Вознесенский собор в Твери: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Вознесенский собор Твери: история и наши дни

Тверской Вознесенский собор, 5 июля 2012. Фото Виктора Скалдина с сайта sobory.ru

Тверской собор в честь Вознесения Господня
, архиерейское подворье Тверской епархии

  • Престолы: Вознесения Господня (главный), предельные: Богоявления Господня (южный), прп. Антония и Феодосия Печерских (северный)
  • Адрес: Россия, 170003, г. Тверь, ул. Советская, 38.
  • Тел.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Собор Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе областного центра на пересечении Тверского проспекта и улицы Советской.
История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 года возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась так же деревянная Богоявленская церковь — это были небольшие приходские соборы, теплый и холодный, обе сожжены во время польско-литовской интервенции.

В 1624 году церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 году здесь опять стояли две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 году Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте, перекрестке дорог, была устроена так же деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и эта церковь простояла недолго — сгорела дотла во время сильного пожара.

Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота, и в 1751 году придел Богоявления был закончен строителями, «чистыми образами и всяким церковным облачением убран»

и освящен. Строительство самого храма продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 году был освящен и главный придел.

Новый храм простоял недолго. 19 мая 1763 года в Твери случился опустошительный пожар и погорела только что возведенная церковь. Прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, и в сентябре придел был освящен, и служба возобновлена. Сам же храм восстанавливался долго. И только в 1768 году внутреннее убранство было восстановлено, церковь освящена, и строительство храма окончено полностью.

В 1805 году у храма была возведена новая колокольня. Со временем находившийся в центре города храм с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан, и встал вопрос о перестройке храма.

В 1818 году прихожане и священники просят разрешения разобрать храм и на его месте построить новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Леграндом. Но средств на эти работы не нашлось и храм решили расширить путем устройства нового придела.

В 1826 году на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва была начата перестройка храма по проекту архитектора И.Ф. Львова в стиле позднего классицизма. В 1831 году был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских, а в 1833 году в праздник Вознесения Господня был освящен весь храм с новым позолоченным иконостасом и покрытыми росписями стенами. И только в 1836 году был освящен придел Богоявления Господня.

В 1922 году в соборе была произведена конфискация утвари и икон комиссией по изъятию церковных ценностей.

В 1935 году собор был закрыт. С 1936 года в здании находилась экспозиция областного краеведческого музея.

Осенью 1941 года в соборе были временно возобновлены богослужения.

В 1972 году здание собора было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки. При этом была произведена значительная перестройка, то есть были сделаны междуэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны был пристроен пандус.

В 1991 году по просьбе верующих людей началась работа по передаче собора для богослужебной деятельности.

7 января 1993 года, на Рождество Христово, в соборе состоялась первая служба, а с июля 1994 года возобновлен крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Рождественского монастыря в собор Вознесения Господня.

В 2004 году проведены проектные и реставрационные работы: сделаны эскизный проект нового здания для хозяйственных нужд во дворе собора Вознесения.

В 2005 году переделано крыльцо в соборе со стороны Тверского проспекта, отремонтирован пандус над трапезной, установлены новые входные двери со стороны улицы Советской и Тверского проспекта, а также на колокольню, проведен ремонт крыши. На первом этаже: закончена отделка иконостаса мрамором; заново отстроена рака с отделкой мрамором. На втором этаже: установлены потолочные паникадила и настенные бра с регулятором яркости; установлена система автономного отопления с установкой декоративных решеток; написаны иконы для иконостаса.

При соборе имеется библиотека, прокат видео- и аудиокассет. При соборе открыта воскресная школа.

Собор является архиерейским подворьем Тверской епархии.

Архитектура

При строительстве собора очень широко применялся белый камень: белокаменные колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Храм был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана искусная композиция объемных рельефов в технике гризайли.

Главка и крест на храме были вызолочены. Был вызолочен крест и на шпиле колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Очень широко применялось кованое железо (решетки на окнах и дверях). Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб. Все в обличий сооружения было продумано до мельчайших подробностей.

Церковь Вознесения: история собора

Первое упоминание о Вознесенском кафедральном соборе встречается в летописи конца 14-го века. В первой половине 16-го века каменная церковь была полностью снесена, а на ее месте построено новое каменное здание. В конце 18-го – начале 19-го века собор, который в очередной раз пострадал от пожара, был реконструирован. Отделочные работы были полностью закончены в 1817 году. В последующие годы к основному зданию храма пристраивались небольшие помещения, была возведена колокольня.

В 30-х годах 20-го века Вознесенский собор, как и многие церковные заведения, был частично разграблен и закрыт. Только в 1990 году он возвращен православной церкви. С этого момента в соборе возрождена традиция крестного хода на большие церковные праздники.

В 1904 году в Тверь перенесены мощи священномученика Фаддея.

Еще одна достопримечательность храма – знаменитая икона, на которой Богородица изображена с младенцем. К сожалению, сейчас здесь только копия этой иконы – оригинал был утерян.

Читайте также:
Серафимо-Саровский монастырь в Воронеже: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Святыни

В соборе хранятся две важные религиозные реликвии:

  • мощи священномученика Фаддея, перенесенные сюда в 1994 году. Они стали самой знаменитой святыней храма, за помощью к которой обращаются прихожане в сложных жизненных ситуациях. На протяжении последних лет инициативная группа занимается проектом по созданию храма-часовни священномученика Фаддея. Планируется разместить ее на месте погребения священномученика на бывшем Неопалимовском кладбище в Затверечье.
  • копия иконы Божией Матери «Тучная Гора». Оригинал ее с довольно редким письмом некогда был утерян. Известно лишь, что ранее она хранилась в Смоленской кладбищенской церкви Твери.

Вознесенский собор Твери сегодня

Из глубины веков до наших дней дошла прекрасная традиция – совершать паломнические поездки по святым местам. В наши дни многие миряне отправляются в известные храмы, чтобы преклониться перед иконой, испить святой воды, принять участие в праздничном богослужении. Вознесенский Кафедральный собор (Тверь) – популярное место среди паломников. Ежегодно здесь устраиваются богослужения и крестные ходы в честь тех или иных церковных праздников. Расскажем о некоторых из них.

Вознесенский собор Твери внутри

Стиль собора можно отнести к неоклассицизму. Квадратное здание отличается некоторой массивностью. Под полукруглым куполом имеется центральный барабан. Также здесь находится трехъярусная колокольня аналогичной квадратной формы.

Из белого камня сделаны колонны, карнизы, цоколь, ступени и колокольни. Сам собор покрашен в цвет охры с белыми деталями декора. Внутри собора — красивая роспись, купол украшен изображением неба.

Красоту интерьера лучше всего рассмотреть сверху, поднявшись по лестнице на второй этаж, где расположены книжный магазин и церковная лавка.

Усекновение главы предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Этот день связан с событиями, которые произошли на 32-м году со дня Рождества Христова. Правитель Галилеи заключил в темницу святого Иоанна Крестителя. Иоанн обвинял Ирода в незаконном сожительстве с женой своего брата Иродиадой. Святой креститель жестоко поплатился за это. Ирод устроил большой пир для своих вельмож. На нем для гостей танцевала красавица Саломия, дочь Иродиады. Правитель Галилеи был так очарован танцем, что пообещал выполнить любое желание Саломии. Мать красавицы посоветовала ей потребовать у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ее пожелание было исполнено. Теперь ежегодно 10 и 11 сентября церковь Вознесения проводит праздничные богослужения. В этот же день в Русской Православной Церкви молятся за всех людей, страдающих от алкогольной зависимости.

Вознесенский собор

Храм сооружен в 1760 году и располагается в самом центре Твери. Собор возведен в стиле ампир на месте сгоревшей в пожаре деревянной церкви Богоявления. В 1836 году по проекту И. Львова был полностью перестроен в стиле классицизма.

Храм являлся украшением города. В строительстве использовался белый камень. Стены окрашены охрой и расписаны как внутри, так и снаружи. Главка и крест были покрыты позолотой. Оконные переплеты и двери выполнены из мореного дуба. В отделке и оформлении здания была продумана каждая мелочь. Церковь того времени выглядела очень величественно.

С 1922 года храм был закрыт. За годы Советской власти он не единожды подвергался строительным изменениям. Тверской епархии Вознесенский собор был возвращен в 1991 году.

Сейчас службы в соборе проходят по обычному расписанию. Храм в Твери находится по адресу: ул. Советская, д. 26.

Праздник в честь святого Фаддея

3 сентября Вознесенский собор Твери устраивает праздничные богослужения в честь святого Фаддея, мощи которого хранятся именно в этом храме. Об этом священномученике сложено много легенд. Фаддей входил в число знаменитых 70 апостолов из города Едесса. В Иерусалиме он принял крещение от Иоанна Крестителя и, воодушевленный проповедью Христа, стал его учеником. После этого он отправился в Армению, где проповедовал учение Христа и обращал в свою веру всех желающих. Среди обращенных в православную веру оказалась дочь царя и много его подданных. Узнав об этом, царь пришел в бешенство и приказал всех «предателей» заключить в темницу, а самого апостола Фаддея умертвить. Для всех жителей Твери этот день, 3 сентября, является днем памяти по святому апостолу Фаддею, который гордо принял мученическую смерть от рук язычников, но не предал свою веру. Это образец кротости, смирения, любви к ближнему своему.

Воскресенский кафедральный собор

Строительство собора началось в 1913 году и было приурочено к 300-летнему юбилею Дома Романовых. Возведение шло на средства царской семьи по проекту Н. Омелюстого. Постройка задумывалась как одна из церквей Христорождественской обители.

Собор выстроен в неорусском стиле в форме куба и барабана со шлемовидным куполом. С запада к зданию примыкает притвор с хорами, северный и южный притворы обрамлены контрфорсами. Стены храма выстроены из кирпича и покрыты цементной штукатуркой. Внутри церковь не расписана.

В советские годы храм использовался как склад. В лоно Тверской епархии вернулся в 1988 году, а в 2010 году был реставрирован. Находится по адресу: ул. Баррикадная, д. 1.

Елеосвящение, или Соборование

Обряд Елеосвящения знаком не многим. В народе существует заблуждение, что такой обряд проводят только для безнадежно больных людей. Это не совсем правильно. В процессе обряда Елеосвящения, или Соборования, происходит очищение от грехов, которые человек совершил неосознанно. Человеку отпускаются те грехи, о которых он не упомянул на исповеди. В таком обряде принимают участие несколько священников, отсюда название таинства. Были случаи, когда люди действительно неожиданно исцелялись после Соборования, однако не стоит воспринимать этот церковный ритуал как некую панацею от всех тяжелых и неизлечимых болезней.

Вознесенский собор (Тверь) Соборование проводит по всем церковным канонам. Обряд этот известен примерно с 4-го века, однако в число семи церковных таинств оно было включено много позже.

Существует два варианта проведения обряда Соборования. Первый вариант – непосредственно над ложем больного, часто умирающего человека. Второй вариант (как правило, он бывает приурочен к какому-то большому церковному празднику) – в храме над многими людьми, которые хотят в первую очередь не исцелиться от болезни, а очиститься от грехов. Считается, что собороваться необходимо один раз в год. В обряде должно участвовать семь священников, но на деле их обычно бывает меньше. Вознесенский собор Твери проводит массовый обряд Соборования ежегодно во время Великого поста.

Читайте также:
Успенский монастырь в Красноярске: история и адрес, описание, святыни

Храм Троицы Живоначальной

Троицкая церковь освящена в 1564 году и считается не только самым старинным действующим православным храмом города, но и самым древним каменным зданием Твери. Выстроена она на пожертвование купца Г. Тушинского по проекту местного архитектора Г. Макова.

Здание храма сооружено из кирпича, отштукатурено и выбелено. Изначально оно имело не более 3 главок, но в в результате перестроек приобрело 7 куполов.

В народе храм Троицы Живоначальной известен как «Белая Троица». Это название произошло из-за того, что здание в старину постоянно красили в белый цвет, и даже кровля была покрыта светлой краской.

С Троицким собором связано много различных легенд. Одна из них гласит, что под зданием храма существует подземный ход, в котором жители города прятались во время набегов неприятелей.

Собор Троицы Живоначальной является действующим храмом Твери. Богослужения тут совершаются ежедневно. Адрес: ул. Троицкая, д. 38.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь построена в 1774 году на реке Тьмака. Здание выстроено в стиле барокко по типу «восьмерик на четверике», что придает храму впечатление устремленности ввысь.

В народе церковь носит название «Дом Богородицы» и издали привлекает взгляды своей красотой и выразительностью. Размеры храма невелики — шатровая кровля имеет всего 1 главку. Благодаря упрощенным, без пышности и излишеств архитектурным формам церковь производит впечатление уютной и праздничной.

В советское время здание пришло в упадок и находилось в аварийном состоянии. Ремонтные работы по восстановлению стали проводить в 1987 году. В 1992 году в храме возобновлены богослужения, которые проводятся по сей день.

Адрес Покровской церкви: наб. Тьмаки, д. 1а.

Воскресенская церковь Трех Исповедников

Построена в 1731 году на пожертвования купца Г. Седова на левом берегу Волги. Материалом для возведения послужил кирпич и белый камень. При строительстве церкви были объединены одновременно три архитектурных стиля — барокко, классицизм и ампир.

В 1805 году храм был полностью обновлен и заново освящен. В 1822 году по проекту К. Росси был пристоен южный придел в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших», являющейся чтимой святыней храма.

В итоге нескольких переделок первоначальный облик храма утерян. Оригинальный декор в стиле барокко был срублен и заменен на существующий в настоящее время.

Воскресенский храм в Твери открыт ежедневно и находится по адресу: наб. Афанасия Никитина, д. 38.

«Тверь старинная». Как Вознесенский собор стал выставочным залом Областной промышленной выставки

Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют девяносто девятый выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.

Сегодня наша публикация посвящена храму Вознесения Господня, который располагается на пересечении Тверского проспекта и улицы Советской и был выстроен на месте двух деревянных церквей – Вознесения и Богоявления (начала XVII века).

История возникновения собора уходит вглубь веков. Так, в Смутное время церкви сгорели, затем были отстроены заново, но вторую, Богоявленскую, снова уничтожил пожар, и её не восстанавливали впоследствии. Деревянная церковь Вознесения простояла совсем недолго, к ней был пристроен Богоявленский придел, а затем она была вновь уничтожена пожаром.

Наконец, в 1751 году было частично выстроено и «чистыми образами и всяким церковным облачением убрано» и освящено каменное церковное здание. Строительство самого храма продолжалось еще почти девять лет. В пожаре 19 мая 1763 года здание опять пострадало, но было восстановлено.

В 1805 году к храму пристроили колокольню. В 1818 году подумывали разобрать храм и построить на его месте новый, уже было принято решение, но оно так и не было реализовано.

В 1826 — 1836-х годах на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва храм был перестроен по проекту архитектора И.Ф. Львова в стиле позднего классицизма. В 1831 году был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских. На его устройство тверской купец И.Д. Подсыпанин пожертвовал 5000 рублей.

Собор неоднократно достраивали и переделывали впоследствии, так что в конце концов охряное здание с белыми элементами и прекрасными росписями внутри и снаружи стало настоящей жемчужиной Твери.

Выходящий на главную улицу фасад собора украшен особенно тщательно. Строгие формы архитектуры и хорошие пропорции придают храму монументальность, а чтобы фасад церкви вписывался в застройку центральной улицы, Иван Львов придал ему парадный вид. Здесь и колонны, и ступени. Монументально и торжественно.

При строительстве широко применялся белый камень, из которого были выполнены колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Собор был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана уникальная имитация объемных рельефов в технике гризайли. Были вызолочены главка и кресты на соборе и колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Широко применялось кованое железо, из которого были выполнены решетки на окнах и дверях. Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб.

Двухэтажный жилой дом причта Вознесенской церкви выстроен вскоре после принятия первого генерального плана в 1760-х годах. Со временем первый этаж стали сдавать под магазины. Например, в начале ХХ века это был магазин охотничьих принадлежностей, музыкальных инструментов и хозяйственных товаров «Северная лира», принадлежавший В.И. Блинову.

После революции дом национализирован, но второй этаж по-прежнему был жилым, а на первом находился магазин, который, возможно, даже долго не менял своего профиля. Во всяком случае, в 1935 году это был «райкультмаг ГРК», то есть магазин культурных товаров городского рабочего кооператива. Но уже в 1936 году магазин становится продовольственным, а вскоре — овощным, каким остался до самого конца.

Кроме того, в 1960-х годах здесь находились библиотечный коллектор и инспекция госстраха Новопромышленного района. Дом снесён в 1972 году для расширения Тверского проспекта.

В самом храме в 1922 году были конфискованы все церковные ценности, а в 1935 году его закрыли.
В 1936-м здесь разместилась экспозиция Краеведческого музея.

Читайте также:
Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, настоятельницы и святыни

Собор был открыт для богослужений епископом Калининским Василием (Ратмировым) в конце октября 1941 года при содействии назначенного германской оккупационной администрацией бургомистра Ясинского. После восстановления советской администрации в городе в декабре того же года был вновь закрыт.

Здание Вознесенского собора в 1972 году было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки.

При этом была произведена значительная перестройка, то есть были сделаны междуэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны был пристроен пандус.

Собор был возвращён православной церкви в 1990-х годах. 7 января 1993-го были возобновлены богослужения.

В 1994 году возродилась традиция крестного хода с иконой Тихвинской Богоматери: шествие начинается в Воскресенском соборе Христорождественского монастыря и заканчивается в Вознесенском соборе.

В том же году в собор были перенесены мощи мученика Фаддея, обретенные чудесным образом в 1993 году. Он возглавлял Тверскую кафедру в самое трудное для русской православной церкви время, в 1928 году. Отец Фаддей прошел через тюрьмы и ссылки. Его считали святым еще при жизни. Он владел даром убеждения и вразумления, мог видеть прошлое и будущее, исцелял молитвой, но святым его считали за непомерную скромность и доброту. Владыку арестовали в 1937 году и бросили в одну камеру с уголовниками. Те над ним издевались до тех пор, пока в 1937 году отец Фаддей не погиб в застенках НКВД.

Теперь это одна из наиболее почитаемых святынь храма. Еще одна достопримечательность храма – знаменитая икона, на которой Богородица изображена с младенцем.

Использованные материалы:
Ротермель Борис Николаевич Тверь и тверские правители. 1773-2003 гг. Тверь: ООО «Издательство ГЕРС»: 2006 г. Сайт «Народный каталог православной архитектуры», сайт Православные храмы Тверской земли, сайт Вознесенского собора и Тверь. Церковь Вознесения Господня», — страница Народного каталога православной архитектуры. Фото Шиманского С.Г. и открытка из коллекции А. Н. Семёнова, издания В. И. Блинова, 1909
Используются фото и из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина. Справочник» изд. Московский рабочий 1978 года и автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович)

Биография

На пути к монашеству

Фаддей Витовницкий — мирское имя: Фомислав Штрбулович — появился на свет на территории Сербии, в селе Витовница, 6 октября 1914 года.

Фомислав родился раньше обычного срока, и поэтому был очень слабым. Родители, опасаясь за его жизнь, спешили его покрестить.

Мать Фомислава умерла, когда он был ещё ребёнком. Через какое-то время отец привел в дом новую супругу, а через некоторое время, после её смерти, женился в третий раз. Отношения его сына с мачехами складывались не лучшим образом. В этой связи ему приходилось выслушивать незаслуженные обвинения и упреки. Бывало, что он не выдерживал наплыва обид и убегал из родительского дома.

Не раз испытав на себе несправедливость этого мира, Фомислав уже с детства начал задумывался о другой жизни — жизни во Христе, отграниченной от мирской суеты.

Несмотря на трудности, связанные с отношениями в семье, учился он на удивление хорошо и среднюю школу закончил с отличием.

По выпуске из школы, следуя воле отца, изучал портновское дело в торгово-ремесленном училище. Профессия портного сулила ему пусть и небольшой, однако стабильный достаток. Но этим планам не суждено было сбыться: через некоторое время Фомислав заболел туберкулезом.

Монашеская жизнь

В 1932 году он решил отстраниться от мира и поступить в монастырь. С этой целью направил запрос в обитель Горняк. Между тем, болезнь всё прогрессировала и уже перешла в опасную стадию.

Фомиславу было предложено пройти интенсивный курс лечения, без которого, по словам докторов, он не прожил бы и пяти лет. Положившись более на волю Божью, чем на прогнозы врачей, Фомислав отказался от прохождения дальнейшего лечения и, помолившись, отбыл в монастырь Горняк.

Здесь он познакомился с русским монахом, который, вникнув в серьёзность его намерений, порекомендовал ему обратиться в обитель Мильково, где тогда подвизались русские монахи, прибывшие из Валаамского монастыря: жизнь в том монастыре была более строгой и лучше соответствовала чаяниям и представлениям Фомислава.

После встречи с настоятелем монастыря Мильково, отцом Амвросием (Кургановым), схиархимандритом, учеником и последователем преподобного Амвросия Оптинского, Фомислав был принят в обитель.

Полагая, что ему осталось не более пяти лет земной жизни, Фомислав, как он сам впоследствии вспоминал, старался всецело предаться Божественной воле, много молился, ревностно исполнял послушание, впитывал наставления опытных братий и отцов.

Помимо исполнения монашеского долга, он уделял много внимания изучению русского языка, что в дальнейшем позволило ему приобщиться к сокровищнице русской духовной литературы.

От молитвы к молитве, от подвига к подвигу Фомислав возрастал духом. Вместе с тем он укреплялся и физически. Болезнь, мало-помалу, стала отступать.

После кончины отца Амвросия строй жизни в обители начал меняться, возникли нестроения, и вскоре Фомислав вынужден был переселиться в обитель Горняк, возглавлявшейся тогда русским игуменом Серафимом.

В 1935 году Фомислав, к радости братий, принял монашеский постриг с именем Фаддей. Вскоре после этого его рукоположили в иеродиакона.

Прошло совсем немного времени, как иеродиакон Фаддей был определён на служение в монастырь Раковица, находившийся в юрисдикции Белградско-Карловацкой архиепископии. Здесь, с благословения Патриарха Варнавы, он прошёл курс обучения в школе иконописи.

В 1938 году отец Фаддей был хиротонисан в сан иеромонаха. Затем, подчиняясь распоряжению церковного начальства, стал служить в Печской Патриархии. Это служение было прервано Второй Мировой войной.

Военные годы

Когда иерромонах Фаддей, в сопровождении трёх других братий, возвратился в Белград, он был арестован тайной полицией и доставлен в тюрьму: его подозревали в соучастии в деятельности Сербского сопротивления. После того как подозрения были сняты, и его выпустили из-под стражи на свободу, он направился в обитель Витовница.

В 1943 году фашистские оккупанты снова взяли отца Фаддея под стражу, заключив его вместе с двумя спекулянтами, торговцами табаком. На этот раз ему угрожала смертная казнь. Между тем казнь не состоялась. Примечательно, что в тюрьме ему было видение небожителя: ангел указал ему на крест, который он должен будет нести, продолжая служение Богу, утешая и просвещая многострадальный сербский народ.

Читайте также:
Храм Серафима Саровского в Кунцеве: описание и адрес храма, праздники, как добраться

Приблизительно через месяц со дня заключения фашисты перевели отца Фаддея в монастырь Войловица.

Дальнейшая жизнь

В 1949 году отец Фаддей был удостоен должности настоятеля кафедрального Белградского храма, а вскоре и должности настоятеля обители Печская Патриархия.

Помимо сложностей обычного характера, связанных с исполнением монашеского и священнического долга, много трудностей доставляли ему вынужденные отношения с коммунистами. За время деятельности в Печской Патриархии напряжение его сил достигало такой величины, что в результате он пережил два тяжелейших нервных срыва.

В 1955 году в связи с истощением сил и слабостью здоровья отец Фаддей вернулся в Бряничевскую епархию, где в продолжении нескольких месяцев служил в должности приходского священника.

После ряда перемещений с места на место, в период с 1956 по 1957 год, старец Фаддей был назначен настоятелем обители Горняк.

В 1959 году посетил Афон, после чего, прослужив какое-то время приходским пастырем, был поставлен наместником обители Туман.

В 1962 году возглавил Витовницкий монастырь.

С 1972 года исполнял обязанности настоятеля монастыря Покайница.

Через некоторое время руководство перевело старца в обитель Туман, на должность духовника.

С 1981 года очередным местом служения подвижника стал Витовницкий монастырь. В этот период отец Фаддей принимал множество верующих, искавших заступничества, отеческих наставлений и благословений.

В 1991-м, а затем в 1996 годах старец перенёс два инфаркта.

За несколько лет до своей кончины отец Фаддей вынужден был оставить монастырь, ввиду развернутых против него козней и интриг. Божьей помощью он обрёл приют в семье Грубор, члены которой были его духовными чадами.

14 апреля 2003 года старец Фаддей почил о Господе в Бачской Паланке. Похоронен в Витовницкой обители.

Какие у нас мысли, такова и наша жизнь

Наставления сербского старца Фаддея Витовницкого

6 / 19 октября 1914 года родился известный сербский духовник, один из самых почитаемых старцев Сербской Православной Церкви XX века архимандрит Фаддей (Штрбулович), стяжавший дары непрестанной молитвы, смирения, любви, прозорливости и духовного рассуждения.

Публикуем отрывки из книги «Архимандрит Фаддей Витовницкий», выпущенной издательством Сретенского монастыря.

Старец вспоминал: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить Богу, потому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет».

«С ранней своей молодости отправился я послужить Господу. У меня было слабое здоровье, и я думал, что остаток своей жизни проведу так, как того требует Господь».

Старец Фаддей всю свою жизнь старался совершать подвиг ежедневного служения литургии, даже в дни тяжелой болезни. Он любил повторять слова святого праведного Иоанна Кронштадтского как свои собственные: «Когда я не служу литургию, я не живу!»

«Когда я не служу литургию, я не живу!»

С 1981 года и почти до конца жизни отец Фаддей подвизался в Витовницком монастыре. Слава о духовном рассуждении, мудрости и прозорливости старца широко расходилась среди верующих. Сам смиренный старец на вопрос о своей прозорливости шутливо отвечал: «Ну да, вот заберусь на подоконник и далеко-о вижу…»

«Люди приходят ко мне с невысказанными вопросами, но Бог знает, что им нужно. Не я. Они думают, что я отвечаю на мысли их. Господь отвечает, а не я, не я…»

Отец Фаддей зачастую принимал круглыми сутками и годами страдал от нервного истощения из-за тяжелой духовной ноши, которую он нес. Он иногда говорил: «Когда мы молимся за других, то принимаем на себя часть их страданий». Отец Фаддей подвизался и сугубым подвигом — он никогда не ложился в постель.

Архимандрит Йован (Радосавлевич) говорил о старце: «Народ всего Витовницкого края, да всей страны, почитает его как великого, исключительного духовника, молитвенного монаха и подвижника. Многие жители Белграда потрясены его наставлениями и советами. Его благообразный лик седого одухотворенного старца словно озарен светом и радостью. Такие духовники — благодатный дар Божий в наше суровое время».

Старец Фаддей Витовницкий оставил нам в назидание духовные советы и наставления. Эти советы и наставления просты, но полны евангельской мудрости и Божественной благодати. Его поучения передавались из уст в уста.

«Какие у нас мысли, такова и наша жизнь».

«Наши мысли действуют не только на нас, но и на окружающий животный и растительный мир, более того, они влияют на вечность, не только разрушая землю, но и умножая зло во Вселенной».

«Гораздо лучше учить жизнью, чем словами».

«Гораздо лучше учить жизнью, чем словами»

«Почему Господь наказывает нам любить неприятелей наших? Это не ради них, но ради нас. До тех пор, пока мы сохраняем в себе мысль об обиде, которую нам нанесли недруги, друзья, родные, близкие, мы не имеем мира и покоя и живем в адском состоянии. Необходимо освободиться от этого зла, выбросить его, как будто ничего и не было, простить все».

«Не следует много думать о себе, потому что, думая о своих потребностях, мы сами себе мешаем. Мы сами себе — наибольшее препятствие. Думаем о зле, которое вокруг нас, которое ранит нас, но если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало».

«Строгость в отношении к ближним опасна. Строгие возрастают лишь до определенной степени и остаются на телесном подвиге. В обхождении с людьми нужно быть благим, кротким, снисходительным».

«Строгость в отношении к ближним опасна. В обхождении с людьми нужно быть благим, кротким, снисходительным».

«К ближним нужно одинаково относиться. Мы не смеем делить людей: этот мне симпатичен, этот антипатичен. Ибо тогда вы объявили войну этой другой особе. И она будет к вам нетерпима. И хотя внешне вы не дали повода, ни словом, ни движением, внутри себя, своими мыслями, вы это вызвали».

«Перестаньте думать зло о своем начальнике или коллеге по работе, перемените злые мысли на добрые, и увидите, как изменится поведение ваших прежних “неприятелей”».

Читайте также:
Серафим Тяпочкин: житие и биография старца, могила, почитание

«Люди переменчивы как ветер. Сегодня они — за тебя, завтра — против. Кто может остановить ветер? Кто может угодить всему свету? Если стараешься угодить каждому, обязательно попадешь в беду. Евангелие говорит: премудрость — прóстым. Будем перед всем миром ничем, чтобы перед Богом стать чем-то».

«Когда найдете некую родственную душу, останьтесь с ней, ибо это есть великая радость — дружить с единомышленниками».

«Ключевая черта характера — основа при переходе в вечность. Если мы мирны и тихи — идем в ряд святых и ангелов».

«Если твои родители атеисты, а ты верующий, не упрекай и не дразни родителей своей верой, но молись за них и будь к ним добр».

У старца спросили: «Как нужно молиться Богу?» Старец ответил: «Молиться нужно так, как молился отец Иоанн Кронштадтский. Он внимательно читал молитвы, на каком-нибудь слове чувствовал, что его сердце согрелось, а в душе разлились мир и радость, и затем уже молился с чувством. Слова молитвы нужно произносить с верой в то, что Господь смотрит на вас и слушает вас. А когда во время молитвы в сердце что-то зарождается, “схватите” это, задержитесь на этом — “стойте” в этом».

«Мир все более погрязает в грехе и зле и смешивает любовь и страсти, а любовь и страсти не имеют ничего общего. Любовь есть Бог, а страсти есть то, что происходит от духов зла».

«Господь будет смирять нас с помощью окружающих людей. Кто-то вызывает наше раздражение, гнев — и так будет продолжаться до тех пор, пока мы не будем оставаться спокойными, пока не усвоим этот урок».

«Бог, Который весь Любовь, знал, что все созданные разумные существа не смогут сохранить свое положение, и дал время от сотворения мира до Страшного Суда, чтобы разумные существа пришли в себя, чтобы вернулись в объятия своего Родителя. Чтобы соединились с Абсолютным Добром, с Абсолютной Любовью… Но вот, людям стало милее зло, нежели добро. Падшая природа! Легче подумать худо, нежели хорошо. Но когда человек подумает дурно, ему нет ни мира, ни покоя от таких мыслей. Как велико наше падение. Страшно. Мы не можем прийти в себя. И ничего не можем сделать сами».

Старец Фаддей говорил: «Всю жизнь меня мучила мысль о цели этой жизни, я задавал себе вопрос, для чего нужна эта жизнь. То, что человек трудится, чтобы достигнуть материального богатства, чтобы есть и пить, — неужели это все, что необходимо человеку? Слава Богу, в житии святого Серафима Саровского говорится, что цель нашей жизни — возвращение в объятия к своему Отцу Небесному, чтобы мы, люди, на земле были как Ангелы на небе, руководимые Духом Святым».

Старец Фаддей Витовницки о лазерном начертании (ВИДЕО)

Юношеские годы и молодость

Когда детство закончилось, наступили не менее суровые времена. Томислав серьезно заболел, никто не мог дать точных прогнозов о его будущем состоянии и вообще жизни. Именно тогда будущий инок принял решение о полном посвящении себя Богу.

Отец не разделял желание сына принять постриг. Мужчина был твердо уверен в том, что сын должен остаться в миру. Тогда отец своей волей направил сына в ремесленно-торговое училище. Томислав получил хорошее образование, которое позволило бы ему потом зарабатывать себе на хлеб.

Однако позже он убедился, что его предназначение заключается абсолютно в другом. Томиславу тогда только исполнилось 18 лет. Молодой человек заразился страшной болезнью. Врачи сказали о необходимости прохождения сложного курса лечения. Туберкулез все сильнее влиял на здоровье будущего старца. Врачи вынесли вердикт, что без продолжения особой терапии Томислав не проживет более пяти лет.

Это интересно! Терапия туберкулеза в те времена включала в себя не только принятие лекарственных препаратов, но и накачивание легких сжатым воздухом. Последняя процедура была достаточно неприятной и длительна по времени.

Монашеская жизнь

В 1932 году он решил отстраниться от мира и поступить в монастырь. С этой целью направил запрос в обитель Горняк. Между тем, болезнь всё прогрессировала и уже перешла в опасную стадию.

Фомиславу было предложено пройти интенсивный курс лечения, без которого, по словам докторов, он не прожил бы и пяти лет. Положившись более на волю Божью, чем на прогнозы врачей, Фомислав отказался от прохождения дальнейшего лечения и, помолившись, отбыл в монастырь Горняк.

Здесь он познакомился с русским монахом, который, вникнув в серьёзность его намерений, порекомендовал ему обратиться в обитель Мильково, где тогда подвизались русские монахи, прибывшие из Валаамского монастыря: жизнь в том монастыре была более строгой и лучше соответствовала чаяниям и представлениям Фомислава.

После встречи с настоятелем монастыря Мильково, отцом Амвросием (Кургановым), схиархимандритом, учеником и последователем преподобного Амвросия Оптинского, Фомислав был принят в обитель.

Полагая, что ему осталось не более пяти лет земной жизни, Фомислав, как он сам впоследствии вспоминал, старался всецело предаться Божественной воле, много молился, ревностно исполнял послушание, впитывал наставления опытных братий и отцов.

Помимо исполнения монашеского долга, он уделял много внимания изучению русского языка, что в дальнейшем позволило ему приобщиться к сокровищнице русской духовной литературы.

От молитвы к молитве, от подвига к подвигу Фомислав возрастал духом. Вместе с тем он укреплялся и физически. Болезнь, мало-помалу, стала отступать.

После кончины отца Амвросия строй жизни в обители начал меняться, возникли нестроения, и вскоре Фомислав вынужден был переселиться в обитель Горняк, возглавлявшейся тогда русским игуменом Серафимом.

В 1935 году Фомислав, к радости братий, принял монашеский постриг с именем Фаддей. Вскоре после этого его рукоположили в иеродиакона.

Прошло совсем немного времени, как иеродиакон Фаддей был определён на служение в монастырь Раковица, находившийся в юрисдикции Белградско-Карловацкой архиепископии. Здесь, с благословения Патриарха Варнавы, он прошёл курс обучения в школе иконописи.

В 1938 году отец Фаддей был хиротонисан в сан иеромонаха. Затем, подчиняясь распоряжению церковного начальства, стал служить в Печской Патриархии. Это служение было прервано Второй Мировой войной.

Читайте также:
Игумен Петр Мещеринов: биография, беседы и книги, лекции

Писательские труды Витовницкого

После изучения трудов самых разных святых отцов, после познания Священного Писания, старец Фаддей и сам взял в руки перо. Из-под его руки вышло ни одно произведение. Самым известным считается «Мир и радость в Духе Святом».

«Мир и радость в духе святом»

Это произведение стало результатом духовной возвышенности и любви монаха к людям. Всю книгу можно поделить на следующие части:

  • «Беседы, поучения, проповеди о жизни духовной»;
  • «Данный нам крест мы должны нести до конца»;
  • «Витовницкий стослов».


Книга старца Фаддея Витовницкого

Каковы наши мысли, такова наша жизнь

Еще с детства отец Фаддей стал собирать и записывать мысли о жизни. Его цитаты часто используются другими священниками. Самые знаменитые это:

  1. «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь. Если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, такой же будет и наша жизнь».
  2. «Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем — на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. …Разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».

Какие у нас мысли, такова и наша жизнь

6 / 19 октября 1914 года родился известный сербский духовник, один из самых почитаемых старцев Сербской Православной Церкви XX века архимандрит Фаддей (Штрбулович), стяжавший дары непрестанной молитвы, смирения, любви, прозорливости и духовного рассуждения.

Публикуем отрывки из книги «Архимандрит Фаддей Витовницкий», выпущенной издательством Сретенского монастыря.


Архимандрит Фаддей Витовницкий / Cост. О.Л. Рожнёва. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 128 с.

Старец вспоминал: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить Богу, потому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет».

«С ранней своей молодости отправился я послужить Господу. У меня было слабое здоровье, и я думал, что остаток своей жизни проведу так, как того требует Господь».

Старец Фаддей всю свою жизнь старался совершать подвиг ежедневного служения литургии, даже в дни тяжелой болезни. Он любил повторять слова святого праведного Иоанна Кронштадтского как свои собственные: «Когда я не служу литургию, я не живу!»

«Когда я не служу литургию, я не живу!»

С 1981 года и почти до конца жизни отец Фаддей подвизался в Витовницком монастыре. Слава о духовном рассуждении, мудрости и прозорливости старца широко расходилась среди верующих. Сам смиренный старец на вопрос о своей прозорливости шутливо отвечал: «Ну да, вот заберусь на подоконник и далеко-о вижу…»

«Люди приходят ко мне с невысказанными вопросами, но Бог знает, что им нужно. Не я. Они думают, что я отвечаю на мысли их. Господь отвечает, а не я, не я…»

Отец Фаддей зачастую принимал круглыми сутками и годами страдал от нервного истощения из-за тяжелой духовной ноши, которую он нес. Он иногда говорил: «Когда мы молимся за других, то принимаем на себя часть их страданий». Отец Фаддей подвизался и сугубым подвигом — он никогда не ложился в постель.

Архимандрит Йован (Радосавлевич) говорил о старце: «Народ всего Витовницкого края, да всей страны, почитает его как великого, исключительного духовника, молитвенного монаха и подвижника. Многие жители Белграда потрясены его наставлениями и советами. Его благообразный лик седого одухотворенного старца словно озарен светом и радостью. Такие духовники — благодатный дар Божий в наше суровое время».

Старец Фаддей Витовницкий оставил нам в назидание духовные советы и наставления. Эти советы и наставления просты, но полны евангельской мудрости и Божественной благодати. Его поучения передавались из уст в уста.


Фото: ibelieveorthodoxy.com

«Какие у нас мысли, такова и наша жизнь».

«Наши мысли действуют не только на нас, но и на окружающий животный и растительный мир, более того, они влияют на вечность, не только разрушая землю, но и умножая зло во Вселенной».

«Гораздо лучше учить жизнью, чем словами».

«Гораздо лучше учить жизнью, чем словами»

«Почему Господь наказывает нам любить неприятелей наших? Это не ради них, но ради нас. До тех пор, пока мы сохраняем в себе мысль об обиде, которую нам нанесли недруги, друзья, родные, близкие, мы не имеем мира и покоя и живем в адском состоянии. Необходимо освободиться от этого зла, выбросить его, как будто ничего и не было, простить все».

«Не следует много думать о себе, потому что, думая о своих потребностях, мы сами себе мешаем. Мы сами себе — наибольшее препятствие. Думаем о зле, которое вокруг нас, которое ранит нас, но если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало».

«Строгость в отношении к ближним опасна. Строгие возрастают лишь до определенной степени и остаются на телесном подвиге. В обхождении с людьми нужно быть благим, кротким, снисходительным».

«Строгость в отношении к ближним опасна. В обхождении с людьми нужно быть благим, кротким, снисходительным».

«К ближним нужно одинаково относиться. Мы не смеем делить людей: этот мне симпатичен, этот антипатичен. Ибо тогда вы объявили войну этой другой особе. И она будет к вам нетерпима. И хотя внешне вы не дали повода, ни словом, ни движением, внутри себя, своими мыслями, вы это вызвали».

«Перестаньте думать зло о своем начальнике или коллеге по работе, перемените злые мысли на добрые, и увидите, как изменится поведение ваших прежних “неприятелей”».

«Люди переменчивы как ветер. Сегодня они — за тебя, завтра — против. Кто может остановить ветер? Кто может угодить всему свету? Если стараешься угодить каждому, обязательно попадешь в беду. Евангелие говорит: премудрость — прóстым. Будем перед всем миром ничем, чтобы перед Богом стать чем-то».

«Когда найдете некую родственную душу, останьтесь с ней, ибо это есть великая радость — дружить с единомышленниками».

«Ключевая черта характера — основа при переходе в вечность. Если мы мирны и тихи — идем в ряд святых и ангелов».

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы во Владыкине: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

«Если твои родители атеисты, а ты верующий, не упрекай и не дразни родителей своей верой, но молись за них и будь к ним добр».

У старца спросили: «Как нужно молиться Богу?» Старец ответил: «Молиться нужно так, как молился отец Иоанн Кронштадтский. Он внимательно читал молитвы, на каком-нибудь слове чувствовал, что его сердце согрелось, а в душе разлились мир и радость, и затем уже молился с чувством. Слова молитвы нужно произносить с верой в то, что Господь смотрит на вас и слушает вас. А когда во время молитвы в сердце что-то зарождается, “схватите” это, задержитесь на этом — “стойте” в этом».

«Мир все более погрязает в грехе и зле и смешивает любовь и страсти, а любовь и страсти не имеют ничего общего. Любовь есть Бог, а страсти есть то, что происходит от духов зла».

«Господь будет смирять нас с помощью окружающих людей. Кто-то вызывает наше раздражение, гнев — и так будет продолжаться до тех пор, пока мы не будем оставаться спокойными, пока не усвоим этот урок».


Фото: predanie.ru

«Бог, Который весь Любовь, знал, что все созданные разумные существа не смогут сохранить свое положение, и дал время от сотворения мира до Страшного Суда, чтобы разумные существа пришли в себя, чтобы вернулись в объятия своего Родителя. Чтобы соединились с Абсолютным Добром, с Абсолютной Любовью… Но вот, людям стало милее зло, нежели добро. Падшая природа! Легче подумать худо, нежели хорошо. Но когда человек подумает дурно, ему нет ни мира, ни покоя от таких мыслей. Как велико наше падение. Страшно. Мы не можем прийти в себя. И ничего не можем сделать сами».

Старец Фаддей говорил: «Всю жизнь меня мучила мысль о цели этой жизни, я задавал себе вопрос, для чего нужна эта жизнь. То, что человек трудится, чтобы достигнуть материального богатства, чтобы есть и пить, — неужели это все, что необходимо человеку? Слава Богу, в житии святого Серафима Саровского говорится, что цель нашей жизни — возвращение в объятия к своему Отцу Небесному, чтобы мы, люди, на земле были как Ангелы на небе, руководимые Духом Святым».

Детство Фаддея

Детские годы Фаддея были тяжелыми. С ранних лет он испытывал несправедливость со стороны окружающего мира, и уже тогда начал задумываться о жизни, далекой от суеты.

Вспоминая о своем детстве, монах Фаддей говорил, что уже тогда понял, к чему стремится его душа. Ребенком он мечтал о служении Богу, потому что Он стоит надо всем.

Происхождение и рождение

Родился 6 (19) октября 1914 года в Сербском селе Витовница, которое входит в общину Петровац-на-Млави, расположенную в Браничевском округе. Был рожден раньше срока, семимесячным и потому был очень слабым. Это произошло во время пребывания его матери на городской ярмарке. Младенца родители поспешили сразу окрестить. В этот день отмечалась память апостола Фомы, поэтому мальчика назвали Томиславом (Фомиславом). Есть легенда о том, что глаза он открыл лишь после крещения.

Семья

Родители были бедными крестьянами, проживавшими в деревне Витовница, недалеко от реки Млава. Мама умерла, когда Томислав был еще маленьким. Отец женился во второй раз. Вторая жена тоже умерла, и отец женился снова.

Отношения с мачехами у ребенка не складывались: он был вынужден терпеть упреки и даже убегал из дома. Со сверстниками тоже не было взаимопонимания. Отличавшийся от других детей внешностью и характером, Томислав все чаще искал уединения. Школу он окончил с отличием, несмотря на все трудности.

Его часто ругали, высмеивали, считали ущербным, неспособным к крестьянскому труду. Ребенок молился Богу, просил дать ему какое-то полезное умение. Отец не защищал сына, как того мальчик ожидал. Это обстоятельство еще больше омрачало жизнь Томислава.

Старец Фаддей Витовницкий

Этот человек является одним из самых узнаваемых и почитаемых старцев церкви Сербии с конца XX по начало XXI веков. Он всегда отличался духовной возвышенностью, отзывчивостью и любовью ко всем людям. Особенно приятно было вести со старцем беседы, ведь всегда мог найти слова для утешения души любого страждущего. Кто же такой Фаддей Витовницкий? Какова его история и вклад в духовную жизнь православия?

Рождение и детство

Ранние годы старца были тяжелы. Он родился 6 октября 1914 года в селе Витовница. Она находится в Сербии. Мальчик появился на свет раньше положенного срока, и поэтому был очень слаб. Существует легенда, что глаза младенец открыл только после Таинства Крещения. При рождении был назван в честь дня святого Фомы — Томислав (Фомислав).

Родители мальчика были простыми бедными крестьянами. Мать умерла, когда Томислав был еще совсем ребенком. Тогда отец женился на второй, а потом и на третьей жене. Мачеха часто придиралась к ребенку, ругала и наказывала. Поэтому Томислав часто сбегал из дома и искал спасения в уединении, ведь отец защищать сына не собирался.

О других православных старцах:

Проблемы были и со сверстниками. Из-за своей слабости от рождения мальчик не был приспособлен к тяжелому крестьянскому труду. Томислав был не похож на других ребят, и поэтому все больше времени проводил в одиночестве. Однако, несмотря на это, окончил школу с отличием. Стоит сказать, что уже в таком возрасте мальчик задумывался о служении Богу.

Юношеские годы и молодость

Когда детство закончилось, наступили не менее суровые времена. Томислав серьезно заболел, никто не мог дать точных прогнозов о его будущем состоянии и вообще жизни. Именно тогда будущий инок принял решение о полном посвящении себя Богу.

Отец не разделял желание сына принять постриг. Мужчина был твердо уверен в том, что сын должен остаться в миру. Тогда отец своей волей направил сына в ремесленно-торговое училище. Томислав получил хорошее образование, которое позволило бы ему потом зарабатывать себе на хлеб.

Однако позже он убедился, что его предназначение заключается абсолютно в другом. Томиславу тогда только исполнилось 18 лет. Молодой человек заразился страшной болезнью. Врачи сказали о необходимости прохождения сложного курса лечения. Туберкулез все сильнее влиял на здоровье будущего старца. Врачи вынесли вердикт, что без продолжения особой терапии Томислав не проживет более пяти лет.

Читайте также:
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Это интересно! Терапия туберкулеза в те времена включала в себя не только принятие лекарственных препаратов, но и накачивание легких сжатым воздухом. Последняя процедура была достаточно неприятной и длительна по времени.

Монашеский постриг

Томислав был уверен в неизбежности смерти и тогда подал прошение в монастырь Горняк. Последние дни он желал провести с Богом. Разговор с настоятелем подслушал один русский монах. Он посоветовал Томиславу другое место, такое, какое соответствовало ожиданиям.

Тогда молодой человек отправился в Мильков монастырь. Сюда он пришел 24 июля 1932 года. Монастырь был сербско-русский. Здесь было всего 30 иноков, которые жили по строгим правилам. Вскоре Томислав выучил русский язык. Теперь он мог изучать самые разные труды святых отцов.

Из-за смерти настоятеля Амвросия братия распалась. Тогда Томислав направился в монастырь Горняк вместе с некоторыми другими иноками. В 1935 году состоялся постриг в монахи. Ему было дано имя Фаддей. Вскоре монах был рукоположен в сан иеродиакона, а через три года иеромонаха. Позже был направлен на жительство в Печскую Патриархию.

Зрелый возраст

Это были сложные времена войны. Однако даже этот ужас не смог сломить веры отца Фаддея. Он продолжал укреплять свой дух и тело.

Военные годы

В самом начале Второй Мировой войны Фаддей вместе с братией ушли в Белград из-за начала Югославской операции. Здесь монах был арестован. Его подозревали в организации коммунистических ячеек, но вскоре отпустили из-за недостатка доказательств.

Вплоть до 1943 года Фаддей жил в монастыре Раковица. Его вновь арестовали и приговорили к смерти. Однако казнь не состоялась. Как рассказывал позже сам Фаддей, к нему пришел Ангел Господень и указал дальнейший путь и крест, который мужчина должен был нести.

За время войны отец Фаддей прошел еще 2 тюрьмы, а позже был отправлен на служение в монастырь Войловица.

Последние годы жизни

Жизнь старца была трудна даже без учета всех правил жизни монаха. Фаддей сильно переживал из-за людей, которые не были обращены к церкви и находились во власти коммунизма. Так его здоровье ослабло. Старец пережил 2 инфаркта в 1992-ом и 1996-ом соответственно.

Из-за интриг против него в монастыре Фаддей ушел в мир. Там его приютила семья Грубор. В 2003 году отец Фаддей ушел в мир иной. Его похоронили в Витовницкой обители.

Писательские труды Витовницкого

После изучения трудов самых разных святых отцов, после познания Священного Писания, старец Фаддей и сам взял в руки перо. Из-под его руки вышло ни одно произведение. Самым известным считается «Мир и радость в Духе Святом».

«Мир и радость в духе святом»

Это произведение стало результатом духовной возвышенности и любви монаха к людям. Всю книгу можно поделить на следующие части:

  • «Беседы, поучения, проповеди о жизни духовной»;
  • «Данный нам крест мы должны нести до конца»;
  • «Витовницкий стослов».

Каковы наши мысли, такова наша жизнь

Еще с детства отец Фаддей стал собирать и записывать мысли о жизни. Его цитаты часто используются другими священниками. Самые знаменитые это:

  1. «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь. Если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, такой же будет и наша жизнь».
  2. «Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем — на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. …Разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».

Духовные поучения

Слова старца можно воспринимать не что иное, как жизненные мудрости. Так стоит упомянуть такие строки:

  • Победить зло можно любовью
  • К ближним надо относиться одинаково
  • Нужно освобождаться от нечистых мыслей.

Старец Фаддей Витовницкий: «Третья Мировая Война уже началась…» (Републикация)

Юношеские годы и молодость

Когда детство закончилось, наступили не менее суровые времена. Томислав серьезно заболел, никто не мог дать точных прогнозов о его будущем состоянии и вообще жизни. Именно тогда будущий инок принял решение о полном посвящении себя Богу.

Отец не разделял желание сына принять постриг. Мужчина был твердо уверен в том, что сын должен остаться в миру. Тогда отец своей волей направил сына в ремесленно-торговое училище. Томислав получил хорошее образование, которое позволило бы ему потом зарабатывать себе на хлеб.

Однако позже он убедился, что его предназначение заключается абсолютно в другом. Томиславу тогда только исполнилось 18 лет. Молодой человек заразился страшной болезнью. Врачи сказали о необходимости прохождения сложного курса лечения. Туберкулез все сильнее влиял на здоровье будущего старца. Врачи вынесли вердикт, что без продолжения особой терапии Томислав не проживет более пяти лет.

Это интересно! Терапия туберкулеза в те времена включала в себя не только принятие лекарственных препаратов, но и накачивание легких сжатым воздухом. Последняя процедура была достаточно неприятной и длительна по времени.

Воспитание послушания

Фото: Flickr.com
Фаддей наставлял, что характер ребенка формируется до 5 лет, поэтому за эти годы родителям требуется приучить ребенка к такому послушанию, в результате которого на любое родительское слово у них должен быть один ответ – «аминь».

То есть послушание должно быть абсолютным и беспрекословным. Но он с горечью отмечает, что на самом деле все происходит в семьях совершенно не так. Родители сами подают плохой пример, относятся к собственным родителям без почитания и противятся их воле. Да еще и привлекают внуков к этому, чтобы передали бабушке и дедушке, мол, мама и папа не будут то-то и то-то делать. Вот и заканчивается воспитание послушания у детей, не успев начаться.

Писательские труды Витовницкого

После изучения трудов самых разных святых отцов, после познания Священного Писания, старец Фаддей и сам взял в руки перо. Из-под его руки вышло ни одно произведение. Самым известным считается «Мир и радость в Духе Святом».

«Мир и радость в духе святом»

Это произведение стало результатом духовной возвышенности и любви монаха к людям. Всю книгу можно поделить на следующие части:

  • «Беседы, поучения, проповеди о жизни духовной»;
  • «Данный нам крест мы должны нести до конца»;
  • «Витовницкий стослов».
Читайте также:
Казанский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, расписание богослужений

Книга старца Фаддея Витовницкого

Каковы наши мысли, такова наша жизнь

Еще с детства отец Фаддей стал собирать и записывать мысли о жизни. Его цитаты часто используются другими священниками. Самые знаменитые это:

  1. «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь. Если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, такой же будет и наша жизнь».
  2. «Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем — на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. …Разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».

Детство Фаддея

Детские годы Фаддея были тяжелыми. С ранних лет он испытывал несправедливость со стороны окружающего мира, и уже тогда начал задумываться о жизни, далекой от суеты.

Вспоминая о своем детстве, монах Фаддей говорил, что уже тогда понял, к чему стремится его душа. Ребенком он мечтал о служении Богу, потому что Он стоит надо всем.

Происхождение и рождение

Родился 6 (19) октября 1914 года в Сербском селе Витовница, которое входит в общину Петровац-на-Млави, расположенную в Браничевском округе. Был рожден раньше срока, семимесячным и потому был очень слабым. Это произошло во время пребывания его матери на городской ярмарке. Младенца родители поспешили сразу окрестить. В этот день отмечалась память апостола Фомы, поэтому мальчика назвали Томиславом (Фомиславом). Есть легенда о том, что глаза он открыл лишь после крещения.

Семья

Родители были бедными крестьянами, проживавшими в деревне Витовница, недалеко от реки Млава. Мама умерла, когда Томислав был еще маленьким. Отец женился во второй раз. Вторая жена тоже умерла, и отец женился снова.

Отношения с мачехами у ребенка не складывались: он был вынужден терпеть упреки и даже убегал из дома. Со сверстниками тоже не было взаимопонимания. Отличавшийся от других детей внешностью и характером, Томислав все чаще искал уединения. Школу он окончил с отличием, несмотря на все трудности.

Его часто ругали, высмеивали, считали ущербным, неспособным к крестьянскому труду. Ребенок молился Богу, просил дать ему какое-то полезное умение. Отец не защищал сына, как того мальчик ожидал. Это обстоятельство еще больше омрачало жизнь Томислава.

Духовные поучения

Сильная вера в человеке неизменно вызывает и ищет молитву.

Многолетняя крепкая молитва непременно рождает любовь.

В жизни человеческой нет другой более благородной цели, чем очистить свое сердце, чтобы оно пело от радости. А сердечная молитва всегда ведет к сердечной радости. Радостному человеку ничего не трудно, потому что он полон любви. Незлобивые, простодушные, необремененные житейскими заботами люди могут быстро принять божественный огонь непрестанной молитвы.

А мы хотим знать, что такое это, что такое то, мы перегружены мирскими заботами и интересами. Необходимо освободится от всего этого и обновиться. Но мы не можем добиться этого сами, нужно чтобы Дух Святой сошел в сердце. Пока мы простодушно соединены с Господом, мудрость этого мира не входит в нас, потому что истинную мудрость и истинные знания мы получаем от Бога.

Насколько смирилась наша душа, настолько открываются перед ней тайны небесные. Перед смиренным и кротким открываются тайны всего, что нас окружает. Он мыслит гораздо глубже тех, кто годами изучает мудрость этого мира. Потому что Бог содержит в себе тайны нашего мира, и до тех пор, пока мы думаем, что мы чего-то добились, что-то знаем, истинная, божественная мудрость не может открыться нам и наши открытия в медицине, физике даются большими трудами и бывают поверхностны.

В молитве прежде всего необходимо внимание. Без внимания молитва ничего не стоит, но если совсем оставим ее, становится еще хуже, еще тяжелее. Большое значение имеет труд, но мы постоянно обращаем внимание на что-то другое. Святые отцы молились, чтобы Господь избавил их от забвения молитвы.

Молитве должно предшествовать внимание, оно как страж. Если молимся без внимания, в молитве нет ни истины, ни духа. Когда есть внимание, знаем, чего просим, о чем молимся, все внимание должно быть собрано в словах, которые мы произносим. Когда обращаемся к человеку с просьбой и знаем, что он может это для нас сделать, мы обращаемся к нему всем своим существом. Мы просим его: сделай для меня это, я знаю, что ты в состоянии сделать это для меня. Мы полностью уверены и просим его. А молимся мы часто без внимания, ради порядка, по привычке и думаем, что помолились, но на самом деле мы были не на молитве, мы думали о чем-то другом.

При всяком деле должен присутствовать Господь, потому что неприятель постоянно приходит с вопросами: где были, что делали, что слышали, начиная с самого детства, и потом выстраивает свои комбинации мыслей, а мы думаем, что все это наше. У падших духов представлен весь реестр нашей жизни: что мы делали, как к кому относились, поэтому нам нужно очень большое напряжение, чтобы приблизиться к Господу и постоянно жить с Ним. Это трудовая молитва, но есть еще и благодатная молитва. Она приходит как дар Господа. Видя, что мы, отбросив все мирские удовольствия, всем существом своим стремимся соединиться с Ним, Он постепенно освобождает нас от забот этого света, от привязанности к земным вещам и приводит душу к простоте и смирению. Он учит нас не принимать обиды сердцем, и что бы ни произошло смиряться. Так, постепенно очищаясь, душа принимает божественный огонь, чтобы непрестанно молиться в Духе Святом.

Молиться нужно, как молился отец Иоанн Кронштадтский, который внимательно читал молитвы и ощущал, как на отдельных словах согревалось его сердце, а в душе разливался мир и радость.

Слова молитвы нужно произносить с верой в то, что Господь нас слышит и видит. А если во время молитвы, что-то поднимется в сердце, примите это и удерживайте, задержитесь на этом и стойте в этом. Когда ощутим благоприятное расположение, можем перейти от молчания к Иисусовой молитве. Она сначала звучала так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий и Слово Божье, Богородицы ради, помилуй мя. Если можем, произносим Иисусову молитву с чувством, а если не можем, постараемся сердцем припасть к Богу, как знаем и умеем, и порадуемся молчанию перед Господом.

Читайте также:
Монастыри Кипра: православные действующие мужские и женские, описания и история

Если у нас нет опытного духовника, который мог бы нами руководить, опасно принуждать себя к внутренней молитве. Я был еще совсем молодым послушником, когда сам начал молиться. Отец Амвросий мне сказал: «Чтобы ты не делал, повторяй про себя: Иисусе Сыне Божий, помилуй мя». Я был еще мальчишкой, и всем сердцем послушал его. Каждый день я исповедовал отцу духовнику, что происходило внутри, в душе, а он мне советовал, как следует поступать. Через некоторое время я почувствовал, как вместе с воздухом, которым я дышу, входит в сердце молитва. Со временем молитва сама начала твориться в сердце.

Но после того, как умер мой духовник, многие годы я провел в больших душевных мучениях. Я приходил к некоторым духовникам, просил совета. Но это не помогало. Это продолжалось до тех пор, пока я не прочитал «Путь спасения» Феофана Вышенского и Господь помог. Когда нет никого среди людей, кто бы нас утешил, тогда приходит Господь и через книгу радует душу.

Нужно упражняться. И молитва – это тоже упражнение. Каждому следует упражняться в Иисусовой молитве. Она гласит: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. А если упражняться каждый день, постоянно, тогда она начнется сама, без твоей воли, без твоего желания, когда она переходит в навык, она становится невероятной силой – божественной. Чувствуешь мир и радость, радость несказанную. Сам удивляешься, что это такое, все тебе мило, все тебе хорошо, ко всему тебе хочется прикоснуться, и на что бы ни посмотрел, все для тебя свято. Это божественная благодать, которая дается человеку даром, независимо от нашей воли и желаний, идет сама по себе.

Нужно молиться как можно больше и на всяком месте. Но ясно, что при этом христианин не может быть похожим на фарисея, который даже лицо свое изменяет, чтобы его заметили. Святые отцы говорят, что молитва требует абсолютно беспопечительной жизни. Мы молимся рассеянно. Мы не предали себя на волю Божью, мы все думаем, что должны все держать в голове и что у Господа много всяких забот в целом мире и во всей вселенной.

Спрашиваем: «Думает ли Он о нас или нет?». Это значит, мало у нас веры, нет упования. А Господь промышляет обо всем. Это значит, что любой случай, любая даже самая незначительна мелочь, – все, что происходит с нами и возле нас, повсюду, указывает на промысел Божий и Его попущение. Ничего в мире не происходит без промысла и попущения. Все, благообразно и возвышенно, промыслено Господом. Ему одному известно, почему попущено все, что нам кажется беспорядочным, и до каких пор. Мы должны чувствовать Его присутствие везде. Увидите, если будем жить всегда и везде в присутствии Господнем, всякий наш труд будет от сердца. Работаем не людям, работаем Богу. Всякий труд – божественный, от Бога. Тогда мы не будем заняты. А пока мы заняты, мы не способны достичь Царствия Небесного. Почему не способны? Потому, что мы здесь подвластны сатане. Когда молишься, внимательно следи за теми словами, которые ты произносишь. Тут должно быть твое внимание, потому что ум способен представить все, что угодно. Человек, когда он в молитве, он не думает, потому что он ничего не представляет. Святые отцы говорят, что когда человек молится, у него должна быть одна мысль, что на этом свете нет никого, только Бог и он, и он обращается к Богу. Никого нет. Во всей вселенной нет никого, только они вдвоем, понимаете? Это тоже представление. Только не оборачивайся на себя, как только обернешься, сразу думаешь о своих проблемах. Мы сами себе больше всего мешаем. Не другие нам мешают, мы сами себе мешаем.

Наибольшее препятствие для себя – мы сами. Мы думаем: «Зло где-то там снаружи, оно кружится само». Но если бы в нас не было зла, оно бы не зацепилось за нас. Зло внутри нас. Оно не виновато, мы сами виноваты в том, что нарушили мир. Пусть нас обвиняют, пусть нас оговаривают, пусть имеют свободную волю, пусть исполняют свою работу, а у нас своя работа – хранить мир.

Молитесь непрестанно, наставляет апостол. Внутренняя молитва – труд самого человека, потому что через молитву человек приближается сердце к Господу. А падшие духи смотрят, как бы привязать его к какому-нибудь земному предмету. Нельзя забывать, что все, что мы можем сделать для себя, чтобы спастись и войти в Царство Божие, мы можем сделать только здесь, на земле. Как только перейдем с «этой стороны», не сможем ничем себе помочь. Тогда нам помогут только молитвы святых. Поэтому нужно постоянно вспоминать наших усопших и молиться за них. Когда Бог слышит наши искренние молитвы за усопших, они им помогают.

Маленькая соринка мешает зрению, так и маленькая забота мешает молитве. Молитва требует абсолютно беспопечительной жизни. Когда человек приучается делать все, что он делает, от всего сердца, делать с желанием, тогда он становится молитвенным, и работа ему удается.

Святые отцы говорят, что самое трудное – молиться, но когда придет ревность и будет преодолено саможаление, тогда сердце полюбит молитву и тогда тебе всегда будет мало времени на молитве.

Молитва – дыхание души. Поэтому нам непрестанно нужно быть в молитве. Молитва черпает силы из источника жизни. Господь – и отец и мать, которая хранит и кормит. Научимся непрестанно быть с ними.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: