Вознесенский собор в Новочеркасске: история и описание, адрес, праздники и святыни

Вознесенский Собор в Новочеркасске — история храма и расписание служб

Вознесенский собор в Новочеркасске – особый объект культурного православного наследия России. Он является основным храмом казачьего войска Донского в Ростовской области и кафедральным собором Московского патриарха. Высота собора около 75 м, а размеры позволяют вместить до 5 тысяч верующих одновременно.

История основания Вознесенского собора

Донской атаман Матвей Платов стал инициатором постройки христианского собора в Новочеркасске. Он хотел возвести храм, который будет самым большим и красивым в России.

В 1805 году, в православный день Вознесения Господня, было освящено место под возведение храма. Эта дата считается днем основания собора, отсюда и его название – Вознесенский. Кроме того, 1805 считается также годом основания г. Новочеркасска, так что судьбы храма и города связаны неразрывно.

По факту постройка храма началась лишь через 6 лет, в 1811 году. Проект собора разработал швейцарский архитектор Луиджи Руска, который руководил строительством до 1818 года. Примечательно, что широкая дорога к храму также была заложена заранее, для чего выровняли обширную территорию вблизи строительства.

Масштабы строительства были впечатляющими для того времени. Например, чтобы обеспечить рабочих строительными материалами, в Новочеркасске был сооружен кирпичный завод, дававший 2 миллиона кирпичей в год. Для нужд строительства использовалась своя электростанция, водопровод и даже лаборатория, где испытывались на прочность материалы.

Видео: история Новочеркасского Вознесенского войскового собора

Разрушение собора

В 1818 году строительство Вознесенского собора возглавил архитектор М. И. Амвросимов. По его инициативе в последующие годы проводились работы по укреплению конструкции храма: деревянные оконные решетки заменили железными, приморский строительный камень заменили более прочным «грушевским».

Несмотря на эти усилия, в 1828 году в каменной кладке здания обнаружили трещину. Несколько лет велись разбирательства, но постройка не была признана опасной. Строительство продолжалось, пока в 1846 здание собора внезапно не обрушилось при возведении главного купола. Комиссия по расследованию причин разрушения собора назвала две возможные причины: усадка грунта и неправильный расчет тяжести конструкции.

Работы по строительству продолжил архитектор Иван Осипович Вальпреда, предложивший свой проект восстановления собора. Храм начали возводить практически заново. Задача перед мастерами стояла непростая: нужно было возвести собор в относительно короткий срок. К тому же, на повторную постройку было выделено ограниченное количество средств. В итоге, спустя несколько лет выяснилось, что использованный кирпич оказался плохого качества. Но он уже был заложен в основании собора, так что работы медленными темпами продолжались. В 1863 году основной купол Вознесенского собора обрушился, а вместе с ним боковые своды и часть малых куполов.

Сооружение нового храма

Только лишь в 1893 году началось возведение нового Вознесенского собора. Третий по счету проект возглавил академик Александр Александрович Ященко. В этот раз строительство завершилось успешно, храм был освящен в 1905 году и открыт для прихожан.

Новый шестиглавый собор был сооружен в ново-византийском архитектурном стиле. Преимущественно он построен из кирпича, но своды нового храма сделаны из железобетона. Благодаря этому конструкция собора стала существенно легче.

Расходы на строительство превысили 2 миллиона рублей. Общий срок постройки храма со дня основания составил 100 лет. Несмотря на то, что собор дважды обрушался, мастерство архитекторов и строителей восхищает. К примеру, 9 литых золоченых колоколов общей массой 33 тонны поднимали на колокольню канатами.

Видео: объемный обзор Новочеркасского Патриаршего Вознесенского войскового собора

Архитектурные особенности Вознесенского собора

Новочеркасский Вознесенский собор является величайшим памятником архитектуры России, наряду с храмом Христа Спасителя и Исаакиевским собором.

Идеалом византийской архитектуры считается Софийский собор в Турции, по образцу которого и возводились религиозные сооружения в 19 веке, в том числе и Вознесенский собор.

Для неовизантийского стиля характерны купола особой приземистой формы, наполовину выступающие из крыши, и главный купол большего размера, чем остальные. Большой купол поддерживается четырьмя мощными опорами. Оконные аркады обрамляют купола снизу.

Здание состоит из трех помещений: верхнего и нижнего подвалов и самого храма. Нижний подвал используется для хранения культурных ценностей и икон. В верхнем подвале расположена усыпальница, где покоятся герои Донского казачьего войска. Внутри собора большое неразделенное пространство создает ощущение величественности и свободы.

Внутреннее убранство

Интерьер Вознесенского храма отличается величественностью и торжественностью: высокие арки и своды, залитые светом мраморные иконостасы и киоты, расписанные христианскими сюжетами стены. Пол покрыт 5600 плитами из мрамора розового, серого, зеленого и белого цветов.

Вид с центрального входа

Центральный купол Вознесенского собора: вид изнутри

Алтарь Вознесенского собора

Особую ценность имеют старинные уникальные фрески, их в соборе около 200 и они прекрасно сохранились до наших дней. Никого из посетителей храма, прихожан и туристов, не оставляют равнодушными красота и богатство внутреннего убранства собора.

Читайте также:
Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Видео: богослужение в соборе, обзор всего храма изнутри

Богослужения в храме

В Вознесенском соборе хранятся знаменитые христианские святыни, как, например, Икона Успения Божией Матери. Прихожане храма могут посетить богослужения, которые проходят ежедневно.

В 7 часов утра состоятся утренние богослужения, в 18 часов – вечерние. Также проходят молебны в 12 часов каждый будний день о разных житейских нуждах: семейном и материальном благополучии, о болящих и другие.

Иногда в обычное расписание богослужений могут быть внесены изменения. Особо торжественно проходят в соборе праздничные богослужения, приуроченные к знаменательным христианским датам.

Как добраться до Вознесенского собора в Новочеркасске?

Вознесенский собор расположен по адресу: Россия, Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Александровская, 78А

Новочеркасск находится недалеко от Ростова Великого, откуда добраться сюда можно автобусом, поездом или автомобилем по трассе М4.

Увидеть Вознесенский собор можно практически из любой точки города, так как он располагается на возвышенности.

Войсковой Вознесенский собор (Новочеркасск)

Войсковой Вознесенский кафедральный собор – православный храм в Новочеркасске (Ростовская область), второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества.

По результатам голосования Войсковой Вознесенский собор прошел в третий тур конкурса “Россия 10”, проводимого в 2013 г. телеканалом “Россия 1” и Русским географическим обществом, набрав 1 518 528 голосов.

История Вознесенского войскового кафедрального собора

18 (30) мая 1805г. при основании г.Новочеркасска был заложен деревянный собор в честь Вознесения Господня. Церковь задумывалась как соборный храм Войска Донского.

Историки условно разделяют историю собора на несколько этапов:

1. 1811-1846 гг.

Строительство каменного собора началось только в октябре 1811 г. Однако не в честь Вознесения Господня, как он был заложен и освящен в 1805 года, а во имя Св. Благоверного Александра Невского. По одной из версий, это произошло в благодарность за милость Александра I Войску Донскому. Позднее храм вернет себе прежнее имя.

Первый проект храма по просьбе Донского атамана М.И.Платова разработал архитектор Алоизий (Луиджи) Иванович Русско (Руска). Возглавил работы по строительству его брат Иероним Иванович Русско (Руска).

По представленному проекту, собор в Новочеркасске должен был напоминать Собор Св. Петра в Риме.

Строители храма постоянно ощущали нехватку средств. Строительные работы велись только тогда, когда были деньги. Также тормозило строительство постоянная смена архитекторов и проволочки с разрешением в Петербурге принципиальных проектных вопросов.

В 1846 г. во время возведения куполов произошло обрушение здания, одной из причин которого было признано использование пористого местного известняка (“грушевский”) для удешевления строительства.

2. 1850-1863 гг.

Новый проект собора был составлен архитектором К.А. Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя в Москве). Составленная смета расходов не удовлетворила Николая I , повелевшего удешевить строительство.

Архитектор И.О.Вальпреда сделал новый проект. Предполагалось, что собор будет состоять из пяти приделов; длина храма должна была составить более 82 м, а высота – более 70 м. Колокольня должна была достигать 84 м. Собор был заново заложен в 1850 г.

Однако и здесь работы шли медленно. На строительство поставляли недорогой кирпич; подрядчиками в работах выступали сами же казаки. Комиссии, обследовавшие собор, не находили никаких изъянов в работе строителей, но, тем не менее, в 1863 г. обрушился главный купол и часть одного малого купола с несколькими сводами. Причиной этого несчастья комиссия признала поспешность в проведении работ по завершению главного купола.

Несмотря на это, собор было решено достраивать. Однако эти работы приостановились: денег на окончание строительства не хватало, новую смету долгое время не могли составить и, к тому же, вновь решили сменить архитектора. В итоге, с 1880 по 1882 гг. недостроенное здание собора было разобрано.

3. 1893-1904 гг.

Третий проект храма разработал архитектор А.А.Ященко. После утверждения проекта в 1891 г. строительство возобновилось. На строительных работах справедливо решили не экономить. Старый фундамент углубили. Была создана специальная лаборатория для проверки прочности строительного материала.

Однако строительству на первоначальном этапе вновь не везло. После смерти Ященко работы возглавил архитектор И.П.Злобин.

Все строительные работы старались тщательно контролировать. Обнаружилось, что в фундаменте не хватало кирпича, и возведение здания по прежнему проекту могло вновь привести к трагедии. В итоге, в Петербурге решили сменить руководителя проекта. Строительные работы возглавил военный инженер К.Х. Лимаренко. Лимаренко переделал проект Ященко, уменьшив общий вес здания.

Читайте также:
Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Работы активно возобновились в 1897 г., а в 1904 г. собор в Новочеркасске был наконец-то достроен. 6 мая 1905 г. собор был торжественно открыт. Он мог вместить одновременно до 5 тыс.чел. Высота внутри храма составила 51,2 м, высота снаружи – 74,7 м, длина внутри – 72,5 м, длина снаружи – 76,8 м, ширина внутри – 57,6 м, ширина снаружи 62 м, диаметр купола внутри – 18 м, и купола снаружи – 21,5 м. Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом; главный крест инкрустирован горным хрусталем. В соборе имелось 2 подвала: один был приспособлен для хозяйственных нужд, другой – под войсковой архив и усыпальницу военачальников Войска Донского.

Современное состояние Вознесенского войскового собора

В советское время Вознесенский собор некоторое время действовал, а затем был закрыт, здание использовалось как склад.

Изыскательские работы в храме и вокруг него начались в 1990 г. С 2001 г. стали вестись активные реставрационные работы. В 2005 г. к 200-летию Новочеркасска завершилась реставрация фасада. В 2010-2011 гг. купола покрыли золотом, а в крест вставили горный хрусталь.

Источники:

  • Статьи В.И.Кирсанова о Войсковом Вознесенском кафедральном соборе в Новочеркасске на Интернет-проекте “Казачья сеть”;
  • Интернет-сайт проекта “Россия 10”.

Автор: Кавказский Узел

Храм святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве

Церковь на Маросейке находится между современной высоткой со стеклянным фасадом с одной стороны и оживленной магистралью с другой. Кажется, будто ее случайно «поставили» в центре шумного и пыльного мегаполиса. Хотя это Москва выросла вокруг нее за четыре столетия.

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве — уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.

Главный престол каменной церкви был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

Другие храмы в честь Космы и Дамиана:

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел — святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

Передача здания архиву совпала по времени с уничтожением трех построек на его территории и частичной реставрацией внешнего убранства. Даже кресты были вновь установлены. Внутри возникла вереница перекрытий. Все это произошло в 1960 годы.

Русская православная церковь вернула храм Космы и Дамиана на Маросейке в 1993 году. Первую Литургию после реставрации отслужили в престольный праздник Космы и Дамиана 14 ноября того же года.

Храм сегодня

Сегодня богослужения в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке проводятся регулярно:

  • в воскресные дни Литургия начинается с 9:00, а с 8:00 служат молебен избранным святым;
  • в среду с 8:00 можно посетить утреню, затем — часы и Литургию, в 17:00 — вечерня с водосвятным молебном и акафистом святым Косме и Дамиану;
  • в четверг утренние службы начинаются так же, как и в среду, а вечером с 18:00 на водосвятном молебне читают акафист мученику Вонифатию
  • по пятницам Литургии нет, но с 17:30 проходит водосвятный молебен свт. Иоанну Златоусту, читают акафист иконе Божией Матери «Знамение»;
  • в субботу утром с 8:00 утреня, затем — часы, Литургия и панихида; в 17:00 начинается всенощное бдение.

В дни православных праздников вне зависимости от дня недели Литургия начинается с 9:00, а в 17:00 накануне служат всенощную.

На заметку! Исповедаться в Космодамианской церкви можно утром в любой день, когда служат Литургию.

С момента восстановления церковной жизни в храме святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве ее бессменным настоятелем остается протоиерей Федор Бородин.

Приходская жизнь

Жизнь общины строится вокруг нескольких направлений служения. Здесь работают:

  • историко-культурный просветительский центр, который проводит кинолектории, открытые встречи и лекции, музыкальные вечера;
  • катехизаторские группы «Открытие веры» для тех, кто готовится креститься сам или стать крестным родителем;
  • Евангельские чтения;
  • социальная служба;
  • воскресная школа.

Самым младшим воспитанникам воскресной школы при церкви Космы и Дамиана около полутора лет. Они занимаются лепкой, рисованием, водят хороводы и играют. Для самых маленьких воскресная служба состоит в общей молитве. Старшие воспитанники с наступлением лета не отходят от церковной жизни, а отправляются с приходом в поход на байдарках.

Святыни

В храме Космы и Дамиана в Москве можно поклониться:

  • иконе Спасителя, исцелившего расслабленного;
  • мощам и иконе святых Бессребреников Космы и Дамиана;
  • мощам святого мч. Вонифатия;
  • мощам свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

Престольные праздники

Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

  • Главное храмовое празднование совершается в Неделю о расслабленном в память об исцелении Спасителем расслабленного у Овчей купели.

Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.

  • 14 ноября празднуется память святых Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских.
  • Несколько раз в году Церковь вспоминает святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.

Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа.

Как добраться

Храм Космы и Дамиана находится на пересечении улицы Маросейка и Старосадского переулка по адресу ул. Маросейка, 14/2, стр.3.

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)

Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Приходские службы
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая церковь – точных сведений не имеется. Достоверно известно, что она существовала еще в начале 17-го века. Так, об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1б25 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Вначале старая церковь Космы и Дамиана не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце 17-го столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771 – 1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

В это же время, т. е. в конце 18 века, Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Это была тяжелый, критический период. Но Всеблагой Отец Небесный не оставил ее Своею милостью, возбудив к усердию сердца добрых людей. Ревнуя о славе Божией, прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душой святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года.

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, – освящен был 4 октября 1803 года. Можно видеть, что новый Космодамианский храм строился в течение 12 лет.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и нескоро оправилась от постигшего ее разорения.

До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось. А в 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма стало тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Никольского придела, которое было отпраздновано с великой торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В летописи Космодамианской церкви записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона является особо чтимой святыней уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это бывает заметно в храмовый, единственный во всей Москве праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе.

С давнего времени установлено совершать пред этой святой иконой молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения; причем, на этом молебствии полагается особый тропарь, особый прокимен, особое Евангелие и особая в высшей степени умилительная молитва.

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь: приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

Приходские службы [ править ]

  • Историко-культурный просветительский центр;
  • Группы “Открытие веры”;
  • Катехизаторские беседы;
  • Воскресная школа;
  • Социальная служба.

Святыни [ править ]

  • Чтимая храмовая икона Господа, исцелившего расслабленного;
  • Чтимая икона свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских с частицей мощей;
  • Чтимая икона и мощи св. мученика Вонифатия;
  • Чтимая икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца;
  • Чтимая икона архангела Михаила;
  • Чтимая икона всех святых в земле Российской Просиявших;
  • Чтимая икона святителя Луки Войно-Ясенецкого с частичкой мощей.

Престольные праздники [ править ]

Главный предел – Спасителя, исцелившего расслабленного

Правый предел – святителя Николая Мир Ликийских чудотворца

Левый предел – святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

Как добраться [ править ]

Адрес: 101000, Москва, м.Китай-город, ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3.

Дежурный телефон (свечной ящик): +7 (495) 734-76-02

Паломнику [ править ]

Храм открыт ежедневно с 8:00 до 21:00, по воскресным дням – с 8:00 до 19:00.

Расписание богослужений:

По воскресеньям: молебен избранным святым – 8:00; исповедь, часы – 8:30; Литургия – 9:00. Накануне в 17:00 – всенощное бдение.

По средам: исповедь, утреня, часы, Литургия – 8:00. В 17:00 Вечерня. В 17:30 водосвятный молебен о болящих с чтением акафиста святым Косме и Дамиану.

По четвергам: исповедь, утреня, часы, Литургия – 8:00. В 18:00 водосвятный молебен с чтением акафиста св. мч. Вонифатию.

По субботам: исповедь, утреня, часы, Литургия, панихида – 8:00.

В праздничные дни: исповедь, часы – 8:00; Литургия – 9:00. Накануне в 17:00 – всенощное бдение.

Крещение в храме совершается полным погружением.

Фото [ править ]

Чтимая икона свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских с частицей мощей

Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке. История, расписание богослужений, адрес, как добраться

В Российской столице, на Маросейке привлекает внимание прохожих чудотворный храм Космодамианский, названный во имя святых Космы и Дамиана, история которого уводит нас к средневековой старине.

Происхождение названия и его значение

Чудотворцы бессребреники, римские мученики, братья Косма и Дамиан, слыли родом из Ассии, жившие предположительно около IV века. С детства они воспитывались в праведности.

Позже обучились врачебному ремеслу и прославились, как хорошие врачи. Получив дар от Бога исцелять болезни, братья помогали каждому, обратившемуся к ним, не беря за работу никакой платы, помогая во славу Божию и людям, и животным.

Даже после своей смерти святые прославились многими чудесными исцелениями прихожан. Широко почитали святых братьев и на Руси, как покровителей и хранителей семейной жизни, истинной святости. В честь их было построено довольно много храмов.

Храм Космы и Дамиана на Маросейке — один из таких. На протяжении трех тяжелых для церкви веков, из маленького прихода вырос красивейший храм, сохранивший свои святыни и традиции.

История создания храма

С XVII века отсчитывается историческое начало храма. Участок, занимаемый одноэтажной церковью, принадлежал Московской епархии. Церковь состояла их 2-x престолов, в одном из которых собирались прихожане на сотворение молебен во имя братьев, святых Дамиана и Космы, Ассийских бессребреников.

В дальнейшем времени не раз проходило разрушение и возрождение постройки. Были разные названия одной и той же церкви, но придел братьев Дамиана и Космы навсегда оставался неизменным.

Так к концу XVII столетия, благодаря личным средствам горожанки княжны Е.А. Куракиной, на одноэтажной церкви водрузили верхний ярус, украшенный иконой Матери Божьей Казанской. Таким образом, у храма зародилось новое название — Казанский. Содержание церкви целиком легли на плечи княгини, вместе с жалованием его служителям.

В период 70-х годов XVIII века состоялась передача храма во владения Космодамианского притча. Сильно обветшавшую церковь объединили в одну. По просьбе прихожан, под руководством жившего напротив подполковника Хлебникова М.Р., подали петицию митрополиту Платону для застройки нового храма, как взамен прежней, разрушающейся церкви. Предъявление было одобрено.

Началось поднятие нового здания храма во имя Спасителя и Исцелившего расслабленного, используя пожертвования, собранные прихожанами и личные средства подполковника. За активное содействие в строительстве, Хлебников получил Храмозащитную грамоту.

Иконостас Храма Косьмы и Дамиана. Фото начала 20 века

Интересно то, что название выстроенного храма осталось Космодамианский, хотя по главному престолу иногда его называли и Спасским. Храм Космы и Дамиана на Мароссейке был построен в основном на пожертвования прихожан, во главе которых стоял Хлебников М.Р. Строительство длилось 12 лет.

Интересные факты и легенды

  1. Во времена нашествия Наполеона на Москву 1812 года, Космодамианская церковь, вместе с другими соборами, была подвергнута общей участи, разграблена и лишена большой части своих ценностей. Долгое время духовенству церкви пришлось оправляться от постигшей беды.
  2. Многие другие храмы Москвы безвозвратно не смогли оправиться от разорения, некоторые были разобраны, некоторые присоединились к другим храмам. Аналогичным образом, церковь Апостола Петра и его честных вериг, находившийся рядом в Петроверигском переулке приписали к Космодамианской церкви. Вначале Космодамианский храм подразделялся на зимнюю часть и летнюю. В честь Спасителя — «Зимний» храм запирался зимой, так как не имел отопления. «Летний», состоящий из 2-х приделов и квадратной трапезной, был не слишком вместительным. В связи с этим впоследствии, в подвале церкви, была сооружена духовая печь. С тех времен в зимней части храма молебны проводились круглогодично. Впоследствии, на протяжение долгих 40 лет, ни какие ремонтные работы по восстановлению церкви не производились. Только к 1893 году, обновили внутреннюю обстановку храма, привели в порядок фасад здания. В обновленном храме 18 декабря осуществилось торжественное богослужение, провели обряд крестного хода, приуроченное к столетию освящения придела Николая Чудотворца, при огромном стечении народа. 30 домов к концу IXX века насчитывал приход Космодамианского храма. Среди его прихожан было много достойных имен.
  3. Долгое время, старостой Космодамианской церкви был Боткин П.П.
  4. Профессор академии медицины — его сын, выдающийся врач и общественный деятель Боткин С.П.Его внук, личный врач семьи Николая Второго — Боткин Е. С., который был расстрелян вместе с семьей царя. Прихожанином храма так же был русский, великий поэт Ф. И. Тютчев. Бывая в Москве, часто посещал Космодамианскую церковь Достоевский Ф. М.
  5. В тяжелейшие 30 годы, становления советской власти, храмКосмы и Дамиана на Маросейке, как и множество других храмов, подвергся гонениям. Приход разогнало новое правительство, конфискованные храмовые ценности были бесследно утеряны. По вынесенному постановлению начальства, церковь предполагалось взорвать, но Господом Богом решено было иначе, не попустил Господь святотатства. Впоследствии, храмовые помещения, были использованы под склады для производства, архивы, мастерские и художественные, клуб мототуристов.

Современный статус храма Дамиана и Космы

Во времена 60 годов, снесли постройки, принадлежащие церкви, находящиеся в окружении, на этом участке возвели высотное здание городской администрации. Ей и отдали в пользование под архив помещение храма. В данный период частично отреставрировали храм, произведен внешний ремонт, установлены позолоченные кресты.

Храм Космы и Диамана на Маросейке в 90 годы, самом их начале, временно отписали Академии живописи, для размещения в здании библиотеки, но уже через год, по вышедшему приказу правительства Москвы, в 1993 году 22 июня, строения Космодамианского православного храма, наконец-то были переданы во владения РПЦ.

В настоящее время при храме существует воскресная школа, насчитывающая несколько групп:

  • самые маленькие дети, начиная полутора лет и до 4-x, занимаются рисованием, лепкой, но самое главное то, что они уже получают первые представления о духовной жизни, и обучаются общей молитве;
  • дети постарше, до 7лет, занимаются в следующей группе. Дети рисуют, поют, мастерят;
  • школьники уже начинают изучать Закон Божий, знакомятся с историей церкви;
  • старшие группы изучают историю христианской культуры;
  • в храме находится, одна из самых больших в столице, книжная лавка. Космодамианский храм активно занимается издательством книг;

Летом работает приходский лагерь, где отдыхают и родители, и дети. В зависимости от возраста и интересов изучают православную культуру. Воскресная школа занимает большую часть приходского существования прихожан. Деятельность прихода охватывает разные слои его паствы. Сестры православия готовят еду в дома ребенка, городские лечебницы, пансионаты.

Архитектура храма православия Космы и Дамиана

Храм Космы и Дамиана на Мароссейке строил известнейший архитектор страны Казаков Михаил. Его проект превосходно соединил между собою отдельные части построек и линии московского классицизма.

Оригинально обустроены приделы, один из которых южный — Никольский, северный — Космодамианский. Части строения заключены в пространстве, которое имеет строгую круглую форму. Сама церковь, аналогично, имеет ту же форму, и частично круглый алтарь.

Основа композиции здания заключена в 4 цилиндрических объема (сама церковь, апсид и оба придела) равные между собой по высоте, образуют стройный ансамбль строения, выполненного в едином стиле.

Сдержанность и лаконичность оформления постройки создают архитектурный стиль зрелого классицизма. Фасад здания имеет спокойную, строгую отделку без росписей стен и узорной лепнины.

С западной стороны, к зданию примыкают трапезная в кубической форме и колокольня, расположившиеся вдоль продольной оси общего строения. Объем придела, выступающий к улице, по бокам окружен двухколонными портиками.

Совершенно непросто было объединить между собой группы цилиндрических объемов, но мастерством зодчих этот вопрос был решен. Главное в идее, это подчеркнутость обнаженности основных масс постройки, выражена в наибольшей степени лаконично. Скромная декорация фасадов придает небольшому строению значительный масштаб.

Внутреннее убранство и Святыни храма

За период существования храма, внутреннее убранство не раз теряло свои ценности, и столько же раз возрождалось. К началу становления советской власти полностью утратило свои святыни.

Но, с 1993 года, со времени восстановления богослужений, внутренний интерьер постепенно реставрировался, реконструировались детали утраченного убранства, возродили святыни, центральный иконостас, общий интерьер приделов.

Главный алтарь храма на Маросейке, расположенный в центральном здании, посвящен чуду исцеления Христом расслабленного, когда через 38 лет парализованный больной был поставлен богом на ноги. В центре алтаря находится икона, изображающая момент исцеления.

Молитва перед иконой прощает прихожанину грехи его, помогает возвратить здоровье, открывая истинную веру божию. Очищает душу от лукавства и неверия. Алтарь, как и остальные приделы церкви, оформлены в строгом, сдержанном стиле, украшен деревянными фресками.

Рядом располагается икона мученика Ванифатия с частицами его мощей, где совершается молебен по исцелению больных от зависимого недуга. Молитвой у иконы, и почитанием святых мощей, прихожане замаливают грехи свои. Истинно верующие в исцеление души, болящие получают исцеление и благодатное воздействие добродетели.

Интерьер правого придела посвящен иконе XVI века святителя Чудотворца Николая.

Молитвой святого Николая, прихожане просят его о помощи в любой ситуации, в надежде, что будут услышаны и обретут спокойствие.

В левой пристройке церкви проводится молебен ликам святых чудотворцев Косме и Дамиану.

Многие прихожане получили благодать и исцеление, почитая и молясь перед святыми иконами, прикладываясь к частичкам из мощей.

Сегодня внутренние помещения впечатляют своей красочностью и обилием святых икон: архангела Михаила, мученика Вонифатия, почитаемая икона всех святых в земле Российской Просиявших.

Строгие арочные проемы отделяют центральную, арочную часть от боковых приделов. В церкви всегда стоит умиротворяющее спокойствие. Из окон на иконы проливается приятный свет, освещая святыни, увешанные по стенам, благодатью Божьей, миром и спокойствием. Настоятель церкви — протоиерей Бородин Феодор. Служащие храма: протоиерей — Буерин Валерий и иерей — Чураков Сергей.

Расписание богослужений

Службы в храме проводятся ежедневно, несмотря на праздничные и выходные дни, храм открыт с восьми часов утра.

день святого Николая,

Фактический адрес, как добраться до храма

Адрес: улица Маросейка, здание № 14/2, строение 3, Москва, индекс 101000.

Телефон службы: 8 (495)-734-76-02.

В пересечении улицы Маросейки со Старосадским переулком размещается храм Космы и Дамиана. Добираться пешком от станции метро «Китай-Город», с выходом на Маросейку, идти по правой стороне улицы в течение пяти минут. Либо минут десять пешком от метро «Лубянка», с выходом на Лубянский проезд до перекрестка с улицей Маросейка, и по Маросейке, до перекрестка со Старосадским переулком.

Сегодня многие жители столицы считаются прихожанами православного храма на Маросейке, святых братьев чудотворцев Космы и Дамиана. Здесь, в молитве к святым ликам, они получают исцеление души, отпущение грехов, ответы выхода из трудных жизненных ситуаций, умиротворение и спокойствие духа.

Оформление статьи: Мила Фридан

МОСКОВСКИЙ КОСМОДАМИАНОВСКИЙ ХРАМ НА МАРОСЕЙКЕ

Московский храм Космы и Дамиана на Маросейке

Московский храм во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских на Маросейке, на Покровке (Московская епархия)

Первая церковь стояла здесь давно – известно, что горела она еще в пожаре 1547 года, ее построили заново, но в 1629 году сгорело и второе здание. Церковь отстроили заново, и на этот раз в камне.

Об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Первоначально храм не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце XVII столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771-1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

В конце XVIII века Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они обратились к Московскому митрополиту Платону (Левшину) с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.

Наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. На построение храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования.

Космодамианская церковь на Маросейке, 1881 год. Фото из альбома Н. А. Найденова

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. 21 октября 1795 года был освящен северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а 4 октября 1803 года – освящен главный престол – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений.

До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось.

В 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи.

В начале 1930-х годов приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но этого не случилось. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 1960-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая Космодамианская церковь, точных сведений не имеется. Достоверно только, что церковь эта существовала еще в начале 17-го века. Так, о ней упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в “Книге царского жалованья московским церквам”. Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная – с главным престолом во имя Свя-тителя Николая и придельным во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Но в документах и среди верующего народа ее чаще называли Космодамианской, что говорило об особом почитании этих святых.

В конце 17-го столетия над старою Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжною Евдокией Андреевной Куракиной, владения которой располагались на месте современного здания на Маросейке д. 12, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, почему Космодамианская церковь иногда называлась еще Казанскою. Сначала эта церковь была только ружною (состоящей на руге, т. е. содержании) княгини Куракиной, и особые от космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства Куракиной, но в 1771–1772 гг. она поступила в заведование космодамианского причта и соединилась с приходскою церковью.

Следует заметить, что в это время, т. е. в конце 18 века, Космодамианский храм пришел в полную ветхость, и прихожане пришли к мысли не о ремонте церкви, но о сооружении нового храма и, притом, с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством – ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя Святителя Николая и святых бессребреников Космы и Дамиана.

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душою святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года. Его дом сохранился до наших дней – сегодня здесь располагается посольство Республики Беларусь (Маросейка, 17).

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкою вчерне, а совсем благоукрашен был только придел во имя св. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новом храме. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был другой придел во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, а главный – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представляющий и поныне единственный в Москве храм с таким наименованием, – освящен был 4 октября 1803 года, так что новый Космодамианский храм, собственно говоря, строился в течение 12 лет.

Новый храм, построенный по плану известного архитектора М. Ф. Казакова, представляет собой замечательно искусное сочетание отдельных частей и линий. Оригинально в этом храме устройство приделов: они помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь её.

К сожалению в истории храма нет достоверного ответа на вопрос о причинах столь исключительного посвящения и наименования главного престола. Существует догадка, что на это могло повлиять явление в конце 18-го века чудотворной иконы Спаса – Исцелителя расслабленного в селе Ведерницы, Дмитровского уезда, и привлекшее к себе в то время множество народа обилием исцелением от различных недугов. В этом селе в 1773 – 1780 годах на средства прихожан был построен храм с одноименным престолом (он сохранился до наших дней, правда в запустении). Это событие не могло не найти отклика среди москвичей.

В самой летописи Космодамианской церкви также записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона являлась особо чтимою святынею уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это было заметно в храмовый, единственный во всей Москве, праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе. С давнего времени установлено совершать пред этою иконою молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения.

В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений. Многие же другие московские церкви после разорения французами так и не смогли восстановится и были либо разобраны, либо приписаны к другим церквям.

Так случилось и со стоявшим в Петроверигском переулке храме в честь Апостола Петра и его честных вериг. Впервые упоминаемый в летописи 1625 года, она знаменита тем, что перестройка ее из деревянной в каменную была произведена боярином Ильей Милославским в 1669 году в память бракосочетания его дочери Марии Ильиничны с государем Алексеем Михайловичем (это был его первый брак), пришедшего 16 января 1652 года в день престольного праздника храма. После разграбления французами, уничтожения пожаром зданий вокруг церкви и, фактически, лишения возможности прихожанами содержать Петроверигскую церковь, ее сделали приписной к храму Космы и Дамиана. А в 1844 году в связи с ветхостью ее разобрали, использовав освободившийся материал в ином церковном строительстве. На месте церковного алтаря поставили памятный столб, ко-торый в 1923 году снесли. Ныне на этом месте располагается закругленная часть дома № 6 по Петроверигскому переулку.

До 1857 года Космодамианская церковь разделена была на 2 половины: зимнюю и летнюю. Не отличаясь по своей конструкции поместительностью, храм этот в зимнее время становился особенно тесным, так как холодный храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, запирался на зимнее время, теплый же состоял лишь из трапезной и двух приделов. В 1857 году настоящая холодная церковь сделана теплою, для чего в подвале под церковью была устроена духовая печь.

В 1893 году Космодамианский храм обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Николаевского придела, отпразднованным с великою торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В конце 19-го века в приход Космодамианской церкви входило тридцать домов. Среди прихожан храма много замечательных имен. В 1832 году дом № 4 по Петроверигскому переулку приобрел известный купец-чаеторговец П. К. Боткин. Эта купеческая семья сыграла выдающуюся роль в истории русской культуры. Его сын Петр Петрович Боткин в течение долгого времени был старостой храма Космы и Дамиана. Сын Петра Петровича – Сергей Петрович Боткин (1832-1889) – выдающийся медик-клиницист и общественный деятель. Ученик Н.И. Пирогова, учитель И.П. Павлова, профессор Медико-хирургической академии, лейб-медик (личный медик при Императоре). Сын же его – Евгений Сергеевич Боткин – тоже лейб-медик состоял при последнем императоре Николае II и, сохранив до конца верность монарху, вместе с ним принял мученическую смерть в 1918 году.

Прихожанином Космодамианского храма был поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев. Он проживал в доме № 11 по Армянскому переулку (на углу Сверчкова переулка) построенном, кстати, тоже М. Казаковым. Бывая в Москве, храм часто посещал Ф. М. Достоевский.

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь. Приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Один из последних настоятелей храма, протоиерей Владимир Рождественский, окончил свою жизнь в лагерях. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. В 1933 году Моссовет распорядился “передать здание Управлению рабоче-крестьянской милиции г. Москвы для использования по специальному назначению”. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, клуб автомототуристов, архив, художественные классы. Была сломана ограда церкви и перед ней возведен деревянный павильон с пивной. В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте в 1972 году выстроено огромное ад-министративное здание, храм был передан ему под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация – восстановлено внешнее убранство храма, возведена ограда, по типу уничтоженной. Тогда же был сделан наружный ремонт церкви, водружены золоченые кресты. Однако интерьер храма был изуродован: построено этажное перекрытие и множество перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания храма Русской Православной Церкви. В храме начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая литургия. На Пасху (14 апреля) 1996 года богослужение было возобновлено и в центральном алтаре во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.
Ныне приходская постепенно возрождается: при храме действует Воскресная школа для детей и взрослых. Храм осуществляет издательскую деятельность, издавая книги, начиная от детских и заканчивая святоотеческой литературой. Имеющаяся книжная лавка, одна из крупнейших в Москве. В планах прихода создание православной библиотеки со свободным доступом и оказание помощи в организации приходских библиотек другим храмам.

Богослужения:
По воскресеньям: исповедь, молебен избранным святым – 8:00; часы – 8:30; Литургия – 9:00;
По средам: 8:00 – Исповедь, утреня, часы, Литургия. в 17:00 Вечерня. в 17:30 водосвятный молебен о болящих с чтением акафиста святым Косме и Дамиану

Храмовой день празднуется в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном (переходящее празднование в зависимости от празднования дня Пасхи) по престолу центрального алтаря, освященного в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: