Воскресенский собор в Твери: история и адрес храма, расписание богослужений, престольные праздники и мощи

Воскресенский кафедральный собор г. Тверь

Основание храма

Как и большинство церквей и монастырей России, Воскресенский собор в Твери в начале двадцатых годов уже был недоступен для прихожан. Он основан в 1913 году, закрыт в середине тридцатых. Богослужение здесь запрещено было значительно раньше. Храм был освящен в апреле 1916 года. В день, когда совершалось это важное событие, в соборе присутствовала Елизавета Федоровна — княгиня дома Романовых и основательница одного из известнейших московских монастырей. Спустя два года представительница царской семьи была арестована, отправлена в Пермь и там убита большевиками.

История храма

Его построили вначале 20 века. Первоначально это был собор Тверского Рождественского монастыря. Эта постройка была приурочена юбилею 300-летия дома Романовых. Возводили его на средства Христорождественского монастыря и деньги царской семьи. Инженером данного сооружения выступал Н.П.Омелюстог. освящение его провели в апреле 1916 года. На данной церемонии присутствовала сама княгиня Елизавета Федоровна.

Далее его преследовали некие исторические процессы:

  • в 1936 году храм решили закрыть. Такая участь тогда преследовала большое количество православных храмов;
  • в 1988 – вернули епархии;
  • в 1992 году провели повторное малое освящение храма;
  • в начале 1990-х стал кафедральным собором Тверской епархии;
  • в декабре 2000 года туда перенесли мощи преподобноисповедника Сергия Сребрянского;
  • в 2010 году было проведено большое освящение после завершения всех восстановительных работ.

Лучшая статья для Вас, переходите: Домский Собор в Риге

Внешний облик храма

Воскресенский собор в Твери — храм, построенный в неорусском архитектурном стиле. Подобные постройки активно возводились в начале XX столетия в Псковской и Новгородской областях. Имеет кубическую форму, три апсида, довольно массивные барабаны. В западной части — притвор с хорами, который завершён на фасаде щипцом. Рассмотреть и оценить архитектурные особенности Воскресенского собора в Твери можно на фотографии, расположенной выше.

Архитектура


Часовня Царственных Страстотерпцев рядом с собором
Собор выполнен в неорусском стиле, имеет форму куба с тремя апсидами и массивным барабаном со шлемовидной главой. С запада примыкает пониженный притвор с хорами, завершённый на фасаде щипцом; более низкие северный и южный притворы-тамбуры фланкированы контрфорсами. Кирпичные стены собора покрыты слоем цемента. Просторная внутренность бесстолпного храма не расписана.

Декоративное убранство стилизует формы новгородской и псковской архитектуры. В единой с собором стилистке выдержана миниатюрная церковь во имя Царственных Страстотерпцев, построенная рядом с ним в 2006 году.

Возрождение храма

Собор был возвращен православной церкви в конце восьмидесятых. Уже тогда начались активные реставрационные работы. Храм относится к Тверской епархии — одной из крупнейших в России. Возможно, именно поэтому реставрация шла не так долго, как в других храмах и монастырях страны. Службы возобновились в 1992 году, а вскоре на соборе установили новый позолоченный крест. Высота креста составляет два с половиной метра, ширина — два метра. В 2006 году рядом с собором была возведена небольшая церковь, выдержанная в том же стиле, что и основная постройка.

История церкви

Возведение и основание

Сооружение является одним из древних действующих храмов Твери. Ему более 450 лет. Церковь была построена в 1564 году на средства московского купца Гаврилы Андреевича Тушинского и тверского купца П. Д. Лапина и занимала важное место в жизни города.

Здание строил тверской зодчий Г. Д. Маков. 15 августа 1564 года собор был освящен епископом Тверским Акакием. Через 8 лет после возведения святыни Г. А. Тушинский завещал его и свой двор Троице-Сергиеву монастырю.

В советское время после закрытия и сноса главного храма города Троица стала соборной церковью епархии.

Место овеяно множеством легенд. Некоторые легенды гласят, что здесь существует 250-метровый подземный ход, который спасал местных жителей во время вражеских нападений. Но во время раскопок 1873 году археологи ничего не обнаружили.

На месте нынешнего собора когда-то стоял более древний храм. Первоначально здание представляло собой четверик с позакомарным покрытием и одним куполом. Есть сведения, что существовала также небольшая звонница, пристроенная по образцу новгородских или псковских храмов. В левой стороне находилась церковь Параскевы Пятницы.

Церковь была построена из кирпича с использованием белого камня, оштукатурена и побелена. Кровля и главы были покрыты белой черепицей. Карнизы приделов украшали скромные лепные цветы.

Происхождение названия

Существует две версии происхождения названия собора. Первая связана с белой черепицей, которая покрывает кровлю, поэтому собор был назван Белая Троица.

Другой вариант происхождения названия основан на принадлежности к Троице-Сергиевскому монастырю, и по легенде ее название свидетельствует о том, что она не платила подать местному епископу, то есть была «белой».

Историческая судьба

Со временем облик церкви постепенно менялся в соответствии с потребностями населения Затьмачья. В XVII-XIX века здание неоднократно перестраивалось.

Читайте также:
Храм Успения Богородицы в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Этапы постройки и реконструкции:

  1. В 1564 году собор был впервые построен.
  2. В 1584 году одноглавое сооружение становится семиглавым. Семь глав собора символизируют Троицу и четырех евангелистов.
  3. В 1787 году у юга-западного угла был построен придел преподобного Ефрема Новоторжского.
  4. В период 1812—1815 гг. к церкви была пристроена двухъярусная колокольня. В 1878 году были надстроены третий ярус и шатер.
  5. В 1853 году храм был реконструирован. Были растесаны и расширены окна четверика для того, чтобы в здании стало светлее.
  6. В 1867 году был построен придел в честь святителя Арсения Тверского и святой мученицы Татьяны. Была достроена трапезная, которая включает в себя нижний ярус колокольни. Были растесаны древние щелевидные окна.
  7. В период с 1951—1952 гг. был сделан ремонт.
  8. В 1988 году началась капитальная реконструкция собора.
  9. В 1995 году памятник архитектуры посетил Патриарх Московский и всей Руси Алексий II.
  10. В 1996 году была произведена замена куполов церкви.

Троицкая церковь в Твери является свидетелем драматических событий в истории города: погрома, который устроили опричники Ивана Грозного, литовского разорения, а также пожара 1763 года.

В XVII веке тверичи хранили свои пожитки в храме, и сами прятались в тайниках под малыми куполами. Но поляки, которые воевали в то время на тверских землях, все же нашли и убили их прямо в соборе. Спустя много десятилетий время от времени на стенах храма проступали следы крови.

В советское время здание избежало разрушения. Но не всем памятникам древнерусской архитектуры так повезло. Разрушению был подвергнут кафедральный Спасо-Преображенский собор. После его разрушения функции главного храма Тверской кафедры стал выполнять Троицкий, который с того же дня именовался собором.

Несмотря на запреты советской власти, собор во времена правления советской эпохи был действующим. Исключением был период конца 1930-х годов, когда все тверское духовенство было арестовано, мученической смертью от палачей был убит архиепископ Тверской Фаддей (Успенский). Богослужения в этот нелегкий исторический период проводились тайно на частных квартирах.

С началом Великой Отечественной Войны отношение государства к религии переменилось. Появилась возможность открыто ходить в церковь, единственную в городе на тот момент.

Таким образом, став в 1940-е годы кафедральным собором епархии, он долгое время являлся единственным в Твери. С того времени богослужения не прекращаются до сегодняшнего дня.

Современное положение

В 90-е годы ХХ века проводилась масштабная реконструкция. На сегодняшний день это действующий кафедральный собор Живоначальной Троицы, известный под названием Белая Троица.

В воскресенье и в праздничные дни богослужения посещают не только жители Затьмачья, но и отдаленных районов Твери.

Все реставрационные и ремонтные работы были закончены в 2014 году в канун 450-летнего юбилея. 12 октября того же года митрополит Тверской и Кашинский Виктор освятил главный престол. 14 декабря были освящены престолы в приделах святой мученицы Татьяны и преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских.

На протяжении долгих лет церковь отстаивала свое право на жизнь, обновлялась с помощью многочисленных перестроек и реконструкций. Благодаря этому мы можем наблюдать прекрасный вид на современное святое место с древней и очень богатой историей.

Адрес

Как добраться до Воскресенского собора в Твери? Адрес храма: улица Баррикадная, дом 1. Храм расположен на границе Пролетарского и Центрального районов. Он находится в непосредственной близости к историческому центру города. Вблизи расположена церковь Белая Троица.

Собор является частью Христорождественского монастыря. Этот памятник русской архитектуры ежедневно посещает огромное количество туристов. Собор, согласно отзывам, напоминает современную постройку. В небольшом старинном храме, расположенном на территории Христорождественского монастыря, сохранились иконы, которые здесь появились еще в прошлом веке. Уцелела и настенная роспись, чего не скажешь о Воскресенском соборе. Здесь за годы советской власти она была полностью уничтожена.

Державная икона Богородицы

Одной из первых святынь в Воскресенском кафедральном соборе после передачи его Церкви в 1992 году стал образ Божией Матери «Державная». Судьба образа похожа на судьбу собора. В советское время икона использовалась в качестве двери в хлеву. Благочестивый христианин выкупил ее у хозяев и передал в открывшийся кафедральный собор. Здесь она обновилась.

Икона явилась вскоре после вынужденного отречения императора Николая II, который среди прочих богоугодных деяний пожертвовал свои средства на строительство нашего собора.

У тверского списка “Державной” своя необычная и трудная история. Кафедральный Воскресенский собор был возвращен верующим в 1992 г. И практически первой иконой, которая самостоятельно пришла в возрождающийся центральный храм епархии, стала икона Державной Богородицы.

Случилось это 15 марта, во время службы, посвященной этому образу. Пели Херувимскую молитву, когда в церковь вошли мужчина и пожилая женщина. В руках у них была завернутая в ткань икона.

Прихожанки Валентина Никаноровна Чаплинская и Валентина Ивановна Алексеева поинтересовались, что это за образ, и с удивлением и радостью увидели лик иконы Державной Божьей Матери.

Читайте также:
Монастыри Греции: православные действующие мужские и женские, описания и история

Удивительна судьба нашего списка иконы Державной Богородицы. Виктор Арсеньевич Стукалов, инженер геодезист, как то пришел по делам в один из тверских частных домов, который собирались сносить.

В хлеву обратил внимание на дверку, за которой важно расхаживал хряк. За слоями грязи он с ужасом увидел икону. Хозяйка не помнила, чей это образ. Его уже давно принес и приспособил к хозяйству сын.

Она легко согласилась отдать икону, если ей сделают новую дверцу.

Мужчина родился и вырос в советское время, в его семье никто в церковь не ходил, но подобного святотатства вынести не мог. Дома он, как мог, очистил, отмыл икону и повесил ее на стену. С тех пор прошло немало времени, как вдруг его жену стал будить по ночам, чей-то голос. «Холодно, – говорил он, – У сына ножки замерзли, укрой его».

Женщина вставала, снимала со стены образ и укрывала его детским одеялом. Никто в доме не понимал, что происходит, но было очень тревожно. Поэтому, когда приятель предложил забрать эту икону, а взамен взять у него другую, все согласились. Однако через несколько дней он возвратил образ Державной Богородицы. Знакомый был испуган и потрясен.

В его доме Матерь Божья закрыла глаза. И всем стало не по себе. Никто¸ нигде и никогда не видел Деву Марию на иконах с закрытыми глазами. Теперь глаза у нее были открыты, но практически каждую ночь все в квартире стали слышать шум и треск, как будто поленья в костре горели. Решили отдать образ в храм.

И время для этого нашли только в день памяти этой иконы, хотя даже не знали, что такой существует.

Так образ Державной Богородицы возвратился в свой дом.

Обновленная икона Божьей Матери «Державная» должна стать одной из главных святынь восстановленного Спасо-Преображенского собора в Твери.

Фонд «Собор» завершил поэтапные работы по благоукрашению «Державной» иконы. Теперь икона размещена в специальном киоте, изготовлены нимбы для Божией Матери и Богомладенца на серебряном окладе, при украшении нимбов использованы драгоценные камни. Венцом благоукрашения образа стало создание короны на нимбе Божией Матери, а также украшение скипетра и державы.

Отзывы

Воскресенский собор построили в честь трехсотлетия династии Романовых. Можно сказать, что он имеет непосредственную связь с эпохой царской России. При этом отзывы о храме различные. Для многих больший интерес представляет монастырь, который находится в Пролетарском районе. Собор же не впечатляет в силу своей видимой современности. Других, напротив, привлекает необычный архитектурный стиль. Ведь в Москве и Твери подобных храмов немного.

Отзывы об архитектурном облике комплекса, как и об атмосфере, которая там царит, различные. Пожалуй, стоит посетить и собор, и монастырь, чтобы сформировать собственное мнение.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Воскресенский кафедральный собор г. Твери

Воскресенский кафедральный собор г. Твери был построен в 1914 г. Храм был возведен за оградой Христорождественского монастыря специально для рабочих Морозовской мануфактуры, живших в расположенных неподалеку казармах. Тысячу рублей на строительство собора пожертвовал из личных средств император Николай II.

Чин освящения совершил правящий Тверской архиерей — архиепископ (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов), прославленный ныне в лике новомучеников и исповедников Российских.

На освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, будущая преподобномученица. Гражданскую власть представляли председатель Совета министров Б. Штюрмер и тверской губернатор Н. Бюнтинг, ставшие жертвами революции.

Службы в соборе так и не начались. После закрытия Христорождественского монастыря здание храма использовалось для хозяйственных нужд.

Читайте также:
Пантелеимонов монастырь на Афоне: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

В 1988 г. собор был возвращен Русской Православной Церкви. В 1992 г. епископ (ныне архиепископ) Тверской и Кашинский Виктор совершил малое освящение храма.

Одним из первых образов в соборе стала икона Божией Матери «Державная»; до этого святыню использовали вместо двери в свинарнике.

В 2000 г. были обретены и перенесены в собор мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители милосердия.

Рядом с собором на месте разрушенной часовни возведен храм в честь святых царственных страстотерпцев Николая II и его семьи.

В 2008 г., в преддверии празднования в Твери Дней славянской письменности и культуры, в соборе был проведен ремонт.

В настоящее время в клире кафедрального собора 10 священников, 5 диаконов.

Бобренев мужской монастырь в Коломне

На пологом берегу Москва-реки напротив старинного города Коломна раскинулась небольшая крепость, напоминающая о славной победе русского воинства над отрядами татаро-монгольского хана Мамая. Богородице-Рождественская монашеская община — один из старейших русских монастырей, имевший в момент основания важное духовное и стратегическое значение.

История

Монастырь, существующий под Коломной более 6 веков, пережил за это время множество периодов расцвета и упадка.

Легенды об основании

В конце лета 1380 г. под Коломной собрались объединённые русские войска под командованием святого благоверного князя Дмитрия Донского. Великий князь со своим воеводой Дмитрием Волынским, прозванным «Боброком», объехав место будущего сражения на Куликовом поле, принесли обет построить в случае победы на землях воеводы под Коломной обитель.

Через несколько дней в праздник Рождества Пресвятой Богородицы русские воины одержали победу над неприятелем. А через год под Коломной на противоположном берегу реки был заложен монастырь, посвящённый празднику рождения Защитницы земель русских. Это благое дело благословил преподобный Сергий Радонежский. Основным устроителем монашеской общины стал князь Дмитрий Боброк-Волынец.

О других монастырях Подмосковья:

По другой легенде крепость-обитель на берегу Москва-реки основал раскаявшийся разбойник Бобреня, принявший монашеский постриг в обители радонежского старца.

Официальная история

Исследователи подтверждают версию строительства обители в качестве исполнения данного обета. Но, помимо легендарной даты основания, существует несколько версий о времени происхождения этого события:

  • конец XIV — начало XV вв., что подтверждается образцами керамики, найденными в процессе археологических исследований;
  • на первую половину XV в. указывают характерные особенности обработки камня, используемого для устройства фундамента.

Проанализировав все сведения, историки посчитали, что каменным зданиям предшествовали деревянные постройки, возведённые первыми строителями. Первыми насельниками монастыря стали воины, получившие в ходе великой битвы физические увечья, не позволяющие им продолжать военную службу. При этом их опыт использовался при устроении укреплений обители, до середины XVI в. входящей в оборонительную черту Москвы.

Интересно: существует легенда, говорящая о существовании подземного хода, который шёл из главного монастырского храма на берег реки напротив Троицких ворот коломенского Кремля. Он создавался для того, чтобы монахи могли в случае вражеской угрозы безопасно покинуть свои жилища.

XVIII век

В череде печальных событий, связанных с правлением Ивана Грозного, Смутным временем и петровскими преобразованиями Бобренев монастырь сумел сохранить свои владения и жизненный уклад. К середине XVIII в. на его территории находилось несколько каменных зданий, требующих обновления и перестройки:

  • одноглавая холодная церковь;
  • тёплый шатровый храм;
  • святые ворота.

Остальные постройки были возведены из дерева. Обитель владела 5 сотнями десятин земли, на которых проживали около 1000 крепостных крестьян.

Ко времени проведения Екатериной I церковной реформы на монастырской земле велось строительство нового каменного храма. Но в связи с лишением общины всех земель и государственного финансирования всё строительство было прекращено. Постепенно ухудшающееся положение древнего памятника вызывало беспокойство у руководителей Коломенской епархии.

Большое значение для возрождения обители в конце XVIII столетия сыграла деятельность епископа Афанасия, который перенёс в Богородице-Рождественский монастырь свою летнюю резиденцию. С этого времени начинается период активного каменного строительства. Среди возведённых построек можно выделить:

  1. Рождественский собор, строительство которого было прервано екатерининской реформой, был закончен в 1790 г. Его стилистическое архитектурное решение соответствовало традициям XVII в. Строгие формы и минимальное количество внешних украшений делали храм похожим на свечи, горящие в память о победе на Куликовом поле.
  2. Монастырские стены, выполненные в стиле русской готики по проекту Матвея Казакова, состояли из белых стен, Святых ворот с башенками, украшенными Вифлеемскими звёздами, и красными угловыми башнями с белокаменной фигурной резьбой. Маленькая крепость возводилась из красного кирпича, оставшегося от одной из древнейших коломенских церквей во имя Симеона Богоприимца.
  3. Жилые корпуса (архиерейский и келейный) состояли из каменного и деревянного этажей. В архиерейских покоях размещались библиотека и портретная галерея, с изображениями коломенских владык.

XIX век

В 1800 г. коломенскую кафедру упразднили, а Бобренев монастырь был приписан к Богоявленской монашеской общине села Гулитвино. В старинной обители практически прекратилась монашеская жизнь. Её землями и доходами пользовались монахи голутвинской братии. Чтобы избежать запустения в древних монастырских стенах в него переселили часть монахов из основной общины, которые постепенно приводили в порядок и расширяли хозяйство.

Читайте также:
Череповецкая и Белозерская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждение

В 1813 г. в соборном храме был устроен и освящён придел в честь Феодоровского образа Божией Матери. В 20-40-е гг. провели обновление иконостаса и убрали перекрытия главного объёма в храме Рождества Богородицы, возвели новый полностью каменный жилой корпус и построили приписную часовню недалеко от Пятницких ворот Коломенского Кремля.

Очередной расцвет памятника Куликовской битвы связан с именем известного мецената того времени Давида Ивановича Хлудова. На средства, выделяемые благотворителем, строитель монастыря иеромонах Феоктист строит на месте разрушившейся старой церкви новый храм, посвящённый иконе Божией Матери Феодоровской.

Ко времени обретения самостоятельного статуса в 1865 г. в обители обновляются здание, в котором располагались кельи насельников, принимают законченный вид монастырская ограда и увеличиваются земельные владения. Также Давид Хлудов пожертвовал Богородице-Рождественской общине новые колокола.

На рубеже веков при Бобреневом монастыре открылась больница для прихожан и церковно-приходская школа, для которой было построено отдельное здание.

Интересно: одной из главных святынь монастырской братии была икона Божией Матери Феодоровской, в честь которой все супруги российских императоров XIX в. при вступлении в православие принимали отчество Фёдоровна.

Советское время

Богородице-Рождественский монастырь официально был закрыт советскими властями в 1920 г. К этому времени советская власть конфисковала большинство церковных ценностей, в том числе колокола. Но насельники в течение 10 лет продолжали нести духовное и социальное служение.

В 1929 г. большевики планировали окончательно прекратить деятельность монашеской общины и провести аресты братии. Но насельников предупредили о готовящейся операции, и они успели покинуть обитель.

На территории монастыря разместили следующие организации:

  • общежитие для рабочих колхоза;
  • начальную школу;
  • медпункт;
  • склад минеральных удобрений;
  • мастерская для колхозной техники.

В процессе осквернения культового места, посвящённого значимому событию в истории русского народа, были уничтожены монастырское кладбище, сад и библиотека, в которой хранились ценные книги и летопись обители. К 90-м гг. XX столетия территория Бобренева монастыря превратилась в свалку, на которой привозили, в том числе трупы скота.

Интересно: в процессе уничтожения монастырского кладбища рабочие во время вскрытия одной из могил рабочие обнаружили нетленные мощи одного из монахов. Неизвестной осталась дальнейшая судьба этих останков.

Возрождение

С конца 70-х гг. в местной прессе стали появляться статьи, рассказывающие об истории древней святыни и её значении для русских людей. Но обсуждения возможности её восстановления в качестве культурно-исторического памятника не приводил к каким-либо результатам. Положительные изменения стали возможны в начале 90-х гг., когда в стране началось возрождение духовной жизни.

Восстановление монастырских построек началось в 1990 г. после визита владыки Ювеналия, митрополита Коломенского и Крутицкого. Очевидцы этого события отмечают, что сопровождающие главу епархии священнослужители отговаривали его от планов возрождения монастыря, считая это непосильной ношей. Но владыка, уповая на помощь Господа и чувствуя присутствие Его в древних стенах, принял решение начать трудное дело.

Первые шаги на пути реставрации обители взяла на себя община, существовавшая при московском храме Всех Святых на Соколе. Но после смерти её главы практически прекратились поступления средств. Активные реставрационные работы возобновились в только в конце XX столетия и продолжаются до настоящего времени.

Современность

Сегодня в Богородице-Рождественском мужском монастыре под Коломной ведётся активное восстановление построек, духовного и общественного служения. В сложной работе по восстановлению зданий принимают участие насельники, краеведы-добровольцы и прихожане.

Архитектура

Восстановительные работы начались с реставрации настоятельского корпуса и обустройства в нём домовой церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первые богослужения, в том числе с участием архиереев Русской православной церкви проводились в этом маленьком храме.

Частично был отреставрирован Рождественский собор, возведённый в 1790 г. Он представляет собой классический русский храм, построенный в стиле московского храмового зодчества XVII в. Основной частью здания является высокий квадратный четверик, на который установлен восьмерик, увенчанный узким глухим барабаном со шлемовидной главой. К восточному фасаду примыкает пятигранная апсида с простой пятискатной крышей.

С западной стороны под двухскатной крышей располагается низкая трапезная часть, северный и южный фасад которой прорезан рядами небольших окон. Над главным притвором располагается высокая шатровая колокольня. В её основании лежит четверик, на который установлены два восьмерика, увенчанных шатром. Каждая его грань прорезана небольшими окнами, украшенных треугольным фронтоном. В основании шатра находится открытая звонница, оформленная в виде арочной колоннады.

Сегодня богослужения ведутся в храме во имя иконы Феодоровской Божией Матери. Церковь была построена в 1860 г. Она представляет собой квадратное в плане здание с притвором в виде ионического портика. Подобные белоснежные архитектурные элементы украшают все фасады здания.

Читайте также:
Казанский монастырь в Ярославле: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

В центре возвышается восьмигранная ротонда со сферическим куполом. Сдержанная белоснежная внешняя отделка постройки, окрашенной в голубой цвет, соответствует духу обители, устроенной в качестве напоминания о воинском подвиге. Главным украшением храма является деревянный резной иконостас.

В храме собрано множество икон, которые помещены в деревянные напольные и настенные киоты, украшенные объёмной резьбой. Помимо культовых и жилых зданий, ведётся реставрация монастырской ограды и хозяйственных построек.

Святыни

Вместе с возрождением духовной жизни возрождается и монастырское собрание святынь. Наиболее почитаемыми из них являются:

  1. Икона Феодоровской Божией Матери, привезённая в 1999 г. в обитель неизвестной москвичкой.
    Дважды ей во сне являлась Богородица и велела найти этот образ и отвести в Бобренев монастырь. Братия, принявшая святой образ в суете ремонтных работ не спросила имени дарительницы, которая передав образ сразу же уехала. По прошествии некоторого времени прихожане стали сообщать о чудесах, совершившихся по молитве перед иконой.
  2. Икона Феодоровской Божией Матери, переданная в честь освящения одноимённого храма владыкой Ювеналием.
    Образ, написанный в XVIII в., украшает ажурная серебряная риза, покрытая жемчугом и драгоценными камнями. Но её ценность изменяется не богатством оклада, а божественной благодатью, через которую совершаются чудесные деяния.
  3. Ростовая икона преподобного Сергия Радонежского, являющийся списком иконы, которая хранится в Троице-Сергиевой лавре.

Считается, что она написана на крышке гроба преподобного старца. С обретением этого образа связано чудо, произошедшее по молитве святого Сергия. Когда заказанная икона была завершена, денег на её оплату недоставало. Но необходимую сумму добавил, случайно проезжающий мимо обители человек. Сегодня к святыне приходят множество паломников, чтобы помолиться старцу.

Расписание богослужений

Монастырь открыт ежедневно с 6 до 18 часов. Богослужения проводятся в Феодоровском храме по следующему расписанию:

  • в будние дни службы проходят в 6 и 17 часов;
  • в воскресные и праздничные дни утренняя служба начинается в 7.45.

Престольные праздники отмечаются в следующие дни:

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 августа;
  • почитание иконы Божией Матери Феодоровской — 27 марта и 29 августа.

Ежедневно в обители читается Неусыпаемая Псалтирь с поминовением всех воинов, участвовавших в Куликовской битве.

Общественное служение

При Богородице-Рождественском мужском монастыре с 2013 г. работает Воскресная школа, которую могут посещать и дети, и взрослые. Дети в возрасте от 6 до 14 лет помимо изучения Закона Божия имеют возможность развивать свои творческие возможности, занимаясь в творческих кружках и музыкальном классе.

Взрослые прихожане в процессе бесед с настоятелем обители Петром, епископом Луховицким, изучают основы христианства и историю православия.

Настоятель отец Пётр возглавляет Общество любителей церковной истории, которое занимается поиском и распространением информации о культовых православных местах Московской области. Все материалы, собранные членами организации, публикуются на официальном сайте организации.

Где находится и как добраться

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь располагается по адресу Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево.

Чтобы посетить обитель можно воспользоваться частным или общественным транспортом.

  1. Для туристов из Москвы, предпочитающих передвигаться на личном автомобиле, необходимо выехать на трассу М-5. Не доезжая Коломны необходимо повернуть по указателю на Рязань и ехать до вывески «Бобренев монастырь».
  2. На автобусе до Коломны, а затем на маршрутном такси до монастыря. Этот путь можно проделать пешком. Прогулка займёт около часа.
  3. На поезде с Казанского вокзала необходимо доехать до станции Хорошово. Станцию от монастыря отделяют 3 км хорошей дороги. Этот путь можно проделать пешком или на автобусе No43.

Бобренев монастырь — символ стойкости русских воинов, отстаивающих независимость своей земли и защищающих православную Веру. История одной из старейших обителей московской земли наполнена примерами духовных подвигов и благих деяний во славу Господа.

Бобренев монастырь — древняя мужская обитель под Коломной с богатой историей

Бобренев мужской монастырь

Богородицерождественский Бобренев монастырь находится всего в 3 км от Коломны. Это скромная и тихая мужская обитель, история которой насчитывает уже более 600 лет! Сюда приезжают туристы, паломники, ценители старорусской архитектуры и великолепных пейзажей. Двери монастыря для всех открыты ежедневно, вход бесплатный.

История Бобренева монастыря

В история Бобренева монастыря есть несколько ключевых вех, каждая из которых тесно связана с историей России и происходящими в ней событиями.

Строительство монастыря

Первое упоминание о Бобреневе монастыре под Коломной приходится на 1578 год, но находки археологов свидетельствуют о более ранней датировке. Исследования и раскопки на территории обители позволили историкам предположить, что возвели ее на рубеже XIV-XV веков.

Эти предположения совпадают с народным преданием, согласно которому строительство началось в 1381 году. Его инициаторами стали Дмитрий Донской и Дмитрий Волынец. Еще в 1380 году они дали обет перед Куликовской битвой: если выиграют сражение, построят на коломенских землях монастырь. Так оно и вышло.

Читайте также:
Щигровская епархия: храмы и монастыри, духовенство, описание

Примечательно, что знаменитая битва пришлась на Рождество Богородицы, в честь чего монастырь и получил одно из своих названий. К слову, их у него три — Богородицерождественский, Обетный и Бобренев. Считается, что последнее название обитель получила по семейному прозвищу Д. Волынца.

Историки предполагают, что первый монастырский храм был белокаменным, однокупольным и трехапсидным. Он составлял прекрасную архитектурную композицию с Успенским собором в Коломне, который также был посвящен долгожданной победе над Золотой Ордой.

История с конца XVII по XX век

В конце XVII века Бобренев монастырь под Коломной сильно обветшал и нуждался в реконструкции. Тогда это был уже небольшой храмовый комплекс, но преимущественно с деревянными постройками. Их век пришел к концу и новые сооружения строили из кирпича.

На постепенно увеличивающейся территории появилась новая церковь, игуменские покои и архиерейский дом, келейный корпус для насельников, различные хозяйственные постройки. По периметру монастыря установили новую ограду, повторяющую архитектурную форму старинной предшественницы.

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, закрыли, разграбили и осквернили. Много лет его строения использовали как склады для удобрений, а в Богородицерождественской церкви действовала мастерская по ремонту сельхозтехники.

К 90-м годам XX века состояние Бобренева монастыря было более чем плачевным. Часть построек была разрушена людьми, часть — не выдержала испытания временем. Но в 1991 году Алексий II благословил обитель и там наконец-то приступили к восстановительным работам.

Возрождение обители

Ремонт начали с настоятельского корпуса, где обустроили домовую церковь. Затем отреставрировали Рождественский собор, хозяйственные постройки.

Интересный факт! В 90-е годы один из прихожан монастыря продал свою квартиру в Москве и вырученную сумму пожертвовал на восстановление монастыря. За упокой его души до сих пор молятся живущие там монахи.

Рабочие, историки и художники приложили все усилия, чтобы вернуть обители исторический облик XVII века. Его подчеркивает восьмигранная колокольня на квадратном основании, скромный келейный корпус, белоснежная двухэтажная церковь Рождества Богородицы.

Бобренев монастырь в настоящее время

В настоящее время в Бобреневом монастыре открыты двери не только для туристов и паломников. Для взрослых и детей старше шести лет здесь действует воскресная школа, где проводят беседы о Боге и творческие занятия, обучают хоровому пению. Также в обители есть краеведческое объединение, где изучают историю относящихся к Московской епархии храмов.

В 2020 году в монастыре все еще велись реставрационные работы, однако любопытствующих туристов пускали почти во все помещения.

Что можно увидеть в Бобреневом монастыре под Коломной:

  • Церковь Феодоровской иконы Божией Матери, где регулярно проходят богослужения.
  • Храм «Поющих ангелов», получивший свое название из-за уникальной акустики. Осмотреть его можно только снаружи, внутрь пускают по специальному разрешению.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы — классический русский храм образца XVII века.
  • Конюшенный и Братский корпус XIX века.

Верующие люди приходят в монастырь, чтобы поклониться иконе Сергия Радонежского, иконе Феодоровской Божией Матери, кресту с частицей животворящего Креста Господня.

Видео: старинный монастырь под Коломной

Бобренев монастырь (Коломна)

Богородице-Рождественский Бобре́нев монастырь — монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобре́нево, близ Коломны. Объект культурного наследия РФ. Год основания – 1381. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровская. Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня. Монастырь действующий, восстанавливается.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Фото
  • 6 Видео
  • 7 Как добраться
  • 8 Паломнику

История [ править ]

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь был основан в 14 веке по благословлению Сергия Радонежского. На средства Дмитрия Донского – героя Куликовской битвы.

Во имя дня победы над Мамаем в сентябре 1380г., князь дал слово построить монастырь. По обещанию своему в 1381 году началось строительство Богородице-Рождественского монастыря, который получил наименование «Бобренев», в честь поражения войск Мамая воеводы Дмитрия Боброка, который стал главным строителем монастыря.

Бобренев играл роль не только святой обитель, но также оборонительной точкой и играл значительную роль в обороне Москвы.

К началу 18 века старый монастырь стал довольно ветхим. Согласно офицерским описям 1763 года, в 1757 году началось возведение нового кирпичного собора. Та же опись гласит о том, что было еще одно каменное здание – Святые ворота. Остальные сооружения были деревянные.

В 1790 году на месте существующего храма, было возведено сооружение новой архитектурной формы, состоящее из двух этажей, трапезная находилась наверху. Построены были так же игуменские покои и архиерейский дом. По проекты зодчего Матвея Казакова в 1795 году монастырь был огражден каменной оградой с башнями по углам.

Читайте также:
Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес монастыря, храмы и постройки

По переводу Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, освобожденный архиерейский дом был обращен в Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

В 1830 году двухэтажный храм был переделан в одноэтажный, верхний этаж был убран. Так как зимой в храме было холодно, то были устроены два придела: В честь Казанской и Феодоровской икон Божией Матери.

Настоятельский корпус является двухэтажным кирпичным помещением, нижний этаж которого принадлежит архиерейскому дому, а верхний надстроен в 1861 году. Келейный корпус представляет собой кирпичное здание, нижняя часть которого отведена под игуменские кельи, верхний возведен в 1861 году. Одноэтажные конюшенные и келейные корпуса интересны формой оконных и дверных проемов с треугольным верхом. Построенная в 1795 году ограда вдоль восточной и южной границы с четырьмя двухэтажными башнями имеет форму псевдоготики. Декоративность придает сочетание белых башен на фоне красных стен.

Возведенная в 19 веке ограда северной и западной сторон, имеет характер архитектуры 18 века. В 1861 году Д.И. Хлудовым был сооружен утепленный храм Феодоровской Божией Матери с двумя приделами, которые были возведены на месте, где было жилое здание с церковью. Старые братские помещения заменили на новые каменные, кроме этого Хлудов пожертвовал пахотную землю.

Во второй половине 19 века на территории монастыря начинают появляться новые хозяйственные помещения. Земля, которая была пожертвована Дмитрием Хлудовым, была окружена оградой, которая по своему стилю повторяла каменную ограду 18 века.

14 апреля 1903 года в соборе открылась приходская школа. Инициатором ее открытия был игумен Варлаам.

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, подвергся осквернению. В 1929 году он был закрыт, а прилегающие здания и помещения постепенно пришли в упадок и запустение. В Феодоровской церкви и Богородице-Рождественском соборе долгие десятилетия хранились минеральные удобрения. В течении более чем полвека использования монастырского комплекса в качестве складских помещений он пришел в ничтожное состояние: были разобраны конюшенный и сенной сараи, собор, два жилых корпуса и крепостные стены.

Возрождение

Возрождение обители началось в 1991 году после благословления его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С этого момента начинаются работы по ремонту и восстановлению Бобренева монастыря. Расходы на восстановление взял на себя староста общины храма Всех Святых на Соколе Борис Сергеевич Кудинкин. Однако выделенные деньги большей частью были расхищены и не нашли должного применения. Первым настоятелем монастыря был назначен ученик протоирея Александра Меня игумен Игнатий (Крешкин). В состав братии помимо него вошли иеромонах Амвросий (Тимрот), иеромонах Филипп (Симонов) и диакон Димитрий. В 1992 году 18 июня здесь состоялась первая Божественная Литургия. Ее провел Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После смерти старосты Бориса Кудинкина 4 сентября 1992 года прекратился приток всяких средств, и монастырь остался без попечения. В это время его посещали многие знаменитые люди, журналисты. В числе посетителей были: дееписатель и супруга Александра Солженицына, члены многих общин (Александра Борисова, Георгия Кочеткова), главный редактор издательства ИМКА-Пресс, Валентина Терешкова и даже православные из Франции и Великобритании. По мнению игумена Игнатия Крешкина христианство, будучи элитарным по своей сути, не могло быть адекватно и в полной мере воспринято обыкновенными людьми. Ведь многие его соотечественники подвержены обрядоверию и совершенно не владеют богослужебными текстами. В то время как английские, например, верующие совершенно свободно владеют церковнославянским языком.

Еще одна существенная трудность, с которой пришлось столкнуться во время восстановительных работ – варварское отношение сельских жителей. Местная молодежь нещадно разворовывала строительные материалы. Немногочисленные послушники монастыря боролись с ними как могли и чем могли.

Дальнейшее развитие событий, к сожалению, не несло никаких улучшений. Один за другим настоятели покидали обитель. И только после назначения настоятелем игумена Игнатия (Жидкова) монастырь наконец-то начал по-настоящему возрождаться и восстанавливаться.

7 июня в день Святого Духа монастырь снова почтил своим присутствием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Современное состояние [ править ]

Монастырь действующий, мужской. На 07/2015 активно идет ремонт на территории. Восстанавливаются здания. Монастырь возрождается.

В обители совершается чтение Неусыпаемой Псалтири с поминовением убиенных на Куликовом поле воинов. Открыта детская воскресная школа.

Храмы [ править ]

Собор Рождества Богородицы

Святыни [ править ]

Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Дни памяти: Март 14 (27), Август 16 (29)

Крест с частицей Животворящего Креста Господня. День памяти: Сентябрь 14 (27)

Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Дни памяти: Март 14 (27), Август 16 (29)

Тапочек с мощей и икона с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского. День памяти: Декабрь 12 (25)

Икона преподобного Сергия Радонежского. Дни памяти: Июль 5 (18), Сентябрь/Октябрь 25 (8)

Фото [ править ]

С высоты птичьего полета

Читайте также:
Храм «Всецарица» в Воронеже: описание и адрес храма, история, как добраться

Монастырская стена, Бобринево

Собор Рождества Богородицы

Крест с частицей Животворящего Креста Господня

Тапочек с мощей и икона с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Чудотворный образ Божией Матери «Феодоровская»

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево

  • На электричке: на электропоезде «Москва-Коломна» до станции «Хорошово», далее на автобусе №43 или пешком (около 3 км).
  • На машине: по Новорязанскому шоссе (трасса М5 «Урал») следовать на Челябинск, не заезжая в Коломну, до указателя «Бобренев монастырь» (Старое Бобренево).

Паломнику [ править ]

Богослужения совершаются ежедневно по расписанию. Расписание см. на официальном сайте монастыря.

В Бобреневом монастыре действует паломническая служба. Здесь принимают как индивидуальных паломников, так и группы.

Можно заказать экскурсию по обители и монастырскую трапезу. По вопросам, связанным с паломничеством в Бобренев монастырь можно обращаться по телефону: 8-916-130-2929, вторник-воскресенье с 9:00 до 18:00

Убедительная просьба, звонить только в указанное время. Понедельник – выходной день

Храм «Поющих Ангелов»

Мало кто знает, что он есть в этом монастыре. Этот храм монахи открывают туристам нечасто. Впрочем, их можно попросить это сделать. В этом храме — уникальная акустика: когда на хорах поёт один певчий (даже тихонько), кажется, будто поют отовсюду. Невозможно указать чёткое направление источника звука.

Бобренев монастырь в Коломне: история и адрес, описание, святыни и иконы, храм

Я начинаю свою повесть о храмах и монастырях, мною увиденных, с древнего русского города Коломна. Отправились мы туда с мужем в длинные зимние праздники, когда снег еще не выпал, и чаще лил дождь. Но это нисколько не ухудшило нашего настроения, ведь необыкновенные достопримечательности Коломны рассказывают о наших талантливых и трудолюбивых предках, о русской культуре и искусстве, о прославлении православия, об утверждении русского могущества.

Богородицерождественский Бобренев монастырь

Коломна была основана около 1177 года, как говорит Лаврентьевская летопись, при впадении Москвы-реки в Оку. Город сильно пострадал от нападений Золотой Орды. Но зато на рубеже XIV и XV веков здесь жил Василий II, который был сослан сюда из Москвы из-за его борьбы за великокняжеский престол, в результате чего в город съехались могущественные силы, поддерживающие князя в деле «собирания Руси». Город разбогател и на какое-то время превратился в столицу Руси.

У входа в Богородицерождественский Бобренев монастырь

А вот в Смутное время городу досталось с лихвой. Город занимали то поляки, то войска Шуйского. Коломна была последним оплотом, из которого пыталась править Марина Мнишек. В этой борьбе принимал участие и Богородицерождественский Бобренев монастырь, подавая в Кремль сигнал о приближении неприятеля.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Он играл роль стратегического сторожевого пункта. Существует легенда, что от монастыря к Москве-реке был проделан тайный подземный ход, чтобы в случае нападения можно было уйти речным путем в Кремль.

А вот нам не удалось проехать отсюда в центр Коломны, так как мост был перекрыт, и нам пришлось делать большой круг на машине. Имейте это в виду, когда будете разрабатывать маршрут посещения Коломны. Интересно, как же раньше здесь перебирались на другой берег реки? Вопрос скорее к администрации города, чем к вам, дорогие читатели.

Слева — мост, по которому нам не удалось проехать

Мы входим на территорию Богородицерождественского Бобренева монастыря. На этом месте в 1380 году собирались войска для битвы на Куликовом поле. Димитрий Донской и Димитрий Волынский дали обет – построить здесь монастырь в случае победы над Золотой Ордой. Первый Храм Рождества Пресвятой Богородицы был заложен во второй половине XIV века.

Территория Богородицерождественского Бобренева монастыря

Новый кирпичный собор начали строить в 1757 году. Но монастырская реформа Екатерины II, при которой земли монастыря отходили в казну, приостановила строительство уже почти законченного храма.

В 1788 году Коломенским епископом стал Преосвященный Афанасий (Иванов). Бобренев монастырь становится его летней резиденцией, и обитель начинает возрождаться. Достроили колокольню Рождественского собора, построили белую монастырскую ограду. Напротив Кремля как бы появился нарядный городок, на них и сейчас смотришь с великим почтением.

Храм Феодоровской иконы Божией Матери

В 1860 году было закончено строительство Храма Феодоровской иконы Божией Матери. Его достойный вид хорошо вписался в архитектуру древней обители. В конце XIX века дела обители процветали. Имелось все необходимое для хорошего хозяйственного обихода.

Рождество Христово в Бобреневом монастыре

После революции началось разграбление монастыря. Его закрыли в начале 20-х годов и устроили в нем квартиры для рабочих, а потом хранили минеральные удобрения. В Храме Феодоровской иконы был устроен гараж для тракторов, для их заезда была пробита алтарная стена. Благословение на открытие Бобренева монастыря было дано в 1991 году.

Читайте также:
Свято-Троицкий Симферопольский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

На территории Богородицерождественского Бобренева монастыря

Сейчас в храме находится Феодоровская икона Божией Матери, созданная современным типографским способом, тем не менее она обладает чудотворными свойствами.

Феодоровская икона Божьей Матери

Рождество Христово в Бобреневом монастыре

О Феодоровской иконе Божией Матери, которой Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, был благословен на царство, можно прочитать здесь.

От Москвы Коломна расположена в 100 километрах. Дорога хорошая, прямая – Новорязанское шоссе.

Бобренев монастырь в Коломне

Описание

Один из старейших монастырей Подмосковья, основан по благословению Сергия Радонежского

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь — монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобренево, близ Коломны. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровская.

Основание

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в XIV веке на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Дмитрия Донского — Дмитрия Михайловича Боброка-Волынца.

В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).

В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему был заложен мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобренев» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.

В то время обитель являлась «сторожем» Коломны и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.

Расцвет

Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 года сообщают о начатом ещё в 1757 году строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь — Входоиерусалимская — сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение — Святые ворота, всё остальное было деревянное.

В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезною вверху — церковь во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

В 1795 году монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего Матвея Казакова.

В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в то же время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми прилежащими угодьями.

В 1830 году построенный в 1790 году храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезной были устроены два придела: справа — в честь Казанской, а слева — в честь Феодоровской икон Божией Матери.

Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.

Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, верхний надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний — сооружён 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса — скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.

Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790—1795 годах в форме псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность.

Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.

В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.

В 1861 году благотворителем Д. И. Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовало и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого пожертвована пахотная земля.

Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д. И. Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века.

29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём одного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.

Читайте также:
Серафимо-Дивеевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолочен трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.

На рубеже XIX—XX веков монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.

14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковно-приходская школа.

Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах, павших на Куликовом поле.

Упадок

В 1929 году монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течение многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений. К 1987 году весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.

Возрождение

Как только в марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Фёдоровской церкви. Первым настоятелем стал игумен Игнатий (Крекшин), ученик прот. Александра Меня. Вместе с ним братию обители составили иером. Амвросий (Тимрот), иером. Филипп (Симонов) и иеродиак. Димитрий, одновременно бывший членом общины свящ. Кочеткова. 18 июля 1992 года первую Божественную Литургию в возрождающейся обители совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 4 сентября 1992 г. Б. С. Кудинкин скончался, уехав в Москву на подаренном патриархом автомобиле, автомобиля больше не видели; и без того скудные средства, выделявшиеся им для восстановления монастыря, иссякли. Монастырь жил своеобразной жизнью — его стены посещали Никита Струве, главный редактор ИМКА-Пресс, Жорж Нева, дееписатель Александра Солженицына, супруга Солженицына Наталья, члены общин Александра Борисова, Георгия Кочеткова, в частности, ведущий её катехизатор Виктор Кот, Валентина Терешкова, православные Великобритании и Франции. Игумен Игнатий Крекшин считал, что христианство элитарно по сути и не может быть вполне воспринято простым народом. В качестве примера он приводил факт свободного владения англичанами, паствой Сурожской епархии, церковнославянским языком, в то время как соотечественники не просто не владели богослужебными текстами, но и были подвержены, по его мнению, обрядоверию. Игум.Игнатий поддерживал близкие и деловые отношения с рядом известных католических деятелей, в частности, с Йозефом Ратцингером. Эпохальным событием в жизни игумена, по его словам, было его общение с кардиналом Люстиже в 1993 году.

Бобренев монастырь в это время часто подвергался ночным набегам местной сельской молодёжи, растаскивавшей строительные материалы для восстановления обители. Малочисленным послушникам обители приходилось отгонять воров подручными средствами. Большое количество разных строительных и отделочных материалов, завезённых покойным Кудинкиным для оказания строительных услуг местным начальникам, которыми была заставлена территория монастыря, попросту портилось и истлевало. Средства, ранее выделенные на восстановление обители, были или растрачены, или предоставлены природным воздействиям под открытым небом, в частности, дорогой дубовый лес.

Настоятель монастыря о. Игнатий состоял в Синодальной комиссии по канонизации, а друг о.Игнатия, иером. Амвросий (Тимрот), писал образы непосредственно для некоторых актов прославления. Членство игум. Игнатия в комиссии по канонизации, по его собственному признанию, было им использовано для недопущения канонизации Царской Семьи. В 1993 году монастырь покинул о. Филипп, несогласный с обновленческой позицией братии монастыря. Затем, был сменён прежний настоятель, Игнатий (Крекшин), принявший католичество, и новым назначен игумен Игнатий (Жидков) († 7 апреля 2013), быстро изменивший как внешний облик монастыря, так и его внутреннюю жизнь. Именно при нём обитель стало быстро восстанавливаться.

В день Святого Духа 7 июня 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Легенды и версии

Основание. Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня.

Храм «Поющих Ангелов». Мало кто знает, что он есть в этом монастыре. Этот храм монахи открывают туристам нечасто. Впрочем, их можно попросить это сделать. В этом храме — уникальная акустика: когда на хорах поёт один певчий (даже тихонько), кажется, будто поют отовсюду. Невозможно указать чёткое направление источника звука.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: