Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте

Яркие храмы в окружении леса вы увидите с Симферопольского шоссе, еще не добравшись до места. Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте – потрясающе красивое и тихое место, куда можно приехать в любое время года, и вам одинаково будет хорошо. Летом тут много зелени и пышных цветочных клумб. Зимой желтые, розовые и персиковые постройки строгих форм припорошены снегом и выглядят еще более величественно. А осенью просто буйство красок, когда на деревьях меняется листва.

Самый красивый вид открывается со стороны пруда. В солнечную погоду храмы отражаются в нем, как в зеркале. И вы забываете обо всем, глядя на эту картину. Не случайно на большинстве фото и открыток монастырь изображен именно с этого ракурса.

Если вы решите взять организованную экскурсию, то вас провезут сразу по трем местам: сначала по пути из Москвы будет усадьба Чехова в Мелихово, затем святой источник в Талеже и сама Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте. Самостоятельно из столицы удобнее всего ехать через город Чехов.

Адрес: Чеховский р-н, с. Новый Быт

Координаты: 55.063787, 37.610541

Режим работы: 7:30-18:00

Официальный сайт: davidova-pustyn.ru

Видеоэкскурсия по Вознесенской Давидовой пустыни

Видео: Михаил ФРОЛОВ
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Датой основания монастыря считается 1515 год. Тогда сюда пришел монах Давид, служивший до этого в Пафнутьево-Боровском монастыре в Калужской области. Давид вместе с двумя послушниками добрались до берега реки Лопасни и построили тут храм. Примечательно, что с собой они принесли икону Божией Матери «Знамение», в честь которой до сих пор называется один из соборов.

В середине 1600-х обитель отдали монастырю в Новом Иерусалиме, но позже царь Алексей Михайлович вновь сделал ее самостоятельной.

Расцветом Давидовой пустыни считается 17 век, когда у нее было несколько подворий и даже часовня на Арбате в Москве.

В 1929 году монастырь закрыли, а часть монахов репрессировали. По преданию, тут оставался старец Валентин, ему было 90 лет. Большевики не смогли открыто признать, что убивают его, и инсценировали суицид. На том месте вскоре забил ключ…

В советское время территорию отдали под сельскохозяйственный техникум. Давидову пустынь в Новом Быте вернули Церкви в 90-е годы 20 века, тогда же прошли первые богослужения после долгих лет, что тут не было монахов и паломников.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Наиболее примечательным фактом, о котором рассказывают все гиды, является то, что Давид, основатель монастыря, посадил здесь липовую рощу.
  • В 19 веке в Никольской церкви обители меняли иконостас. Тогда митрополит Филарет сказал, чтобы старые иконы раздали в другие церкви, которые в них нуждались.
  • До сих пор историки спорят о назначении второго яруса колокольни. Был он изначально декоративным или предполагалось установить колокола. При том, что их тут никогда не было.

Что посмотреть на территории монастыря

Собор Вознесения Господня

В Вознесенском соборе (слева) частично сохранились стены храма, возведенные в 16 веке.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Храм начали строить во времена Ивана Грозного. И если в других монастырях первые постройки были чаще всего деревянные, то тут собор Вознесения Господня сразу начали возводить из камня. Через некоторое время строительство прекратилось, а начатое сооружение разобрали. На его месте поставили новое и открыли в 1682 году.

Знаменский храм

Самая яркая церковь в центральном ансамбле пустыни была построена позже всех.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Свое название церковь получила от иконы Божией Матери «Знамение». Храм несколько раз перестраивался: сначала тут стояла деревянная часовня, потом выстроили колокольню, и только в середине 19 века появился храм, дошедший до наших дней.

Колокольня

Колокольня выполнена в русско-византийском стиле.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Читайте также:
Игумен Петр Мещеринов: биография, беседы и книги, лекции

Яркая многоуровневая колокольня высотой 70 метров возвышается над всеми храмами монастыря. На ней установлены семь колоколов и часы, которые проигрывают церковное песнопение с интервалом в 60 минут.

Никольская церковь

Никольская церковь (справа) богато декорирована.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Изначально ее построили вплотную к собору Вознесения Господня. Так храмовый комплекс выглядел в 18 веке. Но, спустя столетие, из-за бытовых нужд церкви «разъединили». Нужно было место под кухню и трапезную. Никольскую церковь снесли и построили чуть подальше от основного собора.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Белоснежная церковь Успения расположена рядом со Спасским собором.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Белая церковь стоит рядом со Спасским собором. В 1730-х годах возникла необходимость перестраивать церковь Успения Пресвятой Богородицы, поскольку она начала разрушаться. Пришлось переделывать полы и потолки, менять иконостас. Работы закончились в 1740 году.

Спасский собор

Спасский собор (слева) появился на мест, где раньше была трапезная.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Одна из самых ярких построек монастыря: розовая с белой отделкой и темными куполами, контрастирующими с основным зданием. На этом месте стояла трапезная, но в 1900-х годах произошла очередная перезастройка обители, и открылся Спасский собор.

Храм всех святых

Храм всех святых — это желтое двухэтажное здание, увенчанное куполом.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Желтое двухэтажное здание больше похоже на жилое помещение. Если бы не темный купол, возвышающийся над ним. Впрочем, в советские годы оно и не было церковью: тут разместили столовую сельскохозяйственного техникума. В начале 2000-х храм всех святых стал действующим и открылся для прихожан.

Святой источник

Находится не на самой территории монастыря, а в его подворье, селе Талеж. От Давидовой пустыни примерно 30 километров, ехать около получаса. Вода в источнике всегда холодная, +4 градуса. Тут можно набрать воды для питья и окунуться в купели. Обратите внимание, что источник открыт с 8:00 до 21:00.

Вознесенская Давидова пустынь

Фото Вознесенской Давидовой пустыни

Вознесенская Давидова пустынь – Московская область, городской округ Чехов, село Новый Быт

Вознесенская Давидова пустынь – старинный мужской монастырь, расположенный в Московской области в селе Новый Быт. Место красивое и спокойное, отличается душевной атмосферой.

Вознесенская Давидова пустынь основана в 16-м веке, а точнее ─ в 1515 г. Основателем монастыря является преподобный Давид Серпуховский (в миру Даниил) из рода князей Вяземских. Об этом свидетельствует соответствующая запись в монастырском синодике 1602 г. Давид был учеником великого Пафнутия Боровского. Он и несколько его послушников пришли в эти места с иконой Знамения Богоматери. У них была цель ─ основать свою обитель. Изначально данная территория принадлежала князю Василию Стародубскому. Проект по созданию монастыря благословил преподобный Иосиф Волоцкий.

Сначала Давид построил два деревянных храма и посадил липовую рощу. Согласно легенде, он сажал деревья вверх корнями. Несмотря на это, все они успешно приживались. Позже на территории пустыни стали появляться и другие сооружения, которые составили единый архитектурный ансамбль.

В 1619 г. наступили Смутные времена. Монастырь разорили литовцы и запорожцы. На несколько лет крупнейшая православная обитель была вынуждена приостановить свою деятельность. Вновь она возобновила работу только в апреле 1625 г.

В 1657 г. пустынь приписали к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю. Спустя 10 лет царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому ее исключили из его состава.

С 1664 г. у Давидовой пустыни появилось подворье в столице, несколько крепостных дворов с работниками. К 1700 г. во владении монастыря было уже 95 крестьянских дворов.

В 18-м веке начались петровские реформы, что привело к упадку в обители. Большая часть дохода пустыни шла в государственную казну. Сторонние владения, книги и иконы забрало государство.

В 1712 г. из-за недостатка средств объект приписали к Чудову монастырю, а в 1721 г. – к Златоустовскому. За последним она числилась вплоть до 1727 г.

Читайте также:
Храм Иоанна Кронштадтского в Казани: описание и адрес храма, расписание богослужений, престольные праздники и мощи

В 1764 г. ввели монастырские штаты. Вознесенская Давидова пустынь стала заштатной и существовала на собственные доходы.

В 1767 г. к монастырю была приписана часовня Христа Спасителя.

В 1792 г. для поднятия благосостояния пустыни митрополит Московский Платон и иеромонах Макарий решили сделать в ней общежитие.

В 19-м веке здесь активно ремонтировались старые здания, появлялись новые постройки.

После революции 1917 г. Давидова пустынь была разграблена, а монахи изгнаны.

Обитель закрыли осенью 1929 г. Некоторое время здесь функционировал сельскохозяйственный техникум.

В 1992 г. жителями села Новый Быт была организована православная община, которой передали собор. Среди прихожан активно собирались средства для восстановления святого места. Храм постепенно привели в порядок. В нем стали проводиться совместные молитвы.

В 1995 г. Священным синодом было принято решение об образовании монашеской общины.

В 1996 г. монастырю подарили звонницу из семи колоколов. Ее освятил владыка Ювеналий.

В 1997 г. в Давидовой пустыни начались активные работы по восстановлению. К 1999 г. были полностью восстановлены купола церквей и соборов, внутреннее убранство.

На сегодняшний день монастырь полностью отреставрирован. Это комплекс из красивейших храмов и зданий прикладного назначения. Территория обители чистая и ухоженная. Здесь находится живописный маленький пруд.

В составе архитектурного ансамбля входят следующие объекты:

  • Спасский собор;
  • Успенская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Знаменская церковь;
  • Вознесенский собор;
  • Храм Всех Святых;
  • Колокольня.

Также, на территории монастыря находятся Настоятельский корпус, Надкладезная часовня и Братский корпус.

Все объекты построены в разное время, но удивительно гармонично сочетаются между собой. Знаменская церковь является духовным сердцем ансамбля и выкрашена в оранжевый цвет. Белоснежная Успенская церковь исполнена в стиле барокко. Храм Всех Святых представляет собой одноглавое строение желтого цвета. Никольская церковь построена в стиле классицизма. Колокольня с четырьмя ярусами разной формы расположена в середине западной стены, возвышается над главными воротами. Она выполнена в русско-византийском стиле.

Соборы украшают многочисленные декоративные элементы: мозаика, лепнина, изразцовые фризы, кокошники.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Сыктывкарская епархия

Впервые проповедь Православия прозвучала на Коми земле во второй половине XIV в. После 1383 г. была создана восемнадцатая по счету в Русской Церкви епархия — Пермская епископия с центром во «владычном городе» Усть-Выми. В 1564 г. епархиальный центр был переведен в Вологду, епархия стала именоваться Вологодской и Пермской. Самостоятельная Сыктывкарская и Воркутинская епархия была восстановлена в 1995 г.

Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. (журнал № 6) из состава Сыктывкарской епархии выделена Воркутинская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Сыктывкарский и Коми-Зырянский».

Епархия сегодня
(по состоянию на декабрь 2012 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • Воркутинский Центральный — протоиерей Василий Шутко
  • Воркутинский Горняцкий — игумен Рафаил (Беловолов)
  • Вуктыльский — иерей Роман Пархомчук
  • Ижемский — и.о. благочинного иерей Ярослав Истомин
  • Интинский — протоиерей Василий Потрясов
  • Княжпогостский — иерей Иоанн Карпунь
  • Койгородский — иерей Михаил Химишинец
  • Корткеросский — иеромонах Александр (Митрофанов)
  • Печорский — иеромонах Климент (Лямин)
  • Прилузский — иерей Георгий Бенца
  • Сосногорский — протоиерей Сергий Филиппов
  • Сыктывдинский Северный — иеромонах Нектарий (Стрелков)
  • Сыктывдинский Южный — иерей Димитрий Проценко
  • Сыктывкарский Краснозатонский — протоиерей Андрей Мартынов
  • Сыктывкарский Центральный — протоиерей Феодор Федько
  • Сыктывкарский Эжвинский — протоиерей Владимир Дунайчик
  • Сысольский — протоиерей Владимир Конев
  • Троицко-Печорский — протоиерей Иоанн Федько
  • Удорский — протоиерей Евгений Александров
  • Усинский — иеромонах Петр (Красников)
  • Усть-Вымский — протоиерей Василий Дзерин
  • Усть-Куломский Восточный — протоиерей Василий Паршуков
  • Усть-Куломский Западный — иерей Александр Антонов
  • Усть-Цилемский — игумен Стефан (Ульянов)
  • Ухтинский Центральный — протоиерей Вадим Голубев
  • Ухтинский Заречный — иеромонах Илия (Володин)
  • Церковный округ, включающий в себя приходы и общины исправительных учреждений ГУФСИН РФ по Республике Коми — протоиерей Александр Минин
Читайте также:
Церковь Николая Угодника в Хамовниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

СЫКТЫВКАРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Сыктывкарский Стефановский собор. Фото 8 января 2009 с сайта sobory.ru

Сыктывкарская и Коми-Зырянская епархия Русской Православной Церкви

Своё начало история Православия в земле Коми берёт от проповеди и насаждения Слова Божия в умы зырян-язычников святителем Стефаном, епископом Великопермским во второй половине XIV века. Он составил зырянскую азбуку, перевел несколько важнейших богослужебных книг, на начал свою проповедь в 1376 году в селении Пырас (Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска, где многие крестились, но многие и негодовали на святого, желая его убить. Вскоре он переместился в устье Выми, в самый центр зырянского края, где была создана первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. На соседнем холме была построена Михаило-Архангельская церковь, где впоследствии был устроен монастырь в котором пребывали Велико-Пермские архиереи. Святой Стефан учредил при церкви училище где вел обучение по-зырянски, и за короткое время обратил ко Христу всех жителей от Пыраса до Гама. В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом для новопросвещенного народа чем была создана Пермская епархия с центром в Усть-Выми. В течение тринадцати лет своего подвижничества в епископском сане, святитель Стефан заслужил вполне имя отца и благодетеля народа пермского: помогал в нуждах, снабжал жизненными припасами, защищал от притеснения вогуличей, новгородской вольницы и чиновников великокняжеских просил об уменьшении налогов, был их неусыпным стражем и миротворцем. Он учредил в своей митрополии несколько церквей с училищем при каждой и основал пять монастырей – два в Яренском уезде: Усть-Вымский и Архангельский; и три в Усть-Сысольском: Вотчинский, Печорский и Ульяновский.

После преставления святого Стефана в 1396 году, важный след в истории Пермской епархии оставили три святителя XV века – Герасим (после 1416-1443), Питирим (после 1444-1455) и Иона (1456-1470). Их подвижническое служение и неустанная проповедь привели народы великой Перми и многих вогулов ко Христовой вере.

В 1492 году Усть-Вымская епархия увеличилась присоединением к ней вологодских церквей. С этого времени Усть-Вымские епископы по временам жили в Вологде, а в 1564 году кафедра была окончательно перенесена туда из Усть-Выми, после чего епархия стала именоваться Вологодской и Пермской. На протяжении следующих полу-тысячи лет в землях коми не было своей епархиальной кафедры.

Край Коми был малолюдным, население его росло медленно, и так же медленно увеличивалось число приходов и храмов. В XVIII веке в Коми крае появляются каменные храмы. В 1780 году Усть-Сысольск стал городом, центром одноименного уезда. “Золотым веком” храмостроительства здесь стало девятнадцатое столетие: если за вторую половину XVIII века было построено 33 храма, то за первую половину XIX века – 56 (в том числе 38 каменных), а до конца столетия еще 90 (27 каменных и 63 деревянных) [1] по причине почти вдвое возросшего числа приходов. Наконец во второй половине XIX века в Коми крае вновь появляются монастыри — мужской Троице-Стефано-Ульяновский и женский Крестовоздвиженский Кылтовский.

После 1917 года начались антирелигиозные гонения, храмостроительство было свернуто, и к маю 1941 года не осталось не одной действующей церкви. Только после Второй мировой войны было разрешено открыть три храма.

С конца 1980-х годов началось восстановление православных приходов. В 1994 году был восстановленин Стефано-Ульяновский монастырь.

Самостоятельная епархия в земле Коми была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября 1995 года, будучи выделенной из Архангельской епархии в пределах Республики Коми.

16 апреля 2016 года из состава епархии была выделена Воркутинская епархия, после чего Сыктывкарская епархия ограничилась городскими округами Сыктывкар и Ухта, а также Княжпогостским, Койгородским, Корткеросским, Прилузским, Муниципальным, Сосногорским, Сыктывдинским, Сысольским, Троицко-Печорским, Удорским, Усть-Вымским и Усть-Куломским муниципальными районами на юге Республики Коми. При этом митрополия на территории Республики Коми создана не была [2].

Исторические названия

  • Сыктывкарская и Воркутинская (6 октября 1995 – 16 апреля 2016)
  • Сыктывкарская и Коми-Зырянская (с 16 апреля 2016)

Статистика

  • кон. XVI-нач. XVII – в пределах земель, заселенных коми: 28 приходов, 48 храмов, 8 часовен [1].
  • ок. 2004 – 57 приходов; 119 священнослужителей (100 священников, 19 диаконов); 16 воскресных школ [3].
  • ок. 2005 (?) – 93 прихода, 66 храмов, 39 молитвенных домов, 16 часовен; 128 священнослужителей (107 священников, 21 диакон) [4].
  • май 2011 – 345 приходов, 126 клириков [5]
  • декабрь 2012 – 7 монастырей (из них 4 женских); 345 приходов; 126 клириков [6].

Архиереи

География благочиний

  • Сыктывкарское Центральное – г. Сыктывкар
  • Сыктывкарское Краснозатонское
  • Сыктывкарское Эжвинское
  • Княжпогостское
  • Койгородское
  • Корткеросское
  • Прилузское
  • Сосногорское
  • Сыктывдинское Северное
  • Сыктывдинское Южное
  • Сысольское
  • Троицко-Печорское
  • Удорское
  • Усть-Вымское
  • Усть-Куломское Восточное
  • Усть-Куломское Западное
  • Ухтинское
  • Ухтинское Заречное
  • Благочиние, включающее в себя приходы и общины исправительных учреждений ГУФСИН РФ по Республике Коми

Монастыри

Епархиальные отделы

  • религиозного образования и катехизации
  • по делам молодежи
  • медицинский
  • по социальному служению и благотворительности
  • по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами
  • издательский
  • миссионерский
  • паломническая служба “Паломник-Коми”

Учебные заведения

  • Сыктывкарское духовное училище
  • Сыктывкарский ЦДО Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
  • православная гимназия
  • НОУ “Православная школа”, начальное звено
  • певческая школа

Средства массовой информации

  • газета Сыктывкарские епархиальные ведомости
  • газета Вера-Эском (Христианская газета Севера России)
  • газета Воркута православная

Церковно-общественные организации

  • Медицинское православное общество (с 1998)
  • Научное общество Сыктывкарской епархии (с 1998)
  • Общество православных женщин (с 1998)
  • Православное молодежное общество (с 1998)
  • сестричество милосердия (с 1997)
  • Стефано-Прокопьевское братство (с 1996)
  • Сыктывкарский скаутский центр (с 1990)

Литература

  • “На земле святителя Стефана: Визиты Святейшего Патриарха Алексия”, ЖМП, 1996, № 7, 8-11.

Сыктывкарская епархия

Сыктывкарская епархия — объединение церквей и приходов Русской Православной Церкви на юге республики Коми, в Сыктывкаре находится управление и кафедральный собор св. Стефана.

История епархии

К язычникам — зырянам православные миссионеры добрались только в четырнадцатом веке. Господь дал им особую ревность в распространении христианской веры в Коми среди идолопоклонников, многие из священников прошли нелегкий путь святых мучеников.

Первые игумены

Стефан был монахом в мужской Ростовской Григорьевской обители, когда в его сердце буквально воспламенилась любовь к зырянам, утопающим во мгле идолопоклонства. Понимания, что донести Слово Божье легче на родном языке жителей Коми, посланник Божий не только учит язык зырян, он составляет азбуку для них и самостоятельно переводит богодухновенные книги.

В 1376 году московский епископ Герасим благословил Стефана на миссионерство, великий князь Дмитрий Иванович Донской выдал охранную грамоту. Услышав проповеди на родном языке, зыряне селения Пырас массово крестились, но шаманы и идолопоклонники наполнились ненавистью и поклялись убить миссионера.

Пройдя с проповедями вдоль реки Вычегда, святой перешел к устью реки Выми, основав в центре зырянского края первый Благовещенский храм, а вскоре неподалеку от него возвышалась церковь Архангела Михаила, со временем переросшая в монастырь.

Интересно! В обители по благословению святого Стефана открылось училище, обучение в котором шло на зырянском языке. В течение семи лет многие жители Пыраса и Гама приняли крещение, край нуждался в игуменском попечительстве и покровительстве.

В 1383 году Стефан возвращается в Москву, где принял хиротонию от митрополита Пимена и священного Собора. Зная апостольские труды священника, великие князья одарили проповедника богатыми подношениями перед возвращением того в новосозданную Пермскую епархию с центром в Усть-Выми.

Прибыв на место, епископ Стефан рукоположил в священники и диакона избранных местных жителей. В течение 13 лет епископ и сподвижник Божий, обладая даром любви Творца, стал настоящим благодетелем пермского народа:

  • помогал материально;
  • организовывал поставку продуктов;
  • защищал от притеснителей;
  • ходатайствовал об уменьшении податей.

Вскоре в уделе были освящены новые церкви и монастыри, многие из них к великому сожалению не сохранились до нынешнего времени. В 1396 году во время посещения Москвы епископ заболел и умер, его мощи похоронены в храме Спас-на-Бору.

Умершего основателя пермской епархии сменил епископ Исаакий в 1398, в течение 18 лет служивший духовным окормителем края. В это время был освящен монастырь Святой Троицы в селе Мыелдино.

Святитель Герасим, возглавивший Пермский православный край в 1416 году, 27 лет не жалел сил и времени, взращивая христианскую веру зырян. Сатана использовал для его убийства фанатика — вогула, задушившего наставника омофоном.

Важно! В 1444 году целых 11 лет епархия находилась под покровительством благочестивого святителя Питирима, которого замучил до смерти вогульский князь Асыка. После Питирима власть перешла к епископу Ионе, стоявшему во главе приходов с 1466 по 1470 год.

Его главным подвигом было крещение великого количества зырян во главе с камским князем, принявшем после крещения имя Михаил, и возведение городе Чердынии Богоявленской обители.

С 1471 по 1501 года пермский край окормлял епископ Филофей, во время служения которого вогулы пожелали принять подданство Москве. В 1492 году к Усть-Вымской области присоединились вологодские приходы.

В 1564 году по решению епископа Иосафата, правившего с 1556 по 1566 года, епархиальная кафедра была перенесена в Вологду, после чего на 5 веков край Коми остался без епархии.

Новый расцвет и разруха

Новый расцвет православия в этом крае приходится на конец 18 столетия, когда купеческая семья Сухановых при благословении императрицы Екатерины Второй начала финансирование храмов в окрестностях Усть-Сысольска. 19 век назвал «золотым» для православия, за сто лет в крае было построено более 90 церквей, 27 из них были каменными.

Только во второй половине 19 столетия в Коми воздвигаются монастыри, Троицкий мужской и Кылтовский женский. После революции практически все приходы этого края были закрыты, после войны власти разрешили открыть только 3 церкви.

Восстановительный период

1994 год стал временем восстановления православных святынь в зырянском крае, начало которому положило восстановление Стефано-Ульяновской обители.

Священный Синод в 1995 году постановил открыть Сыктывкарскую епархию в Усть-Сысольске, переименованном в Сыктывкар. Игуменом новой епархии рукоположен игумен Питирим.

В честь 600-летия в 1996 году после смерти первого игумена Стефана по благословению Митрополита Московского и Всея Руси Алексия Второго был заложен фундамент Стефановского храма, который возвели и освятили через 5 лет. В память о святителях Герасиме, Питириме и Ионе над их могилой возвели часовню.

В начале 2012 года Сыктывкарская и Воркутинская область представляла объединение 192 церквей, молитвенных домов, где было установлено 150 алтаря.

Весной 2016 Священный Синод принял решение о разделении Сыктывкарской и Воркутинской епархии на две самостоятельные области. Игумен Питирим принял сан архиепископа Сыктывкарского и Зырянского.

Современное состояние Сыктывкарской епархии

В 21 столетии на юге республики Коми насчитывается три мужских и четыре женских монастыря, 158 храмов с престолами,23 часовни без престолов, 26 молитвенных домов и 37 молитвенных комнат при различных учреждениях, включая больницы, воинские части и учебные заведения.

Благочиния

В церковном округе Сыктывкара находится 5 благочиний:

  • Краснозатонское;
  • Северное;
  • Центральное;
  • Эжвинское;
  • Южное.

Усть-Куломский церковный округ разделен на Западное и Восточное благочиние в Ухтинском округе также 2 благочиния, Центральное и Заречное. Остальные церкви края разделены по благочиниям:

  • Корткеросскому;
  • Сысольскому;
  • Прилузскому;
  • Койгородскому;
  • Усть-Вымскому;
  • Княжпогостскому;
  • Удорскому.
  • Сосногорскому;
  • Троицко-Печорскому.

Действующие мужские монастыри

Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы

Это современная обитель 1996 года, преобразованная в монастырь из мужского скита.

Троице-Стефано-Ульяновский

Старинная мужская обитель — одна из монастырей, основанных в 14 веке святителем Стефаном, которая восстановлена после разрушения. Монастырь закрыли в 1764 году, в 1860 году иноки Соловецкой обители возобновили в нем жизнь, построив великолепный монастырский ансамбль, венчавшийся высокой колокольней.

В 1918 году монастырь закрыли, насельников расстреляли. Ныне Троицкий монастырь открыт для посещения. По желанию паломников иноки проводят экскурсии.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский

Особенностью этой обители является не только основание ее первым игуменом епархии, но и место строительства. Прежде на месте монастыря стояла языческая куминица — береза, ее срубили, и построила церковь. Восстановление монастыря началось в 1996 году.

Интересно! В Михайло-Архангельском мужском монастыре хранятся святые останки Пермских святителей. Особенно многолюдно в нем на водосвятные молебны, совершаемые у источника Святого Стефана.

Женские монастыри

Сыктывкарская область привлекает паломниц и насельниц женскими обителями:

  • Печорской Богородицкой Скоропослушнической;
  • Ыбской Серафимовской;
  • Вотчинской Стефано-Афанасьевской;
  • Кылтовской Крестовоздвиженской.

Епархиальные отделы

Отдел СМИ отвечает и за взаимодействие с общественными организациями. Для привлечения молодежи и усиления социальной работы среди населения открыт отдел спорта и физической культуры. Учебные духовными заведениями и катехизацией населения руководит отдел религиозного образования.

Работа в медицинских учреждениях находится под опекой медицинского отдела. Миссионеры и руководители кружков трезвости объединены отделом миссионерства и братства трезвости. Все вопросы по работе с детьми и молодежью решаются в отделе по делам молодежи.

Особо тяжелую нагрузку несут священники в отделе по работе в местах лишения свободы. За все печатные духовные издания в епархии отвечает Издательский отдел.

Для работы с военными основан отдел по Вооруженным силам. Не оставлено без внимания церкви и казачество. Приветствуется и благословляется в благочиниях волонтерское движение.

  1. Духовное училище открыто по улице Пушкина 3/34 в Сыктывкаре.
  2. При православном Свято-Тихвинском гуманитарном университете образовано ЦДО.
  3. Дети могут обучаться в православной гимназии.
  4. Руководители хора проходят подготовку в певческой школе.

Интернет постепенно вытесняет печатное издательство. Вся информация о жизнедеятельности благочиний представлена на официальном сайте епархии. Для широких слоев населения ежемесячно выпускается газета «Епархиальные новости».

Сыктывкарская епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство

30 июня 2011 года в Сыктывкаре пройдет заседание епархиального совета Сыктывкарской епархии Русской Православной Церкви, на котором предъявляется обвинение православному священнику, не допустившему к участию в Таинстве Крещения в качестве восприемницы женщину, пользующуюся абортивными контрацептивами.

Священник Григорий
Посмотреть профиль
Посетить домашнюю страницу Священник Григорий
Найти все сообщения от Священник Григорий

Священник Григорий
Посмотреть профиль
Посетить домашнюю страницу Священник Григорий
Найти все сообщения от Священник Григорий

К сожалению батюшке ни кто наверно не объяснил как надо вести себя на церковном суде.
Ничего нельзя говорить в свою защиту
и соглашаться со всеми пунктами обвинения
тогда не будет такого отчёта(по крайней мере формулировки будут чуть мягче)

“Данная жалоба была рассмотрена на заседании Епархиального совета от 16 декабря 2010 года, на котором был заслушан иерей Константин Качур, благочинный Интинского церковного округа протоиерей Василий Потрясов, а также священник Печорского Скоропослушнического женского монастыря иеромонах Богдан (Долин). Кроме поступившей жалобы к иерею Константину Качуру были высказаны ряд существенных замечаний по поводу его пастырской практики. Иерей Константин вел себя на заседании Совета непочтительно, постоянно вступал в пререкания с членами Епархиального совета, не воспринимая сделанные членами Епархиального совета замечания.”
как это всё знакомо
да
крепостное право для духовенства ни кто не отменял

Священник Григорий
Посмотреть профиль
Посетить домашнюю страницу Священник Григорий
Найти все сообщения от Священник Григорий

А есть какая нибудь стенограмма сего заседания Епархиального совета? Что бы немного быть вкурсе что за там были замечания, и как выражались пререкания и непочтительность?

Официальное заявление Епархиального совета
по поводу состояния дел в приходе «Спаса Нерукотворного» г. Печора

В связи появившимися оскорбительными и клеветническими в отношении Сыктывкарской и Воркутинской епархии публикациями на ряде интернет-порталов, а также неподчинением указам Правящего архиерея в отношении клириков и членов приходского совета прихода храма «Спаса Нерукотворного» г. Печора, Епархиальный совет считает необходимым заявить следующее.

Согласно Устава Русской Православной Церкви (глава Х п. 18 к) епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим отстранил от должности настоятеля прихода иерея Константина Качура.

Первым поводом для подобного шага послужила жалоба в Московскую Патриархию прихожанки храма Ефименко Е.Б. на неправомерные действия священника Константина Качура и отказа в совершении Таинства Крещения младенцу в приходе без ссылок на канонические препятствия.
Данная жалоба была рассмотрена на заседании Епархиального совета от 16 декабря 2010 года, на котором был заслушан иерей Константин Качур, благочинный Интинского церковного округа протоиерей Василий Потрясов, а также священник Печорского Скоропослушнического женского монастыря иеромонах Богдан (Долин). Кроме поступившей жалобы к иерею Константину Качуру были высказаны ряд существенных замечаний по поводу его пастырской практики. Иерей Константин вел себя на заседании Совета непочтительно, постоянно вступал в пререкания с членами Епархиального совета, не воспринимая сделанные членами Епархиального совета замечания.

После обсуждения существующего положения на приходе Епархиальный совет принял следующее решение:
1) признать, что факт отказа в совершении Таинства крещения дочери Ефименко Е.Б. имел место;
2) признать неправмерными действия иерея Константина Качура в отношении младенца, недопущенного с родителями и крестными родителями к Таинству крещения;
3) Указать иерею Константину Качуру на недопустимость впредь допускать подобные ошибки в своей пастырской практике, обратить особое внимание на необходимость совершенствовать свою теоретическую богословскую и каноническую подготовку;
4) Иерею Константину Качуру в обязательном порядке проводить огласительные беседы перед совершением Таинства крещения, дабы предупреждать подобные инциденты;
5) В связи с возникающими недоразумениями в отношениях с благочинным Интинского церковного округа священника Константина Качура отстранить от обязанностей помощника благочинного Интинского церковного округа.
Копия Протокола Епархиального совета была направлена в Московскую Патриархию как приложение к годовому епархиальному отчету за 2010 год.

Данная жалоба стала поводом для внимательного изучения жизнедеятельности прихода, в ходе которого были выявлены следующие серьезные нарушение в пастырской практике св. Константина Качура, а также нарушение им Устава Русской Православной Церкви:
1. Таинство крещения над женщинами совершалось иереем Константином Качуром с каноническим нарушениями, с требованием к женщинам полного их обнажения (свидетельства прот. Димитрия Лубянских);
2. Уже во время чинопоследования Таинства иерей Константин Качур требовал от женщин признания в использовании ВМС, это служило причиной отказа в совершении Таинства, причем с женщинами не проводилось никакой предварительной разъяснительной катехизаторской работы и необходимой в таких случаях особой огласительной подготовки к Крещению (жалоба Ефименко Е.Б. и свидетельские показания Сидельниковой О.Н.);
3. Деятельность воскресной школы прихода велась также с серьезными нарушениями и вызывала ряд недоуменных вопросов. Входные лестницы и подъемы на второй этаж не были оборудованы согласно существующим требованиям МЧС и ГО. В классе воскресной школы была оборудована барная стойка, а в баре находилось постоянно большое количество алкогольных напитков. В помещении воскресной школы находилось две спальни, оборудованные для неизвестных причин, а ведь учениками школы были дети из детских учреждений опеки и попечительства. Это очень насторожило благочинного церковного округа. Существующее странное положение замалчивалось самими преподавателями воскресной школы.
4. Строительство приходского комплекса велось с большими нарушениями, не соответствуя проекту, созданному в НПЦ « Арххрам», без технического надзора за строительством. Использовались строительные материалы, бывшие в употреблении (кирпич, плиты перекрытия, бетонные блоки), также без соответствующей технической экспертизы, что может впоследствии представлять угрозу жизни гражданам, которые будут находиться в помещениях прихода. Не оформлялись должным образом приобретение и получение строительных материалов, что создавало возможность для серьезных финансовых злоупотреблений.
5. Строительная площадка храмового комплекса не была ограждена забором по существующим требованиям. На его территорию свободно проникали посторонние люди, распивая спиртные напитки и оскверняя храмовый комплекс.
6. В приходе не велась инвентаризационная книга, не велся учет церковного имущества согласно распоряжениями Священного Синода и указам Правящего архиерея. Не проводилась ежегодная инвентаризация имущества. Первая инвентаризация была совершена уже после снятия с должности настоятеля направленной на приход ревизионной комиссией.
7. В приходе не проводились ежегодные приходские собрания (гл.I X п.36) , не было протоколов и заседаний Приходского совета. В Епархиальное управление и Управление юстиции РФ по РК не представлялись протоколы об утверждении состава Приходского совета и ревизионной комиссии. Практически и юридически согласно Уставу прихода РПЦ они были нелегитимны (гл. IX, п. 41).
8. Ревизионная комиссия, возглавляемая О. Петуховой, также не проводила регулярных ревизий имущества и денежных средств согласно Приходскому уставу и Уставу РПЦ (гл. IX, п. 58 б,в). В приходе отсутствуют акты ревизионной комиссии. Первая уставная ревизия была совершена комиссией Епархиального управления уже после снятия настоятеля (гл. IX, п.56).
9. Без благословения Правящего архиерея иереем Константином с родственниками в городе было открыто несколько лавок по продаже церковной утвари, никакого учета по их деятельности в приходе не велось, что дает возможность говорить о возможных финансовых злоупотреблениях.
10. Епархиальные взносы на социальное служение и благотворительность, а также взносы на общеепархиальные нужды выплачивались в крайне ограниченном количестве, не соответствующем доходам храма;
11. Алтарная часть храма была в запущенном состоянии (закопченный потолок и стены, неухоженная церковная утварь), вновь назначенному настоятелю пришлось срочно делать ремонт Алтаря храма, чтобы в достойных условиях совершать богослужения.
12. Зато в блистающем состоянии содержалась церковная лавка. Цены на утварь, книги, другие культовые принадлежности в церковном киоске были явно завышены и превышали в 1,5-2 раза цены женского монастыря, находящегося в этом же городе;
13. Казначей прихода Е. Качур практически самоустранилась от деятельности, ею не подписывались финансовые документы, они отправлялись за подписью только настоятеля прихода иерея Константина Качура, что противоречит Уставу РПЦ (гл. IX, п. 51). Не перечислялись взносы в Пенсионный фонд на ряд работников прихода, в том числе на самого казначея Е.Качур.
14. Приходские финансовые отчеты в Епархиальное управление представлялись бед подписей и печатей настоятеля и казначея. Не представлялись в Епархиальное управление ежеквартальные финансовые отчеты согласно Указу Правящего архиерея.
15. В приходе не исполнялись решения Архиерейского собора о выделении ответственного работника за социальное служение.
16. Трудовые договоры с работниками храма были оформлены со значительными нарушениями;
Серьезные опасения вызывало и нравственное состояние настоятеля прихода иерея Константина Качура, им допускалась клевета в отношении монахинь Печорского Скоропослушнического женского монастыря и запугивание штатных священников обители. Также иерей Константин Качур систематически распространял клевету в отношении Правящего архиерея Сыктывкарской и Воркутинской епархии, почетного гражданина города Печоры, о чем свидетельствуют показания многих жителей города.
На приходе сформировалась совершенно невыносимая психологическая атмосфера, когда по приказу настоятеля подслушивались разговоры членов причта и прихожан. Узнавая какие-либо подробности разговоров, иерей Константин запугивал и шантажировал прихожан храма. По свидетельству очевидцев иерей Константин Качур устанавливал в помещениях прихода даже подслушивающие устройства, что является нарушением Конституции РФ, ст. 23.

Правящим архиереем во время посещения им Печорского прихода неоднократно указывалось иерею Константину на недостатки в его деятельности, однако он так и не внял увещаниям Правящего архиерея.

Даже этот неполный перечень нарушений является серьезным основанием для принятого Правящим архиереем решения об отстранении от должности настоятеля прихода «Спаса Нерукотворного» г. Печора иерея Константина Качура.

Но священник Константин Качур не подчинился Указам епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима, нарушив Устав РПЦ (гл. IX, п. 20 г) и данную им при рукоположении присягу, спровоцировав акции неповиновения, а также проведение самовольных приходских собраний, что является еще одним серьезным каноническим нарушением. Им с группой родственников и бывших членов приходского совета и ревизионной комиссии создавались препятствия вступлению в должность нового настоятеля, а также проведению приходских богослужений и культовых обрядов, запугивались физической расправой вновь назначенные на приход священнослужители. Неблагочестивое поведение бывших членов Приходского совета и ревизионной комиссии говорит о незнании ими устава прихода и устава Русской Православной Церкви, что также является серьезным упущением в деятельности бывшего настоятеля прихода иерея Константина Качура.

После кратковременного запрещения в служении иерей Константин Качур был вновь допущен к исполнению обязанностей настоятеля двух приходов Печорского района в пп. Каджером и Чикшино с обязательным отчетом о своей деятельности благочинному церковного округа и Правящему архиерею. Однако священник Константин Качур до сего дня отказывается от общения, как с благочинным церковного округа, так и с Правящим архиереем, не отвечая на телефонные звонки и письменные увещания.

Такое поведение священника Константина Качура можно расценить как раскольническую и антиканоническую деятельность, порочащую священный сан и вводящую в соблазн православных христиан.

Новому настоятелю и вновь избранному составу Приходского совета и ревизионной комиссии предстоит совершить огромную работу для устранения выявленных недостатков в «деятельности» бывшего настоятеля и возглавляемого им Приходского совета.

Подписи членов Епархиального совета:

Архимандрит Филипп (Филиппов), секретарь епархии,
настоятель Свято-Казанского храма в Кочпоне;

Митрофорный протоиерей Владимир Дунайчик, благочинный Сыктывкарского церковного округа, настоятель Свято-Преображенского храма в Эжве;

Протоиерей Михаил Козак, духовник епархии,
настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в Давпоне;

Протоиерей Феодор Федько, проректор Духовного училища по учебной части;
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Сыктывкар

Иерей Андрей Мартынов, заведующий канцелярией, референт

Уникальная база данных помогает найти сведения о духовенстве дореволюционной России

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Уникальный масштабный проект «Биографическая база данных православного духовенства» уже три года существует и развивается благодаря трудам клирика Санкт-Петербургской епархии магистра теологии и богословия, соискателя аспирантуры ОЦАД священника Павла Овчинникова и его единомышленников.

База данных содержит информацию о православных священнослужителях, членах их семей, потомках и предках периода дореволюционной России. Особое место в ней уделяется второй половине XIX – начала XX века, также она содержит информацию о выпускниках российских духовных школ XVIII-XX веков.

Идея создать подобную базу данных родилась у отца Павла, когда он работал над списком воспитанников Воронежской духовной школы. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия священник тогда возглавил научную группу при Воронежской духовной семинарии.

Актуальность платформы была обозначена еще и тем, что сегодня полным ходом идет процесс возрождения храмов и монастырей, возрастает интерес к родной истории, пробуждается память о священнослужителях, а ведь многие из представителей рода перенимали священный сан из поколения в поколение, на протяжении столетий, вели родословную с царских времен.

Сегодня «Базе данных…» три года, но даже за это время проделана колоссальная работа. Начиналось все со сбора доступной информации в Интернете, которую заносили в специальную таблицу. В процессе работы был серьезно пересмотрен подход к источникам, их первичной обработке и расположению в таблицах. Сами таблицы выросли из 15 столбцов до 70. В настоящий момент в «Базе данных…» уже около 20 000 имен.

Создается база на основе архивных материалов, источников из библиотечных хранилищ, дореволюционных изданий, публикаций и воспоминаний родственников. При внесении информации в обязательном порядке указывается ее источник. Работа ведется при поддержке Центра генеалогии «Семейная реликвия».

Уникальность «Биографической базы данных православного духовенства» заключается сразу в нескольких важных моментах.

Во-первых, она направлена на решение проблемы поиска информации по отдельным представителям духовенства и членам их семей в условиях, когда большинство архивных источников все еще недоступно для населения, документы не расшифрованы или не опубликованы.

Во-вторых, в отличие от других баз данных (например, созданной Соловецким монастырем), данный проект характеризуется иными методикой работы и задачами.

Главными из них является использование платформы для сбора на одном ресурсе и дальнейшего поиска материала о духовенстве, православных приходах Российской империи, а также анализ и сравнение информации по разным категориям (епархиям, регионам, приходам, образованию, годам жизни и служения, наградам и др.).

С помощью проекта можно будет подробнее изучить уровень образования духовного сословия, установить родственные связи между священнослужителями в разных регионах.

Прежде всего «База данных…» позволяет найти личные сведения: фамилия, имя, отчество священнослужителя, его происхождение, сан, год рождения и возраст, год смерти или последнего упоминания, образование, места служения, награды, состав семьи. Также можно найти всех носителей одной фамилии в целом по Российской империи или отдельному региону/регионам.

Особенно ценным является то, что с ее помощью можно найти чрезвычайно редкие сведения: причины переселения и расселения представителей духовенства в разные части Российской империи, данные о выходе из духовного сословия, о смене рода занятий.

Одним из основных преимуществ базы является объединение отдельных персон священнослужителей в категорию «семья», т.е. благодаря проекту можно составлять родословную, использовать его возможности в других генеалогических целях.

С историями о жизни духовенства в разные годы и столетия можно ознакомиться в разделе «Библиотека». В нем же посетители-авторы могут рассказать свои истории.

Таким образом, «Биографическая база данных православного духовенства» помогает найти информацию о священнослужителях и членах их семей по фамилии, конкретному населенному пункту, уезду, учебному заведению или храму за разные периоды жизни и служения, можно найти человека с минимумом сведений (упомянув только дату рождения, место служения), обнаружить родственников, покинувших губернию в результате переселения, а еще – делать выборки по отдельно выбранному храму или населенному пункту.

Смотреть и пользоваться данными можно совершенно бесплатно. Однако, чтобы воспользоваться «Базой данных» и ее инструментами в полной мере пользователь должен зарегистрироваться.

В дальнейшем проект планируется адаптировать к международному стандарту, зарегистрировать в Роспатенте, а персоналии на сайте привязать к местам служения, населенным пунктам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: