Вознесенский собор в Ельце: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храмовая Россия: Кафедральный Вознесенский собор в Ельце Липецкой области

Храм Вознесения Господня в г. Ельце входит в состав Липецкой митрополии, является соборным приходом православной церкви, относится к Елецкой епархии. Выстроен он в 1845—1889 годах по проекту и под руководством известного архитектора XIX века Константина Андреевича Тона.

Архитектурный стиль Вознесенского собора в Ельце — русско-византийский, приход является объектом культурного наследия федерального значения, занимает четвертое место в России по величине после Исаакиевского собора в Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве и Крестовоздвиженского собора в Верхотурье (Свердловская область).

История собора

Елец — старинный русский город, дата основания которого восходит (по некоторым источникам) к началу X века. Он входит в состав Золотого кольца России. При подъезде к городу еще издали видны синие купола и величественное здание Вознесенского кафедрального собора, который стоит на крутом берегу реки Быстрая Сосна и является центральным объектом города.

От остальных церквей и соборов Ельца (их в городе насчитывается порядка семнадцати) по большей части остались только руины, что придает городу загадочный, таинственный вид и притягивает сюда множество туристов и паломников.

Возведение и основание

Храм Вознесения Господня — выдающийся памятник старины, был выстроен в конце девятнадцатого века на пожертвования горожан, сбор которых начался еще в 1815 году.

Строился приход целых 44 года, строительство было начато в 1845 году, пожертвования собирались 75 лет, однако колокольня тогда так и осталась недостроенной.

Изначально церковь было решено строить в классическом стиле. Для разработки проекта в 1824 году был приглашен харьковский епархиальный архитектор Федор Иванович Данилов, уроженец Орловской губернии.

Данилов подготовил чертежи будущего храма, но его проект был отклонен, и тогда горожане Ельца обратились с просьбой о проектировании храма к знаменитому архитектору своего времени Константину Андреевичу Тону, создателю русско-византийского стиля в архитектуре и автору проектов храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.

По проекту К. А. Тона Елецкий Свято-Вознесенский собор составлял в длину 84 метра, 34 метра в ширину, а его высота вместе с крестом была 74 метра.

Над проектом внутреннего убранства храма, в том числе иконостаса, работал также очень известный архитектор Александр Степанович Каминский. Нижний ярус и балдахин перед царскими вратами прихода было решено выполнить из позолоченного резного дерева, а два верхних яруса сделать лепными из алебастра или цемента, а затем раскрасить и позолотить.

Закладка первого камня состоялась 22 августа 1845 г. — в годовщину коронования государя императора Николая Павловича. По этому поводу был отслужен торжественный молебен.

В 1872 г. были возведены своды храмовой части, а в следующем году закончены все пять куполов, бронзовые с позолотой «яблоки» и кресты. На главах установлены железные стропила общим весом 1600 пудов.

Строительство продолжалось до 1889 года. В связи с тем, что пожертвований не хватило, колокольня осталась недостроенной, не была закончена полностью роспись внутренних стен, не были выстроены ажурные крыльца над южным и северным входами. Наконец, 22 августа 1889 года храм освятил епископ Орловский и Севский Мисаил.

Историческая судьба

С августа 1889 года начались богослужения в новом Вознесенском соборе в Ельце. В 1890 году при церкви была основана церковно-приходская школа грамоты. Первоначально она была рассчитана на 30 детей и располагалась в подвальном помещении.

Однако вскоре возникла необходимость расширения приходской школы из-за большого количества желающих обучать в ней своих детей ельчан. Проблема состояла в отсутствии помещения. Прихожанка прихода А. Н. Стукалова пожертвовала под школу свой дом с усадебным местом.

10 сентября 1895 года было освящено новое здание приходской школы, которое находилось рядом с храмом и было двухэтажным. При Вознесенском приходе работала бесплатная столовая, где каждый нуждающийся мог получить пропитание.

В годы Первой мировой войны в здании храма расположился приют для беженцев, накануне революции 1917 года в нем числилось прихожанами 635 жителей города. Далеко за пределами Ельца был известен церковный хор Воскресенского собора.

События октября 1917 года наложили свой отпечаток и на деятельность Воскресенского Елецкого храма. Первые годы после революции службы в нем проходили регулярно. В 1922 году по стране прокатилась волна изъятия ценностей из церквей. Документов тех лет в архиве не сохранилось, но можно догадаться, что прихожане распрощались с огромным количеством церковной утвари и окладов икон.

В 1929 году была предпринята попытка прекратить работу Елецкого Воскресенского собора властями города в рамках проводимой по всей стране кампании по закрытию церквей. Однако уже к весне будущего года, уступая настойчивым просьбам горожан, власти вернули его верующим.

Под предлогом, что в церкви два больших колокола, один из них, весом более 11 тонн, был снят и изъят в госфонд. А в 1933 году с деревянной звонницы под лозунгом «перельем все колокола в трактора» были сняты и конфискованы все остальные.

Окончательно закрыт Вознесенский собор был в 1934 году, хотя, по другим источникам, это произошло не ранее 1937 года, так как в письмах ельчан своим родственникам в те годы говорилось, что «службы проходят в теплом храме,…,остальная часть не функционирует». После закрытия Вознесенской церкви в ее помещениях разместилось зернохранилище, а разграбление церковных ценностей продолжилось с удвоенной силой. Многие святыни погибли безвозвратно.

Читайте также:
Иосиф Исихаст: житие и биография старца, книги и письма

В период Великой отечественной войны (1941—1945 гг.) на крыше недостроенной когда-то колокольни Вознесенского собора был установлен зенитный пулемет, который обеспечивал противовоздушную оборону Ельца.

С 1943 г. ельчане, воодушевленные ослаблением государственного гнета на Русскую Православную Церковь, начали хлопотать о возвращении Свято-Вознесенской церкви. Однако Постановления о передаче ее верующим удалось добиться только к июлю 1947 года.

К августу была в установленном порядке зарегистрирована община верующих в количестве более 3500 человек, на их пожертвования началось постепенное восстановление прихода. С 06 мая 1948 года Свято-Вознесенский собор поставлен на государственную охрану как памятник культуры.

Современное положение

В 1978 году были окончательно завершены строительно-восстановительные работы в храме, а в 1979 г. в Ельце торжественно отмечался 90-летний юбилей освящения главного престола Вознесенского собора.

Изменение в лучшую сторону отношения государства к Русской Православной Церкви во второй половине 1980-х гг. позволило сделать многое для дальнейшего благоустройства собора. В 1988 году в центральной апсиде цокольной части был устроен престол и одноярусный иконостас нижнего храма, в правой апсиде — крестильня, в цокольной части собора расположилась просфорня.

Вернулась в храм и переданная из краеведческого музея Елецкая икона Божией Матери.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

В 1759 году храм был построен на средства граждан. Это уже было кирпичное сооружение. Однако, в 30-х годах прошлого столетия церковь закрыли, использовали для хранения зерна. Убранство было разграблено, купола разрушены. В 1997 году церковь вновь получила статус святыни, сегодня проходят богослужения. Однако, внешне храм остался в разрушенном виде, внутри — скромно, без богатого убранства.

Елец называют городом 33 церквей. Как он получил такой статус, сможете узнать, совершив поездку на экскурсию. Впечатления будут замечательными. На что не стоит тратить время, решать вам.

Архитектура и убранство сооружения

В настоящее время собор имеет три зала. В летнем и зимнем залах (название они получили по отсутствию и наличию отопления в прошлом) расположено пять приделов, три придела имеется в нижнем зале. Главный иконостас храма — труд архитектора А. С. Каминского — трехъярусный: нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних – лепные.

Внешний вид

Внешний вид Вознесенского собора сегодня создают основное здание кубовидной формы, увенчанное пятью главами, трапезная, недостроенная колокольня и часовня в виде древнерусского шлема, у восточной стены которой находятся несколько захоронений священнослужителей. Сам храм — одноэтажный, в его внешнем оформлении применены стилизованные формы русского и византийского зодчества.

Внутреннее оформление

Внутри Свято-Вознесенского собора находится трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева (проект А. В. Каминского). Стены покрывает роспись и живописные полотна (более 220) кисти известных художников-передвижников — А. И. Корзухина и К. В. Лебедева.

На сегодняшний день собор имеет три зала: летний, зимний и нижний.

Летний с тремя приделами:

  • главный — в честь Вознесения Господня;
  • правый — в честь Казанской иконы Божией Матери;
  • левый — в честь благоверного князя Александра Невского.

Зимний с двумя пределами:

  • правый — в честь святителя Николая чудотворца;
  • левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского.

Нижний с тремя приделами:

  • центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери;
  • правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского;
  • левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.

Святыни храма

В кафедральном соборе Вознесения Господня г. Ельца хранятся величайшие святыни, которым приходят поклониться верующие и паломники.

  • частицы мощей святого Митрофана Воронежского, которого просят о здоровье, о помощи в житейских делах, о работе;
  • частицы мощей святого Тихона Задонского, к которому обращаются в минуты отчаяния и уныния;
  • частица Животворящего Креста Господня наделяет могущественной защитой даже в самых безнадежных случаях;
  • икона Божией Матери «Взыскание погибших», у которой родители молятся за своих детей;
  • икона Богоматери «Тихвинская», у которой просят исцеления для себя и близких;
  • Елецкая икона Божией Матери.

Знаменский женский монастырь

За свою историю, которая насчитывает более 300 лет, достопримечательность претерпела пожар, закрытие. Монастырь также был разграблен и закрыт на некоторое время. Не смотря на все трудности, службы продолжались даже в сложные времена. Восстановление святыни началось в 2004 году. Сегодня это поистине волшебное место, которое современные мастера восстановили в практически первозданном виде. Две церкви, каменные дорожки. Послушницы самостоятельно облагораживают территорию, разводя огромные клумбы, высаживая кустарники. У подножия холма, на котором раскинулся монастырь, находится часовня с купелью. Также здесь пекут на продажу вкуснейшие пироги, булочки.

Как проходят богослужения

Настоятель — Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский.

Богослужения на церковнославянском языке в соборе проходят ежедневно: Божественная литургия начинается в 7.30, вечернее богослужение — в 17.00.

  • святому Спиридону Тримифунтскому;
  • священномученику Фаддею, архиепископу Тверскому;
  • святителю Николаю чудотворцу Мирликийскому;
  • Пресвятой Богородице в честь иконы «Тучная гора».

Фотографии достопримечательностей города Елец.

Престольные праздники и крестные ходы

Храм часто принимает в своих стенах Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. Служба, совершаемая Владыкой, всегда становится праздничным событием для ельчан.

Читайте также:
Иоанн Миронов: биография священника, как попасть на прием

В соборе особо отмечаются престольные праздники:

Службы велись до последнего священника

Чем знамениты храмы Ельца и как проходит их восстановление

Согласно данным Управления культуры и искусства Липецкой области, на госохране в Ельце в настоящее время находятся 12 храмов и один монастырь. Состояние трех из них неудовлетворительное, а Владимирской церкви — аварийное. Большинство церквей реставрируют, в них ведутся службы. Однако некоторые уже вряд ли подлежат восстановлению.

Вознесенский собор

При въезде в город со стороны железнодорожного вокзала голубые купола Вознесенского собора видны издалека. Подъехав к нему вместе со своим спутником, липецким краеведом Александром Клоковым, выхожу из машины и останавливаюсь, чтобы полюбоваться персиковыми стенами главного церковного дома Ельца.

— Помнится, когда несколько лет назад собор решили перекрасить из зеленого в персиковый, событие вызвало настоящий общественный резонанс?

— Помню, помню, — посмеивается Александр Клоков. — Даже настоятель церкви отец Василий хотел, чтобы собор был голубоватого цвета, как в Смоленске, но не персикового. Однако решение принимала епархия. По-моему, за много лет люди просто привыкли к зеленому оттенку и только сейчас начали понимать, что так собор смотрится красочно, парадно.

— А каким он был издавна?

— Некоторые считали, что желтым. Однако подтверждений тому нет. Архитектор использовал желтые и белые краски, потому что в тот период многие значимые здания в Санкт-Петербурге и Москве раскрашивались именно таким образом. Передняя часть на фотографиях вообще была не оштукатурена и не покрашена, а сделана из красного кирпича.

— Почему Вознесенский собор называют младшим братом московского храма Христа Спасителя?

— Оба были возведены по проекту архитектора Константина Тона. Построить Вознесенский собор елецкие купцы решили в 1800 году. Сделать это предполагалось всего за 6–7 лет. Однако первый проект не был утвержден, и закладку выполнили лишь в 1845 году. Согласно проекту по размерам собор значительно превосходил Исаакиевский, что считалось недопустимым. Кроме того, купцов стали уговаривать, что в Ельце и без того много церквей. Вот дело и затянулось.

— Как же удалось сдвинуть его с места?

— Более 150 елецких купцов подписались, что обязуются давать деньги на строительство и содержание Вознесенского собора. Только после этого на заседании городской думы был создан строительный комитет. Из купцов выбрали главного строителя, которым стал Иван Петров, а в помощь ему еще двух человек — Ивана Попова и Ивана Уклеина. Именно благодаря роду Петровых мы видим собор таким, какой он есть. В 1842 году Иван Петров поехал в Москву, чтобы заказать проект у архитектора Константина Тона. Тот составил смету, и Иван Герасимович начал строительство. Возвели уже большую часть стен, когда Петров умер. Тогда городская дума избрала его племянника, Александра, и он успел довести строительство практически до куполов. Строительство закончил лишь его сын. В итоге на все ушло 44 года.

— Купцы, правда, все оплачивали?

— У сына последнего строителя Александра Петрова сохранились шнуровые книги, где учитывались все доходы и расходы. В них написано, что собор построили на деньги городской думы и пожертвования жителей города. Так что ельчанам есть чем гордиться.

По округе раскатывается звон колоколов. Служба закончилась. Многочисленные горожане расходятся по своим делам. Голубые купола озаряются солнечным светом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Существует городская легенда, что местные купцы ходили на поклон к царю просить, чтобы Елец сделали губернским городом. Царь им на это ответил: «Как 33 церкви построите, так сделаю Елецкую губернию».

Храмы в Ельце на каждом шагу. Стоит отойти от Вознесенского собора, перейти через дорогу и пройти до пересечения улицы Маяковского с одноименным переулком, виден храм Покрова Пресвятой Богородицы. Правда, состояние его уже оценивается как неудовлетворительное.

— Вы знаете, какой храм Ельца является самым древним? — спрашивает Александр Клоков, пока мы идем к церкви.

— Неужели Покрова Пресвятой Богородицы?

— Именно. Впервые в документах он упоминается в 1617 году. Правда, датой освящения называется 1759 год. А в середине XIX века его решили отреставрировать, так как появились трещины в стенах. Автором проекта выступил Андрей Тон — брат Константина Тона, зодчего Вознесенского собора. В качестве прообраза он взял Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. И получилось довольно неплохо. Известен храм и тем, что в нем хранились реликвии, принадлежавшие Тихону Задонскому. Вот только в советские годы это не спасло его от закрытия.

— Как и остальные церкви. Что же там в то время располагалось?

— Склад зерна, мебельные склады, какое-то время хранились велосипеды. В 1960-х годах власти разрушили купол, потом — колокольню. Ее пробовали стянуть бульдозерами, но ничего не вышло. Тогда вдоль здания выкопали канаву ЖКХ. Она заполнилась водой, ослабила грунт, и колокольня съехала сама, но так и не упала. Помещение долго пустовало. Его облюбовали готы и, судя по символике, которая «украшала» стены совсем недавно, сатанисты.

Верующим церковь вернули в 1997 году. Но липецкий и елецкий епископ Никон благословил начало восстановительных работ лишь осенью 2010-го. Руководит ими с тех пор архимандрит Товия.

Читайте также:
Иларион Алфеев - биография священника, личная жизнь, где служит, труды и книги

Его мы встретили у самого храма. Вместе с прихожанами он вышел на субботник. Так же дружно они уже давно очистили помещение от мусора. А в 2014 году здесь освятили новые колокола.

— Мы не планировали заниматься куполами, — вступает в разговор отец Товия. — Просто во время Великого поста я получил анонимное денежное пожертвование и записку с подписью «на колокола». Показал ее прихожанам, и мы решили, что, наверное, на это воля Божья. Собрали еще денег, чтобы хватило на три колокола. Но в храме должен был быть большой, главный. Я обратился к знакомому звонарю, и тот порекомендовал воронежский завод. Сказал, что там делают колокола хорошего качества, и у них есть возможность сделать восьмитонный.

— Зачем был нужен восьмитонный?

— Столько весил главный колокол, который раньше украшал колокольню. На заводе мне подобрали ансамбль, а освятить колокола мы решили на престольный праздник.

Работы предстоит еще много. Однако весь вид портят металлические гаражи, которые окружают восстанавливающийся храм.

— Это наша головная боль, — замечает мой взгляд отец Товия.

— К администрации города обращались?

— Конечно. Она еще несколько лет назад обещала заняться этой проблемой. Мне сказали, что на территории храма находятся только самовольно поставленные гаражи, а законные располагаются по периметру и не мешают. Некоторые люди откликнулись на просьбу убрать их. Но на том дело и закончилось, воз и ныне там.

— А людей не смущает необходимость заезжать на территорию храма, чтобы поставить машину?

— К сожалению, далеко не всех. Есть и те, которые заявляют, что костьми лягут, но гаражи не отдадут. Очень хочется надеяться, что проблема все-таки решится.

Владимирская церковь

На углу улиц Пионерская и Маяковская расположилась еще одна церковь — Владимирская, а точнее, то, что от нее осталось. Если сам храм — древнейшая часть церкви — еще крепок, то колокольня и трапезная полностью разрушены.

— Печальное зрелище, не правда ли? — грустно смотрит на остатки стен Александр Клоков.

Владимирская церковь ненамного младше храма Покрова Пресвятой Богородицы. Первое деревянное сооружение было построено вместо храма святого Сергия Радонежского в 1680-х годах.

Существует предание, что церковь чудесным образом уцелела во время пожара 1769 года, спалившего весь Елец. Кто-то непрестанно звонил на колокольне посреди бушующего вокруг огня и не прекращал до тех пор, пока пламя не погасло.

Деревянную церковь решили заменить каменной спустя 100 лет после ее постройки. Место выбрали чуть севернее, а на прежнем установили каменный столб. Работы по строительству нового храма закончились в 1844 году.

— Как же он превратился в руины?

— В годы советской власти церковь ограбили. А еще раньше убили ее священника Михаила Тихомирова, арестованного по обвинению в сопротивлении властям и контрреволюционной деятельности. Однако службы велись до 1937 года, пока не был арестован, а затем расстрелян последний священник. В храме разместилось военное ведомство, что на некоторое время спасло его от разрушения. Потом он использовался летной частью как складское помещение. Состояние здания на тот момент еще было хорошим.

— То есть виновата не только советская власть?

— Как сказать… В годы войны ельчане не раз ходатайствовали об открытии церкви. Однако когда за дело взялся один очень энергичный священник, испугались перемен, и храм так и не был открыт. Люди стали растаскивать полы, помещение начало разрушаться. Потом городские власти попытались снести здание, даже разобрали верхние ярусы колокольни. Но снос отложили. А время-то шло, и, как вы видите, совсем не на пользу храму.

Бывшие когда-то величественными стены Владимирской церкви практически превратились в руины. Только сейчас решили взяться за ее восстановление, и, возможно, когда-нибудь храм снова предстанет перед ельчанами и гостями города во всем своем былом великолепии.

Информация

Когда проходишь или проезжаешь по Лиговскому проспекту, взгляд обязательно останавливается на стройном силуэте высокой колокольни Крестовоздвиженского казачьего собора. История собора восходит к первым годам существования Петербурга. Собор назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге, состоящие в Санкт-Петербургском казачьем землячестве “Невская станица” .

О храмах

В комплекс прихода Крестовоздвиженского казачьего собора входят три храма:

Церковь Кирилла и Мефодия (расположена в колокольне)

Церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери открыта для посещения прихожанами только во время проведения богослужений, в остальное время открыт Крестовоздвиженский собор (с 9.00 до 19.00).

В ограде собора находится Лавка “Дон”, где можно приобрести мёд, лечебные травы и настойки
донского казака, фитотерапевта Александра Александровича Алифанова, продукцию кубанского
монастыря св. равноап. Марии Магдалины. Телефон Лавки “Дон”: 920-17-92. Время работы: вторник, четверг, суббота с 10.00 до 19.00 (обед с 14.00 до 15.00).

Колокольня и
Крестовоздвиженский собор

Церковь Тихвинской иконы
Божией Матери

Богослуж ения

Божественные Литургии совершаются по расписанию. Начало Божественной Литургии в 09.00, часы, исповедь — в 8.30. Накануне воскресения и праздников в 17.00 проходят Всенощные бдения, совершается исповедь.

Читайте также:
Толгский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

Молебны и акафисты

По средам в 17.00 служится молебен Всем святым,

по четвергам в 17.00 — акафист перед иконой Тихвинской Божией Матери,

по пятницам в 17.00 служится акафист свв. Царственным Страстотерпцам,

по воскресным дням после Литургии — св. прав. Иоанну Русскому с молитвой о защите детей.

Во время постов акафист заменяется молебном.

Настоятель прихода Крестовоздвиженского казачьего собора с мая 1991 года протоиерей Владимир Сергиенко. Священство: протоиерей Константин Аугустайтис, иерей Георгий Яковлев, иерей Кирилл Шпакович, протодиакон Андрей Сорокин.

Настоятель протоиерей
Владимир Сергиенко

Протоиерей
Константин Аугустайтис

Иерей
Георгий Яковлев

Иерей
Кирилл Шпакович

Протодиакон
Андрей Сорокин

« Школа духовной жизни »

По воскресным дням после поздней Литургии (начало около 11.30) в соборе проводятся беседы о духовной жизни с настоятелем Крестовоздвиженского казачьего собора протоиереем Владимиром Сергиенко.

Занятия строятся по принципу “вопрос-ответ”, поэтому можно заранее подготовить волнующие Вас вопросы.

Таинство Святого Крещения

Крещение совершается полным чином, с погружением. Крещение совершается безвозмездно. Желающие принять Святое Крещение и крестные (если крестят младенца) должны пройти занятия по катехизации – обучение основам православной веры (катехизатор — Дмитрий Александрович Кривошеев). Занятия проходят по субботам в 14.00 в учебном классе (слева от Тихвинского храма). О дате и времени совершения Таинства со священником договариваются индивидуально после прохождения занятий.

Часовня на Расстанной улице

Священник прихода прот. Константин является настоятелем Часовни во имя Архистратига Божия Михаила, расположенной на Расстанной улице. Также священники прихода совершают воскресные и праздничные богослужения в храме Рождества Богородицы в дер. Войтолово.

Собор Воздвижения Креста Господня на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге

Православный храм находится на дорожном пересечении Лиговского проспекта и самого глубокого в городе Обводного канала. Собор воздвигался в середине XVIII столетия и считается старейшей петербуржской церковью. Сегодня это строение, выполненное в стиле барокко, носит имя «казачьего», так как в 1991 г. храм отдался во владение приходу, который объединил казачество в Северной столице.

История постройки

История строительства величественного храма восходит к годам становления самой северной столицы. В XVIII столетии вместо сегодняшнего Лиговского проспекта существовала Новгородская дорога, древний и единственный тракт, по которому можно было добраться в строящегося Петербурга. Вдоль этой магистрали селились ямщики со своими семьями, — так появилась Ямская слобода.

  • Вскоре люди начали испытывать нужду в религиозной постройке, они просили благословения у архимандрита Феодосия. Церковь воздвигли общими усилиями в 1718 г., а через год её торжественно освятил иеромонах Варлаам, наместник Александро-Невской лавры. Новоявленный собор назвали в честь Рождества Иоанна Крестителя.
  • Храм создавался в стиле петровского зодчества, он представлял собой продолговатое здание с высокой крышей, которую венчал шпиль. Однако начальное строение не имело рядом колокольни, её построили только 1723 г. и использовали древесину в качестве основного материала. Четыре 300 килограммовых колокола заимствовали с пушечного городского двора.

В 1730 г. собор Иоанна Предтечи сгорел полностью, через год на месте пепелища поставили небольшую часовню, которую купили и привезли из петербуржского завода.

Другие храмы Санкт-Петербурга:

Освящение здания произошло в конце февраля 1731 г., торжественным процессом руководил протопоп П. Григорьев. Вследствие этого часовня стала называться православной церковью. В 1734 г. воздвигли Никольский придел, которым через десятилетие стал пользоваться Кирасирский военный полк.

Преображение старого здания

Так как храм создавался из деревянных брусьев, вскоре строение пришло в негодность: протекала кровля, стены обветшали. В 1740 г. прихожане церкви обратились за помощью к Священному синоду, прося благословение на возведение рядом нового собора. Миряне просили взять за основу камень и назвать новоявленную постройку во имя Животворящего Креста, так как храма с подобным наименование в Петербурге еще не существовало.

  • Главным архитектором назначили зодчего И. Шумахера, по его плану церковь состояла из трёх приделов. Основную пристройку в честь Воздвижения Креста освятил преподобный Феодосий в начале лета 1748 г. Северный придел получил наименование во славу святого Николая Чудотворца, а западный — во имя пророка Иоанна Крестителя.
  • Одноэтажный храм, построенный из камня, своей формой представлял католический крест. В восточной части строения отчетливо выделялся прямоугольный выступ, с противоположной стороны располагался симметричный притвор. Колокольня находилась как раз в западной части здания.
  • Священнослужители и миряне обратились к Священному синоду с еще одной просьбой. Люди хотели, чтобы на месте старой деревянной церкви, стоявшей без применения, построили отапливаемый храм. Это благородное прошение вскоре удовлетворили, финансовые средства предоставил городской купец И. Ильин. Новая церковь, располагавшаяся за алтарем храма, получила название Тихвинской.
  • Возведенная церковь напоминала по своей форме самое первое деревянное здание 1748 г. Она представляла собой прямоугольное строение, с восточной стороны которого виднелось чуть заметное расширение. Внутреннее помещение слагалось при помощи трёх нефов, перегородки которых завершались крестообразными сводами. Церковь имела одну главу, поставленную на восьмерике, декорированном пилястрами (выступами).

В середине декабря 1768 г. Тихвинский собор торжественно освятили. Петербургский купец по имени И. Меньшой возжелал построить на свои деньги здесь дополнительный придел. Пристройку освятили в 1800 г. в честь преподобного И. Златоуста.

Читайте также:
Церковь Николая Угодника в Хамовниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История храма с XIX столетия

В 1804 г. зодчий А. Постников представил чертежи надвратной колокольни, которую воздвигли в 1812 г. Постройку при помощи крытых галерей гармонично соединили с двумя небольшими часовнями. В нишах самой колокольни расположили скульптуры великих христианских апостолов. Высота сооружения составляла 60 метров, верхнюю часть декорировали восемью апостольскими изображениями, нижнюю — четырьмя. Сегодня Крестовоздвиженская колокольня ярко выделяется на Лиговском проспекте и считается важнейшей достопримечательностью Северной столицы.

  • В середине XIX столетия в ограду, протяженность которой составила 610 метров, вставили железные решетки, выкованные мастером Ф. Мартьяновым. На третьем ярусе этой колокольни располагалось 20 колоколов.
  • В 1872 г. под её сводами устроили приход во имя Кирилла и Мефодия. Работу над этим проектом возглавлял архитектор Л. Бульери. Новоявленную церковь освятил митрополит Исидор в 1878 г. Чтобы войти в храм, нужно было подняться по каменной лестнице.

Тихвинская церковь и находящийся рядом собор Воздвижения Креста простояли без ремонтных работ целое столетие. Священство предприняло попытку полной перестройки этих храмов. Проект архитектора В. Моргана был выполнен в лучших традициях греческого зодчества. Монументальное здание рассчитывалось на 2500 прихожан, а по своей форме напоминало Исаакиевский собор. Однако неправильно было оставлять многолюдный район города без собора на время перестройки.

  • Управители решили сперва расширить маленький Тихвинский собор, а уже после переходить к полноценной модернизации церковных зданий. В начале лета 1844 г. приделы Иоанна Крестителя и Николая Угодника переместили из собора Воздвижения в соседний храм, а вскоре торжественно освятили. С этого момента Тихвинская церковь окружалась каменным прямоугольником, она увеличилась в размерах за счет ризницы и небольшой сторожки.
  • Вскоре обнаружилось, что финансирования на проект не хватает, поэтому комиссия получила официальное разрешение на возведение нового Крестовоздвиженского собора. Архитектором назначили Е. Диммерта, строить начали в середине весны 1848 г. Работы проходили в быстром темпе, однако собор доделали уже после смерти главного зодчего. Отделка внутренних помещений завершилась в конце 1851 г., освящение прошло под руководством преподобного Никанора.
  • Город становился больше, в церквях молились жители Лиговского проспекта, военные атаманских полков. По возвращении отечественных воинов из похода в храме всегда проходили торжественные богослужения. В середине XIX настоятелем собора являлся протоиерей И. Яхонтов, знаковый проповедник и богослов, в 1883 г. его сменил В. Гуляев, знаменитый законоучитель. В 1875 г. здесь организовали общество помощи беднякам, которое создало три богадельни. Активисты предоставляли приют для пожилых и сирот, давали им пищу и обучение.

На заметку! В середине XIX столетия Крестовоздвиженский собор представлял собой здание, напоминающее формой латинский крест. Длина собора — 53 м, ширина — 35 м, а высота — 41 м. Одноэтажный храм знаменовался пятью главами, в которых виднелись световые барабаны. В трех нефах стояли алтари, внутри имелось пять престолов. На большом куполе изображались семь ангелов, херувимы и преподобный И. Предтеча. Фасад Крестовоздвиженского собора создавался в манере зодчества периода Анны Иоанновны.

Советский этап и современность

В 1932 г. собор был закрыт властями и использовался как школа, в начале 40-х здесь находилась мастерская радиотехникума. В 1938 г. большевики рождали идею, согласно которой церковь закрывалась и сносилась, но этот порыв не воплотился в жизнь. Через некоторое время право на владение зданием хотело приобрести объединение «Союзкинопрокат». Ходатайство удовлетворили, и собор использовался в качестве хранилища для кинопленки.

  • Интерьер Крестовоздвиженской церкви исказили, используя вольную перепланировку и возводя перекрытия и стены. Некоторые данные утверждают, что в период с 1937 по 1938 г. большевики расстреляли пятерых священников собора.
  • Во время бомбардировок Ленинграда церковь пострадала от снарядов. В зимний период ужасающей блокады сюда свозили трупы умерших, которых хоронили только весной.
  • Возрождение обоих храмов началось в 1991 г., митрополит Иоанн благословил передачу церкви Воздвижения Креста в управление российского казачества. Первым настоятелем нового периода стал священнослужитель В. Сергиенко. Через месяц на колокольне Крестовоздвиженского храма установили титановый крест высотой 4 метра. Первый молебен прошел в конце мая 1991 г.

Состояние церкви оценивалось как катастрофическое, она была изуродована перекрытиями и отсутствием креста и купола. Внутри располагались токарные и деревообрабатывающие станки, а вместо пола находился асфальт. Внешний облик также печалил взгляды казаков и обычных мирян.

Восстановление началось при финансовой поддержке городского благотворителя Ю. Петрова. Рабочие убрали перегородки, отремонтировали внутреннее и внешнее убранство, установили купол. Пришлось долго трудиться, чтобы очистить собор от мусора. Первое богослужение здесь прошло в 1993 г., на праздник Пасхи.

На заметку! У алтарной стены храма в конце весны 2002 г. установили бюст последнего царя Российской империи Николая II. У подножия памятника расставили уникальные капсулы с землей со всех территорий отечественного казачества. В конце мая 2013 г. рядом с бюстом Николая II торжественно установили памятную скульптуру Цесаревичу Алексию, которого считают главным Атаманом России. Третьим величественным экспонатом в этой композиции стал памятник в честь святой мученицы Александры Федоровны. Все три бюста выполнил петербуржский скульптор С. Алипов.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы во Владыкине: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Текущая деятельность храма

Действующая церковь, находящаяся по адресу: Лиговская, дом № 128, с большим радушием принимает прихожан и ценителей великолепной архитектуры.

На сегодняшний день в Крестовоздвиженском соборе продолжаются реставрационные работы, которые начались в 2008 г. За этот период мастера сумели восстановить изначальный облик колокольни, позолотить купола и отремонтировать кровлю. Здание является главной доминантой Лиговского проспекта и притягивает народ убранством и умиротворением.

Крестовоздвиженский храм, находящийся на Лиговском проспекте, дом № 128, ярко выделяется на фоне современных зданий Санкт-Петербурга и ежедневно приглашает паломников для участия в богослужениях. Несмотря на тяжелую историю становления и угнетения, собор сумел возродиться и возобновить усердную работу во имя Всевышнего Господа.

Престольные праздники

Главный престольный праздник Воздвижение Креста Господня назначен на 27 сентября.

Кроме него, в храме чтут память святых:

  • 22 мая и 19 декабря в Крестовоздвиженском соборе отмечают память великого святителя Николая Угодника;
  • 8 октября и 18 июля священнослужители и прихожане чтут имя Сергия Радонежского
  • пророка Иоанна Крестителя славят 5 раз в году.

Сегодня настоятелем храма является протоиерей В. Сергиенко, ему помогают три священника и два диакона.

Крестовоздвиженский (казачий) собор

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Сгорая, превращался в камень. Из ветхости – в величественный храм

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII , так и XIX столетия.

Петр І , позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками. Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось – украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и сохранившись до наших дней.

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр. В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно, главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг. ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены. Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей, и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

«Транспортные» параллели

Довольно интересным фактом является «транспортная» преемственность здешних мест. Если вспомнить, что во времена Великого Петра окрестности вокруг собора населяли «короли дорог» ямщики, то почему-то абсолютно не удивляет сегодняшнее расположение тут современного автовокзала. А Крестовоздвиженский собор находится на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала – транспортных магистралей Северной Пальмиры .

Символ верности казачества России

Скульптор Сергей Алипов ко дню рождения Николая ІІ создал проект памятника императору. Бронзовый бюст Его Величества установили в 2002 году у алтарной стены Крестовоздвиженского собора. А у подножия памятника – капсулы с землей из российских регионов, где проживают казаки – своеобразный символ верности казачества Отечеству. В свое время на Обводном канале стоял лейб-гвардии К азачий полк, в составе которого служил царевич Алексей, а шефствовал над ним сам Николай ІІ.

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт‑Петербурге

Крестовоздвиженский (казачий) собор

Когда проходишь или проезжаешь по Лиговскому проспекту, взгляд обязательно останавливается на стройном силуэте высокой колокольни Крестовоздвиженского казачьего собора. Собор назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге.

История возникновения собора

История собора давняя и славная – она восходит к первым годам существования Санкт‑Петербурга. В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями.

По прошению жителей слободы и по благословению архимандрита Феодосия в 1718 году Василием Федотовым, Петром Кусовым с товарищами была построена церковь. Освящена она в 1719 году наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом во имя праздника рождества Иоанна Предтечи.

Церковь была построена в стиле петровской архитектуры: вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Первоначально колокольни при церкви не было. Деревянная ярусная колокольня была построена в 1723 году. Четыре колокола весом 19 пудов были взяты с пушечного двора. Колокола были из тех, которые по указу Петра I вывозили из монастырей для литья из них пушек.

В 1730 году церковь сгорела практически дотла. В 1731 году на месте сгоревшей была поставлена часовня, купленная и привезённая с охтинских заводов. 25 февраля 1731 г. протопоп Петропавловского собора Петр Григорьев освятил престол, и часовня стала церковью. Через три года в ней появился Никольский придел, которым с 1743 г. пользовался лейб-гвардии Кирасирский полк.

Строительство каменной Крестовоздвиженской церкви

Будучи построена из старых материалов, церковь просуществовала недолго: кровля стала течь, стены обветшали. В 1740 году причт и прихожане Иоаннопредтеченский церкви обратились к св. Синоду с просьбой о разрешении постройки новой церкви, каменной во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, “понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт‑Петербурге не обретается”.

Автор проекта церкви неизвестен. Строительство велось под руководством архитектора И. Шумахера. Храм был трёхпридельный: главный предел освящён архиепископом Феодосием 24 июня 1748 года во имя Воздвижения Креста Господня, северный (левый) во имя Святителя Николая, западный (правый) – во имя св. Иоанна Предтечи. Одноэтажный каменный храм был холодным (т.е. не отапливаемым). В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня.

Строительство храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери

Причт обратился с новой просьбой к Св. Синоду: вместо старой деревянной церкви, которая теперь стояла без употребления, построить тёплую зимнюю церковь. Прошение было удовлетворено. Постройка производилась на средства петербургского купца И. Ильина Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В плане Тихвинская церковь напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. 14 декабря 1768 года новая церковь, украшенная небольшим куполом, была освящена. На свои средства купец Иван Ильич Меньшой позже устроил в ней дополнительный придел – во имя свт. Иоанна Златоуста (освящен 18 февраля 1800 г.). В 1861 году в ней был освящен придел святого блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Царя Александра II, Освободителя.

Колокольня Крестовоздвиженского собора

В 1804 году архитектором Постниковым (1766 – 1830) был создан проект надвратной колокольни. Постройка колокольни была завершена в 1812 году. В композицию органично вошли две невысокие часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн. В нишах колокольни помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла. Колокольня имеет около 28 сажень высоты (около 60 м). Ее верхняя часть украшена восьмью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя – четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 году. Ярусом звона был третий ярус колокольни, в котором размещалось двенадцать колоколов. В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом Иваном Ильичом Шигалёвым в память о скончавшейся супруге под сводами колокольни была устроена церковь святых равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских. Проект этой церкви создал архитектор Л. Бульери. Освящен храм был 2 февраля 1878 года митрополитом Исидором. В эту церковь вела каменная лестница, насчитывающая до второго яруса 40 ступеней. Крестовоздвиженская колокольня – одна из красивейших колоколен Петербурга – важнейшая градостроительная доминанта района. В годы строительства колокольни была установлена и ограда протяженностью 610 м.

Перестройка храмов

Крестовоздвиженская и Тихвинская церкви простояли почти сто лет, и наконец, стали нуждаться в ремонте. Предполагалась радикальная перестройка храма. Архитектор В. Морган составил проект, напоминавший Исаакиевский собор (к тому времени ещё недостроенный). Проект был выполнен в традициях греческой архитектуры, согласно со стилем существовавшей колокольни. Церковь была рассчитана на 2500 человек.

Но многолюдный район не мог надолго остаться без храма на время перестройки церквей. Потому было решено сначала расширить небольшую Тихвинскую церковь, а затем уже переходить к радикальной перестройке Крестовоздвиженской. В июне 1844 года приделы Предтеченский и Никольский были перенесены из Крестовоздвиженской в Тихвинскую церковь и освящены 24-го числа того же месяца. Тихвинская церковь теперь была окружена каменным прямоугольником так, что в обе стороны она стала шире на 4 сажени (около 8,5 м), длина ее увеличилась на длину паперти, к ней пристроены были ризница и сторожка, в продольных стенах образовались широкие арки.

После окончания перестройки Тихвинской церкви выяснилось, что средств на проект Моргана не хватает. Строительная комиссия исходатайствовала разрешение строить новую Крестовоздвиженскую церковь по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.

Строительство началось в апреле 1848 года. Постройка 1848-1851 годов включает в себя фрагменты церкви 1740-х годов (часть стен в западном отделе и часть фундамента). Строительство шло очень быстрыми темпами, однако архитектор не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти. К декабрю 1851 года работы по отделке интерьера были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась надпись: “В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года Высокопреосвященным Никанором Митрополитом Новгородским и Санкт‑Петербургским”. 1 июня 1852 года был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня – Николая Чудотворца.

Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой апсидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра. Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трех нефах находились алтари, храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится предел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева – придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном – во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Фасад церкви выдержан в характере архитектуры времен Анны Иоанновны.

Крестовоздвиженский собор в XIX веке

Шли годы. Город рос, окраина перестала быть окраиной, и приход храма становился все более многочисленным. В храме молились жители Лиговой стороны, в том числе и казаки, служившие в столичных Лейб-Гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие в ту пору собственного храма (казармы этих полков располагались вдоль Обводного канала). Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службой в Крестовоздвиженской или Тихвинской церквях.

Кроме часов ен в ограде, храму принадлежали еще две: первая – в ампирном стиле на Лиговке, около Расстанной улицы, выстроенная в 1893-1894 гг. по проекту В. Ф. Пруссака купцом Н. Алексеевым – в память спасения Цесаревича в Отсу, перед которой в Егорьев день кропили святой водой ямщицких лошадей, и вторая – в 2-х верстах, около железной дороги, куда 25 июня шел крестный ход. Ее возвели в 1895-1896 гг. крестьяне Ямской слободы – в благодарение Господу за спасение Императора Александра III в Борках.

В 1843-1854 гг. настоятелем церкви был протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов, духовный писатель и проповедник, издатель журнала «Духовная беседа», а с 1883 – прот. Владимир Григорьевич Гуляев, видный пастырь и законоучитель, занимавший это место более 30 лет, до самой революции.

В 1875 году при Санкт‑Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным.Общество создало и опекало три благотворительных заведения, располагавшихся в церковных зданиях по адресам: Лиговский пр., 124–126 и Павлоградский пер. 2 (построены епархиальным архитектором Г. И. Карповым в 1865 г.; надстроены в 1888). В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.

Особенною чертою в деятельности Общества за все время его существования являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась воскресная школа для взрослых, в 1909 — кружок для детей прихожан.

Крестовоздвиженский собор в XX веке

В феврале 1932 г. Тихвинская церковь была закрыта и отдана под школу; с 40‑х годов в ее помещении располагались производственные мастерские радиотехнического техникума № 2. С 1924 года по июль 1938 года собор относился к Патриаршей Церкви.

Существовал “Наказ депутатам Ленсовета XIV созыва” о закрытии и сносе церкви в 1938 году, однако, он утверждён не был. Позже ленинградское отделение объединения “Союзкинопрокат” ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви. Здание было передано Союзкинопрокату под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий. По имеющимся сведениям, в 1937-1938 гг. были расстреляны пятеро из священнослужителей Крестовоздвиженского храма.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери закрыта 22 апреля 1932 года, передана под школу.
Церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия закрыта в 1938 году.

Во время войны церковь пострадала от попадания артиллерийских снарядов. В суровую зиму 1941-1942 гг. в храм свозили умерших блокадников, лишь весной они были захоронены на Волковском кладбище.

История возрождения прихода

Возрождение храмов началось с возвращения их Русской Православной Церкви. В 1991 году Митрополит Санкт – Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко.

Уже через три недели после передачи колокольни Церкви на ней был воздвигнут четырехметровый титановый крест.

Первый молебен в небольшом храме свв. Кирилла и Мефодия состоялся 24 мая 1991 года.

Состояние церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери в документах оценивалось как руины. Храм был варварски изуродован: перегорожен на два этажа, купол и крест были снесены. Внутри помещались мастерские с тяжелыми токарными, деревообрабатывающими станками, пол был залит асфальтом. В алтаре – раздевалка для рабочих, в притворе – баня, всё загажено и закурено. Снаружи он выглядел как большой сарай с облупленной штукатуркой. Казаки, несмотря на весь ужас поругания храма, взялись за дело.

Храм восстал из руин при значительной материальной поддержке благотворителя Ю.Л. Петрова. Были разобраны перекрытия, выполнен капитальный ремонт, воздвигнут купол. В деревянный крест, венчающий купол, была вложена и частица Мамврийского дуба, под которым праотцу Аврааму явилась Святая Троица.

История Крестовоздвиженского собора в Петербурге

История Крестовоздвиженского собора богата и увлекательна, начинается она в годы постройки — 1747-1749. Крестовоздвиженский казачий собор до 1938 года назывался — Крестовоздвиженская Ямская церковь. Стиль исполнения — в стиле барокко.

Это православный храм в честь праздника Воздвижения Креста Господня. Располагается он в Петербурге, у пересечения Лиговского проспекта и Обводного канала. Является одним из старейших приходов Санкт-Петербурга. Собор, который был построен в период 1747-1749 году, был перестроен в середине XIX века.

Крестовоздвиженский собор выполнен по проекту архитекторов — Шумахер И. Я. и Диммерт Е. И. Стиль исполнения — в стилек лассицизма с элементами барокко. Является одним из красивейших храмов Петербурга. Полное название — Церковь Воздвижения Честного И Животворящего Креста Господня .

Теперь перейдем к исторической части. В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями. Первоначально у них не было своего храма.

Фото: «Сitywalls» «Лавры, монастыри и храмы…»

В 1710—1712 годах они построили при местном кладбище, существовавшем до 1756 года, деревянную часовню. Вероятнее всего, эта часовня сгорела при пожаре 1714 года. По прошению ямщиков Василия Федотова, Петра Кусова с товарищами, по благословению архимандрита Феодосия, в 1718 году была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи с Никольским приделом.

В 1719 г. она была освящена наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом. Это было небольшое, вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Затем, в 1723 году была построена деревянная ярусная колокольня. Колокола для храма были взяты из тех, которые привозились для переливания в пушки.

Фото: «Сitywalls» Церковь Воздвижения Честного и
Животворящего Креста Господня на Лиговке. Фото нач.1900-х г. Фото: «Сitywalls»

В 1730 году церковь сгорела, на её месте опять поставили деревянный храм. В 1731 г. на место сгоревшей церкви была перевезена Ильинская часовня, купленная на Охтинских пороховых заводах. 25 февраля была освещена как церковь, а в ноябре 1733 г. освящен придел Николая Чудотворца. Эта церковь помещалась ближе всего к Лиговому каналу. Она имела высокую кровлю, увенчанную маленькой главкой.

В 1740 году причт и прихожане сообщили, что «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением». Просили вместо ветхой Иоаннопредтеченской построить каменную «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается», откуда церковь, а затем и собор получили название.

Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls»

Таким образом, каменная церковь была возведена в 1747-1749 гг. Имя архитектора этой церкви неизвестно. Наблюдал за строительством архитектор И. Шумахер. Этот храм был выстроен в традициях позднего барокко. Главный алтарь был освящен архиепископом Феодосием 24 июня 1749 г. во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, приделы посвящены Рождеству Иоанна Предтечи и Святому Николаю Чудотворцу. Одноэтажный каменный храм был холодным.

В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. В след за этой церковью в 1764—1768 гг. была построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери также в стиле барокко. Она была расширена в 1842-44 перед перестройкой Крестовоздвиженской церкви.

Фото: «Сitywalls» Фото: «Сitywalls» 1994 u/

Над западным притвором церкви находилась колокольня, ее построили в 1804-1812 гг. Работы выполнены по проекту архитектора Постникова. Колокольня соединяется двумя полуциркульными колоннадами с часовнями. В нишах помещены скульптуры Апостолов Петра и Павла. Высота колокольни около 60 м. Колокольня в верхней части украшена восемью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя — четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 г.

Крестовоздвиженская церковь, при ее расширении, была перестроена архитектором Е. И. Диммертом. Образа написал иконописец Коротков, лепку исполнил Тимофей Дылёв. С 1856 по 1874 гг. настоятелем храма был протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов , издатель журнала «Духовная беседа», красноречивый проповедник. В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом И. И. Шигалёвым, стараниями того же отца Иоанна Яхонтова, под сводами колокольни была устроена церковь Кирилла и Мефодия.

Фото: «Сitywalls» 2014

Фото: «Сitywalls» 09.2014

Церковь Кирилла и Мефодия расположилась на втором этаже нижнего яруса колокольни, выполнена по проекту архитектора Л. Бульери. Освящен он был 2 февраля 1878 г. митрополитом Исидором. К 1830 г. обе церкви, Крестовоздвиженская и Тихвинская, обветшали. Было решено выстроить одну новую церковь. План, утвержденный в 1841 г., составил арх. В. Морган (храм напоминал Исаакиевский собор). Он же разработал план временной пристройки к Тихвинской церкви, куда в 1844 г. были перенесены Предтеченский и Никольский приделы из Крестовоздвиженской церкви.

В 1875 году при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным. Общество создало и опекало три благотворительных заведения. В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.

Фото: «Сitywalls»

Особенною чертою в деятельности Общества за всё время его существования являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась бесплатная столовая для бедных. В 1913 году было организовано «Иоанно-Предтеченское братство трезвости».

К началу 20 века приход насчитывал 14 тысяч прихожан. Причт, возглавляемый митрофорным протоиереем Владимиром Григорьевичем Гуляевым, кавалером ордена Св. Александра Невского, считался образцовым среди причтов столичных приходов.

Фото: «Сitywalls» Памятники святым мученикам цесаревичу Алексею, императору Николаю II и императрице Александре Федоровне у восточного фасада Крестовоздвиженской церкви. Фото: «Сitywalls» 3 одинаковых медальона у основания памятников с гербом Российской империи и надписью «Съ нами Богъ»

В 1932 году Тихвинская церковь была закрыта и переделана под школу, затем в ней разместились мастерские радиотехнического техникума. Крестовоздвиженская церковь была закрыта в 1938 году.

Во время Великой Отечественной войны в здание попали несколько снарядов, которые, к счастью, не разрушили ее до основания. В 1947 году помещения были отданы для размещения там реставрационных мастерских, фактически превратившие храм в завод.

В 1991 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко. Возрождены храмы свв. Кирилла и Мефодия, Тихвинской иконы Божией Матери, ведутся работы по реставрации центрального Крестовоздвиженского собора.

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения Царя-Страстотерпца Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора, у подножия которого собраны капсулы с землями из всех казачьих войск. 26 мая 2013 года, в год 400-летия Дома Романовых, рядом был установлен Памятник святому Цесаревичу Алексию, Атаману всех казачьих войск России.

Завершил композицию Памятник святой Царице Мученице Александре Федоровне, установленный 4 мая 2014 года. Все три Памятника выполнены петербургским скульптором Сергеем Алиповым.

Сейчас Крестовоздвиженский собор действует, несмотря на то, что еще полностью не завершены работы по его восстановлению. Он широко известен тем, что в нем располагается православный приход, который объединяет казачество Санкт-Петербурга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: