Воронежская митрополия: история и положение, описание и современное положение, священнослужители, монастыри и учреждения

Воронежская митрополия — история, официальный сайт, указы

Воронежская митрополия была основана 26 декабря 2013 года на территории Воронежской области. Митрополия относится к Русской православной церкви и включает себя не только Воронежскую, но и Россошанскую и Борисоглебскую епархии.

В современной православной церкви митрополия обозначает территорию, которой управляет и где постоянно служит митрополит, — епископ, являющийся одной из главных фигур в церковной иерархии.

Отец Сергий — глава Воронежской митрополии

Митрополию возглавляет митрополит Воронежский Сергий. Его официальное звание — Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский. В миру он Фомин Виталий Павлович. Родился в 1949 году в г. Краснозаводске Московской области. После окончания духовной семинарии, а затем и академии он принял монашество.

Начало

Территория губернии во всех церковных делах до 1682 года была подчинена Рязанской и Крутицкой епархиям. Но в 1667 году Большой Московский Собор принимает указ о переводе Рязанской архиепископии в статус Рязанской митрополии и учреждении в её составе Тамбовской и Воронежской епархий. Московский собор 1682 года своим указом утвердил необходимость создания и открытия Воронежской епархии.

Изначально в нее входили 7 городов: Воронеж, Землянск, Елец, Орлов, Костёнск, Коротояк, Урыв. В 1692 году достраивается главный храм Воронежа — Благовещенский кафедральный собор. Множество церквей было построено при святителе Митрофане. А также при нём налаживалась жизнь монастыря и благотворительная деятельность.

Расширение после взятия Азова

Границы кафедры расширились до Азовского моря после взятия в 1696 году крепости Азов. В её ведении оказались новые города Таганрог и Павловск. После спора в 1699 году за территорию с Рязанским архиереем, который разрешил император Пётр I, к Воронежской епархии стали относиться города: Белоколодск, Острогожск, Усмань, Демшинск и село Мокрый Буерак.

В 1712—1714 годах митрополит Рязанский Стефан хотел упразднения Воронежской епархии и возвращения её территорий Рязанской кафедре, но безуспешно.

В 1718—1720 годах епархия расширяется ещё больше, теперь к ней относятся территории, прилегающие к рекам Хопёр и Дон. До 1735 года длилась реставрация главного кафедрального собора, которую начал митрополит Пахомий. При епископе Иоакиме для детей священнослужителей организовываются школы в Воронеже и Острогожске.

Дальнейшая реорганизация

В 1742 году в Дивногорской Успенской обители открывается славяно-латинское училище, а в 1745 году — Воронежская духовная семинария. В 1765 присоединяются территории, ранее относящиеся к Рязанской, Коломенской и Крутицкой епархиям. В 1755 году часть Московской епархии переходит в ведение Воронежской, а земли Приазовья передаются новосозданной Славянской.

В 1788 большая часть северо-западных и северных земель Воронежской кафедры, а это более 400 храмов и несколько монастырей, переходят в ведение соседних епархий. К концу XVIII века все границы епархий стали соответствовать границам губерний, а все земли, относящиеся к Воронежской епархии, но находившиеся за пределами губернии, были переданы другим епархиям.

В наши дни

На сегодняшний день епархия насчитывает десять благочиний (округов, которые объединяют в себе несколько приходов, находящихся близко друг к другу). В их числе: Воронежский, Лискинский, Каширский и другие. Их возглавляют священнослужители — протоиереи и иеромонахи, называемые благочинными.

Кафедру возглавляет отец Сергий. Она имеет официальный сайт, на котором можно ознакомиться с жизнью епархии, новостями, указами митрополита.

В состав епархии входят монастыри, находящиеся в Воронеже и области:

  • Мужской — Свято-Успенский Дивногорский, расположившийся в селе Дивногорье.
  • Женские — Алексиево-Акатов и Преображенский Толшевский.

Каждую неделю в 148 храмах совершается литургия. Здесь имеется 278 священнослужителей, среди которых 245 священников и 33 диакона. А также в Воронежской епархии в г. Воронеже находятся духовная семинария и православная гимназия.

Газеты и журналы

Среди епархиальных изданий есть те, что выходят в интернете, и печатные средства массовой информации.

К первым относятся:

  • Официальный сайт епархии.
  • Сайт духовной семинарии.

В число вторых входят:

  • Ежеквартальное обозрение «Православный Воронеж».
  • Журнал «Епархиальный вестник Воронежа».
  • Журнал духовной семинарии «Образ жизни».
  • Более 20 газет и приложений к ним, имеющих характер духовный и просветительский.

В Воронежской епархии уделяется большое внимание работе с молодёжью. Журнал «Образ жизни» является православным студенческим журналом. Он предназначен для молодых читателей, являющихся мыслящими и любознательными. В нём церковь отвечает на всё новые и новые вопросы, касающиеся духовной жизни. В этом издании сочетаются русские общественно-религиозные традиции и взгляды современных христиан на актуальные вопросы жизни церкви и прихожан.

Новости на сайте

Среди новостей, опубликованных на официальном сайте, есть и те, что могут в первую очередь заинтересовать молодое поколение. По указу и с благословения митрополита Сергия в Воронеже с 13 по 18 октября проходит выставка-ярмарка, носящая название Покровской.

Она расположилась во дворце творчества детей и молодёжи, находящемся на площади Детей, № 1.На ней представлена продукция, произведённая в храмах и монастырях России, а также государств ближнего и дальнего зарубежья. Здесь можно найти литературу детского и просветительского характера.

Вот ещё одна интересная новость. В эти дни проводится и фестиваль духовной песни «Ковчег», являющийся авторским. Кроме этого, проводятся духовные и просветительские мероприятия. Это конкурсы, мастер-классы и выступления творческих коллективов — хоровых и музыкальных.

Склад

В Воронежской епархии находится склад церковной утвари и духовных изданий. С условиями его работы можно ознакомиться на странице сайта «Склад». Здесь, в частности, продаются подсвечники, подставки для пасхальных яиц, покровцы, лампадные масла, ладан. Среди предлагаемой духовной литературы имеются сборники рассказов, жизнеописания святых, молитвословы.

История и современное положение Воронежской митрополии

По церковным уставам метрополия означает территорию, которая служит Господу под начальством епископа — главной личности в христианской иерархии. Епархиальное управление Воронежской митрополии объединяет под своим началом все приходы и храмы в пределах Воронежской области. Это религиозное объединение основали в 1682 г., а сегодняшнее название она получила в декабре 2013 г.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церкви Воронежской епархии существуют под начальством отца Сергия (Виталия Фомина), родившегося в середине XX столетия в г. Краснозаводске. Святитель принял монашество после окончания духовной академии, а будучи митрополитом, получил назначение на пост главы епархиального управления.

Благовещенский собор Воронежа

История становления Воронежской митрополии

До учреждения Воронежской митрополии местность использовалась Рязанской и Крутицкой епархиями. Первая основалась в 1667 г. после Великого Московского собора. В составе Рязанской митрополий разместили Тамбовскую, а вместе с ней и Воронежскую епархию, необходимость образования которой была подтверждена на церковном собрании. В структуру последней изначально входило семь городов.

  • В 1692 г. на территории Воронежа закончили строительство
  • Святитель Митрофан мудро распоряжался митрополией и стремился возвести большое количество церквей, он устраивал подходящие условия для жизни монахов и поощрял всякую благотворительность.
  • Границы самой епархии расширились до Азовского моря после того, как русские войска под предводительством Петра I взяли крепость Азова. На завоеванной территории располагались нововозведенные города, в перспективе имеющие право войти в митрополию — Таганрог и Павловск.
  • На этой почве возник спор между Рязанским церковным объединением и Воронежской епархией, он разрешился указом царя Петра Великого. Последняя получила в своё распоряжение Усмань, Белоколодск, село Никольское (Демшинск), а также поселок Мокрый Буерак. Через время сюда же присоединился город Острогожск.
  • В начале XVIII столетия святитель Стефан пытался упразднить Воронежскую епархию и вернуть принадлежащую ей территорию Рязанской митрополии. Однако такое стремление произвело обратный эффект. Воронежская кафедра приобрела некоторые участки земли Дона и Хопра.
  • Епископ Пахомий назначал большое строительство и реставрацию, а митрополит Иоаким стремился возвеличить духовное образование, организовывая церковные школы в Воронеже и в Острогожске. С 1742 г. на территории епархии открывается духовная семинария и славяно-латинское училище. В 1765 году митрополия вновь расширяет границы за счет близлежащих земель, а Тихон Задонский укрепляет нравственные мотивы среди верующих людей.

На заметку! Количество церковных заведений на территории епархии постепенно увеличивалось с 210 от момента образования до 1096 в 1909 году. В 1945 г. в рабочем состоянии находилось только 19 приходов, сегодня их 372.

В 1775 г. в управление Воронежской митрополии была передана часть Московской епархии, а земли Приазовья отдали Славянской. В течение 25 лет территория первой несколько уменьшилась, в 1799 г. за пределами губернии не было ни одного прихода. В 1926 г. к епархии присоединили Тамбовскую митрополию и Борисоглебск.

С 1954 по 1957 продолжали происходить территориальные изменения. В 2003 от митрополии отделили Липецкую Епархию.

Иконостас Благовещенского кафедрального собора

Современное состояние

Территория Воронежской митрополии окончательно утвердилась в 2013 г.

В нее включены такие епархии:

  1. Воронежская.
  2. Россошанская.
  3. Борисоглебская.

На территории области располагаются храмы Воронежской митрополии и церкви Воронежской епархии.

Епархиальное управление Воронежской митрополии расположено по адресу: Россия, г. Воронеж, ул. Освобождение Труда, 20.

В настоящее время в епархии насчитывается 10 благочиний:

  1. Всесвятское.
  2. Левобережное.
  3. Монастырское.
  4. Никольское.
  5. Каширское.
  6. Лискинское.
  7. Нижнедевицкое.
  8. Новоусманское.
  9. Рамонское.
  10. Семилукское.

Для справки! Благочиния — это церковные округа, объединяющие в своем составе некоторое количество близлежащих приходов (ими управляют протоиереи).

На территории митрополии располагаются один мужской и два женских монастыря. Мужской: Свято-Успенский Дивногорский, неподалеку от города Лиски. Женские: Алексиево-Акатов и Преображенский Толшевский.

Каждую неделю в храмах совершается Божественная литургия.

Храмы воронежской митрополии и другие молитвенные помещения насчитываются в количестве 372. В них служит 382 клирика, из которых 346 — это священники, а 36 — диаконы. На территории епархии работает духовная семинария (ректор — игумен Иннокентий), традиционная гимназия святого Митрофана и методический отдел нравственного просвещения.

В центральном городе области, в Воронеже, действует учебное заведение по подготовке духовных служителей — Воронежская Православная Духовная Семинария. У этого заведения есть свой официальный сайт в интернете http://www.vob-eparhia.ru/, на котором постоянно обновляется актуальная информация. На сайте можно узнать о последних событиях жизни братства и указах епископа.

Существует также множество печатных изданий — духовных газет и журналов. Служители пишут статьи на интернет-порталах и в газетах («Православный Воронеж», «Образ Жизни», а также около 20 газет на религиозные темы). Внутри этого церковного объединения должное внимание уделяют работе с молодыми людьми.

Православный журнал под названием «Образ Жизни» официально считается студенческим: на его страницах Церковь отвечает на известные вопросы духовной практики. Журнал сочетает древние традиции и мнения современных христиан.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий

Ежегодно с разрешения епископа Сергия на площади Детей проводится Покровская выставка-ярмарка. Здесь демонстрируются церковные изделия, сотворенные в храмах России и государств СНГ. В Воронежской епархии проводят фестиваль духовных песнопений, а также просветительные мероприятия и конкурсы среди творческих коллективов.

На заметку! На территории митрополии находится особый склад с церковной утварью и религиозными произведениями литературы. Здесь православные верующие могут купить подсвечники, подставки для крашеных яиц, лампады, елейное масло и ладан. Среди книг находятся сборники библейских рассказов, молитвенники, жития святых людей.

Митрополит Воронежский

За всю историю епархии её главами становились более 55 епископов. Первым настоятелем являлся святой Митрофан.

Правящим архиереем в настоящее время является владыка Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский (в миру — Фомин Виталий Павлович). Его официально утвердили на совещании Священного Синода.

Владыка Сергий родился в 1949 году в Московской области (при рождении был назван Виталием). После получения образования в духовной семинарии и академии стал монахом. Первоначально был рукоположен в иеродиакона, а впоследствии прошел все ступени иерархии, вплоть до митрополита. Владыка имеет степень кандидата богословия и является автором нескольких трудов. В 1983 г. он был возведен в сан епископа, в 1988 г. — архиепископа, в 1999 г. — митрополита.

Читайте также:
Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, храмы и постройки

В 2013 году Священным синодом он был поставлен во главе Воронежской митрополии.

На заметку! Митрополит — один из архиерейских чинов в Русской православной церкви. Митрополит стоит выше, чем епископ и архиепископ, а выше его стоит только патриарх. Под властью митрополита находится митрополия, в которую входят несколько епархий.

Воронежская епархия имеет значительную историю, её основание было официально подтверждено на Московском соборе.

Со временем её территория претерпевала большие изменения, приобретая и теряя земли, как это часто происходит с мирскими государствами. Благородные епископы всегда стремились строить здесь больше храмов и проповедовать христианство среди местного населения.

Донской монастырь

Донской монастырь

Донской монастырь – ставропигиальный, то есть подчиняющийся непосредственно патриарху или Священному Синоду, мужской монастырь, который находится практически в самом центре Москвы. Купола соборов ещё в начале прошлого века возвышались над расположившимися вокруг низкими постройками и были видны издалека. Сейчас же обитель окружают современные многоэтажные дома. Однако старинные сооружения, поросшие мхом памятники на могилах кладбища и вековая липовая аллея погружают посетителей Донского монастыря в атмосферу далёких времён.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Донской монастырь

История Донского монастыря

К сожалению, до наших времён не дошли документы, которые точно определяют дату основания Донского монастыря. Летописные свидетельства позволяют предположить, что это был 1591 год, когда русские войска одержали победу на ханом Казы-Гиреем. Его армия, практически не встречая на своём пути сопротивления, подошла к Москве. На тот момент вокруг столицы существовала оборонительная система из форпостов в виде монастырей, которая представляла собой небольшие крепости. Лишь юго-западное направление оставалось незащищённым. Здесь, у села Котлы, развернули передвижную крепость – так называемый гуляй-город. В её походной церкви в тот момент хранилась Донская икона Божией Матери, которая, по легенде, покровительствовала русским воинам во время Куликовской битвы. И в этот раз русичам под предводительством Бориса Годунова удалось одержать победу, почти полностью разгромив внезапно отступившее войско хана.

Желая увековечить это событие, Годунов распорядился основать здесь монастырь, названный Донским в честь иконы. Изначально он представлял собой окружённый бревенчатым частоколом одноглавный собор. На заре XVII столетия обитель была разграблена поляками во главе с гетманом Ходкевичем и на протяжении длительного времени находилась в запустении. Впрочем, уже к 1700 году закончили впечатляющую своими масштабами перестройку монастыря. Екатерина Алексеевна из дворянского рода Милославских выделила средства на облагораживание религиозной обители. Её украсил и освящённый в 1698 году собор. В начале XVIII века территорию Донского монастыря окружила стена, увенчанная дюжиной башен. Её, в свою очередь, возвели на деньги дьяка Аверкия Кириллова. Со временем здесь построили и несколько храмов, духовную семинарию, покои архимандрита, кельи для монахов. Возведение объектов продолжалось вплоть до начала XX века.

С 1918 года обитель закрыли, но монахи продолжали жить в ней до конца 20-х годов. С 1929 года богослужения во всех храмах были прекращены. С 1934 года здесь функционировал Музей архитектуры. В этот период на территорию монастыря свозили уцелевшие фрагменты московских соборов и храмов, которые были разрушены во время антирелигиозной борьбы. В 1946 году в Малом соборе возобновили богослужения. В храме появилась печь для варки ароматического масла – мира. В 1991 году обитель перешла под эгиду Московского патриархата. Спустя год старейший собор Донского монастыря пережил большой пожар – результат вероломного поджога. Во время реставрационных работ обнаружили захоронение патриарха Тихона. Сейчас его мощи покоятся в Главном храме монастыря.

Архитектура

Донской монастырь представляет собой величественный архитектурный ансамбль в центре столицы. Окружающая его мощная узорчатая стена с навесными бойницами в её верхней части, четыре угловых и восемь фронтальных башен делают обитель похожей на древнерусскую крепость. Все крупные сооружения монастыря, не считая самого старого из них – Малого собора, были построены в короткий полувековой период начиная с 1686 года, когда было начато строительство Главного храма. Возможно, по этой причине во всём архитектурном ансамбле прослеживается общий замысел.

Стены Донского монастыря составляют правильный квадрат, в центре которого располагается Большой собор, что подчёркивает стремление к регулярности и порядку. Отмечается единство стиля, в котором построены основные здания, а также фасадная ориентация монастыря относительно ведущих к нему главных дорог – с северной и западной сторон.

Большой собор

В самом центре Донского монастыря расположено его главное архитектурное сооружение – Большой собор, который является одной из первых попыток строительства крестообразного здания. Его возведение началось в середине 80-х годов XVII столетия во времена правления Софьи Алексеевны и было закончено в 1698 году после шестилетнего перерыва.

Последние десятилетия XVII века ознаменовались в России изменениями в архитектурной направленности: характерная для церковных строений аскетичность уступила место сходству с пышными дворцами. Это коснулось и Большого собора, который представлял собой центрический храм, напоминающий своей планировкой распустившийся цветок. Такое решение позволило создать величественный интерьер, освещённый четырьмя световыми «барабанами». Особенно красиво смотрится резной иконостас, насчитывающий восемь ярусов, нижние из которых выполнены золотописцем Карпом Золотарёвым. Поражающее своей грандиозностью внутреннее убранство собора кажется залитым потоками света. Этим могло похвастаться далеко не каждое архитектурное сооружение.

Читайте также:
Тульская епархия: приходы и церкви, святые, духовенство

Основу собора образует подклет, окружённый арочной двухъярусной галереей. Изначально ярусы были открытыми, но со временем арки нижнего заложили, а верхний – застеклили. Парадный вход в храм расположен с северной стороны: когда собор только был построен, дорога от города к Донскому монастырю подходила с севера, где, собственно, и располагались главные ворота. Много тайн хранит в себе Большой собор, и часть из них связана с захоронениями в подклете. В настоящее время здесь находится очень интересная выставка, экспонатами которой выступают различные надгробия, украшенные цветами, фамильными гербами и черепами.

На протяжении многих столетий собор хранил в своих стенах чудотворную Донскую икону Божией Матери. Таких икон две. Одна из них написана Феофаном Греком в XIV столетии. Согласно легенде, именно её перед Куликовской битвой передали Дмитрию Донскому. Хранилась эта икона в Благовещенском соборе Кремля, и лишь один раз в год её доставляли в Главный храм обители для проведения торжественного богослужения в день празднования Донской иконы Богоматери. Традиция дошла до наших дней, и ежегодно 1 сентября икону доставляют специальным транспортом из Третьяковской галереи. Вторая из существующих икон была написана по распоряжению Бориса Годунова в XVI столетии и предназначалась для собора Донского монастыря, где она постоянно находится.

Малый собор

Древнейшей постройкой Донского монастыря является его Малый собор, который ещё называют Старым. Возведённый в эпоху Бориса Годунова, он представляет собой бесстолпный посадский одноглавый храм с крещатым сводом и трёхярусной горкой кокошников. В русском зодчестве XVI столетия он является единственным представителем подобных монастырских соборов. В 1679 году к нему пристроили шатровую колокольню. Появившись на Руси в начале XVI столетия, подобный тип храмовой архитектуры не встречается больше ни в одной стране мира.

Старый собор на протяжении своего существования почти всегда был действующим. В его трапезной стоял большой котёл, в котором варили миро – освящённое ароматическое масло. В 1930 году храм был закрыт. Богослужения и мироварение возобновили лишь спустя два десятилетия. В печи и по сей день раз в год на Страстной седмице Великого Поста варят благоухающее масло, аромат которого разносится по монастырю.

В 1992 году трапезная почти полностью выгорела во время пожара. В дальнейшем интерьер был восстановлен, а его стены вновь расписаны, за что художник А. С. Россаль-Воронов получил от Патриарха медаль преподобного Сергия Радонежского.

Малый собор – хранилище ряда святынь. Среди них – Донская икона Божией матери, рака с мощами патриарха Тихона, иконы «Знамение» и Фёдоровской Богоматери. В настоящее время здесь проводятся реставрационные работы, цели которых – установить новый иконостас, позолотить купола и перенести печь для приготовления мира в храм Иоанна Златоуста.

Церкви

В первой половине XVIII века, после возведения стены вокруг Донского монастыря, были построены ещё три церкви. Одна из них – церковь Архангела Михаила, построенная в 1714 году и расположившаяся в южной части двора. Спустя сто лет её перестроили, и церковь стала играть роль усыпальницы для рода Голицыных. Внутренние помещения являлись и своеобразным выставочным залом образцов мемориальной скульптуры.

Святые (Северные) ворота – главный вход – послужили основанием (подклетом) для ярусов Тихвинской церкви, которая была построена одновременно с церковью Архангела Михаила. Средства на её строительство выделила царица Прасковья Фёдоровна. Поскольку многими своими архитектурными элементами храм напоминает церковь архангела Гавриила, спроектированную Иваном Зарудным, этому же зодчему приписывают и авторство создания Тихвинской церкви. Храм имеет три яруса, верхний из которых – звонница с колоколами. С северной стороны территория вокруг паперти огорожена решёткой, выкованной ещё в начале XVIII столетия.

Классический композиционный приём той эпохи – помещение восьмигранных ярусов на четырёхгранное основание (четверик) – был применён при строительстве в 1730-1753 годах надвратной колокольни Донского монастыря. На момент своего возведения она была одной из самых высоких построек московских окрестностей, устремляясь в небо над западными проездными воротами. Авторство проекта приписывают зодчему А. Евлашеву. Нижний ярус строения занимает храм святых праведников Захария и Елизаветы. Колокольня имела более строгие и «тяжёлые» формы по сравнению с Тихвинской церковью и превосходила её по высоте. В звоннице было размещено десять колоколов, самый большой из которых имел массу в одиннадцать тонн. Здесь же располагается колокол весом в три тонны, который в 1730 году императрица Анна Иоанновна подарила Донскому монастырю. Изначально он предназначался для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Со временем западные ворота, считавшиеся второстепенными, стали главным въездом на территорию обители. Стены арочного прохода украшены иконами с изображением святых и сюжетов из их жития. Занимая промежуточное место среди трёх самых высоких зданий монастыря, колокольня визуально смягчает контраст между объёмом Большого собора и изящным невесомым обликом храма Тихвинской иконы Богоматери.

Помимо этого, территория Донского монастыря «приютила» небольшие часовни и церкви, построенные в XVIII-XIX веках. Некоторые из них возводились как усыпальницы. В начале XXI столетия возобновили строительство небольших храмов. В 2000 году появилась церковь Георгия Победоносца – символ двухтысячелетней годовщины Рождества Христова и десятилетия передачи Донского монастыря Московскому патриархату. В этом же году возвели и храм в честь Патриарха Всероссийского Тихона.

Монастырский некрополь

В те времена кладбище разбивали возле каждого русского монастыря. Обычно первыми появлялись могилы настоятелей и простых монахов. Хотя Донской монастырь существовал с конца XVI века, на его территории можно увидеть надгробия, установленные лишь в начале XVIII столетия и позже. Вероятно, это связано с тем, что до середины XVII века обитель не отличалась роскошью и богатством, и её настоятели, возможно, были захоронены на территории кладбища Андреевского монастыря, к которому относился Донской.

Читайте также:
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликово: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Ещё одна версия связана с тем, что по мере того, как к монастырю стали приписывать более мелкие обители, его благосостояние росло, и он превратился в довольно зажиточное хозяйство, владеющее большими участками земли и множеством крепостных крестьян. Некрополь Донского монастыря постепенно превращался в место, где находили последнее пристанище известные люди, аристократы и просто зажиточные граждане. Земля на кладбище становилась предметом различных спекуляций. Желая заработать на продаже «новых» участков под захоронения, практичные монахи могли уничтожать старые заброшенные могилы. Особенно актуально это стало во время эпидемии чумы, когда своим указом императрица Екатерина II запретила хоронить умерших на территории монастыря. Исключение сделали лишь для высокопоставленных горожан, родственники которых должны были изрядно раскошелиться.

По территории некрополя можно бродить не один час, разглядывая памятники. Многие из них не пощадили время и погода. Иногда трудно разобрать надписи на потемневших надгробиях. На кладбище почти отсутствуют традиционные кресты, зато можно увидеть различные урны, вазы, плиты и плакальщицы. Встречаются памятники, сделанные в виде колонн и даже пирамид. Некоторые из семейных усыпальниц представляют собой маленькие, иногда поразительной красоты часовни. Можно увидеть графские захоронения Толстых, Зубовых, Паниных. Свой последний приют в монастыре нашли князья Долгоруковы, Волконские и Голицыны, а также многочисленные представители дворянских родов: Хвощинские, Протасовы, Нарышкины. На кладбище похоронены родственники известного поэта А. С. Пушкина – две тётки, бабушка и дядя. Сюда были перенесены останки генералов Деникина и Каппеля, художника Василия Перова, писателя Александра Солженицына. Во время прогулки по некрополю не возникает того угнетающего чувства, которое обычно сопровождает при посещении подобных мест. Прогуливаясь в тени многочисленных деревьев, люди предаются мыслям о сущности бытия.

У восточной стены можно полюбоваться потрясающими своей красотой горельефами из храма Христа Спасителя. Эти шедевры настенной скульптуры, выполненные на библейские темы, удалось спасти перед взрывом в 1931 году. Возле каждого из них висит табличка с названием. Самый грандиозный из горельефов изображает посещение преподобного Сергия Радонежского Дмитрием Донским накануне его похода против войска Золотой Орды.

Как добраться

Воспользовавшись услугами метрополитена, можно добраться до ближайшей к Донскому монастырю станции – «Шаболовской» (по Калужско-Рижской линии). Выйдя из метро и повернув на улице Шаболовке направо, дойдите по ней до 1-го Донского проезда. Свернув в него, можно добраться до угловой башни монастыря. Отсюда по аллее вдоль стены, минуя северные ворота с Тихвинской церковью и обогнув ещё один угол, туристы попадают к главному входу на территорию монастыря – Западным воротам. Протяжённость маршрута составляет около 1,2 километра.

Если вы планируете доехать до монастыря на автомобиле, следует запомнить адрес: Донская площадь, 1-3. Обитель открыта для посещения ежедневно с 9:30 до 18:00, а в дни церковных праздников – до 20:00.

Донской монастырь: место, куда редко заходят туристы

Донской монастырь – тихое место пристанища Донской иконы Божией Матери в центре столицы. Узнать больше об этом паломническом месте Вы сможете из статьи.

Донской монастырь

1 сентября – день празднования в честь Донской иконы Божией Матери.

Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы. Корреспондент «НС» стала одним из таких любознательных паломников.

Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм – усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря

Две иконы

«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра. Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.

Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь – одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.

Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.

Читайте также:
Ирина Денисова: биография монахини, хор и песни, личная жизнь

Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.

Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.

Некрополь

«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в “Истории” Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».

Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам

Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.

На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:

«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.

От мира и забот его призвал Бог в рай».

Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…

На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.

Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя

В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.

Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.

В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору

Святой узник

В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.

В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.

Читайте также:
Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.

В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.

В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны

Монастырь в городе

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.

В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.

В ризнице монастыря

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.

«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких “городских” монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское». Сейчас в монастыре планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.

До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).

Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода

В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.

«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».

Телефон паломнического центра «Одигитрия» при Донском монастыре: 952-02-63

Реквизиты Донского ставропигиального монастыря:

МОСКОВСКИЙ ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московский Донской монастырь

Московский мужской монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу “силою Христа и предстательством Его Матери”. Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, “обоз”, отчего монастырь называли в старой Москве, “что в Обозе”.

Донской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери,2010 г. Фото : Ю.Булкин

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный “Большим”, а первый стал называться “Малым”.

Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.

Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции.

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и “обновленцев”. В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей.

В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

Некрополь Донского монастыря – “Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы”, как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.

Донской монастырь часто называют “архитектурным кладбищем”. В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной – наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных – Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева – перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.

В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий – “кафедра безбожия”, как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря.

19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

Святыни

Храмы

  • Александра Невского
  • Александра Свирского
  • Архангела Михаила, больничный храм
  • Георгия Победоносца
  • Донской иконы Божией Матери, большой собор
  • Донской иконы Божией Матери, малый собор
  • Захарии и Елисаветы (надвратный, в колокольне)
  • Иоанна Златоуста
  • Иоанна Лествичника
  • Тихвинской иконы Божией Матери, надвратный храм
  • Тихона Московского

Настоятели, наместники

  • Гурий (упом. 1598)
  • Сергий (упом. 1621)
  • Евфросин (? – 1634) отставлен
  • Феодосий (1 мая 1634 – упом. 1635)
  • .
  • Афанасий (30 ноября 1678 – февраль 1681)
  • Герасим (упом. июнь 1682)
  • Леонтий (упом. июнь-июль 1683)
  • Никон (август 1683 – июнь 1689)
    • Антоний (Одинович) (упом. 1692 – упом. 1697)
    • Арсений (Кириллов) (упом. 1 июля 1697 – ?)
  • Антоний (Одинович) (6 июля 1698 – 18 марта 1705)
  • Лаврентий (Габашвили) (1705 – 20 мая 1720)
  • Иерофей (Прилуцкий) (14 августа 1720 – 19 июля 1721)
  • Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 – 4 июня 1727)
  • Матфей (Шушерин) (11 июля 1727 – 17 октября 1728)
  • Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728 – 26 марта 1732)
  • Кирилл Иерусалимита (10 апреля 1732 – 4 марта 1747)
  • Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 – 30 мая 1748)
  • Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 – 7 марта 1753)
  • Варлаам (Лящевский) (1 мая 1753 – 28 июля 1774)
  • Феофилакт (Горский) (1774 – 18 сентября 1776)
  • Павел (Зернов) (сентябрь 1776 – 15 апреля 1778)
  • Аввакум (Миланкович) (26 апреля 1778 – 1 марта 1792)
  • Платон (Любарский) (31 марта 1792 – 26 февраля 1794)
  • Иоанникий (Полонский) (февраль 1794 – 12 апреля 1795)
  • Иакинф (Карпинский) (18 апреля 1795 – 18 декабря 1797)
  • Евлампий (Введенский) (1798 – 29 июня 1801)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (29 июня 1801 – 11 декабря 1809)
  • Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 – 12 августа 1814)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 – 1816)
  • Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (28 января 1816 – 15 июля 1817)
  • Евгений (Казанцев) (30 июля 1817 – 14 июля 1818)
  • Феофил (Татарский) (28 августа 1818 – 23 марта 1819)
  • Парфений (Чертков) (17 июня 1819 – 21 августа 1821)
  • Дионисий (Цветаев) (31 июля 1821 – 15 июля 1823)
  • Афанасий (Петриев) (23 июня 1823 – 17 октября 1832 [1])
  • Феофан (Александров) (14 ноября 1832 – 6 июля 1850)
  • Симеон (Авдуловский) (3 августа 1850 – 21 февраля 1852)
  • Агапит (Вознесенский) (21 июня 1852 – 1 января 1854)
    • Афанасий (упом. 1853)
  • Евгений (Казанцев) (1854 – 27 июля 1871)
    • Павел
    • Аркадий (Яценко) (1862 – 1869)
  • Аркадий (Яценко) (1869 – 1878 [2]) .
  • Иаков (Кротков) (1884/1885 – 1 декабря 1885)
  • Герман (Осецкий) (16 февраля 1886 – 18 декабря 1895)
  • Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 – 8 июня 1906)
  • Иаков (1906 [3] – 13 декабря 1909 [4]) архим.
  • Алексий (Опоцкий) (1910 – 20 декабря 1914)
  • сщисп. Иннокентий (Ястребов) (14 января 1915 – сентябрь 1917)
    • Никон (Пурлевский) (1918 – 1919)
  • Назарий (Кириллов) (1919 – 1920 [5])
  • Алексий (Палицын) (1922 – 1924)
  • Московские и всея Руси патриархи (с 1991)
    • Агафодор (Маркевич) (1991 – 25 декабря 2009)
    • Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 – 26 июля 2012)
    • Парамон (Голубка) (26 июля 2012 – 26 февраля 2019)
    • Фома (Демчук) (26 февраля 2019 – 25 августа 2020)
    • Евгений (Кульберг) (25 августа – 8 декабря 2020)
    • Феогност (Гузиков) (с 8 декабря 2020)

Донской монастырь

Некрополь архитектуры

Донской монастырь заложили в 1591 году на месте русского гуляй-города после завершения осады крымским ханом Газы II Гиреем. Тогда татары отступили с большими потерями. А в дни боев в гуляй-городе действовала походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. Это та икона, которой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Монастырь на этом месте был нужен и по военным соображениям — между Даниловым монастырем и Новодевичьей обителью было большое открытое пространство.

Первой монастырской постройкой стала украшенная кокошниками каменная церковь во имя Донской Богоматери. Автором проекта, предположительно, был Федор Конь. Строили храм на средства Бориса Годунова. Он даже запечатлел свой образ на стенах церкви, но этот портрет не сохранился.

В Смутное время обитель разорили польские войска под предводительством гетмана Ходкевича. После этого Донской монастырь долго был в запустении. Возобновил обитель Михаил Федорович уже как «богомолье царей» — сюда совершали крестные ходы с участием государей.

В 1698 году освятили построенный на средства царевны Екатерины Алексеевны, сестры Петра I, Большой собор. На стенах храма были фрески работы Клаудио, внутри сохранился восьмиярусный резной иконостас с иконами «фряжского письма». Пол украшен чугунными плитами, подаренными грузинской царевной Дарьей. А главы Большого собора ориентированы по сторонам света. После строительства нового собора, старый храм во имя Донской Богоматери стали называть Малым.

В то же время построили стену с двенадцатью ажурными башнями, напоминающими ограду Новодевичьего монастыря.

Величественный комплекс Донского монастыря сформировался в XVIII веке.

Тогда появился некрополь выдающихся деятелей российской истории и культуры (он сохранился), построили Тихвинскую надвратную церковь и колокольню над западными воротами по проекту Д. Трезини (завершил в 1753 году А.П. Елвашев). В 1745-1750 годах появились архимандритские покои, здание духовной семинарии, конюшни и другие вспомогательные постройки. А в 1796-1798 годах построили храм-усыпальницу Александра Свирского по проекту А.Н. Зубова.

Во время Чумного бунта в 1771 году беснующаяся толпа ворвалась в Донской монастырь и убила скрывавшегося там архиепископа Амвросия за то, что он попытался предотвратить распространение чумы и приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону. Толпа усмотрела в этом крамолу и растерзала архиерея, но зачинщиков беспорядков нашли и по приказу Екатерины II повесили на Красной площади. С тех пор каждый год 19 августа к Донской иконе совершался крестный ход из Успенского собора Кремля.

В 1918 году Донской монастырь формально закрыли, но духовная жизнь продолжалась там до конца 1920-х. При этом в некоторых зданиях устроили конторы и жилье.

До средины января 1925 года в бывших казначейских покоях у северных врат жил Патриарх Тихон. Его похоронили в подклете Малого собора. В это же время в Донском монастыре работала антирелигиозная выставка и Антирелигиозный музей.

В 1929 году монастырские храмы окончательно закрыли, а в 1934 на территории обители открыли музей архитектуры. Сюда свозили фрагменты разрушенных московских храмов, горельефы храма Христа Спасителя, фрагменты Сухаревой башни, часть убранства Красных ворот и Триумфальной арки.

В 1964 году Донской монастырь стал филиалом Музея архитектуры имени Щусева. В Малом соборе богослужения возобновили еще в 1946, а в 1960-е его приписали к храму Положения Ризы Господней на Донской улице. Это сделали, чтобы сохранить оба предписанных к закрытию храма. Тогда же в Малом соборе Донского монастыря устроили мироваренную печь. Сейчас на ней готовят миро для всех храмов.

В 1991 году Донской монастырь восстановили.

Музей архитектуры освободил территорию обители, но до сих пор в восточной части его крепостной стены можно увидеть 6 горельефов с храма Христа Спасителя.

А во время ремонта Большого собора провели раскопки и вскрыли захоронение Патриарха Тихона. Обретенные мощи святителя положили в раку и перенесли в Большой собор Донского монастыря.

Донская икона сейчас хранится в Третьяковской галерее. Только на празднование 1 сентября ее переносят в монастырь для поклонения верующих.

Донской и Даниловский монастыри

Являясь одними из главных достопримечательностей Замоскворечья и юга Москвы, Донской и Даниловский монастыри первоначально располагались в полутора километрах от городских валов, служа одновременно защитными заставами и убежищами. Оба они по-своему интересны, но Донской монастырь теснее связан с историей города, здесь имеется большое кладбище. Собственное кладбище Даниловского монастыря находится дальше на юг, граничит с мусульманским кладбищем.

Кладбища были устроены здесь по императорскому указу во время последней эпидемии чумы в 1770-1771 годах. Чтобы препятствовать её распространению, целые кварталы московских зданий были сожжены и все средневековые кладбища в пределах центра были перекопаны и удалены за пределы города, чтобы зараза от уже умерших не передавалась живым. За пределами города было устроено семь новых больших православных кладбищ, поскольку список умерших резко увеличился. В Москве одна треть населения – более 200 тысяч человек – умерли от чумы в том году.

Донской монастырь и окрестности

Массивные стены Донского монастыря, выложенные из красного кирпича, напоминают Красный форт в Агре (Индия) или замки крестоносцев в Палестине. Высота и толщина стен воплощала постоянный страх перед монголами, которые при обстреле монастыря использовали катапульты и горящие стрелы, а не перед европейскими армиями, использующими массивные орудия; оборонительным целям служила и дюжина башен, равномерно распределённых по периметру. Монастырское кладбище занимает площадь в 42 тысячи квадратных метров, с множеством могил старого кладбища, которое не надо путать с новым кладбищем, расположенным вниз по улице.

Панорама Донского монастыря

Хотя монастырь открыт ежедневно, однако некоторые части его находятся вне досягаемости для туристов в будние дни, поэтому лучше посещать монастырь в выходные дни. Чтобы попасть туда, необходимо доехать до станции метро «Шаболовская», а оттуда пройти несколько кварталов пешком. В зависимости от того, какой маршрут вы выберете, вы можете встретить несколько интересных объектов по пути к монастырю или на обратной дороге к метро.

Башни Донского монастыря

Краткая история Донского монастыря

Монастырь был построен в 1591 году, когда Борис Годунов отразил последний набег крымских татар на Москву. Его победу приписывали иконе Донской Богоматери, которая сопровождала Дмитрия Донского в его походе против монголов и обеспечила его победу в Куликовской битве в 1380 году. Чтобы поднять боевой дух своих войск, Годунов торжественно обнёс икону вокруг лагеря накануне сражения, а на следующий день после небольшого боя армия хана Казы-Гирея отступила. В благодарность русские построили церковь, в которую поместили икону, и основали на этом месте монастырь.

Разграбленный и заброшенный в Смутное время, монастырь был восстановлен во время царствования Фёдора и Алексея, но оставался маленьким и бедным до возобновления войны против татар, что заставило регентшу Софью и её фаворита князя Василия Голицына укрепить его стены. Продолженная Петром Великим программа строительства (1684-1733 годы) закончилась сооружением существующих и поныне укреплений и Большого собора. Ко второй половине XVIII века Донской монастырь стал одним из самых богатых, то было и одно из престижнейших мест погребения для московской знати и многих деятелей культуры.

Горельефы Донского монастыря

Вскоре после революции монастырь был закрыт большевиками, хотя его монахи продолжали жить там до 1929 года, пока не были выселены для того, чтобы власти имели возможность устроить здесь Музей атеизма. Музей впоследствии стал отделением Архитектурного музея имени Щусева, в котором собирались скульптуры из уничтожаемых церквей со всей Москвы. Фашистское вторжение вынудило Сталина призвать православную Церковь в свои союзники; и чтобы вознаградить её за поддержку, в Старом соборе в 1946 году были возобновлены церковные службы. Однако только в 1992 году святые мощи патриарха Тихона были захоронены там со всеми полагающимися почестями.

Провозглашённый патриархом накануне революции, он был заключён в тюрьму большевиками и похоронен в безымянной могиле на территории монастыря в 1925 году. Вскоре после его перезахоронения пожар уничтожил в соборе все иконы кроме иконы Донской Богоматери, а когда реставраторы открыли могилу, чтобы проверить нанесённый пожаром ущерб, они обнаружили, что мощи патриарха остались нетронутыми пожаром. Тогда он был канонизирован православной церковью. Сегодня монастырь, помимо обычных церковных построек, имеет собственное издательство, студию реставрации икон, а также детскую школу иконописи и украшения икон.

Некрополь Донского монастыря

Общая информация о Донском монастыре

Вход в монастырь со стороны Донской улицы под коренастыми воротами, спроектированными Трезини, увенчан трёхъярусной колокольней, которая была пристроена позднее, в 1750-х годах. Перезвон её колоколов нарушает спокойную тишину, а городские звуки приглушены высокими монастырскими стенами и карканьем ворон. Очень странным кажется то, что первая вещь, с которой вы сталкиваетесь, входя в пределы монастыря, – множество советских танков, нарисованных яркой белой краской, – так отмечается память о танковом подразделении, сформированном церковью в 1943 году, которая была названа в честь святого-воина князя Дмитрия Донского.

В центре комплекса возвышается Большой собор Донской Богоматери, известный также как Новый собор. Состоящий из четырёх круглых башен, сгруппированных вокруг центрального барабана под пятью бронзовыми куполами, этот собор был одним из самых больших зданий своего времени; его строительство началось при Голицыне в 1684 году и полностью закончилось в 1698 году. В интерьере представлены апокрифические фрески и иконы святых, увенчанных цветущими венками, а также огромный 7-ярусный иконостас, который украшали резьбой в течение 4 лет.

Храм Захарии и Елисаветы

Во время эпидемии чумы архиепископ Амвросий спрятался за этим иконостасом, чтобы избежать разъярённой толпы, но его обнаружили, вытащили из его убежища и забили до смерти. Сегодня верующие люди специально приходят на молитву к иконе Донской Богоматери (оригинал находится в Третьяковской галерее) и к мощам святого Тихона, помещённым в раку, налево от Царских врат. В подвале – грузинский некрополь.

Большой собор Донской Богоматери

Основанный одновременно с монастырём, Малый собор Донской Богоматери напоминает простую московскую барочную церковь, окрашенную в мягкие бело-коричневые цвета, с рядами кокошников и позолоченным куполом. Внутренние помещения – низкие, белые и сводчатые, его пол отполирован ногами прихожан. Оба собора посещают больше всего людей во время дневных служб на Благовещенье (7 апреля), праздники Донской Богоматери (1 сентября) и Фёдора Стратилата (21 февраля).

Окрестное кладбище густо заполнено надгробиями и памятниками. Специально для туристов каждый участок снабжён планом с именами знаменитых русских людей, похороненных там, – людей, дорогих сердцу русского человека; у всех них скромные, простые могилы. Могила архитектора Осипа Бове выделяется чёрной гранитной плитой, расположенной рядом с ещё одним памятником, своей формой напоминающим бомбу; а могила печально известной графини Дарьи Салтыковой, убившей своих крепостных, отмечена обелиском без надписи. Ещё более безликими являются могилы бабушки Льва Толстого, а также бабушки и деда Пушкина.

Малый собор Донской Богоматери

Тёмно-красная церковь Святого Николая была построена в 1806-1809 годах как личная часовня Голицыных. Поблизости стоит церковь Святого Иоанна Лествичника, построенная по завещанию генерал-майора И. Ф. Терещенко под шатровым сводом в неорусском стиле, украшенная православными крестами и воздвигнутая в 1899 году. Лучшей из всех является церковь Иоанна Златоуста, построенная для семейства Первушиных в 1891 году.

Рядом стоит надвратная церковь Тихвинской Богоматери, внушительное строение, которое является одним из последних примеров московского барокко. Она была закончена в 1713 году, год спустя после того, как Пётр Великий перевёл столицу в Санкт-Петербург и запретил возведение каменных зданий где-нибудь ещё в России, поощряя этим строительство своего города на Неве.

Церкви Лествичника и Свирского

Другие достопримечательности

Дальше по улице расположено другое кладбище, датированное 1900-ми годами. Помимо нескольких грандиозных могил, например могилы Сергея Муромцева, председателя Первой думы, это кладбище известно благодаря памятнику жертвам репрессий, установленному около крематория. Последний первоначально был монастырской больницей, перед тем как большевики превратили её в крематорий, чтобы упростить гражданские похороны; его печи сжигали тысячи трупов, доставляемых ночами из Лубянской и Бутырской тюрем или из Военной коллегии в 1930-х годах.

В то время как советские жертвы отмечены безымянной статуей женщины в трауре, иностранцы, расстрелянные в Бутырской тюрьме после 1945 года, отмечены индивидуальными табличками, установленными их родственниками, включая могилу венгерского премьер-министра времён войны графа Бетлена, члена польского кабинета министров, и могилы нескольких японских солдат.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: