда можно считать архитектурные средства приведенными в действия», – писал один из идеологов реконструкции.

Сюжеты и образы скульптур и барельефов, используемых при оформлении архитектурных сооружений, полностью соответствовали поставленной цели. В основном, это был утопический образ нового человека “будущего», жителя социалистического города, идеал для “развития» реальности, который прошел насквозь через всю эпоху социалистического строительства. Фасад дома, выходящий на Спиридоновку, украшают ранние, нелепые, еще не развитые аллегорические барельефы “Техника», “Искусство», “Наука» с изображением трех стилизованных фигур. Под надписью “Техника» помещен юноша с моделью дирижабля в руках. “Искусство» символизирует тоже юноша античного телосложения, сидящий на каменной глыбе перед мольбертом. “Наука» – девушка, неестественно изогнувшаяся над столом с книгами: при очень внимательном рассмотрении выясняется, что она наблюдает за чем-то в микроскоп.

Ради этого уродства был снесен старинный московский храм. И теперь Спиридоньевскую церковь помнят лишь ее исторические соседи. А как хотелось бы, чтобы она была восстановлена, дабы исчез мрак языческий с Российской земли.

Брюсов переулок в Москве, Храм Воскресения Словущего и его святыни.

История постройки

Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.


Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.

Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.

Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.

Возведение каменной церкви

Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.

Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.

В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.

Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.


Богослужение в Московском храме Воскресения Словущего

К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:

  • Елисеевский;
  • Мученицы Параскевы;
  • Никольский.

Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.

В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.

Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.

В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.

Период разрушений

Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.

Читайте также:
Иеромонах Роман Матюшин: биография отца, творчество, православные песни и стихи

Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.

На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Еще одна церковь в самом центре города, в шаге от Тверской улицы — храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Наверное, это один из самых знаменитых храмов Москвы, и вот по каким причинам.

Храм с частицей мощей Спиридона Тримифунтского

Для многих верующих храм в Брюсовом переулке — это прежде всего место, где можно поклониться образу и частице мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

Народ полон суеверий, и одно из них гласит: святитель Спиридон помогает в квартирных вопросах.

Это такое немного обмирщенное знание о великом святом, который действительно считается заступником сирых и убогих, и помогает в действительно безвыходных ситуациях.

Отчасти, именно из-за мощей святителя Спиридона Тримифунтского эта церковь в Брюсовом переулке полна народу — и в будни, и в выходные, во время служб и без них. Храм даже иногда по незнанию называют храмом Спиридона Тримифунтского в Брюсовом. Представляете?

Храм, который не закрывался в советское время

Храм в Брюсовом переулке — один из немногих, который оставался открытым в советские времена. Википедия пишет, что за него «просили» актеры и музыканты, что жили неподалеку.

Поэтому для тех, кто ходил в советское время в Церковь, это место, — Брюсов переулок и небольшой храм в нем, — дороги, как память.

Храм рядом с Тверской улицей

Храм Воскресения Словущего расположен в удивительно тихом для центра города месте. Еще 100 метров — и будет Тверская улица с толпой туристов и легионом машин. Но по самому Брюсовому переулку, — мимо храма, — автомобили ездят редко, а на площади перед входом в церковь — еще реже.

Это вообще удивительное свойство городов, когда в шаге от центральных улиц оказываешься вдруг в противоположном мире — неспешном и тихом. В данном случае: видишь ту Москву, которой не только восхищаешься или гордишься, но которую любишь.

Храм Воскресения Словущего: как добраться

Ближе всего до этой церкви дойти будет от метро «Охотный Ряд»: это пять минут пешком.

(Чуть дольше, если идти от Пушкинской площади и станций «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская».)

Если идти от метро «Охотный ряд», то — по левой стороне Тверской улицы из центра. Вскоре — после Телеграфа и «Макдональдса» — в сталинском доме будет гигантская арка. Нужно в нее: это и есть Брюсов переулок.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.


Внутри Воскресенского храма

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Колокольня

Репрессии советского периода всё же не обошли стороной и эту старинную московскую церковь. Но выразились они лишь в том, что с её колокольни были изъяты и уничтожены уникальные исторические колокола. На протяжении нескольких десятков лет колокольня храма выполняла исключительно декоративную функцию. Вновь услышать колокольный звон жителям Брюсова переулка суждено было только 18 февраля 2008 года, в этот день был вновь освящён, главный колокол Храма Воскресения «Архангел Михаил». Теперь в этом старинном уголке Москвы можно слышать колокольный звон по всем каноническим православным праздникам.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.

Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:

  • зависимости от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • потери веры и уверенности в жизни;
  • разладов в семье;
  • исцеления от неизлечимых болезней.

Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.


Чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского

Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.

Примечания

  1. 1234
    Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки / Вострышев М. И. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — С. 69. — ISBN 978-5-699-33874-0.
  2. 12345678910
    Городской реестр недвижимого культурного наследия города Москвы. Официальный сайт Комитета по культурному наследию города Москвы. Проверено 3 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  3. Эрдели Ксения Александровна (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 9 марта 2020. Архивировано 4 марта 2020 года.
  4. Федоровский Фёдор Фёдорович (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 13 марта 2015. Архивировано 4 марта 2020 года.
  5. Ханаева Евгения Никандровна. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 11 марта 2020. (недоступная ссылка)
  6. Брюсов пер. 7
  7. «В гости к гениям»: Путеводитель. — М.: Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, 2013. — С. 84—85. — 132 с. (недоступная ссылка)
  8. 123Трофимов В. Г.
    Москва. Путеводитель по районам. 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1976. — 456 с. — С. 112.
  9. Литовцева Нина Николаевна (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 5 июля 2020. Архивировано 6 июля 2020 года.
  10. Гельцер Екатерина Васильевна (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 22 марта 2015. Архивировано 6 июля 2020 года.
  11. Годунов Александр Борисович (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 22 марта 2015. Архивировано 6 июля 2020 года.
  12. Никас Сафронов: «Дом моей мечты» (недоступная ссылка)
  13. Москва, Брюсов переулок, 17 // Сайт «Последний адрес».
  14. Брюсов переулок. Путешествия по Москве. Исторические улицы.
  15. Малинин Н. С.
    Архитектура Москвы. 1989—2009: Путеводитель. — М.: Улей, 2009. — С. 349. — 400 с. — ISBN 978-5-91529-017-3.
  16. Брюсов переулок 6
  17. Брюсов пер. 8
  18. Зак Яков Израилевич (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 19 марта 2015. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  19. Известия, 7 ноября 2008, «Накоротке с вождями»
  20. Достопримечательности Москвы
  21. Самое главное о Музее-квартире Вс. Э. Мейерхольда
  22. К 85-летию со дня рождения Ростроповича в Москве появился памятник маэстро
Читайте также:
Благовещенский мужской монастырь на Мангупе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Расписание богослужений

В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня

) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.

Собор Святого Спиридона Тримифунтского, м.Багратионовская, Москва. Расписание богослужений, история, фото, как добраться

Храм Святителя Спиридона Тримифунтского находится в Москве, округ ЗАО, район Филевского парка, улица Барклая, вл.9, метро Багратионовская. Православная церковь названа в честь Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, отличившегося преданностью Богу и религии.

Чудотворец родился на острове Кипре, в крестьянской семье, вел богоугодную и чистую жизнь, заботился о странниках и бездомных. Святитель обладал особым даром над природной стихией, исцелял больных от греховных язв, свято выполнял заповеди Христовы.

Действующий православный комплекс

Храм возведен в современном русском стиле с одним куполом и коричневой отделкой, вместительность прихожан более 300 человек. Рядом с религиозным объектом построен дом для паломников, благоустроена территория парка.

Православная действующая церковь является духовным центром для верующих, местом проведения песнопений и богослужений. Для иногородних туристов комплекс является национальным достоянием архитектуры и искусства, центром экскурсионных программ. Московский патриархат первым благословил закладку фундамента в честь чудотворца Спиридона Тримифунтского.

История основания

До 1934 года на улице Спиридоновка, в Москве действовал храм Рождества Пресвятой Богородицы. После его разрушения, храмов в Западном округе с именем почитаемых святых, не было.

В 2007 году жители и прихожане обратились в Святейший Патриархат с просьбой поддержать и благословить строительство храма в честь Святителя Спиридона Тримифунтского. В 2013 году верующие отслужили молебен во временном храме, в 2014 году начались строительные работы основного объекта.

Архитектурный ансамбль

Участок парка и Храм Спиридона Тримифунтского на Багратионовской вошли в программу застройщика ЗАО «Аурум Инвест», проект разрабатывало акционерное общество «Моспроект-2».

Внешняя отделка здания ассоциируется с элементами русского народного зодчества, архитектурный стиль представляет стилизацию и интерпретацию древнерусского наследия. Нео русский стиль является историческим направлением архитектурного строительства. Внешнее убранство церковного сооружения выполнено по правилам монументальной простоты.

Внутреннее убранство

Переплетение духовности и современности прослеживается в использовании приемов новейших технологий в строительстве храма Святителя:

  • применение фресок с растительным орнаментом;
  • интерпретация мотивов древнерусских мастеров;
  • воспроизведение на стенах народного религиозного творчества;
  • применение творческой стилизации в создании иконостаса;
  • сочетание религии и философии;
  • совмещение современности и древности в иконописи;
  • применение византийской росписи на потолке;
  • размещение икон на боковых стенах согласно регалиям и статусу святых угодников Божьих;

Местный иконописец

На официальном сайте московского храма размещены изображения икон, доступных для индивидуального заказа. Прихожанин храма Андрей Бочкарев напишет венчальные, именные, праздничные или семейные иконы разных размеров. Иконописец работает при храме 30 лет, учитывая все пожелания православных клиентов.

Святыни и мощи

Храм Спиридона Тримифунтского на Багратионовской представляет интерес для верующих паломников. Чудотворной силой обладает икона имени Святителя Спиридона Тримифунтского, написанная монахами на святой горе Афон, освященная в греческом храме (остров Корфу) на мощах чудотворца.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Челябинске: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Путешественники прикладываются к иконе Святителя Луки Крымского с частичками мощей, в надежде исцеления. Верующие коленопреклонённо молятся у Частички Мощей Спиридона Тримифунтского о даровании здоровья детям, просвещении ума для душевно больных, о прощении смертных грехов.

В церковном каталоге святынь присутствует Сапожок чудотворца, выставленный для всеобщего обозрения. Во время богослужения 4 святыни вызывают у присутствующих благоговейный трепет и почтение к культу святого.

Духовенство, наставники

Настоятель церковной общины протоиерей Илья Кочуров, клирик иерей Виталий Бровко, диакон Евгений Чайков. Духовная работа с молодежью возложена на Ивана Геннадьевича Кочурова, миссионерским служением занимается Владимир Гранин.

Социальная направленность

Храм Спиридона Тримифунтского на Багратионовской является центром духовного воспитания подрастающего поколения и туристическим комплексом.

Духовенство местной епархии сотрудничает с настоятелем и поддерживает 4 учреждения:

  • Школу № 1816.
  • Центр Социального Обслуживания «Филевский парк».
  • Школу № 590.
  • Школу «Интеграл».

Паломнические выездные экскурсии прихожане совершают 4-5 раз в год. Для молодежи при приходе проводятся вечера классической, духовной и народной музыки с чаепитием. По окончании молебна с акафистом, еженедельно священник проводит Евангельские чтения, организовывает встречи с православными композиторами и режиссёрами.

Священнослужители храма проводят активную работу в детских учреждениях, сотрудничают с ректором Института Современного искусства, Ириной Сухолет. Настоятель храма читает лекции для студентов, проводит мастер-классы. При храме функционирует воскресная школа, кино-клуб и православное общество глухих, детский православный клуб, театральная студия.

Воскресная школа

Открытие воскресной школы состоялось в 2012 году, занятия рассчитаны на 3 возрастные категории по дисциплинам: церковнославянский язык, Закон Божий, церковное хоровое пение, художественная роспись, прикладное искусство. Воспитанники воскресной школы принимают участие в выставках, ярмарках, экскурсиях, поездках, благотворительности.

Престольные праздники

Храм Спиридона Тримифунтского на Багратионовской в 2019 году отметит 5 летний юбилей. Престольный праздник состоится 25 декабря по новому стилю, в честь отдания памяти святого.

Режим работы для посетителей

Для туристов храм открыт ежедневно с 08:00 до 20:00.

Собор Святого Спиридона Тримифунтского в Москве для туристов храм открыт ежедневно с 08:00 до 20:00.

Краткое расписание богослужений:

Дни недели Вид службы Время
Вторник, среда Исповедь

Интересные факты

Преосвященство западного округа Московской области зафиксировали 4 случая чудесного исцеления в день памяти святого:

  1. У шестилетнего мальчика нормализовалась температура, сжигавшая его 23 дня. Выздоровление произошло после молебна с водоосвящением.
  2. По окончании крестного хода спала опухоль вокруг горла у 1,5 месячного ребенка (врачи диагностировали «свинку»).
  3. 63 летняя женщина молилась святому об исцелении кровотечения. После трапезы на престольном празднике эпителии кровяных сосудов свернулись и болезнь ушла.
  4. Молодой парень, с рождения страдавший от диатеза и псориаза вылечился после Исповеди, принятия Святых Таинств, Масло соборования.

Как добраться до храма

Маршрут 1: от станции метро Багратионовская до храма в Фили – Давыдково 200 метров, пешком 4 минуты. Маршрут 2: проезд Багратионовский, автобус М 2, расстояние 370 метров, 7 минут ходьбы. Маршрут 3: проезд автобусами М2, 130, микроавтобусами 478 М, 254 М по улице Барклая, 510 метров, 10 минут пешком.

Маршрут 4: ехать по Большой Филевской улице 23, автобусом 130, микроавтобусами 478 М, 254 М, 510 метров, 14 минут ходьбы. Маршрут 5: проезд по 51- городской больнице, автобусом 130, микроавтобусами 254М, 478М, 720 метров,10 минут пешком.

В окрестностях находятся: магазин продовольственных товаров по улице Сеславинской, банкомат МКБ, городская детская поликлиника № 30, отель «Подушкин».

Информация для паломников

Священнослужители пользуются священными предметами во время богослужения:

  • Святой престол;
  • запрестольный крест;
  • дарохранительница;
  • антиминс;
  • семи свечник;
  • напрестольный крест;
  • напрестольное Евангелие;
  • кадило;
  • копие;
  • жертвенник;
  • звездица;
  • потир или святая чаша;
  • дароносица;
  • покров;
  • Гроб Спасителя.

К святым дарам и освященным предметам имеет право прикасаться священник, в алтарь (хранилище Святых) заходят мужчины и наставники, женщинам и девушкам вход запрещен по Уставу православия. По окончании литургии верующим раздают просфоры с печатью Христа или Матери Божией, это святыня, употребляемая на голодный желудок со святой водой.

Антидор и просфору кушают для поддержания телесных и духовных сил.

Правила посещения для всех одинаковые: тишина, уважение и пристойный внешний вид. Женщинам и девушкам на территорию объекта заходить с не покрытой головой запрещено. Во время службы можно ставить свечи, и подавать записки о здравии. Детей до 6 лет к причастию подводить без исповеди. Рядом с храмом построен дом для паломников, в нем можно остановиться на ночлег, перекусить или отдохнуть.

В 250 метрах находится мини-гостиница «Подушкин» с недорогими и комфортными номерами эконом – класса и класса – премиум. Снять комнату можно на час и на ночь. В оплату за номер входит комплект постельного белья, тапочки, халат и туалетные принадлежности. Номера оборудованы современной аудио аппаратурой.

В церковной лавке храма Святителя Спиридона Тримифунтского можно приобрести в качестве сувениров:

  • нательные крестики;
  • серебряные и деревянные медальоны с образами Матери Божией, Пресвятой Троицы, Ангела Хранителя, Спиридона Тримифунтского;
  • пояса с молитвами «Живый в помощи Вышняго», «Да воскреснет Бог»;
  • браслеты на запястье с ликами святых угодников Божьих;
  • серебряные кольца «Спаси и сохрани».

В качестве памятных вещей для укрепления здоровья:

  • тройники для водителей и путешествующих;
  • духовные книги;
  • именные и венчальные иконы;
  • сувениры к Рождеству Христову (ягнята), Пасхе (яйца);
  • освященные ароматизированные масла;
  • ладан;
  • календари плакатные;
  • шоколад с изображением храма.

Посещение храма благотворно скажется на духовном развитии взрослого и ребенка, расширит культурный и исторический кругозор.

Автор: Натали

Видео о соборе Святого Спиридона Тримифунтского

Собор Святого Спиридона Тримифунтского:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: