Задонский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Задонск. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

Храмы монастыря:

Другие постройки и сооружения:

10. Архиерейский корпус (2004 г.)
11. Северный келейный корпус (1853 г.)
12. Келейный корпус (XIX в.)
13. Настоятельский корпус (1864 г.)
14. Гостиничные корпуса (1824-1838 гг.)
15. Келейный корпус (XIX в.)
16. Келейный корпус (XIX в.)
17. Служебные и хозяйственные постройки
18. Ограда (XIX в.)
19. Северные ворота
20. Западные ворота
21. Внутренние ворота
22. Хозяйственные ворота
23. Башни ограды (XIX в.)
24. Некрополь
25. Памятник Тихону Задонскому (2005 г.)
26. Водонапорная башня
27. Туалеты

  • Лучшие фотографии (2)
  • Все фотографии (55)

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Из исторических источников известно, что вследствие склонности к невозмутимому уединению в 1620 году два благочестивых старца московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим пришли за реку Дон, в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы, и, выбрав удобное место, поселились здесь, имея при себе твердую охранительницу, драгоценное сокровище – святое изображение с чудотворной иконы Владимирской Богоматери, оригинал которой находился в Москве в Кремлевском Успенском соборе. Именно эти старцы и явились первыми основателями Задонского монастыря. Они избрали правый берег по течению реки Тешевки и навсегда поселились здесь. В дошедших до нашего времени копиях писцовых книг говорится: «За рекою Доном монастырь Тешевский. а церковь поставлена, и в церкви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима».

Название Задонский остается и до сих пор, так как в селении Тешевке в 1779 году учрежден был уездный город, который стал называться Задонск. Богородицким он называется в честь Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. Таково было начало основания монастыря.

В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь сгорели, но храмовая икона Владимирской Божьей Матери, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Обнаружение этой чудодейственной благодатной силы, проистекающей от честной иконы Владимирской Божьей Матери, еще более усилило веру молящихся пред нею.

С 1693 по 1697 год настоятелем Задонской обители игуменом Трифоном была сооружена вторая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери на месте прежней сгоревшей, а также были восстановлены все прежние монастырские постройки. В 1736 году настоятель игумен Ефимий II (в схиме Евсевий) приступил к строительству первой каменной церкви с двумя приделами; главный престол был освящен в 1741 году в прежнее наименование Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Правый придел – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, а левый – во имя Евсевия, епископа Самосадского. Также игумен Ефимий построил на западе переднюю часть каменной ограды, ворота которой вели внутрь монастыря. Напротив соборной церкви была сооружена каменная колокольня в готическом стиле, которая примыкала своей передней стороной к западной ограде; внутри колокольни на первом этаже был устроен храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни были построены в два этажа кельи с кладовыми для настоятеля и казначея, а также были приобретены ризница и престольная утварь. До революции от этой утвари оставались серебряный напрестольный крест со святыми мощами и Евангелие. Слава Задонской обители особенно возросла в связи с именем Святителя Тихона I Соколовского, который в 1769 году, в Великий пост, переселился сюда, оставив Воронежскую кафедру по любви к безмятежному житию и безмолвию.

С 1798 года в монастыре строятся новые здания, возобновляются прежние, как то: каменная Владимирская церковь украшается настенной живописью, обновляются кровли, отделываются служебные дворы, вновь напротив соборной церкви на восточной стороне строятся на каменном фундаменте одноэтажные кельи для настоятеля, а также братский каменный двухэтажный южный корпус. Далее за ним оканчивается каменная ограда, по бокам которой находятся две башни, из которых одна – на южной стороне монастыря – существовала до последнего времени. С учреждением уездного города Задонска с 1779 по 1802 год уездное казначейство и другие присутственные места помещались в монастырских зданиях. Из всего этого видно, что монастырь в конце XVIII столетия был богат зданиями и что домашние средства были вполне достаточны для поддержания как внутренней жизни, так и внешнего благолепия в обители.

В 1803 году храм Владимирской Богоматери был весь заново расписан; напротив каменного двухэтажного братского корпуса, находящегося на дневной стороне, построенного в 1798 году, был построен другой двухэтажный каменный корпус с северной стороны монастыря для размещения приезжих богомольцев. Впоследствии корпус этот был обращен на кельи братии, а при построении нового соборного храма совсем уничтожен.

В 1806 году архимандритом Иннокентием на восточной стороне монастырского двора была построена новая братская трапезная. Это было каменное здание новейшей архитектуры с колоннами и украшениями, алебастровыми фигурами. При этой трапезной находились хлебопекарня и кухня. Именно из этой трапезной впоследствии была устроена теплая зимняя церковь.

В 1815 и 1816 годах заново были перестроены настоятельские кельи, построенные в 1802 году, а также братская трапезная и другие строения. В 1817 году к нижнему двухэтажному каменному корпусу, выстроенному архимандритом Тимофеем, были сделаны пристройки: с восточной стороны – двухэтажное каменное здание для Вознесенской церкви, внизу – кельи для больницы, а в 1818 году было пристроено в симметрию Вознесенской церкви, с западной стороны того же корпуса в тождественном фасаде, каменное трехэтажное здание для духовного училища; в нижнем этаже и в среднем – помещения для учеников, а в верхнем – для наставников.

Читайте также:
Церковь Покрова Богородицы в Нижней Ореанде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1824 году были заложены предполагаемые здания по плану воронежских архитекторов. И перед началом данного дела 16 июля после Божественной литургии настоятель с братиею и со святыми иконами прибыл к месту «закладки». После водоосвящения в основание был положен четвероугольный белый камень, покрытый для прочности чугунной доской, со следующей надписью: «Царствование благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича самодержца всея России тщанием настоятеля архимандрита Самуила, 1824 года июля 16 дня». В этом же году до 30 сентября из земли был выведен фундамент и окончен цоколь. Когда в 1820-х годах раскопали землю этой колокольни, то нашли, как говорит предание, огромную могилу человеческих костей. Это явление подтвердило историческое сказание о страшных событиях времен татарщины и междуцарствия, оставивших печальные следы в этой местности. В 1825 году при поступлении дополнительных средств в обители снова было возобновлено строительство колокольни и гостиных корпусов, были обновлены иконостасы, произведены другие незначительные работы внутри монастыря.

1835 году преемником Самуила архимандритом Иларием, с помощью собранных им сумм, была окончена монастырская колокольня и в том же году 21 августа была освящена архиепископом Антонием XI. Колокольня эта была устроена отдельно от соборной церкви. Первый этаж с восточной и западной стороны имел колонны, а с северной и южной были пристроены корпуса гостиниц. В среднем этаже находился храм Святителя Николая Мирликийского, освященный в 1838 году. Под этим храмом располагались главные святые ворота для торжественных ходов и для встречи знатных посетителей, ведущие внутрь монастыря; над ними с подъезда в арке находилось изображение двух ангелов, держащих образ Святителя Николая с надписью: «Радуйся Николае великий чудотворче!» Вообще архитектура колокольни была легкая и воздушная. Там было 11 колоколов. Первый из них был отлит в 1846 году и весил 307 пудов, второй 120 пудов, третий вседневный 70 пудов; все колокола весили 601 пуд. В числе них находился малый колоколец, который был найден в 1815 году в земле на месте пустынки на Донщине в городище.

По обеим сторонам колокольни была расположена гостиница для богомольцев. Каждое из этих зданий, исключая колокольни, имело в длину 16 сажень, а с колокольнями длина составляла 42 сажени. Данная гостиница имела 78 келий.

В свое время монастырь отделялся от гостиного двора особенною каменною высокою оградой, построенной игуменом Елфимием XI в 1830 году. В этой ограде находилось двое ворот: одни напротив самой колокольни (и нового Владимирского собора), а другие, более официальные, от подъезда к гостинице, – открывали весь внутренний двор монастыря. От этих же ворот отходил тротуар, который по обеим сторонам был обсажен пирамидальным душистым тополем и вел прямо в теплый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Эта одноэтажная каменная церковь была переделана из бывшей братской трапезной попечительством архимандрита Илария в 1834 году. По перенесении сюда из пещеры гроба Святителя Тихона в боковых стенах были проделаны арки. Деревянный свод храма поддерживался внутри восемнадцатью деревянными колоннами, отштукатуренными под мрамор. Церковь эта была трехпрестольная: главная – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с правой стороны – во имя Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, с левой – преподобных Антония и Феодосия Пещерских. В 1862 году храм этот, как не соответствующий количеству приходящих богомольцев и пришедший в ветхость, был разобран, тогда же была построена, на месте прежней, новая, теплая, светлая, великолепная церковь, освященная также во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами по бокам.

Церковь Святителя Николая в колокольне была отделана внутри в 1838 году, там был поставлен иконостас. Также в 1838 году вокруг монастыря была закончена каменная ограда, строительство которой было начато в 1836 году. В правой и левой стороне, вдоль западной ограды, были устроены двое больших ворот с восьмью колоннами, предназначавшихся для обыкновенных входов; от этих ворот в арке открывалось живописное изображение старцев Кирилла и Герасима – первых основателей монастыря. Именно от этих ворот по обе стороны и шла каменная ограда вокруг монастыря.

В 1839 году было решено построить новый соборный храм напротив новопостроенной в 1836 году колокольни, несколько отступив к северу от ветхого Владимирского собора, а также предполагалось разобрать и другие здания, которые находились в полуразрушенном состоянии, и вместо них поставить двухэтажный корпус келий.

В 1841 году возникла угроза полного разрушения Владимирского храма. Новый каменный великолепный соборный храм был окончен в 1853 году. Автором проекта был не кто иной как выдающийся архитектор К.А. Тон.

В 1845-1853 годах по проекту архитектора К. Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве) был построен новый пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году были обретены нетленные мощи Святителя Тихона.

Читайте также:
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1861 году 13 августа состоялось его прославление. На торжественное открытие его мощей собралось около 300 тысяч паломников, при населении города Задонска в 7 тысяч. У мощей святителя совершилось множество благодатных исцелений.

К началу XX века Задонский монастырь представлял совой целый городок, состоящий из 6 Храмов, колокольни, странноприимного дома, больницы, аптеки. двух кирпичных заводов, одного свечного, церковноприходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек. Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного образа Божьей Матери и от мощей святителя Тихона, привлекали тысячи паломников. Первоклассный Задонский монастырь занимал 7-е место в России.

В революционное время Задонский монастырь пострадал одним из первых. 20 января 1919 года специальная комиссия положила начало разграблению, разрушению и закрытию монастыря. На его территории разместились различные производственные службы города.

Но вот, милостью Божией, в 1990 году Владимирский собор и часть построек были переданы в ведение Русской Православной Церкви. В день памяти Святителя Тихона Воронежского, Задонского чудотворца – 26 августа 1990 года – в нем состоялось первое архиерейское богослужение. Сегодня наместником монастыря является викарий Воронежско-Липецкой епархии Епископ Задонский НИКОН (Васин). Мощи святителя Тихона и еще 11 подвижников Задонского Богородицкого монастыря находятся во Владимирском соборе обители. Есть скит с источником, который был выкопан самим святителем Тихоном и рядом со скитом и источником – женский монастырь. Это в 15 километрах от самого задонского монастыря, в живописном сосновом бору.

Богородицкий монастырь, 1 класса, в городе Задонске, при реке Тешевке. Основан ранее 1620 года Кириллом и Герасимом старцами Московского Сретенского монастыря. Здесь с 1769 года жил на покое и в 1783 году преставился святой Тихон, бывший епископ Воронежский. Здесь находится знаменитый собор во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1845-1853 года, и зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Соборный храм трехэтажный; престолов в нем восемь. Все святыни монастыря находятся в средней части храма.

За правым клиросом в киоте находится чудотворная Владимирская икона Богоматери, по преданию, благословенная от Сретенского Московского монастыря старцам Кириллу и Герасиму. От нее совершилось много чудес. Святой Тихон питал к ней особое благоговение. Ежедневно перед нею совершаются молебные пения с акафистом. За левым клиросом между столбами, поддерживающими церковный свод, находятся мощи святителя Тихона. Они почивают в серебряной раке (ценность ее 55922 рубля) под серебряною же, вызолоченною внутри, сенью, утверждающеюся на четырех столбах. На крышке раки вычеканенно и вызолочено выпуклое изображение святителя Тихона во весь рост; по бокам раки также вычеканены изображения: кончина святого Тихона, первое обретение его мощей, свидетельствование их перед торжественным открытием и крестный ход в день их открытия. Сребропозлашенная сень вверху украшена кованными из серебра митрой, дикирием и трикирием, которые осеняют крыльями двух херувимов (над главой святителя), и Евангелием, крестом и двумя рипидами, которые держат два херувима (у ног святителя). Купол сени увенчивается крестом. С правой стороны к сени прикреплен в серебряном киоте образ Живоначальной Троицы, художественной живописи, поддерживаемый херувимами; с левой стороны в таком же киоте прикреплен Владимирский образ Божией Матери, поддерживаемый херувимами. С правой стороны столба у левого клироса в изящном киоте хранится мантия святителя Тихона он причащался святым Тайн и в которую был облачен тотчас по кончине, до присылки преосвященным Тихоном II полного архиерейского облачения. Мантию возлагают на трудно больных, которые часто и получают исцеления. Вверху киота стоят две Богородичные иконы — Казанская и Нечаянная Радость; обе эти святые иконы были келейными свидетельницами благочестивых подвигов святителя; над ними находится панагия, принадлежавшая некогда святителю Тихону. Теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы устроена уже по открытии мощей святителя Тихона вместо прежней ветхой и в соответствие с летней Владимирской церковью. В иконостасе левого придела замечательна икона Спасителя, сидящего на престоле, с предстоящими Божиею Матерью и Иоанном Предтечей. Образ этот принадлежал некогда схимонаху Митрофану, который по совету святого Тихона, признававшего образ чудотворным, пожертвовал его в монастырскую церковь.

На левой стороне от входа находится в киоте икона святителя Николая, которая пользуется в народе особенным уважением. Здесь же, на левой стороне, между колоннами, поддерживающими свод, на том месте, где стоял прежде гроб святителя, стоит на возвышении, под деревянным балдахином, серебряная рака, устроенная из прежде бывшего надгробия, пожертвованного покойной графиней А.А.Орловой-Чесменской. В эту раку ежегодно вкладываются мощи святого Тихона по перенесении их из летней церкви, где они и пребывают с 5 октября по 1 мая; при этом сюда же приносятся и чудотворная Владимирская икона Богоматери. На месте погребения святителя Тихона находится небольшой каменный однопрестольный во имя его храм. Он устроен в 1870 году вместо бывшей здесь раньше часовни над могилой святителя. Другой храм святителя Тихона, тоже однопрестольный, устроен на том месте, где была келья Святителя. Он устроен в 1865 году. Вне монастырской ограды, с южной стороны, над источником, находится каменная часовня, устроенная в 1869 году на месте древней. Здесь пребывает с Преполовения по 1 октября вторая чудотворная Владимирская икона Богоматери, также почитаемая народом. Ежегодно 13 августа совершается крестный ход с обнесением мощей святителя Тихона вокруг монастыря. При монастыре школа, странноприимный дом, больница и 2 убежища — для престарелых женщин из благородного звания и для нижних воинских чинов, а также свечной завод.

Читайте также:
Храм Успения Богородицы в Вешняках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

В небольшом городе Задонске Липецкой области, на левобережье реки Дон возвышается Задонский Рождество-Богородский монастырь.

Этот мужской монастырь был основан двумя выходцами из Сретенского монастыря города Москвы, Герасимом и Кириллом. В 1692 году во время пожара были полностью сожжены все постройки и архивы монастыря. В 1697 году были закончены работы по восстановлению утраченных зданий.
В 1846 году разбирая старую деревянную Владимирскую церковь рабочие обнаружили частично разрушенный склеп, где покоился Святитель Тихон. Его тело поместили в другую гробницу, которую поставили в храме.В начале 20-го века Задонский Богородицкий монастырь состоял из шести храмов, странноприемного дома, колокольни, аптеки, больницы, двух кирпичных и свечного заводов, а также церковно-приходской школы.

В 70-х годах прошлого века на территории этого монастыря расположился консервный завод со складами для хранения его продукции.

В настоящий момент Задонский Богородицкий монастырь является действующим, он полностью восстановлен. Его братия состоит из 200 послушников, а также 60 монашествующих.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. (Монастырь Тихона Задонского)

Задонский монастырь называют Русским Иерусалимом, а святителя Тихона русским Златоустом.

Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске.

В самом городе заблудиться трудно — он небольшой, и кресты Задонского монастыря видны со всех его точек.

Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха – Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери.

Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. На данное время Задонск и его окрестности имеют четыре монастыря, которые находятся на отдалённости не более 2х км. друг от друга и только один монастырь удалён от города на 7 км. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря .

Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.

С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов.

Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России .

Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов ( Собор Владимирской иконы Божией Матери • Колокольня с церковью Николая Чудотворца • Церковь Тихона Задонского и Игнатия Богоносца • Церковь Рождества Богородицы • Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» • Надвратная часовня • Церковь Тихона Задонского • Часовня-купальня на источнике ), странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.

В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы.

Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители – Владимирского собора – началась новая эпоха в истории Задонского монастыря.

Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы.

Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.

В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился Святитель Тихон был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному Синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I.

В дальнейшем для установления факта обретения мощей была создана комиссия, в которую входили митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московский Покровского монастыря Паисий, два человека из Задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая ими было засвидетельствован факт нетленности мощей и облачения Святителя Тихона. После этого Священный Синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа. Прошение Александр Николаевич подписал так: « Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр ».

Читайте также:
Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Расписание богослужений:

3.00 – ранняя Литургия (в Великие праздники и в воскресные дни)

6.00 – ежедневно утренние молитвы

6.40 – молебен с акафистом

7.30 – Литургия, исповедь

10.00 – молебен о здравии с освящением воды, панихида

12.00 – молебен свт. Тихону Задонскому у его мощей

17.00 – вечернее богослужение

На территории монастыря имеется гостинный дом поломника с очень строгим режимом пребывания в нём.

Нахождение внутри дозволяется только с 12 до 16, поскольку к 16.30 надлежит прийти ко Всенощной (однако сама Всенощная в 17), к 22 – вернуться, в 22.30 всё электричество отключается .
Но наиболее интересным для нас пунктом был тот, что извещал об обязанности в 5.30 утра покинуть помещение Дома паломника. Новыми красками это предписание играет тогда, когда знаешь, что начало Литургии в 7.30.

К монастырю относится множество скитов. Есть скиты с Афонским уставом, который, очевидно, оказался так хорошо переработан на русской земле, что приезжающие со Святой горы монахи не выдерживают его строгости и едут обратно.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, Москва

Один из старейших московских храмов, посвященных Богоматери — Храм Успения Богородицы в Вешняках. Вешняково — место известное с XVI века, именно эти места связаны с именем известного русского государственного деятеля — Федора Ивановича Шереметьева, который в 1644 году и основал здесь Успенскую церковь.

История постройки

Богородица всегда была особо почитаема как в православном христианстве, так и в католическом. Для женщины она первая заступница, для матери — помощница. Ей, Пресвятой Деве, возносят молитвы те, кто отчаянно нуждается в помощи и успокоении души. Наверное, по этой причине в России так много церквей, посвященных Матери Божьей.

Другие храмы в честь Успения Богородицы:

Известно, что Федор Иванович Шереметьев, будучи высокого положения в правительстве, в середине XVII века дал обет, согласно которому и была выстроена Церковь Успения Пресвятой Богородицы. С началом строительства Шереметьев отказался от почетной должности и вскоре принял постриг и новое имя — Феодосий.

С этого времени и до конца своих дней главной его задачей стала забота о храме. К началу 1734 года строительство храма было окончено, и долгое время храм не нуждался в реставрации.

Однако в советский период, как и большинство церквей, храм был разграблен большевиками. И, несмотря на то что в храме до последнего дня велись службы, в 1940 году, накануне Великой Отечественной войны, здание церкви по решению власти было передано под мастерские и военные склады. Лишь спустя 2 года после победы наших войск в войне, в 1947 году в Успенском храме возобновились службы.

Более того, благодаря местным жителям в тяжелые для церкви годы, были спасены и главные реликвии собора — 3 старинные иконы.

Современное состояние

Здание храма, заложенного еще в XVII, сохранилось до наших дней, однако, постоянно нуждается в ремонте и реконструкции. Так, в начале двухтысячных началась реставрация храма, в этот период был укреплен фундамент, покрыта медью крыша и отреставрирована вся храмовая живопись. Были изготовлены новые колокола.

Совсем недавно, в 2014 году к иконе Богоматери был выполнен оклад из жемчуга и драгоценных камней.

Описание

За 300-летнюю историю, храм несколько раз был реставрирован как внутри, так и снаружи. Во время таких работ, под верхним слоем краски внешних стен было обнаружено целых 9 слоев различного цвета краски, что дает основание для предположения, что в разное время церковь была окрашена как в изумрудный, так в бордовый и многие другие цвета.

Величие Успенского собора подчеркнуто его архитектурными особенностями — он выстроен в два придела, а третий ярус венчает колокольня.

Внутреннее убранство собора представлено фресками, написанными еще в XIX веке.

Деятельность прихода

В настоящее время в храме ведутся службы, также большое внимание уделяется социальной деятельности. Служители и волонтеры из прихожан храма ведут работы по реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков людей, помогают им путем веры в Господа прийти к чистой, свободной от зависимостей жизни.

Также при храме работает воскресная школа для детей, функционирует молодежный клуб.

Святыни

Среди почитаемых в храме святынь известен иконописный образ Спаса Нерукотворного, прихожане храма оставляют у этой иконы более всего свечей. Считается, что этот образ, после молитвы, исцеляет от тяжелых недугов.

Среди других чтимых икон Храма Успения Богородицы можно назвать:

  • икону «Уверение Фомы»;
  • Тихвинский образ Божией Матери;
  • икону «Взыскание погибших»;
  • Иверскую икону Богоматери;
  • икону «Несение креста».

Престольные праздники

Кроме основных ежедневных служб, в Успенском соборе проходят дополнительные богослужения в дни престольных праздников:

  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы;
  • Воскресение Христово (Пасха);
  • 2 августа — день пророка Ильи;
  • 22 мая и 19 декабря — праздник Николая Чудотворца;
  • 25 января — день почитания святой Татианы — покровительницы студенчества.
Читайте также:
Желтоводский Макарьевский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятельницы и святыни

На заметку! Считается, что в перечисленные дни молитвы святым более сильны и чудотворны.

Как добраться

Храм Успения Богородицы находится в Москве, на улице Юности, д. 17. Добраться до него можно как на метро, так и на автобусе.

Проехав до станции метро «Новогиреево» можно всего за 10-20 минут дойти пешим ходом до храма, но можно проехать на 21 автобусе до остановки «Петровский рынок — Платформа Новогиреево».

Богослужения

Ежедневно в храме Успения Богородицы в Вешняках проходят богослужения. В будние дни утренняя литургия начинается в 8.00, по выходным и церковным праздникам — в 7.00 и 10.00. Вечернее богослужение по будням и выходным начинается в 17.00.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках (Москва)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках — православный храм Рождественского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Вешняки города Москвы. Близ храма расположено Вешняковское кладбище.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность прихода
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Успенская церковь расположена на территории старинного поместья Вешняково, впервые упоминающегося в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково связано с фамилией Шереметевых.

Успенская церковь была построена Фёдором Ивановичем Шереметевым в 1644—1646 годах по обету. В эти годы Ф. И. Шереметев занимал одно из ключевых мест в российском правительстве. В 1646 году он ушёл в отставку, а в 1649 году принял иноческий чин в Кирилло-Белозерском монастыре и назван был в постриге Феодосием.

Храм возвышался на высоком подклете, окружённом с трёх сторон галереей, первоначально открытой. Вместо купола здание храма завершалось шатром. Через несколько лет после окончания основного строительства было принято решение пристроить к храму симметричные приделы, также увенчанные шатрами. В 1655 году Патриарх Никон, к которому обратились за разрешением на строительство, в храмозданной грамоте отметил, что «…главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». Патриарх Никон был противником шатровых храмов и предписывал строить новые церкви «о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». В конце XVII века к храму была пристроена колокольня, в 1734 году её надстроили и увенчали шпилем.

В течение более чем 300-летней истории Успенской церкви её несколько раз реставрировали изнутри и снаружи. На одном из участков внешней стены во время последней реставрации было обнаружено девять слоёв охры и три слоя масла. Среди цветов, в которые был выкрашен храм, присутствуют бордовый, красный, изумрудный, темно- и светло-жёлтый.

Успенскую церковь окружает старое приходское кладбище, на котором похоронены жители близлежащих сел — Кусково, Вешняково, Выхино, Вязовка, а также те, кто поселился здесь позднее, когда в связи со строительством в 1880 году Рязанского направления железной дороги село постепенно превращается в крупный пригородный посёлок Вешняки.

22 мая 1922 года большевики вывезли из храма множество церковных ценностей, включая драгоценные чаши, сосуды, дарохранительницу, напрестольные кресты и Евангелие. Успенская церковь была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году. В военные годы в здании храма был оборудован военный склад и ремонтные мастерские. 25 января 1947 года в храме были возобновлены богослужения. Несмотря на все трудности, удалось сохранить часть церковных ценностей, в том числе старинные иконы. Часть икон сильно пострадала от сырости и перепадов температуры, так как до этого хранилась на колокольне. После проведённой реконструкции холодный верхний храм становится тёплым, зимним. В 1951 году на отремонтированной колокольне была установлена чаша со шпилем.

Деятельность прихода [ править ]

  • Воскресная школа

При храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках действует воскресная школа для детей и взрослых.

Воскресная школа для взрослых проходит по субботам с 14:00

  • Молодежное объединение

Молодёжное объединение при Успенском храме называется МПО «ЛЕГИОН». У объединения существует определённый актив, и мы продолжаем набирать молодежь. Сфера занятий нашего молодежного объединения охватывает: спортивные (футбол, различные турниры по легкой атлетике), волонтерские (сбор материальных средств и вещей для нуждающихся, дежурства на церковных/светских мероприятиях), социальные (посещение приютов, детских домов, больниц, а также субботники, митинги) и развлекательные мероприятия (походы на просмотры православных фильмов в кино и обсуждения их с христианской точки зрения, паломническое поездки и экскурсии и многое другое), а также принимает участие в мероприятиях при Синодальном отделе по делам молодежи (например: флешмобы, различные мероприятия, связанные с указаниями святейшего Патриарха, социальные мероприятия).

При храме существуют свои внутренние регулярные мероприятия для молодежного объединения:

– Для юношей: тренировки и официальные игры мини-футбольного клуба «ЛЕГИОН»

– Для девушки: кулинарный кружок

– Общее: библейский кружок (ответственный – алтарник Ложкин А.В) и киноклуб.

Ответственный за молодежное объединение: диакон Андрей Овчинников, телефон: 8-906-766-45-37, страница в соцсети.

Храм Успения Богородицы в Вешняках

Храм Успения Богородицы в Вешняках тесно связан с историей боярского рода Шереметевых. Именно представитель этого рода – Федор Иванович Шереметев – возвел в 1644-1646 гг. по обету (обещанию пред Богом) с позволения Патриарха Иосифа на принадлежащих ему землях бывшей пустоши Вешняково церковь в честь Христова Воскресения. Это было каменное строение в дониконовском стиле, имевшее 2 этажа и увенчанное шатром. Его окружали гульбища (открытые галереи), соединяющие храм с высокой шатровой колокольней. В подклете был устроен нижний храм – Успения Пресвятой Богородицы, по которому называют эту церковь и сегодня. Был здесь также и придел самого почитаемого на Руси святого – Николая, Мир Ликийских (город, где святой при жизни был епископом) Чудотворца.

Читайте также:
Казанский храм в Ростове-на-Дону: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Впоследствии храм неоднократно перестраивали наследники рода Шереметевых – Одоевские и Черкасские. В 1656 г. князь Никита Одоевский заложил кирпичом верхнее гульбище, пристроив 2 придела, в один из которых (правый) вынесли алтарь в честь святителя Николая, а другой (левый) освятили во имя св. апостола Иакова, небесного покровителя внука Ф.И. Шереметева, «почившего в Бозе» в 1650 г. в иноческом чине (с именем Феодосий). Хотели и приделы завершить шатрами, но Никон, восшедший к тому времени на патриарший престол и следивший за строительством храмов лично, распорядился главы на приделы установить круглые (уж очень не любил Владыка шатров). Так и получилось, что шатровый основной храм окружили круглыми луковками придельных построек.

В 1732-1734 гг. существенной перестройкой храма занялся другой наследник Шереметевых – императорский канцлер князь Алексей Михайлович Черкасский. Он решил изменить его в модном тогда стиле европейского барокко. Успели сильно видоизменить колокольню, но на том пыл князя и угас.

В 1743 г. Вешняково снова вернулось во владение непосредственно Шереметевых.

Колодец со святой водой у стен храма
и погост

В 1759 г. вместо шатра над колокольней появился высокий тонкий шпиль и больше никаких перестроек на ней не делали, тогда как сам храм многажды реставрировали и расширяли. Он пережил нападение французов, был переосвящен в 1838 г., расширен в 1867 г., отремонтирован в начале ХХ в.

В 1922 г. не миновало храм Успения Богородицы в Вешняках изъятие церковных ценностей (проще говоря – прямой грабеж, прикрытый благородными лозунгами), но закрыли его одним из последних в Москве – в 1940 г. Прихожане из соседних деревень Выхино и Низовки потихоньку разобрали часть церковного имущества по домам (унесли даже Царские Врата, закрывавшие вход в алтарь).

Нижний (Успенский) храм внутри

Впрочем, бездействие было недолгим с точки зрения истории. Уже в 1947 г. Успенский храм в Вешняках снова открыл двери для верующих. Случилось это 25 января – в день памяти великомученицы Татианы, покровительницы студентов, в честь которой в храме есть переносной престол в нижнем (Успенском) храме.

Люди стали возвращать сбереженные иконы. Вернули на законное место после длительных уговоров и Царские Врата. К сожалению, некоторые из икон, те, что не были разобраны жителями, долгое время хранились на колокольне и были практически уничтожены сыростью. Зато другие после реставрации вернулись в иконостас. Сохранились и фрески храма, написанные в XVIII-XIХ вв.

Шатер храма и
шпиль колокольни

В 1951 г. колокольня получила новое завершение в виде чаши со шпилем на конце.

Сегодня главный престол верхнего храма в Вешняковской церкви освящен в честь Воскресения Словущего, 2 его придела – во имя свт. Николая и пророка Илии, имеется и переносной престол в честь ап. Иакова Заведеева. Нижний храм посвящен празднику Успения Богородицы, левый его придел в боковой галерее – прп. Сергию Радонежскому, приставной – вмц. Татиане.

В церкви множество святынь и особо чтимых икон (некоторые – письма XVII в.). Среди них самообновившаяся (просветлевшая) прямо на глазах людей икона Божией Матери «Взыскание Погибших», Тихвинская икона Богородицы, некогда спасенная от немецких захватчиков из-под Смоленска, образ Спаса Нерукотворного, прославившегося чудом исцеления, Иверской иконы Богородицы. Не так давно храму был пожертвован довольно редкий образ Спасителя «Несение Креста».

Обложка журнала «Святой родник»

В царские времена храм этот неоднократно посещался коронованными особами, в том числе и Екатериной Великой, и Александром III. В 2003 г. во время празднования юбилея дома Романовых был отслужен благодарственный молебен в честь этого семейства, на котором присутствовали руководители Российского Дворянского Собрания.

Хочется добавить, что в настоящее время в храме ведется огромная работа с молодежью, для чего организована «Веишняковская дружина», оказывается помощь наркозависимым, которой занимается группа «Вдохновение», прихожане храма сплочены общиной милосердия, помогающей всем нуждающимся. Работает воскресная школа, выпускается издание для детей «Православный лучик» и журнал «Святой родник».

МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ ХРАМ В КОСИНЕ

Московский храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино

Московский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в Косине Московской епархии

Возведение и благоустройство

Косинский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы стал плодом трудов купца Дмитрия Александровича Лухованова, который купил разорённое французами село в 1814 году и принял на себя заботы о всестороннем возрождении жизни Косина. Новый владелец прекратил дело о закрытии прихода, обеспечил Никольскую церковь и причт денежным вкладом, на собственные средства построил для всего причта дома, оказал необходимую помощь беднейшим крестьянам в восстановлении их жилищ и домашнего хозяйства. В 1818 году Дмитрий Александрович начал главное дело своей жизни – возведение двух каменных храмов: Успенского и Никольского. Первым был заложен обширный летний храм в честь Успения Божией Матери с приделом во имя апостолов Петра и Павла и хорами. 28 мая 1822 года Косинский приход посетил митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов), осмотревший строительство Успенского храма. В 1823 году строительные работы были завершены и 3 июля того года он был освящён.

После освящения храма работы продолжились – в 1823-1826 годах была возведена отдельно стоящая колокольня с Никольским храмом на первом этаже, а в 1827 году – освящён второй придел во имя Живоначальной Троицы. В 1826 году в Успенском храме молились за Божественной литургией императрица Мария Фёдоровна и великая княгиня Елена Павловна, о чем свидетельствует надпись на мраморной доске, находящейся на западной стене храма. В 1839 году Косинские храмы были обнесены каменной оградой с железными решетками, с пятью башнями-бойницами и двумя железными воротами. 18 августа 1841 года Косинский храмоздатель Д. А. Лухманов скончался и, согласно завещанию, был погребён в построенном им Успенском храме, у западных входных дверей, о чем гласит надпись на надгробной плите. В 1869-1884 годах стены внутри храма были украшены живописью.

Закрытие и поругание

В 1920 году богоборческие власти постановили изъять оклады с чудотворных Косинских икон стоявших в Успенском храме – Косинской иконы Божией Матери и местночтимого образа святителя Николая Чудотворца. Крестьяне умолили местную власть “не раздевать” святыни, но спустя некоторое время, ночью, неизвестные, пропилив решетки в окне с южной стороны Успенского храма, выкрали оклады. Крестьяне собрали серебряные монеты и создали новые оклады, но их вскоре постигла та же участь. Духовенство Косинских храмов подверглось репрессиям; в 1930-х годах здесь служили священномученики отцы Евгений Васильев и Алексий Смирнов. В конце 1939 года с куполов церквей были сброшены кресты, а к 1940 году последовало запрещение богослужений. Храмы были закрыты, церковные ценности конфискованы.

В храмах поначалу оставалось немало утвари, но с течением времени она была или разворована, или уничтожена. Иконы срывали со стен и жгли тут же, возле храмов, на берегу Белого озера. С колокольни сбрасывали колокола и разбивали, но два небольших колокола сохранились. Во время Великой Отечественной войны Косинские храмы использовались под производственные помещения: Успенский храм был приспособлен под склад продукции мастерской по изготовлению керосиновых ламп, которая разместилась в соседнем Никольском каменном храме.

За время войны храмы не претерпели разрушения и в 1950 году были переданы под краеведческий музей. В Успенском храме началась “реставрация”, ставшая продолжением его разорения. Так-как “реставраторы” думали, что в стенах храма спрятаны ценности, они стали ломать стены и вскрывать чугунные плиты на полу. В то время был также уничтожен иконостас и украдены уцелевшие иконы. Была вскрыта и могила храмоздателя Д. А. Лухманова. Не обнаружив клада внутри храма, стали ломать храм снаружи, в результате чего была полностью разрушена крытая каменная галерея. Затем неожиданно “работы” были прекращены, а устройство музея перенесли в Ново-Иерусалимский монастырь.

В 1951 году храмы были переданы под склад двум московским областным театрам. В Успенской церкви хранился реквизит Областного театра Драмы.

В 1957 году, в связи с тем что Косинская трикотажная фабрика начала строительство нового корпуса, была снесена часть каменной ограды и две угловые башни с южной стороны Успенского храма. В это же время подверглись разрушению и две угловые башни с северной стороны; с церковного кладбища разворовывались дорогие надгробные памятники. В течение многих лет в бывших храмах протекали крыши, отчего страдали росписи. К 1974 году, когда крыши были починены, в Успенском храме от прежнего убранства сохранилась только часть стенных росписей и сломанное центральное паникадило. Лестница на хоры была сломана, в стенах зияли дыры.

Возрождение

В середине 1970-х годов власти приняли решение о реставрации храмового комплекса в Косине. Работы начались в 1977 году, причём основное внимание уделялось ремонту Успенского храма. Ввиду его замечательных аккустических данных его готовили под концертный зал, который решением Моссовета был открыт в 1987 году. Некоторое время здесь проходили концерты, но вскоре создались условия для возрождения полноценной церковной жизни в храме. В 1990 году Русской Православной Церкви был возвращён Никольский храм в Косине, при котором быстро сложился приход.

21 апреля 1992 года Церкви были возвращены и два другие храма в Косине: Успенский каменный и вновь выстроенный деревянный. Успенский храм был вновь освящён малым чином в Великий Четверг, 23 апреля того же года. Чин освящения был совершен настоятелем Косинского прихода протоиереем Михаилом Фарковцом с приходским духовенством. С этого времени Косинские храмы – Успенский, Никольский колоколенный, а с 1993 года также Тихоновский – служили единому приходу с центром при Успенской церкви. 2 июля 1992 года чудотворная Косинская икона Божией Матери была перенесена из Никольского храма Косина в Успенский, где пребывала с тех пор. За годы настоятельства отца Михаила храмом было возвращено былое благолепие; настенная роспись была по возможности восстановлена или же выполнена заново. Силами Косинского прихода был обустроен домовый Пантелеимоновский храм в городской клинической больнице № 15, действовавший как приписной с 1995 года. Затем близ Косинских храмов в 1999 году была построена водосвятная часовня во имя святителя Филарета Московского, также приписанная к приходу. В том же году был освящён и второй приписной больничный храм прихода – церковь во имя святителя Алексия Московского, при психоневрологическом интернате № 26. Наконец, в 2001-2003 годах приписным был также вновь устраеваемый приход в Некрасовке. Была возрождена традиция особых крестных ходов на Святое озеро Косина.

Архитектура и убранство

Кирпичный храм с белокаменными украшениями построен в характерном для начала XIX века стиле ампирного классицизма. В плане имеет форму круга с вписанным крестом. Над средокрестием, имеющим форму восьмигранника, поставлена купольная ротонда, увенчанная главой. Рукава креста, расположенные по сторонам света, завершаются портиками тосканского ордера. В храм ведут трое дверей: с северной, западной и южной сторон. С наружной стороны храма от северного до южного входа проходила крытая каменная галерея – гульбище.

В дореволюционную эпоху храм отличался особо благолепным внутренним убранством. Для двух чудотворных икон в иконостасе главного алтаря Успенского храма были устроены особые возвышенные места – справа для Косинской иконы Божией Матери и слева – для иконы святителя Николая. Наряду с главными косинскими святынями особо чтимой была икона Всех Святых, находившаяся в иконостасе Петропавловского придела: икона была особо замечательна тем, что в нее был вставлен позолоченный серебряный крест с мощами святых угодников Божиих. Кроме того, частица святых мощей находились в напрестольном кресте, в особо устроенном ковчеге, хранившемся на престоле.

Духовенство

Настоятели

  • Иоанн Померанцев (? – 1921) прот.
  • Сергий Багрецов, свящ.
  • Александр Русинов (1923 – ок. 1929) прот.
  • Сщмч. Евгений Васильев (? – 1936)
  • 1990 – 1992 – настоятель Московского Никольского храма в Косине
  • Михаил Фарковец (1992 – 21 декабря 2007) прот.
    • Димитрий Бабьев (2007 – 20 июня 2011) прот., и/о настоятеля
  • Димитрий Бабьев (c 21 июня 2011) прот.
  • Священники

    • Александр Речменский (1902 – 1909) свящ.
    • Сщмч. Алексий Смирнов (ок. 1934 – 1938)
    • Вениамин Левкин (с 1995 – упом. ок. 2016) свящ.
    • Василий Форкавец (с 1997 – упом. ок. 2016) свящ.
    • Феодор Яновский (с 2005 – упом. ок. 2016) свящ.
    • Сергий (Лебедев) (с 2013 – упом. ок. 2016) иером.
    • Михаил Кривошеев (с 2015 – упом. ок. 2016) свящ.
    • Игорь Урсков (с 2014 – упом. ок. 2016) свящ.

    Диаконы

    • Александр Речменский (1900 – 1902)
    • Сщмч. Иоанн Смирнов (1926 – 1937)
    • Иоанн Розанов (упом. ок. 1929)
    • Димитрий Бабьев (1994 – 1998)
    • Василий Форкавец (1995 – 1997)
    • Феодор Яновский (1997 – 2005)
    • Михаил Кривошеев (2002 – 2015)
    • Игорь Урсков (2007 – 2014)
    • Димитрий Иванов (с 2015 – упом. ок. 2016)

    Святыни

    • чудотворная Моденская (Косинская) икона Божией Матери (дарована Косинскому приходу в 1717 г.; возвращена 2 июля 1991 г.)

    Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Москва)

    Среди большого количества разнообразных храмов России данный красив не только своим внешним видом, но и местоположением. Большое количество туристов приезжают посмотреть на это чудо в русском стиле. Появление храма Пресвятой Богородицы в Петровском парке тесно связано с Анной Дмитриевной Нарышкиной. Ведь это именно она выступила с прошением о его возведении в парке недалеко от своей дачи, а заем и выделила средства на его постройку.

    История

    Храм был построен в 1844-1847 годах архитектором Ф. Рихтером на средства и по инициативе А. Д. Нарышкиной.

    В 1830-х годах среди москвичей стало модным приобретать дачи в Петровском парке. Среди владельцев дач была и действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, основательница Благовещенского храма. Анна Дмитриевна похоронила свою единственную дочь — графиню Марию Булгари, а летом 1841 года на даче в Петровском парке скончалась и ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки.

    Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е. Д. Тюрину. Его вариант — храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом — представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором Николаем Павловичем. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф. Ф. Рихтер. В основу его замысла лёг один из обследованных им храмов — церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. В разработанном Рихтером проекте над крыльцом возвышался столп колокольни с параболическим куполом. Эта необычная деталь на чертеже была перечеркнута (не исключено, что самим императором). В окончательном варианте купол колокольни сделан шатровым, и глава храма изменена на традиционную луковичную.

    7 апреля 1844 года недалеко от Петровского дворца, на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда, состоялась закладка храма. 24 августа 1847 года был верхний, Благовещенский, храм был освящён.

    В 1899 году верхний храм был заново расписан, вызолочен иконостас и возобновлены иконы, после чего 4 июля храм вновь освятили. 18 марта 1901 года на колокольне установили колокола. 29 ноября 1904 года центральный престол освятили в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

    Точной даты закрытия храма не известно: предположительно это произошло в 1934 году. Здание было передано академии имени Жуковского, которая располагалась в бывшем Петровском дворце, и превращено в склад мебели и продуктов. Основным разрушениям храм подвергся в 1950-60-е годы, когда были разобраны его ограда и крыльцо, сняты кресты и главы, в помещении храма надстроены вторые ярусы, заложены арки. Колокольню приспособили для устройства подвесного крана. Все деревянные церковные дома были уничтожены, а в кирпичном доме причта разместилась ГАИ районного УВД. На стрелке улиц построили пивной бар.

    25 сентября 1991 года, после долгих переговоров, Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви. Церковь была приписана к приходу святителя Митрофана Воронежского. 29 сентября в нижнем храме впервые за долгие годы состоялась Божественная литургия.

    Церковное здание было восстановлено под руководством приходского архитектора С. Я. Кузнецова. Храм, приделы и колокольню увенчали золочёные главы. На фасаде были помещены мозаики работы В. И. Антипкина — изображения Московских святителей Филарета и Тихона. Было восстановлено крыльцо, заново устроен белокаменный портал. В честь 2000-летия Рождества Христова на колокольне был установлен новый колокол. Была проделана большая работа над внутренним убранством храма, устроены новые иконостасы. В нижнем этаже отреставрирована стенная роспись, а в куполе верхнего храма сделан мозаичный крест. В верхнем храме и приделах Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и преподобных Ксенофонта и Марии со чадами выложены гранитные полы. В доме причта была проведена реконструкция и надстроен третий этаж.

    13 сентября 1997 года состоялись торжества в честь 150-летия храма. Перед Божественной литургией патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископы Истринский Арсений и Солнечногорский Сергий, а также епископ Орехово-Зуевский Алексий освятили полным архиерейским чином все четыре престола возобновлённой церкви.

    Храм был передан в собственность Русской Православной Церкви распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве №249 от 16 марта 2021 года.

    Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке

    Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
    Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

    Храм Благовещения Пресвятой Богородицы Девы Марии

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    От сердца, исполненного светлой радости о Восставшем от Гроба Спасителе, всех вас приветствую этими жизнеутверждающими словами и поздравляю с праздником праздников — Пасхой Господней.

    Ныне мы призываемся на великий пир веры, на великое торжество духа.

    Единородный Сын Божий, пришедший в мир, претерпевший страдания и смерть на кресте, велением Небесного Отца победоносно восстал от гроба! Иисус воскрес — и «поглощена смерть победою» (1 Кор.

    15:54)! Он воскрес — и радуется вся Вселенная! Господь упразднил ад и сокрушил власть диавола. И все это совершил Человеколюбивый Бог, дабы усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Еф. 1:4-5; 7).

    Победа Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию.

    Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти).

    Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке.

    Сегодня, когда мир все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи (см. Лк.

    Как часто нам, погруженным в суету и тревоги повседневности, недостает духовной зоркости, чтобы распознать преображающую силу Божественного присутствия в нашей жизни! Но пасхальный период — совершенно особая пора. В эти дни даже сам воздух как бы пропитан ни с чем не сравнимой пасхальной радостью, а любовь и милосердие Божии обильно изливаются на каждого человека.

    Входя в торжество сего дивного и светозарного праздника, мы призваны не только словом, но и делом убедительно свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса.

    Поделимся же с окружающими радостной Евангельской вестью, подарим нашу любовь, заботу и внимание близким, сотворим добро тем, кто нуждается в нашей помощи и утешении.

    В Москве расположено большое количество православных церквей и храмов, часть которых уцелела во времена массового закрытия и перестроек при Советском Союзе, часть была отстроена заново позднее. К первым относится храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Найти его можно на севере Москвы неподалеку от Петровского путевого дворца — это церковь у метро «Динамо».

    История создания

    История храма началась в 1841 году, когда действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина обратилась к императору Николаю I и митрополиту Филарету с просьбой: ей хотелось построить возле своей дачи храм.

    Ее дача располагалась на территории Петровского парка, названного так в честь дворца. Последний был построен во второй половине XVIII века и являлся последним местом остановки при въезде императорского поезда в Москву.

    После войны с Наполеоном территорию вокруг дворца превратили в живописный парк, выделив под это 65 га земли. Благодаря близости к императорскому дворцу и удобному месторасположению место стало популярно для гуляний, а в первой половине XIX века российские аристократы начали возводить тут дачи.

    Приняв во внимание необходимость церкви вблизи дач дворянства, император и митрополит одобрили просьбу Нарышкиной.

    Первоначально храм должен был быть двухъярусным, с 2 колокольнями и галереями. Однако он слишком походил внешне на Петровский дворец, и Николай I не одобрил его.

    Проект передали Федору Рихтеру, но и его первый проект император отклонил. Архитектор предлагал построить здание по мотивам коломенского храма Иоанна Предтечи — со столпообразной колонной и параболическим куполом.

    Принят был только второй проект, и в 1844 году начали строительство, которое закончили через 3 года. Деньги были выделены Анной Дмитриевной. В начале ХХ века храм приобрел новые колокола и дополнительную пристройку. Расширение произвели на деньги прихожан.

    В 1916—1917 годах художник Бороздин расписал стены и своды.

    В документах обозначено лишь время с 1970 по 1990 года: в храме был размещен склад, в котором хранилось подъемное оборудование, из-за чего пришлось разобрать часть колокольни и убрать купола.

    Также пострадали крыльцо и ограда — последнюю заменили на забор с колючей проволокой.

    Однако уже в сентябре 1991 года храм Благовещения Пресвятой Богородицы был передан РПЦ, была открыта академия Патриархии. Ремонт и реставрация были завершены к началу сентября 1997 года — к 150-летию храма.

    Храм сегодня

    Сегодня храм является действующим и принадлежит московской городской епархии. Он относится к Всехсвятскому благочинию, которое объединяет храмы САО столицы. Здание является объектом культурного наследия.

    Помимо богослужений, в храме ведутся занятия для детей и взрослых:

    1. Воскресная школа для детей от 5 лет и взрослых. Уроки включают в себя Закон Божий, английский и немецкий языки, живопись, плетение бисером, театральный кружок, занятия на музыкальных инструментах (флейта и фортепиано) и пение (клиросное), а также поделки и аранжировка цветов.
    2. Евангельские встречи для молодежи: на них могут присутствовать лица до 40 лет. На встречах участники изучают и обсуждают Евангелие и разбирают жизненные ситуации через него.
    3. Клуб «Отчий дом»: он проводит встречи для всей семьи. Клуб предлагает обучение живописи и графике, клиросному пению, рукопашному бою и основам первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. Также проводятся развивающие занятия и игры для детей, устраиваются регулярные мастер-классы по различным видам танцев (народным, историческим и бальным).
    4. Певческая школа: на занятиях изучают хоровое пение, сольфеджио, богослужебный устав и церковнославянский язык.
    5. Танцевальная студия для детей (от 3 до 12 лет) и взрослых «Танец весны»: производится обучение балету, историческим и бальным танцам.

    Также при храме действуют гимназия «Свет» и детский дом «Павлин», военно-патриотическая школа, детский лагерь (православный), школа трезвости, сестричество и патронажная служба.

    Также при храме действует православный книжный магазин, в котором можно приобрести книги, журналы, иконы, ткани и разнообразную утварь (четки, кресты, магниты, лампады, посуду и другое).

    Внешний вид

    Храм построен в традиционном стиле, имеет один луковообразный золотой купол и шатровую колокольню. В нем два этажа, на втором этаже проводят богослужения летом, так как там нет отопления.

    Храм сразу привлекает внимание необычным цветом: снаружи он окрашен коралловой краской, на которой выделяются скромные и элегантные украшения и колонны белого камня. Также снаружи имеется несколько икон, выполненных в стиле мозаики.

    Современное состояние

    Крестильный храм посвящён настоятелю храма Митрофана Воронежского на Хуторской священномученику Владимиру Медведюку, расстрелянному в 1937 году на Бутовском полигоне
    По проекту архитектора С.Я. Кузнецова на территории прихода возведены крестильный храм во имя священномученика Владимира Медведюка и новомучеников и исповедников Российских, а также Православный просветительский центр. На церковной территории разбит парк.

    Благовещенский храм составляет единый приход с храмом Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской. В приходе действуют служба оглашения и катехизации, катехизаторские курсы, воскресная школа, Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы с патронажной службой, служба милосердия, гимназия «Свет», детский дом и детский пансион семейного типа «Павлин», молодежный клуб и театральная студия «Петровский парк», певческая школа, иконописный класс, мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова, Елизаветинское издательство, мультимедийное издательство «Деоника», приходской сайт «Благодрево», музей, библиотека, радиопрограмма «Благовещение», интернет-библиотека «Благовещение», книжный магазин «Риза», кинолекторий «Прикосновение к христианству», проходят семейные встречи «Отчий дом», выпускается ежемесячный журнал «Календарь». Настоятель прихода возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

    Престольные праздники

    Благовещение Пресвятой Богородицы

    Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: