Вятская епархия: священники и приходы, монастыри и храмы

МОНИТОРИНГ СМИ: Довели? Помогли? Сам? Вятское священство не верит в самоубийство бывшего настоятеля Свято-Успенского собора Трифонова монастыря

Утром 7 июня протоиерей Петр (Шак) был найден с петлей на шее в своем доме.

Следственный комитет Первомайского района начал проверку “по факту” смерти 47-летнего священнослужителя, бывшего благочинного Первого Вятского округа. По предварительным данным, “покончившего жизнь самоубийством путем повешения”.

Однако ни один из близко знавших отца Петра и его резко негативное отношение к суициду (смевшего в свое время перечить Владыке Хрисанфу, не запрещавшему родным и близким молиться за самоубийц) не верит в его добровольный уход. Ведь своей смертью он не только совершил непоправимый грех, но и нанес более чем значительный ущерб положению Вятской епархии (вплоть до замены Владыки).

– Последние дни своей жизни отец Петр, перенеся тяжелую операцию и сердечный недуг, пребывал в сложном душевном состоянии. Близким он рассказывал, что ж теперь греха таить, что подвергается ежедневной травле со стороны известного в Кирове батюшки, которого даже прозвал “отец доброжелатель”. Он знал, что на имя Владыки Марка поступило множество кляуз, содержащих обвинения в его адрес, и знал, кто их автор, – говорит друг покойного.

Самому священнику Доброжелатель сообщал, что “скоро его посадят в тюрьму”, “выведут за штат”, а он, выгнав матушку, приберет к рукам “все его добро и хозяйство”. Незадолго до смерти отец Петр рассказал, как однажды, работая во дворе (жил он с семьей: женой и двумя сыновьями – в половине деревянного дома, что стоит во дворе женского монастыря на Динамовском проезде), услышал знакомый голос, который произнес: “Давай, трудись, негр, мне на благо. Скор весь дом мой будет”.

Но держался он стоически, тем более что друзья всячески поддерживали, обнадеживая, что при личной встрече с Владыкой Марком исчезнет все непонимание. Кстати, Доброжелатель был последний, кто разговаривал со священником перед его кончиной.

– Благо бы, будь Доброжелатель сам чист и непорочен, но всем известно о его пристрастии к алкоголю, необдуманным поступкам. Или недавний скандал, который едва удалось замять: он попытался изнасиловать матушку – жену одного из местных священников. Замечен также и в более неприличном поведении, но все ему почему-то сходит с рук. Более того, он теперь благочинный.

Из любимчиков – в опалу

Когда в апреле нынешнего года Владыка Марк принял Вятскую епархию, он назначил себя настоятелем нескольких городских храмов (Патриарх также является настоятелем крупнейших столичных храмов): Успенского собора, Серафимовской церкви и церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – что отцом Петром, бывшим к тому моменту в чине настоятеля более двух десятков лет, воспринялось с большой горечью и обидой. С сердечным приступом он попал в реанимацию, хотя отстранение было предсказуемо.

Будучи настоятелем не только кафедрального собора, но и Трифонова монастыря, отец Петр, являясь “белым священником”, возглавлял по сути “черное священство”, что не соответствует православным канонам. Святые отцы объясняли это “особыми отношениями протоиерея и Владыки, которые были земляки”. Понятно, что с приходом нового Владыки закономерно ожидались перестановки.

Как стало известно 7 июня, Владыка Марк, возможно, в связи с многочисленным “кляузами”, назначил в приходе финансовую проверку, которая выявила “значительную растрату”, а также крупную задолженность по оплате коммунальных услуг, так что счета храма были “на картотеке”. Якобы, на деньги прихода отцом Петром был приобретен новый джип, который, как он пояснял, был для нужд епархии.

– Я бы не стал осуждать отца Петра за “недостачу”, так как он был заложником системы. Каждый праздник настоятелям полагалось нести в дар Хрисанфу конвертики. Покойного Владыку не интересовало, где брались эти деньги и каким образом составлялись финансовые отчеты. Себе отец Петр ничего лишнего не брал, – говорит работник епархии.

Но, видимо, итоги проверки рассердили архиепископа и он будто бы пообещал “изгнать настоятеля публично”. Выйдя из больницы, отец Петр предпринял несколько попыток лично встретиться с Владыкой, но не удалось, в чем он тоже видел необоснованную к себе немилость.

. 7 июня утром, в начале девятого, матушка Марина обнаружила мужа лежащим в бане. Она позвонила друзьям мужа, сказав, что Петр “как неживой”. В 9 часов врачи “скорой помощи” констатировали смерть.

Что стало причиной смерти отца Петра: гордыня ли, не позволившая смиренно принять любое решение архиепископа, нестерпимая боль и обида человека, более двадцати лет восстанавливавшего собор своими руками, или чей-то злой умысел – возможно, ответит следствие.

История про церковное имущество

Среди священнослужителей бытует версия, что отца Петра могли убить, ведь, как оказалось, в истории могут быть замешаны большие деньги. По мнению источника газеты, речь идет о сумме в миллион долларов.

Во время болезни Владыки Хрисанфа кировские предприниматели передали Вятской епархии земельный участок с производственными помещениями, который ранее принадлежал церкви и находится по соседству с Успенским собором. Сегодня никому неизвестно, почему, по какой причине и с какой целью отец Петр оформил землю на себя, а вскоре передал ее “другому лицу”.

Когда Владыка Марк занялся вопросом возврата ранее исторически утраченной церковной собственности в епархию, протоиерей Петр вознамерился вернуть землю, для чего встречался с “другим лицом”. Но сегодня невозможно узнать, чем закончились переговоры, а также на каких условиях земельный участок перешел к его нынешнему владельцу.

– Если задаться вопросом: была ли кому-то выгодна смерть отца Петра – то, скорее, да, чем нет. На этом участке можно построить пять-шесть VIPовских домов коттеджного типа, а стоимость метра в том районе раза в три больше общегородской. Без участия отца Петра вернуть землю, скорее всего, будет очень непросто. Так что версию убийства я бы со счетов не скидывал, – делится мыслями источник.

04 августа 2011, 13:32 Второй случай самоубийства среди католических священников за последний месяц произошел в США
02 августа 2011, 18:30 ДОКУМЕНТ: “Достучаться до небес”.
Письмо простого священника РПЦ МП к своей высшей церковной иерархии
26 июля 2011, 16:06 МОНИТОРИНГ СМИ: Отряд не заметил потери бойца. Церковное сообщество РПЦ МП своим молчанием отказалось от покойного вятского протоиерея Петра Шака
18 июля 2011, 13:40 МОНИТОРИНГ СМИ: Архиепископ Вятский РПЦ МП Марк призвал прихожан Верхнекамского района к смирению. Они волновались по поводу установления единых цен на свечи и требы в храмах
16 июля 2011, 22:42 МОНИТОРИНГ СМИ: Памяти отца Петра Шака. 40-й день

Читайте также:
Феодоровский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Духовенство, сотрудники Вятской Епархии и преподаватели Вятского Духовного училища удостоены Юбилейной медали в ознаменование 100-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви

В дни празднования Рождества Христова и Крещения Господня из рук митрополита Вятского и Слободского Марка священнослужители, руководители отделов Вятской Епархии, сотрудники Епархиального управления, председатели приходских советов, казначеи приходов, преподаватели Вятского Духовного училища были удостоены памятной награды.

Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по представлению митрополита Вятского и Слободского Марка Юбилейной медалью Русской Православной Церкви «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» за усердные труды, добросовестное служение и развитие вверенного прихода, просветительскую плодотворную деятельность на благо Церкви награждены:

– настоятель Екатерининской церкви города Кирова, заведующий учебной частью по научно-методической работе Вятской Православной гимназии протоиерей Сергий Гомаюнов;

– настоятель храма Великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова протоиерей Сергий Ендальцев;

– настоятель Троицкой церкви села Бахта протоиерей Андрей Кряжевских;

– руководитель Миссионерского отдела Вятской Епархии, клирик Преображенского женского монастыря города Кирова протоиерей Андрей Лебедев;

– настоятель храма в честь Архангела Михаила города Кирова протоиерей Олег Филимонов;

– настоятель храма Знамения Пресвятой Богородицы села Пасегово иерей Михаил Казаковцев;

– настоятель храма Покрова Божией Матери города Советска протоиерей Михаил Ковальский;

– настоятель храма святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских села Шестаково архимандрит Иов (Муравьев);

– настоятель Троицкого храма села Быстрица протоиерей Николай Федько;

– настоятель Зосимо-Савватьевского храма села Коршик протоиерей Василий Зубрицкий;

– настоятель Спасского собора города Кирова иерей Петр Машковцев;

– руководитель Епархиального отдела социального служения, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Кирова иерей Георгий Неустроев;

– настоятель Троицкого храма села Истобенск иерей Иоанн Шаповал;

– настоятель Троицкого храма слободы Макарье иерей Владимир Путинцев;

– настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова иерей Александр Коссов;

– настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Горохово иерей Алексей Борисов;

– настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы поселка Нижнеивкино иерей Николай Андреев;

– клирик Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря города Кирова протодиакон Игорь Мельников;

– клирик Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря города Кирова протодиакон Димитрий Мартынов.

– главный бухгалтер Вятской Епархии инокиня Мария (Бычкова);

– заведующая канцелярией Вятской Епархии Раиса Речкина;

– казначей Успенского собора Трифонова монастыря Елена Блинова;

– заведующая хозяйственной частью Великорецкого подворья Свято-Успенского Трифонова монастыря Ольга Федотова;

– казначей Троицкой церкви села Кстинино Татьяна Колышницына;

– казначей Екатерининского кафедрального собора Татьяна Шлепанова;

– председатель приходского совета Свято-Серафимовского собора Ирина Гуцуляк;

– заведующая сектором заочного отделения Вятского Духовного училища Елена Герасимова.

Юбилейной медали в ознаменование 100-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви из рук митрополита Марка за создание Детско-юношеского центра, системную работу по духовно-нравственному воспитанию и за многолетнее сотрудничество с Вятской Епархией удостоена директор Детско-юношеского центра гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского города Кирова Альбина Покручина.

Поздравляем духовенство, сотрудников Вятской Епархии и преподавателей Вятского Духовного училища с заслуженной наградой!

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в Ярославле

Церковь Рождества Христова находится на улице Кедрова ( бывш. Малой Варваринской, Малой Февральской) на пересечении её с Волжской набережной.

Значительный памятник ярославской школы архитектуры и живописи ХVII. Построена в 1644 на месте деревянной церкви. Храмоздателями ее были представители двух поколений ярославской купеческой династии государевых гостей Гурьевых-Назарьевых.

Церковь имеет сложный ансамблевый образ, это четырехстолпный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереями, увенчанный первоначально пятью главами. В церкви пять приделов, первым был освещен придел Николая Чудотворца в подклете, а над ним — придел Петра и Павла, на южном окончании галереи находится придел пяти персидских мучеников — Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике — придел Иоакима и Анны. Главный придел, Казанский, возведенный позднее у юго-западного угла храма, устроен в память о событиях Смутного времени: в церкви в 1609 ярославцы прятали от поляков чтимую икону Казанской Богоматери. Этот придел с миниатюрной галерейкой, представляющий собой квадратную в плане башню, венчает изящная декоративная главка с ажурным, т.н. «процветшим» крестом. Крыльцо церкви — большое, с двухскатной кровлей, на ползучих арках, типично для начального периода ярославского зодчества XVII.

Декоративное убранство храма имеет лаконичный, сдержанный характер. Стены основного храма традиционно расчленены на три части лопатками, окна обрамлены скромными по рисунку наличниками, галерея украшена горизонтальными рядами ширинок. На северо-западном углу опоры нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. Церковь интересна как первый ярославский храм, в декор стен которого были введены изразцы. Узкие пояса зеленых « муравленных» изразцов двух видов — с изображением льва и семилепестковой розетки идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, изразчатые вставки украшают фасады крыльца. Уникальным украшением памятника является изразцовая храмозданная надпись, широкой полосой опоясывающая четверик под арками закомар, в ней сообщается дата постройки церкви и имена храмоздателей. Летописи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.

В начале XIX внешний облик церкви был искажен переделками: снесены четыре боковые главы, вместо северной галереи устроен теплый храм, на западном фасаде появился портик в классическом стиле. В 1960-е ярославские реставраторы частично восстановили первоначальный вид храма.

Церковь соединялась через крытый переход с отдельно стоящим зданием колокольни, построенной позднее. Она представляет собой оригинальный по замыслу комплекс, включающий в себя Святые ворота, надвратную церковь Гурия, Самона и Авива, окруженную галереей с двумя шатровыми башенками, и богато декорированный восьмигранный шатер. Высота колокольни 38 м. По силуэту колокольня напоминает знаменитую трехшатровую « Дивную» церковь в Угличе. Декоративное убранство колокольни богаче и разнообразнее основного храма, а необычные завершения парных полуколонок на западном фасаде в виде « шапок» напоминают венчания восточных минаретов. Колокольня является выдающимся памятником древнерусской архитектуры.

Первый тябловый иконостас был заменен в XVIII высоким шестиярусным резным иконостасом в стиле барокко. Особый интерес представляют царские врата, на створках которых искусно вырезано в высоком рельефе « Сошествие Святого духа на апостолов». Иконы иконостаса написаны в первой половине XVII, это единственный сохранившийся в Ярославле цельный ансамбль, выполненный до раскола Церкви.

Читайте также:
Храм Евфросинии Московской: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

Ансамбль церкви складывался в течение нескольких десятилетий и запечатлел в своем облике лучшие достижения художественного творчества ярославских мастеров.

Интерьер был расписан на средства ярославских купцов гостиной сотни Ивана Гурьева и его сыновей Михаила и Петра. Роспись была начата 28 мая 1682 и закончена 25 мая 1683. Ансамбль росписи включает в себя живопись основного храма и трех порталов паперти. Своды и стены паперти никогда не были расписаны. Живопись не избежала позднейших поновлений. В 1840-е она прописывалась частично клеевыми красками. В 1869 на средства старосты стенопись алтаря была переписана заново с добавлением на некоторых участках нового левкаса. В 1966 — 1970 стенопись реставрировалась , , , , при научном консультировании .

Иконографическая схема росписи, превосходно согласованная с характером небольшого и уютного интерьера, является продолжением тех посадских традиций в монументальном искусстве Ярославля, которые зародились впервые в ц. Николы Надеина. Заметное влияние на характер живописи оказала работа Гурия Никитина в ц. Ильи Пророка ( 1680). Но в целом рождественские мастера, предположительно « Федор Федоров с товарищи», пошли самостоятельным путем, создав оригинальный ансамбль.

Заказ был вызван временным приездом Гурьевых в Ярославль в период начавшейся в Москве смуты. 27 апреля 1682 умер бездетный царь Федор Алексеевич и началась борьба за престол. Вспыхнул стрелецкий бунт. 23 мая 1682 в разгар этих кровавых событий Петр Алексеевич был венчан на царство вместе с братом Иваном. Вскоре боярская дума признала двоецарствие и 29 мая узаконила регентство царевны Софьи. В канун этого переворота, в Петров пост, ярославские изографы, «попрося у Бога милости», приступили к росписи храма на подворье гостей Гурьевых. По каким-то причинам они не закончили ее в одно лето; два нижних яруса, стилистически отличные от трех верхних, возможно дописывали в апреле и мае 1683. Перед нами уникальный памятник живописи, созданный непосредственно под впечатлением кровавых событий стрелецкого бунта и хованщины.

В центральном куполе церкви изображен Вседержитель с раскрытым евангелием, в простенках между окнами праотцы. В нижней части барабана пророки в кругах, скрепленных цветочными розетками. На парусах евангелисты с символами, на лобовых частях « Спас на убрусе» ( в) и «Благое молчание» ( з). На подкупольных арках « Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой», «Сошествие св. Духа». На парусах барабанов ( разобранных в 1830-е) апостолы из числа 70, на лобовых частях херувимы. На юго-западной подпружной арке « Неверие Фомы», на северо-западной « Жены-мироносицы». На своде « Благовещение» и «Введение во храм» ( с апокрифическими сценами), «Рождество Христово» и «Богоявление», символическая композиция « София Премудрость Божия». На подпружных арках апостолы из числа 12 и числа 70. Столбы разделены на 4 яруса ( нижний декоративный). В верхнем изображены цари и благоверные князья, в среднем мученики, среди них Пантелеймон Целитель, в нижнем местночтимые святые и святые-патроны старших поколений семьи Гурьевых: св. Анкидин, св. Иоанн Лествичник, св. Гурий Исповедник и св. Назарий.

Стены церкви разбиты на 8 ярусов. Верхние пять — сюжетные, шестой — широкий декоративный фриз, седьмой — узкая летопись и восьмой — подзор из традиционных полотенец. На западной стене разбивка стен иная. Декоративный фриз там отсутствует. Нижний сюжетный ярус вдвое шире обычного. В нем размещены только две крупные композиции. Два верхних яруса ( включая люнеты) иллюстрируют земную жизнь Христа и притчи. Образцом для композиций многих сцен здесь служила не только Библия Пискатора, но и некоторые южно-русские печатные источники. Рисунок для « Притчи о разбогатевшем хозяине» заимствован из печатного « Синодика» XVII. Третий ярус, посвященный « Страстям и явлениям Христа по Воскресении», исполнен драматического пафоса. Четвертый ярус росписи связан с богородичной темой и посвящен различным « чудесам Богородицы», сведения о которых почерпнуты из книги И. Галятовского « Небо Новое». Этот уникальный литературный цикл иллюстрируется здесь впервые в ярославской фреске.

Несомненно, знаменщиком цикла был художник-миниатюрист. Большинство сюжетов заимствовано из западных источников: «Чудо Богородицы по Вознесении», «Чудо над умерлым отроком», «О монахе-иконнике Иерониме», «О еврейском отроке, брошенном в печь», «О девице, убившей младенца», «О львах, которые сопровождали богородицу по пути в Египет», «Об Иоанне, из уст которого выросло древо со словами « Радуйся, Мария», «О деве Александре, из-за которой два юноши пали в поединке», «О двух лествицах, ведущих на небо», «О князьях волошских Дерсе и Мерхесе», «О покаявшемся Адельмане», «О блаженном Павле и его ученике», «О трясении земли во Италии», «Об иконе во граде Казани», «О видении Марии Зегнии».

Одной из лучших композиций литературного цикла является « Чудо о монахе Ерониме». Он изображен смиренно сидящим в келье и пишущим икону Богородицы. К нему является дьявол в образе девицы с распущенными волосами и высокой боярской шапке. Красавица заставляет его обокрасть церковь и оборачивается лукавым бесом. Ероним звонит в колокола. Сбежавшиеся монахи привязывают дьявола к столбу. В этой новелле ярославскому мастеру особенно удался образ дьявола с наглым, улыбающимся лицом. Он напоминает древнегреческого сатира.

Шестой ярус южной стены посвящен деяниям и мученическим кончинам 12 апостолов. На северной стене в нем иллюстрированы молитва « Отче наш», «Семь таинств» ( над порталом) и «Мученическая кончина персидских мучеников Акиндина, Пегасия, Елпидифора и Анемподиста» ( последняя сцена посвящена патрону основателя ц. Анкидина Назарьева). В шестом ярусе западной стены над порталом написана « Богоматерь Живоносный источник» ( из книги И. Галятовского), по сторонам две большие символические композиции: «Хвалите Господа с небес» и «Страшный Суд», где среди грешников, помимо иноземцев, изображены русские в высоких боярских горлатных шапках. Символико-дидактическая композиция « Хвалите Господа с небес» на слова 148 псалма Давидова стала особенно популярна после выхода в 1680 в свет « Рифмованной псалтыри» Симеона Полоцкого.

Арки семи больших окон оформлены эмблематическими изображениями ангелов с зерцалами на фоне клубящихся облаков. В арках трех входных порталов деисусные композиции из трех круглых медальонов. В замкнутых помещениях алтаря и жертвенника ( диаконник не расписан) стенопись размещена следующим образом. В конхе центрального алтаря « О тебе радуется», на стене апсиды святители, мученики и преподобные, написанные в два регистра. На южной стене добавлена композиция « Достойно есть». На западной стене « Евхаристия», в арке « Спас на убрусе и архидьяконы». В конхе жертвенника « Великий вход», на своде « Что тя наречем благодатная». В апсиде избранные святые и синодик ( помянник) семьи Гурьевых.

Читайте также:
Мужской монастырь святого Лазаря в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Живопись на порталах паперти более всего пострадала от позднейших поновлений клеевыми и масляными красками. Арку входного портала украшает оглавный деисус. На откосах ангелы, стерегущие вход. По сторонам портала Иоаким и Анна. В арке южного портала архангелы со Спасом Эммануилом. По сторонам преподобные Зосима и Савватий, Сергий и Никон Радонежский. В арке северного портала Богоматерь Печерская, по сторонам Антоний и Феодосий.

Четырехъярусный иконостас церкви сооружен в середине XVII в. на средства правнуков Ивана Гурьева — Алексея и Федора Афанасьевичей Гурьевых. Несмотря на поновления, иконостас сохранил общие черты стиля елизаветинского барокко: пышную резьбу, украшающую прямоугольные рамы, картуши и витые колонки. На царских дверях горельефные изображения « Сошествия святого Духа на апостолов». На дверях выполнены в той же технике Архангел Гавриил и Богоматерь. Вокруг столбов существовали резные клиросы с восемью фигурами ангелов и серафимов.

Стены Казанского придела и придела Акиндина украшены клеевой плафонной живописью, выполненной в 1860. В своде Казанского придела « Коронование Богоматери», на стенах « Величит душа моя Господа», «Встреча Марии с Елизаветой», «Чудеса Казанской иконы», «Благовещение» и «Рождество», в конхе « Вседержитель», в апсиде вселенские святители.

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Церковь Рождества Христова

Среди сохранившихся ярославских каменных храмов первой половины 17 века удивительной силой притяжения обладает прекрасный образец декоративной архитектуры – Церковь Рождества Христова, находящаяся недалеко от Речного порта и Волжской набережной.

Рождественская была второй посадской церковью, сооруженной в каменном виде, после Храма Николы Надеина. Но возникла она не на пустом месте, а как и водится, взамен существующей здесь ранее деревянной Рождественской церкви.

Храм Рождества Христова – второй каменный посадский храм

История деревянной Церкви Рождества Христова

Первый деревянный Рождественский храм имел очень интересную и даже несколько героическую историю, относящуюся к годам обороны города во время польско-литовского нашествия. Во времена Смуты город был захвачен войсками Лжедмитрия Второго, а точнее, сдан им без сопротивления в 1608 году. В тот период в Ярославль из Романова попадает икона Казанской Богоматери. Но в 1609 – поляков выгнали ополченцы Н.Вышеславцева. Однако поляки обещали вернуться. (История Ярославля кратко)

После одного из боев с польскими захватчиками. Картина

Польско-литовские отряды напали на Ярославль в том же 1609 году. Но опасаясь безжалостного уничтожения чудотворной иконы Казанской Богоматери, под покровом ночи драгоценный образ был заранее перенесен из храма Похвалы Богородицы, где она находилась, на территорию Земляного города, который имел оборонительные сооружения. Местом сохранения иконы была выбрана Христорождественская церковь. Мероприятия по спасению иконы оказались вполне оправданными.

В то время около известного Спасо-Преображенского мужского монастыря в радиусе сегодняшней Богоявленской площади находился Рождественский женский монастырь, которому было суждено погибнуть в пожаре при польском нападении, и никогда более он не восстанавливался. Приемником погибшего Рождественского монастыря стал впоследствии Казанский женский монастырь на территории Земляного города, начало которому и дала спасенная икона. А Рождественскому храму в ближайшее время после установления мирной жизни судьба уготовила новую жизнь в камне.

Строительство каменного храма

Самым первым каменным храмом Ярославля был Успенский собор в Рубленом городе. А первым каменным храмовым сооружением посадского Земляного города была Церковь Николы Надеина, затем в камне возводился Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря, находящейся за пределами города.

Каменные оборонительные стены Спасо-Преображенского монастыря

К середине 30-х годов 17 века одна из самых богатых купеческих семей – братья Назарьевы (Гурий с Анкидиным) – решают заменить ветхий деревянный Рождественский храм на прекрасный каменный. Эти братья были известны в городе не только своим богатством, но и военной доблестью. Оба они героически сражались в рядах Народного ополчения, которое некоторое время, перед походом на Москву, стояло в Ярославле (подробнее – История Ярославля). Мужество, проявленное братьями в боях, было замечено и высоко оценено на самых верхах! Они получили от царя жалованную грамоту, а народ дал им прозвище «дружина».

Войска Народного ополчения в Смутные времена

Царская грамота помогла братьям быстро занять лидирующее положение среди ярославских купцов. Капитал был сколочен довольно быстро в результате торговых операций, которые осуществлялись и в русских городах – Казани, Астрахани и т.д. и за морями. А следующее купеческое поколение – Гурьевых – стало инвестировать деньги в добывающие отрасли. В частности они занимались крупной добычей рыбы на реке Яик, где впоследствии построили каменный городок, названный затем Гурьерым (с 1991 года – казахский город Атыра́у). А в 1667 году тот городок, который тогда назывался Яицким, был захвачен восставшими отрядами С.Разина, что очень негативно отразилось на финансовом положении купеческой семьи.

Так вот, первые Назарьевы, дружные и героические братья, более чем через двадцать лет после победы над польскими супостатами, скопив уже значительные средства, решают соорудить храм, краше которого не было еще в ярославском посаде. Конечно, имена архитекторов, зодчих, строителей и художников-оформителей затерялись в веках. Но само строение, чудом не уничтоженное в советские времена, до сих пор поражает своей оригинальностью, изяществом и асимметричностью пропорций, которая придает ему особую привлекательность и неповторимость.

Гармония ансамбля Церкви Рождества Христова

Храм строился почти 9 лет (1635-1644) в основном из красного большемерного кирпича, соединяющегося с помощью известкового раствора. Для декора использовались фрагменты белого камня, тесаный кирпич и керамические изразцы. Изначально планировалось создать его неким подобием Храма Николы Надеина, но в результате строительства планы были изменены. Добавились дополнительные пределы, галереи, отдельная Колокольня и прочее, что привело к созданию ни на что не похожего сооружения.

На осуществление задуманного вначале не хватало денег, потом инициаторы строительства ушли из жизни. Их дело продолжили сыновья Гурия. Считается, что они решили даже усложнить композицию архитектурного решения. Как бы там не было, но спустя 8 лет от начала строительства, выросла на берегу Волги прекрасная церковь на гордость и на радость жителям ярославского посада.

Читайте также:
Московская Казанская церковь в Коломенском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Архитектурные особенности храма

Рождественская церковь представляет собой довольно сложную архитектурную композицию. Главная церковь – четырехстолпный четверик на подклете – была изначально пятикупольной. По трем сторонам она была окружена двухъярусными галерейными ходами, соединяющими пять храмовых приделов.

Реконструкция первоначального вида Христорождественского Храма

Первые два предела – Николая Чудотворца и Петропавловский сооружаются друг над другом. Никольский предел, посвященный особо почитаемому семьей Назарьевых покровителю купцов и путешественников, сооружается в подклете, и второй – Петра и Павланад подклетом.

Оба эти предела были теплыми изначально. В Никольском была установлена отопительная печь больших размеров, оформленная керамическими изразцами зеленых цветов. Остатки этих печных изразцов хранятся сегодня в фондах Ярославского музея-заповедника.Из нижнего предела в верхний вертикально поднимался канал, по которому наверх поступал теплый воздух. Позднее в верхнем пределе появилось собственное печное отопление.

Основной церковный четверик. Фрагмент

Вели галереи и в другие пределы – к пяти персидским мученикам и к Иоакиму с Анной. Пятый предел с совсем небольшой галереей сооружен был в память о спасении иконы Казанской богоматери уже следующим поколением Назарьевых – Гурьевыми. Он называется Казанским и внешне схож с квадратной башней, имеющей скатную крышу, на которой установлена главка с удивительно ажурным и тонким крестом, ювелирно выполненном ярославскими кузнецами в 18 веке. Такая форма креста называется «корсунской», по месту его происхождения города Корсун (Херсонес). Такой формы кресты привозил после крещения князь Владимир.

“Корсунский” крест над Казанским пределом

Особо выделяется западный фасад храма с его восьмигранными столбами, образующими арки. Этот фасад является крыльцом – входом в церковь. Ранее оно было украшено полихромными изразцами, которые, к сожалению, утрачены.

Западный фасад Рождественской церкви

Хотя внешний декор всего сооружения довольно сдержан, но, тем не менее, он все же присутствует и служит очень изысканно-строгим украшением. Трехчастное деление стен лопатками, оконные ниши с наличниками, закомары над широким поясом карнизов и горизонтальные ширинки галерей, украшенные квадратными вставками со звездами, – все эти элементы разбивают однотонность фасадов. Арки закомар и верх купольных барабанов имеют архитектурное оформление «сухариками», что вносит элемент легкого ажура. Барабаны к тому же украшены и аркатурными поясами.

Оформление главки Казанского предела

Изразцы в храмовом оформлении

Особую оригинальность внешнему оформлению храма придавало использование разноцветных изразцов в оформлении практически всех фасадов и крыльца. Такое их использование в храмовом оформлении Ярославля было сделано впервые и вместе с разноцветной черепицей куполов придавало церкви удивительную яркость и декоративность.

Изразцовое оформление Храма

Храмовые изразцовые «муравленые» плитки были сделаны в двух вариантах. На них было нанесено изображение льва и семилепестковой розетки. Сегодня реконструированные изразцовые вставки можно посмотреть на фасадах крыльца.

Но это еще не все! Вдоль всего фасадного четверика шла изразцовая надпись – это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень фамилий и имен лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы (дети Гурия), есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.

Изразцовый текст вдоль фасада четверика

Создание подобного изразцового текста является практически первым шагом и первым опытом в отечественном зодчестве. Причем, довольно дорогим опытом! Подобная летописная надпись позднее была выполнена в Соборе Василия Блаженного в Москве.

Керамическими плитками различных оттенков желтого и зеленого цветов была когда-то покрыта и плоская крыша Казанского предела, а покрытие ее главки было выполнено из зеленой поливной черепицы.

Построенная церковь стала образчиком для последующих аналогичных построек. Подобная асимметричность композиции, наличие галерей, применение керамических изразцов – все это можно увидеть в Ильинском храме, в церквях Николы Мокрого, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.

К середине 19 века эта церковь имела около 300 прихожан. Особым почитанием в то время пользовалась икона Рождества, наиболее часто обращались к ней будущие матери.

Особо почитаемая икона Рождества

К тому времени облик церкви очень сильно изменился относительно первоначального. С основного храма исчезли четыре малые главки, и осталась одна – центральная. Исчезла и соединительная аркада ограды, разделив композиционный замысел на две составные части – церковь и колокольня стали существовать раздельно. Позакомарность завершений крыш была заменена на их четырехскатность.

В советские годы храм закрывается, колокола переплавляются, а сама церковь окружается новыми постройками, в которых теряется ее самобытная красота и средневековая необычность.

Уникальность колокольни

В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.

Колокольня храма

В четверике прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшой храм, посвященный Гурию, Самону и Авиву. Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершается восьмерик необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массу слуховых окошечек в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.

Декор храмовой колокольни с башенками

С двух сторон шатер окружен небольшими башенками, что делает сооружение как бы трехшатровым. Эти башенки – специальные хозяйственные помещения, в одном находился часовой механизм (колокольня была снабжена часами), а в другом проходила лестница наверх. На западном же фасаде можно увидеть декоративные парные полуколонки в форме мусульманских минаретов, не встречающиеся более нигде.

Колоколов на колокольной звоннице было восемь, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они были переплавлены (в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.

Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота, находящиеся внизу колокольни.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Измайлово: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Святые врата – прежний въезд на территорию храма

Оформление арочного входа внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушная открытая галерея с кувшинообразными столбами.

Внутреннее оформление храма

Внутренние стены были расписаны только в 1683 году. Имена художников, как и имена зодчих не сохранились до наших времен. Считается, что ими могли быть прославленные ярославские живописцы Д.Семенов и Ф.Игнатьев.

Интерьерная роспись храма

Итак, стеновая роспись появляется в храме спустя почти 40 лет после его постройки. На ее осуществление уходит год по времени и приличная сумма по деньгам. Оплату осуществлял один из сыновей Гурия и его дети, т.е. возведение и оформление храма стало доброй семейной традицией Назарьевых-Гурьевых, их детей и внуков.

Росписью были оформлены основной храм и порталы паперти, которая сама расписана не была. Расписаны были и пределы. Схемы росписей были иконографическими и продолжили традиции ярославского монументального искусства. Некоторое воздействие на художников возможно оказали подобные росписи в Церкви Николы Надеина и в построенном несколько позже Ильинском храме, сделанные Гурием Никитиным, но самостоятельность в выборе тем и стиля очевидна.

Сцена из храмовой росписи – Всякое дыхание да хвалит Господа

Особо красивым получился Казанский предел, расписанный событийными сценами польской интервенции. Здесь есть рассказы о чудесах Казанской иконы, о короновании Богоматери, о Рождестве и Благовещении.

Сцена Вознесения Богоматери

Интересно, что роспись церкви была сделана в очередное российское смутное время, связанное с дворцовыми переворотами и борьбой за власть. Двоецарствие Ивана и Петра, регентство Софьи, стрелецкий бунт (хованщина) и его подавление – все эти события не могли не оказать впечатления на живописцев и на выбор ими тематического материала.

Центральный купол занят образом Вседержателя с Евангелием, чуть ниже -праотцы, еще ниже пророки. Интересна четырехъярусная роспись столбов, где можно увидеть образы русских царей и князей (верхний ярус), мучеников (средний ярус) и местных, почти семейных святых (предпоследний ярус). Самый последний ярус заполнен декоративным орнаментом.

Декоративно-летописные ярусы стеновой росписи

Роспись стен, кроме западной, восьмиярусна – на пяти из них выполнены сюжетные мотивы, по шестому идет декор, седьмой – летописные письмена, а последний, самый нижний, напоминает полотенчатый подзор. Декор нижних ярусов из вьющихся растений как бы подчеркивает декоративность всех живописных сюжетов.

На западной стене размещены крупные композиции из земной жизни Христа и иллюстрации различных притч. Многие сюжеты невозможно встретить ни в одной другой церкви. Эти фресковые миниатюры являются подлинными шедеврами храмовой росписи и уникальными иллюстрациями церковной литературы. Чего стоит одна миниатюрная композиция, рассказывающая о монахе Ерониме!

Все фигуры изображены статично, но одежды их развиваются по ветру, лики очень индивидуальны. Много необычных и непривычных для нас сюжетов, иллюстрирующих различные церковные источники. Здесь больше литературы, чем живописи. Даже в сцене мученической смерти апостолов Иисус стоит с раскрытой книгой.

Сюжет “Смерть апостолов”

Миниатюрные композиции насыщены множеством деталей, предметов, архитектурными объектами, сказочным зверьем, причем четкого деления на отдельные сюжеты нет – идет как бы сплошное повествование, сотканное из перетекающих одного в другой сюжетов.

Сюжеты Деяний апостолов

Позднее, в середине 19, и во второй половине 20 веков в храме проводились ремонты, поновления росписей, реставрации и т.д. Но в целом иконописные фрески 17 века сохранились в первозданном виде.

Церковный Иконостас

Первоначально иконостас был сооружен в тябловом варианте (из деревянных брусов для установки икон) и был четырехъярусным. Но в 18 веке его заменили на более модный каркасный резной шестиярусный. Сегодня мы можем увидеть пышную резьбу елизаветинского барокко по краям прямоугольных иконостасных рам, в выполнении картушей и витых колон.

Каркасный резной иконостас во внутреннем убранстве церкви

Так же красиво были оформлены и Святые врата со скульптурной композицией на тему сошествия на апостолов Святого Духа. Фигуры ангелов у алтарного входа выполнены в полный рост. Все эти обновления делались потомками Гурьевых.

Хотя облик церковного иконостаса изменился, многие древние иконы 17 века остались на своих местах и сегодня являются уникальными памятниками иконописного творчества. Это практически единственная цельная коллекция икон первой половины 17 века, выполненная до церковного раскола.

Фрагмент иконостаса Рождественской церкви с древними иконами

К сожалению, многие их этих икон, пережив годы войн и революций стали добычей простых грабителей конца 80-х годов 20 века, были вывезены за границу и проданы там. Интересно, что через десять лет после ограбления саратовский коллекционер Владимир Рощин случайно приобрел те похищенные образа и, проследив их судьбу, вернул иконы в ярославский храм.

Таким образом, целостный образ архитектурного ансамбля церкви складывался в течение не одного века и не одним поколением Назарьевых-Гурьевых. Но все, что сделано на протяжении такого длительного срока – является собранием самых лучших достижений ярославского храмового творчества.

Режим работы: осмотреть храм 17 века можно все дни, кроме понедельника и вторника с 10.00 до 17.00.

Храм Рождества Христова в Ярославле

Подклетный храм, являющийся великолепным образцом церковной архитектуры, воздвигнут в середине XVII столетия, его образ буквально исказился во время переделок 1831 г. При строительстве мастера использовали уникальные приемы, более не встречающиеся в ярославской школе зодчества. Пятиглавый собор изначально был обнесен с трех сторон двухэтажной галереей с пятью приделами. Колокольня Христорождественской церкви, представляющая единственное в своем роде художественное произведение отечественной архитектуры, строилась отдельно.

История постройки

Время первой постройки неизвестно, но летописи утверждают, что деревянное здание уже было создано в 1609 г., а в его стенах ярославцы хранили Казанскую икону Богородицы. Святой образ перенесли из Рождественской обители, которая вскоре подверглась сожжению и более не восстанавливалась.

  • Возведение каменной Христорождественской церкви началось летом 1636 г., она заменила обветшалую деревянную. Заказчиками строительства были ярославские торговцы Назарьевы, они решили создать этот храм по образу древнейшего в городе собора, освященного в честь Николы Надеина.
  • Первоначальная композиция церкви Рождества Спасителя состояла из габаритного четверика, водруженного на подклет. Здание окружала двухэтажная галерея, а кровлю венчало роскошное пятиглавие. В северо-западной части здания намеревались воздвигнуть колокольню.
  • Купцы Назарьевы скончались, так и не увидев завершения постройки, на которую они выделили значительную сумму денег. После их кончины руководство по воздвижению прекрасной церкви перешло в руки сыновей одного из братьев, сумевших внести в проект ряд существенных модификаций. Работы завершились в 1644 г.
  • После того как выстроили первый этаж церкви, с юго-запада создали Казанский придел, который визуально вдвигался в пролеты внешней галереи. Появление пристройки двукратно увеличило площадь западной части здания. На северо-западе храма опорами арочных пролетов являлись два восьмигранных столба, форма которых пришла из древнерусского деревянного зодчества. Колокольню же сделали отдельной, соединяющейся прямым переходом с галереей.
  • Изначальная Христорождественская церковь имела сложное покрытие по закомарам, которые приобрели декоративное значение ближе к XVII столетию. Через некоторое время закомарные полукружия приподняли над усложненными сводами, оставляя пространство для чердака и создавая криволинейную кровлю. Покрытие подобного образца ярко отличало ярославское зодчество, практикуемое в XVII столетии.
Читайте также:
Спасо-Каменный монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Крыльцо церкви Рождества Спасителя имело большие объемы и двухскатную крышу, оно изящно украшалось аутентичными изразцами. Завершенный храм предстал перед паломниками усложненным и объемным строением. В основе постройки находилась асимметричная планировка, а сама церковь выделялась многогранностью фрагментов, выразительностью и живописным видом. Сложный архитектурный план здания открывает для наблюдателя совершенно новые и гармоничные виды с различных углов осмотра.

История от середины XIX в.

В 1861 г. в храме состояло около 300 прихожан, здесь находился высокочтимый чудотворный образ «Рождество Христово», помогающий беременным женщин сохранить и оздоровить плод. Первоначальный облик церкви изменился до неузнаваемости: на основном объеме пропали малые главы, аркада (ряд арок), ведущая к колокольне, была демонтирована, позакомарное покрытие кровли модифицировалось в четырехскатное.

  • В 1921 г. советские власти официально закрыли здание, вскоре здесь проводились ремонтные работы. В качестве памятника Кристовоздвиженский собор передали в управление Ярославского музея.
  • В 30-е годы вокруг храма воздвигли современные постройки, которые визуально закрыли изящество и просторы церкви. Не осталось былого величия, так как наблюдатель более не имел лучших углов обзора на архитектурный памятник Ярославля.
  • Денежных средств, которыми располагал городской музей-заповедник, не хватало для проведения квалифицированного ремонта. В начале 90-х XX столетия стала обрушиваться обветшалая колокольная стена, поэтому Христорождественскую церковь потребовалось закрыть на реставрационный период. Городское правление смогло найти финансы только после того, как узнали об угрозе обрушения строения. Сегодня колокольня и храм восстановлены, изредка здесь проводят богослужения.

Интересно! В 1889 г. произошло неприятное событие в жизни церкви. Злоумышленники выкрали из иконостаса шесть православных образов, повествующих о евангельских сюжетах и написанных в период, когда ярославская иконопись достигла своего пика. Полотна вывезли в Германию и продали на аукционе в 1995 г., их приобрел коллекционер из России за 200 тысяч долларов. Узнав об истории похищения, покупатель принял решение вернуть священные образы храму.

Архитектура и убранство

Храм представляет собой здание с пятиглавием и расположенной рядом каменной колокольней, изначально игравшей роль Святых врат. Церковь воздвигнута на подклете и окружена двухэтажной галереей, на которую можно взойти с западной стороны через украшенное крыльцо.

Другие православные храмы Ярославля:

Архитектурные приемы, используемые при строительстве первого образца храма, не применялись ни в каких других строительных объектах.

  • Внешний облик здания живописен, но особенное восхищение вызывает фасад западной части, опоры которого предстают в виде восьмигранных столбов. Наблюдатель также обратит внимание на гармоничный карниз, отделяющий закомары от небольших аркатурных поясов, находящихся на барабанах. Ярославские мастера XVII столетия не использовали лекало (чертежный инструмент), поэтому галерейные арки лишены четкого и ровного рисунка.
  • Декорирование Христорождественской церкви выполнено в лаконичном и скромном стиле. Это типично для школы раннего ярославского зодчества. Стены основного объема разделены на три части и имеют узкие оконные проемы. В декоре часто применяется горизонтальные ширинки (разделяющий элемент), украшающие галерею и придел Казанского образа. Внутри каждой установлен рельефный квадрат с вогнутыми сторонами.
  • Изначально пятиглавие покрывалось яркой черепицей разнообразных цветовых тонов. Фасады уникально украсили изразцовой надписью, проходящей по всему четверику.

Братья Гурьевы упомянули здесь себя, а также имена тех святителей и государственных чиновников, во времена которых возводился собор. Каждый слог этой исторической надписи стоил очень дорого, а бледная прорисовка говорила о неопытности мастеров в этом деле. Через время изразцы прописывали маслом.

Интерьер

Роспись внутреннего пространства началась в 1682 г. и продолжалась около года. Кисть живописцев коснулась только основного объема и порталов паперти. Работы по обновлению красок проходили в середине XIX века. Иконографическая роспись согласовывалась с традициями древнего ярославского искусства. Однако мастера привнесли собственного мировоззрения и сумели организовать уникальный ансамбль красок.

Главный купол демонстрировал прихожанам Вседержителя, держащего Евангелие, внизу барабанов стояли пророки, на парусах (сферических треугольниках) — евангелисты с христианскими символами. Стены храма расписывались в восемь горизонтальных рядов, на которых изображались сюжеты из Библии, а также истории южно-русских летописей. Арки окон оформлялись ликами ангелов, в помещениях алтаря прихожане видели изображения великомучеников и списки икон.

Поздние обновления несколько нарушили целостность первичной росписи на порталах паперти. Иконостас, созданный в XVII веке, также реставрировался, но сумел сохранить черты барокко елизаветинского периода.

Церковь-колокольня

Этот уникальный памятник русского зодчества воздвигли в середине XVII столетия над главными вратами. Высота сооружения — около 40 м, форма ее прямоугольная, на втором ярусе располагается небольшой храм.

  • На основном четверике располагается восьмерик, в объеме которого образованы большие колокольные проемы. Выше находится стройный шатер, структура которого символично устремлена в небеса. С восточной стороны верхнего яруса видны две башенки, усиливающие впечатление возвышенности всего строения.
  • С запада стоят парные столбы, завершающиеся резными окружностями. Они напоминают мусульманские минареты, — исследователи предполагают, что мотив запомнился купцам Гурьевым во время посещения Востока, и они решили использовать его в создании православной церкви. Ни один другой российский храм не мог похвастать подобным элементом в архитектуре.
  • Надвратный храм, церковь-колокольня и часовое помещение соединяются друг с другом при помощи сложной композиции внутренних лестничных участков и галереи.

Главным украшением колокольни выступает стройный, возвышенный и изящно декорированный шатер. Если рассмотреть его внимательнее, заметны объединяющиеся в верхней части выпуклые ребра (гурты), выступающие наличники, граненый барабан, а также главки с небольшими впадинами и рядами кокошников.

  • Изначально колокольня, одновременно являющаяся церковью, входила в состав территории, окружавшей Христорождественский собор. Западный фасад колокольни выходил на одну из городских улиц. Въездные ворота были красочно и выразительно декорированы: в центре — двойные арочные проемы с гирьками, а мощные архивольты (обрамления) опирались на большие карнизы и плотные полуколонны.
  • Нижний ярус выделялся строгим ритмом, а верхний — ажурной галерейной аркадой, окружающей надвратный храм. Колокольня выглядела нарядно за счет того, что в её структуре гармонично сочетались великолепные белокаменные узорочья и кирпичные фрагменты, вкрапленные посредством сложной фигурной лепки. Однако колокольня-церковь никогда не использовалась для проведения богослужений.
  • До 1900 г. здесь находилось восемь колоколов, самый крупный из которых весил около 1 600 кг. Древнейший из них создали в землях Голландии в первой трети XVII столетия. К сожалению, колокола, «как мешающие созданию социализма», отправили в цех плавильного завода в 1929 г.
Читайте также:
Церковь Архангела Михаила в Смоленске: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений

Интересно! К храму Рождества Спасителя пристроено пять приделов. Предание гласит, что северную пристройку освятили первой во славу Николая Угодника, покровителя купцов и морских путешественников.

Это оправдано, так как братья-основатели Назарьевы торговали и много времени проводили в поездках. Придел находился в подклете, здесь работала габаритная печь, украшенная зелеными изразцами. Другие три пристройки освятили в честь Петра и Павла, персидских великомучеников, праведных Иоакима и Анны. Изящный Казанский придел устраивался в память о польском нашествии.

Как добраться

Храм считается филиалом городского музейного заповедника, богослужения проводятся здесь крайне редко. Собор работает со среды по воскресенье, двери открыты с 10:00 до 17:00.

Внимание! Попасть в здание разрешено только тем прихожанам, кто оставил предварительную заявку на посещение.

От столицы в Ярославль идут обычные и экспресс-поезда, время в пути на первом — 5,5 часов, на втором — 3 часа с четвертью. От Московского вокзала, находящегося в Ярославле, до Христорождественского собора 4 км пути.

Старинная ярославская церковь Рождества Спасителя — красивейшее здание города, воздвигнутое в XVII в. на деньги купцов по фамилии Назарьевы. Она отличается уникальной архитектурой и великолепным декором, однако, богослужения здесь чрезвычайно редко, точного расписания не имеется.

Храм Рождества Христова (Ярославль)

Храм Рождества Христова города Ярославля является значительным памятником ярославской школы архитектуры и живописи ХVII в. Построена в 1644 г. на месте деревянной церкви. Храмоздателями её были представители двух поколений ярославской купеческой династии государевых гостей Гурьевых-Назарьевых.

Церковь имеет сложный ансамблевый образ, это четырехстолпный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереями, увенчанный первоначально пятью главами. В церкви пять приделов, первым был освещен придел Николая Чудотворца в подклете, а над ним – придел Петра и Павла, на южном окончании галереи находится придел пяти персидских мучеников – Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике – придел Иоакима и Анны. Главный придел, Казанский, возведенный позднее у юго-западного угла храма, устроен в память о событиях Смутного времени: в церкви в 1609 г. ярославцы прятали от поляков чтимую икону Казанской Богоматери. Этот придел с миниатюрной галерейкой, представляющий собой квадратную в плане башню, венчает изящная декоративная главка с ажурным, т.н. «процветшим» крестом. Крыльцо церкви – большое, с двухскатной кровлей, на ползучих арках, типично для начального периода ярославского зодчества XVII в.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Престольные праздники
  • 3 Как добраться
  • 4 Паломнику
  • 5 Фото
  • 6 Видео

История [ править ]

Декоративное убранство храма имеет лаконичный, сдержанный характер. Стены основного храма традиционно расчленены на три части лопатками, окна обрамлены скромными по рисунку наличниками, галерея украшена горизонтальными рядами ширинок. На северо-западном углу опоры нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. Церковь интересна как первый ярославский храм, в декор стен которого были введены изразцы. Узкие пояса зеленых «муравленных» изразцов двух видов – с изображением льва и семилепестковой розетки идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, изразчатые вставки украшают фасады крыльца. Уникальным украшением памятника является изразцовая храмозданная надпись, широкой полосой опоясывающая четверик под арками закомар, в ней сообщается дата постройки церкви и имена храмоздателей. Летописи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.

В начале XIX в. внешний облик церкви был искажен переделками: снесены четыре боковые главы, вместо северной галереи устроен теплый храм, на западном фасаде появился портик в классическом стиле. В 1960-е г.г. ярославские реставраторы частично восстановили первоначальный вид храма.

Церковь соединялась через крытый переход с отдельно стоящим зданием колокольни, построенной позднее. Она представляет собой оригинальный по замыслу комплекс, включающий в себя Святые ворота, надвратную церковь Гурия, Самона и Авива, окруженную галереей с двумя шатровыми башенками, и богато декорированный восьмигранный шатер. Высота колокольни 38 м. По силуэту колокольня напоминает знаменитую трехшатровую «Дивную» церковь в Угличе. Декоративное убранство колокольни богаче и разнообразнее основного храма, а необычные завершения парных полуколонок на западном фасаде в виде «шапок» напоминают венчания восточных минаретов. Колокольня является выдающимся памятником древнерусской архитектуры.

Первый тябловый иконостас был заменен в XVIII в. высоким шестиярусным резным иконостасом в стиле барокко. Особый интерес представляют царские врата, на створках которых искусно вырезано в высоком рельефе «Сошествие Святого духа на апостолов». Иконы иконостаса написаны в первой половине XVII в., это единственный сохранившийся в Ярославле цельный ансамбль, выполненный до раскола Церкви.

Ансамбль церкви складывался в течение нескольких десятилетий и запечатлел в своем облике лучшие достижения художественного творчества ярославских мастеров.

Интерьер был расписан на средства ярославских купцов гостиной сотни Ивана Гурьева и его сыновей Михаила и Петра. Роспись была начата 28 мая 1682 г. и закончена 25 мая 1683 г. Ансамбль росписи включает в себя живопись основного храма и трех порталов паперти. Своды и стены паперти никогда не были расписаны. Живопись не избежала позднейших поновлений. В 1840-е г.г. она прописывалась частично клеевыми красками. В 1869 г. на средства старосты Ф.Д. Бочарова стенопись алтаря была переписана заново с добавлением на некоторых участках нового левкаса. В 1966-1970 г.г. стенопись реставрировалась В.И. Васиным, Е.А. Криулиным, В.Ф. Николаевым, Ю.Ф. Медведевым, В.Г. Зайцевым при научном консультировании О.Ф. Плющ.

Иконографическая схема росписи, превосходно согласованная с характером небольшого и уютного интерьера, является продолжением тех посадских традиций в монументальном искусстве Ярославля, которые зародились впервые в церкви Николы Надеина. Заметное влияние на характер живописи оказала работа Гурия Никитина в церкви Ильи Пророка (1680). Но в целом рождественские мастера, предположительно «Федор Федоров с товарищи», пошли самостоятельным путем, создав оригинальный ансамбль.

Читайте также:
Волгоградская епархия: храмы и монастыри, духовенство и священники

Заказ был вызван временным приездом Гурьевых в Ярославль в период начавшейся в Москве смуты. 27 апреля 1682 г. умер бездетный царь Федор Алексеевич и началась борьба за престол. Вспыхнул стрелецкий бунт. 23 мая 1682 г. в разгар этих кровавых событий Петр Алексеевич был венчан на царство вместе с братом Иваном. Вскоре боярская дума признала двоецарствие и 29 мая узаконила регентство царевны Софьи. В канун этого переворота, в Петров пост, ярославские изографы, «попрося у Бога милости», приступили к росписи храма на подворье гостей Гурьевых. По каким-то причинам они не закончили ее в одно лето; два нижних яруса, стилистически отличные от трех верхних, возможно дописывали в апреле и мае 1683 г. Перед нами уникальный памятник живописи, созданный непосредственно под впечатлением кровавых событий стрелецкого бунта и хованщины.

В центральном куполе церкви изображен Вседержитель с раскрытым евангелием, в простенках между окнами праотцы. В нижней части барабана пророки в кругах, скрепленных цветочными розетками. На парусах евангелисты с символами, на лобовых частях «Спас на убрусе» (в.) и «Благое молчание» (з.). На подкупольных арках «Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой», «Сошествие св. Духа». На парусах барабанов (разобранных в 1830-е г.г.) апостолы из числа 70, на лобовых частях херувимы. На юго-западной подпружной арке «Неверие Фомы», на северо-западной «Жены-мироносицы». На своде «Благовещение» и «Введение во храм» (с апокрифическими сценами), «Рождество Христово» и «Богоявление», символическая композиция «София Премудрость Божия». На подпружных арках апостолы из числа 12 и числа 70. Столбы разделены на 4 яруса (нижний декоративный). В верхнем изображены цари и благоверные князья, в среднем мученики, среди них Пантелеймон Целитель, в нижнем местночтимые святые и святые-патроны старших поколений семьи Гурьевых: св. Анкидин, св. Иоанн Лествичник, св. Гурий Исповедник и св. Назарий.

Стены церкви разбиты на 8 ярусов. Верхние пять – сюжетные, шестой – широкий декоративный фриз, седьмой – узкая летопись и восьмой – подзор из традиционных полотенец. На западной стене разбивка стен иная. Декоративный фриз там отсутствует. Нижний сюжетный ярус вдвое шире обычного. В нем размещены только две крупные композиции. Два верхних яруса (включая люнеты) иллюстрируют земную жизнь Христа и притчи. Образцом для композиций многих сцен здесь служила не только Библия Пискатора, но и некоторые южно-русские печатные источники. Рисунок для «Притчи о разбогатевшем хозяине» заимствован из печатного «Синодика» XVII в. Третий ярус, посвященный «Страстям и явлениям Христа по Воскресении», исполнен драматического пафоса. Четвертый ярус росписи связан с богородичной темой и посвящен различным «чудесам Богородицы», сведения о которых почерпнуты из книги И. Галятовского «Небо Новое». Этот уникальный литературный цикл иллюстрируется здесь впервые в ярославской фреске.

Несомненно, знаменщиком цикла был художник-миниатюрист. Большинство сюжетов заимствовано из западных источников: «Чудо Богородицы по Вознесении», «Чудо над умерлым отроком», «О монахе-иконнике Иерониме», «О еврейском отроке, брошенном в печь», «О девице, убившей младенца», «О львах, которые сопровождали богородицу по пути в Египет», «Об Иоанне, из уст которого выросло древо со словами «Радуйся, Мария», «О деве Александре, из-за которой два юноши пали в поединке», «О двух лествицах, ведущих на небо», «О князьях волошских Дерсе и Мерхесе», «О покаявшемся Адельмане», «О блаженном Павле и его ученике», «О трясении земли во Италии», «Об иконе во граде Казани», «О видении Марии Зегнии».

Одной из лучших композиций литературного цикла является «Чудо о монахе Ерониме». Он изображен смиренно сидящим в келье и пишущим икону Богородицы. К нему является дьявол в образе девицы с распущенными волосами и высокой боярской шапке. Красавица заставляет его обокрасть церковь и оборачивается лукавым бесом. Ероним звонит в колокола. Сбежавшиеся монахи привязывают дьявола к столбу. В этой новелле ярославскому мастеру особенно удался образ дьявола с наглым, улыбающимся лицом. Он напоминает древнегреческого сатира.

Шестой ярус южной стены посвящен деяниям и мученическим кончинам 12 апостолов. На северной стене в нем иллюстрированы молитва «Отче наш», «Семь таинств» (над порталом) и «Мученическая кончина персидских мучеников Акиндина, Пегасия, Елпидифора и Анемподиста» (последняя сцена посвящена патрону основателя церкви Анкидина Назарьева). В шестом ярусе западной стены над порталом написана «Богоматерь Живоносный источник» (из книги И. Галятовского), по сторонам две большие символические композиции: «Хвалите Господа с небес» и «Страшный Суд», где среди грешников, помимо иноземцев, изображены русские в высоких боярских горлатных шапках. Символико-дидактическая композиция «Хвалите Господа с небес» на слова 148 псалма Давидова стала особенно популярна после выхода в 1680 г. в свет «Рифмованной псалтыри» Симеона Полоцкого.

Арки семи больших окон оформлены эмблематическими изображениями ангелов с зерцалами на фоне клубящихся облаков. В арках трех входных порталов деисусные композиции из трех круглых медальонов. В замкнутых помещениях алтаря и жертвенника (диаконник не расписан) стенопись размещена следующим образом. В конхе центрального алтаря «О тебе радуется», на стене апсиды святители, мученики и преподобные, написанные в два регистра. На южной стене добавлена композиция «Достойно есть». На западной стене «Евхаристия», в арке «Спас на убрусе и архидьяконы». В конхе жертвенника «Великий вход», на своде «Что тя наречем благодатная». В апсиде избранные святые и синодик (помянник) семьи Гурьевых.

Живопись на порталах паперти более всего пострадала от позднейших поновлений клеевыми и масляными красками. Арку входного портала украшает оглавный деисус. На откосах ангелы, стерегущие вход. По сторонам портала Иоаким и Анна. В арке южного портала архангелы со Спасом Эммануилом. По сторонам преподобные Зосима и Савватий, Сергий и Никон Радонежский. В арке северного портала Богоматерь Печерская, по сторонам Антоний и Феодосий.

Четырехъярусный иконостас церкви сооружен в середине XVII в. на средства правнуков Ивана Гурьева – Алексея и Федора Афанасьевичей Гурьевых. Несмотря на поновления, иконостас сохранил общие черты стиля елизаветинского барокко: пышную резьбу, украшающую прямоугольные рамы, картуши и витые колонки. На царских дверях горельефные изображения «Сошествия святого Духа на апостолов». На дверях выполнены в той же технике Архангел Гавриил и Богоматерь. Вокруг столбов существовали резные клиросы с восемью фигурами ангелов и серафимов.

Читайте также:
Евгений Попиченко: биография, проповеди и труды, семья

Стены Казанского придела и придела Акиндина украшены клеевой плафонной живописью, выполненной в 1860 г. В своде Казанского придела «Коронование Богоматери», на стенах «Величит душа моя Господа», «Встреча Марии с Елизаветой», «Чудеса Казанской иконы», «Благовещение» и «Рождество», в конхе «Вседержитель», в апсиде вселенские святители.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Статус: музей, работает только по предварительным заявкам.

Адрес: Россия, Ярославская область, город Ярославль, улица Первомайская, 2а

Церковь Рождества Христова, Ярославль: адрес, описание, история и фото

Одна из самых красивых церквей города Ярославля – Рождества Христова. Она отличается уникальной архитектурой, нигде более не встречающейся в городе. Но архитектура – это не самое главное в истории создания этого храма. На первом месте – ее “годы жизни”.

Описание церкви Рождества Христова в Ярославле (второго среди старинных памятников прошлых веков) будет дано ниже.

Место для иконы

Этот уникальный храм известен с 1609 года. К сожалению, сведения о самой первой постройке не дошли до нашего времени. Мы знаем, что в этой церкви прятали чудотворную икону Казанской Божьей Матери. Тогда храм не был каменным, обычная деревянная церквушка.

Опасаясь за икону, ее тайно вынесли ночью из Рождественского женского монастыря, спрятав в месте, упоминаемом выше. Монастырь был сожжен и больше не восстанавливался, а история спасения чудотворной иконы дошла до ныне живущих в городе людей.

Особенности храма

С чего следует начать, говоря об особенностях церкви Рождества Христова (Ярославль)? В первую очередь, с материала, из которого она выстроена. Это камень. В те времена каменные церкви могли строить только люди царского сословия и приближенные к ним. Ибо цена такого строительства была очень высока.

Второй момент – это ее архитектура. Лаконичная и строгая, она переплетается с необычной планировкой помещения – асимметричной. В результате чего церковь имеет объемно – пространственное построение.

И, наконец, украшение храма. Оно особое, и речь пойдет о нем в отдельном абзаце.

С чего все начиналось

Если говорить о церкви Рождества Христова в Ярославле кратко, то строительство каменного варианта началось в 1636 году. Благочестивые купцы по фамилии Назарьевы – два брата Гурий и Акиндин решили построить каменную церковь по подобию первого в Ярославле каменного храма в честь Николы Надеина. Началось возведение похожей церкви с четвериком на подклете, массивным, как и у выше указанной церкви. Пятиглавые купола, двухъярусная галерея. Церковь планировалось построить с двумя пределами, о чем свидетельствуют пять полукружий аспид на уровне второго яруса. Судя по тому, что было несколько изменений в архитектуре церкви Рождества Христова (Ярославль), предполагалось строительство колокольни в северо – западном углу.

Продолжение

Краткая история церкви Рождества Христова в Ярославле такова: два брата-купца начали каменную постройку. По примеру церкви Николы Надеина, о чем говорилось выше. Но достроить не успели, отбыли в мир иной. И тогда строительство перешло в руки детям Гурия: Ивану, Андрею и Михаилу. Братья были купцами, как и отец, поэтому средства на строительство храма у них были.

В первую очередь, что сделали сыновья, это значительно расширили здание церкви. Был построен Казанский придел храма. Представлял собой квадратную четырехгранную башню со скатной крышей. На главке придела возвышался ажурный крест.

Внешний вид храма

Об истории церкви Рождества Христова в Ярославле мы поговорили выше. Теперь давайте рассмотрим, как выглядит храм.

Первым покрытием его было позакомарное. Это – отличительная черта зодчества тех времен. Со временем закомар утратил свое истинное назначение, превратившись в декоративный элемент.

Крыльцо храма большое и очень красивое, на ползучих арках, с двускатной крышей. Ранее его украшали аутентичные изразцы, но они не сохранились до наших дней.

Его декор

Для архитектурной школы Ярославля тех времен характерна сдержанность. О чем и свидетельствует декор церкви Рождества Христова в Ярославле. Окна в глубоких нишах обрамляют северный, западный и южный фасады. Закомары отделены широким карнизом.

Что касается барабанов глав. то по их верху проходит интересный карниз из “сухариков”. Равно как и закомарные арки украшены таким же карнизом. Говоря о главах барабанов, нельзя не отметить аркатурные пояса, которыми они украшены.

Галереи основного храма и Казанского придела декорированы горизонтальными рядами ширинок. Внутри каждой из них – квадрат с вогнутыми сторонами.

Изразцы

Интересна церковь Рождества Христова в Ярославле изразцами. Точнее тем, что является первым храмом в Ярославле, где используют украшение стен изразцами. Кроме этого, фасад храма был украшен изразцовой надписью, опоясывающей четверик. Это большая редкость для русского зодчества, а уж в создании текста – тем более.

Купцы Назарьевы – Гурьевы стали первыми заказчиками храма, которые вписали свои имена в строительство храма. В буквальном смысле слова.

Этот заказ стоил очень дорого. Необходимо было отдельное клише для каждого слога, надпись была длинной, и их требовалось довольно много. Изначально надпись была сделана с помощью бледно – зеленой поливы. Неровная и мало заметная на светлом фоне, она явно свидетельствовала о том, что у тех, кто ее делал, опыта было немного.

Колокольня

В колокольне церкви Рождества Христова (Ярославль) золотое сечение можно легко обнаружить. Это сейчас 38 – метровая постройка кажется простой колокольней. Изначально она представляла собой шатровую церковь над воротами ограды, которой ныне не существует. Аналогов этой колокольни в русской архитектуре нет.

Что она представляет собой? Прямоугольный четверик, поднимающийся ввысь над землей, как говорилось выше. Восьмерик с проемами для колоколов украшает четверик. А над восьмериком находится изящный шатер. Боковые стороны шатра украшены двумя небольшими башенками. Одна из них предназначалась когда-то для часового механизма. В другой “обитала” лестница в колокольню.

Шатер – самое яркое украшение сооружения. Он мог бы казаться массивным, если бы не оригинальный декор. Он сглаживает массивность шатра, придавая ему стройность. Благодаря декору кажется, что шатер устремлен ввысь.

Раньше колокольню венчали восемь колоколов. И самый большой из них весил около 100 пудов. Старинные, отлитые еще в первой половине семнадцатого века. Часть колоколов отлита в Голландии на заказ. Однако в 1929 году колокола были отправлены советской властью на переплавку, помешали “строительству нового, коммунистического общества”.

Читайте также:
Волгоградская епархия: храмы и монастыри, духовенство и священники

Приделы

В Ярославле, в церкви Рождества Христова пять приделов. Северный был освящен самым первым в честь святителя Николая. Он считается покровителем купцов и путешествующих. А в связи с тем, что династия купцов Назарьевых – Гурьевых в разъездах были постоянно, они особо нуждались в заступничестве Николая Чудотворца.

Этот придел был отапливаемым. В нем находилась большая печь, украшенная зелеными изразцами. Часть их и по сей день можно увидеть в Ярославском музее-заповеднике.

Второй придел, находящийся над приделом Николая Угодника, был освящен в честь Петра и Павла. Сначала он отапливался с помощью вертикального внутреннего канала. Горячий воздух из печи ниже поднимался по нему, и обогревал придел через печуру. Позже в этом приделе была установлена собственная печь.

В южной части был заложен и освящен придел в честь пяти мучеников: Акиндина, Афония, Анемподиста, Елпидифора и Пегасия.

Дьяконник “отдан” под придел в честь родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны.

И наконец, Казанский придел, о котором мы уже говорили в этой статье. Он находится в юго-западном углу храма. Казанский придел является самым красивым, а его роспись посвящена событиям польско-литовской интервенции.

История 1861-1990 годов

На 1861 год Церковь Рождества Христова в Ярославле насчитывала почти 300 прихожан. В храме хранилась чтимая икона Рождества, к которой обращались за помощью будущие матери.

Со временем прежний облик храма был сильно изменен. Не стало четырех малых глав на основном объеме, аркаду, что вела к колокольне, предпочли ликвидировать, разобрав. Переделали позакомарное покрытие.

В 1920 году храм был отреставрирован. А спустя год его закрыли.

1929 год, как говорилось выше, вошел в историю храма тем, что его прекрасные колокола в количестве 8 штук были отправлены на переплавку. А в 1930 году Ярославль начали активно застраивать. Это привело к тому, что храм попросту закрыли все эти новые постройки, тем самым погубив всю его красоту и великолепие.

Несмотря на активную борьбу с православием в Советском Союзе, церковь Рождества Христова в Ярославле (на фото) была передана Ярославскому музею-заповеднику в качестве памятника архитектуры. С какой целью это делалось – не понятно. Наверное власть города рассчитывала на то, что достопримечательность постепенно разрушится, придет в негодность и о ней забудут.

Так бы оно и вышло, средств музея не хватало на реставрацию церкви. Она постепенно ветшала, а денег на ремонт власть выделять не спешила. И только в 1990 году, когда под угрозой обрушения оказалась колокольня, а стена ее уже начала рушиться, были найдены средства на реставрацию. Храм долгое время простоял закрытым, ожидая ремонта.

Интересный факт

Из храма были похищены уникальные старинные иконы. Они принадлежали первоначальному убранству церкви Рождества Христова в Ярославле. Иконы были вывезены за пределы государства и проданы за границей. Точнее, в Германии на аукционе за 200 тысяч долларов. Это был 1995 год.

Их приобрел русский коллекционер из Самары Владимир Рощин. Причем, как он сам утверждал, иконы были куплены не для коллекции, а для личного использования. Узнав их историю, мужчина счел нужным вернуть уникальные памятники иконной живописи на их Родину. Так иконы снова оказались на своем месте. Их отреставрировали и вернули в иконостас.

Где находится памятник культуры?

Адрес церкви Рождества Христова: Ярославль, ул. Кедрова, д. 1.

Этот уникальный памятник, дошедший до нас из XVII века, работает с 10:00 до 17:00, ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Богослужения

Проводятся ли богослужения в церкви Рождества Христова (Ярославль)? Лишь иногда. К сожалению, точного расписания служб в этом храме нет.

Отзывы паломников

Что говорят люди, которым посчастливилось оказаться здесь? Отзывы положительные и очень теплые. Мнения сходятся на многом. Отзывы представлены ниже.

  • Замечательное место. Здесь можно подумать о высоком.
  • Это просто чудо, которое невозможно описать словами. Его надо увидеть.
  • Очень красиво. Ухоженная местность, в храме чисто и уютно.

  • Удивительно, как церковь сохранилась. И что самое интересное, в 90-е годы средства на реставрацию нашлись.
  • Даже неверующие люди не могут остаться равнодушными к этому архитектурному памятнику. И, уходя, покупают что-то такое, что могло бы напомнить о визите сюда.
  • Многие в таком восторге, что обещают обязательно вернуться еще не раз.

Памятка паломнику

Адрес церкви Рождества Христова в Ярославле мы выяснили. Что нужно помнить тому, кто собрался ее посетить? Есть некоторые правила, которых необходимо придерживаться, собираясь в храм.

  • Женщины, входя в церковь, должны покрывать голову. Поэтому собираясь на экскурсию в храм, не забудьте захватить платок.
  • В идеале, представительницы прекрасного пола посещают храм в юбках.
  • Если женщину постигла такая неприятность, как критические дни, поездку придется отложить. Хотя бы на три дня. По прошествии этого срока в храм заходить можно. Но прикладываться к иконам, ставить свечи – запрещено. Лучше подождать неделю и поехать в церковь тогда, когда уже не будет запретов на определенные традиции.
  • Мужчины должны быть в брюках. Шорты не допускаются.
  • Перед тем, как войти внутрь помещения, мужчины снимают головные уборы (кепки, шляпы, шапки).
  • На территории храма нельзя громко разговаривать, переходить на крик, употреблять бранные слова.
  • Запрещено курить и распивать алкогольные напитки на территории церкви.
  • Если в храме идет богослужение, следует поставить мобильный телефон на режим “без звука”. Иначе может возникнуть случай, который очень хорошо описывается в православных пабликах одного известного сайта: “телефоны, которые издают звуки во время службы, изымаются и погружаются в святую воду”. Это шутка, конечно же. Просто не хорошо будет, если во время торжественных богослужебных песнопений начнет совсем не православно “петь” телефон.
  • Можно ли делать фото в церкви Рождества Христова в Ярославле? Этот вопрос нужно задать за свечным ящиком. Без разрешения – не желательно.

Заключение

Мы ознакомились со старинным памятником архитектуры, находящимся в городе Ярославле. Если появится возможность, обязательно посетите церковь Рождества Христова в Ярославле. Прикоснитесь к православной святыне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: