Яко с нами Бог: текст молитвы, значение и правила чтения

«С нами Бог»: комментарий на песнопение Великого повечерия

6/19 января Православная Церковь вспоминает события Крещения Господа Иисуса Христа во Иордане. Предлагаем читателям сайта Православие.ru богословско-филологический комментарий к песнопению «С нами Бог», которое звучит в день этого праздника на богослужении.

Дни церковного года от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника называются Святками.

В Древней Церкви праздник Богоявления (Θεοφάνια) включал в себя воспоминание как Рождения Иисуса Христа, так и Крещения Его во Иордане. Оба события объединяются общим богословским осмыслением: Бог (θεός) являет (φαίνω) Себя миру. Являет и как Младенец, и как тридцатилетний Муж, вышедший после Крещения на евангельскую проповедь. Со временем единый праздник был разделен на два самостоятельных, а 12 дней между ними стали днями особой радости о явившемся миру Спасителе [1] .

Общность этих двух праздников становится ясна не только по богословскому содержанию, но и по тем богослужениям, которые совершаются в означенные дни. Каждому из этих двух праздников предшествуют одинаковые по структуре службы Сочельника, а всенощное бдение обоих праздников начинается с Великого повечерия.

Повечерие – богослужение, которое совершается после вечерни и завершает богослужебный день. Само название чинопоследования (Απόδειπνον) буквально переводится как «молитва после ужина» [2] .

В современной богослужебной практике Великое повечерие, как правило, совершается нечасто. Однако в ряде случаев оно все же служится. Именно такими случаями являются дни Рождества и Крещения Господня.

Чинопоследование Великого повечерия включает в себя ряд псалмов, молитвословий, небольшое количество гимнографии, а также песнь «С нами Бог».

Песнопение «С нами Бог» состоит из избранных стихов Книги пророка Исаии.

Песнопение «С нами Бог» состоит из избранных стихов Книги пророка Исаии

Примечательной особенностью данного текста является то, что он представлен не совсем в том виде, в котором мы могли бы прочитать его в Книге пророка. Внимательно проанализировав текст песнопения, мы можем увидеть, что он состоит из отдельных фрагментов библейских стихов.

Церковнославянский текст песнопения следующий:

С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.
Услышите до последних земли: яко с нами Бог.
Могущии покаряйтеся: яко с нами Бог.
Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог.
И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.
И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог.
Господа же Бога нашего Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог.
И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог.
И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог.
Се аз и дети, яже ми даде Бог: яко с нами Бог.
Людие ходящии во тьме, видеша свет велий: яко с нами Бог.
Живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы: яко с нами Бог.
Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам: яко с нами Бог.
Егоже начальство бысть на раме Его: яко с нами Бог.
И мира Его несть предела: яко с нами Бог.
И нарицается имя Его, Велика Совета Ангел: яко с нами Бог.
Чуден Советник: яко с нами Бог.
Бог крепок, Властитель, Начальник мира: яко с нами Бог.
Отец будущаго века: яко с нами Бог [3] .

Наполненные пророческими образами, слова пророка Исаии, сочетаясь по-новому, образуют собой богослужебный гимн, прославляющий Всемогущего Бога – «Отца будущаго века», пришедшего в мир и даровавшего миру «свет велий».

Песнопение начинается с торжественного возглашения наиболее радостной из возможных для человека истины: «С нами Бог!» Прославление Пришествия Господа является главным содержанием гимна. На протяжении всего песнопения эти слова повторяются как припев.

Всемогущество Бога

Значительная часть стихов этого гимна посвящена воспеванию всемогущества Бога. Знание Бога как Всемогущего Вседержителя было известно ветхозаветному человеку (см.: Быт. 17: 1; Иер. 32: 27).

«Разумейте языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог» – церковнославянское слово «языцы» может иметь несколько значений. Оно может обозначать как просто «народы», так и более конкретно – «народы языческие» [4] .

Из контекста пророческой книги мы понимаем, что пророк обращается к восточным языческим народам, называет их «могущими», то есть сильными [5] . Одновременно Исаия и воодушевляет своих соотечественников.

«Разумейте языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог» – как бы обращаясь к своим врагам, пророк говорит: если вы «совет совещаваете», то есть замыслите замысел [6] против народа Божия, Господь «разрушит» его. Все, что бы ни предпринимали против народа Божия его враги, будет тщетно.

Глубина контраста между величием Бога и незначительностью Его противников становится очевидна при рассмотрении греческого текста песнопения.

Церковнославянское «возглаголете» отражает греческое λαλήσητε, которое имеет и значение «болтать» или «молоть языком» [7] . Действительно, чего стоят речи, обращенные против Всемогущего Бога?

«Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог» – именно такого Бога, Который защищает Свой народ и поражает его нечестивых врагов-язычников, знал ветхозаветный человек (см.: Быт. 17: 1; Иер. 32: 27).

Новый Завет принес миру новое знание о Боге; величие Божие стало известно человечеству не по внешним победам

Новый Завет принес миру новое знание о Боге. Величие Божие стало известно человечеству не по внешним победам. Евангельская победа – победа Бога, родившегося в пещере для скота. Победа Бога, крестившегося во Иордане вместе со всеми людьми. Победа Бога, Который не только ради всех народов земли, но ради каждого из нас страдал на Кресте, воскрес и этим даровал каждому возможность причастия Миру Божию – Вечной Жизни.

Читайте также:
Псалом 116: текст на русском языке, для чего читают молитву, значение и толкование

«Бог крепок, Властитель, Начальник мира» – этот стих сочетает в себе два измерения Всемогущества Божия. С одной стороны, мы прославляем Бога как крепкого, то есть сильного [8] , Властителя. С другой стороны, мы называем Бога «Начальником мира».

Церковнославянское слово «мир» может иметь два значения: мiр как вселенная, космос и мир как покой, примирение [9] . Обращаясь к греческому тексту песнопения, мы можем увидеть, что в данном контексте слово «мир» (εἰρήνης) имеет именно второй смысл.

Господь называется «Начальником мира» (Ἄρχων εἰρήνης) в том смысле, что Он дает человеку возможность стать участником Мира Божия, то есть Вечной Жизни.

Тот же смысл мы находим в другом стихе – «мира (εἰρήνης) Его несть предела». Бог как Источник всех беспредельных, бесконечных благ Своими воплощением, смертью и воскресением дал человеку возможность спасения – причастия беспредельному покою, совершенному умиротворению.

Радость этой благой вести не может быть скрыта. Обращаясь ко всем «языкам», пронося эту весть «до последних земли», то есть до самых отдаленных уголков планеты [10] , мы воспеваем Господа, «Бога Крепкого, Властителя, Начальника мира».

Воплощение Бога – дарование света миру

Прославление Пришествия Господа в мир в тексте песнопения передается с помощью особых образов – противопоставления света и тьмы.

«Людие ходящии во тьме, видеша свет велий, живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы» – среди всех библейских образов образ света является одним из наиболее многогранных и значимых. В текстах Библии свет – образ радости и добра, образ святости и благословения, образ Истины и Божественного присутствия [11] .

Наконец, Свет – одно из имен Бога. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы», – читаем мы в Новом Завете (1 Ин. 1: 5).

Свет – это образ радости и добра, святости и благословения, Истины и Божественного присутствия. Свет – это и одно из имен Бога

«Живущии во стране и сени смертней» – обращаясь к греческому тексту песнопения, мы можем увидеть, что в данном стихе подчеркивается невероятно сильная тяга человеческой природы ко злу. «Во стране» (ἐν χώρᾳ) – дословно с греческого можно перевести как «в пространстве» [12] . То есть люди поселились (κατοικοῦντες) в пространстве тьмы, и только Господь – Истинный Свет – способен вывести человека из этой тьмы.

Рассматривая приведенные слова в контексте Книги пророка Исаии (Ис. 9: 2), можно понять: они могут быть отнесены как к древним народам Востока, не верующим в Единого Бога, так и к иудеям, уклоняющимся в идолопоклонство.

Однако эти же слова могут быть отнесены и ко всему человечеству ветхозаветного времени. Евангелист Матфей, повествуя о проповеди Господа, замечает, что в этом исполнилось пророчество Исаии, и ссылается на данный стих (см.: Мф. 4: 14). Пришествие Спасителя на землю – центральное событие всей человеческой истории. До того, как Господь воплотился, всякий человек пребывал в стране «тени смертной». Но теперь, поскольку «Младенец родился нам… народ, ходящий во тьме», увидел «свет великий» [13] .

Христос дал людям свет истинный, «просвещающий всякого человека» (Ин. 1: 9). Благодаря воплощению Бога человеку открылась возможность спасения. Человеку же предоставляется выбор: оставаться во «стране тени смертной» или же принять свет Христов и самому сделаться «светом миру», к чему и призывает нас Господь (см.: Мф. 5: 14).

Таким образом, слова этого песнопения во дни воспоминания прихода Спасителя на землю, Его явления миру звучат чрезвычайно значимо.

Пророчество исполнено: с нами Бог!

Внимательное отношение к богослужению всякий раз открывает его как наилучшую школу богословия. Великое повечерие, совершаемое в этот праздник, начинается чтением псалмов, по своему содержанию преимущественно покаянных. «Доколе, Господи, забудеши мя до конца» (Пс. 12: 1), «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене» (Пс. 6: 1) – слышим мы уже на первых минутах богослужения. Кажется, данные древние тексты в этот момент не отвечают глубокой радости праздника Богоявления Господня.

Но какая красота христианской истины открывается, когда мы воспринимаем богослужение целостно, в его единстве. Звучащее первым после псалмов песнопение «С нами Бог» возвещает ту радость, которую Господь принес миру Своим явлением. И этот контраст замечательным образом являет глубину и полноту христианской истины.

И пусть мир долго пребывал во тьме, но был спасен «Светом Великим». Через пророков Отец Небесный предсказывал Спасение – и пророчество было исполнено. И теперь, если всякий человек и может оказаться в стране «тени смертной», это положение не будет безнадежно, «ибо Младенец родился нам».

И с полной уверенностью, с сердцем, полным доброй надежды, каждый может сегодня воспеть: «С нами Бог! И уповая буду на Него и спасуся Им, яко с нами Бог!»

18 января 2021 г.

[1] Скабалланович М.Н. Христианские праздники. Рождество Христово. К., 1916. С. 177–182.

[2] Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 240.

[3] Часослов. М., 2002. С. 181–184.

[4] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 402.

[6] Адаменко В., священник. Сборник суточных церковных служб песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1926. С. 365.

[7] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1025–1026.

[8] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. С. 165.

[10] Адаменко В., священник. Сборник суточных церковных служб песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. С. 365.

[11] Словарь библейских образов. СПб., 2005. С. 1031–1032.

Читайте также:
Молитва Казанской Богоматери: прошение святой о здравии и помощи

[12] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. P. 2015.

[13] Адаменко В., священник. Сборник суточных церковных служб песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. С. 365.

Текст и особенности прочтения молитвы “Яко с нами Бог”

Значение молитвы «Яко с нами Бог»

Молитва представляет собой песнопение, основанное на стихах из пророчеств Исаии. Он писал, что вб будущем прибудет Мессия по имени Эммануил, который спасет всех грешников. В стихах повторялся припев «Яко с нами Бог». Так переводится с еврейского языка имя Эммануил. Этим именем Исайя подчеркивает, что прибывший спаситель будет иметь божественное начало.


«Яко с нами Бог» читают перед Рождеством для очищения души от негативных мыслей

Значение молитвы заключается в торжествующей песни пророка, который радуется, что в скором времени на землю придет кто-то, кто спасет души язычников и всего народа.

Текст представляет собой разные части пророчеств Исаии, соединенные в одну песню. Так, разные строчки взяты из 8.10 и 9.6 пункта пророчеств Библии. К примеру, упоминаемые «языцы» – язычники, представители разных верований, которые ранее не признавали одного бога. Фраза «С нами Бог, разумейте языцы» означает, что вскоре придет Творец, который будет защищать людей и с которым больше не будет страшно.

Из слов «Его же начальство бысть на раме Его» понятно, что на плечах пришедшего Бога будут видны его царские и небесные знаки покровительства. Речь идет о славных и великих чудесах Иисуса Христа, которые он совершал в течение своей земной жизни.

Из фразы Василия Великого: «Велика Совета Ангел – Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» также ясно, что речь идет о посланнике, который прибудет на землю в виде человека и спасет людей по велению Всевышнего.

«Яко с нами Бог…»

Впервые это молитвословие я услышал на великом повечерии Рождества Христова 1994 года в новгородском Софийском соборе. Служба была особенно торжественная, служили два епископа — наш Лев, второго не помню — то ли псковский, то ли тверской владыка. Народу полон собор. И все охвачены радостью праздника. Я впервые после крещения оказался на рождественском богослужении. Далеко не все еще и понимал, но общий праздничный подъем духа захватил и меня. И вот раздался диаконский бас:

— С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся: яко с нами Бог!

— Яко с нами Бог, — согласно подтвердил софийский хор.

— Услышите до последних земли: яко с нами Бог! — убедительно пророкотал тот же бас.

— Яко с нами Бог, — опять отозвался хор.

— Могущие, покаряйтеся: яко с нами Бог! — настаивал диакон.

Прежде я его не видел в Софии. Он, видимо, прибыл с приезжим владыкой. Рослый, под два метра, худощавый, с окладистой черной бородой, он и внешне производил достаточно сильное впечатление, но самое главное в нем был его поразительный голос — мощный, глубокий, красивого тембра бас. В сочетании с непререкаемостью интонации все произреченное им носило характер безусловной, бесспорной истины.

— Яко с нами Бог, — отозвалось уже не только на хорах, но и у меня в сердце.

— Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете, — уверенно и великодушно предостерег «могущих» великолепный диакон, — и хор как припечатал в конце: яко с нами Бог!

Эти слова ложились бальзамом на душу, все еще не оправившуюся от горьких потрясений кроваво-дымного октября 1993-го и угнетенную наглым торжеством ельцинской либерально-компрадорской банды, захватившей власть в стране. Душа моя впервые очнулась от гнета этих последних месяцев. Очнулась — и распрямилась.

И почуялось, как вот так же — все разом — оживают, распрямляются, воскресают к жизни миллионы таких же, как я. Яко с нами Бог! Представилось: весь русский народ, обманутый, ограбленный, отравленный и оболганный, опоминается и приходит в себя. Яко с нами Бог! Вспомнились вдруг слова Виктора Петровича Астафьева: «Мы народ большой. Нас мало убить, нас надо еще и повалить». Нет, не убили еще. Да и не повалить! Яко с нами Бог! Вот в чем все дело: пока с нами Бог, Всемогущий и Всемилосердный, никакой враг — никакие враги — все враги мира и преисподней не страшны нам: аще бо паки возмогут, и паки (И ПАКИ!) побеждени будут.

Такое вот открылось мне тогда милостью Рождшегося Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. И с тех пор каждый раз, когда в храме читается или поется это молитвословие, а это происходит не раз в году, я испытываю такой же духоподъемный восторг. И пыль гражданского уныния смывается с меня этими восхитительными боговдохновенными словами.

Сегодня, когда в стране нарастает напряжение перед угрозой «цветной» революции — и не просто нарастает — его искусно и мощно нагнетают во всех СМИ, с экранов дебилизатора, в адской Сети — совсем не лишне, мне кажется, всем нам вспомнить и внимательнейше прочитать это замечательное молитвословие. Оно, кстати, напрямую связано с Отечественной войной 1812 года, 200-летие победы в которой мы нынче ни шатко ни валко, но все же празднуем, и в дореволюционных молитвенниках печаталось под заголовком «Воспоминание об избавлении Церкве и державы Российския от нашествия Галлов». Стоит в связи с этим напомнить, что 25 декабря 1812 года Александр I издал «Высочайший манифест о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского», а 30 августа 1814 года последовал еще один манифест государя: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Тогда-то в Рождественской церковной службе и появилось это молитвословие, основанное на отдельных стихах Книги пророка Исаии. С той поры Рождество Христово праздновалось в России не только как православный, церковный праздник, но и как воинский — праздник Победы. Праздник, по своему смыслу и значению абсолютно совпадающий с нашим нынешним Днем Победы. Таковым он и оставался до 1917 года, когда был вычеркнут из жизни вместе со всем «проклятым самодержавным прошлым»…

Читайте также:
Молитва Феодоровской Божьей Матери: прошение святого о помощи

Между тем потребность в этом духоподъемном пророчестве, можно сказать, висит в воздухе и проявляется, в частности в том, что все чаще в последнее время многими вспоминается его рефрен: ЯКО С НАМИ БОГ.

Давайте же внимательно прочитаем это молитвословие Победы.

С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

Услышите до последних земли: яко с нами Бог.

Могущия, покаряйтеся: яко с нами Бог.

Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог.

И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.

И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог.

Господа же Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог.

И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог.

И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог.

Се аз и дети, яже ми даде Бог: яко с нами Бог.

Людие ходящии во тме видеша свет велий: яко с нами Бог.

Живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы: яко с нами Бог.

Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам: яко с нами Бог.

Егоже начальство бысть на раме Его: яко с нами Бог.

И мира Его несть предела: яко с нами Бог.

И нарицается имя Его велика совета Ангел: яко с нами Бог.

Чуден Советник: яко с нами Бог.

Бог крепок, Властитель, Начальник мира: яко с нами Бог.

Отец будущего века: яко с нами Бог.

С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

Первые семь стихов обращены к «языцем» — всем народам, вплоть «до последних земли», предостерегая тех, которые, обольщаясь своим могуществом, могут возжелать напасть на православную Российскую державу, на Святую Русь.

«Покаряйтеся» здесь не имеет ввиду подчинения, мирового господства, о котором бредят англосаксы. Нет, это призыв к смирению. Не нам покоряйтеся, а тому обстоятельству, что с нами лучше не связываться, поскольку с нами Бог. И даже если вы считаете себя «могущими», мощными, такими мощными, что в состоянии, кажется, подчинить себе весь мир, — не надо, не обольщайтесь, смиритесь с тем, что нас лучше не трогать: не надо «прати противу рожна». Много было желающих до вас — и татары, и поляки, и галлы с двадесятию языками со всей Европы, и Гитлер с его всеевропейским опять же воинством. Все они известно чем кончили. Сегодня США неймется. «Дядя Сэм», обобрав весь мир с помощью своих зеленых фантиков и обнаглев от безнаказанности, прет везде насаждать свою «дерьмократию» и свои бесчеловечные «общечеловеческие ценности». При этом известный шахматный шулер Бжезинский, пифия американского глобализма, со свойственной ему русофобской беззастенчивостью объявил на весь мир, что «новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России». Что не мешает нынешним властителям России как ни в чем ни бывало приглашать его на наши политические форумы и даже расшаркиваться перед ним! — вместо того, чтобы раз и навсегда объявить этого откровенного врага России и Православия персоной нон грата.

Впрочем, оно и понятно: как же ему, слуге сатанину, не ненавидеть Русское Православие и Русскую Православную Церковь, если в наших храмах читается такое.

«И иже аще совет совещаваете, разорит Господь». Разорит любой ваш совет (сговор, заговор, да что угодно). Даже и всемогущий (как кому-то кажется) американский Совет по международным отношениям, не говоря уж о такой мелочи пузатой, как Совет Европы, покровительствующий извращенцам и прибалтийским фашистам, а еще пыжащийся пересмотреть итоги второй мировой войны и отобрать у нас нашу Победу… Да не будет! Разорит Господь! «И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас…», то есть не исполнятся никакие ваши злостные намерения относительно России… Так что «страха вашего не убоимся, ниже смутимся» — ни во что нам должны быть все наставления и требования и даже угрозы антихристианской Европы со всеми ее бюрократическими структурами, толерантностью и плюрализмом, «правами» разных выродков и духовным вырождением. Не им нас учить.

Следующие четыре стиха говорят о том, на Кого же нам — каждому — уповать. На Господа Бога. Его «освятим, и Той будет нам в страх». А страх Божий, как известно, есть начало премудрости (Притч. 1, 7). «Страх Господень — источник жизни. Страх Господень — твердыня души. Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения», — поучает преп. Ефрем Сирин. И если на Господа надеяться буду, будет мне это «во освящение» — и, уповая на Него, спасуся Им. То есть буду Им, Господом Богом, спасен. И не только я, но и дети мои. И вот тут, при чтении этого стиха: «Се аз и дети, яже ми даде Бог: яко с нами Бог» — у меня каждый раз падает сердце.

Читайте также:
Молитвы, чтобы не посадили в тюрьму, о скором освобождении из тюрьмы

Что мы делаем с детьми, которых дает нам Бог? — А мы их убиваем в материнских утробах! То ли по два миллиона, то ли больше в год! Вот оно, лицемерное мурло либерального гуманизма: смертную казнь для мерзейших преступников отменили, а невиннейших младенцев убиваем, даже не дав им родиться. Этот ужас как назвать? Это же прямое богоборчество: Бог являет нам милость Свою — мы убиваем. И воле Божией противимся, и заповедь «не убий» преступаем, а как народ совершаем самоубийство. — Тут невольно вздрогнешь и поежишься: ох, а с нами ли Бог?! Можем ли мы еще уповать на Него, на Его безграничное милосердие?

Много говорено о покаянии русского народа. За клятвопреступление, за цареубийство, за отступление от Бога. Много за что есть ему каяться. Но на сегодня самое главное, мне кажется, в чем он должен каяться — это бесконечные аборты. Ведь покаяние предполагает исправление, изменения души. Сегодня в стране нарастает и ширится движение против абортов — и это не может не радовать. Но и государство, безусловно, должно сказать свое слова — запретить аборты и сурово карать всех тех, кто делает на этом «бизнес». Однако важнее всего — осознание ПОЛНЕЙШЕЙ НЕВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ТАКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БОГА. Это для атеистов естественно: раз Бога нет — значит все позволено. Но для всех, кому ясно, что Бог есть (а ведь это большинство русского народа: даже для тех, кто в церковь не ходит), такое противление Его воле должно быть просто немыслимо.

Не случайно была явлена России великая милость Божия — принесен с Афона Пояс Пресвятой Богородицы. Святыня, прямо связанная с чадородием, помогающая от бездетности или бесплодия. То есть привлекающая милость Божию. Помощь бездетным — а с другой стороны, какой упрек убийцам собственных детей! Нет, не оставил нас еще Господь.

Слишком въелся в нас «Интернационал»: «добьемся мы освобожденья своею собственной рукой» — то есть без Бога. Это очень ярко проявилось в пору пред- и послевыборного политического обострения в стране в связи с угрозой «оранжевой» революции. На митинги проамериканской либерастической шпаны против Путина надо ответить мощными митингами в поддержку Путина. У всех политшутов есть свои партии — значит и нам, православным, надо заиметь свою партию. Иначе, пугают нас, нам уготована участь маргиналов. Кто-то озабочен формированием «третьей силы». Не за Путина и не против, а за Родину, за правду, за народ. Идет спор: да мыслима ли таковая? И вообще возможна ли она. Удивительно, что все эти глаголы исходят в том числе и от православных людей, и даже от священников.

Какие могут быть споры: ТРЕТЬЯ СИЛА, бесспорно, ЕСТЬ. Она же, впрочем, и первая и главная. Это Творец мира, Господь Бог, «творящий присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная», что мы все читаем каждое утро в наших молитвенниках. «Да будет воля Твоя», не по разу на дню говорим мы. Давайте внимательно прочитаем утренние и вечерние молитвы — хотя бы их — и опамятуемся, и перестанем шататься по митингам, слушать всяких проходимцев, смотреть дебилизатор, бредить какими-то «демократическими ценностями» и «партиями». Какие и зачем нужны нам партии, когда у нас есть Святая наша Православная Церковь, возглавляемая Самим Христом, — столп и утверждение Истины?! Молитесь и уповайте на Господа. И по вере вашей будет вам (Мф 9, 29). Верить надо в Него, в Промысел Божий о России и о нас грешных, по-настоящему верить — вот и все. Это Он — Бог крепок, Властитель, Начальник мира, как гласят заключительные стихи рассматриваемого нами молитвословия. Отец будущего века — тоже Он. А никак не бжезинские с их сатанинским «новым мировым порядком». Никакой социально-политической суетней, понятно же, не стяжать Благодати. Молитвой и постом. Покаянием и жизнью по Евангелию. А мы, вспомним, во что превратили Петров пост, поддавшись на мерзкую либеральную провокацию в Храме Христа Спасителя? Да одно только внедрение в наше сознание бездумно тиражируемого похабного иноязычного словосочетания уже запакостило наши души. Не говоря уж о бесконечных духовно расточительных словопрениях по поводу этой гадости… Какие могут быть дискуссии с бесами? Церковь дала свой достойный ответ на это и прочие кощунства 75-тысячным молебном у Храма Христа Спасителя. В котором духовно соучаствовали еще многие тысячи православных по всей стране, а также, что особенно важно, сонмы святых наших. Соборная молитва — едиными усты и единым сердцем — вот наше главное оружие во все более ожесточающейся брани против мiроправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф 6, 12). Но и келейную нашу молитву не оставим. «Непрестанно молитесь», — завещал нам апостол. И услышит нас Господь Бог. Притчей о неправедном судье (Лк 18, 1-8) назидает нас Христос, как должно всегда молиться и не унывать: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к нему день и ночь, хотя и медлит защитить их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре».

С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

В сегодняшней войне, когда все силы зла, кажется, восстали против нас, и не только извне, но и внутри страны, это замечательное молитвословие, о котором я решился напомнить, — тот духовный камертон, по которому нам следует настраивать наши души на Победу, исключая всякую фальшь уныния и маловерия, вопреки всему — только на Победу. Яко с нами Бог!

Читайте также:
Молитва Соломона - сильные молитвы царю на деньги, удачу и мудрость, как и кому читать

— Я русский! Какой восторг! — восклицал Александр Васильевич Суворов. — Мы русские. С нами Бог! — обращался он к своим солдатам перед боем — и ни одного сражения не проиграл: не посрамил Господь его пламенной веры. «Мы русские, мы все одолеем», — выражал он свою уверенность в одном из писем. — А сегодня что? «Я русский! — человек заплакал. И Бог заплакал вместе с ним», — пишет русский поэт. И русские читатели, считающие себя патриотами, умиляются этому бессильному надрыву. До чего же нас довели! А мы — дошли, не очень-то и сопротивляясь…

Скажите, кто мы: наследники Суворова — или последыши Власова?

Руслан Дериглазов, член Союза писателей, Великий Новгород, специально для «Русской народной линии»

Когда и как читать

Молитва читается перед Рождеством, перед приходом Спасителя, который в течение жизни будет являть людям «знаки» своего божьего царства на земле и спасать души от грехов и попадания в ад. Каждый верующий должен читать ее вместе с другими молитвами за неделю до почитаемого события. Перед произнесением молитвы нужно подготовиться. Тогда она будет обладать большей силой.

Подготовка заключается в следующем:

  • приведите мысли в порядок (во время чтения священных слов лучше не отвлекаться на мирские дела);
  • отключите все раздражающие слух предметы (телефон, телевизор, радио и т. д.);
  • зажгите свечи (свеча – проводник положительной энергии, усиливающей действие произнесенных слов).

После ритуала потушите свечу, поблагодарите Бога и поцелуйте иконы.


Молитва читается перед Рождеством


Ритуал можно провести наедине


Зажгите свечи пред святыми образами

Какая польза от сорокоуста и когда его нужно заказывать?

Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.

В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».

Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».

Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.
И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.

Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.

Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.
Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее. » Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.

Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.

Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).

Сорокоуст о здравии

Что такое сорокоуст?

Сорокоуст — это молитвенное поминовение, которое совершается в Церкви сорок Божественных Литургий подряд. Еще в Писании сказано, что наш Господь — Бог всех живых, для Бога нет умерших, поэтому обращаться к Господу можно и с молитвой о покойных и с просьбой о выздоровлении дорогих нам людей.

Читайте также:
Псалом 39: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Сорокоуст о здравии состоит из бескровной жертвы. В этот момент священник, совершающий сорокоуст, принимает частичку из богослужебной просфоры, произнося имя болящего человека или покойного, если вы подаете сорокоуст об упокоении.

Молиться можно, как и о наших близких, которые ныне живут, но страдают от болезни, так и об упокоении тех, кто уже перешел в мир иной.

Как правильно заказать сорокоуст о здравии

Церковь не совершает Божественные Литургии ежедневно, для этого существуют определенные дни, поэтому в будни такое поминовение, как сорокоуст о здравии не совершается. Это надо учитывать, особенно, если сорокоуст о здравии подается в период Великого поста. В храме, где Божественная Литургия совершается по определенным дням, чтение сорокоуста о здравии может продлиться несколько месяцев.

Когда во время чтения сорокоуста о здравии читают имена людей, о которых молятся, многие, подавшие прошения прихожане, начинают волноваться — услышат ли имя своего близкого. Священники не советуют думать об этом во время молитвы, потому что так людям посылаются искушения «вдруг нас обошли вниманием». Бог знает имена тех, о кот просят во время сорокоуста о здравии и ничего не перепутает. Если вам показалось, что имя не перечислили, это не значит, что Господь не принял бескровной жертвы.

Кроме сорокоуста существует и другой вид поминовения болящих — Неусыпаемая Псалтирь. Неусыпаемая Псалтирь, в отличие от сорокоуста о здравии обычно читается в монастырях, где есть определенные условия для этой молитвы и необходимое количество монахов, ведь это прошение читается непрестанно. «Сильной» или «слабой» молитвы в данном случае быть не может. Силу молитве предает истинная и крепкая вера в исполнение нашей просьбы.

О ком можно подавать требы

Подавать требы можно только за крещеных православных людей. Такие строгие правила Церкви связаны с тем, что Господь уважает свободу воли человека и никого не приводит к себе силой. Если человек сам не хотел стать членом Церкви, жить церковной жизнью, то, вероятнее всего, ему бы не понравилось, что за него молятся. Поэтому Церковь установила определенные правила, уважающие волю самого болящего и усопшего, выбравшего свой путь.

Если вы не уверены в вероисповедании человека, вы можете сами помолиться о нем, как в храме, так и келейно, но подавать сорокоуст за него нельзя.

О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).

Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя).
Аминь.

Подавать сорокоуст о здравии можно за:

  • Крещеного;
  • Православного;
  • Болящего человека.

Болезнь — не обязательное условие, чтобы помолиться о здравии, вы можете заказать сорокоуст и за близкого, которого просите оградить от недугов.

  • о детях до семи лет: «младенец»
  • о детях после семи лет: «отрок»
  • о военнослужащем: «воин»
  • о больном: «болящий» или «страждущий».

Читайте также — Молитва Отче наш

Заблуждения и мифы о сорокоусте

  • Не стоит думать, что сорокоуст о здравии принимается вместо лекарство. Магическое понимание сорокоуста не имеет отношение к его реальному смыслу. Мы молим Бога, подаем прошение Церкви и приносим бескровную жертву в надежде, что Господь поможет нашему близкому побороть недуг. Но важно помнить, что только Господь знает лучшее для души человека и заказ сороуста о здравии — это не безусловная гарантия вызоровления.
  • Многие ошибочно считают, что подавать сорокоуст можно только об упокоении, поэтому подать сорокоуст о здравии — плохая примета. Это не так. Можно молиться и о здравии, кроме того, в Церкви нет места суевериям.
  • Считается, что 40 в сорокоусте — просто «счастливое число», на самом деле, оно появилось не случайно. В нем скрывается два числа- четыре и десять (четыре стороны света, символизирующие полноту) и десять — символ окончания. В Священном Писании число 40 встречается нередко. Моисей 40 дней водил народ по пустыне. Наш Господь Иисус Христос держал сорокодневный пост и молитву.
  • Подавать сорокоуст надо лично — еще один миф. Сейчас можно заказать сорокоуст в храме и монастыре онлайн. Это очень полезно для тех, кто по состоянию здоровья и сам не может придти в храм, но хочет заказать сорокоуст о здравии своих близких. Форма прошения в данном случае не играет роли.
  • Суеверные люди считают, что если подать сорокоуст об упокоении врага, в то время, как человек еще жив, обидчика ждут неприятности. Церковь не может поддержать это намерение, потому что христианство учит совершенно другому. Единственный, кто пострадает от такого поступка — душа человека, который заказал сорокоуст, желая причинить вред, а не помочь человеку.
  • Существует заблуждение, что сорокоуст о здравии надо заказывать одновременно в трех храмах или семи церквях, но это — не более, чем суеверие.

Если вы заказали сорокоуст о здравии и больной пошел на поправку, не забудьте прочитать и благодарственную молитву Святого Иоанна Кронштадтского: Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Сыне единородный безначального Отца, Едине исцеляяй всякий недуг и всякую язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и во славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Что такое сорокоуст о здравии и как правильно его заказать

Что такое сорокоуст

В православной церкви сорокоустом называют 40-дневный молебен за здравие или упокой. Как правило, поминовение осуществляют во время Божественной литургии, принося Господу бескровную жертву. Совершая проскомидию, священнослужитель подготавливает Святые Дары для Таинства Евхаристии и читает молитвы за христиан, имена которых были поданы ему в записках. Называя каждого упомянутого, батюшка вынимает из просфор маленькие кусочки, а по окончании ритуала опускает их в чашу с вином. Так, частички хлеба символизируют души мирян, а вино – очистительную кровь Спасителя.

Читайте также:
Молитва об успокоении души и сердца - сильные православные молитвы о душевном спокойствии

Совершая проскомидию, священнослужитель читает молитвы за христиан

Если Божественная литургия служится ежедневно, то сорокоуст длится ровно 40 дней. Однако не во всех церквях Причащение проводится так часто. Иногда молитвенное поминовение может растянуться на несколько месяцев вплоть до полугода.

Интересно, что число 40 неслучайно появилось в названии требы. Оно состоит из двух частей: 4 и 10. Первая означает четыре стороны света, а последняя – символ окончания. Также эта цифра неоднократно встречается на страницах Святого Писания:

  • именно столько лет Моисей водил иудейский народ по пустыне;
  • Великий пост Иисуса Христа перед Его служением народу длился ровно 40 суток;
  • сорок дней Спаситель являлся Своим ученикам после чудесного Воскрешения.

Сорокоуст заказывают, как правило, во время физической болезни кого-то из родных или близких. Однако смысл молебна – в первую очередь спасти человеческую душу, а не тело. Одной молитвы для выздоровления может оказаться мало. Параллельно ей необходимо вести праведный образ жизни, усмирять свои страсти, бороться с искушениями и регулярно исповедоваться.

Видео «Что такое сорокоуст?»

В этом видеосюжете священнослужитель рассказывает о значении молитвенного поминовения.

Правильный заказ сорокоуста о здравии

Заказать молитвенное поминовение можно в любом храме, при этом его длительность будет зависеть от того, насколько часто там служится литургия. Чтобы подать прошение, необходимо составить список имен поминаемых, а затем передать его священнику. Записку нужно составлять правильно:

  • вверху подпишите «О здравии»;
  • в столбик разборчивым почерком укажите тех, за кого следует молиться;
  • лучше если это будут имена, данные при крещении (обязательно в родительном падеже);
  • одна записка должна содержать не более 10 имен.

Согласно церковному уставу, все требы, проводимые в храме, бесплатны. Однако за сорокоуст следует обязательно внести пожертвование. Чаще всего цена сообщается батюшкой во время передачи записки, но иногда заплатить позволяется столько, сколько вы считаете нужным.

Очень часто прихожане волнуются, что имена их родных и близких не будут упомянуты во время службы. Священнослужители уверяют, что не стоит переживать по этому поводу, поскольку Всевышнему прекрасно известно, кого надо помянуть о здравии.

Альтернативой сорокоусту может послужить еще одна треба – Неусыпаемая Псалтирь. Она совершается только в монастырях определенным количеством монахов, которое требуется для непрерывного чтения молитвы.

Священники не разделяют молитвенные поминовения о здравии на слабые и сильные. Поможет молебен или нет, зависит только от того, насколько сильна вера просящего.

О ком можно подавать требы

В записках на сорокоуст дозволяется указывать имена лишь тех людей, которые прошли обряд крещения по православным традициям. Если человек атеист или приверженец другой веры, совершать за него требу запрещается. Это обусловлено тем, что церковь уважает осознанный выбор и не навязывает свои правила тем, кому они чужды.

Молитвенное поминовение о здравии можно заказывать не только во время болезни. Часто записки на сорокоуст подаются за здорового человека, чтобы оградить его от возможной опасности. Каким бы ни был повод, на листочке необходимо указать не только имя, но также проблему или просьбу, которую нужно решить. Священники также советуют дополнить список некоторыми пометками:

  • младенец (дети младше семи лет);
  • отрок (ребенок старше семилетнего возраста);
  • воин (человек, проходящий военную службу);
  • болящий (страдающий недугами);
  • путешествующий;
  • заключенный;
  • непраздная (беременные женщины).

Заказать молитвенное поминовение можно в любом храме

Заблуждения и мифы о сорокоусте

Главное заблуждение, касающееся молитвенного поминовения за здравие, заключается в отождествлении требы с лекарством от всех болезней. Часто из уст прихожан можно услышать отзывы, как сорокоуст спас их родного человека от смертельной болезни. Однако следует помнить, что конечный результат зависит только от воли Божьей. Мирянам не дано знать путей Господних, а потому слепо надеяться, что молебен исцелит всех страждущих, не стоит.

Среди людей, далеких от церкви, бытует мнение, что сорокоуст может быть только за упокой. Те, кто плохо знаком с православными догматами, считают молитвенное поминовение о здравии дурным знаком. Подобное суеверие ничего общего с действительностью не имеет. Более того, требу можно заказывать даже за здорового человека.

Не менее распространен миф о том, что сорокоуст нужно заказывать только самолично, принеся записку в храм. Сегодня, когда у всех есть доступ к интернету, это можно сделать не выходя из дома. Достаточно посетить веб-страничку церкви и подать соответствующее прошение.

Сторонники черной магии, чтобы навредить своим врагам, часто пишут в записках за упокой имя живого человека. Принято считать, что после совершения требы на поминаемого нападут жизненные неприятности или тяжелая болезнь. Однако священники просят не волноваться праведных мирян, поскольку единственный, кому грозит опасность от подобного поступка – это сам просящий.

Молитвенное поминовение о здравии можно заказывать не только во время болезни

Некоторые верующие заказывают сорокоуст сразу в нескольких храмах. Они объясняют это тем, что чем больше поминается человек, тем сильнее молитва о его здравии. Церковь не разделяет такой подход, так как не существует сильной или слабой молитвы – все зависит от веры молящегося.

Читайте также:
Псалом 139: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Сорокоуст о здравии является мощной молитвой, способной поддержать или даже исцелить больного человека. Однако подобные требы – вовсе не панацея. Чтобы молебен пошел на пользу, мало прочесть несколько строк из молитвослова. Важной частью любого обращения к Всевышнему остается сильная вера, чистая душа и открытое сердце.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сорокоуст о здравии

Для духовной помощи православному христианину в нашей Церкви существует множество треб и служб. Одной из очень популярных молитвенных обращений к Богу является сорокоуст о здравии. Что же это такое и чем он отличается от любой другой молитвы?

Что такое сорокоуст

Сорокоуст — это особое церковное поминовение, совершаемое по просьбе православного христианина. Суть его заключается в том, что в течение 40 дней каждый раз, когда служится литургия, священник в алтаре вынимает частичку из просфоры за каждого человека, имя которого подано на сорокоуст.

Далее все вынутые частички погружаются в Чашу с Кровью Христовой, над которой читается специальная молитва с прошением омыть грехи каждого человека, который был поминаем. В конце службы чаша с этими частицами выносится на причастие, и прихожане приобщаются одному из наибольших дарованных человечеству чудес — Телу и Крови Христовой.

  • Какие молитвы читают перед Причастием
  • Об исповеди

Важно. Такое поминовение в алтаре с последующим причастием — это наиболее полная вовлеченность человека в церковное богослужение.

Поскольку каждый раз на литургии в алтаре приносится бескровная жертва, символизирующая жертву Христову за весь род человеческий, приобщение к этому священнодействию имеет большое духовное значение.

Очень часто у новоначальных христиан возникает вопрос, почему подобная молитва совершается именно 40 дней, а не какой-либо другой промежуток времени. Дело в том, что 40 дней — символичный временной отрезок в христианском вероучении.

Из Евангелия мы знаем, что Иисус Христос, уйдя в пустыню, постился и молился именно этот промежуток времени; многие святые подвижники совершали свои молитвенные бдения также 40 дней; после смерти человека его душа проходит испытания именно 40 дней, после чего определяется ее участь. Все это свидетельствует о том, что 40-дневная молитва действительно имеет особый смысл и особое значение.

Когда заказывается сорокоуст за здравие, имеется в виду не только лишь физическое здоровье перечисленных людей. Любая молитва направлена, прежде всего, на спасение души человека, поэтому все прошения к Господу надо соизмерять с их духовной пользой. Под здравием души понимается ее очищение от грехов, стремление человека к богоугодной жизни, борьба со своими страстями. Без подобной кропотливой работы будут бессмысленны все молитвы и заказные требы, потому что Господь Бог не может помочь человеку без его на то свободной воли.

Как и когда правильно заказывать сорокоусты за здравие

Как правило, в одной записочке принято указывать не более 10 имен. Имена принято писать в родительном падеже. К примеру, текст записочки может выглядеть следующим образом:

  • Марии;
  • Александра;
  • Варвары;
  • Владимира и сродников.

Также за каждое имя предлагается внести денежное пожертвование на содержание храма. Пожертвование может быть как фиксированной суммой, так и на усмотрение прихожан — в зависимости от порядков, заведенных в конкретном храме.

Для более глубокого понимания сути сорокоуста стоит знать, о ком можно подавать записки. Следуя строгим церковным канонам, данное молитвенное делание совершается только лишь за членов Церкви Христовой. А ими являются люди, которые ведут христианскую и церковную жизнь, участвуют в богослужениях и, что особенно важно, в Таинствах. Так, согласно церковным канонам, человек, без серьезной причины пропустивший три подряд литургии считается выпавшим из церковного общения и церковной жизни.

Поскольку после вынимания частиц из просфоры они потом претворяются в Тело Христово, грехи данного человека символично искупляются Христовой жертвой на кресте. Но если человек, имя которого подано на поминовение, сам не хочет быть спасенным и не стремиться к этому, жертва Христова получается бессмысленной. Господь Бог не может спасти человека без его личного желания и волевого усилия к исправлению своей жизни.

Внимание. Ввиду вышесказанного, церковные каноны требуют подачи на 40-дневное поминовение имен лишь воцерковленных христиан. Но современная жизнь вносит свои коррективы, и если строго следовать всем канонам, то в церкви останутся единицы. Конечно, к канонам стоит стремиться как к идеалу, но и делать скидку на немощи современных людей. Поэтому сейчас допускаются для поминовения на сорокоусте практически все, главное правило — человек обязательно должен быть крещенным в православной церкви.

Еще о молитвах за здравие:

Поскольку мы никогда не знаем, какими путями Господь ведет человека, вполне может оказаться, что вот такая поданная записочка на сорокоуст станет маленьким стартом, который по-настоящему приведет человека в храм и к Богу.

Заблуждения и мифы о сорокоустах

Широкое распространение церковных треб привело к тому, что они стали объектом различных заблуждений, а порой и намеренного кощунственного использования. Нужно очень внимательно следить за своей жизнью и ни в коем случае не допускать неблагоговейного отношения к любой церковной молитве.

Так, в народе твердо бытует убеждение, что если заказать сорокоуст в трех церквях, то эффект от него будет сильнее. Иногда еще можно встретить рекомендацию заказать требу в семи храмах. Такая погоня за внешним обрядом больше похожа на какое-то магическое действие, нежели на православную молитву.

Действительно, в Еванегелии сказано, что «Где двое или трое собрались во Имя Мое, там и Я посреди них». Именно на этих словах Господа нашего Иисуса Христа основан опыт церковной соборной молитвы. Да и поминовение одного и того же человека на алтаре сразу нескольких храмов имеет большое духовное значение. Но при этом все же не стоит забывать, что в христианстве никогда форма не имеет большего значения, чем внутренний смысл.

Читайте также:
Молитва Матроне Московской от порчи и сглаза - прошение святой о защите от врагов и приворотов

При заказе сорокоуста в одном или нескольких храмах стоит помнить, что церковная молитва вовсе не отменяет личного покаяния и стремления к Богу. Только лишь если сам человек прикладывает усилия к изменению своего образа жизни, если стремиться жить по-христиански — тогда ему будет польза от подачи записочек в храм.

Другое частое заблуждение, связанное именно с сорокоустом, это молитва за врагов. Действительно, Господь завещал нам молиться за наших врагов и обидчиков и почитать их нашими добродетелями. Но очень часто встречается мнение, что если заказать сорокоуст о здравии своего врага, то ему бумерангом вернется все зло, причиненное человеку. Т.е. церковная треба в данном случае используется как некий инструмент мести. Конечно же, такое отношение недопустимо. За врагов нужно и можно молиться, только простив их и не держа на сердце зла. Тем более нельзя просить у Господа возмездия за нанесенные обиды.

Ну и наконец, стоит сказать о намеренном кощунстве при использовании молитв. Очень многие колдуны и маги, которых появилось сейчас великое множество, специально в своих практиках используют православные молитвы или атрибутику. Несведущих христиан это может ввести в заблуждение — если человек молится и имеет дома иконы, значит он православный. К сожалению, далеко не всегда это так. Поэтому стоит избегать людей, практикующих различные оккультные или магические обряды, даже если в них используются иконы или призывы посетить храм. Такие практики не только не несут пользы, но могут очень серьезно повредить душе человека, а последствия придется искупать всю оставшуюся жизнь.

Сорокоуст о здравии: что это такое, когда нужно заказывать его

Чтобы оказать духовную поддержку православным верующим в церкви предлагаются различные виды служб и треб. Пожалуй, наибольшей популярностью среди прочих обращений к Господу пользуется сорокоуст о здравии. Что это такое, когда необходимо его заказывать и в чём его отличие от прочих молитв? Предлагаю прояснить все эти вопросы в данном материале.

Сорокоуст о здравии – что это такое?

Сорокоуст – выступает особенной разновидностью церковного поминовения, которое совершают по запросу верующего. На практике сорокоуст заключается в том, что на протяжении 40 суток каждый раз при служении божественной литургии, святой отец в алтаре будет доставать частичку из просфоры за всех тех людей, чьи имена обозначаются сорокоустом.

Затем все извлечённые частички отправляют в Чашу с Кровью Спасителя. Над нею произносят специальный молебен, прося отмыть прегрешения каждого поминаемого человека. К завершению служения чашу с частичками выносят на причастие, прихожанам даётся возможность приобщиться к одному из величайших чудес – Крови и Плоти Спасителя.

Важный момент. Сорокоуст и последующее за ним причастие свидетельствуют о максимальном участии верующего в церковной жизни.

Каждый раз, когда в процессе литургии на алтаре приносят бескровную жертву (символ жертвы Иисуса за грехи всего человечества), люди, принявшие участие в данном священном действии, приносят себе большую духовную пользу.

Новички в христианской религии вполне могут задаться вопросом, откуда взялось число «40 дней» для чтения сорокоуста. Почему не взяли любой иной временной отрезок? И на этот вопрос есть ответ, если обратиться к Книге всех времён – Библии. В ней 40 земных суток – считаются весьма символичным временным отрезком, по христианскому мировоззрению:

  • как гласит Евангелие, Иисус на протяжении 40 дней находился в пустыне, где держал пост и читал молитвы;
  • 40-дневные молитвенные бдения совершались и многими другими святыми личностями;
  • по христианской вере, когда человек умирает, именно к 40 дню его душу определяют в то либо иное место.

Поэтому совсем неудивительно, что в церкви нередко используется число 40, а молитва сорокоуст в течение сорока дней обладает глубоким символическим значением.

Важный момент. Сорокоуст о здравии призван не просто улучшать физическое состояние человека, но и заботиться о его вечной душе. Необходимо помнить про духовную пользу данного действа.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Что имеется в виду, когда говорится «забота о душе»? Сюда входит избавление от прегрешений, желание человека жить богоугодной жизнью, сопротивление своим низменным страстям. И если верующий не будет постоянно кропотливо трудиться над собой – ему невозможно помочь никакими мольбами и подношениями.

Правильный заказ сорокоуста о здравии

Прежде всего, обратите своё внимание на тот факт, что в храме не проводят Божественные Литургии каждый день. Они проводятся по специально отведённым для этого дням. Так, к примеру, вы не сможете заказать сорокоуст о здравии в будние дни. А в церквях, в которых Божественную Литургию выполняют в конкретные дни, процесс чтения сорокоуста про здравие нередко затягивается на пару месяцев.

Распространённое волнение подавших прошение прихожан проявляется, когда при проведении сорокоуста священник начинает произносить имена людей, за которых следует молиться. Люди переживают, чтобы невзначай не забыли про их близкого, проигнорировав его имя.

Здесь стоит прислушаться к рекомендациям святых отцов, которые заклинают не смущать свой беспокойный ум подобными мыслями во время молитв. Господу хорошо известно, о ком было прошено при сорокоусте о здравии, поэтому можно не волноваться на этот счёт. Даже если вдруг чисто случайно нужное имя и не произнесут – это вовсе не означает, что Бог не принимает бескровную жертву.

Читайте также:
Милосердия двери отверзи нам: текст молитвы на русском языке

Сорокоуст о здравии – это не единственная молитва об исцелении больных. Также можно обратиться за помощью к Неусыпаемому Псалтирю. Разница между последним и сорокоустом про здравие заключается в том, что Псалтирь, как правило, читают в святых обителях монахов. Ведь для неё важно соблюдение определённых условий, например, чтобы монахов было ровно столько, сколько нужно и ни человеком меньше, так как данную молитву следует произносить без перерывов.

Если вы не знаете, на каком из двух вариантов остановить свой выбор, то просто помните, что не существует такого понятия как более «сильная» или «слабая» молитва. Определёнными качествами её наполняет искренняя, сильная вера человека, который молится.

Давайте теперь выясним, как можно заказать сорокоуст о здравии при храме? Для этого вам необходима свечная лавка, у продавца которой и следует выяснить особенности богослужений данного конкретного места. Затем берёте бумажный лист, в его верхней части подписываете «О здравии», а потом перечисляете имена всех тех, за кого должны помолиться на службе.

Обычно допускается в одном листе обозначать имена не больше, чем десяти людей. Для записи имён используется родительный падеж. Например, записка сорокоуста о здравии будет иметь такой вид:

  • Татьяны;
  • Леонида;
  • Ирины;
  • Александра и сродников.

Потребуется совершение денежного пожертвования за все имена, которое пойдёт на содержание церкви. В некоторых храмах называют фиксированную сумму, а в других размер пожертвования полностью произволен и зависит лишь от желания прихожанина.

За кого можно молиться сорокоустом о здравии?

Священники спешат предупредить, что заказ треб допускается исключительно за тех христиан, которые были крещены в православной церкви. Объясняется это тем, что Бог уважительно относится к свободе воли человека, никого не принуждает верить с помощью силы. А уж если у страждущего не было желания обратиться к христианству, то, очень большая вероятность, что он не одобрил бы молитв за себя. Исходя от чего, в церкви действует ряд правил, которые уважают волю болеющего либо умершего и его выбор.

Если вы не знаете, к какому вероисповеданию относится человек, а он сам не может вам этого рассказать – вознесите за него искреннюю молитву Всевышнему в церкви, но не заказывайте сорокоуста о здравии.

А данная молитва может использоваться для:

  • верующих православных христиан;
  • тех, кто был крещён;
  • болеющих.

При этом следует помнить, что совсем не обязательно дожидаться болезни, дабы заказать Божественную Литургию. Вполне можно сделать это и за человека, пребывающего в добром здравии с целью защитить его от возможных проблем со здоровьем.

Также отсутствуют какие-либо ограничения для подачи сорокоуста про здравие: его можно заказывать, когда у вас возникнет на то потребность или желание и нет лимитов в его временных рамках. Заказывая сорокоуст, обязательно запишите имя страждущего, которое было дано ему в процессе крещения, обозначьте его проблемы, от которых просите избавиться, либо, например, это может быть упокоение души.

В большинстве церквей советуют дополнять сорокоуст соответствующими пометками, а именно:

  • о младенце – для малыша, возрастом меньше 7 лет;
  • об отроке – для ребёнка, которому больше 7 лет;
  • о воине – про военнослужащего;
  • о болящем или страждущем – для того, кто страдает от недугов.

Популярные мифы про сорокоуст

  1. Нельзя сравнивать сорокоуст о здравии с волшебной пилюлей. Ведь люди очень часто любят много чего «накручивать», не понимая верно истинного смысла тех либо иных действий. Когда заказывается сорокоуст, приносится бескровная жертва Богу, то просящие надеются, что Бог непременно исцелит страждущего от патологии. Но в действительности лишь Господу известно, как будет лучше всего для человеческой души, а нам остаётся только молиться и верить в лучшее.
  2. Некоторые люди почему-то думают, что сорокоуст может подаваться лишь про упокой души, а о здравии его заказывать – дурной знак. Это всего лишь суеверие, к которому нет смысла прислушиваться.
  3. Обязательно нужно самолично заказывать сорокоуст. Вариант довольно распространённого мифа. На самом деле в мире развитых информационных технологий у вас есть возможность даже обратиться за помощью через интернет. Для этого нужно зайти на сайт церкви или монастыря. Подобный способ будет очень полезным тем, кто из-за состояния здоровья не в силах самостоятельно дойти до храма, но желает сделать заказ сорокоуста про здравие кого-то из близкого окружения. Неважно, каким образом вы будете совершать прошение, главное – иметь настоящую веру и желание помочь.
  4. У магов и мистиков существует такой обряд как подача сорокоуста про упокой своего врага за живого человека. Якобы, тогда человек, на которого сделали данное действо, должен столкнуться с неприятностями. В храме не дают объяснений такому намерению, ведь в христианской вере проповедуются совершенно иные ценности. Но единственное, что можно утверждать наверняка – единственному, кому вы навредите обозначенными действиями, так это только лишь себе самому и своей душе.
  5. По ещё одному распространённому мифу, сорокоуст про здравие следует заказать не в 1, а сразу в 3 либо даже в 7 храмах – чтобы результат был лучше. Указанное мнение является не чем иным, как народным суеверием.

Важный момент. Вы заказывали сорокоуст про здравие и человек после этого начал поправляться? Обязательно обратитесь с молитвой благодарности к Святому Иоанну Кронштадтскому.

Теперь вы знаете, сорокоуст о здравии – что это и как его заказывать. В завершение просмотрите тематическое видео:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: